автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Община у татар Зауралья XVIII - начала XX в.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бакиева, Гульсифа Такиюлловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Община у татар Зауралья XVIII - начала XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Община у татар Зауралья XVIII - начала XX в."

од

з ФШ 139?) На правах рукописи

Бакиева Гульсифа Такиюлловна

Община у татар Зауралья XVIII - начала XX в.

Специальность 07.00.02. Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени

Екатеринбург , •> > • 1999 ' ч '

ч

Работа выполнена на кафедре этнологии и специальных исторических дисциплин исторического факультета Уральского государственного университета им. A.M. Горького

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Н.А. Миненко

Официальные оппоненты - доктор исторических наук, профессор

B.В. Рабцевич;

кандидат исторических наук,

C.В. Голикова

Ведущее учреждение - Тюменский государственный университет.

Защита диссертации состоится февраля 1999 г. в асов

на заседании диссертационного Совета 06Ъ 02. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Уральском государственном университете им. A.M. Горького (620083, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, ауд. 248).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета.

Автореферат разослан " MUWbrf, 1999 г.

/}

Ученый секретарь диссертационного Совета, /

кандидат исторических наук, профессор ^^ ¿рЪ.Б. Овчинникова

РОССИЙСКАЯ ;УДЛ?СТПЕШ1Л51 БИБЛИОТЕКА

-вЁЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

' Современная политическая ситуация н стране диктует необходимость обращения к новым принципам организации власти. Особую актуальность приобретает поиск оптимальной модели взаимодействия центральных и местных органов, возрождение традиций самоуправления в обществе. В этой связи представляется полезным обращение к опыту общинной организации и использование в административной практике (в известных пределах) этого опыта в сегодняшней жизни.

Обращение к истории общины - самоуправляющегося производственного и социально-бытового коллектива с многообразными функциями необходимо и в чисто познавательных целях. Община принимала участие в регулировании поземельных отношений, ведала вопросами управления и суда, выполняла различные фискально-хозяйственные обязанности, идеологические, воспитательные и культурно-бытовые задачи. Прошлое российской деревни, российского крестьянства, включая сельское население народов азиатской части страны, не может быть реконструировано без всестороннего изучения сельской общинной организации. При этом приходится учитывать, что на формы этой организации, ее структуру и деятельность, характер взаимоотношений центральной и региональной властью существенное влияние оказывали локальные, природно-климатические, социально-демографические, экономические и политические условия. Свои особенности порождал и этнический фактор. Между тем, если говорить об обширной территории Азиатской России, то обстоятельному рассмотрению пока подверглась только местная русская крестьянская община (работы В.И. Шункова, З.Я.

Бояршиновой, М.М. Громыко, В.А. Александрова, H.H. Покровского, H.A. Миненко и др.). Вместе стем, значительную часть сибирского зем-ледельческо-промыслового населения составляли сибирские татары. Общинная организация сибирских татар до сих пор остается "белым пятном" в отечественной историографии. Изучение сибирской татарской общины, помимо прочего, будет способствовать более глубокому осмыслению исторических судеб одного из этносов, которому суждено было сыграть видимую роль в истории Азиатской России.

Известно, что сибирские татары разных этнотерриториальных групп имели заметные отличия в различных областях жизни и быта. Поэтому обобщающим трудам по татарской общине должно предшествовать исследование ее локальных вариантов. Самостоятельное значение в данной связи приобретает тема сельской общинной организации у татар Зауралья.

К рубежу XIX - XX вв. относятся первые исследования, касающиеся преимущественно хозяйственных и земельных функций сибирско-татар-ской общины. Особо следует выделить труды И. А. Андронникова, С.К. Патканова, A.A. Кауфмана. И.А. Андронников впервые провел анализ землевладения у татар Тобольской губернии в конце XIX - начале XX в. Автор подробно исследовал хозяйство татар по уездам, акцентируя внимание на его локальных особенностях. Ценными являются приводимые И. А. Авдронниковым сведения, относительно функций общины татар в регулировании пользования различными угодьями, организации переделов. В его работе есть данные п составе татарских волостей, селений, динамике их населения. Сильной стороной труда И. А. Андронникова является привлечение им большого количества архивных материалов.

C.K. Патканои в конце XIX - начале XX в. занимался изучением-экономического быта татар Тобольского уезда и Кашегальской волости Тюменского уезда. Автор обратил внимание на сословный состав, быт, занятия, податное обложение татар. Им приводятся конкретные данные по волостям и селениям о состоянии различных отраслей хозяйства. В отдельной главе автор рассмотрел практику пользования татарскими селениями различными видами земельных угодий. Аналогичное исследование, относящееся к татарам Туринского уезда конца XIX в., было проведено А. А. Кауфманом.

Другие аспекты истории общины у татар досоветскими исследователями практически не затрагивались.

В советский период о волостной организации у сибирских татар писали Б.О.Долгих и С.В. Бахрушин. Хронологические рамки их работ охватывали в основном XVII столетие. По мнению Б.О. Долгих, в основе волостей у татар Сибири лежали племенные группировки (Саргач, Коурдак, Аялы, Бабасан, Капканы, Лаймы, Индерь, Уват, Супра, Ва-чиер и др.). С. В. Бахрушин считал, что русские власти для обложения татарского населения воспользовались административными единицами бывшего Сибирского Ханства, а в основу деления на ясачные волости легли уделы, владения вассалов Кучума.

H.A. Томилов произвел классификацию этнических групп татар, выявил внутри последних локальные группы этнографического характера и этнические компоненты в составе как территориально-этнических образований, так и локальных групп. Исследователь проследил изменения в составе волостей у татар на протяжении XVIII - XX вв., привел данные о численности населения в волостях.

