автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ренне, Софья Владимировна
Введение.
Глава I. Непрофессиональное музицирование в контексте современной российской музыкальной культуры.
1.1. Два пласта современной российской музыкальной культуры - профессиональный и любительский.
1.2. Структура и содержание профессионального музыкального образования.
1.3. Непрофессиональное музицирование как форма творческой деятельности.
Выводы.
Глава II; Исторические аспекты развития непрофессионального музицирования.
2.1. Истоки любительского музицирования в Западной Европе.
2.2. Непрофессиональное музицирование в России.
2.3. Советский период в развитии непрофессионального музыкального творчества.
2:4. Современный этап в развитии непрофессионального музыкального искусства в России.
2.5. Непрофессионально музицирование в странах
Западной Европы и Соединённых Штатах Америки.
Выводы.
Глава III. Университетское культурное пространство как среда формирования интеллигента.
3.1. Специфика университетского культурного пространства.
3.2. Камерное музицирование как вид художественной деятельности.
3.3. Студенческое объединение «Камерный ансамбль» СПбГУП как синтетическая форма непрофессионального музыкального творчества.
Выводы.
Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Ренне, Софья Владимировна
Актуальность проблемы.Одним из интересных и важных аспектов художественной жизни общества является непрофессиональное музицирование в его тесной взаимосвязи с социокультурной обстановкой и личностной самореализацией человека. Пути развития и функционирования всех форм и видов непрофессионального музыкального творчества в структуре музыкальной жизни традиционно вызывали интерес музыкальных историков и теоретиков, эстетиков, психологов и социологов.
Вместе с тем в подавляющем большинстве эти труды освещают интересующую нас проблему только в историческом или же в эстетико- воспитательном и педагогическом ракурсе, не затрагивая острых вопросов существования любительских, в том числе приватных, форм музицирования, в условиях фундаментальной перестройки всей структуры музыкальной жизни на протяжении XX века, характеризующейся взаимовлиянием культур разлшшых стран и континентов, научно-технической революцией погромным влиянием средств массовой информации.
В современных условиях мы стоим перед необходимостью комплексного рассмотрения интересующего нас вопроса. Проблема должна быть переосмыслена и рассмотрена в нескольких ракурсах: формы бытования и развития непрофессионального музицирования в обществе; воздействие непрофессионального музицирования на качество духовной жизни общества; непрофессиональное музицирование как действенное средство межкультурной коммуникации.
Особую значимость имеет исследование непрофессионального музицирования кик части художественного наследия прошлого, хранящего в себе духовный опыт мирового культурно-исторического развития. Именно рассмотрение и изучение исторических традиций и истоков любительского музыкального искусства даёт возможность открыть и осмыслить определяющие такое взаимодействие ключевые измерения художественного творчества, сохранившие свой статус в различные исторические эпохи. История искусства позволяет увидеть и осознать непреходящие свойства всех видов художественного творчества; открыть его вневременные и вненациональные особенности, что и даёт возможность с уверенностью утверждать, что музыкальное искусство, в том числе и непрофессиональное, играет важную роль в активизации межкультурного взаимодействия.
Взаимосвязь искусства н образования, имеющая-в настоящее время тенденцию к-активизации, определяет интерес автора исследования к университетскому культурному пространству, как оптимальной среде для развития всех видов непрофессионального художественного творчества и формирования интеллигента. Именно университетское пространство позволяет исследователю наглядно выявить особенности сосуществования и взаимовлияния двух основных аспектов музыкального любительства — его огромной эстетико-восгштательной роли и возможности самореализации личности. Одним из результатов университетской музыкальной деятельности является увеличение элитарного слоя общества, способствующего приобщению России к общемировым культурным ценностям. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью научного, искусствоведческого осмысления непрофессионального музицирования как части художественной культуры общества и компонента в системе'современных социальных и культурных коммуникаций, что отвечает важнейшим идеям времени и раскрывается в современных формах музыкального любительства в университетском культурном пространстве.
Степень разработанности проблемы. Огромное влияние художественной культуры на формирование качественно новой системы межкультурных коммуникаций, з сложном и многомерном мировом пространстве в XXI веке — факт, не требующий специальных доказательств. Однако сам механизм такого влияния изучен недостаточно.
Научное осмысление проблемы непрофессионального художественного, в том числе музыкального творчества нредпршшмается в работах учёных разных областей гуманитарного знания. Различным аспектам природы и сущности непрофессионального музицирования как формы художественной культуры посвящены работы Б. В. Асафьева, В. ГТ. Ильина, JI. М. Кадцына, Т. Е. Шехтер, Т. Е. Троицкого и др. [S; 77; 81; 114; 189; 16; 117; 210; 158а; 1586; 158в]
Среди всех этих работ можно выделить три тома, посвященные самодеятельному творчеству в СССР, составленные коллективом авторов Государственного института искусствознания. Этот труд отличается фундаментальностью и многообразием привлекаемого историко-культурного и научного материала и имеет большое значение для данного диссертационного исследования. Особенность работы коллектива авторов состоит в том, что в нём не только рассматриваются основiilic этапы формирования всех видов самодеятельного художественного творчества, в том числе и музыкального, но и практически впервые комплекс всех этих видов исследуется как система, тесно связанная с социокультурно» и исторической обстановкой. Кроме того, в рассмотрение интересующей нас темы внесли вклад работы Ю. В. Келдыша, В. А. Натансона, А. Н. Сохора, Е. Ф. Бронфин и др. [85; 123; 172; 28]
Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия. Для данной диссертации ключевыми являются проблемы соотношения психологического и художественного как фундаментальных категорий Tcopmt и психологии, искусства, рассмотренные в работах Л. Я. Дорфмана, Д. А. Леонтьева; анализ эмоциональных переживаний.в процессах художественного творчества и художественного восприятия, предпринятый в трудах Л. С. Выготского, С. X. Раппопорта [64а; 99а; 38а].
Проблема художественного восприятия и формирования личности также является предметом осмысления в эстетике. В частности, в трудах М. С. Кагана, 10. Б. Борева, О. А. Кривцуна раскрывается многоплановость процесса художественного восприятия, этот процесс интерпретируется как сотворчество и вводится понятие «творчество слушателя» [79а; 796; 92; 26а].
Кроме того, значимыми в контексте настоящей диссертации являются научные груды, посвященные социологическим и социально-психологическим исследованиям как вопросов исполнительства, профессионального и любительского, так и .проблемам;типологии аудитории музыкального искусства. В этих работах раскрываются основные мотивы приобщения' ггчблнки к искусству, исследуется динамика художественных предпочтений исполнителей и слушателей, анализируются типы художественного восприятия и разрабатываются их модели, характеризуется аудитория искусства, анализируются проблемы её социологической и психологической типологии [173; 198; 201; 50: 193].
