автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Набигулаева, Маржанат Набигулаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Нравственно-дидактическая направленность творчества Гамзата Цадасы"

Набигулаева Маржанат Набигулаевна

НРАВСТВЕННО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ГАМЗАТА ЦАДАСЫ

Специальность - 10.01.02 - литература народов Российской Федерации (аварская литература)

3 MAP 2015

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

005560013

Махачкала - 2014

005560013

Работа выполнена в отделе литературы ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасьг ДНЦ РАН»

Научный руководитель: доктор филологических наук

Муртазалиев Ахмед Магомедович (ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН»)

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Акимов Курбан Халикович

(ГБУ «Дагестанский Научно-исследовательский институт педагогики им. A.A. Тахо-Годи»)

кандидат филологических наук, доцент Гаджиахмедова Маржапат Ханмирзаевна (ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»)

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный

педагогический университет» (г. Махачкала)

Защита состоится «27» марта 2015 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 002.128.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН [367ООО, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; т./ф. 8(8722)675903].

Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ (www.vak2.ed.gov.ru) и на официальном сайте ИЯЛИ ДНЦ РАН (www/iyalidnc.ru) «26» января 2015 г. С диссертацией можно ознакомиться на официальном сайте ИЯЛИ ДНЦ РАН по ссылке (http://www.iyalidnc.ru/disser.html) и в научной библиотеке Дагестанского научного центра Российской академии наук (ул. М. Гаджиева, 45)

Автореферат разослан «12» февраля 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук

А.Т. Акамов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Творчество Г. Цадасы - одно из оригинальных и значительных явлений аварской литературы конца XIX - первой половины XX вв. Он — поэт востребованный временем, чье творчество оказало колоссальное влияние на думы и чаяния современников, мастер художественного слова, получивший признание в качестве классика национальной литературы.

Проблемы, связанные с исследованием творческого наследия Г. Цадасы, его местом и ролью в художественной культуре общества, а также в решении нравственных, морально-этических и дидактических задач, многогранны, и исчерпывающе охватить их круг практически сложно. Хотя многое уже сделано, все же необходимо отметить, что некоторые из эгих проблем до сих пор остаются не рассмотренными, в том числе и проблема нравственно-дидактической направленности.

Творчество Г. Цадасы представляет большой интерес в плане наличия в нем морально-этического, нравственного опыта, взглядов и мировоззрения на общественные изменения в разные периоды жизни как самого поэта, так и всего народа в целом. Художественное наследие поэта, в котором накоплен «богатый нравственный потенциал, значение которого трудно переоценить для современного общества»', представлен произведениями малого и крупного объема: стихотворениями, баснями, поэмами.

Актуальность темы исследования обусловлена нравственно-эстетическим, духовным своеобразием творчества Г. Цадасы, основу которого составляют произведения нравственно-дидактической направленности. Между тем, при всесторонней разработанности его различных аспектов, аналитически недостаточно уделено внимания именно этой проблеме. По разрозненным фрагментам, которые содержатся в различных трудах, посвященных творчеству Г. Цадасы, сложно создать целостное представление о способах и формах функционирования нравственно-дидактической направленности в поэзии Г. Цадасы, что и побудило автора работы предпринять попытку целостного исследования намеченной проблемы как основы его поэтического творчества.

Степень разработанности и изученности темы. Творчество народного поэта Дагестана всегда было объектом пристального внимания исследователей - представителей различных направлений гуманитарной науки. Особенно плодотворно изучение его наследия велось в 40-80-е годы XX века. Творчеству Г. Цадасы посвящены диссертационные работы, изданы монографические и текстологические исследования, воспоминания современни-

1 Абдурахманов A.M. Традиции басенной культуры в творчестве Г. Цадасы истоки, параллели, интерпретации // Гамзат Цадаса и современный литературный процесс. - Махачкала, 19S9. - С. 59.

ков в периодической печати на русском и национальном языках, научно-аналитические и публицистические статьи о жизни и творчестве поэта. Между тем, несмотря на такое внимание, в дагестанском литературоведении нет специальных работ по исследуемой теме, хотя в некоторых монографиях, статьях, посвященных поэту, затрагиваются некоторые ее аспекты.

Среди исследователей творчества Г. Цадасы, в чьих монографиях, научных трудах обращается внимание на его нравственно-дидактическую направленность, следует назвать М.-С.С. Саидова, А.Ф. Назаревича, Н.В. Ка-пиеву, К.Д. Султанова, Г.М. Корабельникова, Г.Г. Гамзатова, Ф.Х. Мухаме-дову и др.

Различные аспекты исследуемой темы освещены также в сборниках статей «Гамзат Цадаса и современность»' и «Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана»2, «Гамзат Цадаса в народной памяти»3, «Гамзат Цадаса и современная художественная культура»4, «Гамзат Цадаса. Поэт. Мыслитель. Ученый»5.

Целью исследования является оценка творчества Г. Цадасы, выявление, анализ и актуализация нравственно-дидактического аспекта, духовного своеобразия как основы эстетической системы поэта.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

— проанализировать художественные истоки, эстетический пафос, нравственные идеалы, поэтику, стиль поэзии Г. Цадасы;

— выявить социально-философские, морально-дидактические и просве-тительско-дидактические традиции в творчестве Г. Цадасы;

— определить суть нравственно-дидактических исканий в творчестве Г. Цадасы;

— выявить эволюцию системы нравственно-дидактических представлений в творчестве поэта;

— определить место поэзии Г. Цадасы нравственно-дидактического направления в истории аварского, дагестанского литературного процесса.

Объект исследования - творчество Г. Цадасы, в частности, его поэтические произведения разных жанров: стихи, поэмы, басни.

Предмет исследования — художественное своеобразие нравственно-дидактической направленности творчества Г. Цадасы как источник духовно-

' Гамзат Цадаса и современность / сост. и отв. ред. С.М. Хайбуллаев - Махачкала, 1978. - 220 с. " Гамзат Цадаса и современный литературный процесс / сост. и ота. ред. A.M. Абдурахманов.

- Махачкала, 1989. - 204 с.

3 Гамзат Цадаса в народной памяти / сост., коммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008. - 564 с. + 64 ил.

Гамзат Цадаса и современная художественная культура Дагестана / сост. A.M. Муртазалиев.

- Махачкала: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, 2009. - 192 с.

Гамзат Цадаса. Поэт. Мыслитель. Ученый / сост. A.M. Муртазалиев и М Н Набигулаева

- Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2012. - 446 с. На авар. яз.

4

сти, морально-этических норм и социальной активности личности и общества.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды историков и теоретиков литературы: Б.В. Томашевского, А.Б. Есина, М.Ю. Лотмана, Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева, Н.В. Капиевои, Г.Г. Гамзатова, Г.М. Корабелышкова, А.Ф. Назаревича, М.-С.С. Саидова, К.Д. Султанова, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой, 3.3. Гаджиевой и др.

Научная новизна исследования заключается в том. что в работе впервые делается попытка целостного монографического исследования нравственно-дидактических воззрений Г. Цадасы, выявляются особенности приемов их реализации посредством использования различных художественных и поэтических средств, определяется влияние его поэзии на творчество других аварских и дагестанских поэтов в аспекте исследуемой проблемы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творчество Г. Цадасы продолжает традиции аварской классической литературы. Реализованные в поэзии Мухаммеда Кудутлинского, Абубакара Аймакинского, Гасана Кудалинского, Сайда Араканского, Али-Гаджи из Ин-хо и других авторов нравственно-дидактические, морально-этические мотивы нашли в поэзии Г. Цадасы художественно яркое, своеобразное, личностное продолжение. Его поэзия — органическая часть национальной культуры не только аварцев, но и других народов Дагестана.