Важным шагом вперед в изучении общины татар Зауралья стало появление работ, в которых авторы касались проблемы обычного

права народа. Актуальность их обуславливалась тем, что община была не только производственным коллективом, но и институтом, регулировавшим на основе обычного права семейно-бытовые отношения. Исследованию обычного права у татар Зауралья уделили внимание Ф.Т. Валеев и В.В. Рабцевич. При этом Ф.Т. Валеев, изучая обычное право сибирских татар, отметил, что у татар нормы обычного права тесно переплетались с нормами религиозного нрава-шариата. Автор обратил внимание на ограничения действия обычного права административными органами в конце XIX в.: рассмотрение уголовных дел, крупных земельных тяжб постепенно перешло к официальным судебным органам, действующим на основе законов Российской империи. Он пришел к выводу, что низовая администрация татарской общины в XVIII - начале XIX в. руководствовалась обычным правом и отметил ее тесную связь с мусульманским духовенством.

В.В. Рабцевич ввела в научный оборот новые документы по истории обычного права у сибирских пародов, в том числе у татар, провела подробный анализ внешних особенностей источников, выявила их информационные возможности. Она пришла к важному выводу о том, что записи обычного права кодифицировали не реальную систему обычаев, а ту, которая избирательно выражала конкретные запросы правительства.

В.В. Рабцевич занималась также проблемой административного устройства татар Зауралья в последней четверти XVIII - первых десятилетиях XIX в. Она показала, что управление аборигенным населением Западной Сибири, в том,числе и татарами, в рассматриваемое время через традиционно сложившиеся волости. Автором рассмотрены вопросы, касающиеся выборов местной администрации, ее полномочий. По

мнению В. В. Рабцевич, местная верхушка нерусского населения использовалась абсолютизмом в качестве низового бесплатного звена управления.

И.В.Островский, анализируя административную реформу в начале XX в..проследил и изменения в организации управления у народов Сибири, в том числе у татар.

Некоторые аспекты истории общины тарских татар (одной из локальных групп сибирских) стали предметом исследования Р.К. Сат-лыковой. Хронологические рамки этого исследования охватывают конец XVIII - началоXX в. Автору удалось установить, что община тарских татар представляла собой жизнестойкий социальный организм, сохраняющий складывавшиеся веками обычаи и традиции. Такие черты, как обособленность и замкнутость, присущие ей, Р.К. Сатлыкова объясняла приверженностью татар мусульманской религии.

Следует отметить, что работы предшественников, как правило, ограничены территориально (не охватывают территории всего Зауралья) и тематически. Многие вопросы темы или не рассматривались, или освещались поверхностно и на узком круге источников. Все это обусловило необходимость специального комплексного исследования проблемы.

Цель настоящего исследования заключается в изучении форм общинной организации татар Зауралья, ее институтов и функций в XVIII - начале XX в., места общины в общественной структуре управления. Исходя из общей цели исследования предполагается решение следующих задач:

• изучить формы общинной организации татар и их эволю-

\

цшо на протяжении ХУШ - начале XX в., выявить изменения в соотношении этих форм;

• . реконструировать исполнительные органы татарской общины, выявить динамику их структуры и состава, охарактеризовать их взаимоотношения волостным и сельским "обществами" и местной администрации;

• определить место схода в системе общинного самоуправления, установить изменения в его составе и полномочиях;

• исследовать формы землепользования и землевладения у татар, поземельные функции общины;

• раскрыть роль общины татар Зауралья в фискальных вопросах;

• показать роль общины в семейно-бытовой сфере, в том числе в организации праздников;

• оценить функции общины в религиозной сфере, ее взаимоотношения с мусульманской конфессией.

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII - начало XX в. Выбор нижней границы обусловлен тем, что начало XVIII столетия открыло череду реформ, затронувших, в частности, Сибирь и народы, ее населявшие. Петровские реформы охватили все стороны жизни, в том числе и местное управление. Верхняя граница определяется временем начала социалистических преобразований в стране, повлекшими за собой ликвидацию Прежних социальных институтов и у сибирских татар.

Территориальные рамки исследования включают районы Зауралья, в которых проживали сибирские татары, входивших в тоболо-

иртышскую группу, которые в XVIII - начале XX в. проживали по рекам систем Иртыша и Тобола. В границах административного деления рассматриваемого периода они охватывают Тобольский, Тюменский, Туринский, Ялуторовский и Тарскин уезды (округа) Тобольской губернии.

. Методологической основой диссертации являются традиционные методы исторического исследования - историко-сравнительный, историко-генегический и др. В работе использованы методы этнографических исследований (сбор полевых материалов и их обработки). Взаимно дополняя друг друга, они дают возможность более адекватного отражения состояния изучаемого явления в конкретно-исторической обстановке.

Источники

Основу источниковой базы исследования составили материалы из фондов центральных и местных архивов: Российского государственного архива древних актов (РГАДА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Свердловской области (ГА'СО), Государственного архива Тюменской области (ГАТюО) и его Тобольского филиала (ТФ ГАТюО), рукописного отдела Тобольсдого государственного историко-архитектурного музея-заповедника (РОТГИАМЗ). Были привлечены также опубликованные источники. По видам все эти документы и материалы можно разделить на несколько групп.

Первую группу составили статистические источники. Это преж-

де всего данные демографического учета татар Зауралья, к числу которых относятся материалы ревизских переписей за 1782,1795,1811,1816, 1856 гг. и Первой Всероссийской переписи населения 1897 г., хранящиеся в фондах Тобольской Казенной палаты (Ф. 154) и Губернского статистического комитета (Ф.417)ТФ ГАТгоО. Они содержат сведения о численности жителей татарских селений и волостей, а также о составе выборной сельской администрации.

К статистическим источникам относятся и списки населенных мест Тобольской губернии за 1868 - 1869 гг., 1904 и 1912 гг., списки сельских обществ и волостей за 1899 - 1900 гг., отложившиеся в фонде Тобольского губернского статистического комитета.

