автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Полистилистика как феномен европейской художественной культуры

  • Год: 2015
  • Автор научной работы: Ильичёва, Наталья Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Полистилистика как феномен европейской художественной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Полистилистика как феномен европейской художественной культуры"

На правах рукописи

Ильичёва Наталья Ивановна

ПОЛИСТИЛИСТИКА КАК ФЕНОМЕН ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

24.00.01- теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва 2015

Работа выполнена на кафедре истории, истории культуры и музееведения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры»

доктор культурологии, доктор педагогических наук, профессор Аронов Аркадий Алексеевич, Щербакова Анна Иосифовна, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности, зав. кафедрой социологии и философии культуры Российского государственного социального университета Шапинская Екатерина Николаевна, доктор философских наук, профессор, зам. руководителя экспертно-аналитического Центра развития образовательных систем в сфере культуры Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева

Ведущая организация: Краснодарский государственный

университет культуры и искусств (кафедра теории и истории культуры)

Защита состоится «Oty» июня 2015 г. в 13.00 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 210.010.04, созданного на базе Московского государственного института культуры, по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки -6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций (218 ауд.).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного института культуры.

Автореферат размещен на сайте Высшей Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации www.vak2.ed.pov.ru «¿2.7 ъ 015 г., на сайте Московского

государственного института ' культуры www.nauka.msuc.org ИП^ОЛ- 2015 г., разослан «Q& ОСгЫ. 2015 г.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, профессор

Т.Н. Суминова

| РОССИЙСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ I БИБЛИОТЕКА

__2015__^

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена культурологическому исследованию феномена полистилистики, который, являясь выражением постмодернистской культурной парадигмы, на рубеже XX - XXI вв. становится наиболее характерной приметой самых разных областей современной культуры в целом - политики, религии, науки и, наконец, искусства. Формирование полистилистики в европейской художественной культуре, как наиболее наглядное выражение дискурсов культуры в целом, и стало предметом изучения в данном исследовании. Избранный нами культурологический подход к проблеме обусловлен необходимостью рассмотрения явления полистилистики в его многообразных и разноуровневых связях с различными социокультурными практиками: идеологией, политикой, религией, наукой и т.д.

Полистилистика рассматривается в исследовании как результат взаимодействия общей культурной парадигмы постмодерна и имманентных закономерностей развития художественного творчества от античности до начала XXI века, а также как современный этап общей эволюции художественного стиля. Процессы стилистической эволюции анализируются в диссертации в их связях с социокультурной парадигмой каждой исторической эпохи в самых различных областях культуры, как-то: литературе, пространственных видах искусства, театре, киноискусстве. Но так как наиболее законченное выражение полистилистика получила в музыке, особое внимание в исследовании уделяется анализу процессов стилистической эволюции в музыкальной культуре.

Тема настоящей работы представляется актуальной по нескольким причинам.

Во-первых, несмотря на то, что явление полистилистики довольно активно изучается частными науками об искусстве (прежде всего, музыкознанием), а также литературоведением, в современной культурологической литературе ему до сих пор не было уделено того внимания, которое соответствовало бы его художественному и общекультурному значению. Между тем полистилистика становится ведущим принципом мышления и проникает не только в художественное творчество, но и во все сферы современной социокультурной реальности.

Во-вторых, в гуманитарном знании полистилистика все еще не рассматривается в качестве закономерного этапа общей эволюции художественного стиля. На наш взгляд, это связано с тем, что в

существующих исследованиях до сих пор не проанализированы в полной мере все важные предпосылки возникновения и формирования феномена полистилистики. Вместе с тем, именно изучение различных форм культуры постмодерна, так же как и рассмотрение общей эволюции художественного стиля, позволяет позиционировать ее как один из этапов в истории развития последнего. Именно искусство обладает уникальными возможностями наиболее полно «свидетельствовать» об исторической эпохе, в рамках которой оно сформировалось, и, следовательно, изучение тех изменений, которые произошли в эволюции его стилистической составляющей, безусловно, способствуют приращению культурологического знания.

В-третьих, при очевидном проявлении большого интереса к теоретическому осмыслению проблемы стиля в списке имеющихся на сегодня и посвященных ее изучению работ отсутствуют основательные и в достаточной степени специализированные исследования, в которых бы рассматривалась эволюция художественного стиля с точки зрения его движения от моно - к полистилистике. Более того, само наличие этого движения пока еще не стало общепризнанным фактом. Между тем нам представляется, что полистилистика является закономерным результатом этой растянувшейся на многие столетия эволюции, сыграв роль содержательного основания для возникновения самостоятельного этапа в процессе исторического развития стиля, а потому и заслуживает специального рассмотрения именно в нами избранном ракурсе. Отмеченное обстоятельство подтверждается множеством фактов, значительное число которых приводится и анализируется в тексте нашей диссертации.

Сказанное позволяет заключить, что изучение полистилистики как важного смысло - и формообразующего принципа, лежащего в основании феномена современного искусства и, шире, современной культуры, а также аналитическое рассмотрение и интерпретация его в качестве общекультурного фактора, сыгравшего существенную роль в безусловно закономерном начале и становлении нового этапа в истории стилеобразования, способны расширить наши знания как о самом явлении художественного стиля, так и о специфических особенностях отдельных исторических периодов развития европейской культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Полистилистика, появившись на свет в 60-70-е годы XX столетия, занимает значительное место в современном художественном, и в частности композиторском, творчестве и является одним из самых своеобразных проявлений

художественного мышления, развивавшегося в лоне постмодерна. Более того, влияние принципов полистилистики сегодня можно обнаружить в самых разных сферах культуры.

