автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Онтологический аспект искусства

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Быстрова, Татьяна Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Онтологический аспект искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Онтологический аспект искусства"

государс'пзешм комитет рс1ср ПО делам науки и высшей ШКОЛУ уральский ордена трудового красного знамени государствен!^ университет им.'а. м.горького

БЫСТРОВА Татьяна Юрьевка

онтологичесиШ аспект искусства /к проблеме

художественного шр01р0яше1ш/

09.00.04. - эстетика

Авторе | е р а т диссертации на соискаинв ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

Ркатяршгбург - 1ЭЭ2

Работа выполнена на кафедре вспеяика, етякл, *оарак. а ксторйй дультури Уральского ордена Трудового Красного Закэай государственного университета ем.А.М.Горького.

Научный руководитель - доктор философских наук, I профессор А.Ф.Еромеов ,

Официальные оппоненты - доктор философами? наук,

профессор Я.Т.ЯЗзчук - кавдвдат философсках наук • С.Е.Рудвна

Еодусео учрездэиао - Сашсг-Штербуркшй ■ госуда^з* аешг:" уннвзроме« /кафздра фалосз^аз культуры, отпка и зсзееткн/.

Еалщта состонзся 952 хч

мюелаяиа сшдашшазроьаююго созэта К CS3.78.03 по пряеуза:е-ив» ученой степени нацдидага философских наук а-7р5ЛЬскок ' орд?на Трудового Красного Егншзяя государстйошкк ужшорсн:*&:;& ни.А.М.Горького /"620033, г.Еаагерзшбург, пр.Лэкапа,■ 51, . комната 240/.

С диссертацией ыожно озкэкэкд-гься а с^вдком*» Хряяииж университета.

Автореферат'разослал .¡¡.((¿¿^Л1992 г.

Учеиай се1фетарь специализированного

совета» кандидат философских наук,

доцент

Э.П.Овчинникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теяч исследования. Общеизвестно, что адгусстао язлявтся одним пз основных средств воспроизведения, развития и передачи богатства духовного ютра человека. Чтобы оно могло выступать в этой роли, оно долшо обладать определенными качественны-ш особенностями и соответствующими структурами. В отношениях» к еизйн, потребности которой искусство удовлетворяет и на которую призвано воздействовать в силу своего общественного предназначения, доминантное положение может занимать та или иная сторона художественного субстрата, либо несколько сторон одновременно. Ею вдгет оказаться и познавательные, и коммуникативный, и оценочная,, д.социально-побудительный момент. И тогда, если судить по этой, доминанта, сущность искусства прочитывается преимущественно ила как познание, или как оценка, или как побудитель социального-действия и т.п. Однако, обращая внимание на этот срез проблемы, не следует забывать, что искусство имманентно всегда окапывается носителей всех своих особенностей, хотя некоторые из них могут находиться на втором плане, быть скрытыми от глаз.

К такого рода структурам искусства относится его онтологический срез. Нельзя сказать, что он поступлю находился вне поля исследовательского внимания. Начиная с античных.времен /Парменид, Платон и др./ онтологическая проблематика проникала в эстетику. Наиболее характерным направлениям ее анализа .на протяжении последних двух веков посвящена одна кз.глав данной диссертации. Но в последнее время сама казнь изменяет проявления различных аспектов искусства. Кризисные явления в экономической, идеологической, нравственной и других сферах газни общества отразились на художественной культуре. Необходимость жизненной компенсации, осо-' бенно'у молодежи, невзрие в слова, разочарование в идеалах и некоторые другие характерные моменты наших дней имеют последствия а . в сфере искусства. Цениться стали именно те его проявления, в которых око непроизвольно и естественно становилось частью дачного бытия кавдого человека. Этим можно объяснить, например, популярность фильмов и романов "полного жизненного включения",•интерес к'.художественным материалам, воспроизводящим непосредственное переливание автора и т.п.

В такого рода проявлениях искусство становится одной из ипо--3-

cxacífi бытия лвдей. Онтологическая, бнтиРная сторона искусства toe более обкаруяивает себя, все белее отчетливо реализуется ас-пакт искусства как кирэпроявления. Очо представляет собоР. не только отражение и исследование жизни, но особый самостоятельный лир со своиш измерениями, пространством, законами. Погружаясь в neto, человек оказывается ес власти этих законов, начинает еить в отличном от окружающего его бытии. Особенности момента встречи с искусством, когда еще кэ вступили в действие механизма познания,• оценки, рефлексии ло поводу мира, им создаваемого, либо когда они выступают в чисто? наличности своего бытия, делают необ)одимым онтологический анализ искусства. Он важен и потому, что у человека- последних десятилетий в определенной маре изменяется структура потребности б искусстве и мотивы обращения к нему, насущным и необходимым становится простое пребывание в мире искусства, состояние нахождения е нем. Самоценным оказывается процесс, нежели результат. Искусство дает человеку, такую возможность пребывания з..нем, жизни в нем, какую но дают другие сферы человеческого■ бытия. Безусловно, эта грань искусства.существовала- и. раньяо, художнику. она была открыта всегда, но сегодня в силу указанных причин она обнаруживается более- явно» Исходя.из.этого избираемый подход анализа специфики, искусства не противостоит традиционным, а. является расширением их теоретического багажа.. Бее они не исключали определяемой их проблемным полем онтологии, описания бытия интересующих их феноменов искусства: так, аксиологический ■ подход к искусству подразумевает среда прочих и изучение бнткя ' ценностей искусства, а гносеологический- бытия художественных образов. Бытие лй различных уровней искусства вырастает из его целостного, бытия к в значительной степени определяется им.•

Состояние разработанности проблемы. Дяя онтологического исследования искусства важны как работы, прямо посвященные этой проблематике, так и концепции, касающиеся бытия различных его феноменов. Поэтому спектр трудов и концепций, привлекаемых в диссертации, широк и многообразен.

