автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Орнаментальное искусство арабов периода средневековья

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Аль Сакер, Хади Абдуль-Али
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Орнаментальное искусство арабов периода средневековья'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Аль Сакер, Хади Абдуль-Али

Введение

Глава I. Исторические предпосылки развития арабского орнамента

1. Орнамент - важный вид искусства арабов

2. Возникновение арабского орнамента и развитие его основных элементов

3. Орнамент как вид декоративного искусства.

4. Происхождение орнамента от изобразительных форм.

5. Особое восприятие мусульманским художником объективного мира

Глава П. Высокое декоративное качество арабской письменности и ее большое значение в искусстве (возникновение арабской каллиграфии, ее виды).

Глава Ш. Исследование средневекового арабского орнамента с художественной точки зрения

1. Закон ритма.

2. Цветовая гамма. ПО

3. Законы построения композиции (гнрих и др.)

4. Использование орнамента в средневековом искусстве арабов (некоторые области применения)

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Аль Сакер, Хади Абдуль-Али

На современном этапе развития искусства арабских стран остро встает вопрос о формах, путях и методах использования культурного наследия прошлого. В искусстве, как и в других областях духовной и материальной деятельности человека, существует неразрывная связь меяду прошлым и современностью. В этом отношении интересны заметки В.И.Ленина, сделанные на статью Плетнева, где В.И.Ленин иронически относился к ошибочным выводам Плетнева о необходимости создать новую пролетарскую культуру с одними силами пролетариата без помощи уже созданной культуры старого общества^?

Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Здесь очень важно понимать, что орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтог^г не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.

В каждой стране у каждого народа складывались свои традиции и особенности в решении проблемы орнаментального искусства, которые отвечали национальному складу, характеру и образу жизни народа.

Намечая и разрабатывая научные пути развития арабского декоративно-прикладного искусства, мы должны придерживаться жиз

I) В.И.Ленин о литературе и искусстве. -М., 1979, с.448-458 ненно важных для него положений. Во-первых, необходимо изучать то, что создали наши предшественники, анализировать их произведения на основе современных, исторических данных, использовать их опыт, который должен послужить развитию искусства и культуры.

Во-вторых, использование культурного наследия не должно быть слепым подражанием и механическим копированием, а всегда должно находиться в обстановке критического научного освоения, соответствующего требованиям времени и функциональному назначению.

Данная работа посвящена вопросам орнаментального искусства арабов эпохи средневековья. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время у арабских художников появляются тенденции и стремление все более плодотворно использовать богатое наследие орнаментального искусства, следовать его духу и методам решений. Это и требует тщательного изучения данной темы с тем, чтобы выявить стороны орнаментального искусства, являющиеся наиболее ценными с точки зрения современности.

Таким образом, целью данной диссертационной работы является выявление особенностей орнаментального искусства арабов в средневековый период.

В связи с этим выдвигаются основные задачи исследования:

- выявление национальных традиций орнаментального искусства арабских стран;

- определение основных направлений развития средневекового орнаментального искусства арабов;

- выявление особенностей формирования и принципов декоративного искусства и архитектуры с учетом национальных традиций.

В данном исследовании рассматриваются основные виды и элементы орнаментального искусства. Показывается формирование художественных традиций в процессе эволюции таких искусств, как архитектура, каллиграфия, металлические изделия, анализируются особенности традиционных композиционных принципов построения плоскостей и форм орнаментов и цветового решения. Выявляются приемы и принципы каллиграфии.

В работе большое внимание уделяется изучению и описанию элемента письменности прежде всего потому, что она является одной из основ арабского орнаментального искусства.

Большое внимание в работе уделяется идейно-эстетическому значению и роли орнаментальных традиций в формировании художественной культуры арабских стран.

Советские и зарубежные ученые, занимающиеся этим вопросом отмечают, что проблемы развития и характер средневекового искусства этих стран редко рассматривались в целом. Главная задача заключается в раскрытии традиций искусства прошлого, в плане их использования в современной художественной практике. В данной работе на основе диалектиконматериалистического искусствоведческого анализа закономерностей исторического развития орнаментального искусства арабских стран рассматриваются современные перспективные тенденции развития арабского орнаментального искусства, выявляются возможности использования достижений прошлого в духе современности.

В работе большое значение придается изучению национальных традиций орнаментального искусства, как вида народного творчества, широко исследуются вопросы эстетической основы предметно-пространственной среды на основе национальных традиций.

