автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Образ автора в поэзии Хасана Туфана

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Сабиров, Радик Рашидович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Образ автора в поэзии Хасана Туфана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Образ автора в поэзии Хасана Туфана"

На правах рукописи

САБИРОВ РАДИК РАШИДОВИЧ

ОБРАЗ АВТОРА В ПОЭЗИИ ХАСАНА ТУФАНА

10.01.02.-Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 2004

Диссертация выполнена на кафедре методики преподавания татарского языка и литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Галиуллин Талгат Набиевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Галимуллин Фоат Галимуллинович

кандидат филологических наук Еникеев Ильдар Ахнафович

Ведущая организация: Елабужский государственный

педагогический университет

Защита диссертации состоится 9 декабря 2004 г. В 14 часов на заседании диссертационного Совета Д 212.081.12 в Казанском государственном университете по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, корп. 2, ауд. 1112.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина

Автореферат разослан «$» ноября 2004 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета,

доктор филологических наук, профессор Загидуллина Д.Ф.

//¿У//

АЯ&2-

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Необычная жизненная и творческая судьба татарского поэта Хасана Туфана - слава, пришедшая писателю ещё в 20-е годы прошлого века, забвение на протяжении двух десятилетий и высокое признание после возвращения из заточения и ссылки, своего рода второе рождение и всенародное признание, выдвинули его в ряд классиков поэзии XX века. Поэт оригинального и самобытного таланта был удостоин премии имени Тукая, при жизни стал народным поэтом Республики Татарстан.

Актуальность выбранной темы в значительной степени обусловлена глубоким интересом, который с каждым годом возрастает к бессмертной поэзии Туфана. Постановка проблемы образа автора в творчестве Х.Туфана вызвана, с одной стороны, тенденциями развития отечественной литературоведческой науки, с другой, потребностями нынешнего этапа в изучении наследия поэта. В последнее время в литературоведении все более заметно стремление к целостному идейно-содержательному и художественно-формальному анализу поэтических произведений, что предполагает обращение к таким категориям, как «автор», «лирический герой» в современном теоретическом контексте.

Проблема дифференциации автора как реально-биографического лица и как объекта литературоведческого анализа, носителя идейной концепции художественного произведения, пережила в конце XX века период дискуссий и интенсивного осмысления. В связи с этим, необходимость изучения эволюции образа автора в творчестве Х.Туфана является требованием времени, что и определяет значимость избранной для данного исследования темы. В работе рассматриваются лирические произведения Х.Туфана на фоне разнообразия проявления форм лирического субъекта, возникающего в произведениях в аспекте субъектных и объектных отношений,

КОМПОЗИЦИОННЫХ особенностей p^i""'^""" 0"ТПр"К"г? ТГП1И1ЦЦ*

I HtC. ПАИ МП ММ!»«

I мнит

В данной работе поэзия Х.Туфана изучается в контексте процессов, происходивших в татарской литературе и общественной жизни XX века. Стихотворения Х.Туфана, выведенный в них лирический герой, творческая личность, авторская позиция, субъектно-объектные отношения рассматриваются диссертантом исходя из композиционно-изобразительных и выразительных особенностей поэзии.

Исследование творчества Туфана с точки зрения проблемы автора дает возможность осмыслить творческую специфику поэта. Выводы, полученные в процессе данного изучения литературного наследия конкретного поэта, могут быть полезны при рассмотрении творчества других авторов.

Степень изученности темы. Творчество Хасана Туфана (1900-1981) занимает значительное место в развитии татарской литературы, литературно-эстетической мысли и национального самосознания, чем объясняется непреходящий интерес критиков и литературоведов к его жизненному и творческому пути. В истории исследования поэзии Туфана можно выделить три этапа: 20-е годы - первые отклики на произведения поэта и положительные отзывы о них; 30-50-е годы - «жесткая» вульгарная критика творчества поэта; 1960-2000-е годы - всестороннее изучение творчества Туфана, оценка его произведений в соответствии с требованиями современности и его неоспоримого таланта.

Уже в начале двадцатых годов Г.Нигмати в своих критических статьях называет Х.Туфана одним из талантливых поэтов татарской поэзии1. Следует обратить внимание на статью «Стихи Х.Туфана»2, где литературовед указывает на то, что Туфан одним из первых обратился к производственным мотивам, выдвинул в поэзии тему рабочего класса. Рассматривая проблематику поэм Туфана, Г.Нигмати дает характеристику героям

' Нигъмэти Г. Эдебият мэйданында / Г Нигьмзти - М. СССР халыкларынын Узак нашр, 1925. - 79 б.

3 Нигъмэти Г. Туфан шрдарышре / Г.Ннгъмэти // Сайланма всарлэр - Казан Тат кит.нвшр, 1958. - Б. 202224.

произведений и размышляет о влиянии личности самого поэта на его творчество.

В критике 20-30-х годов поэзию Х.Туфана положительно оценивают Х.Такташ, К.Наджми, Г.Сагди, Г.Гали1. В то же время, Х.Хисматуллин, С.Каратай, С.Муртазин, Т.Имамутдинов подвергают его резкой критике, обвиняя поэта в пренебрежении литературными традициями, в отрыве литературы от народа и т.д2. Вульгарно-социологические оценки творчества поэта в немалой степени способствовали формированию негативного отношения к личности Туфана и его произведениям того периода.

В 40-е годы по известным причинам имя ХЛуфана исчезает с литературной арены, и литературоведы вновь обращаются к личности поэта и его поэзии лишь в начале 60-х годов прошлого века. В эти годы п>бликуются новые сборники стихов поэта, а также посвященные его творчеству критические статьи и рецензии С.Хакима, А.Баянова, Х.Усманова и др3. Статья последнего «Поэт больших чувств и глубоких идей» является одним из первых исследований, дающий наиболее полное представление о

4

творческом и жизненном пути поэта .

Шестидесятые годы можно назвать поворотными в изучении жизненного пути и творческого наследия Х.Туфана, когда известные литературоведы и критики Г.Халит, Н.Юзиев, Т.Галиуллин, Р.Мустафин,

1 Такташh Ykm Iiomбашкалартурьпша/hТакташ//Безненюл - 1927 -№6-7,Нажми К Эдабиагымнар

Нам твнкыйть / К Нажми // Безнен юл - 1923 -№9 -96, Гали Г Туфан ижаты турында / Г Гали // Сайланма асарлар - Казан Таткитнашр, 1958 - Б 310-316.

! Хисматуллин X Туфан шигырьлэре Анализ юлында бер тэжриба / X Хисматуллин // Яналиф - 1931 -№2 - Б 50-57, Карзтай С Туфан шигырьлэре / С Каратай // Кызыл Татарстан - 1930 - 7 февраль -56, ИмаметдиновТ X Туфан ижаты турында / Т Имаметдинов // Совет адабияты -1938 -№3 -906 1 Баянов Э Уйчан лирика / 3 Баянов // Совет Татарстаны - 1958 - 26 сентябрь, Хаким С Где живет красота, там рождается песни / С Хаким // Окгабрь - 1958 - №8, Госман X Бер чорнын ике жырчысы / X Госман//Советадабилты -1962 -№7 -Б 129-142

4 Госман X Эур хислар Ьам тиран идеялар шагыйре / X Госман // Туфан X Сайланма асарлар - Казан Тат кит нашр ,1964 - Б 5-22

М.Гайнутдинов и др. опубликовали ряд статей, посвященных личности и творчеству поэта1.

Свои размышления о поэзии Х.Туфана Нил Юзиев изложил в работах «Обновляя традиции», «Гармония стиха», «Современная татарская поэтика» и др. В книге «Мир поэзии» среди «белых пятен» татарского литературоведения ученый называет проблему авторского «я», лирического героя и образа поэта. По его мнению, многие произведения поэта отличаются конкретной жизненной основой, совпадающей с фактами биографии автора. Одним из основных критериев в изучении творчества Туфана ученый считает необходимость соотнесения его литературного наследия с биографией поэта и, размышляя в данном контексте, рассматривает произведения Туфана в тесной связи с его личной жизнью .

В работах «Поэмы Х.Туфана», «Революционный эпос», «Женская проблема в творчестве Туфана 20-х годов», «Поиск новых героев», М Гайнутдинов сосредоточил свое внимание на изучении творчества Туфана 20-х годов. А в 1989 году вышел в свет его книга «В бурях, на ветрах...»,

3

посвященная изучению жизненного и творческого пути поэта .