3.-нашей эстетике последних десятилетий бытийная.проблематика. пскусства..раьворачивается в трудах Ю.Е.Борева, Н.В.Гончаре нко,. К.Горанова, А.Ф.Еремеева, В.А.Конева, Ф„ Т.. Мартынова и др. Они очерчивают, пусть и в разных отношениях, границы'отологии искусства и вводят понятия, необходимые'для анализа, такие, на-

■ -4-

пример, как "!Д1 ропроявлвнив", "социальное бытие искусства", "художественное произведение" п лр.

Бытие искусства в общества помогают прояснить.концепции, посвященные. поиску социальной потребности, приводящей к возникнове-нзв искусства, как в генетическом, так и в историческом плело. Эти вопросы решаются с общетеоретических позиций я на основе конкретного, исторического, археологического, этнографического, социологического материала в трудах А.Д.Авдзева, Г.Гачена, А.Ф.Ереизева, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Ф.Т.Мартынова, А.Латева, А.И.Семашко, А.Д.Столяра н др.

Относительно частные проблемы онтологии искусства нельзя-решить без анализа более общих вопросов о специфика художественного образа, художественно?» реальности, художественного текста, поато- , Му работы В.Ф.Асцуса, Ю«Б.Борева, Е.В.ВолковоР, Н.К.Гея,.А.В.Гу-лыгы, Л.А.Закоа, В.П.Иванова, М.С.Кагана, З.Какабадзе, Д.С.Лихачева, Ы.У.Лотмана, М.Е.Маркова, В.И.Типы, П.В.Палиевского и других авторов тоже привлечены для исследования онтологического аспекта искусства. ......

Верное .понимание специфики онтологического отношения в искусстве невозможно без понимания отношения .вообще и отношений в искусстве в частности. Обтетеоротичгскив основания анагаэа отношения, дайт работы Л.С.Выготского, М.С.Кагана, В.И.Свидарского, А.Я.Райбекаса, А.И.Уемова, а детально характеризуют специфику различных отношений-в искусстве труды М.М.Бахтана, Л.Н.Столоен- • ча, М.С.Глазмана и Дф.

Изучение места и роли человека, з миропроявлешш посредством искусства будет более всеобъемлющим при сопоставлении его, например, о бытием человека в культуре, описанным в работах О.С.Аверян-• цвЕа, М.С.Глазмана, Г.С.Бятшцева, В.С.Библера, В.В.Топорова, Б.Иидела, М.М.Этатейна и др.

Исследование искусства как миропроявления требует особого методологического инструментария и категориального аппарата. Их предоставляют )сак труда уже названных авторов, так и работы философов-гуманистов первой половины нашего века, развивавших паряди!4-щ человека в бытии, снимавших в своих теориях противопоставлен-' нооть к разорванность в отношении человека и бытия, искавших оптимальные варианты этого отношения и чаще всего находивших его именно в искусстве. В их числе можно назвать К.М.Бахтина, Г.Г.Гадаш-

-5-

ра, Н.Гартыаяа, Э.Блоха, Х.Ортоги-и-Гассвга, СЛ.РубттаУаа, к.П.Сартра, П.А.Флоренокого,- М.ХаЙдеггера и др.

Гипотезы философов по поводу бытийного места п предназначен ння.искусства подкрепляются эмпирическим материалом, статьякп п книгами, записями и воспоминаниями художников Х1Х-ХХ вв., дня. •..,

творчества и жизни которых именно эти вопросы имели важное значение. Орщзквщх себя причастными "пятой стихии" болыпз становаг-ся именно в последние два века. Из их большого числа ш опираемся на,свидетельства Р.Вагнера, В. ван Гога, К.В.Гете, 'В.В.Кандинского, О.Э.Мандельштама, Б.Л.Пастернака, Р.М.Рильке, П.Б.Шзл-лп, К.С.Станиславского, МЛТ.ЦветаевоР, С.М.Эйзенштейна. Их материалы бесценны для понимания состояния творца искусства, отбытого и доверяющего миру, отдакшего себя в процессе создания произведения в его власть, а погже вдумчиво вникающего в суть происшедшего и умеющего передать его особенности, найти подходящие сравнения и слова.

- Цель циссертатшоярой. работа-состоит в попытка более полно охарактеризовать специфику искусства через выяснение. его бытийных предназначения ы структуры и юкет быть конкретизирована-

черев.необходимость:.. ............'

. .. - доказать значение для анализа онтологической специфики искусства корреляции категорий "щропроявленае" и "онюйогиче'о-Еое отношение.",, показать их. соогяошвясе с. другимз категорааш,-характеразуацими специфику искусства - "худокественныб образ", "художественная реальность"; . . .

. . - определить парадигмы .исследования категории "маропрояв-ление",.их методологическое особенности и розмокности;

. - рассмотреть,становление и. развитие' онтологической, проблематики искусства в наиболее характерных проявлениях.в истории философии, и эстетики Х1Х-ХХ вв., выделить основные способы ана~

лиза,, категории, тенденции. термины; ' ......

