автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Патриотические и демократические движения Йемена в борьбе за объединение страны, 50 - 80-е гг. ХХ в.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Аль Сафари Наги Яхья Муслех
Введение.
Глава I. Раскол страны: причины и основные этапы
1. Йеменская государственность в доисламский период (Химйаритское царство).
2. Создание единого Йеменского государства после изгнания османских завоевателей (Зейдитский имамат).
3. Причины и этапы раскола Йеменского государства.
4. Борьба за независимость и объединение Йемена после первой мировой войны.
Глава II. Патриотическо-демократическое движение в Йемене и проблема йеменского единства в 50-начале 70-х гг.
1. Оппозиционное движение в Йеменском королевстве и проблема единства страны.
2. Освободительное движение на Юге страны и проблема йеменского единства.
3. Образование общейеменских партий и организаций и их деятельность по преодолению раскола страны. а. Йеменский филиал Партии арабского социалистического возрождения (Баас). б. Филиал Движения арабских националистов. в. Народно-демократический союз. г. Движение насеристов.
4. Национальный фронт в борьбе за независимость
Южного Йемена и единство страны.
5. Северный и Южный Йемен: от противостояния к вооруженному конфликту. а. Политическая ситуация на Севере страны. б. Политическая ситуация на Юге страны. в. Разногласия между Севером и Югом по вопросу объединения Йемена.
Глава III. Йеменская социалистическая партия и Всеобщий народный конгресс на пути преодоления раскола страны.
1. Начало переговорного процесса между двумя йеменскими режимами по проблеме единства страны.
2. Образование Йеменской социалистической партии и Всеобщего народного конгресса - решающий фактор достижения йеменского единства. а. Идейные основы и этапы формирования
Йеменской социалистической партии. б. Создание Всеобщего народного конгресса Йеменской Арабской Республики.
3. Социально-экономические и политические предпосылки объединения Северного и Южного Йемена. а. Процесс демократизации политической жизни в ЙАР. б. Кризисные явления и демократические преобразования, в НДРЙ. в. Новые подходы к решению проблемы объединения.
4. Создание единого государства - Йеменской Республики. а. Завершение переговорного процесса между
НДРЙ и ЙАР по вопросу объединения. б. Основные политические принципы объединения.
Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Аль Сафари Наги Яхья Муслех
XX век был характерен как интеграционными, так и дезинтеграционными национальными процессами. Он дал много примеров стремления народов к объединению разделенных ранее наций, например, объединение Германии, Вьетнама. В то же время остается острой проблема объединения Китая и Кореи. Изучение опыта борьбы демократических патриотических сил разных стран за создание единого государства остается, таким образом, актуальной политической и научной проблемой.
Конкретным примером успешного решения этой проблемы является деятельность демократических патриотических сил йеменского народа за объединение обеих частей своей страны.
Йеменская Республика сравнительно молодое государство. На политической карте мира оно появилось 22 мая 1990 г. в результате объединения Йеменской Арабской Республики (ИАР) и Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ).
Однако единое йеменское государство уходит своими корнями в глубь веков, к временам Химйаритского царства (IV-V вв.). На протяжении всего средневековья страна была объектом экспансии соседних держав (Эфиопии, Персии, Османской империи). Лишь в середине XVII в. имамам шиитской секты зейдитов удалось воссоздать йеменскую государственность. Тем не менее, независимость Йемена подверглась новым испытаниям: южноаравийский регион стал ареной борьбы Великобритании и Турции за раздел сфер влияния. Вооруженная интервенция этих государств и привела к разделу в начале XX в. Йемена на северную и южную части.
Хотя после 1-й мировой войны Северу Йемена удалось завоевать независимость, здесь утвердился реакционный режим теократической монархии. Юг страны до конца 60-х гг. оставался протекторатом Великобритании (г.Аден находился под управлением британских колониальных властей).
Процесс воссоединения искусственно разделенных свыше ста лет частей страны протекал в условиях напряженной политической борьбы патриотических и демократических движений с силами колониализма и реакции, достигшей наивысшего накала в 50-х - 80-х гг. XX столетия. На протяжении этих десятилетий йеменский народ боролся сначала за достижение независимости и установление демократического государственного строя в Северном и Южном Йемене, а затем за создание единого государства. Движущие силы и ход национально-освободительной борьбы, стратегия и тактика политических организаций, развитие договорного процесса по достижению йеменского единства - эти проблемы новейшей истории Йемена, как и многие другие, пока остаются практически неисследованными не только в силу их недавнего характера, но и, во многом, из-за сложной современной внутриполитической обстановки в стране.
Изучение событий недавнего прошлого Йемена важно не только для воссоздания истории страны, но и для исследования национально-освободительного движения в арабском мире, современного политического развития ближневосточных государств. Йемен -единственная арабская страна, которая решала задачу не только обретения национального суверенитета, но и воссоединения частей, имевших свою государственность и во многом различных по социально-экономическому укладу. Все это и придало специфику национально-освободительной борьбе йеменского народа, и сделало задачу изучения ее истории особенно актуальной.
Предметом исследования данной работы являются действия о патриотических и демократических организаций Йемена по достижению единства страны. В этом аспекте рассматривается практическая деятельность основных партий, организаций и движений Севера и Юга, анализируются их программные документы и формы сотрудничества. Особое внимание уделено важнейшим этапам переговорного процесса руководителей обоих йеменских государств, в ходе которого вырабатывались основные принципы и пути достижения единства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 50-х до конца 80-х гг. XX в. - наиболее важный в истории национально-освободительного и демократического движения Йемена. Именно в это время оно приобрело массовый характер и организационно оформилось. Значительные изменения произошли в его движущих силах в связи с формированием йеменского пролетариата. Тогда же многие вновь созданные национально-патриотические организации не только впервые выдвинули лозунг достижения единства страны, но и развернули активную борьбу за его реализацию. На эти годы приходятся революционные изменения в жизни йеменского общества, связанные с появлением двух независимых государств и их последующим объединением.
Вместе с тем, многие проблемы йеменской жизни, которые пришлось решать патриотическим силам, зародились задолго до рассматриваемого периода. Многовековую историю имеет и сама идея йеменского единства, да и начало борьбы за воссоединение страны относится к периоду после 1-й мировой войны. Поэтому отдельная, первая, глава диссертационного исследования посвящена предыстории и основным этапам раскола страны.
Цель исследования заключается в выявлении закономерностей и специфических особенностей процесса объединения Северного и Южного Йемена в единое государство, обусловленного развитием демократического патриотического движения в стране.
Задачи исследования:
- рассмотреть истоки освободительной борьбы йеменского народа, показать его внутреннее социокультурное единство - решающую причину стремления к воссоединению в рамках единого государства;
- проследить зарождение демократической идеологии в различных слоях йеменского общества, генезис основных демократических организаций;
- выявить идейные и организационные истоки национально-патриотического объединительного движения;
- выделить и охарактеризовать основные этапы в истории развития национально-патриотического объединительного движения;
- раскрыть социально-экономические и общественно-политические факторы, приведшие к объединению страны.
Методологическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма, предполагающий установление общих закономерностей развития и взаимосвязи процессов и явлений, позволил рассмотреть предмет исследования - деятельность патриотических и демократических движений в борьбе за объединение Йемена - в развитии и в тесной взаимосвязи с внутри- и внешнеполитическими процессами. Принцип научной объективности позволил проанализировать изучаемый предмет с учетом реалий политического и экономического характера. Основным структурообразующим принципом исследования стал проблемно-хронологический. При выполнении работы использованы и такие общеисторические методы, как историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический.
