автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Опыт исследования "Средового искусства" городских центров

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Заева, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Опыт исследования "Средового искусства" городских центров'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Опыт исследования "Средового искусства" городских центров"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОШТЕГ РСФСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКСЯЫ

МОСКОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВДОЖВЗТВШСКШСШШННОЕ УЧИЛИЩЕ (б. Строгановские)

ОШТ ^СЛЕДОВАНИЯ "СРВДОВОГО ИСКУССТВА" ГОРОДСКИХ. ЦЕНТРОВ

17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи - УДК 711.?; 712.7

Заева Елена Анатольевна

Москва 1991

ГСШДШЗЕШШЙ ЮГЛТПГ гс:с? ш дшш шш и шйШ Erosa

KOCSÖEJEOS ШЯШВ Щ0аШЕ5ШМВЕЗВ1ЕН® УЧНШЩЕ Cd. C^orascsoEoa)

На правах ртлошюи УДК ?II.?î 712.?

Заева Еггва Анатольевна ОШТ ШСЛЩОВМШЯ "СРЖ0В0Г0 ИСКУССТВА"

городских центров

17.00.05 - Декоративное и цриклагноэ пскуоство

АВТОРЕФЕРАТ дассергалш на coscsaasa учено! отедвна вавддма искусствоведения

Ессква 1991

кшшвга в Hoesossscs os@c¡sа ЗДдового Црезаого SasîÊsa Essaya здас^таодгочфСЁшггшш ушшгр (tí. cspora-sossaosî.

US^SSîI pyECEOiÄäfgSfe

(^дааш cœï-02ssï

Щ5Сф&?0Эр

Tssbessossä H.A.

j5c£scj> êpsssss'ï'iïû

Езг&гаоэ E.I. Солсгьаз Е.К.

м00щ>032? /

J391 г.

Sarpra игээертецкз cocsossss з " ^Х^аас. га яааедашш Спадвпвззярозлзяого ооео;& ЦВШ Сб. СзрогшоБСйоо) so egpsoyi 125080, r.Uocnsa, Sc^ozosaacsoe шгае, дш 9.

С гзэосргггсгз2 ыоззо oíeesoísesscs в csózzo^ze Uozzozszoto Basasго ¡^oeecssQEEo-epasssssEOTo ysazs^a (ú. Сгрсггпохскоо).

îgosrs içassrn. учаак:з в caszre в Егщдаж. oïsas на ®в?о-гздмфзгдеа в дщг cssesssspsx по ysasssEcaj адресу.

вазесдза годя,

y^assi секретарь сездкйЯЕзароваавого совзта, ггзддат ЕакгоотЕовзденая

А.Н.Черешшша

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАГОШ

Ажстаиюе» досдауовадкя а состошсм вопроса. Интерес к среда Еотсрзтаскз СЛОП22ПСЯ дезгроз крупна городов РОСС2И хаозаз созрепеняоЗ практзкоЗ ах рекснструзрокиш, а таете но-обходаос1з>в ягзггрсвашю яоешс обяастввкно-торгових центров, !Ток-'">- * зрс :е.:лп -эбрагогаши среда сзсаззшеь тесно связаяп с * ..к:" х.?псг59ста«то-0отвтвч9скс1 црзрода гззнэспо-

■;ОС с;. Ев«зраЧ580ШЯ?0 ИХОГООГОЗЗОГО иудмурНОГО

.рссгранстза,

!С тщ 171. во-зксгагзчесгсое ешявага, щагавмгави гасаяшав г vrкaкc•гУлs, ¿ргцмеаиш городской гд&терпадьясЯ культура, еовеоязяо ортогирова» изучаете хухкявствваяого евоеобразвя сзяяа пзрвяде ж?.го на эяемяки декорзтаэпого, декоратавно-пряя-хэдного 'ж.чуоотза я дазайза, оАвжпав ах в вояятаа "средового гааусояк;*, Тая нжа "средсво« вожувство" оярвд*лияо асвест оавостясгс рзесзотроааз 8с*сргч«скв сд<шг«*гося' срг/шзаиа

К ЕРчтоя^езу Ероэенз в сйгог« даятраяыаос «гяп я аросквз-зоз гфв'-"' «д;»т врхвтвкгург .fl-.cp.-iS педД1Х ■ шчЛХ ВЙЯОВ ~ шрзода н;вб<»ве вхтеяевтссго с< оженая "«рвдоасп"."- всаусвтаа", созрэдяР!*?? щ^вчЕра кстгорого по се2 декь -ктагтгя ааяшев срэдсфгшр7Е53и1 фактором с Аоятлам аотбиздалез худоаевгаэино-ю?с¥зч5оязх прякоз, солсгоз шхзшзво возпзееевцхх ройнх згэ-кззтов. Одялхо 7; оферт п^герссол срейсва* црсйа®Е»ззя з^ бэ 'пешая иаплггя круг вокрссоз» аглгглгнн,! с уккйяетшгз я тгразг-рсваняг-йи е^равдзнд "оредсзого есятссПл:"0 с?сраЗ палДГХ -зач.и авзса, яеоаотря на *о» что в ш хг-до?*стг9»»"я* я вуль-»ураса о.»-« одлхгве основа ирегкотввнного рааяятяя среди а ее ярошткш;ЕВ2 реяешй. В ышя о ч® глвэгиад » зсслэдаза-

кп* Ес«р2Ч*кзка сло^знгейся среда ророцаиого цецур.; cíi ядявйввав c2ctsiv:í4scs23 cpsssseoé 00 chíijv-

!„ : ti5;op0í¿.ELüro4 дькзратг&чо-з^шгадаого па^сст::-;. Í..■■ (E yoi-; tst-xa цйшгшзршх дсгикз) >'• кзь-гежгге в^чшекг.

