автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Особенности отражения в национальной фотожурналистике молодежных андеграундах субкультур Эквадора
Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности отражения в национальной фотожурналистике молодежных андеграундах субкультур Эквадора"
На правах рукописи
ФйвдбаЛНЪ^
САНТИЛЬЯН ГРУХИЛЬО Моника Лусия
ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ МОЛОДЕЖНЫХ АНДЕГРАУНДАХ СУБКУЛЬТУР ЭКВАДОРА
Специальность 10.01.10-журналистика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
- 6 ОКТ 2011
Москва - 2011
4856734
Работа выполнена на кафедре массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов
Научный руководитель:
доктор филологических- наук, профессор Березин Валерий Матвеевич Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Славина Валентина Александровна
Московский государственный педагогический университет
доктор филологических наук, профессор Сбруев Виктор Владимирович
Российский университет дружбы народов
Ведущая организация: Институт повышения квалификации работников
телевидения, радиовещания и печати
Защита состоится 28 октября 2011 г. в 15-00 часов
На заседании диссертационного совета Д 212.203.23
При Российском университете дружбы народов
По адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, ауд. 436.
С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов
Автореферат размещен на сайте РУДН Автореферат разослан 27 сентября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент
А.Е. Базанова
Общая характеристика работы
Развитие фотожурналистики стало возможным только при соответствующем технологическом развитии процессоп печати. Фотожурналистика ныне позволяет ярко отразить самые замечательные события в истории общества, демонстрируя при этом высокую информативность.
Благодаря фотографии информация стала более демократичной. Интеграция фотографии и печати помогает создавать имиджи как новости, дает возможность увидеть мир глазами масс, пресса с помощью фотографии стала окном в мир.
Эквадор как каждая страна имеет свои этапы развития фотографии, которая год от года и с помощью новых технологий превращалась в фотожурналистику.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена наличием объективной потребности в осмыслении специфики фотожурналистики в отражении новых социокультурных явлений, а именно - молодежных субкультур, существующих в Эквадоре.
Данная тема является также актуальной потому, что эти молодежные субкультуры распространены по всему миру, а не только в Эквадоре, их можно рассматривать как один из результатов глобализации СМИ и их ориентации в ряде случаев на пропаганду тех или иных субкультур (городских племен). Позиция фотожурналистики и ее объективность в этих случаях крайне важна.
Таким образом, осмысление отражения в фотожурналистике Эквадора феномена субкультур в контексте профессиональной компетентности фотожурналиста относится к разряду актуальных проблем теории и практики журналистики, журналистского образования.
Анализ материалов научных, научно-практических конференций, учебно-методической, научной литературы, материалов эквадорской прессы, в основном фоторепортажей, выявил следующее противоречие. Это противоречие между объективными характеристиками в профессиональной деятельности фотожурналистики по освещению взаимоотношений субкультур и общества и целенаправленным внедрением имиджей представителей субкультур в жизнь общества. Поэтому важно понять, какую роль играют фотожурналисты печатных СМИ в определении понятия субкультур и в процессе их взаимопонимания с обществом. Пресса часто спекулирует на акциях субкультур ради своих коммерческих целей.
Объектом исследования является фотожурналистика Эквадора как средство показа субкультур страны.
Предметом исследования являются знаково-коммуникативные характеристики фотожурналистики в отражении молодежных субкультур на примере газет «El Comercio», «El Ноу» и журналов «Dinners» ,«SoHo».
Цель исследования: выявить специфику отражения в фотожурналистике протестных имиджей субкультур.
Задачи исследования:
• Выяснить, насколько эффективно фотожурналистика показывает причины отвержения молодежными субкультурами общества.
• Исследовать ряд субкультур андеграунда как яркий элемент национальной актуальной культуры.
• Показать, как фотография становится документом, способным поддерживать и показывать культурные и контркультурные явления.
• Дать характеристику жанрового и лингвостилистического своеобразия публикаций о субкультурах в печатных СМИ. Научно-теоретическую базу исследования составили
положения теории и истории журналистики, концепции современного развития общества, положения культурологии, психологии деятельности и общения, а также справочные и архивные материалы. Автор обращается к проблемам функционирования журналистики на современном этапе развития общества в соответствии с теоретическими характеристиками печатных СМИ и актуальными проблемами этой сферы, которые анализируются в работах В.М. Березина, A.A. Грабельникова, С.Г. Коркопосенко, С.Г. Короченского, Е.И. Пронина, Л.Г. Свитич, В.В. Сбруева, В.В Тулупова и других ученых. Учитывались концепции и тенденции развития общества и появления субкультур или городских племен, представленные в трудах по социологии и антропологии, в культурологических работах таких российских и зарубежных исследователей в области гуманитарного знания как О.М. Глушкова, В. П Дольник, А. И. Кравченко, Ю. М. Лотман, М. Маффесоли и других ученых.
В диссертации предпринимается попытка философского, фотожурналистского, культурологического и филологического осмысления понятия «язык фотожурналистики» на основе анализа взглядов Р. Барта, П. Берка, Н.С.Валгиной, Л. Вильчеса, В.В. Кандинского, A.A. Леонтьева, 3. Панофски и других. В филологической части исследования были рассмотрены также работы таких лингвистов, филологов, социологов, как Ч. Пирс, Ф. Де Соссюр,
М. Фуко, У. Эко и других, посвященные различным аспектам изучения языка. Автор обращается к специфике профессионального творчества фотожурналиста, которая отображена в работах Ф. Арбайза и В. Пикада, В.М. Березина, Б. Ньюхолла, М.Л. Беллидо Гаита, П. Кастсльяноса, Ф. Лассо и Г. Калифе, Л. Чирибога. Проанализированы работы по жанровой проблематике печатных СМИ, к которой обращались такие исследователи, как К. Абриу, С. Морозов, X. Переа, Г. Чудаков и др. Была учтена специфика Интернет-СМИ и особенности их функционирования, описанные в работах П. Мейер, Л. Чирибога, и др.
Методология исследования. В процессе работы над исследованием применялись историко-типологический и теоретико-типологический методы, а также:
эмпирический метод - качественный анализ документов, наблюдение, личные собеседования, опрос;
лингвистические методы - сопоставительно-стилистический анализ текстов интернет-версий массовых общественно культурных газет и журналов, стилистический анализ текстов. Описательный метод позволил осуществить анализ фотожурналистах текстов.
Научная новизна исследования. В работе затрагиваются вопросы, которые пока недостаточно отражены в научной литературе по журналистике Эквадора. Впервые рассматривается роль фотожурналистики в создании адекватного имиджа молодежной субкультуры андеграунда.
Автор стремится сломать устоявшиеся стереотипы и шаблоны во взглядах на то, что может показывать в своих работах фотожурналист. Вопросы исследования субкультуры автор не берет на себя, но косвенно их затрагивает.
Вместе с тем выявлено противоречие между показом в фотопубликациях молодежных групп, охваченных немотивированным социальным протестом так же эффектно и зрелищно, как и отражение в фотожурналистских текстах внешней эпатажности осознанно борющейся за свои права молодежи. Тем самым в сознание объективно внедряются имиджи субкультур, идущие вразрез с традицями национальной культуры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней исследуются проблемы неодназначного отношения фотожурналистики к отражению субкультур или городских племен как культурной составной части эквадорского общества. На примере ряда качественных эквадорских изданий показано, что медиаобразы молодежных субкультур в фотопубликациях различных жанров создаются не на основе глубокого изучения реальности, в сочетании с
точным словесным комментарием, а весьма субъективно, с целью создания сенсации.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть полезной для фотожурналистов, журналистов, педагогов, социологов, культурологов, антропологов, студентов и всех тех, кто связан с фотожурналистской профессией. Результаты исследования могут быть применены как материал для будущей подготовки фотожурналистов, журналистов, для социологов и антропологов, которые анализируют социальные явления в России и за рубежом. Текст диссертационной работы также может быть использован в преподавании учебных дисциплин: «Социология журналистики», «Психология чтения образа», «Фотожурналистика», при чтении лекций по стилистике испанского языка.
Положения, выносимые на защиту:
1.Национальная культура Эквадора глубока, но находится под влиянием глобализации, поэтому она, включая и печать, подвержена воздействию мировых субкультур, их визуальных имиджей.
2. Деятельность СМИ и их гуманистический характер зависят от коммуникативной, творческой деятельности журналистов и фотожурналистов, их влияния на мнения аудитории по отношению к вкладу в культуру общества городских племен (субкультур).
