автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Политический миф

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Заводюк, Вадим Григорьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Политический миф'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Заводюк, Вадим Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Политический миф: природа и роль в обществе.

1. Генезис политического мифа.

2. Структура, функции и сущность политического мифа.

ГЛАВА 2. Процессы трансформации политического мифа.,,,,

1. Проблема "демифологизации" и перспективы политического мифа.

2. Карнавализация и институцианизация как процессы трансформации политического мифа.

3. Средства переориентации политического мифа.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Заводюк, Вадим Григорьевич

Проблема функционирования и динамики мифологического сознания, процессы его трансформации, а также возможности воздействия на политико мифологическое сознание самым непосредственным образом связаны с перспективами решения глобальных проблем современности.

Сознание современной эпохи активно мифологизируется,точнее, ремифологизуется.Ремифологизация затрагивает все его формы, все структурные образования.Мифология становится распространенным средством политической и нравственной ориентации людей в мире, "рациональность" мифа вытесняет научную рациональность. Причем, это наблюдается на фоне повышения роли сознания в истории, на фоне усиления политики в жизни общества.

Мифология предстает как универсальное явление. Классический миф составляет основу, базис для последующих модификаций. Исторический процесс постоянно разрушает классическое мифосоз-нание со времен античности и начала христианства. Особенно активным этот процесс стая под воздействием технического и информационного прогресса. Классический миф перестает удовлетворять потребностям социума, уходит на маргиналии культуры. Вследствии этого на смену классическому мифу приходит социальная мифология, происходит смещение акцентов из сферы сверхъестественного в область интерпретации социальных отношений.

Последние столетия многообразие мифологического опыта постепенно фокусируется вокруг социально-политических проблем: власти, собственности, отношений между различными социальными группами и др. Стержнем социальной мифологии в XIX -XX вв.является политический миф,который имеет особую структуру и специфические функции. Одна из основных причин его наличия в современности - слабость отдельного человека и социальной группы перед политической стихией. Политический миф сфокусирован на идеях, с которыми люди связывают надежды на удовлетворение своих насущных потребностей.

Вместо рационального объяснения возникает сверхценностное символическое политическое представление, основанное на ирра циональном осмыслении причинно-следственных связей. Причем, истоки мифологического представления коренятся в бессознательно архетипических импульсах. На их основе надстраивается вторичный уровень, где происходит перекодирование импульсов коллективного бессознательного в систему рационализированных символических представлений социальной группы об окружающей реальности. Первичный бессознательный уровень практически не контролируется сознанием. Напротив, коллективное бессознательное само постоянно, мощно и активно влияет на сознание индивида и группы, во многом определяя их деятельность. Это - инвариант мифа.

Кроме того, различные этапы общественной эволюции порож дают специфические варианты трансформации мифологического сознания в историческом процессе. Исходный мифологический инвариант преобразуется в карнавализационную и институциализирующую трансформы,которые обеспечивают актуальность мифа в конкретных исторических условиях.

В кризисные моменты существования общества, в условиях ст. sj трагического крака марксистской идеологии и возникших на ее основе в массовом сознании специфических политических мифологем, особенно острой становится проблема поиска и реализации специфических средств воздействия на мифологическое сознание. Прежние мифы уже не отвечают новым социально-политическим реальностям, однако значительная часть населения по-прежнему жи. вет мифами об "утерянном рае", "государстве всеобщего равенства", или создает себе иные ("либеральные", "демократические", "тоталитарные") идеалы. В этом случае личностная и социальная рефлексия, как правило, недостаточны (об этом свидетельствует опыт и практика постперестроечных процессов), и существует потребность в политике переориентации ригидного мифологического начала в общественном сознании, а точнее в осмыслении существующих мифологических "рядов" в условиях конкретной трансформы мифологического инварианта и средств выхода на новые мифологические ориентиры .

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Основы изучения специфики мифологического сознания и форм его объективации были заложены исследователями, изучавшими классическую мифологию. В работах С.С.Аверинцева, В.Вундта, Э.Я.Голосовкера, А.Г.Гулыги, П.С.Гуревича, Э.Кассирера, Л.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, А.Ф.Лосева, Б.Малиновского, Е.М.Мелетинского, М.Мид, В.Я.Проппа, Б. Ф.Поршнева, О.М.Фрейденберг, М.Элиаде, К.-Г.Юнга достаточно глубоко и всесторонне разработана теория и специфика классической мифологии.