Целый ряд трудов содержит необходимый методологический инструментарий, позволяющий применить его в данном исследовании, но в основной своей части либо имеют конкретно-социологический характер и не выходят на уровень теоретических обобщений и интерпретаций, либо, напротив, оперируют общими философскими положениями и не обращаются непосредственно к проблематике к непрофессионального музицирования в современной культуре. Это работы А. Н. Сохора, В, В. Водзинской, А. М. Малюкова и др. [35; 171; 107].
Несмотря на значительность вышеозначенных работ, в них не затрагивается тематика, связанная с университетским культурным пространством. На взгляд автора, университет как система, опирающаяся на музыкальные традиции и объединяющая множество разносторонне талантливых индивидов, является оптимальной средой для формирования заинтересованного и компетентного слушателя, способного воспринять высокое искусство во всех его проявлениях, тем самым, содействуя его развитию.
Особое значение для данного диссертационного исследования имеют труды, раскрывающие сущность процесса музыкального творчества, взаимодействие общих и специальных способностей. Работы Г. М. Цыгаша, Б. М. Теллова, А. А. Николаева, Г. Г. Неигауза, Г. А. Орлова, Д. К. Кирнарской и др. [202; 185; 126; 41; 124; 131; 87] позволяют сформулировать необходимые педагогические подходы, выявить тенденции в исполнительстве. Университетское музыкальное творчество и связанная с ним проблематика освещается лишь в немногочисленных разработках, не подвергаясь подробному анализу и обобщениям. Между тем университет как система даёт широкие возможности д.ля многоаспектных исследований таких проблем, как взаимодействие общих и музыкальных способностей, тождественные принципы научного и художественного творчества, роль универсантов в увеличении культурного слоя общества.
Таким образом, как показал анализ научной литературы, связанной с темой данного диссертационного исследования, существует значительное число трудов, посвященных психологии и социологии искусства, вопросам художественного восприятия, историческим, педагогическим аспектам музыкального исполнительства, однако место и роль непрофессионального музыкального искусства в художественной жизни общества недостаточно изучены с позиции современного искусствознания.
Цель диссертационной работы заключается в определении места и роли непрофессионального музыкального искусства в художественной жизни общества, а также выявление современных форм музыкального любительства как средства межкультурных коммуникаций.
Основные задачи работы: — выявить взаимосвязи и взаимовлияние профессионального и любительского уровнен российской музыкальной культуры на современном этапе; проанализировать структуру и содержание отечественного профессионального музыкального образования; рассмотреть специфику непрофессионального музицирования как формы художественной деятельности; провести сравнительно-исторический анализ непрофессионального музицирования в России, странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки; выявить особенности университетского культурного пространства как оптимальной среды для формирования интеллигента и активизации музыкального любительства как средства межкультурной коммуникации; практически реализовать и проанализировать разработанную автором концепцию студенческого объединения «Камерный ансамбль» СПбГУП как синтетическую форму непрофессионального музицирования в университете.
Объект исследования—непрофессиональное музицирование в современно!! российской художественной культуре.
Предмет исследования — современные формы непрофессионального музицирования в Университете на примере студенческого объединения «Камерный ансамбль» СПбГУП.
Теорегико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии и теории искусства, эстетике, музыковедению, истории музыки, психологии искусства. В частности, ключевыми идеями для данной работы послужили: понимание искусства; как фундаментального человеческого опыта (X. Г. Гадам ер, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, К. Юнг, Г. А. Орлов); психологическое и социально-психологическое обоснование процессов, художественного восприятия (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Л. Я. Дорфман, О. А. Кривцун, В. М. Аллахвердов, Р. Анхейм, С. X. Раппопорт и др.); осмысление природы и функции художественной ценности (М. С. Каган, Г. П. Выжлецов, Л. Н. Столович и др.); понимание процесса художественного творчества, сущности природы таланта (Г. М. Цыпин, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Коган, Б. М. Теплов, Д. К. Кирнарская и др.).
Источники исследования: научные труды по теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музыковедение, эстетика, психология и социология искусства); методические и концертные программы, разработанные и осуществляемые в Домах учёных Москвы и Санкт-Петербурга, в МГУ, СПбГУ, СПбГУП, других учреждений культуры Санкт-Петербурга. результаты социологических исследований аудитории филармонических залов, проведенных в период 19S0 - 2004 гг.
Методы диссертационного исследования: В диссертационном исследовании использовался комплекс методов современного искусствознания (предметно-аналитический, сравнительно-исторический, типологический, художественно-психологический, метод описания и анализа процессов музыкального исполнительства, шггервыоирования) направленных на описание и осмысление современных форм непрофессионального музицирования в Университете.
Научная новизна диссертационного исследования заключается: во-первых, в теоретическом обосновании ключевых направлений непрофессионального музицирования в современной российской художественной культуре и в университетском культурном пространстве; во-вторых, в теоретико-психологическом обосновании мотиваций приобщения к музыкальной культуре музицирующих любителей; в-гретьих, в сравнительном анализе состояния бытования непрофессионального музицирования в странах Западной Европы, США и России; в- четвёртых, в осмыслении роли непрофессионального музицирования как средства межкультурных коммуникаций.
Практическая значимость. Данное исследование может служить: как научно-методологическая основа для разработки инновационных направлений в учреждениях культуры и искусства; в сфере студенческого музыкального творчества; в качестве учебно-методического пособия для организаторов любительской художественной деятельности; авторская концепция студенческого объединения «Камерный ансамбль» может быть использована в практической деятельности в вузах.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Обоснование сущности и; содержательных особенностей структуры непрофессионального музицирования-как формы художественной деятельности. Непрофессиональное музицирование понимается как органическая составная часть современной музыкальной культуры, активно взаимодействующая с профессиональным музыкальным искусством в ряде аспектов, одним из которых является слушательская роль просвещёшшх музыкантов-любителей.
2) Типологизация существующих в странах Западной Европы и США государственных программ, образовательных методик, массовых мероприятий, результатом которых является поступательное развитие и распространение непрофессионального музицирования среди различных возрастных и социальных групп.
3) Обоснование оптимальности университетского культурного пространства для-активизации музыкального любительства как средства межкультурной коммуникации и формирования разносторонне развитого интеллигента с высоким духовным потенциалом.
4) Авторская разработка студенческого объединения «Камерный ансамбль» СПбГУП, как оптимальной формы студенческого музыкального творчества в университете. Многожанровость и полистилистика камерного искусства максимально способствует реализации творческого потенциала большого количества универсантов, владеющих умением играть на каком-либо музыкальном инструменте и даёт возможность объединить в художественный коллектив студентов с самыми.полярными пристрастиями — от академической до джазовой, эстрадной, этнической, поп и рок-музыки. Элитарность студенческого коллектива в целом, обуславливает ясное представление каждого университетского музыканта-любителя о качественном исполнении в любом музыкальном жанре.