-.соотнести миропроявление как особый способ.бытия человека, в искуссззв с другими.способами бытия человека, обосновать его со-ч5ытиРянй характер;.

- дать основные .-характеристики, миропроявления как онтологического отношения художника ж.бытия в искусстве, определить его стороны и основные компоненты;

' -о-

- показать миропроявленяв в искусстве процессуально', вида~ лет качества бытия к'человека, ведущие к проявлению. шра, качества проявившегося в художественном произведении г.тара.

Научная новизна работи заключается в целостности н системности онтологического исследования искусства, базирующегося на категориях " миропроявлошм" и "онтологическое отношение", а тапке выяснении места и роли онтологического аспекта искусства сред:: других его сторон.

. Практическая значимость диссертационного исследования связана с изучением практики современного искусства как фактора бытия человека и общзтва. Исследование снтсыогическогс аспекта искусства позволяет лучше осмыслять его объективнее возможности и роль в.жизни ладей, уточнить критерии художественности, попять особенности бытия художника, в частности, и творческого человека вообще. Результаты работи могут бить использованы при чтзнии лекционные курсов па эстетике, исторли эстетических учений, историк.философия, истории искусства, а тапке спецкурсов на философском ^акулътьтв для специализации."эстетика".

Апробяния результатов работи. Основные выводы работи нзлошп! в 'публикациях ? выступлениях диссертанта на Йторых Бахтинеких чтениях /Саранск,1903/, Всесоюзной конференции "Творчество -'основа духовного обновления и выживания человечества" /.Москва, 1991/, Все-совзной конференции "Философия,-искусство, эстетика в контексте

культуры* /Москва,1991Д........

. Структура и объем работы- Диссертация состоит из введения, трех.глав, приложения, зак-тсч&ная и списка использованной литературы. Содержание работы изложено на страницах, список литературы включает наименован^?1.

kpatkge с0дер2аоде раеош

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, определяется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи.

Глава 1 "Миропроявление - основное отношение человека и шра в искусстве" посвящена анализу категории "миропроявление" от ее введения в аппарат исследования искусства до исследования шропро-явления как онтологического отношения человека и шра. Сведение этих направлений в одной главо обусловлено не только большими методологическими возможностями, категории "отношение", но и учетов

• -7-

традиций нашей патетики. Как правило, эстетические концепция базируются на центральной категории, которой выступает обычно то или иное предметное понятие, характеризующее сущность искусства, л связанном с этой категорией понятии, 'описывающем отношение, в котором возникает и функционирует предают.

Взглядов на искусство существует множество, в диссертации проведена их определенная систематизация. В свете сказанного од-, пой из центральных категорий эстетики дакно. назвать "художественный образ", трактовка которого при всех модификациях оставляет неизменным значение отражательной /позяе познавательной/ деятельности человека в процессэ создания образа в искусстве. Был период, когда искусство почти не рассматривалось целостно через призму этой категории, а сам художзственний образ изучался как автономное монолитное образование, вторичное в своей отражательное«».-Позяэ при попытках системного рассмотрения искусства категория "художественный-образ" прослеживается теорией не только по отношению :« произведении искусства, йоик сознанию худояника и воспринимающего. .Образ.связывается с другими отношениями.- оценочным, моделирующим, .коммуникативным,, отношением общения. Для разных авторов художественный, образ,. а вместе, .с ним. и. сущность яс- . кусства, проявляется в. различных отношениях, и поэтому доминирует то оценка, то общение, то синтез'йх.. .....

Другое направление, возникающее позднее и сооутде'ствущее-сегодня о первым, берет в качества. центральной категорию "уудояе'сг-венная реальность", признаьая сашсгоятельноэ битке и даете образов в ней, наличие особых раконов нх жязни, собственно художественных пространства и времени, активность искусства. Сущность». искусства.'является его способность создавать идеальную реальность, сополокзнйую объективной реальности и столь не необходимую человеку. Понятие "художественная реальность" позволяет достичь органической целостности в понимании искусства .как., сис-геда, эключаадей зудожникэ, произведение, и воспринимающего; полнее .охватывает целостный внутренний мир творца художественного произведения, его сознание; расширяет рассмотрение жизненных проявлений человека,.ведущих к творчеству и сотворчеству художественной реальности,, представляет его целостным субъектом духозной. деятельности; доводит до уровня действительных все ранее взделэн-

:шэ отношения,, представляя им целостное поле Функционирования. В данной концепции происходит перемещение акцента в рассмотрении сущности искусства на человека', субъекта духовной деятельности, результатов самореализации которого является возникновение художествен ной реальности. • '

. .Но а художественный образ, и художественная реальность могут сущаствовать и транслироваться только через произведете, только существуя в нем, а человек, создающий это произведение, з лизни выступает но только субъектом духовной деятельности. Чтобы рассмотреть их целостно, необходим переход на онтологический уровень исследования искусства, на котором оно предстает как самостоятельное бытиСное образование. Если категория "художественны? образ" помогает понять специфическое отличие этого образа от других,особый для искусства характер отражения, то категория "художественная реальность" описывает сущность искусства среди других форм общзствен-ного сознания. В таком случао бытийную сущность искусства, его онтологическую неповторимость очерчивает категория "миропроянленке". Оно есть процесс открытия и трансформации бытия человеком, стоящим яа эстетической., вяелраг'/атачаской, ненасильственной позиции. Его участникам являются.не-только худовник, .произведение, зритель, по саш бытие, мир, связанные быти&шм, онкологическим. отношением, специфика которого.состоит е тем, что тождество его сторон составляет факт существования их, наличия-в бытии, в тс,зга. Том самим в исследовании искусства устраняется разорванность п иерархия материального и идеального „ предметного и духовного.