В середине девятнадцатого века как непосредственный объект изучения выделяется социальный миф. При его анализе прослеживается достаточно четкая философская традиция, в пределах которой его сущность редуцируется к идеологическим образованиям. Несмотря на явное упрощение специфики социального мифа при таком подходе, исследования зарубежных ученых оказались плодотворными, так как ими достаточно глубоко были изучены такие проблемы, как соотношение идеологического и научного сознания (А.Винер, Э.Топич, Ф.Ортега-и-Гассет, К.Поппер), потребности масс и политическая мифология (Э.Канетти, Ф.Ницше, Ф.Орте-га и Гассет) иррационально-психологические компоненты мифа (В.Парето,З.Фрейд,Э.Фромм,К. Г. Юнг).

Сложность и специфика феномена политического мифа обусло вили тот факт, что его изучение на сегодняшний день характеризуется скорее постановкой проблем, нежели их решением (Э.Кас-сирер,Г.Лассуэлл, К.Мангейм, Ж.Сорель, Л.Фойер, М.Элиаде и др.). В еще большей степени сказанное выше относится и к проблеме ремифологизации как стратегии переориетации мифологического сознания. Косвенно, и с других позиций проблема переориентации ставится в работах, посвященных "демифологизации", "ремифологизации" и "деидеологизации" (Д.Белл, Р.Бультман, Э.Кассирер,Г.Лассуэлл, В.Парето и др.).

В советской философской литературе до середины 70-х годов проблема социальной мифологии обсуждалась, как правило, с идеологических позиций, где миф рассматривался как феномен, присущий исключительно буржуазному и добуржуазному обществу, и в этой связи интерпретировался как система сознательной лжи и фальсификаций. В противоположность этому выдвигалось положение о том, что в условиях социалистического общественного строя в принципе исключена возможность возникновения социальной мифологии и мифотворчества. Тем не менее, при критике буржуазных идеологических концепций и мифосознания капиталистических обществ существовали плодотворные исследования как в постановке проблем, так и в попытках из решения (А.Г.Гулыга, П.С.Гуре-вич,К.С.Гаджиев, Е.М.Мелетинский и др.). В последние годы проблема социального мифа выдвигается в качестве предмета для осмысления в работах Т.М.Алпеевой, Н.Й.Семечкина и др.

Генезис политической мифологии в ряде аспектов рассматривается в работах Э.Кассирера, К.-Г.Юнга, Э.Фромма,М.Элиаде Г.Лассуэлл, К.Мангейм,Л.Фойер анализируют отдельные функции мифологического сознания, обосновывают необходимость ремифоло-гизации. Таким образом, несмотря на то, что отдельные аспекты проблемы были изучены, на сегодняшний день в научной литературе отсутствуют специальные исследования по данной теме. Это обстоятельство актуализирует научно-методическую значимость изучения проблемы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данной работы является анализ инварианта и процессов трансформации политического мифа, а также специфических средств переориентации политико-мифологического сознания. Исходя из этого, в работе решаются следующие задачи:

- изучение генезиса политического мифа; анализ структурной организации политического мифа; анализ функционирования политического мифа;

- выявление сущностных характеристик;

• описание трансформаций мифологического сознания ; изучение проблемы демифологизации и перспектив мифа; вычленение и анализ средств воздействия на политико-мифологическое сознание;

Методологической основой данной работы являются подходы представителей психоаналитического движения (К.-Г.Юнг) , теория символа 0.Кассирера. Для анализа мифологического в политике, манипулятивной техники пропаганды используются исследования представителей политического психоанализа (Г.Лассуэлл).При рассмотрении проблемы трансформации мифологического сознания используются некоторые установки отечественной семиотики (Ю.Лотман, А.Иванов,Б.Топоров). При анализе средств переориентации мифологического сознания используются разработки гуманистической психологии (А.Маслоу,Ф.Перлз), психологии мотивации (Л.Фестингер).