3. Тексты эквадорских журналов имеют свои языковые, жанрово-стилистические и другие специфические особенности по сравнению с текстами газетных изданий. Тексты вербальные большей частью не взаимосвязаны с изображением, слово и изображение в фотожурналистских текстах, к сожалению, не дополняют друг друга.
Структура работы. Общий объем работы составляет 202 страницы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, ее научная новизна, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе обобщаются существующие подходы к изучению особенностей развития эквадорской фотожурналистики в свете анализа разных этапов прессы, до внедрения фотографии и в период ее становления, которое сделало СМИ более интересными и совершенными. Обращается внимание на актуальное положение фотожурналистики в Эквадоре и ее прогресс в международном пространстве, также рассматриваются начальные жанры фотожурналистики, которые со времением эволюционизировались.
Вторая глава посвящена анализу жанров, выразительных и изобразительных средств в качестве инструментов отражения
реальности. Здесь производится попытка установить различные характеристики языковых и визуальных средств фотожурналистики в различных жанрах, рассматриваются их культурно-языковые особенности, исследуется вклад эквадорской фотожурналистики в новую мировую реальность.
В третьей главе делается обзор печатных СМИ Эквадора в целях обоснования сделанного выбора изданий для анализа соответствия медиаобразов молодежного андеграунда его реальному состоянию, а также обращается внимание на взаимную связь слова и изображения в анализе публикаций о субкультурах Эквадора, устанавливаются семиотические характеристики образов субкультур в фотожанрах качественных журналов и газет.
В заключении обобщаются основные результаты исследования, подводятся итоги, делаются выводы, намечаются пути дальнейшего изучения особенностей имиджа андеграундных субкультур через фотожурналистику страны.
Библиографический список содержит перечень цитируемой литературы, использованной в ходе исследования в количестве 106 наименований, среди которых 45 источников на русском языке, 41 на иностранных языках и на родном языке, а также список использованных периодических изданий и Интернет-источников.
В приложении представляются самые главные по качеству и важности употребления в анализе работы фотожурналистов СМИ.
Апробация работы. Данная диссертация выполнена в русле проблем, обозначенных планом научно-исследовательской работы кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов. Исследование составило часть теоретического материала, использованного в ходе лекций и семинаров по фотожурналистике, прочитанных и проведенных автором. По теме диссертационного исследования опубликованы 6 статей, в том числе 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК.
Основное содержание работы
В главе I «Развитие фотожурналистики Эквадора: этапы и тенденции» рассматриваются основные изменения, которые произошли в прессе под воздействием процессов развития фотографии, профессиональной деятельности в фотожурналистике Эквадора.
В параграфе 1.1. «Графический непечатный период» определены первые шаги в фотожурналистике. Автор обращается к таким понятиям как амбротипия, ферротипия и дагеротипия, роли и месте этих методов сохранения визуальной информации в Эквадоре, влиянии их на изменения в общественной жизни страны.
В параграфе 1.2 «Тематика и жанры» определяются эти категории и соотносятся с эквадорской практикой печати, делается ее сравнение с мировой журналистикой. В этом параграфе также уделено внимание национальному колориту характеризуемой тематики, использованию индейских образов, исторических персонажей и событий в снимках.
В параграфе 1.3 «Переход к графическому печатному периоду» определяется степень графического развития в эквадорской прессе (печати графических изображений). Здесь же говорится о зарождении в стране документальной фотографии как предыстории национальной фотожурналистики, о роли фотографии в национальных печатных СМИ, отмечены выдающиеся фотографы XX века.
В параграфе 1.4 «Возникновение графической прессы в Эквадоре» рассматривается становление фототипии, которая привела прессу к значительным технологическим изменениям. Иллюстрирование фотографией сделало новости более интересными и привлекательными в глазах читателей. Названы фотографы-первопроходцы во внедрении фотографий в печатных средствах в качестве полноценных информационных документов, достоверно отображающих действительность.
В параграфе 1.5 «Развитие фотожурналистики в Эквадоре и ее положение в мире» автор ссылается на работы эквадорских фотожурналистов и определяет место и состояние национальной прессы на международном уровне по качеству материалов и уровню их творческой значимости. Здесь обращено внимание на исторически сложившиеся взаимоотношения фотографии и прессы в стране, влияние зарубежного опыта на становление национальной фотожурналистики, а также на проблемы её развития в Эквадоре.
В главе II «Жанры и язык фотожурналистики как средство отражения реальности» говорится о фотожурналистике как синтезе словесного и визуального творчества, затрагиваются вопросы стилистики, позволяющей с помощью своих средств наиболее ярко отображать действительность, используя богатый арсенал жанровых и языковых особенностей в фотожурналистских материалах, размещаемых в СМИ.
В параграфе 2.1 «Стилистика языковых и визуальных средств фотожурналистики в различных жанрах» рассматриваются характерные особенности жанров, преобладающих в современных общеэквадорских изданиях, говорится об их стилистических особенностях, проявляющихся в публикациях в зависимости от избранного жанра.
В параграфе 2.2 «Язык фотографии и фотожурналистики: общее и особенное» рассматривается язык фотографии, разбираются
поэлементно его выразительные средства, используемые в фотожурналистике, в связи с этим отмечены уникальные функции, названы свойства фотографии, не характерные для вербального текста. Здесь же названы и подробно рассмотрены три уровня чтения образов - предиконографический, иконографический и иконологический, в дальнейшем используемые автором в анализе фотожурналистских материалов.
Сочетание вербальных и невербальных, изобразительных средств передачи информации образует креолизованный (смешанного типа) текст1. Взаимодействуя друг с другом, вербальный и иконический тексты обеспечивают целостность и связность произведения, его коммуникативный эффект.
Креолизованные тексты могут быть текстами с частичной креолизацией и текстами с полной креолизацией.2 В первой группе вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными. Такое сочетание находим часто в газетных текстах. Большая спаянность, слияние компонентов обнаруживается в текстах с полной креолизацией, в которых между вербальными и иконическим компонентами устанавливаются синсемантические отношения: вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда, и само изображение выступает в качестве облигаторного (обязательного) элемента текста. Такая зависимость обычно наблюдается в рекламе, плакате и др3.
Вербальные и изобразительные компоненты связаны на содержательном уровне. Конечно фотография, как и любое изображение, сможет передать смысл только поверхностно и символически, через в большей или меньшей степени обозначенную идею реальности. Например, в изобразительном ряду невозможно стилистически окрасить важные доминанты, сделать паузу, поставить частицы, междометия, союзы и пр. В то же время, создать образность в публицистическом тексте, особенно, когда последний - новостная заметка - без фотографии практически невозможно. Смысл статьи, безусловно, будет понятен, но она потеряет «живой факт», объемность. Последние социологические исследования говорят о том, что большая часть читателей сегодня даже не акцентирует внимания на тексте, если он не снабжен хотя бы какой-нибудь изобразительной
'Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция //Оптимизация речевая воздействия. М., 1990; Аннеимова Е.Е. О целостного креолизеванного текста (к постановке проблемы) //Филологические науки. 1996. №5.
2Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и международная коммуникация.-М.: Академия, 2003,75с.
3 Валгина Н.С. Теория текста-. Учебное пособие.- М.: Логос, 2002, с.193.
информацией. Этот чисто психологический фактор связан с простотой восприятия изображения.
Не менее важная функция фотографии - ее правдивость. Люди до сих пор воспринимают фотографию на страницах газет и журналов как неопровержимый факт, вокруг неё может создаваться ореол правдивости.
В параграфе 2.3 «Молодежные субкультуры :рн новая мировая реальность» вводится понятие молодежных субкультур, дается характеристика этого понятия и явления, обозначенного им, обсуждаются вопросы, связанные с местом молодежи в современном обществе и её сложными взаимоотношениями с ним, которые находят отражение в эквадорских СМИ. Ряд этих публикаций берутся в основу анализа фотожурналистских работ. Автором уделено внимание причинам появления субкультур, их происхождению, особенностям философских взглядов приверженцев различных молодежных андеграундных групп, идентифицирующей их символики, поведенческих особенностей городских племен, уровню их адаптированное™ в городской среде, культурном сообществе, степени воспринимаемости и понимания обществом. В постпараграфе автором обоснована терминология по этой теме, используемая в диссертации. Автором раскрываются принципиальные различия между введенными специфическими понятиями.
В главе III «Взаимосвязь слова и изображения в публикациях о субкультурах Эквадора» говорится о влиянии печатных СМИ и фотожурналистики на общественное мнение, о том, как СМИ страны могут частично переломить тенденцию отверженности субкультур от общества и обществом, формировать в нем более позитивное отношение к проблемам молодежи.
