автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Онтология социального бытия
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Овчаров, Александр Андреевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕАЛ
РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ.
§ 1. Интуитивистские концептуальные положения.
§ 2. Интуитивистский многосторонний философский синтез как способ социального философствования.
§ 3. Основополагающие изоморфы онтологии социального бытия.
ГЛАВА П. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ НАЧАЛА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ.
§ 1. Социальная субъективность.
§ 2. Динамическая причинность как источник социальной деятельности.
§ 3. Значение ценностей в социальном бытии.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ.
§ 1. Природа интерсубъективности в социальном бытии.
§ 2. Виды социального сознания как конкретные способы интерсубъективности.
§ 3. Динамика социального сознания.2:>
ГЛАВА IV. ВСЕЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ КАК СИСТЕМА
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Овчаров, Александр Андреевич
Актуальность диссертации обусловлена уровнем современного развития научного и философского знания и связанным с этим значительным ростом исследований в сфере социальной философии. Осмысление накопленного опыта» диалог с мировой и отечественной традицией приводит к возрастанию интереса к онтологическим аспектам обществознания.
В не меньшей степени выбор темы задан социальной востребованностью со стороны современного общества. Идейный плюрализм и открытость, присущие сегодня российскому научному миру способствуют введению и распространению в научно-философском обороте самых различных философско-мегодологических подходов. Значительное стимулирующее воздействие на современное развитие социальной философии в нашей стране оказывают и темпы общественных изменений, требующие расширения и углубления философских представлений о природе общества, о характере социальных изменений.
Все это требует настоятельного акцентирования внимания философской мысли на рассмотрении онтологической проблематики социальной философии, раскрытии ее основного и существенного состава. Это отвечает настоятельному социальному заказу, выраженному в потребности общества знать самое себя и основополагающие принципы своего существования и развития.
Крайне необходимой и актуальной является потребность в формулировании социально-философских концепций, дающих ответ на обстоятельства общественной жизни, способствующих выработке подходов к устойчивому социальному развитию и оптимизации социального бытия. Разработка указанных подходов не может быть исчерпана изучением сугубо частных аспектов социального бытия, но должна стремиться к построению целостной онтологии социального бытия.
В основание социально-философской концепции предлагаемой в настоящем исследовании кладется идеал-реалистическая теория интуиции, разработанная в своих онтологических и гносеологических основаниях Н.О. Лосским и С.Л. Франком. Ее значение для понимания природы общества состоит в наличии в ней предпосылок многостороннего философского синтеза и возможностей для развития внутринаучной преемственности в философии. С помощью интуитивизма в исследовании намечается осмысление социально-философской проблематики, определяемой СЛ. Франком следующим образом: "Что такое общественная жизнь? Какова та общая ее природа, которая скрывается за всем многообразием ее конкретных проявлений в пространстве и времени, начиная с примитивной семейно-родовой ячейки, с какой-нибудь орды диких кочевников и кончая сложными и обширными современными государствами? Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение и к чему, собственно, стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия? И, наконец, какое место занимает общественная жизнь человека в мировом космическом бытии вообще, к какой области бытия она относится, каков ее подлинный смысл, каково ее отношение к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?"1
Для решения вопросов социально-философской проблематики в исследовании придается приоритетное значение раскрытию онтологии социального бытия в контексте интуитивистской философии. Иными словами, речь идет о выявлении сущностных характеристик общества, для чего используется, в частности, соотнесения идеал-реалистической интуитивизма с результатами более поздней стадии развитии отечественной
Франк СЛ. Духовные основы общества. М., Республика, 1992, С. 15. философии.
Актуальность вновь вводимой в научный оборот интуитивистской социально-философской концепции состоит в том, что интуитивистский многосторонний философский синтез позволяет в единстве представить множественность социальных явлений, установить общие признаки, свойственные данной множественности, выделить в социальном бытии реальную, идеальную и конкретно-идеальную стороны.
Идеал-реалистическая социалъно-фияософская концепция основывается на вновь вводимых в научный оборот обобщающей философской и специальной социально-философской категорий интуиции. Это позволяет получить моноплюралистическое отображение объекта социальной философии - общества, социального бытия как всеединства или системы социальной деятельности, выявить онтологические характеристики его существования и развития. Знание онтологии социального бытия способствует самоосознанию общества, выработке положительных задач социального процесса.
Степень разработанности проблемы. Проблема непосредственного знания (интуиции), вопрос о природе имманентного сознанию трансцендентного предмета, или имманентного материала знания связаны с раскрытием природы отношения сознания и действительности. Как таковые, они занимают центральное место в философии и обществознании. Выявление природа интуиции присутствует в философии от Платона, Аристотеля и Плотина до Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля и др.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. понятие интуиции сделалось основной философской категорией отдельного философского направления - интуитивизма, изложенного в иррационалистическом учении А. Бергсона.
Помимо иррационалистического понимания интуиции как противоположности интеллекта в философии имеет место подход, сочетающий интуицию с интеллектуализмом и даже более того, усматривающего суть интуиции именно в рефлексии, в работе мышления. На Западе указанные взгляды разделяют французские неотомисты Г. Марсель и Э. Жильсон, экзистенциалисты Ж.-1Х Сартр, М. Хайдеггер и др. Кроме этого нельзя не указать на наличие теории интеллектуальной интуиции в феноменологии Э. Гуссерля, Н. Гартмана, Г. Гарфннкеля, М. Шелера, А .Шюца и др.
В современной отечественной литературе проблемы интуиции затрагиваются в исследованиях В.Ф. Асмуса, М.А. Антюфеевой, М.А. Бунге, П.П. Гайденко, JI.JI. Гуровой, Б.В. Емельянова, E.JL Фейнберг, М.Г. Ярошевского и др. Однако, в этих работах не разрабатывается теория интуиции как таковая и акцентируется внимание на истории понимания интуиции в философии и науке, а также выделяются частные, преимущественно гносеологические аспекты, связанные с интуитивистской проблематикой и крайне мало места уделяется собственно социально-философской проблематике интуиции. На характере работ по интуиции также сказывается длительное устранение из научного оборота в нашей стране идей русской философии «Серебряного века», взглядов И.И. Ильина, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева, Г1. А. Флоренского, В. Шмакова и др. Особое место в развитии интуитивизма в России принадлежит именам Н.О. Лосского и СЛ. Франка. Разработанная ими идеал-реалистическая теория интуиции стремится к синтезу традиционных способов познания в единое цельное знание. Оно выражено в усмотрении транссубъективных и трансцендентных оснований бытия, являющихся при этом имманентными сознанию, что говорит о наличии метатеоретических возможностей интуитивизма как особого философского направления.
Необходимо отметить, что объем социально-философских разработок в интуитивистской философской классике невелик. Немаловажное значение имеет и тот факт, что отсутствуют современные фундаментальные научные исследования по интуитивистскому пониманию общества. Интуитивизм в этом смысле остается до сих пор на тех позициях, которые были достигнуты в трудах Н.О. Лосского и С.Л. Франка по теории интуиции, в философии истории Л. П. Карсавина и в мистической интуитивистской философии В. Шмакова, научная ценность которой выгладит проблематичной вследствие перегруженности гностическим материалом. Если же обратиться к мировому опыту, то для развития интуитивистской социальной философии большое значение имеют работы А. Бергсона, К. Юнга, Дж. Роллза, А. Тойнби, О. Шпенглера и др.
Все это свидетельствует об отсутствии в последнее время новейших комплексных исследований в области интуитивистской социальной философии. Поэтому выделение идеал-реалистической социально-философской концепции предполагает не просто воспроизведение положений классического отечественного интуитивизма или скажем интуитивизма Д. Бергсона, но сочетание потенциала собственно интуитивистской философии с другими направлениями в философской рефлексии, в частности разработок в области социальной теории.
