автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Поэтическая онтология как проблема философского знания

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Тюкина, Светлана Львовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Поэтическая онтология как проблема философского знания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Тюкина, Светлана Львовна

ВВЕДЕНИЕ

Содержание

ГЛАВАI

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО

АНАЛИЗА В XX ВЕКЕ (ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ).

§1. Историография исследований философичности поэтического творчества в XX веке.

§2. Эволюция смыслов понятия поэтическая онтология.

ГЛАВА II

ФУНКЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО В ОНТОЛОГИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

§1. Философский смысл современной поэтики.

§2. Философско-онтологический ракурс анализа литературного творчества.

ГЛАВА III

ИДЕИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БРОДСКОГО

§1. Философское содержание творчества И. Бродского.

§2. Онтологический каркас поэзии И. Бродского.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Тюкина, Светлана Львовна

Актуальность темы исследования. Данное исследование выполнено в ключе развития современного онтологического знания. Актуальность разработки проблем объективности мира идеального в описании и познании реальности значительно повышается в наши дни. Расширилось понимание бытийности, в нее включилась область литературного творчества, его самое концентрированное выражение -область поэтического. Оказалось, не все проблемы могут быть описаны средствами научной рациональности. Явления, касающиеся интуитивного, субъективного восприятия, к которым относится и поэтическое, для раскрытия и описания требуют своего инструментария и языка. Идут процессы отпочкования концепций, связанных с языком. Новое звучание при этом получает тема онтологии идеального, для которой особое значение приобретает объективация в слове. Важным моментом становится сопоставление концептов: образ и слово, слово и смысл, смысл и образ, которые выступают как взаимодополнительные, являются аспектами друг друга. Обращение к онтологизации образа выводит нас на возможность исследования соотношения ее с объективацией в слове. Все это находит свое воплощение в современных философских концепциях языка. Говоря о причинах современного понимания близости философии и поэтики, исследователи все чаще отмечают появление специального теоретического инструментария для разработки проблем такого рода. Экзистенциалистские и герменевтические концепции также позволяют по-новому взглянуть на отношения образного и рационального.

Потенциал «неклассических» онтологий, созданных в философии XX века, позволяет раскрыть новый аспект определения специфики человеческого бытия в том, что формы его осуществления решающим образом зависят от представлений человека о самом себе, оценивания, то или иное понимание бытия становится конституирующей основой самого бытия.

Тема, избранная для диссертационного исследования, актуальна и потому, что обращена к опыту междисциплинарных разработок в контексте исследования феномена поэтического.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопрос о специфике анализа поэтических явлений в философии в рамках категориального онтологического аппарата детально проработан феноменологическо-герменевтической концепцией искусства. В XX веке своеобразные дискурсы этой темы с позиций критики онтологической составляющей в поэтике, осуществив проекты онтологии литературы, предложили: Г.-Г. Гадамер1, Р. Ингарден2, М. Хайдеггер3, Ф.-В.фон Херманн4 и др., эти идеи во многом были определены положениями об истоках поэтического умения - воспроизводить вещи в их феноменологической очевидности. Данную традицию продолжили постмодернисты - Ж. Деррида5 и др.

Интерес к онтологии искусства в отечественной философии в 19702000-е годы обусловил появление исследований, посвященных критическому осмыслению герменевтического опыта интерпретации

6 7 текстов, у таких авторов как: В.В. Бибихин , Ю.Б. Борев, М.К. Мамардашвили8, JI.A. Микешина9, A.B. Михайлов10,

Н.В. Мотрошилова". В зарубежной философской литературе эту тему

I Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

3Ингарден Р. Очерки по философии литературы. Благовещенск, 1999.

3 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997; Он же. Язык. СПб.,1991.

4 Херманн Ф.-В. Фундаментальная онтология языка. Минск, 2001.

5 Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1999; Он же. Письмо и различие. СПб, 2000. Бибихин В.В. Слово и событие. М., 2001.

7 Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1972. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990; Он же. Эстетика мышления. М„ 2000.

9 Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

10 Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997.

II Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. сделали центральной в своих исследованиях К.-О. Апель , П. Рикер ,

12

13

К. Хюбнер14, ими были предприняты важнейшие шаги для интегрирования и конкретизации гуманитарных знаний о творчестве на фундаменте феноменологии и герменевтики.

