автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Слово и изображение (современная военная печать в системе средств массовой информации)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Горевалов, Сергей Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Слово и изображение (современная военная печать в системе средств массовой информации)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Слово и изображение (современная военная печать в системе средств массовой информации)"

КИЕВСКИИ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т. Г. ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи

ГОРЕВАЛОВ Сергей Иванович

УДК 002. 703.0

СЛОВО И ИЗОБРАЖЕНИЕ

(современная военная печать в системе средств массовой информации)

Специальность 10. 01. 10 — Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Киев — 1991

Диссертация выполнена на кафедре теории и практики советской печати факультета журналистики Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета имени Т. Г. Шевченко.

Официальные оппоненты:

доктор, филологических наук, профессор ШАПОВАЛ Ю. Г., кандидат исторических наук РЕНЬКАС Я. В.

Ведущая организация:

Львовский государственный университет им. И. Я- Франко.

Защита состоится « » ЛЛОА „ 199 г. в 4Ц

00

г. в часов

на заседания специализированного совета по журналистике Д 068. 18. 18 при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственном университете им. Т. Г. Шевченко (Киев, бульвар Шевченко, 14, конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского государственного университета (Киев, улица Владимирская, 58).

Автореферат разослан « СцЦм1ЛД> 199 1 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук, доцент

ЕИНИК В. П.

- 3 -

I. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тещ исоцздовацид. В современных условиях в хода перестройки советского общества, в том числе его Вооруженных Сил, санную роль в управлении социальными процессами, Формировании общественного мнения играют средства массовой информации. Печать, радио, телевидение сегодня во многом определяют направление перестроечных процессов, способствуют выработке стратегических планов совершенствования социализма, конкретизируют формы и методы выполнения стоящих задач.

Важную роль в происходящих социальных, политических процессах играет военная печать. Представляя собой специфический вид творческой общественно-политической деятельности, она является эффективным инструментом реализации в жизнь политики Советского правительства в области военного строительства, укрепления обороноспособности СССР. состояв

Особенность советской военной печатитзтом, что она, во-первых, функционирует в специфических условиях жизнедеятельности армии и (Глота и, во-вторых, воздействуя на такую особую читательскую аудиторию, как личный состав Советских Вооруженных Сил, она в значительной мере определяет мировоззрение, политические и социальные установки военнослужащих. ¿3 связи с этим проблема повышения эффективности военных средств массовой информации является весьма актуальной, стоит в центре всех проблем, связанных с деятельностью каналов массовой информации дрмии и (Ьяота, прежде всего, печати.

Л своей практической деятельности военная печать руководствуется установками Советского правительства, которое определяет, генеральные линии развития всей системы массовой информации. 13ажным Фактором повышения эффективности военной прессы стали рекомендации' встреч руководителей правительства и КПСС с пред- _ ставителями средств массовой информации, идеологических учреждений и творческих союзов.

Военная печать также руководствуется в своей деятельности рекомендациями, директивами, приказами министерства обороны СССР, Главного, политического.управления Советской Армии и Воешю-МоР-ского гиота. Сущеатвенш Фактором повышения воспитательного . воздействия на военную читательскую аудиторию стали ежегодно

проводишь Главным политическим управлением СА и совещание работников военных средств массовой информации.

Б официальных документах министерства обороны СССР подчеркивается особая роль, которую играют военные газеты и журналы в защите исторических ценностей и идеалов социализма, воспита! у воинов патриотизма и интернационализма, чувства гордости за принадлежность к Советской стране и ее Лоруненншл Силам. Как важнейшая определена задача сосредоточить усилия на широкомас-. штабных практических проблемах военной реформы, повышения бое1 готовности, укрепления воинской дисциплины и правопорядка. Де! ствительносгь требует от военной печати высокой правдивости, настуцательности, четкой и принципиальной позиции, учета альт< нативных суждений.

Доя решения этих задач необходимо максимально.задеистаова: потенциал военной печати. Однако это невозможно без тщательно: изучения всех ее средств воздействия на читательскую аудитори; Одним из таких средств является военная пресс-Фотограйия.