ïôo^-t-ï;j4ôCiCii ¡улдакашкГ, .,. г., /,■.

го üo^cj.'Tí: s píiü:i-; е&иыь ■ ■ •";■.■■

¿.¡о« срьдоы? {фо&и&зевд ь . : .. w, » >

ййзььсгг- црз:;сгл2иа»тсй рс^д.-...- .-л ,"■■■:■:. -■'-■^г

С JTS5T5K ESX .lypso^xMorR^feCÉüz t-ïspws;,-- -sas «äotia»3il во -од а&аучи* ого» гзкйшяга^. ~ î, ••

Í10JU02 apoSteaísuio {itíEic&psícssS 0.); i ьГ..

к,'iKycûiîM (Haspaeoaa ti.) ajs ригсаотрааг* cper, «kïss» KEieropss "айспйаг*.

Tptaaaosíaiú грашда npeö»cs crsteaa ц^чразоккш^ах os» sycere (Еаавзышц С., tí?ps?:a в., CTOBSSOS Г. в др.), оршзв»» х&и £*гшгмаура°го црострааагва в rpcsoospcsa»abossa CiB,p • хек к., драг А. £ др.) авачЕтеяьзо раащк>га s $»ы:адсювж крсдаетао-кространсхвэаасЁ среда cas цздоотаого «ьяаггя поз В., Боаоз t., Гдоигэтев В., Гртпов В., Екшеееое А., С"*;-» kze I., Соловьев S. й др.).

СрздоЕо!» подход odyoiossa кбдддстггтагядрдкэ Qo&zí ©аа-cxmjoinsi цройгеи срэдофоргщюваквя ь вугьгдааз soasases. . . csícctíx вдов сскусотв - явтвратурц, фвготрафза, SS06?2S¡233£&» • лого искусства,._ (Sraa А., Есоувы» В., Еяжтап В., Реса>-пору A., ЯаКХЕЬСКК2 U. В Др.); S еуяьтгезссет {£î-EB2 S., ycHSEaiaái Б. s др.).

ВЕбодва -тогсодагеаавду шазазу EpsS-

декц Еоохвдовавая в области архзтехтура второЗ под.XIX - яач. XX зеков (Борисова В., Каздан Т., Югрдченко Б.), астораа здг-дссзстзэяюго металла (ЛедэЕНсетЗ В. я др.), а тахза есторзя срздового дзааЗна (Аос Е., Кагааов Г., Хаз-Уагсчадоэ С,).

дазаого паолэдсгаязя яадяатся опрэд&гегса ояахсйа- ■ чесапя щетпшсз форгарогаязя прсдааггочзюзтрзззтаеввеа срзжы цзотроз ярушз городов Гессзз срадсго-гл: "срэдсгого по^гоог-га": дзкоратпгаого, дзЕорзЕсзо-цраззадаого гвауеоага а язгаЗ-ка (а чал чгздз арзстэззурзп яосадсз) гл созогэ апаляза ого готсрзчгского опыта (гторсЗ гол.Ш - пэт.ХХ згкоэ) з оо-ретзй-пого сосгоянгя, что доавоет? вау^но сЗссноезязо содоёуз я его прогаостачетгсиу просетдравгазэ.

В соотвзтсткш о аостзздеязоЗ цвдьэ фор^ззруетоз соло-

ецо 8££§г|:

- оцрздэхпгь характер цадоотаоста срадц городского даагра пергода назбользаа пнтЗЕсакюота его _освогпгя "оредогая зсг^сст-бси* (второй аозЛП - пач.ХХ ззгоз);

- еяяззть оазцг^ау форзосйрозооаззя едехзптоз "срздозого паиусатЕа" а опрададжть его вадовуп картзпу;

- очертить пространотвенно-зренеявув структуру "срадового искусства" городского центра ;

- учатывал козщретпо-ясторпчесвов своеобразна природа га-разятвльностя, выявить херактврпне гариоиззируи^аз придала битая ноторическа сложился в вхоадення вовнх элементов "срадового искусства" в сродовуэ целостность;

- ошеать мохаяЕтл раздатзя "средозого гсг^сства" па основе результатов анализа его ксторэчэского опыта (второй пол. XIX - нач.ХХ веков) а современного состояшк.

Объектом гсоледоваяЕ! является орада соторэтеского центра

cpyrn:sr городов Pososh - деатрашаю узша Ыооеш, Eñ..-isro Новгорода, Cccspzi, проашстк Жепгвградеи

Цркг&зточ сеолодохдгда явдютоя вошфвтпо-сагоряггвгое osoao5pas¿o форщрохазгз црэдетЕО-адоачргЕЗтветЕоа среда городского сестра средствам "сродоюк» Ев^оска®.

Грзигдя-т estxeasosasss охваяшзз ugsoffií гагбакс osikesss: срадазсоз ctcssse: "срэдссого взлета0 г caspas ejsjees го-posos Posesa, о^со^ирхоя ко короИ пол»ИХ - essob s

еггау ревоЕзгрупсш с разкжя щетгроз в 60-s года II eses.

fáswf. весжедоважа. Иоодадовски горэдагаго цзясра ras егкпого орэдового объема опирается ж& «ююижа s es^bsiso-sossssisS kss-одн с ехеыегхтЕш: ssopss щюглоЕзрошзаг: г.о?с£.;.- " ЧСОЕОЗ asasarEs! п атазразояшсгсЗ.

