автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Партийное руководство художественной культурой на этапе зрелого социализма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Пригодич, Зиновий Кириллович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Партийное руководство художественной культурой на этапе зрелого социализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пригодич, Зиновий Кириллович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Партия и художественная культура: теоретические аспекты вопроса

§ I. В.И. Ленин о принципах управления социально-экономическими процессами и специфике руководства художественным творчеством

§ 2. Развитие ленинских принципов партийного руководства литературой и искусством в документах КПСС последних лет

ГЛАВА П. Основные направления практической деятельности КПСС по дальнейшему развитию художественной культуры в современных условиях

§ I. Цдейно-политическое воспитание художников -главная забота партии

§ 2. Укрепление связи творческих работников с жизнью как фактор повышения социальной активности искусства

§ 3. Возрастание роли низовых партийных организаций в осуществлении художественной политики КПСС

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Пригодич, Зиновий Кириллович

Одной из закономерностей развитого социализма является возрастание роли художественной культуры в духовной жизни общества. Это важнейшее теоретическое положение было сформулировано на ХНУ съезде КПСС. Последующие съезды партии не только подтвердили цравильность этого положения, но и значительно обогатили его, конкретизировали применительно к новым условиям.

В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - подчеркнуто в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду, - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства"^.

Придавая все возрастающее значение художественной культуры в утверждении духовных основ социалистического образа жизни, формировании нового человека, рассматривая эту культуру как неотъемлемую часть общепартийного, общенародного дела борьбы за созидание коммунистического общества, партия не стояла и не стоит в стороне от процесса развития литературы и искусства. Будучи ведущей силой общества, КПСС планомерно и целенаправленно руководит этим процессом. Коммунистическая партия заботится о правильном направлении в развитии литературы и искусства, их идейном и художественном уровне, помогая общественным организациям и творческим союзам работников литературы и искусства в их деятельности.

Плодотворная работа по выполнению больших и ответственных задач в области искусства, намеченных в решениях ХХУ и

I. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет, т. I. М., 1981, с. 80.

ШТ съездов КПСС, в партийных документах последних лет, невозможна без дальнейшего повышения уровня партийного руководства этой сложной и своеобразной сферой общественной жизни. А это, в свою очередь, требует глубокого и систематического изучения конкретной практики, критического осмысления и обобщения лучших образцов работы. Известно, какое огромное значение использованию практического опыта организаторской и политической работы уделял основатель и воздь нашей партии Б.И. Ленин. Он настойчиво требовал "изучать детально. практический опыт"^, подчеркивал необходимость "изучения того, что наш практический опыт, в центре и на местах, дает и того, что наука нам уже дала"2 .

Работа по обобщению и распространению положительного опыта имеет исключительно важное значение. Сейчас, когда наша партия решает грандиозные по своим масштабам, исключительно сложные по своему содержанию задачи коммунистического строительства, необходимо, чтобы формы и методы партийной работы как можно полнее отвечали духу времени. Именно так был поставлен вопрос на ХХУТ съезде КПСС .

Разумеется, это требование в полной мере относится и к партийному руководству художественной культурой. Обеспечение органического единства материального и духовного производства, укрепление материально-технической базы культуры и средств массовой информации, все большее вовлечение широких масс трудящихся в художественное творчество, небывало обострившаяся идеологическая борьба двух систем - все это обусловливает воз

1. Ленин Б.И. Полн.собр.соч., т. 45, с. 46.

2. Ленин Б.И. Полн.собр.соч., т.42, с. 347.

3. См.: ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза.

Стенографический отчет. М., 1981, т. I, с. 92. растание роли партии в развитии литературы и искусства, необходимость совершенствования методов руководства этой сферой.

Сказанное обуславливает важность и актуальность всестороннего изучения и обобщения деятельности партийных организаций по претворению в жизнь ленинских принципов руководства художественной культурой, решений ХХУ и ХХУ1 съездов партии и последующих постановлений ЦК КПСС по вопросам культурного строительства, их большое теоретическое и практическое значение. Все это и предопределило выбор теш исследования.

Необходимо отметить, что в последние годы внимание исследователей к вопросам партийного руководства художественным творчеством заметно усилилось. Появился ряд работ советских историков, философов, искусствоведов, в которых содержательно осмысливаются теоретические и практические проблемы развития социалистической культуры, марксистско-ленинское эстетическое наследие, исторический и современный опыт КПСС в среде художественной интеллигенции. В их числе необходимо выделить книги Арнольдова А.И., Барабаша Ю.Я., Горбунова В.В., Дубровина А .Г., Дремова А.К., Егорова А.Г., Иванова В.И., Куницына Г.И., Лукина Ю.А., Черноуцана И.С. и других1.

I. См.: Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М., Политиздат, 1975; Афанасьев В.Г. Источник действенности марксистско-ленинской идеологии. М., Знание, 1979; Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. Изд. 4-е, испр. и доп. М., Современник, 1983; Безклубенко С.Д. Природа искусства. М., Политиздат, 1982; Волков И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. М., Искусство. 1974; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. /Ленинская концепция формирования соц.культуры/. М., мысль, 1972; Дремов А.К. Партийность литературы и современность. М., Худож.литература, 1980; Дубов В.Г. Партийность искусства и свобода творчества. М., Знание, 1980; Дубровин А.Г. О партийности художественного творчества. Теоретические вопросы. М., Просвещение, 1977; Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., Сов. писатель, 1977; Зись А.Я. Конфронтация в эстетике. М., Искусство,1980; /прод. см. на след. стр./

Б широком плане вопросы партийного руководства рассматриваются в целом в ряде коллективных монографий, сборников*, подготовленных на основе теоретических и научно-практических конференций, а также в отдельных статьях, опубликованных в книгах, посвященных более общим проблемам?. Б материалах тапрод. сн./ Иванов Б.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы. Формирование и сущность, м., Худож. литература, 1971; Иезуитов А.Н. Живое оружие. Принцип партийности литературы в трудах Б.И. Ленина. Лениздат, 1973; Ку-ницын Г.И. Еще раз о партийности художественной литературы. Трактат в лицах. М., Художественная литература, 1978; Лукин Ю.А. Ленин и теория социалистического искусства. М., Искусство, 1973; его же: Художественная культура зрелого социализма. М., Искусство, 1977; его же: Идеология и художественная культура. М., Искусство, 1982; Мазепа В.И. Эстетическое наследие Б.И. Ленина и современные проблемы художественной культуры. Киев, Наукова думка, 1980; Новиков Б.В. Движение истории - движение литературы. Наследие и стилевое богатство современной советской литературы. М., Сов. писатель, 1982; Украинцев Б.Б. КПСС - организатор культурного строительства в период развитого социализма. М., Высшая школа, 1975; Черноуцан И.С. Живая сила ленинских идей. Статьи. М., Сов. писатель, 1982 и др.

1. См., например: ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы художественной культуры. М., 1982: Ленинские принципы и методы партийного руководства. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Политиздат, 19оЗ; Эстетическое наследие Б.И. Ленина и художественная культура. М., Мысль, 1980; Идеологическая работа партии и литература развитого социализма. М., Мысль, 1978; 0 партийности литературы и искусства. М., Прогресс, 1978; Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. М., Мысль, 1977 и др.

2. См.: Александрова В.П. Политика КПСС в области художественной литературы. Ее основные направления и формы. - В кн.: Научный коммунизм: проблемы и исследования. Вып. 7-ой. М. Изд-во МГУ, 1975; Безклубенко С.Д. Некоторые вопросы совершенствования партийного руководства развитием литературы и искусства. - Б кн.: Передовой опыт в практику партийной работы. Материалы республиканской научно-практической конференции "ХХУ съезд КПСС и актуальные вопросы партийного строительства". Киев, Политиздат У1фаины, 1977; Гусейнов Ч.Г. Партийное руководство художественной культурой. -Б кн.: Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. М., Мысль, 1977; Дмитриев В.А. Партия и творческие союзы. -Б кн.: Искусство и идеологическая работа партии. М., Мысль, 1976; Егоров А.Г. Ленинский принцип партийности искусства в действии. -Б кн.: Контекст, 1976. Литературно-теоретические исследования. М., Наука, 1977; Лукин Ю.А. Партия и художественная культура развитого социализма. -Вопросы литературы, 1982, № 3; Полевой В.М. Ленин и художники. -В сб.: Советское искусствоведение, 80. Первый выпуск. М., Советский художник, 1981 и др. кого рода раскрываются ленинские принципы руководства художественным творчеством, подчеркивается важность комплексного, системного подхода к решению задач социалистической культуры.