Фотожурналистика, воплощающая единство слоиа я изображена рассматривается в современной науке как важный способ одновременного, синхронного доздойстния пресс-с"'огогра'?.ии и текста ш лвдей, нормирования у них общественного мления, выработки акт1 ной жизненной позиции. Однако и по сей день исследователи, да практические работники военных средств массовой информации уде ляют ей явно-недостаточное внимание. Из-за этого и последние десятилетия в развитии поенной ¿ютожурналистики проявился ряд негативных тенденций, которые с'удастиешю сказываются на по/Т-с! тиьности, действенности военной печати.

Надо решительно отказаться от проаозглаагшшекен и период застоя информационной политики, которая нивелировала личность, подавляла чувство челои'.гччокого достоинства, угнер^дилп ложны! оптимизм, нейтрализопаль кштичоскоч отио::и:1шо к ди^стпитолъ-ности. ¿евдрмация социальной правды, лж'шатшйнюсть, отоутетт открытой полевки и^чтггтчюаили оиободно'лу и (¡стчсгисниом.у развитию г/аоторст ;а т;о'иших сотопу'Алациотон, и опродолонно»; ствп-чни ■<>1л:л1рьгА1н::.г/. екзх киллсктинах здвыю-нранстиш

нуь О С : .

; \.ч:-льпь.: ^мя-як»! -«»чнимо <:|лу1';Т1.а глаисошн

;;'<.::'0<: .-.-.¿о ::о:;м1л;:л;: читать ¡.скуп яудиторМг). .г»*у

^али ей постулаты и указания, которые должны были воспринимать-как единственно правильные и неизменные. .3 такой упрощенной [ели коммуникативного процесса аудитории отводилась роль скорее юивного воспитуемого, чем активно действующего субъекта подпиской, .социально-экономической и духовной жизни общества. Вое I привело к тому, что военная Фотожурналистика перестала отве-■ь требования!.! дня, все меньше выполняла свои функциональные :занности.

Таким образом, с одной стороны, накопленный исторический :т, а с другой - настоятельная необходимость переосмысления ой сути <Т:отожурналистской деятельности в военной печати, из-ления от тех негативных тенденций, которые проявились в ее витии в предыдущие десятилетия, ставят на повестку дня задачу ллексного исследования данной творческой области деятельнос-о этом свете видятся вполне закономерной постановка вопро-, связанных с усилением роли Фотожурналистики в оперативной уализации разных по значению социальных, политических, эко-нческих проблем, связанных с порученными Силами, качествен-и изменениями л подхода:,ш в слоянишеПоя системе руководства цствами массовой информации, поиском новых методов и форм рдинации функционирования каздого из каналов системы для бо-эо^ективной и действенной работы, практическими проявления-индивидуального мастерства ведущих советских тотожурналистов иалитико-синтетической переработкой банка данных по вопросу яоватореютх поисков. _>се вышеизложенное и определяет актуаль-гь избранной темы.

Д^я се изучения автор использует газеты военных округов вго-половшш 80-х - начала 90-х годов. ;1ченш в этот период про-эдят серьезные изменения в деятельности военной прессы, кото-па сегодпяшшй день исследователям-! почти ке изучены. Она юпится альтернативнее, гфчшчнее, стремится уйти из-под гкого контроля бюрократов в погонах, армейского механизма дожошш. Не удивительно, что и военная Фотожурналистика.в эти .1 поднимается ка качественно более высокий уровень. Однако наряду о достижениями выявились и серьезные труднос-пегатпвние тенденции, исследуя вопроси развития военной хмуриолистикн, диссертант, с одной стороны, стремился обоб-^ иоиое, передозое, что бито накоплено ;; эти годи, а с дру-

гой - изучить отрицательные явления, которые имели место в этом процессе. Сделана попытка анализа развития военной Фотожурналистики как целостного многоаспектного явления в целях выявления резервов повышения эффективности этой деятельности в современных условиях.

