автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Поселения и жилища закамских удмуртов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Садиков, Ранус Рафикович
Введение
Глава I. Поселения
1. История возникновения и современное состояние ,20
2. Типы заселения и расселения 37
3. Типы и формы поселений 45
Глава II. Жилые и хозяйственные постройки, усадьбы.
1. Строительные материалы и техника 62
2. Жилые постройки 73
3. Хозяйственные постройки, бани 87
4. Планировка усадеб 95
Глава III. Строительная обрядность и представления, связанные с жилищем
1. Представления, связанные с жилищем 99
2. Представления о духах-покровителях жилища 109
3. Строительная обрядность 116
Глава IV. Культовые постройки и сооружения
1. Куала 126
2. Пространственная организация священных рощ 137
3. Кладбища, надмогильные сооружения 145
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Садиков, Ранус Рафикович
Актуальность темы.
Поселения и жилище представляют собой один из основных элементов материальной культуры каждого этноса. Вместе с тем, они в традиционной культуре являются не только "вещью", но и "знаком", т.е. несут в себе определенную символическую нагрузку. Иными словами, представления и обряды, связанные с ними составляют один из пластов духовной культуры народа.
Поселение - сложный комплекс, включающий в себя не только систему построек разного функционального назначения (жилые, хозяйственно-бытовые), но также и хозяйственные угодия, культовые места, кладбища. Тип, размеры, внешний вид поселений и жилищ каждого этноса напрямую связаны с самыми разными сторонами его жизни: экологической средой, в которой обитает этнос, типом хозяйства, социальными и политическими отношениями, обычаями и традициями, эстетическими и религиозно-мифологическими представлениями. Недаром один из исследователей в начале XX в. писал, что "изба вотяка - это история вотского народа" [37, с. 173]. Таким образом, изучение традиционных поселений, жилищ, хозяйственно-бытовых и культовых построек закамских удмуртов может дать богатый материал о социальной и культурной истории удмуртского народа, его эстетике, религии, философии, тем более, что комплексным исследованием этого вопроса никто не занимался.
Известно, что удмурты Закамья находятся в тюркском и отчасти восточнославянском этническом окружении и это, несомненно, наложило определенный отпечаток на все стороны их жизни, в том числе на поселения и жилище. Изучение поселений и жилищ закамских удмуртов даст ценную информацию в плане взаимодействия культур финно-угорских, тюркских и восточнославянских народов. К концу XX в. традиция вступила в сложные взаимоотношения с новациями, вызванными научно-техническим прогрессом. Престижным становится возведение типовых благоустроенных домов из современных материалов, что совершенно меняет облик поселений. Взаимодействие традиций и новаций также не должно выпадать из поля зрения этнографа.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является анализ и систематизация материалов по традиционной организации жизненного пространства (поселений и жилища) закамских удмуртов, а также ее состояния в современных условиях. Также : рассмотрены проблемы духовного осмысления ими "одомашненного пространства", каким являются поселения и жилища.
Исходя из целей для решения ставятся следующие задачи:
- описать и классифицировать традиционные поселения, жилые, хозяйственно-бытовые и культовые постройки закамских удмуртов;
- рассмотреть историческую динамику их развития;
- дать анализ религиозно-мифологическим представлениям и обрядам, связанным с поселениями и жилищем;
- выявить иноэтничные влияния;
- проанализировать соотношение традиций и новаций в данной сфере на сегодняшний день.
Хронологические рамки исследования.
Исследование охватывает вторую половину XIX - XX вв., но многие аспекты рассматриваются в более длительной исторической ретроспективе - до XVII в.
Территориальные рамки исследования.
Исследуемая группа удмуртов расселена компактными группами в Балтачевском, Бураевском, Илишевском, Калтасинском , Кушнаренковском, Татышлинском и Янаульском районах Республики Башкортостан и Куединском районе Пермской области. Небольшая численность удмуртов отмечается также в Хайбуллинском и Зилаирском районах Башкортостана. Кроме того выходцы из традиционных населенных пунктов закамских удмуртов проживают в городах Уфе, Нефтекамске, Янауле, Агидели, Перми и Чернушке.
Степень изученности вопроса.
Комплексное изучение поселений и жилища удмуртов не осуществлено до настоящего времени. Тем более, не проводились с такой целью исследования среди закамских удмуртов.
В поле зрения исследователей закамские удмурты попали еще со второй половины XVIII в., но, с сожалением, приходится отмечать, что данная сфера культуры интересовала их менее, чем другие. Но все же в трудах дореволюционных ученых можно найти некоторые сведения, касающиеся поселений и жилища, а также представлений и обрядов, связанных с ними у закамских удмуртов.
Одним из первых работ, в котором имеются краткие сведения по исследуемой теме является труд Н.П.Рычкова "Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства" (СПб., 1770) [82]. По утверждению автора, "вотские деревни" (а именно Бикся и Кичяк ныне дд.Бикзяново Бураевского и Болыпекачаково Калтасинского районов РБ - P.C.), расположенные по берегам р.Быстрый Танып, служили ему "к точному познанию внутреннего состояния вотского народа" [82, с. 155]. В своей работе Н.П.Рычков касается представлений, связанных с куала - молитвенным сооружением. Особенно интересным представляется упоминание исследователя о том, что такие сооружения имелись в каждой усадьбе [82, с. 159-160].Удмуртские деревни Ксиер, Бигдзян и Качак (ныне дд. Касиярово, Бикзян Бураевского и Болынекачаково Калтасинского районов РБ) посетил руководитель "Физической" или "Академической" экспедиции П.С.Паллас (вместе с Н.П.Рычковым). В своем сочинении "Путешествие по разным провинциям Российской империи" (СПб ., 1788) он дает краткое описание усадеб и внутренней планировки изб закамских удмуртов. Он также приводит сведения об огороженных священных рощах -Керемет [ 71, Т.З, 4.2, с.ЗЗ,35-36]. К сожалению, этнографические материалы XVIII в. по закамским удмуртам единичны и фрагментарны и не дают целостного представления по данному вопросу, но, вместе с тем, они, особенно материалы Н.П.Рычкова, имеют ценные сведения по бытовавшим тогда, но исчезнувшим уже к концу XIX - началу XX в. явлениям и фактам.
В первой половине XIX в. наблюдается "затишье" в изучении закамских удмуртов, как, впрочем, и других народов России [26, с. 14]. Нет ни одного исследования этого времени, касающегося закамских удмуртов. Со второй половины XIX в. интерес к закамским удмуртам заметно оживляется, что связано с деятельностью научных обществ, развернувших активные исследования народов, обитающих в Российском государстве. К наиболее раннему из сочинений этого периода можно отнести "Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях" В.М.Черемшанского (Уфа, 1859). Автор в своем труде дает описание усадеб, курных изб и их внутренней планировки закамских удмуртов. Интересны сообщения исследователя о беспорядочной планировке усадеб и об отсутствии заграждений. Основным типом жилища закамских удмуртов по В.М.Черемшанскому являлась курная изба с двумя или тремя окнами, из которых одно или два волоковые. Основу их внутренней планировки составляли печь и нары. В устройстве печи он отмечает наличие открытых очагов, не фиксируемых более другими авторами или полевыми материалами. Также автор пишет, что удмурты зимой живут в избах, летом - в "анбарушках", по-видимому, в клетях-кеносах. Ценно упоминание В.М.Черемшанского о приготовлении пищи летом в "анбарушках". Видимо, он подметил факт наличия у закамских удмуртов семейных куала, в которых существовал очаг и где готовилась пища [113, с.195]. Большую значимость представляют сведения по жилищу в монографии профессора Казанского университета И.Н.Смирнова "Вотяки" (Казань, 1890). В монографии дается описание трехкамерных жилищ удмуртов Бирского уезда Уфимской губернии, их внутренней планировки и убранства [88, с.90]. Сравнение изб удмуртов и соседних башкир позволило исследователю сделать заключение, что "она точная копия избы башкирской" [88, с.90].
Некоторые данные об обрядах и представлениях, связанных с жилищем, имеются в небольших статьях Г.А.Аптиева, школьного учителя из д.Старый Варяж Бирского уезда, информатора И.Н.Смирнова, посвященных религиозным обычаям и поверьям удмуртов (Казань, 1891, 1892) [3 ;4].