Накопленный опыт практического решения этих вопросов нашел отражение в трудах членов Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря Московского горкома партии Гришина Б.В., первого секретаря ЦК Компартии Украины Щербицкого В.В., первого сещюта-ря ЦК Компартии Казахстана Кунаева Д.А., кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС - первого секретаря ЦК Компартии Грузии Шеварднадзе Э.А., министра культуры СССР Демичева П.Н.1, в статьях руководителей местных партийных органов, творческих 2 союзов и художественных коллективов .

За последнее десятилетие появилось также значительное

1. См.: Гришин В.В. О работе городской партийной организации по осуществлению комплексного подхода к воспитанию трудящихся в свете решений ХХУ съезда КПСС. -В кн.: Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС. Ы., Политиздат, 1978; Щербицюш В.Б. Советская Украина. М., Политиздат, 1982; Кунаев Д.А. Советский Казахстан. М., Политиздат, 1982; Демичев П.Н. ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры. -Коммунист, 1981, Л 8.

2. См.: Антонович И. Партийная организация учреждения культуры. -Коммунист Белоруссии, 1980, № 9; Босс А. Неисчерпаемый источник вдохновения. -Советская культура, 1980. 15 апреля; Исиналиев м. Идейность и мастерство. -Правда, 1972, 8 октября; Капто А.В.авангарде творческих союзов. - Правда, 1983, 17 октября; Моллаева М.м. Из опыта партийного руководства развитием литературы и искусства. -Б кн.: Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. По материалам Всесоюзной практической конференции в Баку. 25-27 апреля 1979 года. М., Политиздат, 1979: Разумневич Б.В. писательской организации. -Коммунист, 1978, В 2; Тимофеева Н.Т. Партийное руководство воспитанием творческой молодежи на современном этапе. -Б кн.: Образование Чувашской областной организации КПСС и ее деятельность. Чебоксары, 1980; Файзиев Т. Руководство Коммунистической партиен Узбекистана развитием художественной культуры в условиях развитого социализма. -В сб.: Вопросы эстетики, истории и теории театрального искусства. Научные труды Ташкентского государственного университета имени В.И. Ленина, 1981, № 662; Шапошникова Л. Записки парторга. -Театр, 1983, й. 9 и др. число научных исследований, в которых вопросы партийности и народности художественного творчества, общие принципы ленинской культурной политики КПСС рассматриваются в контексте конкретного опыта партийных организаций. К числу таких работ относятся некоторые кандидатские диссертации-1-. Однако при всей теоретической и црактической ценности таких работ необходимо отметить, что все они, как правило, носят локальный характер: либо освещают оцределенный исторический период, нередко весьма удаленный от наших дней, либо основываются на опыте отдельных областей, краев, республик, либо рассматривают лишь некоторые стороны деятельности партийных организаций по руководству художественной культурой /нацример, воцросы руководства театрами или идейного воспитания творческой интеллигенции и т.п./.

Анализ литературы, посвященной проблемам партийного руководства литературой и искусством, показывает, что разработка этих проблем ведется по трем основным направлениям.

I. См.: Вознесенский С.Н. Партийное руководство творческой и общественно-политической деятельностью столичных театров Д971-1975 гг./. М., 1980; Есин Б.Б. Ленинские принципы партийного руководства искусством. М., 1980; Костюкович А.Ф. Идейный мир советского художника. Идейно-политическое воспитание кадров художественной интеллигенции: теоретические вопросы и практика работы партийных организаций Западной Сибири. М., 1981; Пахомова Г.С. Совершенствование партийного руководства творческими союзами интеллигенции в современных условиях. М., 1975; Параничев О.С. Деятельность Московской партийной организации по идейно-политическому воспитанию художественной интеллигенции. 1966-1972 гг. м., 1974; Смирнов Г.М. Партийное руководство творческими союзами художественной интеллигенции в годы восьмой пятилетки /196ь-1970 гг./. На материалах Ленинградской партийной организации. М., 1980; Чижова Л.М. Руководство Коммунистической партии развитием советского театра Д927-1932 гг./. М., 1978; Эспериди Т.Ю. Борьба Коммунистической партии за идейно-политическое воспитание художественной интеллигенции в 1926-1932 гг. /На материалах РСФСР/. М., 1980, и др.

Во-первых, в исследованиях широкое отражение находит история формирования и практической реализации В.И. Лениным отправных, краеугольных принципов политики КПСС в области художественной культуры. Особое внимание при этом уделяется борьбе Ленина против сепаратистских уклонений и идеологических шатаний в вопросах литературы и искусства, за выдержанную партийную линию в строительстве социалистической культуры; во-вторых, интерес советских ученых в последние годы заметно усилился к теоретическому осмыслению партийности литературы и искусства. Интерес этот, на наш взгляд, объясняется не только внутренними потребностями, обусловленными развитием художественной культуры, расширением идеологической деятельности партии, но и причинами внешнего порядка, связанными с обострением идейного противоборства на мировой арене, когда апологеты буржуазии все чаще и чаще обращаются к средствам художественного творчества, к практике партийного руководства литературой и искусством для того, чтобы с их "помощью" дискредитировать социалистический общественный строй, извратить четкую и ясную политику КПСС; в-третьих, усилия многих исследователей направлены на изучение и обобщение непосредственно практического /политического, идеологического и организационного/ опыта Коммунистической партии по руководству развитием литературы, искусства, в том числе и на этапе зрелого социализма.

Вместе с тем, историографический анализ свидетельствует о том, что проблема партийного руководства художественной культурой в современных условиях еще не получила достаточного освещения. Если в общем плане сравнительно полно раскрыты теоретические основы и механизм художественной политики КПСС, то конкретный опыт работы партийных комитетов с творческими союзами и организациями исследован слабо. Особого внимания заслуживают вопросы специфики руководства в области художественной культуры, идейно-политического воспитания творческой интеллигенции, развития и укрепления их связи с практикой коммунистического строительства. Чрезвычайно важным в современных условиях представляется изучение опыта работы в этом направлении низовых партийных организаций. Пока это наименее исследованный участок. Как отмечает Лукин Ю.А., до настоящего времени "нет не то что книг или брошюр, но даже обстоятельных статей о том, как конкретно, на практике, руководствуясь ленинским незыблемым принципом партийности и народности, осуществляют свое направляющее политическое, воспитательное, организационное воздействие партийные организации творческих коллективов."*.

Эти обстоятельства были учтены при определении цели, направлений исследования, его структуры. Объектом непосредственного изучения в предлагаемой диссертации выступает накопленный в период между ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС опыт работы партийных комитетов и парторганизаций творческих коллективов страны. Разумеется, при необходимости, когда важно было какой-либо процесс проанализировать более полно, более основательно, эти условные хронологические рамки раздвигались в ту или другую сторону.

Цель исследования заключается в том, чтобы посредством обобщения деятельности партийных комитетов и организаций по руководству художественным творчеством содействовать распро

I. Театр, 1983, Я 6, с. 81 странению передового опыта, того нового, положительного, что появилось и утверждается в практике партийного руководства литературой и искусством на современном этапе.

