автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Роль программности в симфоническом творчестве композиторов Татарии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль программности в симфоническом творчестве композиторов Татарии"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУШ ссиг
Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория ии.ю.чайковскиги
на правах рукописи. Бикчурина Флёра Шафигулловнэ
УДК 785.11.4.
ЮЛЬ ПРОГРАММНОСТИ В СИИФОНИЧЕСШ ТВОРЧЕСТВЕ
КОМПОЗИТОРОВ ТАТАРКИ П.00.02 - Кузыкальное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Работа выполнена в Московской государственной двакды ордена Ленина консерватории имени П.И. Чайковского
Кафедра истории советской музыки и музыкальной критики
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущее учреждение:
доктор искусствоведения, доцент Арутюнов.Д.А. доктор искусствоведения, профессор Краукдис. Г.Б.- -
кандидат искусствоведения, доцент Монасыпов Ш.Х.
Горьковская государственная консерватория им.М.И.Глинки
Защита состоится "1С" 0/. /59в _ часов
на заседании специализированного совета Д 092.08.01 по присуждению ученых степеней Московской государст-веннрй дважды ордена Ленина консерватории имени П.И.Чайковского, г.Москва,103871,ул.Герцена, 13.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской консерватории.
Автореферат разослан " 1( " 199 / года. Учёный секретарь специализированного __
Совегз, кандидат искусствоведения:- ^-^уЬ-б^////"^^/«^
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность исследования. Советская сиифоническая музыка, рождённая новыми социально-историческими условиями, вступила в во-сьиое десятилетие своего существования, по праву став в истории мировой музыкальной культуры явлением выдающийся, своеобразный,самобытным.
Великий'Октябрь открыл широкий путь развитию национальных культур. Татарская профессиональная музыка стажа развиваться только после революции. Весьма значительным явлением становится симфоническое творчество. Его роль постепенно всё более и более возрастает. Создаются основные симфонические жанры: от увертюры, сюиты, симфонической поэмы до симфонии. Среди этих сочинений немало произведений глубоко содержательных, представляющих большую художественную ценность.
Татарская музыкальная культурз, как составная часть многонациональной советской культуры, находится в русле основных её тенденция. Иожно утверждать, что программность играет значительную роль в советской музыке в целом. И в настоящее время интерес к программности не ослабевает. Следование в этом отношении традициям русской классической музыки бесспо'рно.
Актуальность предлагаемого исследования обусловлена тем, что программная музыка является важным фактором становления и развития татарского симфонизма и не была ещё предметом специального изучения.
Дедь и задачи исследования. Центральной проблемой является роль программности в симфоническом творчестве композиторов Татарии. В работе поставлены следующие задачи:
- определение программности и её типологии, а также жанровых разновидностей программной музыки, специфических и общих черт, характерных для программных произведении-татарских композиторов;
- показ основополагаюцей роли программности и её эволюции в татарской симфонической музыке;
- г -
- воздействие жанра сситы на формирование программности и симфонизма а целом;
- влияние поэмы на жанр симфонии;
-£ИК»^ародноЯ песни, её бифункциональность в программной музыке: .песня - программа и песня как решащий фактор формообразования;
- рассмотрение особенностей развития симфонической музыки татарских композиторов, как составной части советской многонациональной симфонической культуры на примере программных произведений, а также роли в формировании татарского симфонизма русского классического, советского, западноевропейского симфонизма, песенных жанров, особенно, русской революционной песни и их взаимодействие с национальными истоками, а также взаимодействие программной и непрогранм-ной музыки.
Метод исследования основан на главных положениях марксистско-ленинской встетики, на известных научных трудах советских,русских, а также зарубежных музыковедов, на работах и статьях композиторов,' исполнителей. Кроме того, были использованы литературные источники программных произведений и литературоведческие исследования. Основой аналитического метода явилось раскрытие влияния принципов программности на драматургию, формообразование и тематизи сочинений.
Научная новизна диссертации. В работе впервые делается попытка целостного рассмотрения программной симфонической музыки композиторов Татарии; а также впервые поставлены вышеизложенные задачи исследования. Принципиально новым является рассмотрение роли народной песни в программной музыке Татарии.
Материалом исследования явились практически все программные произведения композиторов республики, как опубликованные, так и рукописные, хранящиеся в основном в домашних архивах композиторов, а также в библиотеках КГК, СК ТАССР, Татгосфилармонии им.Г.Тукая; местная периодическая печать и записи, хранящиеся в фонотеках Гос-
комитета ТАСОР по телевидении и радиовещание. Казанской государственной консерватории.
Обьём и структура работы. Диссертация объёмом в 161 машинописную страницу состоит из введения, трёх глав и заключения. Во введении представлены обзор литературы о симфонической музыке композиторов Татарии, актуальность, цель, задачи, метод, новизна, материал исследования, практическое применение, апробация работы, её структура.
I глава состоит из двух разделов: 1)"Проблемы программности"' и 2) "Обзор симфонической музыки композиторов Татарии в связи с ролью в ней программности".
