автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Белоусова, Марина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий"

На правах рукописи

Белоусова Марина Николаевна

Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий: современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры

Специальность 10.01.10 -журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 Р ДПР 2012

Москва-2012

005019649

005019649

Работа выполнена на кафедре массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов

Научный руководитель:

кандидат технических наук, доцент Широбоков Александр Николаевич Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, доцент Калмыков Александр Альбертович,

профессор кафедры теории и практики общественных связей Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета

кандидат философских наук, доцент Корнеев Станислав Трофимович,

заведующий кафедрой журналистики Международной академии бизнеса и управления

Ведущая организация: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания

Защита диссертации состоится 15 мая 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

Автореферат диссертации размещен на сайте www.rudn.ru. Автореферат разослан 13 апреля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, „ /

кандидат филологических наук, доцент Базанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

За последние двадцать лет телевидение в России существенно изменилось, из шести телеканалов выросла настоящая многоканальная и многовещательная среда, способная удовлетворить разнообразные запросы зрителей. В диссертации сделана попытка рассмотреть новый этап телевизионного развития: внедрение цифровых стандартов как наиболее важной проблемы в области современного ТВ.

В процессе перехода на цифровые технологии сочетаются политические, экономические, технологические и творческие факторы, а это, в свою очередь, создает условия для развития медиасреды, дополняя к привычному «телесмотрению» продвижение информации и общение людей посредством интерактивного телевидения, мобильной телефонии, в среде Интернета. Дигитализация становится основным трендом технических преобразований на телевидении, в тоже время следует отметить, что определенная доля телевизионной аудитории постепенно отказывается от традиционного ТВ в пользу просмотра телепередач на Интернет-порталах и сайтах телеканалов. Это довольно устойчивая тенденция, которая, скорее всего, неизбежно приведет к перераспределению приоритетов внутри всей системы телевидения. Появление новых каналов коммуникации обеспечивает глобальный доступ к прессе, ТВ, радио, информационным агентствам, что способствует качественным изменениям не только системы информационной коммуникации, но и различных областей профессиональной деятельности журналистских кадров.

Уже сегодня ясно, что телевизионным специалистам предстоит научиться работать в новых, непривычных для них условиях как с технической стороны, так и с творческой. Постоянные изменения телевизионных технологий производства журналистских материалов, касающиеся, в частности, изобразительно-выразительных средств, приводят к видоизменениям даже жанровой палитры. Наступает время качественного преобразования телевидения и нашего представления о нем, открываются новые возможности получения и передачи информации.

В процессе разработки темы рассматривались два аспекта особенностей телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий, а именно, тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры. Эти стороны тесно связаны между собой, поскольку специфические средства изображения и выражения, присущие телевидению, имеют прямое отношение к техническим средствам, используемым для создания изображения и звука. Конечно, всякая технология является лишь средством достижения цели. Но в таком виде творчества, как телевидение, технические и технологические приемы

играют особую роль, поскольку в значительной мере влияют на аудиовизуальное решение произведения.

Новые виды подачи телевизионного контента и все ускоряющийся темп жизни информационного общества в XXI веке неизбежно порождают новые и видоизменяют существующие ТВ жанры, возникают мультимедийные и синтетические жанры, а также изобразительно-выразительные средства, с помощью которых журналисты доносят информацию до зрителей. Все это создает обширную почву для наблюдений, дискуссий и исследований.

Актуальность исследования определена постоянными функционально-содержательными и формообразующими изменениями информационного пространства, а также приобретением современной журналистикой как формой коммуникативной практики ряда качественно новых свойств (в частности, мультимедийное™, гипертекстуальности, интерактивности).

Степень научной разработки темы. Обстоятельный анализ проблем в исследовании показал, что изменения, происходящие в современной журналистике, носят масштабный системный характер, однако тема изменения творческой составляющей журналистских материалов под влиянием технических факторов, и в частности внедрения новых цифровых технологий, на наш взгляд, пока остается недостаточно исследованной. Для определения направлений работ по телевизионной журналистике был взят каталог авторефератов и диссертаций Российской Государственной Библиотеки за 2009-2011 гг. Исследования последних лет были посвящены и российским телеканалам в целом, и их региональным представителям, и телевидению стран ближнего и дальнего зарубежья, и отдельным каналам (например, Пойтахт, Аль-Джазира). Ряд работ затрагивает различные аспекты рекламно-информационного пространства и PR-компаний на ТВ. Значительное число диссертаций посвящено исследованиям карьеры телевизионных журналистов, их коммуникативной компетентности, профессиональной морали. Одни авторы рассматривают отдельные жанры тележурналистики (интервью, минисериал, ток-шоу, анонс), другие касаются программных и структурных особенностей музыкального, развлекательного, образовательного ТВ и телевидения религиозных организаций. К примеру, С.Н. Ильченко занимался вопросом эволюции системы жанров отечественного телевидения и ее трансформации в условиях глобализации информационного пространства. Есть исследования, посвященные мультимедийной среде и созданию журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации. Докторская диссертация A.A. Калмыкова посвящена

вопросам Интернет-журналистики в системе СМИ. Е.Н. Короткова уделяла внимание медиапорталу как средству создания качественного контента, а О.Б. Шергова изучала коммуникативные и лингвистические компоненты медиаобразования и журналистики. Л.П. Шестеркина рассматривала гуманитарный и технологический аспекты в формировании инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ. Но вопросы влияния современных цифровых технологий на творческую деятельность журналистов исследователи затрагивают лишь вскользь.

Разным аспектам этой темы посвящаются круглые столы, семинары, конференции, где диалог ведут и российские профи медиарынка, и их зарубежные коллеги, но в своих выступлениях и научных работах специалисты единого мнения пока не выявили. Среди исследователей следует назвать В.М. Березина, Е.Л. Вартанову, В.А. Волкоморова, А.А. Грабельникова, О.А. Дмитриева, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаеву, К.И. Кукка, Г.В. Лазутину, М.М. Лукину, Л. Шибаеву.