Диссертант счел целесообразным предметом своего исследования выделить•следующие основные задачи:

- рассмотреть в теоретическом плане ленинские цринципы партийного руководства художественной культурой с точки зрения их особенностей, своеобразия применительно к этой специфичной сфере общественной жизни;

- показать глубокую преемственность и дальнейшее обогащение ленинских принципов в художественной политике КПСС в условиях зрелого социализма;

- проанализировать основные направления и раскрыть творческое развитие на нынешнем этапе форм и методов партийного руководства литературой и искусством;

- обобщить опыт организаторской и идеологической работы партии по совершенствованию системы идейно-политического воспитания художественной интеллигенции, укреплению их связей с жизнью, уделив при этом особое внимание роли первичных партийных организаций творческих коллективов в решении поставленных ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС, последующими Пленумами ЦК задач;

- выявить пути дальнейшего подъема уровня творческой и общественной активности деятелей литературы и искусства, совершенствования форм и методов партийной работы в этом направлении.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, идеи и решения ХХ1У, ХХУ и ХХ71 съездов КПСС, другие основополагающие партийные документы, выступления руководящих деятелей Коммунистической партии и Советского государства. Для раскрытия темы диссертации принципиальное значение имеют важные теоретические положения, содержащиеПз материалах июньского и декабрьского /1983 г./, внеочередного февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.

В работе использованы соответствующая научная литература, публикации в центральных и местных периодических изданиях, данные архивов ряда партийных комитетов и творческих организаций. Привлечены материалы текущих архивов ЦК КП Белоруссии, Литвы, Армении, Минских обкома и горкома КПСС, Свердловского РК КПСС г. Москвы.

Диссертантом проведено два социологических опроса в г. Минске. Одна из анкет была распространена среди художественной интеллигенции города с целью изучения организации марксистско-ленинской учебы, практики творческих связей художников с жизнью. Другая анкета, адресованная руководителям творческих коллективов, се*фетарям партийных организаций, их активу, имела иную цель - исследовать особенности партийного руководства литературой и искусством на современном этапе. Материалы анкет помогли автору четче, полнее увидеть происходящие в творческих коллективах процессы, выявить здесь ряд существенных недостатков, более аргументированно обосновать свои предложения и рекомендации.

Научная новизна и практическая значимость проведенного исследования. В диссертации сделана попытка рассмотреть в теоретическом плане диалектику общего и особенного в партийном руководстве художественной культурой. Как известно, в социалистическом обществе сложились четкие и научно обоснованные принципы управления, вытекающие из присущих этому обществу объективных закономерностей. Эти общие цринципы, разработанные В.И. Лениным и получившие дальнейшее развитие в последующих документах партии, имеют обязательный характер и действуют во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере художественной культуры. Вместе с тем, руководство развитием литературы и искусства имеет свои - и немалые - особенности. Общие принципы управления здесь действуют с учетом закономерностей художественного творчества, в соответствии со спецификой этой сферы. Иными словами, в руководстве художественной культурой отчетливо проявляется диалектика общего и особенного. Раскрывая эту диалектику во всех основных управленческих принципах, показывая ее на конкретных примерах, в диссертации подчеркивается, что особенное здесь цроявляется лишь в рамках общего и находится с ним в органической, нерасторжимой связи.

Особенностью предлагаемой работы является также то, что в ней теоретическое рассмотрение проблем партийного руководства развитием литературы и искусства органически соединено с обобщением конкретного опыта партийных организаций на всех уровнях - от ЦК и до низовых партийных организаций. На большом фактическом материале раскрываются основные направления, формы и методы практической работы партийных органов и организаций, показывается комплексность, всесторонность партийного влияния на художественное творчество.

Исследуется ряд новых аспектов в организационно-партийной и идеологической работе, не получивших достаточного освещения. Они связаны с предоставлением парторганизациям художественных коллективов права контроля деятельности администрации, их активным участием во всех сторонах творческой и общественной жизни. В диссертации значительное место отведено рассмотрению форм и методов партийного руководства первичными парторганизациями творческих союзов и учреждений искусства, анализу работы по укреплению боевитости и авторитета низовых звеньев, развитию их инициативы и повышению ответственности в решении задач, поставленных перед художественной интеллигенцией.

Положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в повседневной практике партийных комитетов, творческих коллективов для дальнейшего совершенствования их деятельности с учетом задач и требований нынешнего этапа коммунистического строительства. Материалы диссертации могут также найти применение при создании обобщающего историко-пар-тийного исследования, в пропагандистской и лекторской работе.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Б первой главе рассматриваются ленинские принципы руководства художественной культурой и их развитие в документах КПСС последних лет. Вторая глава посвящена анализу кошфетной практики партийных комитетов и организаций по идейно-политической закалке художников, единению их с жизнью, усилению авангардной роли коммунистов в творческих коллективах. В заключении подведены итоги исследования, излагаются практические рекомендации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Партийное руководство художественной культурой на этапе зрелого социализма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ теоретической и практической сторон партийного руководства литературой и искусством показывает,что КПСС на всех этапах строительства нового общества настойчиво и целеустремленно руководит процессом создания художественных ценностей. Особую масштабность и эффективность эта деятельность обрела в условиях развитого социализма. Ленинское требование об управлении художественной культурой и ныне остается незыблемым. Оно, это требование, диктуется объективной закономерностью, которая вытекает как из потребностей общественной жизни, так и из интересов развития самого искусства. Роль партийного руководства художественной культурой на современном этапе не только сохраняет свое значение, но с учетом динамики и сложности социально-экономических и духовных процессов заметно возрастает. Ибо, как подчеркнул в своей речи на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа Москвы Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко, "без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не справиться"*.

Б последние годы партийные комитеты сделали очень многое для утверждения ленинского стиля в руководстве литературой и искусством. Создана здоровая, спокойная обстановка для творческой работы, которая при высокой и принципиальной требовательности оказывает стимулирующее влияние на всю художественную жизнь.

Творческие работники с пониманием и одобрением восприни-нимают курс и стиль партийного руководства художественной куль

I. Народ и партия едины. - Правда, 1984, 3 марта. турой, в основе которого лежит:

- четкая, научно обоснованная программа позитивных действий;

- комплексный подход, позволяющий охватывать все элементы художественной культуры, учитывать взаимодействие всех ее компонентов;

- планомерная, вдумчивая и терпеливая работа с творческой интеллигенцией, работа, при которой учитывается специфика художественного творчества, особенности труда и психологии художников, делается упор на методы убеждения, идейно-воспитательные моменты, отвергается администрирование;

- принципиальность и бескомпромиссность, когда дело касается идейно-художественных вопросов;

- последовательность и определенность в оценках конкретных явлений искусства;

- привлечение самих художников к политической работе в творческих организациях, к рассмотрению в том числе и конфликтных ситуаций;

- всемерное повышение роли и авторитета первичных партийных организаций, как инициаторов и организаторов всех добрых дел, как главной, решающей силы в решении задач, поставленных КПСС перед творческой интеллигенцией.

Анализ деятельности партийных комитетов и парторганизаций творческих коллективов свидетельствует о том, что эта многогранная и научно обоснованная деятельность закономерно ведет к подъему художественного творчества.

Б чем же наиболее значительный результат партийного руководства в этой сфере?

Прежде всего в том, что в нашей стране сложился художник нового типа, чьи идейные и эстетические взгляды являются органичной частью коммунистического мировоззрения, художник, который преданно и глубоко осознанно служит интересам родного народа, борьбе Коммунистической партии за светлое будущее.

Этот результат и в том, что выросло, расцвело богатое, многонациональное социалистическое искусство - искусство коммунистической справедливости, способное отображать жизнь во всей полноте и многообразии, в ее революционном движении, побуждать и развивать лучшие стороны человеческой души.

Та новая "приливная волна", о которой говорилось с трибуны ХХУ1 съезда КПСС и которая продолжает подниматься, радуя все новыми высокохудожественными, талантливыми произведениями во всех союзных республиках, - это, безусловно, результат активной, творческой работы прежде всего самих творцов художественных ценностей. Но столь же несомненным является и то, что огромнейшая роль в достижениях современной советской литературы и искусства принадлежит нашей партии, которая сумела воодушевить художников на решение высоких творческих задач, создать благоприятную духовную атмосферу, наладить дружную совместную, основанную на взаимном уважении и доверии работу партийных организаций и творческих коллективов.