Вторую группу источников составил комплекс делопроизводственных документов. В его составе можно выделить распорядительную документацию: приказы, наставления, указы; отчетно-исполнительную: рапорты, доношения; переписку учреждений и должностных лиц: промемории, сообщения; челобитные и прошения, приговоры общинных сходов. Их удалось выявить в фондах Московской межевой канцелярии (Ф. 1343) РГАДА, Тобольского наместнического правления (Ф. 341), Тобольского уездного съезда крестьянских начальников (Ф.344), Крестьянских начальников Тобольского уезда (Ф.346; 348), Тобольского губернского управления по крестьянским делам (Ф.335), Тобольской Казенной палаты (Ф. 154), Тсбильского Общего губернского управления (Ф. 152), Тобольского губерского правления (Ф. 329) ТФ ГА-ТюО, а также в фондах Тюменской воеводской канцелярии (Ф.47), Тюменского уездного земского суда (Ф.Ю), Кашегальского волостного правления (Ф.80) ГАТюО. В этих документах содержится разнообразная информация о татарской общине, в том числе о выборе должностных лиц, их компетенции и сроке службы, деятельности сходов, их со-

ставе и функциях. Они даготтакжс возможность оценить взаимоотношения общины с уездной, губернской и центральной властями в XVIII -начале XX в. и охарактеризовать землевладение и землепользование татар Зауралья.

Третья группа использованных источников представлена законодательными актами, в том числе, вошедшими в "Полное собрание законов Российской империи" (ПСЗ). Особо следует выделить "Устав об управлении инородцев" (1822 г.), приказы и инструкции Второй ясачной комиссии и комплекс законов, связанных с проведением поземельно^ устройства, административных и финансовых преобразований в Сибири на рубеже XIX -XX в. Для характеристики конфессиональных аспектов деятельности татарской общины привлекались документы из "Сборника законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях".

Особую группу составили повествовательные источники, в том числе хранящиеся в рукописном отделе ТГИАМЗ "Описание быта, обычаев и верований татар, бухарцев и других народностей Тобольского наместничества и Сибири" (1785 г.), "Собрание законов и обычаев магометан, населяющих Ялуторовский уезд", "Собрание законов и обычаев магометан"(1821 г.). В этих иегорико-этнографических описаниях содержатся ценные сведения по обычному праву, хозяйству, семейно-бытовым отношениям татар,-деятельности управленческой верхушки и духовенства в общине.

В последнюю группу использованных в диссертации источников вошли полевые материалы автора, собранные в ходе этнографических экспедиций 1990 - 1992 гг. и 1998 г. в Тобольском, Вагайском и Нижнетавдинском районах Тюменской области. Они помогают реконструировать некоторые сторонь1 жизни татарской общины в начале XX

в., прежде всего ее хозяйственной деятельности, регулирование сельского быта и пр.

Цель и задачи диссертационного исследования в значительной степени определили его научную новизну. Диссертация является первым в отечественной историографии специальным исследованием, в котором на основе различного рода источников всесторонне исследуется община татар Зауралья в XVIII - начале XX в. В работе анализируются формирование и эволюция форм общины, дается развернутая характеристика ее функций, в том числе фискальной, хозяйственной, поземельной, семейно-бытовой, религиозной. Большая часть источников, использованных в диссертационном исследовании, впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость работы состоит в том, чтоее выводы и материалы могут быть использованы при разработке положения о культурно-национальной автономии сибирских татар. Результаты исследования, а также введенные в научный оборот источники найдут применение и при составлении учебных пособий и хрестоматий по истории Сибири, разработке спецкурсов для студентов гуманитарных факультетов. Наконец, диссертация представляет интерес для выработки оптимальной организации управления к национальных районах Сибири в современных условиях.

Апробация работы

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на региональных и областных научных конференциях в г. Абакане (1993), Барнауле (1994), Тобольске (1995,1997), Екатеринбурге (1997),

отражены в публикациях. Работа обсуждалась и получила одобрение на кафедре этнологии и специальных исторических дисциплин УрГу им. A.M. Горького.

Сфуктураработы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка источников и литературы. В приложении к диссертации помещены таблицы и выписки из архивных материалов, характеризующие некоторые стороны деятельности общины татар Зауралья.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи, территориальные и хронологические рамки, раскрывается степень изученности проблемы, научная новизна и практическая значимость работы, дается описание объекта исследования, источниковой базы.

Глава I "Татары Зауралья в XVIII - начале XX в." состоит из двух разделов. В рервом разделе характеризуется расселение, этнический и сословный состав татар Зауралья. Во втором разделе дается характеристика основных отраслей их хозяйства.

В главеИ "Формы общинной организации" показаны формы общины у татар Зауралья, процесс их становления и развития на протяжении XVIII - начала XX в., при этом-особое внимание обращается на изменения, происходившие в ходе административных реформ начала XX в.

. Проведенный анализ показал, что основной формой общины у сибирско-татарского населения в исследуемое время являлась община-

селение. Селения зауральских татар основывались преимущественно двумя способами: либо через заимки, либо черезвыселки. Они представляли собой поземельные единицы. Каждое из них, согласно данным переписных и писцовых книг XVII - ХУШвв.,имело свои земельныеуго-. дья. Устав 1822 г. и дальнейшие узаконения подтвердили земельные права татарских общии. Община-селение по "Уставу об управлении инородцев" считалась отдельным обществом и получила статус административной организации: она должна была иметь выборную администрацию - по аналогии с русскими селениями. При этом большинство татарских деревень имело два, а иногда три названия. Согласно материалам переписей населенияXVIII - начала XX в., на протяжении всего исследуемого времени селения сибирских татар оставались разными по величине. Так, в 1782 г. в Тобольском уезде из 103 татарских селений в 33 численность населения превышала 100 человек, из них семь селений насчитывала более 200 человек и одно - Токусовы - 487. Малочисленными являлись юрты Шалцинские (4чел.), Сулымские (4 чел.), Апдана-ульские (7 чел.) и др.