П глава "Программные сойти. Особенности одноплановой и многоплановой обобщенно-евкетной программности фольклорных сюит".
Ш глава "О программности симфонических поэм и увертюр"' включает четыре раздела: I) "Первая разновидность обобщенно-сюжетной многоплановой программности", 2) "Вторая разновидность обобщенно-сюжетной многоплановой программности", 3) "Обобщенно-сметная одноплано-вая программность", 4) "Обобщенно-несюжетная программность". П и Ш главы включают анализы наиболее значительных программных произведений.
Приложение содержит 46 музыкальных примеров.
Практическое применение. Апробация работы. Написаны статьи, прочитаны доклады и лекции о программной музыке композиторов Тата- •
рии, з также о роли программной музыки в эстетическом воспитании школьников для разного состава слушателей: преподавателей и студентов КГК, учителеп-слунателей факультета искусствоведения общественного университета учителя, школьников и др.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к. защите на заседании кафедры истории советской музыки и музыкальной критики Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им.П.И.Чайковского 31 октября 1989 года.
_ Ц -
Материал работы может быть использован в курсах истории татарской иузыки и музыки народов СССР, а также в лекциях музыкально-образовательного характера.
П. О СЮ ВНР Е СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Глава I. "Проблемы программности". В I разделе дана краткая история теоретического обоснования программной музыки от Ф. Листа до наших дней. Особое внимание обращено на исследования программ, ной музыки, видов или типов музыкальной программности. Обзор свидетельствует о большом количестве теоретических и музыкально-эстетических исследований, посвященных программной музыке, однако,единое мнение по этому вопросу отсутствует. Отсутствует и единое определение программной музыки .Сохраняется её широкая и узкая трактовка. Отсутствует единая типология музыкальной программности. Всё это убеждает в необходимости дальнейшего изучения данной проблемы, .
Программность, как музыкально-эстетическая категория имеет основополагающее значение в формировании инструментальных жанров. Об этом свидетельствует история инструментальной музыки с самых её истоков, ибо первые инструментальные произведешия - переложения известных вокальных сочинений, текст' которых служил своеобразным ключом программной музыки.
Программность - основа инструментальной музыки разных народов.
''Тяготение к программности вытекает из народной эстетики, согласно которой музыка всегда должна "что-то" выражать, это "что-то" чаще всего воплощается в жйзненно-конкретные художественные обрззЛ* Следовательно, мощно утверждать о программности как основополагающем факторе в формировании инструментальных жанров вообще, как народных, так и профессиональных. В связи с этим, на наш взгляд, следует иметь в виду существование программности двух видов: программность народно^ инструментальной музыки и программность профессио-
I.Виноградов B.C. Музыка советского Востока.От унисона к полифонии.
О черки ,-М.; Сов. кош., 1968, с. III.
нальной инструментальной музыки. \
В I разделе главы рассматривается следующие вопросы: фольклор и особенности народной инструментальной иузыки в связи с проблемой програииности; программная музыка и проблемы восприятия; программность и содержательность.
Делаются выводы приведённого обзора теоретических и музыкально-эстетических-исследований, посвященных программной музыке.
В разделе даётся авторское определение программной иузьки: программная музыка - это инструментальная музыка, обладающая ярко выраженной специфичностью музыкальных образов, имеющая название, объявленную (предпосланную сочинению) прогрзмму или эпиграф или только название, четко ориентирующие слушательское восприятие. Специфичность музыкальных образов прграмыных произведений заключается в предельной конкретизации, в органичном'сочетании внемузыка-льного начала с музыкальным.
Следует отметить, что термины программа и программность у одних исследователей подвергаются чёткой дифференциации, у других они часто "взаимозаменяются" и программа выполняет функцию программности.
Очень часто термин программность трактуется как равнозначный термину программная музыка. Исключением является точка зрения 11.Е.Тараканова, рассматривающего программность как особый принцип творчества.
На наш взгляд, программа - это внемузыкальный источник музыкального произведения. Программность в узком смысле - принцип творчества, средство музыкального воплощения программы. В широком понимании программность равнозначна программной музыке.
Предлагается авторская типология программности, хотя она во многом совпадает с типологией, предложенной В.П.Бобровским: I) Обобщенно-несюжетная программность характерна для произведений,
имеющих названия, которые передают какое-либо эмоциональное,психологическое состояние, настроение, впечатление. 2) Обобщенно-сюжетная прграммность. Наличие "идеи сюжета",данной в названии, служит её критерием.
3) Повествовательно-сюжетная программность, в которой (по терминологии С.С.Скребкова) сочетаются "идея сюжета" с "сюжетным событием" (сюжет в данной случае предстаёт как система событий). Определяли» является предпосланная сочинению программа.
4) Имманентная программность. Общеизвестные жанры, часто используемые композиторами, конкретизируют музыку благодаря своей семантике.
5) Синтетическая программность, в которой совершается переход традиционных форм программной музыки к новым её проявлениям в результате "появления нового типа образного музыкального мышления" (Т.Н.Ливанова) с использованием иных внемузыкальных начал, а также различных элементов традиционных типов программной музыки.