2. Нравственно-эстетические, философские искания поэзии Г. Цадасы сопряжены с исконно национальным образом мышления.

3. Нравственно-дидактический контекст в поэзии Г. Цадасы позволяет рассматривать его творческое наследие как явление, пронизанное мотивами утверждения принципов социальной справедливости, добра и мира, совершенствования общества и личности.

4. Творчество Г. Цадасы является важнейшим ориентиром для современной аварской и дагестанской литературы в ее обращении к общечеловеческой философии и нравственности, в осмыслении актуальных проблем современной жизни.

5. Литературное наследие Г. Цадасы является важным фактором развития многонациональной литературы Дагестана, оно оказывает существенное влияние на формирование нравственно-этического облика и художественно-эстетических взглядов читателя.

6. В поэзии Г. Цадасы художественное отражение нашли различные процессы общественной, политической, трудовой и духовной жизни народа, особенности его мышления, мировоззрения и ментальности.

7. Нравственно-дидактическая направленность как основа поэзии Г. Цадасы представляет собой богатый потенциал, способный внести суще-

ственный вклад в морально-этическое и эстетическое совершенствование современного общества.

8. Поэзия Г. Цадасы, основываясь на нравственно-дидактических принципах, оказала существенное влияние на современное духовное сознание, художественное творчество и эстетический опыт аварских и дагестанских мастеров художественного слова.

9. Творчество Г. Цадасы, вобравшее в себя лучшие традиции национального словесного искусства, внесло весомый вклад в развитие нравственно-дидактического направления аварской поэзии.

Методы исследования. Основными методами исследования являются биографический, культурно-исторический, сравнительно-типологический и описательный.

Теоретическая значимость диссертации обусловлена ее актуальностью и научной новизной. Исследование зарождения и развития нравственно-дидактических идей в творчестве Г. Цадасы расширяет представление об истории аварской литературы, вносит вклад в решение самостоятельной литературоведческой проблемы. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается и в том, что на богатом поэтическом материале поэта, основанном на национальном устном народном творчестве и наследии аварской классической литературы, рассматривается процесс формирования нравственно-дидактического направления в современном словесном искусстве аварцев.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при написании истории аварской и дагестанской литературы, в вузовских и школьных курсах аварской и дагестанской литературы.

Апробация работы. Основные результаты исследования изложены в докладах на межвузовских, региональных конференциях в г. Махачкале, на всероссийской конференции в г. Тюмени, в 11 статьях, опубликованных в различных журналах и сборниках, в том числе три - в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК.

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании отдела литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН (от 23 сентября 2014 года, протокол №10).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, указываются основная цель и задачи, показана степень разработанности и изученности темы, раскрываются научная новизна, 6

теоретическая и практическая значимость работы, характеризуются методологическая и теоретическая основа диссертации, методы исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, даются сведения об апробации результатов исследования, определяется структура работы.

Первая глава - «Просветительско-дидактические традиции в творчестве Гамзата Цадасы» — состоит из двух разделов.

В первом разделе — Просветительские мотивы в поэзии Гамзата Цадасы» - выявляется своеобразие поэтики просветительской поэзии Г. Цадасы на основе анализа его поэтических произведений. Являясь одним из ярких явлений современного словесного искусства аварцев, творчество Г. Цадасы сконцентрировало в себе богатый арсенал духовного наследия народа, в котором идеи просвещения, культа книги занимают видное место. Отмечая стремление горцев к знаниям, Г.Г. Гамзатов пишет: «Явлением парадоксальным и поражающим воображение был культ книги 1! старом Дагестане»1. Призывы бережно относиться к наукам, почитать ученых, идеи распространения знаний были характерными чертами творчества аварских авторов еще в эпоху Средневековья. В одном из трактатов выдающегося ученого, просветителя и поэта Абубакара Аймакинского читаем: «Бойтесь покидать изучающего знания и обучающего наукам днем и ночью, так как изучение есть благодать, а прекращение его есть горе» .

Продолжая традиции предшественников, Г. Цадаса в своем творчестве большое значение придавал просвещению и культуре народа. Он выступал за внедрение образования в широкие народные массы, считая, что просвещение необходимо распространять не только среди детей, юношей и девушек, но и среди взрослого населения. На встречах с учащимися, в прессе, в выступлениях по радио поэт часто обращался к народу с призывом отказаться от вредных адатов, мешающих культурному развитию человека, покончить с темнотой, невежеством и приобщиться к культуре. И потому в своем творчестве он так много внимания уделяет этой актуальной теме. В совокупности произведения, в которых реализована проблема культурного воспитания и образования, составляют важное направление в поэзии Г. Цадасы — просветительское, главными мотивами которого стали борьба с негативными пережитками прошлого, темнотой и невежеством народа, предрассудками и явлениями старины, проблема эмансипации женщины, воспитание и просвещение детей и взрослого населения, внедрение новой системы образования и т. д. Эти темы и мотивы были обусловлены временем, эпохой строительства но-

1 Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта. - М.: Наука, 1982. - С. 64.

2 Цит. по кн.: Гизбулаев М.А. Абубакар-Хаджи из Аймаки. Жизнь, творчество и научное наследие. - Махачкала, 2005. - С. 32.

вого общества и формирования нового человека и несли на себе отпечаток конкретно-исторических условий жизни (как и все творчество поэта).

Тема просвещения была актуальна и в дореволюционной аварской литературе. Наиболее ярко просветительские тенденции выражены в творчестве аварского классика, поэта Али-Гаджи из Инхо, которое пронизано идеей избавления народа от невежества, темноты, бескультурья, мыслями об образованности людей, имея в виду не только простое изучение наук, но и культуру поведения, мышления. Эти идеи реализованы в таких произведениях, как «О, эти ученые» («Ва, гьал г1алимзаби), «Наука и невежество» («Пелму ва жагьлу»), в поэме «Море разума» («Пакълудал рапъад») и во многих его двустишиях, ставших в народе популярными пословицами и поговорками.

Г. Цадаса развивает традиции своих предшественников на более высоком творческом уровне. Поднимая те же проблемы, только шире и многообразнее, поэт вбирает в свою поэзию все лучшее, что было до него, и создает произведения, отвечающие требованиям и духу нового времени, его идеологии.

Одной из первых задач после установления советской власти в стране, наряду с восстановлением экономики, сельского хозяйства, промышленности, было развитие культуры и образования. Реализации культурных задач в горском обществе мешали такие обычаи и традиции, как кровная месть, ношение кинжала, двоеженство, выдача малолетних девочек замуж и пр. Республиканская печать («Горец», «Знамя социализма»), игравшая важную роль в культурной жизни общества, публиковала на своих страницах материалы о фактах сохранения старых и вредных обычаев (кража и продажа девушек в жены, кровная месть, полевая милостыня), призывала их искоренить и требовала призвать к ответу организаторов и участников этих действ.

Поэт, откликаясь на запросы времени, в целях искоренения всего негативного, отжившего свой век и мешающего культурному продвижению страны обращается к излюбленному и проверенному виду художественного изложения — сатире. Как отмечает Ч.С. Юсупова, генезис литературной сатиры аварцев относится к первой половине XIX века. Ее развитие идет под влиянием устной народной сатиры. Данный этап развития литературной сатиры представлен поэтами Магомедом из Гергебиля и Али-Гаджи из Инхо1.

Но наиболее крупным, талантливым представителем аварской сатирической литературы второй половины XIX века является Али-Гаджи из Инхо. Типичный представитель своего времени, получивший блестящее духовное образование, он был, с одной стороны, верующим, религиозным человеком, а с другой — представителем передовой горской интеллигенции, понимавшей психологию народа, жившей его интересами и чаяниями.