Интересная информация об устройстве трехкамерного жилища и его внутренней планировке у удмуртов Болыпе-Гондырской волости Осинского уезда Пермской губернии имеется в статье земского врача Н.И.Тезякова "Вотяки Больше-Гондырской волости" (1891) [94]. Так же как и И.Н.Смирнов, Н.И.Тезяков отмечает, что "жилище вотяка не отличается от башкирского" [Цит. по: 110, с.ЗЗЗ]. В другой статье "Праздники и жертвоприношения у вотяков-язычников" (1896), исследователь приводит ряд сведений об устройстве куальг и проводимых а ней обрядах [95]. Особенно интересны описания автора родовых сштъшъ-воршудов и упоминание о хранящихся в куала на священной полке воршудных коробов с ритуальными принадлежностями [95, с.5]. В этой, а также в статье И.В.Яковлева "Из жизни пермских вотяков Гондырского края" (Казань, 1903) имеются материалы о пространственной организации культовых мест [129].
В работе К.Яковлева "Верования и религиозные обычаи вотяков Бирского и Осинского уездов" (1915) можно найти информацию о духах-покровителях жилых и хозяйственных построек: Корка кузё, Гид кузё, Кузьйырси, Мунъчо пери, а также об устройстве священных рощ [130].
Некоторые аспекты интересующей нас темы затронуты в трудах финских исследователей Ю.Вихманна и У.Хольмберга (Харвы). В 1894 г. Ю.Вихманн побывал в д.Большой Качак Бирского уезда (ныне Калтасинский район РБ). Им описан обряд "сйзисъкон" ("обещание жертвы") перед жертвоприношением "гулбеч така вдсян" (букв.: "жертвоприношение подпольного барана"), который совершался по переходе в новый дом [140, с.40]. Примечательны два письма финского ученого своей матери, написанные им в д.Болыной Качак. В одном из них он описывает устройство священной рощи, где молились "злому духу" (Керемет) [120, с.40]. В работе У.Хольмберга (Харвы,) "РегтаЫ81еп шкопШ" (Верования пермских народов) (Borga, 1914) имеются материалы, касающиеся кусты и священной рощи Керемет [133]. Кроме того, в этой работе опубликован ряд фотографий, схем и рисунков самого автора и Ю.Вихманна. Материал для книги собран исследователем в ходе поездки к закамским удмуртам в 1911 г., когда он побывал в дд.Можга, Каймашабаш Бирского и д.Старая Кирга Осинского уездов.
Как видно, в дореволюционной этнографической литературе поселения и жилище закамских удмуртов, а также круг представлений и обрядов, связанных с ними остались слабо освещенными. Многие аспекты по данной теме вообще не рассмотрены. Ситуация не изменилась и в советский период изучения закамских удмуртов. В 1927 г. в Трудах Научного общества по изучению Вотского края был напечатан "Историко-этнографический очерк деревни Верхнего Тыхтема, Калегинской вол., Бирского кантона, Башреспублики" И.Антонова. В ней автор дает описание изб и надворных построек жителей этой деревни. Из его описаний видно, что к этому времени сохраняется традиционная планировка жилища с "большими" нарами и полатями. Интересны сведения И.Антонова о бытовавших ранее полах и потолках из расколотых бревен, об использовании вместо стекла брюшины от колотой скотины, а также информация о том, что продольная пила появилась у здешних жителей где-то в середине XIX в. [2, с. 115-120]. Г.Чирков в статье "Вотяки Башкирии", опубликованной в "Башкирском краеведческом сборнике" в 1927 г., приводит данные о бане закамских удмуртов, описывает обряд "мынчойын шудон" - "игры в бане" [118].
В статье Р.Ш.Насибуллина "О названиях удмуртских деревень бассейнов рек Буй и Быстрый Танып" (Уфа, 1973) рассматривается этимология названий населенных пунктов закамских удмуртов [64]. К.М.Климов в работе "Современное искусство узорного ткачества удмуртов Башкирской АССР" (Ижевск, 1980) касается вопросов оформления традиционного и современного интерьера жилища закамских удмуртов. Автор отмечает, что в драпировке современного интерьера широко используются домотканные занавеси, полотенца, ламбрикены и скатерти [45].
С конца 80-х - начала 90-х годов изучение закамских удмуртов активизируется. Заметный вклад в исследование закамских удмуртов в это время внесли Л.С.Христолюбова и Т.Г.Миннияхметова. В своих работах они наряду с различными аспектами материальной и духовной культуры этой группы удмуртов касаются также вопросов, связанных с поселениями и жилищем [105; 107; 108]. В одной из своих работ "Калык сямъёсты чакласа" (Ижевск, 1995) Л.С.Христолюбова использует в качестве сравнительного материала и полевые данные по строительной обрядности закамских удмуртов [109]. Полевые материалы по закамским удмуртам по некоторым аспектам исследуемой темы использованы также В.Е.Владыкиным в книге "Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов" (Ижевск, 1994) [27]. Всестороннее изучение удмуртов Куединского района Пермской области, в том числе поселений и жилища, обрядов, связанных с ними проводится молодым исследователем из Перми А.В.Черных [114].
Историографический анализ по данной проблеме показывает, что поселения и жилище, а также представления и обряды, связанные с ними у закамских удмуртов, не нашли еще в литературе исчерпывающего и обобщенного исследования. Ученые дореволюционного и советского времени касались этих вопросов лишь вскользь, рассматривая в основном другие аспекты культуры закамских удмуртов. Но, вместе с тем, перечисленные исследования, не играя концептуальной роли, имеют большую источниковедческую ценность.
Источники.
При написании работы был использован широкий круг разнообразных источников, опубликованных и неопубликованных, а также полевые материалы автора.
К категории источников можно отнести в той или иной степени и все те ранние научные публикации о закамских удмуртах, в которых зафиксирован уникальный материал, недоступный уже в полевых условиях для современных исследователей, к тому же "чем дальше вглубь веков, тем более зыбкой становится грань между источниками и самими историческими исследованиями" [26, с.6]. В этой связи работы этнографов XVIII, XIX, начала XX веков представляют собой несомненный интерес не только в историографическом, но и в источниковедческом плане. Если научные концепции, выдвинутые авторами в своих трудах уже не вполне отвечают требованиям современной науки, то тот разнообразный полевой материал, который они используют, имеет неоценимую научную ценность. Работы Н.П.Рычкова, П.С.Палласа, В.М.Черемшанского, И.Н.Смирнова, Г.А.Аптиева, Н.И.Тезякова, И.В.Яковлева, К.Яковлева, Ю.Вихманна, У.Хольмберга, И.Антонова, Г.Чиркова в этом плане использовались в значительной степени как источники. В качестве источников использован и полевой материал, опубликованный в трудах Л.С.Христолюбовой, В.Е.Владыкина, Т.Г.Миннияхметовой, А.В.Черных, К.М.Климова, Р.Ш.Насибуллина и др.
Основным источником представленного исследования явился полевой материал, собранный автором в ходе экспедиционных выездов в удмуртские населенные пункты Балтачевского (Шавьяды - 1997); Бураевского (Касиярово, Мамады - 1995, 1996, 1997; Байшады, Сарсаз - 1997); Илишевского (Ташкичи, Вотский Менеуз - 1999); Калтасинского (Тынбахтино, Тойкино, Верхний и Нижий Тыхтем, Большой и Малый Качак, Кургак, Качкинтураево - 1998); Кушнаренковского (Канлы - 1999); Татышлинского (Гаребашево, Новые Татышлы, Вязовка, Бальзюга, Нижнебалтачево, Верхнебалтачево - 1997); Янаульского (Каймашабаш, Шудек, Конигово, Можга, Нократ, Верхняя Барабановка, Максимово, Барабановка, Норканово, Новая Кирга, Арлян, Вотская Урада, Вотская Ошья, Староваряшево, Наняды, Будья Варяш, Новый Варяш - 1997) районов Республики Башкортостан и Куединского (Гожан, Новый и Удмуртский Шагирт, Большой и Малый Гондырь, Кирга, Барабан -1998) района Пермской области. Также был собран сравнительный полевой материал по восточным марийцам во время экспедиционного выезда в населенные пункты Мишкино, Чураево и Букленды Мишкинского района Башкортостана в 1997 г. В ходе экспедиционных выездов были использованы следующие методы сбора полевого материала: непосредственное наблюдение, опрос информаторов, обмер, рисование, составление схем и фотографирование этнографических объектов. В деревнях Верхняя Барабановка и Ташкичи нами были обнаружены сохранившиеся старинные постройки куалы и жилого дома. Куала в д.Верхняя Барабановка представляет собой постройку конца XIX в., жилой дом в д.Ташкичи - первой половины XIX в. (Рис. 1). По словам владельца дома, первоначально он представлял собой трехкамерное жилище (две избы, соединенные сенями), но в 30-х годах нынешнего столетия одна часть была разобрана. При постройке дом имел несколько волоковых окон, покрытых брюшиной от заколотых животных (карнык), лишь позднее были прорублены два больших косящатых окна по фасаду, а также по боковым стенам. На стене дома была прибита табличка с надписью "Уфимское губернское земское страхование", которая ныне хранится в школьном музее.