Важным основанием для рассмотрения в диссертационном исследовании природы сознания, материи, понимания субъективности и интерсубъективности были идеи, высказанные Аристотелем, Платоном, Плотином, И. Кантом, Ф. Лейбницем, Г. Гегелем, К. Марксом, В. С. Соловьевым, Н. О. Лосским, С. Л. Франком, А. Ф. Лосевым, Э. Гуссерлем К. Манхеймом и др.
Существенную роль при разработке идеал-реалисгической социально-философской концепции сыграло осмысление исследовательской работы большой группы отечественных современных авторов. Влияние этих работ на формирование взглядов автора различно, но неоспоримо, что под их воздействием сложились основные посылки авторской позиции. Реализации замыслов диссертанта способствовали исследования А.С. Ахиезера, Г.С. Баранова, B.C. Барулина, Э.Я. Баталова, Э.В. Ильенкова, В.Ж. Келле, М.Я.Ковальзона, Л.Н. Когана, К.Н. Любутина, А.К. Уледова и др., позволившие проработать социально-философскую теорию, сформули]ювать ряд концептуальных идей авторской концепции, оказавшие существенное влияние на прояснение многих основных характеристик социального познания, методологам философского и научного познания в целом, выявлению соотношения социального сознания и социального бытия, су&ьекта и объекта и т.п.
Значительную роль в формировании взглядов на предмет исследования, соотношение идеального и реального (феноменального, материального, эмпирического) оказали работы В. Н Акулинина, У. Бабушкина, Э. Я. Баталова, А. В. Гайды, А. В. Гулыги, М. П. Завьяловой, Ч.С. Кирвеля, В. И. Копалова, А.И. Ракитова, В. Н. Сырова и др., где анализируются формы и методы воздействия социального сознания на социальные процессы, рассматривается структура социального сознания, а также природа социальной реальности в целом.
Осмысление автором вышеизложенного материала стимулировало к выработке концепции интуитивистского понимания природы общества, его онтологии перед лицом следующей проблемной ситуации: в современной философской литературе не существует развернутых исследований проблем социальной философии и в частности онтологии социального бытия в контексте интуитивистской философии как одного из ведущих направлений отечественной рефлексии и дальнейшего отечественного социального философствования.
Иными словами, нам неизвестна в настоящее время ни одна философская работа, раскрывающая комплексно и систематически социально-философский потенциал интуитивизма и, в частности, идеал-реалистической теории интуиции и представляла бы проект интуитивистской социальной онтологии с учетом уже накопленного к сегодняшнему времени философского опыта.
Все это позволяет сформулировать объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.
Итак, объект диссертации есть социальное бытие, то есть, общество, взятое в его социокультурном единстве и историческом измерении.
Предметом исследования является онтология социального бытия, представленная в материалах мировой и отечественной философской традиции.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка идеал -реалистической социально-философской концепции, которая раскрывает онтологию социального бытия и формулирует соответствующие концепт преемственного, толерантного и устойчивого социального развития. Реализация указанной цели предполагает постановку и последовательное решение следующих задач. К ним относятся: изложение интуитивисгских концептуальных положений, способствующих выявлению онтологии социального бытия;
Ш выделение основополагающих изоморфов, содержащих состав онтологии социального бытия;
Ш рассмотрение системообразующих начал социального бытия;
Я раскрытие онтологии социальной интерсубъективности; определение видов социального сознания как конкретных способов интерсубъективности;
Ш выявление динамики социального сознания;
Я представление онтологии социального бытия как всеединства или системы социальной деятельности;
Я формулирование концептов, содержащих характеристику онтологии социального бытия и предпосылки для стратегии преемственного, толерантного и устойчивого социального развития.
Методологическая основа исследования. Философско-методологическую базу диссертации образует идеал-реалистическая теория интуиции, восходящая к интуитивизму Н.О.Лосского и СЛ.Франка и к традиции отечественной философии всеединства, представленной такими авторами как С.Н. Булгаков, И.А.Илыш, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский и др. В их числе её ключевых положений могут быть названы имманентность всего всему в идеальном бытии и трансцендентность в реальном бытии, субстанциальность и деятельность субъекта, интенциональность сознания и деятельности, наличие в структуре мировой онтологии идеального, реального и конкретно-идеального бытия, иерархический персонализм, всеединство мировой онтологии, её органичность и т.п.
Кроме целого ряда значимых для данного исследования направлений, названных при характеристике степени разработанности проблемы, особо следует выделить методологию системных исследований и восхождений от абстрактного к конкретному, связанную в классической немецкой философии с именами Г. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, а в отечественной философии с работами А.Н. Аверьянова, А.С. Ахиезера, В.А. Вазюлина,
Э.В, Ильенкова, Я.А. Кронрода, И.С. Нарского, З.М. Оруджева, Г.А. Подкорьггова, В.Н. Сагатовского и др. На основе применения положений В.Ф. Асмуса, A.C. Богомолова, А.Ф. Лосева и др., анализирующих платонистскую философию, вводятся программы многостороннего философского интуитивистского синтеза (эмпирическая, феноменологическая, трансцендентальная, диалектическая и системная), а также концепты основополагающих изоморфов онтологии социального бытия, которые способствуют всестороннему интуитивистскому отображению природы общества.
При раскрытии онтологии социального бытия широко применяются идеи системного и деятельностного подходов, излагаемого в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.П. Кузьмина, Л.К. Науменко, В.Н. Сагатовского, Э.Г. Юдина и др. В исследовании непосредственно используется вариант системно-деятельностного подхода, разработанный В.П. Фофановым, в рамках которого существенными положениями выступают субстанциальность, модальность, субъект-субъектное взаимодействие, взаимосвязь сознания и деятельности и,т.д.
В изложении концепции социальной онтологии используется принцип историзма, проводимый в разработках A.C. Ахиезера, И.С. Кона, В.И. Копалова, К. Манхейма, А.И. Ракитова, Э. Трельча и др. авторов. В диссертации также учитывались философские идеи, дополнительно способствующие формулированию идеал-реалистической концепции социальной онтологии. Речь идет о работах А. Бергсона, М. Вебера, Э.Гуссерля, И. Канта, Р. Мертона, Т. Парсонса, К. Поппера, Г. Риккерта, Э. Фромма, Ф. Шеллинга, К. Юнга и др. К ним относятся обоснование программ многостороннего философского синтеза, уточнение системного характера общества, оценка его как «живого бытия» и т.д.
Научная новизна исследования. В диссертации на основе внутринаучной преемственности идеал-реалистической теории интуиции и позднейшей отечественной философии разработана идеал -реалистическая социально-философская концепция, раскрывающая онтологию социального бытия. Такой подход позволил показать, что социальное бытие является конкретным всеединством, трактуемым в качестве системы социальной деятельности, или композиции единства и множественности социальных субстанций. Предложенная концепция выявляет, что общество пребывает, становится в рамках онтологии, границами которой являются формальная свобода субъектов и материальная детерминация социальной деятельности. Это позволяет сформулировать концепт консервативного либерализма как социально-практической предпосылки оптимального толерантного и устойчивого развития общества. Соответственно, вводится тезис, вытекающий из интуитивистского осмысления онтологии социального бытия о свободе субъекта как осознанной ответственности. На этой основе выносятся на защиту следующие положения, отличающиеся, на наш взгляд, элементами научной новизны. В диссертации отображение онтологии социального бытия производится на основе системно-деятельностного подхода и осмысления концептуальных положений интивитуистской философии. Впервые вводятся в научный оборот обобщающая и специально-философская категории интуиции. Обобщающая философская категория утверждает, что интуицией является интенция сознания субстанциальных деятелей к трансцендентному предмету или имманентному материалу знаний, под которым подразумевается подлинное и всеединое бытие. Специальная социально-философская категория рассматривает интуицию как рефлексию к социальному бытию, трактуемому в качестве системы, образуемой субъектами социальной деятельности. На основе этих категорий формулируются программы многостороннего философского синтеза как способа социального философствования. Всё это позволяет определить субстанцию социального бытия как субъекта социальной деятельности, конкретно-идеальной сущностью которого является субстанциальный деятель. При этом в своей целостности социальное бытие образует всеединство или систему социальной деятельности как композицию единства и множественности социальных субстанций. Социальное бытие есть «особый тип» (Н.О. Лосский) или подсистема мирового бытия.