В Тюменском и Ялуторовском уездах.в 1782 г. самыми многочисленными были юрты Сингульские -579, Атьяловские -262, Акиярс-кие - 265, Варваринские - 246, Матмасские -187 и др. Малочисленными селениями являлись Малоакиярские - 5, Маитмасскис - 5, Мало-Крече-тинские - 8. В остальных селениях Тюменского и Ялуторовского уездов количество жителей варьировалось от 14 до 120.В течение XIX - начала XX в. происходит увеличение численности населения сибирско-татарс-ких деревень. В целом увеличилась доля крупных селений. Так, в Тобольском уезде в 1878 г. в два раза., по сравнению с 1782 г., увеличилось количество селений татар, превышающих 100 чел, причем из них половина включала население более 200 чел. В Тюменском уезде в 1878 г.

насчитывалось 52 татарские деревин, из них половина была с количеством жителей от 100 и более человек.

Другой формой общины татар Зауралья, которая рассматривается в исследовании, была волость. На протяжении XVIII - начала XX в. татарское население Зауралья распределялось по волостям неравномерно. Так, во второй половине XVIII в. волости татар включали от 7 до 1,3 тыс. чел., в середине XIX в. - от 500 до 3,5 тыс., в начале XX в. - от 450 до 5,8 тыс. чел. Многие волости татар соответствовали эт-нотерриториальным группам сибирских татар. Так, Надцинская волость Тобольского уезда соответствовала надцинской, или северной группе тобольских татар. Эскалбинская волость включала заболотную,или эскапбинскую группу татар, Огдельно-Бабасанская волость включала бабасанских татар, вагайско-уватская группа, наоборот, включала Вагайскую, Уватскую и Карагайскую волости.

Удалось установить, что фискальный фактор был основным интегрирующим моментом, объединяющим население волостной общины, которая рассматривалась властями как объединение плательщиков ясака вне их связи со строго определенной территорией. До начала XX в. во многих селениях проживали представители двух-четырех волостей. Причиной такой своеобразной ситуации было то, что, переселяясь в другие волости, пришельцы в административном и фискальном отношении по-прежнему оставались членами той волостной общины, в которой они до этого состояли. Административная реформа 1910 г. ввела территориальный принцип организации волости.

Третья форма общинной организации татар Зауралья - сельские общества, возникли в 1830-е- 1870-е гг. Сельское общество занимало промежуточное место между общиной-волостью и общиной-селением. Объединение селений в сельские общества было обусловлено стремле-

ниш властей, во-первых, облегчить сбор податей и, во-вторых, сократить расходы на управление. В ходе исследования выяснилось, что у тобольских татар сельские общества изначально образовывались по этносословному принципу: татары, бухарцы, оброчпьге чувальщики, служилые татары, проживавшие в одном селении, относились к разным сельским обществам. Реформой 1910 г. такое положение было ликвидировано: сельские общества стали территориальными единицами: жители одного и того же селения, независимо от их сословий и этнической принадлежности, стали членами одного сельского общества. При создании сельских обществ администрация пыталась по возможности не нарушать существовавшей системы землепользования. Сельские общества у сибирских татар отличались многообразием размеров и структуры, включали одну-три и более деревень или части их. Так, в конце XIX в. в Кашегальскую волость Тюменского уезда входило 12 обществ. Из них два сельских общества состояли из одного селения, пять сельских обществ состояло из двух селений, два сельских общества - из трех и три сельских общества - из 4 селений. Больше-Красноярское сельское общество Калымской волости Тюменского уезда включало 8 селений. В Тобольском уезде Отдельно-Бабасанская и Надцинская волости включали в себя по одному сельскому обществу, в которые-входнли все селения волости. В Тарском уезде в конце XIX в. сельские общества совпадали сселениями. В Аялынской к Аевской волостях было по 22 сельских общества, в Коурдакской -8, Саргатской - 4, Тавско-Утузской - 5.

В главе III "Органы общинного управления" дается анализ органов общинного управления, раскрывается деятельность схода как распорядительного органа общины, рассматриваются, изменения в организации управления в XVIII - начале XX в.

В диссертации показано, что состав исполнительных органов

общинного самоуправления в XVIII -начале XIX в. определялся традицией. Большинство волостей возглавляли старшины, в некоторых волостях сохранялись звания прежних "князцов" и "ясаулов". Эти должностные лица отвечали за своевременный сбор ясака, а с 1830-х годов -подушной и других податей, осуществляли контроль за выполнением повинностей и суд. Б состав волостной администрации входили так называемые "опекуны", исполнявшие судебные функции. В структуре исполнительной власти татарской волости значительную роль играли писари. При этом они не только ведали делопроизводством, но и активно вмешивались в управление.

В работе установлено, что значительное место в социально-экономической и административной жизни общины-селения принад лежало старостам. Их называли либо десятниками, либо сотниками, либо "выборными". Они отвечали за сбор ясака, а позже податей, за созыв сходов и наделялись полицейскими полномочиями.

Согласно Уставу 1822 г. и дальнейшим узаконениям, состав исполнительных органов волостной и сельской общины был приведен в соответствие с тем, который существовал в русских крестьянских "мирах". Однако, даже в конце XIX в. волостное и сельское устройство татар Зауралья отличалось от того, которое определялось властями. Местная администрация пыталась контролировать деятельность выборных путем вмешательства в ход выборов, введения присяги и требования отчетности. Двойственность положения выборных лиц татарской общины проявлялась в том, что, с одной стороны, они рассматривались властями как низшая администрация на местах, с другой -являлись органом традиционного управления.

