автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Приходское духовенство Южного Зауралья в 60-е годы XIX- начале XX вв.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Бабушкина, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Курган
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Приходское духовенство Южного Зауралья в 60-е годы XIX- начале XX вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бабушкина, Ольга Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕФОРМ НА ПОЛОЖЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА

1.Формирование духовного сословия.

2.Церковные реформы и контрреформы.

ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХОВЕНСТВА И

ПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЫ

1. Православное духовенство. а) Сельское духовенство. б) Городское духовенство.

2.Единоверческое духовенство

ГЛАВА Ш. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ

1.Материальное положение.

2.0бразовательный уровень духовенства.

3. Этика духовного сословия.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Бабушкина, Ольга Юрьевна

Актуальность темы. Возрождение православных традиций, начавшееся je. 90-е годы XX столетия, обусловило актуальность церковно-религиозной тематики в сфере гуманитарных наук. Значительные пробелы в этой области знаний стимулируют к всестороннему изучению церковной проблематики, в том числе и таких ее важнейших аспектов, как история духовного сословия.

Православное духовенство делилось на белое (приходское) и черное (монашествующее). Командные позиции в Русской Православной Церкви (РПЦ) могли занимать только представители черного духовенства, которые не принимали участия в церковно-приходекой жизни, в то время как белое духовенство активно взаимодействовало с обществом. Поэтому темой диссертационного исследования стало приходское духовенство, сформировавшее сословную этику и свою систему социальной защиты, являющееся проводником культурно-просветительской политики государства на окраинах страны и влиявшее на духовное развитие общества.

Обобщающие труды по истории РПЦ, рассматривающие белое духовенство в качестве связующего звена между церковной властью и прихожанами, не позволяют детально исследовать духовное сословие. Поэтому в диссертации основное внимание акцентируется, на следующих аспектах проблемы: процесс формирования духовного сословия на территории Южного Зауралья; взаимоотношения приходской общины и причта; влияние церковных реформ на социокультурный облик приходского духовенства. Учитывая интерес современной отечественной истории к «человеческому фактору», представляется необходимым изучение духовенства в его сложной взаимосвязи с окружающим миром через частную жизнь, персональную историю, единичные события и судьбы семей священнослужителей. Осознание роли приходского духовенства- в истории региона позволит определить место православия в историко-культурном и духовном развитии общества на современном этапе.

Объектом диссертационного исследования является приходское духовенство Южного Зауралья в 60-е годы XIX - начале XX вв.

Предмет данного исследования составляют аспекты взаимоотношения православного духовенства с государством и приходской общиной. Учитывая освещенность данных аспектов в научной литературе, основное внимание акцентируется на изучении социокультурного облика приходского духовенства. Помимо традиционных вопросов - имущественное положение и образовательный уровень - при составлении историко-социологического портрета священно-церковнослужителей Южного Зауралья исследуется этика и генеалогия самого замкнутого сословия в России. Стремлением проследить процесс становления духовного сословия и его распада под влиянием реформ на данной территории обусловлен выход за обозначенные хронологические рамки.

Территориальные рамки исследования - Южное Зауралье (территория современной Курганской области). В рассматриваемый период оно объединяло: Курганский и Шадринский, часть Челябинского уездов, входивших соответственно в состав Тобольской, Пермской и Оренбургской губерний. Их православное население находилось под наблюдением Тобольского, Пермского (с 1885 г. Екатеринбургского) и Оренбургского епископов, так как территориально - административное деление епархий совпадало с общегосударственным делением губерний.

Хронологические рамки исследования охватывают 60-е годы XIX -начало XX вв. Нижней временной границей является начало церковных реформ, которые значительно повлияли на условия жизни православного духовенства и обозначили дальнейшую судьбу РПЦ в целом. Верхняя граница определяется событиями 1918 г., так как после выхода Декрета

Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства изменился статус РПЦ.

Историография данного диссертационного исследования подразделяется на следующие периоды: 1) дореволюционный (досоветский); 2) советский; 3) постсоветский. В зависимости от проблемных приоритетов, обусловленных государственной политикой в отношении РПЦ, дореволюционную историографию можно также разделить на два периода:

I. 1860-е годы, когда только началось обсуждение преобразований РПЦ;

II. конец XIX в., когда после смены правительственного курса снова встал вопрос о церковной реформе.

Первый период. Работы данного периода, посвященные обсуждению церковной реформы, носили в основном публицистический характер. Главная их ценность заключается в том, что авторами многих этих работ являлись сами священники, либо выходцы из духовного сословия. Оказавшись вовлеченными в реформаторскую деятельность, они вынуждены 'были высказать свое мнение по поводу 'происходящих событий. В соответствии с расколом в общественном мнении духовенство разделилось на сторонников реформирования церкви и тех, кто придерживался мнения о невмешательстве государства и общества во внутрицерковные проблемы.

Для дореволюционной историографии первого периода характерно преобладание представителей критического направления, обусловленное в значительной степени анонимным выходом в Лейпциге в 1858 г. очерка «Описание сельского духовенства»(1). Автором этой работы был калязинский! 1 священник Иван Степанович БеллюСтин, активно сотрудничавший со многими периодическими изданиями того времени. Описывая положение сельского духовенства в первой половине XIX в., автор проходит все основные этапы жизни приходского священника - от начального образования до церковных наград за выслугу лет. И.С. Беллюстин поднимает серьезные проблемы материальной и моральной зависимости духовенства от светского и епархиального" начальства, от помещика и прихожан. Автор обращает внимание читателей на такие закрытые от светского общества вопросы, как семейный быт и средства жизни сельского духовенства. Несмотря на отсутствие анализа и конкретных предложений по изменению существующего положения, работа Беллюстина является актуальной и в наши дни не столько по своему содержанию, сколько самим появлением, ставшим революционным событием в истории русского православия.

В соответствии с данной тенденцией в 1866 г. вышла книга профессора богословия Д.И. Ростиславова «О православном белом и черном духовенстве в России»(2). Противопоставление белого и черного духовенства обострило и без того непростые отношения во внутрицерковной иерархии. Начавшаяся полемика в печати обнаружила пробелы в области изучения духовного сословия и тем самым обусловила появление первых исторических трудов, посвященных положению духовенства в России.

Серьезный анализ положению духовенства в синодальный период дал профессор Казанской духовной академии П.В. Знаменский в своей докторской диссертации «Приходское духовенство со времени реформы Петра»(3). Более того, он изменил метод подачи церковного материала. История церкви стала преподноситься в соответствии с гражданской историей, а законодательные акты стали служить определяющим фактором в жизни лиц духовного звания. П.В. Знаменский, исходя из монументальности своего исследования, создает основные направления в изучении духовного сословия, остающиеся актуальными и в наши дни: материальное положение, образовательный уровень, взаимоотношения с прихожанами, светским и церковным начальством. Изложив свою концепцию на материалах средней полосы России и юго-западных окраин, автор оставил за рамками исследования урало-сибирский регион.

Второй период дореволюционной историографии был обусловлен сменой правительственного курса в конце XIX в. Церковь вновь стала выдвигаться:. в официальной идеологии на первый план, как и в дореформенный период. Интерес к вопросам церкви обусловил появление работ, посвященных вопросам жизни и деятельности белого духовенства. В работе С. Приклонского «Крестьянский мир и приходский причт»(4) анализируется процесс взаимоотношения сельской общины и духовенства. По мнению автора, в деревне происходит слияние церкви с миром, а мирская воля господствует даже при решении сугубо церковных вопросов. Наблюдения, сделанные в подмосковной деревне, были характерны для всей Российской империи, так как в конце XIX в. происходил интенсивный процесс дифференциации населения на городских и сельскцх жителей, что, несомненно, влияло на формирование городской субкультуры и, как следствие, на взаимоотношения городского причта и приходского общества.