Тема жанровых трансформаций на современном экране довольно часто рассматривается в информационном издании Института повышения квалификации работников ТВ и РВ «Вестник электронных и печатных СМИ». Различные аспекты цифровизации обсуждаются и в специализированных изданиях, где имеются рубрики «Цифровое телевидение». К примеру, внедрению цифрового телевидения и его отражению на журналисткой деятельности посвящены серии статей в журналах «Broadcasting», «625», «Digital Magazine», «Теле-Спутник», «Журналист», «Медиатренды», «Телецентр». Кроме того, нами был исследован ряд новостных и тематических сайтов таких, как официальные сайты телеканалов, телекомпаний, Интернет-ресурсы, где предоставляются историческая и статистическая информация.

Объектом исследования является современная телеиндустрия России в условиях мирового перехода на цифровое вещание. Предмет исследования - специфика создания и распространения телевизионного контента в условиях цифровизации, в меняющейся среде массовой коммуникации.

Цель исследования — показать плодотворность взаимного влияния художественных и технологических идей при создании аудиовизуального произведения, оптимизировать творческий процесс создания журналистского произведения в условиях новых цифровых технологий при помощи полученных результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проследить исторический путь развития и зарубежный опыт внедрения цифрового телевидения, а также обозначить специфику перехода российского телевидения на цифровое вещание;

- определить влияние цифровизации на производство и распростанение телевизионного контента;

- выделить взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла экранного произведения и технико-технологических средств, используемых для его реализации;

- выявить современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры.

- систематизировать и обобщить знания об особенностях создания телевизионного контента, его содержательной и выразительной частей в условиях новых цифровых технологий.

Для осуществления заявленной цели нами было рассмотрено, как переход на цифровое вещание влияет на производсвенную деятельность телевизионной отрасли. Было отмечено, что структурные изменения, происходящие в последние десятилетия в СМИ, основываются, в первую очередь, на изменениях в технологической сфере. Процессы реформ в индустрии электронных медиа напрямую влияют на развитие изобразительно-выразительных средств и жанровой палитры информационных продуктов.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что:

- современные цифровые технологии, способные конвергироваться и интегрироваться, изменяют информационно-коммуникационную среду, это выдвигает перед профессиональным сообществом ряд проблем, в том числе содержания и выразительного оформления контента;

- непосредственное участие потребителей информации в создании контента — одна из принципиальных особенностей цифрового времени, когда на первый план выходит персонализация и интерактивность новостей.

Методологическая база. Для осуществления цели работы и решения комплекса поставленных задач нами были использованы теоретические методы исследования, которые включают в себя описательный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы, интерпретацию и обобщение существующих точек зрения.

Методологической базой диссертации служат работы крупнейших российских исследователей, таких как P.A. Борецкий, Ю.П. Буданцев, Е.Л. Вартанова, М.Е. Голдовская, H.H. Горюнова, Я.Н. Засурский, JI.E. Кройчик, Г.В. Кузнецов, A.A. Тертычный, В.В. Тулупов, В.В. Ученова, В Л. Цвик, Л.П. Шестеркина, А.Я. Юровский и других.

По тематике новых технологий СМИ использовались работы A.A. Калмыкова «Интернет-журналистика» (2005 г.), В.А. Карякина «Цифровое телевидение» (2008 г.), В.В. Кихтана «Информационные технологии в журналистике» (2004 г.), A.B. Смирнова «Цифровое телевидение: от теории к практике» (2005 г.).

Конвергентной журналистике посвящена работа под редакцией А.Г. Качкаевой, «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» (2010 г.). Исследуя данный аспект, авторы подчеркивают, что перемены в традиционных редакциях СМИ неизбежны, и к ним надо готовиться. На страницах книги также размышляют о «конвергентном» скачке и переходе к мультимедиа и практики, участвующие в процессе перестройки традиционных редакций. На вопросы об эффективной организации и оптимальном содержании мультимедийного СМИ ищут ответы крупные информационные агентства и региональные издательские холдинги.

Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (HAT) подготовила работу: «Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и мире». Данное издание не только зафиксировало исторически революционную веху в развитии телерадиовещания России, т.е. начало перехода на цифру, но в ней определены основные принципы перехода на цифру в Европе, проанализированы особенности этого процесса в отдельных странах, систематизирован опыт российских регионов, где уже внедряется цифровое ТВ.

Также автор диссертации для подготовки своей работы использовал отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Эмпирическую базу исследования составили программные сетки федеральных российских телеканалов («Первого», «России-1», «России-К», НТВ, СТС, ТНТ и РЕН ТВ), проанализированные диссертантом за период с 2007 по 2011 год. Таким образом, конкретным материалом, рассмотренным в диссертации, послужил опыт, накопленный отечественным телевещанием в течение последних нескольких лет. Этот опыт изучался с помощью подсчетов, а также методом наблюдения: внешнего (зрительского) и внутреннего (сопровождаемого анализом телепередач, проведением интервью, обсуждений и бесед с работниками телеканалов, осмыслением публикаций периодической печати). Кроме того, привлечены статистические и социологические данные, извлеченные с сайтов специализированных служб, занимающихся исследованием телевизионной аудитории.

В рамках проведенного исследования соискатель посещала семинар «Кадры для СМИ», который проводился в рамках социально значимого проекта Институтом повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и HAT. Деятельность данного семинара была направлена на получение новых знаний для работы в современных электронных СМИ и массовых коммуникациях, в том числе на особенности производства контента в конвергентных и мультимедийных редакциях.

Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий в последнее время активно обсуждаются на различных медийных конференциях и форумах. Новые технологии вещания и доставки цифрового контента постоянно рассматриваются на Международных конгрессах HAT и Международных выставках «NATEXPO», на ежегодных конференциях в ТТЦ Останкино «Развитие цифрового вещания в России» и многих других. Следует подчеркнуть, что специальные сессии и секции конгрессов главным образом касаются экономической модели перехода на цифровое вещание, проблем производства и распространения контента в мультимедийном телевидении, правовых основ отношений субъектов индустрии. Однако содержательный аспект недостаточно глубоко обсуждается, хотя является, на наш взгляд, основополагающим. По текстам выступлений докладчиков и пост-релизам этих мероприятий можно составить объективную картину «цифровизации» России.

Многие исследователи высказывают мнение, что полноценный переход на новые цифровые стандарты невозможен без новых законодательных актов. Поэтому вопросом внедрения и развития цифрового производства и вещания надо не только заниматься медийным специалистам, но и ставить задачи на правительственном уровне. Итогом правительственных совещаний и круглых столов стало принятие Концепции ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и обобщении знаний об особенностях создания телевизионного контента, его содержательной и выразительной частей в условиях новых цифровых технологий.

Практическое значение диссертации в том, что она делает акцент на те средства и методы создания телевизионного контента, которые могут быть использованы журналистами и другими медийными специалистами для создания актуальных и востребованных материалов. Ведь з такой прикладной области научные исследования для нас не самоцель. Они должны быть направлены на решение задач, важных для телевидения как средства информации, как области культуры и искусства. Результаты,

приведенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики, а также специалистами в области образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор ставит вопрос о тесной взаимосвязи творческого и технологического аспектов при создании телевизионного контента, что расширяет существующие границы знаний в теории журналистики. В работе формулируются новые научные представления об особенностях содержания и производства современных телевизионных материалов в условиях новых цифровых технологий, а также осуществляется попытка их проанализировать.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

• В условиях перехода российского телевидения на цифровые стандарты наблюдается увеличение числа ТВ каналов, рост потребностей в контенте, колоссальный разброс в подходах, приемах и в самой организации журналистики, кардинально изменяется сам процесс журналистской деятельности.

• С внедрением новых цифровых технологий на телевидении проявляется тенденция расширения творческих возможностей не только журналистов, но и специалистов смежных специальностей.

• В нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, гипертекстуальности, мультимедийное™ и мобильности.

• Выделение понятия «содержание», отдельного от носителя, позволяет найти общие черты в природе технологически различных СМИ и выявить общие черты в их творческой составляющей.

• Постоянные трансформации телевизионных технологий производства журналистских произведений (в частности, изобразительно-выразительных средств) приводят к видоизменениям жанровой палитры.

Апробация работы. По теме диссертации автором подготовлены и опубликованы ряд статей в журналах «Вестник ЧелГУ», «Вестник РУДН», основные положение обсуждались на международных и межвузовских научно-практических конференциях.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложений. Объем диссертации - 206 страниц.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, новизна и степень изученности, проводится обзор литературы, связанной с

исследуемой проблемой, выявляются объект и предмет диссертации, формулируются цели и задачи, определяются методологическая и эмпирическая базы исследования, указываются теоретическая ценность и практическая значимость работы.

В первой главе «Характер воздействия новых цифровых технологий на телевизионную индустрию» рассматриваются вопросы динамики развития цифрового эфирного вещания зарубежных стран, современные технологии вещания в России, специфика и необходимые условия для перехода российского телевидения на цифровое вещание, конвергенция и мультимедийность как особый вид журналистской деятельности, а также роль и место журналистики в цифровом телевидении.

В данной главе мы показываем, что, во-первых, цифровое эфирное телевидение внедряется по всему миру быстрыми темпами. Во-вторых, рынок уже обладает достаточным потенциалом для широкого внедрения цифрового эфирного телевидения. Скорость развития технологий колоссальна, и сегодня можно уже говорить не о телевидении, а скорее о новых аудиовизуальных медиа, хотя многое меняется и внутри самого телевидения.

В понимании зарубежных специалистов цифровая журналистика или подготовка цифровых репортажей, обозначаемые термином «рюкзачная журналистика» (backpack journalism), - это быстро развивающаяся профессиональная сфера, в которой новая категория специалистов владеет рядом важных и необходимых для работы дисциплин. В ней необходимо одновременно уметь писать, владеть навыками и умениями продюсера, режиссера, оператора и звукооператора, редактора и диспетчера.

В ходе исследования, мы убедились, что те же тенденции наблюдаются и на отечественном ТВ. Происходящая на наших глазах революция сетевых компьютерных коммуникаций, цифровых технологий передачи и накопления информации, существенно меняет привычную картину СМИ. Сегодня техника предоставила журналисту безграничные возможности. Но и требования она предъявляет жесткие: нужно не только поспевать за внедрением технических новинок, но и умело использовать их для работы в прямом эфире. Конечно, необходимо тонко чувствовать и родовую, исходную специфику телевизионной журналистики, без которой никакие новые технологии не помогут создавать по-настоящему качественный и интересный зрителю материал.

Так же в этой главе нами рассматривается конвергенция и мультимедийность СМИ как особый вид деятельности журналистов. Цифровизация, устраняя различия между разными прежде СМИ и уравнивая все типы медиаконтента, создает реальную основу для

конвергенции масс-медиа. В данном контексте конвергенция представляет собой соединение, объединение в одной точке всех новых средств и приемов, которые формируют новую медиасреду для получения на выходе конвергированного мультимедийного продукта.

Некоторые исследователи предлагают рассматривать конвергенцию на трех различных уровнях:

Функциональный уровень. Конвергенция охватывает участников создания контента и предполагает взаимную интеграцию информации как данных и различных цифровых технологий, которые применяются в создании, обработке и производстве единого конвергированного продукта.

Индустриальный уровень проявился в процессах вертикальной концентрации медиарынка и своего рода конвергенции творчества и технологий. С конца 1990-х годов активно идут процессы слияний и поглощений медиаресурсов с производителями информационных технологий, то есть создаются конвергированные конгломераты.