Теоретические аргументы данного диссертационного исследования формируются на базе конструкций «поэтическая онтология», «бытийное измерение текста», «символ», «смысл». В отечественной философской и филологической традиции общепринято, что самое раннее использование понятия поэтической онтологии встречается у М.О. Гершензона15, к его идеям и теме в целом возродили интерес философские работы таких авторов, как Ю.М. Лотман16, В.А. Подорога17. А также собственно филологические изыскания C.B. Бабушкиной18, И. Булкиной19, О.В. Зырянова20, К. Рогова21, С. Свиридова22, Т.В. Цвигун23. Практически синонимично употребление понятия «единичных онтологий» В. Кулаковым24, в плане возможных аналогий интересны обобщающие выводы, касательно термина «эстетическая онтология», представленного в работе Н. Кормина23.

В контексте вышеупомянутых тенденций допускается возможность категориального выражения и решения на языке художественного творчества философских проблем; и поэтому целесообразно раскрыть

Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. №1.

13 Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

14 Хюбнер К. Истина мифа. М.,1996.

1 Гершензон М.О. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике. М., 1990.

16 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

17 Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

18 Бабушкина C.B. Поэтическая онтология М.Цветаевой. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. фил.н., Екатеринбург, 1998.

19 Булкина И. Пауль Целан // http://joumal.ru/kniga/98-10-29/bulkin.htm

20 Зырянов О.В. Лермонтовский миф: некоторые аспекты проблемы // Архетипические структуры художественного сознания. Вып.З. Екатеринбург, 2002.

Рогов К. Вариации «московского текста». К истории отношений Ф.Тютчева и М.Погодина // Тютчевский сборник. Тарту, 1999.

12 Свиридов С. Поэтическая онтология В.Высоцкого // XXX научная конференция. 4.7. Филологические науки. Калининград, 1999. u Цвигун Т.В. О преодолении энтропии в поэтическом тексте (К семиотической структуре текста в русском авангарде 10-30-х гг.) // http.//avantgarde.narod.ru/beitraege/centropiya.htm "Кулаков В.О Кушиере//Знамя. 1996.№2.

23 Корм и н H.A. Онтология эстетического. М., 1992. смысл и содержание понятия «поэтическая онтология». Оно подразумевает выстраивание такой системы отношений, когда за основу бытия берется язык, в частности - поэтический язык, и все, что происходит в поэтическом тексте, раскрывается через категории, которые являются и образами. Поэтическая онтология складывается из таких компонентов как идеальность, образ, смысл и язык.

Поэтическая онтология - не только конструкт философского знания, но и характеристика процесса, происходящего в современной онтологии. Для того чтобы плодотворно представить понятие, мы демонстрируем примеры поэтических онтологий отдельных поэтов как миросозерцательных концепций. Выделяются онтологические аспекты, которые позволили бы вывести анализ поэтического текста за рамки сферы, ограниченной субъективной деятельностью творца произведения. Поэтическое произведение тем самым не производно от творческой деятельности, оно получает онтологический статус и может рассматриваться не как результат определенного психологического настроя его автора, а как выражение самого бытия. Это предполагает изучение стихотворения как явления, вырастающего самостоятельно, хотя и с участием поэта.

Поэзия и философия близки меж собой, обращаясь к осмыслению основ бытия. Своими интерпретациями поэт, как и философ, может создавать особую реальность. Наука должна объяснить, что среди многочисленных средств таких интерпретаций важная роль принадлежит языку; в пространстве языка и происходит словесное воплощение философских проблем. Требуется уточнить само понимание специфики поэтического языка.

Поэтическое творчество столь же конструктивно, как и философское, поскольку областью деятельности и поэта и философа является язык, выговаривающий себя в актах поэтического и философского творчества. Таким образом, общим корнем поэзии и философии является Бытие как Слово.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются образы и концепции поэтической онтологии, как они развернуты непосредственно в поэтическом тексте отдельных поэтов: A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, О.Э. Мандельштама, И.А. Бродского. Предмет данной работы - философское понятие поэтической онтологии; оно представлено как концепт интеллектуального постижения мира, данного сознанию в форме художественного текста.