Первые четыре типа программности можно условно определить как программность одноплановую, т.е.только обобщенно-несюкетную, только обобщенно-сюжетную и т.д. Но на практике эти типы программности очень редко встречаются в "чистом" виде, особенно обобщенно-сюжетная и повествовательно-сюжетная программность. Чаще они бывают во взаимодействии.(Od этом пишут В.П.Бобровский,E.H.Хохлов и другие исследователи). Это взаимодействие объясняется характе-' ром программ.Следовательно, нужно иметь в виду наличие разных видов программности: одноплановой и многоплановой. В наибольшей степени многоплановость характерна обобщенно-сюжетному типу про-.граммности. В его ранках происходит обновление традиционных форм программности и приближение к синтетическому типу.
В татарской музыке встречаются все названные типы программности, но наиболее характерна обобщенно-сюжетная одноплановая и многоплановая программность.
Зо лторо.1 разделе I главы дан обзор симфонической музыки композиторов Татарии в снязи с аольв в ней программности.
ТАССР была оогзнизована в 1920 году. С этого времени начинается быстрый рост национальной культуры. Происходит формирование татарского профессионального музыкального искусства. Создаётся ряд произведений и -в области инструментальных жанров (увертюры к драматическим спектаклям и увертары концертные).Анализгруя весь хо/ становления татзрско.; профессиональной музыки, нельзя не отметить значительности успехов, достигнутых композиторами Татарии,создавших подлинную национальную иколу.
С 1932 но 1941 годы поч.чляится симфонически^ произведения НЛиганоча, Яруллина (незавершенная симфония) , А.Клсчарёва (симфонические свиты и позмы). В военные годы были созданы симфония Л.Лузафзрова, сюита "Алтынчач" II.Зюганова, "Татарская свита" А.Клв-чарёва, концерт для скрипки с оркестром «(Ддинз.
Десятилетие с 1946 по 1956 годы становится определявшим периодом в формировании и становлении татарского симфонизма. Продолжается дальнейшее развитие программной музыки. Факты свидетельствует о её преобладании. Интенсивно развивается и всё более драматизируется жанр симфоническом поэмы. Композиторы обращаются к современности, значительным историческим событиям, выдающимся поэтическим произведениям в качестве программного источника.
Последующие годы (195 6-80-е) знаменуют ецё большие сдвиги в области симфонической музыки, появляются новые имена. Первоначальное обращение к жанру симфонии не увенчалось успехом. Что же касается свиты, то она явилась важным зтзпом освоения симфонических жанров и оказалась значительной вехой в становлении симфонизма в творчестве А.Клвчарёва, Н.Еиганова, А.Леманз, А.-юнасыпова.
В симфонической свите получает развитие программное начало, осуществляется принцип активной сквозной симфонизации тематизна.
Программная овита, помимо её самостоятельной значимости, явилась важнейший этапом в симфоническом творчестве композиторов Татарии, ведущим к создании поэмы и симфонии. Сюита в процессе развития претерпевает значительные изменения, подвергаясь принцгпиально новому переосмыслении; фольклорный тематизм достигает-высокой степени обобщения, кроме того, дальнейшей развитие сюиты проходит под . влиянием других симфонически* жанроь, а'также национальных теат-ральнонзценических произведений. В результате усиливается и обогащается программное начало, программность приобретает качественно новое значение.
Особый интерес представляют фольклорные сюиты, в которых песня - источник программности. На примере "Свиты на татарские темы", "Симфонических песен" Н.Еигановэ, "Четырёх басен по К.А.Крылову" Р.Еникеева можно убедиться в значительной и своеобразной эволюции жанра свиты в татарской ь-узыке. В Формировании жанра увертюры велика роль основоположника татарской профессиональной музыкальной культуры С.Сайдашева, создавшего целый ряд увертюр: к драмам К.Тин-чурина "Ззнгэр шаль" ("Голубая шаль"), "Иль" ("Родина"), "Кандр буе" ("На Кандре"), Т.Гиззата "Наёмщик" и др. Первая увертюра концертного плана била создана И.И,Виноградовым.
Начиная с 50-х г.г.интерес к увертюре возрастает. Для большинства увертюр композиторов Татарии характерна обобщенно-сюжетная программность (увертюры к драматическим спектаклям С.Сзйдашева, "Юность КамАЗа" А.Луппова, "КамАз" З.Бакирова, "хатарстан","Сабантуй" Ф.Ахыетова, "Ритмы КамАЗа" Б.'Груб и на). Обобщенно-несюжетная программность предстаёт в "Праздничных", ".Молодёжных" увертюрах А.Леиана, Б.Туликова, А.Валиуллина.Л.Ха^рутдиновой. Интересен подход к жанру увертюры А.Миргородского, написавшего увертюру-фэнтазис на темы Салиха Сайдашева.
Примечательна программность увертюры "Нафиса" НЛиганова -
обобщенно-сюжетная многоплановая, объединяющая в немузыкальное начало литературного первоисточника с театральным, идущим от оперы, её драматургии и тематизма.