Подчеркнута взаимозависимость текстов, посвященных андеграундному движению, и соответствующих им фотоматериалов, показаны способы повышения значимости публикаций за счет симбиоза жанров фотожурналистики.
В параграфе 3.1 «Качественная периодика и ее ориентация на молодежную аудиторию» заостряется внимание на качественных печатных СМИ, таких как: «SoHo» (Solo para Hombres) (CoXo -Только для мужчин) - журнале, основанном в 1999, распространяемом в Эквадоре, Колумбии, Коста-Рике и Мексике. Это ежемесячное издание, адресованное мужской публике, наполненное фотографиями моделей, актрис и деловых женщин, как на обложке, так и на внутренних страницах. Его тираж - 20.000 экземпляров, распространяется 15 числа каждого месяца, издается на бумаге couchc. Очень интересны материалы, затрагивающие темы молодежи, связанной с субкультурами. Фотографии в журнале
показывают главенствующую роль молодежи как общественной составляющей новых национальных субкультур.
Журнал «Diners» («Дайнерс) отличается современной тематикой, содержит репортажи о культуре, известия об искусстве. Diners выпускается на бумаге couché, ежемесячный тираж - 80.000 экземпляров, они распространяются с первого числа каждого месяца.
Газета «Ноу» («Сегодня») - это ежедневная газета стандартного формата, её главная резиденция находится в Кито, область распределения как национальная, так и международная, тип информации - общественно-политическая, издатель EDIMPRES S.A. С марта 1982 она издается одновременно в Кито и Гуаякиле, распространяется по всей территории страны. Газета печатается многоцветной, с рисунками модульными и электронными. Политическая направленность - праволиберальная.
Общеэквадорская газета «El Comercio» («Торговля») является утренним основным ежедневником с 1 января 1906, издающимся братьями Мантилья Хакоме, печатается в городе Кито. Эта газета в настоящее время - самая большая в городе и одна из самых влиятельных в стране, наиболее читаемая в Эквадоре. Политическая направленность также праволиберальная.
В параграфе 3.2 «Семиотические характеристики образов субкультур в фотожанрах качественных эквадорских изданий» отмечается, что главным признаком субкультуры в отличие от фэндома можно считать независимость от явных или символических лидеров, когда на смену одному идеологу приходит следующий. Здесь затронуты особенности самовыражения молодежных субкультур андеграундов, затрагиваются вопросы самоопределения субкультуры среди множества других культур и связь с культурным наследием прошлого. Показано, как отражаются образы членов субкультур в таких фотожанрах как репортаж, комментированный репортаж. В качестве примеров проведен анализ изобразительных и выразительных текстов журналов: «SoHo», «Dîners» и газет «El Ноу», «El Comercio». Проанализированы материалы качественных журналов, адресованные культурной публике, в том числе молодежной аудитории.
Семиотические отношения, связанные с противоположностями, противоречиями, комплиментарностыо и импликацией многочисленных субкультурных групп в движении эквадорского андеграунда, в полной мере подчиняются принципам, законам и положениям семиотики, которые были сформулированы различными авторами. То есть могут быть перенесены на почву эквадорского андеграунда. При этом можно его рассматривать как практическую
интерпретацию принципов семиотической теории от Ф. Де Соссюра до P.O. Якобсона.
Эти принципы отражаются также в публикациях об эквадорских андеграундных племенах, в том числе визуальной и вербальной составляющей этих публикаций. Снимки и тексты воспринимаются не как статичный, традиционно снятый и сверстанный материал, а претендуют на необычность подачи медиаобразов. Это и использование эффектов выделения частей снимков светом, и масштаб изображения персонажей, расположение и ритмика фигур, разнообразие форматов фотографий, верстка их и текста на полосе, необычность изложения (использование терминологии, характерной для субкультур). То есть авторы публикаций, освещая материал об эквадорском андеграунде, по мнению автора, сами становятся его частью.
Андеграундное музыкальное движение эквадорской молодежи почти невозможно воспринимать на уровне статики - оно в постоянном движении и преобразованиях, при этом развивается синхронно с мировым движением субкультур, но в то же время диахронически - как параллельный своеобразный мир, существующий в своем времени и пространстве, опирающихся не только на мировые тенденции, по и на национальную и континентальную латиноамериканскую культуру.
Положения лингвистической теории можно, таким образом, применить и к языку фотожурналистских текстов анализируемых нами эквадорских СМИ. Развиваясь в общем ключе мировой фотожурналистики, эквадорская пресса демострирует и свои статичные национальные образы, идущие от народных традиций.
В таком же поиске, как само андеграудное движение, находятся и авторы публикаций о нем. Отсюда некоторые ошибки, попытки проникнуть из мира традиционной культуры в молодежную среду и запечатлеть, описать ее.
В параграфе 3.3 «Знаковые особенности публицистических текстов с использованием фотографии» проводится анализ фотожурналистских текстов на тему молодежных субкультур Эквадора. В частности, в подпараграфе 3.3.1 Развернутый фоторепортаж «8 племен» рассмотрена публикация в журнале «SoHo» под названием «8 племён, которые родились на улицах» - о городских уличных субкультурах, представителях андеграунда. Анализируется язык данного фоторепортажа с точки зрения фонетики, грамматики и семантики.
Подробно рассмотрены части фоторепортажа, посвященные различным движениям андеграунда — металлистам ('< Хэви-металл», «Хард-кор», «Дет-металл»), растафари, скинхэдам, панкам
(панкерам), хип-хоперам, сатанистам. Все фотографии рассмотрены на 3-х уровнях — предиконографическом, иконографическом и иконологическом. В довольно интересном материале с очень характерными фотографиями, подготовленном Бенджамином Чамберсом и Кристианом Барретом, автором отмечается недостаточная тщательность работы, языковые неточности и эстетические недоработки.
В целом сделан вывод о печатных материалах, что они до сего времени достаточно бедны и бесконфликтны, недостаточно исследуют жизнь, в то же время национальными фотожурналистами выполняются выразительные снимки, особенно в жанре фоторепортажа, которые не носят субъективного сенсационного характера, однако вербальная информация не всегда удачно дополняет фотографии.
В подпараграфе 3.3.2 «Фоторепортаж о субкультуре панков» исследуется с семиотических позиций репортаж о субкультуре панков «Панки: путешествие по беспорядкам». Подробно рассмотрены все фотографии. Подчеркиваются особенности каждого снимка — многоплановость, многослойность и аллегоричность первого снимка, эмоциональность второго — черно-белого снимка, эмоциональность, драматизм третьего снимка, выполненного в красно-черных цветах, выявлена выразительная сила следующего снимка, центром которого является портрет молодого панка с ирокезом, мирный характер последнего снимка. Все фотографии рассмотрены на предиконографическом, иконографическом и иконологическом уровнях. Сделаны выводы о соответствии снимков и подписей к ним теме и содержанию статьи.
В подпараграфе 3.3.3 «Фоторепортаж о трансцендентальных молодежных субкультурах» рассматривается понятие «трансцендентный» и трактовки данного понятия разными философами, что представляется необходимым при анализе этой статьи для определения роли фотоснимков в ней, их уместности в данном тексте. Текст статьи небольшой, создается зрительный эффект её перегруженности некачественными изображениями, тогда как использование интервью не является ни в коем случае фоторепортажем, носит неточный характер. Обращено внимание на пропагандистский характер данной пубикации.
В подпараграфе 3.3.4 «Анализ фотожурналистских текстов по тематике молодежных музыкачьных субкультур» из газет «El Comercio» и «El Ноу» приводятся и анализируются примеры качественной работы журналистов над словом и изображением по освещению творческой жизни молодежных музыкальных субкультур.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и намечаются дальнейшие перспективы работы. В ней ставилась актуальная цель - выявить специфику отражения в фотожурналистике протестных имиджей субкультур по отношению к обществу. Ряд положений диссертации затрагивает вопросы развития и современного состояния фотожурналистики в Эквадоре, на которую оказал влияние целый ряд аспектов, связанных с историей национальной фотографии.
Для достижения поставленной цели необходимо было показать этапы развития фотожурналистики Эквадора; исследовать жанры и язык современной фотожурналистики; выявить взаимосвязь слова и изображения в публикациях о субкультурах; дать характеристику печатных СМИ, использующих фоторепортажи.
Поставленная цель позволила подойти к решению таких основных задач исследования, как выявление того, насколько эффективно фотожурналистика страны показывает причины отвержения молодежными субкультурами общества; исследовать субкультуры андеграунда как яркий элемент национальной культуры. Фотография становится документом, способным поддерживать и показывать новейшие явления в культуре и контркультуре молодежной среды, вверстанная в текст она может использовать жанровое и лингвостилистическое своеобразие языка публицистики.