В робогз еоеояьвовзш фотсштергаги црезв ш50р:ш гг. Hocsrs, Лешщрода, Esmero Новгорода, сеаара, а *шхе gosoa-«ехгаи ео среде цапгров stsx городов a es cojpeaaisca cocsoc-

es е ep03s32s3 црзд£0жше2 по кс рзеопотрзпщеп, essosopus

'upispa еэ sapytíoseoro onara реЕонструыш.

В escsqsososso шшнзш кацуарцая летература, сатрагЕеав-¡zm эвозу второй пое.2ГХ - шч.ХХ eoeqs.

Автор штоса? т ввдта? следуют.о пожетзшя:

1. В} второй EOJE.IIX • Ейч.Л bszob среда• есторачеспого цзггра крупного роосгйского города csosüEsas как целостность ЕевасогачЕоге оппоалдошного характера, б осеозу которой лег хгда-есзязшо-эатетичоскЕЙ фенаавн "средоаого Еспусства".

2. баетор-л актсЕНого освоения среди алеиенташ "средово-' го иокрсгЕа", сохранения вх упорядоченности и цреедатвеЕкого

равветак становатся характвр^аущая нноговвдовов "средовое ко-гусствэ" "откратаа" к дополндтегыши включения« форма.

3. иСредовое испусотво" развивается з результате омо.ш коняретно-гстсряческого гпгх струзтурзо-^ттта^о&азьдого 05223т-. за его элементов, в основе вцугрззшго еоотаетсткя которая да» пп? едшшя дгз опохп прзрода гараззгельяоогп.

овдадвжютея:

- есх-г^эЕвея хуцтя вопросов, ояязаяжас о р&наа за задает»« 5;лкой в сеаоо*сЕаге*ьауа худсгестзещув область з потому теоро-тнчесяз нэ всследоггпзш фенсмвся ""срадового есзусстза" опоп второй пол.ХП - нач. И гзглз (его унзкальншс 2 твраввроЕаяЕях элементов), ойгадаяззм худсгестБенво-г^льг/р^оа цмностья;

- расско»рэп:га неторачоева яодвешого гарзжгврз "срэдово-го искусства", обусловившего тппцшг.-! фзрмнровавия прэдкетго-простразствевзой среди городохюго цантра;

- одоскоганает подходов к ярогзозярогангв "срздового искусства".

Практическая знатэдоть гсояедогазгз сазгзчгвтоя в зоагаз-аоста пснользовашхя его выводов в аологеий для нугд разазгпя. я определения стратегия рекокг^юпж дсторзчесЕза, а таггз прн формировании новах центров ярзхшнх городов Росопя. СобрзшшЗ ЕЯЗЕСтратквньгй матеравл, вжеетс^й! в чзсгге г^отаго нсторггего-кзе цряиера декоративного, декераствпо-прзхладного нскусстаа. п прадизайна, значительно обогащает црофзссдопадыгй вагляд на среду, необходим для нсшхгьаоваяяя в творческой праетшсе.

Структура а объем работа. Дкооертацзн состоят аз введевгя, трех глав а ешзодов, кзлогзннпх на отравацах капапопЕСио-го текста, библиографа ( нагменованнЗ) а таблиц с шшютративнкм материалом.

КРДТЕОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОШЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение. Во введении освещается актуальность теш в соо-тоякае вопроса, оаредэланы цель, задачи а катоды нсслвдоваяаа, его сЗюкт, првщат и границы. Формулируется научная воагвна в 2ф22гетеозая значимость.

как худогественно-астетЕческая сесшззм - раскрываются ооаошае пшвета, зцрагторизупзаб среду центра Есторгческсго русского пергода второй поя.ХЗХ - нач.XX веаов вше скстзиау» целостно®^, в основе ко»ораЗ лежат "средовое искусство".

На протяжении агорой пол.Х1Х - нач.ХХ веков в условиях на-растащих процессов урбанизации среда скетуавялась как специфическая целостность. ^грнаа застройка центра российских городов привела к ?тау, что «редецвонные художественные приемы формировка© {Щзвекгявстго пространства утратили былую роль. "Глав-то^ а городе отало жнвйвое протятглное пространство ИйЭДШЗШ1 У38Ш» цродошщее традкшА, залсаенвув ранее Невс-шм щявпектш в Шггзвбурге. Их горизонта» стада образной-фак-егщвА в типе ойщвствештго цроотранства урбанистической кшо-культура.

Ззйшздионный подход (докшшрукцгй в научном к худоааст-ваажох вошвах вшгвегшег) состроил связь чедовака с "каотсез" & приоритете прсаарояих ^Ербнсша ©завостаЗ, тш са\5ни предав едхвуззгурЕсцу дайра историческую перспективу.

Ёэао^вдзавеэ мыияеше в архитектуре эклектики, где подобие пространства в "истории" выразилось в последовательно сшвгв-П5И дщг друга стилях прошлого, стало кФпяашго от вдва раава-Т2я. Ткань (шогоствдевого ашашпго фасада оЛедкншэ богдав ржззе еюотроагн, а ва даЭвхв ©азов виасало ^уидд остросовре-

"Сред& городского исторического центра

цепкого кодерна, узе закладывающего новые, часто неоднолиней-шз отногевия с прошлым и будущем. Категория "времени" распирала свои смысловую трактовку, поставив ценность "места" в пря-цу» зависимость от его способности выразить неповторимость, уникальность (чувство преходощей истории и одновременно -"застоящего" - конкретного реагента городской еизни). Централь-яая ужща (проспект) становилась средоточием репрезентативных сооружений, в которых стилевое выражение дополнялось статусным содержанием: новизна пассажей, торговые дома и гостиницы с экзотикой названий, по эхе - банкирские фяркы и крупнейшие универсальные кагазиян,..., отвечая определении "модная улица".