В центре внимания автора диссертацийннбй работы находится категория. "миропроявление" как характеристика бытийной ипостаси искусства. В первую очередь миропроявление .реализуется как отноше- • ние, поэтому вторая часть главы открывается подтверждением методологических возможностей категории "отношена". Нескольку отношения универсальны, процессуальны, объективны, то через систему отношена "ила отношений отношений можно наиболее полно и адекватно описать тот или иной феномен, органично ввести е этот анализ целостного человека как "своего другого" этого феномена, рассмотреть процесс его становления и развертывания, смоделировать, исходя из отношения, его стороны, уврдеть их границы д специфику.

¡Ляропроявленив как отношение есть субъект-субъектное бытийное отношение мира, художника, произведения, воспринимающего. Оно. характеризуется в работе как постное для искусства, т.е. сквозное и определяющее бытийную специфику; как детерминлруюцео своеобразие всех частных отношений; как внутреннее. т.е. касающееся существенных свойств сторон а в своем развитии изыеня-гсцэе: сила онтологического отношения в искусство такова, что Ees пные отношения лишаются "внешности", приходя к съоещ максимальному проявления; как взаимозависимое. что означает, что битве каждого компонента цепочки зависимо от другого в той■ не мара, в какой бытие. последнего зависимо от него. Качественной характеристикой этого отношения является его со-бытийннй■характер. Чело-' взк ж мир, человек и человек достигают "наслиянной слиянностн1* /!.!.!,ЬБахтгл/. Со~бы7ие есть бытие Я в Другом как в своем собственном, именно оно определяет степень воздействия яскусства, его глубину, прозорлив ость, влекущую силу.

. . Ea. основе этих .характеристик.онтологического отношения «£-не обознлчиту его стороны. Это .мир как целостны Г: синхронный срзз бытия, лредсюящгй. ланноау.-человэку.-и.даякы?. ыокэнт времена, й целостный .человек в единстве его .телесно?, душевной, и духовной кисни, индивидуальная "тотальность1*. Мир, предстоящий человеку в искусстве, шкет быть очень узкш,. локальным,.но за ним человеку открыто все бытие в его единстве,, наличности..и бзскенечяо-ста проявлени'4. ¡Лир-не.сводим..только к телесности, лредаэтности, пространству, в нйго могугА° входить образы, воспоминания, сюкеты, знания, впечатления. Мир всегда конкретен, сугубо индивидуален в отношении с данным человеком, неповторим. Он исторически изменяется, .но .не .качественно, ''а скорее, в соотношении компонентов и птастов внутри некоего постоянного объема, Погытка зафиксировать частный случай отношения художника и мира, определить границы последнего в отдельной ситуации, произведена в Приложении, анализирующем стихотворение И.Б.Гете "¡Диньона".

Определение сторон онтологического отношения в искусстве позволяет более,полно охарактеризовать миропроявление. Это отно-езшю целостного, конкретного мира и человека, в нем мир, бытие,-.открыто навстречу, человеку и проявляется человеком з их обоюдном движении навстречу дру." другу. Со-бнтие и онтологическое отноше-

изв.человека а шра существуют но только в искусства, ио-лииь я искусстве приводят к шропроявленяю как открытию существенных тенденций шра человеком в его ноотчу.тденком, внепрагматическом, слитом с га ром отношении.

------- Выделение в первой главе категорий "миропрояэление" как

обезначащвй бытийную сущность искусства, '"онтологическое о;яо-езяло" - домонстрпрупцей степень задействованном® я.целостностз участников шропроявления, "со-бытие" кап качественной характеристики этого отношения, ставит задачу поиска парадигмы,.в.гото-ро? онп югут быть адекватно описаны. Получть необходимую теоретическую основу помогает обращение к философское наследию, прод-. принимаете во второй части работа.

Ргава 2. "Онтологическая проблематика философских и эстетических исследований, искусства ПХ-П вв." посвящена анализу тро, направлений, изучения бытийной.ензцкфяки искусства, наиболее полно •.проявившихся, - по мнению автора работа,1 в концепциях Гегеля, Канта, Хайдоггера». - ........