Вместе с тем изучение конкретного практического опыта руководства художественным творчеством показало также, что в этой сфере есть ряд сложностей и нерешенных проблем. Деятельность многих партийных комитетов и парторганизаций творческих коллективов еще не в полной мере отвечает всем высоким требованиям, которые поставлены в документах КПСС последних лет.

Предпринятое исследование, содержащиеся в нем теоретические и практические обобщения позволяют, как представляется, сделать некоторые предложения, направленные на дельнейшее совершенствование практики партийного руководства литературой и искусством, улучшения идейно-воспитательной работы в среде художественной интеллигенции. Б сжатом виде эти предложения сводятся к следующему.

1. Б целях дальнейшего повышения действенности марксистско-ленинского образования творческих работников необходимо шире внедрять активные формы обучения. Объяснительно-иллюстративный метод изложения лекционного материала, который преобладает ныне, должен быть вытеснен системно-обобщающим, аналитическим методом. Занятия вызовут несомненно более глубокий интерес и принесут большую пользу, если они будут строиться в виде бесед и дискуссий, деловых игр и т.д. А участие в такого рода занятиях крупных ученых-обществоведов поможет не только теснее увязать теорию с практикой, но и глубже, обстоятельнее проанализировать причины тех или иных социальных, творческих явлений.

2. Известно, что качество занятий во многом определяется уровнем подготовленности и мастерства лекторов и пропагандистов. Это положение особую силу имеет црименительнокк творческим коллективам. Для ведения занятий среди художественной интеллигенции, как мы уже отмечали, нужны не просто хорошо образованные люди, но непременно понимающие специфику и особенности аудитории. Бот почему представляется важным, чтобы подбор и подготовка таких пропагандистов велись с учетом этих требований, по своей, особой программе.

3. Ныне вся сеть партийного просвещения в творческих коллективах работает по единым учебным планам и программам. Это, несомненно, положительный момент. Однако практика показывает, что останавливаться на сделанном нельзя, необходимо делать следующий шаг - вводить разработку программ обучения для различных категорий художественной интеллигенции. Практическое решение такой задачи, по нашему мнению, могли бы взять на себя научно-исследовательские центры и научно-методические советы, созданные при Министерстве культуры СССР и Госкино СССР.

4. По отношению к творческим коллективам по-особому должно преломляться и общее требование партии не увлекаться расширением контингента сети партийного просвещения за счет беспартийных. Практика свидетельствует, что во многих случаях к реализации этого требования подошли шаблонно, формально. В результате многие деятели литературы и искусства, не являющиеся членами КПСС, оказались отлученными от партийной учебы. Это, естественно, вызвало недоумение, а в ряде мест и обиду. Такой формальный подход к художественной интеллигенции должен быть исключен. А всякое решение о форме учебы того или иного художника должно быть глубоко продуманным, взвешенным и цредельно осторожным, лишенным какого бы то ни было нажима, категоричности.

5. Есть также необходимость /в этом убеждают результаты анкетирования, устные беседы автора с творческими работниками/ в том, чтобы в специальных литературно-художественных изданиях публиковались материалы в помощь для занимающихся в теоретических семинарах. Такие материалы, разумеется, должны готовиться наиболее квалифицированными пропагандистами или известными учеными, специалистами народного хозяйства и представлять интерес для всех отрядов художественной интеллигенции. Подобные публикации дадут возможность высвободить лекционное время для расширения активных форм занятий.

6. Требует дальнейшего улучшения и совершенствования литературно-художественная критика. Партийные комитеты и творческие союзы, на наш взгляд, должны значительно усилить контроль за критико-библиографической деятельностью подведомственных органов печати. С этой целью полезно было бы практиковать ежегодные отчеты о проделанной работе главных редакторов газет и журналов в партийных комитетах, а заведущих литературно-художественными отделами - в творческих союзах.

7. Необходимо также принять более активные и действенные меры по привлечению к так называемому текущему рецензированию наиболее квалифицированных, авторитетных критиков, создать из их числа при соответствующих отделах редакций постоянный нештатный актив.

8. Назрела пора разработать и осуществить четкую, хорошо продуманную систему подготовки и переподготовки специалистов в области истории и теории литературы, кино, театра, музыки, изобразительного искусства,, включая сюда учебу сотрудников отделов литературы и искусства газет, массовых журналов, радио и телевидения. Пока такой системы не сложилось ни в одной из республик, предпринимаются лишь отдельные, разрозненные попытки к этому - где в форме творческих семинаров, где в виде совещаний и т.д. Нам представляется, что подобная подготовка должна иметь именно систематический характер и строиться на основе единых критериев и принципов, с учетом, разумеется, местных особенностей.

9. Следует существенно улучшить работу специальных комиссий, советов и секций, которые созданы при творческих союзах и объединениях. Во многих случаях /и в этом убеждают факты, с которыми автору пришлось столкнуться в Белоруссии, Литве, Армении/ подобные формирования работают не в полную силу, без должной активности и настойчивости. А ведь именно они, эти комиссии и секции, призваны быть инициаторами и организаторами обсуждения актуальных вопросов художественного творчества, являться активной силой по мобилизации многочисленного отряда критиков на решение важных и ответственных задач, поставленных партией.

10. Как свидетельствуют материалы исследования, определенный формализм, излишняя парадность существует также в организации связей творческих работников с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Чтобы изжить эти недостатки, необходимо не только совершенствовать, наполнять более ярким содержанием старые, испытанные временем формы работы, но и вести активный поиск новых, адекватных современному уровню развития нашего общества форм. Б частности, чрезвычайно важным представляется такая организация встреч художников с трудящимися, при которой возможен был бы не только монолог, но и диалог, устанавливалась бы своеобразная обратная связь. Полезными явились бы также встречи с представителями других творческих союзов. Это расширяло бы художнический кругозор, давало бы нужные импульсы для творчества.

11. С целью укрепления связей творческих работников с жизнью, стимулирования их к разработке актуальных тем и проблем современности необходимо сделать более разнообразными и эффективными формы поощрения лучших работ в области литературы и искусства. Помимо Государственных премий, которые ныне присуждаются во многих республиках и которые, несомненно, заметно подняли общественный авторитет художественной культуры, способствовали ее социальной активности, идейному и эстетическому росту, помимо этого следовало бы шире практиковать и такие формы поощрения, как премии творческих союзов, литературных журналов, производственных предприятий, колхозов и совхозов.

12. Большим резервом в улучшении связей художников с жизнью может служить передовой опыт. Б этой связи представляется целесообразным комиссии по культурно-шефской работе, которые ныне существуют при многих республиканских министерствах культуры, преобразовать в комиссии по творческим связях, придав им более широкие функции и полномочия. Б частности, они должны не только координировать проводящуюся работу, но и обобщать, распространять лучший опыт, быть инициаторами целенаправленных социологических исследований, оказывать творческим коллективам необходимую методическую и организационную помощь. Отчет о работе таких комиссий полезно было бы заслушивать в партийных комитетах, а по внесенным ими предложениям принимать конкретные, оперативные решения.

13. Б значительном улучшении нуждается количественный и качественный состав партийных организаций творческих коллективов. Первичные парторганизации должны проводить более настойчивую работу по вовлечению в ряды КПСС наиболее талантливых, ярких художников, в том числе и молодых, а партийные комитеты -создавать для этого необходимые благоприятные условия.

14. Важно всемерно совершенствовать практику проведения партийных собраний - этой своеобразной школы идейно-нравственной и политической закалки художников, формирования их градцан-ских качеств. Партийным бюро надлежит принять все меры к тому, чтобы разговор на собраниях коммунистов не сводился к взаимным комплиментам и реверансам или, наоборот, к выяснению претензий мелкого, личного характера, а шел о насущных, крупных проблемах, волнующих коллектив, велся с позиций высокой требовательности и партийной принципиальности.

15. Особо хотелось бы подчеркнуть важность и необходимость выступлений на партийных собраниях творческих коллективов руководящих работников партийных и советских органов. Такая практика существует уже во многих республиках. Хорошо, если бы она стала системой и внедрена была повсеместно.