Еще один тип программности - оообщенно-несюжетный - свойственен в основном праздничным молодёжным увертюрам.
Тематика симфонических поэм различна. Можно выделить 3 типа:
I) историко-революционные теш, посвященные событиям и героям Великой Отечественной войны, мемориального, исторического характера: "Памяти Мулланура Вахитова", "Памяти Габдуллы Тукая" М.Музафа-рова, "Спасское восстание" А.Валиуллина, "Памяти Фарида Яруллина" Ф.Ахиетова, симфония-поэма "Муса Джалиль" А.Монасыпова, "Зоя" Б.Тру-бина, "Булгары" Р.Калимуллина, "Монлы сазым" ("Мой певучий саз") памяти Г.Тукая Р.Ахияровой и др.
2) поэмы на поэтические ссжеты: "Кырлак" Н.Жиганова, "Сегодня праздник" А.Монасыпова, "Водяная" Ф.Еарифуллина, приближаоцаяся к жанру симфонической поэмы легенда "Башня Ссомбике" Л.Любовского и др.
3) поэмы, воссоздающие образы Родины, мира, человека труда: "Родной край" Ц.Иузафарова, И11ир победит войну", "Еность" А.Валиуллина, "Поэма о труде" Б.Мулюкова.
Большинство поэм первых двух типов получили признание слушателей, довольно часто звучат по радио, на концертах. Все они достойны внимания исполнителей.
Что же касается поэм третьего типа, то их концертная жизнь оказалась очень короткой ввиду несовершенства драматургии и формы.
В татар'ской программной симфонической музыке, как и в музыке других народов, последовательно развивается национальное начало.На ранних этапах это воплощалось путём включения народных песен в музыкальную ткань произведения, их цитирования, симфонизации.
В дальнейшей осуществлялись симфснизация народно-песенных интонаций, их обобщение и использование национальных песенных форм:
ь -
03ин кбйЛдре' кыс*а квюяре * токмаги,* кеи&р* иллхэр квимэре. *¿аиты6
Методом сим^онизации народная песня как бы монумР"тзлизиро-ввлась, "укрупнялась", её принципы развития становились главными в симфонической произведении (это харзктерчо для Л.Лузацзронз,
H.Жиганова,Ф. Ахметова).
Создании нзционально-самобытного характера произведений способствовали национальные сюжеты, а также претворение народного характера, психологии, ритма жизни, трудового процесса.
Всё более частым становится выражение кациснг/гьного начала в обобщенном плане путём рассредоточения отдельных народно-песенных интонаций в музыкальной ткани произведений, не нарушающих их цельности и единства (сочинения А.Ключарёва, Ц.МузаЛирова, А.Левина, Н,1иганова, А.Монэсьшова).
В произведениях Ф.Ахметова органически сочетаются интонации раэли-гнкх народных песен. У А.Леыанэ, А.Луйпова.Л.Любоьского, Ш.Шарифуллина осуществляется сплав народно-песенных интонаций с интонационными пластами, резко контрастными, присущими современной музыке.
Татарская симфоническая музыка в процессе своего развития оказалась в русле основных прогрессивных тенденций, характерных для современной симфонической культуры. В программных симфонических произведениях проявляются характерные черты симфонической драматургии. Программность выступает как основа идейной концепции произведения.
Музыка татарских композиторов, получившая наиболее интенсивное развитие в послевоенные годы, создаётся в рамках эпико-
I.Протяжные,сольные лирические,лирико-эпические песни.
2.¿уточные и плясовые песни.
3.Песни,близкие к частушкам.
4.Деревенские песни.
5.Гиродские песни.
6.Старинные песни-сказы.
драматического, лирико- и героико-драматического симфонизма. Все эти разновидности получили своё развитие в первую очередь в рамках программной музыки.
Во П главе "Программные сюиты, особенности одноплановой я многоплановой программности фольклорных сюит" рассматриваются основные этапы развития сюитного жанра в целом, но главное внимание обращено на фольклорные сюиты. Анализируются "Свита на татарские темы" Н.Жиганова в сравнении с его же "Симфоническими песнями",а также уникальный сюитный цикл в татарской музыке 'Четыре басни по Х.А.Крылову" Р.Еникеева.
В "Сюите на татарские темы" напевы с их музыкальным и словесным содержанием, с их принципами формообразования, став основополагающими для композитора, предстали ещё более значительными и весомыми в результате их симфонизации.
Музыкальные и словесные тексты, творчески переосмысленные, благодаря своеобразию выявленной программности, приобретают здесь символически обобщающее значение. В "Симфонических песнях" более высокий уровень симфонизации, Фольклорные первоистоки доведены до уровня больших симфонических обобщений. Сто объясняется и более высоким уровнем программности. Программность песенных первоисто-ков в "Симфони <еских песнях" сложнее и многозначнее по сравнению с "Сюитои на татарские темы", это - обобщенно-сюиетная многоплановая программность.