Источниковую базу диссертации составили документальные материалы четырех видов.
Во-первых, это программы, материалы съездов, манифесты и другие документы партий и организаций, в которых отражены предлагаемые пути достижения йеменского единства. Среди них программы первых патриотических организаций Йемена, таких как Организация борьбы
1 2 (1936 г.), Великая йеменская ассоциация (1944 г.), направленные против реакционного имамского режима и не ставившие в практической плоскости задачи достижения йеменского единства. Национальная Хартия
Национального фронта Южного Йемена (1965 г.), призывавшая к единой борьбе против имамата и колонизаторов, зафиксировала новое понимание проблемы йеменского единства, как первого шага к общеарабского единства.3 Важное значение имеют документы Патриотическодемократического фронта ЙАР4 и Объединенной политической организации Национальный фронт НДРЙ,5 отражающие политический
1 Бернамадж Хайат аль-нидал фи-кетаб саврат, 1948 г., аль-милад фа аль-масира фа-аль-муасират. - Бейрут, 1982
2 Канун Аль-джамиа аль-йамания аль-кобра фи-кетаб саврат // 1948 г., аль-милад фаль масира фаль-муасират. - Бейрут, 1982
3 Аль-Мисак аль-ватани лель джабха аль-кауменя ле-тахрир джанб аль-йаман аль-мухтал. - Аден, 1965
4 Аль-Барнамидж ас-сияси лель джиабха аль ватания аддимократийа фи аль-джумхурия аль-арабия аль-йамания. - (б.м.,б.г.)
5 Материалы объединенной политической организации Национальный Фронт Народной Демократической Республики Йемен. Аден, 11-13 октября 1975 г. -М.,1978 опыт широких патриотическо-демократических объединений. Особое место занимают программные документы Йеменской социалистической с* / . партии (ИСП) и Всеобщего народного конгресса (ВНК) , которые в 80-е годы определяли реальную политику по сближению и объединению Юга и Севера.
Во-вторых, для целей диссертационного исследования первостепенное значение имеют тексты государственных документов по проблеме йеменского единства, опубликованные в «Книге единого Йемена».8 В эту группу источников входят Конституция объединенного Йемена9 и тексты Трипольской декларации,10 Каирского,11 Кувейтского,12 Санского13 и Аденского14 соглашений - международно-правовых документов, зафиксировавших развитие переговорного процесса между ЙАР и НДРЙ по достижению объединения в единое государство.
6 Материалы I съезда Йеменской социалистической партии. Аден, 11-13 октября 1978 г. - М.,1979; Аль-Барнамидж ас-сияси лель хезб аль-эшитераки аль-йамани аль-мукар фи аль мутамар аль-амм аль-рабе ад-даура аль-оля 28-30 новамбер 1988 г. - Сана
7 Аль-Мисак аль-ватани лель мутамар аш-шаби аль-амм фи аль джмхурия аль-арабия аль-йамания. - Сана,1982
8 Кетаб Аль-йаман аль-вахед. - Сана, 1990
9 Аддестур аддаим лиль-джумхурия аль-рабиа аль-йаманиа. - Сана,1970; Везарат ат-ашоун аль-кануниа: дистур аль-джумхурия аль-йаманиа. - (б.м.), 1990; Дистур аль-джумхурия аль-муадал. - Сана, 1994
10 Насс-баян тарабулес фи кетаб аль-йаман аль-фахед. - Сана, 1990
11 Насс-эттефакет аль-кахера фи аль-харака аль-ватаниа фа аль-маламих аль-муххадида лель-вехда. - (б.м.,б.г.)
19
Насс эттевакет аль-кувейт фи кетаб аль-йаман аль-вахед. - Сана, 1990
1 ^
Насс эттивак Сана фи // Халед Мухамед аль-Касым. Эттефак, Сана, массар джадид фи тарык аль-вехда аль-йамания. Ашарика,1990
14 Насс-этивак лика кэммет адан фи кетаб аль-йаман аль-вахед. - Сана, 1980
В-третьих, полноценными источниками служат труды непосредственных участников национально-освободительного движения, руководителей политических организаций и их мемуары. Дело в том, что в них содержится не только ценные фактические сведения, но и тексты нигде больше не публиковавшихся документов.
Абдель Фаттах Исмаил, генеральный секретарь Объединенной политической организации Национальный фронт и основатель ЙСП, обобщил опыт йеменского революционного движения, показав роль народных масс и значение демократических политических организаций в завоевании независимости Южного Йемена.15
Другому известному йеменскому политику Джаралла Омару принадлежит книга «Исторические ценности. Битва-блокада 70 дней» о гражданской войне в Северном Йемене,16 а также аналитический документ «Важность и место политического плюрализма в рамках политических реформ» (1988 г.), сыгравший поистине революционную роль в реформировании ЙСП и демократизации политического строя НДРЙ.17
Деятельность Национального фронта во взаимодействии с другими патриотическими силами детально освещена Султаном Ахмедом Омаром, одним из руководителей этой организации (с 1966 г. по 1968 г.), ставшим затем генеральным секретарем Революционно-демократической
Абдель Фаттах Исмаил. Об опыте народной революции в Демократическом Йемене. - М.,1978
16 Джаралла Омар. Аль киема аттарихия ле маракат хисар ас-сабин йаоман. -Сана, 1985
17 Джаралла Омар. Ахамийат фамаука ат-та адодийа аль-сиасия ви зау аль-ислах аль-сиаси фаль эктисади ужахат назар муаджаха ила аль-амин аль-амм лель лейджна аль-марказия лель-хезб аль-эштераки аль-йамани. - Аден, 1988 партии Северного Йемена (в 1967-1979 гг.), председателем Патриотического демократического фронта ИАР (с 1976 г. до 1986 г.).18
Ценные факты о роли армии в революционном процессе в период с 1919 г. по 1969 г. опубликовал Наги Али Аль-Ашвал, один из основателей организации «Свободные офицеры» и участник революции 26 сентября 1962 г.19
Огромное число партийных документов, манифестов и материалов из периодических изданий Национального фронта представлено в книге Мухамеда Сайда Абдулы (Мохсена) об истории вооруженной борьбы против английских колонизаторов на юге страны.20
Документальные и информационные материалы о йеменских патриотических движениях, действовавших в период от революции 1962 г. по объединения страны собрал в своей книге Сайд Аль Джанахи,
Л 1 известный журналист и участник революционных событий.
В-четвертых, важную информацию по исследуемой теме содержат периодические издания Йемена, прежде всего пресса ЙСП.
Историография проблемы. Многовековая история освободительной борьбы йеменского народа против завоевателей и колонизаторов нашла довольно полное отражение в современной историографии, прежде всего в трудах историков Советского Союза и Йемена.
18 Султан Ахмед Омар. Назра фи татаввур аль-муджтама аль-йамани. - Бейрут,1970
19 Наги Али аль-Ашвал. Аль-джайш фал-харака аль-ватания фи аль-йаман 1919-1969 гг. дираса тарихиа аскориийа сиасийа тоба санийа. - Сана, 1988
20 Мухамед Сайд Абдула (Мохсен). Адан кеваха шаб фа хазимат имбиратория. -Бейрут, 1989
21 Сайд Ахмед Аль-Джанахи. Аль-харака аль-ватания аль-йамания мин ассаура ила аль-вехда. - Сана, 1992
Так, М.Б.Пиотровский в фундаментальной монографии детально исследовал социально-экономическое развитие йеменского общества в раннем средневековье, уделив большое внимание межрелигиозным
22 конфликтам и борьбе течений ислама (исмаилизм, зейдизм, суннизм). Автором хорошо показан процесс складывания йеменского этнокультурного сознания.