Апробация работы. Основные положения; диссертационного исследования изложены в семи научных публикациях. Кроме того, они обсуждались на пяти научных конференциях: ((Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Санкт-Петербург, 1999); «Гуманитарное образование: традиции и новации» (Санкт-Петербург, 2001»; «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002): «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург 2003); «Высшее гуманитарное образование в условиях современных аудивизуальных технологий» (Санкт-Петербург, 2004).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры"
Выводы
В настоящее время крупнейшие университеты аккумулируют в себе глоба-лизациоиные образовательные процессы, ибо в природе университетского образования, начавшего своё развитие в XI веке, заложены основы синтеза знания различных эпох, стран и культур. Это обстоятельство не может не оказать своего влияния на современные формы деятельности университетов, на их образовательную и просветительскую деятельность. В обществе переходного типа необходимо сохранение и развитие элитарных учебных заведений, готовящих учёных и деятелей искусства самой высокой квалификации. В этой области государственная политика приобретает особую значимость, так как сокращение молодой культурной элиты и отсутствие должного внимания к качеству её подготовки быстро приводит к понижению общекультурного уровня общества. На первый план в элитарной культуре выходят культуротворческая функция, функция самореализации, самоактуализация личности. Именно элитарной культуре свойствен поиск новых идей, образов, смыслов в искусстве и в науке. Элитарная культура вносит свою лепту в расширение и обогащение средств выражения, идеалов, научных и художественных теорий.
Сегодняшнее обшество остро нуждается в интеллигентной высоконравственной личности. Гуманитарное образование - один из важнейших механизмов культурной преемственности, форма трансляции, сохранения и развития культурного достояния нации, основной ресурс духовного возрождения России. В настоящее время именно университеты способны во многом оздоровить и возродить отечественную культуру, придерживаясь лучших исторических традиций и генерируя современные идеи. Содержание и качество социокультурного пространства университета переходит в другое измерение - духовный мир личности.
Формирование университетского культурного пространства — комплексная и многоуровневая система мероприятий и акций. Роль университета как явления культуры возрастает благодаря усилиям многих универсантов, проявивших свой талант не только на поприще науки, но и в самых различных видах художественного творчества. Университетское культурное пространство является оптимальной средой для активизации всех видов непрофессионального художественного творчества, в том числе и музыкального, являющегося одним из его ярких компонентов, и позволяет исследователю наглядно выявить особенности сосуществования и взаимодействия двух основных аспектов непрофессионального музицирования - самореализации индивида и воспитательно-просветительской миссии, влияющей на повышение культуры общества.
Студенческое объединение «Камерный ансамбль» Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, организованное по инициативе автора исследования и функционирующее в течение 10 лет, является составной частью культурного пространства СПбГУП. Это объединение показывает реальные возможности и продуктивность непрофессионального музицирования как стимулятора развития музыкальной культуры на современном этапе.
Деятельность студентов СПбГУП в объединении «Камерный ансамбль» возрождает лучшие университетские традиции, которым свойственно исполнительство в сложных жанрах, понимание высокого предназначения искусства, а также развитый художественный вкус, определяющий высокий уровень исполнительского мастерства. Просветительская роль объединения, без сомнения, имеет большое значение для расширения музыкального кругозора студенческой аудитории и увеличения числа любителей музыкального искусства во всём его многообразии. Студенты, получившие исполнительский опыт в художественном коллективе, формируются как многогранные индивиды с развитой творческой инициативой, которая будет проявляться во всех видах их деятельности. В процессе музицирования с коллегами и преподавателями, объединёнными художественными интересами, универсант вырабатывает высокие эстетические критерии и в дальнейшем сможет воздействовать на среду, связанную с его профессиональной деятельностью, а также экстраполировать собственные художественные пристрастия на свою семью и ближайшее окружение.
Непрофессиональное музыкальное творчество в университетах - продолжение и развитие общеевропейских традиций, средство межкультурной коммуникации, вхождения в мировое культурное пространство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что непрофессиональное музицирование является одним из важнейших компонентов современной российской художественной культуры. В эпоху засилия мае с-культа музицирование любителей приобретает особое значение, поскольку служит мощным противовесом негативным тенденциям современной коммерциализированной культуры. Взаимоотношения профессионального и непрофессионального пластов музыкального искусства приобретают характер всё более активного взаимовлияния. В этой связи следует особо отметить слушательскую роль музыкантов-любите лей, составляющих большую часть просвещённой аудитории. Со своей стороны, профессиональный пласт воздействует на музыкантов-любителей посредством педагогического руководства, генерации творческих идей и эталонных образцов композиторского и исполнительского творчества.
Существенной чертой нашего времени является сосуществование любительского музицирования с системой массовой коммуникации и новейшими технологиями в области музыки. Это позволило активно интегрироваться различным культурам - европейской, азиатской, африканской, американской. Одновременно происходит интеграция академических и популярных жанров, а также различных форм музицирования. Академическое музыкальное образование, в силу его относительной инерционности, не всегда успевает реагировать на новые тенденции. В этих условиях непрофессиональная сфера зачастую оказывается более мобильной и создает благоприятную почву для творческих экспериментов. В среде музыкантов-любителей возникают новые творческие идеи, которые в дальнейшем получают развитие на профессиональной почве. Это касается самых различных жанров и направлений (рок, кантри, этническая музыка, джаз и т. д.). Следует также отметить роль непрофессионального пласта музыкальной культуры в выявлении талантливых людей, в дальнейшем становящихся гордостью отечественного искусства.
В связи со сказанным комплексное изучение феномена непрофессионального музицирования как формы художественной культуры составляет одну из насущных задач современной теории музыкальной жизни.
Можно констатировать как факт, что современное состояние музыкального любительства в России нельзя признать благоприятным. Одна из причин этого заключается в том, что система музыкального образования не воспитывает подлинных меломанов и не формирует широкий слой музицирующих индивидов. Во многом утрачены традиции художественной самодеятельности советского периода, и в то же время не созданы финансовые и организационные условия для массового непрофессионального музицирования западного образца. Не развиты образовательные формы, которые могли бы помогать любителям в совершенствовашнг или восстановлении навыков музицирования.
В настоящее время в российском обществе остро ощущается потребность в духовном возрождении страны. Музыке предстоит сыграть в этом процессе одну из важнейших ролей. Соответственно, проблемам музыкального образования и воспитания должно быть уделено большое внимание в государственной программе, нацеленной на формировать всесторонне развитого человека, предоставление ему возможностей самосовершенствования и самореализации.
При решении указанной задачи опорой должен стать элитарный слой культуры — хранитель высоких духовных ценностей, которому свойствен поиск новых идей, образов, смыслов. Центральное место в этой сфере занимает университетское образование, в котором заложены основы синтеза знания различных эпох, стран и культур, В первую очередь это образование гуманитарное — один из важнейших механизмов культурной преемственности, форма трансляции, сохранения; и развития культурного достояния нации. Университетское культурное пространство является, в частности, оптимальной средой для активизации всех видов непрофессионального художественного творчества, в том числе и музыкального.