В 1984 г. в удмуртских селениях Янаульского и Татышлинского районов Башкортостана работала совместная экспедиция Эстонского Национального музея (г.Тарту), Национального музея Удмуртской Республики (г.Ижевск) и Удмуртского государственного университета [50, с. 116]. Материалы этой экспедиции (схемы и рисунки жилищ и усадеб), хранящиеся в фонде этнографических рисунков Эстонского Национального музея [148], также использованы в исследовании. К работе были привлечены также полевые материалы Т.Г.Минниахметовой и краеведов А.В.Гильмаева и Р.Т.Зайдуллина, касающиеся удмуртов Татышлинского района.
В качестве источников для исследования истории расселения удмуртов в бывших Уфимской (Оренбургской) и Пермской губерниях использованы различные опубликованные и неопубликованные архивные документы. К сожалению, опубликованных архивных источников по истории расселения закамских удмуртов - ограниченное количество. В работах Г.Ф.Миллера [56, т.1, с.338,342] и В.Шишонко [123, с.98] содержатся документы, в которых, как считают исследователи, имеются первые упоминания о закамских удмуртах. В "Документах по истории Удмуртии XV - XVII веков" (Ижевск, 1958), составленных П.Н.Лупповым, встречаются материалы XVII в., где речь идет о бежавших в Уфимский уезд удмуртах [36, с.209, 216, 235, 237, 241]. Публикация некоторых архивных документов, освещающих хронологию основания поселений закамских удмуртов, осуществлена А.З.Асфандияровым в книге "История сел и деревень Башкортостана" [5, кн. 5]. Ценные архивные документы встречаются и в нескольких других сборниках и научных трудах [119, с.4-7; 54, т.З, с.106,115, 196; т.4, с.380; 53, с.137-139, 146-147].
Основным хранилищем архивных источников по истории закамских удмуртов является Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). С целью выяснения времени основания удмуртских деревень Уфимской губернии были исследованы материалы следующих фондов этого архива: ;
- Оренбургское губернское правление, ф. 1;
- Канцелярия Оренбургского гражданского губернатора, ф.6;
- Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора, ф.2;
- Оренбургская казенная палата, ф.138;
- Комиссия "высочайше" учрежденная для наделения землей башкирских припущенников, ф.172. Наиболее богатый материал по теме исследования содержится в делах последнего фонда. Там отложились так называемые "записи на припуск" - документы, дающие право на поселение удмуртам на башкирских вотчинных землях. По датам составления этих документов можно относительно точно выяснить время основания того или иного поселения. Поиск источников велся также в фондах "Ландратские книги и ревизские сказки" (ф.350), "Уфимская приказная изба" (ф.1173) Российского государственного архива древних актов (РГАДА) и в фонде Института истории, языка и литературы (ф.З) Научного архива Уфимского Научного Центра Российской Академии наук (НА УНЦ РАН).
Также в качестве источников для выяснения хронологии основания поселений и места выхода первопоселенцев использовались предания об основании поселений. Произведения таких фольклорных жанров, как песни и былички, применялись при рассмотрении представлений, связанных с жилищем и духами-покровителями жилища. В работе использованы как опубликованные [137, б.265; 139, 8.112; 106, с.104-118; 114, с.40-45], так и собранные автором в ходе экспедиционных выездов фольклорные материалы.
В процессе исследования к работе привлекались различные статистические и демографические справочники: списки населенных пунктов, итоги переписей населения и т.д. [91; 92; 76; 85, т.5; 75; 93; 41; 66; 103].
В поисках новых источников и изучению литературы работа велась в Научной библиотеке УНЦ РАН, Национальной библиотеке РБ им. А.З.Валиди, Научной библиотеке Башкирского государственного университета, Государственной книжной палате РБ, Российской государственной библиотеке, Научных библиотеках Тартуского университета и Эстонского Национального музея.
Методологические основы и методы исследования.
Автор в исследовании придерживается теории подразделений этноса Р.Г.Кузеева, согласно которой изучаемая группа удмуртов - закамская (приуральская, по терминологии Р.Г.Кузеева), - является территориальной смешанной внутриэтнической этнографической группой удмуртов [49, с. 260]. Закамские удмурты проживают в Янаульском, Татышлинском, Калтасинском, Бураевском, Балтачевском, Илишевском и Кушнаренковском районах Башкортостана и Куединском районе Пермской области.
Данная этнографическая группа характеризуется общностью исторического происхождения: она сформировалась в результате переселенческого движения удмуртов с мест традиционного расселения XV-XVI вв. на башкирские земли. Общностью характеризуется также и их традиционная материальная и духовная культура. К примеру, одежду этих удмуртов относят к закамскому варианту южноудмуртского костюмного комплекса. В конфессиональном отношении закамские удмурты являются приверженцами языческих удмуртских верований. Не смотря на это можно выделить и некоторые локальные особенности материальной и духовной культуры, характерные разным подгруппам закамских удмуртов. Особенно это относится к сфере языка. Язык закамских удмуртов, относящийся к периферийно-южному диалекту южноудмуртского наречия удмуртского языка, подразделяется на четыре говора: татышлинский, шагиртский, буйско-таныпский, ташкичинский и канлинский [63, с. 2-3]. Данное подразделение закамских удмуртов в зависимости от особенностей их говоров совпадает и с делением их на локальные этнографические подгруппы. Каждая локальная подгруппа наряду с особенностями говора имеет некоторые специфические черты в материальной и духовной культуре.
В связи с этим можно выделить татышлинскую (жители удмуртских населенных пунктов Татышлинского района, а также д. Калмияр Куединского и д.д. Асавка и Шавьяды Балтаческого районов); шагиртскую (население д.д. Гожан, Новый Гожан, Старый Шагирт, Удмуртский Шагирт Куединского района); буйско-таныпскую (удмурты Янаульского, Калтасинского, Бураевского районов и гондырского куста деревень Куединского района); ташкичинскую (удмурты д.д. Ташкичи Илишевского и Давлеканово Бураевского районов) и канлинскую (жители д. Канлы Кушнаренковского района) локальные подгруппы закамских удмуртов.
Своеобразную подгруппу закамских удмуртов представляют крещенные удмурты д.д. Вотский Менеуз и Князь-Елга Илишевского района, которые по истории своего расселения, языку и культуре резко отличаются от других удмуртов Башкортостана и Пермской области. В настоящее время они говорят на татарском языке, лишь некоторые старики помнят удмуртский язык. Как они сами отмечают их говор не был похож на говор жителей соседней деревни Ташкичи. По вероисповеданию они православные. Помня свое удмуртское происхождение, жители этих деревень, вместе с тем, по своему самосознанию отделяют себя от удмуртского этноса. Их самоназвание крэшин.
В исследовании также использованы некоторые материалы по удмуртам д.Купченеево Ермекеевского района, которые общностью своего исторического происхождения, культуры и языка объединяются в одну группу (бавлинскую) с удмуртами Бавлинского района Республики Татарстан.
В качестве сравнительного материала в исследовании используются данные по другим группам удмуртов, марийцам, башкирам, татарам и другим народам.
Как уже указывалось, поселения и жилище будут рассматриваться в данном исследовании как в материальном, так и в духовном аспектах, так как жилище в традиционной культуре - это не только материальный объект, но и один из ключевых символов духовной культуры.
Решение поставленных задач требует привлечения не только материалов этнографической науки, но и исторической, археологической, лингвистической, фольклористики, т.е. комплексного метода исследования. При разработке проблемы автор придерживался сравнительно-исторического и сравнительно-типологического методов исследования.
Ценным методическим подспорьем в работе явились труды Е.Э. Бломквист "Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов" (М., 1956) [16], С.Н.Шитовой "Традиционные поселения и жилища башкир" (М., 1984) [122], А.К.Байбурина "Жилище в обрядах и представлениях восточных славян" (Л., 1983) [12], Г.К.Шкляева "Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем" (Ижевск, 1989) [125], "Традиции и инновации в удмуртском жилище" (Ижевск, 1991) [126] и коллективная монография "Традиционное жилище народов России: XIX - начало XX в." (М., 1997) [99].