....... В'.систег.'э .Гегеля предлога,...язлекая^-процессн-представляют

собой сгупенз ■самопрояалеппя здеи. л. характеря&уотся на основе со .поступательного. двпэутя, но специфика искусства.описана.черз» отношение. пДви. п худоетлка.. Гегель.,-.следовательно.,, не .только выделил искусство как.-сз!.!остостельяое, невторичггое; в. бнтийпом сш-слэ образование .идеи, но-раскрыл это.'сущнозтз.в необычном для своай .теории ракурсе» Оча становягся-'ссоого :рода~ "су^стенциеР", порождающей..специфику. искусства,. а аго стороны .проявляются как. равноправные .и необходимее друг, другу.-По Гегелю, проявление • идеи з искусстве .есть.идеал -.единство понятия, и его реальности, слптоссь материального н духовного, в которой.материальное.вь-^ стукает одухотворенным, а духовное раскрывается наиболее конкретным образом. .В. искусстве идея., являет свое .человеческое "с'одерпачяэ а значимость, а.человек перестает быть только-наблюдателен процесса ее развертывания. Это зависит, от способяооти худоташка. к . созерцанию,..активному, продуктивному, жгао.чу,..'имеющему' дорефлек-тявшй, целостный характер, приводящему к наиболее -адекватному воплощению идеи.: Условием л» следствием созерцашгя..является'свобода художника,-источником которой Гегель.считал образованность, талант, ум;, само..не. созерцание для него есть..генетическая основа 'всех других сторон проявления идеи - фантазии, воображения и т,д--11- '

3 единстве они приводят к реализации главных, существенных-.тенденций развития любого понятий. Например, пафос, по Гегелю, есть выявление.искусством общезначимых человеческих интересов и целей. Искусство, базирующееся на бытийном отношений художника и аде^. выступает в системе Гегеля образцом бытлЯрой полноты, ибо требует максимального проявления идеи для своего появления и столь полного и целостного соучасти человека этому процессу.

.. Теоретический потенциал исследуемого в субъект-объектной парадигме. отношения художника и мира оказывается бесспорен и плодотворен для онтологического анализа искусства, но именно в ней но-' традиционные понятия - "братское" отношение художника и идеи, свобода,, "давость" созерцания - не выглядят органичными. Сохранить Еедущую роль категории "отношение" и одновременно легитимировать так&го рода понятая удается И.Канту и представителям.русской философии,, описьващим искусство как отношение двух моров, ьзшмопроявдяедих друг друга. Это. .позволило рассмотреть функционирование отношения на всех ступенях искусства, а не только на ¡этапе, взаимодействия. худозашка и мира,, придать единство бытийному . шлю искусства. Все эстётаческае. в творческие способности туцогаш-ка - вкус,.ганий, талант, авторскую индивидуальность, "образцовуо оригинальность".,, а. также .произведение искусства, представлякщвз собоР как бы "другую природу",- в -зрителя, -его перевиваний, Кант обьясняет -гармоническим .отношением в искусстве миров природы и свобода, взашдспроявлякщах друг друга. Внутри такого развернутого отношения возможно рассмотрение любых бытиЯных проявлений художника.. Так, например, у русских философов - В.С.Соловьева, о.П.А. Флоренского, чьи.взгляды кратко проанализированы в этой части главы, важное место в понимании бытийного своеобразия искусства играла проблема жизнетворчеотва, отношение к жизни художника как к .художествэнному феномену. Ее постановка и решение оказываются привилегией концепций "даумировости", постулирущих единство и целостность бытия художника.

.... Подход М.Хайдеггера демонстрирует взгляд "изнутри" отношения худокшка и мира, окончательно сиимапций противопоставленность их как субъекта я объекта в теории, устраняющей зависимость первого 01. второго, позволяющий конкретизировать кавдыГ- случай ршноыения ■ при сохранении' глубины, и философичности оятологичес^рго анализа .искусства. Такой подход можно назвать радяентяи^ искусству. Он

-12- ' '

требует и своеобразного категориального аппарате, способного схватить -целостное. всеобъемлющее- относа ни е человека и бытия в искусства,. приводящее к раскрытии сущего бытия из потаенности, раскрытию истины, которое одновременно есть "проектирование"-будущего, выявление еда не проявившегося бытия.

Рассмотренные исследовательские методы позволяют подойти к 'определению бытийной специфики искусства двояко: в субъект-объектно? парадигме при использовании традиционной философской лексики, и в.парадигме субъект-субъектной, требующей особых эстетических - онтолоз'ичэских понятий.

.. Глава 3 "Миропроявление как онтологическая характеристика искусства" состоит из двух частей, определяемых этими способами. . ...:. Выше говорилось, что работа с категорией "отношение" позволяет .представить одну сторону отношения через другую как ее собственную, как инобытие себя самой. Отсюда разговор о мире, прояв-ляоде?лся искусством, требует анализа бытия художника, которому з.тот мир отбывается. Для уточнения основных характеристик и специфики этдго бытия -выделены, тра основных онтологии человека, встречащяхся в работах.наших философов:, онтология активного деятельного человека,, онтология человека в активном мире, онтология человека в культуре. Первая.онтология показывает человека,, выражающего себя, направленного вовне, актнвяо- преобразующего, бнтие, ставящего ого.в .сугубо человеческую .систему, координат. Обратно? стороной этого мо;тат..'бкть..отчуждение.о.т .человека всех сторон и струк-.тур бытия, тогда как худостик находится с бытием в гармоническом диалогическом отношении. Вторая онтология указывает, на субстанциональность и активность мира и на Ббзмогшостп позиции непротивления. человека его движению. Но такой вариант пассивного созерцания бытия как "кругозора" Д!.И.Бахтин/ юаея вести' к-.концептуальному -растворению.человека в бытии, стирании его границ, тогда, как ху-доянпк индивидуален и нетождественен .миру.. Синтезированный й свободный .от. ограниченности этих концепций вариант "сопричастности человека.диалектике.универсума" /Г.С.Батищев/ дают культурологические. концепции, стоящие ближе всего к требованиям описания батин' худояника.