В арабской искусствоведческой литературе редко встречаются научно обоснованные теоретические работы в области орнаментального искусства. Многие арабские исследования по арабскому художественнсщу орнаменту ограничиваются одной его культовой стороной, сводя все связи к одному мусульманскому вероисповеданию и проходя мимо всего остального.

В этой связи в данной работе предпринята попытка ликвидировать существующий недостаток, комплексно исследуя арабское орнаментальное искусство на основе марксистско-ленинской методологии.

Автор в своей работе использовал научный опыт в этой области, накопленный в СССР.

Вопросы теории развития средневекового орнаментального искусства широко освещены в трудах советских специалистов, которые решительно выступают за многообразие творческих поисков в рамках широкого стилевого единства.

Ойцим вопросам развития арабского искусства посвящены работы Б.Веймарна "Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков" и Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский "Искусство арабских народов (средневековый период)".

Имеются исследования, посвященные использованию национальных традиций в декоративном искусстве и архитектуре на примере Средней Азии: Б.П.Денике "Архитектурный орнамент Средней Азии" и Л.И.Ремпель "Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения".

Представляют интерес сборник статей советских ученых-востоковедов "Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973" и др.

Кроме этого в данной работе исследовались теоретические труды искусствоведов арабских стран.

Вопросам орнаментального искусства посвящены работы Марзук Мохамед Абдулазиз" Ирак - колыбель мусульманского искусства".

Мусульманское искусство: его история и характерные черты". "Искусство исламского орнамента в странах Магриба и Андалузии". История развития искусств и орнамента в арабских странах затрагивается в трудах Бахнаси Афифа "Эстетика арабского искусства".

Ряд авторов подчеркивает роль национальных традиций в современном творчестве. Особенно это может прослеживаться в работах Хасан Аль-Масуд "Арабская каллиграфия" и Ш.Фариса "Декоративное искусство Современного Ирака и его национальные особенности".

I ГЛАВА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АРАБСКОГО ОРНАМЕНТА

Ввиду большой устойчивости традиций на Востоке необходимо обратиться к их древним истокам.

Археологические изыскания, проведенные в Х1Х-ом и ХХ-ом веках в Сирии и на земле древней Месопотамии, явили миру важные архитектурные памятники, восходящие к цивилизациям Ш-его и 11-го тысячелетия до н.э. Эти памятники были созданы народами шумеров, аккадов и древних вавилонян.

Искусство этих народов, их достижения в архитектуре и орнаменте оставили глубокий след в развитии искусства доисламского периода.

Культурные достижения этих народов использовали Греция и Византия - пионеры западной цивилизации, на них опиралась в своем развитии сложившаяся на Древнем Востоке культура Сасанидов. И те и другие служили как бы связующим звеном между арабами древности и арабами нового времени, создавшими культуру арабов г^сульманского периода. Тому, что многие элементы архитектурного искусства и орнамента были пронесены через века, содействовало византийское и сасанидское искусство.

Во время раскопок, проведенных во многих городах Сирии, Ирака и других арабских стран, были обнаружены многочисленные дворцы и храмы. Они являли собой образцы прекрасной планировки и великолепия архитектурных форм, в них явственно прослеживаются элементы развитого искусства архитектуры и орнамента.

В Междуречье встречаются много зданий, сооружений из необожженного или обычного кирпича.

С точки зрения использования элементов орнамента, мы обнаруживаетл фрески, применявшиеся в рангою эпоху в сирийских городах. "Была известна и мозаика, ее элементы создавались из. кирпичных палочек, закаленной глины с разноцветными головками, которые закреплялись на стенах: в определенном порядке, составляя орнаментальные узоры".1^

Рисунчатый подбор плотной равноуложенной кирпичной точки создавали геометрический орнамент, как в храме богини Иштар в Вавилоне. Пример такого метода кирпичной кладки появляется впоследствии и у арабов как из кирпичей, покрытых разноцветной глазурью. Это явилось основой производства разноцветных изразцов.

Лоди, жившие в этом регионе, создавшие грандиозные сооружения, достигшие высокого уровня развития ремесла, стали одними из первых создателей высокого искусства.

С начала каменного века мы обнаруживаем искусство орнамента в Меадуречье и древнем Египте в виде росписей на керамике. В дальнейшем это преобразовалось в особый тип орнамента, состоящего из бесчисленного множества образцов, служивших линейному воспроизведению реальности.