Научная новизна.
Представленная диссертационная работа является первым обобщающим историко-этнографическим исследованием поселений и жилища, а также представлений и обрядов, связанных с ними у закамских удмуртов. Необходимо отметить, что подобные работы по данной теме, как по всему удмуртскому этносу, так и по другим отдельным локальным группам, пока отсутствуют.
В первые в науке на основе этнографических данных с привлечением широкого корпуса других источников предпринята попытка описания и классификации традиционных поселений, жилых, хозяйственно-бытовых и культовых построек закамских удмуртов; рассмотрена историческая динамика их развития; проанализированы религиозно-мифологические представления и обряды, связанные с поселениями и жилищем; выявлены иноэтничные влияния, дан анализ соотношения традиций и новаций в данной сфере на сегодняшний день.
Работа написана, главным образом, на основе полевого материала, собранного автором у всех локальных подгрупп удмуртов северо-западных районов Республики Башкортостан и Куединского района Пермской области.
Введены в научный оборот некоторые архивные материалы.
Практическая значимость.
Изучение поселений и жилищ, а также обрядов и представлений, связанных с ними у закамских удмуртов является необходимой предпосылкой для более глубокого и широкого исследования истории и культуры данной локальной группы. Материалы и выводы диссертации явятся необходимым компонентом обобщающего исследования по поселениям и жилищам, а также по представлениям и обрядам, связанными с ними у удмуртского этноса в целом. Они также будут необходимы в качестве сравнительно-сопоставительного материала при рассмотрении данных аспектов культуры у других локальных групп удмуртов. Кроме того, результаты исследования вносят новую совокупность источников в изучение современных этнокультурных процессов в регионе в целом.
Результаты диссертации могут быть использованы для сравнительно-исторических исследований в регионе и за ее пределами для выявления общих закономерностей и механизмов функционирования подразделений этноса, проживающих в полиэтничной среде.
Диссертация вводит в научный оборот новый полевой материал и может стать источником при рассмотрении многих дискуссионных вопросов истории и культуры удмуртов, их этнических и этнографических групп, а также даст полезный сопоставительный материал для обобщений по этнографии финно-угорских и других народов.
Практическая значимость работы определяется также возможностью использования ее материалов и выводов в лекционно-просветительской работе, для популяризации знаний о закамских удмуртах, при составлении специальных курсов по этнографии удмуртов, производстве научных и научно-популярных фильмов, составлении музейных каталогов и экспозиций, в частности, музеев под открытым небом, написании учебников и учебных пособий.
Апробация работы.
Исследуемая тема выставлялась в виде докладов и сообщений на следующих научных конференциях, конгрессах, семинарах: научно-практическая конференция студентов и молодых ученых "История и культура финно-угорских народов" (Ижевск, 1995), межрегиональный семинар преподавателей родных языков и литератур (Нефтекамск, 1996), научно-практическая конференция "Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях" (Сарапул, 1997), II Международный Конгресс этнографов и антропологов (Уфа, 1997), научно-краеведческая конференция "Религиозная жизнь в Башкортостане: прошлое и настоящее" (Уфа, 1998), III Конгресс этнографов и антропологов России (Москва. 1999), а также на ряде научных семинаров Центра этнологических исследований УНЦ РАН.
Структура работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Введение выполнено по общепринятым требованиям по оформлению диссертационных исследований. В I главе рассматриваются история возникновения и современное состояние поселений, их типы и формы, а также типы заселения и расселения закамских удмуртов и их представления, связанные с поселениями. Во II главе представлены описание и классификация жилых и хозяйственно-бытовых построек, усадебных комплексов, строительных материалов и техники сооружения различных построек. Тут же предпринимается краткий экскурс в историю удмуртского жилища. В III главе анализируются представления и обряды, связанные с жилищем, их духами-покровителями. IV глава представляет собой описание и классификацию культовых построек и сооружений, мест отправления культа языческой удмуртской религии, кладбищ и надмогильных сооружений. Также анализируются представления, связанные с ними. В заключении делаются обобщающие выводы по теме исследования. В приложении представлены различные фотографии, схемы и рисунки, являющиеся иллюстрациями к тексту диссертационного исследования, порайонные списки населенных пунктов закамских удмуртов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поселения и жилища закамских удмуртов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном диссертационном исследовании представлен опыт изучения традиционной организации жизненного пространства (поселений и жилища) закамских удмуртов, в ее материальном и духовном аспектах, а также ее состояния в современных условиях.
Первые достоверные сведения о появлении поселений удмуртов в Закамье, относятся к первой половине XVII в., хотя, видимо, этот процесс начался уже с конца XVI в., когда отмечаются первые группы удмуртов-переселенцев. В дальнейшем процесс основания поселений новыми группами мигрантов продолжается. Особенно интенсивно он протекает в конце XVIII -начале XX в., когда было основано подавляющее число деревень закамских удмуртов. В последующее время также наблюдается появление небольшого числа поселений удмуртов, но многие из них были уже основаны выходцами из более ранее основанных закамско-удмуртских поселений. Самые молодые поселения удмуртов в регионе основаны в 20-е гг. XX в., в последующие годы этот процесс прекращается, что связано с началом урбанизации закамских удмуртов.
Изучение опубликованных и полевых материалов позволило автору выявить традиционные черты поселений, жилых и хозяйственных построек; реконструировать состав комплекса традиционных построек; показать историческую динамику их развития. Термином "традиционный" в данном исследовании обозначаются те черты и свойства явлений и элементов культуры, которые сложились к концу XIX - началу XX в., хотя те черты и свойства изучаемого предмета, характерные для более ранних времен, например, концу XVIII - первой половине XIX в., также были традиционны, но под влиянием различных факторов подверглись изменению. Сравнительный анализ исторических свидетельств, характеризующих данную сферу культуры в конце XVIII - первой половине XIX в. и в конце XIX - начале XX в., выявляет процесс постепенной ее трансформации в результате вовлечения различных инноваций.
В конце XVIII - первой половине XIX в. поселения закамских удмуртов -деревни - характеризовались беспорядочным типом планировки и приречным расположением. Как правило они были малолюдными и малодворными. Поселения образовывали кусты или группы родственных по происхождению деревень, жители которых составляли своеобразные языческие религиозные общины. Усадебная застройка также характеризовалась беспорядочностью. Надворные строения располагались без всякого плана, иногда отсутствовали даже огороженные дворы. Жилищем служила черная или курная изба с небольшими окнами, затянутыми бычьим пузырем или брюшиной. Основными типами жилища являлись двухкамерные и трехкамерные избы, основу их планировки составляли нары и печь с вмазанным сбоку котлом. В состав надворных построек входили клети, помещения для скота, различные сараи и навесы. Бани располагались в некотором отдалении от остальных построек, или же вне усадеб. Непременной составной частью усадеб являлись семейные святилища - Покчи куала, которые наряду с религиозной, выполняли и функцию летней кухни. Основой техникой возведения стен являлась срубная. Крыши имели самцовую конструкцию. Для их покрытия использовались топорный тес, солома, кора. Полы и потолок настилались из расколотых надвое бревен - плах.
К концу XIX - началу XX в. складывается совершенно иная картина. В результате правительственных административных мер деревни перестраиваются по уличному плану. К этому времени основная их часть представляла собой одноулочные поселения. Сохраняются приречное заселение и кустовое расселение, хотя отмечаются и случаи основания дочерних поселений на значительном расстоянии от материнских. Увеличиваются показатели людности и дворности. Поселения относились в разряд деревень, лишь незначительная их часть являлись селами и выселками.
Несмотря на перепланировку деревень в усадьбах все же сохранилась рассеянная застройка, но сами они приняли правильные четырехугольные очертания. Хотя отмечается несимметричное расположение построек по периметру двора, все же можно отметить некоторые устойчивые приемы их застройки. Жилище, а также такие хозяйственные постройки как клети, амбары и погреба, располагались в передней части двора, в то время как помещения для скота строились в ее задней части. Гумна и овины располагались на задворках усадеб, за огородами, или же вообще в специально отведенных для них местах. Бани строились на территории усадеб в отдалении от других строений, или же за их пределами. По некоторым сведениям, бани, расположенные во дворах, топились только зимой, летом же парились в специальных банях около речек. Прекратили свое существование семейные куала. Жилищем служила изба с топкой по белому. Основным типом жилища являлись двухкамерные избы, трехкамерные же продолжали бытовать в основном только у зажиточных слоев населения. Как правило, одна из их половин прекращает выполнять функции жилища семьи, становясь только помещением для размещения гостей. Появились пятистенки. Планировочную основу продолжали составлять нары и печь с вмазанным котлом. Летом функции жилища наряду с избой, как и в более раннее время, выполняли также клети-кенос. Самцовая конструкция крыш сменилась на стропильную. Первоначально стропила врубали на верхние венцы сруба, позднее - на специальные подстропильные балки. С появлением продольной пилы основным кровельным материалом становится пиленый тес.