Внутри культуры человек и вещь как продукт культуры и частица .мира могут выступать однопорядковыми величинами, поскольку вещь есть опредмеченныГ' итог деятельности другого человека, стоящего за

. -13-

«ей незаметно, или явно. Следовательно, с вещью воамокен даалог, ее . ?шшшкзация" /Б.Шфрин/, а мир вещей предстает человеку в культуре как мир индивидуализированный, активный, вмещай лицо, в отличие от безличного мира предметов. Онтология человека в » культуре тем не менее не охватывает ряда.моментов бытия чзловака в искусстве, а именно: цельности и целостности мира в единстве очеловеченного и неочеловечегаюго, природного и произведенного и человека в единстве телесного, душевного, духовного начал; конкретности бытия человека; включенности человека в многомерную скотому различных, социальных отношений, которая может исключить саму возможность "интимизации"; онтологическую изначальность пребывания худояника в свободе, необходимую для процесса распития мира; активный характер созерцания художником'мира. Это, конечно, касается теории, бытие человека в культуре мошт включать паре-чкслешше моменты в^х развернутом и действительном виде. Онтология, .выясняющая специфику бытия человека в искусстве, не только учитывает, .эти .моменты, но берет иг в качестве основополоаений. ' Они последовательно рассматривается в .работе п.обосновываются как необходимые на основе утверждения доминанты эстетического отноша-

здя в способе бытия художника» -..........

. .' Чувственная природа эстетического отношеная предполагает отсутствие) разорванности субъекта.а .объекта, их превращение" в человека и мир, ибо чувство непосредственно и.индивидуально, а сакз отношение в силу его' неутилитарностп, "суперпрагматпчйостн" /Л.А.Закс/ - свободно. Эстетическая Тфивилегия своего едкственно-во места среди других" /У.М.Бахтин/ объясняет индивидуальность- • миропроявления к является предпосылкой и гарантом уникальности художественного произведения как его итога. Ее доминирование в бы- ; тии художника приводит к тому, что, с одной стороны, акт млропроявления неповторим, к с другой - в нем открывается общезначимое, важное многим, ибо эстетическое отношение сформировано социально и превращает своего носителя во"всеобщую индивидуальность" /В.П. Иванов/. Формулу онтологии человека в искусстве можно представить как самодетерминацию личности в горизонте индивидуальности. Само социально выработанное эстетическое б|Ношещ!б позволяет человеку взбежать доиндивид^а^зацр д ограниченности, возвращает ого к •веловторимостя» побволязт миру раскрыться даротречу человеку.

Доглшанта эстетического отношения в художественном способе битая, выводит на пзрвый план в миро проявления ЛЗСМ.. человека как совокупность. неотчуздазкых, недосредственпо .данных чувств, психического уклада, ценностного содержания и целостности чувственного госпряятая кира и психической ;л1знл. Именно душа чувствует мир как целое» относится к ненцу как к целоглу.'

Эстетическое отноиенке обуславливает рдободу- киропроявлеяия 3 свободу человека в этом процесса. Это не только отрицательная свобода от утилитарных целей, довлепдих стереотипов, традиций, ценнсстшх зерзрхий, обыденности и т.п., я но только позитивная свобода "для". Сна есть тагасз и пронизывающая бктиРная плоской-г* *цдизядузльио себя определяющей лячностз, п наличествует у худойг Еяка.лрн любых внешних условиях. Это есть своего рода бытийной свобода отношения человеаа ж миру и каздой ого частице. В несвободном 0&Ц1СТВ8. она глог-зт. 6ич& почвой олпяочествя художника, его алгнагшя из об:цзстга, но она ~э есть необходимая составляющая рэпроявтэнля. Бела во да когфрта или слава зудоязгак начинает Ерзяоравлияатгся я.нэ«ЕОбодо..с<5щзстаа, т.одавлязт eso» лндаеиду-еяьнос*ь. а.-свободу,- -чар т. открываются ety, он перестает бить

•худоащтзм» незгбегно. .теряет. себя,—.................... '

Результатом .бктайной ..свобода, худогзшва является.то, что в. жропрояЕл&ккк он вкступпот- яая ссггай- раз новая,. хюзмэглая тсл&-т з данкс.ч .конкретной случка.,.. при. эстрада с дгпзггт »яром» сяста-orд.эзерот1п:розаляая.сгпогйгп:с:?.01гк>догпчгс1ЕГЛ. В конечном. счета ее- сбразуо? сам tap в его огносэнпа к человек'.. Седовой этого процесса является сформированное как диалогическое-, эстетическое отноязнге, ■ редуцируема сзоЗ. субъект-субьеятаиЛ.га-ршпер.на.все бытие зудоятка. Это иодог к незгганкюзем йяя..позволяемого худогниву"схватить" з т.яро больше того, что вэпоерздетвепно схватывается чувствами, верное,"проговориться" ¡зфу больше,. чем в любом другом отношения с человеком. - Созерцание характеризуется в работа, как студень, "пассивной.активное!»"-;-• Б0 даводяцая яудоотика "за пределы данности другого" /М.М.Бахтсн/.

. Таковы основные составляющие онтологии художника, раселтря-* веющей .его бытие извне. В принципе .они по своим параметрам характерны. дяя любого художественного мяропроявления, для любого.' ху->.,'; дожнкка. Конкретное содержание, неповторимость ситуации искусства

шшо описать изнутри и через болео индивидуальную тер;,ано.гогию, Это ».у посвящен второй параграф "(¿про проявление - процесс роддо-Ш'.я и .бытия искусства". Он базируется в основном на высказываниях к дневниковых записях художников, а такие' лексике искусство-^ ведчоских исследований, ибо в художественном произведении процесс, его появления и феномены, стоящие за этими понятия;,1а, присутствуют только в скрытом виде.