Состояние научно^ разработки-_____проблемы. Jonpocn, связанные с повышением эффективности Функционирования печати, поднимались в работах классиков марксизма-ленинизма. К.Маркс и Ф.Энгельс разработали основы.теории эйЛективности социалистической прессы как действенного средства идеологического воздействия на народные массы. В.И.Ленин продолжил разработку этого научного направления, при этом многие теоретические положения им были внедрены в практику йункциониропания молодой советской печати. В дальнейшем проблемами, связанными с повышением эмкУективности средств массовок информации занимались представители различных научных дисциплин советской науки.

В последние годы выиел в свет целый ряд исследований, которые посвящены изучению печатных периодических изданий, в том числе военной прессы."'' йто связано с тем, что роль печати □ активизации социальных изменений быстро повышается, растет ое значение как активного средства воздействия на ход перестроечных процессов. Большой интерес представляют работы, посвященные изучению

проблем гаотожурналистской деятельности как составной части

о

общеяурналистского дела. Ряд ключевых вопросов по данной теме --

х Москаленко А.З., Качкап В.А. С чек идем к людям. Киев: Лы-бидь, 1990; Скуленко 1/1.И. Убвдцашее воздействие публицистики. Киев: Вища школа. Изд-оо при .Киев, ун-те, 1986; Стрельцов Б.в. Основы публицистики, líanpu - Минск: Университетское, 1990* Ьффектииность журналистской строки. Киев: Изд-во при /лев. ун-те, 1987; Военная печать. Линю школа.: Учеб.пособие ] под.ред. О.Л.Сарииа. ¡Л.: 1989; Теория и практика советской военной печати. ¿ ¡Лаповая и.Г. Изобразительная журналистика. Льнов: Вита школа, Í9bo; Ьодакис в. А. лавровая система в ч'отокурналистико н ее структура, вилынчс: >13д-ио -шгьнюсскош гос..ун-та, Г~'М7; Лондопуло Г.К. ¿отограчия и современность. М.: Искусство, l'Jü'¿ :i др.

нашел отражение в диссертационных исследованиях, которые были успешно защищены.^

Однако целый ряд проблем, относящихся непосредственно к йотожурналистике, освещен еще недостаточно. К ним, например,относятся вопросы взаимоотношения между текстовыми и иллюстрационными материалами, недостаточно определена палитра фотожурналистики, ее структура, Функциональные особенности. Совсем нет исследований, посвященных специфическим особенностям военной фотожурналистики, тогда как необходимость таких работ как в теоретическом, так и в практическом плане очевидна.

Поэтому, исходя из актуальности и недостаточной разработанности исследуемой темы, опираясь на творческое наследие классиков марксизма-ленинизма, советской науки в области средств массовой информации, автор поставил перед собой цель: определить ключевые понятия военной Фотожурналистики, ее Функциональные особенности и место в военной печати, исследовать механизм конкретно-чувственного воздействия фотоиллюстраций на основе анализа практического опыта военной печати, обобщить опыт организации редакционной службы, обеспечивающей развитие фотожурналистики в военной печати на основе единства текстов и изображения в рамках ¡ечатного номера.

Для достижения поставленной цели автор предлагает решить рад "еоретическш: и практических задач:

- раскрыть диалектику традиций и новаторства . фотожурналистики, показать, что ее осмысление - важнейший путь повышения ;ейственносги и мастерства фотопроизведений;

- систематизировать новаторские поиски исследователей фото-урналистики, показать, как работают механизмы использования и недрения в практику военных редакций новых жанровых структур;

Черняков Б.И. Становление изобразительной публицистики в дооктябрьской газете: Автореф. дис. ... канд. йилол. наук. Киев, 1983; 13орон Н.И. Становление жанров советской фотожурналистики : Авторе®, дис. ... канд. филол. наук.М.,1978; Шаповал Ю.Г. Фотопублицистика в периодической печати: (вопросы специфики теории жанров и мастерства): Авторе®, дис. ... канд. с'илол. науте. Львов, 1975 и др.