Обозначенный предмет имеет как специальное, то есть филологическое измерение, так и философское прочтение. Поэтическая онтология рассматривается философами и филологами, является междисциплинарным понятием. Простой констатации этого факта, конечно, недостаточно для достижения цели настоящего исследования. Определение места понятия поэтической онтологии в историографии исследований требует детального изучения, которое проводится с учетом контекста современных тенденций онтологического знания.

Изучению концепта не препятствует то обстоятельство, что он не является на данный момент общепринятым, входящим в словарные статьи, поскольку понимание поэтической онтологии только начинает складываться. Потребность введения нового концепта в настоящем исследовании оправдана характерной для современного философского поиска тенденцией: усилить концептуальный анализ поэтических произведений.

Цель и задачи исследования. Цель - раскрыть и обосновать смысл и содержание понятия «поэтическая онтология», установить допустимость его использования в философии, раскрыть эвристические и практические функции.

Поставленная цель предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

• рассмотреть и систематизировать в рамках анализа онтологического знания эволюцию трактовок понятия поэтической онтологии;

• систематизировать функции феномена поэтического в современных философских теориях бытия;

• проанализировать образы поэтической онтологии, как они концептуально представлены в творчестве: Ф.И. Тютчева, О.Э. Мандельштама, И.А. Бродского;

• охарактеризовать способ и динамику художественного освоения бытия в структурно-смысловом единстве поэтических текстов;

• выделить основные характеристики бытия И.А. Бродским с точки зрения определения их как онтологических; показать роль его творчества в эволюции поэтико-онтологического знания.

Теоретико-методологическая база диссертации. Исследование опирается на концепции XX века, посвященные исследованиям текста, языка, их смыслового содержания. Помимо специальных исследований по онтологии искусства, это работы, посвященные различным аспектам форм философского, поэтического, мифотворческого, религиозного и научного постижения бытия26. Методологическую базу исследования составили установки герменевтического анализа, феноменологического метода при структуралистском анализе текста.

Для решения задач диссертации важное значение имеют методы философского литературоведения, разработанные С.С. Аверинцевым27,

ЧО ПО чл

Л.М. Баткиным , М.М. Бахтиным , А.К. Жолковским и Ю.К. Щегловым , Л.В. Карасевым31, Ю.М. Лотманом32, С.С. Неретиной33, В.Н. Топоровым34.

26 См. например. Бытие человека в культуре: (опыт онтологического подхода). Киев, 1991, Гайденко П.П.

Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997; Губин В Д. Онтология, проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998; Драгалина-Черная Е.Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция. М., 2000; Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993; Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999; Мартынов Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. Свердловск, 1988.

Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996. 21 Быкин Л.М. Тридцать третья буква. М., 1996. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Он же. К философским основаниям гуманитарных наук // Он же. Автор и герой. СПб., 2000.

В выявлении общего онтологического фундамента научных концепций и теорий поэзии используются методы философской компаративистики. При изучении конкретного материала художественного текста, поэтических произведений применяется совокупность герменевтических процедур, приемы структурно-семантического и сравнительно-типологического анализа. Для раскрытия ключевого вопроса об онтологических особенностях поэтического необходим феноменологический подход, поскольку он позволяет обратиться к поэтическому тексту и образу, как они представлены в своей самодостаточности, «сами-по-себе», то есть целесообразно рассматривать их в аспекте бытия до всякого соотнесения с сущим.

Вышесказанное определяет применение общенаучных и специально-научных методов в данной диссертации. Комплексное использование указанных методов направлено на максимально полное изучение объекта исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в рамках анализа онтологии, обозначены функции концепта «поэтическая онтология», определено его место в структуре философского знания о бытии. Раскрыто онтологическое содержание поэтического творчества на конкретных примерах - текстах авторов, формировавших свои сюжеты, сознательно поставив перед собой задачу постижения бытия. В работе на примерах исследования творчества Ф.И. Тютчева, О.Э. Мандельштама, И.А. Бродского обозначены те тенденции, которые приближают литературу к качеству философского дискурса об онтологическом содержании поэтических образов и текстов.

30 Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты - Тема - Приемы -Текст. М., 1996.