Студенческое объединение «Камерный ансамбль» Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, созданное; по инициативе автора настоящей диссертации и функционирующее уже в течение 10 лет, является частью культурного пространства СПбГУП. Это объединение показывает реальные возможности и продуктивность непрофессионального музицирования как стимулятора развития музыкальной культуры на современном этапе.
Деятельность студентов СПбГУП в объединении «Камерный ансамбль» возрождает лучшие университетские традиции, которым свойственно исполнительство в сложных жанрах, понимание высокого предназначения искусства, а также развитый художественный вкус, определяющий высокий уровень исполнительского мастерства. Просветительская роль объединения, без сомнения, имеет большое значение для расширения музыкального кругозора студенческой аудитории и увеличения числа любителей музыкального искусства. Студенты, получившие исполнительский опыт в художественном коллективе, формируются как многогранные индивиды с развитой творческой инициативой, которая будет проявляться во всех видах их деятельности. В процессе музицирования с коллегами и преподавателями, объединёнными художественными интересами, универсант вырабатывает высокие эстетические критерии и в дальнейшем сможет воздействовать на среду, связанную с его профессиональной деятельностью, а также экстраполировать собственные художественные пристрастия на свою семью и ближайшее окружение.
Непрофессиональное музыкальное творчество в университетах -продолжение и развитие общеевропейских традиций, средство межкультурной коммуникации, вхождения в мировое культурное пространство.
Проведённый структурный и сравнительно-исторический анализ развития непрофессионального музицирования позволяет автору сделать вывод о чрезвычайной жизнестойкости этого вида человеческой деятельности, что объясняется его многогранностью и способностью соответствовать разнообразным мотивациям индивида, а также насущным потребностям общества в каждом конкретном социокультурном периоде. Непрофессиональное музицирование выполняло множественную историческую миссию: способствовало формированию профессионального музыкального искусства, было действенным средством музыкального просветительства, в настоящее же время, в век НТР, продолжает привлекать миллионы людей на всей планете как непревзойдённое средство самовыражения, духовного совершенствования и межкультурной коммуникации.
Список научной литературыРенне, Софья Владимировна, диссертация по теме "Теория и история искусства"
1. Аллахвердов В. М. Психология' искусства: эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. — СПб.: ДИК, 2001. — 198 с.
2. Андрюшенков Г. И. Форма и методы работы с самодеятельным инструментальным ансамблем: учеб.—Л.: Изд-во ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1985.—78с.
3. Ансерме Э. Беседы о музыке: пер. с франц. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1985. — 104 с.
4. Античная музыкальная эстетика — М.: Музгиз, 1960. —304 с.
5. Ардаширова Э. Г. Интеграция музыкального искусства с естественно — математическими и гуманитарными науками в педвузе. — М.: Владос, 2001. — 66 с.
6. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. —184 с.
7. Артынова Л. Л. Страницы истории // Методические записки по вопросам музьшального образования: сб. ст. / Ред. Н. Л. Фишман. — М., 1966. — Вып. 1. — С. 46—48.
8. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. нвступ. ст. Е. М. Орловой. — М.; Л.: Музыка, 1965. — 151 с.
9. Асафьев Б. В. Музыка в кружках русских интеллигентов 20-х — 40-х годов // Музыкознание: сб. ст. / Под общ. ред. Н. И. Челяпова. —Л., 1928. — С. 5—12.
10. Аузр Л. С. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация скрипичной классики: пер. с англ. — М.: Музыка, 1965. — 272 с.
11. П.Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: Автореф. дисс. . . д-ра пед. наук. — М., 2003. — 52 с.
12. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л. А. Баренбойм. —Л.: Музыка, Ленингр. отд.-ние, 1960. — 288 с.
13. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, муз.-обществ. деятельность: в 2 т. — Л.: Музгиз, 1957. — Т. 1. — 1829—1867. — 455 с.
14. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, муз.-обществ. деятельность: в 2 т. — Л.: Музгиз, 1957. — Т. 2. — 1867—1894. 492 с.
15. Барснбойм JI. А. Николай Григорьевич Рубинштейн: история жизни и деятельности. — М.: Музыка, 1982. — 277с.
16. Баташёв А. Панорама джаза (1970—1982): хроника и комментарии // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера / Сост. и отв. ред. А. Медведев, О. Медведева. — М., 1987. — С. 405 — 452.
17. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М;: Наука, 1978 — 199 с.
18. Бекман-Щербина Е. А. Мои воспоминания / Ред.-сост. О. Л. Скребкова, В. Л. Сухаревская. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 112 с.
19. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи / Пер., вступ. ст. и коммент. Е. Ф. Бронфин. —Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд- ние, 1991. — 227 с.
20. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности — М.: Медицина, 1966. — 349 с.
21. Беседы с Альфредом Шнитке: сб. / Сост., авт. вступ. ст. А. В. Ивашкин. — М.: РИК «Культура», 1994. — 303 с.
22. Бестужев-Лада И. В. Четыре условия гуманизации образования / И. В. Бестужев-Лада // День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: материалы коиф., 23— 24 мая 1996 г. / Отв. ред. В. Е. Триодин. — СПб., 1996. — С. 17— 173.
23. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки: докл., читан, при открытии Психол. секции Совета психол.-неврол. инта, 20 февр. 1910 г. — СПб.: Тип. «Т-во худож. печати», 1911. — 20 с.
24. Бехтерев В. М. Рефлехсология труда / Под общ. ред. и с предисл. П. А. Пресса.
25. М.; Л.: Гос. изд-во: Tim. Им. Н. Бухарина, 1926.— 168 с.
26. Бобахо В. А. Современные тенденции молодёжной культуры: конфликт или преемственность // Общественные науки и современность. — 1996. — № 3.— С. 56—65.
27. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. — 1984. —jN'i» 1. — С. 119—124.26а. Борев Ю. Б. Эстетика. Смоленск: Русич, 1997. — 511 с.
28. Браудо Е. М. Всеобщая история музыки: в 3 т. — Петербург: Гос. изд- во, 1922.1. Т. 1. — 207 с.
29. Бронфин Е. Ф. Музыкальное образование и просвещение // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: муз.-ист. очерки / Отв. ред., авт. вступ. ст. В. М. Богданов-Березовский. — Л., 1967. — С. 430—435.
30. Брюсова Н. Массовая музыкально-просвстительская работа в первые годы после Октября: из воспоминаний;// Советская музыка. — 1947. — jYg 6. — С. 46—55.
31. Булышева Ю. JI. Личностно-ориентированный подход к развитию музыкальнойкультуры студентов немузыкальных вузов: Автореф. диссканд. пед. наук.—1. Казань, 1996. — 16 с.
32. Быкова Э. В. Культура народная, элитарная и массовая: метод, разработка по курсу «Культурология» // Наука о культуре: итоги и перспективы: науч.-информ. сб. — М., 2003. — Вьш. 4. — С. 15—64:
33. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.: Прогресс, 1990. — 187 с.