Технологический уровень, на котором осуществляется конвергенция различных информационных технологий, реализующих изначально несходные функции, но соединяющихся в унифицированном устройстве (канале) в целях завершения коммуникации. В данном случае конвергенция определяет мультмедийную среду, в которой любой тип информации (текст, видео, аудио и т. д.) в результате цифрового декодирования может быть доставлен получателю посредством взаимодействующих технологий.

Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Исследователи обращают внимание на то, что посредством одной и той же технологической платформы осуществляется доступ к прежде различным типам СМИ - теле-и радиопрограммам, газетным и журнальным материалам. Возникающая многофункциональность конвергентных носителей предоставляет потребителям возможность получения всех СМИ посредством «одного экрана».

По нашему мнению, к этому списку вполне можно добавить еще один уровень - творческий. Ведь происходящие в медийной среде изменения неуклонно накладывают отпечаток на творческую деятельность, конвергенция размывает жанровые и стилистические границы медиа-продукции.

Мультимедийный текст функционирует в новой среде, где формируется «искусство мультимедиа», специфической особенностью которого является синтез выразительных средств всех аудиовизуальных искусств и новейших информационных технологий, позволяющий

и

создавать в разных художественных формах различные среды, вплоть до виртуальных.

Для журналистики последствия конвергенции проявляются в нескольких формах. Во-первых, конвергенция приводит к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных журналистских специализаций. Создавая сегодня свой текст, журналист может предложить его и онлайновому изданию, и телетекстовой службе информации телеканала. В рамках прежних представлений практически невозможно дать единое определение таким проявлениям журналистской деятельности, как радио в Интернете или видеофильм, заказанный зрителем на свой телевизор по каналу кабельного ТВ.

Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту. Современные профессиональные требования предполагают наличие у журналистов мультимедийных навыков - умение производить конвергентные материалы для любого СМИ. Тем самым журналист, теряя прежнюю узкую специализацию, должен приобретать навыки фотокорреспондента, телеоператора, звукорежиссера, но при этом он становится мультифункциоиальным, универсальным специалистом. Требования цифровой эпохи побуждают журналистов приобретать новые знания и в сфере переработки и менеджмента информационных потоков. Таким образом, журналист, работающий для конвергентных СМИ, - это специалист, обладающий интегральными компетенциями в технической и управленческой сферах.

Мультимедийные инструменты помогают такому журналисту в разных направлениях, важных для профессии. Например, эффективный сбор информации, необходимой для подготовки качественного журналистского материала - статьи, интервью, видеосюжета, радиорепортажа; обеспечение авторов и редакторов качественной и стабильной обратной связью, без которой невозможно создание медиа, в полной мере соответствующего чаяниям целевой аудитории, и потому популярного, востребованного и успешного.

Вторая глава - «Современное развитие выразительных средств экранного и мультимедийного производства». Под выразительными средствами нами понимаются способы оформления контента. Телевизионное искусство напрямую связано с техникой, и вся история развития кино, телевидения, мультимедиа показывает, что изменение эстетики аудиовизуальных произведений не только объясняется воздействием перемен в обществе и в культурной среде, но и является результатом процесса взаимодействия творческих идей с идеями техническими.

В настоящее время телевидение переживает период активного внедрения в производство компьютерных технологий, в результате чего наблюдается эволюция эстетики изобразительных средств, конвергенция кино- и видеосистем. В данной главе, проанализировав процессы, протекающие на отечественном телевидении, а также некоторые особенности творческого использования компьютерных технологий и поиск новых средств экранной выразительности, мы обращаем внимание на то, как в современных условиях реализуют свои коммуникативные функции производимые медиаиндустрией материалы и какой становится их специфика.

Журналист, понимая природу экранной образности и имея основные технические навыки, при помощи богатой палитры его изобразительных возможностей может точнее переводить свои идеи и замыслы на язык экрана. Задумывая осуществление определенных проектов, журналист с первых же мгновений, на уровне идеи, должен просчитывать, какой будет зрительская реакция. Сила авторской мысли рождает сложные сюжетные ходы, а огромное количество изобразительно-выразительных средств помогает ему воплотить задумку в конечный телевизионный материал.

Эволюция выразительных средств экранных искусств наглядно демонстрирует, как в процессе преодоления чисто механического использования достижений техники, фиксирующей изображение и звук, происходит вторжение технологии в сферу художественного творчества с его образностью, метафоричностью, стремлением избежать зеркального отображения предмета. В то же время нужно помнить, как писал еще в 70-е годы Г.В. Кузнецов, «на телевидении главное значение имеет вовсе не степень совершенства техники. Главное - был бы тот человеческий, интеллектуальный, нравственный импульс, который стоит передавать, который заставит откликнуться других людей. Главное - куда и для чего направлены объективы. Главное - слово и чувство, мысль и образ, ради которых существует и совершенствуется техника». С этой точкой зрения известного тележурналиста диссертант полностью согласна. Она не теряет актуальности, даже спустя три десятилетия.

Благодаря стремительному развитию техники в последние годы появились новые, еще недостаточно изученные области распространения контента. Речь идет об Интернет- и мобильном телевидении. Специфика их просмотра диктует свои правила: краткость, дробность повествования. Это приводит к изменению жанровой структуры телевидения.

Третья глава - «Тенденции развития жанров тележурналистики с учетом цифровых технологий». Диссертантом рассматривается современная классификация телевизионных жанров, приводятся примеры

видоизменения жанровой системы, выявляются тенденции развития телевизионных жанров.

Выбор журналистом того или иного жанра обусловлен характером творческой, профессиональной задачи, а также объектом отражения реальности, особенностями жизненного материала. Следовательно, чем отчётливее журналист понимает природу жанра, в форму которого он облекает данный жизненный материал, тем успешнее может он выполнить поставленную задачу донести информацию о событии до телезрителя.