На протяжении XVIII - начала XX в. распорядительным органом в сибирско-татарской общине оставался сход. Сходы у татар были:

волостные, сельские и селенные (включавшие жителей одного селения). В XVIII - начале XIX в. решение на сходах принимались по древней традиции "со общего согласия". В начале XIX в. процедура проведения сходов была регламентирована: решение по наиболее важным вопросам могли принимать лишь хозяева домов и только при согласии двух третей из них. В конце XIX в. для сбора волостного схода требовалось разрешение крестьянского начальника, он же утверждал постановления сходов.

Волостные; сходы рассматривали вопросы, связанные с выбором должностных лиц татарской общины, раскладкой общей суммы по-•датей, приходившихся на волость. ПоД контролем схода находились выборные должностные лица общины, периодическая сменяемость и учет их финансовой деятельности. Важной прерогативой волостного и сельского сходана протяжении всего изучаемого времени была возможность обращения в вышестоящие органы через уполномоченных общины. Сельские сходы ведали разделом и пределом общинных угодий, раскладкой податей и повинностей, осуществляли прием в общину новых членов и наделяли их угодьями, назначали опекунов к сиротам и т.д. Полномочия сходов татарской общины неоднократно подтверждались официальными властями.

Глава IV "Функции общины" состоит из трех разделов. В первом разделе раскрывается роль общины в фискальных вопросах, показывается изменение податной политики государства в отношении татар Зауралья. Второй раздел характеризует формы землепользования, роль общины в хозяйственных вопросах. В третьем разделе рассматривается роль общины в обрядово-бытовой сфере.

К началу ХУШ в. все татарские ясачные волости находились в окладном ясаке, размеры которого заметно различались по волостям. В

течение X Y III в. правительство пыталось передать функции сбора ясака "князцам" и старшинам. Первая ясачная комиссия 1763 - 1769 гг. установила принцип поволостпого обложения и сбора ясака, а Вторая -подтвердила фискальную функцию волости. По Уставу 1822 г., татары уравнивались в платеже податей и повинностей с русскими крестьянами. Необходимо отметить, что подразделения окладных сборов плательщикам фактически не были известны, они знали только лишь общую сумму их. Распределение собранных денег на подушную, оброчную и другие повинности производились обычно писарями, иногда чиновниками окружного казначейства.

Волостная община распределяла общую сумму податей между сельскими обществами пропорционально имеющемуся в них числу ревизских душ. Сельские общества сами производили раскладку податей на лиц мужского иола, учитывая при этом хозяйственную обеспеченность двора. Материалы исследования показали, что формы податных платежей у татар Зауралья менялись на протяжении XYIII - начала XX в. Перечисление татар в разряд "оседлых инородцев" уравняло их в формах податей и повинностей с русскими крестьянами, однако сумма их была меньше, чем у последних. Права общины по раскладке и разверстке по'датей опирались на обязанность - ответственность за уплату общей суммы податей, падавших на ее членов.

Одной из главных функций сибирско-татарской общины в XVIII - начале XX в. была поземельная. Данная функция была присуща в большей степени общине-селению. Границы землепользования татарских общин определялись правительством в ходе оформления писцовых и переписных книг. Выписи из официальных документов служили доказательством прав на землю при земельных спорах па протяжении всего изучаемого времени.

В работе дается характеристика различных видов общинных угодий: пашен, сенокосов, выгонов, мест промыслов. Регулирование землепользования внутри общин осуществлялось на основе традиционных норм в зависимости от назначения угодий. Повсеместно среди татар Зауралья на протяжении ХУШ - начала XX в. существовал обычай, по которому пользование пашнями, а равно и сенокосами, принадлежало только коренным жителям селения при обязательном условии уплаты ими податей и несения повинностей. При наделении прибывших членов угодьями община иногда устанавливала плату за право пользования ими. Община следила за распределением пашен среди общинников путем периодических переделов. Переделы пашен и сенокосов являлись повсеместными, но в разных уездах, волостях и даже внутри каждой общины сроки переделов были различными.

Община следила за сохранением общинных угодий, защищала их от посягательств со стороны пришлых, принимала участие в арендных отношениях.

Значительное внимание в диссертации уделено такой важной функции общины сибирских татар, как регулирование бытовых и ритуально-праздничных отношений. Оно осуществлялось и прямым, и опосредованным способом - через нормы обычного права, подкрепленные общественным мнением и основанные на широком комплексе нравственных, религиозных и социальных представлений. Община ведала вопросами разделов, наследования, назначением опекунов к сиротам, в случае необходимости вмешивалась в отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

Проявлением общинной традиции являлся обычай взаимопомощи олю, предполагавший коллективный труд и совместные развлечения участников. Омэ устраивались для заготовки дров, при строительстве

дома, во время молотьбы, жатвы, мытья потолков, изготовление мешко-

I

вины и т.д.

Значима была роль общины в организации обрядов и календарных праздников. Религиозные праздники сопровождались у сибирских татар "обходом" по очереди домов односельчан. Особенностью трапез, связанных с религиозными праздниками, было то, что вначале на них присутствовали пожилые члены общины, затем - молодежь. Календарные праздники и обряды у сибирских татар ("амаль", "воронья каша",

/

"проводы льда", обряд жертвоприношения и др.) отличались тем, что в них участвовал широкий круг односельчан.

Глава V "Конфессиональные аспекты жизни татарской общины" посвящена выявлению роли общины в религиозной жизни татар Зауралья, характеризует взаимоотношения общины и мусульманской конфессии. Община татар Зауралья в исследуемое время ведала многими религиозными вопросами. В ее компетенции находились выбор духовенства, строительство, ремонт и содержание мечетей и служителей культа, открытие при мечетях приходских школ. Духовные лица играли важную роль в татарской общине-селении: они выполняли религиозные требы, заключали и расторгали браки, составляли метрические книги, оформляли духовные завещания, обучали подрастающее поколение, участвовали наряду с выборными лицами в-судебных разбирательствах и в других делах общины.