Но если проблемы постмодерна вообще и еще в большей степени -художественного стиля как такового изучены достаточно многосторонне и глубоко, то явление полистилистики до сих пор не получило должного осмысления. В качестве оригинального культурного явления и относительно самостоятельного этапа в развитии художественного стиля полистилистика все еще не стала предметом специальных культурологических исследований. Существующие на сегодня работы, касающиеся феномена полистилистики, в подавляющем большинстве ограничены соответствующим их направленности искусствоведческим анализом разнообразных ее проявлений.

Между тем, осмысление содержания и этимологии данного явления требует проведения междисциплинарного исследования, в котором объединялись бы данные культурологии, истории, философии, эстетики и, наконец, искусствознания.

Для того чтобы позиционировать полистилистику как один из этапов общестилевой эволюции, отражающей социокультурные закономерности исторического развития, мы обращались к самым различным областям гуманитарного знания. Так, научные труды Аристотеля, В. М, Диановой, М.С. Кагана, М. В.Ломоносова, А. Ф. Лосева, В. М. Межуева, А. Н. Сохора, Е. Н. Устюговой, М. Т. Цицерона послужили основанием философского подхода к проблеме художественного стиля.

Рассмотрение художественного творчества в его связях с социокультурным содержанием той или другой исторической эпохи основывается на концепциях таких исследователей, как Т. Адорно, Л. Г. Ионин, А. В. Михайлов и др.

Культурологическое осмысление динамики и содержания стилевой эволюции в нашем исследовании базируется на трудах таких зарубежных ученых, как Р. Арнхейм, Г. Вельфлин, М. Дворжак, Г. Зедльмайер, Э. Панофский, А. Ригль, а также отечественных авторов: С.С. Аверинцева, К.З. Акопяна, М.М. Бахтина, В.В. Вейдле, Л.Н. Воеводиной, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, E.H. Устюговой и др. На процесс формирования основной концепции данного исследования большое влияние также оказали труды таких авторов, как К.З. Акопян, A.A. Аронов, B.C. Библер, В.А. Волобуев,

A.A. Пелипенко, В.П. Руднев, М.Я. Сараф, H.A. Хренов, В.М.Чижиков, E.H. Шапинская, М.М. Шибаева, А.И. Щербакова и др.

Среди относительно новых исследований следует отметить отдельные работы, посвященные непосредственно полистилистике как в культуре в целом, так и в ее отдельных областях. Отечественный социолог Л.Г. Ионин в своей книге «Социология культуры. Путь в новое тысячелетие» (2000 г.) применяет понятие полистилистики, впервые сформулированное в музыкознании, для характеристики различных по принципам внутренней организации и функционирования культур. В 2001 г. появляется работа известного отечественного литературоведа и культуролога В.А. Пестерева («Постмодернизм и поэтика романа: Историко-литературные и теоретические аспекты»), посвященная исследованию романного жанра в современной литературе в ракурсе проявления в нем принципов полистилистики. Историк и культуролог И. В. Кондаков в статье "Прорыв к полистилистике" (2006 г.) применяет понятие полистилистики как к особенностям развития современного искусства, так и социокультурной обстановке конца XX века в целом.

Кроме того, специфика настоящего исследования требовала рассмотрения проблемы стиля с точки зрения концепций постмодерна. И здесь мы опирались на философские, культурологические труды таких авторов, как Р. Барт, Ч. Дженкс Ж. Лиотар, У. Эко, а также К. 3. Акопян, Д. В. Затонский, С. Н. Зенкин, И. П. Ильин, Л. Г. Ионин, В. А. Пестерев, Т.Н.Суминова и др.

Большим подспорьем в плане создания культурологической концепции полистилистики стали также искусствоведческие труды, посвященные проблеме стиля зарубежных и отечественных авторов, таких как Г. Адлер, М.Г. Арановский, Б.В. Асафьев, В.Г. Власов, А.Ю. Кудряшов, Т.Н. Ливанова,

B.Г. Медушевский, М.К. Михайлов, С.С. Скребков, А.С.Соколов, В.Н.Холопова и др.

Наконец, нами были использованы существующие исследования в области изучения явления полистилистики искусствоведением. Среди подобных работ, во-первых, следует назвать статьи и устные выступления одного из «пионеров» отечественной полистилистики А.Г. Шнитке, который впервые теоретически обосновал идею полистилистики и технологию использования на практике полистилистического метода, а также предложил классификацию данного явления в целом. Вслед за А.Г. Шнитке к теме полистилистики обратились авторитетные отечественные музыковеды. Одну

из первых серьезных попыток осмыслить суть этого явления предпринял М.Г. Арановский, выделивший несколько существенных причин его появления и попытавшийся дать его обобщенный анализ. Отметим также работы наиболее известных исследователей творчества А.Г. Шнитке - В.Н. Холоповой и Е.И. Чигаревой. Отдельные главы в них специально посвящены вопросу использования композитором полистилистики как стилистического принципа.

В более общем плане исследует полистилистику один из создателей отечественной теории музыкального содержания А.Ю. Кудряшов. Исходя из тезиса об экстра и интермузыкальном содержании музыкального творчества исследователь приходит к заключению о том, что музыка благодаря полистилистике все более приобретает культурологическую направленность, «все чаще претендуя на право говорить от имени культуры, эпохи».

Кроме перечисленных исследований, вопросы полистилистики, так или иначе, освещаются во многих учебных пособиях - например, О.И.Аверьяновой («Русская музыка второй половины XX века»), П.Казанцевой («Лекции по курсу "Анализ музыкальных произведений"») и др.- и статьях (например, Е. Чигаревой и Г. Григорьевой - «Теория современной композиции»), посвященных музыкальному творчеству второй половины XX века, и т.д.