Попытка контрреформирования церковной жизни во многом была обусловлена инициативой обер-прокурора Святейшего Синода. Константин Петрович Победоносцев считал религиозное мировоззрение главным противовесом разрушительным тенденциям, а залогом оздоровления общества считал не столько законодательные меры или реформы, сколько нравственное перерождение. Его статьи о вопросах взаимоотношения церкви и государства остаются актуальными и в наше время. Поэтому вполне объяснимо их появление в периодических изданиях 1990-х годов (5). Лучшим способом изучения вклада К.П. Победоносцева в историю РПЦ является обращение к материалам его биографии, написанным его современником Б.В. Глинским (6).

Дореволюционная историография, посвященная сибирскому региону, характеризует различные аспекты деятельности РПЦ в регионе.

Одним из актуальных вопросов, широко освещаемых в региональной литературе, являлся вопрос о христианизации коренного населения Сибири, подробно исследованный Н.А. Абрамовым (7). Основными источниками для Н. Абрамова при описании этапов христианизации и истории возникновения Тобольской епархии стали материалы тобольских архивов (монастырского, губернского и др.) и записки первых путешественников. История Оренбургской епархии отражена в работе Н. Чернавского,(8). В статье А.Н. Судницына (9), посвященной 150-летнему юбилею Тобольской духовной семинарии, прослеживается история становления и развития системы духовного образования в Сибири. Большинство работ посвящено вопросам взаимоотношения приходской общины и причта с учетом специфических особенностей заселения края. Н.А. Костров (10), описывая обычаи крестьян-старожилов, обращает внимание на религиозное сознание первых переселенцев и на их взаимоотношения с православным духовенством. Тема локальной ментальности прослеживается в работе Н. Астырева (11), посвященной описанию бщта и нравов населения Восточной Сибири. Двтор одним из первых обращает внимание не только на роль православного духовенства в сакральном мире сибирских крестьян, но и на влияние общины на социально-экономическое положение священника.

В целом, дореволюционная историография, посвященная истории православной церкви, освещает только отдельные аспекты данной проблематики, преимущественно носит публицистический характер и не представляет собой цельной картины по истории православного духовенства и РПЦ.

Второй период. В советское время работ, „ посвященных непосредственно истории духовенства, издавалось очень мало. «История Русской Церкви» Н. Тальберга (12), вышедшая в 1959 г., в значительной степени опирается на труды П.В. Знаменского и принципиально нового в историю духовного сословия ничего не привносит. Пробел в советской историографии по церковной тематике в данный период был несколько восполнен монографией американского ученого Фриза «Приходское духовенство в России XIX в.»(13). Основными характеристиками данной работы являются: широкий охват проблем и приоритетное внимание законодательным актам. Статистические данные, приводимые в работе, служат богатым источником для истории православного духовенства России, в частности, они нашли отражение в исследовании Б.Н. Миронова «Социальная история России»(14). Однако, описывая приходское духовенство, автор создает некую отвлеченную величину, схематический образ, слабо связанный с реальными представителями духовного сословия. А отсутствие данных о том, как проходили реформы вдали от церковной власти, на окраинах империи, сводит проблему положения приходского духовенства в российском обществе к конфликту между церковью и государством.

Исследования Н.Д. Зольниковой (15), посвященные сибирскому духовенству, отличаются от работ Никольского Н.М., Белова А.В., Грекулова Е.Ф., Ростова Н. глубиной разработки проблематики с использованием широкого круга архивных источников. Анализируя процесс взаимоотношения церкви и государства в Сибири в XVIII в., автор акцентирует внимание на региональных специфических особенностях, тем самым определяет основные тенденции развития данной темы в более поздний период.

Третий период. Изменение государственной политики в отношении РПЦ в 90-е годы XX в. вновь поставило церковную тематику в разряд актуальных исследований текущего времени. Открытие православных храмов и духовных семинарий способствовали восстановлению преемственности с досоветской историей. Новые работы, посвященные истории РПЦ, в постсоветский период почти не выходили'. Основной поток литературы церковной тематики был представлен репринтными изданиями трудов досоветского периода. Редким исключением являются обобщающие исследования А.А. Пашкова «Свято-Успенский Далматовский монастырь» и В.Ю. Софронова «Светочи земли Сибирской»(16).

Реконструкция абриса проблемы в новейший период историографии складывается из исследований различных сторон жизни православного духовенства. Актуальным в наши дни вновь становится вопрос взаимоотношения церкви и государства, особенно в период реформ и контрреформ XIX в., не нашедший отражения в трудах более раннего периода. По мнению С.В. Римского (17), церковная реформа была забыта отечественной историей и не нашла отражения даже в коллективных трудах, изданных к юбилейным датам (18). Этой же точки зрения придерживается В.А. Поплавная - Есипова (19), характеризующая в своей статье законодательство относительно РПЦ во второй половине XIX в. Работ, посвященных непосредственно истории приходского духовенства в эпоху реформ, очень мало. Ю. Освальт в своей статье «Духовенство и реформа приходской жизни. 1861- 1865» (20) акцентирует внимание на появлении в эти годы церковных журналов, ставших одним из основных источников по истории духовенства. Однако обилие церковной публицистики вряд ли может послужить основанием для заявления, что духовенство, как общественная сила, представляло угрозу сохранению самодержавия. Этим обстоятельством Ю. Освальт пытается объяснить чрезмерную государственную опеку при реформировании церкви. Но вмешательство государства и общества во внутрицерковные проблемы было обусловлено исторически сложившейся системой взаимоотношения между церковью и государством в синодальный период. Церковные реформы значительно ускоряли процесс превращения РПЦ в идеологическую структуру государства. Несмотря на оживление церковной жизни в конце 1880-х годов правительственный курс относительно церкви был разрушен. По мнению А.Ю. Полунова (21), это произошло из-за возвышения «господствующей церкви», в результате которого обострились отношения с другими конфессиями, светским обществом и государством, не желающим освобождать церковь от своей опеки.

Работа А.В. Сушко (22) о семинарском образовании в России до 1917 г. представляет собой свод законодательных актов по данной теме, поэтому может быть использована только в качестве информационного источника. Статья Я.Н. Щапова (23) о Макариевских премиях в дореволюционной России также носит информационный характер. Появление таких работ обусловлено малоизученностью проблемы.

Однако в этот же период появляются работы, анализирующие различные аспекты жизни и деятельности православного духовенства. В. А. Бердинских (24) в своей статье обращает внимание на связь приходского духовенства и развитие краеведения в России XIX в. Учитывая, что ведение церковно-приходских летописей входило в обязанности приходского священника, а сами летописи, исследуемые Е.А. Агеевой (25), представляют собой ценный источник по истории повседневного быта русского сел.а, то можно сделать вывод, что приходское духовенство внесло вклад и в современное краеведческое движение.

Большие перспективы в исследованиях по истории русского православия и приходского духовенства открывает изучение генеалогии священнослужителей. Восстановление истории рода, биографий его представителей и их матримониальных связей позволяет более детально рассмотреть персональный состав духовенства, характер его семейно-родственных связей, принципы наследственной церковной службы. На сегодняшний день первый опыт изучения генеалогии православного духовенства.представлен в работах А.С. Грамматина и А.В. Матисона (26).

В историко-краеведческих исследованиях 90-х годов XX в. тема православного духовенства также получила широкое развитие. Работы В. Антропова, В. Бирюкова, В. Генделя, JI. Винаковской, М. Мозина, В. Тимофеева, С. Чернышева (27), посвященные отдельным представителям духовного сословия востребованы, прежде всего, как информационный источник при* изучении историко-культурного развития Южного Зауралья.

В работах историков регионального направления более подробно разработана проблема взаимоотношений приходской общины и причта. Механизм взаимодействия городских священнослужителей и паствы прослеживается в книге A.M. Васильевой «Забытый Курган» (28), где автор, анализируя архивные источники, приходит к выводу о высоком авторитете городских священников среди прихожан. Значительно больше работ, в той или иной мере рассматривающих взаимоотношения сельской общины и причта, что обусловлено высоким процентом сельского населения вщелом по стране и в данном регионе, в частности. Более подробно эта проблема изучена Н.А. Миненко (29) и В.В. Пундани (30). Несмотря на различный методологический анализ, авторы приходят к выводу, с которым согласен и автор данного диссертационного исследования, о незначительной роли православного духовенства в формировании религиозности и духовности в данном регионе из-за специфики заселения края, морально-этических качеств первых переселенцев и высокого процента старообрядческого населения.

