автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Ушаков, Константин Александрович
- г -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ПРОБЛЕМА ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ.
1.1. Традиция и инновации в динамике культуры
1.2. Традиция и инновации в развитии европейской музыкальной культуры
Глава II. ДЖАЗ КАК ФЕНОМЕН МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО
ЭВОЛЮЦИЯ В XX СТОЛЕТИИ
II. 1. Природа и особенности джазовой музыки.
11.2. Причины и направления эволюции джаза
11.3. Место и значение джаза в современной музыкальной культуре
Глава III. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЖАЗА В РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
III.1.Особенности трансформации джаза в России: проблемы становления и развития.
111.2.Джазовая импровизация как фактор обновления отечественной музыкальной культуры
111.3.Джазовое обучение в России: проблемы и перспективы.
Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Ушаков, Константин Александрович
Актуальность темы исследования определяется современным состоянием музыкальной культуры, проявляющемся в действии ряда новых тенденций в её развитии на рубеже второго и третьего тысячелетий. Формирование этих тенденций обусловлено, в значительной мере, процессами, происходящими в обществе в последнее десятилетие и оказавшими влияние на все стороны общественной жизни. Важнейшими из них являются процессы демократизации общества, а также создание рыночных отношений в экономике и возобладание принципа коммерциализации, в том числе и в музыкальной культуре. Действуя параллельно, а в значительной степени и во взаимной связи и обусловленности, они способствовали формированию следующих основных тенденций в музыкальной культуре: снижение интереса как к массовой песне в целом, так и к гражданско-патриотической направленности творчества; появление молодёжной культуры как результат снятия различных запретов и возникновение шоу-бизнеса; замедление развития академического исполнительства в условиях развития процесса вестернизации отечественной культуры и наводнением России продукцией "свободного творчества"; утрата аудиторией слушателей интереса к современному композиторскому творчеству, музыкальный язык и техника композиции которого являются элитарными; утрата многими профессиональными музыкальными коллективами и музыкальными образовательными учреждениями всех звеньев обучения лучших кадров, поддерживавших традиции отечественной музыкальной культуры, вследствие эмиграции высокообразованной музыкальной элиты и других отрицательных факторов; снижение уровня региональной музыкальной культуры, связанное, во-первых, с изменением взаимоотношений центра и регионов в области культурной политики и выразившееся в замене программ Росконцерта договорными гастролями, обусловившими резкое увеличение концертов новоиспечённых "звёзд", обладающих низким уровнем профессионализма; во-вторых, - с разрушением системы музыкальной самодеятельности, развивавшейся параллельно с академической сферой и формировавшей, в значительной мере, массовую культуру в закрытом от буржуазного мира "железным занавесом" советском обществе.
На фоне указанных тенденций актуализируется проблема инноваций в российской музыкальной культуре,в частности вопрос о влиянии джаза на процесс инновациий в связи с особенностями его эволюции.
Важнейшая роль в процессе обновления отечественной музыкальной культуры принадлежит системе академического музыкального образования, изменение содержания которого должно осуществляться в соответствии с современными тенденциями развития мирового музыкального искусства. При этом особое место в системе музыкального образования должно быть отведено обучению детей, обеспечивающему преемственность и новаторство в развитии музыкальной культуры и формирующему условия экологии музыкальной культуры: становление российского стандарта и национальных форм культуры, исполнение музыкальных произведений в "живом" звучании.
Степень разработанности проблемы. Автор опирался на исследовательский материал, накопленный в российской и зарубежной искусствоведческой, культурологической, педагогической, исторической литературе.
Изучение механизмов, которые лежат за феноменами изменения и сохранения культуры, роли и места традиции и инноваций в культуре общества и ее составной части - музыкальной культуре - осуществлялось на основе исследований Ш. Эйзенштадта "Революция и преобразование обществ" (162); Э.Маркаряна "Узловые проблемы теории культурной традиции" С77); В.Власовой "Исторические типы отношения общества и традиции" (25), "Об исторических типах традиционной ориентации" (26), "Традиция.как социально-философская категория" (27); С.Арутюнова "Народы и культура: Развитие и взаимодействие" (3); ■О.Осиповой "Американская социология о традициях в странах Востока" (96); Э.Соколова "Традиция и культурная преемственность" (130); Т.Чередниченко "Музыка в истории культуры" (152;153) и др.
При исследовании эволюционных процессов в культуре были использованы идеи Л.Уайта (139).
Анализу джазового феномена посвящены труды зарубежных исследователей: А.Асриэла "Джаз: анализ и аспекты" (166),Л.Фезера "Книга джаза" (168), А.Ходиера "Джаз: его эволюция и сущность" (171). В отечественном музыкознании, прежде всего, следует отметить исследования В.Конен: "Блюзы и XX век" (61), "Пути американской музыки" (63),"Рождение джаза" (64),"Третий пласт" (67). Авторами исследуются источники, тенденции развития джаза как музыкального искусства. Различные аспекты теории исследований концентрируются вокруг происхождения,становления и развития джаза.
С позиций изучения истории джаза использованы труды Дж.Бе-рендта "Книга джаза: от Нового Орлеана до рока и свободного джаза" (167), Р.Харриса "История джаза" (170), "История джаза" М.Стернса (176). Вопросы развития джаза в советский период нашли отражение в трудах А.Баташева "Советский джаз" (12) и А.Петрова "Джазовые силуэты" (108). Значительную роль в становлении отечественной критической мысли о джазе сыграл сборник статей "Советский джаз" под редакцией А.Медведева (129),объединивший монологи отечественных композиторов XX века о джазе: С.Прокофьева, А.Хачатуряна, А.Эшпая, Р.Щедрина, А.Шнитке, Г.Канчели, С.Слонимского,а также представивший панораму отечественных музыкантов, играющих джаз и дискографию советского джаза. Оценка деятельности отечественных музыкантов нашла отражение и в многочисленных статьях периодической печати.
Среди них особое место занимают очерки А.Баташева, Л. Переверзева,
A.Петрова, Д.Ухова, В.Фейертага и других джазовых критиков. Следует отметить значение деятельности Е.Овчинникова, написавшего первый в нашей стране учебник "История джаза" (93).