Т.Галиуллин в статьях «Хочется поговорить с ивами», «У нас рождается новый человек», «Единство ума и души»4 и др. отмечает ряд особенностей, характерных для творчества Туфана: поиски неизбитых форм,

' Хачит Г Яна герой ничек гуды / ГХалит // Герой, стиль, осталык (татар адвбиятынын кайбер ч<кьэлолврс) - Казан Тат кит нэшр, 1972 - Б 5-28, Юзиев Н Хэзерге татар поэтикасы Попия теориясенэ керсш / Н Юзиев - Казан Таткитнашр, 1973 - Б 34-229, Галиуллин Т Яна уРлаР яулаганла / ТГалиултои Казан Таткитнашр, 1972 - Б 110-138, Мостафин Р Алга барышлый / РМостафин // Жаваплылык тойгысы - Казан Таткитнашр, 1979 - Б 27-48, Гайнетдинов М Хэсэн Туфан по талары / М Гайнетдинов//Совет мэктабе - 1970 -№12 -Б 33 36

; ЮзиевН Шагыйрьофыклары/НЮзиев//Шигьриятденьясы -Казан Таткитнашр, 1981 -Б /4 106

3 Гайнетдинов М Давылларда, жилларда / М Гайнетдинов - Клзан Татар кит нэшр, 1989 - 280 б

'Галиуллин Т Суз кушасы кила талларга / Т Галиуллин // Яна урлер яулаганда - Казан Тат кит нэшр, 1972 Б 110-138, «Бездэ туа яна кешелек » // Хасан Туфаи Шагыйрьнец ижат юлы турында - Казан Тат кит нашр, 1976 - Б 36 76

увлечение литературными новациями, историзм, высокая простота и народность. Ученый также отмечает связь поэзии Туфана с устным народным творчеством, прослеживает различия в изображении картин природы, выявляет многообразие форм отражения взаимоотношений человека и среды.

Изучению жизненного пути и творчества Х.Туфана, исследованию его стихотворений и поэм посвящены работы таких авторов, как Х.Хайри, Ф.Галимуллин, А.Яхин, Ф.Миннулин, И.Еникеев, Р.Батулла, Н.Гафиятуллина, М.Мифтахова и др.

Роман «Киек каз юлы» («Млечный путь») Г.Кашапова освещает доуральский период жизни Туфана. Произведение является первой попыткой создания литературного образа поэта.

Объект исследования диссертации - творческое наследие Х.Туфана.

Предмет исследования - раскрытие художественного своеобразия стихотворений Х.Туфана под углом зрения проблемы автора, форм авторского присутствия в тексте, идейно-эстетические особенности его творчества, художественно-эстетическая динамика и трансформация образа автора.

Целью работы является установление закономерностей, определяющих художественный мир стихотворений Х.Туфана и особенностей субъектно-объектной структуры стихотворений, определение формы выражения авторского сознания и степени соотнесенности различных форм лирического субъекта и автора.

Задачи исследования:

- ' подвергнуть целостному анализу поэзию Х.Туфана с точки зрения

проблемы автора;

- выявить и охарактеризовать субъектную организацию поэтического наследия Туфана, в целях изучения в них трансформации образа автора;

- описать проявление авторского образа на уровне прямой оценки, форм речи выражения;

- определить степень соотнесенности автора и различных форм лирического субъекта, близости лирического «я» и образа поэта.

Теоретико-методологической базой нашей работы явились труды видных литературоведов В.Виноградова, Л.Тимофеева, Л.Гинзбург, В.Кожинова, Н.Бонецкой, Т.Галиуллина, Ф.Хатипова, Ю.Нигматуллиной, Д.Загидуллиной и др. Методически работа строится на сочетании сравнительно-исторического, системно-субъектного подходов, которые интегрируются в методике целостного анализа художественных явлений, разработанных в трудах Б.Кормана и др. ученых.

Научная новизна исследования заключается в том, что наследие Туфана изучается с точки зрения многомерного отражения образа автора. Исходя из этого:

- раскрывается понятие «образ автора» со всем многообразием и специфическим проявлением;

- разрабатывается принципы целостного анализа произведений Х.Туфана под углом зрения проблемы автора;

- изучаются формы авторского сознания в поэмах и стихотворениях поэта, определяется их функциональная роль.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке принципов анализа форм и способов выражения образа автора в лирическом произведении, классификации форм присутствия автора в тексте, исходя из принципов современной литературоведческой мысли.

Научно-практическая значимость. Творчество Х.Туфана впервые исследуется по проблеме образа автора. Художественный материал анализируется в связи с современными теоретико-эстетическими концепциями. Отдельные положения и выводы, способы анализа произведений Туфана могут быть применены при разработке школьных и

вузовских программ, лекций и семинарских занятий, спецкурсов, посвященных творчеству Х.Туфана и в целом истории литературы XX века.

Апробация работы. По проблемам диссертационного исследования автор выступал на итоговых научно-теоретических и практических конференциях, проводимых Казанским государственным университетом (2003, 2004), Татарским государственным гуманитарным институтом (2003, 2004), Советом молодых ученых РТ (2001). Основные положения и результаты исследования отражены в девяти публикациях автора (список приводится в конце автореферата).

Структура диссертации определена предметом исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источникрв и научной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, состояние изученности темы, цели и конкретные задачи, объект и предмет работы, определяется научная новизна, научно-теоретическая значимость полученных результатов.

В первой главе диссертационной работы «Проблема образа автора в лирических произведениях» определяется основная исследовательская проблематика и характеризуется состояние изученности проблемы автора в литературоведении.

Одной из основных характеристик лирического стихотворения является наиболее полное раскрытие в нем личности автора. Приведенные в тексте мысли носят личностный характер, чувства и переживания, описанные в произведении, пропускаются через авторское сознание.

В литературоведении понятие «автор» используется, в основном, в двух значениях: во-первых, это реальная личность со своей определенной судьбой и жизненной позицией, человек, создавший данное произведение; во-вторых, раскрывающийся в литературном произведении образ поэта, выражение внутреннего мира. Важно то, что в лирике автор является не

только объектом, но и субъектом, подчиненным эстетической структуре

1

произведения .

Проблема образа автора с литературно-теоретической точки зрения исследуется в нескольких направлениях: 1) определение авторской позиции, авторского начала; 2) соотношение образа автора с понятием «лирический герой»; 3) творческая личность - создатель произведения.

Следует отметить труды, посвященные проблеме образа автора в художественных произведениях В.Г.Белинского, Н.К.Михайловского, В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, Л.Гинзбург, В.В Бузник, В.Е.Хализева, Л.И.Тимофеева, а также татарских литературоведов Н.Г.Юзиева, Т.Н.Галиуллина, Ф.М.Хатипова и др. Зачастую в литературоведении ведется речь об адекватности образа автора и лирического героя. Лирический герой, на наш взгляд, эго - желаемый и художественно воплощенный обра* поэта, характерный для определенного периода его творчества, соотнесенный с философскими, нравственными, художественными принципами той или иной эпохи, индивидуализированный в зависимости в большей или меньшей степени от его таланта и получающий бытовое и поэтическое дополнение в интерпретирующем сознании читателя. Именно в таком понимании мы используем термин «лирический герой» в своей работе. Лирический герой, в какой-то степени, дополняет, расширяет возможности категории образа автора.

В современном литературоведении проблема образа автора тесно связана с проблемой определения в произведениях форм авторского сознания. Как уже отмечалось, в своей работе, при изучении проблемы образа автора, мы опирались на теоретические труды Б.О.Кормана и его последователей. Ученый различает следующие формы авторского сознания в лирических произведениях: автор-повествователь, собственно автор, лирический герой и герой ролевой лирики. Для полноты в этом ряду следует

'Гинзбург Л О лирике 2-е ичд /ЛГинзб>рг - Л Советский писпель, 1974 -С 6

назвать и лирическое «я», которое не совпадает с лирическим героем. Если представить себе субъектную структуру лирики как некую целостность, двумя полюсами которой является авторский и «геройный» планы, то ближе к авторскому будут располагаться автор-повествователь и собственно автор, ближе к геройному - герой ролевой лирики; промежуточное положение займут лирическое «я» и лирический герой.

В лирике Х.Туфана нами выделены четыре основные субъектные формы выражения авторского сознания: лирический герой, автор-повествователь, собственно автор и герой ролевой лирики. Эти субъектные формы определяются по формальному признаку, по степени выявленности в тексте основного субъекта речи.

В диссертационном исследовании лирика Х.Туфана изучается с точки зрения проблемы образа автора в процессе её эволюции на каждом этапе творчества поэта.' Выделяется три периода развития творчества Х.Туфана.

- 1920-30-е годы;

- период заключения и ссылки (1940-50 г.г);

- период «свободного» творчества, поздняя лирика (1956-80 г.г).

Поэтапное исследование творчества Х.Туфана, предпринятое в данной

работе, осуществляется исходя из социально-политических и идеологических установок времени и с учетом коренных изменений, обновлений в эстетическом, философском мышлении и литературоведении.