Следующая волна изменений коснулась поселений, жилища и хозяйственных построек закамских удмуртов в 30-е гг. XX столетия, что связано с процессами коллективизации. В поселениях оформляются производственные и общественно-культурные центры, застроенные новыми типами общественных построек. Изменяются состав и размеры надворных строений. Исчезают крупные помещения для скота, амбары, гумна и овины.
Сохранившиеся к тому времени трехкамерные жилища переделываются в двухкамерные. Постепенно основным типом жилища становятся пятистенки. В планировочной структуре жилищ начинают исчезать нары, которые заменяются фабричными или кустарными кроватями и скамейками.
В настоящее время данная сфера характеризуется сохранением как традиционных черт, сложившихся в конце XIX - начале XX в.; черт, проявившихся в 30-е гг. XX в., так и появлением ряда новаций, связанных с улучшением культурно-бытового состояния закамских удмуртов. Привнесены новые строительные материалы, которые зачастую меняют традиционные технологические приемы. Особенно это касается строительства кирпичных домов. Основным типом жилища продолжают оставаться пятистенки, их планировочная структура воспроизводится и в кирпичных домах. Новые конструктивные особенности наблюдаются и в других постройках, в частности в помещениях для скота. Появился совершенно новый тип построек - гараж. Зачастую жилые постройки отделяются от других строений двора, к ним ведут отдельные ворота. Поселения благоустраиваются, что особенно касается центров сельсоветов и колхозов.
Рассмотрев историческую динамику развития поселений, жилых, хозяйственных и культовых построек у закамских удмуртов за период с конца XVIII- по конец XX вв., т.е. за период обеспеченной источниками, можно выделить четыре этапа в их развитии:
1) конец XVIII- первая половина XIX вв.;
2) вторая половина XIX- начало - первая четверть XX вв.;
3) 30-е гг. - 70-80-е гг. XX вв.;
4) 70-80-е гг. XX в. - по настоящее время.
Каждый период, как видно, характеризуется относительной стабильностью характеристик данной сферы культуры. На рубеже этих периодов наблюдаются определенные изменения, вызванные различными новациями.
Черты, характеризующие поселения и жилища закамских удмуртов относительно однородны у всех их локальных подгрупп. Некоторые отличия в конструктивных особенностях и составе строительных материалов отмечаются у удмуртов Илишевского и Кушнаренковского районов. У первых значительно широкое распространение получили четырехскатные крыши; в прошлом в качестве кровельного материала значительно шире, чем у других закамских удмуртов, применялась солома; в настоящее время у них значительно высок удельный вес кирпичных домов. У вторых широко распространены трехскатные крыши, не свойственные для других подгрупп закамских удмуртов. Для них характерны такие особенности, как наличие ставен на окнах, использование в конструкции потолка 2-3 матиц, в отличие от одной у других подгрупп. У них также иногда наблюдается такая особенность, как обращение домов к улице глухой стеной бревенчатых сеней. Такие же особенности характерны для жилых построек башкир и татар, проживающих в этих районах. Скорее всего они и явились результатом влияния с их стороны, но необходимо учитывать и то, что некоторые из этих особенностей сформировались под влиянием хозяйственных и экологических факторов, которые в одинаковой степени воздействовали на все народы этого региона, например, особенности жилищ илишевских удмуртов объясняются недостатком леса.
Особенности поселений и жилищ, свойственные основным подгруппам закамских удмуртов в равной степени характерны и для других народов, расселенных в регионе севера и северо-запада Башкортостана и юга Пермской области - северо-западным башкирам, приуральским татарам, восточным марийцам. Они сформировались у них в результате многовекового совместного проживания в природно-климатических условиях данной экологической ниши. Таким образом, можно сказать, что эти особенности являются общерегиональными, характерными для всех народов региона. Более того, в значительной степени они характерны и для других групп этих народов, расселенных в Среднем Поволжье. Так, поселения и жилища закамских удмуртов в основных своих чертах сходны с таковыми у южных удмуртов. Но не смотря на это, можно выделить ряд характеристик, которые явились прямым заимствованием от других народов. Например, у закамских удмуртов особое место в интерьере занимал сундук, хранившийся в углу на нарах, на который сверху клали подушки и покрывали цветным покрывалом. Данный элемент интерьера аналогичен башкирскому урын, и является заимствованием. Исследователи также отмечают большую схожесть в драпировке закамско-удмуртского и северо-западно-башкирского дома. Особенно это касается некоторых орнаментальных мотивов и колорита, которые были заимствованы удмуртами от башкир.
Ряд особенностей можно охарактеризовать как этнически специфические. В конце XVIII - первой половине XIX в. в усадьбах закамских удмуртов строились семейные куала, выполнявшие функции религиозного святилища и летней кухни. К концу XIX - началу XX в. они уже перестали бытовать, или, видимо, встречались крайне редко. Подобные постройки существовали в конце XVIII - первой половине XIX в. также у северных башкир (аласык) и прибельских марийцев (кудо), но которые также, как и семейные куала, к концу прошлого века перестали у них бытовать. Отличительной чертой же удмуртских куала, как впрочем и марийских кудо, составляло то, что они служили местом отправления семейно-родового культа. В отличие от других народов региона у удмуртов до сегодняшних дней сохранились родовые куала, являющиеся местом почитания родового божества - воршуда. Отличительной чертой удмуртских поселений являлось также наличие священных рощ, которые пространственно организовывались по требованиям удмуртской языческой религии. В этом отношении закамские удмурты были близки к восточным марийцам, у которых к поселениям также примыкали священные рощи. Свою специфику имели и удмуртские кладбища. Таким образом, можно сказать, что большего этнического своеобразия наблюдалось там, где данная сфера культуры тесно соприкасалась с наиболее консервативной областью духовной культуры, а именно с религиозными представлениями. И поэтому неудивительно и то, что другая ипостась исследуемого предмета - ее духовное осмысление, имела более этнически специфичный характер. В своих основных проявлениях представления и обряды, связанные с поселениями и жилищем у закамских удмуртов типично южноудмуртские. Но существовали и свои особенности. Например, в связи с исчезновением семейных куала, перестали бытовать представления и обряды, связанные сними. Семейные моления стали проводиться во дворе, в наиболее чистом ее месте, или же дома у переднего угла. Видимо, специфичны у закамских удмуртов представления о домовом или дворовом в виде ужа. Вместе с большой этнической спецификой в представлениях и обрядах, связанных с поселениями и жилищем у закамских удмуртов наблюдаются и многие общие черты, свойственные всем народам Среднего Поволжья и Южного Урала, что особенно касается представлений и обрядов, связанных с жилищем. Например, у них почти однотипны представления о переднем угле, печи, матице, пороге и т.д. Почти все эти народы при возведении жилища кладут под первый венец и под матицу шерсть и серебряные монеты. Это объясняется, скорее всего, тем, что они сформировались под русским влиянием.
В настоящее время в связи с падением семиотического статуса жилища многие представления и обряды изжили себя или являются пережитками. Например, почти нигде не бытует обряд "гулбеч така восян ", обряды очищения места под жилище проводятся в редких случаях только людьми старшего поколения. Вместе с тем, рядом обрядов сопровождается строительство современных домов, даже кирпичных. Широко распространены традиционные представления о переднем угле, матице, печи, пороге и т.д. Сильны представления о домовом, но его и образы других духов-покровителей надворных построек слились с образом Зырткузё. Поминальные обряды традиционно проводятся перед устьем печи. Живучи представления о священных рощах и куала. Хотя даже если обряды в них уже не проводятся, их места остаются табуированными. Опасными и табуированными местами выступают также кладбища.
Итак, в заключение можно сказать, что поселения и жилища, а также представления и обряды, связанные с ними у закамских удмуртов во многом имеют общерегиональный характер, свойственный и другим народам региона. Но, вместе с тем, в них наблюдаются специфически удмуртские, или же чисто закамско-удмуртские черты и свойства.