Среди переведённых на русский язык изданий научный интерес представили исторический очерк американского автора Д. Коллиера "Становление джаза" (59),"История подлинного джаза" французского автора Ю. Панасье (98), книга У. Сарджента "Джаз" (123), "Краткая история джаза" М. Уильямса (140).
Постижению особенностей афро-американской культуры способствовали труды И. Сайзена "Музыка черных американцев" (175) и А.Локе "Негры и их музыка" (172).
Изучению советского периода отечественной музыкальной истории способствовали краткий очерк "Джаз" В.Мысовского и В. Фейертага (86), а также критические публикации А. Сохор "О музыке серьёзной и легкой", Г.Шнеерсон "Эпоха джаза" (160), А.Чернова, М.Бялика "О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе" (154), Л.Мархасева "В легком жанре" (78). Большей степенью научности выделяются труды
B.Конен "Легенда и правда о джазе" (62), Г.Шнеерсон "Американская песня" (158), Э.Денисова "Джаз и новая музыка" (33).
При анализе особенностей музыкального языка джаза были использованы труды Ч.Нэнри "Джазовый текст" (174), У.Найссоо "Джазовая гармония и оркестровка" (87), Ю.Саульского "Аранжировка для эстрадного и джазового оркестра" (124), Ю.Чугунова "Эволюция гармонического языка джаза" (156).
В вопросах изучения творческого развития музыканта существенную помощь оказали работы Л.Баренбойм "Путь к музицированию" (6), Г.Шатковского "Сочинение и импровизация мелодий" (135).
Изучение вопросов музыкальной импровизации было основано на исследованиях Е.Феранда "Импровизация в музыке" (169), М.Сапонова
Искусство импровизации" (122), С.Мальцева "О психологии музыкальной импровизации" (75), Н. Шахназаровой "Музыка Востока и музыка Запада: Типы музыкального профессионализма" (157).
Исследование практики джазовой импровизации и композиции осуществлялось на материале трудов Дж.Мехегана "Джазовая импровизация: тональные и ритмические принципы" (173), И.Бриля "Практический курс джазовой импровизации для фортепиано" (23), Л.Ивэнса "Ритмы джаза в игре на фортепиано" (48), Э.Кунина "Скрипач в джазе" (72), Э. Мерке "Практическое пособие в джазовой импровизации на фортепиано (82) А.Осейчука "Школа джазовой игры на саксофоне" (97), 0. Степурко "Трубач в джазе" (136), А.Сухих "Тромбон в джазе" (137), Ю. Чугунова "Гармония в джазе" (155).
Большой интерес в изучении джазовой проблематики представили диссертационные исследования А.Казуровой "Претворение элементов музыкального языка джаза в отечественной музыке академической традиции" (51), Б.Гнилова "Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества" (28), О.Коваленко "Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке" (55), А. Пчелинцева "Содержание и методика подготовки студентов к освоению принципов аранжировки джазовой музыки для ансамблей народных инструментов" (120).
Автор также опирался на богатый материал,представленный на джазовом сервере в системе "интернет" (Jazzweb.nwu.edu),где начиная с апреля 1993 года содержится современная информация о джазе. Она представляет стили джаза, информацию о музыкантах, включая их высказывания, данные новых выпущенных дисков и книг, освещает время и место организуемых джазовых фестивалей, а также материалы по истории и обучению музыке джаза.
Вместе с тем, далеко не все выводы, сделанные авторами различных отраслей знаний по джазовой проблематике, могут считаться бесспорными. Отсутствие единой точки зрения по вопросу об определении джаза также даёт основание сделать вывод, что теоретическое исследование проблемы не завершено. Обновление музыкальной культуры средствами джаза в отечественной науке как культурологическая проблема специально не исследовалась. Однако, её актуальность возросла, во-первых, в связи с появлением ряда новых тенденций в музыкальной культуре, отражающих её состояние и определяющих необходимость обновления, и, во-вторых, в связи с потребностями практики. Формирование мыслящих музыкантов, умеющих активно творить, предполагает исследование джаза как средства и источника современного музыкального творчества.
Актуальность данной темы, её недостаточная разработанность, насущная потребность пересмотра традиционных подходов к джазовому феномену обусловили формулировку основной проблемы,решаемой в данной исследовании. Такой проблемой является определение творческих источников преображения и развития русской музыкальной культуры и возможностей восприятия ею инокультурных традиций при необходимости сохранения собственной национальной основы.
Объектом исследования является процесс возникновения и эволюции джазовой культуры как составной части мировой музыкальной культуры.
Предмет исследования - джаз как фактор обновления отечественной музыкальной культуры.
Цель диссертационной работы состоит в исследовании джазовой культуры в качестве важного фактора обновления отечественной музыкальной культуры и в теоретическом обосновании направлений использования для этого музыкально-выразительной системы джаза в процессе академического музыкального образования.
Целевая установка обусловила соответствующий ей следующий комплекс задач:
- уточнение содержания понятия джаза и определение его основных черт;
- выяснение места и значения джазовой культуры в развитии мировой музыкальной культуры;
- выявление причин эволюции джаза и описание ее основных этапов и направлений;
- определение особенностей функционирования джаза в России;
- изучение возможностей и определение направлений использования музыкально-выразительной системы джаза для обновления отечественной музыкальной культуры;
- анализ состояния джазового обучения в России и перспектив его развития.
Методологической основой исследования избран проблемно-логический метод. Он позволил рассмотреть особенности джаза как явления культуры, выявить характеризующие его элементы музыкального языка и эстетики, исследовать закономерности, механизмы динамики джаза и направления его эволюции, определить особенности трансформации джаза в России и изучить возможность обновления отечественной музыкальной культуры, посредством джазовых инноваций.