Изучение теоретического материала и анализ публикаций современных СМИ Эквадора были направлены также на подтверждение предположений автора, сформулированных перед исследованием в виде следующих гипотез:
Субкультуры - это явление в обществе, становящееся в XXI в. выразительным и изобразительным элементом фотожурналистики.
Фотожурналистика пытается показать необычность общественного явления с помощью эффектных приемов, но часто это не носит объективного характера и не отвечает традициям национальной культуры.
Субкультуры становятся активными субъектами коммуникации через имиджи, создаваемые им фотожурналистикой.
Главное звено диссертации - анализ конкретных фотожурналистских текстов из журналов «SoHo», «Diners» и газет «El Hoy», «El Comercio». В работе наряду с краткой характеристикой данных изданий проведен подробный анализ отдельных их публикаций на темы, связанные с современными городскими племенами, молодежными андеграундными субкультурами - яркими элементами современного общества.
Перенося на почву СМИ отношение к проблемам молодежи со стороны большей части современного общества, фотожурналисты в
содержание своих снимков в части взятых нами примеров не вкладывают положительного смысла, манипулируют этими изображениями и субъективно влияют на сознание читателей. Это показывает поуровневый семиотический анализ фотографий и текстов к ним. СМИ, которые являются частью общества, дезинформируют его и создают сенсации, не всегда полно и достоверно отражая деятельность тех или иных субкультур (городских племен).
Делается вывод и о том, что не только эквадорская пресса, но и мировая, создают неадекватный медиаобраз «городских племен» потому, что фотожурналисты, необъективно изображают эту молодежь и потому, что они имеют свою точку зрения на каждый снимок, которая зависит от личного восприятия и отношения к образу жизни этих племен.
В речевом плане подобные публикации ориентируются, если ссылаться на работы Валгиной Н. С. по теории текста, на сенсационный газетно-публицистической стиль. Об этом свидетельствуют, во-первых, выделенные нами в анализе выразительные особенности визуальных знаков - крупность плана, деталировки композиции, светотональные объемы, и, во-вторых, словесные комментарии, заголовки и подписи к снимкам. Анализ последних показывает, что одной из особенностей языка фоторепортеров является формирование разновидности письменной разговорной речи, обладающей характеристиками речи устной. Но журналисты часто поступают непрофессионально, оценивая ту или иную молодежную группу как «субкультуру, племя». Получается, что журналисты не знают историю субкультур, современные тенденции их развития. Следует отметить низкий уровень текстового материала в фоторепортаже даже такого широкоизвестного журнала как «8оНо», где при анализе были обнаруженны ошибки, даже выявлено непонимание лексического значения определенных слов и понятий.
В результате проведенного анализа изобразительных материалов эквадорских изданий мы пришли к выводу о последовательном и глубоком отражении в публикуемых репортажах жизни музыкальных андеграундных групп.
Благодаря такому их освещению эти группы не выбрасываются из жизни и лучшими своими концертами зовут молодежь на протестные акции, призвывают к поиску активной жизненной позиции, как в случае публикации «Пауль Сеговия».
Таким образом, можно заключить, что выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение при анализе практических материалов, исследованных в ходе подготовки диссертации.
Выполненное исследование и проведенный анализ ошибок, допускаемых в публицистических материалах, связанных с
современными молодежными проблемами, могут быть использованы в работе по подготовке специалистов для СМИ страны, оказать влияние на дальнейшие развитиие фотожурналистики в Эквадоре, способствовать повышению объективности отражения в прессе актуальных вопросов современности, привлечению к ним внимания интеллектуальной и культурной общественности.
Проведенная работа, являясь скромным вкладом автора в изучение взаимосвязи фотожурналистики, как отдельной отрасли СМИ, с современным обществом, может послужить началом для дальнейших глубоких исследований по затронутой теме, как на уровне страны, так и на панамериканском и мировом уровнях, а также вызвать интерес в научных кругах, связанных с изучением культуры Латинской Америки.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
Публикации в журналах из перечня ВАК:
1.- Саптильян Трухшьо Моника. Глобализация и развитие фотожурналистики // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение и журналистика», 2011 №1.- г. Москва, изд-во РУДН, 2011.- С.107-112.
2.- Сантшьян Трухшьо Моника. Развитие журналистики в Эквадоре // Латинская Америка, 2011, № 6.- С.69-80.
Публикации в сборниках научных трудов
3.- Сантшьян Трухшьо Моника. Влияние глобализации па
фотографию // «Личность в межкультурном пространстве»: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН. 4.2, 18-19 ноября 2010 г.- изд-во РУДН, 2010,-С.235-240.
4.- Сантшьян Трухшьо Моника. Глобализация и регионализация массовых информационных процессов // Сборник материалов и научных статей IV Международной научно-практической конференции г. Казань, 2-3 декабря 2010 г. «Мультимедийная журналистика Евроазии - 2010. Национально - информационные рынки и региональный интернет в эпоху глобализации глобальных изменений». 2-Здекабря 2010.- С.174-177.
5.- Сантшьян Трухшьо Моника. Современная фотография и процессы глобализации // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Журналистика 2010. СМИ в публичной сфере». Факультет журналистики МГУ имени М.В Ломоносова, г. Москва, изд-во Моск. ун-та, 2011,- С 502-503.
6.- Сантшьян Трухшьо Моника. Субкультуры в эпоху глобализации // Ибероамерика и строение полисемического мира: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию ИЛА РАН. 4.2, 27-29 июня 2011г.
САНТИЛЬЯН ТРУХИЛЬО Моника Лусия (Эквадор)
Особенности отражения в национальной фотожурналистике молодежных субкультур Эквадора
Q диссертации исследуются фотографические публикации качественных журналов и газет Эквадора по тематике молодежных субкультур этой страны, показано, в какой степени фотография становится документом, способным поддерживать и показывать культурные и контркультурные явления.
SANTILLAN TRUJILLO MONICA LUCIA (Ecuador)
Features of the reflection in the national photojournalism youth underground subcultures Ecuador
The dissertation examines the photographic publishing high-quality magazines and newspapers of Ecuador on the subject of youth underground subcultures of the country, shows to what extent the picture is a document that can support and demonstrate cultural and countercultural phenomenon.
Подписано в печать:
26.09.2011
Заказ № 5969 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11 -й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сантильян Трухильо Моника Лусия
Введение.
Глава I. Развитие фотожурналистики Эквадора: этапы и тенденции.
1.1. Графический непечатный период.
1.2. Тематика и жанры.
1.3. Переход к графическому печатному периоду.
1.4. Возникновение графической прессы в Эквадоре.
1.5. Развитие фотожурналистики в Эквадоре и ее положение в мире.
Глава II. Жанры и язык фотожурналистики как средство отражения реальности.
2.1. Стилистика языковых и визуальных средств фотожурналистики различных жанров.
2.2. Язык фотографии и фотожурналистики: общее и особенное.
2.3. Молодежные субкультуры: новая мировая реальность.
Глава III. Взаимосвязь слова-изображения в публикациях о субкультурах Эквадора.
3.1. Качественная периодика и ее ориентация на молодежную аудиторию.
3.2. Семиотические характеристики образов субкультур в фотожанрах качественных эквадорских изданий.
3.3. Знаковые особенности публицистических текстов с использованием фотографии.
3.3.1. Развернутый фоторепортаж «8 племен».
3.3.2. Фоторепортаж о субкультуре панков.
3.3.3. Фоторепортаж о трансцендентальных молодежных субкультурах.
3.3.4. Анализ фотожурналистских текстов по тематике молодежных музыкальных субкультур.
Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Сантильян Трухильо Моника Лусия
Универсальность языка фотографии позволяет наиболее красноречиво показать особенности культуры.
Развитие фотожурналистики стало возможным только при соответствующем технологическом развитии процессов печати. Фотожурналистика позволяет ярко отразить самые замечательные события в истории общества, демонстрируя при этом высокую информативность.
Благодаря фотографии информация стала более демократичной. Интеграция фотографии и печати помогла создавать имиджи как новости. Фотография дала возможность увидеть мир глазами масс. А пресса стала окном в мир.
Эквадор как каждая страна имеет свои этапы развития фотографии, которая год от года и с помощью новых технологий превращалась в фотожурналистику.
Фотожурналистика, ее жанры как средство многогранного отражения реальности, является и словесным и визуальным творчеством. И стилистика языковых и визуальных средств, которые направлены на отражение тематики субкультур, очень специфична, требует тщательного разбора. Молодежные субкультуры теперь носят часто характер молодежного протеста и оппозиции к обществу, его взглядам, правилам и ценностям.