функциональная необходимость, прагматизм торгово-делового центра соседствовали с атмосферой надобыденности, что прел сталось в художественной своеобразии организации архитектурного пространства. Худояественно-эстетяческая система романтизма, опредеяпиая философию архитектуры эклектики и неоромантизм модерна, обусловила взагмосвязалный подход к преобразованию округащеЯ действительности, что в прикладной оттенке формирования городского центра вызвало целостное средовое видение пространства. Перенос акцента с доминирования архитектурных объемов на связь мезду ними офорт ли понятие "среды". прообразом которой стал "городокой пейзаж".

Цредаетно-пространственная среда складывалась благодаря худогеотвенной активности декоративной ткани сплошного фасада, ее стремлению к саморазвзтаю: в эклектике - преодолевая коцпоззцпонную равнозначность фасада, в модерне - подчиняясь сдозктп каяюзационпда акцентам его плоскости. Внутренняя не-заверпеннооть декоративной ткани, позволяющая дополнительные валвчэнпя, т.е. свойства "открытой" фориы, привели ее к рас-

слоекив в црострааство, "достраяваншз" алшектакг "средового искусства", представленного декоративным и декоратЕвко-прик-ладнш искусством, а также прадизайвоа (в том часле архитектурными детадяшг). Среда явилась результатом и(кзддо2стх?С53 в архитектурной пространстве вледантоа "срздовсго сскусства" в слоаной "пейзажной" упорядоченности, где батне кедого олеазп-та инслатся в сшав о цааш среда. Творческий катод "достраивался" "открато2" фороа сообщал взагиосвяавяаоцу сргдовоку организцу второй цол.ХВ - Еач.ХХ веков свойства попор^атоЕ-еосте н оапосгцаонносгн, как воглогпостп соедшшшя ваугреаае цротЕворачквух качал, чеа обведшая его в целостность "ралав-тачаского" характера с чертежа постоянной недэска&вдоста, становления, ыадаченая нового,...

"Средовое искусство" со своей <£оршш>ной, Еааровой в видовой кошсретно-ясторгчоской иконограЗаей становится устойча-вш прйвцшюа описания утилатарннх и худоластвеяно-астетечес-кшс процессов среди центра. Лепные декоративные филешш заполнялись ревлааоыи; розетке "прорастает" канделябрам освещзнвя; балконы в навесы приобретали консоли я опоры, а затем "оборачивались" вывесками, дополнялись осветительным щшборанз, во-достс вт,... Фасад "удвоился" средовшш алеаевтанк, расположенными в пространстве: я^шншд в отбойвдаи туибат, торгевами киосками,... К началу веха появляется активно выходящие в пространство объемные витрины с вьшуклют стехвдш в вгтрза-ншш перилами, решаткяии; парапеты крыш усложнятся декоратпв-ныыи сеткааи под вывески,... Эклектика & модерн творчаскн оо-мыслили исторически сложившиеся примеры "оредового искусства", став закономерными этапами в его развитии.

Ваеоте с уравнением статуса архитектур! в декоративно-прикладного искусства во второй пол.XIX века в среде исчесаат

понятие второстепенного, художественно незначительного элемента. Шсокие стилевые нормы, будучи достоянием кассовоЗ городской вухьтурн, влияет непосредственно на худогественныЯ облив навесов, витринных рететок,... и опосредованно - на характер витринноЗ выставки или рекламного текста. Сформированное многостилевое единство элементов "средового искусства" выетупило универсальным инструментом в определении новых явлений городской культуры, отвечащкх динамике жюзни. Аналитичность, научная опссательность эклектики с аппаратом этногргфзчеегшх, археологических и исторических отщзатиЗ гггда основу ее научного типа проектноети, позволившего распространить логику "стиля" на ввестилевнэ явления: мотивы народного кодусства п зодчества, технические изделия,... В ранках единого для "ерздового искусства" принципа ииогостпдья рациональный научно-оперпяпщяй подход эклектики углубил процесс обособления видов, выделив в среде наряду с декоративными в декоративно-прикладными эдеаентами прадкзвйн, получивзнй свое дальнейшее осмысление в ыодерне.

Многостильа • средового искусства" стадо выражением худо-жествекно-я^атпческих идеалов эпохи. В опоре ва конкретно-историческое понятие "красота" возникают, и формообразующие решения. Традицзя стилизациз с чисто внешнего умозрительного декорирования полезной форгя! эалектика (эклектизм и стилизаторство), где "гфасота" лшелится в разнообразии (с критерием выбора стилевого декора) и уникальности (ааа пианов подражание раритетам), к началу XX века в поиске нового уникального оредового элемента модерна вое более опосредуется внутренний, часто конструктивными закономерностям полезной формы. Стремление стилизации ко все большему обобщению и вааишсвязанности средовых явлений шло от подробного художественного анали-

за каждой формы к установкам на пересоздание- повседневной среды.