Проблеме формирования полистилистики посвящено также несколько диссертационных исследований. В их числе работы «Интерпретирующий стиль в музыке XX века: закономерности, эволюция» (1992) В. Н.Грачева, «Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма»(2003) Е. В. Лианской, «Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа»(2003) Дзюн Тиба, «Полистилистика романа A.C. Байетт "Обладание" (2008) Н. А. Антоновой, «Полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма» (2009) С. В. Анохиной и др.

В своем диссертационном исследовании В.Н. Грачев опирается на разработанную В. В. Медушевским теорию «типологического разделения стилей на интерпретирующие, способные отражаться в "зеркалах" других стилей и автономные». Интерпретирующий стиль анализируется им на примере творчества нескольких поколений композиторов (20-30-е и 70-80-е годы XX века в области концертного жанра). В связи с предшествующими историческими периодами автор использует понятие «эволюционные стили». В исследовании Дзюн Тиба «Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа» центральным вопросом становится

теория интертекстуальности в литературоведении и вопросы ее применения в музыковедческом анализе. Автор не рассматривает полистилистику как принципиально новое мышление, а антагонистичные способы современной композиторской техники (поли - и моностилистику) считает лишь выражением некоторых внешних качеств, анализ которых не способен раскрыть внутреннюю сущность явления.

В диссертации «Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма» Е.М. Лианской творчество нескольких современных композиторов (А. Шнитке, В.Сильвестрова, А. Кнайфеля, Л. Десятникова, В.Тарнопольского и др.) рассматривается в первую очередь с точки зрения влияния на него эстетики постмодерна. Однако исследование Б. М. Лианской касается вопроса полистилистики лишь косвенно, так как оно посвящено музыкальной культуре постмодерна в целом. В филологическом исследовании H.A. Антоновой «Полистилистика романа A.C. Байетт "Обладание"» (2008) с точки зрения сформулированной в музыкознании теории полистилистики анализируется один из романов английской писательницы. Автор прослеживает отличительные особенности английского постмодерна, а также анализирует драматургию романа A.C. Байетт с точки зрения проявления в ней полистилистики разных уровней.

В диссертации C.B. Анохиной «Полистилистика в музыкальной культуре постмодернизма» (2009) рассматриваются некоторые вопросы временных и содержательных рамок проявления постмодернизма в целом, с применением теории «диалогичности современной культуры» анализируется постмодерн в музыке, чьим актуальным выражением автором позиционируется полистилистика.

Однако, несмотря на все сказанное, следует признать, что библиография по теме «полистилистика» пока еще не отличается особым богатством и разнообразием.

Объект исследования - полистилистика как специфическое стилевое явление европейской художественной культуры.

Предмет исследования - динамика стилевых изменений в истории европейской художественной культуры.

Цель работы - дать теоретически обоснованное определение и культурологическую характеристику полистилистики как закономерного и на данный момент завершающего этапа стилевой эволюции, охватывающей историю европейской художественной культуры.

Задачи исследования:

1. На основе анализа существующих дефиниций стиля и полистилистики сформулировать наиболее актуальные для данного исследования, раскрывающие социокультурное содержание, определения стиля и полистилистики.

2. Выявить моно - и полистилистические черты в различных исторических периодах развития культуры. На этой основе определить общее направление развития стилевой эволюции в истории европейской художественной культуры.

3. Проанализировать закономерности формирования предполистилистических тенденций в европейской музыкальной культуре.

4. Рассмотреть культурную парадигму постмодерна как основу для формирования полистилистики в культуре конца XX века.

5. Исследовать содержательные и формальные основы полистилистики в ее связи с социокультурными особенностями развития музыкальной культуры конца XX века, дать классификацию различных видов полистилистики.

Теоретико-методологические основания исследования обусловлены интегративной спецификой предмета исследования, его целью и задачами. Последние в своей совокупности определили междисциплинарный характер рассмотрения изучаемой проблемы, обращение к концепциям различных научных дисциплин: философии, социологии, истории, культурологии, литературоведения, искусствоведения. В связи с этим нам представлялось наиболее плодотворным избрать комбинированный тип исследования, сочетая в нем органично дополняющие друг друга системный, концептуальный, историко-генетический, культурологический, а также специальные искусствоведческие подходы.

Методологически определяющими в данном исследовании стали:

-диалектический закон отрицания отрицания, сформулированный Г.Гегелем и получивший «свое второе рождение» в искусствознании в работах Г. Вельфлина, М. Дворжака, Э. Панофского, Э. Курта, Д. Затонского, доказывающих наличие и чередование в искусстве периодов классической и а-классической организации;

- концепции А.Ф. Лосева и E.H. Устюговой, в соответствии с которыми стиль является всеобъемлющей и универсальной категорией, присущей культуре в целом.

Важными для нас также стали:

- теория Венской школы искусствоведения, предполагающая что

искусство, наряду с другими формами социокультурной практики, является выражением важнейших идей времени;

- идея Р. Арнхейма о том, что каждый из известных художественных стилей представляет собой не устоявшееся явление, а постоянно изменяющийся процесс;

- концепция Л.Г. Ионина о социокультурных общностях моно - и полистилистического типа, согласно которой принципы системной организации едины как для социума, так и для всех форм культуры, включая художественную;

- теория интертекстуальности, основные принципы которой были сформулированы такими исследователями как Ю. Кристева, Р. Барт, Ж.Деррида, М. Фуко, У. Эко, Т.Н. Суминова и др. Согласно концепциям вышеперечисленных авторов взаимосвязь различных текстов культуры принимает в эпоху постмодерна всепроникающий характер и детерминирует не только содержание и форму художественного творчества, но и сознание человека, окружающую его реальность и т.д. Отсюда все - культура, социум, сам человек - воспринимаются как огромный интертекст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно лишь по принципу калейдоскопа...»';

- концепция У. Эко о том, что постмодерн, как некое «духовное состояние», возникал в культуре неоднократно, но «санкционировался» лишь в определенные исторические периоды;

- идея А.Ю. Кудряшова о том, что полистилистика неизмеримо расширяет семантику музыкального языка и становится механизмом саморефлексии культуры. Музыка, таким образом, все более приобретает культурологическую направленность, «все чаще претендуя на право говорить от имени культуры, эпохи»2.