Политическая ситуация в Йемене в период османского завоевания и история борьбы йеменского народа против турецкого ига освещена в работе Г.Г.Удаловой.23 Работы этих исследователей внесли существенный вклад в понимание особенностей социально-экономического и политического развития Южной Аравии, которые уже в новейшее время во многом предопределили специфику национально-освободительного движения Йемена.
Победа революций в Северном и Южном Йемене, провозглашение руководством НДРЙ социалистического пути развития имели следствием и то обстоятельство, что целый ряд советских историков обратился к проблематике новейшей истории Йемена. Естественно, наибольший интерес вызывали 60 - 70-е гг. XX в. - период впечатляющих побед национально-освободительного движения на арабском Востоке.
Существование на территории Йемена двух независимых государств определило особенность исследовательских подходов советских историков: как правило, они занимались изучением исторических проблем или Севера, или Юга страны.
Так, Е.К.Голубовская посвятила две монографии политической истории Северного Йемена. В первой из них, вышедшей в 1971 г., она
22 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. - М.,1985
23 Удалова Г.Г. Йемен в период первого османского завоевания (1538-1635 гг.). -М.,1988 детально анализирует социально-экономическую ситуацию и развитие оппозиционного движения в Йеменском королевстве накануне свержения имамского режима.24 Большое внимание в этой работе уделено деятельности первых политических организаций, таких как организация Свободных йеменцев, Партия союза народных сил, Организация свободных офицеров, Движение арабских националистов, Партия Баас и насеристы. Вторая монография Е.К.Голубовской посвящена политической истории ИАР в период с 1962 по 1985 гг.25 В ней рассматривается ход борьбы патриотических сил в защиту завоеваний революции. Подробно проанализирована деятельность Движения арабских националистов, партии Баас, Союза йеменской демократической молодежи, Организации народного сопротивления и др. при защите столицы в 1967-1968 гг. При рассмотрении событий внутриполитической жизни страны после окончания гражданской войны Е.К.Голубовская большое внимание уделяет процессу формирования ведущих партий: Революционно-демократической йеменской партии, Народной партии авангарда и Йеменской партии труда. Характеризуя программы партий и организаций, автор в ряде случаев отмечает их отношение к проблеме йеменского единства, впрочем, не акцентируя на этом специально внимания.
Начальный период освободительной борьбы йеменского народа, связанный с противостоянием зейдитского имамата и Турецкой империи до начала 1-й мировой войны, рассмотрен Л.Н.Котловым при
24 Голубовская Е.К. Революция 1962 г. в Йемене. - М.,1971
25 Голубовская Е.К. Политической развитие Йеменской Арабской Республики. 19621985 гг. -М., 1989 исследовании процесса становления национально-освободительного
26 движения на Арабском Востоке.
Более представительна историография новейшей истории Южного Йемена.
Характеристика политики Великобритании в Южной Аравии дана Л.В.Вальковой, показавшей широкий спектр мер, применявшихся колониальной администрацией для сохранения британского владычества:
97 от вооруженного давления до создания «федерации».
Известный арабист В.В.Наумкин посвятил специальную монографию, изданную в 1980 г., истории национальноw освободительного движения в Южном Йемене начиная с оккупации Адена английскими колонизаторами и до событий конца 1960-х гг. Автор исследует историю создания и деятельность Национального фронта, ход политической борьбы между различными течениями внутри этой организации, развитие идеологических концепций. Благодаря обширности привлеченных материалов и глубине их анализа, монография В.В.Наумкина относится к числу основных российских исследований по истории йеменского национально-освободительного движения.
Несколько ранее историей Национального фронта занимался
29
А.С.Гуськов. Можно назвать также ряд исследований, посвященных экономике и политическому строю НДРИ.
26 Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (середина XIX в. - 1908 г.). - М.,1975; он же. Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии. 1908 - 1914 гг.). - М., 1986
Валькова J1.B. Английская колониальная политика в Адене и аденских протекторатах. - М.,1968
28 Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию. - М.,1980
29 Гуськов А.С. Национальный фронт демократического Йемена. - М.,1979
Среди исследований советских историков выделяется монография О.Г.Герасимова, в которой детально проанализировано развитие революционных событий в 1962-1975 гг. и борьба патриотического движения в йеменском регионе в целом.31 Автор показал, что революция 26 сентября 1962 г., совершенная Организацией свободных офицеров на Севере страны, столкнулась с самого начала с множеством проблем: гражданской войной, враждебной арабской реакцией, поддерживавшей свергнутый монархический режим. В монографии также отражен ход вооруженной борьбы за независимость на юге страны под руководством Национального фронта, идеологическое развитие этой организации и углубление ее роли в обществе.
После выхода в свет указанных монографических исследований стало возможным создание общего очерка новейшей истории Йемена. Такая коллективная монография, опубликованная в 1984 г., подводила итог изучения йеменской истории 1917-1982 гг.32 Помимо анализа национально-освободительной борьбы, внутриполитического развития ИАР и НДРЙ, их международных контактов, в монографии нашли отражение и первые практические шаги, предпринятые руководством Севера и Юга для достижения единства страны.
Особо следует выделить изданную в 1988 г. коллективную монографию, фактически подводившую итог многолетним исследованиям советской ориенталистики новейшей истории арабских стран Азии. В
30 Александров И.А. Народная Демократическая Республика Йемен. - М.,1976; Асадов И.А. Народная демократическая республика Йемен (НДРЙ). (социально-политическое развитие 60-70 гг.) - Баку,1991; Воробьев В.П. Политическая и государственная система Народной Демократической Республики Йемен. - М.,1978
31 Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975 гг. - М.,1979
32 Новейшая история Йемена 1917-1982 гг. - М.,1984
33 Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. - М.,1988 этой книге Е.К.Голубовской и В.В.Наумкиным написаны очерки истории ЙАР и НДРЙ 1917-1985 гг., охарактеризованы их взаимоотношения и поиски путей объединения. Ценно то, что история йеменских государств вписана в контекст исторического развития всего Арабского Востока, история йеменской освободительной борьбы рассматривается во взаимосвязи с развитием арабского национально-освободительного движения.
Для исследований советского периода характерна оценка событий йеменской истории с точки зрения развития классовой борьбы. Поэтому главное внимание уделялось изучению социально-экономической базы и ходу революционных процессов, политической борьбе и преобразованиям в социальной и экономической сферах жизни. Проблема достижения йеменского единства имела в значительной мере надклассовый характер и поэтому не изучалась специально. К сожалению, и в современной российской историографии до настоящего времени не появилось исследований по этой проблематике.
События освободительной борьбы йеменского народа, история социально-экономического и политического развития страны в последние десятилетия составляют предмет исследования и многих арабских, прежде всего йеменских, авторов - историков и публицистов.
Известный йеменский исследователь Султан Наги опубликовал монографию «Военная история Йемена в 1839-1967 гг.»,34 в основном посвященную истории борьбы против английских колонизаторов, начальному периоду революции на Севере страны и завоеванию независимости Юга.
34 Султан Наги. Аттарих аль-аскари фи аль-йаман 1839-1967 гг. аль-тоба ассания. -Бейрут,1985
Методы борьбы йеменского народа против имамата и английских колонизаторов показаны в книге «Республиканский Йемен» известного дг йеменского писателя и поэта Абдулы Аль-Парадуни.