Формальные н видовые взаимосвязи средовых элементов дополняются их исторически характерными пространственно-временными структурными соединениями. Ретроспективно-''-¿сторическ , -" видение пространства художественной культурой эклектики и частично м дерна, а также линейный мононаправленшй характер городской культуры, фшссирупций устойчивый тип поведения и восприятия, подчинили структурную организацию протяженного :-;остранства центра "временному" параметру. Тем самым была заложена возможность упорядоченности всего многообразия срзд.вах элементов. Однонаправленность "временного" вектора перешла в непрерывную горизонталь пути вдоль сплошного фасада, разнообразного от сме-нявщихся в зависимости от требований конкретного "места" навесов, канделябров, витрин, вывесок,..., в свою очередь образовавших линейные неразветвленные соединения (линии навесов, вывесок,...), ориентированные вдоль каркаса. Линейным связям подчинен плоскостной графический характер декора (кружево металла, витражные переплеты,...). Этому же служит обилие "одномерной" шрифтовой графики (текстовая лепнина, рекламы и вывески, надписи на решетках, витринных стеклах, плитах тротуара,...); особая чуткость эпохи к слову, создавшая уже к 70-м годам XIX века облик "улицы-газеты".

Графичный характер среды нашел целостное выражение в популярных явлениях художественной культуры: от тиражированных гравюр с городскими пейзажами до черно-белых фотографий, почтовых открыток и торговых рекламных листков с видами центра и т.д.

Исследование во взаимосвязи формообразования, видовой специфики и способа структурной упорядоченности элементов "срадо-

вого искусства", лежащих в основе конкретной средовой целостности, позволяет перейти к анализу их художественно-эстетического функционирования в среде городского центра.

Зо второй главе - "Художественно-эстетическое функционирование "средового искусства" - выявляются своеобразные художественно-эстетические принципы, определяодие характер органичного вхождения и бытия элемента "средового искусства" в средовой целостности, складывающейся во второй пол.XIX - нач.ХХ веков.

Неканонлчный оппозиционный характер целостности обусловил своеобразие гармонических отношений элемента со средой через систему средств художественной выразительности. Художественно-эстетическое осмысление среды центра (как целого) в попытке преодоления ее обыденней ■■дностсронности акцентировало внимание на самостоятельном элементе "средового искусства" (как части). Олояиваиеся принципы формообразования средовых элементов (эклектизм и стилизаторство эклектики, стилизации модерна) влекли свои внутренние механизм обобщения содержания, что приводило к появлению статусных, репрезентативных форм: декоративные скульптуры на фасаде, указывающие на функциональную специфику сооружения; пышные торяеры и канделябры освещения, предваряющие и выделящие вход,... Выражение ранее внехудожественных, но практически полезных сторон жизни города потребовало создания формы универсального содержания: соединяющей пользу и красоту, учитывающей множественность вкусов многослойной культуры города и т.д., что в итоге усилило ее неоднозначность и расширило сферу ее ассоциаций. Концентрация значений в форме "средового искусства" в качестве семантической составляющей средовой поэтики выделила многоассоциативность.

Многоассоциативная форма "средового искусства" повлекла в

качестве композиционного приема выражения ее обобщенного со» держания романтическую "поэтику контрастов" с алогизмом сов-, мещения несовместимого, гиперболизацией, фантастичностью, а на рубеже веков дополненную пантеистическим одушевлением вещного, гротеском,..., усиленных антикатегориями атектоники, амасшта-ба,...

Система средств художественной выразительности (семантические и композиционные связи) гармонизировала вхождение и бытие элемента "средового искусства" в средовой целостности. Природа выразительности испытала влияние доминирующего для XIX века типа ишления -литературоцентризма. Литературность художественного мышления пронизала эстетикой "слова" семантические и композиционные связи "средового искусства". К началу XX столетия наряду с литературой - временным, наименее подражательным и наиболее выразительным из искусств, ведущим видом становится музыка, отчего слово приобретает наиболее музыкальный - поэтический оттенок.

На обыденном уровне восприятия, сохраняющем черты мифоген-ного сознания, элемент восстанавливал свою неоднозначность в первичных интуитивных ассоциациях, где литературоцентризм опирается на еще архаичные представления об олицетворенной силе слова. Отождествляется субъект и объект (имя главы фирш и ее специфика), слово и изображение (вывеска, совмещающая текст к рисунок), .-вещь и олово (название торгового сооружения и его витрина) и т.д. Обыденный взгляд непротиворечив: предания и мифы, эмоционально связанные с тем. или иным историческим шестой, переводят прошюе в единое вневременнбе настоящее; необычное в повседневное;...

На профессиональной художественно-эстетическом уровне до-

гика ассоциаций черпается в литературной природа э.^рч.эитвльпостя "средового искусства". в качестве внутреннего соответствия метафора фунаш; соорухения эклектик?, "-читается" в выборе стилевого декора: чайный магазин в китайском отпле, торговый дом - в русском,...; интерес к фольклору дал обилие сказочных образов-символов: петухов, грифонов и опоэтизированных модерном сгазэ-лов фантастического игра "зла" - фзлгнов, драконов а гной нечиста; аллегории пользуются образами '.сфолсгсй - "знак Меркурия" на торговых дсиах,... В качестве внешнего подобия литера-туроцентриз^ эмЗлетсы заполняется годоа пос-тюЗки, буквенной аббревиатурой - инициалами владельцев, шаганием учреждения,...

Крс:;э зсторичесга слоеивзяхся фора л материалов, «исупг-з: патнну времен, среда на протяжения второй пол.ХГХ - яач.ХХ веков ассимилировала ноше, не имевшие многозначного назлоения прошлого, ассоциаций худояеетвекной яизки. Способом увязать новый средовой элемент с бытущей в культуре системой ценностей стало полагание его "истории" в литературе. Роль мифологизации стеклянных плит и вывесок, зеркал витрин, электрических фонарей,... сыграла их поэтико-дитературная интерпретация в романтической новелле, социальной утопии, фантастическса романе, поэзии символизма,... Иногоаосоцнативность новых элементов "средового искусства" стада основой многосторонних секантачес-ких связей со средой.