Взаимная связь слова и изображения заметна в публикациях о субкультурах, каждая субкультура имеет свои определенные термины, употребление которых зависит от характерных черт субкультуры. В Латинской Америке и Испании субкультурами считаются «Городские племена», термин предложен французским социологом Мишелем Мафессоли1. В основном его труды посвящены проблематике постмодерной эпохи - феноменам глобальной массовизации, трансформациям политики и политической сферы, области повседневного и превращениям сакрального, праздничного в повседневности, феноменам подчинения и насилия, явлениям номадизма и новым основаниям идентичности в современном мире.
Сквозной интерес всех его работ — проблематика воображаемого, ее воплощение в социальных и символических формах. В.П. Дольник, который является оппонентом академика Павлова и его школы условных рефлексов, получивший премию имени И.П. Павлова, в своей книге «Непослушное дитя биосферы»", где он исследует поведение человека, употребляет термин «клубы».
Фотографии являются одной из самых распространенных форм визуального языка. Печатные СМИ оказывают влияние на испанский язык и его литературные нормы, особенности речеупотребления. Жаргоны и сленговые выражения встречаются во всех текстах журналов и газет, особенно когда предметом исследования является та или иная субкультура. Большинство слов английского происхождения создано молодыми людьми. Новые информационные ресурсы имеют свои уникальные характеристики и особенности, их язык и стиль особенно изменяется, когда в прессе пишется о молодых людях - представителях субкультур. Тем самым тексты газет и их интернет-версий превращают в героев через метафоры отдельных представителей субкультур или городских племен.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена наличием объективной потребности в осмыслении специфики фотожурналистики в отражении новых социокультурных
1 Maffesoli Michel. El tiempo de las Tribus: El declive del individualismo en las sociedades de masas - México.: Siglo XXI, 2004 - Págs.132-136
2 Дольник В П. Непослушные днтя биосферы - С Пб • Паритет, ЧеРо-на-Неве, 2004.- С. 130. явлений, а именно молодежных субкультур, существующих в Эквадоре. Они нуждаются в срочном изучении.
Широкое использование фотографии в прессе говорит о повышении изобразительной информативности, удовлетворявшейся ранее исключительно устной информацией или печатным текстом.
Данная тема является также актуальной потому, что эти группы молодых людей распространены по всему миру, а не только в Эквадоре, их можно рассматривать как один из результатов, явлений глобализации СМИ и их ориентации в ряде случаев на пропаганду тех или иных субкультур (городских племен).
Позиция фотожурналистики и ее объективность в этих случаях крайне важна. Ведь журналисты способствуют формированию мнения общества. Таким образом, осмысление отражения в фотожурналистике Эквадора феномена субкультур в контексте профессиональной компетентности фотожурналиста в целом относится к разряду актуальных проблем теории и практики журналистики, журналистского образования.
Анализ материалов научных, научно-практических конференций, учебно-методической, научной литературы, материалов эквадорской прессы, в основном фоторепортажей, выявил следующее противоречие. Это противоречие между объективными характеристиками в профессиональной деятельности фотожурналистики по освещению взаимоотношений субкультур и общества и целенаправленным внедрением имиджа представителей субкультур в жизнь общества. То есть важно понять, какую роль играют фотожурналисты печатных СМИ в определении понятия субкультур и в процессе их взаимопонимания с обществом. Пресса часто спекулирует на акциях субкультур, ради своих коммерческих целей.
Объектом исследования является фотожурналистика как средство показа субкультур Эквадора.
Предметом исследования являются знаково-коммуникативные характеристики фотожурналистики в отражении молодежных субкультур на примере газет «El Comercio»,«El Ноу» и журналов «Dinners»,«Soho».
Гипотезы исследования:
1. Субкультуры - это явление в обществе, становящееся в XXI в. объектом исследования фотожурналистики.
2. Фотожурналистика пытается показать необычность общественного явления с помощью эффектных приемов, но часто это не носит объективный характер и не отвечает традициям национальной культуры.
3. Субкультуры становятся активными субъектами коммуникации через свой имидж, создаваемый фотожурналистикой.
Цель исследования: Выявить особенности национальной фотожурналистики и специфику профессиональной деятельности фотожурналиста в условиях распространения протестных имиджей субкультур по отношению к обществу. Задачи исследования:
• Выяснить, насколько эффективно фотожурналистика показывает причины отвержения молодежными субкультурами общества.
• Исследовать ряд субкультур андеграунда как яркий элемент национальной актуальной культуры.
• Показать, как фотография становится документом, способным поддерживать и показывать культурные и контркультурные явления.
• Дать характеристику жанрового и лингвостилистического своеобразия публикаций о субкультурах в печатных СМИ.
Методология исследования. В процессе работы над исследованием применялись историко-типологический и теоретико-типологический методы, а также: эмпирический метод — качественный анализ документов, наблюдение, личные собеседования, опрос; лингвистические методы — сопоставительно-стилистический анализ текстов интернет-версий массовых общественно культурных газет и журналов, стилистический анализ текстов. Описательный метод позволил осуществить анализ фотожурналистких текстов.
Эмпирическую базу исследования составляют:
• общеэквадорские газеты и журналы «El Comercio», «El Hoy», «Diners» и «Solio»;
• архивы бывшего Центрального Банка Эквадора, в данный момент находящиеся под охраной Министерства Культуры Эквадора.
Научно-теоретическую базу исследования составили положения теории и истории журналистики, концепции современного развития общества, положения культурологии, психологии деятельности и общения, а также справочные материалы. Автор обращается к проблемам функционирования журналистики на современном этапе развития общества в соответствии с теоретическими характеристиками печатных СМИ и актуальными проблемами этой сферы, которые анализируются в работах В.М. Березина, А.А. Грабельникова, С.Г. Корконосенко, С.Г. Короченского, Е.И. Пронина, Л.Г. Свитич, В.В. Сбруева, В.В Тулупова и других ученых. Учитывались концепции и тенденции развития общества и появления субкультур или городских племен, представленных в трудах по социологии и антропологии и в культурологических работах таких российских и зарубежных исследователей в области гуманитарного знания как О.М. Глушкова, В.П. Дольник, А. И. Кравченко, Ю. М. Лотман, М. Маффесоли, и других ученых.
В диссертации предпринимается попытка философского, фотожурналистского, культурологического и филологического осмысления понятия «язык фотожурналистики» на основе анализа взглядов Р. Барта, П. Берка, Н.С.Валгиной, JI. Вильчеса, В.В. Кандинского, A.A. Леонтьева, Э. Панофски и других. В филологической части исследования были рассмотрены также работы таких лингвистов, филологов, социологов, как Ч. Пирс, Ф. Де Соссюр, М. Фуко, У. Эко и других, посвященные различным аспектам изучения языка СМИ. Автор обращается к специфике профессионального творчества фотожурналиста, которая отображена в работах Ф. Арбайза и В. Пикада, В.М. Березина, М.Л. Беллидо Ганта, П. Кастельяноса, Ф. Лассо и Г. Калифе, Б. Ныохолла, Л.Чирибога. Проанализированы работы по жанровой, проблематике печатных СМИ, к которой обращались такие исследователи, как К. Абриу, С. Морозов, X. Переа, Г. Чудаков и др. Была учтена специфика интернет-СМИ и особенности их функционирования, описанные в работах П. Мейер, Л. Чирибога, и др.
Научная новизна исследования. В работе затрагиваются вопросы, которые пока недостаточно отражены в научной литературе по журналистике Эквадора.
Автор стремится сломать устоявшиеся стереотипы и шаблоны во взглядах на то, что может показывать в своих работах фотожурналист. Вопросы исследования субкультур автор не берет на себя, но косвенно их затрагивает.
В материалах про городские группы молодежи автор солидаризируется с теми представителями молодого поколения, кто выражает протест против отсутствия внимания к проблемам молодежи. Этот протест может проявляться во внешнем эпатаже, через особый дизайн одежды, аксессуары и визаж, а также через такие формы самовыражения как музыка, поэзия, в том числе тексты песен, плакат и граффити как наиболее доступные молодым жанры изобразительного искусства.
Внешний вид для молодых - чаще всего не просто стремление быть оригинальным, но пропуск в мир единомышленников. Одежда, косметика, прическа позволяют выразить свою причастность к тем, кто думает так же, он позволяет продемонстрировать готовность протестовать вместе.