1 Юсупова Ч.С. Аварская поэзия: история и современность. Избранные статьи. - Махачкала: Алеф; ИЯЛИ ДИЦ РАН, 2013. - С. 36.

8

В творчестве Али-Гаджи из Инхо значительное место занимают произведения юмористического и сатирического характера. Его сатира, направленная против негативных явлений в жизни горского общесл ва, носит обличительный характер. Особенно остро, беспощадно сатира поэта разоблачала тех служителей культа, у которых высокие слова о боге и морали расходились с их собственным образом жизни. К таковым относятся стихи «Будун, дибир говорят» («Будун, дибир абула»), «Чтобы будун распух» («Будун дам-дамаги»), «Шейхам» («Щайихзабазде») и др.

В конце XIX века вместе с Али-Гаджи из Инхо на литературную арену выходят такие мастера сатирического жанра, как Этил Али из Телетля, Кура-Магомед из 'Глоха, Гусейн из Эбута. Одновременно с ними начинает свою деятельность и Гамзат Цадаса.

Практически все исследователи творчества Г. Цадасы (Н.В. Капиева, К.Д. Султанов и др.) акцентировали внимание на его сатирическом характере, а самого мастера рассматривали как «явление номер один, т. к. он нашел такие залежи, такой мощный пласт народной обличительной культуры, который позволил ему создать целый ряд сатирических образов»1.

Г. Цадаса острие своей сатиры направил на искоренение негативных, реакционных явлений современного ему общества. В частности, решению этой проблемы он посвятил целый цикл таких сатирических произведений, как «Ослиное геройство» («Х1амабагьадурлъи»), «Кровная вражда» («Бидул тушманлъи»), «Чохто» («Чохт1о»), «Гидатлинский обычай» («Гьидерил г1адат»). Сюда же можно отнести и стихи о кинжале - «Обращение к газете "Горец" о кинжале» («Хонжрол х1акъалъулъ "Маг1арулав" газеталде хит1аб»), «Кинжал» («Ханжар»), «Разговор с кинжалом» («Ханжарги хонжролавги») и др. Эти и другие ставшие популярными в народе стихи (кроме стихотворений «Кинжал», «Разговор с кинжалом»), вошли в первый сатирический сборник поэта «Метла адатов» («Падатазул жул»), вышедший в свет в 1934 г. Он ознаменовал собой определенный этап в развитии аварской советской поэзии.

Исследователи творчества Г. Цадасы, говоря о его сатире, отмечают такую особенность: «Сатира Цадасы всегда содержит вывод, авторскую оценку, несет в себе здоровое зерно поучения. Многие сатирические стихи («Слово о кровной мести», «Кинжал», «Рассказ о Хочбаре и Магоме» («Ослиное геройство». — М.Н.) поэт заканчивал призывом к землякам: «перевоспитать себя культурой!»2.

1 Алиева 3.3. Сатира Гамзата Цадасы на службе перестройки // Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана. Сборник статей / сост. и отв. ред. A.M. Абдурахманов. - Махачкала, 1989. -С. 50.

2 Капиева Н.В. Творческий путь Гамзата Цадаса. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1953. - С. 65.

Новая власть уделяла большое внимание просвещению и культурному развитию народа. С этой целью реализовывались программы по распространению грамотности среди населения. В частности, создавались пункты ликвидации безграмотности (ликпункты), организовывались культпоходы, бригады культармейцев, которые руководили сельскими ликпунктами, обучали горцев грамоте и оказывали помощь школам. В 20—30-е годы в Дагестане открывались библиотеки, клубы, читальни, новые школы, где дети могли получить бесплатное образование. Учащихся обеспечивали всем необходимым: оборудованием, школьными принадлежностями.

В деле осуществления «культурной революции» в Дагестане большую роль сыграла и интеллигенция, ярким представителем которой являлся Г. Цадаса. К этому периоду относятся известные его произведения — «Призыв культармейцев» («Культармейцазул ах1и»), «Песня девушек, приехавших на педкурсы» («Педкурсалде рач1арал ясазул кеч1»), «Переезд «ШЕКЕЭМ» в Гоцатль» («ШЕКЕЭМ» Гьоц1алъе гочин»), «Свет знаний - селам» («Росабазе — канлъи-лъай»), «Наступление призывников на Седло-гору» («Кьили-маг1арде гьабураб призывниказул гьужум») и др. В них герои — молодые девушки и юноши — выступают как носители знаний для народа, стремятся к овладению разными полезными профессиями: секретарей, учителей, садоводов. В частности, в «Призыве культармейцев», принятом считать в критической литературе гимном ликвидации безграмотности в горах1, герои, внедряющие знания в народные массы, ассоциируют себя с «воинами» культпохода, в руках которых мощное «оружие» - карандаш и язык, а «порохом» для них служит письмо и учение. Это «оружие» не ранит человека. С целью просвещения народных масс они «ведут войну», в которой не проливается кровь: Нижер хечалъ холевги ч1аголъула, Ч1ор щуп хадуб, щокъав чиги сахлъула. Нижер мурад - маданияб лъайги кьун, Лъелаб агьлу аэропланалда лъей2.

От удара наших штыков и умирающий оживет, Попадание стрелы и больного оздоровит. Наша цель — дав знания о культуре, Пеший люд посадить на аэроплан.

Важную роль в осуществлении «культурной революции» играла и периодическая печать. Через газеты и радио Г. Цадаса активно общался с народом. Он имел тесную связь с газетой «Красные горы» («Баг1арал муг1рул»), издававшейся на аварском языке в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) в 1921

1 Капиева Н. Творческий путь Гамзата Цадаса. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1953. - С. 57; Шахтаманов О.-Г. Первый том сочинений Гамзата Цадасы // Дружба. - Махачкала, 1954. - № 2. - С. 156. - На авар. яз.

" Гамзат Цадаса. Собрание сочинений: В 6 т. / сост., предисл. и комм. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. - Т. I. - С. 288. - На авар. яз. 10

году. В том же году по инициативе видного революционера и общественного деятеля Магомед-Мирзы Хизроева, с которым поэт имел дружеские связи, Гамзат Цадаса был приглашен в редакцию газеты в качестве секретаря. В этой газете впервые были напечатаны его стихи «К горской бедноте» («Маг1арул мискинзабазде», 1920) и «Кого надо выбирать в Советы» («Сове-тазде щал рищизе кколел», 1921). Стихотворения носят яркий агитационно-пропагандистский характер.

Создавая эти агитационные наставления «с точным политическим прицелом»1, поэт преследовал цель объяснить народу, где правда, а где ложь, научить его разбираться в существовавших в тот период сложных общественных и политических ситуациях, пробудить самосознание горского общества.

Г. Цадасе были свойственны поиски новых форм для отражения нового содержания. Сотрудничество со средствами массовой информации предоставляло для поэта большие возможности в этом. По просьбам различных редакций он откликался своими произведениями на те или иные события в культурной, политической и других областях жизни горцев. Придавая огромное значение газете, давшей ему «трибуну» (Н.В. Капиева) в деле распространения культуры и образования среди народных масс, Цадаса со страниц газет часто обращался к читателям с призывом к просвещению: «Обращение газеты «Горец» («Маг1арулав» газеталъул» раг1и»), «Противник газеты» («Газеталда дандеч1олев»), «Обращение стенгазеты» («Къадал газеталъул раг1и»), «Обращение новой газеты к народу» («Ц1и бахъараб газеталъ хал-къалдехун»). В них использован прием олицетворения (газеты), с помощью которого Цадаса обращается к народу с призывом повысить свой уровень знаний и культуры.