Все это было первой попыткой передать понятия с помощью определенных символов. С тех пор как родилось понятие линейности изображения, мастера клинописи древнего Междуречья открыли принцип о о горизонтальности линии и принцип колонок, применявши и в современной печати и при письме. "Надо учитывать также то обстоятельство, что письменность была изобретена для практических нужд и лишь по

I) Ар-Рейхави Абдул-Кадер. Арабо-мусульманская архитектура: ее особенности и памятники в Сирии. -Дамаск, 1979, с.14 т) степенно стала обслуживать школу и культ".

Понятие направления строк появилось в последующие периоды.

Постепенно исчезла аналогия письменного знака с изображаемым объектом. И это произошло с помощью линейных наклонов, родившихся благодаря письму тростниковой палочкой по обожженной глине.

Искусство орнамента процветало в этом регионе: там мы находим первые в мире образцы использования элементов орнамента в произведениях искусства - кусочки перламутра и голубого лазурита на фоне смолы. Применялись также инкрустации из слоновой кости и эбенового дерева для декорирования мебели.

Высокого уровня достигло производство изделий из меди, серебра и золота. В древней Месопотамии было широко развито искусство украшения металлических предметов рисунками животных или орнаментами.

В качестве орнамента использовались цветы лотоса и их бутоны, сосновые шишки, листья пальм, геометрические фигуры - ромбы, треугольники и звезды.

Ритмический повтор набора данных символов усложнял тематику орнаментов и мастер стремился оперировать реальными лаконичными выразительными средствами.

Перед тем как начать исследование форм, типов и особенностей орнаментов, необходимо, презде всего, выявить социальную функцию искусства орнамента в его историческом аспекте.

Искусство связано с различными формами общественной жизни через процесс борьбы человека с окружающей средой, его эволюцию от

I) Афанасьева В.К., Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве.-М., 1979, с.6 состояния собирателя-добытчика пищи до состояния изготовителя-производителя.

Несмотря на разнообразие и разноплановость своих видов и форм искусство сыграло весьма важную роль - как роль "свидетеля" эпохи. Во все эпохи и периоды искусство было неразрывно связано с обществом, было его рупором, выразителем его идей, философии, эстетических воззрений и идеалов, уровня развития. Искусство отображало повседневность, оставляло документальные свидетельства этой повседневной деятельности. Но мы не находим в древних настенных изображениях пещер или старинных храмов, на древних скульптурах или в орнаменте мечетей имен их создателей, они не выделяют свою работу от других.

Искусство самым тесным образом связано с жизнью общества. Связано тем, что трудно отделить его от понятий и представлений, принятых в обществе, от эволюции научно-философской мысли в обществе, от социальных интересов, движущих развитие общества на определенном историческом этапе, интересов, за которыми стоят коренные экономические и общественные причины.

Часто искусство подчинялось потребительскому рыночному спросу. Его продукция шла на рынок, ибо мастер был производителем товара, обладавшего известной ценностью и для правящего класса и для народа. Без искусства нельзя уже было обойтись. Искусство создавало вещи на потребу общества, оно воплощало в своих творениях запечатленные желания лвдей и их стремления - будь то скульптура, живопись или орнамент.

Искусство облекало свои идеи в эстетическую форму, порой несущую характер поиска вечности и бессмертия, противостояния силам разрушения, торжества победы, стремления к вечно недостижимому идеалу.

Важным представляется тот факт, что искусство глубоко внедрилось в повседневную жизнь, в религию, во все сферы человеческой деятельности. Оно стало жизненным методом, мерилом человеческих ценностей, выражением всех деяний человеческих. № не видим примеров развития мысли, эволюции сознания без того, чтобы искусство не служило бы выразителем этой эволюции.

Поэтому лицо культуры и цивилизации явственно выражается в произведениях искусства. Мы находим его в росписях стен и оделщы, в храмах и на предметах обихода и домашней утвари.

У исследуемого периода истории искусства арабов существовали, естественно, свои понятия и представления. Основные из них: отсутствие персонифицированного мастера, его растворение в социальной группе, ибо он (мастер) играл роль выразителя идей этой группы, как один из свидетелей событий своего века, а не как отдельная самостоятельная личность. Поэтов создается культурное единство искусства, служащего выражением данной эпохи. Исследуемая эпоха средневековья была временем появления новых достижений в архитектуре и орнаменте, в которых раскрывалась творческая мысль и традиционное искусство с его новыми замыслами и методами их воплощения с точки зрения использования элементов орнамента.

Искусство мастера проявилось и в совершенствовании усвоенных идей, их видоизменении, адаптации к новым отношениям, к роли орнамента, согласуясь с новым художественным вкусом и новыми культурными веяниями.