Среди новейших исследований появился ряд работ, имеющих опосредованное значение для темы диссертации. Однако такие из них, как этнографическое исследование И.Н. Негруна (31), выявляющее роль приходского духовенства в сакральном мире крестьянской общины, и О.В. Масленниковой (32), изучающей родственные «гнезда» крестьян Южного Зауралья в XVIII в., позволяют более объективно и всесторонне разрешить задачи, поставленные в диссертации. Вопросы церковно-приходской жизни нашли также свое отражение в работах: Б.Андюсева, О.Ю. Бабушкиной, В. Бочкарева, Е.В. Исаковой, Д. А. Кошкарова, В. А. Липинской, Н.С. Половинкина, JI. Улыбиной (33). Ценными для настоящего ■ < исследования являются обобщающие труды курганских ученых Л.Ю. Зайцевой (34) и О.Н. Савицкой (35), которые отличаются широтой охвата проблемы и глубиной ее анализа. Однако комплексное изучение РПЦ на территории Южного Зауралья не предусматривает детального исследования условий жизни приходского духовенства, а рассматривает его в контексте общих исторических процессов, происходивших в данном регионе в течение двух столетий.

Возрождение православных традиций в обществе и внимание к «человеческому фактору» в отечественной истории обусловили появление в 1998 г. монографии А.В. Мангилевой «Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии)»(36). Автор представляет подробное описание условий жизни приходского духовенства во всей многогранности взаимоотношений этого сословия с окружающим миром. При этом автор обращает внимание на такие вопросы, которые раньше не поднимались в научной литературе: положение женщин в духовном сословии, роль духовенства в сакральном мире традиционного общества, степень воздействия иносословных культур на бытовую культуру духовенства. Подобные исследования расширяют научную перспективу проблемы и стимулируют к ее дальнейшему изучению. Однако в данной работе практически не исследуется влияние реформ XIX в. на положение приходского духовенства, в то время как, на наш взгляд, они в значительной степени повлияли на взаимоотношения причта с приходской общиной, а также внесли разрушительные тенденции во внутрисословную культуру духовенства.

Резюмируя степень изученности проблемы, следует подчеркнуть, что исследователями накоплен богатый фактический материал и разработаны отдельные аспекты истории РПЦ в урало-сибирском регионе в целом и приходского духовенства в частности. Однако комплексного исследования по истории приходского духовенства Южного Зауралья в 60-е годы XIX -начале XX вв. до сих пор не проведено.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования -реконструировать процесс формирования и становления духовного сословия на территории Южного Зауралья, выявить его роль в культурно-просветительской и общественно-политической жизни региона. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучение процесса формирования духовного сословия Южного Зауралья;

- исследование взаимоотношений приходской общины и приходского духовенства в данном регионе;

- выявление особенностей социокультурного облика приходского духовенства.

Методологической основой работы является принцип историзма, позволяющий видеть исторические факты и явления в движении и взаимосвязи.

При реконструкции социальной динамики православного духовенства был применен сравнительно - исторический метод, который позволил проанализировать социально - экономические факторы и их взаимосвязь; и тем самым обусловил выход за хронологические и территориальные рамки исследования. Некоторая часть материала по теме имеет количественное выражение. Использование методов статистического анализа позволило обобщить информацию в виде таблиц, отражающих имущественное положение и образовательный уровень приходского духовенства Южного Зауралья, удельный вес старообрядческого населения. Генеалогический метод позволил установить наличие крупных родовых «гнезд» православного духовенства на территории Южного Зауралья и был необходим при составлении генеалогических схем. Использование историко-типологического метода для выявления общих сословных черт духовенства возможно было только при расширении хронологических рамок исследования.

Высокий уровень детального описания и фактографии при изучении социокультурного облика приходского духовенства определен малоизученностью проблемы. Все использованные методы позволили эффективно'проанализировать накопленный исторический материал и разрешить цели и задачи, поставленные в исследовании.

Источниковая база. В синодальный период секуляризующиеся государство и общество отделяются в быте и организации от церкви. В результате образуется специальная ветвь источниковедения. Ведомство Святейшего Синода создает свои отдельные архивы, центральные и епархиальные. Анализ источников по истории приходского духовенства, содержащихся в центральных и местных архивах, позволяет сделать следующие выводы. В центре отложились документы, составленные в строгом соответствии с циркулярами. В отличие от епархиальных архивов, в них сглажены многие факты, особенно в отчетных документах по миссионерской деятельности РПЦ в урало-сибирском регионе. Поэтому при раскрытии темы диссертации отдавалось предпочтение материалам епархиальных архивов.

В XIX в. широкое развитие получила богословская периодическая литература - серии академических, столичных, провинциальных журналов, а также епархиальные ведомости. Все эти издания стали одним из основных источников по истории приходского духовенства в период реформ и 'контрреформ. На страницах духовных журналов нашли отражение такие вопросы, как отношение духовенства к церковной реформе и другим событиям современности, спор между Министерством народного просвещения и Синодом о принадлежности приходских школ одному из этих ведомств, преобразование церковного прихода путем освобождения от государственной опеки и развития приходской братской жизни. В епархиальных ведомостях, издаваемых в Тобольской епархии с 1882 г., печатались не только публицистические материалы, но и отчеты по уездам и епархии в целом, служащие справочно-статистическим источником По истории духовенства.

Диссертация основана на широком круге архивных и уже опубликованных источников, содержащих информацию о жизни и деятельности приходского духовенства Южного Зауралья. В процессе работы над темой были использованы материалы Российского Государственного Исторического архива (РГИА), Государственного архива города Шадринска (ГАГШ), Тобольского филиала Государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО), Государственного архива Курганской области (ГАКО), Государственного архива общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО). Обработаны книжные фонды Тобольского Государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Курганского областного краеведческого музея, использованы печатные издания библиотеки Тобольской духовной семинарии, библиотеки Курганского Богоявленского храма, фонда редкой книги Курганской областной библиотеки им. А.К. Югова. к

По типологическому принципу все источники можно разделить на три большие группы: 1) документы, адресованные духовенству со стороны епархиальных и светских властей (указы, распоряжения, циркуляры) и созданные прихожанами (жалобы, прошения, приговоры сельских сходов); 2) документы, созданные самим духовенством (клировые ведомости, духовные росписи, прошения, рапорты, церковно-приходские летописи, письма, дневники); 3) статистические материалы по епархиям и уездам. Особую группу составляют документы Курганского окружного суда г. Кургана (ГАКО. Ф.236), Курганского нотариуса мирового судьи 1-го участка Курганского уезда (ГАКО. Ф.288), Управления ФСБ РФ по Курганской области (ГАОПДКО. Ф.6905). Документы этих фондов отражают нестандартную ситуацию в жизни священнослужителей и используются при описании частных случаев, поэтому не являются типичными источниками по истории духовенства.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении церкви и государства использованы документы первой группы. Законодательные инициативы церковной власти нашли отражение в следующих фондах: Хозяйственное управление при Синоде (РГИА. Ф.799), Тобольский епархиальный комитет по устройству церковного быта переселенцев (ТФ ГАТО. Ф.63), Благочинный 1 округа Шадринского уезда (ГАГШ. Ф.212), Курганское городовое хозяйственное управление (ГАКО. Ф.8), Курганское уездное казначейство (ГАКО. Ф.175), Управляющий Временного Сибирского правительства по г. Кургану и Курганскому уезду (ГАКО. ФР 852), а также статьи в журнале «Кормчий» 1896 г. и опубликованный источник: «Руководство для производства дознаний и следствий по делам о проступках священно-церковнослужителей и справочная книжка по предметам церковно-епархиального суда». Влияние приходской общины на социально-экономическое положение духовенства прослеживается по публикациям в Тобольских и Оренбургских епархиальных ведомостях и по документам (рапортам, прошениям, жалобам, летописям), представленным в следующих фондах: Тобольская духовная консистория (ТФ ГАТО. Ф.156; ГАКО. Ф.235), Вознесенская единоверческая церковь с. Романовского (ГАКО. Ф.17), Курганская Александро - Невская церковь (ГАКО. Ф.36), Летопись Спорновской церкви Курганского уезда Тобольской епархии (ГАКО. Ф.53), Курганская Александровская женская гимназия (ГАКО. Ф.63), Петропавловская церковь с. Черемуховского (ГАКО.Ф.78).