Во второй главе, названной «Концепция личности в творчестве Х.Туфана 1920-30-х годов», исследуется первый период творчества поэта. Здесь выявляются основные философско-эстетические концепции, определяющие сущность творчества Х.Туфана. Система в этот период сама навязывает литературе темы и идейную проблематику, но несмотря на определенную заданность, концепция личности в стихах Х.Туфана не остается статичной, она переживает эволюционные изменения.

В первом разделе «Единство лирического героя и реальной действительности в поэзии Х.Туфана» последовательно показывается, что лирический герой поэта, в единстве с другими образами-героями, выступает как человек, преданный идеям коммунизма. На начальном этапе творчества цель поэта заключена в изображении классовой борьбы, создании реалистического образа - человека социалистического общества. В творчестве Х.Туфана этого периода ненависть к старому и любовь к новому обществу составляют единое целое. В произведениях этого периода лирическое «я» не является внутренним миром автора, на первый план выходит изображенный им мир. «Я» в основном выражает образ массы, выступает в качестве собственно автора и автора-повествователя.

Поэмы Х.Туфана «Уральские эскизы», «Начало начал», «Между двумя эпохами», «Гибель старой Россия», «Бибиевы», созданные в середине 20-х годов, демонстрируют тенденцию более четкого выражения индивидуальности творца. В этих поэмах автором широко использован его жизненный опыт, собственные мысли и личные переживания. В большинстве случаев автор становится исходной основой лирического героя, а последний - естественной формой существования образа автора.

Х.Туфан - один из поэтов, создавших, опираясь на собственный жизненный опыт, образ лирического героя, одновременно приобретающего статус типичности, основываясь на исторической объективности. В поэмах судьба «я» напрямую связывается с изменениями, происходящими в жизни страны и писателя. Автор-повествователь, все более активизируясь, служит цели создания наиболее целостной картины времени. Своеобразно передан поэтом хронотоп времени - в симбиозе прошлого-настоящего-будущего раскрывается эволюция героев произведений, в том числе «я»: в поэмах действующими лицами становятся вчерашние дети или подростки и сегодняшние зрелые люди. Ими, как опытный дирижер, «управляет» свидетель и участник тех исторических событий - автор-повествователь.

Прием сопоставления прошлого и настоящего используется для передачи позиции автора, при этом выявляется два типа отношения к жизни: старший «я» оценивает время, в котором живет младший «я» и отдает предпочтение обществу, в котором живет сам. Таким образом, в поэмах автор представлен в двух планах: во-первых, это герой, участвующий в изображаемых событиях, во-вторых, повествователь, описывающий события и оценивающий их, то есть одновременно он - и объект, и субъект происходящих событий.

В соответствии с идеологическими и эстетическими требованиями того времени, зачастую, происходит переход монологического высказывания в коллективное, когда речь ведется не только от имени лирического «я», но и от обобщенного «мы». В большинстве случаев переход совершается в рамках одного произведения. Тогда мы можем говорить о наличии двух субъектов: собственно автора, выраженного от 1-го лица единственного числа, и формы автор+другие, выраженной от 1-го лица множественного числа. В обоих проявлениях ощущается авторская позиция. В результате слияния частного и общего возникает новая личность со своими особенностями, представляющая собой лирического героя, вобравшего в себя характерные черты народных масс. Его индивидуальность четко выражена в его характере, отношении к образам-героям, биографичности. Тождество личности поэта и образа «я» позволяет утверждать, что за лирическим «я» стоит образ автора, вследствие чего произведения приобретают автобиографический характер.

Второй раздел главы «Усиление лирического начала в поэзии X. Ту фана 30-х годов» раскрывает коренные изменения, произошедшие в творчестве поэта. Если в 20-е годы Туфан был признан как автор эпических произведений, в которых реальный мир раскрывался сложными метафорами, вычурными поэтическими средствами («Дым - густой и желтый - у печи. / Сеется зола из пустоты. / Из патронов-почек кабеля в ночи / Распустились / красные цветы» («Уральские эскизы»), запоминающимися характерами

типами революционной эпохи, то в ЗО-е годы свои личные чувства и переживания, восприятие жизни и окружающих людей он доверяет приемам лирики, т.е. поэт начинает изображать реальность сквозь лирическую призму. Вкрапление в ткань произведения фольклорных образов, предпочтение классической рифме и ритмике, традиционная структура стиха, глубокий лиризм и сокровенность - все это обуславливает резкий качественный скачок в творчестве Туфана изучаемого периода. Не принятый им ранее классическое стихосложение становится для него более предпочтительным. Такие стихотворения, как «Белая береза», «Лу-и-зааа...», «Проводы», «Такой есть парень под водой» характеризуют поэзию Туфана насыщенностью новыми оттенками и возможностями поэтического освоения действительности. В этих стихотворениях уже нет той напряженной метафоричности, которая была характерна для раннего Туфана, зато отчетливо проступают песенные, фольклорные мотивы и на первый план выходит ярко выраженный лирический герой. В сюжетных стихотвооениях («Проводы», «Белая береза», «Такой есть парень под водой») мы встречаем и автора-повестователя, в них характерная для лирики ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выражен.

Туфан с помощью поэтических средств сумел передать царившую в этот период общественно-политическую ситуацию в стране. Круг противоречий лирического героя в восприятии им окружающей действительности расширяется и, как следствие, в стихотворениях «Без слов», «А звезды молчат», «Не никни к земле, декабрь», «Передайте привет», лирический герой одновременно проявляется и как субъект, и как объект, т.е. «я» - это и предмет изображения, и тот, кто оценивает изображенное явление. Это позволяет усмотреть близость лирического героя и автора, и порой их полное совпадение. В стихах отчетливо ощущается, что за субъективным содержанием кроется тревога автора о собственной судьбе и

судьбе близких. С помощью скрытого намека, эзоповского языка и символов Х.Туфан выражает протест против диктата идеологии, даже когда пишет об изменениях в собственной жизни, умело разоблачает политические и идеологические зигзаги строя, добивается единства в субъективной оценке самого себя и действительности.

Третий раздел второй главы «Образ автора в поэме «Ант» («Клятва»)» посвящен изучению идейно-художественных особенностей данной поэмы.

По мере совершенствования поэтического мастерства, изменялись и взгляды на жизнь Х.Туфана. Во второй половине 30-х годов формируется более глубокое понимание истории и современности, ярким доказательством чему служит поэма "Клятва", которая свидетельствует о том, что в эстетических взглядах, отношении к действительности Туфана произошли коренные изменения. В этой поэме, считающейся вершиной творчества поэта и в то же время сыгравшей роковую роль в судьбе автора, отчетливо выражена гражданская позиция Туфана, его оценка общественно-политической ситуации в стране. Именно это произведение стало поводом для навешивания на поэта ярлыка «враг народа».

В структуре поэмы отчетливо проступают два стилистических пласта. Прежде всего бросается в глаза «эпический» пласт, связанный с историческими событиями, реальными личностями, предметными деталями объективного мира. За событийно-историческим, хроникально-документальным планом поднимается второе, основное направление, связанное с изображением напряженных философских и нравственных поисков человека, которые он ведет на протяжении веков. Такие свойства эпической поэзии, как описательность, повествгвательность, событийность, биографические факты, в конечном счете, образуют фон для раскрытия внутреннего мира лирического героя, его мировоззрения. Два течения,

вначале шедшие как бы параллельно, сливаются, когда мысль поэта возвращается к современности, к деяниям, чувствам современного человека.

Данное произведение можно исследовать с точки зрения проблематики - философской, национально-культурной, социальной. Лирический герой поэмы, в полной мере испытавший на себе все «милосердие» советской системы, много размышляет о мире, о счастье всего человечества, личное благополучие воспринимается в неразрывной связи со счастьем народа. «А на голове у тебя бедная шапка, а под шапкой - бедная голова» - подобной афористической игрой слов поэт создает драматический образ татарского народа, обманутого идеологией, обещавшей на словах всем нациям равенство и свободу. В поэме «Клятва» поэтом использовано несколько форм выражения авторского сознания, соответствующих теории Кормана. Здесь мы видим и автора-повествователя, и собственно автора, и лирического героя. «Клятва» - одно из тех произведений, которое отличается новаторским характером, отражает новые тенденции в развитии жанра, связанные с раскрытием многообразия человеческих переживаний, личности самого автора, его отношения к действительности, сложных проблем истории и современности, общественных коллизий, «где органически соединяются

1

аналитическое и интуитивное начало» .

Из вышесказанного видно, что в поэмах и стихах Туфана, касающихся непосредственно его судьбы, функция поэта-персонажа постоянно обновляется и обогащается. Поэт, наряду с другими своими героями, выступает в произведениях как многофункциональный действующий образ. Поэт-автор естественным образом входит в канву произведения как друг и единомышленник героев, и сам становится активным участником событий, однако его функция в произведении шире, так как он, в первую очередь, создатель описываемых событий. Образ автора имеет свою сюжетную линию, и в ходе развертывания действий он не пересекается с другими

' Галиуллин Т.Н Дыхание времени / Т.Н.Галиуллин - Казань: Изд-во КГУ, 1979. - С. 297.