- вооружить конкретным ценным практическим опытом, наблюдениями, выводами и рекомендациями редакционные коллективы, а также исследователей общих проблем фотожурналистики;

- показать, что в современных условиях в системе массовой коммуникации фотожурналистика занимает одно из ведущих мест.

Ндтчн^я новцзнд диссертации состоит в том, что освещение проблем развития военной фотожурналистики в таком аспекте в советской научной литературе автором рассматривается фактически вп вые.

В результате анализа и обобщения обширного фактического мат риала тщательно исследованы узловые вопросы функционирования военной фотожурналистики на современном этапе развития общества Выявлены новые тенденции использования пресс-фотографий в перио дических изданиях Министерства обороны СССР, разработаны пути повышения их влияния на массовую военную аудиторию, намечены пути устранения негативных явлений в этом важном деле.

Практическая значимость работы. Результаты исследования мог быть использованы в редакциях окружных и галотских газет, в процессе подготовки журналистских кадров на базе Военно-политическ академии Пш"^Ленина, Львовского высшего военно-политического училища. На основе отдельных положений данного исследования раз работана новая программа по фотожурналистике для Львовского высшего военно-политического училища, одобренная Главным полити ческим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота. По этой программе ужа готовятся специалисты по фотожурналистике дня советской военной печати, а также для военной печати дружественных армий. Теоретические положения работы используются в учебных лекциях по военной.фотожурналистике во Львовском высшем военно-политическом училище, а также на курсах переподготовки Фотожурналистов областных и районных газет в Киевском государственном университете имени Т.Г.Шевченко.

" Теоретической и методологической бдзой исследования^являют-ся произведения основоположников марксизма-ленинизма. В работая К.Маркса и Ф.Энгельса даны отправные положения (функционирования периодических изданий как канала массовой коммуникации, общесоциологического феномена существования.современной цивилизации Особое значение имеют труды В.И.Ленина, в которых наряду с обще

эоретическима рассматриваются многие практические вопросы раз-атия печати в советском обществе. При написании диссертации зпользованы материалы Съездов народных депутатов СССР и Украинкой ССР, Материалы съездов КПСС и Компартии Украины, других артий и общественных формирований, документы, регламентирующие аботу советской военной печати.

Одним из основных источников исследования стал целый ряд онкретных социологических исследований, которые были проведены од руководством диссертанта в частях и подразделениях округов Флотов. Автор также -почерпнул ценную информацию из советских зарубежных печатных источников, текущих архивов штабов и реакций ряда военных округов.

Часть информации была получена в результате включенного наб-вдения, которое проводил автор в течение нескольких лет в ряде <едакций военных периодических изданий. 3 работе также широко спользованы результаты исследований, проведенных кафедрами жур-[алистики Военно-политической академии им. В.И. Ленина в Львовского высшего военно-политического училища, другими вузами и [аучно-исследовательскими учреждениями.

Объектом анализу стали публикации, прежде всего, пресс-фото-'рафии газет министерства обороны СССР второй половины 80-х -:ачала 90-х годов: " Красная звезда", "На рубежах Родины"(ЗЛО), ' На страже Родины" (ЛВО), " Часовой Родины" (МО) и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на засе-Iаниях кафедры теории и практики советской печати факультета курналистики Киевского государственного университета им.Т.Г.Шев-зенно я кафедры журналистики Львовского высшего военно-полити-зеского училища. Основные положения и выводы исследования из-южены в публикациях учебных и научных изданий Львовского выс-иего военно-политического училища, на международных, всесоюзных л республиканских научных и научно-практических конференциях;

Теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования вошли в курс 1Т.еории и практики советской военной печати' , который читается во Львовском высшем военно-политическом училище, стали достоянием окружной печати, применит в деятельности газет " Слава Родины" (ПрикВО), "Ленинское знамя" (КБО), " Суворовский натиск" (ДВО), " Красный воин" (МБО) и др.