31 Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу М , 1995 12 Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

51 Неретина С.С. Тропы и концепты. М., 1999. м Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Обряд. М., 1995.

В рамках философского анализа содержания концепций поэтической онтологии систематизированы позиции современной философии и литературоведения, раскрывающие содержание понятия поэтической онтологии. Конкретизированы и освещены основные тенденции исследований в рассматриваемой области знания.

Автор специально исследует возможности процедуры сопоставления философских концепций, исследующих феномен поэтических представлений, и самих поэтических текстов. В работе обосновывается идея о возможности конкретно рассматривать концепцию поэтической онтологии через категориальную сетку на примере целостности творчества И.А. Бродского.

Положения, выносимые на защиту. Предпринятое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Поэтическая онтология является структурным элементом философской онтологии; исследуемая концепция позволяет раскрыть новые моменты в современном бытии. Это обусловлено тем, что образное видение мира как пласт бытия, играет все большую роль в современном мире, где духовные, виртуальные моменты жизни общества, человека приобретают новое качество - системообразующих детерминат.

2. Реалии поэтической онтологии раскрываются через интеллектуальное постижение мира, через данность сознанию в художественных, поэтических текстах. Как конструкция знания, поэтическая онтология позволяет понять те мироотношения, в основе бытия которых полагаются образы поэтического языка, представленные как категории.

3. Поэтическая онтология включает в себя знание об идеальности, образах, смыслах и языках, определяющих бытийственность речи. Через поэтическую онтологию в философское знание о бытии в его существенности включается самосознание поэтического «я-субъекта», создающего целостную картину мира.

4; В качестве примера, иллюстрирующего правомерность существования поэтической онтологии, в работе рассматривается теоретический дискурс И.А. Бродского: он представлен как один из образов поэтической онтологии. Развивая идеи о возможности поэтического познания сущего, высказанные в русской поэзии Ф.И. Тютчевым, О.Э. Мандельштамом, И.А. Бродский дополняет его собственным видением онтологии поэтического языка. Авторское, субъектное начало подчинено этому поэтическому языку, который является глубинной, непосредственно неявной структурой.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. В работе теоретически обоснована необходимость разработки онтологических оснований поэтического творчества как особого способа современного философского мировидения. Обозначены границы конц^игуальности литературного и философского анализов поэтического в его бытийном измерении.

Показано, что изучение поэзии средствами гуманитарных наук выявляет комплиментарность теории познания, учения о бытии; в диссертации рассматривается возможность изучения поэзии в контексте современных философских теорий.

Содержащиеся в диссертации выводы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций при реализации учебных программ курсов философии, культурологии, а также спецкурсов по проблемам филологии, онтологии и написании учебно-методических пособий по перечисленным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Основные идеи работы обсуждались в ходе научных дискуссий на конференциях: региональных: Ломоносовские студенческие научные чтения (г. Архангельск, 1999, 2000, 2001 гг.); «С именем Ломоносова - в XXI век». Конференция молодых bf' 4 / 12 ученых, аспирантов и студентов (г.Архангельск, 2001); межвузовских: jp„„ , «А.Тарковский и И.Бергман: Искусство и духовность в современном образовательном контексте» (г. Владимир, 2002); международных: Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2000» (г. Москва, 2000); «Философия XX века: школы и концепции» (г. Санкт-Петербург, 2000); Международная научно-практическая конференция «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях Европейского Севера» (г. Архангельск, 2001); «Человек- Культура-Общество». Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований (г. Москва, 2002); Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2002» (г. Москва, 2002); Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: III Российский Философский конгресс (г. Ростов-на-Дону, 2002).

Выводы, положения и методические рекомендации, представленные в диссертации, нашли отражение в опубликованных научных работах. Общий объем публикаций составляет около 2,5 п.л.

1. Бытийственность поэтического языка // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып.16. М.: Прометей, 2003. С. 190-197.(0,4 п.л.).

2. Легитимация понятия поэтическая онтология // Человек- Культура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. T.l. М.: изд-во «Современные тетради», 2002. С. 264-265. (0,1 п.л.).

3. О понятии «поэтическая онтология» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. №6. С. 85-98. (0,7 п.л.).