героями, не повторяет их, как бы тесно они ни были связаны между собой. Условно говоря, в произведении возникает эффект присутствия автора, что дает ему возможность управлять ходом событий, подчинять характер переживаний героя своему замыслу. Так автор выполняет роль посредника между читателем и героями, не ограничиваясь ролью просто присутствующего в произведении.

В третьей главе исследования «Социальная трагедия и многозначность авторского образа» рассматривается творчество Х.Туфана периода заключения и ссылки. Творчество этого периода рассмотрено в плоскости тех тем и проблем, которые были наиболее характерны для творчества поэта в те годы: война, любовь и человеческое счастье.

В 1940 году Туфан был необоснованно репрессирован. Однако поэт продолжает свой творческий путь, «больше того, именно в эти годы к Туфану приходит подлинная поэтическая зрелость»1. В произведениях поэта этого периода наблюдаются серьёзные изменения в изображении образа автора, лирического «я». На смену описательности, характерной для творчества 20-х годов, приходит изображение психологического и душевного состояния лирического героя. Под влиянием общественных потрясений совершенствуется его духовный мир, что особенно явственно ощущается в стремлении героя понять и выдвинуть проблемы, волнующие страну и человечество. Всё это изображается на фоне личной трагедии, жизненных обстоятельств самого поэта, перенесшего духовные и физические унижения.

В первом разделе третьей главы «Тема войны и свободы личности в поэзии Х.Туфана» анализируются произведения, в которых ярко выражена трагедия войны, которая стала для Туфана прикрытием для того, чтобы иметь возможность высказать своё мнение об общественных порядках, представить на суд читателя своё миропонимание. В первый период

1 Мустафин Р. Ровесник века / Р.Мустафин // Литературные портреты. - Казань, Таткнигоиздат. 1966 - С. 44

заключения у Туфана преобладают стихи с размышлениями о своей горестной судьбе. Например, в стихотворениях «В минуты болезни», «Хаят», «Если можно, защити меня, судьба» автор сочным поэтическим языком рассказывает о перипетиях судьбы, униженном положении узника. На передний план выдвинуты мотивы поиска опоры в жизни, необходимость свободы личности. Лирический герой, с одной стороны, вынужден покориться судьбе («если можно, защити меня, судьба, жизнь-то оказалась твоя»), но в то же время он стремится к свободе, к счастью («мне тоже хочется уйти в сторону будущих дней»).

Для стихов Х.Туфана «Березы были желтыми», «Цветы уже цветут», «Когда приходит утро», «Война», «Что с тобой стряслось сегодня?», «Кто же тебя обидел?», «Как же быть с тобою, сердце?» и др. характерно не столько описание трагических картин войны, сколько осмысление её нравственного содержания. Эти стихотворения мы можем назвать монологически завершенными текстами с ярко выраженным внутренним диалогом. При этом Ту фан обогатил татарскую поэзию новыми формами, новой структурой, впервые в татарской литературе применив так называемую «хафизовскую строфу», создав новую композиционную модификацию произведений: Тышта нилэр бар икен? Акактамнароданеныне?

Юллар звкгэр кар миквн? Снега придорожные сини?

Боз тара» алсулана, Пожар это или заря -

Пожар микэн, тан микэн? На окнах-то розовый иней!

Илдэ нилэр бар и кап9 А как там на родане ныне?

(«Илдэ нилэр бар икэн?») («А как там на Родине?». Пер. Р.Морана)

Здесь налицо выражение диалогичности мышления в рамках единого личного сознания. Адресаты при этом не получают право голоса, формально текст остается монологическим. Примером такого текста является стихотворение «Хаят», где возникает «раздвоение» авторского сознания, внутренний диалог, где в качестве адресата выступает состояние самого поэта. В таких произведениях решающей является интенция самого автора.

В структуре стихов, написанных в период ссылки и представляющих собой описания войны (например, «Березы были желтыми», «Цветы уже цветут», «Кто обидел тебя?»), Туфан часто использует образ беззащитного младенца - жертвы войны, что выводит на передний план одну из форм авторского сознания - героя ролевой лирики. Символическим образом младенца поэт, во-первых, доказывает свою безгрешность и чистоту души, во-вторых, он использует этот образ с целью более глубокого раскрытия чувства печали и горечи. Героя ролевой лирики автор успешно использует также в стихах «Вассалам», «Как быть с тобою, сердце?» и др.

Своё бтношение к войне и её последствиям Туфан передает только ему присущими, впечатляющими лирическими приемами. Свидетельством тому являются его стихи, посвященные М>се Джалилю и его жене. За описанием судьбы Джалиля, фашисткой тюрьмы, где он находится, образа Гитлера и в целом фашизма, печали Амины отчетливо угадывается трагедия Туфана и его жены Луизы, просматривается советский острог, образ Сталина и в целом тоталитаризм. Таким образом, в стихах «Луне приснился Моабит», «Цветы осыпаются на ветру», «Россияне», «Когда приходит утро» и др. за объективным фоном вырисовывается субъективное содержание, часто, говоря о другом, поэт описывает личную трагедию.

Несмотря на то, что в поэзии мастера слова прослеживается непосредственная связь с его душевным состоянием, все же было бы не совсем верно соотносить лирику Туфана только с личностью автора и его биографией. Трагедия человека (хотя во многих случаях на примере его самого) изображается стихотворцом как тяжелое бедствие, тяжкая кара для многих миллионов таких же, как он. Прием увязывания автором содержания произведений с собственной жизнью придаёт конкретность общим, абстрактным явлениям, позволяет прояснить авторскую позицию, в данном случае отношение творческой личности к войне и идеологии, высказать протест против политики, приводящей к всеобщей трагедии.

Второй раздел главы «Единство чувств и мыслей в любовной лирике ХТуфана» посвящен исследованию любовной лирики поэта, созданной в годы ссылки, почти каждое стихотворение которой, превратилось в поэтический шедевр, где главное место отводится чувству щемящей грусти и тоски по любимой жене, восхищению её красотой, уверенности в её верности и любви. В этой главе рассмотрены такие потрясающие по накалу страстей стихи, как «Когда наступает утро?», «Как дела в стране и мире?», «Ждала ли ты тоже?», «Как быть с тобой, сердце?», «Счастье», «Тебе», «Ромашки», «Чьи руки теплые?», «Луна плывет над Арским полем», «О чем звенит капель?». Для любовной лирики Туфана характерно Неповторимая свежесть, чистота чувств, оригинальность и глубокая грусть. Лирический герой этих стихов поглощен своими глубокими переживаниями, тоской по любимой.

Анализ интимной лирики Х.Туфана показывает, что в процессе творческой эволюции стихи о любви претерпевают качественные изменения. Туфан, отдавший в 20-е годы предпочтение деловой дружбе и отрицавший любовь, через несколько лет создает стихотворение «Лу-и-зааа...», воспевая гимн молодым сердцам, для которых нет жизни друг без друга. В первые дни заточения, ничего не зная о судьбе жены, Туфан живет с надеждой на встречу. НО радостно-шутливый тон вскоре уступает чувству тоски, печали; позже преобладают мотивы восхищения мужеством и преданностью своей жены Получив скорбную весть о смерти Луизы, чувство надежды на радостную встречу сменяется чувством горя от невосполнимой утраты, пессимизмом и поисками выхода.

Любовная лирика Х.Туфана напоминает диалог двух близких людей -автора и его жены. Образ женщины в лирике Туфана рассмотрено нами не как средство характеристики того или иного героя, а как форма выражения авторского сознания. Любовная лирика Х.Туфана наполнена чувствами раскаяния и горечи, вызванными трагическими событиями в его личной жизни: неизвестностью будущего, тюрьмой, потерей жены, обманутыми

надеждами. Однако поэт упорно продолжает утверждать величие любви. Примечательно то, что в стихах о любви проблемы идеологии и политики отступают на задний план. Любовные коллизии отчетливо делятся на две части: любовь мужчины (лирического героя) к женщине - трагический финал. Внешний мир выступает в качестве роковой силы, разрушающей счастье двух любящих людей. Однако постоянно подчеркивается и эстетический момент - любовь как восхищение красотой женщины. В этих стихотворениях авторское сознание дается сразу в нескольких плоскостях. С одной стороны, через сравнения и метафоры поэт передает свое состояние, выступая тем самым и в качестве лирического героя. С другой, он описывает переживания своей возлюбленной, проникаясь в состояние души Луизы («О чем звенит капель?»). В то же время через субъектное содержание произведения выражается личное отношение к общественно-политической ситуации и здесь на первый план выходит собственно aвторское «я». Д в таких стихотворениях, как «Подарок», «Ждала ли ты тоже?» автор выступает в качестве героя ролевой лирики.