На разных стадиях проведения исследования использовались методы анализа,сравнения, обобщения. Учитывая специфику рождения,становления и развития джаза как феномена, американской культуры,в основу работы положен комплексный подход к изучению этого явления. Исследование велось в различных аспектах. Ведущим был историко-культурный аспект исследования, поскольку джаз возник в специфической культурной среде, проделал эволюцию за незначительный,с точки зрения истории,период. Изучение вопросов происхождения и развития джаза стало отправной точкой и важной составляющей в процессе исследования джазовой проблематики. Другой аспект - типологический - стал возможным в связи с введением понятия "джазовая культура", которое позволяет охватить единым взглядом весь многосоставный комплекс,присущий афро-американской культуре и породивший феномен джаза. Кроме того,обращение к типологии стало необходимым при анализе дефиниции понятия "советский джаз" как особого явления отечественной музыкальной культуры. Сравнительно-исторический аспект исследования применён в силу необходимости сравнения отечественного джаза с джазом европейским и американским. Вместе с тем,обращение к нему становилось необходимым на этапе сравнения джаза с оперно-симфоническим творчеством и фольклором. Аналитический аспект исследования стал наиболее значимым при выявлении особенностей становления и развития отечественного джаза. Кроме того, обращение к нему связано с анализом регламентации джазовой импровизации и современного состояния отечественной культуры. В процессе изучения особенностей музыки джаза был использован семиотический инструментарий, позволяющий выделить отличия музыкально-знаковой системы, связанной с импровизацией и присущей джазу, от традиционно сложившейся записи европейской музыки. И, наконец, путь обновления отечественной музыкальной культуры средствами джаза сформировался в процессе исследования музыкально-педагогического и музыкально-практического аспектов этого феномена.
Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из содержания, на защиту выносятся следующие положения:
1. Эволюция джаза осуществлялась на американском континенте, где ее подпитывли фольклорные истоки, способствовавшие сохранению джаза как культуры. Она проявлялась в появлении новых стилей, обновление которых определяла импровизация. Музыканты других континентов не создавали джаз как культуру, а музицировали в свойственных джазу формах. Следствием стало возникновение явлений, оторванных от афро-американских традиций, и связанных с использованием технологии джазовой импровизации на другом интонационном материале.
- и
2. Особенности трансформации джаза в России обусловили следующие факторы: во-первых, фактор идеологического характера, исключивший возможность проникновения и массового распространения джаза как целостной системы; во-вторых, географическая отдаленность России от родины джаза, создавшая сложности культурного обмена, недостаток музыкальной и общекультурной информации о подлинном джазе, его эстетике и музыкальном языке и предопределившая формирование искажённого понимания джазового творчества; в-третьих,появление джаза в России из Европы, обусловившее распространение американских традиций в понимании европейских музыкантов в форме европеизированного джаза, создаваемого композиционным путём. Результатом стало возникновение нового музыкального явления, получившего название "советский джаз". Его отличительной особенностью является распространение музыки композиционным способом,что способствовало его развитию в эстрадных формах, представляющих упрощенный вариант джаза: без музыкальной импровизации, своеобразия ритма и музыкальной интонации.
3. Состояние современной отечественной культуры может быть определено как состояние излома: промежуточное состояние между отчасти исчерпавшими себя средствами музыкального языка и методами музыкального мышления и ещё не утвердившимися новыми. Её обновление возможно двумя путями: первый - обновление музыкального мышления, предполагающее поворот в музыкальном сознании от воспроизводства и потребления музыки к её активному созиданию и означающее постижение навыков музыкального творчества, утраченных ранее в результате утверждения ново-европейских заимствований; второй - освоение практики создания музыки новыми средствами музыкального языка. В этих условиях одним из средств обновления современной отечественной музыкальной культуры может стать джаз.
4. Важным фактором процесса обновления музыкальной культуры выступает джазовая импровизация, отличительными особенностями которой являются: современность музыкального языка джаза, связанная с возможностью широкого использования в процессе творческой деятельности заключенного в нём европейского и внеевропейского элементов; универсальность джазовой импровизации, обусловленная устоявшимися краткими ритмо-интонационными моделями й совокупностью средств музыкального языка.
Одной из предпосылок обновления отечественной музыкальной культуры выступает джазовое обучение - как процесс, обеспечивающий подготовку, с одной стороны, высококвалифицированных музыкантов, с другой - аудитории слушателей, способной отличать подлинные ценности от псевдоценностей. Рост числа музыкантов, владеющих навыками исполнительства и приемами музыкальной импровизации - начало проявления сложного процесса обновления отечественной музыкальной культуры.
5. в более отдаленной перспективе возможно формирование в России джазовой субкультуры. Ее функционирование не внесет противоречий в развитие отечественной музыкальной культуры: афро-амери-канскую культуру с российской объединяет общность европейского музыкального языка,идентичный музыкальный инструментарий,практика слушания музыки в концертных залах. Существующие между ними различия, прежде всего, в способах музыкального творчества,обновят утвердившиеся в России музыкальные традиции как своеобразными средствами музыкального высказывания, формами творчества, эстетикой джазового музицирования, так и возрождением некогда утраченной в России практики музыкальной импровизации.
Научная новизна диссертации заключается в самой постановке проблемы определения возможностей органического восприятия отечественной музыкальной культурой инокультурных влияний в целях ее творческого обновления как предмета специального исследования и отражается в следующих моментах:
- показаны черты джаза, отражающие его специфику как особой формы мировой музыкальной культуры;
- выявлены противоречия джаза, выступающие источником его развития и эволюции;
- обоснованы различия понятий джаза в широком и узком значениях;
- установлены особенности трансформации джаза в отечественной музыкальной культуре;
- обоснована возможность обновления отечественной музыкальной культуры средствами музыкального языка и эстетики джаза;
- определены направления джазового музыкального обучения как процесса, стимулирующего обновление и развитие музыкальной культуры России;
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том,что сформулированные в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в ходе дальнейших разработок проблемы обновления отечественной музыкальной культуры, а также вопросов,касающихся специфики джаза. Основные идеи и положения исследования могут быть использованы государственными и общественными структурами для выработки общих принципов обновления общегосударственного музыкального образования, формирующего отечественную музыкальную культуру в целом. Результаты исследования могут оказать помощь образовательным институтам, осуществляющим подготовку и профессиональную переподготовку кадров для музыкальной сферы деятельности. Исследование может быть полезным для преподавателей специальных и музыкально-теоретических дисциплин учебных заведений всех уровней обучения по направлениям: теория и история джаза, методика джазового обучения.
Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в материалах международной научно-практической конференции "Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития" (Москва, февраль,1999), российской научно-практической конференции "Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства" (Оренбург, декабрь, 1998г.),межрегиональной на-учно-практической конференции "Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики (Кемерово,ноябрь 1998г.),в тезисах докладов и выступлений российского научно-практического семинара "Музыкальное образование: философия, педагогика, методика" (Владимир,декабрь,1998),
Материалы, вошедшие в диссертацию, использовались автором в процессе проведения теоретических занятий в Центральной детской музыкальной школе N1 г.Кемерова по спецкурсу "Музыкальная импровизация".
Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии и искусствознания Кемеровской государственной академии культуры и искусств.
Основные положения и выводы исследования отражены в пяти публикациях, обозначенных в автореферате.
Структура диссертации обусловлена поставленными исследовательскими задачами и отражает существо рассматриваемой проблемы и ход исследования.
Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав,заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности эволюции джаза и его влияние на процесс инноваций в российской музыкальной культуре"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные его итоги.
Обновление музыкальной культуры - закономерный процесс, обусловленный взаимодействием традиций и инноваций и стимулируемый совокупностью внутренних и внешних факторов. Их соотношение формирует пути обновления музыки и определяется в конкретный исторический период,с одной стороны, степенью развитости музыкального мышления, находящегося в зависимости от развития материального производства, с другой - системой ценностей общества, присущей данному периоду развития музыкальной культуры. В последние три столетия в отечественной культуре преобладают инновации,что обусловлено как изобретением более совершенных средств музыкального высказывания, так и возможностью использования в творчестве интонационных заимствований, связанной с формированием открытости информационного пространства и культурного обмена.
В российской музыкальной культуре XX столетия инновации связаны, прежде всего,с революционными событиями 1917 года. В процессе насильственного утверждения новой культуры был прерван естественный путь эволюции отечественной музыкальной культуры,что определило отставание России от инноваций в средствах музыкальной выразительности, свойственных музыке XX столетия, а также была разрушена важнейшая часть накопленных отечественных музыкальных традиций. Завершение периода революционных "инноваций" в начале 90-х годов способствовало утверждению инноваций нового плана, прежде всего, в форме заимствований из американской культурной жизни новых средств музыкального высказывания. Результатом интенсивного обновления
- 158 способов производства музыки стали гипертрофированные формы творчества в сфере легкого жанра.
Состояние современной отечественной культуры может быть определено как состояние излома: промежуточное состояние между отчасти исчерпавшими себя средствами музыкального языка и методами музыкального мышления и еще не утвердившимися новыми. Ее обновление возможно двумя путями: первый - обновление музыкального мышления, предполагающее поворот в музыкальном сознании от воспроизводства и потребления музыки к ее активному созиданию и означающее постижение навыков музыкального творчества, утраченных ранее в результате утверждения ново-европейских заимствований; второй - освоение практики создания музыки новыми средствами музыкального языка. В этих условиях одним из средств обновления современной отечественной музыкальной культуры может стать джаз.
В теоретическом плане необходимо различать джаз в широком и узком аспектах. Джаз в широком смысле - афро-американская музыкальная культура. Это понятие указывает на создателей и носителей данной культуры - афро-американское население США и определяет историческое место ее возникновения. Понятия "джазовая" и "афро-американская" культура являются синонимами. Они обозначают созданную людьми в начале XX столетия искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения народонаселения на территории Соединенных Штатов Америки.
В узком смысле понятие джаз включает,во-первых,джаз как вид искусства с присущими ему жанрами,и, во-вторых - специфический вид творческой деятельности, использующий особый метод музыкального мышления - метод джазовой импровизации, предполагающий создание музыки специфическими средствами музыкального высказывания,в процессе музицирования.
- 159
Джаз - вид искусства" и "джаз - вид творческой деятельности" - понятия не однопорядковые. "Джаз - вид искусства" - теоретическое обобщение,категория, отражающая специфический характер создания и трактовки образа с присущими ему средствами музыкального выражения и формами его функционирования. "Джаз - вид творческой деятельности" - форма реализации "джаза как вида искусства".
Появление джазовой культуры - объективно обусловленный процесс. Предпосылками ее возникновения стало существование сложившихся к началу XX века новых жанров музыкального искусства,отличавшихся своим особым типом композиторского и исполнительского профессионализма и являвшихся носителями новой эстетики и музыкального языка: рэгтайма (ragtime) и блюза (blues). Роль и значение рэгтайма в рождении джаза проявляются в том,что ритм стал главным элементом среди многообразия музыкально-выразительных средств; от блюза джаз унаследовал особую музыкально-выразительную систему:практику музыкальной импровизации и его образный строй.
Рэгтайм и блюз обусловили имманентные черты джаза. Ими являются: во-первых, специфическая ритмика (полиритмия) и, во-вторых, импровизационность, основанная на особом ладо-интонационном строе.
На формирование джазовой культуры оказала влияние совокупность факторов экономического, духовно-этического и этнического характера. Их действие связано с особенностями исторического развития и социальной структуры американского общества. Сохранение в Америке - стране "чистого капитализма" - вплоть до XIX столетия системы рабства обусловило существование негритянской культуры параллельно с культурой американцев европейского происхождения и на определённом этапе развития - их синтез. Формой реализации такого синтеза в музыкальной культуре США стал джаз.
Африканский фольклор и европейская музыкальная культура,ставшие основой новой музыкальной культуры, выступают её элементами и
- 160 находятся во взаимной связи и обусловленности. Синтез этих двух начал происходил посредством рабочих песен негров, спиричуэлс и театра менестрелей,предопределивших природу джазовой культуры и её предпосылок (блюза и рэгтайма). Соединению блюза и рэгтайма в джазе способствовало возникновение джаз-бэнда (jazz-band),вобравшего в себя также две традиции: африканский фольклор и европейское начало - культуру духовых оркестров. Джаз-бэнд завершил формирование новой музыкальной культуры.
Распространение джазовой культуры происходит в форме произведений джазового искусства, которые могут существовать как в композиционном виде,будучи сохраненными на бумаге,так и в процессе музыкально-творческой деятельности,которая может быть сохранена на аудио- или видео ленте. Особенности форм сохранения ценностей джазовой культуры, их утверждение как произведений искусства определяют пути ее распространения: в первом случае она может быть распространена композиционным способом, в процессе сочинения и последующего исполнения музыки; второй случай предполагает музыкально-импровизационную деятельность,которая продолжает традиции устного творчества и развивает традиции фольклора.