Список научной литературыСадиков, Ранус Рафикович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"
1. Книги и статьи.• \
2. Алишев С.Х. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья. XVIначало XIX в. М.: Наука, 1990. - 270 с.
3. Антонов И. Историко-этнографический очерк деревни Верхнего Тыхтема, Калегинской вол., Бирского кантона, Башреспублики // Тр. Научного общества по изучению Вотского края. Ижевск, 1927. - вып. 3. - С. 115-120.
4. Аптиев Г.А. Из религиозных обычаев вотяков Бирского уезда Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ). Казань, 1891. - Т.9, вып. 3. - С. 17-18.
5. Аптиев Г.А. Религиозные обычаи и поверия вотяков Бирского уезда Уфимской губернии // ИОАИЭ. Казань, 1892. - Т. 10, вып. 1. - С. 119-120.
6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа: Китап, 1993-1994.-Кн. 3-5.
7. Атаманов М.Г. Микроэтнонимы удмуртов, проживающих за пределами Удмуртии // Вопросы удмуртской диалектологии. Ижевск, 1977. -С.123-130.
8. Атаманов М.Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп удмуртов // Материалы по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1982. - С.81-127.
9. Атаманов М.Г. К вопросу о прародине удмуртов по данным языка // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. -С.3-17.
10. Ашихмина Л.И. Реконструкция представлений о мировом древе у населения Северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железа: Препр./ РАН. Уральское отделение. Коми научный центр. Сыктывкар, 1992. - 30 с.
11. Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Свадебная и поминально-похоронная обрядность марийцев Башкирской АССР. Уфа, 1990. - 51 с.
12. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. - 260 с.
13. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. -188 с.
14. Баязитова Ф.С. Татар халкынын бэйрэм Ьэм кенкуреш йолалары. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1995. 158 б.
15. Белавин A.M. "Священные" рощи коми-пермяков (о культе природы у населения Коми-Пермяцкого округа) // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Пермь, 1996. - С.9-14.
16. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к зтногенезу. -М.: Изд-во АН СССР, 1951. 142 с.
17. Богаевский П.М. Очерк быта сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1888. - вып. 3. - С. 14-61.
18. Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 1890. - № 2. -С.77-109; № 4. - С.42-70.
19. Болотов М.К. Бадзим куала в д.Новая Монья в Южной Удмуртии // Вопросы археологии Урала. Свердловск, 1967. - вып. 7. - С. 182-191.
20. Вавилин В.Ф. Сельские поселения и жилище мордвы на территории Мордовской АССР (опыт комплексного типологического анализа): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1977. - 25 с.
21. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской губерний // ИОАИЭ. Казань, 1906. - Т.22, вып. 3. - С. 185-219; вып. 4. - С.253-276; вып. 5. - С.321-349.
22. Введенская А.Г. Из истории планировки русской деревни XVIII и первой половины XIX вв. // Тр. Государственного исторического музея. М., 1941. - вып. 15. - С.77-120.
23. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии // Записки Императорского Русского географического Общества по отделению этнографии. СПб., 1889, - Т.14, вып. 3. - 197 с.
24. Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края // Собр. соч.: В 6 т. -Ижевск, 1995. Т. 1. - 260 с.
25. Виноградов С. Мумыкор // Кенеш. 1996. № 1. - 22-24 б. 26) Владыкин В.Е., ХристолюбоваЛ.С. История этнографии удмуртов. Краткий историографический очерк с библиографией. - Ижевск: Удмуртия, 1984. - 144 с.
26. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. -Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
27. Владыкин В.Е. Языческие святилища удмуртов // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Пермь, 1996. - С.17-20.
28. Владыкин В.Е. Кама в контексте традиционных представлений удмуртов // Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях (на примере региона Среднего Прикамья). Тезисы докладов. Сарапул, 1997. - С.84-85.
29. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 248 с.
30. Воробьев Н.И. К истории сельского жилища у народов Среднего Поволжья // Краткие сообщения Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М., 1956.- вып. 25. - С.3-18.
31. Вотяки // Природа и люди. 1878. - № 8. - С.2-9.
32. Герд К. Человек и его рождение у восточных финнов // Etnographica. Suomalais-ugrilainen Seura. Helsinki, 1993. - V. 217. - 97 S.
33. Голдина Р.Д. Некоторые проблемы древней истории Среднего Прикамья // Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных образованиях (на примере региона Среднего Прикамья). Тезисы докладов. Сарапул, 1997. - С.50-51.
34. Гринкова Н.П. Домашние промыслы, связанные с изготовлением одежды у удмуртов Башкирской АССР // Советская этнография. 1940. - № 3. -С.110-142.
35. Документы по истории Удмуртии XV XVII веков / Сост. П.Н.Луппов. - Ижевск, 1958.
36. Жаков К. Некоторые черты из исторической и психологической жизни вотяков // Живая старина. СПб., 1903. - вып. 1-2. - С. 172-187.
37. Жеребцов Л.Н. Крестьянское жилище в Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971.
38. Ильин М. Похороны и поминки вотяков дер. Купченеево Белебеевского уезда Уфимской губернии // Вестник Оренбургского учебного округа. 1914. - № 8. - С.319-325.
39. Исхаков Д.М. Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография. 1979. - № 4. - С.29-42.
40. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР. М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1963. - 456 с.
41. Калиев Ю.А. О некоторых особенностях культа змеи в верованиях марийцев // Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х годов. Йошкар-Ола, 1993. - С. 107-120. - (Археология и этнография Марийского края; вып. 22).
42. Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1978. - 132 с.
43. Климов K.M. Убранство удмуртского дома // Декоративное искусство СССР. 1979. - № 12. - С.23-25.
44. Климов K.M. Современное искусство узорного ткачества удмуртов Башкирской АССР // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. Ижевск, 1980. - С.11-21.
45. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.: Изд-во МГУ, 1964. -175 с.
46. Косарева И.А. Удмурты Закамья и бесермянская проблематика (по материалам традиционной одежды конца XIX начала XX веков) // О бесермянах: Сб. статей. - Ижевск, 1997. - С.55-73.
47. Косвен М. Распад родового строя у удмуртов // На удмуртские темы. -М., 1931. С.5-35. - (Уч. зап. НИИ народов Советского Востока; вып. 2).
48. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. - 347 с.
49. Лебедева С.Х. Материальная культура закамских удмуртов // Современные этнические и культурно-бытовые процессы у народов Урало
50. Поволжья и Европейского Севера СССР. Тезисы докладов и сообщений. -Устинов, 1985.-С.116-117.
51. Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических сведений о них до XIX в. Изд. 2-е. - Вятка, 1901. - 298с.
52. Луппов П.Н. Материалы о восстании в Башкирии в 1835 г. и участие в нем удмуртов // Записки УдНИИ. Ижевск, 1936. - вып.5.С. 102-119.
53. Малоизученные источники по истории Башкирии. Уфа, 1986.
54. Материалы по истории Башкирской АССР: В 4 т. Т.З. - М.-Л., 1949. - 692 е.; Т.4, 4.2. - М, 1956. - 666 с.
55. Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791. - 101 с.
56. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.-Л., 1937. -Т.1.-608 с.
57. Миннияхметова Т.Г. Традиционные новогодние обряды удмуртов Закамья // Этнологические исследования в Башкортостане. Уфа, 1994. - С. 109118.
58. Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов: Дис. . канд. ист. наук. Уфа, 1996.
59. Миржанова С.Ф. Северо-западный диалект башкирского языка. -Уфа, 1991. -296 с.
60. Насибуллин Р.Ш. Закамские говоры удмуртского языка: Дис. . канд. филол. наук. М., 1972.
61. Насибуллин Р.Ш. О названиях удмуртских деревень бассейнов рек Буй и Быстрый Танып // Ономастика Поволжья. Уфа, 1973. - вып.З. - С.308-312.
62. Насибуллин Р.Ш. Камсьор удмуртъёс // Инвожо. 1997. - № 2. - 11-14б.
63. Национальный состав населения Башкирской АССР: По результатам Всесоюзной переписи населения 1989 г. Уфа, 1990. - 104 с.
64. Никольский Н.В. Конспект по истории народностей Поволжья. -Казань, 1919. 88 с.
65. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972. - 119 с.
66. Основы финно-угорского языкознания (вопросы происхождения и развития финно-угорских языков). М.: Наука, 1974. - вып.1.