— » „ .

В начале параграф уточняются характеристики дукз художника в, пределах эстетического онтологического исследования. Душа связана с.теласно-чузстввнннм существованием.человека, его целостностью; .существование и отдельность душ.сама по себе ужа подразумевают- .наличие ограндчивагацеге ее мира;.душа стремится к гармоник .с Атром;. она.неповторима, уникальна, конкретна. Дгшадэчесшш 0Ерйдслэетя°душя, даваемые художниками, обозначает ео как.страсть, порыв, полет чувств, от ощущения "чуда бытия" /П.Б.П5эллн/,

Радость, или счастье бытия, есть эмоциональная составлящач рюбщ как целостного-бытийного состояния худокника в его откошажщ с миром» Анализ этого состояния .происходит в рабств по.двум направлениям» Сначала-коротко рассматриваются такие.онтологические характеристика..любви как целостность, непосредственность, доверительность, диалогичйасть, синхронность-параккванЕЯ я осмысления,. ..невозможность дистанцированного,.отношения.к предмету любви, индивидуальность ее как акта "утвергдаыцего оформления извне"' /М.и.Бахтин/. Более -подробный-анализ ллбви и ее.связи в другими ыомонташ гшропроявленик происходит , на основе исследований В.В.Розанова'о Н.В.Гоголе, А.Терца об Л.С.Пушкине и Ю.Карабчиев-екого о В.В.Маяковском, под углом зрения совпадения у этих авторов основных характеристик любьи, выступавших для них вритери-ями подлинности, гениальности, свекести, силы произведений искусства. Прз. разнице вкусов и подходов вопрос о действительности искусства и ого творцов требует вхождения в сферу бытия искусства, высвечивает общую онтологическую терминологии.

Вакнейшэй особенностью этого бытия выступает любовь: художник любит то,...что пишет, всшющает, изображает. Это ведет к восприятии любимого как -тайны, чуда, загадки: такоР тайной является для-художника весь мир .и каждая его часть. Лю6оеь научает видеть, чувствовать "впервые", заново даже самое привычное и по-

всодпевное. Художник видит чаща на то, 2Ш2, еще никто ив видол, по, скорсо» так, как .не видел еще• никто - любя, восхищаясь, .изумляясь. Острота зрения его близка к детскому восприятию мира, художник как бы забивает обобщенные понятия, прокипает мир особенно остро и выпукло, и это усиливает его наслагдекЕв миром, жизнью, бытием.-Отсвда вытекает следующая характеристика любви - ее.кон-КТЮТНОС'х'Ь. восприимчивость художника К "ЛИЧНЫМ СЕОЙСТБаМ ОбОЖаЯ-!.:ой вещи" /В.В.Розанов/. Пределами мяропроявлешш в искусстве выступают. абстракции, которых чувстзозать, любить, проливать объективна невозможно. Любовь к детали и частности тем но менее не заслоняет и нэ устраняет для худоишка целостный мир. как. предает либвл,. а восприятие aro как тайга не мешает чувству твенста-а художника мру, пониманию своей необходимости а предназначения. Онтологическое отношение любви приводит к тождественности его сторон в свойствах, нэшслпшх тожественными'у rapa и человека нигде, кроме искусства. Так, например, равенство-худояника a Ktípa будет, равенством не -т.олькс. .бытпйствуЕщях, но зтанх.. кар. a ого чз-сгянн. имеют для .лвбящего- :удогяЕка душу:, художник .чувствует их родство себе,.свою близость и.братство им. Это ведет к невозможности .насилия, .разрушения,, .расчленения гяира, внедрения в него,

.диктует гушнистителкий исход, любых коллизий. .....

Открытость родственных, -но нетождественных сторон мяропрояэ--ления на лазает, .быть .бесконечной, а абсолютной , .она завершается стадией- г'одя-анля художника, "любовного устранения себя иг? поля ¡звзни" Д'.М.Бахтин/ предмета или кира.. '.Ьлчание дает, сказаться' целостному миру, но через ту часть мира, которая наиболее близка художнику и любима им: у писателя это монет быть звук, слово, сх> ззт,.у яявописца - краска или линия," у актера - его голос или теле. Молчание не означает-растворения художника в мире и утрату себя, оно, есть живое тихое присутствие, "беспристрастное, пристрастие" вещи. Молчание требует от художника умения сосредоточиться на-другом, ограничить себя в отношении с ним, сконцентрироваться на.его..-определеишх "точках". Тогда возможно наступление момента вдохновения, во время которого мир "завладевает" художником,-- открывается ему,, является целиком. Синхронный срез- открытого мнра проявляет будущее художественное произведение, начинающее С-Этого момента жить в сознании художника целостно, даже если в доЯстви-

тольиости до его завершения далеко. Саш .вдохновение чащо' всего непродолжительно, и миропроявлениа не сводимо только к нему -ато макет бить кропотливый ежедневный труд, повторное "пронава-ние" момента, "торможение" /В.Шалашв/ его, воспоминание явиъ-Ш2гося,.его Еоплощенио. Едохновение же приносит искусству естественность. пронизывающую' все стации миропроявления. Естественность не отрцает сделанности, ремесла в хорошем, смысле слова, но