34. Вальтер Б. О музьпсе и музицировании. —М.: Музгиз, 1962. —176 с.
35. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М : Знание, 1973. — 96 с.
36. Водзинская В. В. Понятия, установки, отношения и ценностные ориентации в социологическом исследовашш // Философские науки. —1968. — № 2. — С. 48—54.
37. Волк П. Л. Парадоксы музыкального образования в России: анализ системы с 30-х по 90-е гг. XX в. // Искусство и образование. — 1999. —№ 2. — С. 42—47.
38. Вопросы музыкально-исполнительского искусства / Отв. ред. А. А. Николаев.
39. М.: Музыка, 1969. — Вьш. 5: — 355 с.
40. Воспоминания о Московской консерватории: сб. ст. / Сост. и коммент. Е. Н.
41. Алексеевой, Г. А. Прибегиной.— М.: Музыка, 1966. — 606 с. 38а. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.—413 с.
42. Выготский JI. С. Развитие высших психических функций: из неопубл. тр. — М.: Изд-во Акад. пед. наук, I960. — 500 с.
43. Вышегородцева С. О. Исторический анализ развития музыкальной психологии в XX веке: Автореф; дисс.канд. психол. наук. — М., 2001. —15 с.
44. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли.— 2-е изд. — М.: Музгиз, 1963. — 54 с.
45. Галушко М. Консерватории, поспешите! Или Вперёд, в филологическое прошлое■// Музыкальная академия. — 1998. — № 3—4. Кн. 2. — С. 298—300;
46. Гейко Б. С. Музыкальное искусство как фактор формирования эстетической культуры человека // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. «Гуманитарные науки»: —1996.3.—4: С. 93—97;
47. Генисаретскнй О. И. Искусство в системе массовых коммуникаций// Искусство и научно-технический прогресс / Ред.- сост. JI. И. Новикова, В. С. Соколов. — М, 1973, —С. 164—181.
48. Герцман Е. В. Античная музыкальная педагогика: учеб. пособие — СПб.: СПбГУП, 1996. — 96 с.
49. Герцман Е. В. Музыкальная культура Древней Греции и Византии. — СПб.: Веды, 1994. — 53 с.
50. Гинзбург Л. С. Декабрист П. Н. Свистунов — виолончелист и музыкант-просветитель // Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. — М., 1957.
51. Кн. 2.: Русское виолончельное искусство до 60-х гг. XIX в. — С. 331—350.
52. Гинзбург С. Л. К. Ю. Давыдов: главы из истории рус. муз. культуры и метод, мысли. —Л.: Музгиз, 1936. — 211 с.
53. Глебов И. Современный инструментализм и культура ансамбля // Современныйинструментализм: сб. / Под ред. И. Глебова, С. Гинзбурга.--Л., 1927. — Сб.3. —С. 5—9.
54. Глотов М. Б. Художественньш мир российского студенчества: социол. исслед.
55. СПб.: Политекс, 1998. — 194 с.
56. Говорушко П. Оркестр баянистов // Проблемы музыкальной самодеятельности: сб. ст. — Л., 1965. — С. 90—97.
57. Гориболь А. Антрепренёр поневоле. // Музыкальная жизнь. — 1999. — № 9.1. С. 42—44.
58. Готлиб А. Д. Искусство ансамбля /7 Советская музыка. —1967. — № 2. — С. 49—50.
59. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. — М.: Музыка, 1971. — 94 с.
60. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. — М.: NB Магистр, 1993. — 190 с.
61. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Музгиз, 1961, —224 с.
62. Грановский Б. В. Ф. Одоевский — музыкальный критик: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1952. — 16 с.
63. Гуревич П. С. Социально-психологическое воздействие радиопропаганды // Проблемы социальной психологии и пропаганды. — М., 1971. — С. 58—67.
64. Гусин И. Советское государственное музыкальное строительство /У В первые годы советского музыкального строительства: ст., воспоминания, материалы / Под общ. ред. В. Богданова-Березовского, И. Гусина. — Л., 1959. — С. 62—157.
65. Гутор В. П. К. Ю. Давыдов как основатель школы виолончельной игры 18381889. — М.; Л.: Музгиз, 1950. — 44 с.
66. Дапквиашвили Т. В. Камерные инструментальные ансамбли и основные принципы ансамблевого исполнительства. — Тбилиси: Хеловнеба, 1989. — 186 с.
67. Дельвиг А. И. Полвека русской жизни: Воспоминания. —М; Jl.: Academia, 1930.— Т. I. —590 с.
68. Дорошенко С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагог. исслед.: монохр. — Владимир: ВГПУ, 1999. — 210 с.
69. Дубова-Сергеева У. М. Фортепианный коллектив художественной самодеятельности Московского университета:: (опыт обучения взрослых искусству игры на рояле). — М.: Изд-во МГУ, 1958. — 85 с.
70. Евард И. А. Современная; российская музыкальная культура: социол.-фнлос. анализ: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. — М., 2001. — 26 с.
71. Евдоюшова 10. К. Многоголосие средневековья X—XIV веков. Автореф. дисс. . д-ра искусствоведения. — М., 1984. —48 с.
72. Еремеев А. Ф. Социально-коммуникативная природа искусства: Автореф. дисс.д-ра иск. — Свердловск, 1971. — 30 с.
73. Жижина М. В. Внимание музыканта-исполнителя. — Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. —104 с.
74. Запесоцкий А. С. Из истории рок-музыки: творчество «Битлз». — СПб.: СПбГУП, 2002; — 40 с.
75. Запесоцкий А. С. Молодёжь в современном мире: проблемы индтвтдуализации и социально-культурной интеграции. — СПб.: СПбГУП, 1996. — 348 с.
76. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2002. — 456 с;
77. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории / А. Г. Здравомыслов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — 74 с.
78. Зимянина Н. Наш фортепианный класс./ Н; Зимянина // Юность.—1982. — № 10. — С. 34:
79. Иванищенко Л. Девятый факультет 7/ Санкт-Петербургский университет. — 2003. -№18. (27 июня). — С. 36.
80. Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов. 1917—1927 / Сост. редкол.: Л. А. Барснбойм и др. —Л.: Музыка, 1969.— 306 с.
81. Ильин В. П. Искусство миллионов: из истории муз. самодеятельности Петрограда — Ленинграда. —Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1967. — 200 с.
82. Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М.: Музгиз, 1934. — 160 с.
83. Исследовашш по общей теории систем: сб. пер. / Общ. ред., вступ. ст. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. — 520 с.79а. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. —426 с.
84. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. — 316 с.
85. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
86. Кадцьш Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
87. Казальс П. Об интерпретации // Советская музыка. — 1956. — № 1. — С. 86— 92.
88. Камерный ансамбль: сб. ст. / Сост.-ред. К. X. Аджемов. — М.: Музыка, 1979. — 168 с.