Протест молодежи связан с отсутствием во многих странах внимания к жизненным реалиям и перспективам молодых -безработица, коммерциализация образования, жилищные проблемы. В обществе очень много зла и насилия и жертвами чаще других становятся именно молодые люди. Доступные для них протестные формы - возможность самовыражения и общение с единомышленниками на музыкальных концертах, форумах.
Упадничество, своего рода декаданс, также могут быть близки этим, зачастую отвергаемым обществом и, особенно старшими поколениями, ребятам. Отсюда и черные слезы, нарисованные на щеках, и траурные одежды, и печальные, также траурные, хотя и громкие, переходящие в вопли, звуки музыки. Для веселья у молодежи не всегда есть основания. Вместе с тем автором выявлено и анализируется противоречие между показом в фотопубликациях молодежных групп, охваченных немотивированным социальным протестом, так же эффектно и зрелищно, как и отражение в фотожурналистских текстах внешней эпатажности осознанно борющейся за свои права молодежи. Тем самым в сознание объективно внедряются имиджи субкультур, идущих вразрез с традициями национальной культуры.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней исследуются проблемы неодназначного отношения фотожурналистики к отражению субкультур или городских племен как культурной составной части нашего общества, говорится о противоречивом отражении в работах фотожурналистов интересов молодежи и её представителей, входящих в субкультуры. С одной стороны, фотожурналисты видят их проблемы, а с другой стороны, относятся к субкультурам настороженно, не принимают их как полноправных членов общества или же популяризируют образцы молодежной контркультуры. Свою негативную роль в расплывчатости ориентиров для молодежи играют неверные по , смыслу, порой безграмотные словесные комментарии.
Практическая значимость заключаются в том, что данная работа может быть полезной для фотожурналистов, журналистов, педагогов, социологов, культурологов, антропологов, студентов и всех тех, кто связан с фотожурналистской и журналистской профессией. Результаты исследования могут быть применены как материал для будущей подготовки фотожурналистов и пищущих журналистов, для социологов и антропологов, которые анализируют социальные явления в России и за рубежом. Текст диссертационной работы также может быть использован в преподавании учебных дисциплин: «Социология журналистики», «Чтение образа», «Фотожурналистика», «Фотожурналистские жанры», при чтении лекций по стилистике испанского языка.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов, адекватным целям и задачам исследования, содержательным анализом результатов исследования и их апробированием в процессе личного профессионального опыта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Национальная культура Эквадора глубока, но подвержена тенденциям глобализации, поэтому она подвержена воздействию субкультур, в области изображения имиджей которых лидирует фотожурналистика.
2. Деятельность СМИ и их гуманистический характер зависят от коммуникативной, творческой деятельности журналистов и фотожурналистов, их влияния на мнения аудитории по отношению к вкладу в культуру обществе городских племен (субкультур).
3. Тексты анализируемых журналов имеют свои языковые и стилистические, жанровые и другие специфические особенности по сравнению с текстами газетного издания. Тексты вербальные большей частью не взаимосвязаны с изображением , слово и изображение к сожалению не дополняют друг друга.
Научная апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования опубликованы в журналах, включенных в перечень ВАКа и в сборниках материалов и научных статей:
В «Вестнике РУДН»: 2011 г., №1. Серия Литературоведение и журналистика, г. Москва. Изд. РУДН.: «Глобализация и развитие фотожурналистики» (Журнал из перечня ВАК).
В журнале «Латинская Америка»: 2011 г., №6: «Развитие визуальных средств в Эквадоре» (Журнал из перечня ВАК).
В научном сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Журналистика 2010» факультета журналистики МГУ имени М.В Ломоносова, г. Москва., 7-9 февраля 2010 г.: «Современная фотография и процессы глобализации».
В научном сборнике материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН, г. Москва 18-19 ноября 2010 г., «Личность в международном пространстве -2010»: «Влияние глобализации на фотографию».
В научном сборнике IV Международной научно-практической конференции, г. Казань, 2-3 декабря 2010 г., «Мультимедийная журналистика Евроазии (Еигоаз1а) — 2010. Научно - информационные рынки и региональный интернет в эпоху глобализации глобальных изменений»: «Глобализация и регионализация массовых информационных процессов».
Структура и объем диссертационной работы определяется целью исследования, логикой изложения материала и отражают последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Особенности отражения в национальной фотожурналистике молодежных андеграундах субкультур Эквадора"
Заключение
В диссертационной работе ставилась актуальная цель - выявить особенности национальной фотожурналистики и специфику профессиональной деятельности фотожурналиста в условиях распространения протестных имиджей субкультур по отношению к обществу. Она затрагивает вопросы развития и современного состояния фотожурналистики в Эквадоре, на которую оказал влияние целый ряд аспектов, связанных с историей национальной фотографии.
Для достижения поставленной цели необходимо было показать этапы развития фотожурналистики Эквадора; исследовать жанры и язык современной фотожурналистики; выявить взаимосвязь слова и изображения в публикациях о субкультурах; дать характеристику печатных СМИ, использующих фоторепортажи.
Поставленная цель позволила подойти к решению таких основных задач- исследования, как выявление того, насколько эффективно фотожурналистика страны показывает причины отвержения молодежными субкультурами общества; представить исследование субкультуры андеграунда как яркого элемента национальной культуры; дала возможность показать, как фотография становится документом, способным поддерживать и показывать явления в культуре и контркультуре, в молодежной среде, а также дать характеристику жанрового и лингвостилистического своеобразия публикаций о субкультурах в печатных СМИ.
Изучение теоретического материала и анализ публикаций современных СМИ Эквадора были направлены также и на подтверждение предположений автора, сформулированных перед исследованием в виде следующих гипотез:
Субкультуры - это явление в обществе, становящееся в XXI в. выразительным и изобразительным элементом фотожурналистики.
Фотожурналистика пытается показать необычность общественного явления с помощью эффективных приемов, но часто это не носит объективного характера и не отвечает традициям национальной культуры.
Субкультуры становятся активными субъектами коммуникации через имиджи, создаваемые им фотожурналистикой и в целом — СМИ. Отсюда на фотожурналистику обществом' возлагается большая ответственность.
В анализе сегодняшнего положения эквадорской прессы показана явная её связь с субкультурами.
Обсуждая это, можно представить пути решения молодежных проблем с помощью публикаций фотожурналистов.
Теоретические вопросы раскрываются в содержании и аналитической части диссертации, а также во введении. Здесь затрагивается история фотожурналистики Эквадора, самобытная, имеющая национальные особенности и особый путь развития, связанный с самосознанием народа, пережившего колониальные времена и сумевшего отстоять свою независимость, бережно сохраняя свои культурные ценности. Проанализированы также жанры мировой фотожурналистики.
Но главное звено диссертации - анализ конкретных фотожурналистких текстов из газет «El Ноу» и «El Comercio» и журналов «SoHo» и «Diners». В работе наряду с краткой характеристикой данных изданий проведен подробный анализ отдельных публикаций на темы, связанные с современными городскими племенами, молодежными андеграундными субкультурами - яркими элементами современного общества.
Перенося на почву СМИ отношение к проблемам молодежи со стороны большей части современного общества, фотожурналисты часто в содержание своих снимков не вкладывают положительного смысла, манипулируют этими изображениями и субъективно влияют на сознание читателей. СМИ, которые на самом деле являются частью общества, дезинформируют его и создают сенсации, не всегда полно и достоверно отражая деятельность тех или иных субкультур (городских племен).
Можно сделать вывод, что не только эквадорская пресса, но и мировая, не совсем правильно внедряют изображение «городских племен», потому что фотожурналисты, во-первых, необъективно изображают эту молодежь и потому, что они имеют свою точку зрения на каждый снимок, которая зависит от личного восприятия и отношения к образу жизни этих племен.
Примерами влияния городских племен на современную культуру Эквадора можно назвать те события, которые находят отражение в средствах массовой информации.
Молодежь как мощное социальное явление - недавний факт. Если до 50-ых годов молодежь не отличалась от старшего поколения, она одевалась так же, как и старшие, и делала более или менее те же вещи, то в следующие годы молодежь перешла к тому, чтобы брать за образец облик и манеру поведения, которые резко отличают их как общественную группу.
Эти отличия выливались в различные формы открытого протеста. Значительная часть городских племен возникла из приверженцев андеграундной музыки.
Сегодня городские племена соединяют молодежь, которая делит сходное пространство и общается через те же эстетические коды, с использованием одной моды и лексики одевается и говорит и прежде всего слушает одну и ту же музыку.