В диссертации выделяются такие основополагающие изоморфы онтологии социального бытия как триединства социальной субстанции и социального становления. Данные триединства образуют состав социальной онтологии. Триединство социальной субстанции включает в свой состав идеальное социальное бытие (формальные и материальные социальные идеи в сознании), реальное социальное бытие (материю как субстрат социальных изменений) и конкретно-идеальную сущность (субстанциального деятеля, носителя сознания или «я»). Данное триединство раскрывает онтологию субъекта социальной деятельности. Триединство социального становления включает в себя социальную субъективность, социальную интерсубъективность и всеединство социального бытия как систему социальной деятельности. Это триединство есть онтология социально-исторического процесса.
В диссертации рассматриваются системообразующие начала социального бытия: социальная субъективность или субстанциальный базис социальной онтологии, динамическая причинность или источник социальной деятельности, сочетающий формальную свободу сознания субъекта и материальную детерминацию социальной практики, а также ценности социального бытия как онтологические факты востребованные в процессах социальной деятельности. В исследовании вводится представление о ценностных парадигмах как векторах актуалистской штенциональности социального сознания к наличному и деонтологистской интенциональности к должному социальному бытию.
В диссертации показывается онтология социальной интерсубъективности, выражающаяся в гносеологической координации субъектов социальной деятельности. Эта деятельность происходит в форме социальных отношений на основе социального сознания как модуса интерсубъективности, или подсистемы социальной деятельности. Последняя состоит из более локальных подсистем или видов социального сознания как дифференцированной конкретизации интерсубъективности,
В диссертации показывается, что виды социального сознания проявляются в формах социального сознания (на^шой, философской, политической, экономической и др.) как интенциональности сознания, опосредованной в ценностных парадигмах деятельности и протекающих в динамической причинности.
В исследовании выявляется динамика социального сознания, разводятся понятия «должного» и «наличного» социального бытия, утверждается исторический характер развития общества в контексте ннтуитивистской интерпретации «идеологического» и «утопического» сознаний, различения таких моментов развития мышления в рамках цикличности социального становления как перфекционизм (интенции к совершенному бытию), прагматизм (интенции к модификации бытия) и актуализм (интенции к удержанию наличного бытия). При этом выделяются соответствующие стадии динамики социального сознания. В диссертации показывается социально-онтологическое значение нигилизма, его амбивалентность и социальный релятивизм, а также констатируется исторически имманентная присущность утопизма социальному бытию.
В исследовании социальное бытие характеризуется в качестве всеединства или системы социальной деятельности, изоморфно отображаемой в соответствующей модели социальной деятельности. Сущность данной модели состоит в циклическом становлении социального бытия на основе противоречий, вытекающих из онтологии социальных триединств. Выражением этого становления является историческое измерение. В диссертации разработаны представления о формальном и феноменальном генезисах социального бытия как начал Добра и Зла в жизни общества. Их противоречие является ключевым в социально-историческом процессе, условием и способом положительных приобретений и отрицательных утрат. Онтология генетических связей в социальном бытии., выраженных в процессах овеществления и развеществления (опредмечивания и распредмечивания) социальных идей раскрыта через формальный и феноменальный генезисы, благодаря чему общество определяется как система, стремящаяся к совершенному или перфекционистскому состоянию, однако в приближении к последнему претерпевающая различного рода утраты, что в итоге снижает ценность перфекционизма, порождает кризисные явления в обществе.
На основании вышеизложенной характеристики социального бытия в диссертации формулируется концепт консервативного либерализма как мировоззренческая предпосылка оптимального толерантного и устойчивого развития общества. Этот концепт имеет как общечеловеческий характер так и применим к условиям российской действительности. Выход из противоречия между формальной свободой выбора социальной деятельности и материальной детерминации самой деятельности заключен в пути социальной мерности, в императиве свободы как осознанной ответственности человека и общества, признании необходимости преемственности в социально-историческом процессе и прагматистском стремлении к позитивной и конструктивной модификации общественной жизни.
Теоретическая и практическая значимость работы. Научная значимость работы заключается в ее вкладе в формирование проблематики и в содержательном развитии социальной философии. Подобное интуитивистское систематическое исследование онтологии социального бытия на основе вновь разработанной идеал-реалистистической социально-философской концепции, обогащенной результатами последующего развития философии не предпринималось до сих пор в социально-философской литературе.
Теоретическое значение работы обусловлено его специфически интегративным характером, поскольку на основе системно-деятельностного подхода, принципа историзма, концептуальных положений идеал-реалистической теории интуиции и вновь выделенных программ многостороннего интуити-вистского философского синтеза разработана социально-философская концепция, учитывающая материалы онтологии, гносеологии, социальной философии, теоретической социологии, философии истории, культурологии и истории. Такой момент как сохранение внутринаучной преемственности между различными позициями отечественной и мировой социальной философии обусловил то обстоятельство, что содержание и результаты могут представлять интерес для широкого круга исследователей: философов, социологов, историков, культурологов, политологов и других ученых социального црофиля.
Данное исследование может служить в дальнейшем в качестве отправной точки и теоретической основы как для дальнейшей разработки теории интуиции, так и для масштабных работ по интуитивистской социальной философии, а также при выявлении с позиции философского интуитивизма специфики частных социальных наук (философии истории, социологии, истории, политологии, этнографии и этнопсихологии, культурологии, религиоведения и т.п.). В практическом отношении отдельные результаты диссертации могут быть непосредственно использованы в различных отраслях социальной практики: в политике, в футурологии, в социологических, политологических и других исследованиях, а также в преподавании философии, социальной философии и других социальных наук.
Апробация работы. Основные концептуальные положения исследования докладывались автором на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Кемерово, 1990, 1992, 1994, 1995, 1997, 1998, Челябинск, 1998), на международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных измерений» (Санкт-Петербург, 1997), на У Международной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» (Новосибирск, 1999) и на П Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999). Автор принимал участие в работе круглого стола на тему «Россия на пороге XXI века: формирование гражданского общества» (Кемерово, 1995) и проходил экспертизу положений диссертации на Кузбасском отделении Российского философского общества (Кемерово, 1999). Результаты исследования обсуждались во время повышения преподавательской квалификации в ИППК НГУ (Новосибирск, 1991) и Кемеровском филиале ИППК НГУ (Кемерово, 1996). Кроме этого диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре философии КемГУ, а также на методологическом семинаре кафедры философии НГУ. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии НГУ.
Структура работы отражает логику и последовательность раскрытия поставленных задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтология социального бытия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во введении к диссертации были приведены вопрошания С.Л. Франка по ключевым проблемам социальной философии. Теперь можно попытаться сформулировать ответы на них в соответствии с предлагаемым концептом консервативного либерализма. Итак, социальная жизнь является, безусловно, бытием человечества в пространстве и времени на основе триединств социальной субстанции и социального становления. При этом, общей природой многообразия социальных событий и явлений всеединый характер социального бытия как системы. В самом деле, общество многообразно в силу феноменальной дифференциации на мир социальных вещей/объектов. Далее, многообразие задается не только конкретным, но и диалектикой абстрактного, членением последнего от общих формальных социальных идей до материальных идей единичных социальных событий и явлении.