Для изучения социокультурного облика приходского духовенства Южного Зауралья использованы документы второй группы. Центральное место среди них занимают клировые ведомости, являющиеся аналогом формулярных списков государственных служащих. Клировые ведомости составлялись'ежегодно при каждом городском и сельском храме и наряду с прочими сведениями содержали данные обо всех членах причта (находившихся в штате и сверхштатных) и их семьях. Первоначально в клировые ведомости включалась информация об именах и возрасте священно-церковнослужителей, их образовании («уволен из богословия», «в семинарии не обучался»), поведении («состояния удовлетворительного»), дате производства на настоящее место. Данные о членах семьи ограничивались указанием на имя, возраст, а для сыновей также о получаемом образовании («обучается в семинарии в философском классе»). Постепенно состав сведений, входящих в клировые ведомости, усложняется и расширяется (окончательно их форма была установлена в 1829 г. и в дальнейшем подвергалась только незначительным изменениям).

В начале XX в. Святейший Синод издал указ о порядке ведения клировых ведомостей, определив, что в них должны помещаться по особой форме «сведения о сане, чине или звании, должности, имени, отчестве и фамилии, летах от роду, звании по происхождению, наградах и содержании, образовательном цензе, прохождении службы, о бытности в походах и сражениях, о том, не подвергался ли кто взысканиям по суду и каким именно, или не состоит ли под следствием или судом, о бытности в отпусках, за штатом или без места, о семейном положении, кто кому в каком родстве, и о поведении»(37). Таким образом, клировые ведомости стали одним из основных источников при выявлении статистических данных и составлении таблиц. Клировые ведомости духовенства Курганского и Шадринского уездов, используемые в работе, представлены в фондах: Тобольская духовная консистория (ТФ ГАТО. Ф.156; ГАКО. Ф.235), Ведомости о церквах Шадринского уезда (ГАГШ. Ф.209).

При написании параграфа об образовательном уровне духовенства использованы материалы Тобольского губернского епархиального училищного Совета (ТФ ГАТО. Ф.61).

При выявлении родовых «гнезд» священно-церковнослужителей Южного Зауралья и составлении генеалогических схем использованы данные духовных росписей (ГАКО. Ф.235. Оп.6; ТФ ГАТО. Ф.156), а также сведения из фондов: Вознесенская церковь с. Падеринского (ГАКО. Ф.92), Вознесенская церковь с. Арлагульского (ГАКО. Ф.159). Особую ценность представляет родословная Флоринских-Кокосовых, составленная

Аркадием Ивановичем Кокосовым и отложившаяся в фон, (е его племянницы Черемухиной Елены Михайловны (ГАОПДКО. Ф.6966).

Изучение быта и семейно-родственных отношений духовного сословия возможно было только при наличии документов личного характера, сохранившихся в фондах центрального архива: дневник епископа Екатеринбургского Нафанаила, веденный им при обозрении церквей Уральского хребта в декабре 1882 г. (РГИА. Ф.834), письмо 1897 г. священника Никодима (Вознесенского) из с. Екатериновки А.В. Преображенскому (РГИА. Ф.1109). Подобные документы позволяют глубже понять атмосферу быта самого замкнутого сословия в России.

Справочно-статистические материалы служат дополнением к документам других групп. Некоторая часть из них не опубликована, как, например, сведения об епархиях, нуждающихся в государственной дотации после неурожая 1892 г. (РГИА. Ф.799). Основная же часть используемых материалов опубликована как в светских статистических источниках: Календарь - справочник Шадринского земства на 1916 г.; Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа и г. Кургана Тоболькой губернии. Курган, 1895; Памятная записка Западно - Сибирского учебного округа на 1916 г. Томск, 1916; Памятная книжка Западно - Сибирского учебного округа. Томск, 1916; Статистический обзор Тобольской губернии за 1897 г. Тобольск, 1898;

Тобольский адрес - календарь на 1901 г. Тобольск, 1900-1901; так и в 1 церковных: Справочная книга Тобольской епархии за 1908 и за 1913 гг.; Тобольский епархиальный адрес - календарь. Тобольск, 1884; Храмы Шадринского уезда. Шадринск, 1994.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- обоснование роли и места государственной политики в формировании духовного сословия Южного Зауралья, ее влияния на внутрисословную культуру;

- анализ взаимоотношений приходской общины и причта;

- выявление специфических особенностей социокультурного облика приходского духовенства;

- введение в научный оборот значительного числа новых источников по истории приходского духовенства, в частности, клировых ведомостей священно-церковнослужцтелей Южного Зауралья за 1800 - 1875 гг.

Некоторые из этих вопросов поднимались в историографии, а такие, как городское, единоверческое духовенство и генеалогия духовного сословия Южного Зауралья ставятся в научной литературе впервые.

Практическая значимость. Результаты исследования и введенные в научный оборот новые источники могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории РПЦ в урало-сибирском регионе и применены при чтении курсов по истории церкви и краеведения в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на международном научном религиоведческом конгрессе «Религия, человек, общество» (Курган, 1998); на всероссийских научных конференциях: «Итоги и задачи регионального краеведения» (Курган, 1997), «Музей и общество на пороге XXI века» (Омск, 1998), «Судьба России: образование, наука, культура» (Екатеринбург, 2000); на региональных и областных научно-практических конференциях: Вторая региональная краеведческая конференция (Шадринск, • 1998), «Культура Зауралья: прошлое и настоящее» (Курган, 1999), «Архивы: история и современность» (Курган, 1999), «Западная Сибирь: проблемы истории и историографии» (Нижневартовск, 2000), «Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма» (Курган, 2001), «Музей - ты мир» (Курган, 2001), «Документ. Архивный документ. Исторический источник»

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Приходское духовенство Южного Зауралья в 60-е годы XIX- начале XX вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

История православного приходского духовенства Южного Зауралья складывалась в соответствии с общеисторическими процессами, протекавшими на данной территории в XVIII - начале XX вв. Формирование духовного сословия проходило под влиянием государственной политики в период заселения края, что, несомненно, отразилось на социокультурном облике первых священнослужителей. Наиболее крупные династии духовенства Южного Зауралья были представлены Шалабановыми и Серебренниковыми. На примере двух этих родов удалось проследить процесс замещения вакансии в приходе по принципу наследования, что было официально разрешено в первой половине XIX в. и широко распространено на всей территории Российской империи. Образовательный и культурный уровень православного духовенства в данный период был не высок, более половины священно-церковнослужителй Южного Зауралья в первой половине XIX в. имели только домашнее образование. Материальное положение йричта в основном зависело от приходской общины.

Церковные реформы 1860 - 70-х годов XIX в. существенно повлияли на все стороны жизни приходского духовенства. Они были направлены, прежде всего, на улучшение материального обеспечения, и, как следствие, на повышение авторитета духовенства в обществе. Для этого реформаторы предлагали сократить число штатных мест и, за счет укрупнения приходов, повысить материальное положение принтов. Учрежденные в 1864 г. церковно-приходские попечительства также должны были оказывать материальную помощь и содействие приходскому духовенству. В период реформ кроме казенного жалованья, в материальном обеспечении приходского причта появилось несколько дополнительных источников дохода: государственные субсидии, проценты с капиталовложений в банк, пожертвования благотворителей. Однако сами священно-церковнослужители оценивали свое имущественное положение как «весьма скудное», при этом ориентировались не на свой предыдущий уровень, а сопоставляли свое положение с материальным положением привилегированных слоев общества. Повысить авторитет священнослужителей среди прихожан предполагалось за счет реформирования системы духовного образования. Однако на практике эта реформа не могла быть воплощена в жизнь из-за противоречия с церковным законом, по которому неженатый семинарист не мог быть рукоположен в сан.