89. Кашкин Н. Д. Первое двадцатипятилетне Московской консерватории: Ист. очерк. — М.: Т-во «Печатня С. П. Яковлева», 1891. — 83 с.
90. Келдыш Ю. В. Музыка // Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. Б. А. Рыбакова. — М.: МГУ, 1988. — Ч. 3: Наука. Общественная мысль. — С. 345—375.
91. Кинелев В. Г. Об итогах работы высшей школы в 1994 г. и основных направлениях её деятельности в 1995 г. // Высшее образование в России. — 1995. — jYo 1. —С. 7—27.
92. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. — М.: Таланты — XXI век, 2004. — 496 с.
93. Клементьев Д. С. Реформа университетского социально-гуманитарного образования в современной России // Философия образования: сб. науч. ст. / Отв. ред. А. Н. Кочергин. — М., 1996. — С. 213—218.
94. Коваленко В. А. Всеобщее обучение фортепиано: непросто, но нужно и можно // Начальная школа. — 2002. — № 11. — С. 75—80.
95. Коган Г. М. У врат мастерства: психол. предпосылки успешности пианист, работы. — М.: Сов. композитор, 1977. — 174 с.
96. Колосов Л. И. В. Немцев // Народное творчество. — 1967. — X» 12. — С. 55 — 57.
97. Кривцун О. Л. Психология искусства. — М.: Лит. ин-т им. А. М. Горького, 2000.—223 с.
98. Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Институт психологии РАН, 1999. — 235 с.
99. Крупская Н. К. Пролетарская идеология и «Пролеткульт» // В защиту искусства / Сост. И. Я. Рейнгард. — М., 1979. — С. 328 331.
100. Кукарекни А. В. Буржуазная массовая культура: теории, идеи, разновидности, образцы. — М.: Политиздат, 1978. — 350 с.
101. Культурная политика России: История и современность: два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. — М.: Либерия, 1998. —296 с.
102. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока: избр. страницы истории отечественного рока. 1977 — 1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М.: ЛЕАН, АГРАФ, КРАФТ, 1999. —400 с.
103. Левая Т. Н. Пауль Хиндемит: жизнь и творчество. — М: Музыка, 1974: — 448 с.
104. Леонов Л. О писательском труде//Знамя.—1961.—№4. — С. 215—218.99а. Леонтьев Д. А. Введение в психолоппо искусства. М.: МГУ, 1998. —111 с.
105. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века: В её связи с литературой, театром, бытом: исслед. и материалы. — М.: Музгиз, 1952. —Т. 1. 534 с.
106. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром, бытом. — М.: Музгиз, 1953. — Т. 2. — 476 с.
107. Лихачёв Д. С. Об актуальности проблемы общения в современном искусствознании // Искусство и общение: сб. науч. тр. —Л., 1984. — С. 5:—14.
108. Лук А. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 127 с.
109. Луначарский А. В: О народном образовании — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 559 с.
110. Малюгина Е. Концертная жизнь Петрограда в первые годы Октябрьской революции // В первые годы советского музыкального строительства: статьи, воспоминания, материалы ! Под общ. ред. В. Богданова-Березовского, И. Гусина.—Л., 1959. —С. 184—204.
111. Милюков А. М. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: Центр «Феникс», 1999. — 253 с.
112. Маркевич И. Органный пункт // Исполнительское искусство зарубежных стран. — М.: Музыка, 1970. — Вып. 5. — С. 46—58.
113. Мастера советской пианистической школы: Под ред. А. Николаева. — М.: Муз па, 1961. —238 с.
114. Матусовский В. Музицируют все // Народное творчество. — 1997. — № 10. — С. 90—91.
115. Миронова Н. Музыкальное образование в России: история идей / Н. Миронова // Из истории русской музыкальной культуры: памяти Алексея Ивановича Кандинского: (Сб. ст.) / Сост. Ю. А. Розанова и др. — М., 2002. — С. 103—110.
116. Могильницкий В. А. Святослав Рихтер. —Челябинск: Урал LTD, 2000. — 345 с.
117. Мозер Г. И. Музыка средневекового города. —JL: Тритон, 1927. — 72 с.
118. Моров А. Москва музыкальная. — М.: Моск. рабочий, 1964. — 200 с.
119. Морозов В. П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. — 1997. — № 3. — С. 234—243.
120. Морозов А. Московский молодёжный клуб // Музыкальная жизнь. — 1986. — № 6. — С. 13—14.
121. Музалевский В. Формирование и развитие музыкальной самодеятельности // В первые годы советского музыкального строительства: статьи, воспоминания, материалы / Под общ. ред. В. Богданова-Березовского, И. Гусина. — Л., 1959. — С. 156—167.
122. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: ист. очерки / Отв. ред., авт. вступ. ст. В. М. Богданов-Березовский. — Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1967.487 с.
123. Музыкальное воспитание в современном мире: Материалы IV конф. междунар. о-ва по музык. воспитанию. (ИСМЕ). — М.: Сов. композитор, 1973.285 с.
124. Мудрецова Н. Музыкальное воспитание по-английски // Музыкальная жизнь.1994. — № 4. — С. 26—27.
125. Муромцева Г. А. музыка и музыкальное воспитание в истории мировой культуры: хрестоматия. — Киров: ВГГУ, 2002. — 100 с.
126. Наполним музыкой сердца: антол. авт. песни: Песенник / Сост. Р. Шипов. — М.: Сов. композитор, 1989. —252 с.т 123. Натансон В. Л. Из музыкального прошлого Московского университета: К 200-летию университета. — М.: Музгнз, 1955. — 120 с.
127. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Письма к родителям. Избранные статьи / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Я. И. Миль штейн а. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Сов. композитор, 1983. — 526 с.
128. Немыкина И. Н. Основы музыкальной педагогики: учеб. пособие. — Екатеринбург: Урал. ГПИ, 1993. — 61 с.
129. Николаев А. А. Московская фортепианная школа и её выдающиеся представители // Вопросы фортепианного исполнительства. —М., 1965. — Вып. 1.—С. 47—52.
130. О Станиславском: Сб. восноминашш / Коммент. Е. С. Семяновский; Сост. JI. Я. Гуревнч. — М.: 1-я тип. Трансжелдориздата, 1948. — VIII, 660 с.
131. Одоевский В. Ф. Взгляд на Москву в 1824 г. // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Общ. ред., вступ. ст., примеч. Г. Б. Бернандта. — М.,1956. — С. 86—88.
132. Одоевский В. Ф. Речь па открытии Московской консерватории // Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / Общ. ред., вступ. ст., примеч. Г. Б. Бернандта. — М., 1956. —С. 305—307.
133. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом: реф. журн. Сер. «Науковедение». — 1968. —№4. — С. 69—73.
134. Орлов Г. Древо музыки. Н. A. Frager and С°. — Вашингтон; СПб.: Сов. композитор, 1992. — 408 с.