4. О понятии поэтической онтологии // Философия XX века: школы и концепции. СПб.: изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. С. 126-127. (0,1 п.л.).

5. Онтологические структуры поэзии в преподавании школьного курса литературы // С именем Ломоносова - в XXI век. Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов и студентов. Архангельск, 2001. С. 97-98. (0,1 пл.).

6. Онтологичность поэзии // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2002». Вып.8. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 408-409. (0,1 пл.).

7. Онтологичность языка поэзии // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы III Российского Философского конгресса: В 3 т. Т.2. Ростов-на-Дону, 2002. С. 207-208. (0,1 пл.).

8. Поэтическая логика А. Тарковского // Свеча-2002. Истоки: Север-Центр: сборник материалов международных конференций. Архангельск: изд-во ПГУ, 2002. С. 74-76. (0,2 пл.).

9. Поэтическая онтология И. Бродского // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып.7. М.: Прометей, 2000. С. 298-309. (0,5 пл.).

10.Поэтическая онтология Иосифа Бродского // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов-2000». Вып.4. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 443-444. (0,1 пл.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтическая онтология как проблема философского знания"

Заключение

Бытие - вечная тема философии, между вечной загадкой сущности человека и его повседневными и теоретическими успехами. Бытие как незавершимое, постоянно возобновляемое, неравное себе, динамичное, становящееся событием в каждой новой встрече разнозначных сознаний, неукладывающееся ни в какие рационалистические структуры, является предметом интереса не только философии, но и поэзии. Участник события творит реальность посредством своих действий и интерпретаций. Не менее активно творит эту реальность поэт. Мир экстреализуется прежде всего с помощью языка, по преимуществу - естественного языка. Язык представляет категории для интерпретации явлений. Благодаря этому именно в языке мир объективируется для самих его, языка, носителей.

В тенденции сближения философской мысли и проблем понимания, интерпретации, поэтики текста представляется весьма значимым превращение герменевтики из теории истолкования письменных памятников в поисках их «истинности» в «свершение бытия» (по Хайдеггеру), из метода гуманитарных наук в своего рода онтологию (по Гадамеру). Обращение Хайдеггера, в русле феноменологии занимающегося онтологическими проблемами, к вопросу о «истоках художественного творения» стало очень существенным для истории культуры в целом. Спустя несколько лет после выхода «Бытия и времени» он задается вопросом о сущности искусства, творчества, истины, технэ. Хайдеггер обосновывает мысль о том, что «художественное творение раскрывает присущим ему способом бытие сущего. В творении совершается это раскрытие-обнаружение, то есть истина сущего. В художественном творении истина сущего полагает себя в творение.

Искусство есть такое полагание истины в творение»268, более того -«искусство есть становление и совершение истины», оно дает ей «истечь», источая «в творении истину сущего».

Основа культуры - слово, текст в широком понимании. Поэты, о творчестве которых допустимо говорить в контексте предложенного понятия поэтической онтологии, придают концептуальное значение креативной способности языка. Парадоксальность художественного, в частности, поэтического языка в том, что мысль, будучи выражена в образной и метафорической форуме, приобретает пластичность и глубину, которых она лишена в форме понятийной - в языке науки и философии.

Владение миром слова - ключ к становлению мира мысли, и следовательно, предпосылка не только выразительности, но и содержательности философствования. Выявление поэзией возможности слов и понятий может учитываться прямо или опосредованно в философской теоретической работе. Поэзия - это то знание, которое еще не отделяет всеобщего от его живого существования в отдельном, не противопоставляет еще закон и явление, цель и средства, с тем, чтобы потом рассудочно сводить их воедино, но постигает одно в другом и через другое, отмечал Г.В.Ф. Гегель269. И не следует думать, что поэзия лишь образно выражает некое содержание, уже познанное в его всеобщности.

Поэтический стиль условно отрешен от всякого взаимодействия с чужим словом, от всякой оглядки на чужое слово. Язык в поэтическом произведении осуществляет себя как несомненный, непререкаемый и всеобъемлющий. Язык поэтического жанра «единый и единственный

270 птолемеевский мир, вне которого ничего нет и ничего не нужно» . Мир поэзии, сколько бы противоречий и конфликтов не раскрывалось в нем поэтом, всегда освещен единым и бесспорным словом, которое

241 Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX- XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 280-281. т Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М. 1968-1971. Т.З. С.342-359. (начало гл.З «Поэзия»). т Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики С 98-99 воспринимается несомненным. Возникает ощущение, что преображение слова совершается в поэтическом контексте.