Иными словами, многообразие, сложность общества заключается в том, что оно является имманентно-трансцендентным всеединством единства и множественности социальных субстанций .Отсюда следует еще один важный вывод. Социальное бытие существует в деятельности и на основе деятельности, порождаемой интенциональностью имманентного социальному бытию сознания- как субъективного, так и интерсубъективного в равной мере. Социальная деятельность, таким образом, представляет собой, с одной стороны генетизм социальной жизни, ее реальность, а, с другой стороны, в деятельности реализуется такое качество человечества как стремление к творчеству или, онтологически, к рефлексии, овеществлению и развеществлению социальны» смыслов в феноменальном мире.
Это позволяет охарактеризовать социальную деятельность, творческую потенцию людей в качестве рефлексии и трансцендирования. Эти признаки, во-первых, связаны с интуицией как философской категорией, ибо в рефлексии протекает интуиция как непосредственное знание об ином как самом себе в подлиннике. Во-вторых, рефлексия и трансцендирование непосредственно имеют отношение к идеальному и конкретно идеальному социальному бытию (к сознанию и субъективности). Вследствие этого, социальные явления возникают на основе общего или эйдетики через индивидуальное (в субъективности и ее деятельности) и в индивидуальном бытии, то есть в конкретных социальных фактах.
Социальное бытие или всеединство развертывается в виде системы социальной деятельности, начиная от исходных "клеточек" - субъектов социальной деятельности через союзные образования как конкретные интерсубъективности или локальные, частные подсистемы деятельности и вплоть до социальной целостности. Далее, социальная жизнь имеет для отдельного человека безусловное приоритетное значение. И здесь видна не только интуиция человеческого как социального индивида. Человек, будучи кон-кретно-идеальной сущностью и социальным субъектом может быть достаточно самостоятельным в материальном смысле и даже эпизодически, эмпиирчески автономным (ситуация "робинзонады").
Однако вследствие имманентности сознания социальному бытию в целом он, человек, такие имманентно включен в состав общества, так как гносеологически координирование взаимодействует с последним на основе социального знания. Социальное бытие, таким образом, является единством субъектов, социального знания в их сознании и мира социальных объектов, доступных субъектам посредством сознания, ее ин-тенциональности, практике или социальной деятельности. Теперь можно дать ответ на вопрос: каково назначение социальной жизни? Оно заключается в воплощении социальных идей в действительности. За абстрактностью этого определения скрывается конкретный рост общества, различные проявления социального творчества; иными словами, все проявления социальной эмпирии, равно как и богатство рефлексии и дискурсии.
Как система творчески производящая овеществление и развеществление смыслов в реальности (субстрате социальных изменений) общество в принципе стремится к должному бытию. Ее совершенной формой выступает перфекционизм, образ совершенного, идеального и законченного в плане становления бытия, иными словами, опредмеченный социальный идеал есть тождество идеального и материального, социальная реальность как ставшее.
В качестве дополнительного аспекта можно выделить и моменты теофании, "обожения", когда люди стремятся к уравниванию своего статуса с абсолютным бытием. В этом скрываются, с одной стороны, демиургические потенции человеческой природы .вытекающие из активного характера его мышления и осуществляемой на ее основе деятельности. С другой стороны, специфический "демонизм" как предельное центрирование интересов личности на самой себе или эгоистическая мотивация в социальной деятельности - также является «спутником» человечества. Это свидетельствует, что онтология, гносеология и аксиология неразрывны друг с другом в социальной философии, ибо максимально аутентичное выявление природы человечества возможно, с точки зрения интуитивизма, с учетом различных выборок восприятия на базе многостороннего философского синтеза.
Возвратимся еще раз к проблеме перфекционизма. Итак, перфекционистское бытие есть ставшее, а не становление. Из этого следует, что, во-первых, общество не монет быть совершенным в ходе становления. Во-вторых, перфекционизм сам по себе проблематичен, ибо противоречит следующим онтологическим принципам или требованиям: несводимости идеального как сверхпространственного и сверхвременного к материальному как пространственному и временному, невозможности остановить становление, то есть прекратить процессы изменений в социальном и вообще в природном субстрате. Остановка мгновения означает и возвещает приход смерти или снятие того, что стремилось к совершенству - это показал хорошо И. Гете в своем "Фаусте".
Следовательно абсолютное должное бытие как благодать на Земле невозможна, по определению, в качестве, по крайней мере, длительной исторической эпохи. Иными словами, еще раз можно подтвердить представление о моменте иллюзии в любом утопизме. Естественно, что в определенном частном отношении возможны ситуации экзистенциального удовлетворенности происходящим; такой актуализм вполне возможен на практике, однако он располагает временным значением ибо будет неизбежно снят в процессе дальнейшего отчуждения к конкретном цикле социальной системы.
Таким образом, в принципе, человек может либо довольствоваться наличным бытием, либо стремиться к бытии должному. Надо сказать, что бесконечный актуализм невозможен вследствие постоянного изменения интересов и потребностей людей и соответственно обновлении их ценностных парадигм деятельности. Это обрекает человечество на стремление к должному бытию; последнее является исторически имманентной интенциональности и в этом значении содержит признак утопичности.
Иными словами, общество принципиально есть противоречивая реальность, включающая в себя идеальное и реальное бытие, стремление к совершенству и невозможность его полного обретения. Данный антиномизм является условием исторического и социального процессов, так как общество, отдельные субъекты имманентно стремятся к преодолению социальных противоречий, хотя бы в смысле реализации прагма-тистских целей. Следовательно, если абсолютное должное бытие или тотальный пер-фекционизм недостижим и может быть только умопостигаем и открыт как "царство Божие" в духовной жизни человека, то ограниченный или прагматистский перфекцио-низм вполне реален и достижим.
Человечество может стремиться к постепенному и частичному улучшению условий своего существования, к их оптимизации. В социально-политическом отношении -это путь толерантности (социальной терпимости) и устойчивого социального развития. Выражаясь иначе, противоречивость социальной жизни состоит не только в формальносвободном характере ннтенциональностн сознания и соответствующей социальной деятельности, но и в том, что последняя содержит в себе формальный и феноменальный генезисы - признаки Добра и Зла.
Интуитивно, социальное бытие фиксируется в качестве динамически развивающейся системы или всеединства, постоянно трансцендирующее себя в иное бытие, то есть выходящее из своих актуальных пространственных и временных пределов, при этом затраты роста обеспечивают тенденцию к деконструкции в мышлении и деструк-тивности а практике. Реализация определенной идеи всегда требует потребление, редукцию конкретного материала, что неизбежно означает снятие исходного своеобразия социальной эйдетики, ее искажение или "материализацию."
Поэтому претворение в действительность самых благих по формальному признаку целей (например, эгалитаристский проект) представляет насилие над интересами других субъектов, вплоть до поражения интересов конкретного автора вновь выдвинутого социального тезиса (участь жертв внутренних "разборок" в среде революционеров и т.п.) Итак, самый положительный социальный идеал располагает "обратной стороной медали", то есть негативной стороной. Все это приводит к мысли, что полагание положительных задач обществознания должно представлять не призыв к радикальным общественным изменениям «неизбежно приводящим к большим социальным издержкам и жертвам, а через постепенные модификации наличного бытия и в этом смысле заслуживает внимания идея "постепенного развития" или "поэлементной социальной инженерии" К. Поппера.