Оригинальный тип сгитного жанра и программности создан Р.Ени-кеевым в "Четырёх баснях по И.А.Крылову" на башкирские народные мотивы.(I) "Стрекоза и Муравей",2)"Ворона и Лисица",3)"Волк и Ягнёнок",^ "Волк на псарне") .Композитор поставил перед собои чрезвычайно трудную задачу: выбрать народные песни, образный строй кото-■ рых оыл бы близок образам басен И.А.Крылова. Это удалось осуществить. Избранные песни очень сготнетствовали замыслу. Р.Еникеев
вскрыл в них содержащиеся элементы юмора, порой сатиры.
В произведении чрезвычайно своеобразен характер обобщенно-сюжетной многоплановой программности, в которой объединявши национальные и интернациональные начала, как в напевах, так и в поэтических текстах. Её многоплановость имеет качественно другие истоки по сравнению с многоплановой программностью "Симфонических песен" Н.Жиганова. Народные песни и поэтический текст басен И.А. Крылова составляют единое целое программы в сложном сочетании.Эта программа успешно реализуется, в чём убеждает сама музыка.Для воссоздания образов басен народные напевы трансформируются, подвергаются регистровым, тембровым изменениям, переинтонированию, как это произошло в финале. В остроумных и шутливых музыкальных интонациях, скрыта глубовая мудрость басен. Всё это неразрывно связано с тонкой иллюстративностью.
Влияние фольклора на становление и эволюцию программной сюиты является основополагающий. Народная песня привносит в симфоническую музыку национальное начало как музыкальное, так и поэтическое.
Обращение в симфоническом творчестве к народному материалу открыло широкий путь к высшему типу музыкального мышления - симфонизму.
Глава Е. "О программное!"/ симфонических поэм и увертюр". Еанрам симфонической поэмы и увертюры свойственна программность разных типов. Для многих симфонических поэм и некоторых образцов жанра увертюры татарских композиторов очень характерна обобщенно-сюжетная многоплановая программность, которая, в свою очередь,выявляется в нескольких разновидностях. Первая разновидность очень близка к программности этого вида в жанрэ симфонической сюиты, но с некоторой разницей. В многоплановой программности симфонических сюит главным "действующим лицом" выступают нзродная песня или на-
родная песня и литературный программный источник, который воплощается через песню, Таким образом, литературная основа в "Четырёх баснях по И.А.Крылову"'Р.Еникеева находится в зависимости от народной песни, выполняющей двойную Функцию: она напоминает о своём содержании, тексте и характеризует литературного героя.
В симфонических поэмах первзя разновидность многоплановой программности имеет следующие особенности: программа состоэт из двух слагаемых. Первое - название мемориального характера, связанное с историческим лицом или с историко-революционным событием. Второе слагаемое - народная песня, в которой два начала: музыкальное и внемузыкальное. К этой разновидности относятся симфонические поэмы Ц.Цузафарова "Памяти Габдуллы Тукая" и "Памяти Ыулланура Вахи-това'.'
Вторая разновидность многоплановой программности симфонических поэм и.увертюры "Нафиса" Н.1иганова также имеет два источника. Первый - название (оно может быть многосоставным) и программа,имеющая связи с литературным произведением. К этой разновидности относятся симфоническая поэма "Кырлай", увертюра "Нафиса" НЛиганова и симфония-поэма "Муса Джалиль" А.Монасыпова. Все перечисленные сочинения анализируются.
В Ш главе рассматриваются также произведения обобщенно-сюжетной одноплановой программности (симфонические поэмы "Памяти Фари-да Яруллина" Ф.Ахметова и "Спасское восстание" А.Валиуллина) и обобщенно-несюжетного типа, к которому относятся увертюры, симфоническая поэма " Сность" А.Валиуллина и др.
Среди лучших симфонических поэм советских композиторов дола- / ны быть названы "Кырлай" НЛиганова, "Памяти Нулланура Вах/това'^т "Памяти Фарида Яруллина" Ф.Ахметова, симфония-поэма "Мусз Джалиль" А.Монасыпова.
Оригинальное решение разделов формы избранного жанра продик-
_ -
товано программностью.
Для поэм характерны сквозное разработочное развитие, конфликтные экспозиции ("Кырлай" Н,1иганова, "Зоя" Б.Трубина, "Муса Джалиль" А.Монасыпова). В поэме Ф.Ахметова конфликт заключён в разработке.
Полифония - один из важнейших драматургических и формообразующих средств выразительности во многих поэмах. Её использование обусловлено программностью. Так, в симфонической поэме "Зоя" Б.Трубина определяет программу само название: воссоздание образа героини, её борьбы и подвига. Важнейшим движущим фактором развития становится полифония,способствующая созданию образа напряженной атмосферы войны. В русле разработочности полифоническое развитие вступает в. свои права с начала поэмы. Налицо единовременное сочетание: темам героини и народа контрапунктирует фашистская тема.Ъ'оль-шой эпизид в разработке также основан на полифоническом развитии. В качестве основного движущего фактора полифония выступает и у Ф. Ахметова.