Мастер был способен добиться успеха, используя разнообразные элементы для создания произведения искусства нового типа, отличающегося от всех, когда-либо виденных ранее, произведений.

С течением времени создаваемые произведения искусства стали отличаться от первоначальных образцов. Так, в арабском искусстве периода аббасидов исчезло соответствие элементов орнамента и архитектуры. В этот период выдвигается искусство орнаментов и узоров.

Природы новых институтов, пришедших на смену старому, для удовлетворения новых нужд и требований, выдвинутых исламской догмой и появлением новой арабской культуры, стала одной из причин появления имени персонифицированного мастера-создателя в арабском искусстве.

Отличительными особенностями арабского искусства в области орнамента являются:

- разнообразие видов орнамента

- превосходное знание сочетаемости элементов

- отсутствие изображений человека и животных, особенно на религиозных постройках и компенсация этого путем применения орнап I) ментальных сюжетов, геометрических построении".

Мастер арабского искусства, имея дело с реальностью и выделяющимися элементами, избегал натуралистности и в частности объемности изображения, не акцентировал их выделение: он делал изображение плоским. Это качество достигается во всех видах работ по орнаменту в арабском искусстве, со всеми видами материалов, встречается оно и в орнаменте и во всех видах искусства. Многообразие и единство - это одна из важнейших характерных черт, присущих арабскому искусству и искусству Средней Азии: "Это явление представляет собой разбивку поверхности на пространственные элементы, имеющие раз

Ар-Рейхави А.К. Арабо-мусульманская архитектура: ее особенности и памятники в Сирии.-Дамаск, 1979, с.25 личные геометрические узоры. К ним относятся орнаментальные узоры из растительных элементов или из собственно геометрических узоров".-1

Часто все элементы собраны в одной плоскости пространства. Мы замечаем неожиданный переход от орнаментальных деталей к другим формам от арабесок к округлым геометрическим линиям или к прямолинейному узору . и т.д.

Мастер арабского искусства, работая с поверхностями, использует их самые незначительные особенности, старается наиболее эффек

О О V тивно выложить данный орнамент, использовать каждый цвет для обогащения цветовой гаммы поверхности, использует все естественные преимущества обрабатываемого материала для варьирования орнаментальными узорами, добиваясь их максимальной четкости и последовательности, почти идеальной сочетаемости и эстетической выразительности деталей.

I. Орнамент - важный вид искусства арабов

При рассмотрении такого предмета исследования, как искусство орнамента, представляется необходимым поразмыслить об его простоте и спокойствии, об его художественном значении, не прибегая к обобщениям, не вступая в полешку, ибо на данную тещу существует великое множество теорий и толкований, целый мир оценок и критериев, которые стараются разработать и преподать как специалисты, так и дилетанты - не специалисты.

Мы не хотим ограничиваться лишь формальной стороной толкования искусства орнамента. Мы стремимся показать его во взаимодействии с обществом; связь орнамента в эстетическом отношении с окружающей общественной средой, а также исторические корни этого искусства.

I) Аяьфи-Абу Салих. Мусульманское искусство - источники, философия, школы.-Каир, 1967, с.98

Основная задача заключается в необходимости освещения прогрессивных закономерностей искусства прошлого с тем, чтобы сделать возможным их практическое применение в искусстве сегодняшнем.

Народы арабских стран внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного"."^

Мастер арабского искусства мог осуществлять свою задачу в эстетическом плане своим собственным языком искусства, возможности которого не коренятся лишь в прошлом. Однако, в наши дни можно прибегнуть и к использованию художественного наследия. Но надо добиться верного понимания старых принципов арабского мастера и тогда мы сможем извлечь пользу из эстетических ценностей, заложенных в его творчестве.

Работы старых мастеров арабского искусства сыграли определенную роль в его дальнейшем развитии, они придавали черты реальности своим произведениям, заключенным в них смыслом. Старые произведения запечатлялись в сознании людей, определенным образом повлияли на них, они несли в себе ростки будущих принципов и методов, влияние которых сказывалось в последующих столетиях.