В ходе работы над диссертацией мы убедились, что, несмотря на устоявшиеся признаки, теория жанров все время видоизменяется. Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров - процесс исторически неизбежный. У нас на глазах появляются формы, которым не отыскать аналогий не только в газетах, радио или кино, но и в ТВ-программах прошлых лет. Образуются новые жанры, пришедшие из смежных коммуникативных областей, например, из РЯ (байлайнер, пресс-релиз, персоналии, кейс-стори). Появляется ньюсмейкерская журналистика, близкая по функциональному наполнению к РЯ- деятельности. Время сделало архаичным такие жанры, как передовая статья или отчеты. Целая серия жанровых форм не приобрела твердых жанровых признаков или трансформировалась в другие формы, например передовая статья в колонку (называемую так по месту расположения на полосе), реплику (мини-корреспонденция).

Коррекция традиционного взгляда на типологию жанров происходит и в части организации процесса производства эфирного контента, куда встраиваются и классические образцы журналистского творчества, и абсолютно новые образования. Например, в конце прошлого века исследователи Н.В.Вакурова и Л.И. Московкин отмечали, что формы подачи новостей и рекламы в электронных СМИ фактически превращаются в специфические жанры: ведущий, как хороший спринтер, скороговоркой выдает блок новостей буквально за считанные минуты, при этом ухитряется вставить кусок прямой речи участника события, собственный эмоционально-окрашенный комментарий и даже ссылку на спонсора.

В своем исследовании мы убедились, что одни функции жанров отмирают, и на смену им приходят другие, к старым способам решения познавательных задач добавляются новые, зачастую заимствуемые по соседству - у науки, искусств. Эти движения в каждом из жанрообразующих факторов серьезно изменяют жанр в целом, но не «отменяют» его. Тогда речь идет уже или о выделении особого вида жанра, или о смешивании его с другими жанрами (возникновении гибрида). Сегодня, к примеру, мы видим на экране пока еще с трудом

классифицируемые исповеди, светские хроники, телеказино, домашние видео, зрительские мобильные тслсрепортажи, тслеверсии периодических изданий, интернетовской информации и многое другое.

Увеличение числа каналов, которому способствует цифровизация российского телевидения, безусловно, приведет к возрастанию потребности в оригинальном контенте и особом программировании: бурное развитие кабельного и спутникового ТВ требует своего контента, 1РТУ - своего, мобильного - тоже своего. Потребность в создании новых видов контента будет возрастать. Будет меняться и сама природа производства контента в многопрограммном интерактивном ТВ. Специалисты пока не имеют четкого представления, по каким законам это будет происходить. Сейчас понятно одно: контент будет проживать несколько жизней, меняться, на него будут воздействовать потребители. Интерактивное вещание и новые способы коммуникации привносят новые качества и изменяют информационный продукт как на уровне содержания, так и на уровне его выражения.

По прогнозам специалистов, Интернет как канал доставки цифрового телесигнала имеет в перспективе ряд неоспоримых преимуществ: улучшение качества изображения, появление новых возможностей монтажа изображения и звука, повышение оперативности, появление реальной интерактивности, удобство хранения видеоматериалов, низкая себестоимость производства, развитие многоканальное™. Интернет-вещание на базе новых технологий будет сочетать телевизиоЕшую модель программного вещания с активностью пользователя Сети. Это будет новая форма коммуникации, расширяющая возможности традиционного телевидения.

Интерактивная журналистика стала процессом вовлечения в производство массовой информационной продукции тех, кому эта продукция предназначена. В ходе коммуникации осуществляется не просто творчество как деятельность одного субъекта, адресующего свой продукт другому, этот процесс становится сотворчеством - созданием общего продукта в контакте двух субъектов. В зависимости от того, какими обстоятельствами продиктован контакт, в каких условиях протекает и на решение каких задач направлен, он в большей или меньшей степени запечатлевается в тексте, определяя его жанровую форму.

Подводя итог, следует отметить, что в нынешнем состоянии тележурналистика приобретает черты конвергентности, интерактивности, мультимедийности. Появляется возможность отражения происходящих событий в режиме онлайн и непрерывного обновления информационных ресурсов, к известным способам подачи информации добавляются новые.

Движения в каждом из жанрообразуюших факторов серьезно изменяют жанровое понятие в целом, но не «отменяют» его совсем.

В заключении подводятся итоги, обобщаются результаты проведенного анализа, даются основные выводы и очерчивается проблематика возможных последующих исследований.

В представленном исследовании, мы показали, что процесс «цифровизации» телевидения идет по всему миру. Переход «на цифру» -это революция, время которой наступило и для России.

Дигитализация (переход на «цифру») ведет к созданию объединенных, конвергированных медиа и универсализации журналистской профессии. А значит, конвергенция СМИ требует конвергенции методов их анализа, развития теории телевизионной журналистики - научного направления, объединяющего методы многих наук.

В процессе распространения информации стержнем аудиовизуального образа является слово. Но чтобы слово достигло потребителя информации, и было адекватно воспринято аудиторий, оно проходит длинную дистанцию, включающую в себя этапы технического, идеологического, технологического, творческого и других свойств.

Так как в создании и распространении сообщений СМИ обязательно принимают участие новейшие технические средства и устройства, динамичное развитие технологий оказывают влияние на всю цепочку производства, распространения информации и конструирования текста.

Новые технологии меняют способы съемки, компановки и доставки программ, а это способствует приходу новой аудиовизуальной культуры, появлению других форм зрелищ и расширению выбора, предоставляемого телезрителю. Понимая природу экранной образности и имея основные технические навыки, журналист может точнее переводить свои идеи и замыслы на язык экрана при помощи богатой палитры его изобразительных возможностей.

Библиография состоит из 180 наименований, включая монографии, учебные пособия, диссертации, статьи, законодательные акты, справочную литературу, материалы конференций и круглых столов и Интернет-источники.