Научная новизна исследования состоит прежде всего в том, что политический миф изучается через инвариант, динамику и процессы трансформации. Исследуется его структурно-функциональная организация, изучаются стратегия и средства переориентации мифологического сознания.

Исходя из этого на защиту выносятся следующие положения:

1. Политике--мифологическое сознание - неотъемлимый атрибут жизни современного общества, возникший на основе классического мифа. Современный политический миф имеет специфическую информационную и психологическую структуру и систему функций. В последние два столетия все многообразие социальной мифологии постепенно фокусируется вокруг политических реалий: власти, собственности, отношений между социальными группами и др.

2. Политический миф -это суперценностное символическое представление о политической реальности , в котором иррационально отражаются причинно-следственные связи.

3. Архетипический алгоритм задает программу функционирования мифологических стереотипов, обеспечивающих актуальность мифа в конкретных исторических условиях.

4. Необходимость "ремифологизации" массового сознания порождается формационным и идеологическим вакуумом, кризисным состоянием общества. С другой стороны, необходимы новые ориентиры, позволяющие полнее использовать индивидуальную и групповую активность мифологического начала, преодолеть стагнацию представлений социальных групп.

5. "Демифологизация" может быть рассмотрена как стихийно-исторический процесс смены старых мифов новыми - "мгновенная" демифологизация, вызванная расхождением между мифологическим представлением и новой информацией,ставшей актуальной для индивидуального и массового сознания. Это явление связано с развитием цивилизации и становлением сознания, базирующегося на рациональном постижении окружающего мира.

6. "Ремифологизация" позволяет направлять энергию масс для новой деятельности. Такая политика предполагает воздействие на мифологическое сознание через систему специальных средств путем использования когнитивного диссонанса и консонанса, и метода антитезирования . Она реализуется через средства массовой информации, образовательные институты и другие каналы массовой коммуникации.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Теоретическая значимость работы заключается в том, что идеи и выводы, в ней содержащиеся, могут стать основой для дальнейших исследований политической мифологии, а также стратегии переориентации политико-мифологического сознания. Предлагаемая работа имеет практические выходы на многие аспекты социальной философии и философской антропологии, на проблематику социальной психологии и социологии, а также на психологию управления.

Практическая значимость работы видится в оформлении средств для политики переориентации мифологического сознания, в том, что ее выводы могут стать отправной точкой для размышления над многими общественными проблемами.

В конкретно-прикладном плане данная работа может быть использована в качестве специального теоретического курса в преподавании философии, социальной психологии, социологии.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. По теме диссертации имеются следующие публикации.

1. Социальные мифы и историческое мифотворчество /Тезисы докладов XVI Куйбышевской областной студенческой научной конференции. Куйбышев, 1990. С.9-10.

2. Мифология в культуре и истории /Тезисы докладов XVII Куйбышевской областной студенческой научной конференции. Куйбышев. 1991. С.14 15.

3. Мифологическое сознание в современной школе /Меняющийся мир и образование в духе мира и ненасилия. Тез. докл. Международной научной конференции. Самара, 1993. (Редкол.:0.М.Бу-ранок - отв. ред.) и др. С.93-94.

4. Мифологическое сознание в рамках школьной модели времени и пространства. /О вы, которых ожидает Отечество // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей. Самара, 1993 (Редкол.:0.М.Буранок - отв. ред.) и др. С.3-7.

5. Трансформации мифологического сознания. Специфика отечественной ситуации. /Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. //Тезисы докладов первой международной конференции по исторической психологии российского сознания. Самара, 1994. (Редкол.:В.А.Шкуратов - отв. ред.) и др. С.186--187.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политический миф"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В XIX-XX вв. возрастает роль политической мифологии в жизни общества. Она становится распространенным средством политической и нравственной ориентацией людей в мире. Причем, это наблюдается на фоне повышения роли сознания в истории, на фоне усиления политики в жизни общества.

Мифология предстает как типологически универсальное явление. Классический миф составляет основу, базис для последующих модификаций. Исторический процесс разрушает классическое мифо-сознание со времен античности и начала христианства. В последние столетия многообразие мифологического опыта постепенно фокусируется вокруг социально-политических проблем.