16. Важным рычагом повышения боевитости первичных партийных организаций творческих коллективов является перспективное планирование их работы. Опыт свидетельствует, что планы, составленные на полугодие, на год, позволяют строить всю идейно-воспитательную и организаторскую работу более продуманно, системно, сосредотачивать свое внимание и силы на вопросах кардинальных, по-настоящему серьезных и важных. По такому же типу должны планировать свою деятельность и отделы партийных комитетов, курирующие творческие союзы и учреждения культуры.

17. На наш взгляд, серьезного улучшения требует организация учебы секретарей партийных организаций. Во-первых, такая учеба сегодня налажена далеко не везде, а во-вторых, даже там, где она налажена, качество, эффективность ее весьма различны. Думается, что партийным комитетам полезно было бы изучить в этом плане опыт, накопленный в партийных организациях Украины и Белоруссии, и все лучшее, заслуживающее внимания, взять на вооружение.

18. В специальной подготовке нуждаются также работники партийных комитетов, ведающие вопросами литературы и искусства. Ныне - это, как правило, люди с высшим специальным образованием. Но почти все они приходят в партийные комитеты из творческих коллективов, а потому и не имеют необходимых навыков партийной работы. Помочь им быстрее овладеть этимы навыками, а также углубить свои знания в области художественной культуры, ее современных проблем могли бы регулярные ежегодные семинары, проводимые в масштабах республики или даже нескольких республик. Раз в два-три года можно было бы проводить всесоюзные семинары .

19. Значительную помощь в улучшении практики партийного руководства может и должна оказать периодическая печать. К сожалению, статьи об опыте работы партийных комитетов, парторганизаций творческих коллективов сегодня в наших журналах и газетах весьма редки. И уж совсем почти нет материалов, в которых бы исследовались наиболее важные, актуальные проблемы на эту тему, вскрывались какие-то недостатки и упущения. Такое положение нельзя признать нормальным и его надо поправлять.

Реализация этих предложений, как нам представляется, будет содействовать дальнейшему совершенствованию механизма партийного руководства литературой и искусством, поможет партийным комитетам и первичным парторганизациям творческих коллективов еще более активно и плодотворно проводить в жизнь политику КПСС в области художественной культуры, успешно решать задачи, выдвинутые ХХУТ съездом партии, июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС.

 

Список научной литературыПригодич, Зиновий Кириллович, диссертация по теме "Эстетика"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 3-27.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 219-368.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-5.

5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 8, с. 115-217.

6. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 гг.). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12, с.736-738.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. 1-167.

8. Маркс К. Письмо Фердинанду Фрейлиграту, 27 декабря 1851го-да. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 27, с. 520521.

9. Маркс К. Письмо Иосифу Вейдемейеру, 16 января 1852 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т. 28, с. 396-398.

10. Маркс К. Письмо Лвдвигу Кугельману, II июля 1868 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т. 32, с. 460-462.

11. Ю.Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42, с. 41-174.111 .Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с,. 7-544.

12. Маркс К, Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Б двух томах. М.: Искусство, 1976, т. I.- 575 е., т. 2. - 719 с.

14. Энгельс Ф. Немецкий социализм в стихах и прозе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 208-248.

15. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

16. Энгельс Ф. Письмо Ф. Лассалю 18 мая 1859 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 29, с. 456-458.1. 17. Энгельс Ф. Письмо Минне Каутской, 26 ноября 1885 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 36, с. 331-334.

17. Энгельс Ф. Письмо Маргарет Гаркнесс, апрель 1888 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 393.

18. Энгельс Ф. Письмо к Ф. Мерингу, 14 июля 1893 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 82-85.

19. Энгельс Ф. Письмо Б. Боргиусу, 25 января 1894 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 174-176.

20. Ленин Б.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн. собр. соч., т. I, с. 125346.

21. Ленин Б.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.

22. Ленин Б.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.

23. Ленин Б.И. Партийная организация и партийная литература.- Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.

24. Ленин Б.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность. Полн. собр. соч., т. 12, с. 133-141.

25. Ленин Б.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.- Полн. собр. соч., т. 17, с. 206-213.

26. Ленин Б.И. Толстой и пролетарская борьба. Полн. собр. соч., т. 20, с. 70-71.

27. Ленин Б.И. Толстой и его эпоха. Полн. собр. соч., т.20, с. 100-104

28. Ленин Б.И. К вопросу о диалектике. Полн. собр. соч., т. 29, с. 316-322.

29. Ленин Б.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т. 33, с. 1-120.

30. Ленин Б.И. Речь на Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919 года.- Полн. собр. соч., т. 39, с. 133-134.

31. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросве-тов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 года. Полн. собр. соч., т. 41, с. 398408.

32. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т. 41, с. 336-337.

33. Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре.- Полн. собр. соч., т. 41, с. 462.

34. Ленин Б.И. Кризис партии. Поли. собр. соч., т. 42, с. 234-244.

35. Ленин Б.И. О работе Наркомпроса. Полн. собр. соч., т. 42, с. 322-332.

36. Ленин Б.И. Новая экономическая политика и задачи коммунистов. Доклад на П Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 года. Полн. собр. соч., т. 44, с. 168-169, 174-175.

37. Ленин Б.И. Лучше меньше, да лучше. Полн. собр. соч., т. 45, с. 389-390.

38. Ленин Б.И. A.M. Горькому. Полн. собр. соч., т. 47, с. 132-135.

39. Ленин Б.И. A.M. Горькому. Полн. собр. соч., т. 47, с. 219-220.

40. Ленин В.И. Б редакцию газеты "Правда". Полн. собр. соч., т. 48, с. 182-183.

41. Ленин Б.И. A.C. Серафимовичу. Полн. собр. соч., т. 51, с. 198-199.

42. Ленин Б.И. A.M. Горькому. Полн. собр. соч., т. 51, с. 47-49.

43. Ленин В.И. и A.B. Луначарский. Литературное наследство, т. 80. Переписка, доклады, документы. М.: Наука, 1971. - 766 с.

44. Ленин Б.И. 0 культурной революции. 2-е изд. М.: Политиздат, 1971. - 256 с.

45. Б.И. Ленин и изобразительное искусство. Документы. Письма. Воспоминания. М.: Изобразительное искусство, 1977. -552 с.

46. В.И. Ленин о литераторе и искусстве. 6-е изд. М.: Худож. литература, 1979. - 827 с.

47. Б.И. Ленин о культуре. М.: Политиздат, 1980. - 336 с. 2. Документы КПСС и Советского государства

48. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, доп. и испр., тт. I-I4.-M.: Политиздат, I970-1982 гг.

49. ХХУТ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта 9 апреля 1971 года. Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1971, т. I. - 598 с.

50. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 февраля 5 марта 1976 года. Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1976, т. I. - 472 с.

51. ХХУТ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 23 февраля 3 марта 1981 года. Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1981, т. I. - 382 с.

52. Об идеологической работе КПСС. Сб. документов. Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1983. - 544 с.

53. О литературно-художественной критике. Постановление ЦК КПСС 21 января 1972 г. Б кн.: КПСС в резолюциях. -М.: Политиздат, 1978, т. II, с. 29-33.

54. О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии. Постановление ЦК КПСС 2 августа 1972 г. Б кн.: КПСС в резолюциях. - М.: Политиздат, 1978, т. II, с. 135-141.

55. О работе по подбору и воспитанию кадров в партийной организации Белоруссии. Постановление ЦК КПСС 29 августа 1974 г. Б кн.: КПСС в резолюциях. - М.: Политиздат, 1978, т. II, с. 445-452.

56. О работе с творческой молодежью. Постановление ЦК КПСС 12 октября 1976 г. Б кн.: КПСС в резолюциях. - М.: Политиздат, 1978, т. 12, с. 355-370.

57. О дальнейшем улучшении культурного обслуживания сельского населения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 10 ноября 1977 г. Б кн.: КПСС в резолюциях. - М.: Политиздат, 1978, т. 12, с. 570-577.

58. Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС 15 августа 1978 г. Б кн.: КПСС в резолюциях.- М.: Политиздат, 1978, т. 12, с. 514-518.

59. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС 26 апреля 1979 г.- Б кн.: КПСС в резолюциях. М.: Политиздат, 1981, т. 13, с. 353-368.

60. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постановление ЦК КПСС 13 декабря 1974 года. Б кн.: КПСС в резолюциях. - М.; Политиздат, 1981, т. 13,с. 532-542.

61. О дальнейшем совершенствовании партийной учебы в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. Постановление 1Ж КПСС 26 мая 1981 г. Б кн.: КПСС в резолюциях. - М., Политиздат, 1982, т. 14, с. 385-391.

62. О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы. Постановление ЦК КПСС 25 февраля 1983 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. - М.: Политиздат, 1983, с. 501-505.

63. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической аботы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС 15 июня 983 г. Б кн.: Пленум Центрального Комитета КПСС, 1415 июня 1983 года. Стенографический отчет. - ГЛ.: Политиздат, 1983, с. 188-200.

64. Работы руководящих деятелей КПСС и Советскогоправительства

65. Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата.2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1982. - 448 с.

66. Черненко К.У. Утверждать ленинский стиль в партийной работе. Сборник. С: Политиздат, 1983. - 574 с.

67. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. Изд. второе. М.:1. Политиздат, 1983. 320 с.

68. Алиев Г.А. Дружба народов дружба литератур. Доклад на Всесоюзной творческой конференции на тему "дружба народов - дружба литератур". - Лит. газета, 1980, 5 ноября.

69. Гришин В.Б. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -ГЛ.: Политиздат, 1982. - 736 с.

70. Гришин Б.Б. Москва столица Советского Союза. - М.: Политиздат, 1982. 143 с.

71. Гришин В*В. Речь на собрании актива творческих работни-. ков Москвы. Московская правда, 1983, 28 мая.

72. Кунаев Д.А. Ленинская национальная политика КПСС в действии. Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1981.- 624 с.

73. Кунаев Д.А. Советский Казахстан. М.: Политиздат, 1982.- 158 с.

74. Соломенцев М.С. Высокое предназначение театрального искусства. Театральная жизнь, 1978, tè 6, с. 2-3.

75. Соломенцев М.С. Жизнь и искусство. Выступление на Пленуме правления Союза художников РСФСР 25 ноября 1980 г. -Художник, 1981, №2, с. 1-3.

76. Щербицкий B.B. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1978. - 624 с.

77. Щербицкий В.В. Советская Украина. ГЛ.: Политиздат, 1982. 176 с.

78. Демичев П.Н. На магистрали социалистической культуры.

79. В кн.: ХХУ съезд КПСС: единство теории и практики. Вып. 4.-М.: Политиздат, 1979, с. 354-379.

80. Демичев П.Н. ХХУ1 съезд КПСС и задачи культуры. Коммунист, 1981, & 8, с. 21-33.

81. Зимянин М.В. Партия революционного действия. Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 80-летию П съезда РСДРП, 29 июля 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 32 с.

82. Шеварднадзе Э.А, Высокое призвание художника. Искусство, 1980, № II, с. 4-8.

83. Шеварднадзе Э.А. Советская Грузия. М.: Политиздат, 1982. - 120 с.

84. Материалы научных и творческих конференций

85. Социалистический образ жизни и вопросы идеологической работы. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Киеве (18-20 мая 1977 г.;. М.: Политиздат, 1977. - 383 с.

86. Проблемы коммунистического воспитания и социалистической культуры. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции "ХХУ съезд КПСС и развитие марксистско-ленинском теории". М.: Политиздат, 1977. - 272 с.

87. Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Москве в декабре 1977 г. М.: Политиздат, 1978. - 384 с.

88. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. По материалам научно-практической конференции в Баку (26-27 апреля 1979 г.; М.: Политиздат, I97Ö. - 439 с.

89. Советская культура и духовный мир человека труда. По материалам научно-практических конференций, состоявшихся в Баенинграде в 1979 г. М.: Сов. писатель, 1979.

90. Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16-17 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1980. - 319 с.

91. Содружество литературы и труда. Материалы Всесоюзных творческих конференций писателей и критиков. 1978-1980 гг.- М.: Сов. писатель, 1981. 472 с.

92. Периодическая печать (журналы и газеты)

93. Алесин Т. Райком и творческая интеллигенция. Парт .жизнь, 1976, № 22, с. 56-61.

94. Антонович И. Источник движения. Сов. культура, 1981, 2 июня.

95. Антонович И. Партийная организация учреждения культуры. -Коммунист Белоруссии, 1980, №9, с. 11-17.

96. Банионис Д. Ответственность художника. Коммунист, 1977, № II, с. 66.

97. Барабаш Ю. Некоторые аспекты развития художественной культуры^ условиях зрелого социализма. Коммунист, 1977, 6,

98. Бузук Р., Соболевский А. Насущные задачи парторганизации театра. Партийная жизнь, 1983, № 8, с. 50-54.

99. Васильев А. Ориентиры творчества. Союзу искусства и труда партийную поддержку. - Сов. культура, 1979, 16 октября.

100. Вертинский А. Ближе к жизни, к читателю. Коммунист Белоруссии, 1981, ^ 3, с. 88-91.

101. Берченко Ю. Грани творческого содружества. Коммунист, 1981, Л 2, с. 61-66.

102. Босс А. Неисчерпаемый источник вдохновения. Сов.культура, 1980, 15 апреля.

103. Высокая ответственность критики. Коммунист, 1983, $ 18, с. 43-51.

104. Гилевич Н. Именем и честью дорожа. Правда, 1979, 14 марта.

105. Главное идейная направленность. Передовая статья. - Сов. культура, 1980, 15 июля.

106. Гражданственность художника. Правда, 1983, 26 июня.

107. Дзеверин И. Высокое предназначение. К десятилению постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике". Коммунист, 1982, № 2, с. 57-64.

108. Дмитриев В. В борьбе за партийность и народность искусства. Коммунист, 1982, № 14, с. 65-75.

109. Дмитриев В. Партия и художественное творчество. Агитатор, 1977, № I, с. 34-36.

110. Еременко Н. Потенциальные возможности и реальность. Размышления о драматическом театре. Коммунист Белоруссии. 1983, № 8, с. 74-81.

111. Есин Б.В. Партийное руководство искусством объективная закономерность. - Театр, 1976, № II, с. 5-6.

112. Есин Б.Б. Художественная культура важная сфера идеологической работы партии. - Политическое самообразование,1979, ^ II, с. 43-49.

113. Ивашин Б. Идейно-воспитательная роль литературы. Коммунист Белоруссии, 1980, № I, с. 74-80.

114. Ильинский И. Честь и совесть художника. Сов. культура,1980, 9 декабря.

115. Капто А. Б авангарде творческих союзов. Правда, 1983, 17 октября.

116. Капто А. Социальная активность художника. Правда, 1980, 20 декабря.

117. Конечкин С., Лебанидзе Г. Форш разные, цель одна. Заметки о воспитании творческой молодежи Грузии. Правда, 1977, II января.

118. Кроллис Г. Партийная организация и творческий процесс. -Партийная жизнь, 1979, №17, с. 52-56.

119. Кузнецов Ф. Активность нравственной позиции в жизни и ли^ тературе. Коммунист, 1979, № 17, с. 28-38.

120. Кулаковский А. К новым высотам творчества. Коммунист Белоруссии, 1976, № 4, с. 64-68.

121. Кулиджанов Л. Обратная связь. Искусство кино, 1980, № 3, с. 3-29.

122. Лавров К. Ленин и эстетика социалистического искусства. -Театр, 1980, № 3, с. 5-14.

123. Лукин Ю. Партия и художественная культура развитого социализма. Вопросы литературы, 1982, й 3, с. 3-39.

124. Лукин Ю. Руководить и формировать результаты. О партийном руководстве творческим коллективом. - Театр. 19£ № 6, с. 81-89.

125. Лукин Ю. Художественная культура и идейное противоборство. Знамя, 1983, В I, с. 197-205.