Фотожурналистика их показывает такими, какие они есть, или не такими, кем они являются, репортажи часто носят субъективный сенсационный'характер, но без помощи выразительных комментариев только самой фотографии сложно ориентировать общество в культурно-политических ориентациях молодых, поэтому используется дополнительная вербальная информация, дополняющая фотографию.
На основании анализа фотоснимков из газет «El Comercio», «Ноу» и журналов «SoHo» и «Diners» и выявления основных концепций при изучении журналистских текстов нами был выявлен многоступенчатый характер фоторепортажа и жанровых снимков, отражающих жизнь субкультур «национальных племен Эквадора». С одной стороны, публикуемые снимки - это как зеркальная картина происходящего на улицах. На них запечатлены группы молодых людей приверженцев той иной идеологии (музыкальной, политической, историческо-культурной). С другой стороны, показываются крупно знаки и символы, различающие эти культуры. Это говорит о том, что выбор объектов фоторепортажей часто бывает случайным и бессистемным, создается впечатление, что авторам снимков важно показать внешние атрибуты субкультуры, которые сами по себе воздействует на восприятие читателей агрессивностью определенной эстетической концепции. А действительной оценки действий молодежных групп нет ни в вербальных текстах, ни в визуальных символах. Поэтому подобные фотожурналистские тексты нельзя отнести к агитационно-пропагандистким, политико-идеологическим, научно публицистическим, критико-публицистическим или художественно-публицистическим.
В речевом плане подобные публикации ориентируются, если ссылаться на работы Валгиной Н. С. по теории текста, на сенсационный газетно -публицистической стиль. Об этом свидетельствуют, во-первых, выделенные нами в анализе выразительные особенности визуальных знаков - крупность плана, деталировки композиции, светотональные объемы, и, во-вторых, словесные комментарии, заголовки и подписи к снимкам. Анализ последних показывает, что одной из особенностей языка фоторепортеров является формирование разновидности письменной разговорной речи, обладающей характеристиками речи устной. Но журналисты часто поступают непрофессионально, оценивая ту или иную молодежную группу как удобную для этапажа или сенсации «субкультуру, племя». Получается, что журналисты не знают историю субкультур, современные тенденции их развития. Слеедует отметить низкий уровень текстового материала в фоторепортаже даже такого широкоизвестного журнала как «8оНо», где при анализе были обнаруженны ошибки, даже выявлено непонимание лексического значения определенных слов и понятий.
Нами сделан также вывод о разной степени ассимиляции в национальную культуру на фонетическом, грамматическом и семантическом уровнях терминов и понятий, происходящих от анализируемых проблем.
В результате проведенного анализа изобразительных материалов эквадорских изданий мы пришли также к выводу о последовательном отражении в публикуемых репортажах жизни музыкальных андеграундных групп.
Примеры влияния городских племен на современную культуру Эквадора находят отражение в средствах массовой информации, как например, в фоторепортаже про «8 племён, которые родились на улицах». Можно отметить также взаимное влияние субкультур как нового явления культуры и средств массовой информации, показывающих их место в обществе. Субкультуры со своим условным языком и необычной атрибутикой постепенно внедряются в журналистику, влияют на взгляды фотожурналистов и журналистов и меняют даже приемы работы в СМИ. А средства массовой информации также постепенно изменяют общественное мнение о субкультурах с резко отрицательного на более позитивное. Это автор попытался показать в параграфе о молодежных музыкальных андеграундых субкультурах.
Благодаря такому их освещению, субкультуры не выбрасываются из жизни и лучшими своими концертами* зовут молодежь на протестные акции, призвывают к поиску активной жизненной позиции, как в случае публикации «Пауль Сеговия».
Таким образом, можно заключить, что гипотезы, выдвинутые в начале исследования, нашли свое подтверждение при анализе практических материалов, исследованных, проанализированных в ходе подготовки диссертации.
Выполненное исследование и анализ ошибок, допускаемых в публицистических материалах, связанных с современными молодежными проблемами, могут быть использованы в работе по подготовке специалистов для СМИ страны, оказать влияние на дальнейшие развитиие фотожурналистики в Эквадоре, способствовать повышению объективности отражения в прессе актуальных вопросов современности, привлечению к ним внимания интеллектуальной и культурной общественности.
Проведенная работа, являясь скромным вкладом автора в изучение взаимосвязи фотожурналистики, как отдельной отрасли СМИ, с современным обществом, может послужить началом для дальнейших глубоких исследований по затронутой теме как на уровне страны, так и на панамериканском и мировом уровнях, а также вызвать интерес в научных кругах, связанных с изучением культуры Латинской Америки.
Список научной литературыСантильян Трухильо Моника Лусия, диссертация по теме "Журналистика"
1. Литература на русском языке
2. Августин А. Исповедь. М.: Издательство ACT, 1991.-440 с.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и международная коммуникация.-М.: Академия, 2003.-128 с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. М.: Директмедия Паблишинг,2007.-751 с.
5. Базанова А.Е. Литературное редактирование.-М.: Изд. РУДН, 2008.-201 с.
6. Бенвенист Э. Общая лингвистика.- М.: УРСС, 2002.-448 с.
7. Березин В.М. Фотожурналистика.-М.: РУДН, 2006.-159 с.
8. Быков В.В. Публицистика: Собрание сочинений в четырех томах. Том четвертый.-М.:Молодая Гвардия, 1986.-48 с.
9. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие.- М.: Логос, 2002.-194 с.
10. Глушкова О. М, Материалы студенческой научной конференции: Актуальные проблемы архитектуры и дизайна, Архитектон, Екатеринбург, №26, 2009.-146 с.
11. Грабельников A.A. Работа журналиста в прессе.-М.: Изд. РУДН, 2007.-366 с.
12. П.Грицанов A.A., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., О.В. Терещенко. Социология: Энциклопедия. М.: Книжный Дом, 2003.-2342 с.
13. Дитмар Элгер. Дадаизм.- М.: Арт-родник, 2006.-95 с.
14. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М.: 2008.-116 с.
15. Дольник В.П. Непослушные дитя биосферы.- С.Пб.: Паритет, ЧеРо-на-Неве, 2004.-352 с.
16. Енджеевский М. Тусовка.- М.: Прогресс, 1990.-315 с.
17. Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционное общество (социокультурные предпосылки радикального политического дискурса)., Вопросы философии.- М., 1991, № 4,.-184 с.
18. Кандинский В.В. О духовном в искусстве (живопись) Серия: Из архива русского авангарда.- СПб.Ленинградская галлерея, 1990.-233 с.
19. Кант И. Критика чистого разума. М.: Симферополь: Реноме, 2003.-464 с.
20. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. — М.: Аспект -пресс 2004.- 256 с.
21. Короченский А.П. Отечественная журналистская наука: между прошлым и будущим./ Журналистика и Медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Международной науч. -практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). Белгород: Изд-во БелГу, 2006.-320 с.
22. Короченский А.П. Журналистика и медиаобразование в XXI веке Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции.- Белгород.: Отечественная журналистская наука между прошлым и будущим, 2006.-368 с.
23. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов 3-е изд.-М.: Академический Проект, 2002.-496 с.
24. Кузанский Н. Об ученом незнании. Соч. в 2-х т., т. 1. М.: Мысль, 1979.-458 с.
25. Леонтьев A.A. Психология воздействия в массовой коммуникации /Язык средств массовой информации. Часть 2. -М.: 2004.- 99 с.
26. Лотман Ю.М. Феномен культуры. // Труды по знаковым системам. Вып. X, Тарту, 1978.-247 с.
27. Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог. // Труды по знаковым системам. Вып. XVII.-Тарту.: Тартуск. Гос. ун-т, 1983г.- 635с.
28. Лотман Ю.М. Семиосфера.- М.: Изд. СПБ, 2010.-704 с.
29. Морозов С. Творческая фотография.- М.: Планета, 1989.- 413 с.
30. Ожегов С.И. Большая советская энциклопедия т. 3.- М.: ОАО НИ БРЭ, 1964.-708 с.
31. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.- М.: Радуга, 1991.-639 с.
32. Пронина Е.И. Проблемы медиапсихологии.- Москва.: Изд. МГУ, 2001,- 157 с.
33. Саблин Д. Куда исчезли неформальные? Ситуация: газета организации автомное действе, Новгород, №1 ноябрь 2003.-56 с.
34. Свитич Л.Г. Социология журналистики : Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 2005.-119 с. Социология журналистики. М., 2005.
35. Свитич Л.Г. Профессия Журналист: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2003. -255 с.
36. Сбруев В.В. Журналистика Латинской Америки от первой газеты до начала концентрации и монополизации СМИ.- М.: Изд. РУДН, 2008. -258 с.