Значительное место в творчестве Г. Цадасы занимает тема воспитания и образования подрастающего поколения, горской молодежи. Известно, с какой любовью и уважением поэт относился к детям, в которыч он видел будущее страны. Близко знавший поэта, М. Кебедов вспоминает: «Гамзат очень любил детей и много писал о них и для них. С детьми он обращался всегда серьезно, как с равными, умел располагать к себе, создавать атмосферу полного доверия и взаимопонимания»2. Подобные черты характерны и его детской поэзии, в которой Г. Цадаса сравнивает детей с живыми цветами, символизирующими неувядающую жизнь. Основная часть произведений, обращенных к детям, молодежи, написана в жанре наставления.

Г. Цадаса, взяв за основу жанр наставления, который уже приобрел статус традиционного в национальной литературе, создает образцы этого

1 Корабельников Г.М. Гамзат Цадаса // Гамзат Цадаса. Избранное. - М.: Худ. лиг , 1955. - С. 9.

2 Кебедов М. Таким я его знал // Гамзат Цадаса в народной памяти / с.ост., ксммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008. - С. 78.

жанра, посвященные детям и молодежи. К ним относятся: «Смотри, друг, твой отец в школе не учился» («Воре, гьудул, дур эмен школалда ватичГин»), «Пионеру» («Пионерасде»), «Пора открывать школы» («Мактабал рагьизе къоял щун ругин»), «Старая и новая жизнь» («Басриябги цГиябги чГаголъи».), «Почему, друг Алибег, неправильно понимаешь...» («Щай, гьалмагъ Пали-бег, мекъса бихьулеб...»), «Иса и Сурхай» («Писаги Сурхайги»)", «Письмо пионеров Аранинской школы» («Парани школалъул пионеразул кагьат»), «С кем дружить?» («Гьудуллъи лъилгун кквелеб?»), «Совет Исбаги» («Исбагьие г1акълу»), «Недостойный характер» («Рекъеч1еб г1амал»), «В школу - на хвосте, из школы — на языке» («Унеб мехалъ — рачГалда, вач1унелъул — мацГал-да»), «Второгодник» («Гъоркь хут1арав чийилан...»), «Ученик» («Ц1ал-дохъан»), «Горской молодежи» («Маг1арул г1олилазде»), «Пати, впервые идущей в школу» («Т1оцее школалде уней Пат1иде»), «Желание пионерки» («Пионералъул гъира»), «Живые цветы» («ЧГагоял т1угьдул») и др.

Творчество Г. Цадасы для детей носит ярко выраженный нравственно-дидактический характер. Большинство его сочинений написаны в форме наставлений и обращений к юному поколению, в которых звучит призыв любить и уважать родителей, старших, сверстников, родину, учиться и трудиться во имя ее процветания и быть ей преданными. Они проникнуты оптимизмом, любовью к детям, гордостью за них и верой в их светлое будущее. Огромное значение и влияние, которое эти произведения оказывают на маленьких слушателей, объясняется тем фактом, что заложенное в них наивное простодушие ребенка совмещается с глубокой мудростью самого «дедушки Гамзата», как его называли дети. Мягкий добродушный юмор и светлый гуманизм в детских наставлениях поэта призваны вызвать в учащемся стремление жить умно, красиво, вселять в него уверенность в собственные силы1.

Будучи патриотом своей родины и своего народа, Г. Цадаса остро переживал его темноту и невежество. Потому одно из главных мест в его просветительской деятельности занимают произведения, критикующие устаревшие адаты и призывающие горцев к новой культуре и знаниям. Эти стремления побудили поэта стать активным пропагандистом просвещения, в котором он видел развитие своего народа.

Во втором разделе — «Тема трудового воспитания в произведениях Гамзата Цадасы» - исследуются традиции художественной разработки проблемы труда и трудового воспитания в аварской литературе, опыт художественно-эстетического освоения темы труда в творчестве Г. Цадасы.

Будучи ярким, самобытным явлением национальной словесной культуры, литературное наследие Г. Цадасы представляет собой важный фактор формирования духовного мира, нравственных критериев и художественно-

' История дагестанской советской литературы: В 2-х т. - Махачкала: ИИЯЛ, 1967 -Т. 2 -С 28

эстетических взглядов читателя. Размышляя над творчеством поэта, мы, прежде всего, видим облик поэта-труженика, неразрывно связанного со своим народом, жившего его интересами, запросами и потребностями. «Будучи тружеником, он и на литературу смотрел как на труд — упорный, тяжелый, но радостный, посвященный службе человеку, народу»1. Поэтому тема труда изначально, с первых поэтических строк, стала одной из доминирующих тем в творчестве Г. Цадасы и оставалась таковой до конца его творческой биографии.

Кредо Г. Цадасы как художника слова, отражающее его отношение к труду, просто и в то же время гениально выражено в следующем четверостишии:

Бач1араб бак1 лъалареб мал, Араб бак1 лъач1ого уна. ЗахГмат бихьич1ого щвараб, РахГат бихьич1ого хода2.

Имущество неизвестного происхождения Исчезает неизвестно куда. Все, что достается без труда, Пропадает, не доставляя удовольствия.

Эта же традиционная мысль заключена и в произведениях Али-Гаджи из Инхо:

Дуда кьо бихьич1ого балагьараб магЬппат, Къимат гьабич1ого уп, кодоб жо хуг1уларо3.

Не познав трудностей, полученное тобой имущество, Не оцененное, пропадает, в руках не остается.

Суть одна и та же, только Г. Цадаса выразил ее в более простой и легкой для восприятия горца форме.

Уже в ранних произведениях поэт-сатирик разоблачает эксплуатацию чужого труда, высмеивает тех, кто достигает положения в обществе нечестным трудом, «утверждая превосходство честной бедности над богатством»4. Тем самым он воспевает нравственное начало труда. Отдавая дань людям труда, поэт призывает читателей следовать его примеру.

ГьедигГан инжитго данде гьабураб, Дунялалъул боц1и бакьанго гуро.

Мисюшзаби гуккун, кодобе щвараб Шагьп-параялда дун урхъуларо5.

1 Султанов К.Д. Гамзат нам нужен сегодня и всегда // Гамзат Цадаса в народной намята. - Махачкала, 2008.-С. 176.

2 Цадаса Г. Собр. соч. - Т. 6. - Махачкала, 2008. - С. 148.

3 Али-Гаджи из Инхо. Произведения. - Махачкала, 2001. - С. 132.

4 Гамзатов Г,Г. Гамзат Цадаса. Жизнь и творчество до революции. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1973. -С. 132.

5 Цадаса Г. Собр. соч. -Т.1. - С. 60.

Таким трудом добытое Богатство мира мне не надо. Обманув бедных, полученные Деньги я не желаю.

По словам С.М. Хайбуллаева, глубокое знание жизни родного народа способствовало тому, что поэт хорошо изучил внутренний мир своих соотечественников, знал, о чем они думают, мечтают и на что надеются в жизни. «Поэтому он с такой глубиной и правдивостью сумел передать трагедию маленького человека, создал образ бедного горца, стремящего своим непосильным трудом, энергией выбиться в люди, избавиться от нужды, пожить нормальной, обеспеченной жизнью, и невозможность этого в сложившихся в общественных отношениях»1.

Первыми произведениями поэта дореволюционного периода, в которых реализована тема труда, являются: «Осел Кинхва» («Кинхвал х1ама»), «Стихи о харчевне» («Ашбазалде гьабураб»), «Жаровня Иника» («Г1иник1ил кор»), «Поход по тревоге» («Ах1уд рахъин»), «Песня о корове Али» («Г1ак-дал кеч1») и др. Произведений этого цикла в дореволюционном творчестве Г. Цадасы не так много, но в них ярко и выразительно создан образ бедняка-горца, изображена картина его быта, сформулирована его жизненная философия. Герой Г. Цадасы - человек, зарабатывающий себе на жизнь тяжелым физическим трудом, живущий думами о том, как бы прокормить и обеспечить себя и своих близких.