Политический миф сохраняет в качестве "родительского наследства" содержание классической мифологии .В его основе лежат такие процессы как инверсия,проекция,рационализация,персонификация.

Политический миф определен как феномен сложного иерархического взаимодействия в индивидуальном и массовом сознании архетипических оснований с рациональной интерпретацией политической реальности.Этот феномен изучен с точки зрения сложной психологической структуры мифа. Существующие на архетипическом уровне иррациональные основания мифа задают алгоритм функционирования рационализированного мифологического стереотипа (смыслосодержательного, повествовательного построения), приспосабливающегося к требованиям политической реальности.

Политический миф в значительной мере определяют психопатологические механизмы политической жизни .Истоки политической активности коренятся в иррациональных мотивах,зачастую компенсирующих телесную и духовную неполноценность.Политический миф в силу своей высокой активности способен быть "мотором" для реконструкции общественной жизни.

Содержательные компоненты психологической структуры ("Мы","Они","Он") позволяют массовому политическому сознанию оперировать иерархическими значениями, служат сплочению общности.

Трансформа как "поверхностный уровень мифа " дополняет инвариант избыточной информацией .которая может быть утрачена. Трансформа приспосабливает мифологическое сообщение к исторической конкретике политической ситуации и специфике носителя мифологического сообщения.

Основные функции политического мифа объединяющая,адаптивная ,психотерапевтическая,этическая,эстетическая,легитимации.

Политический миф изучен как специфическая форма социальных представлений. В качестве его сущностных характеристик рассмотрены символичность и сверхценностность.Политический миф всегда символичен ,т.к. опредмечен своей знаково-образной стороной. В массовом сознании любые социально-политические процессы предстают в виде образов,наполненных конкретным, предметным содержанием. Он имеет сверхценностный характер ,т.к.базируется на архетипе ,связан с глубинными,ведущими потребностями и является как бы "спусковым крючком"для политической активности. Сверхценностность возникает из придания особого статуса неудовлетворенной, архетипической по источнику,базовой потребности .

Политический миф в отличии от идеологии предстает как информационное сообщение ,а не как организованный текст. Политический миф отражает потребности индивида и группы, и поэтому глубоко органичен своим носителям .В отличие от идеологии он не имеет конкретной цели и программы действий .

В условиях социального кризиса мифологический инвариант инициирует действие двух типов трансформ - карнавализадионную и институциализованную. Карнавализация - это тип трансформации мифологического стереотипа, при котором в сознании возникает сразу несколько точек зрения,когда сознание "раздваивается", когда ему доступно изменение. Причем, эти различные точки зрения сосуществуют, не устраняя друг друга, ни одна из них не является легальной или главенствующей.Институциализация-это обратный карнавализации тип трансформации мифологического инварианта, когда сознание пытается возвратить себе прежнюю целостность, либо происходит переход к новому стереотипу.

Демифологизация массового политического сознания невозможна, да и не нужна, т.к. миф поддерживается потребностями и интересами группы .Однако,это не исключает возможность воздействия на политико-мифологическое начало в общественном сознании. Если возможно осознание существующих в обществе мифологем .механизмов их функционирования и процессов трансформации то необходим анализ возможности переориентации массового сознания ,средств воздействия на политический миф.

В условиях формационного и идеологического кризиса,становится необходимой политика переориентации массового (мифологического) сознания при помощи специальных средств воздействия -ремифологизация.

Такая политика позволяет аккумулировать энергию масс для деятельности посредством создания новых мифологических ориентиров. Средствами ремифологизадии выступают консонансно-диссонансные механизмы, вводящие конгруэнтность-неконгруэнтность в систему когнитивных репрезентаций,антитезирование,противопоставляющее диссонантную информацию исходному мифологическому положению, средства повтора и упрощения информации .

Содержанием такой политики является работа по созданию "целеполагающих" мифологем и их трансляции по каналам СМИ с учетом специфики социальных групп и господствующего типа мифологической трансформы.