Приведенные в диссертации материалы показывают, что в XIX в. губернская администрация стремилась к постепенному ограничению общины в религиозных делах: при выборе духовенства требовалось соблюдать определенные правила. Так, по указу 1836 г., власти предписывали, "строго наблюдать, чтоб представляемые магометанцами о выборе их обществом в духовное звание, приговоры были свидетель-

ствованы земскими судами". По закону 1876 г., при выборе духовных лиц устанавливалось правило: на избрание их должно быть из ъявлено желание двух третей "старейших" семейств прихода. При этом в выборе духовных лиц не должны были участвовать лица, не относящиеся к данному приходу, а также неотделенные от отцов сыновья, меньшие братья, племянники.

В заключении обобщены результаты исследования. Материалы, представленные в диссертации, раскрывают важную роль общинной организации в жизнедеятельности татар Зауралья в XVIII. - начале XX в. Община сибирских татар являлась устойчивым социальным институтом, органично связанным со всеми сферами жизни. Одновременно она выступала и как институт для отстаивания своих интересов и как механизм для противодействия давлению извне.

Положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Некоторые параллели в свадебной обрядности западносибирских татар и тюрков Южной Сибири 11 Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. - Абакан, 1993. С.53 -55.

2. Магические обряды в традиционной свадьбе западносибирских татар// Археология и этнография Сибири и Дальнего Востока. - Барнаул, 1994. С. 130 - 132.

3. Традиционная свадьба у курдакско-саргатских татар //Тобольский исторический сборник. - Тобольск, 1994.4. 1.С. 48 - 58.

4. Административно - территориальная структура татар Тюменского региона в конце ХУШ - начале XX в. // Проблемы административно-государственного регулирования

межнациональных отношений в Тюменском регионе: исторический опыт и современность, г Тобольск, 1995. С. 8 -10.

5. Расселение и численность татар Тюменского региона в XYII - начале XX в.//Тобольский исторический сборник. - Тобольск, 1997. Вып.Н. Ч. I. С. 104 -110.

6. К вопросу о нормативной функции общины у татар Зауралья в XYIII - начале XX в. // Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. - Тобольск, 1997. С. 124 - 125.

7. Семейно-бытовые функции общины сибирских татар // Культурное раследие народов Сибири. Сибирские татары: Тезисы докладов. - Тобольск, 1998. С. 123 - 125.

 

Текст диссертации на тему "Община у татар Зауралья XVIII - начала XX в."

Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Уральский Государственный университет им. A.M. Горького

На правах рукописи

Бакиева Гульсифа Такиюлловна

qM

и1

ОБЩИНА У ТАТАР ЗАУРАЛЬЯ XVIII - начала XX в.

г

Специальность 07.00.02.- отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор Н.А. Миненко

Екатеринбург- 1998

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................... 3

ГЛАВА I. ТАТАРЫ ЗАУРАЛЬЯ

В ХУШ - НАЧАЛЕ XX В.............................................18

1. Этнический и сословный состав татар Зауралья

в XVIII - начале XX в........................................................................18

2.Направления хозяйственной деятельности..........................24

ГЛАВА II. ФОРМЫ ОБЩИННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.................47

1.Община - селение...........................................................................47

2.0бщина-волость.............................................................................53

З.Община - сельское общество........................................................67

ГЛАВА III. ОРГАНЫ ОБЩИННОГО УПРАВЛЕНИЯ................79

1. Исполнительные органы общинного самоуправления.........79

2. Сходы.............................................................................................99

ГЛАВА 1У ФУНКЦИИ ОБЩИНЫ..............................................112

1.Фискальная функция..................................................................112

2.Хозяйственные функции общины...........................................127

а) Формы землепользования....................................................127

б) Роль общины в хозяйственных вопросах..........................139

3.Семейно - бытовые функции.....................................................149

ГЛАВА У. КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ЖИЗНИ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ ..........................165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................181

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................186

ПРИЛОЖЕНИЕ .............................................................................206

ВВЕДЕНИЕ

Современная политическая ситуация в стране диктует необходимость обращения к новым принципам организации власти. Особую актуальность приобретает поиск оптимальной модели взаимодействия центральных и местных органов, возрождение традиций самоуправления в обществе. В этой связи представляется полезным обращение к опыту общинной организации и использование в административной практике (в известных пределах) этого опыта в сегодняшней жизни.

Обращение к истории общины - самоуправляющегося производственного и социально-бытового коллектива с многообразными функциями необходимо и в чисто познавательных целях. Община принимала участие в регулировании поземельных отношений, ведала вопросами управления и суда, выполняла различные фискально-хозяйственные обязанности, идеологические, воспитательные и культурно-бытовые задачи. Прошлое российской деревни, российского крестьянства, включая сельское население народов азиатской части страны, не может быть реконструировано без всестороннего изучения сельской общинной организации. При этом приходится учитывать, что на формы этой организации, ее структуру и деятельность, характер взаимоотношений центральной и региональной властью существенное влияние оказывали локальные, природно-климатические, социально-демографические, экономические и политические условия. Свои особенности порождал и этнический фактор. Между тем, если говорить об обширной территории Азиатской России, то обстоятельному рассмотрению пока подверглась только местная русская крестьянская община (работы В.И. Шункова, З.Я. Бояршиновой, М.М. Громыко, В.А. Александрова, H.H. Покровского, H.A. Миненко и

др.). Вместе с тем, значительную часть сибирского земледельческо-промыслового населения составляли сибирские татары. Общинная организация сибирских татар до сих пор остается "белым пятном" в отечественной историографии. Изучение сибирской татарской общины, помимо прочего, будет способствовать более глубокому осмыслению исторических судеб одного из этносов, которому суждено было сыграть видную роль в истории Азиатской России.