Указанные модификации наличного бытия создают условия для выхода общества на экспоненту устойчивого развития, что означает, по меньшей мере, продление очередного цикла в системе социальной деятельности. Что это дает обществу? Возможность спокойной жизни на протяжении ряда поколений в сравнительном достатке и реальные основания для исполнения значительного содержания нормативных идей, лежащих в основе конкретно-идеальных социальных сущностей.
Таким образом, положительный социальный идеал интуитивизма может быть ни чем иным как восстановлением античного принципа "золотой середины", metron aristón. Политической формой устойчивого развития в этом случае может быть демократия или конструктивное общее сотворчество субъектов в ситуации постоянного диалога и компромисса. Всеобщим социальным основанием устойчивого развития является либерализм, как максимальное допущение аспекта формальной свободы в динамистической причинности.
В то же время, представляется, что оптимальности социального развития также соответствует не "пуристский" перфекционизм, пусть даже и прагматистского толка -ибо тогда возникает нигилистический редукционизм. Примером служит, в частности, российская практика последнего десятилетия, выродившаяся в незавершенную буржуазную революции .осуществившуюся посредством экстремистской действий части общества и власти), а сочетание "идеологии" и "утопии", деонтологической и актуалист-ской интенциональностей социального сознания.
Иными словами, устойчивость и толерантность социального развития обеспечивается уважением к социокультурной и, в частности, к национальной традиции, сочетанием консервативных и прагматистских ценностей в составе социальной деятельности. Общество должно быть консервативно-либеральным,в равной степени ценящим как традицию так и новации, располагющим самоуважением, самовоспитанием и чувством ответственности за самое себя. Положительный путь чеддвечества обретается в мере.
Итак, идеал-реалистическая социально-философская концепция выделяет знание об основополагающих изоморфах и системе социальной деятельности в качестве основного состава социального знания и реального социального бытия. Ее главный вывод состоит в призыве тс оптимизации социальной практики. В отношении же места человечества в космосе можно сказать, что органичность социального бытия является, исходя из обобщающей философской категории интуиции подсистемой мирового бытия как "органического целого" (Н.О. Лосский) или всеединства (С.Л. Франк), соответственно оптимизация социального миростроя рано или поздно преобразует мир и может быть даже в лучшую сторону.
Проведенное исследование раскрывает идеал-реалистическую социально-философскую концепцию как онтологию социального бытия, данную в основовопола-гающих изоморфах социальной субстанции и социального становления. Общество предстает в интуитивизме конкретным всеединством или системой социальной деятельности. Оптимальным путем существования общества в диссертации показывается консервативный либерализм, который основывается на деятельностном императиве свободы субъекта как осознанной ответственности. Только таким способом с точки зрения интуитивизма обретается поступательное и устойчивое социальное развитие.
Следовательно, концепция социальной онтологии предстает последовательным интуитивистским социальным философствованием, основывающемся на применении интуитивистских (идеал-реалистических) данных и вновь вводимых в научный оборот программ интуитивистского многостороннего синтеза. Данная социальная онтология излагается на основе принципа историзма, системно-деятельностного подхода и тех со-циально-познавательных программ которые органически присущи интуитивизму. Иными словами, интуитивистское социальное философствование есть построение онтологической картины социального бытия с целью закладывания условий для будущей развернутой программы интуитивистских исследований по социальной философии и философии в целом.
В самом деле, научно-философское понимание природы общества и закономерностей его развития должно учитывать накопленный опыт рефлексии. Причем не только собственно социальной теории, но и философско-методологических предпосылок онтологического, гносеологического и аксиологического характера, делающих возможными обстоятельную социально-философскую рефлексию. Иначе социальная философия превращается либо в социальную беллетристику, имеющую, в лучшем случае, значение актуальной публицистики на злободневную тему, либо образуется случай бес-предпосьшочной социально-философской работы ,достоянием которой , опять же в лучшем случае (как у Н.А. Бердяева), будет не онтологически и гносеологически обоснованная рефлексия, а откровение о смысле социальных явлений. Интуитивизм в своей социально-философской концепции как и стремится избежать упрощения в социальной философии.
Разработанная в диссертации идеал-реалистическая социально-философская концепция в дальнейшем может служить отправной точкой для исследовании в области социальной теории. Так, представляется целесообразным продолжить исследование в области системной социальной онтологии, произвести анализ социокультурной теории, цивилизационной теории исторического процесса, более подробней рассмотреть аксиологическую проблематику интуитивистского социального философствования в контексте современного научного опыта и историко-философской традиции в целом.
Безусловно, что социально-философские размышления в интуитивизме не могут не быть сопряженными с вопросами онтологии и гносеологии в целом. Перспективной задачей идеал-реалистического интуитивизма представляется поиск основ метатеоре-тического знания о мировом и социальном бытии, о месте в нем человека. Иными словами, речь в дальнейшем может идти о разработке системы теоретического интуитивизма как учения, сочетающего онтологию, теорию познания, аксиологию, религиоведение, философию и социологию истории, и основывающегося на принципах отечественного идеал-реалистического интуитивистского философствования.
Список научной литературыОвчаров, Александр Андреевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. -Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1990. 158 С.
2. Андерсон П. Размышления о западном марксизме: На путях исторического материализма. М.: Прогресс, 1991. - 334 С.
3. Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 1971. - 720 С.
4. Антюфеева М.А. Н.О. Лосский: Становление системы. Автореф. дисс . канд. филос. н. - Екатеринбург: 1994. - 16 С.
5. Арендт X. Нрсщсхождениезшалитаризма. М.: ЦентрКОМ, 1996. - 672 С.
6. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1976. - 543 С.
7. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Мысль, 1965. - 312 С.
8. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М.: Политиздат, 1973, - 321 С.
9. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1976 - 1984.
10. Арон Р. Тоталитаризм и демократия. М.: Прогресс, 1993. - 724 С.
11. Афанасьев В.Г. Человек как система и система деятельности человека // «Социологические исследования», 1976, № 4.
12. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. От прошлого к будущему. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. - 804 С.
13. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 2. Теория и методология. Словарь. - 2-изд. - Новосибирск: Сибирский хронограф,1998. - 595 С.
14. Бабушкин В.У. О природе философского знания: Критика современных буржуазных концепций. М.: Наука, 1978. - 207 С.
15. Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М.: Наука, 1985. - 189 С.
16. Балабанов П.И. Сравнительный анализ особенностей человеческого духа и проектирования // История духа и целостность человека. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994.-С. 152-166.
17. Баранов Г.С. Понятие и,образ в структуре социальной теории. Томск: 1992. -176 С.
18. Баранов Г.С. Специфика познания социальной действительности: (Методическая разработка). Кемерово: Кемеровский гос, у-нт, 1989. - 29 С.
19. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - 615 С.
20. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Мысль, 1976. - 143 С.
21. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982. - 336 С.
22. Батищев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высшая школа, 1963.- 119.
23. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд, 1995. - 323 С.
24. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384 С.
25. Бергсон А. Собр. соч. в 5-ти томах. СПб: 1913-1914.
26. Бергсон А. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М.: Московский клуб, 1993. - 336 С.
27. Бергсон А. Творческая эволюция. М.- СПб.: 1914. - 412 С.
28. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607 С.
29. Бердяев H.A. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. - 383 С.
30. Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. - 556 С.
31. Блауберг И.В. и др. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969.-482 С.
32. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.; Наука, 1973.-272 С.
33. Богданов A.A. Тектология / Всеобщая организационная наука /. В 2-х кн. М.: Экономика, 1989.
34. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения / т. 2, разд. 7 /. // "Вопросы философии", 1995,№2.-С. 148-171.
35. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцание и умозрение. М.: Прогресс, 1988. - 507 С.
36. Булгаков С.Н. Собрание сочинений в 2 томах. М.: Правда, 1993.
37. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. - 507 С.
38. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 С.
39. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. - 687 С.
40. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи (начало). Избранное сочинение в 2-х томах. Т. 1. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - 479 С.
41. Виппер Р.Ю. Очерки Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избранное сочинение в 2-х томах. Т. 2. Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - 478 С.
42. Волгин В.П. Утопия и история. М.: Политиздат, 1976. - 248 С.
43. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. : Избранные трактаты. М.: Прогресс, 1986. - 600 С.
44. Вундт В. Очерк психологии. СПб.: 1897. - 216 С.
45. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, 1995. - 461 С.
46. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс,1988. 704 С.
47. Гайда A.B. «Неомарксистская» философия истории: Критический анализ. -Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. -197 С.
48. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории XX века / Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. - 319 С.
49. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // «Вопросы философии», 1992, № 7.
50. Гегель Г.В.Ф. Наука логики в 3-х томах. М.: Мысль, 1970 - 1972.
51. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа.-СПб.: Наука, 1994.-443 С.
52. Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14-ти томах. М.: 1931-1959.
53. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Закат и падение Римской империи. В 7 томах. М.: ТЕРРА, 1997.
54. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 367 С.
55. Грязнов Б.С., Дынин B.C., Никитин Е.П. Теория и ее объект. М.: Наука, 1973. - 332 С.
56. Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990. - 279 С.
57. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. - 746 С.
58. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1991. - 453 С.
59. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Лабиринт, 1994.-ПО С.
60. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1988. - 315 С.
61. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // "Вопросыфилософии", 1992, № 7. 136-176 С.
62. Гуссерль Э. Собр. соч. Т. 1. феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994.-192 С.
63. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. М.: Логос, 1911. - кн. 1. - 158 С.
64. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. - 357 С.
65. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 175 С.
66. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 502 С.
67. Декарт Р. Сочинения в 2 томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989.
68. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 298 С.
69. Дешан Л.-М. Истина, или истинная система. М.: Мысль, 1973. - 468 С.
70. Диалектика и системный анализ / под ред. Д.М. Гвишиани. М.: Наука, 1986. -336 С.
71. Динамика социального знания и практика. Томск, 1989. - 192 С.
72. Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // "Вопросы философии", 1988, № 1. 34-72 С.
73. Дукачев А.А. Идеально ли отношение представленности по своей природе II "Философские науки", 1988, № 3. С. 56-73.
74. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. - 575 С.
75. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии, предыстория. М.: Изд-во МГУ, 1981.-836 С.
76. Завьялова М.П., Расторгуев В.Н. Единство и преемственность сознания. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. - 208 С.
77. Зеленов Л.А., Селиванов Ф.А. Содержание понятия о формах общественного сознания II Ученые записки ТГУ. Томск: 1963. - С. 54-65.
78. Зеньковский В.В. История русской философии ф 2-х томах / 4-х кн. /. Л.: Эго, 1991.
79. Зиммель Г. Избранное. В 2 томах. М.: Юрист, 1996.
80. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. Кемерово: Кузбас. гос. техн. у-нт, 1999.-63 С.
81. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX нач. XX века. - М.: Высшая школа, 1988. - 520 С.
82. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: Учеб. Пособие. М.: Проспект, 1998.-432 С.
83. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии: ( учебное пособие для университетов). М.: Высшая школа, 1987. - 159 С.
84. Идеалистическая диалектика в XX столетии: / Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики /. М.: Политиздат, 1987. - 333 С.
85. Идеалы и нормы научного исследования. М.: 1981. - 421 С.
86. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1966. - 302 С.
87. Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 439 С.
88. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. - 464 С.
89. Ильенков Э.В. Проблема идеального // "Вопросы философии", 1979, №№ 6, 7.
90. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 С.
91. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. - 542 С.
92. Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. - 176 С.
93. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб.: Наука, 1997.-480 С.
94. История философии: Запад Россия - Восток. - (Кн. 3: Философия XIX - XX веков). - М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1998. - 448 С.
95. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 С.
96. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 С.
97. Кайтуков В.М. Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. М.: б.г. -415 С.
98. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.-415 С.
99. Кант И. Критика чистого разума: Пер. Н.О. Лосского. Спб.: Тайм-Аут, 1993. 477 С.
100. Кант И. Критика чистого разума: пер. с нем. Н.О. Лосского в вариантах пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1998. - 655 С.
101. Кант И. Соч. в 6-ти томах. М.: Мысль, 1963-1966.
102. Карлейль Т. История Французской революции. М.: Мысль, 1991. - 575 С.
103. Карпович В Н. Объяснение в социальном познании. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1989.- 176 С.
104. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО "Комплект", 1993. - 351 С.
105. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.: б.г. - 454 С.
106. Келле В.Ж., Ковальзон М.К. Формы общественного сознания. М.: 1959. - 278 С.
107. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1974. - 277 С.
108. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции. Минск: Университетское, 1989. - 200 С.
109. Классен Э.Г. Идеальное . Н "Философские науки", 1986, № 5. С. 16-34.
110. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // "Вопросы философии", 1994, № 2. С. 110-122.
111. Козловски П. Прощание с марксизмом-ленинизмом: О логике перехода от развитого социализма к этическому и демократическому капитализму: Очерки персоналистской философии. СПб.: Экономическая школа, 1997. - 216 С.
112. Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли / Критические очерки философии истории эпохи империализма /. М.: Соцэкгиз, 1959. -403 С.
113. Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1990. - 239 С.
114. Копалов В.И. Историзм как принцип социально-философского исследования. -Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1991 203 С.
115. Копнин П.В. Гносеологические и логические основания науки. М.: Мысль, 1974. -568 С.
116. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988. - 383 С.
117. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. М.: Владос, 1998.-416 С.
118. Красиков В.И. Библия как реальность: (Предельные значения библейских картин мира). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 248 С.
119. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. -220 С.
120. Красиков В.И. Метафизическое самоопределение человека. Автореф. дисс.д-ра филос. наук. - Томск: 1995. - 45 С.
121. Красиков В.И. Предельные значения в философии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-216 С.
122. Красиков В.И., Энхтуяа С. Философия как концептуальная рефлексия. Курс лекций. В 2 частях. Кемерово: Кемеровский гос. у-нт, 1997.
123. Красиков В.И. Явь беспокойства. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. - 178 С.
124. Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина (Историческая библиотека Бека). В 2-х томах. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
125. Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1981. - 231 С.126. "Критический рационализм": философия и политика / Анализ концепций и тенденций /. М.: Мысль, 1981. - 309 С.
126. Крымский С Б. Научное знание и принципы его трансформации. К.: Наукова Думка, 1974.-314 С.
127. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии: Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1979. - 197 С.
128. Леви-Crpoc К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 С.
129. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Прогресс, 1984. - 506 С.
130. Левицкий С.А. Сочинения в 2 томах. Т.1. Трагедия свободы. - М.: Канон, 1995. -512 С.
131. Левицкий С.А. Сочинения в 2 томах. Т.2. Очерки по истории русской философии. - М: Канон, 1996. - 496 С.
132. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1982-1989.
133. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. -М.: Высшая школа. 1965. 122 С.
134. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. - 359 С.
135. Ленин В.И. Полн. собр. соч. в 55-ти томах.
136. Лившиц М.И. Об идеальном и реальном // "Вопросы философии", 1984, № 10. С. 45-58.
137. Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллинн, Ээсти Раамат, 1979. -293 С.
138. Лосев А.Ф. Бытие Имя - Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958 С.
139. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 С.
140. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. -766 С.
141. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919 С.
142. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 - 959 С.
143. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей, 1995. - 232 С.
144. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 516 С.
145. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. - 944 С.
146. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831 С.
147. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 С.
148. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: «Прогресс-Традиция», «Традиция», 1998. - 416 С.
149. Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991. - 622 С.
150. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. - 478 С.
151. Лосский Н.О. Основные вопросы гносеологии. Пг.: Наука и книга, 1919. - 248 С.
152. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991, - 368 С.
153. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении: Интуитивизм. М.: Прогресс, Гнозис, 1992.-208 С.
154. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 С,
155. Любутин К.Н., Пивоваров Д.H Диалектика субъекта и объекта Екатеринбург: Изд-воУрГУ, 1993.-415 С.
156. Любутин К.Н., Щенников В.П. Идейная борьба в современном мире. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1988. - 64 С.
157. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах в работах К. Маркса // «Вопросы философии», 1968, № 6.
158. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию . М.: Прогресс, 1990. - 368 С.
159. Мамардашвили М.К. Картезианскиие размышления. М.: Прогресс, 1993. - 352 С.
160. МанхеЙм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 С.
161. Маркс К. Немецкая идеология. М.: Политиздат, 1988. - 574 С.
162. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.
163. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.
164. Марсель Г. Трагическая мудрость философии Избранные работы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1995. - 215 С.
165. Материалистическая диалектика как научная система. М.: Изд-во МГУ, 1981. -295 С.
166. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманит. лит., 1996. - 248 С.
167. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. Пособие. М.: Высшая школа, 1997.-448 С.
168. Моммзен Т. История Рима. Т.1.- 3. СПб.: Наука, Ювента, 1994. - 1995.
169. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. -М.: Высшая школа, 1968.- 128 С.
170. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»: формирование принципов системности и историзма, М.: Наука, 1984. - 351 С.
171. Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. - 143 С.
172. Налетов И.З. Причинность и теория познания. М.: Мысль, 1975. - 204 С.
173. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969. - 246 С.
174. Новые направления в социологической теории: Пер с англ. М.: Прогресс, 1978.391 С.
175. Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. - 442 С.
176. Овчаров A.A. Интуитивизм и обществознание. Идеи к социальной философии. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 112 С. (8,5 п. л.)
177. Овчаров A.A. Интуитивизм о сущности человека / XXI век: Будущее России в философском измерении: Материалы 11 Российского философского конгресса (7-14.06.1999). В 4 томах. - Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 1999.- (0,1 п. л.)
178. Овчаров A.A. Интуитивистская интерпретация утопического сознания / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. (Сборник статей молодых ученых Кузбасса). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - С. 122 - 124. (0,1 пл.)
179. Овчаров A.A. Интуиция в модальной логике. (Учебно-методическая разработка). -Кемерово: Кемеровский гос. у-нт, 1997. 32 С. (1,5 п.л.)
180. Овчаров A.A. К интуитивистскому пониманию природы утопического сознания // История духа и целостность человека. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С. 167-177 (0,5 п. л)
181. Овчаров A.A. К онтологии утопического сознания // Студенты и молодые ученые Кем. гос. ун-та 40-летию КГПИ-КемГУ. Тезисы докладов в 2-х частях. Ч. 1. -Кемерово: Кем. гос. ун-т, 1994. - С. 125. (0,1 п. л.)
182. Овчаров A.A. Логические объекты , интуиция и обществознание / Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: Материалы республиканской научной конференции. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 0,2 п. л.
183. Овчаров A.A. Модели в социальной теории и новое видение социализма // Актуальные проблемы нового видения социализма. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Кемерово, 1990. - С. 14-16. (0,1 п. л.)
184. Овчаров A.A. Некоторые соображения о выборке восприятия в теории интуиции / Социальные процессы: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. -С. 8 - 11. (0,2 п. л.)
185. Овчаров A.A. Основы идеал-реалистической теории интуиции: (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 214 С. (14 п.л.)
186. Овчаров A.A. О сущности утопического сознания // Наука, культура и человек: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово: Кемеровский, гос. ун-т, 1992. - С. 44-51. (0,4 п.л.)
187. Овчаров A.A. Предмет социального знания и положительные задачи обществознания / Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: Материалы республиканской научной конференции.
188. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 0,2 п.л.
189. Овчаров A.A. Соловьев Вл. С. // Философия в России. Учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С. 57-70. (0,6 п. л.)
190. Овчаров A.A. Соотношение понятий «мифология», «идеология» и «утопия» в социальном познании / Проблемы исследования знания и культуры. Депонированный сборник. - Томск: 1994, № 49527 от 28.07.1994. - 6 С. (0,3 п. л.)
191. Овчаров A.A. Теория интуиции и гуссерлевская феноменология / Социальные процессы: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. -С. 11 - 14. (0,2 п. л.)
192. Овчаров A.A. Философский анализ утопического сознания: интуитивистский подход. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Томск: 1995. - 26 С.
193. Овчаров A.A. Философский анализ утопического сознания: интуитивистский подход. Дисс. канд. филос. наук. - Томск: 1995. - 153 С.
194. Овчаров A.A. Философский синтез русской мысли / Россия и Восток: Тезисы докладов У Международной конференции. 4.2. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. -С. 79-80. (0,1 п. л.)
195. Овчаров A.A. Эйдетическая проекция как источник социальных стремлений / Россия на пороге XXI века. Формирование гражданского общества, Материалы круглого стола, Кемерово, 27-28.11.1995. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - С. 86 -89. (0,2 п. л.).
196. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект - Пресс, 1998. - 270 С.
197. Петров Ю.В. Практика и историческая наука. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. - 421 С.
198. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Мысль, 1990 - 1994.
199. Плотин. Плотин в русских переводах. СПб.: Апетейя, 1995. - 672 С.
200. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 224 С.
201. Познание в социальном контексте. М.: И-нт философии РАН, 1994. - 172 С.
202. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. - 347 С.
203. Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - 320 С.
204. Поппер К. Логика социальных наук // "Вопросы философии", 1992, № 10. С. 62-78.
205. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993. - 187 С.
206. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х кн. М.: феникс, Междунар. фонд "Культурная инициатива", 1992.
207. Поппер К. Что такое диалектика? //« Вопросы философии», 1965, № 1.
208. Проблема человека в западной философии: Переводы. М.: Прогресс, 1988. -552 С.
209. Проблемы методологии системного исследования / под ред. И.В. Блауберга и др. -М.: Мысль, 1970.-465 С.
210. Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс: 1983.216 С.
211. Прокл. Первоосновы теологии: Гимны. М.: Прогресс, 1993. - 319 С.
212. Пчелинцева Т.А. Сущность и гносеологические возможности социальной утопии. -Дисс . канд. филос. наук. Томск: 1983. - 175 С.
213. Радлов Э.Л. Мистицизм в современной психологии // Новые идеи в философии: Сб. 5-ый.-Теорияпознания, 11.-СПб.: 1913.-С. 53-87.
214. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х томах. М.: Миф, 1993.
215. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение. Томск: 1977. - 211 С.
216. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. - 303 С.
217. Рассел Б. История западной философии: в 2-х кн. М.: Миф, 1993.
218. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Наука, 1997. - 532 С.
219. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. - 413 С.
220. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальная пропедевтика конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского унта, 1998.-292 С.
221. Роллз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1996. - 536 С.
222. Рузавин Г.И. Научная теория. Логико -методологический анализ. М.: Мысль, 1978.-244 С.
223. Сагатовский В.Н. Деятельность как философская категория // «Философские науки», 1978, № 2.
224. Сагатовский В.Н. Ценность и смысл // "Философские науки", 1987, № 10. С. 47-65.
225. Сарапульцев Д. В. Проблема субъекта в философии Н.О. Лосского. Автореф. Дисс. канд. филос. Наук. - Екатеринбург: 1999. - 20 С.
226. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига: 1988. - С. 318-320.
227. Свентоховский А. История утопий. М. - Пг.: 1910. - 768 С.
228. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека: (Психологические исследования) / Под ред. А.Н. Соколова, Л.Л. Гуровой, Н.И. Жинкина. М.: Педагогика, 1979. - 184 С.
229. Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1974. - 478 С.
230. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978, - 582 С.
231. Современная буржуазная философия. М.: Изд-во МГУ, 1972, - 651 С.
232. Современная западная философия: Словарь М.: Политиздат, 1991, - 414 С.
233. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. - М.: ТОН - Остожье, 1998. -544 С.
234. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. Пособие. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 120 С.
235. Современный экзистенциализм: критические очерки. М.: Политиздат, 1966. -567 С.
236. Соловьев В. С. Соч. в 2-х томах. М.: Мысль, 1988.
237. Старченко H.H. Мир, интуиция и человек в философии Н.О. Лосского. Фр. из книги Н.О. Лосского "Характер русского народа". М.: Знание, 1991. - 64 С. - / Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Философия и жизнь", № 2.
238. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1960. - 303 С.
239. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (от Бэкона к Шпенглеру). Томск: Курсив, 1997. - 387 С.
240. Тойнби А. Постижение истории. М.: прогресс, 1991. - 736 С.
241. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. - 719 С.
242. Уваров А.И. Гносеологический анализ в исторической науке. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1973. - 220 С.
243. Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: Наука, 1963. - 346 с.
244. Уемов А.И. О диалектико-материалистическом понимании связи между явлениями // «Философские науки», 1958, № 1.
245. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. - 272 С.
246. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. - 324 С.
247. Утопия и утопическое мышление: Антология заруб, лит. М.: Прогресс, 1991. -405 С.
248. Фейербах Jl. История философии в 3-х томах. М.: Мысль, 1974.
249. Философия Э. Гуссерля и ее критика. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. - 207 С.
250. Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. - 336 С.
251. Философский энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1989. -815 С.
252. Философская энциклопедия: в 5-ти томах. М.: Энциклопедия, 1960-1970.
253. Фихте ИГ. Сочинения. В 2-х томах. СПб.: Мифрил, МСМХС111.
254. Флоренский П.А. Собрание сочинения в 4 томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. - 797 С.
255. Флоренский П.А. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2. М.: Мысль, 1996. - 877 С.
256. Флоровский, В.Ф. Метафизические предпосылки утопизма // " Вопросы философии", 1990, № 10.
257. Фойгт А. Социальные утопии. М.: Общественная польза, 1906. - 156 С.
258. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. -304 С.
259. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. -Новосибирск: Наука, 1979. 270 С.
260. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 С.
261. Франк С.Л. Сочинения. М. Правда, 1990. - 607 С.
262. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. - 655 С.
263. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1998. - 476 С.
264. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М.: Прогресс, 1992. -212 С.
265. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 С.
266. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997, - 451 С.
267. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Русское феноменологическое общество, Изд-во Логос, 1997. - 176 С.
268. Хайдеггер М. Положение об основании. Статьи и фрагменты. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СпбГУ, СПб.: Алетейя, 1999. -292 С.
269. Херманн фон. Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск: Водолей, 1997.-98 С.
270. Хилл Т. Современные теории познания. М.: Прогресс, 1965. - 533 С.
271. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М.: Прогресс, 1980. - 447 С.
272. Целищев В.В., Карпович В.Н., Поляков В.И. Логика и язык научной теории. -Новосибирск: Наука, 1982. 190 С.
273. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М.: Селена, 1994. - 416 С.
274. Чернов В.И. Анализ философских понятий. М.: Наука, 1966. - 215 С.
275. Чернов С.А. Субъект и субстанция: трансцендентализм в философии науки. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 260 С.
276. Чешев В.В. Проблема реальности в современной и классической физике. Томск: 1984. - 256 С.
277. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. - 312 С.
278. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс^ 1990. - 456 С.
279. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1984.-382 С.
280. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 490 С.
281. Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2-х томах. М.: Мысль, 1987-1989.
282. Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического II "Вопросы философии", 1972, № 8. 142-164.
283. Шмаков Вл. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. К.: София, ltd, 1994. - 320 С.
284. Шмаков Вл. Основы пневматологии. Теоретическая механика становления духа. -К.: София, ltd, 1994. 704 С.
285. Шопенгауэр А. О четверояком корне. .Т. 1. Критика кантовской философии Мир как воля и представление. В 2-х томах. М.: Наука, 1993.
286. Шопенгауэр А. Соч. в 4-х томах. Т. 1. М.: Московский клуб, 1991.-458 С.
287. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. - 663 С.
288. Шпенглер О. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. М.: Мысль, 1998. - 606 С.
289. Шпет Г. Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. -М.: Гермес, 1914.-218 С.
290. Шюре Э. Великие посвященные. М.-Л.: 1990. - 419 С.
291. Щенников В.П. Сознание как общественная детерминанта. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1991. - 190 С.
292. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1994. - 426 С.
293. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. - 391 С.
294. Юнг К.Г. Психологические типы. М. - СПб.: Прогресс - Универс, Ювента, 1995. -716 С.
295. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. - 368 С.
296. Яковенко Б.В. Философия Эд. Гуссерля // Новые идеи в философии: Сб. 3-ий. Теория познания 1. СПб.: 1913. - С. 74-146.
297. Ярошевский Т.М. Размышления о практике. М.: Прогресс, 1976. - 397 С.
298. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1992. - 527 С.
299. Farber М. The aims of phenomenology: The motives, methods, impact of Husserls thought. -N. Y.: Harper and Row, 1966. X, 240 P.
300. Follesdal D. An introduction to phenomenology for analytic philosophers. In: Contemporary philosophy in Scandinavia. - L.: 1972. - P. 417 - 429.
301. Kateb G. Utopia and Utopianism In.: Enc. of Philosophy N.l - N. 1., 1972, vol. 8 - P. 210-218.
302. Laskey M. Utopia and Metaphor. Chicago. - 1976. - 726 P.
303. Luckmann T. Philosophy, science and everyday life. In: Phenomenology and the social sciences.-Evanston: 1973. - P. 143 - 185.
304. Manuel F., Manuel Fr. The Utopia and Metaphoral thought. Boston, 1966 - 488 P.
305. Merleau-Ponty M. Phenomenology, language and sociology: Select essays / Ed. by O'N eill J.L. Heinmann: 1974. - LX11, 352 P.
306. Merton R. The Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1957. - 426 P.
307. Mumford L. The Story of Utopias N. - 1.? 1962. - 511 P.
308. Peritore N.P. On formal, transzendental and dialectical logic. Cultural Hermeneutics. -Dordrecht: 1977. Vol. 4, N. 3. - P. 217-238.
309. Phenomenological sociology: Issues and applications/ Ed. By Psathas. N.Y etc.: 1973. - XIY - 369 P.
310. Phenomenology and the social reality / Essays in memory of Alfred Schutz / Ed. By M. Natanson. The Hague: Nijhoff, 1970. - XI, 306 P.
311. Phenomenology and the social sciences / Ed. By M. Natanson. Evanston: Northwestern univ. Press,. Vol. 1,2., 1973.
312. Sartory G. Perfectionism and Utopia / The Theory of Democracy Revisited. — Chatam, New1. Gersey. ~P. 58-85.
313. Searle J.R. Intentionality: An essay in the philosophy of mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. Press, 1983.-X, 278 P.
314. The Cambridge Dictionary of Philosophy / Ed. R. Audi Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 882 P.
315. The philosophy of Brentano / Ed. by L. L. McAlister. Atlantic Hightlands (N.I.): Humanitas press, 1977.-262 P.