Источник интимной лирики Туфана - переживания самого автора, его личная трагедия. О любовной тоске, мечте, надежде, нежности, сокровенном чувстве он пишет целомудренно и изящно.

В четвертой главе «Общественно-философские мотивы в лирике. Туфана» рассматривается своеобразие лирики Туфана в последний период его творчества. В этой главе анализируются стихи, в которых автор четко выражает своё понимание таких понятий, как человек и общество, человечество и философские законы бытия. В произведениях позднего периода нашли также отражение собственные размышления, оценки, выводы поэта, которые были воспроизведены в целостном духовном мире лирического героя через отношения к природе, родному языку, национальным вопросам, женщине, любви, коллегам по творчеству.

Для стихотворений, написанных в период после ссылки, таких, как «Эстафета», «Проезжая по Уралу», «Каждый раз годы теплее», «Любовь к жизни», характерно обращение к прошлому, чувство сожаления об увядшей красоте и ушедшей молодости. Хотя в душе лирического героя порой звучат нотки пессимизма, неуверенности (что неудивительно, учитывая трагическую судьбу поэта), в поэтическом мире все же преобладает оптимистический взгляд на будущее, надежда на торжество красоты, которая спасет мир. Обращаясь к теме истории и исторических деятелей, поэт пытается дать собственную оценку времени, идеологии («И для них», «Было нас двенадцать», «Хотя руки все в крови...», «Путь»). В каждом стихотворении прослеживается мировоззренческие установки Туфана, его социальная и философская позиция в отношении к общественным событиям времени, эпохи. В этих стихах воплощается он сам, поэт, волнующий, восхищающий многих своими богатыми эмоциональными переживаниями.

Вечную действительность Х.Туфан воспринимает как нечто целое, единое и неделимое. В связи с вышесказанными необходимо выделить несколько особенностей поэзии Туфана. Первая - философское мышление автора. Поэт исключительно внимателен к миру состояния и бытия. Источник чувств и переживаний, описанных в стихах Х.Туфана, - это сама" жизнь и её смысл, это сложные взаимоотношения между такими понятиями, как жизнь и смерть, дружба и вражда, природа и человек, зло и добро, любовь и ненависть, мгновение и вечность.

Вторая отличительная черта поэзии Туфана, обусловливающая его творческую концепцию и жизненную философию, - это его отношение к природе. Свои взгляды на мир и свою жизненную позицию он выражает в стихах через картины природы. В произведениях «Говорящая материя», «В бурю». «Цветы», «Ландыш», «Куда вы держите путь, звезды?» поэт изучает вселенную в гносеологическом плане:

Мин - бу кырлар, сулар, жиллордаге я бРат тех атомов> что свой ^^

Лирический герой Туфана стремится познать мир через отдельные его звенья, детали, черточки. Поэт делает это, опираясь на метафору, без которой нельзя представить творчество мастера слова.

Еще одна особенность творчества поэта - не навязывая своих эстетических пристрастий, автор заставляет читателя думать, самостоятельно вникнуть в структуру и смысл произведений. Только лично увиденное и личное пережитое - основа лучших произведений Туфана. Судьба страны, общественно-политическая ситуация передаются в стихах Х.Туфана через концепцию личности. Проблема лирического героя раскрывается посредством столкновения человека, стремящегося к красоте и независимости, с тоталитарным обществом. В последний период своего творчества Туфан предстает перед нами как патриот своей нации, защищающий интересы татарского народа, борющийся за сохранение родного языка. В стихотворениях, посвященных судьбе нации и родного языка «Хоть ты народ с золотыми руками...», «Родной язык», «Несите Тукаю цветы», «Иман», «Как только я слышу слово «татары», включенных в сборник «Прекрасная грусть» (1990), составленный из стихов, которые до сих пор не могли быть опубликованы, гражданская позиция автора и гражданский пафос естественным образом создают единое целое. Иногда национальная позиция образа автора ставится выше гражданского долга: путем критики существующей власти и её законов, поэт старается определить идеал человека.

Образ автора, находящийся в центре произведений Х.Туфана последних лет, точно передает читателю мысли поэта, его протест против

Атомнарнын иске туганы, -Материя мин, жаным, Аныц бары

Сейли, жырлый, сагына торганы. («Сейли торгам материя»)

Слагаясь в поле, ветер, воду, луг. Я сам материя, мой друг, Нота,

что говорит, поет, тоскует...

(«Говорящая материя». Пер. Р.Морана).

действительности, его оценки отличаются смелостью и решительностью. Творчество Туфана последнего периода выделяются широтой и глубиной проникновения в жизнь, изображением отдельного человека и всего общества во всем её сложном многообразии, во всех аспектах -историческом, культурном, философском, выявлением сути общественно-политических канонов. В этот период лирическое «я» Туфана - образ автора - не возносится на уровень лидера, основное внимание поэта направлено не на собственную личность, а на явления, детерминирующие его переживания, связь между лирическим героем и автором становится более свободной. Другими словами, на передний план выходит собственно автор с широким кругом проблем и потрясений.

В заключении сформулированы основные выводы исследования:

1. В центре всей поэзии Х.Туфана стоит образ конкретной личности со своими индивидуальными, типическими, национальными, социальными, конкретно-историческими особенностями. В образе такого героя представлена личность самого поэта, выраженная различными формами авторского сознания - автора-повествователя, героя ролевой лирики, лирического героя, собственно автора. Образ личности поэта создается не только за счет деталей биографического характера, а узнается во всей полное слржностей и противоречий в характере героя, за счет характерных для лирики Туфана психологизма и искренности. Основным источником творчества Х.Туфана является личность самого автора, его взгляд на жизнь, его мысли и переживания. В его поэзии в полной мере отражены чувства и настроения поэта, связанные и с счастливыми, и с трагическими событиями в его судьбе, его стремления, надежды, идеалы и мечты.

2. В самом начале творческого пути, лирический герой поэта выступает как личность, преданная идеям коммунизма. В произведениях этого периода лирическое «я» не передает внутренний мир автора, на первый план выходит изображенный им мир и явления жизни. «Я» используется для передачи

образа народной массы. В поэмах Туфана этого периода широко использованы аспекты собственного жизненного опыта, личные мысли и переживания. Автор становится исходной основой лирического героя, последний - естественной формой существования образа поэта. Таким образом, можно утверждать адекватность личности поэта и образа «я», автобиографичность произведений. Автор в данном случае рассматривается, в основном, как субъект повествовательной деятельности. В 30-е годы поэт начинает изображать реальность сквозь призму лирических обобщений. Туфан сумел передать царившую в этот период общественно-политическую ситуацию в стране. Лирический герой в этих стихотворениях одновременно проявляется и как субъект, и как объект. Это дает возможность усмотреть близость лирического героя и автора.

3. В произведениях Туфана периода заключения и ссылки на первый план выходит изображение психологического и душевного состояния лирического героя. Под влиянием общественных потрясений расширяется внутренний мир лирического героя, его мышление приобретает глобальные масштабы. Все это подается в ракурсе личной трагедии, жизненных фактов самого поэта, который перенес и духовные муки, и физические унижения. В его поэзии появляются грустные ногки, чувство утраты любимой и тоски по ней.

4. В последний период своего творчества Х.Туфан вырабатывает своё определение таким понятиям, как человек и общество, человечество и философские законы бытия, основанные на общественных связях. В произведениях этого периода собственные размышления, оценки, выводы нашли отражение в духовном мире лирического героя через его отношение к природе, истории, трагедии родного народа, все усложняющимся отношениям между людьми. В каждом стихотворении отчетливо видны мировоззрение Туфана, его социальная и философская позиция по отношению к общественным событиям времени, эпохи. В последний период

творчества Туфан предстает перед нами как патриот своего народа, рьяно защищающий её интересы нации, ратующий за сохранение родного языка. В этот период лирическое «я» Туфана - образ автора - не становится объектом изображения, основное внимание поэта направлено не на собственную личность, а на явления, составляющие причину его переживаний, связь между лирическим героем и автором становится более опосредованной.

5. В лирике поэта авторское сознание определяется в следующих формах: автор-повествователь, лирический герой, собственно автор и герой ролевой лирики. Как правило, автор-повествователь используется в произведениях крупной формы - в поэмах и стихотворениях с ярко выраженным сюжетом, в которых осноенное внимание хотя уделено описанию внешних явлений и событий, в лирическом плане эпический материал остается субъективным, преподносится окрашенным в различные оттенки чувств. Ещё одна форма авторского сознания лирический герой -возникает в большинстве произведений. Такой субъект сам рассказывает о себе от первого лица и воспринимается как объект для себя. Эта форма авторского сознания особенно отчетливо отражается в произведениях, рассказывающих о личной трагедии поэта. В случаи, когда в центре внимания не личность самого автора, а наблюдаемые им события и явления жизни, на передний план выходит ещё одна форма авторского сознания -собственно автор. В лирике Туфана часто используется и форма героя игровой лирики. В некоторых стихотворениях наблюдается применение несколько форм авторского сознания, но, несмотря на это, нетрудно понять, что за ними стоит единое сознание автора, потому что все они выражают личную судьбу самого Туфана, изложенную его поэтическим видением.