Колониальная политика Англии в Йемене и регионе Красного моря послужила предметом исследования египетского историка Фарука Османа Абазы. Его монография «Аден и политика Англии в регионе Красного моря в 1839-1918 гг.» основана на дипломатических архивных материалах, трудах английских военных.
Арабский журналист Шакер Аль-Джавхари, хорошо знакомый с политическими проблемами Йемена, подготовил специальную работу «Политическая борьба в Адене», посвященную борьбе Национального Фронта за независимость, против реакционных сил на Юге страны.37 Автор проанализировал взаимоотношения разных течений внутри самого Фронта, а затем внутри Йеменской социалистической партии, показал причины кровавых конфликтов между этими течениями.
Обстоятельный очерк истории социалистических партий в Йемене
38 опубликовал Али Мухамед Аль-Сарари.
Ряд специальных работ, посвященных патриотическим йеменским движениям, непосредственно касаются рассматриваемой нами темы. Так, в книге Мухаммеда Али Апь-Шахари «Споры вокруг йеменской о 39 революции и единства Йемена. Роль Абдулы Базибба» сопоставлены
35 Абдула Аль-Парадуни. Аль-йаман аль-джамхури аль-тоба аль-рабиа. - БейрутД 994
36 Фарук Осман Абаза. Адан вассияса аль-перейтания фи аль-бахр аль-ахмар 1839 — 1918 гг.-Кахера, 1987
37 Шакер аль-Джавхари. Аль-сыра фи адан. - Кахра,1992
38 Али Мухемед Аль Сарари. Ал хезб аль-эштерраки аль-йамени (нубза таррихия). -Сана, 1998
39 Мухамед Али аль-Шихари. Джадал хаул аль-савра фаль-вехда аль-йамания ва даур абдулла базиб. - Каир, 1990 программные установки основных политических объединений по достижению единства страны. Этот вопрос подробно рассматривается и в статьях Салеха Али-Пасера «Понимание йеменского единства в документах некоторых партий и политических организаций в Йемене»40 и Абдул Васаси Касыма «Йеменское единство: противоречия и сходство» 41 Указанные работы содержат довольно значительный фактический материал, однако их авторы в основном пересказывают ход событий, как правило, без анализа их глубинных причин и последствий. Специального целостного исследования, посвященного истории борьбы патриотического и демократического движения Йемена за единство страны, в арабской историографии пока появилось.
Англоязычная литература, касающаяся Йемена, в основном, посвящена истории английской колонизации Южной Аравии, методам управления колонией. Причем, политика Великобритании в отношении Йемена рассматривается односторонне с апологетических позиций. Национально-освободительная борьба йеменского народа английскими авторами или не анализируется, или показывается крайне тенденциозно лишь как результат влияния международного националистического либо коммунистического движения. К числу таких работ относятся книги Р.Гэвина,42 Дж.Кинга,43 Э.Макро 44
В некоторой степени исключением является книга американского журналиста Т.Литтла, имеющую определенную антиколониальную
40 Салех Али Пасера. Мавхум аль-вехда аль-йаманиа фи-васаик баз аль-ахзаб валь-танзимат аль-сиасиа аль-йамания, 1945-1972 гг.// Кадайа аль аср 4,5. - Аден, 1990
41 Абдель Васе Касим. Аль вехда бейн аль танакоз фа аттамасоль // Кадайя аль аср, аль адад 12. - Аден, 1989
42 Gavin R.T. Aden under British Rule 1939-1967. - L.,1975
43 King G. Imperial Outpost - its Place in British Strategic Polity. - L.;N.-Y.;Toronto, 1964
44 Macro E. Yemen and the Western World, 1571-1964. - L.,1968 направленность.45 Автор не только разоблачает порочные методы английского колониального управления, но и показывает объективные предпосылки освободительной борьбы йеменского народа, связанной с тенденциями общемирового масштаба (развал колониальной системы).
Таким образом, история освободительной борьбы йеменского народа рассмотрена в целом ряде специальных работ советских и арабских историков и общественных деятелей. Однако исследователи, как правило, затрагивали лишь отдельные аспекты развития национально-освободительного движения, рассматривая их зачастую обособленно в Северном и Южном Йемене. Целостной картины становления единого о патриотическо-демократического движения Йемена в борьбе за объединение страны ни в советско-российской, ни в арабской, ни в англоамериканской историографии пока не создано.
Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первую попытку целостного исследования борьбы патриотических и демократических движений Йемена за государственное единство. На основе комплексного анализа доступных источников дана социальная и идеологическая характеристика основных партий и организаций, показан их реальный вклад в объединение страны.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по новейшей истории Йемена и всего арабского Востока, при подготовке лекционных и специальных курсов в учебных заведениях. Определенное значение они имеют и для современной внутриполитической жизни Йемена.
Для Йеменской Республики весьма актуальны такие задачи государственного строительства как расширение демократизации общественной жизни, совершенствование структуры и принципов работы
45 Little Т. South Arabia - Arena of Conflict. - L.,1968 органов власти. Подходы к решению этих задач во многом и были наработаны йеменским патриотическим движением в ходе борьбы за воссоединение страны, в процессе создания на демократической основе широких политических коалиций.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах на ежегодных научных конференциях исторического факультета Воронежского государственного университета (1999-2001 гг.), в двух статьях.
Основные положения, выносимые на защиту:
Проблема йеменского единства уходит своими корнями в глубокую древность, в историю мелких и централизованных государств Южной Аравии. Самосознание йеменского народа, осознание им своего единства, формировалось в эпоху средневековья, после распространения ислама. Однако события политической истории Йемена надолго закрепили его раздробленность и зависимость. Разделение страны на две части в начале XX в. связано с колонизаторской политикой Великобритании и Турции.
Объединительное движение в Йемене началось после первой мировой войны и прошло в своем развитии четыре этапа. Объединение страны не могло быть осуществлено в 20-30-х гг. полуфеодальным имамским режимом Северного Йемена. Этой цели смогло достичь широкое национально-освободительное движение, возглавленное патриотическо-демократическими организациями.
В силу искусственного разделения страны развитие национально-освободительного движения в Йемене имело свои особенности: сначала оно добивалось независимости Севера и Юга. Однако уже на втором этапе (конец 40-х - конец 60-х гг.) зарождается идея йеменского единства (первоначально в рамках общеарабского единства). Лишь после обретения независимости обеими частями страны начинаются новые этапы освободительной борьбы, связанные с деятельностью в 70-80-х гг. демократических и патриотических организаций на Юге и Севере. Причем реализация задачи воссоединения стала возможной лишь после создания широких коалиций патриотических сил на демократической о основе (Йеменская социалистическая партия, Всеобщий народный конгресс).
Структура диссертации выбрана в соответствии с ее целями и задачами. Во введении, помимо обоснования актуальности темы, приведен краткий очерк историографии исследуемой проблемы.
Первая глава посвящена начальным этапам йеменской истории. В ней рассмотрен процесс создания единого централизованного государства в эпоху средневековья, причины и этапы его раскола. Показано значение колонизаторской политики Англии и Турции в искусственном разделе страны на две части. Проанализирован начальный период борьбы йеменского народа за независимость родины.