37. Сбруев В.В. Становление левой печати Латинской Америки (1870-1935 гг.).- М.: Изд. РУДН, 2008.- 260 с.
38. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики.- М.: УРСС Эдиториал, 2007.- 256 с.
39. Султанова М. А. Философия культуры Теодора Руззака.-М.: ИФ РАН, 2005.- 200 с.
40. Троицкий А.К., Боб Марли., Музыкальная жизнь.- М.: 1981, №21,.-380 с.
41. Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. — Воронеж.: Кварта, 2000.-320 с.
42. Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура-Москва.:Советскоефото, №3 1982.-58 с.
43. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990.-456 с.
44. Щепанская Т.Б., Процессы ритуализации в молодёжной субкультуре. Советская этнография, М, № 5., 1988.-282 с.
45. Элгер. Дитмар. Дадаизм.- М.: Арт-родник, 2006.-96 с.
46. Якобсон Р. О., Итоги девятого конгресса лингвистов. Новое в лингвистике, М., Вып. 4, 1965.- 579 с.
47. Abreu, Carlos, Para analizar la fotografía periodística, Revista Latina de Comunicación Social, La Laguna: Tenerife, número 24. 07-05-1999.-57 págs.
48. Arba'íza Philippe y Picaudé Valérie. La confusión de los géneros en fotografía.- Barcelona .: Edit. Gustavo Gili, 2004.-208 págs.
49. Baeza Pepe. Por una función crítica de la fotografía de prensa.r Barcelona.: Edit. Gustavo Gili, 2001.-180 págs.
50. Banco de la República Biblioteca. Luis Angel Arango. Tras las huellas: dos viajeros alemanes en tierras latinoamericanas.-Bogotá.: Banco de la República, 1996.-78 págs.
51. Barthes Roland. Cámara Lúcida .- Barcelona. :Paidós, 1997.-208 págs., y Lo obvio y lo obtuso.- Barcelona.: Paidós, 2002.-342 págs.
52. Barthes Roland. La Torre Eiffel: Textos sobre la imagen.- Buenos Aires.: Paidós.- 2009,- 185 págs.
53. Bellido Gant. María Luisa. Fotografía Latinoamericana.- Buenos Aires.: Colección Cedodal, 2001.-133 págs.
54. Burke Peter. Visto y no visto.- Barcelona.: Edit. Crítica, 2003.- 141 págs.
55. Castellanos Paloma. Diccionario histórico de la fotografía.-Madrid.: Itsmo,1999.- 240 págs.
56. Castellote Alejandro. Mapas Abiertos. Fotografía Latinoamericana (1991 2002).- Madrid.: Lunwerg edits., 2005.-344 págs.
57. Cohén S. Folk Devils and Moral Panics: the Creation of the Mods and Rockers 3rd edition.- N.Y.: Routledge, 2002.-200 pags.
58. Chiriboga Lucía. Pocas Imágenes de un mundo imponderable.-Quito.: Edufuturo, 2006.- 120 págs.
59. Chiriboga Lucía. El Ecuador en Chicago.- Guayaquil.: Diario de Avisos, 1894.- 94 págs.
60. Chiriboga Lucía . Identidades desnudas Ecuador 1860-1920: la temprana fotografía del indio de los Andes.- Quito.: Centro de Investigaciones Fotográficas y de Comunicación, 1994.-144 págs.
61. Diccionario de la Real Academia Española 22ava. Edición. Real Academia Española.- Madrid.: Espasa-Calpe, 2001.- 1321 págs.
62. Espinosa, Néstor. Karla Gachet: Una intelectual de la fotografía, Expreso, Quito, 21-05-2010.- 56 págs.
63. Gómez García, Juan Guillermo, Stübel y Reiss: Dos viajeros alemanes en la Colombia del siglo XIX, Boletín Cultural y Bibliográfico, Bogotá, Vol. 31, №. 35, 1994 .- 32 págs.
64. García Mario. Contemporary newspaper design: A structural approach-New Jersey.:Prentice-Hall,2003.-288 págs.
65. Hebdige Dick. Subcultura el significado del estilo.- Paidós Ibérica.: Barcelona, 2004.- 259 págs.
66. Hebdidge D. Subculture: the meaning of style. L.: Methlen, 1979.208 pags.
67. Jakobson R. Arte, Verbal, Signo Verbal, Tiempo Verbal.- México.: F.C.E., 2004.-276 págs.
68. Khalifé Galo, Lasso Francois. La mirada y la memoria, fotografías periodísticas del Ecuador.- Quito.: Ediciones Trama, 2006.-124 págs.
69. Landa, Isabel, La Linterna Mágica de Farrand, El País, Madrid, 08/05/2009.- 27 págs.
70. Maffesoli Michel. El Tiempo de las Tribus: El ocaso del individualismo en las sociedades postmodernas.- Buenos Aires.: Siglo XXI, 2004.- 285 págs.
71. Marafioti Roberto Charles S. Peirce: el éxtasis de los signos.-Buenos Aires.: Biblos, 2004.- 149 págs.
72. Mejía Lucho. Colección Fotografía Vol.II: Quito de los sesenta.-Quito.: Ed. Min. de Cultura del Ecuador, 2007.- 187 págs.
73. Morris Charles William. Fundamentos de la teoría de los signos.-Barcelona.: Paidós, 1985.-119 págs.
74. Newhall B. Historia de la Fotografía.- Barcelona.: Editorial Gustavo Gilli, 2006.- 344 págs.
75. Panofsky Erwin. Estudios sobre iconología.- Madrid. :Edit.Alianza Madrid, 1972.-323 págs.
76. Paz Gago J.M. La Estilística. 1. ed.- Madrid.: Editorial Síntesis, 1993.-208 págs.
77. Perea, Joaquín, Los Géneros Fotográficos, Universos Fotográficos, Madrid, №2, sep.2002.-47 págs.
78. Pierce Charles. La lógica considerada como semiótica.- Madrid.: Biblioteca Nueva, 2007.- 168 págs.
79. Postman Neil.Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of show Business.-USA.:PenguinGroup,1986.-192 págs.
80. Plaza Lasso, María Inés, Sobre rieles heroicas el ferrocarril en el cielo, La Revista, Guayaquil, 2008.- 123 págs
81. Reale. G. Introducción a Aristóteles.- Barcelona.: Herder, 2003.212 págs.
82. Riesman David. Las muchedumbres solitarias.- Barcelona.: Paidós, 1981.-376 págs.
83. Roszak Theodore. El culto a la información: un tratado sobre alta tecnología, inteligencia artificial y el verdadero arte de pensar.-Barcelona.: Gedisa, 2005.- 270 págs.
84. Sullivan, George. Mathew Brady: His Life and Photographs.-New York.: Cobblehill Books, 1994.-136 págs.
85. Vilches Lorenzo. Teoría de la imagen periodística.- Barcelona.: Paidós, 1987.-256 págs.
86. World Press Photo. 30 Años de Fotoperiodismo Internacional. Barcelona.: Blume. Naturart, S.A., 2009.-160 págs.
87. Ambato, motor de la onda roquera, El Comercio (Espectáculo), Кито, 27/04/2008.- С. 8.
88. Andrade Juan Fernando, El ruido en mi cabeza , Diners, Quito, № 343, 12/2010.-С 72-73.
89. Bandas de rock se solidarizan con las víctimas de Factory, El Comercio, Quito, 27/04/2008.- C.5.
90. Chambers Benjamín, Barret Christian, 8 Tribus que la calle parió, SoHo, Quito, № 56, 05/2007.- С 56-57.
91. Electroakústico: nuevo disco de «Sal y Mileto», Hoy, Quito, 25/07/2009.- C.7
92. Santana Francisco, Sotomayor Ornar, Punkeros: Un viaje por el desorden, Diners, Quito, № 338, 07/2010.- С 84-85.
93. Kreimer Juan Carlos, Punk La Muerte Joven, Edit. Sweet, 1993, pág. 4.
94. Leiva Mauricio, Historia del Rock, La Prensa : Suplemento semanal, 1992, pág. 11.
95. Rodríguez Pablo, El Rock en Ecuador, Diario El Telégrafo, Guayaquil, 1998.
96. Ricaurte César, Revista Traffic, Edit. Muñoz. Quito, # 1, 1990, pág.ll.
97. Terán José Luis, Revista Contaminación Zine, Edit. Independiente, Quito, 1995, # 1.
98. Vallejo Danilo, Revista Abrelatas, Edit. Crear, #1, 2002, pág. 24.
99. Varela Nelson, Revista Sylphorium, Edit. Sta. Fé, 2000.1. З-оо