Таким образом, искусство одних народов служит неиссякаемым источником выразительности и творчества для тех, кто ещ следует. Среди прочих видов искусства орнамент остается одним из факторов, повлиявших на культуру современной эпохи. В разнообразных орнаментальных произведениях нас привлекают эстетические ценности, в них содержащиеся. Мы можем не знать автора этих работ, мы можем не сог

I) Веймарн Б.В., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов (средневековый период).-М., 1960, с. 17 лашаться и не следовать принципам, заложенным в них, мы можем далеко отстать от тех задач, которые преследовал мастер, создавший эти произведения, в особенности когда речь идет об орнаментах, украшающих места, связанные с религией. Однако, мы не в состоянии сдержать своего восхищения перед выразительными средствами, применяемыми мастерами арабского искусства в орнаментах, способными дать четкие смысловые решения, мы восхищаемся творческим характером и методами мастера арабского искусства, несмотря на далекое историческое расстояние, нас от него отделяющее.

Мы привыкли к применяемой мусульманским художником эстетической терминологии, к его выразительным средствам, будь то область миниатюрной живописи, орнамента, прикладного искусства или архитектуры.

В миниатюрном искусстве мы обнаруживаем, что задача художника не состоит в показе лишь человека как части бытия, а кроется в передаче понимания его сущности в разных ее выражениях. Мы находим, что художник опирается на народные рисунки, он прибегает к использованию многочисленных народных элементов искусства, будь то элементы письменности или орнамента,, соединяет их воедино, наполняя экспрессивным содержанием, орнаментальноетью. Эти формы обрастают преданиями, вживаются в народную действительность или, наоборот, иногда встают неким барьером между простым человеком и миром, в котором он живет. Наряду с этим мастера арабского искусства готовы вдохнуть жизнь в многочисленные народные легенды и предания.

Однако, главенствующим остается все же изобразительный элемент, бросающийся в глаза в практике мастера арабского искусства он раскрывается в его стремлении заполнить орнаментами все пространства и конструкции, он украшает орнаментами одезду, применяет их на зданиях, инструментах. Он орнаментирует даже фигуры птиц, чтобы придать им в конце концов полностью декоративный характер. Критерии мастера арабского искусства кроются в его эстетической чуткости, он поднял собственный опыт на еще большую высоту, он управляет своим талантом, сделал его способным воспроизвести все оттенки духовных переживаний. Это наблюдается в росписях внутри мечетей и на их фронтальных частях. Он способен мастерски раскрыть смысл, использовать световое решение, цвет. Его изображения динамичны, гармоничны, кажутся объемными, как воплощение мечты.

Процесс создания у мастера арабского искусства не ограничивается использованием какой-либо одной определенной формы. Без всяких заимствований каждое искусство имеет тернистый путь создания, ибо создание эстетических ценностей не есть лишь формальный поиск, а по пути, соединение формальных элементов с глубинами содержания, с целью отображения новых изменяющихся условий.

Мастер арабского искусства применяет свое искусство ко всем предметам, с которыми сталкивается, он их преображает в своих созидательных творческих планах. Он освещает момент созидания, воодушевление, вкладываемое им в свои работы, будь то орнамент или предмет прикладного искусства. Это прежде всего порождение искреннего ощущения художника, воплощенного в его искусстве.

Он создает разнообразные формы орнаментов, придает им новое звучание, сильно разнящееся в каждой работе, в каждом сочетании. Творческий метод мастера арабского искусства не ограничивается определенными, постоянно повторяемыми границами - в этом-то и состоит одна из основных особенностей арабского орнаментального искусства.

Оно (декоративно-прикладное искусство - авт.) обладает удивительной способностью негромкой речи, даже сложным умением "разговаривать молча", что удается только особенно близким лкщям. Это определяет характер орнаментального языка декоративно-приклодного искусства".^

Вот мы находимся перед работами, оставленными нагл мусульманским художником: в области архитектуры, и в других видах искусства, и не можем не признаться в том, что они обладают большой притягательной силой, наши взгляды устремляются на них. Так, в архитектуре мастер исламского искусства вступает в молчаливый диалог с плоскостью, диалог, кажется бесконечный, предстающий перед нами в виде замечательных красочных ковров или, к примеру, плоскостей древних памятников Самарканда, "жемчужины Востока", которые, кажется, укутаны бесценным покрывалом узорчатых ковров, геометризованным и эпиграфическим орнаментом.

Наш взгляд привлекает и безмолвный диалог между мастером исламского искусства и материалом, с которым он работает. Нас влечет и постоянное отрешение художников развивать и совершенствовать исконные формы.

Арабский художник дал свои доказательства того, что "архитектура есть застывшая музыка". У него архитектурное сооружение как бы заключение в шкатулку, разукрашенную мозаичными орнаментами с меняющимися цветовыми гаммами. Эти гаммы трансформируются время от времени, каждое мгновение они отличны, в зависимости от солнечного света, его отражения именно в данную быстроменяющуюся секунду.