Во второй главе исследуется деятельность политических организаций и партий в Йемене в 50-х - начале 70-х гг., накануне и в ходе революций, приведших к провозглашению республики на Севере и завоеванию независимости на Юге Йемена. Программы и политика партий и организаций рассматриваются сквозь призму проблемы йеменского единства. Показано как в демократическо-патриотическом движении зародилась и развивалась идея воссоединения обеих частей страны, ее социально-политические основы. Исследуется начальный период взаимоотношений двух независимых йеменских государств, прошедших долгий путь от конфронтации к объединению.
Третья глава, главным образом, посвящена анализу политики Йеменской социалистической партии и Всеобщего народного конгресса по преодолению раскола страны. Здесь рассмотрен сложный процесс
22 дипломатических контактов руководства Северного и Южного Йемена, завершившихся воссоединением страны.
Заключение содержит основные положения и выводы диссертационного исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Патриотические и демократические движения Йемена в борьбе за объединение страны, 50 - 80-е гг. ХХ в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объединение Йемена 22 мая 1990 г. и создание нового государства, взявшего курс на демократизацию общества и развитие политического плюрализма, явилось закономерным результатом социально-экономических и политических процессов, происходивших в йеменском обществе в течение нескольких десятилетий.
Зарождение единого йеменского государства относится к временам Химйаритского царства (IV-V вв.). Неблагоприятные внешнеполитические факторы (экспансия Персии, Османской империи) в эпоху средневековья препятствовали возникновению независимого йеменского государства. Однако уже тогда определились две тенденции политического развития Йемена, характерные для всей его средневековой и новой истории, - это стремление к объединению страны и региональный сепаратизм местных правителей. Первая из отмеченных тенденций получила и свое идеологическое обоснование в виде особого йеменского этнокультурного самосознания - «химйаритского патриотизма».
Лишь в середине XVIII в. территория Йемена была объединена под властью зейдитских имамов. Однако колонизаторская политика о
Великобритании и Турции привела к расколу Йемена в начале XX в. на две части - северную и южную, находившиеся соответственно под управлением турецких и английских властей.
После первой мировой войны, принесшей поражение Турции, инициативу по восстановлению независимого единого Йемена взял на себя зейдитский имамат. Освободительное движение на Севере привело к образованию независимого Йеменского (Мутаваккильского) королевства. Имам Яхья предпринимал усилия и по освобождению южных районов. По своей социально-политической сущности это была антиколониальная освободительная война, в ходе которой традиционалистские силы вели вооруженную борьбу против колонизаторов.
События 1918-1934 гг. составили первый этап борьбы йеменского народа за объединение страны. Однако осуществить эту цель тогда было невозможно в силу вполне объективных причин.
Мутаваккильское королевство представляло собой отсталое в социально-экономическом плане государство, которое в военном отношении было гораздо слабее Великобритании. Само государство не отличалось политической стабильностью. Отдельные входившие в него регионы были слабо связаны экономически. Задача завоевания независимости Южного Йемена, создания единого государства могла быть решена с расширением социальной основы национально-освободительного движения, вовлечением в его ряды широких народных масс.
Внутренне положение имамата в 30-40-е годы характеризуется дальнейшим ухудшением ситуации: пережитки средневековых отношений, политика самоизоляции страны тормозили ее социально-экономическое развитие.
В 30-40-х гг.ХХ в. открыто проявляет себя оппозиционное правящему режиму движение. С возникновением в конце 40-х годов первых политических организаций начинается второй этап йеменского объединительного движения, продолжавшийся до конца 60-х гг .
Возобновление объединительного движения после окончания второй мировой войны было связано с развитием национально-освободительной борьбы в арабских странах. Однако если на первом этапе во главе движения стояли традиционалистские силы, группировавшиеся вокруг имама, то теперь его основу составили широкие народные массы, прежде всего мелкобуржуазные слои и формирующийся пролетариат.
Главным содержанием второго этапа, было становление и развитие широкой оппозиции, противостоящей имамату на Севере и колониальным властям на Юге. Искусственное политическое расчленение страны, неравномерность социально-экономического развития ее частей, обусловили специфику движения, также разделенного на две части, хотя и действовавшие в тесном контакте. Однако в главном содержание и цели патриотического движения на Севере и Юге были схожи.
На втором этапе происходило становление оппозиционных политических организаций патриотическо-демократического характера, вступивших в борьбу против имамского режима и английских колонизаторов и добившихся в результате национально-освободительных революций создания независимых республик в Северном и Южном Йемене.
Идея йеменского единства после второй мировой войны прошла две стадии своего развития: первоначально она использовалась патриотическо-демократической оппозицией для просвещения общества и пропаганды своих идеологических установок, а с середины 50-х годов стала лозунгом практической борьбы. Первым среди политических организаций о единстве Севера и Юга заявил в 1955 г. Объединенный патриотический фронт, а в качестве лозунга борьбы идею йеменского единства провозгласило рабочее движение.
Правда, в силу преобладания националистических элементов (партия Баас, Движения арабских националистов и насеристов) в освободительном движении до конца 60-х годов идея воссоединения йеменского народа носила, в целом, несколько отвлеченный характер и рассматривалась как промежуточная ступень на пути к общеарабскому единству. Однако уже в начале 60-х гг. марксистский Народно-демократический союз провозгласил необходимость объединения страны на демократической основе, предполагающей ликвидацию имамского режима на Севере и колониальной зависимости на Юге.
В 1962 г. антимонархическая революция в Северном Йемене, осуществленная радикально-настроенными офицерами, приводит к созданию Йеменской Арабской Республики (ИАР). На Юге в 1963 г. патриотические силы, объединившиеся в Национальный фронт, начали национально-освободительную революцию. В 1967 г. британские колонизаторы были изгнаны из Южного Йемена, где возникает независимое государство - Народно-Демократическая Республика Йемен (НДРЙ).
После решения первоочередных задач защиты республиканского режима, государственного строительства на Севере и Юге проблема создания единого Йемена приобрела качественно иное звучание. В начале 70-х годов из достаточно абстрактной цели патриотического движения она превратилась в задачу государственной политики, стала предметом межгосударственных отношений, что явилось основным содержанием уже следующих этапов объединительного движения. Именно это обстоятельство определяло, в основном, развитие объединительного движения в 70 - 80-е годы XX в. Однако этот процесс был неоднороден по своему содержанию.
В 70-е годы, которые можно выделить в третий этап развития объединительного движения, происходило становление межгосударственных отношений по вопросу единства. Неудачная попытка в 1972 г. решить проблему силовым путем заставила руководство ИАР начать переговорный процесс с НДРЙ об объединении, активно поддержанный всеми патриотическими и демократическими организациями Севера и Юга. Однако переговоры не привели к реальному продвижению к единству. Причиной являлось различие социально-экономических укладов двух государств - «капиталистической» ЙАР и «социалистической» НДРИ, а также ограничение демократии на Севере и Юге. В ИАР была полностью запрещена деятельность политических партий, в НДРЙ сложилась однопартийная система. В такой ситуации демократическо-патриотическое движение было ограничено в средствах давления на органы государственной власти с целью ускорить процесс сближения Севера и Юга.
Четвертый этап, охватывающий 80-е годы, привел к завершению борьбы патриотических сил йеменского народа за создание единого государства. Главным содержанием этого этапа явились существенные изменения во внутриполитической обстановке НДРЙ и ИАР. Правящая в Южном Йемене социалистическая партия, объединившая в 1978 г. передовую часть патриотического движения, после кризиса середины 80-х годов сумела выработать новый курс на либерализацию экономической и политической жизни общества. В стране допускалась многопартийность, получили развитие элементы рыночной экономики частнокапиталистическое предпринимательство. В Северном Йемене власти пошли на определенную демократизацию общественной жизни, выразившуюся в создании нового законодательного органа - Всеобщего народного конгресса, либеральное крыло которого представляло патриотические силы.