1анр симфонической поэмы с присущей ему программностью сыграл важную роль в становлении симфонии в творчестве композиторов Татарии. В связи с этим в главе рассматриваются "Волжская симфония" А.Ключарёва, "Сабантуй" НЛиганова.
Музыкальная культура Татарии - ведущзя среди республик Поволжья, в становлении и развитии их культур её влияние велико,ибо многие композиторы этих республик - воспитанники Казанской консерватории. В каждой из республик развивается национально-сзмобытнссе музыкальное искусство и в то же время проявляются общие черты,характерные для всей советской музыки. Обращение к краткому обзору симфонического творчества композиторов двух братских республик: Марийской и Чувашской АССР позволяет убедиться в этом. Весьма характерно, что в творчестве марийских и чувашских композиторов
программность, программное начало также является основополагающим в развитии симфонизма.
В заключении диссертации рассматриваются проблемы роли программности в творчестве советских композиторов, взаимодействия программной и непрограммной музыки, раскрытия огромных богатств народной культуры в программном симфоническом творчестве композиторов Татарии, взаимодействия и взаимовлияния национального и интернационального начал, воздействия принципов программности и позмности на жанр симфонии, а также некоторые вопросы, касающиеся перспективы развития программной музыки композиторов Татзрии.
Взаимодействие и взаимообогащение двух типов музыки (программной и непрограммной) плодотворно, ибо оно даёт музыке непрограми-ной новые средства выражения, программной - симфоническое обобщение; и то и другое предельно оттачивает музыкальную мысль и музыкальный язык, её выражающий.
В произведениях с Обобщенной программностью (обобщенно-сюжетной одноплановой, обобщенно-несюжетной), программа которых заключается только в названиях, очень часто используется тип музыкальной образности, характерный и для непрограммных произведений. В сочетании с названием эта музыкальная образность позволяет слушателю глубже раскрыть программу, заключенную в названии. В программном симфоническом творчестве композиторов Татарии раскрыты огромные богатства народной культуры.
Очень ярко и органично проявилось в программной музыке взаимодействие национального и'интернационального начал. Подобно музыкальным культурам других народов восточного региона страны (Закавказье*, Средняя Азия и Казахстан), и в татарской музыке прослежива-
I.Проблема взаимодействия и взаимовлияния национального и интернационального рассмотрена в исследовании Д.А.Арутюнова "Хачатурян и музыка советского Востока. Язык.Стиль.Традиции".М.,Музыка,1983.
ются многие закономерности упомянутого соотнопения, общие для данных культур. Этот процесс стимулирован неооходимостью. расширения и обогащения диапазона выразительных возможностей национальноя музыкальной культуры.
Интернациональное начало обогащает систему музыкально-выразительных средств. У каждого композитора выявляются специфические особенности во взаимодействии национального и интернационального начал. Так, у Н.ГЛиганова связи с традициями эпического симфонизма НА.Римского-Корсакова. и лирико-драматического симфонизма П.И. Чайковского, а также с опытом западноевропейских композиторов, в том числе XX века, сочетаются с органическим претворением национального музыкального языка. В творчестве и.А.Цузафарова осуществляется изменение типа жанрового контраста между главной и побочной партиями сонатной экспозиции. Если созерцательно-лирическое начало побочных партий, идущее от народного искусства, сочетается с чертами монументально-эпического симфонизма А.П.Бородина и А.К.Глазунова, то моторный тип главных партий объединяет принципы народно-песенного папевочного развития с характером главных партий в' симфониях советских композиторов и, прежде всего,Н.Я.11ясковокого.
В творчеатве Ф.Ахметова ощутимо взаимодействие национального начала с русской и западноевропейской классикой (Танеев,Бах) через творчество Д.Шостаковича.
Русский эпический симфонизм, а также симфонизм Н.Иясково кого,С.Прокофьева, оказал воздействие на творчество А.Валиуллина, несомненно влияние импрессионизма, стиля И.Стравинского ва творчество Р.Еникеева. А.Ионасыпов пироко использует не только татарские народно-песенные интонации, но и фольклорные элементы восточной культуры, в результате чего тематизи приобретает широкую обобщенность выражения. Очень велико воздействие на А.Ионасыпова романтической музыки, а также творчества Д.Шостаковича и Б.Бартока.
А.Валиуллин, А.Монасыпов.Ф.Ахметов, Р.Еникеев, учившиеся в классе композиции профессора А.С.Лемана, естественно, испытали влияние авоего учителя и татарских композиторов старшая поколения И.А.йу-зафарова, А.С.Ключарёва, Н.ГЛиганова.
Ладогарионическая система в творчестве татарских композиторов представляет синтез ладового своеобразия татарских народных песен с закономерностями централизованной тональной системы, присущей европейской профессиональной музыке.^ Естественно, что эта система претерпевает сложную, индивидуальную эволюцию в творчестве каждого композитора.
Творчество Баха оказало огромное воздействие на всё последующее развитие музыкального искусства. Но не только полифония Баха повлияла на творчество композиторов последующих эпох, породив своеобразную "цепную реакцию", но и его музыкальная драматургия. От
Баха идёт "взаимодействие, взаимопроникновение специфически музы-
р
кальных факторов и внемузыкальных .