67. Островский Д.Н. Вотяки Казанской губернии // Тр. Общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1873. - Т.4, вып.1. - С.1-47.
68. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1788. - Т.З, 4.2.
69. Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда: В 5-ти эск. Вятка, 1888-1890. - Эск. 1.-105 е.; Эск. 4. - 84 с.
70. Петерсон А.Ю. О некоторых общих чертах развитии крестьянского жилища коми и удмуртов // Сельские поселения Удмуртии. Ижевск, 1981.
71. Пинт А. К истории удмуртского жилища // На удмуртские темы. М., 1931. - С.76-98. - (Уч. зап. НИИ народов Советского Востока; вып.2).
72. Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской гу бернии. Уфа, 1906.-488 с.
73. Полный список населенных мест Уфимской губернии. Уфа, 1896. -Т.2. Бирский уезд. - С.99-209.
74. Рабинович Е.Г. Середина мира // Мифы народов мира. М., 1988. -Т.2. - С.428.
75. Рабинович М.Г. Русское жилище в XIII XVII вв. // Древнее жилище народов Восточной Европы. - М.: Наука, 1975. - С. 156-244.
76. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище // Древнее жилище на родов Восточной Европы. М.: Наука, 1975. - С.104-155.
77. Рахматуллин У.Х. Население Башкирии в XVII XVIII вв. Вопросы формирования небашкирского населения. - М.: Наука, 1983. - 188 с.
78. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. M.-JL,1955.
79. Рычков Н.П. Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 годах. -СПб., 1770.- 189 с.
80. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург, 1887.4.1.
81. Салмин А.К. Семантика дома у чувашей. Чебоксары, 1988. - 64 с.
82. Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. -Уфа, 1899. Т.5. Бирский уезд. Оценочно-статистические материалы по данным местных исследователей 1897 года.
83. Сепеев Г.А. Восточные марийцы (Историко-этнографическое исследование материальной культуры. Середина XIX начало XX вв.). -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1975. - 247 с.
84. Сепеев Г.А. Особенности типологии и планировки марийских поселений // Поселения и жилища Марийского края. Йошкар-Ола, 1982. -С.159-189.
85. Смирнов И.Н. Вотяки. Историко-этнографический очерк // ИОАИЭ. Казань, 1890. Т.8, вып.2. - С.1-308.
86. Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). М., 1998. -288 с. ,
87. Соловей И.В. Некоторые итоги изучения энеолитических жилищ бассейна Камы и Средней Вятки // Проблемы этногенеза финно-угорских народов Приуралья. Ижевск, 1992. - С.52-66.
88. Список населенных мест по сведениям 1869 года // Списки населенных мест Российской империи. T.XXXI. Пермская губерния. - СПб., 1875.-443 с.
89. Список населенных мест по сведениям 1870 года // Списки населенных мест Российской империи. T.XLV. Уфимская губерния. - СПб., 1877. - 195 с.
90. Список населенных пунктов Башреспублики. Уфа: Башкнига, 1926.- 192 с.
91. Тезяков Н.И. Вотяки Болыпе-Гондырской волости // Земский врач. -1881.-№40.
92. Тезяков Н.И. Праздники и жертвоприношения у вотяков-язычников (из записной книжки земского врача) // Новое слово. 1896. - № 4. - С. 1-10.
93. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). Архангельск, 1993.- 223 с.
94. Тихазе К.И. Народное зодчество Эстонии. Л., 1964.
95. Топоров В.Н. Пространство // Мифы народов мира. М., - С.340-341.
96. Традиционное жилище народов России: XIX начало XX в. / Отв. ред. Л.Н.Чижикова. - М.:,Наука, 1997. - 397 с.
97. Трофимова Е.Я. Гостевой этикет удмуртов (к постановке проблемы) // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. -С. 18-27.
98. Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993. - 392с.
99. Филоненко В.У. У язычников-инородцев Уфимской губернии. -Уфа, 1914.-33 с.
100. Финно-угорские народы Республики Башкортостан. Статистический сборник / Сост. Л.М Ярмингина, Т.Г.Миннияхметова. Уфа, 1994. - 41 с.
101. Харузин Н. Очерк истории развития жилища у финнов // Этнографическое обозрение. 1895. - № 1. - С.35-78; № 2. - С.50-104.
102. Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г. К изучению удмуртов Башкирии // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах. Уфа, 1989. - С.95-96.
103. Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г., Тимирзянова Р.Г. Свадебные обряды удмуртов Башкирии // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. -С.85-118.
104. Христолюбова JI.C., Миннияхметова Т.Г. К изучению удмуртов Башкирии // Этнос и его подразделения. М., 1992. - 4.2. - С.138-148.
105. Христолюбова Л.С., Миннияхметова Т.Г. Удмурты Башкортостана (история, культура, современность). Уфа, 1994. - 55 с.
106. Христолюбова Л.С. Калык сямъёсты чакласа: Дышетскисьёслы краеведениея юрттэт. Ижевск: Удмуртия, 1995. - 212 б.
107. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI -первой половине XIX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995. -364 с.
108. Чагин Г.Н. Летние моления и жертвоприношения марийцев Среднего Урала в XIX начале XX века // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. - Пермь, 1996. - С.82-85.
109. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типология основных элементов традиционной культуры. -М., 1984.-С.34-64.
110. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. - 472 с.
111. Черных A.B. Буйские удмурты: этнографический очерк. Пермь, 1995.-52 с.
112. Черных Е.М. Некоторые итоги изучения древнепермского жилища (по материалам поселений I тыс. до н.э. первой половины II тыс. н.э.) // Финно-угроведение. - 1995. - № 3-4. - С.88-115.
113. Черных Е.М. Культовый комплекс Аргыжского городища на. реке Вятке // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. -Пермь, 1996.-С.91-93.
114. Чирков Г. Вотяки Башкирии // Башкирский краеведческий сборник. Уфа, 1927. - № 2. - С.62-66.
115. Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. М., 1901. - Кн.1, отд.4.
116. Чуч Ш. Письма Юрьё Вихманна с удмуртских земель // Пермистика 2: Вихманн и пермская филология. Ижевск, 1990. - С. 10-32.
117. Шабаев Ю., Шабаева Н. Баня в верованиях и представлениях русских, коми и удмуртов // Финно-угроведение. 1995. - № 2. - С.51-63.
118. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир: вторая половина XIX первая четверть XX в. - М.: Наука, 1984. - 261 с.
119. Шишонко В. Пермская летопись с 1263 1881 г. Первый период с 1263 - 1613 г.-Пермь, 1881.
120. Шкляев Г.К. Развитие планировки удмуртских поселений // проблемы развития архитектуры Удмуртии. Ижевск, 1979. - С.58-65.
121. Шкляев Г.К. Обряды и поверья удмуртов, связанные с жилищем // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. Ижевск, 1989. -С.28-43.
122. Шкляев Г.К. Традиции и инновации в удмуртском жилище // Хозяйство и материальная культура удмуртов в XIX XX веках. Сб. статей. -Ижевск, 1991. - С.99-117.
123. Шлыгина Н.В. Крестьянское жилище финнов // Типы сельского жилища в странах Зарубежной Европы. М., 1968. - С.346-360.
124. Шургин И.Н. Крестьянская усадьба коми-пермяков в конце XIX -начале XX века // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья. Межвузовский сб. статей. Ижевск, Изд-во Удмуртского университета, 1995. - С.66-82.
125. Яковлев И. Из жизни пермских вотяков Гондырского края // ИОАИЭ. Казань, 1903. -Т.19, вып.3-4. - С.183-195.
126. Яковлев К. Верования и религиозные обряды вотяков Бирского и Осинского уездов // Вестник Оренбургского учебного округа. 1915. - № 6-7. -С.258-265.
127. Heikel A.O. Rakennukset Teremisseilla, Mordvalaissilla, Virolaisilla ja Suomalaisilla. // Suomal. Kirjallisuuden seuran Kirjapainossa. Helsingissa, 1887.
128. Heikel A.O. Die Gebäude der Ceremissen, Mordvinen, Esten und Finnen /7 Journal de la Société Finno-Ougrienne. Helsingfors, 1888. - V.4. - 352 s.
129. Holmberg U. Permalaisten uskonto // Suomen Suvun Uskonnot. Borga, 1914. -KT.4.
130. Holmberg U. Der Ursprung des Kuala-Kultes bei den Wotjaken // Finnisch-Ugrische Forschungen. Helsingfors, 1934. - Bd.22. - S.146-154.