Именно Йеменская социалистическая партия и Всеобщий народный конгресс, опиравшиеся на широкое патриотическо-демократическое движение и выражавшие волю йеменского народа, выработали новые подходы к переговорному процессу, что и дало возможность на
141 демократической основе объединить в 1990 г. ИАР и НДРЙ в единую Йеменскую Республику.
Создание Йеменской Республики стало закономерным итогом многолетней борьбы патриотических сил против искусственного разделения страны, за создание единого демократического государства. Опыт патриотического движения, сумевшего в ходе создания широких коалиций и блоков выработать основные принципы демократического объединения, важен и для современного государственного строительства, поскольку для Йемена актуальными являются такие задачи как расширение демократизации общественной жизни, совершенствование структуры и принципов работы органов власти.
Список научной литературыАль Сафари Наги Яхья Муслех, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Источники (на русск.яз.)
2. Критический анализ опыта революции Народной Демократической Республики Йемен в 1978-1986 гг. Аден, 1989. - 107 с.
3. Материалы объединенной политической организации Национальный Фронт Народной Демократической Республики Йемен. Аден, 11-13 октября 1975 г. М.,1978. - 204 с.
4. Материалы I съезда Йеменской социалистической партии. Аден, 11-13 октября 1978 г. М.,1979. - 278 с.2. Источники (на араб.яз.)
5. Абдалла Баазиб. Китабат мухтара. Бейрут;Аден,1978. - Т.2. - 264 с.
6. Аддестур аддаим лиль-джумхурия аль-рабиа аль-йаманиа. Сана, 1970. -50 с.
7. Аль-Барнамидж ас-сияси лель джиабха аль ватания аддимократийа фи аль-джумхурия аль-арабия аль-йамания. (б.м.,б.г.). - 39 с.
8. Аль-Барнамидж ас-сияси лель хезб аль-эшитераки аль-йамани аль-мукар фи аль мутамар аль-амм аль-рабе ад-даура аль-оля 28-30 новамбер 1998 г. Сана, 1998. - 47 с.
9. Аль-Бернамидж ас-сияси лель танзим атасхих аш-шаби Аннасери. -(б.м.,б.г.). -47 с.
10. Аль-Барнамидж аль-сияси лель хезб аннасери аддимакрати фи аль-йаман. (б.м.,б.г.). - 119 с.
11. Аль-ладжна аль-марказия ли итехад ашаб аддимократи: моктрах ила аль-джабха аль-каумия атна аль-мухадасат мин аджл вехдет аль-амал аль-ватани новамберг 1974.
12. Аль-Мисак аль-ватани лель джабха аль-кауменя ле-тахрир джанб аль-йаман аль-мухтал. Аден, 1965. - 106 с.
13. Аль-Мисак аль-ватани лель джабха аль-кауменя аль-мукар фи аль-мутамар аль-ауал. 1965. - 104 с.
14. Аль-Мисак аль-ватани аль мукаддас ли саурат, 1948, фи кетаб саурат, 1948., аль-милад валь-масира валь-муасират. Бейрут, 1982. -571 с.
15. Аль-Мисак аль-ватани лель мутамар аш-шаби аль-амм фи аль джмхурия аль-арабия аль-йамания. Сана, 1982. - 142с.
16. Аль-Мутамар аль-эстеснаи лель-хезб аль-эштераки аль-йамани. -Бейрут, 1980. 466 с.
17. Аль-низам адахили лель-хезб аль-эшитераки аль-йамани аль-мукар фи аль-мутамар аль-амм аррабе аддавра аль-овля 28-30 новамбер. -Сана, 1988. 30 с.
18. Аль-Такрир Аль-сиаси Аль-мукадам ила Аль-Мутамар Аль-амм Аль-Рабе лель хезб аль-шитераки аль-йамани аль-даура аль-оля 28-30 новембер. Сана, 1998. - 30 с.
19. Аль-Харака аль-ватания аль-йамания вал-маламех аль-мухаддида лель-вехда фи итевакеят. Аль-Кахера. 31 с.
20. Аттакрир ас-сиаси аль-мокадам ила аль-мутар ар-раба лель хизб аль-иштераки аль-йамани. Сана, 1998. - 50 с.
21. Баян рагам вахед мин аль-лейджна аттанзимия ле-мутамар ат-талаба аль-йаманин фи-маср, 1956 г., фи аль-вехда аль-йамания ис-дар эттехад аль удаба фаль-кутаб аль-йаманин. -Аль-Иаман,1988. С. 122-224
22. Баян мин аль-джабха аль-каумиа ли-химайад аль-вехда аль-ватаниа фи аль-йаман 1964. - 14 с.
23. Бернамадж ат-танзым ас-сиясий аль-джабха аль-каумия. Аден, 1972.
24. Бернамадж хайат аль-нидал фи-кетаб саврат, 1948 г., аль-милад фа аль-масира фа-аль-муасират. Бейрут, 1982. - 571 с.
25. Везарат ат-ашоун аль-кануниа: дистур аль-джумхурия аль-йаманиа. -(б.м.), 1990.-70 с.
26. Ви аль-зикра аль-ашера ле-саврат, 26 септамбар аль-маджида. (б.м.,б.г.). -5 с.
27. Джаралла Омар. Аль киема аттарихия ле маракат хисар ас-сабин йаоман. Сана, 1985. - 200 с.
28. Джаралла Омар. Ахамийат фамаука ат-та адодийа аль-сиасия ви зау аль-ислах аль-сиаси фаль эктисади ужахат назар муаджаха ила аль-амин аль-амм лель лейджна аль-марказия лель-хезб аль-эштераки аль-йамани. Аден, 1988. - 26 с.
29. Джаралла Омар. Фи джадалят аль-вехда ва адимократиа // Кадая аль-аср адад 12. 1989. С.11-29
30. Джаралла Омар. Абаад аль-азма аррахина фа масир аль ватан музекира муаджаха ила ада аль-мактаб ас-сиаси фа аль-лайджна аль-марказия лель хезб аль-эштераки аль-йамани фи 30 марс, 1994. (б.м.). - 82 с.
31. Дистур аль-джумхурия аль-йамания аль-муадал. Сана, 1994. - 74с.
32. Канун Аль-джамиа аль-йамания аль-кобра фи-кетаб саврат // 1948 г., аль-милад фаль масира фаль-муасират. Бейрут, 1982. - 571 с.
33. Кетаб Аль-йаман аль-вахед. Сана, 1990. - 421 с.
34. Машру бернамадж аль-сиаси лель-хезб аль-шитераки аль-йамани. -(б.м.).,1981. 61 с.
35. Мухамед Сайд Абдула (Мохсен). Адан кеваха шаб фа хазимат имбиратория. Бейрут, 1989. - 430 с.
36. Наги Али Аль-Ашвал. Аль-джайш фал-харака аль-ватания фи аль-йаман 1919-1969 гг. дираса тарихиа аскориийа сиасийа тоба санийа. -Сана,1988. 346 с.
37. Насс-эттефакет аль-кахера фи аль-харака аль-ватаниа фа аль-маламих аль-муххадида лель-вехда. (б.м.,б.г.). - 31 с.
38. Насс-баян тарабулес фи кетаб аль-йаман аль-фахед. Сана, 1990. - 421 с.
39. Насс эттевакет аль-кувейт фи кетаб аль-йаман аль-вахед. Сана, 1990. -421 с.