Особую художественную разработку тема труда, трудового воспитания в творчестве Гамзата Цадасы получила после Октябрьской революции. Многие произведения поэта о роли труда в жизни общества относятся именно к этому периоду. Как отмечает Г.М. Корабельников, «идея величия созидательного труда пронизывает поэзию Цадасы советского периода»2. Советская власть уделяла большое внимание трудовому воспитанию членов общества, занятости их созидательным трудом. Поэт, наблюдая происходящие вокруг него большие изменения, не мог не писать об этом. При этом он часто сравнивал старую и новую жизнь. В этот период расширилось идейное содержание и жанрово-тематическое многообразие его творчества, оно поднялось на качественно новый уровень.

В произведениях Г. Цадасы советского периода прославляется коллективный труд людей, новая жизнь, деятельность рядового труженика: учителя, врача, овцевода, садовода, колхозника, объектом внимания также становятся люди, добившиеся высоких результатов в своей трудовой деятельности и т. д. В стихах «Новый мир» («Щияб дуниял»), «Рабочий класс» («Х1алт1ухъабазул класс»), «Салам съезду садоводов» («Ахихъабазул съез-

' Хайбуллаев С.М. История аварской литературы ХУН-Х1Х веков. - Махачкала, 2006. - С. 597. Корабельников Г.М. Гамзат Цадаса. Литературный портрет. -М.: Советская Россия, 1976 - С 66

далде - салам»), «Водопровод в ауле Цада» («Щада росулъе лъим бахъи»), «Новый свет» («Ц1ияб нур»), «Знамя, завоеванное Цумадинским районом» («Ц1умада районалъ босараб байрахъ»), «Слава мастерам» («Махщалилазе рецц»), «Жалоба сохи» («Пурцил г1арза»), «Мастера родины» («Ват1аналъул махщалилал»), «Электростанция в Хунзахе» («Хунзахъ электростанция»), а также в поэмах «Старый Гасан» («К1удияв Х1асан») и «Сказание о чабане» («Вехьасул къиса») воспета радость мирного труда. В них выражена мысль, что человеку, занятому трудовой деятельностью, чужды агрессивность, озлобленность, негативное отношение к другим членам общества и присущи доброта и отзывчивость.

Тема созидательного труда, воспитание любви к нему ревизована и в поэме «Уроки жизни» («Пумруялъул дарсал»). Выделяя труд как основную форму жизнедеятельности человека, автор стремится к формированию в сознании читателя мысли, что труд является главным источником благополучия и достатка:

Гьабулеб х1алт1иялде мун ХГелекогун цадахъ вахъа, Радал вахъарасул кьег1ер Щуяб абун аби бугин1.

Для предстоящей работы Вставай вместе с петухами, -Кто рано встает, у того ягненок Окажется овечкой, гласит поговорка.

Одним из крупных произведений в творчестве Гамзата Цадасы, посвященных теме труда в условиях нового строя, коллективизации, становлению характера нового человека, ломке психологии крестьян, является эпическая поэма «Сказание о чабане» («Вехьасул кьиса»).

В произведении выведен образ рядового человека-труженика, находившегося в центре общественного внимания. Демонстрируя почет и уважение, которые оказывает общество людям труда, автор тем самым выразил идею преимущества коллективного труда, благодаря которому жизнь человека, его духовный мир меняются к лучшему.

Г. Цадаса жил и творил в переломные для страны времена, когда все силы людей были направлены на ее развитие и процветание. В это общенародное дело свой вклад внес и поэт, как талантливый художник, опираясь на идеи предшественников, в творчестве которого по-новому, во всей полноте раскрылась тема созидательного труда, направленного на физическое и нравственное совершенствование человека. Г. Цадаса максимально близко к миру горца, доступным, ясным языком раскрывал свою, крестьянскую философию, свое кредо художника, отразил многие стороны трудовой деятельности.

1 Цадаса Г. Собр. соч. - Т. 4. - С. 134.

Особое внимание в своем творчестве художник уделял и молодому поколению, в котором он видел будущее страны.

Новаторство поэта в освоении темы труда состоит в том, что, в отличие от представителей дореволюционной аварской литературы, изображавших преимущественно подневольный и тяжелый труд, Г. Цадаса изобразил труд как радостную, созидательную деятельность, воодушевляющую людей на новые достижения и открывающую для них безграничные возможности. Оптимистическое звучание, героика созидания, которыми отличаются произведения данной тематики, носят жизнеутверждающий характер.

Вторая глава — «Нравственно-дидактические мотивы в контексте социально-философской поэзии Гамзата Цадасы» — состоит из двух разделов.

Первый раздел — «Социальные мотивы в поэзии Гамзата Цадасы» -посвящен исследованию поэтического творчества Г. Цадасы, в котором социальная тематика занимает важное место в формировании нравственного облика как личности, так и общества в целом. Она отражает коренные преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей (политической, социально-экономической и социокультурной), происходившие в стране на рубеже XIX—XX вв., в результате которых многие духовные, нравственные, ценностные ориентиры и установки подверглись изменению и сформировались новые установки и ценности. Творчество Г. Цадасы призывает к нравственному очищению, решению социальных проблем на основе морального выбора, т. к. человек безнравственный представляет опасность для общества, стать личностью он может только будучи нравственным.

Опираясь на творчество своих предшественников (Эльдарилава из Ру-гуджа, Али-Гаджи из Инхо, Магомеда их Тлоха), Г. Цадаса расширил жанровый диапазон своих произведений, заполнив их различной тематикой. Свою поэзию он поставил на служение критике социальных, нравственных пороков с целью их искоренения из общества и установления в нем высоких моральных принципов. В его произведениях затронуты также и социально-политические проблемы, которые волновали общество, проникая в самую гущу народной жизни.

Поэт, так же, как и его предшественники, критически оценивая ситуацию, обращается к социальным проблемам своего времени: спекуляции, алкоголизму, а также бюрократии, коррупции и расхитительству. Последние общественные явления волновали поэта острее всего, потому и нашли более широкое отражение в его творчестве.

Г. Цадасой написано множество произведений, в которых он подвергает резкой критике чиновников и власть имущих, призванных помогать народу и служить его интересам, а вместо этого в их рядах царят коррупция, взя-16

точничество, лицемерие, ханжество и т. д. Эти отрицательные факторы, царящие в обществе, и особенно в чиновничьей среде, препятствуют экономическому и культурному развитию страны, ставят под угрозу любые ее социалистические преобразования. По мнению поэта, такое положение недопустимо и нужно с этим бороться, что он и делал на протяжении всей своей творческой жизни, призывая искоренить явления, препятствующие культурно-экономическому развитию страны.

Поэт был одним из первых авторов в аварской советской литературе, кто поднял свой голос в защиту прав и свободы женщин. Начиная с 20-х годов XX века тендерная тема приобрела большую актуальность в литературе и нашла отражение в творчестве многих дагестанских мастеров слова (С. Стальский, 3. Гаджиев, К. Закуев, М. Чаринов, А. Магомедов, Н. Ханмурзаев и др.) Соответствуя запросам времени и проводимой государством культурно-просветительской политике, направленной на формирование «нового человека», на подчинила себе не только содержание деятельности культурно-просветительных учреждений (театры, клубы, школы), но и средства массовой информации, литературу и искусство.