ъ •

первична по отношению к ним в подлинно художественном произведении: Бее его "технические" соссавлящке определяются актом открытости мира в момент вдохновения, а не являются приобретениям последующей работы одного художника. "Самовыпячиванле" его в качестве конструктора обретает произведете на искусственность, а зрителя на трудности восприятия, связанные с ней. Другая сторона естестванйооти подразумевает органику всех частей произведения, nz -гармонию, .созвучна, событие.-Естественность как .пороздеше молчания противопологша привычности, стереотипности и порей неподвластна -разумному, объясненяю обыденного человека, . . . .Таковы негюзорые харакадристики мпропроявления, получателе при.шадакентнои.анализе.продесса .философскаЕ онтологически! статус. Единство, этих качеств и-процессов-у цздостного человека вздет г. выделению им сущего, необходимого в мире, которое оказывается точкой.пересечения и единства мира и человека в их устремленности и открытости друг друх?. Проявляемое искусством оказывается сущностным в мире и одновременно существенным да?;: человека. Оно выступает в искусстве как поектосиоа. проявление которого вызвано внутренней необходимостью мира и реализованной возмок-нистью художника, проявляюцего rap. В этом состоит уникальный бытийный.результат искусства, который, будучи рассмотрен во временном аспекте, может быть обозначен как художественное предвидение. В работе по Онтологической проблематике предвидение охва~ зывает на'только содержательно-фабульную сторону искусства, но рассматривается целостно-бытийно,

Лучше понять его специфику помогает теория пред-видення /-Vor■>ScAeJn / Э.Елоха. Краткое изложение авторского перевода ., книги. Э .Блоха "Принцип надеады" в связи с этой теорией щжьодат-ся в-диссертации. После перечисления орнчрных моментов художественного пред-видения, по Блоху, в диссертации делается вывод о

том, что. ose» удается з саду juxfenero, зссрбгэмшцого, эсмтате:;« ta .обусловленного отполз im яудогяакя к wapy. В этсм состоит . 2233ая-значимость исзусства для батпя икотах.поколений зратсдеЯ а глчиосга.иадгсства» проявляющего врвддв всех других.'облает«?S . ^ловечэскоЗ газна назбоазз развернутую суяпгссть шра,. супэстзея-пуп дая человона, т.е. Последняя, рождается .не • гпосэологп-

71?скл, ее пояялэнао' обуелозяепэ всем бытием искусства.

Б конце параграфа рассматряваютсл границы миропроявлепяя кал ез^ологзчаского отнесения,худозляаа я кхра,. в.частности,, проблема ГШ3515РЯ!Ш2Ва художника, а такта, некоторые онтологические ха-рааторкстока произведения зскусства тал итога шропрояшгенля. Это целостность, репрезентативность целог.у кадцой "клеточки" а.рзтшч-îïooTb. Рч?и псоизэзденая объясняется как фяксацяя ритма окгздегг-.чоойого отяалдаазя,..создавшая. ьогию:шость..егс актуализация и. про-д-5лг.01шя. лрл.восприятия произведения зрителем, основа дальнейгзго

бктяя гсаусотва.---------- — '..... .........

. По инсгаю автора-работы,. с..пошвь» категория, ваведешчх. з •згатьеЗ- глагэ;. .:.огзсо леедэдоввгельно-апяс.ч?5 процесс, гароврояозв» нля т? гсяусстэз,- прячем, а конкретности - казжосо отдельного, случая. . , .Б Прзлопеть!...предпринята попытка..онтологлчвекого анализа отв-гзтгоргпяя ît.B.D'ia ."Каньона",. о ncnosRSOBanseM сравнения- шзревс -дов.э*?огс стихотворения В.¡иЗухоэскпм, Ю.Тлтчэвнм а БД.Еютзр-•налкг».Полл ого-.состоит з. уточнения гракпц понятия, "мир",; еыяспо-sax яго KomtpíTsax соатггллкзпх, ьнлененаа инструмнтальннх воз-;»ш>«тЗ онтологических категория 'ясследованяя искусства. Призе-Дся авторский перевод стихотворения.

В Заключении даесертапца формулируется основные выводы яседе-?яваная',-'. набиваются аспекты его, требущие дальнеПаой разработ-га и углубления»

По теме диссертации .опубликованы слодуйцие работы: ■ -Х.КритвческиЯ.взгляд на.гегелевское .представление о синтезе дскусств/УСинтез искусств в эпоху HIP. Казань,1987.С.21-22.

. 2. Проблема субъекта диалога в • эстетике Бахтина//Эстетйга 'i.î.l.Бахтина и современность.Саранск, 1989.С.47-54<,

. 3. М.Бахтин а Э.Блох об отношении человека .'к миру: актуальность постановки проблекн//М.М.Бахтин и методология современного гуманитарного знания.Саранск,1991.С.52-55.

-IS-

ИоДОДЗа®) К Г.ОЧ&5й 0£ Oi. З/л.фород? 6Qx84 î/16. pjfíara wir множительных цгагарглоь, 11ача?ь'офсетная, üöbpwii |%ч,~кзд,л . Tupas 100 акз. Заказ й Ъзслдатко.

Уральский унадорсйтет,-620083, Екатеринбург,К-83, нр.Лзкш|а,51.