Единство интеллектуальной и творческой личности, философского и образнои; многообразия, верности лучшим традициям и неповторимая художественная индивидуальность выдвинули Хасана Туфана в ряд светил многовековой татарской поэзии.

По материалам диссертации опубликованы следующие

работы:

1) Сабиров P.P. Хэсэн Туфан ижатында Тукай образы (Образ Тукая в творчестве Хасана Туфана) / Р.Р.Сабиров // Казан дэулэт университеты татар филологиясе Ьэм тарихы факультеты укытучыларыньщ фэнни язмалары (2002). — Казан: РПК «Гарт», 2002. - Б. 313-318.

2) Сабиров P.P. Эдэбияг белемендэ Ьэм тэнкыйштэ Хэсэн Туфан ижатын ейрэнунец торышы (Состояние изученности творчества Хасана Туфана в литературоведении и критике) / Р.Р.Сабиров // Казан дэулэт университеты татар филологиясе Ьэм тарихы факультеты укытучыларыньщ фэнни язмалары (2002). - Казан: РПК «Гарт», 2002. - Б. 318-323.

3) Сабиров P.P. Хэсэн Туфан ижаты мэктэптэ (Творчество Хасана Туфана в школе) / Р.Р.Сабиров // Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы V+ региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов). - Казань: Gumanitarya, 2003. - Б. 115-118.

4) Сабиров P.P. Хэсэн Туфанныц 20 нче еллар ижатында чор Ьэм шохес (Эпоха и личность в творчестве Хасана Туфана 20-х годов) / Р.Р.Сабиров // Проблемы истории, культуры и развития "языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы VI региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов). -Казань: Gumanitarya, 2003. - Б. 118-122.

5) Сабиров P.P. Хэсэн Туфан ижатында лирик герой Ьэм чынбарлык бердэмлеге (башлангыч чор ижаты) (Единство лирического героя и действительности в творчестве Хасана Туфана (начальный период творчества) / Р.Р.Сабиров // Фэнни язмалар-2003. - Казань: РИЦ «Школа», 2004.-Б. 175-179.

6) Сабиров P.P. Х.Туфанньщ беренче шигырьлэрендэ янгыраган ялган хакыйкать (Ложная правда в первых стихотворениях Х.Туфана) / Р.Р.Сабиров

// Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы VII региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов). - Казань: Gumanitarya, 2003. - Б. 64-67.

7) Сабиров P.P. Шигырьлэрде - дэвер фажигасе (ХТуфанньщ ике эчтэлекле шигырьлэре) (В стихах - трагедия) / Р.Р.Сабиров // Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы VII региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов). - Казань: Gumanitarya, 2003. -Б. 67-72.

8) Сабиров P.P. ХТуфанньщ 1920-30 нчы еллар ижатында мэхеббэт темасы (Тема любви в творчестве ХТуфана 1920-30-х годов) / Р.Р.Сабиров // Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы VII региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов). - Казань: Gumanitarya, 2003. - Б. 72-75.

9) Сабиров P.P. ХТуфанньщ башлангыч чор ижатында утопик идеялар (Утопические идеи в начальном периоде творчества Х.Туфана) / Р.Р.Сабиров // Фэнни Татарстан. - 2004. - №1/2. - Б. 172-179.

»22 393

РНБ Русский фонд

2005-4 23872

Лицензия на полиграфическую деятельность №0128 от 08.06.98г. выдана Министерством информации и печати Республики Татарстан Подписано в печать 10.09.2004 г. Форм. бум. 60x84 1/16. Печ. л.1,75. Тираж 100. Заказ 246.

Минитипография института проблем информатики АН РТ 420012, Казань, ул.Чехова, 36.

 

Текст диссертации на тему "Образ автора в поэзии Хасана Туфана"

СА\ 05---to \

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина»

На правах рукописи

САБИРОВ РАДИК РАШИДОВИЧ

образ автора в поэзии хасана туф aha

10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Галиуллин Т.Н.

КАЗАНЬ - 2004

В.И.Ульянов-Ленин исемендэге Казан дэулвт университеты

Кулъязма хокукында

САБИРОВ РАДИК решит УЛЫ

хесен туфан поэзиясендэ автор образы

10.01.02. - Россия Федерациясе халыклары вдэбияты (татар вдэбияты)

Филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэж;э алу ечен язылган д диссертация

Фэнни житэкче - филология фэннвре докторы, профессор Галиуллин Т.Н.

КАЗАН - 2004

Эчтэлек

Кереш.....................................................................................................................4

I булек. Лирик эсэрлэрдэ автор образы мэсьэлэсе.........................................16

II булек. Х.Туфанньщ 1920-30 еллар ижатында шэхес концепциясе...........25

II. 1. Х.Туфан шигъриятендэ лирик герой Ьэм чынбарлык бердэмлеге..........................................................................................................25

11.2. Х.Туфанньщ 30 нчы еллар поэзиясендэ лирик башлангычныц кочэюе.................................................................................................................52

11.3. «Ант» поэмасында автор образы....................................................71

III булек. Ижгимагый фажига Ием автор образыньщ купмэгънэлелеге (1940-1956).........................................................................................................89

III. 1. Х.Туфан поэзиясендв сугыш Ьэм шэхес иреге темасы

чагылышы.........................................................................................................89

III.2. Х.Туфанньщ мэхэббвт лирикасында хис Ьэм фикер бердэмлеге........................................................................................................112

IV булек. Х.Туфан лирикасында ижтимагый-фэлсэфи мотив тр Ьэм

лирик герой (1956-1980)..................................................................................136

Йомгак...............................................................................................................180

Файдаланылган эдэбият Ьэм чыганаклар исемлеге......................................183

#

#

Кереш

Теманыц актуальлеге. Эдэби мирасыбызга менэсэбэтнец узгеруе, мэдэни байлык белен кызыксыну арту, моца кадэр кулэгэдэ калып, ейренелми яткан эдэби катламнарныц халыкка кайтуы эдвбият тарихында, аерым эдиплэр ижатында тикшерелми килгэн яки берьяклы гына бэя алган куренешлврге яцача карарга мемкинлек бирде. Татар вдвби-эстетчк heM ижтимагый фикерендэге яцарыш идеялэре поэзиядэ башкачарак тикшеру критерийларын алга чыгаруга юл ачты. Егерменче еллар башында эдвбият мейданына килеп, татар шигъриятендэ тирэн эз калдырган Хэсэн Туфанныц тормыш Ьвм и жат юлы да - шундый елкэлэрнец берсе.

Х.Туфан - татар поэзиясенец бай Ьэм олы тарихында мактаулы урыннарныц берсен билэгэн, уз шигъри мэктэбен тудырган суз остасы. Хэзерге татар шигьриятенец гомуми усешенэ, аньщ аерым ввкиллэренэ Туфан исеме белэн билгелэнгэн юнэлешнец тээсире зур Ьэм дэвамлы. Ижатыньщ тирэн эчтэлеге, заманчалыгы, сэнгатьчэ яцачалыгы белен ул -бу сузнец югары мэгънэсендэге халык шагыйре, акыл белэн жан берлегенэ ирешкэн суз остасы [Галиуллин, 2003, 18].

Хэсэн Туфан ижатын ейрэнугэ багышланган хезмэтлэрдэ элегэ чаклы тикшеру объекты итеп, нигездэ, шагыйрь эсэрлэрендэ кулланылган эдэби алымнар, сурэтлэу чаралары, поэтик сейлэмнец узенчэлеклэре, шигырь тезелеше, шэкел мэсьэлэсе торды, ижаты стиленец индивидуальлеге, халык авыз ижаты традициялэре, мифология белэн бэйлэнеше ноктасыннан ейрэнелде. Шагыйрьнец егерменче еллар ижатында жанр узенчэлеклэре, образлар системасы, эдэбиятка альш килгэн яцалыгы, эдипнец халык ижаты белэн бэйлэнеше игътибар узэгендэ булды.