Известно, что сибирские татары разных этнотерриториальных групп имели заметные отличия в различных областях жизни и быта. Поэтому обобщающим трудам по татарской общине должно предшествовать исследование ее локальных вариантов. Самостоятельное значение в данной связи приобретает тема сельской общинной организации у татар Зауралья.

Цель настоящего исследования заключается в изучении форм общинной организации татар Зауралья, ее институтов и функций в ХУ1П - начале XX в., места общины в общественной структуре местного управления. Исходя из общей цели исследования предполагается решение следующих задач:

• изучить формы общинной организации татар и их эволюцию на протяжении ХУШ - начала XX в., выявить изменения в соотношении этих форм;

• реконструировать исполнительные органы татарской общины, выявить динамику их структуры и состава, охарактеризовать их взаимоотношения с волостным и сельским "обществами" и местной администрацией;

• определить место схода в системе общинного самоуправления, установить изменения в его составе и полномочиях;

• исследовать формы землепользования и землевладения у татар, поземельные функции общины;

• раскрыть роль общины татар Зауралья в фискальных вопросах;

• показать роль общины в семейно-бытовой сфере, в том числе в организации праздников;

• оценить функции общины в религиозной сфере, ее взаимоотношения с мусульманской конфессией.

Необходимым введением в исследовании общинной организации сибирских татар является характеристика их этнической и сословной структуры, а также хозяйства в XVIII - начале XX в.

Территориальные рамки исследования включают районы Зауралья, в которых проживали сибирские татары, входящих в тоболо-иртышскую группу, которые в XVIII -начале XX в. проживали по рекам систем Иртыша и Тобола. В границах административного деления рассматриваемого периода они охватывают Тобольский, Тюменский, Туринский, Ялуторовский и Тарский уезды (округа) Тобольской губернии.

Хронологические рамки исследования охватывают XVIII - начало XX вв. Выбор нижней границы обусловлен тем, что начало XVIII столетия открыло череду реформ, затронувших, в частности, Сибирь и народы, ее населявшие. Петровские реформы охватили все стороны жизни, в том числе местное управление. XVIII в. характеризуется активной политикой государства, направленной на христианизацию народов Сибири.

Верхняя граница определяется временем начала социалистических преобразований в стране, повлекшими за собой ликвидацию прежних социальных институтов и у сибирских татар.

* * *

К рубежу XIX - XX вв. относятся первые исследования, раскрывающие преимущественно характер землепользования сибирских татар и их хозяйственную жизнь. Особо следует выделить труды И.А. Андронникова, С.К. Патканова, A.A. Кауфмана.1 И.А. Андронников впервые провел анализ земельных порядков у татар Тобольской губернии на рубеже столетий. Автор подробно исследовал хозяйство татар разных уездов, выделяя при этом локальные особенности. Им приводятся интересные сведения об участии татарской общины в регулировании пользованием угодьями, земельных переделах, о границах земельных владений отдельных татарских обществ, а также о составе татарских волостей и селений, количестве населения в них в конце XIX - начале XX в. И.А. Андронников использовал при написании своего труда большой комплекс архивных материалов, почему этот труд до сих пор сохраняет научную ценность.

С.К. Патканов занимался исследованием экономического быта татар Тобольского уезда и Кашегальской волости Тюменского уезда на рубеже XIX - XX вв. В его работе представлены материалы и выводы, касающиеся сословного состава, бьгга, занятий, податного обложения татар. Ценным является то, что автор приводит данные по волостям и селениям, что позволяет увидеть общее и особенное в хозяйственной жизни разных общин о развитии различных отраслей хозяйства. В отдельной главе С.К. Патканов рассмотрел права общин на земельные и другие угодья.

Аналогичное исследование на примере татар Туринского уезда в конце ХЕХ в. было проведено А. А. Кауфманом. Подобно С.К. Патканову, он прослеживает локальные варианты общинного землепользования, показывает соотношение прав на различные угодья государства, общины и отдельных семей.

Другие аспекты истории общины у татар Зауралья досоветскими исследователями практически не затрагивались.

Изучением русской крестьянской общины Зауралья в дореволюционный период занимались В.И. Семевский, Н.М. Зобнин, Н.Е. Петропавловский, В. А. Остафьев, C.JI.

Чудновский, К. Р. Качоровский, С.П. Швецов, A.A. Кауфман и др. Однако общинная организация у нерусских народов Сибири ими не рассматривалась.

В советский период усиливается в целом интерес ученых к прошлому сибирских народов, включая татар. О волостной организации у сибирских татар писали Б.О. Долгих и C.B. Бахрушин. Хронологические рамки их работ охватывали в основном XVII столетие. В капитальном труде Б.О. Долгих "Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в." автором выявлен состав татарских волостей в XVII в. и их происхождение - им доказано, что в основе волостей татар Зауралья лежали племенные группировки (Саргач, Коурдак, Аялы, Бабасан, Капканы, Лаймы, Индерь, Уват, Супра, Вачиер и др.)3 В труде Б.О. Долгих установлено также соотношение татарских волостей XVII в. и конца XIX столетия.

C.B. Бахрушин считал, что русские власти для обложения татарского населения воспользовались административными единицами бывшего Сибирского ханства, а в основу деления на ясачные волости легли уделы, владения вассалов Кучума.Так, например, C.B. Бахрушин считал, что Бабасанскую волость Тобольского уезда образовали владения Бабасан-мурзы, аналогичное происхождение имели и другие татарские волости Зауралья.4 Исследователь также показал, что ясак существовал в Сибири еще до ее присоединения к России и что русское правительство заимствовало эту форму обложения у правителей Сибирского ханства. По его мнению, преемственность проявлялась в организации сбора ясака, технике обложения, предмете сбора.