В таких произведениях, как «Тагир и Зухра» («ТТагьирги Зугьраги»), «Мать, дочь и торговец» («Эбел, яс ва базарган»), «Песня старухи в день восьмого марта» («Микьабилеб марталь к1одоца ахГараб кеч1»), «8 март», «Новый свет» («Ц1ияб нур»), «Если спросите о жизни женщин в старину...» («Нек1о руччабазул г1умру гьикъани....»), «Оживление женщин» («Руччаба-зул ц1аруц1ин»), «Женщины раньше и сейчас» («Цебеги гьанжеги руччаби») и других, поэт приветствует новые преобразования в общественной жизни, в том числе высокий социальный статус женщины в ней, закрепленный законодательно новой властью.

Г. Цадаса поднял свой голос против перегибов, допускаемых при проведении политики партии, против чрезмерной активности представителей власти на местах в их стремлении реализовать партийные установки. Так, в стихотворении «Изъятие люльки в счет штрафа» («Г1ак1аде кини бахъи») разоблачаются перегибщики проведения просветительской политики на местах, одной из задач которой было введение всеобщего начального обучения, ликвидация безграмотности в кратчайшие сроки. Местные руководители должны были обеспечить проведение этой работы, в том числе следить за посещаемостью ликпунктов.

Выступая против нерадивых, равнодушных к людским судьбам местных руководителей и чиновников, излишне усердствующих в выполнении своих обязанностей, Цадаса называет их «нажимщиками», специально посвятив им одноименное произведение. Написано оно в форме наставления, с использованием одного из самых распространенных и излюбленных приемов автора - «хулы через хвалу». Эта сатира имеет глубокое социальное значе-

17

ние, выраженное в обращении к чиновнику (распространителю заемов), в руках которого «право народа» («халкъалъул ихтияр») с «наставлением» устанавливать порядки, применяя «меч», «кулак», а не вежливое слово.

Одной из актуальных проблем социального характера, которую разрабатывал на протяжении всей творческой жизни Г. Цадаса, была тема взяточничества, бюрократии и коррупции в обществе, особенно во властных структурах. Эта проблема во всей стране стояла настолько остро, что многие советские и дагестанские поэты и писатели, такие, как В.В. Маяковский, С. Стальский и др., поднимали в своем творчестве эту тему.

Г. Цадаса внес большой вклад в борьбу с этим социальным злом, открыто изобличая коррупционеров и взяточников, их психологию и нравы, и вдобавок освещая идеи противодействия коррупции. Основным способом изобличения пороков остается сатира, к которой поэт обращается как одному из самых действенных средств нравственного исправления людей.

Больше всего поэта беспокоят такие негативные социальные явления, как взяточничество и растрата народного имущества. Этой теме он посвятил несколько ярких и запоминающихся произведений, к числу которых относятся сатирические стихотворения «К ответу тех, кто нарушает главенство социализма» («Социализмалъул бетГергьанлъи хвезабулел - жавабалде»), «Двуногие волки» («К1их1ат1илал хъурмал»), «Острозубые мыши» («К1ал бег1ерал г1унк1к1ал»), «Слова взяточника» («Ришватчиясул рагГаби»), «Растратчики» («Хъамалчаг1и»), «Говорит овца» («Чахъу буго к1алъалеб»), «Один чиновник и рабочий» («Цо х1акимги х1алт1ухъанги»), «Тухумное воровство» («Туху-мчаг1азул цГогь»), басни «Мышиный колхоз» («ПункМазул колхоз»), «Ревизия хомяка» («Панхрил ревизия»), «Чтобы охранять свое стадо....» («Жин-дирго рехъен ц1унизе») и др. В них критика направлена не против общественного строя, а против тех явлений, которые были чужды новому строю, его идеологии.

Бичуя коррупционеров, взяточников, растратчиков народного имущества, чиновников (инспекторов, судей, председателей колхозов), спекулянтов, представляя их в негативном ракурсе, Г. Цадаса, как правило, обращается к сатире и басенному жанру. Именно эти жанры позволяют ему наиболее рельефно, ярко выразить свои мысли, позицию по наиболее острым общественным, социальным проблемам.

Во втором разделе — «Нравственно-философский аспект: проблема личности в поэзии Гамзата Цадасы» — анализируются поэтические произведения философской направленности.

Г. Цадаса является продолжателем философских традиций, восходящих к творчеству Али-Гаджи из Инхо, Чанка, Узун-Хаджи Салтинского, Магомеда из Чиркея, которые, основываясь на традициях арабо-мусульманской ли-

тературы и аварской народной поэзии1, заложили фундамент для возникновения и формирования философской лирики в национальной литературе. Основными мотивами этой лирики являются рассуждения о смысле жизни, месте человека в ней, устройстве окружающего мира, воспевание природы, с присущими этому жанру принципами самопознания, углубленного психологизма. В аварской поэзии философские мотивы разработаны в традиционных жанрах: элегии, элегии-плачи, религиозно-дидактические и лирические стихи, наставления, поэмы и т. д.

Философская поэзия Г. Цадасы многообразна и многотемна. Основными предметами размышлений в ней являются такие вечные концепты, как: «родина и человек», «добро и зло», «здоровье и болезнь», «бедность и богатство», «доблесть и честь», «стойкость и малодушие», «жизнь и смерть», «старость и молодость», «разум и гордость», «человек и природа» и т. д. Они реализованы в стихотворениях «Бедность — проклятие» («Мискинлъи — гьвелъи»), «Из пылающего сердца вырвавшийся вздох» («БухГулеб рек1елъан к1анц1араб х1ухьел»), «Я этому миру не знаю какое дать название» («Дида гьаб дунялалда лъолеб ц1арго лъаларо»), «Бой без врага» («Тушман гьеч1еб рагь»), «Родина» («Ват1ан»), «В моей жизни...» («Дир г1умруялда жа-ниб...»), «Разум человека и два его врага - гордыня и злость» («Падамасул г!акълу ва гьесул к1иго тушман - ч1ух1иги ццинги»), «Сегодня в Москве идет дождь» («Жакъа Москваялда ц1ад балеб буго»), «Наши сундуки» («Нилъер гьансал») и др.

Первые философские произведения Г. Цадасы относятся к 40-м годам минувшего столетия, когда поэт на склоне лет, оглядываясь назад, размышляет о прожитой жизни. Он живо ощущает близость смерти, чаще задумывается о былом, оценивает его, стремясь постичь глубинные, сокровенные тайны жизни, осмыслить деятельность человека во всей ее сложности и многообразии.

Подводя своеобразный итог жизни, Г. Цадаса за несколько лет до смерти пишет ряд лирических произведений в жанре элегий и элегий-плачей. В них он, как и его предшественники, размышляет о жизни и смерти, о наступившей старости, сопровождающих ее болезнях, доставляющих ему физическую и душевную боль. К ним, в частности, относятся: «Из пылающего сердца, вырвавшийся вздох» («Бух1улеб рек1елъан к1анц1араб х1ухьел»), «Я этому миру не знаю какое дать название» («Дида гьаб дунялалда лъолеб цГарго лъаларо»), «Бой без врага» («Тушман гьеч1еб рагь»), «Старость -- молодость» («Херлъи - бах1арлъи»), «Октябрь» («Октябрь»), «К старости» («Херлъиял-дехун»), «Гордые гости» («Ч1ух1арал гьалбал»), «В моей жизни» («Дир г1умруялда жаниб»), «И у летящего орла...» («Боржун унеб ц!удулги...»),

1 Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. - Махачкала, 1997. - Ч. 1. - С. 45.

«Наши сундуки» («Нилъер гъансал»), «Старость» («Херлъи»). Как отмечают исследователи аварской литературы, эти произведения «написаны по велению глубинных человеческих переживаний, требующих выхода в поэтической форме»1.