Методы исследования. В диссертации применены общенаучные и специальные методы исследования: диалектический, системный, метод восхождения от общего к частному и от частного к общему, сравнительно-исторический (компаративный, типологический), интерпретационный (генетический, структурный), контент-анализ научной литературы по теме

1 Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). -М.: Академический проект, 2006.-С. 199.

2 Арановский М.Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки. -Л.: Советский композитор, 1979. -С.47.

исследования, а также искусствоведческий метод анализа, включающий элементы литературоведческого, театроведческого и музыковедческого.

Диалектический метод позволил рассмотреть стилевую эволюцию как развивающийся, внутренне противоречивый и многосторонний процесс, требующий комплексного изучения. На основе системного метода художественный стиль исследовался в диссертации как элемент социокультурной системы, который находится в единстве с другими элементами и формирует своим взаимодействием целостность. Метод восхождения от общего к частному и от частного к общему оказался наиболее плодотворным для выявления взаимосвязи постмодернизма и полистилистики в европейской художественной культуре. Сравнительно-исторический (компаративный, типологический) метод позволил проследить причинно-следственные связи изменений процесса стилеобразования в европейской художественной культуре, а также выявить в нем общие и особенные черты. Генетический метод оказался наиболее плодотворным для изучения зарождения и развития полистилистики в европейской художественной культуре. Структурный метод дал возможность рассмотреть внутренние взаимосвязи в системах стиля и полистилистики. Искусствоведческий метод применялся для анализа стилистических особенностей произведений различных видов искусства и литературы.

Гипотеза исследования. Тенденция к стилевому плюрализму свойственна процессу стилевой эволюции на протяжении всей истории европейской художественной культуры, но как самостоятельный стиль полистилистика сформировалась только в эпоху постмодерна.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в работе комплексно обоснована социокультурная природа полистилистики в европейской художественной культуре.

Научная новизна определяется также и следующими позициями:

1. Сформулированы авторские, раскрывающие социокультурное содержание явлений определения художественного стиля и полистилистики.

2. Выявлены моно и полистилистические черты в различных исторических периодах развития культуры. Принцип взаимодействия и смешения стилей, спорадически проявлявшийся на протяжении всей истории европейской художественной культуры, усиливается к началу XX века и становится ведущей тенденцией различных областей современной культуры, в том числе художественной культуры. Таким образом, развитие стилевой

эволюции европейской художественной культуры направлено от моно - к полистилистике.

3. Проанализированы закономерности формирования предполистилистических тенденций в европейской музыкальной культуре: под влиянием принципов неоклассицизма, а также усиления тенденции к синтезу различных областей художественного творчества с конца XIX в. стилистическая эволюция получает качественно новое содержание: формируются некоторые из важнейших принципов будущей полистилистики.

4. Культурная парадигма постмодерна рассмотрена как основа для формирования в европейской художественной культуре конца XX века нового стиля - полистилистики.

5. Исследованы содержательные и формальные основы полистилистики в ее связи с социокультурными особенностями развития музыкальной культуры конца XX века, дана классификация различных видов полистилистики.

В целях придания большей доказательности основным положениям диссертации в работе, в частности, дается достаточно подробный и сочетающий в себе культурологические и искусствоведческие черты анализ следующих произведений: оперы А. Пуссера «Ваш Фауст» (1960— 1968),Финала 2-го фортепианного концерта Р. Щедрина (1966 г.); «Кредо» (1968 г.) А. Пярта; «Серенады для пяти музыкантов» (1968), «Сюиты в классическом стиле» (1972 г.), Скерцо из 1-й симфонии (1972 г.), Концерта-гроссо № 1 (1977 г.), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»(1983 г.) А.Шнитке, видеоинсталляции группы АЕС+Ф «Пир Трималхиона» (2009 г.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены некоторые общие принципы развития европейской художественной культуры, уточнена характеристика механизма формирования художественного стиля, а также дан углубленный теоретический анализ явления полистилистики, как заключительного на сегодняшний день этапа развития художественного стиля. Материалы и выводы, содержащиеся в настоящей работе, могу быть использованы в рамках проведения исследований, посвященных культурологическому анализу истории европейской культуры, в частности ее художественной составляющей, а также феномену стиля, отдельным его проявлениям, трансформациям и истории его развития в целом, истории художественной культуры и художественного творчества, культуры постмодерна, в частности

ее художественной составляющей, наконец, истории отечественного искусства.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности их использования в преподавании истории и теории культуры - при подготовке учебных курсов по истории культуры, истории европейского художественного творчества, истории отечественной культуры и искусства, по проблемам постмодернизма, а также по частным проблемам музыкознания (например, по композиции и анализу музыкальных форм), что уже осуществляется автором в его преподавательской работе.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное анализу полистилистики как феномена европейской художественной культуры, соответствует п. 12. «Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре», п. 13. «Факторы развития культуры», п. 17. «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство)», п. 23. «Личность и культура», п. 30. «Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции» паспорта специальности 24.00.01 - «Теория и история культуры» (культурология).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее актуальным для настоящего исследования является рассмотрение стиля и полистилистики как элементов социокультурной системы того или иного исторического типа культуры. Исходя из этого стиль есть опосредованное художником - его талантом, мировоззрением, мироощущением - выражение культурно-исторического содержания эпохи, обеспечиваемое художественно-выразительными средствами, выработанными на основе устойчиво повторяющихся в художественных произведениях и складывающихся в более или менее стройную систему общих принципов организации формы и содержания.