Поэзия есть интеллектуальное движение чувства, становящегося переживанием, затем текстом и, наконец, пространством человеческого осуществления: так индивидуальный чувственный опыт становится культурой. Поэзия, своего рода, самодостаточная невербальная сущность в телесном воплощении. Из-живая чувственность, человек все более обнаруживает себя в этом пространстве; творение с-бывается как «тело смысла» (Бахтин), сбывается в тексте и как текст.

Язык выявляет существенные для человека глубины и потенции, как подобает эстетическому субъекту. Он всегда находится в движении, потому что как предмет создается в процессе творчества, так создается и сам поэт, его мировоззрение, средства выражения. Этот мир всеобъемлющ и реален не только как реальность другого сознания. В нем достижимо сочетание дистанцированной надбытийственной активности автора и его событийного целостного бытия.

Наибольшее распространение среди других областей культуры отождествление смыслов, слов, предложений, текстов и того, что соответствует им в объективной действительности, представление о человеке как о некой смыслообразующей силе, получило в искусстве, и прежде всего в поэзии. Понимание поэзии представляется раскрытием смысла, содержащегося в ней до, вне и независимо от попыток привнесения нами смысла в нее, независимо от какого бы то ни было понимания (или непонимания) ее субъектом.

Философские проблемы гносеологии, онтологии, специфика познания средствами искусства, соотношение истины искусства и истины действительности, творчества могут не только осмысливаться в специальных научных трудах, но и имплицитно присутствовать в текстах с выраженной доминантой эстетической функции, то есть в литературных текстах, и особенно, в поэтических. В свою очередь философские исследования могут найти широкие возможности для считывания этой информации.

Мы обратились к творчеству И. Бродского, учитывая как его поэтические произведения, так и теоретические работы, в которых на наш взгляд, присутствует концепция поэтической онтологии. Речь лирического героя Бродского персонифицирована, имеет непосредственное отношение к бытию, поистине есть, потому что не имеет иной цели, кроме пребывания. Это та поэзия, в которой осуществляет себя язык, «использующий» Бродского в своем вечном стремлении быть. Поэтом владеет стихия таинственной речи, смысл которой - его мирочувствование.

Поэзия Бродского рождает ощущение первозданности, интеллектуального возврата к первобытийности, к сотворению мира в слове-тексте. Слова утрачивают свое суверенное значение; возникающий смысл, понимание, погружены в чувственный мир метафоры. Первозданность смысла метафоры Бродского есть причина значительной сложности истолкования его стихов. Может не выйти строка, но осуществится речь - едва внятный шелест «тихотворения». Судьба поэта в таком случае - способ созидания текста, открытия речи.

Поэтический образ в законченном виде представляет из себя некий феномен. Особенность поэтического образа - резонирование, связанное с известной трансформацией, оно соединяет в свою очередь различные онтологические уровни образотворчества.

Образ существует в языковом пространстве, которому присуще определенное единство, целостность. Поэтический образ определяется, локализуется посредством движения и создания связей поэтического пространства. Активность, прежде всего, поэтического слова ведет к возникновению новых онтологических образований, которые помогают воспринимать мир. Таким образом, мы считаем, что исследование, концепцию поэтической онтологии позволяет раскрыть ные аспекты современных тенденций онтологического знания. Ш

 

Список научной литературыТюкина, Светлана Львовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 189 273.

2. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. №11. С. 13-18.

3. Айхенвальд Ю. Поэтика // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. М.; Л., 1925. Т.2. Стлб.633-636.

4. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. №1. С. 76-92.

5. Аристов В. Заметки о «мета». Журнал поэзии. М., 1997. Вып.4 (16). С.48-60.

6. Аронов P.A. В начале было слово // Вопросы философии. 2002. №8. С.70-77.

7. Аскольдов С.А. Время и его преодоление // На переломе: Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. С.25-40.

8. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997.

9. Ахутин A.B. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988. 207с.

10. Ю.Бабушкина C.B. Поэтическая онтология М. Цветаевой (1926-1941 гг.). Автореферат диссертации канд. фил. н. Екатеринбург: УГУ им. A.M. Горького, 1998. 17с.

11. Бак Д.П., Кузнецова Н.И., Филатов В.П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучно знании // Вопросы философии. 1998. №5. С. 144-150.

12. Барт Р. Семиология как приключение // Мировое древо. Вып. 2, М., 1993.

13. Баткин JI.M. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов И. Бродского. М; РГГУ, 1996. 331с.

14. Бахтин М.М. К философским основаниям гуманитарных наук // Бахтин М. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000. 336с.

15. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесной художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.6-71.

16. Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1996. Т.5. С. 308-309.

17. Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.72-233.

18. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234-407.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423с.

20. Белобратов A.B. Музиль и Витгенштейн, или Литература и философия // Вопросы философии. 1998. №5. С. 113-119.

21. Бенвенист Э. Категории мысли и категории языка // Бенвенист Э. Общая лингвистика / под ред. Ю.С.Степанова. М., 1974. С. 104-114.

22. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997.407с.

23. Беседа с В.Подорогой // http://antropology.ru/4-97/kvoprosuomercanii.htm.

24. Бибихин В.В. Слово и событие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.280с.

25. Бимель В. Мартин Хайдеггер. Урал LTD, 1998. 284с.

26. Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). М.: Изд-во МГУК, 2000. 384с.

27. Бонецкая Н.К. Борьба за Логос в России в XX веке // Вопросы философии. 1998. №7. С. 148-169.

28. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. Т.2.Смоленск: Русич, 1997. 638с.

29. Бродский И. Послесловие как завещание поэтам нового века //

30. Литературная газета. 1996.28 февраля. ЗОБродский И. Сочинения Иосифа Бродского. СПб.: Пушкинский фонд, 1997 2002. Тт. 1-7.

31. Булкина И. Пауль Целан // http://journal.ru/kniga/98-10-29/bukin.htm.

32. Бурлина Е.Я. К вопросу о жанре // Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986. С.40-47.

33. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / отв. ред. Быстрицкий Е.К.: АН Украины. Ин-т философии. Киев: Наук. Думка, 1991.173с.

34. Вайль П. Рождество: точка отсчёта // И. Бродский. Рождественские стихи. М.: Независимая газета, 1996. С.58-68.

35. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // Литературное обозрение. 1996. №3. С.23-28.

36. Ваншенкина Е. Острие // Литературное обозрение. 1996. №3. С.35-41.

37. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 377с.

38. Венцлова Т. Развитие семантической поэтики // Полухина В. Бродский глазами современников. СПб.: Звезда, 1997. С.266- 277.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.,1989. 406с.

40. Визгин В.П. Эпистемология Г. Башляра и история науки. М., 1996. 263с.

41. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. 612с.

42. Вицакис В. Поэзия и дискурсивная1 мысль // Философия и общество. 1999. №3. С.150-159.А

43. ВолковС. Диалоги с Бродским. М.: Независимая газета, 1998.328с.

44. Воробьева А.Н. Поэтика времени и пространства в поэзии И. Бродского // Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии / отв. ред. В.И. Немцев. Самара: изд-во СамГПи, 1994. С. 185-197.

45. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367с.

46. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 699с.

47. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.495с.

48. Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

49. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник, 1988. М., 1998.

50. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М., 1968.

51. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. М. 1968-1971. Т.З. С.342-359. (гл.З «Поэзия»).

52. Гердер И.Г. Критические леса, или Размышления, касающиеся науки о прекрасном и искусства, по данным новейших исследований // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959. С. 157-178.

53. Гершензон М.О. Избранное. Т.1: Мудрость Пушкина. М.: Универ. книга; Иерусалим, 2000. 588с.

54. Гете И.- В., Шиллер Ф. Переписка: в 2 т. М.: Искусство, 1988. Т.2. 409с.

55. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 415с.

56. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом. Л.: Советский писатель, 1989. 608с.