I) Раппопорт С.Х. "От художника к зрителю. Проблема художественного творчества". -М., 1978, с.178

Исламская архитектура является воплощением динамики конструкции. Ее экспрессия представляет собой отображение движения бытия, контрасную связь жизни и смерти, гласности и молчаливых таинств неба и земли. Она служит для передачи представления о вечности движения всего сущего.

Архитектура с точки зрения араба - дело поэтичное. Араб заколдовал искусство стиха, сделал волшебным, поднял его над повседневным бытием и направил воображаемому миру, высшим силам, достигая этого при помощи своих представлений, близких к духовным открытиям. Архитектура связывалась с законами математики, которые в свою очередь воплощались в расположении звезд во Вселенной.

Гармонию во Вселенной видел и Омар Хайям. ".Единый порядок обусловливается только равновесием, он процветает благодаря ещу,

А ведь это основной элемент орнамента. Движение дуги и арки в исламской архитектуре напоминает смену дня и ночи.

До всех этих эстетических особенностей однако, мастер арабского искусства дошел путем воплощения мусульманского мироощущения, через последовательное воспроизведение природы. о)

Природа - замечает Ибн Сина - гармонична сама по себе". Природа может временами принимать вид внешне простой, безусловный, однако, богатства смысла и содержания, которые она таит в своих сокровищницах, неисчислимы. Как недра несут в себе залежи драгоценных металлов, так исламская архитектура таит в своей глубинной

1) Омар Хайям, Трактаты. -М., 1961, с.221

2) Цит. по Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП веков. -М., 1974, с.14 сути сокровища. Мы замечаем, что по виду, по наружному архитектурному облику она проста. Мы обращаем внимание на то, что внешние стены в большинстве своем имеют мало отверстии, тогда как внутри мы находим нечто похожее на сады или райские кущи - это есть концентрация внимания на суть явлений.

Всему этому подтверждением являются повторяемость и арабески. Их мы находим в искусстве арабов, в котором они чаще всего играют роль декора. Несмотря на опасность повторов в искусстве в целом, мы являемся свидетелями того, как мастер арабского искусства вкладывает в них жизненность и убедительность и не дает им стать мешающими. Это происходит благодаря применению индивидуального метода или способа выражения.

Повторяемость, по сути коренной элемент орнамента, определяется и фиксируется самой исламской религией. Так, в Коране многие смысловые единицы, важные айяты ("откровения") повторяются по разным поводам, а часто встречаются по нескольку раз в одной и той же главе.

Таким образом, повторяемость есть естественное свойство, глубоко укоренившееся в мусульманском мировосприятии. Мы также замечаем, что свойства повторяемости структурно и органически связаны с критериями, обусловливающими необходимость достижения симметрии в композиции.

Она подчиняется законам геометрии, существует для удовлетворения потребности в симметрии композиции, а все это необходимо с целью создания и дополнения связующего элемента для цепи отдельных деталей в архитектурных и орнаментальных произведениях. Каждый раз, находясь перед данными конкретным! произведениями орнаментального искусства, мы ощущаем приобщение к таинству. Они нас манят и зовут, мы чувствуем, что перед наш настоящая сокровищница, которая, однако, частенько бывает заперта "семью печатями" от постороннего наблюдателя. Она тщательным образом открывает свои тайны и секреты и предстает перед нами в виде прекрасной работы совершенного мастера.

По этощу поводу, без сомнения, следует вспомнить многочисленные труды советских исследователей, специалистов по искусству стран Востока. Их работы информативны и содержат диалектический подход и материалистическое воззрение на стоящие проблемы. Они опираются на положительный опыт прошлых лет, пользуются марксистскими методами анализа.

В искусстве народов Ближнего Востока и Среднего Востока в эпоху феодализма был выработан особый, проникнутый декоративным началом образный строй, который позволяет художникам, не выходя за рамки, определенные мировоззрением средневековья, воплощать в произведениях архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства большое жизненное содержание. Главные особенности этого искусства были обусловлены не только религией, сколько теми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул ход развития общества в эпоху феодализма".^ ^

 

Список научной литературыАль Сакер, Хади Абдуль-Али, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К. и Энгельс ф. Соч. , 2-е изд., т.4, с.419-459

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.80-94

3. Энгельс Ф. Введение к "Диалектике природы".-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.345-362

4. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1894 г.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с.174-176

5. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.486-499

6. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. КПСС, 5-е изд., ст.41,с.238-318

7. Ленин В.И. 0 кооперации. ПСС, 5-е изд., т.45, с.369-377

8. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. ПСС, 5-е изд., т.41,с.336-337

9. В.И.Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма,воспоминания, М.: Изобразительное искусство, 1977.Литература на русском языке

10. Алпатов М. Всеобщая история искусства в 3-х т. М., 1955

11. Аркун %хамед. Бесконечное отрешение к познанию мираКурьер ЮНЕСКО , январь 1978 г.

12. Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. М.: Наука, 1974

13. Ашраши М.М. Персидско-таджикская поэзия в миниатюрахХ1У-ХУП вв. -Душанбе: Ирфон, 1974.

14. Бакланов Н.Б. Герих: геометрический орнамент Средней Азии иметоды его построения. Советская археология, т.IX, М.-Л., 1947.

15. Бердников А.Ф., Сердюк Е.А. Современное искусство арабскогонарода Палестины. М. ; Искусство, 1982.

16. Богданов A.A. Современное искусство Ирака Л: Искусство, 1982

17. Богданов A.A. Художники Сирии. М.: Изобразительное искусство, 1981.

18. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. M., 1956.

19. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана УП-ХУП вв.- М., Искусство, 1974.

20. Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабскихнародов (средневековый период). М., i960.

21. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. M., 1972.

22. Володин О.Ф. Искусство и мировоззрение. М., МГУ, 1982.

23. Всеобщая история искусств. M., 1961, т.Ш, кн.П.

24. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика, т.1, M., 1968.

25. Грабарь И.Э. Колорит в живописи. "Юный художник", № 5, 1941.

26. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.-Л., 1939.

27. Иванов C.B. "Орнамент народов Сибири как исторический источникпо материалам XIX начала XX вв.).Народы Севера и Дальнего Востока труды ин-таэтнографии АН СССР, 1963 г.

28. Искусство Древнего Востока. Страницы истории искусств. Альбом.М.: Изобразительное искусство, 1973.

29. Искусство и ремесло (к вопросу о природе народного искусства). М.: Изобразительное искусство, 1977.

30. Искусство Средней Азии эпохи Авиценны. Душанбе; Ирфон, 1980.

31. Каминская Н.М. История костюма. М.: "Легкая индустрия", 1977.

32. Канцедикас А. 0 красоте и пользе. М.: Советский художник,1974

33. Крачковский И.Ю. Над арабскими рукописями. -М. ,-Л., Наука, 1948.

34. Культура и искусство Вавилона, Ассирии и соседних стран. Путеводитель по Эрмитажу. -М. : Искусство, 1953.

35. Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М.: Наука, 1974.

36. Лапшина Н. Мир искусства. М., 1977.

37. Макамы Абу Мухаммед Аль - Касим Аль-Харири. - М.: Наука, 1978.

38. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Л.-М., 1961.

39. Немцева Н.Б., Шваб Ю.З. Ансамбль Шах-и Зинда. -Ташкент, 1974.

40. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. -М.,:Высшая школа,1984.

41. Основы марксистско-ленинской эстетики. -М.:Мысль, 1978.

42. Очерки истории арабской культуры 7-17 вв. -М.; Наука, 1982.

43. Памятники архитектуры Туркменистана, Л., 1974 г.

44. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.:Искусство, 1984.

45. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., Наука, 1973.

46. Проблема народного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1982.

47. Раппопорт С.Х. Неизобразительные Формы в декоративном искусстве. М., 1968.

48. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю М.: Советский художник,1978.

49. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения. Ташкент, 19В1.

50. Роузентал Ф. Торжество знания. М.: Наука, 1978.

51. Салтыков А.Б. Использование народных традиций в развитии современного прикладного искусства. М., Искусство, 1956.

52. Сычева Н.С. Декоративное искусство Средней Азии и Казахстана.- М.: Наука, 1980.

53. Тюляев С.И. Выставка современной живописи Ирака Искусство,4, 1972.

54. Узоры симметрии М.: Мир, 1980.

55. Филыптинский Л.М. Арабская литература в средние века. -М.,Наука, 1978

56. Хайям Омар. Трактаты. -М., 1961.

57. Шапиро Ю.Г. По Эрмитажу без экскурсовода. -М.:Советский художник, 1967.

58. Щумовский Т.А. Воспоминания арабиста. -М.: Наука, 1977.

59. Зль-Хабиб ВДустафа. Арабская вязь на стеках зданий. Единствокаллиграфии и архитектуры. -"Бурьер ЮНЕСКО*, январь 1978 г.