135. Орлова Э. А. Модернизационная социокультурная политика // Наука о культуре: итоги и перспективы: Науч. — информ. сб. — М., 2003. — Вып. 1. — С. 3—72.
136. Панаиотиди Э. Концепция музыкального образования Г. Кайзера: Германия 90-х гг. XX в. // Искусство и образование. — 1999. —Лга 2. — С. 25—37.
137. Парыгин Б. Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 300 с.
138. Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы, методология, истории и теории. — СПб.: СПбГУП, 1999. — 592 с.
139. Пенчко Н. А. Основание Московского университета. — М.: Изд-во Моск. унта, 1953. — 192 с.
140. Первый международный студенческий конкурс «Учитель музыки XXI века» // Музыка в школе.— 2001. — № 1. — С. 3—11.
141. Псрсвсрзева Jl. Главное — это жить для публики. // Советская музыка. — 1971,—№11 —С. 136.
142. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: в 5 т. — М.: Госполитиздат, 1957. — Т. 3; — 784 с.
143. Попов И. Что принёс музыке XX век / И. Попов // Музыкальная жизнь. — 1984. —№21". С. 3—4.
144. Праздников Г. А. Культура личности студента как необходимое условие формирования российского интеллигента // Формирование российского интеллигента в Университете / Сост. и отв. ред. В. Е: Трио дин.— СПб., 2000; — С. 177—198.
145. Прейсман. Э. М. Камерный оркестр как явление в музыкальной культуре XVII—XX веков. — Красноярск, 2002. — 253 с.
146. Психологиямузьшальной деятельности: теория и практика — М.: Академия,, 2003:—368 с.
147. Пуляев В. Т. Поиск новой парадигмы развития общества и российская интеллигенция // Формирование российского интеллигента в Университете / Сост. и отв. ред. В. Е. Триодин. — СПб., 2000. —С. 8-23. —(Новое в гуманит. науках; Вып. 6).
148. Пустылышк: И. Семинар самодеятельных композиторов // Музыкальная жизнь. — 1987. —№ 7. — С. 26.
149. Пучков С. В: Музыкальные компьютерные; технологии. Современный инструментарий творчества: — СПб.: СПбГУП, 2005. — 229 с.
150. Рогачевская О: В: Развитие художественно-познавательной! активности студента з процессе приобщения к музыкальному исполнению: Автореф. дисс: . канд. пед. наук. — М., 2003. —23 с,
151. Рогов А. И. Музыка // Очерки русской культуры XVII века / Под ред. А. В. Арциховского. — М., 1979. — Ч. 2. Духовная культура. — С. 286—287.
152. Роменская Т. А; Музыка в жизни и деятельности декабристов // Декабристы и русская культура / Отв. ред. Б. С. Мейлах. — Л., 1975. — С! 295-—324.150; Российский статистический ежегодник 2002: Стат. сб. — М.:. Госкомстат России, 2002. — 690 с.
153. Рубинштейн А: Г. Музьпса и её представители. Разговор о музыке— 2-е изд. — М.: Первая скоропечатня нот П. Юргенсона, 1892. — 124 с.
154. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— 4-е изд.— СПб.: Питер-Ком, 1998: — 705 с.
155. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1959.— 352 с.
156. Русская музыка и XX век = Russian music and the twentieth century: Рус. музык. искусство в истории худож. культуры XX в. —М.: Ин-т искусствознания, 1998. — 874 с.
157. Рутман М. Людмила Трофимова: «Профсоюзы дали мне путёвку в жизнь» // Очень UM. — 2004. —№13 (дек.) — С. 148—149.
158. Самодеятельный симфонический оркестр им. К. С. Сараджева. 10 лет. 1924— 1934. — М.: Шк. ФЗУ им. Apr. Халатова, 1935! — 42с.
159. Санкт-Петербургский государственный университет: отчёт о состоянии и деятельности в 2004 году. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 353 с.
160. Салонов М. А. Искусство импровизации: импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. — М.: Музыка, 1982. — 77 с.
161. Салонов М. А. Менестрели: книга о музыке средневековой Европы. — М.: Классика — XXI, 2004. — 400 с.
162. Сафонова Е. Л. Скрипичная школа Московской консерватории: твор. традиции: исслед. — М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002 — 179 с.
163. Селье Г. Стресс без дистресса — М.: Прогресс, 1979. — 125 с.
164. Семенецкий А. А. Культурная традиция Московской консерватории: нац. как мировое, на материале истории исполнит, шк.: Дис. . канд. искусствоведения. —М., 1997—169 с.
165. Семёнов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995—200 с.
166. Семёнов Н. Н. Об искусстве. // Коммунист. — 1973. —№15. — С. 16.
167. Серов А. П. Критические статьи. — СПб.: Тип. Деп. Уделов, 1892—1895. — Т. 1—4 . Т. 2. С. 102—113.
168. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. — Орёл: ОГУ, 2000. — 103 с.
169. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки. —JI.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1975. — 164 с.
170. Сохор А. Н. Музыка и общество. — М.: Знание, 1972. 148 с.
171. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. — М.: Сов. композитор, 1977. — 202 с.
172. Социальная психология: краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. — М.: Политиздат, 1975. — 319 с.
173. Социология в СССР: в 2 т. — М.: Мысль, 1965. Т. 2. — 504 с.
174. Стасов Д. Музыкальные воспоминания // РМГ. — 1909. —№ 11. — С. 293.
175. Стасов В. В. Избранные сочинения: в 3 т. — М.: Искусство, 1952. — Т. 3. — 8SS с.178. 100 лет ленинградской консерватории: ист. очерк —Л.: Музгиз, 1962. — 303 с.
176. Столпянский II. Музыка и музицирование в старом Петербурге: материалы к истории музыкального быта в России. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1989. — 223 с.
177. Ступель А. Беседа о камерной музыке. — Л.: Музгиз, 1963 — 68 с.
178. Тартарашвили Т. А. Либеральное образование в США: особенности подготовки специалистов широкого профиля в колледже свободных искусств при Чикагском университете — М.: НИИВО, 1998. — 64 с.
179. Тартарашвшш Т. А. Роль и значение гуманитарного образования в подготовке специалистов инженерного профиля опыт вузов США. — М.: НИИВО, 1991. — 56 с.
180. Титова II. П. Театр старинной музыки// Советская музыка. — 1987. —№ 3.— С. 143.
181. Теляковский В. А. Воспоминания. — М: Искусство, 1965. — 483 с.185; Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М:: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. — 536 с.
182. Теплов Б. М. Психология. — М.: Учпедгиз, 1954. —263 с.
183. Трайшш В. Я. Беляев и его кружок. —Л.: Музыка, 1975. — 128 с.
184. Троицкий А. К. Рокв Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. —М.: Искусство, 1991. — 207 с.
185. Уиммер М. Искусство как участник учебного процесса // Перспективы: сравнит, исслед. в области образования. — 2003. — Т. 32, № 4. — С. 45—56.
186. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. — М.: Учпедгиз, 1953. — Т. 1. Вопросы воспитания.— 638 с.
187. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей: конкретно-социол. исслед. аудит, искусства в России второй половины XX века: история и методология.— СПб.: Алетейя, 2001. — 556 с.
188. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека: об особенностях воздействия искусства на личность — М.: Знание, 1982.—110 с.
189. Хвостова И. А. Социально-педагогические условия развития любительского музицирования;в контексте культурной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — М., 2000. — 24 с.
190. Хвостова И. А. Формирование основ любительского музицирования: учеб. пособие. — Тамбов: ТГУ, 2003. —24 с.
191. Хмельницкий О К. Страницы музыкальной жизни Ленинграда—Петербурга (записки дилетанта). — СПб.: 2001; — 176 с.
192. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1990. —319 с.
193. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. — СПб.: Дмитрий; Булатшн, 1997. —Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. — 213 с.
194. Хьслл JI. Теории личности: основные положения, исслед. и применение. — 2-е изд., испр. СПб.: Нигер, 2000. — 606 с.199а. Цейкович К. П. Система образования в Великобритании: Обзор, информ. — М.: НИИВО, 1989. — 63 с.
195. Цигунова Н. В оркестре — отличники // Аргументы и факты. — 2004. № 7 (февр.) — Прил. «АИФ — Петербург»; № 7. С. 8.
196. Цукерман В. С. Отношение к музыке различных групп населения // Художественное восприятие: сб. ст. —Л.: Наука, 1971. — С. 172—184.
197. Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: учеб. пособие. — М.: Academia, 1999. — 185 с.
198. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2001. — 319 с.
199. Чечулин А. А. Микросреда в системе социальных связей и отношений учёного. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. — 240 с.
200. Чистяков В. В. Психология дирижёрского образования и исполнительства. — М.: МПА, 2002. — 226 с.
201. Чурьянов Ю. Д. Основные направления подготовки инженерно-технических кадров во Франции. — М.: НИИВО, 1994. — 55 с.
202. Шагинян М. Мать гармонии и ритма // Советская музыка. —1961. — 6 — С. 52—54.
203. Шварц Е. Л. Живу беспокойно.: Из дневников. — Л.: Сов. писатель, 1990. — 752 с.
204. Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». — Искусство, 1988. — 224 с.
205. Шехтер Т. Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века: текст лекций. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995. — 140 с.
206. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. — М.: Музыка, 1975. — Вып. 3. — С. 175—189.
207. Шостакович Д. Знать и любить музыку: беседа с молодёжью. — М.: Молодая гвардия, 1958. — 15 с.
208. Штелин Я. Музыка и балет в России 18 века -— Л.: Тритон, 1935. — 190 с.
209. Шуман Р. О музыке и музыкантах. — М.: Музыка, 1975. — Т. 1. — 407 с.
210. Щербань О. К. Формирование культуры личности в процессе музыкально-просветительной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — М., 1999. — 20 с.
211. Щербинина О. И как эпилог всё та же любовь // На смену. — 1988. — 21 мая.
212. Якубовская Е. Размышления после концерта / Е. Якубовская // Санкт-Петербургский университет. — 2002. — № 9. — С. 15.
213. Ямпольский А. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. — М., 1969. С. 25—48.1. Словари и справочники.
214. Музыка: большой энцикл. слов. / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — 2-е изд. —М.: Науч. изд-во «Большая Рос. энцикл.», 1998. — 672 с.
215. Островский А. Спутник музыканта: популяр, энцикл. словарь-справочник. — 2-е изд. — JI.: Музыка, 1969. — 400 с.
216. Университет // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауза, И. А. Эфрона. — СПб., 1902. — Т. 68. — С. 751—803.
217. Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Сов. энцикл., 1966. — 632 с.
218. Abel-Strutli S. Musik-Lerner und Musik-Lehren // Beitrage zur Musikkulttur in der Bundes Deutshland. — Hamburg; Wilhelmshaven: Hans Sikorski, 1982. — S. 289— 310.
219. Ameller A. Lettre d'information. — 2000. — № 65. — P. 7—10.
220. Barron F. Creativity and Personal Freedom. — Princeton (N. J.): Van Norstrand, 1968. — Vol. XIV. — 322 p.
221. Berger Melvin. Guide to chamber music. — New York: Dodd, Mead and C0., 1985. — 470 p.
222. Colwell R. Music and aesthetic aducation, a collegial relationship // Journal of Aesthetic Education. — 1986. — Vol. 20, № 4. — P. 31—37.
223. Etzkorn P. The Relationship between Musical and Social Patters in American Popular Music /'/ Journal of Research in Music Education. 1996. — Vol. 12, № 4. — P. 279—286.
224. Guilford J.-P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. San Diego: Calif., R.R. Knapp, 1987. - viii,229 p.
225. Hill R. And Rees С. В., Sir Henry Wood. Fifty years of the «Proms», L. 1944. P. 112.
226. International yearbook of education. — Paris: UNESCO, 1996. Voc. 39. 1997. — P. 57 — 59.
227. Jahrbuch des Deutshen Sagerbundes. — 1998. — S. 25.
228. Jane Daweson. The « Proms» audience: a sociological research. Music and musicians // 1998, april, vol. 10. № 14. - p. 25-31.234: Kendall R. Carterette Ed. The Communication of Musical Expression // Music Perception. — 1990. — № 8 — P. 129 —164.
229. Kulturprogramm des Deutshen Sagerbundes, Fassung, 1989.— S. 36.
230. Legg Simon. Problems of finance ait and music in Great Britain. Music and musicians// 1999, September, vol. 15. № 29. — p. 45 — 51.
231. Mahling С. — H. Zur Nichtprofessionellen Musizieren — ubung in der Deushland.1. Hamburg, 1999. — 75 s.
232. Max Fuch, Wosu Kunst? Zur sozialen und individuellen Funktion und Kunst — Remscheid: BKJ, 2001. — 215 s.
233. Meske E. B. Music in the schools, a rationale // Journal of Aesthetic Education. —1991. — Vol. 21, № 4. — P. 41 — 46.
234. Muller-Bech W. Musikalische Berufsausbildung und Nachwuchsforderung in der Vollversammlimg der Association Europeene des Conservatoires Academies de Musikhochshulen. — Moskau, 1986. — 240 s.
235. Mursell Y. Education for musical growth. — Boston: Ginn and Co., 1948. — 342 p.
236. Pelican J. The idea of University. A Reexamination. — New Haven and London,1992.—P. 45.
237. Reimer B. A philosophy of music education. — Englewood: Cliffs; N. Y.: Prentice1. Hall, 1970. — 73 p.
238. The discovery of talent. — Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1969. xxii, 316 p.
239. Werner, L. A. Human Auditory Development. — Madison: Brown and Benchmark Publishers, 1996. viii, 295 p.