Принцип остинато имеет предпосылки в народной куплетности (Н.1иганов,Ф. Ахметов) .В народных песнях налицо и предпосылки поли-фоничности. Возникновение нового варизнтно-полифонического метода развития связано с синтезом профессионального (европейского) и' народного искусства. Подобное развитие встречается, в первую очередь, в программной музыке и не только у татарских композиторов.
1."Разновидности сложно-ладовой гармонии образовались в результате взаимопроникновения, совмещения натуральных (пентатоновых)
ладов с одноименным тоническим центром. Некоторые из сложно-ладовых фор* татарской музыки характеризуются звуковысотной вариантностью терцовой или секстовой ступеней.
Вследствии усложнения интервальной структуры аккордов сложно-ладовой гармонии значительно возрастают возможности их применения". (Бражник Л.В. Теоретические проблемы творчества татарских композиторов периода 50-60 г.г.Автореф. дис. канд.искусствоведения, и •, 1984, с • 15-16).
2. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С.Баха и её исторические связи. Часть П. Вокальные формы и проблемы большой композиции.
Исследование .-М.: Музыка, с.229.
Наиболее ярко выражено полифоническое мышление синтетического, типа в творчестве Ф.Ахметова. В его симфонии напор, энергия ' плясовой народной темы "Чабота" ("Лапти") претерпевает целый ряд изменении в 12 вариациях на &3350 оьЬпа^й . Народная тем'а органично сочетается с полифонический развитием.
Взаимодействие национального и интернационального проявилось и во внедрении в татарское музыкальное искусство основополагающих симфонических жанров европейской профессиональной музыки, в овладении симфоническим методом мышления. В'.'"'итоге созданы симфонические жанры, в которых национальная форма и содержание оказались обогащенными в результате овладения классическими европейскими формами. Всё это совершилось, прежде всего, в сфере программной музыки. Примерами могут служить симфоническая поэма "Кырлай",увертюра "Нафиса", симфония "Сабантуй" Н.Жиганова; симгаония-поэма "Цу-са Джалиль", 4-я симфония "Дастзн" А.Цонасыпова; симфоническая поэма "Памяти Ф.Яруллина" и симфония, посвященная Казани Ф.Ахметова.
Примечателен творческий подход композиторов к сонатной форме. Осуществляется национальная интерпретация формы сонатного <ХХ" ■гмс, её модификация благодаря программности, связанной с национальной литературой, поэзией; создание национального тематизма и его развития,характерного для народного искусства. Песенное начало подчинено сонатно-симфоническому формообразованию - в татарской музыке устанавливается специфически национальная его трактовка. Она заключается в сильном воздействии на сонатность вариационного принципа развития, идущего от народной песни, подчиняющего себе сонат/
ность, т.е., если при первоначальном освоении сонатности вариаци-онность внедрялась в неё, то в-дальнейшем вариационность и сонатность становятся одинаково важными факторами развития. Так создаётся жанр симфонической песни, вобравшей в себя сонатность. (показательны поэма "Памяти Габдуллн Тукая" Я.Иузафарова, а также побо,-
4 Партии всех знзлизируемых сочинений).
Специфичны приёмы жзнрокого взаимодействия в сферзх главной и побочной партий, наиболее наглядно сказавшиеся, как уке от-мечзлось, в творчестве И.Цузафарова. Побочная партия - песенная сфера лирического плана, вносящая в поэмную одночастность элемент многочастности. Главная партия часто вбирает в себя национальные танцевальные элементы в сочетании с движением моторного характера, присущего главным партиям некоторых симфонических поэм советских композиторов^ или включает в себя интонации, характерные для классической и современной западноевропейской музыкальной культуры. Характерны в этом плане главные партии увертюры "Нафиса" Н.Жи- " ганова, симфонической поэмы "Памяти Цуллан/ра Взхитова" Ц.Цузафа-рова, симфонии-поэмы 'Чусэ Джалиль" А.Монасыпова. Национально-танцевальное начало в главной партии симфонической поэмы "Кырлап" Н.Ьиганова насыщается драматизацией, в её тему внесены резкие,не присущие нзродным танцам скачки.
В тематизме татарских композиторов осуществляется синтез национального жанрового и интонационного содержания со структурными формами, ранее сложившимися в европейской профессиональной музыке; происходит динамизация тематизча (это очень ярко проявляется в творчестве многих композиторов и, особенно, в поэмах и.Муззфа-рова).
Таким образом, жанровое взаимодействие и национальное своеобразие индивидуальны у каждого композитора, в каждом отдельном произведений.
В симфонической поэме "Памяти Ф.Яруллина" Ф.Ахметова обогащение сонатной формы осуществляется и за счёт использования частой смены размера. Важными динамизирующими средствами, вносящи-
Х.В сфере главной партии преобладала первоначально моторность.
Лишь позднее наблюдается постепенное формирование индивидуальных качеств главной партии. Это, как известно, общее явление в аспекте исторического развития образных сфер сонзтного а(ке^ло .