40. Насс эттивак Сана фи // Халед Мухамед аль-Касым. Эттефак, Сана, массар джадид фи тарык аль-вехда аль-йамания. Ашарика,1990. 352 с.
41. Насс-этивак лика кэммет адан фи кетаб аль-йаман аль-вахед. Сана, 1980. -421 с.
42. Ресала ила адда аль-мактаб аль-сиаси лель-джабха аль-каумийа мин аль-ладжна аль-марказия ле-эттехад аль-шаби аль-демократи. -(б.м.),1972. 8 с.
43. Сайд Ахмед Аль-Джанахи. Аль-харака аль-ватания аль-йамания мин ассаура ила аль-вехда. Сана, 1992. - 809 с.
44. Сайд Ахмед Аль-Джанахи. Аль-педаят аль-ула ли саурат 14 октобар // Анадуа аль-ватания лиль саура аль-йаманиа 14 октобар. -Сана, 1993. С.65-78
45. Султан Ахмед Омар. Назра фи татаввур аль-муджтама аль-йамани. -Бейрут, 1970. 281 с.
46. Такрир лейджнат муназамат ас-салави хауль аль-хивар маа аль-джабха аль-каумия хауль-вехдат аль-амаль аль-ватани ад демократа, 31.12.1972.-(б.м.).-6 с.
47. Хизб ал-амаль аль-йамани. Мин такрир аль-ляджна аль-марказия иля аль-маджлис аль-хизби аль-амм аль-авваль. (б.м.), 1976. - 56 с.
48. Хизб аль-вахда аш-шаабия аль-йамания фи джумхурия аль-арабия аль-йамания. Аль-Барнамидж ас-сияси. (б.м.,б.г.). - С.3-683. Литература (на русск.яз.)
49. Абдалла аль-Хамери. НДРЙ: историческое значение «исправительного движения» // Азия и Африка сегодня. 1979. - № 9. - С. 22-36
50. Абдель Фаттах Исмаил. Об опыте народной революции в демократическом Йемене. М.,1978. - 87 с.
51. Александров И.А. Народная Демократическая Республика Йемен. -М.,1976.- 134 с.
52. Асадов И.А. Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ). (социально-политическое развитие 60-70 гг.) Баку, 1991. - 112 с.
53. Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции (некоторые вопросы теории). М.,1974. - 552 с.
54. Валькова JI.B. Английская колониальная политика в Адене и аденских протекторатах. М.,1968. - 210 с.
55. Валькова JI. НДРЙ. Революция крепнет в борьбе // Азия и Африка сегодня. 1988. -№ 3. - С. 14-17
56. Воробьев В.П. Политическая и государственная система Народной Демократической Республики Йемен. М.,1978. - 168 с.
57. Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975 гг. М.,1979. - 224 с.
58. Голубовская Е.К. Политической развитие Йеменской Арабской Республики. 1962-1985 гг. -М., 1989. 278 с.
59. Голубовская Е.К. Революция 1962 г. в Йемене. М.,1971. - 205 с.
60. Голубовская Е.К. Экономическое развитие ИАР // Народы Азии и Африки. 1964. - № 4. - С.22-30
61. Гуськов А.С. Национальный фронт демократического Йемена. М.Д979. - 146 с.
62. Гуськов А.С. Демократический Йемен: 20 лет революции. М.,1983- 69с.
63. Демченко П. Арабский Восток. Некоторые проблемы политического развития // Азия и Африка сегодня. 1977. - № 10. - С. 14-32
64. Котлов J1.H. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (середина XIX в. 1908 г.). - М.,1975. - 324 с.
65. Котлов JI.H. Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии. 1908 1914 гг.). - М.,1986. - 376 с.
66. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М.,1988. - 224 с.
67. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX-XX вв. М.,1993. - 245 с.
68. Наги Яхья Муслех Альсафари. Йемен: от централизованного государства до раскола (по материалам новейших арабских исследований) // Россия в контексте мировой истории. —Воронеж,2000. С. 125-130
69. Наумкин В.В. Национальный Фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию. М.,1980. - 278 с.
70. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М.,1988. - 640 с.
71. Новейшая история Йемена 1917-1982 гг. М.,1984. - 228 с.
72. Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М.,1985. -223 с.
73. Сейф Саиль Халед. Демократический Йемен. Революция: истоки, задачи, свершения // Азия и Африка сегодня. 1983. - № 10. - С.20-23
74. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М.,1975. - 384 с.
75. Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М.,1977. - 432 с.
76. Удалова Г.М. Йемен в период первого османского завоевания (1538-1635).-М.,1988. 198 с.
77. Чистяков А. НДРИ: становление национальной экономики // Азия и
78. Африка сегодня. 1979. - № 11. - С. 17-19 Шин А. Южный Йемен: этапы революции // Азия и Африка сегодня.1976.-№ 5.-С. 36-38 Шин А. Авангард йеменской революции // Азия и Африка сегодня. 1979.- № 1. С.18-214. Литература (на араб.яз.)
79. Абдель Бари Тахер. «Аль-вехеде» аль-хилав ва-атанауи фи ас-саура аль-йаманиа // Анадуа аль-ватаниа лиль саура аль-йаманиа. Сана, 1993.- С.234-256
80. Абдул Азиз Аль-Макалех. Ахмед Аль Хаураш. Сана; Бейрут, 1983. -256с.
81. Абдулла Аль-Парадуни. Аль-йаман аль-джамхури аль-тоба аль-рабиа. -Бейрут, 1994. 544 с.
82. Адиль Рида. Саурат аль-джануб, таджрубат ан-нидаль ва кадайа аль-мустакбаль. Каир, 1969. - 198 с.
83. Али Мухемед Аль Сарари. Ал хезб аль-эштерраки аль-йамени (нубза таррихия). Сана,1998. - 110 с.
84. Аль-Вейси Хусейн. Аль-йемен аль-кубра. Каир, 1962. - 280 с.
85. Аль-надуа аль-ватаня атоусита лиль саура аль-йаманиа 14 октубан. -Сана, 1993. 302 с.
86. Анис Хасан Яхья. Хауль аль вехда аль йамания фи китаб аль вехда аль йамания исдар иттихад аль-удаба фа аль-куттаб аль-йаманиин аль-йаман. 1988. - 77 с.
87. Аттарик аль-адад 114. Сана, 1990
88. Ахмед Али Хусейн. Хисар сана фа аттатуират аль лахика ви китаб хисар сана // Шихадат, лель тарих аль китап ассани. Сана, 1992. - С.150-185
89. Ахмед Абдулла Асофи. Мутамар аль-иштераки аль-рабе // Ширут аттакаюф маа аль-мархала аррахина бейн аль-зугуд фаль истимрар. -Сана, 1998.- 18 с.
90. Ахмед Аль Хубши. Вехдет аль-ватан ва таук аль идеология // Кадайа аль аср 12. Аден, 1989. - С. 45-75
91. Ахмед Салех Аль-Сайад. Аль-султа фаль-моарода фи-оль-йаман аль-моасыр. Бейрут, 1992. - 519 с.
92. Джавад Али. Тарих аль-араб кабль аль-ислам аль муджалад ассани. -Бейрут, 1978. 630 с.
93. Заид Бен Али Аль-Вазир. Мехавала левехем аль-машкила аль-йаманиа. -Бейрут, 1971.- 243 с.