Полистилистика - это художественный стиль, отражающий общий дискурс постмодерна в форме построения произведения на основе принципа контаминации в одном произведении различных стилистических образований.

2. В художественной культуре каждой исторической эпохи, как отражении ее общей социокультурной парадигмы, присутствуют моно и полистилистические черты. Принцип взаимодействия и смешения стилей, спорадически проявлявшийся на протяжении всей истории, усиливается к

началу XX века и становится ведущей тенденцией различных областей современной культуры, в том числе художественного творчества. Таким образом, направление стилевой эволюции европейской художественной культуры можно в целом определить как движение от моно к полистилистике.

3. В музыкальной культуре Нового времени так же, как в культуре в целом, идет процесс накопления полистилистических черт. Проникновение в музыкальное творчество с конца XIX в. принципов неоклассицизма, так же как усиление в нем тенденции к синтезу искусств, подготавливают качественные изменения процесса стилеобразования, которые и станут впоследствии основой для формирования полистилистики как самостоятельного стиля.

4. Следующие основные идеи и принципы постмодерна в культуре XX в. становятся основой формирования полистилистики как нового общекультурного и художественного стиля:

• всеобщий плюрализм, получивший распространение во всех видах социокультурных практик: политике, идеологии, науке, религии, художественном творчестве;

• интертекстуальность, в широком плане означающая всеобщую взаимосвязь любых текстов культуры (и в конкретных проявлениях часто принимающая форму цитатного, коллажного строения художественных произведений);

• симультанность как принцип развертывания не только художественного творчества, но и общественного сознания в целом;

• свободная интеграция различных форм, приемов и принципов, относящихся к различным стилям в различных областях социокультурной деятельности, в том числе жанров академического и массового искусства в художественном творчестве;

• принцип ризомы, пришедший на смену системному иерархическому порядку организации целого;

• отказ от принятых в классический период развития культуры понятий новизны и художественного открытия при определении оснований художественного творчества.

5. Полистилистика является закономерным результатом развития художественного процесса в эпоху постмодерна. Наиболее ярко проявившись в музыкальной культуре, она выражает взаимодействие имманентных и внемузыкальных факторов развития музыкального творчества. К первым

относятся особенности развития музыкальной культуры второй половины XX столетия, в том числе заимствование музыкальным искусством содержательно-формальных принципов других видов художественного творчества, в частности кинематографа, литературы и т.д. Ко вторым относится влияние на музыкальное искусство культурной парадигмы постмодерна в целом. Полистилистика в отечественной музыке, кроме того, стала выражением протестной позиции ряда художников в отношении официальной идеологии тоталитаризма и моностильности в искусстве.

В работе предлагается следующая классификация полистилистики, включающая три ее типа:

а) коллажный тип — резкое, подчас преднамеренно резкое сопоставление различных стилистических пластов,

б) диффузный, или симбиотический тип, где переход от одного к другому стилю выполняется тонко и завуалировано,

в) «адаптационный» тип, где, условно говоря, своими словами пересказывается чужой текст.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования достаточно полно изложены в 9 публикациях, общим объемом 21,2 п.л., в том числе в разделах монографии, 6-ти статьях (в том числе 3-х статьях, опубликованных в 3-х научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ), а также 2-х методических пособиях.

Материалы и результаты исследования прошли апробацию в виде докладов и выступлений на таких конференциях, как VI Международная научная конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 2008), III Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, 2012), Всероссийская научно-практическая конференция «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, 2013).

Материалы и выводы исследования используются в учебном процессе кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного института культуры в разработке и при чтении следующих учебных курсов: «История мировой культуры», «История отечественной культуры».

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения МГУКИ 17 апреля 2014 года (протокол № 8).

Структура и объем диссертации. Структура диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы, а также приложение с аудиозаписями музыкальных произведений, проанализированных в диссертационном исследовании.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновываются актуальность и новизна темы диссертации, формулируются цели и задачи, поставленные в ней, определяются объект, предмет и структура исследования, обосновываются его методологические основания, дается краткий обзор наиболее значимых в контексте диссертации исследовательских работ, посвященных изучению полистилистики, представлены положения, выносимые на защиту.

В связи с тем, что полистилистика рассматривается в исследовании как один из этапов развития художественного стиля, I глава диссертации «Вектор стилевой эволюции в истории европейской культуры» посвящена рассмотрению основных исторических и теоретических аспектов процесса взаимодействия моно и полистилистических черт в различные исторические периоды развития культуры от Античности до начала XX в. При этом диссертант подчеркивает, что в настоящей работе не ставится задача всестороннего изучения явления стиля, тем более что такая задача, вероятнее всего, может быть решена только в специальном междисциплинарном исследовании.

В параграфе 1.1 «Основные исследовательские подходы к определению стиля и полистилистики» анализируются принципы, на основании которых в отечественной и зарубежной науке складывались теории стиля и полистилистики. Категория стиля принадлежит к одной из наиболее многозначных и зачастую расширительно трактуемых в рамках наук о культуре. Многозначность явления стиля находит свое отражение как в разнообразных проявлениях особенностей его бытования, так и в многочисленных трудностях, связанных с его определением и применением его дефиниций в теоретических исследованиях. В рамках настоящей работы мы стремимся исследовать функционирование феномена стиля в общекультурном контексте, включающем, в том числе, общеэстетические, социально-исторические и психологические аспекты, Как представляется, именно культурология обладает наиболее богатыми и перспективными возможностями для изучения как стиля в целом, так и возникающих в его рамках стилевых новообразований. Среди существующих на сегодняшний

день определений наиболее близкой избранному ракурсу исследования является позиция авторов, которые при определении стиля пытаются учитывать все вышеназванные факторы, т.е. пытаются раскрывать понятие стиля как социокультурного феномена, взаимосвязанного с целым рядом объективных и субъективных факторов.