Либеральные настроения общества и законодательные инициативы реформаторов коснулись не только внешней стороны жизни духовенства, но и проникли внутрь сословной культуры. Реформа 1869 г. ограничила круг духовных лиц только действительно состоящими на службе священно-церковнослужителями. Их дети и родственники уже не являлись представителями духовного сословия, а значит, автоматически переставали работать механизмы социальной сословной защиты. Процесс распада духовного сословия происходил медленно, но очень болезненно для каждого крупного семейства, о чем свидетельствуют документы личного характера второй половины XIX в. Дети священно-церковнослужителей, получившие право на гражданское образование, оказались в ситуации выбора. Повсеместное обсуждение жизни и деятельности самого замкнутого сословия, как оказалось на практике, не способствовало повышению его авторитета в обществе. Напротив, этим обстоятельством в большей степени был обусловлен отток наиболее образованной части духовенства в радикальные слои общества. Династия священнослужителей Флоринских - Кокосовых, сложившаяся в Шадринском уезде, наглядно демонстрирует процесс распада духовного сословия. Уже в третьем поколении ни один из пятерых сыновей священника Ивана Яковлевича Кокосова, получивших семинарское образование,'не стал священно-церковнослужителем.

Таким образом, реформы в отношении лиц духовного звания не достигли желаемых результатов. Однако они сдвинули с мертвой точки догматическое учение церкви и посеяли дух сомнения не только в умах интеллигенции, но и самого духовенства. Попытки контрреформирования церкви также были безуспешными. Законодательные акты, вступившие в противоречия с интересами светского общества, в конце XIX в. были отменены. Именно в этот период православное духовенство вновь осознало свое приоритетное положение в культурно-просветительской жизни общества и стало проявлять социальную активность в области народного просвещения (создание сети церковно-приходских школ, открытие церковных библиотек), в сфере милосердия (организация помощи жертвам неурожая, открытие обществ трезвости).

Во второй половине XIX в. среди приходских принтов происходит дифференциация по социально-экономическому " положению, наметившаяся еще в начале XIX в. Городское духовенство имело более высокий статус в обществе, в отличие от сельского, по следующими причинам: материальная независимость от прихожан, самостоятельность в управлении церковным приходом, обязательное полное семинарское или академическое образование. В результате, городское духовенство уважали прихожане и ценило церковное начальство, о чем свидетельствует обилие духовных наград у городских священников. Сельское же духовенство во второй половине XIX - начале XX вв. оставалось в значительной степени зависимым от своих прихожан, причем не только материально, но и морально. Сельский священник, в отличие от городского, должен был воздействовать на общину, жизнь которой регулировалась внутренними, закрепившимися в традиции, законами. Иногда приходский причт вынужден был подчиниться этим законам. Единоверческое духовенство, появившееся в XIX в., представляло собой следствие компромисса между старообрядчеством и государственной православной церковью. В Южном Зауралье единоверческое духовенство по своей сути было ближе к

131 расколу, что являлось следствием широкого распространения старообрядческого движения в урало-сибирском регионе.

Синодальный период продолжался два столетия, в течение которых РПЦ пыталась вернуть себе автономию. Поместный Собор 1917-1918 гг. восстановил патриаршество, тем самым урегулировал напряженные отношения между церковью и государством. Летом 1918 г., в период правления Временного Сибирского правительства в г. Кургане по инициативе " местных священнослужителей был создан Курганский церковно-христианский Союз, главной целью которого было «содействие пробуждению в русском народе религиозного самосознания». Создание Союза свидетельствует о социальной активности приходского духовенства. Однако Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви, изданный в ноябре 1918 г., изменил статус РПЦ в новой исторической реальности.

Таким образом, материалы данного исследования позволили определить роль приходского духовенства в историко-культурном, духовном и социально-политическом развитии Южного Зауралья в XVIII -XX вв.

 

Список научной литературыБабушкина, Ольга Юрьевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. ИСТОЧНИКИ.1.A. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ1 .РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ1. АРХИВ

2. Фонд. (Ф.) 799. Хозяйственное управление при Синоде Опись. (Оп.) 4. Дело (Д.) 105. Оп.1 1. Д.705. Ф.832. Ведомство православного исповедания. Оп.1. Д.72,78. Ф.834. Рукописи Синода. Оп.4. Д.1134.

3. Ф. 1109.А.В.Преображенский Письма А.В. Преображенскому. 1892-1928.1. Оп.1. Д.115.

4. ТОБОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА1. ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

5. Ф.61. Тобольский губернский епархиальный училищный Совет.1. Оп.1. Д. 18.

6. Ф.63. Тобольский епархиальный комитет по устройству церковногобыта переселенцев. Оп.1. Д.25. Ф. 156. Тобольская духовная консистория. Оп.1. Д.572, 827, 1632, 1698. Оп.2. Д.515, 916, 1228,1642. Оп.24.Д.4, 7, 9, 13, 18.134

7. On.25. Д.32, 135. On.26. Д.519.

8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ГОРОДА ШАДРИНСКА

9. Ф.209. Ведомости о церквах Шадринского уезда. Оп.1. Д.46,91. я Ф.212. Благочинный 1 округа Шадринского уезда.1. Оп.1. Д.422.

10. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11. Ф.8. Курганское городовое хозяйственное управление.1. Оп.1. Д.25.

12. Ф.36. Курганская Александро-Невская церковь.1. Оп.1. Д.7.

13. Ф.53. Летопись Спорновской церкви Курганского уезда Тобольскойепархии. Оп.1. Д.79.

14. Ф.63. Курганская Александровская женская гимназия.1. Оп.1. Д.87.

15. Ф.78. Петропавловская церковь с. Черемуховского.1. Оп.1. Д.42.

16. Ф.92. Вознесенская церковь с. Падеринского. Оп.1. Д.10.

17. Ф. 159. Вознесенская церковь с. Арлагульсюго.

18. Оп.1. Д.7,23. Ф.175. Курганское уездное казначейство.

19. Оп.2. Д.818 Ф.235. Тобольская духовная консистория.

20. Оп.1. Д.4,9, 10, 11,83, 104, 122, 129, 154, 169, 177,182, 193, 199, 203,204,274,294, 312 а, 312 6. Оп.6. Д.164, 165, 167. Ф.236. Курганский окружной суд г. Кургана. Оп.2. Д.108,112.

21. Ф.288. Курганский нотариус мирового судьи 1-го участка Курганскогоуезда. Оп.1. Д.1.

22. ФР 852. Управляющий Временного Сибирского правительства по г.

23. Кургану и Курганскому уезду. Оп.1. Д. 18.

24. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

25. Ф.6905. Управление ФСБ РФ по Курганской области.1. Оп.2. Д.3147.

26. Ф.6966. Черемухина Елена Михайловна, г.р. 1921, представительница старейшей учительской династии Зауралья. Оп.1. Д.1, 3.

27. B. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Календарь-справочник Шадринского земства на 1916 г. .2. Кормчий. 1896. № 15.

28. Настольная книга председателя приходского совета. М., 1994.

29. Памятная записка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. Томск, 1916.

30. Обзор экономического и сельскохозяйственного состояния Курганскош округа и г. Кургана Тобольской губернии. Курган, 1895.

31. Оренбургские епархиальные ведомости 1900 г.

32. Памятная записка Западно-Сибирского учебного округа. Томск, 1916.

33. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г. Томск, 1916.

34. Руководство производства дознаний и следствий по делам о проступках священно-церковнослужителей и справочная книжка по предметам церковно-епархиального суда. Сост. П. Колыбаев. Екатеринбург, 1914.