и и в татарскую музыку новые качества, становятся полиритиия^^^Црй-иетрия. В творчестве Н.1иганова,Ф.Ахметова и А.Ионасыпива рити приобретает роль тематического значения. Усиление функции ритма характерно и для А.Валиуллина. Эти новые завоевания также в первую очередь достигнуты в рамках программной жузыки.
Взаимодействие различных начал сказалось также в темброво-оркестровом мышлении: татарские композиторы средствами симфонического оркестра имитируют тембровое звучание, присущее народным инструментам.
Все изложенные особенности программной музыки наиболее полно проявились в произведениях обобщенно-сюжетного многопланового типа программности во всех его разновидностях. В обобщенно-несю-жетнои программности заслуживает внимания трактовка сонатного
/Л когда при сохранении его композиционных черт осуществляется органичное "внедрение" национального тематизма (симфонические поэмы А.Валиуллина "Мир победит войну","Юность", многие увертюры композиторов Татарии).
Для восточных культур, в том числе и для татарской музыки, характерно эпико-повествовательное начало. Н.Еиганов в своём творчестве обогащает епико-драматический тип симфонизма, в то время как Ф.Ахметов и А.^онасыпов предстают как создатели конфликтного, драматического типа симфонизма.
Слияние интернационального и национального сказалось и в обращении к темам, посвященным другим народам, инонациональной литературе.
Принципы программности и поэиности оказали воздействие на канр симфонии.
В творчестве Н.Ьиганова и А.Ионасыиова наблюдается тенденция к синтезу форы. Так, в сш'онии "Сабантуй" осуществляется опора на Форму симфонической поэмы и сонатно-симфонического цикла, в
результате возникает-смешанная форма с чертами контрзстно-состав-в симфонии-поэме "Цуса Джалиль" в одночастности сочетается
МНОГО' -¿>а<^ТЬ.
Поэм,.'^^^^асобствует жанровому и аормообразующему синтезу, углубление ор1 Т^ЩЩш^^заимодействия сонатности и вариаци-онности, сонатности и элементов'фуги, сонатности и ыонотематизма. Романтические тенденции жанра симфонической поэмы приобретает как в поэмах, так и в симфониях татарских композиторов качественно новые черты, неотъемлемые от программного начала.
В итоге необходимо отметить, что национальное в татарской музыке проявляется, прежде всего, в музыкальном языке, основанном на народно-песенных интонациях, манере развёртывания мысли, её "орнаментировании", своеобразной красочности, многоцветности.Стихия народной песенности, её принципы рззвития становятся.основополагающими и для крупных симфонических произведений.
Татарская музыка обогащена многочисленными интернациональными связями. Интернациональные истоки закономерно и органично входят в музыку, создавая неповторимый интонационный сплав. Не случайно В.К.Ленин отмечал: "Интернациональная культура не безнациональна". *
Композиторы Татарии создали новую национальную музыкальную культуру с богатым интонационным словарём, придав новое качество традиционным формам и яанрам, и в этом роль программной музыки исключительно велика.
Программная музыка - важнейпий стимул прогрессивного движения в искусстве, источник обновления музыкального содержания, драматургии, форм. Она играет важную роль в воспитании слушателя, пробуждении интереса к серьёзной музыке.
Диапазон содержания программных произведений композиторов Татарии, особенно симфонических поэм, достаточно широк, но он
I.Ленин В.И.Критические ааиетки по национальному вопросу.
Полн.собр.соч.,т.2ч,с.120.
мог бы быть ещё более'значительным, многообразным. Композитор мало обращаются к историческим событиям, литературному, п^
симфонизма - дело будущего, и в достижении цели немала,* рль будет принадлежать программной музыке как импульсу для открытия новых жанров.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. "Программная симфоническая музыка в эстетическим воспитании школьников и особенности её восприятия", статья в сборнике "Формирование интересов учащихся в области искусства".КГУ,19'/0.Свыше 1п.л,
2. "Методическая разработка литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству Гаодуллы Тукая".(Статья написана совместно с доцентом КГУ Г. А.Летровои). Сборник "Музыкально-художественное воспитание учащихся". ИГУ, 1971,Ок. 1.п....
¡а."О роли программной музыки в эстетическом воспитании учащихся". Статья в сборнике "Вопросы эстетического воспитания учацихся". (Из опыта работы школ Татарской АССР). КГУ,1972. Спине 0,5 п.л. 4. "У съезд Союза композиторов Татарской АССР". Информационный бюллетень секретариата Правления Союза композиторов СССР.1984,с.
5. А.Валиуллин. Очерк в сборнике "Композиторы и музыковеды Советского Татарстана". Казань, Гаткнигоиздат,198б, с.28-30. Подготовлена к депонированию статья "Роль фольклора в программной музыке композиторов Татарии".1989, I п.л.
20-23.
ЗаYi.Ji-ifJ Тираж 400
Лолнграфичесхнй комбинат мм. К. Я куба Государственного комитета ТАССР »» дедаы кэдательств, полиграфин и книжной торговли, г. Казань, ул. Баумана. 19