Заман узгэреше, соцгы елларда эдэби-нэзари тикшеренулэрнец, фэлеэфи фикер усешенец яца юнэлешлэре барлану Туфан поэзияеен дэ яцача ейрэнугэ шартлар тудырды. Егерменче-илленче еллар эзлэнулэрендэ марксистик-ленинчыл тэгълиматка нигезлэнгэн сэяси, позитивистик калып

ята, шигырьлэрендэ автор шэхесенец эЬэмияте даими рэвештэ билгелэнсэ да, бу мэсьэлэгэ игътибар житерлек бирелми. Бугенге квндэ шагыйрь ижатын автор образы проблемасы ноктасыннан ейрэну сорала. Хезмэтебездэ Туфан шигырьлере татар эдэбиятында Ьвм ижтимагый тормышта барган процесслар контекстында карала. Шагыйрь лирикасында автор ацын белдеруче шэкеллэр тэфсилле ачыклана, классификациялэнэ. Эсэрлэргэ структур анализ, идея-эстетик бетенлектэ бэя биру кызыклы кузэтулэр ясарга, шагыйрьнец ижади эволюциясендэ яца узенчэлеклэрне аерып чыгарырга момкинлек бирэ. Фэнни хезмэтебездэ Туфан шигырьлэре аларда чагылыш тапкан лирик субъект шэкеллэре, ижатчы шэхесе, субъект-объект менэсэбэтлэре, автор ацы бирелешендэ композицион-сурэтлэу узенчэлеклэр нисбэтеннэн чыгып эйрэнелэ.

Х.Туфан ижатын автор образы ноктасыннан тикшеру шагыйрь ижатындагы узенчэлеклэрне аерып чыгарырга ярдэм итэ. Диссертациядэге аерым фикерлэр башка шагыйрьлэр иж;атын ейрэнудэ дэ ярдэм була ала. Х.Туфан ижатын элеге яссылыктан бэялэу татар поэзиясендэге сэнгати узенчэлеклэрне ачыграк курергэ мвмкинлек тудыра.

Теманыц вйрэнелу дэрэжэсе. Туфан ижаты татар эдэби-эстетик фикере, эдэбияты, миллэте усешендэ зур урын тота. Шагыйрьнец ижат Ьэм тормыш юлы Ьэрвакытта эдэбият белгечлвре игътибары узегендв була. Аньщ ижатын ейрэну тарихын вч чорга булэргэ мемкин: 20 нче еллар - шагыйрь ижатына игътибар иту, беренче уцай бэя биру чоры. Икенчесе - 30-50 нче еллар - Х.Туфан поэзиясенец «кыйналу» чоры. вченчесе - 1960-2000 нче еллар - шагыйрь ижатына «йез белэн борылу», Ьэрьяклы бэя биругэ омтылыш еллары.

20 нче елларда Туфан турында иц куп язган Г.Нигъмэти шагыйрьне шул чордагы иц зур шагыйрьлэрнец берсе итеп саный. Галимнец «Сайланма эсэрлэр»енэ аерым булек булып кертелгэн «Туфан шигырьлэре» мэкалэсе шагыйрь ижатын вйрэнугэ багышланган билгеле бер нэтижэ булып тора. Г.Нигъмэти шагыйрьне производство

мотивларын, эшчелер темасын кутвреп чыккан шагыйрьлэрнец беренчесе дип атый, аньщ элеге темага язылган, шагыйрьгв танылу алып килген поэмаларыньщ проблематикасына туктала, геройларына характеристика бирэ, шагыйрь шехесенец эсэрлвренэ тээсире турында уйлана. Туфан ижатында ныклап тикшерэсе мэсьэлэлэрне билгели, аерым алганда, шигырьлэрендэге гармония, моц, аца гына хас везен, тел узенчэлеклерен тикшеру h.6 [Нигьмэти, 1958, 202-224].

20 Ьем 30 нчы еллар тенкыйтенде Х.Туфан поэзиясене Ь.Такташ, К.Нежми, Г.Сэгъди, Г.Галилэр уцай бея бирвлвр [Такташ, 1923, 56; Нажми, 1923, 9; Сэгьди, 1930, 170-174; Гали, 1958, 310-316]. Э Х.Хисмэтуллин, С.Каратай, Т.Имаметдиновлар исэ Туфан поэзиясендэге яна образ-сурэтлэрне тэнкыйть утына алып, эдэби традициялэрне кире кагуда, узенец формалистик эзлэнулэре белэн эдебиятны халыктан читлэштерудэ h.6. гаеплилвр [Хисмэтуллин, 1931, 50-57; Каратай, 1930, 5; Имаметдинов, 1938, 90].

40 нчы елларда, мэгълум себэплер аркасында, Туфан исеме эдэбият мэйданында бетенлэй югала. Бары алтмышынчы еллар башында гына эдэбият белгечлэре Туфан фигурасына эйлэнеп кайталар.

Х.Туфан турында тепле Ьэм тэфсилле язган галимнэрнец берсе Хатип Госман була. Аньщ «Зур хислэр Ьэм тирэн идеялер шагыйре» мэкалэсе шагыйрь ижатын, тормыш юлын шактый дэрэжадэ куз алдына китергэн беренче тэжрибелэрдэн була. Галим эдип ижатын чорларга булэ, Ьэркайсына хас идея-тематик узенчвлеклэрне билгели. Чор талэплеренэ тугры калып, шагыйрьне «идеология жырын жырлаучы», героен «гаделлек hoM гуманизм иясе» дип бэяли. Х.Госман Туфанньщ башлангыч шигырьлэрендэ шэкел белэн мавыгуын, футуристларча фикер йертуен хата Ьэм зарарлы дип белдерэ, кискен нэтижолэр дэ ясый Ьэм шул ук вакытта мондый мавыгуларын аклап, суз Ьвм сурэт нисбэтен эзлэудэ куре. Галим эдипнец социалистик реализм юлына басуына, ягъни индустриаль эшчене тормышныц узендэ нинди булса, шундый итеп

тасвирлавын курсете. Лэкин, аньщча, шагыйрь элеге эшчене, совет кешесенец уртак образыннан аерып, индивидуальлеккэ басым ясый [Госман, 1964, 47, 5-22]. «Егерменче еллар татар поэзиясе» хезметенда Х.Госман шагыйрьнец фикерлэу, суретлеу, стиль узенчелеклерен Такташ поэзиясе белен чагыштырып беялерге омтыла. Икесенец дэ кейлэм шигыренде тугел, балки сейлэм шигыренде ижат итуен, унтугызлы калыпны топ елге итеп алуын билгели, ике шагыйрьнец рифма елкэсендэ эзлэнулэрен тикшерэ. Х.Госман шагыйрьнец халык авыз ижатына монесебетен поэзиясенец теп сыйфатларыннан берсе итеп ала. «Х.Туфан...лирик жырга тугел, мекаль heM ейтемнерге, кенделек тормышта туып торган хикметле сузлерге, афоризмнарга кубрек игътибар бирде» [Госман, 1964, 46, 198].

Алтмышынчы еллар Х.Туфан ижатын, тормыш юлын вйренудв борылыш чорын тэшкил итте, дип эйтергэ була. Г.Халит, Н.Юзиев, Т.Галиуллин, Р.Мостафин, М.Гайнетдинов Ьем башкаларныц шагыйрь ижатына, шэхесенв багышланган махсус мэкалвлэре, хезмвтлэре басылып чыга.

Р.Мостафин «Алга барышлый» исемле макалесенде шагыйрьнец ижатын чорларга булеп, hop дввердэ шагыйрьнец иждди фикерлеу салате усуе, шомаруы, техник яктан камиллэшэ баруына басым ясый. Э 1953-57 елларда язылган асарларен шигъриятенец югары ноктасы Ьэм шуныц белен бергэ, гомуман, татар эдэбияты яулаган биеклеклэрнец иц зурысы дип баяли [Мостафин, 1976, 11-35]. Шул ук авторныц «Литературные портреты» исемле хезмэте де игътибарга лаек. Татар эдебиятыныц берниче куренекле адибе белен берреттен, Х.Туфанныц да едеби портреты биреле. Автор Туфанныц фелсефи лирикасын Шерык едебиятыныц гузел урнеклере традициялерене нигезленуен курсете. Материалныц рус теленде чыгуы Туфан иж;аты белен рус Ьем башка миллетлерне таныштыру ягыннан да еЬамиятле була [Мустафин, 1966, 35-54].

Феннилекке хилафлык китермиче, Туфан ижатына мекиббвн китеп тикшерген галимнернец берсе Н.Юзиев була. Татар поэтикасы, аныч усеш тенденциялэре, лириканьщ жанр буларак узенчелеге турында сейлэгэндэ, галим Х.Туфан ижатына мервжэгать ите. Туфан турында уйланулары Юзиевныц «Традициялэр яцарганда», «Шигырь гармониясе», «Хезерге татар поэтикасы», «Шигърият деньясы» исемле хезмэтлэренда урын ала. Бу хезметлернец теп проблемасын татар шигырьлеренец структурасын тикшеру, форма белен эчтелек менесебетен ачыклау h.6. твшкил ите. «Шигырь гармониясе» китабында - шигъри эсэрдэ эчтэлеккэ тэцгэл киле торган улчем табу, ритм белен сейлемнец узара менесебеткв керу юлларын карау игътибарга алына. Галим Х.Туфаннан мисаллар китере, шагыйрь ижатында шигырьлерне ритмик оештыру юлларына кузету ясый. Ул Туфанныц ижат юлын классик шигырьгэ каршы торган асимметрик шигырьден башлавы, аны терле вариантларда куллануы, соцрак классик шигырьге кучуе турында яза, рифма гармониясен эзленулэрен «аныц уз поэзиясен гене тугел, бетен татар поэзиясен де баетты» дип билгели [Юзиев, 1972, 160].