Временное начало природы литературоцеатригаа а лшайных связей пространственно-временно'й структуры легло в основу и композиционных отношений всего нногообразия средовэх одеиентов, чем подтвердило исторически конкретное структурно-фувюпонаяь-ное единство "средового искусства". Литературно чзтаекзя "кзо-гословность" подробного "повествовательного описания" фасада эклектики или "поэтихо-эпического" строя фасада модерна, ак-

центируя статусноеть сооружения, питает декоративной, доходящий до декоративизма характер "средового искусства". Однородные элементы "средового искусства", последовательно сменяющие друг друга от фасада к фасаду, позволили говорить о вариативном развитии во времени декоративной форт глздого из них как определенной "теш". Рисунок флагодержателей варьирует, одушевляя ведаое, зоо- ж бисыорфные, геометрические мотивы; навесы и зонты импровизируют свою формальную "тему" алогичньсди гротескнши построениями тонких опор яэд массивной крилей, антитезой стекла и металла; бесконечные линии вывесок, оплетающие фасады, трактуют в неповторимых сочетаниях орнглентать-ную ткань шрифта и цветофактураые характеристики и т.д. Цреоб-ладащое линейное развитие "тем" в среде дополнялось многонад-равлекным варьированием отдельного декоративного мотива внутри элементов фасада модерна: от решетки парапета до навеса,... Создалось многообразие метро-ритмических закономерностей развития формальных "тем" элементов и их декор; а;.- шсс мотивов, как в пределах сплошного фасада, так и в пространстве.

"Достраивающиеся" ассоциативное поле значений формы и ее композиционное варьирование гармонизировали взаимосвязь элемента "средового искусства" с неканоничной оппозиционной целостностью. Тем самым творческий метод "достраивания" "открытой" формы "средового искусства" стал показателем достигнутого средовой системой уровня художественно-эстетической целостности, охватив не только формальное, но и семантическое, композиционное строение его элементов.

Изменения, произошедшие в среде к настоящему времени, позволяют предположить наряду с неизменными основами существование механизма развития "средового искусства", а также причин, инициирующих это развитие.

В третьей глазе _ "Среда городского исторического центра как раэвавапцаяся система" - на основе результатов анализа "средового искусства" двух исторических периодов (второй пол.ХП - нач.ХХ веков и 80-х годов П взва) исследуются а®а>-ноиерности и определяется направления его развития.

Городская среда полноценна, если она саморазвиваека. Наташа* развития исторически слогашегося организма учитывает своеобразие неканокичного оппозиционного характера целостности, соединившего противоречивые, в том чгсяа стилевые и вне-стилевые направления. Начиная с эадоктзгх язгавиовано спесет-левое начало средофоргщювашгя: огкаэ от деления на "исйуве*-во - не искусство", ассхкдещая яеканошчных приемов фо>:гцго«-ваши выставочных пространств, интерес к некласспческим стадам, опиращимся на внесталевуа народную культуру,... Пространственные поиски модерна с попыткой преодоления линейвосга структурирования среда; его стремление к синтезу, нарушала умозрительный подход эклектики обилием чисто декоративных, украшательских элементов, прзвзлн к активизации зралядаоЗ прз-роды выразительности "средового искусства". Повседневное пространство улиц и проспектов центра враги от времена стало ояивяаться праздничными декоргщгаз.

Рекреативная иапрааяагыость современной среда цеатра с поиском ковах раярезеятагаЕиых форм "средового искусства" в яр^арочво-араадЕзгеной стихии привела к илсау ритуалу надой>-деззоста. Иэзоркативное поведензе, восстановившее обоветЕЗШшЗ характер пространства, слобода заимствования средств у к®-них видов искусств, оформляющих яргарочно-праздничное действа (декорацаонно-оформительских,...), расширила прароду вкразп-тельности "средового искусства". Смена худодестввнЕО-эстета-ческого способа функционирования "средового искусства" сопро-

Еоддзась сэззтагеаышы переходов Ерлфздд виразггеишюстЕ худо-ерсяааяд вроцессов среда от лзгаратуроцентризма к зрелвде-цззгрдазу. Следователь®», црз неез^внном характере средовой пеугоствооти. слознееойся во второй пол.XIX - нач.ХХ веков, с "огщрзтоа" формой "средового искусства", способной к "достраи-ваизвР, механизм развития основывается на исторически изменчивой устэ структурно-функпдонального едзнства его элементов. В оовогу современного типа единства легла зрелищная природа выразительности.

Переход к новой структуре нарушает привычные связи и соседства рада создания новых. Зредищецентриаи с приоритетом пространственного параметра сменил линейность разветвленной в пространстве многомерной структурой. Усложненная упорядоченность сохраняет устойчивость, усиливая связность элементов "средового искусства*, повышая их валентность. Потенциал пола-валентных элементов заложен в "открытости" средовой форш, в Еогшиности ее формального, семантического и кошюзиционного "достраавания", расшгренной художественной культурой яршр-ка-праздннка.

Современность обогатила формообразование "средового искусства" неклассичесюш подходоц. "Инструмент" стиля сменяет абсолютизация внестилевого начала (постоянно подпитывающего профессиональное искусство). Енестилевая природа с высокой степенью вариативной переработки устойчивого художественного материала расширяет возмогности самой стилизации. Стшшзацгй в виде "реминисценций", "заимствований", "подрагшцй" и "намеков" на свой прототип существуют в контексте подлинных многоассоциативных исторических "цитат".