Опираясь в первую очередь на положения А.Ф. Лосева, М.К. Михайлова, Р. Арнхейма, диссертант предлагает следующее определение: стиль есть опосредованное художником - его талантом, мировоззрением, мироощущением - выражение культурно-исторического содержания эпохи, обеспечиваемое художественно-выразительными средствами,

выработанными на основе устойчиво повторяющихся в художественных произведениях и складывающихся в более или менее стройную систему общих принципов организации формы и содержания. На наш взгляд, именно такой подход к исследованию феномена стиля позволяет выявить один из главных принципов стилеобразования, актуальный для всех известных истории стилей, в том числе для полистилистики. Основываясь на нем, полистилистику можно определить как художественный стиль, отражающий общий дискурс постмодерна в форме построения произведения на основе принципа контаминации в одном произведении различных стилистических образований.

В параграфе 1.2 «Проявление моно и полистилистических черт в различные исторические периоды развития культуры» на основе диахронного анализа художественных стилей, выявляется вектор развития стилевой эволюции в истории европейской художественной культуры.

В Классический период греческой Античности (V- IV вв. до н.э.) как выражение социокультурного содержания эпохи формируется первый «большой» стиль. Впоследствии он получил название классики и стал отражением господствующей в античном государстве моностилистической концепции мироустройства. Ее основными чертами являются иерархия, канонизация, тотализация, исключение «чуждых» культурных элементов, официальный консенсус, позитивность, телеология и т.д. Сформировавшаяся в лоне античной культуры моностилистическая парадигма эпохи находит свое отражение как в современном художественном творчестве, так и в появившихся в этот период философских и теоретических трудах, посвященных проблеме стиля.

В трактатах Аристотеля и Поликлета формируются важнейшие представления о классическом стиле. Также в них утверждается мысль о

необходимости строгого следования системе правил. Соответствие канону рассматривается как самый главный показатель мастерства художника. Автор приходит к выводу о том, что менталитет эпохи не предполагал существования альтернативного мышления, и поэтому любые отклонения от норм классического стиля рассматривались современниками как бесстильность, как «плохой вкус», но ни в коем случае не как возможность формирования иного стиля, существующего одновременно с общепринятым.

В художественном творчестве эллинистического периода (конец IV -1 в. до н.э.) как отражение полистилистического типа культуры складывается практика сосуществования и чередования в пределах относительно небольшого временного отрезка различных стилей, что свидетельствует об изменении художественного сознания, о его лояльности к стилистическому плюрализму. Как покажет последующий анализ, подобное чередование в истории культуры периодов строгой и свободной стилистической организации станет своего рода нормой исторического и культурного развития.

Религиозная доминанта культуры, господствовавшая в европейском Средневековье (V - XV вв.), формирует новые художественные стили, выражающие ведущие идеи времени: раннехристианский, активно совмещавший античные традиции с христианской символикой изобразительного искусства, романский, который, являясь сравнительно более целостной художественной системой, тем не менее, сочетал в себе некоторые элементы и принципы ранних стилей, и готический, в художественной системе которого ведущую роль играли различного рода антиномии. При том, что религиозная доминанта культуры полностью формулировала каноны художественного творчества эпохи, каждый из перечисленных стилей более или менее активно включал в собственную систему элементы других стилей, тем самым делая определенный шаг к полистилизму. Такое взаимодействие стилей можно объяснить как имманентными особенностями развития художественного творчества, так и влиянием менталитета средневековой культуры, в котором причудливо объединялось влияние сакрального, профанного и других видов мировоззрения.

Переход к Новому времени ознаменован важными переменами в общественном сознании отразившимися в целом ряде новаций в искусстве. Одним из проявлений ренессансной свободы творчества, становится «дробление» единого исторического стиля на множество ярких

индивидуальных стилей. Впервые со времен эллинизма художественное сознание положительно воспринимает отклонения от канона и смешение различных стилистических систем.

Процессы стилистических взаимовлияний в художественной культуре с XVI по начала XX вв. (Новое и Новейшее время) в целом отличаются нарастающим динамизмом. На протяжении этого исторического периода в недрах моно социокультурных систем постепенно формируются отдельные принципы будущих полистилистических культур. Одним из важнейших толчков к формированию новой идеологии становится движение Реформации, охватившее большинство европейских стран и необратимо изменившее материальные и духовные основы общества. Многомерное художественное сознание эпохи Нового времени нашло свое отражение в появлении на свет и параллельном функционировании «на равных» нескольких художественных стилей: барокко, классицизма, рококо и др.

XIX столетие отмечено важными социокультурными переменами, произошедшими во многом под влиянием становящейся все более популярной идеи культурного релятивизма. В культуре возникает небывалое число последовательно либо параллельно функционирующих художественных стилей, а в науке - новое понимание феномена стиля, в котором доминирует признание оригинальности и авторской неповторимости главным условием творчества.

Культурная парадигма романтизма создавала важный прецедент сосуществования в искусстве нескольких равноправных стилей, но одновременно с этим свидетельствовала и об утрате ценностей классической эпохи, что, по мнению ряда исследователей, станет предтечей постмодерна в художественном творчестве. Вторая половина XIX века благодаря многостилью получила название эклектики. На грани XIX-XX веков как результат поисков единого стиля формируется модерн, который большинство современников восприняло как бесстильность, но который впоследствии, с расстояния более полувека, был оценен как последний «большой» стиль. Такая ситуация с переоценкой стилевого единства также свидетельствует о том, что стилевая доминанта в общественном сознании продолжает сдвигаться от моностилистики к полистилистике.