2. Структура и основное содержание работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, выясняется степень научной разработанности проблемы, определяется цель и основные задачи диссертационной работы, научная новизна и практическая значимость исследования, его методологическая база и объект изучения.

Певвдд ищва - " Фотожурналистика в системе военной печати"-состоиг из трех параграфов. Она посвящена изучению особенностей развития фотожурналистики как органической составной части процесса массовой коммуникации, ее основных задач и функциональных особенностей, современных требований к этой области человеческой деятельности.

В первом параграйе автор анализирует специфику развития фотожурналистики в системе военной периодической печати, определяет ее предназначение как общесоциального Феномена. Он подчеркивает, что фотожурналистика представляет собой Форму общественно-политической деятельности, и процессе которой при помощи изобразительно-выразительных средств осуществляются пропагандистские, агитационные и организационные намерения коммуникатора в отношении массовой рассредоточенной аудитории.

Особое место и Фотожурналистике занимает военная Фотожурналистика. Обладая известной самостоятельностью, она Функционирует в таких Формах визуальной информации, как агентская Фотопериодика, издаваемая комплектами, и пресс-фотография как организованная образно-визуальная информация, оформленная в соответствии с поставленными политическими и воспитательными целями и задачами и переданная через иечатное периодическое издание.

Далее диссортант рассматривает основные тенденции развития пресс-фотограФии и периодических изданиях Министерства оборони. л результате изучения проблемы на примере ряда окру;;ишх га.чот путем проведения социологических исследований делается вывод о том, что к сегодняинеиу дню ;.р<;се-ФотограФш: и поенной печати ::з средства передач;: визуально;: информации трансформировалась в слогми::, г.тпотоаспек'иш;: идеологический чсномен, который имеет

сои особенности, традиции, нерешенные проблемы.

хЗо втором параграфе первой главы автор проанализировал ункционалыше особенности военной фотожурналистики. Он обосно-ывает поливариантность ее воздействия на сознание армейской Флотской читательской аудитории, что позволяет последней риоптироваться в сущности тех или иных политико-социальных и КОНОМИЧ0СКПХ процессов в жизни Сооруженных Сил. При этом у лтателя развиваются не только зрительные образы, но и концеп-уальное восприятие изображаемого явления.

Диссертант в ходе исследования изучает вопрос соотношения топа и изображения, проводит четкое Функциональное разграни-зние этих двух элементов сообщений военной печати с тем, чго-I в дальнейшем определить пути их взаимозависимости и взаимо-тияния. Строится структурно-функциональная модель, помогающая збсгать избыточности или недостаточности фотоматериалов на границах газет и журналов.

Проводится шсль, что функциональные особенности фотожурна-ютики для каждого из изданий имеют конкретную предметно-щоржательнуто и агитационно-пропагандистскую направленность, угожурналистские материалн,' используемые в военной периоди-гской печати, служат популяризации воинского труда, героичес->го прошлого и настоящего защитников Родины, показывают волю, юйкость военнослужащих в экстремальных условиях. При этом га не выхватывает пакты из конкретно-исторического процесса, Фиксирует события социальной значимости. Просс-<Т>отография в штезе с текстовым материалом раскрывает суть данного про-юса, передового огтнта войск, имеющиеся недостатки, особеннос-I использования тех или иных достижений мастеров в повышении Ю130Й готовности.

И третьем параграфе данной главы диссертант определяет трахания, которым должна отвечать современная военная пресс-¡тография, выявляет резервы, которые еще не задействованы в ■ом плане, и редакциях окружных газет.