Амбивалентный характер ярмарки-праздника выполняет функ-

цив мифологизация новых' для среда фор:л, "достраивания* их до многоассоцватЕвных. Поэтов Бремепякм сооругеэзаа придается., свойственный ярмарка блеск, яркое тканое офоршганш, экзотические названия,... 5 фолыиорнне архетшш в предметной вывес;в олицетворяет фирме пика магазины,...; обыденность вреыешых функций торговля, фотосалонов,... дополнена ппворсионта цразд-нячша скаслом шюбнтвя в его веселой относетелвпостн в теат-ралззозатой рекггеагз, оказочнкх декорациях»...

Зрелищная природа выразительности дояогнига юйгаошвгоз-нце цраега горьпросааия форм алекектов "средового пскусс?з»я.-В возяггпвй сш эпкет ?текен?оз новое таестгг'.чоз ягодкг г-торзчесллй Еонтекот вариацией шз инверсией, "пфоеого" с ; гтгсо-го прототлда часто через парода, еыптодтэ} сочзтазтся гсзо^з-« тае:;ое (бзлаган и веоклассгка); спешивается "патетика" стаис а ".трется" оформительских декораций,... Элемент "сродоЕого искус с те а" варьируется в сочетании с другпии, используя исторический опыт композитных форм (торгов, л, увешанные реяламзруэ-. кнм товаром, музыканты с инструментами - человек-оркестр,...). Разрушение устойчзвнх представлений об элементе осзобоздаэ? ого внутренне природу для новых сочетаний. Парадокс и абсурд "игре" с ве:зью (аномальной с точка грегга канона), соедвненге далеких друг от друга "тем" ассоциативна рсздаог нечто трек- .

Свобода смысловых и композиционных прочтешй создает пош~ валентную ¡основу элемента "средового искусства" в кяогомерпсЗ пространственной структуре рекреативного центра.

Научньм обоснованием направлений прогностических исследований "средового искусства" выступает его кехашвяа развитая, вюточаггуЯ в себя взашссвязь функцнонаровгншх я структурной упорядоченности элементов в неказоничной оппозиционной средовой

целостности, в основе внутреннего соответствия которых лежит конкретно-исторический характер природы выразительности.

1. Необходимость охвата всего возможного разнообразия художественно-эстетического функционирования и структурной упорядоченности "средового искусства" ориентирует природу выразительности на дальнейшее обогадение и развитие црисуцей ей взаимосвязи начал зрелищного синтетизма и аналитической проли-тературной описательности.

2. Постоянное расширение сферы функционирования "средового искусства" шрааается среаде всего в обогащении средств художественной выразительности, в стремлении к совершенствованию своего языка через: очищение и обособление кавдого из видов "средового искусства" в своей выразительной специфике, а также появление новых со своими выразительными возможностями, что умногит межвидовые взаимодействия; заимствование средств из пограничных сфер народного, станкового,... искусств; и т.д. НоЕые выразительные качества "средового искусства" при определенных условиях становятся основой концептуальных подходов к формированию средоЕых фрагментов: "переработка" новыми средствами исторически слогивашхся средовых сюжетов; возрождение о родовой иконографии прошлого в "геоисторической модели" места в единстве разновременно существовавших образцов "средового искусства"; худохествевдо-поэтическое видение места "средовым нскусствсы"' - в исторической конкретности связанных с ним преданий и мифов; экологическая эстетика, подчеркивая родовую связь искусственной и естественной сред, восстанавливает традиционные- для данной местности подходы к средоформированию и т.д.

3. Обогащение выразительных средств и языковых каналов

ч j.-o t

i . ~ «

- oj- ■■ Л ■ ■-

I,. s», roi : 75

a гвриод второй - еэтЛХ :чпк>» с.-^те -лп :

по сгасчгзто^л sa.icsï'te^t^, г «иг*

:;з «агор?! x-vzsi "срэхояоэ ггокуч-еглз'; xi^-'ïispri-'r^ecr; чаогга кзтзд» "дсзтрэдзгкт" ^ •xoanzsr.-r*

его элементе»;

- çeEOKsa "средсвого гк^сстгл'"® асгж в pssjzz.tt'a pré-сло?ягг- де.;сра?;свзой твгкз й-зсвдаз аьл&ллиз и «»язргь - ш*» канта дезмратшюго, дзасратсг^^шизаддого ждусает з двзайаа (в тал чгсдэ йрзштззтуряаз двтлз) a отгвт га квайзе» дзаость огратгззя ш>вш? ядаагий городсяоз вугьтури, чго ойда-телъствует о гвявтгчеояом рояоггэ сгзвв "средоввго пвезгестза"}

- даая кяогообразпя я квпсвтсргкоега шогояззръото "ере® дозого EcsycoTsa" вопаотавоя в фориообрззоБгнгз на essorз гостялъя. Инструмент ссддзгого дс^гсда (аклзгптазя s ст&гагз-тсрство sasesrssa, сталязацка модерна) вазвояав pacspocrpœs®?» яогашу "стоял* я на raecsazœras явяэкаа среда ('»одгзтсст гэ»

дедгя,...), что доказало внразетельноа едевство "средового искусства'-*;

- характер худохгстввгашх процессов городской культура насел ограгезае а способе структурной упорядоченности всаго ^С'^гообр'дчг; элементов "средового искусства" з горгаовташгае ¿дозйшго керазввтвявшгае свяаа шг в плоскости фасада, тот;

ь пространства, вокашашсть кэ«оршс $скохшю гр&Хачное шшо-Еоогаоэ штадо декора.