В приложении представлены Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 20092015 годы», где изложены основные этапы и методы внедрения цифрового телевидения; Манифест «Медленные медиа», в котором его авторы предлагают концепцию «медленного», то есть осмысленного, неторопливого и вдумчивого потребления медиа в противовес «быстрому» и во многом пассивному потреблению информации.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Белоусова М.Н., Широбоков А.Н. Создание мультимедийного контента - особый вид деятельности журналиста / Вестник ЧелГУ: Филология. Искусствоведение. - Челябинск: ЧелГу, 2012. - № 6 (260). Выпуск64.-С. 30-34.

2. Белоусова М.Н. Развитие жанров тележурналистики под влиянием новых технологий / Ньюсмикер [Электронный документ]. Режим доступа: http://media2050.ni/2012/01/15/89/ (дата публикации 15.01.2012).

3. Белоусова М.Н. Современное состояние и тенденции развития жанров тележурналистики / Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. - М.: РУДН, 2011. - № 1. - С. 73-81.

4. Белоусова М.Н., Морозов Е.А. Дистанционное образование в рамках мирового опыта и российского законодательства / Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - М.: РУДН, 2010. -№4.-С. 42^16.

5. Белоусова М.Н. Жанры телевизионной журналистики: теория и практика / Наука и современность - 2010: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 4 октября 2010: В 3 ч. 4.1. - Новосибирск: НГТУ, 2010. - С. 80-85.

6. Белоусова М.Н. Влияние внедрения цифровых технологий на производственную деятельность телевизионных журналистов / Современные проблемы науки образования и производства: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции, 16 апреля 2010: В 2 т. Т.2. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. - С. 246-249.

7. Белоусова М.Н. «Универсализация» журналистики в условиях перехода телерадиовещания на цифровые стандарты / Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН. 14 апреля 2010 г. / Под. ред. В.В. Барабаша. - М.: РУДН, 2010. - С. 103-105.

8. Белоусова М.Н. Переход на цифровые стандарты в телевизионном производстве и вещании: от регионов к центру / Проблемы современной журналистики: Материалы Межвузовской научной конференции, посвященной 50-летию РУДН. 5 апреля 2010 г. - М.: РУДН, 2010.-С. 76-82.

Белоусова Марина Николаевна (Россия) Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий: современные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры

Диссертационное исследование посвящено изучению влияния новых цифровых технологий на тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры современного телевидения. В работе показана плодотворность взаимного воздействия художественных и технологических идей на процесс создания телевизионного контента. Актуальность исследования определена постоянными содержательными и формообразующими изменениями информационного пространства, а также приобретением современной журналистикой ряда качественно новых свойств (в частности, мультимедийное™, гипертекстуальности, конвергентности, интерактивности).

Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке лекционных и практических материалов для студентов факультета журналистики, а также при разработке курсов повышения квалификации для работающих журналистов.

Belousova Marina (Russia)

Features of a television broadcasting in the conditions of new digital technologies: current development trends of expression and genre palette

Following dissertation research is devoted to studying of influence new digital technologies on tendency of development expression and genre palette of modern television. Fruitfulness of mutual art influence and technological ideas on process of creation a television content is shown in work. The currency of research is defined by continuous substantial and form-building information space changes, and also acquisition by modern journalism of qualitatively new properties (in particular, multimediynost, hyper textualism, konvergentnost, interactivity).

Results of this research can be used when developing lecture and practical materials for journalism studyng students, and also when developing refresher courses for working journalists.

Подписано в печать:

12.04.2012

Заказ №7131 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 vvww.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Особенности телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

6112-10/1010 На правах рукописи

Белоусова Марина Николаевна

ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ЖАНРОВОЙ ПАЛИТРЫ

Специальность 10.01.10 - журналистика

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -кандидат технических наук, доцент Широбоков А.Н.

Москва, 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I. ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ТЕЛЕВИЗИОННУЮ ИНДУСТРИЮ

1.1. Динамика развития зарубежного цифрового вещания...........................15

1.2. Специфика и необходимые условия для перехода российского телевидения на цифровое вещание........................... .......................................20

1.3. Особенность современных телевизионных технологий как определяющее условие журналистской деятельности..................................26

1.3.1. Технологический фактор в деятельности телевизионного

журналиста......................................................................................................26

1.3.2. Конвергенция медийной системы как следствие дигитализации... 35

1.3.3. Роль и место журналистики в цифровом телевидении....................58

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭКРАННОГО И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1. Влияние усовершенствования технологий на художественно-выразительные средства экрана.......................................................................71

2.2. Отражение новых технологий на изобразительную эстетику телевидения........................................................................................................88

2.3. Способы создания интерактивного и мобильного контента..................94

ГЛАВА III. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖАНРОВ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ С УЧЕТОМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Классификация телевизионных жанров.................................................104

3.2. Видоизменения телевизионной жанровой системы.............................114

3.3. Тенденции развития телевизионных жанров.........................................133

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................144

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................157

Приложение 1.....................................................................................................174

Концепция федеральной целевой программы................... ...........................174

Приложение 2.....................................................................................................204

Медленные медиа. Манифест.........................................................................204

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха нулевых (период с 2000 по 2010 год) характеризовалась серьезными изменениями в телевизионном вещании и, в частности, внедрением цифровых технологий. Мир, который еще несколько десятилетий назад был информационно разъятым, благодаря новым средствам массовой коммуникации превращается в среду общего информационного обитания. Поэтому так важно разобраться в специфике происходящих изменений.