131. Manninen I. Suomensukuiset Kansat. Porvoo,1929. - 384 s.
132. Minnijakhmetova T. Overdamine Kaama-tagustel udmurtidel II Maetagused. Tartu, 1999. - № 9. - Lk.54-55.
133. Munkâcsi B. Votjâk népkoltészeti hagyomânyok. Budapest, 1887. - 335o.
134. Sirelius U.T. Uber die primitiven Wohnungen der finnischen und ob-ugrischen Volker // Finnisch-Ugrische Forschungen. Helsingfors, 1908. - Bd.8. -S.8-59.
135. Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkâcsi. Herausgegeben von D.R.Fuchs // Memories de la Société Fenno-Ougrienne. Helsinki, 1952. - V.102. - 715 s.
136. Wichmann Y. Wotjakische Chrestomatie mit Glossar. Helsinki, 1954.1.. Документы и материалы архивных учреждений.
137. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). ф.350. оп.2. Ландратские книги и ревизские сказки.
138. РГАДА. ф. 1173. on. 1. Уфимская приказная изба.
139. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). ф.1. оп.1. Оренбургское губернское правление.
140. ЦГИА РБ. ф.2. оп.1. Канцелярия Оренбургского генерал-губернатора.
141. ЦГИА РБ. ф.138. оп.2. Оренбургская казенная палата.
142. ЦГИА РБ. ф.172. оп.1. Комиссия "высочайше" учрежденная для наделения землей башкирских припушенников.
143. Научный архив Уфимского Научного центра РАН. ф.З. оп.12. Институт истории, языка и литературы.
144. I. Материалы музейных фондов.
145. Eesti Rahva Muuseum. (ERM). Etnograafiliste jooniste Kogu. - Ej 416: Udmurdi oueplaanid, ehitused, too riistad, tarbeesemed. 1984.
146. Вводный лист на владение землей Танып-Чишминского товарищества Павловской волости Бирского уезда Уфимской губернии. 29 март 1908 г. Школьный музей Нижнебалтачевской средней школы Татышлинского района РБ.1.. Полевые материалы.
147. Полевые материалы автора (ПМА). 1995 г. Бураевский район.
148. ПМА. 1997 г. Янаульский, Бураевский, Балтачевский, Татышлинский районы.
149. ПМА. 1998 г. Калтасинский, Куединский районы.
150. ПМА. 1999 г. Илишевский, Кушнаренковский районы.
151. Полевые материалы Миннияхметовой Т.Г. 1995 г. Ермекеевский район.
152. Полевые материалы Гильмаева A.B. 1991 г. Татышлинский район.
153. Полевые материалы Зайдуллина Р.Т. 1994 1997 гг. Татышлинский район.
154. Старинный дом. Д. Ташкичи. 1999 г.
155. Явочное прошение "башкирцев" Иланской волости где упоминается о припуске "Казанскова уезду вотяков". 1642 г. (РГАДА. ф.1173. onl. д.361, л.2).
156. Припускной договор 1762 г., выданный удмуртам д. Кургак башкирами Кузбаевской тюбы Ичкиеланской волости (ЦГИА РБ. ф.172. оп.1. д. 175. л.254).
157. Припускной договор 1781 г., выданный удмуртам д. Курзи башкирами Курзинской волости (ЦГИА РБ. ф.172. оп.1. д. 175. л.32).
158. Приречное расположение поселения. Д. Вотская Урада. 1997 г.
159. Приречное расположение поселения. Д. Новая Кир га. 1997 г.
160. Временные срубы бугро. Д. Вязовка. 1997 г.
161. Знаки для нумерации венцов в срубе. Д. Касиярово.
162. Деревянные чурбаки и стулья под нижним венцом жилого дома. Д.Верхнебалтачево. 1997 г.
163. Устройство стропильной четырехскатной крыши на старом и новом доме. Д.Будья Варяш. 1997 г.
164. Старый дом с бревенчатыми сенями и крыльцом. Д.Малый Гондырь. 1998 г.
165. Планировка четырехстенка. Д.Уразгильды. Рис. T.Puhvel. 1984 г. (ERM: Ej 416:56).
166. Планировка четырехстенка. Д.Конигово. Рис. Т.РиЬуеЬ 1984 г. (ЕИМ: Е) 416:18).
167. Планировка пятистенка. Д.Калмияр. Рис. Т.РиЬуеЬ 1984 г. (Е1Ш: Е. 416:45). (
168. Печь. Д. Шудек. Рис. Т.РиЬуе1. 1984 г. (ЕКМ: Е. 416:5).
169. Печь. Д. Калмияр. Рис. Т.Ри11Уе1. 1984 г. (ЕЯМ: Е) 416:46).
170. Шкаф. Д. Старый Кызылъяр. Рис. Т.РиЬуе1. 1984 г. (ЕИМ: Е. 416:42).
171. Оконные наличники. Д. Новая Кирга. 1997 г.
172. Внешняя отделка современного удмуртского жилища. Д.Нижнебалтачево. Фото Миннияхметовой Т.Г. 1999 г.
173. Кенос. Д.Верхнебалтачево. 1997 г.
174. Кенос. Д.Касиярово. 1998 г.
175. Интерьер кеноса. Д.Бальзуга. 1997 г.
176. Хлев. Пазовая техника возведения стен. Д.Вязовка. 1997 г.
177. Хлев с соломенной крышей. Д.Каймашабаш. 1997 г.
178. Хлев с корьевой крышей. С.Мишкино. Восточные марийцы. 1998 г.
179. Баня с тесовой крышей. Д.Нократ. 1997 г.
180. Баня с соломенной крышей. Д.Байшады. 1997 г.
181. Черная баня. Внутренний вид. Д.Канлы. 1999 г.
182. Черная баня. Д.Чураево. Рис. М.МайШа. Восточные марийцы. 1997 г.
183. Конструкция современных помещений для скота. Д.Шавьяды. 1997 г.
184. Дом, выходящий к улице глухой стеной бревенчатых сеней. Д.Канлы. 1999 г. Заметны также такие особенности жилых построек д.Канлы, как трехскатная крыша, ставни.
185. Соединение помещений для скота навесом. Д.Вязовка. 1997 г.133. "Русские" ворота. Д.Верхняя Барабановка. 1997 г.
186. Планировка усадьбы. Д.Верхняя Барабановка. Рис. Т.Ри1туе1. 1984 г. (ЕИМ: Ц 416:28).
187. Планировка усадьбы. Д.Новые Татышлы. Рис. Т.РиЬуеЬ 1984 г. (ЕШу1: Ej 416:20).
188. Планировка усадьбы. Д.Калмияр. Рис. Т.РиЬуе1. 1984 г. (ЕЫМ: Е. 416:49).
189. План куалы. Д.Каймашабаш. Рис. 1Шо1тЬе^. (По: 133, б.64).
190. Куала. Д.Верхняя Барабановка. 1997 г.
191. Очаг в куале. Д.Наняды. 1997 г.
192. Воршудная полка. Д. Каймашабаш. Рис. и.Но1тЬе^. (По: 133, б.68).
193. Луд-куала. Фото У^юЬшапп. (По: 133, б. 116).
194. Огороженная священная роща Луд. Фото ¥.\У!с1ш1апп. (По: 133, б. 110).
195. Священная роща Луд/Керемет. Д.Вотская Ошья. 1997 г.
196. Схемы священных рощ дд.Старая Кирга и Каймашабаш. Рис. и.Но1шЬег& (По: 133, 8.119).45. "Вылэ мычон" Моление Еменлык. 1997 г.
197. Священная перекладина на молении. Д.Можга. Фото 1Шо1тЬе^. (По: 133, 8.169).
198. Надмогильный столб с крышей. Д.Каймашабаш. 1997 г.
199. Надмогильные столбы на кладбище восточных марийцев. Д.Чураево. 1997 г.
200. Надмогильный крест на кладбище крещенных удмуртов. Д.Вотский Менеуз. 1999 г.
201. Надмогильный сруб. Д.Вотская Ошья. 1997 г.
202. Надмогильная ограда с срубным основанием. Д.Можга. Фото и.Но1тЬегё. (По: 133, 8.24).
203. Перекладина над могильной оградой с развешанными на ней платками. Д.Барабан. 1998 г.
204. Жертвенные дары умершим, развешанные на ели, растущей на могиле. Д.Вотская Ошья. 1997 г.
205. Жертвенная ель на кладбище. Д.Старая Кирга. Фото и.НокпЬе^. (По: 133,8.38).