В отличие от других устных форм творчества, которые редко сохранялись в форме произведений искусства и передавались потомкам в первозданном виде,джаз,изменив эту традицию,стал устной культурой эпохи грамзаписи. Именно звукозапись, изобретенная в XX столетии, сделала возможным распространение устных традиций джазовой культуры как вида искусства, что способствовало распространению джаза как специфического афро-американского музыкального творчества.
Джазовая культура привнесла в мировую музыкальную жизнь как произведения музыкального искусства, так и творческий метод специфического джазового музыкального мышления, который в совокупности с другими факторами определил направления эволюции джаза в культуре
XX столетия.
Эволюция джазовой культуры - это необратимый, неповторимый процесс временной последовательности форм, на который оказывают влияние две группы факторов: внешние условия существования и внутренние факторы процесса развития, которые являются определяющими.
Источником развития джазовой культуры выступают свойственные ее внутренние противоречия.
Джаз как целостная самостоятельная система есть единство взаимоисключающих элементов, обусловленное их проникновением друг в друга: африканского фольклора и европейской музыки. Противоречивость феномена проявляется в следующем. Африканская музыка имеет вариационную природу,идущую от импровизации. Европейская классическая музыка - продукт индивидуальной композиторской мысли. Кроме того,мелодическое начало в африканском фольклоре развито достаточно слабо. Напротив, интонационные возможности африканских ударных инструментов долго не учитывались европейцами. Наконец, интонирование в африканской музыке отличается известной свободой,что нередко связано с экстатическим возбужденным состоянием исполнителя. Такое состояние исполнителям европейской музыки неведомо. Африканскую музыку в ансамблях музыканты играли не столько вместе, сколько параллельно друг другу, что порождало в отличие от европейской музыки фактуру с ярко выраженной линеарностью, полиритмией и полиметрией.
Названные два начала в джазовой системе необходимо и органично связаны между собой,образуя определенное соотношение взаимоисключающих элементов. Изменение этого соотношения проявляется в смене направлений и стилей джаза. Границами, определяющими изменение в соотношении африканского и европейского начал в джазе выступает сохранение целостности его музыкально-выразительной системы и эстетики, сформировавшихся на основе блюза и рэгтайма.
Следствием нарушения оптимального соотношения африканского
- 162 фольклора и европейской музыки, выражающееся в преувеличении любого из элементов джаза, может стать разрушение джазовой культуры,появление "околоджазовой" или иной музыки.
Формой реализации противоречий, заключённых в джазе, является деятельность музыкантов, которые в своём творчестве соединяют два противоречивых,но взаимодополняющих начала. Результатом их деятельности может быть как сохранение джазовой культуры,так и её разрушение,проявляющиеся в особенностях эволюции музыкального языка и эстетики джаза. Подтверждением теоретического вывода является возникновение в ходе эволюции джаза "холодного" джаза,где преобладало европейское начало,и "свободного" джаза,где выразилось пренебрежение к нему. Результатом стала в первом случае - утрата импровизационное™ и специфической ритмики (имманентных черт джаза), во втором - вместе с освобождением от "барьеров" - аккордов,привычных гармоний,метра и даже темперированного строя,т.е. от обычных звукорядов,на которых основана европейская музыка и джаз, исчез и джаз.
Важнейшим внешним фактором процесса эволюции джаза, как процесса модификации его музыкального языка и эстетики, является соприкосновение джаза с другими формами музыкальной культуры. Вместе с тем,направления эволюции джаза определяются способом разрешения внутреннего противоречия джазовой системы: с одной стороны -стремлением музыкантов сохранить оптимальным соотношение двух её начал, с другой, - их способностью осуществить это при условии постоянного воздействия на процесс эволюции внешних факторов развития джазовой культуры.
Распространение технологии джазового музыкального творчества в разные страны мира способствовало синтезу джазового формообразования и разнонационального фольклора. Результатом стало появление пограничных с джазом явлений, которые выступают как многообразие
- 163 творческих форм, образующих околоджазовую музыку.
Эволюция джаза как явления культуры возможна только на американском континенте, где ее подпитывали фольклорные истоки,способствовавшие сохранению самобытности джаза как культуры. В Америке она, в значительной мере, отражена в эволюции музыкальных стилей.
За пределами Америки произошло преломление джазовой культуры в форме использования отдельных её элементов. Следствием стало возникновение совершенно новых явлений, оторванных от афро-амери-канских традиций, и связанных в большинстве случаев с использованием технологии джазовой импровизаций на другом интонационном материале. Этот процесс отражает лишь эволюцию мышления отдельных музыкантов.
Освоение музыкантами метода джазовой импровизации может привести при определённых условиях к возникновению в некоторых странах джазовых субкультур. Это относится, прежде всего, к странам Европы, где понимание джаза с его особой эстетической системой является не только музыкальной экзотикой, но и формой реализации собственных творческих возможностей музыкантов.
Эволюция афро-американской культуры отличается от эволюции музыкальной культуры Европы. Главное отличие заключено в формах эволюции. В европейской музыкальной культуре эволюция выражалась в обновлении музыкальных жанров, создаваемых композиционным способом. Джаз преимущественно развивался путём появления новых стилей,обновление которых определяла импровизация. Композиционное творчество не характерно для эволюции джазовой культуры, поскольку джаз -принципиально импровизационное искусство. Замена импровизации другими явлениями,присущими джазовой культуре,- свингом и специфической манерой звукоизвлечения - не означает эволюции джаза: манера исполнения не может заменить черты, имманентно ему присущие.
Границами эволюции джазовой культуры, отделяющими джаз от
- 164 родственных ему явлений, являются черты,идущие от блюза и рэгтайма: импровизационность и специфическая ритмика. Их использование с нарушением афро-американских традиций свидетельствует о трансформации джаза как культуры в джаз как форму музыкально-импровизацион-ной деятельности.
Эволюция джаза,происходившая в Америке, не выходила за пределы джазовой культуры. Собственное мироощущение музыкантов в процессе творческой деятельности, в достаточной мере,было регламентировано сложившимися культурными традициями, прежде всего, слуховыми. Музыканты Европы преимущественно занимались творчеством "любыми подручными средствами". Они не создавали джаз как культуру,а распространяли свою деятельность в его формах - как в процессе музицирования, так и во время создания и исполнения собственных произведений. Это определило место и значение джаза в культурной жизни различных стран.