35. Статистический обзор Тобольской губернии за 1897 г. Тобольск, 1898.

36. Тобольский адрес-календарь на 1901 г. Тобольск, 1900-1901.

37. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1884.

38. Тобольские епархиальные ведомости 1882, 1887, 1893, 1897, 1899, 1918, 1919 гг.

39. Храмы,Шадринского уезда. Шадринск, 1994.1.. ЛИТЕРАТУРА II.A. МОНОГРАФИИ

40. Абрамов Н.А. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998.

41. Астырев Н. На таежных прогалинах. Очерки жизни населения Восточной Сибири. М., 1891.

42. Васильева A.M. Забытый Курган. Курган, 1997.

43. Знаменский П.В. История Русской церкви. Крутицкое патриаршее подворье. М., 1996.

44. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в). Новосибирск, 1981; Ее же. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск. 1990.

45. Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. Томск, 1876.

46. Мангилева А.В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998.

47. Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII начала XX вв. История рода Мощанских. М., 2000.

48. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII перв. половина XIX в. М., 1991.

49. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1. Санкт-Петербург, 1999.

50. Описание сельского духовенства. T.IV. Лейпциг, 1858.

51. Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000.

52. Пундади В.В. Государственная деревня Урала и Зарадной Сибири во второй половине XVIII первой половине XIX вв. Курган, 1999.

53. Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в России. Лейпциг, 1866.

54. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории. Выпуск I, II. М., 1988.

55. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998.

56. Тальберг Н. История русской церкви. Ч.11.1959. Репринтное издание. 1994.

57. Тимофеев В.П. Священник-матеиатик Иван Михеевич Первушин. Шадринск, 1996.

58. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Выпуск 1. Оренбург, 1900.

59. Чернышев С.Ф. Русские на Исети. Шадринск, 1999.

60. Freeze G.L. The Parist Glergy in Nineteenth Century Russia: Crisis Reform, Counter Reform. Princeton, New Jersey, 1983.1..B. НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

61. Андюсев Б. Сибирский характер // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 32.

62. Антропов В.И. Выдающийся ученый медик // Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее». Выпуск 1. Курган, 1990.

63. Берлинских В.А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX в.// Вопросы истории. 1998. № 10.

64. Бирюков В.П. Песковское гнездо.//Шадрйнский курьер. 10.09.1996;

65. Бочкарев В. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (сер.XIX XX вв.). Сборник научных трудов. Новосибирск, 1997.

66. Винаковская Jl. О чем поведал старый альбом.//Курган и курганцы. 18.04.2000.

67. Глинский Б.В. Константин Петрович Победоносцев (Материалы для биографии) // Исторический вестник. 1907. № 4.

68. Исакова Е.В. Православная церковь Южного Зауралья в досоветский период //Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее». Выпуск 16. Курган, 1996.

69. П.Кошкаров Д.А. Религиозное сознание русского населения Южного Зауралья (вторая половина XVIII первая половина XIX веков) //Зауралье в панораме веков. Межвузовский сборник научных трудов. Курган, 2000.

70. Липинская В. А. Конфессиональные группы православного населения Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX в) // Этнографическое обозрение. 1995. № 2.

71. Масленникова О.В. Родственные «гнезда» у крестьян Южного Зауралья в конце XVIII первой половине XIX вв.//Уральский родовед. Выпуск 5.Екатеринбург, 2001.

72. Мозин М. Белозерский просветитель.// Тобол. Курган, 1996. Выпуск 1.

73. Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865.//Вопросы истории. 1993. № 11-12.

74. Половинкин Н.С. Западно-Сибирский регион в религиозном отношении и церковные преобразования в XVI XX вв. // Религия и церковь в Сибири. Выпуск 5. Тюмень, 1993.

75. Полунов А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е -первая половина 1890-х годов) // Вопросы истории. 1997. №11.

76. Поплавная Есипова В.А. Русское законодательство относительно церкви во второй половине XIX века. // Русское общество и литература позднего феодализма. Сибирский хронограф. Новосибирск. 1996.

77. Приклонский С. Крестьянский мир и приходский причт // Северный вестник. 1885. № 1.

78. Пузанов В.Д. История Белозерского района // Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее». Выпуск 13. Курган, 1995.

79. Римский С.В. Церковные реформы Александра II // Вопросы истории. 1996. № 4.

80. Судницын А.Н. Речь, произнесенная на торжественном акте по случаю 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1893. №21-22.

81. Сушко А.В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)// Вопросы истории.5'1996. № 11-12. '

82. Щапов Я.Н. Макариевские премии в дореволюционной России и их возрождение. 1917 1997// http: // www.intercon.ru

83. I.C. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ТРУДЫ

84. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург; 1898. Т.45; 1901. Т.ЗЗ.

85. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Т.2. М., 1992.

86. Христианство. Словарь. Под ред. Л.Н. Митрохина.'М., 1994.1411. ПРИМЕЧАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

87. Описание'сельского духовенства. T.IV. Лейпциг, 1858. "

88. Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в России. Лейпциг, 1866.

89. Знаменский П.В. История Русской церкви. Крутицкое патриаршее подворье. М., 1996.

90. Приклонский С. Крестьянский мир и приходский причт // Северный вестник. 1885. № 1.

91. Победоносцев К.П. Церковь и государство //Москва. 1991.№ 5.

92. Глинский Б.В. Константин Петрович Победоносцев. (Материалы для биографии)//Исторический вестник. 1907.№ 4.

93. Абрамов Н.А. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998.

94. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Выпуск1. Оренбруг, 1900.

95. Судницын А.Н. Речь, произнесенная на торжественном акте по случаю 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии // ТЕВ. 1893. № 2122.

96. Ю.Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян-старожилов Томской губернии. Томск, 1876.1.. Астырев Н. На таежных прогалинах. Очерки жизни населения Восточной Сибири. М., 1891.

97. Тальберг Н. История русской церкви. Ч.Н.1959. Репринтное издание. 1994.

98. Freeze G.L. The Parist Glergy in Nineteenth Century Russia: Crisis Reform, Counter Reform. Princeton, New Jersey, 1983.

99. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1. Санкт-Петербург, 1999.

100. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви игосударства в Сибири (XVIII в). Новосибирск, 1981; Ее же. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск. 1990.

101. Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000;Софронов В. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998.'

102. Римский С.В. Церковные реформы Александра II // Вопросы истории.1996. №4.

103. Русская Православная Церковь 988 1988. Очерки истории. Выпуск 1,11. М.,1988.

104. Поплавная Есипова В.А. Русское законодательство относительно церкви во второй половине XIX века // Русское общество и литература позднего феодализма. Сибирский хронограф. Новосибирск. 1996.

105. Освальт ip. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865 // Вопросы истории. 1993. № 11-12.

106. Полунов А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е первая половина 1890-х годов) // Вопросы истории. 1997. №11.

107. Сушко А.В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12.

108. Щапов Я.Н. Макариевские премии в дореволюционной России и их возрождение. 1917 1997// http: // www.intercon.ru

109. Бердинских В.А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX в.// Вопросы истории. 1998. № 10.

110. Грамматин А.С. Грамматины. История рода священнослужителей Владимирской епархии. Санкт-Петербург, ВИДР. 1999; Матисон А.В.

111. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII -начала XX вв. История рода Мощанских. М., 2000.

112. Антропов В.И. Выдающийся ученый медик // Краеведческий сборник

113. Васильева A.M. Забытый Курган. Курган. 1997.

114. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII первая, половина XIX в. М., 1991.

115. Пундани В.В. Государственная деревня Урала и Западной Сибири во второй половине XVIII первой половине XIX вв. Курган, 1999.

116. Масленникова О.В. Родственные «гнезда» у крестьян Южного Зауральяв конце XVIII первой половине XIX вв. // Уральский родовед. Выпуск 5. Екатеринбург, 2001.

117. Савицкая О.Н. Старообрядчество Южного Зауралья // История Курганской области. Т.4. 1998.