57. Глаголев B.C. Поэзия и философия: онтологические аспекты взаимозависимости // Философия и поэзия. Материалы 2-й Всероссийской конференции. Рязань, 2000. С. 85-87.

58. Грасс Г. Продолжение следует // Иностранная литература. 2000. №5. С.227-236.

59. Губин В.Д. Онтология: Проблема бытия в современной европейской философии. М.: РГГУ, 1998. 191с.

60. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397с.

61. Деменский С.Ю. Научность метафоры и метафоричность науки (философский аспект). Автореферат диссертации кандидата философских наук. М., 2000. 21с.

62. ДерридаЖ. Эссе об имени. СПб.: Алетейя, 1999. 192с.

63. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000. 495с.

64. Довлатов С. Записные книжки // Собрание сочинений: в 3 т. СПб.: Лимбус-пресс, 1995. Т.З. 384с.

65. Драгалина-Черная Е.Г. Формальные онтологии: аналитическая реконструкция. М., 2000. 247с.

66. Драгомирецкая Н.В. Время в литературе // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев. М., 1974. С.51-53.

67. Еремеев А.Ф. От «События» к «Со-бытию» // М.М.Бахтин: эстетическое наследие и современность. Межвузовский сб. научных трудов: в 2 тт. Изд-во Мордовского университета, 1992. Т.1. С. 19-107.

68. Ерофеев В. «Поэта далеко заводит речь» // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. М.: Союз фотохудожников России, 1996. С. 216231.

69. Женетт Ж. Психочрочтения // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. T. I. М., 1998.

70. Зырянов О.В. Лермонтовский миф: некоторые аспекты проблемы // Архетипические структуры художественного сознания. Вып.З. Памяти В.В. Короны. Екатеринбург: изд-во Уральского института, 2002. С. 102114.

71. Илиева Л.П. Гастон Башляр: особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. №2. С.91-103.

72. Ингарден Р. Очерки по философии литературы. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртене, 1999. 202с.

73. Иосиф Бродский. Большая книга интервью / сост. В.Полухина. М.: Захаров, 2000. 703с.

74. Иосиф Бродский: труды и дни / сост. Лосев Л., Вайль П. М.: Независимая газета, 1990. 272с.

75. Исаева Н.В. Слово, творящее мир: грамматическая онтология Бхартрихари // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока / отв. ред. В.И. Брагинский. М.: Восточная литература РАН, 1995. С.76-84.

76. История культуры и поэтика / РАН. Институт славяноведения и балканистики / под ред. В.М. Живова и др. М.: Наука, 1993. 208с.

77. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. №6. С.52-67.

78. Как работает стихотворение Бродского. Сб. ст. / Ред.-сост. Лосев Л.В., Полухина В.П. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 304с.

79. Камггац П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики критика техники - этика // Вопросы философии. 1998. №5. С.49-55.

80. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М.: РГГУ, 1995.104с.

81. Карасев Л.В. Онтология и поэтика // Вопросы философии. 1996. №7. С. 70-75.

82. Карасев Л.В. Пьесы Чехова// Вопросы философии. 1998. №9. С.72-91.

83. Касавин И.Т. Познание как иносказание. Человек после крушения Вавилонской башни // Вопросы философии. 2001. №1. С.51-63.

84. Касавин И.Т. Пространство и время: в поисках «естественной онтологии» знания // Общественные науки и современность. 2000. №1. С.90-99.

85. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век: Антология. М., 1995.

86. Катречко С.Л. Философия как «языковая игра» // Материалы XI Международной конференции «Логика, методология, философия науки». М.: Обнинск, 1995. Т.5. С.44-48.

87. Келебай Е.Б. Синкретизм сознания И. Бродского // Третьи культурологические чтения. Сб.ст. Серия: Науки о культуре и человеке. Вып. 10. М.: Диалог- МГУ, 1998. С. 102-104.

88. Келебай Е.Б. Поэт в доме ребенка (пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского). М.: Книжный дом «Университет», 2000. 335с.

89. Кожинов В.В. Литература // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 186-188.

90. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. 239с.

91. Кормин H.A. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. 115с.

92. Корона В.В. Поэзия Анны Ахматовой: Поэтика автовариаций. Екатеринбург, 1999.205с.рвиш