Значение джаза связано с его общепризнанными эстетическими ценностями и художественной новизной. Оно представлено влиянием двух параллельно существующих направлений - этнического и коммерческого, различающихся средствами музыкального высказывания,интенсивностью распространения и взаимодействия с другими культурами.
В современной культурной жизни США функционируют оба направления джазовой культуры,но занимают различные ниши среди многообразия явлений культуры: каждое имеет свою аудиторию слушателей, различные формы взаимодействия музыкантов и публики, а также отличающиеся условия для осуществления музыкального творчества.
Место джаза, особенности его распространения и функционирования в культурной жизни различных стран не одинаковы. В американской культуре джаз - национальное достояние. Он представляет собой органичный синтез этнической, национальной и массовой культур. Под влиянием многолетнего культурного окружения и взаимосвязи этничес
- 165 ки,музыкально и социально многоликого населения в США сформировалась многомерная джазовая культура, но при этом ее специфические особенности остались неизменными. Это породило убеждение,что джаз - важнейший вклад негров в американскую культуру и что только негры могут играть настоящий джаз. В странах Азии джаз не получил распространения. Основными причинами, препятствующими его распространению, являются иная философия музыкального мышления, не предполагающая диалектического развития музыкальной мысли, а также отсутствие необходимого условия сочетания европейского и внеевропейского начал - темперированного строя.
Место джаза в музыкальной культуре европейских стран ограниченно. Он развивается параллельно с оперно-симфоническим творчеством, но по количественным показателям значительно уступает ему. Значение джаза для европейской музыкальной культуры проявляется в её обновлении на основе использования в музыкальной практике не свойственных ей элементов: музыкально-выразительных средств, форм, присущих внеевропейской культуре, эстетики джазового творчества.
Значение музыкально-выразительных средств джаза для европейской музыкальной культуры проявляется в следующем: становление джаза подвело итог слиянию основных компонентов музыкального языка (мелодии, гармонии и ритма) в их высокоразвитых формах; джаз осуществил синтез профессионального инструментального творчества и внеевропейского вокального искусства; европейские музыканты приобрели практические навыки использования присущих джазу, но не свойственных ранее европейской музыке,способов извлечения и ведения звука. Джазовая культура распространила на европейском континенте заокеанские музыкальные инструменты (банджо, маримбу, ударную установку), новую для Европы "джазовую" инструментовку для больших оркестров и малых ансамблей. Вместе с тем, она вернула к жизни и усовершенствовала возможности созданной в Европе системы цифрован
- 166 ного баса. Кроме того, импровизационный негритянский джаз привлек внимание европейских музыкантов к феномену импровизационного музицирования, способствовал развитию музыкально-импровизационного искусства на европейском музыкальном материале. Коммерческий джаз стимулировал в Европе появление композиторских творений в джазовой стилистике. Кроме того, наметились пути интеграции различных методов творчества.
Значение джаза определяется появлением в Европе форм творческой деятельности,присущих джазовой культуре: исполнительской формы - концерта джазовой музыки, и формы культурного обмена - джазового фестиваля, с обязательным процессом спонтанного коллективного музицирования джем - сэшнс.
Распространение коммерческого джаза способствовало познанию музыкантами Европы новых жанров исполнительского искусства : блюза, рэгтайма, а также новых форм организации оркестра : бигбэнда, диксиленда, всевозможных малых составов исполнителей. Значение импровизационного джаза заключается в распространении импровизационных форм: двенадцатитактового блюза и многочисленных "джазовых стандартов" - исходного материала импровизаций.
Вместе с тем,распространение джаза способствовало пересмотру критериев формообразования. Импровизационная деятельность обусловила преобладание мобильных элементов над стабильными,что обозначило большую музыкальную свободу создателя образа и способствовало уменьшению значения прогноза творческого результата.
Значение джаза в мировой музыкальной культуре состоит и в распространении своеобразной эстетики этого феномена. Джаз заменил схему функционирования музыки: создатель-исполнитель-слушатель на взаимосвязь: импровизатор-публика, где публика занимает активную позицию,влияет на процесс создания музыки, стимулируя музыкантов аплодисментами, выражая свой восторг после понравившихся импровиза
- 167 ций. Произошло повышение требований к музыканту в результате совмещения им разносторонних качеств, а также замена пассивного композиторского способа творчества на активный, особенностью которого является рождение и развитие мысли "в настоящее время" на глазах у слушателей.
Джаз сформировал и распространил новую для Европы манеру сценического поведения музыкантов: непринужденность в процессе создания образа,обмен жестами, указывающими соло следующего музыканта и количество исполняемых импровизаций, свободную беседу со слушателями в перерывах между произведениями, которые подтверждают создание джазом новых, ранее не типичных для музыкальной культуры форм коммуникаций, необходимых для создания образа. Они являются фактом распространения стиля американского демократического общения,которое сформировало новую эстетику сценического поведения музыкантов.
Новизна музыкально-выразительных средств, творческих форм и эстетики джаза определила в Европе развитие, джаза как музыкально-исполнительского искусства и одновременно как формы современной музыкальной коллективной спонтанной творческой деятельности.
Влияние джаза на развитие других видов музыкального творчества - оперно-симфоническое и легкожанровое - различно. В сфере легкого жанра джаз оказал влияние, прежде всего,в США, где оперно-симфоническое творчество европейской традиции не развивалось. Он,являясь главенствующим видом творчества, обновил искусство легкого жанра, распространению которого способствовала коммерческая эстрада, а также на протяжении всего столетия своей уникальной музыкально-выразительной системой стимулировал развитие легкожанрового искусства. В других странах, прежде всего,в странах Западной Европы, джаз распространился как музыка быта и способствовал появлению целого ряда разновидностей и жанров современной эстрадной, поп, рок музыки с ее различными стилями и направлениями.
- 168
Значение джаза как вида творческой коллективной музыкально-импровизационной деятельности определяется стремлением музыкантов к проявлению собственной художественной инициативы. Кроме того, джаз - форма повышения музыкальной квалификации, позволяющая, не уставая от однообразия исполняемого по нотам репертуара, поддерживать музыкальный профессионализм. Он способствует объединению импровизации и композиции, исполнительской деятельности с творческой, сольного исполнительства с коллективным, представляет в звуковой лексикон музыкантов новые выразительные и образные средства, характерные для различных музыкальных культур. Джаз - новая ступень современного музыкального профессионализма.