94. Ибрагим Абду. Адам кануният муахадат ва эттифакият таджзят аль-йаман фа таштыр аль шааб аль йамани // Кадайа аль аср 11.- Аден, 1989. -С. 47-58
95. Иосиф Мухамед Абдулла. Аврак фи-тарех аль-йаман фа ассариху. -Багдад, 1989. 246 с.
96. Исмехан Аклан Аль-Алясс. Миваозат истеклал джаноб аль-йаман аль-мухтал аль-васаик аль-исляа. Аман, 1997. - 146 с.
97. Итехад аль удаба валь кутаб аль-йаманин// Минтарих аль недал аль-тулаби. Сана, 1988. - С. 115-135
98. Кадая аль-аср аль-адад 12. Аден, 1988
99. Кадая аль-аср аль-адад 11.- Аден, 1989
100. Кадая аль-аср аль-адад 4-5. Аден, 1990
101. Каид Хамид Осман. Даур аль эхтилал аль перейтани фаль османи фи таштыр аль-йаман // Кадайа аль аср 11.- Аден,1989. С.87-109
102. Кейфа нафхаму таджрибат аль-Йаман аль-джанубийя аш-шаабийя? -Бейрут, 1969. 214 с.
103. Маджалат аль-хикма аль-йаманиа 1938-1941 гг. фа-харакат аль-ислах фи аль-йаман аль-кахира. 1988. - 420 с.
104. Мухамед Абдель Кадыр Бафаки. Аль йаман аль кадим мен даулат аль кабаель ила аддаула аль вахида // Кадайа аль аср 4,5. Аден, 1990. -С.9-18
105. Мухамед Абдул Салам. Аль джумхурия бейн аль-салтаня фа аль-кабыля фи аль-йаман аль-шамали. Аль-Кахира, 1988. - 205 с.
106. Мухамед Али Аль-Аква. Вхдат аль-йаман асиасиа абр аль-мази в кетап аль-вехда аль-йамания исдар иттехад аль-удоба фаль-кутап аль-йаманиин аль-йаман. 1988. - С.206-215
107. Мухамед Али аль-Шихари. Тарик аль-савра аль-йаманиа. Аль-Кахира, 1966.- 177 с.
108. Мухамед Али аль-Шихари. Джадал хаул аль-савра фаль-вехда аль-йамания ва даур абдулла базиб. Аль-Кахира, 1990. - 318 с.
109. Мухамед Али аль-Шихари. Назара фи бадд кадайа аль-савра аль-йамания. -Аль-Кахира, 1990.-480 с.
110. Мухаммед Ахмед Нуман. Ликей нафхам аль-кадыя. Аден (б.г.). - 116 с.
111. Мухамед Сайд Аль-Аттар. Аттахалов аль-иктысади фа аль-ижтымайм фи аль-йаман аль-джазаир. 1965. - 396 с.
112. Мухамед Яхья Аль-Хадад. Тарих аль-йаман аль-сиаси аль-тоба аль-салиса аль-кахыра. 1976. - 445 с.
113. Мухеммед Аль-Шуайби. Мотамар Харад ва Мухавалят ассалям бель йаман. Дамаск. - 132 с.
114. Омар аль-Джави. Аль-сахава аннакабия в аден, 1957-1967 гг. Аден (без года), - 124 с.
115. Омар аль-Джави. Масират саурат сиптамбар фа аль вехда аль йамания // катая аль аср. Аден,1989. - № 12. - С.31-43
116. Осман Насер Али. Аль-джабха аль-ватания ва-атахалуват аль-сиасиа хата саурат 14 октубар 1963 г. Сана, 1993. - С. 145-168
117. Садык Абду Али. Аль-харакат аль-ижтымайа фаль-сиасиа фи аль- йаман 1918-1967 гг. Аден, 1988. - 252 с.
118. Сайд Ават ба Вазир. Савахат мин аль-тарех аль-хадрами аль-тоба аль-сания. Аден, 1983. - 252 с.
119. Сайд Мустафа Салем. Мажалат аль хикма аль йамания 1938-1941 гг. // Фа харакат аль ислах фи аль йаман. Кахера,1988. - С.17-196
120. Салва Саад Сулейман Аль-Калеби. Аль-имам аль-мутавакел ала аллахи исмаил бан аль-касим ва даурху фи таухид аль-йаман 1644-1676 гг. (без места издания), 1991. - 224 с.
121. Салех Али Пасера. Мавхум аль-вехда аль-йаманиа фи-васаик баз аль-ахзаб валь-танзимат аль-сиасиа аль-йамания, 1945-1972 гг.//Кадайа аль аср 4,5. Аден, 1990. - С.94-121
122. Салех аль-Бакри. Аль-тарех аль-сиаси ле хадрамоут. Кахера,1987. -320с.
123. Сейф Али Мукбель. Вехдет аль-йаман тарыхман. Бейрут, 1987. - 123 с.
124. Сейф Али Мукбель. Аль шалали Аль вехда аль йамания шиар аль харака аль ватания аль йамания // Сахиват аттарик. 1990. - № 11. - С.1-2
125. Сулейман аль-Мадани. Джузор аль-машкыла аль-йамания. Дамаск, 1994. -106 с.
126. Султан Абдул Азиз Аль-Мамари. Мусахамат фа роа фи баад катайа аттарих аль-йамани. Таиз,1997. - 254 с.
127. Султан Ахмед Омар. Хаул аль-вехда аль-йамания // Аль-вехда аль-йамания исдар иттехад аль удоба фаль-кутап аль-йаманиин аль-йаман. 1988. - С. 145-160
128. Султан Наги. Аттарих аль-аскари фи аль-йаман 1839-1967 гг. аль-тоба ассания. Бейрут, 1985. - 454 с.
129. Фарук Осман Абаза. Адан ва ссияса аль-перейтания фи аль-бахр аль-ахмар 1839 1918 гг. - Кахера,1987. - 718 с.
130. Ферд Холидай. Аль-сыра аль-сиаси фи шебха аль-джазира аль-арабиа тарджамат хазем сагийа фа сад махью. Бейрут, 1975. - 287 с.
131. Халед Мухамед аль-Касыми. Иаумейат фасаик аль-вехда аль-йамания 1972 1986 гг. аль-шарика. - 1987. - 536 с.
132. Халед Мухамед аль-Касыми. Иттивак сана Масар джадид фи тарык аль-вехда аль-йамания. Ашарика,1990. - 352 с.
133. Хасан Абу Талиб. Аль-вехда аль-йамания дирасат фи амалейат аттахауель мен атташтыр ила аль-вехда. Бейрут,1987. - 250 с.
134. Хисар Сана. Шихадат лель-тарех аль-кетаб аль-сани. Сана, 1982. - 344с.153
135. Шакер аль-Джавхари. Аль-сыра фи адан. Кахира,1992. - 381 с.5. Литература (на англ.яз.)
136. Gavin R.T. Aden under British Rule 1939-1967. L.,1975. - 384 p.
137. King G. Imperial Outpost its Place in British Strategic Polity. - L.;N.
138. Y.;Toronto, 1964. 178 p. Little T. South Arabia - Arena of Conflict. - L., 1968. - 188 p. Macro E. Yemen and the Western World, 1571-1964. - L.,1968. - 436 p. Heyworth-Dunne G. Al-Yemen: Social, Political and Economic Survey.
139. Cairo, 1952. 1154 p. Scott H. The Peoples of South-West Arabia // Journal of the Royal Central
140. Asian Society. 1940. - Vol.XXVII/ - Pt.I. - P. 132-168 Wenner M.W. Modern Yemen. 1918-1966. - Baltimore, 1967. - 265 p.