Говоря о философском характере поэзии Г. Цадасы, М.Х. Гаджиахме-дова отмечает, что «в отличие от философской лирики других дореволюционных аварских поэтов, которые ставили и решали эти проблемы на абстрактной, далекой от жизни основе, философская лирика Гамзата предельно конкретна: от отдельного жизненного явления он поднимается до постановки проблем общечеловеческой значимости, оставаясь в то же время в границах реальной действительности»2.

В философских рефлексиях поэта о жизни присутствует спокойная мудрость человека, который познал и видел мир во всем его многообразии и проявлениях. Спокойствие и мудрость были основными чертами характера поэта, они также присущи его поэзии, особенно данному роду лирики.

Третья глава — «Жанр басен и поэма "Уроки жизни": морально-этические и гуманистические воззрения поэта» — состоит из двух разделов.

В первом разделе - «Природа басен Гамзата Цадасы: их национальная специфика» — анализируется поэтика жанра басни в аспекте исследуемой проблемы.

Важное место в творчестве Г. Цадасы занимают морально-этические воззрения. Как верно подметил Г.Г. Гамзатов, «морально-этические мотивы всегда присутствовали в многогранном творчестве Г. Цадасы. Более того, морализующая сентенция, как правило, входила в эстетическую структуру его бытовой, басенной, сатирической поэзии, являя собой некую природную составляющую народности Цадасы»3.

В основе взглядов поэта лежит стремление к человеческому счастью, покою в душе, отрицание негативных личностных качеств, в чем автор видит благоустроенность и гармонию жизни людей. Обыденное поведение, основанное на благоразумии, противопоставляется глупости и необдуманным действиям и поступкам людей.

Поэт считает достойными уважения тех, кто творит добро и приносит пользу людям, а не тех, кто не чтит и игнорирует мудрые заветы отцов, прошедших через их многовековой жизненный опыт. Основной идеей этических воззрений автора является поведение, основанное на разуме. Именно разум играет первостепенную роль в жизни человека и общества, определяет выбор

' Гаджиева 3.3., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (20-50 гг.). - Махачкала, 2004. - С. 253.

~ Гаджиахмедова М.Х. Философские мотивы в лирике Гамзата Цадасы // Гамзат Цадаса и современная художественная культура Дагестана. -- Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ АН, 2009. - С. 124.

3 Гамзатов Г.Г. Предисловие // Цадаса Г. Уроки жизни. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1997 - С. 6

правильного жизненного пути. Кроме разумности, определяющим фактором в воззрениях поэта является гармоничное существование человека как с внутренним, так и с внешним миром. Г. Цадаса отрицает унижение, принуждение и несправедливость в отношении к другим, призывает к усмирению своего гнева, прощать, не клеветать, быть милосердными и отвечать добром на зло, утверждает правильность и обязательность выполнения этих норм морали. В морально-этических воззрениях Г. Цадаса выделяет правильное и неправильное, определяет добро и зло, принципы и нормы поведения.

Основной проблемой произведений на морально-этическую тему является утверждение высоких нравственных идеалов, благородных норм поведения в обществе и в быту. Установление хороших отношений в коллективе - необходимое условие для нормального функционирования общества. Поэт говорит о таких простых общечеловеческих нравственных ценностях, как уважение к старшим и младшим, родителям, как честность, трудолюбие, скромность, осуждает насилие над человеком, особенно над женщиной, призывая к ее уважению, к добросовестности в труде и в жизни.

Особенно ярко, талантливо художественное решение этих проблем наблюдается в басенном наследии Г. Цадасы. Ему принадлежит заслуга в формировании и развитии этого жанра в аварской литературе. В последующем басенные традиции в национальной литературе были продолжены 3. Га-джиевым, Г. Заловым, Абасил Магомедом и др.

Начиная со второй половины 30-х годов XX века Г. Цадаса все чаще обращается к этому жанру, считая его одним из самых действенных способов в борьбе с бытовыми, социальными, морально-этическими проблемами в обществе. Сюжеты для своих басен поэт черпал из жизни и быта горского народа. Отмечая эту особенность басенного жанра в творчестве Г. Цадасы, С. Наровчатов пишет: «А басни Гамзата? Вот где соединились и необыкновенная афористичность Г. Цадасы, и умение исподволь, ненавязчиво подвести читателя к восприятию мудрой сентенции, и точное ощущение родства со своим народом — то, что и придает его басням ярко выраженный национальный колорит»1.

Многие исследователи (Н.В. Капиева, A.M. Абдурахманов, С.М. Хай-буллаев), говоря о баснях Г. Цадасы, отмечают влияние на него русского баснописца И.А. Крылова. Так, по словам Н.В. Капиевой, Г. Цадаса был знаком со многими баснями Крылова: «...строки многих басен Крылова («Кот и повар», «Мартышка и очки», «Волк и ягненок») нередко звучали в его беседе наряду с пословицами родного народа»2. Особо следует подчеркнуть труды

1 Наровчатов С. Поэт-интернационалист // Гамзат Цадаса в народной памяти / сост , коммент. и прим. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала, 2008. - С. 5.

2 Капиева Н.В. Гамзат Цадаса. Предисловие//Гамзат Цадаса. Стихотворения и поэмы. - Махачкала, 1958.--С. 35.

A.M. Абдурахманова, занимавшегося исследованием дагестанской басенной культуры. В одной из своих работ, сравнивая басни Г. Цадасы («Дележ») и И. Крылова («Лев на ловле»), ученый проводит типологические параллели, выявляет различия басен Г. Цадасы и И. Крылова. Так, по его мнению, влияние И.А. Крылова на дагестанское басенное творчество «настолько широко, что становится объектом специального исследования»', которому автор посвятил другие свои работы2.

Басни Г. Цадасы имеют многообразное идейно-тематическое содержание. Они метко и остро высмеивают глупость, алчность, двуличие, хитрость, порицают ложь, низкопоклонство, угодничество, хвастовство, гордость, кичливость, предательство и т. д. В них воспеваются здравый смысл, ум, преданность, трудолюбие, забота о людях, храбрость, честность и порядочность. Эти темы раскрыты в таких баснях, как «Воробьиха и муж» («Къадакоги росги»), «Слон и муравей» («Пилги ц1унц1раги»), «Обезьяна и плотник» («Маймалакги ц1улал устарги»), «Мечтатель-пастух» («Вехьасул хьул»), «Слон и пигалица» («Пилги гьалуги»), «Из-за живота потерявший голову» («Чехь сабаблъун бетГер хвараб»), «Волк и лиса» («Бац1ги церги»), «Разговор Батира и Хабира» («Батирилги Хабирилги хабар»), «Один прохожий и старик» («Цо нухлулавги херав чиги») и др.

Басни Г. Цадасы считаются лучшими образцами жанра в аварской и дагестанской литературе. Они отражают сознание, общественный опыт и нравственные идеалы горского народа, особенности национального характера. В них закреплены способ народного мышления, житейская мудрость, ирония и юмор.

Второй раздел - «Нравственные парадигмы поэмы "Уроки жизни"» - посвящен анализу произведения с точки зрения отражения в нем дидактических идей, нравственных и этических исканий автора на завершающем этапе творчества.

В аварской литературе народная мудрость, ее морально-этические воззрения получили яркое отражение в творчестве Г. Цадасы. К концу своей жизни поэт, оглядываясь назад, анализируя прожитую жизнь, политические и общественные события, свидетелем которых он стал, а также отталкиваясь от малых стихотворных форм на морально-этические темы, темы взаимоотношения людей друг с другом, человека и общества, задумал создать крупное произведение, которое вобрало бы в себя весь опыт человеческих взаимоот-

Абдурахманов A.M. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе. Дис. ... канд. филол. наук. Научный архив и рукописный фонд ИЯЛН ДНЦ РАН. Ф.З, оп. 5 д №561 - Махачкала 1986.-С. 105-106, 122.