В последней трети XIX столетия формируется тенденция использования в творчестве элементов чужого стиля. Именно данному принципу впоследствии будет суждено стать основой принципиально нового этапа стилеобразования XX-XXI вв., для которого характерно представление

о стиле как об открыто декларируемых заимствовании, «игре с чужими» стилями.

Таким образом, автор диссертации приходит к выводу о том, что процесс стилеобразования в европейском художественном творчестве от Античности до н. XX в. отмечен наряду с тенденцией чередования классических и а-классических стилей накоплением черт полистилистики.

II глава исследования «Художественный стиль и его трансформации в эпоху постмодерна: полистилистика как современный этап развития европейской художественной культуры» посвящена разностороннему анализу феномена полистилистики. В параграфе 2.1 «Метаморфозы стиля в истории европейской музыкальной культуры: предполистилистические тенденции» рассматриваются особенности стилеобразования в музыкальном творчестве, так как в дальнейшем именно здесь, наиболее определенно заявит о себе то художественное явление, которому посвящено наше исследование.

В целом о европейской художественной культуре, в том числе музыкальной, до начала XX в., можно говорить как о моностилевой. Если в музыкальном искусстве этого периода и встречались стилистические заимствования, то они были скорее исключением из правила и носили строго функциональный характер (использовались в жанрах вариаций, парафраз и т.п.). Ситуация кардинально меняется в начале XX века: во-первых, все усиливающаяся тенденция к синтезу искусств обогащает музыкальное творчество формообразующими принципами других видов искусства, во-вторых, авангардизм и появившийся вскоре неоклассицизм наносят удары по прежним представлениям об искусстве и о стиле как показателе авторского своеобразия и новизны соответственно. Автор приходит к выводу о том, что эти факторы создают предпосылки для формирования в недрах музыкального искусства нового стиля. Через поэтику неоклассицизма получает «карт-бланш» сам принцип построения автором художественного произведения на основе использования уже известных текстов. Именно этот формообразующий прием, выражающий глубинные изменения в структуре художественного мышления, объединяет неоклассицизм и появившуюся вслед за ним полистилистику.

Параграф 2.2 «Ситуация постмодерна в культуре XX в.: рождение нового стиля» посвящен анализу ведущих идей культуры постмодерна. Среди наиболее актуальных выделяются такие, как отказ от признания обоснованности тотальных тенденций в науке, общественных критериев

морали и нравственности, которые навязывают человеку принятые лишь определенной культурой ценности, от традиционных форм в искусстве, от принятых в классический период развития культуры понятий новизны и художественного открытия при определении оснований художественного творчества. Плюрализм мышления, исчезновение прежней иерархии ценностей приводят к формированию в художественном творчестве тенденции эклектического смешения художественных языков и стилей, преобладанию принципов ризомы, а через нее и симультанности в построении содержания и формы художественного произведения. Все названные признаки, как отмечает социолог Л. Г. Ионин, свойственны в целом полистилистическим культурам, какой является не только современная российская, но и многие зарубежные социокультурные общности.

Ведущим принципом формообразования и мышления постмодерна становится принцип интертекстуальности. Аллюзии на «чужие тексты», известные литературе на протяжении всего ее существования, теперь, во-первых, даются под знаком иронии и нигилизма, во-вторых, становятся принципом различных видов искусства и, в-третьих, включаются элементом в своеобразную философию творчества, которая основывается на тотально действующем принципе цитатного, коллажного построения текстов культуры.

Своеобразный и значительный вклад в эволюцию художественного стиля в XX столетии внесло искусство кинематографа в целом, а также получивший в нем широкое развитие принцип монтажа (С. Эйзенштейн), который через жанр киномузыки постепенно проникает и в так называемую «чистую» музыку. В эпоху постмодерна стилистический плюрализм обнаруживает себя, прежде всего, в архитектуре и киноискусстве 60-70-х годов. В качестве развернутого примера-обоснования тенденции накопления черт полистилистики в художественном творчестве Нового и Новейшего времени в данном параграфе представлен анализ целого ряда воплощений в искусстве одной из «вечных тем» - истории о докторе Фаусте. Показательной особенностью вечных сюжетов является тот факт, что они аккумулируют не только доминирующие в культуре идеи, но также соответствующие этой культуре ведущие принципы стилеобразования. Автор подчеркивает, что под влиянием культурной парадигмы постмодерна процессы активного стилистического синтеза в различных видах искусства принимают тотальный характер. Происходит преобразование прежних представлений о «чистоте»

стиля и начинается формирование в различных видах искусства нового стилистического направления - полистилистики.

Параграф 2.3 «Полистилистика как закономерный результат развития художественного процесса в эпоху постмодерна» посвящен анализу различных ракурсов феномена полистилистики. В разделе 2.3.1 «Содержательные основы нового стиля» анализируются различные факторы, чье влияние напрямую связано с формированием нового стиля, а также выявляются его главные образно-содержательные доминанты. Наиболее ярко заявив о себе в музыкальном искусстве, полистилистика складывается в результате взаимодействия имманентных и внемузыкальных факторов развития. К первым относятся особенности развития музыкальной культуры второй половины XX столетия (такие, как, например, исчерпанность возможностей музыкального авангарда, заимствование музыкальным искусством содержательно-формальных принципов других видов художественного творчества, в частности кинематографа, литературы и т.д.). Ко вторым относится влияние на музыкальное искусство культурной парадигмы постмодерна в целом. Полистилистика в отечественной музыке, кроме того, стала выражением протестной позиции ряда художников в отношении официальной идеологии тоталитаризма и моностильности в искусстве.