Процесс распространения джаза в России и степень его влияния на отечественную музыкальную культуру отличаются от аналогичных процессов, происходящих в Европе.
Особенности трансформации джаза в России связаны с действием ряда факторов, определяющими из которых выступают: во-первых,фактор идеологического характера, исключивший возможность проникновения и массового распространения джаза как целостной системы; во-вторых, географическая отдаленность России от родины джаза,создавшая сложности культурного обмена,недостаток музыкальной и общекультурной информации о подлинном джазе, его эстетике и музыкальном языке и предопределившая формирование искажённого понимания джазового творчества; в-третьих,появление джаза в России из Европы, обусловившее распространение американских традиций в понимании европейских музыкантов в форме европеизированного джаза, создаваемого композиционным путём.
Результатом действия названных факторов в отечественной культуре стало возникновение нового музыкального явления, получившего название "советский джаз". Его отличительной особенностью является распространение музыки композиционным способом,что способствовало,
- 169 во-первых,его развитию в эстрадных формах, представляющих упрощенный вариант джаза: без негритянского начала - музыкальной импровизации, своеобразия ритма и музыкальной интонации; и, во-вторых, распространению в творчестве отечественных музыкантов "европейских" элементов музыкально-выразительной системы джаза, преемлемых, "прежде всего, для использования в композиции.
Отсутствие в советском джазе черт, присущих американскому джазу, ограниченное использование его музыкально-выразительной системы свидетельствует о появлении и распространении музыки, далёкой от подлинного джаза. Преобладание европейских традиций в советском джазе способствовало его филармонизации и формированию статуса академического искусства,определив его место в отечественной музыкальной культуре.
Значение советского джаза состоит, прежде всего, в том,что он способствовал формированию у музыкантов потребности в особом виде творчества,связанного с импровизацией.
Современное состояние отечественной культуры, характеризующееся, с одной стороны, снижением интереса аудитории слушателей к академическому музыкальному искусству, с другой, - быстрым распространением в российской культуре легкожанровой эстрадной музыки, отличающейся низким уровнем профессионального мастерства исполнителей, требует существенного обновления всех её составляющих: создания, распространения и восприятия.
Важнейшим фактором процесса обновления музыкальной культуры выступает джазовая импровизация, отличительными особенностями которой являются: во-первых, современность музыкального языка джаза, связанная с возможностью широкого использования в процессе творческой деятельности заключённого в нём европейского и внеевропейского элементов; во-вторых, универсальность джазовой импровизации, обусловленная устоявшимися краткими ритмо-интонационными моделями и совокупностью средств музыкального языка и не исключающая, в то же время, возможности общения на неджазовом материале при условии сохранения способа организации фактуры и некоторых средств музыкального языка (гармонии, ритма); в-третьих,теоретическая и практическая значимость джазовой импровизации как основы формирования метода музыкального мышления, что обусловлено необходимостью решения музыкантами комплекса задач в процессе творческой деятельности: определение места импровизации в музыкальной форме и фактуре произведения; соблюдение "принципа обособления"; обеспечение ка- , чества создаваемого музыкального материала, предполагающего как наличие знаний музыкально-импровизационной деятельности, так и достаточного опыта практических навыков, в совокупности обеспечивающих высокий уровень создаваемой музыки; определение способа подачи музыкального материала для усиления выразительных качеств художественного образа,рожденного в процессе творчества.
Совокупность названных признаков и изначальная ориентация джазовой импровизации на легкожанровую культуру делают ее важнейшим фактором обновления российской музыкальной культуры.
Одной из предпосылок обновления отечественной музыкальной культуры выступает джазовое обучение - как процесс, обеспечивающий подготовку, с одной стороны, высококвалифицированных музыкантов, с другой - аудитории слушателей, способной отличать ценности от псевдоценностей и сделать невостребованным низкопробное творчество и исполнительство музыкантов.
Становление процесса джазового обучения и его форм отражает особенности распространения джаза в нашей стране, эволюцию взглядов на его место и значение в отечественной культуре. В современной России обучение джазу представляет собой одно из направлений музыкального образования, не является обязательным и повсеместным и потому охватывает незначительную часть обучающегося музыке населения.
Недостаточное распространение джазового образования в России связано с отсутствием, с одной стороны, педагогов-профессионалов, с другой - сформированной потребности постижения основ современного музыкально-импровизационного искусства.
Факторами, препятствующими развитию музыкального творчества, выступают, прежде всего, консерватизм музыкально-педагогического мышления, сложившийся в процессе многовековой музыкальной практики, в ходе унаследования традиций музыкального воспитания Европы. Он способствовал утверждению негативного отношения в педагогической среде не только к современному музыкально-импровизационному искусству - джазу, но и к музыкальному творчеству в целом. Это обусловило образование двух взаимосвязанных проблем в становлении джазового обучения: количественная недостаточность профессиона-лов-импровизаторов в масштабах России и проблема качества воспитания творчески мыслящих музыкантов.
Подтверждением остроты проблемы качества джазового обучения являются: во-первых, отсутствие связей между различными уровнями обучения, в отличие от академического музыкального образования, которое имеет сформировавшуюся многоуровневую систему обучения; во-вторых, отсутствие сложившейся методики обучения джазу, следствием чего является, с одной стороны, выход за "рамки" джазовой регламентации, замедление интенсивности обучения и существование препятствий занятиям коллективным музыкальным творчеством из-за недостаточной разработанности задач, методов и форм джазового обучения; с другой стороны - подмена формирования навыков творчества и импровизации исполнением джазовых произведений по нотам, не способствующим формированию самобытности музыканта; в-третьих, неспособность многих педагогов преподавать занятия музицирования, композиции и импровизации, связанная как с недостатком знаний по теории и истории культуры, современного развития легкожанрового искусства, так и неумением воспроизводить на инструменте услышанное музыкальное произведение при отсутствии нотного текста.