На этапе формирования искусство телевизионного вещания по своему характеру было ближе к радио, нежели к кино. В композиции любого материала, подготовленного специально для телевидения, преобладало повествование. Однако, возникнув как чисто технический способ передачи аудиовизуального отображения реального мира на расстояние, телевидение стало новым средством массового общения, а из небольшого механического устройства выросла, в конечном счете, великая телевизионная держава. Постепенно в арсенале творческих средств телевизионных специалистов стали появляться более современные инструменты и приемы, использование которых формирует зрительный ряд фильма, телепередачи или сюжета. Сочетание текста со звуко- и видеорядом - поле для постоянных экспериментов в области экранного творчества, сфера конструирования новых способов передачи информации.

За последние двадцать лет телевидение в России существенно

изменилось: на месте нескольких каналов выросла многоканальная и

многовещательная среда, способная удовлетворить разнообразные запросы

зрителей, оказать влияние на восприятие окружающего мира.

Принципиально важным этапом стало принятие в конце 2009 г. программы

цифровизации российского телевидения. В процессе перехода на цифровые

технологии пересекаются политические, технологические, экономические и

творческие факторы, а это, в свою очередь, создает условия для развития

медиасреды, дополняя привычное телесмотрение продвижением информации

и общением людей посредством интерактивного телевидения, мобильной

3

телефонии, в среде Интернета. Цифровизация становится основным трендом технических преобразований на телевидении, и в то же время следует отметить, что значительная доля телевизионной аудитории будет постепенно отказываться от традиционного ТВ в пользу просмотра телевизионных передач на Интернет-порталах и сайтах ТВ каналов. Согласно ежегодному аналитическому отчету1 лаборатории Ericsson ConsumerLab за 2011 год, зрители тратят все меньше времени на просмотр эфирного телевидения, предпочитая ему потоковое видео в Интернете. Почти половина всех респондентов (47%) утверждают, что они смотрят потоковое видео в Сети более одного раза в неделю. При этом традиционное эфирное ТВ не реже раза в неделю смотрят 84% опрошенных, что на 3% меньше, чем в 2010 г. Эта тенденция, скорее всего, в будущем неизбежно приведет к перераспределению приоритетов внутри всей системы телевидения.

Настоящая работа посвящена исследованию процессов, протекающих в сфере российской медиаиндустрии в период перехода на цифровые стандарты телевизионного производства и вещания. Сегодня ясно, что телевизионным специалистам предстоит научиться работать в новых, непривычных для них условиях как с технической стороны, так и с творческой. Перманентные трансформации телевизионных технологий производства журналистских произведений, касающиеся, в частности, изобразительно-выразительных средств, приводят к изменению даже жанровой палитры. Наступает время качественного преобразования телевидения и нашего представления о нем, открываются новые возможности получения и передачи информации.

Сегодня на телевидении имеет место противоречие между быстрым развитием новых технологий, с одной стороны, и недостаточной проработанностью в отечественной науке теоретико-методологического базиса - с другой, а это противоречие затрудняет осуществление анализа и

1 Исследование: телезрители продолжают уходить в онлайн. URL:

http://telecom.cnews.ru/news/lme/index.shtml72011/09/06/454178 (дата обращения 15.12.2011).

прогноза развития медиапространства и его сектора - телевизионной журналистики. С все ускоряющимся процессом перехода средств массовой коммуникации на новые, цифровые технологии производства и доставки аудиовизуальной информации и исследователи стали все больше обращать внимание на взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла экранного произведения и технико-технологических средств, используемых для его реализации. Следует подчеркнуть, что сегодня проблема эта пока что недостаточна изучена.

В разработке темы исследования нами рассматриваются два аспекта особенностей телевизионного вещания в условиях новых цифровых технологий, а именно, тенденции развития выразительных средств и характер изменении в жанровой палитре. Две эти стороны тесно между собой связаны, поскольку специфические средства изображения и выражения, присущие телевидению, имеют прямое отношение к техническим средствам, используемым для создания изображения и звука. Конечно, всякая технология является лишь средством достижения цели. Но в таком виде творчества как телевидение технические средства и технологические приемы играют особую роль, поскольку в значительной мере влияют на аудиовизуальное решение произведения. Помимо этого изменение технологий неизбежно сказывается не только на формировании изобразительных и выразительных средств, но на появлении новых жанров и видоизменении уже существующих.

Актуальность исследования определена постоянными функционально-содержательными и формообразующими изменениями информационного пространства, а также приобретением современной журналистикой как формой коммуникативной практики ряда качественно новых свойств (в частности, мультимедийности, гипертекстуальности, конвергентности, интерактивности).

Новые виды подачи телевизионного контента и все ускоряющийся темп жизни информационного общества в XXI веке неизбежно порождают

новые и видоизменяют существующие жанры, возникают мультимедийные и синтетические жанры и изобразительно-выразительные средства, с их помощью журналисты доносят информацию до зрителей, создавая обширную почву для наблюдений, дискуссий и исследований.

Объектом исследования является телевизионная индустрия России в условиях мирового перехода на цифровое вещание.

Предмет исследования - специфика создания и распространения телевизионного контента в условиях цифровизации, в меняющейся среде массовой коммуникации.

Проблему данного исследования можно сформулировать как ответ на вопрос: какие изменения происходят в арсенале выразительных средств и жанровой палитры телевидения под влиянием новых технологий и каково их влияние на телевизионную журналистику.

Решение данной проблемы стало основой для формулировки цели исследования. Цель - выявить основные тенденции развития выразительных средств и жанровой палитры современного телевидения и на основе полученных результатов разработать рекомендации по оптимизации творческого процесса создания журналистского произведения в условиях новых цифровых технологий.

В соответствии с темой исследования и для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- проследить исторический путь развития и зарубежный опыт внедрения цифрового телевидения, а также обозначить специфику перехода российского телевидения на цифровое вещание;

- определить влияние цифровизации телевидения на производство и распростанение контента, на его содержательную и выразительную части;

- выделить взаимозависимость и взаимовлияние творческого замысла и технико-технологических средств на изменения жанровой палитры.