2. ^¡аааствекяо-эста'лгчэсгоз ^Ешсоиярованга "средового Еокусстваягроявилоеь во ввашкюхаовезги глсмзпга со срздозоИ целостность» через скстшу средств художественной варазатагь-ности {сс^хихтичес!?*4 и кошюзвцвояше связи), *"*е в основа гармоннзацаи отношенгй лезат конкретно-истори ггскй: херистер

. аркрода вцразятеяькоота (лнтературоаеатрнзм);

- ваанейшай составлящзй поэтшсз "средового искусства" является маогоассощштазшоогь форад, с«авиая щвшошсш органичио» го Ежоздеаяя влшшуа в среду, преодоления ей обыденкой одно-йЕачноста, основоЗ его многосторонних связей со средой, лате-ратурная природа асооцнацай влечет описательный способ сбоб^э-шя содерзшавя элементов "средового асвусства", ка.тодящпй свое внрааекЕе в цродекоратшшш характера их фора;

- подрскЗшШ "пересказ" ®?шсцЕсшальной а статусной спвда$©-кз сооружшшЗ язнкда "средового искусства" ввделил в коашэд» ЦоОйннй црЕндап вариативное иияровязацйошое. разветви з среде декоративаой форам кагдого ив его элементов как определенной "тсац": в орнакаатальнш и изобразительной декоре, сочетаниях 1Лт«рхалов*, цвотофактурша характеристиках,..., используя арио-ш. гротесва, гэлерболы, соЕзгядзния несовместимого и т.д.

3. "Средозое искусство" - исторически ваиевчапа, В слагав-

•ecítoa йщгшажоЗ сеяозззкзнэЗ цвяосетосга среда гезашзз «язякаяз разгетаи "сргдвзсэ швуоотао" о«я5др®йш<ао рзщюа»

сетра офэрстюсь з нсгнй еш cjjssoasa егруктурзсй jes» зйкотаасма а йушеззсазроЕЗДЕЯ, в основе Езрргшгего qqosssícs-г:л коа^ш газа? когпрзтзо-гйгсрззоопзЗ sspsssop прзродаа гл-рййдагзаосях (эралацвцвварвгз);

- погкЗ рзгупл шдсбцдевдсюгз среди, опгращйся на негг.» гдазгид® худозестаоануэ треазщи, ese-xssspyss гзветадавов шшо формообразования аггеаоЕзов "средам» го таиусстт-а", определяя? пр-гроду ах асссцшагй, обогсг^вт по погзгзазяав правки зарьщюЕшша обравозаивйся ашотаггзЗ отв-лкйк а лззстахэБКХ форя, a так£3 вдечв? упсрядочзшосгь адэ-::s2scb "средового гскусстза" з шогскорнуэ, оггбодпо развитую

з црсотрактсз струзяуру;

- kokesssis разггтач "срздового искусства", обзедгпзггпй

з сева щшцщам форщрожжш его хстгрвтво-сстср.тгесг.сго osos» сбраадя, явеяэтоя паучнхм обоснованной подхода к прогаозщювз-шь, "сродового годуссгва" я определяет направивши ьго прог-зостечосгсес гсследоггзпа.

4. Еесбходтао расппрзть область сохраниажа произведений горсдсгоЗ худсзестзезнсЗ натура, вгшгшз в нее наряду с унз-кагьшгя таретэровзаные образца декоративного, декоратпгго-црз-хшадаого искусства а цргдаайна (в том числе архитектурам де-тша) второй пол.ХП - нач.ХХ'веков, обладайте своей худо-яйотвеяно-эстетзческоа ценность!).

ПУЕШСАЩИ ГО TEJE ДИССЕРТАЦИИ Печатше труды

I. дультурно-торгоЕкЗ центр исторического крупного города

в аспекта типологического образования. - М.: Деи. во ЕНИНТЗ 27.12.88, К 52.

2. Синтез декоративно-прикладного искусства, архитектура и дизайна в формировании структура срады городского центра.

- Ы.: Дец. в НИО Ияформкультура Гос.б-ки Ей.В.И.Лешша, 6.07.89, Л 2034.

3. Худогзственко-эстегзчгсЕое функционирование декоративно-прикладного искусства и дизайна в систеаэ исторического городского центра. - И.: Дец. в НИО йнфорккультура Гос.б-ет СССР шл.В.И.Яенгаа, 11.06.90, » 2295.

4. Поче»лу "умер" Арбат? "Архитектура" (щшшенве к Строительной газете) 12.11.88, й 21(685).

5. По ярмарочный акусш. "Архитектура" (цривэхеаие к Строительной газэте) 13.05.89, Л 2(636).

6. Архитектурный декор эклектики в система среди исторического центра города. Декоративное и црикадаое искусство: Межвузовский сборник научных трудов. - П.: Московский автоглахь-нический институт, ШШЕГ, 1989. (В печати).

Научные сообвепия

1. Гуманизация среда культурно-торговах центров. Тезгсн докладов научно-теоретической конференции аспирантов а преиода-вателей МЕШУ. - М. 1988.

2. Динамичная структура среди исторического центра дутого городам Тезиса докладов ваучно-теорэтнческой конференции аспирантов и преподавателей МЕШУ. - II. 1983.

3. К вопросу о природе выразительности эклектичной среда городского центра второй половина XIX века. Тезисы докладов научно-теоретической конференщш аспирантов и преподавателей МВХПУ. - М. 1990.