Изменение положения в системе обучения джазу предполагает необходимость корректировки ряда положений действующей концепции музыкального образования, основными из которых являются: изменение статуса музыкальной школы и определение ее как учреждения начального профессионального образования; изменение стратегии музыкального образования - переход от "унифицированного" воспроизводства художественных ценностей к созданию собственных музыкальных идей, способствующих утверждению статуса музыкального творчества как обязательной дисциплины учебного цикла; разработку методики обучения джазу; изменение оценочных критериев творческой деятельности; изменение роли и личного участия педагога в музыкальном творчестве; пересмотр учебных планов смежных дисциплин.
Одним из определяющих моментов обновленной концепции музыкального образования выступает реализация положения о единстве двух направлений джазового обучения: музыкально-исполнительского и импровизационного.
Музыкально-исполнительское направление предполагает освоение в процессе обучения музыкально-выразительных особенностей, присущих джазу,приобретение навыков интерпретации джазовой интонации, отличающейся нетипичностью для европейского исполнительского искусства музыкально-выразительных приемов, а также навыков расстановки акцентов (на слабые доли такта) и овладение практикой раздельного "перкуссивного" звукоизвлечения. Обучение джазовому исполнительству, во-первых, должно стать частью музыкального обучения и преподаваться на предметах специальных дисциплин,и,во-вторых,внедрение в практику обучения этих кардинально отличающихся приемов должно осуществляться постепенно, параллельно с изучением классического репертуара.
Вторым направлением джазового обучения является обучение джазовой импровизации, основу которого образует музыкальная деятельность учащихся, основанная на вариативном творчестве. Этот процесс представляет собой осмысление последовательности упражнений, направленных на усвоение принципов взаимодействия элементов музыкального языка. Занятия осуществляются без обращения к нотному тексту, без записи и выучивания наизусть созданных учащимися музыкальных фрагментов. Преимущества обучения импровизации по такой методике заключаются: в возможности формирования у учащихся уверенности в создании чего-либо на инструменте без помощи нотного текста; в приобретении с первых занятий знаний необходимых для осуществления импровизации; в возможности осуществления импровизации всех компонентов музыкальной речи как в процессе сольного музыкального высказывания, так и в ходе ансамблевого музицирования; в отказе от заучивания шаблонов и музыкальных стереотипов и в возможности наработки собственных интонаций, характеризующих индивидуальную неповторимость импровизирующего музыканта.
Такой комплекс упражнений должен быть освоен каждым учащимся, он является своеобразным "введением" в мир музыкального творчества. Специфической особенностью обучения упражнениями является подвижность методики, гибкость подачи теоретического материала,проявляющаяся в возможности усложнять, изменять, варьировать, вносить новое, приспосабливать задания под способности и психологическую восприимчивость ученика.
В качестве предпосылки совершенствования направлений джазового обучения и разработки новой методики обучения импровизации рассматривается подготовка и повышение квалификации педагогов музыкально-образовательных учреждений, основными направлениями которой могут быть: музыкально-практическое (знакомит с принципами
- 174 импровизации); теоретико-аналитическое (изучает особенности музыкального языка); историко-культурное (посвящает в особенности эстетики различных жанров и стилей искусства).
Новый подход к джазовому обучению позволит создать иную музыкально-педагогическую систему,которая обновит, реконструирует воспитание исполнительством. Главным итогом развития собственной творческой активности в процессе постижения основ импровизации является превращение музыканта из ремесленника в мастера, способного не только любить музыку, но и создавать ее.
Рост числа музыкантов, владеющих как навыками исполнительства так и приемами музыкальной импровизации - начало проявления сложного процесса обновления отечественной музыкальной культуры, формой инноваций в котором является джаз.
В более далекой перспективе возможно формирование в России джазовой субкультуры. Важнейшими предпосылками ее становления выступают: исполнительское прочтение джазовых композиционных творений американских авторов; освоение музыкантами теории и практики (технологии) джазовой импровизации; наличие музыкально подготовленной аудитории слушателей к восприятию и оценке импровизационной музыки.
Функционирование джазовой субкультуры в России не внесет противоречий в развитие отечественной музыкальной культуры: афро-аме-риканскую культуру с российской объединяет общность европейского музыкального языка,идентичный музыкальный инструментарий,практика слушания музыки в концертных залах. Существующие между ними различия, прежде всего, в способах музыкального творчества, обновят утвердившиеся в России музыкальные традиции как своеобразными средствами музыкального высказывания, формами творчества, эстетикой джазового музицирования, так и возрождением некогда утраченной в России практики музыкальной импровизации.
Список научной литературыУшаков, Константин Александрович, диссертация по теме "Историческая культурология"
1. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума,- Ереван, 1978.- 125с.
2. Американский джаз приветствует перестройку так назвал программу своих выступлений в СССР Ричи Коул // Муз. Олимп.- 1990.-N1.- С. 19-21.
3. Арутюнов С. А. Народы и культура: Развитие и взаимодействие / Отв. ред. Ю.В. Бромлей.- М.: Наука, 1989.- 243с.
4. Барбан Е. Идея импровизации: Развитие стиля в джазе // Родник. 1990.- N 12.- С. 41-49.
5. Барбан Е. Ленинградский джаз-ансамбль // Клуб и худож. самодеятельность.- 1979.- N17.- С. 29.
6. Баренбойм Л. Путь к музицированию.- л.: Сов.композитор. Ле-нингр. отд-ние, 1979.- 352с.,нот.
7. Баташев А.Н. Капелла дикси // Мелодия. 1983.- N4.- С. 48-49.
8. Баташев А.Н. Музыка жизни: о джазе. // Огонек.- 1993.- N30 / 31.- С. 18-24.
9. Баташев А.Н. Новая литература о джазе // Муз. жизнь.- 1982.-N10.- С. 24.
10. Баташев А.Н. Обманчивая простота: Джаз-клуб // Сов. эстрада и цирк.- 1987.- N7.- С. 14-15.
11. Баташев А.Н. Советский джаз, в Америке // Мелодия.- 1990. N3. - С. 29-31.- Продолж. Начало: 1990,- N1.- С. 26-28, N2.- С. 29-30.
12. Баташев А.Н. Советский джаз. Исторический очерк / Под ред. A.B. Медведева. М.: Музыка, 1972.- 175с.
13. Баташев А.Н. Союз композиции и импровизации: ( Первая запись14