118. Мангилева А.В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в.на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998.

119. Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Т.2.1. М., 1992. С. 1365 1369.

120. ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕФОРМ НА ПОЛОЖЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА.

121. Русская Православная Церковь 988 1988. Очерки истории. Выпуск I. М.,1988. С.76. . . „ .

122. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1. Санкт-Петербург, 1999. С. 100.

123. Христианство. Словарь. Под ред. Л.Н. Митрохина. М.,1994. С. 32,383.

124. Мангилева А.В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX в. (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998. С.25.

125. Абрамов Н. Материалы для истории христианского просвещения,Сибири со времен покорения ее в 1581 г. до рачала XIX столетия. 1893. С.5; Абрамов Н.А. Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С.66.

126. Половинкин Н.С. Западно-Сибирский регион в религиозном отношении и церковные преобразования в XVI XX вв. // Религия и церковь в Сибири. Выпуск 5. Тюмень, 1993. С.9. 7.3ольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск. 1990. С.8.

127. Мангилева А.В. Указ.соч. С.26.

128. Римский С-В. Церковные реформы Александра II,// Водросы истории. 1996. № 4. С.34.

129. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в). Новосибирск, 1981. С. 77-78.

130. Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 100-101.

131. Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000. С.25.

132. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.25. Д .32. Л.43 об.

133. Чернавский Н. Оренбургская епархия в прошлом и настоящем. Выпуск 1. Оренбург, 1900. С. 153.

134. Пузанов В.Д. История Белозерского района // Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее». Выпуск 13. Курган, 1995. С.16.

135. Масленникова О.В. Родственные «гнезда» у крестьян Южного Зауралья .д. конце XVIII первой половине XIX вв.//Урадьский родовед. Выпуск 5.Екатеринбург, 2001. С.48.

136. Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в). Новосибирск, 1981. С.46.

137. Пузанов В.Д. Указ. соч. С.18.

138. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.2. Д.515. (Листы не пронумерованы).

139. ТФГАТО. Ф.156. Оп.1. Д. 1698.

140. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.199. Лл.2об,- 6 об.

141. ТФГАТО. Ф.156. Оп.1. Д.572.

142. ТФГАТр. Ф.156. Оп.2. Д. 1228.

143. ГАКО. ФИ-235. Оп.6. Д.165. Л.2 об.

144. ТФГАТО. Ф.156. Оп.2. Д. 1642.

145. ТФГАТО. Ф.156. Оп.1. Д.827.

146. ТФГАТО. Ф.156. Оп.1.Д. 1632.

147. ТФГАТО. Ф.156. Оп.2. Д.916.

148. ГАКО. ФИ-235. Оп.6. Д.164.Л.4 об.

149. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Лл.34 об. 35.

150. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.18. Лл.32 об. 33.

151. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл. 17 об. -18.

152. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Лл.34 об. 35.

153. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.203. Лл.19 об. 20.

154. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл.17 об. 18.

155. ГАКО. ФИ-235. Оп.6. Д. 167. Л.4 об.

156. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл.19 об.-20.

157. ТФ ГАТО. Ф.156. On.24. Д.4. Лл.31 об. 32.

158. ГАКО. Ф. 235.0п. 1.Д.312 6. Л.32.

159. ТФ ГАТО. Ф. 156. Оп.24. Д.4. Лл.31 об. 32.

160. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Лл.40 об,- 41.

161. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.312 б. Л.12 об. 13.

162. ТФГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Лл.31 об.-32.

163. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл.40 об. 41.

164. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1884. С. 149.

165. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.312 б. Лл.37 об. 38.

166. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1884. С. 149.

167. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.312 б. Лл.35 об. 36.

168. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.274. Лл.49-53.

169. ГАКО. Ф.159. Оп.1. Д.7.Л.253.

170. ГАКО. ФИ-92. Оп.1. Д. 10. Л. 119.

171. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1884. С.46-56; Тобольский адрес-календарь на 1901 г. Тобольск, 1900-1901. С.81-118.

172. ГАКО. ФИ-235. Оп.6. Д.164. Л.97 об.

173. ТФГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Л. 18 об.

174. ТФГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.9. Лл.259 об.-260.

175. ТФГАТО. Ф.156. Оп.24. Д. 18. Лл.20-20 об.

176. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.203. Лл.З об. 4.

177. ГАКО. ФИ-235. Оп.6. Д.164. Л.2 об.

178. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.203. Л.14.

179. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.199. Л.14.

180. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл.32 об. 33.

181. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Лл.17 об. 18.63.Там же. Лл.27 об. 28.

182. ТФ ГАТО*.'Ф.156. Оп.24. Д.7. Л.265 об.-266.

183. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл.35 об. 36.66.Там же. Лл. 1 об. 4.

184. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.9. Л.249.

185. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.4. Л. 18 об.

186. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.24. Д.13.

187. ГАКО. ФЙ-235. Оп.1. Д.204. Лл.40 об.-41.

188. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д.312а. Лл.48 об.-49, 137 об.

189. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Л.11.

190. ГАКО. Ф. 236. Оп.2. Д.108. Лл.1 об., 8-10.

191. ГАОПДКО. Ф.6905. Оп.2. Д.3147. Лл.1,7,218,231,238.

192. Миронов Б.Н. Указ.соч. С. 100-101.

193. Римский С.В. Указ. соч. С.38-39.77. Там же. С.39.

194. РГИА, Ф. 799. Оп.4. Д.105. Л.2.

195. Римский С.В. Указ. соч. С.39-42.

196. ГАКО. Ф.159. Оп.1. Д.23. Л.125.

197. Бабушкина О.Ю. Церковно-приходские попечительства на территории Тобольской губернии в конце XIX начале XX вв. // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. Выпуск 2. Курган, 2000. С. 14-17.

198. Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865.//Вопросы истории. 1993. № 11-12. С.140-149.

199. Поплавная Есипова В. А. Русское законодательство относительно церкви во второй половине XIX века // Русское общество и литература позднего феодализма. Сибирский хронограф. Новосибирск. 1996. С. 123-124.

200. Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 130-131.

201. Полунов А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е -первая половина 1890-х годов) // Вопросы истории. 1997. № 11. С.125-136.

202. Знаменский П.В. Указ. соч. С.352; Тальберг Н. Указ. соч. С.759 760.

203. Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 106.

204. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Л.2.

205. Храмы Шадринского уезда. Шадринск, 1994.С.76.

206. Антропов В.И. Выдающийся ученый медик // Краеведческий сборник «Земля Курганская: прошлое и настоящее». Выпуск 1. Курган, 1990. С.5-7.

207. Бирюков В.П. Песковское гнездо // Шадринский курьер. 10.09.1996. С.5-7.

208. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Л.З.

209. Бирюков В.П. Указ. соч. С.5.

210. ГАОПДКО. Ф.6966. On. 1. Д.З. Л.З.

211. ГАКО. Ф.175. Оп.2. Д.818. Л.272.

212. Антропов В.И. Указ. соч. С. 122-125.

213. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Л.З.

214. Антропов В.И. Указ. соч. С. 125.

215. ГАГШ. Ф.209. Оп.1. Д.91.Лл.5 об. 6.

216. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Л.3-4.

217. Бирюков В.П. Указ. соч. С.5-7.

218. ГАГШ. Ф.209. Оп.1. Д.91.Лл.2 об.-4.

219. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Лл.5-7.

220. Винаковская Л. О чем поведал старый альбом // Курган и курганцы. 18.04.2000. С.З.

221. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Лл.7-10; Бирюков В.П. Указ. соч.С.5-7.

222. Винаковская Л.Указ. соч. С.З.

223. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Л.8.

224. Винаковская Л. Указ. соч. С.З.

225. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Лл.1-8.

226. Освальт Ю. Указ. соч. С.140-142.

227. Тальберг Н. Указ. соч. С.758.

228. Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 106.

229. Там же. С. 110. 1 М.Полунов А.Ю. Указ. соч. С. 127.