60. Югкная Аравия. Памятники древней истории и культуры (выпуск I).-М.: Наука, 1978.Литература на арабском языке

61. Альфи Абу Салех. Мусульманское искусство, источники, философия, школы. Каир : Дар аль-маареср, 196765. аль-Амид Тахир Музаффар. Архитектура города Самарры (Ирак) впериод правления Аббасидов. Багдад, Министерство информации, 1976.

62. Аувад Михаил. Медное ремесло. Багдад, 1962.

63. Бакер Taxa. Введение в историю древней цивилизации. Бейрут,Дар ас-сакафа, 1974.

64. Бахнаси Афиф. История искусства и архитектуры. -Дамаск,:аль-Матбаа аль-джадида, 1971.

65. Бахнаси Афиф. Эстетичность арабского искусства Кувейт:Национальный комитет культуры, 1979.

66. Влияние и роль культурного наследия прошлого в современном развитии арабских стран. Тунис, 1976.

67. Гегель Г. Искусство архитектуры. Бейрут: Дар ат-Талиа, 1979.

68. Деуи Джон. Искусство опыт - Каир, 1952.

69. Джабра Ибрагим Джабра. Дж.Сатшм и монумент свободы.- Багдад:Министерство информации, 1974.

70. Джабра Ибрагим Джабра. Современное иракское искусство.Багдад: Министерство информации, 1972.

71. Джабра Ибрагим Джабра. Движение живописи. Современное искусство Ирака: Министерство культуры и информации, 1970.

72. Джавад Цустафа и др. Багдад. Багдад: Профсоюз инженеров,1969.

73. Джавад Мустафа Суса Ахмед. Схема путеводитель по Багдаду.Багдад: Академия наук, 1958.

74. Джума Ибрагим. Очерки развития куфического письма. -Багдад:Дар аль-фикр, 1969.

75. Заки Абдель Рахман. Драгоценные камни в искусстве и истории.Каир, 1964.

76. Ибн Халдун. Введение. Бейрут, Дар аль-ауда, (б.г.)

77. Ирак сегодня. Багдад: Министерство информации, 1977.82. аль-Исфахани Абу-иль-Фараж. Книга песен. -М.: Наука, 1980.

78. Краткая история теорий эстетики. Бейрут, 1979.

79. Марзук Мухамед Абдель Азиз. Ирак колыбель искусства.-Багдад, 1971.

80. Марзук %хамед Абдель Азиз. Искусство исламского орнамента встранах Магриба и Андалузии. -Бейрут: Дар ас-с акафа, (б.г.)

81. Марзук Мухамед Абдель Азиз. {Мусульманское искусство: его история и характерные черты. -Багдад, 19ь5.

82. Марзук Цухамед Абдель Азизйфгсульманское искусство. Каир,1959.

83. Марзук Мухамед Абдель Азиз. Орнамент в текстиле Фатимидов.Каир: Аль-метхаф апъ-исламий ,1942

84. Мруа Хусейн. Материалистические тенденции в арабо-цусульмаискойфилософии. Бейрут, 1979.

85. Cesa/ell KA-C. hshorf Account of Ba^ MofsJ/юArchitecture. Lancia. g

86. Ъ'гтаг>и A yWi^^r of- ^S.^A/^Vo^116. 0*5Saud f an c/eS Arabe^ Sy^e </e19&Г1.7* boUin L Scr ^¿fitvSe svus^^

87. Г pс <A /П , — fkrtiy/gid-?/Cannes ¿0^ UurUnS 3/stc//s?cj5 CAegfer1.brary, l

88. Marcais L'Art ¡'¡¿law- P*"^120. 2), e-tl. U CtviI(i<zt''oi? J? ¡ßJs ¡amПериодические издания на русском языке121. Азия и Африка сегодня. М.

89. Афак арабийа (Арабские перспективы). Багдад

90. Мират аль-умма (Зеркало нации). Алжир134. ас-Сакафа аль-джадида (Новая культура). Багдад135. ас-Сакафа аль-джадида (Новая культура). (б.м.)

91. Тарик аш-шааб (Путь народа). Багдад137. ат-Турас аш-шаабий (Народное наследие). Багдад

92. Фунун аратийа (Арабские искусства). Ловдон139. аль-Хаят ат-Ташкилийа (Художественная жизнь). Дамаск140. аль-Хивар (Дискуссия). Багдад141. аль-Хиляль (Полумесяц). КаирПериодические издания на европейских языках142. 143. . .144. Ме^си^