126. Маланчук Б. Б союзе с практикой. Правда, 1975, 7 января.

127. Маланчук Б. Партийная организация и творческий процесс. -Сов. культура, 1976, 17 сентября.

128. Матвеев Г.А. Развитие КПСС ленинских принципов партийного руководства литературой и искусством на современном этапе. Известия Северо-Кавказского научного центра выс- , шей школы, 1978, № 4, с. 45-52.

129. Место писателя в гуще жизни. Правда, 1982, 5 августа.

130. Метченко А. Подходя с широкой исторической мерой. Коммунист, 1977, 3, с.54-65.

131. Метченко А. Документ исключительной важности. Лит. газета. 1982, II августа, с. 2.

132. Молодые таланты. Правда, 1981, 13 сентября.

133. Морозов В. Идейно-творческая позиция художника. Партийная жизнь, 1983, № 9, с. 43-44.

134. Науменко И. Насущные заботы критики. Коммунист Белоруссии, 1977, № 2, с. 89-93.

135. Озеров Б. Обретения. Проблемы. Задачи (К 10-летию постановления ЦК ш1СС "0 литературно-художественной критике"). Вопросы литературы, 1982, В I, с. 3-22.

136. Платонов Р. Партийные комитеты и творческая интеллигенция. Партийная жизнь, 1978, J& 7, с. 58-64.

137. Платонов Р. Учреждения культуры важные центры идейного влияния. - Коммунист Белоруссии, 1980, J& 8, с. 40-46. •

138. Полевой Б. Высота критериев. Вопросы литературы, 1980, № 4, с. 3-37.

139. Разумневич Б. В писательской парторганизации. Коммунист, 1978, №2, с. 75-82.

140. Салахов Т. Искусство в жизнь и жизнь - в искусство. -Коммунист, 1977, № 2, с. 63-67.

141. Салахов Т. Молодая поросль нашего искусства. Коммунист, 1982, J6 16, с. 70-75.

142. Томский Н. Всегда живое искусство. Правда, 1980, II июня.

143. Товстоногов Г. Начало гражданское начало художественное. - Коммунист, 1979, № II, с. 66-84.

144. Туров Б. Место в общем строю. Коммунист Белоруссии, 1980, 12, с.67-72.

145. Художественная летопись эпохи. Правда, 1983, 22 января.

146. Художественный процесс и критика. Правда, 1983 , 8 июня.

147. Художник и жизнь. Правда, 1983, 5 января.

148. Художники народу. - Сов. культура, 1983, I декабря.

149. Шапошникова Л. Заметки парторга. Театр, 1983, № 9.

150. Шевелев Э. Работа с творческой молодежью. Партийная жизнь, 1978, В 8, с. 63-68.

151. Шепетис Л. Вдохновляющий принцип. Сов. культура, 1983, 17 мая.

152. Шепетис Л. Герои рядом с нами. Лит. газета, 1983, 8 июня, с. 2.

153. Шехтер Н. Репортаж с одного партийного собрания. Театр, 1983, & 4, с. 5-8.

154. Шимкус С. Партийные организации творческих союзов. -Партийная жизнь, 1983, )£ 17, с. 62-66.

155. Специальная литература (книги, брошюры, статьи)

156. Абаева М.М. Сотрудничество социалистических наций в развитии духовной культуры в условиях общества зрелого социализма. Ашхабад: Ылым, 1981. - 205 с.

157. Акопджанян Е.С. Диалектика национального и интернационального в искусстве. Ереван: Академия наук Армянской ССР, 1980. - 103 с.

158. Активные проводники политики партии. Партийное руководство культурно-просветительными учреждениями на современном этапе. М.: Политиздат, 1981. - 271 с.

159. Александрова Б.П. Политика КПСС в области художественнойлитературы. Ее основные направления и формы. Б кн.: Научный коммунизм: проблемы и исследования, йшуск 7-й.-М., Изд-во МГУ, 1975, с. 139-148.

160. Андреев Ю.А. Наша жизнь, наша литература. Л.: Сов. писатель, 1974. 288 с.

161. Антоненко В.Г. Мировоззрение идейная основа художественного творчества. Киев: Вища школа, 1979. - 207 с.

162. Арнольдов А.И. Культура и современность. Диалектика процесса культурной консолидации социалистических стран.- М.: Мысль, 1973. 159 с.

163. Афанасьев В.Г. Актуальные проблемы научного управления обществом. М.: Знание, 1975. - 64 с.

164. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного управления). Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973.- 392 с.

165. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

166. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. 4-е изд., испр. и доп. М.: Современник, 1983. - 416 с.

167. Барабаш Ю.Я. Ленинское учение о партийности и художественная культура развитого социализма. В кн.: О партийности литературы и искусства-М.; Прогресс, 1978, с. 1530.

168. Барабаш Ю.Я. Социализм и развитие художественной культуры. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественная культура. - М.: Прогресс, 1980, с. 28-41.

169. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

170. Баялиев Т. Под руководством Коммунистической партии к расцвету Киргизской советской литературы. - Фрунзе: Кыргызстан, 1978. - 226 с.

171. Безклубенко С.Д. Некоторые вопросы совершенствования партийного руководства развитием литературы и искусства.

172. В кн.: Передовой опыт в практику партийной работы. Материалы республиканской научно-практической конференции "ХлУ съезд КПСС и актуальные вопросы партийного строительства" .-Киев: Политиздат Украины, 1977, с. 249-256.

173. Белова Е.Б. Совершенствование форм руководства художественной культурой. Б кн.: Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории.-!.: Наука, 1978,с. 292-311.

174. Беляев A.A. Идеологическая борьба и литература. Критический анализ американской советологии. 3-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1982. - 462 с.

175. Вавилов К.К. Развитой социализм и управление: проблемы совершенствования управления общественными процессами. -Л.: Лениздат, 1980. 142 с.

176. Варламов К.И. Ленинская концепция социалистического управления. М.: Шсль, 1973. - 398 с.

177. Великий Октябрь и литературный процесс современной эпохи (1917-1977 гг.). М.: Наука, 1979. - 375 с.

178. Верченко Ю.Н. Содружество М.: Сов. Россия, 1982. - 55 с.

179. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. Сборник статей. М.: Наука, 1981.-295 с.

180. Волков И.Ф. Партийность искусства и социалистический реализм. М.: Искусство, 1974. - 168 с.

181. Вопросы идеологической работы Коммунистической партии Литвы. Сборник документов (1976-1979 гг.). Вильнюс: Минтис, 1981. - 317 с.

182. Вопросы партийного руководства учреждениями культуры и искусства. Челябинск, 1973. - 78 с.

183. Вопросы развития художественной культуры в СССР и идеологическая борьба на мировой арене. С, 1976. - 120 с.

184. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968, - 576 с.

185. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. Казань: Татарское книжное изд-во, 1974. -255 с.

186. Гончаренко Н.В. Критика современных буржуазных концепций искусства. М.: Знание, 1981. - 64 с.

187. Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура (Ленинская концепция формирования социалистической культуры). -М.: Мысль, 1972. 340 с.

188. Горбунов В.В. Развитие В.И. Лениным марксистской теории культуры (Дооктябрьский период). М.: Искусство, 1980. — 327.

189. Гусейнов Ч.Г. Партийное руководство художественной культурой. В кн.: Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. М., Мысль, 1977, с. 195-216.

190. Дементьев А.Г. В.И. Ленин и советская литература. М.: Худ. литература, 1977. - 389 с.

191. Дмитриев В.А. Партия и творческие союзы. В кн.: Искусство и идеологическая работа партии. - М., Мысль, 197ь, с. 22-37.

192. Долгов К. Эстетика и художественная критика. В кн.: Эстетика и жизнь. Выпуск 2-ой. М., Искусство, 1973, с. 2444.

193. Донской Д.Е. Партийность как эстетическая категория. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1980. 221 с.

194. Дремов А.К. Партийность литературы и современность. М.: лудож. литература, 1980. - 272 с.

195. Дробишева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981. - 263 с.

196. Дубровин А.Г. О партийности художественного творчества: Теоретические вопросы. М.: Просвещение, 1977. - 160 с.