,1 современных условиях поенная фотожурналистика приобретает пне качества - и этом ео новаторство. Она выполняет оснои-1') задачу: осущосгнляст сплз1. промоин, традиции, содействует пеку ноно1'о, новаторского и решении сложних армейских и отских л|шолом. Отсюда гитекгиот солромоннпс требования к поен-

ной фотожурналистика. Среди них четкая политико-воспитательная ориентация, конкретность, актуальность, эмоциональная выразительность и целый ряд других параметров. Взаимодействие этих требований позволяет сформулировать те качественно новые отличительные свойства, которые выявляются в окружных и флотских газетах. Это актуально-пропагандистская наглядность, познавательная простота и ясность, эмоционально-эстетическая насыщенность, учет социально-психологических и национально-психологических особенностей читательской аудитории. Особым требованием является принципиальность, критичность, желание разоблачить имеющиеся недостатки, несмотря на сильное влияние со стороны военного управленче ско-бюрократиче ского аппарата. Если пресс-фотография соответствует этим требованиям, то она обязательно заставит читателя задуматься, переосмыслить свои взгляды, четко определить место в тех процессах, которые происходят в обществе, а значит выполнит свои социальные, идеологические, культурно-рек-' реагявные и организаторские функции, сможет существенно повысит: эффективность военных периодических изданий.

Вторая глава, - " Тенденции развития жанровой структуры фотожурналистики в военной печати" - состоит из четырех параграфов. В первом параграфе рассматриваются основные элементы жанровой системы фотожурналистики. В результате анализа публикаций по данной теме диссертант пришел к выводу, что на сегодняшний день нет единого общепризнанного подхода к членению произведений фотожурналистики. Предлагается структурной основой прикладной фотожурналистской деятельности считать жанр.

В свою очередь, в практике определения взаимоотношения пресс-фотографии с текстовым материалом, ло мнению диссертанта, целесообразно выделить прямую фотоиллюстрацию, ассоциативную, свободную и рекламную. Первая непосредственно связана с гекстовы материалом. Они взаимоусиливают друг друга, дополняют, в результате чего достигается эффект " резонанса" в ходе воздействия на читательскую аудиторию.

Второй вид пресс-фотографий непосредственно с текстом не связан. К нему он .примыкает лишь тематически. Свободная фотоиллюстрация - третий вид фотоиллюстраций военной печати - применяется в тех случаях, когда возникает необходимость внести

разнообразив в " слэпуи" полосу. Ее характерная особенность -отсутствие прямой или ассоциативной связи с текстом полосы.' Отдельную группу составляют рекламные фотосообщения, которые могут иметь отношение к тексту газетного номера, а чаще не связаны с ним, выполняя специфические рекламные функции.*

Дэ втором параграфе главы речь идет об информационных фотожанрах и их использовании в газетах военных округов и флотов. По подсчетам диссертанта, их удельный вес по разным периодическим изданиям Министерства обороны СССР колеблятся в пределах 60,0%-80,(У/о. Не удивительно, что по степени воздействия на массовую военную читательскую аудиторию им принадлежит первое место. Их характерными особенностями являются документальная фиксация объектов и явлений объективного мира с максимальной информационной насыщенностью.

К рассматриваемой группе фотожанров диссертант относит фотохронику, фотозаметку, фотопоздравление, фоторепортаж, фото-дайдаест, фотоотчет, фоторецензию.

Определяя особенности заметки как жанра фотожурналистики, автор выделяет прежде всего документальную фиксацию конкретных фактов. Здесь важную роль играют детали, позволяющие подчеркнуть наиболее типичные черты отображаемых событий и явлений объективной реальности. К фотозаметке предъявляются такие требования, как актуальность тематики, событийность,информативная емкость, действенность. Раскрытию содержания фотографических сюжетов помогает словесный, комментарий, подтверждающий конкретность данного события, его детальную характеристику. Наше, исследование показало, что фотозаметка требует дифференцированного ' подхода к отбору фотоматериала с учетом конечной цели его исполнения в различных видах печати.

Х{анр фоторепортажа позволяет раскрыть последовательную' Динамику "событий, явлений и йактов. Опираясь на анализ фоторе- -портажшх материалов в военной периодической печати, автор показывает, что по своей природе фоторепортаж наиболее полно и ярко, доходчиво и убедительно воспроизводит реальные события.'