Абдурахманов A.M. И.А. Крылов и формирование жанра басни в дагестанской литературе // Абдурахманов A.M. Научные публикации разных лет. - Махачкала: Наука ДНЦ, 2010. - С. 38; Традиции басенной культуры в творчестве Гамзата Цадасы. Истоки. Параллели. Интерпретации // Там же - С 200219. 22

ношений. Таким произведением является поэма «Уроки жизни», «воплотившая в себе ум и житейский опыт горца»1 и ставшая итогом нравственных и этических исканий художника.

Поэма была написана в 1948 году, а издана впервые в сборнике «Свободный труд» («Эркенаб зах!мат», 1949), под названием «Мои уроки» («Дир дарсал»)2. Но в последующем автор решил изменить название на «Уроки жизни»3. Она состоит из семи тематических групп с равными количествами независящих друг от друга четверостиший'(по пятнадцать четверостиший), кроме второй группы «Гордыня» («Ч1ух1и») - в ней на одно четверостишие меньше. По мнению Г.Г. Гамзатова, Г. Цадаса назвал эти тематические группы следующим образом: 1. «Уважение» («Адаб»); 2. «Гордость» («Ч!ух1и»); 3. «Язык» («Мац1»); 4. «Разум» («Пакълу»); 5. «Дружба» («Гьудуллъи»); 6. «Чудо» («Х1икмат»); 7. «О жиани» («Рук1а-рахъин»)4.

В предисловии к переизданию поэмы Г.Г. Гамзатов пишет о широком резонансе в обществе, который в то время получила эта поэма: «Отклик был в целом восторженно-одобрительный. Но было и иное: в «соответствующих» инстанциях зазвучал, хоть и одиночный, но дотошный голос, взывающий к бдительности, мол, на наших глазах затевается идеологическая диверсия, насаждается ориентация советских людей на смирение и покорность, идет вытеснение, подмена коммунистической морали исламской, коранической... Но, слава богу, все обошлось: нашлись умные люди и сказали: "Бросьте напраслину или нечего вам делать?"»5.

Г. Цадаса с большой ответственностью отнесся к созданию поэмы «Уроки жизни», что подтверждается тщательным выбором слов, их простотой и лаконичностью. Это позволяет читателю легко воспринимать текст произведения.

Поэма написана в духе традиций литературы адаба, жанра религиозно-дидактической и светской литературы, сформировавшегося в средневековой арабской словесной культуре и означающего выработку морально-нравственных качеств человека через литературу с опорой на наследие предков. В ней воплощено стремление поэта воспитать достойного гражданина, сформировать нравственно устойчивую, внутренне богатую личность. В поэме с читателем ведется легкая, непринужденная беседа, которая не навязывает ему авторских позиций. В тематической группе «Уважение» («Адаб») сформулирована система

' ХаЛбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. - Махачкала: Дагкнигоиздаг, 1966. - С. 45. " Цадаса Г. Свободный труд. - Махачкала: Даггиз, 1949. - 217 с. - На авар. яз. Гамзатов Г.Г. обменяет такое решение щепетильностью автора И Цадаса Г. Уроки жизни // Предисл. Г.Г. Гамзатова. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. - С. 6

4 Цадаса Г. Собр. соч. - Т. 4, 1988. - С. 471.

Гамзатов Г.Г". Гамзат Цадаса. Уроки жизни. - Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. - С. 5.

поведенческих норм воспитанного человека: тактичность, вежливость, деликатность, предупредительность и т. д. Данные качества были свойственны и самому поэту. Следование этим вечным ценностям этики гарантирует человеку гармоничную, достойную жизнь, авторитет в обществе, уважение в народе, возвышение в глазах других, даже при неприметном поведении. Этика в понимании поэта - это вечные нравственные ценности, не подвластные времени «друг» и «оружие» человека, олицетворяющие собой его защиту и гарантирующие ему вечную и добрую память в сердцах людей.

В образе лирического героя в поэме реализуются авторские наставления, поучения, обращенные к людям, будущему поколению. Назидательный и одновременно спокойный тон лирического повествования настраивает читателя на глубокое осмысление собственного характера, поступков, поведения в быту и в обществе. В поэме отсутствует цельный лирический сюжет. Она строится на рассуждениях, сентенциях автора о жизни, людях, об их недостатках и достоинствах, о взаимоотношениях между людьми, дружбе, уважении и т. д.

Ценность поэмы заключается в том, что темы, которые автор раскрывает, актуальны и по сей день. Говоря словами К. Абукова, «четверостишия из книги «Уроки жизни» - это кладезь мудрости, глубина которой не убывает с годами. В них личный опыт, сопряженный с опытом прошлых веков...»1. Поэт стремится сохранить и донести до читателей лучшее из культурного наследия своего народа.

В Заключении обобщаются результаты, подводятся итоги диссертационного исследования.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в реферируемых научных гаданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Набигулаева М.Н. Тема труда в поэзии Гамзата Цадасы // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала, 2012. - № 46. - С. 115-119.

2. Набигулаева М.Н. Нравственные парадигмы поэмы Г. Цадасы «Уроки жизни» // Известия ДГПУ. - Махачкала, 2014. -№ 4. - С. 106-110.

3. Набигулаева М.Н., Муртазалиев A.M. Проблема жизни и смерти в поэзии Гамзата Цадасы: художественно-философский аспект осмысления // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала, 2014. - № 55. - С. 125-129.

' Абуков К. Уроки непреходящего значения // Дагестанская правда. - Махачкала, 1987. - № 5. - С. 3.

Публикации в других научных изданиях:

4. Набигулаева М.Н. Дидактическая поэзия Гамзата Цадасы // Вестник кафедры литератур народов Дагестана и Востока.- Махачкала, 2009. Вып. 7.-С. 305-311.

5. Набигулаева М.Н. Проблема нравственности в комедиях Гамзата Цадасы // Вестник молодых ученых Дагестана. Махачкала: Наука плюс, 2009.

— № 3. — С.111-115.

6. Набигулаева М.Н., Муртазалиев A.M. Стихотворение Р. Гамзатова «Белые журавли»: история создания // Тумашевские чтения: актуальные проблемы тюркологии. Материалы III Всероссийской научно-праю ической конференции. Отв. ред. Х.Ч. Алишина. - Тюмень: Печатник, 2009. - С. 213-220.

7. Набигулаева М.Н. Творчество Гамзата Цадасы в годы Великой Отечественной войны // Тумашевские чтения: актуальные проблемы тюркологии. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Тюменский государственный университет, 17 октября 2010 г. Отв.ред. Х.Ч. Алишина, A.B. Дыбо. -Тюмень: Печатник, 2010.-С. 286-291.

8. Набигулаева М.Н. Гамзат Цадаса - поэт-просветите ль //Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. - Махачкала, 2012.

— №1. -С.118-123.

9. Набигулаева М.Н. Тема труда в творчестве Гамзата Цадасы // Гамзат Цадаса. Поэт. Мыслитель. Ученый. Сб. ст. / сост. A.M. Муртазалиев, М.Н. Набигулаева. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН. 2012. - С. 185-195. - На авар, яз.

10. Набигулаева М.Н., Муртазалиев A.M. Образ Шамиля в творчестве Гамзата Цадасы // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы - Махачкала, 2014. - № 5. - С.101-104.

11. Набигулаева М.Н. Морально-этические воззрения и творчестве Гамзата Цадасы {На примере басенного наследия) // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы. - Махачкала, 2014. - № 6. (В производстве)

Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме» Усл. печ.л —1,75. Заказ № 125 Тираж 100 :

Отпечатано в типографии "Радуга-1" г. Махачкала, ул. Коркмасова, 11 "а"