197. Духовная культура и проблемы социального управления. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981,-209 с.

198. Духовный мир развитого социалистического общества. М.: Наука, 1977. - 479 с.

199. Егоров А.Г. Ленинский принцип партийности искусства в действии. В кн.: Контекст, 1975: Литературно-теоретические исследования. М., Наука, с. 6-36.

200. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. писатель, 1977. - 463 с.

201. Единство: сборник статей о многонациональной советской литературе. Вып. 4. М.: Худож. литература, 1982.- 356с.

202. Единство обучения и воспитания. Опыт и проблемы повышения действенности партийной учебы. Шнек: Беларусь, 1983.- 191 е.

203. Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Искусство, 1975. - 447 с.

204. Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы (Формирование и сущность). Изд. 2-е. М.: Художник, 1975. - 509 с.

205. Идеологическая работа партии и литература развитого социализма. М.: Мысль, 1978. - 229 с.

206. Иезутов А.Н. Живое оружие. Принцип партийности литературы в трудах В.И. Ленина. Л.: Лениздат, 1973. - 211 с.

207. Из опыта идеологической работы. Вал. 2-й. М.: Политиздат, 1974. - 464 с.

208. Интернациональное и национальное в искусстве. Сб. статей.- М.: Наука, 1974. 276 с.

209. Иовчук М.Т.,Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.

210. Искусство и идеологическая работа партии. М.: Ми ель, 1976. - 351 с.

211. Каримов Р.А. Партийное руководство развитием культуры Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 1982. - 254 с.

212. Каган М.С. Социальные функции искусства. М.: Знание РСФСР, 1978. - 34 с.

213. Коган А.Б. Б.И. Ленин о роли мировоззрения в художественном творчестве. Киев; Мистецтво, 1970. - 291 с.

214. Коммунистическое мировоззрение и искусство социалистического реализма. М.: Знание, 1977. - 64 с.

215. Кох Г. Марксизм и эстетика. Об эстетической теории К. Маркса, Ф. Энгельса и Б.И. Ленина. М.: Прогресс, 1964.

216. КПСС во главе культурной революции в СССР. М.: Политиздат, 1972. - 377 с.

217. Крук И.Т. Ленинский принцип партийности литературы и свобода творчества. Киев: Радянська школа, 1978. - 135 с.

218. Кузнецов Ф.Ф. С веком наравне. М.: Московский рабочий, 1981. - 383 с.

219. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. Изд. 2-е, доп. М.: Сов. писатель, 1978. - 611 с.

220. Кузьменко Ю.Б. О партийности критики. В кн.: О партийности литературы и искусства. М., Прогресс, 1978, с. 271287.

221. Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Наука, 1978. - 459 с.

222. Куницын Г.И. Еще раз о партийности художественной литера-т|.эы. Трактат в лицах. М.: Худож. литература, 1979.

223. Куницын Г.И. Политика и литература. М.: Сов. писатель. 1973. — 529 с.

224. В.И. Ленин и актуальные проблемы этики и эстетики. Киев: Мистецтво, 1980. - 144 с.

225. В.И. Ленин и художественная литература. Минск: изд-во ЕГУ, 1971. - 253 с.

226. Ленинские принципы и методы партийного руководства. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Политиздат, 1983. - 336 с.

227. Липский В.Н. Высокий критерий искусства (Об идейной направленности искусства. м.: Знание, 1982. - 61 с.

228. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1981. - 215 с.

229. Лукин Ю.А. Б.И. Ленин и теория социалистического искусства. М.: Искусство, 1973. - 328 с.

230. Лукин Ю.А. В.И. Ленин и формирование идейно-эстетических принципов советской литературы. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

231. Лукин Ю.А. Ленинские принципы развития социалистического искусства. М.: Знание, 1970. - 63 с.

232. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982. - 247 с.

233. Лукин Ю.А. Партийность литературы и искусства. М.: Политиздат, 1982. - 63 с.

234. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. -Гл.: Искусство, 1977. 271 с.

235. Лукьянов Б.Г. Ленин и художественная критика. М.: Современник, 1982. - 222 с.

236. Луначарский A.B. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. - 391 с.

237. Мазепа В.И. Эстетическое наследие В.И. Ленина и современные проблемы художественной культуры. Киев: Наукова думка, 1980. - 162 с.

238. Макаров O.A. Социалистическая практика и формирование нового типа художника. В кн.: Эстетика и жизнь, вып. 3. М., Искусство, 1974, с. 55-94.

239. Малов Ю.К. Критика буржуазных фальсификаторов марксистско-ленинского учения о руководящей роли Коммунистической партии в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983, - 310 с.

240. Марков О.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. 2-е изд., доп. М.: Худож. литература, 1978. - 413 с.

241. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980. - 407 с.

242. Матвеев Л.И. Опыт работы Московского горкома партии по повышению творческой активности художественной интеллигенции. В кн.: Советская культура и духовный мир человека труда. М., Сов. писатель, 1979. с. 48-53.

243. Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 1976. - 350 с.

244. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд. 2-е. М.: Сов. писатель, 1975. - 487 с.

245. Мейлах Б.С. Ленин и проблемы русской литературы ПХь- начала XX вв. Изд. 4-е, доп. Л.: Худож. литература, 1970.- 495 с.

246. Мызников С.Н. Идейно-политическое воспитание художественной интеллигенции. Свердловск: Средн.-Уральское кн. изд-во, 1968. - 76 с.

247. Научное управление обществом. Вып. 15. М.: Мысль, 1982.

248. Новиков В.Б. Движение истории движение литературы. Наследие и стилевое богатство современной советской литературы. - М.: Сов. писатель, 1982. - 575 с.

249. Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма.- М.: Мысль, 1977. 260 с.

250. Вознесенский С.Н. Партийное руководство творческой и общественно-политической деятельностью столичных театров (I97I-I975 гг.): Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд. ист.наук. М., 1980. - 19 с.

251. Витанов A.M. Молодая художественно-творческая интеллигенция развитого социалистического общества и работа партии по ее формированию (на материалах ЕКП): канд.дис. м.: АОН при ЦК КПСС, 1978. - 172 с.

252. Вычкова S.S. Научное управление развитием художественной культуры в социалистическом обществе: Автореф. дис. на соиск.учен.степ.канд.филос.наук. М., 1975. - 22 с.

253. Есин В.В. Ленинские принципы партийного руководства искусством: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.филос.наук.- М., 1980. 17 с.

254. Коган A.B. В.И. Ленин о роли мировоззрения в художественном творчестве: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.доктора филос.наук. Киев, 1971. - 54 с.

255. Кормош Шандор. Научное управление духовной культурой при социализме: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.филос. наук. М., 1976. - 23 с.

256. Огнянова З.А. Руководство Болгарской Коммунистической партии развитием литературы и искусства на современном этапе: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.филос.наук. М., 1981. - 25 с.

257. Параничев О.С. Деятельность Московской партийной организации по идейно-политическому воспитанию художественной интеллигенции (1966-1972 гг.;: Автореф.дис. на соиск.учен. степ.канд.ист.наук. М., 1974. - 24 с.

258. Пахомова Г.С. Совершенствование партийного руководства творческими союзами интеллигенции в современных условиях: Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.ист.наук. М., 1975. - 23 с.

259. Смирнов Г.М. Партийное руководство творческими союзами художественной интеллигенции в годы 8-й пятилетки (19661970 гг.). На материалах Ленинградской партийной организации: Автореф.диссер. на соиск.учен.степ.канд.ист.наук. -Л., 1980. 22 с.

260. Чижова Л.М. Руководство Коммунистической партии развитием советского театра (1927-1932 гг.): Автореф.дис. на соиск. учен.степ.канд.ист.наук. М., 1978. - 23 с.

261. Эспериди Т.К). Борьба Коммунистической партии за идейно-политическое воспитание художественной интеллигенции в 1926-1932 гг. (На материалах РСФСР): Автореф.дис. на соиск.учен.степ.канд.ист.наук. М., 1980. - 20 с.