В современной литературе широко освещена история телевизионного вещания: от становления до его превращения в наиболее массовое средство

информации. В данной диссертации сделана попытка рассмотреть новый этап его развития - внедрение цифрового телевидения как наиболее важной проблеме в области ТВ.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что:

- современные цифровые технологии, способные конвергироваться и интегрироваться, изменяют информационно-коммуникационную среду, это выдвигает перед профессиональным сообществом ряд проблем, в том числе содержания и выразительного оформления контента;

— непосредственное участие потребителей информации в создании контента - одна из принципиальных особенностей цифрового времени, и на первый план выходит персонализация и интерактивность новостей.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор ставит вопрос о тесной взаимосвязи творческого и технологического аспектов при создании телевизионного контента, что расширяет существующие границы знаний в теории журналистики. В работе формулируются новые научные представления об особенностях содержания и производства современных телевизионных материалов в условиях новых цифровых технологий.

Степень изученности. Обстоятельный анализ проблем в исследовании показал, что изменения, происходящие в современной телевизионной журналистике, носят масштабный системный характер, однако тема изменения творческой составляющей журналистских материалов под влиянием технических факторов, и в частности внедрения новых цифровых технологий, на наш взгляд, пока остается недостаточно исследованной.

Для определения направлений работ по телевизионной журналистике был взят каталог авторефератов и диссертаций Российской Государственной Библиотеки за 2009-2011 гг. Исследования последних лет были посвящены как российским телеканалам в целом, так и их региональным представителям (Белгород, Челябинск, Республика Мордовия, Ханты-Мансийский автономный округ), телевидению стран Ближнего и Дальнего зарубежья (Таджикистан, Великобритания, Иордания, Йемен, Китай, Ливан, Сирия,

США, Финляндия, Франция,), а также отдельным каналам (Пойтахт, Аль-Джазира). Ряд работ затрагивают различные аспекты рекламно-информационного пространства и PR-компаний на ТВ, другие касаются специфики участия СМИ в политическом процессе, политической активности молодежи, взаимодействия СМИ с властью и их ролью в «цветных» революциях. Значительное число диссертаций посвящено исследованиям карьеры телевизионных журналистов, их коммуникативной компетентности, профессиональной морали и креативности. Некоторые авторы в своих работах рассматривают отдельные жанры тележурналистики (интервью, минисериал, ток-шоу, анонс), а другие касаются программных и структурных особенностей музыкального, развлекательного, образовательного ТВ и телевидения религиозных организаций. Несколько работ анализируют освещение электронными СМИ конкретных общественно значимых проблем (экология, здоровье, спорт). С.Н. Ильченко занимался вопросом эволюции системы жанров отечественного телевидения и ее трансформации в условиях глобализации информационного пространства. Есть исследования, посвященные мультимедийной среде и созданию журналистских текстов в трансформирующейся среде массовой коммуникации. Докторская диссертация A.A. Калмыкова посвящена вопросам Интернет-журналистика в системе СМИ. Работа E.H. Коротковой уделяет внимание медиапорталу как средству создания качественного контента, а О.Б. Шергова изучала коммуникативные и лингвистические компоненты медиаобразования и журналистики. Л.П. Шестеркина рассматривала гуманитарный и технологический аспекты в формировании инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ. Влияние современных цифровых технологий на творческую деятельность журналистов еще не стало предметом непосредственного, «прицельного» исследовательского внимания.

Следует особо выделить так же работы В.М. Березина, E.JI. Вартанову, В.А. Волкоморова, А.А. Грабельникова, OA. Дмитриева, Я.Н. Засурского, А.Г. Качкаевой, К.И. Кукка, Г.В. Лазутиной, М.М. Лукиной, Л. Шибаевой.

Тема жанровых трансформаций на современном экране довольно часто рассматривается в информационном издании Института повышения квалификации работников ТВ и РВ «Вестник электронных и печатных СМИ». И в специализированных изданиях, где имеются рубрики «Цифровое телевидение», обсуждают различные аспекты цифровизации. К примеру, внедрению цифрового телевидения и его отражению в журналисткой деятельности посвящены целые серии статей в журналах «Broadcasting», «625», «Digital Magazine», «Теле-Спутник», «Журналист», «Медиатренды», «Телецентр». Кроме того, нами был исследован ряд новостных и тематических сайтов - таких как официальные сайты телеканалов, телекомпаний, Интернет-ресурсы, где представлена историческая и статистическая информация.

Методологическая база. Для осуществления цели работы и решения комплекса поставленных задач нами были использованы теоретические методы исследования, которые включают в себя описательный, сопоставительный, сравнительно-исторический методы, интерпретацию и обобщение существующих точек зрения.

Методологической базой диссертации служат работы крупнейших российских исследователей, таких как Р.А. Борецкий, Ю.П. Буданцев, Е.Л. Вартанова, М.Е. Голдовская, Н.Л. Горюнова, Я.Н. Засурский, Л.Е. Кройчик, Г.В. Кузнецов, А.А. Тертычный, В.В. Ученова, В.Л. Цвик, Л.П. Шестеркина, А.Я. Юровский и ряда других. Публикации этих авторов создают фундамент данного исследования, дают возможность опираться на основополагающие теоретические представления о сущности, функционировании и каналах массовой коммуникации, экранной публицистики, типологии жанров.

По тематике современных технологий СМИ использовались работы В.В. Кихтана «Информационные технологии в журналистике» (2004 г.),

A.B. Смирнова «Цифровое телевидение: от теории к практике» (2005 г.) и

B.А. Карякина «Цифровое телевидение» (2008 г.).

Коллективная работа, вышедшая в 2010 году под редакцией А.Г. Качкаевой, «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные» посвящена конвергентной журналистике. Исследуя данный аспект, авторы подчеркивают, что перемены в традиционных СМИ неизбежны, и к ним надо готовиться. Практики, участвующие в перестройке традиционных редакций, на страницах книги также размышляют о «конвергентном» скачке и переходе к мультимедиа. Крупные информ