Значительный вклад в изучение этногенеза и этнической истории сибирских татар внесли Н. А. Томилов и Ф.Т. Валеев.5 Особо следует отметить труды H.A. Томилова. Автором была предложена своя классификация этнических групп татар, выявлены внутри последних локальные группы этнографического характера и этнические компоненты в составе как территориально-этнических образований, так и локальных групп. Исследователь проследил изменения в составе волостей у татар на протяжении XVIII -XX вв., привел данные о численности населения в волостях.

В этот период стали выходить в свет работы, в которых освещались уже отдельные стороны общинной организации сибирских татар. Особенности административного устройства татар Зауралья исследовались В.В. Рабцевич, Ф.Т. Валевым и И.В. Островским.6 В. Рабцевич указала на тот факт, что управление аборигенным населением Западной Сибири, в том числе и татар, в 80-х годах XVIII - первых десятилетиях XIX в. происходило через традиционно сложившиеся волости. По мнению автора, верхушка нерусского населения использовалась абсолютизмом в качестве низового бесплатного звена управления. В.В. Рабцевич рассмотрела вопросы, касающиеся выборов местной администрации, ее полномочий. В.В. Рабцевич и Ф.Т. Валеев занимались также проблемой обычного права у сибирских народов, в том числе у татар.7 Следует отметить, что актуальность проблемы обычного права народов обусловлена тем, что община была не только производственным коллективом, но и институтом, регулировавшим на основе обычного права семейно-бытовые отношения. В.В. Рабцевич ввела в научный оборот новые документы по истории обычного права у сибирских народов, в том числе у татар, провела подробный анализ внешних особенностей источников, выявила их информационные возможности. Она пришла к важному выводу о том, что записи обычного права

кодифицировали не реальную систему обычаев, а ту, которая избирательно выражала конкретные запросы правительства.

Ф.Т. Валеев обратил внимание на специфику организации управления у татар в XVIII - начале XX в. По мнению автора, низовая администрация татарской общины в своей деятельности руководствовалась обычным правом и показал тесную связь ее с мусульманским духовенством. Ф.Т. Валеев рассмотрел эволюцию исполнительных органов татарской общины и их функций, обратил внимание на существование у татар в XVIII - начале XIX в. "жалованных" старшин на примере рода Кульмаметьевых. Автор пришел к выводу, что у татар нормы обычного права переплетались с нормами религиозного права-шариата. Исследователь отметил, что в XIX в. у татар наблюдалось сужение сферы действия обычного права административными органами: решение уголовных дел, крупных земельных тяжб постепенно переходили в компетенцию официальных судебных органов, действующих на основе законов Российской империи.

И.В. Островский, анализируя административную реформу в Сибири в начале XX в., проследил и те изменения в организации управления у народов Сибири, в том числе у татар, которыми она сопровождалась.

Некоторые аспекты истории общины тарских татар (одной из локальных групп сибирских) стали предметом исследования Р.К. Сатлыковой.8 Хронологические рамки этого исследования охватывают конец ХУШ - начало XX в. Автору удалось установить, что община тарских татар представляла собой жизнестойкий социальный организм, сохраняющий складывавшиеся веками обычаи и традиции. Такие черты, как обособленность и замкнутость, присущие ей Р.К. Сатлыкова объяснила приверженностью татар мусульманской религии.

Общинная организация крестьян Зауралья, особенности ее возникновения и развития были рассмотрены в работах В.И. Шункова, З.Я. Бояршиновой, В.А. Александрова и H.H. Покровского, И.В. Власовой.9 Наиболее изученными оказались поземельные функции общины Зауралья и ее участие в организации сельскохозяйственного производства. Исследователи (М.М. Громыко, JT.M. Русакова, Т.А. Демина, В.В. Пундани, И.В. Власова, H.A. Миненко и др.) изучили характер прав крестьянского мира на земельные угодья, возможности контроля общины за повседневной эксплуатацией этих угодий, зарождение переделов. Выявлены формы и эволюция мирских исполнительных органов, организация работы схода и его значение в системе самоуправления, дан глубокий анализ административно-судебных функций общины. Изучены вопросы об отношении общины к производственным новациям, о возможностях проявления в ее рамках индивидуальной трудовой инициативы, исследованы роль общины в культурной жизни русской деревни в обеспечении преемственности и развития духовной культуры крестьян. Многие выводы и наблюдения исследователей выходили за обозначенные этнические границы, касались сельской общины в целом. Они, как и намеченные исследователями русской крестьянской сибирской общины подходы к теме вполне применимы при изучении общинной организации татарского крестьянства.

Следует отметить, что работы предшественников, как правило, ограничены территориально (не охватывают территории всего Зауралья) и тематически. Многие вопросы темы или вообще не затрагивались или освещались поверхностно и на узком круге источников. Все это обусловило необходимость специального комплексного исследования проблемы. * * *

Основу источниковой базы исследования составили материалы из фондов центральных и местных архивов: Российского государственного архива древних актов

(РГАДА), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Свердловской области (ГACO), Государственного архива Тюменской области (ГАТюО) и его филиала (ТФ ГАТюО), рукописного отдела библиотеки Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника (РО ТГИАМЗ). Были привлечены также опубликованные источники. По видам все эти документы можно разделить на несколько групп. Первую группу составили статистические источники. Это прежде всего данные демографического учета татар Зауралья, к числу которых относятся материалы ревизских переписей за 1782, 1795, 1811, 1816, 1856 гг., Первая Всероссийская перепись населения, хранящиеся в фондах Тобольской казенной палаты (Ф.154) и Губернского статистического комитета (Ф.417) ТФ ГАТюО. Они содержат сведения о численности жителей татарских селений и волостей, а также о составе выборной сельской администрации. В ревизских переписях указывались названия волостей и селений, выборные лица, стоявшие во главе их. Ревизские переписи позволяют определить не только численный состав татарского населения Зауралья, но и проследить динамику его изменения, а также сделать анализ таких важных элементов социальной организации аборигенов, как волость, селение, семья. Однако материалы ревизских пе