Н.Юзиев «Шигърият деньясы» китабында Туфанга аерым булек багышлый. Эдебият белеменде ейренелмеген елке - автор «мин»е, лирик герой, шагыйрь образы месьелелерене кагыла. Аныцча, шагыйрьнсц куп есерлере «узлеренец тормышчан нигезлере конкрет булу белен, кайсыдыр яклары белен шагыйрь биографиясене барып тоташулары белен аерылып торалар» [Юзиев, 1981, 74]. Галим Х.Туфан ижатын ейренудеге теп критерийларныц берсе итеп ижаты биографиясене менесебетте ейренелерге тиешлекке басым ясый. Узе де Туфан поэзиясен шагыйрьнец шехси тормышына бейле Кармет, Урал, революция елларындагы тормышы белен бейленеште шагыйрь ижатын этапларга булеп ейрене. Н.Юзиев едип поэзиясенец тормышчан нигезе ул уткен юллар белен аерылгысыз булуына басым ясый.

М.Гайнетдинов игътибарын Туфанньщ 20 нче еллардагы ижатына юнелте. «Х.Туфан поэмалары», «Революцион эпос», «Туфанньщ 20 нче еллар ижатында хатын-кыз проблемасы», «Яна геройны эзлэу» исемле мекалелеренде галим шагыйрь ижатындагы каршылыклы куренешлэргэ, аца багышланган хезмэтлэрдеге бехесле моментларга туктала, есерлернец тематик, композицион, стилистик узенчэлеклэренэ анализ ясауны максат итеп куя, Туфан поэтикасы турында фикер йорте. 1989 елда М.Гайнетдиновньщ шагыйрь ижатына Ьэм тормыш юлына багышланган диссертациясе нигезендв «Давылларда, жиллерде...» исемле китабы да донья курэ [Гайнетдинов, 1989].

Туфанньщ 20-30 нчы еллар ижатын тикшеругэ Т.Галиуллин зур елеш керте. «Везде туа яца кешелек...» исемле мекалесенде галим Туфанньщ шул еллар аралыгында терледен-терле эзленулер чоры кичеруен билгели, терле эдэби юнелешлер белен мавыгуын тикшере. Заманында узек месьелелернец берсе - социалистик реализм методына килу эволюциясене туктала, ижатындагы халыкчанлык, тарихилык принципларын билгели. Тенкыйтьче буларак, Т.Галиуллин шагыйрьне мактап, уцышларын гына куреп калмый, белки Туфанньщ «ялгышларын», кимчелеклерен де куре Ьэм курсете, меселен, форма белен мавыгу, гаиле-мехеббет урнэклерен суретлеуде ялгышу, еш кына кон кадагына суккан йомшак шигырьлер язу h.6 [Галиуллин, 1976, 36-76]. «Килген юлларында намус эзе...» мэкалэсенде галим Туфанньщ «Ант» поэмасы турында фикер йертэ, поэманьщ шагыйрь ижатында гына тугел, татар эдэбиятындагы иц талантлы, камил есерлернец берсе булуына ышандыра [Галиуллин, 1977].

«Суз кушасы иде талларга...» исемле мекалесенде Т.Галиуллин Х.Туфан шигырьлеренец халык авыз ижатына менесебетен тикшере, куп есерлерене анализ ясый. Ул Туфан ижатыныц терле этапларында табигатьне сурэтлэудеге узгэрешлерне кузете, табигать Ьэм кеше, шехес арасындагы менэсэбэтлэрнец куп терле чагылышын курсэтэ. Автор билгелэгенче, Туфандагы табигать сурете психологик анализ чарасы

булып тора. Бу куренеш эдип ижатыныц стиль-метод узенчэлеклэренэ яца тесмерлэр алып килэ, кеше Ьэм табигать проблемасын яктыртуда яца поэтик ачышларга китерэ. «Туфан табигать куренешлэре аша деньяга карашын, тормыш фэлсэфэсен чагылдыра» - дип яза Т.Галиуллин [Галиуллин, 1972, 111].

Г.Кашапов шагыйрь ижатын, тормыш юлын барлап, аныц адэби образын биру влкэсендэ тэжрибэ ясап карады. Кызганыч, «Киек каз юлы» романыныц беренче елеше - Хэсэннец Уралга чаклы тормышын чагылдырган кисэк кенэ донья курде, а язучы узе арабызда юк инде.

Туфанга менасэбат, аныц ижаты турында уйланулар, шигырьлэрен тикшеру Ф.Галимуллин, А.Яхин, Р.Мехэммэдиев, Ф.Мицнуллин, И.Еникеев, Батулла, Н.Гафиятуллина, И.Вэлиулла, Х.Хэйри, М.Мифтахова haM башкаларныц игътибарын узенэ жэлеп итте.

Тикшерену категориялэре. Фанни хезматнец ейрэну объекты -Х.Туфанныц егерменче еллардан алып житмешенче еллар ахырына кадэр ижат ителгэн шигъри эсэрлэре. Тикшеренунец предметы - Х.Туфан шигырьлэрендэ автор образыныц бирелеш узенчэлеклэре, автор Ьэм авторлык проблемасы, шигъри текстта ижатчы шэхесенец «яшэу» шэкеллэре, шигырьлэрнец субъектив-объектив структурасы Ьэм шуларга бейле рэвештэ эсэрлэрнец идея-эстетик хасиятлэре, шагыйрь образы бирелешендэге усеш-узгэрешлэр.

Максат Ьэм бурычлар. Хезматтэ Х.Туфан шигырьлэренец сэнгатьчэ кечен билгелэуче узенчэлеклэрне ачыклау, шигырь текстларыныц субъект-объект структурасын, автор ацын белдеруче шэкеллэрне, лирик субъект формаларыныц автор шэхесе белэн тэцгэллеге дэрэжэсен, шигырьлэрдэ автор башлангычын ачыклау, аларныц эволюцион усеш-узгэрештэ ейрэну максаты куелды. Максаттан чыгып, тубэндэге бурычлар билгелэнде:

- Х.Туфан эсэрлэрен автор образы проблемасы ноктасыннан анализлау;

- Туфан шигырьлэренде чагылыш тапкан автор ацы шэкеллэрен билгелеу;

- шигырьлерде автор белен лирик герой менесебетен ачыклау, шагыйрь белен аныц лирик «мин»е арасындагы якынлыкны билгелеу;

- шагыйрьнец иц куренекле есэрлеренде автор образы heM ижтимагый бэйлэнешне билгелеу.

Х.Туфан лирикасыныц чорларга буленеше, ижтимагый шартларга бэйле ревеште, авторныц едеби-фелсефи фикерендеге борылыш-узгерешлер, яцарышлар белен нык бейленген. Шуца да хезметебезде hep чордагы шигырьлерен ейренуне ижтимагый-фелсефи, едеби фикернец усеш баскычлары, чор сеясете, девер мохите белен бейленеште алып бару талеп ителэ.

Тикшеренунец методологиясе Ьэм методикасы. Хезметебезнец теоретик-методологик нигезен В.Виноградов, Л.Тимофеев, Г.Гуковский, Л.Гинзбург, Т.Галиуллин, А.Яхин, Ф.Хатипов, Д.ЗаЬидуллина, Й.Нигъметуллина хезметлере тешкил итте, Б.Корманныц автор образы проблемасын ейрену методикасы нигез итеп алынды. Хезметтэ едеби текстларга автор образы проблемасы нисбетеннен тарихи-функциональ, типологик heM системалы анализ биру кузде тотыла.

Хезмэтнец фэнни яцалыгы Хесен Туфан шигырьлерен автор проблемасы ноктасыннан чыгып, бвтенлекле анализ принципларын булдыру, шагыйрь лирикасында автор ацы формаларын ачыклау, лирик герой, автор-хикеялеуче, автор узе heM рольге керуче геройныц функциональ ролен ачыклау белен билгелене.

Хезмэтнец структурасы. Диссертация структур яктан кереш, дурт булек Ьем йомгактан гыйбарет.

«Лирик есерлерде автор образы месьелесе» дип исемленген беренче булекте хезметнец теп тикшеру проблематикасы билгелене heM едебият белеменде автор образы проблемасын ейрену торышы ачыклана. Булекте