Основные требования, предъявляемые к фоторепортажу:, агитационная направленность, точность документальной хронологии, оперативность исполнения и публикации, эмоциональная выразительность. - -

¡}о многих изданиях фоторепортажи нередко подаются как фото-

корреспонденция или фотоочерк. Такое смешение жанров свидетель ствует об эмпирическом подходе, игнорирующем теоретические основы фотожурналистики.

Фоторепортаж призван отразить развитие происходящих собыий включая ответы на следующие вопросы: когда, что, где, как и в какой последовательности происходило. В отличие от фотокорреспс денции он охватывает более узкие границы событий я характеризуй ся временной организацией фотографических сюжетов, зависящих от существа и хода развития событий. I

Диссертант также рассматривает другие информационные Сото-жанры, показывает их специфику в военной периодической печати, предлагает пути повышения эффективности их воздействия на армейскую читательскую аудиторию.

В третьем параграф« изучаются особенности развития аналитических жанров в военной фотожурналистике, к которым относятся фотокорреспонденция и фоторецензт. Обычно а военных газетах их удельный вео составляет 15^-20$. Наиболее распространенной является фотокорреспонденция. По снимаемым объектам, по композиционной структуре, по характеру фотографического и стилевого ре шения этот жанр близок к фоторепортажу, однако в нем, в отличие от информационных жанров, заложен принцип выборочного отражения суммы событий, фактов и явлений. Наиболее целесообразно его применять для пропаганды передового опыта, достижений рационализаторов и изобретателей, анализа проблем социального развития воинских коллективов и т.д.

В четвергом параграфе диссертант исследует проблемы развити. художественно-публицистических жанров военной печати как средства формирования общественного шения военнослужащих. Характерной особенностью этой подгруппы является органическое сочетание изображения реальной действительности с авторским видением мира. К ней относятся фогоочерк, оотозарисовка, фоторассказ, фотоновелла-, фотопортрет и пейзаж.

Фотоочерк справедливо могло отности к синтезирующему жанру фотожурналистики. Это определяется такими его особенностями, как повествовательность, многоаспектный показ (Ьактов, событий и явлений жизни. 2анр советского военного Фотоочорка складывался исторически о тесном взаимодействии с военным литературно-художественным очерком. Сегодня этот жанр получил полное призйаиж

Об этом свидетельствуют многочисленные публикации статей о Фотоочерковом жанре в журналах " Журналист", " Советское Фото", дисскуссии, проводимые в рамках Всесоюзных семинаров, научных конференций Фотожурналистов и др. Фогоочерк охватывает пространственную организацию Фотографических сюжетов, из которых калздый может быть самостоятельным, раскрывающим суть агитационно-пропагандистской задачи. Зоенный Фотоочарк в значительной степени требует коне трутегивной разработки темп, построенной на творчес- • кнх принципах профессионального / как единственного в своем роде/ исполнения.

Диссертант анализирует особенности развития других художественно-публицистических Фотожанров, показывает их роль в деле Формирования общественного мнения военнослужащих, мобилизации их усилий для решения стоящих задач.

J ходе анализа проводится мысль о том, что проблема воздействия пресс-Фотограйии, представленной тем или иным жанром, на читательскую аудиторию не является частной, отвлеченной. Она тесно связана с эффективностью Функционирования военной печати в целом как канала массовой коммуникации. Поэтому развитие и совершенствование жанров Фотожурналистики происходит вместе с развитием журналистики как целостного.процесса, который детерминирован социально-экономическими и политическими процессами, происходящими и обществе.

Третья главг\ - " Критерии эффективности и действенности военной Фотожурналистики" - посвящена исследованию проблемы повышения эффективности пресс-Фотографии как средства Формирования общественного мнения военнослужащих.

В нервом параграфа диссертант рассмотрел вопросы повышения эффективности пресс-ФотограФии в военной периодической печати на этапе ее создания. Подчеркивается, что главным недостатком в деятельности армейских Фоторепортером является однобокий показ жнзни воинских коллективов, при котором-основное внимание направлено па " композиционную красоту" изображаемого. 13 то же прими основным условном эффективного отражения в <:отояурналисти-ко является й'актологичоскии, докумонталышй метод, "гёоошшп 1'оторепортср вправо нлш!ть на ход сооитл!'. в доешмочний' период.