Полистилистика предоставила в распоряжение композиторов небывалое разнообразие выразительных средств - фактически все существовавшие в истории музыки стили, а через них и возможность раскрытия необычайных для «чистой» музыки содержательных концепций. Благодаря этому музыка наделялась способностью соперничать с остальными искусствами не только в плане выражения эмоций, но и в плане конкретности своих смыслов. Сущностным свойством нового стиля становится принцип формирования авторского высказывания на основе использования «готовых текстов». Смысл возникает именно и только как результат их интертекстуального взаимодействия (процесса музыкальной контаминации).

В отечественной музыкальной культуре к полистилистике обращались многие композиторы: в числе «пионеров» - А. Шнитке и А. Пярт, а затем -С. Губайдулина, Э. Денисов, Р. Щедрин, В. Мартынов, Л. Десятников. Примерно одновременно с появлением первых отечественных полистилистических произведений те или иные приемы полистилистики начали использоваться и зарубежными композиторами, среди которых

выделялись Ч. Айвз, Б. Циммерман, К. Штокхаузен, А. Пуссер, Л. Берио. Постепенно полистилистика начинает позиционироваться как самостоятельный стиль.

В разделе 2.3.2 «Классификация разновидностей полистилистики» в качестве важнейшего смыслоопределяющего принципа классификации диссертантом предлагается рассматривать характер соотношения между собственным и чужим либо между несколькими «цитируемыми» автором стилями. Исходя из этого следует различать следующие типы полистилистики:

а) коллажный тип - резкое, подчас преднамеренно резкое сопоставление различных стилистических пластов. Напомним, что в отличие от предшествующего постмодерну периода коллаж как вид полистилистики, как правило, предполагает ироничное отношение автора к цитатам;

в) диффузный, или симбиотический, тип, где переход от одного к другому стилю выполнен тонко и завуалировано;

в) полистилистика - адаптация, где, условно говоря, своими словами пересказывается чужой текст. От неоклассической стилизации данный вид полистилистики отличается тем, что в нем присутствует явно выраженный «взгляд со стороны», и даже при использовании известного текста постмодернист создает «новые» смыслы.

В творчестве современных отечественных и зарубежных композиторов встречаются самые разные типы полистилистики и их комбинации. Общую линию эволюции стиля можно определить как движение от коллажной к симбиотической полистилистике. При этом существуют и авторские предпочтения в выборе определенного типа полистилистики. Так, Р. Щедрин, А. Пярт наиболее часто обращаются к коллажной полистилистике. А. Шнитке использует самые разные ее виды, но более близкой характеру дарования композитора является симбиотическая полистилистика.

Анализ произведений Р. Щедрина, А. Пярта, А. Шнитке, Вл. Мартынова выявляет особенности эволюции полистилистики и ее связь с различными явлениями современной культуры в целом.

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что полистилистика в отечественной музыкальной культуре является отражением дискурсов постмодерна в целом, а также закономерностей развития отечественной культуры конца XX - начала XXI столетий, которую в целом можно определить как полистилистическую.

В Заключении подводятся итоги исследования, излагаются выводы, обобщающие основные положения работы, и рассматриваются некоторые ракурсы дальнейшего исследования полистилистики,

Список публикаций по теме диссертации:

1. Ильичёва, Н.И. Метаморфозы художественного образа / Н.И.Ильичёва // Вопросы культурологии. - М., 2010. - №1. - С. 73- 77.

2. Ильичёва, Н.И. Полистилистика как феномен художественного творчества XX в. (на примере литературы и музыки) /Н. И.Ильичёва // Знание, понимание, умение. - М., 2011. -№3. - С. 182186.

3. Ильичёва, Н.И. Между Сциллой и Харибдой, или об истоках полистилистики в современном искусстве /Н. И.Ильичёва // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. -№ 2. -С. 121-124.

4. Ильичёва, Н.И. Мировая музыкальная культура / Акопян К.З., Ильичева Н.И., Чершинцева М.А. - М.: Эксмо, 2012. - с.61- 444. (Российский институт культурологии. Сокровищница мировой культуры). В соавторстве с М.А.Чершинцевой. Авторство не разделено.

5. Ильичёва, Н.И. Художественный стиль как феномен культуры / Н.И. Ильичёва // Вопросы музыкальной культуры и образования: сб. научных трудов. -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. - Вып. 8. - С. 129- 134.

6. Ильичёва, Н.И. Полистилистика как один из дискурсов постмодерна /Н.И.Ильичёва // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: сб, ст. по материалам III Международной научно-практической конференции. - М.: РИЦ МГГУ им. М. А.Шолохова, 2012. - С. 180-183.

7. Ильичёва, Н.И. Судьба стиля в эпоху постмодерна / Н.И.Ильичёва // Диалоги об искусстве: сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Пермь: 2012. - С .18-23.

8. Ильичёва, Н.И. Западноевропейская культура XVII века: методическое пособие для высших учебных заведений / Н. И. Ильичёва. -Ташкент: Ташкентский государственный экономический университет, 2002. -30 с.

9. Ильичёва, Н.И. Западноевропейская культура XVIII века: методическое пособие для высших учебных заведений / Н. И. Ильичёва. -Ташкент: Ташкентский государственный экономический университет, 2002. -28 с.

Подписано в печать 29.04.2015 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,5. Заказ 758. Тираж 100 экз.

Отпечатано ООО «Издательство «Экон-Информ» 129329, Москва, ул. Кольская, д. 7, стр. 2. Тел. (499) 180-9407 www.ekon-inform.ru; e-mail: eep@yandex.ru

15--5801

V

\

• \

2012477929

2012477929