 

Список научной литературыЗаводюк, Вадим Григорьевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В., Вильданова А.А. Психологические аспекты освещения событий в Чечне программами центрального телевидения // Вопросы психологии. 1995, N4.1. С.57-64.

2. Автономова Н.С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум: многообразие вненаучного знания.-М.Политиздат, 1990.-461с.

3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.:Изд-во Моск.ун-та, 1990. -239с.

4. Анчел Е. Мифы потрясенного сознания.-М.Политиздат, 1979.-176с.

5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.:Худож.лит., 1990.- 541с.

6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.:Медум,1995.- 322с.

7. Булгаков М.А. Белая гвардия //Булгаков М.А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера.- М.Правда, 1989.- 573с.

8. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии. 1992,N 11. С.86-114.

9. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-М.:Высш.шк., 1989.-404с.

10. Вундт В.Миф и религия.- Спб.,1912.-С.40-41.

11. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию.-//Полис, 1992.1-2.

12. Голосовкер Э.Я. Логика мифа.- М.:Наука, 1987.- 217с.

13. Гулыга А.В. Искусство в век науки.-М.:Наука, 1978.-182с.

14. Гуревич П.С. Среди мифов // Советская культура. 19 сентября 1989.

15. Гринстайн Ф. Личность и политика //Социально-политические науки.1991, N10, С.71.

16. Демидов А.И.Федосеев А.А. Основы политологии -М.:Высш.шк.,1995.-270с.

17. Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.:Наука, 1964.-328с.

18. Иванов В.В., Топоров В.Н.Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору.-М.:Наука, 1975. -320с.

19. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.:Наука, 1974.-342с.

20. Кара-Мурза С. Тайная идеология перестройки //Наш современник, 1994, N 3, С.96-132.

21. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии.-М.:Прогресс, 1988. -544с.

22. Кассирер Э. Техника современных политическихмифов // Феномен человека. Антология. М.: Высш.шк.,1993.-347с.

23. Ключевский В.0. Исторические портреты .-М. .-Правда, 1991.-622с.

24. Кормер В.Ф. 0 карнавализации как генезисе двойного сознания // Вопросы философии. 1991, N1, С.168-180.

25. Лассуэлл Г.Д. Политические науки.//Социальнополитические науки .1990, N11, С.94.

26. Лассуэлл Г.Д. Принцип тройного воздействия:ключ к анализу социальных процессов //Социологические исследования , N1, 1994. С.136,143.

27. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. .-Наука, 1988.-536с.

28. Липсет С. Политическая социология.//Американская социология.Перспективы,проблемы,методы.-М.:Наука ,1972.-270с.

29. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.:Изд-во МГУ, 1982.-479с.

30. Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф имя - культура // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. VI. С.293.

31. Мамардашвили М.К. Другое небо // Три каравеллы на горизонте. М.Международные отношения, 1992.- 270с.

32. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.-414с.

33. Мангейм К. Идеология и утопия.-М.:Наука, 1976.

34. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42, М.Политиздат,1974.

35. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.26,ч.Ill, М.: Политиздат,1964.-674с.

36. Маркузе Г.Одномерный человек.//Американская социологическая мысль.Тексты.-М.: Изд-во МГУ,1994. -С.121-147.

37. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.:Наука, 1976.-407с.

38. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности.Тексты.- М.:Изд-во МГУ,1982.-287с.

39. Моска Г.Правящий класс.//Социологические исследования,N12,1994,С.112-115.

40. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995,N 1, С.4.

41. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Соч. в 2т.,Т.1.- М. .-Мысль, 1990.-831с.

42. Ольшанский Д.В. Психологические проблемы политических стереотипов // Психологический журнал, Т.10, N 2,1989, С.160.

43. Парето В. О применении социологических теорий.// Социологические исследования ,N.10,1995,0.138.

44. Пауль Г. Миф, философия и рациональность.// Общественные науки за рубежом. Философия и социология.1989, N2,1. С.12-15.

45. Перлз Ф. Внутри и снаружи мусорного ведра // Московский психотерапевтический журнал. 1992. С.129-130.

46. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2т. М.:Междунар.фонд "Культ.инициатива", 1992,Т.2.- 525с.

47. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.-М.: Наука, 1979.-232с.

48. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.-614с.

49. Пропп В.Я. Морфология сказки.- М.:Наука,1969.-168с.

50. Пропп В.Я. Фольклор и действительность.М.: Наука, 1976.-325с.

51. Сорель Ж. Введение в изучение современного хозяйства. -М. ,1908.

52. Сорель Ж. Размышление о насилии .-М.,1906.

53. Сорокин П.А. Голод и идеология общества // Квинтэссенция.- М.:Политиздат,1990.~44бс.

54. Сэндидж Ч.Г.,Фрайбургер В.,Ротцолл К.Реклама: теория и практика.-М. .-Прогресс, 1989.-628с.

55. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. .-Политиздат, 1989.-572с.

56. Токарев С.А. Что такое мифология // Вопросы истории, религии и атеизма. Т.10. М., 1967. С.180-245.

57. Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. -М. :Интерпракс,1994.-248с.

58. Фарж А. Маргиналы //50/50. Опыт словаря нового мышления.- М. :Прогресс, 1990.-560с.

59. Фейдимен Дж.,Фрейгер Р. Личность и личностный рост.-М.:Изд.Российского открытого ун-та,1991,Вып.1.-116с.

60. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // З.Фрейд. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн.1. Тбилиси, "Мерани",1991.-397с.

61. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. -М. Политиздат, 1990. -270с.

62. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.:Наука, 1978.- 605с.

63. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.Политиздат, 1980.-703с.

64. Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом // Фромм Э. Душа человека.-М.:Республика, 1992. -430с.

65. Харт Дж.Г. От мифа к логосу утопической поэтики: концепция Гуссерля.// Общественные науки за рубежом. М.,1990,N 6, С.94.

66. Хекхаузен X.Мотивация и деятельность.- М.:Педагогика,1986.-406с.

67. Чуланов Ю.Г. Политология .Спб.:Изд-во Санкт-Петер-бург.ун-та экономики и финансов ,1993.-159с.

68. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. -Л. :Наука, 1971.-240с.

69. Шпенглер 0. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории . М.:"Мысль",1993,Т.1.-663с.

70. Элиаде М. Аспекты мифа.-М.:Инвест-ППП, 1995.-238с.

71. Элиаде М. Космос и история.- М. .-Прогресс, 1987.309с.

72. Эссер X. "Привычки","стереотипы" и "рациональный выбор": теория рационального выбора // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.Серия 11.Социология. N 2,1993.С.74-75.

73. Юнг К.-Г. Подход к бессознательному // Архетип и символ. М.:Ренессанс, 1991.- 286с.

74. Юнг К.-Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе.-М.:Наука, 1993.-192с.

75. Юнг К.-Г. Воспоминания, сновидения,размышления.Перевод с англ.яз. книги "Memories, dreams, reflections".N.Y.Vintage books,1963, 430 pp.// Всесоюзный центр переводов технической литературы и документации.- М.,1979.- С.319.

76. Ямме К. Пределы и перспективы современных философских теорий мифа // Вопросы философии.1993,N 5, С.188-189.

77. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. .-Республика, 1994.-527с.

78. Adorno Т.Н.,Frenkel-Brunswik E.,Levinson D., Stanford К.The Authoritarian Personality .N.Y.,1950,p.57.

79. Bell D.The End of Ideology . N.Y.,1960,p.370.

80. Lasswell H.D.The analysis of political behaviour:an empirical approach .London,1949.

81. Lasswell H.Psychopatology and Politics .N.Y.,1960, p.271.

82. Lasswell H.The Structure and Funktion of Communication in Society.-In: The Process and Effects of Mass Communication .-Chicago,1971,p.84-99.

83. Manheim K. Ideology and Utopia.An introduction to the Sociology of Knowledge".N.Y.,1936.,p.36.

84. Merquior J. The veil and the mask.Esseys on culture and ideology.L.,1956,p.159.

85. Pareto V.Sociological Writtings Selected and Introdused by E.E.Finer .N.Y.,1966.

86. Fromm E. The Revolution of Hope.Toward a Humanized Technology.N.Y.,1968,p.201.