Также анализируются проблем'!;, снязапшю с нпоором наиболее о^кжтишш: Нуте;, рошони» задач, отч:щх пород ¡юошшп •'•ото-

журналистом на этапа создания пресс-фотографии.

Во втором параграфе главы намечаются основные направления повышения эффективности военной фотожурналистики. Диссертант подчеркивает, что эта проблема носит многоаспектный, многоуровневой характер, являясь органической составной частью комплексной юкропроблемы повышения эффективности средств массовой информации. Она тесно связана с целым комплексом социально-экономических, политических и культурных процессов, переплетается с социально-психологическими, национально-психологическими и многими другими особенностями как социальных групп в целом, так и конкретных индивидов.

Эффективность воздействия пресс-фотографии на военную читательскую аудиторию в зависимости от поставленных перед фотожурналистом / или им самим/ задач может быть оценена по одному, нескольким или всем е совокупности параметрам. Однако генеральный принцип, лежащий в основе этой частной или совокупной оценки, должен, на наш взгляд, заключаться в соотношении достигнутого, то ¿сть реального эффекта, и максимально возможного. При этом коэффициент эффективности будет отражать степень решения поставленных зацач.

Затем-диссертант исследует вопросы, связанные с проблемой повышения эффективности военной пресс-фотографии в зависимости от стоящих перед военным Фоторепортером задач, строит ряд моделей функционирования Фотожурналистики в системе массовой коммуникации с целью выявления неиспользованных резервов на отдельных этапах прохождения фотосообщений через систему, а также выявляет пути совершенствования данного механизма воздействия на читательскую аудиторию как единого целого.

Я третьем параграфе поднята проблема оптималыюети количества иллюстраций, их Форш и размера как йактора зсНюктивности пресс-фотографии. Автор предлагает конкретные пути решения столь сложного вопроса, обосновывает свои Формулы, модели конкретными примерами из деятельности поенной печати, результатами проведенных им социологических исследований.

Л заключении подведены итоги исследования, сформулированы некоторые предложения и практические рекомендации, направленный на повышение эффективности использования пресс-йютограЯщи и иое! ной печати. Также намечаются направления дальнейшего ис-

следования проблем использования гоотоизображений в печатных периодических изданиях министерства обороны СССР.

3. ОСНОВНЫЕ положит ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ИЗЛОЖЕНЫ 3 СЛЕЩУИЩХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Горевалов С.И. Зоешшо ученые и изобретатели Фотоаппаратуры // Фотография в прессе: проблемы истории, теории и фотожурналистского мастерства: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Киев: Сища школа, 1989. С.30./0.1 авт.л./.

2. Горевалов С.И. Молодежная печать Украины и перестройка в Сооруженных Силах СССР // Молодежная печать: история,' современность, взгляд в будущее.: Тезисы научно-практической конференции 19-21 декабря 1989 г. Киев, 1989. С.28. /0.1 авт.л./.

3. Горевалов С.И. Военная фотоиллюстрированная периодика // всесоюзная научная конференция " Журналистика и новое мышление. Проблемы эМюктивности средств массовой информации в условиях перестройки" : Тезисы научной конференции, 6-10 Февраля 1990 г. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. /0.1 авт.л./.

4. Горевалов С.И. Роль военной печати в Формировании социальной ответственности офицерских кадров // Социальная ответственность военных кадров и пути ее <?>брмярования в условиях перестройки: Учебно-методическое пособие. !Донино: ЛСА,1990. С.106-

108. /0.1 авт. л./.

(3. Горевалов С.И. Какой бить (Фотожурналистике? // Журналистские ноностя. 1989. $ 12. С.13. / 0.1 авт.л./.

С. ГоРепатои С.Д. Ориентиры повышения мастерства // Сов. '•ОТО. 1990. ;Г 7. С. 37. /0.1 ант.л./.