230. Победоносцев К.П. Церковь и государство // Москва. 1991. № 5. С. 119.

231. Полунов А.Ю. Указ. соч. С. 127.

232. Глинский Б.В. Константин Петрович Победоносцев (Материалы для биографии) // Исторический вестник. 1907. № 4. С.262.

233. ГАГШ. Ф.212. Оп.1. Д.422. JI.7.

234. Г19.Сушко А.В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.) // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 107-114.

235. Полунов А.Ю. Указ. соч. С. 128.

236. Т.Е.В. 1.11.1882. № 21. С.243.

237. ГАКО. Ф. 235. Оп.1. Д.154. Лл.158, 174.

238. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории. Выпуски. М., 1988. С.4-13.

239. Бочкарев В. История обновленческого церковного раскола в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (cep.XIX XX вв.). Сборник научных трудов. Новосибирск, 1997. С.118-129.

240. ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДУХОВЕНСТВА И ПРИХОДСКОЙ ОБЩИНЫ.

241. Астырев Н. На таежных прогалинах. Очерки жизни населения Восточной Сибири. М., 1891. С.34; Пундани В.В. Государственная деревня Урала и Западной Сибири во второй половине XVIII первой половине XIX вв. Курган, 1999. С.234.

242. Костров Н.А. Юридические обычаи крестьян старожилов Томской губернии. Томск, 1876. С.63-64.

243. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.154. Л.212 об.

244. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д. 154. Лл.23-23 об.

245. ГАКО. Ф.53. Оп.1. Д.79.Л.22.

246. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д. 129. Лл.4, 9-9 об., 30, 70.

247. Астырев Н. Указ. соч. С.34; Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII-перв. половина XIX в. М., 1991. С. 149.

248. ПунданиВ.В. Указ. соч. С.37-38.

249. Андюсев Б. Сибирский характер // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 32. С.11.

250. Астырев Н. Указ. соч. С.29.11.ТЕВ. 1899. № 14. С.263.

251. ГАКО. Ф.53. Оп.1. Д.79. Лл.19-19 об.

252. Кошкаров Д.А. Религиозное сознание русского населения Южного Зауралья (вторая половина XVIII первая половина XIX веков) // Зауралье в панораме веков. Межвузовский сборник научных трудов. Курган, 2000. С. 124.

253. Андюсев Б. Указ. соч. С.11.

254. Миненко Н.А. Указ. соч. С. 158.

255. Зайцева Л.Ю. Православная церковь Южного Зауралья в досоветский период // Краеведческий сборник. Выпуск 16. Земля Курганская: прошлое и настоящее. Курган, 1996. С.19-23.

256. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.9. Лл.1-1 об.,4 об. 5, 9, 31, 40.

257. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.83. Л.1.

258. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.9. Л.32.

259. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.4.Л.18.

260. Мангилева А.В. Указ. соч. С. 144.

261. Приклонский С. Крестьянский мир и приходский причт // Северный вестник. 1885. № 1. С.48-49.

262. Настольная книга председателя приходского совета. М., 1994. С. 14.

263. Васильева A.M. Забытый Курган. Курган, 1997. С.309.

264. Тобольский епархиальный адрес календарь. Тобольск, 1884. С.46; Тобольский епархиальный адрес - календарь. Тобольск, 1900-1901. С.89.

265. Календарь справочник Шадринского Земства на 1916 г. С.62-77.

266. Тимофеев В.П. Священник математик Иван Михеевич Первушин. Шадринск, 1996. С.38-39.

267. ГАКО. ФИ-36. Оп.1. Д.7. JI.1.30.ТЕВ. 1918. № 25. С.23.

268. Памятная записка Западно Сибирского учебного округа на 1916 г. Томск, 1916. С.208.

269. ГАКО. ФИ-36, On. 1. Д.7. Л. 1.

270. Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск, 1913. С.204.

271. ГАКО. ФИ-36. On. 1. Д.7. Л. 1.35.ТЕВ. 1918. № 25. С.24.

272. ГАКО. Ф.63. Оп.Г. Д.82. Л.67.

273. ГАКО. ФИ-36. On. 1. Д.7. Л. 1.

274. ГАКО. Ф.63. Оп.1. Д.82. Л.67.

275. Памятная книжка Западно Сибирского учебного округа. Томск, 1916. С. 101; Памятная записка Западно - Сибирского учебного округа на 1916 г. Томск, 1916. С.208.

276. Васильева A.M. Указ. соч. С.310.

277. Исакова Е.В. Александро Невская церковь.// Краеведческий сборник. Выпуск 16. Земля Курганская: прошлое и настоящее. Курган, 1996. С. 157-158; Васильева A.M. Указ. соч. С.311-312.

278. ГАКО. ФИ-36. Оп.1. Д.7. Л.1.

279. Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск, 1908. С.119.

280. ГАКО. ФР 852. On. 1. Д. 18. Л.49.

281. Некролог.//Доброе слово. 19.08.1918. № 1. С.З.

282. Доброе слово. 26.08.1918. № 2. С.З.

283. Доброе слово. 1918. №№ 1, 2, 6, 9. С.3-4.48.ТЕВ. 1919. № 1. С.36.

284. ГАКО. Ф.78. Оп.1. Д.42. Л.8.50.ТЕВ. 1919. №3. С.40.

285. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.154. Л.23. 52.0ЕВ. 1900. № 11.С.434.

286. Липинская В.А. Конфессиональные группы православного населения Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX в.) // Этнографическое обозрение. 1995. № 2, С.113-126.

287. Статистический обзор Тобольской губернии за 1897 г. Тобольск, 1898. С.45.

288. История Курганской области. (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т.4. Курган, 1998. С.З 18.

289. Тобольский адрес-календарь на 1901 г. Тобольск, 1900-1901. С.157-160.

290. Календарь-справочник Шадринского земства на 1916 г. С.74-77.

291. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.169. Лл.41-41 об.

292. ГАКО. ф.17. Оп.1. Д.1. Лл.1-68.

293. Тобольский адрес-календарь на 1901 г. Тобольск, 1900-1901. С. 157-160.

294. Календарь-справочник Шадринского земства на 1916 г. С.74-77.

295. История Курганской области. (Церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т.4. Курган, 1998. С.322-326.

296. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.169. Л.1.

297. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.104. Лл.76-120 об.

298. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.25. Д. 135. Л.4

299. ГАКО. ф.17. Оп.1. Д.1. Л.67.

300. Мангилева А.В. Указ.соч. С.67.

301. ТФ ГАТО. Ф.156. Оп.26. Д.519. Лл.1-65.

302. ГЛАВА III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ДУХОВНОГО1. СОСЛОВИЯ.

303. Описаниеи сельского духовенства.// Русский заграничный сборник. Т. IV. Лейпциг. 1858. С. 129.

304. Римский С.В. Указ. соч. С. 39-40.

305. Полунов А.Ю. Указ. соч. С. 127.

306. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1884. С. 70-72.

307. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 312 б. Л. 145.

308. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 154. Л. 212 об.

309. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 312 а. Лл.9 153.

310. ТЕВ. 16. 10. 1882. № 20. С. 234.

311. ГАКО. ФИ-235. On. 1. Д. 182. Л. 47 об.10. Там же. Л. 49.

312. Римский С.В. Указ. соч. С. 44.

313. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 312 б. Л. 178.

314. ГАКО. Ф. 288. On. 1. Д. 1. Л. 42.

315. Васильева A.M. Указ. соч. С. 312-313.

316. ГАКО. ФИ-235. On. 1. Д. 122. Лл.2-5.

317. ГАКО. ФИ-235. On. 1. Д. 193. Л. 8.

318. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1884. С. 72- 73.

319. Тобольский епархиальный адрес-календарь. Тобольск, 1900 1901. С. 89-101.

320. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 312 6. Лл.32 об, 9, 1-1 об.

321. Бабушкина О.Ю. Устройство церковного быта переселенцев Тобольской губернии в начале XX века // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. Курган, 2002. С.23.

322. ТФГАТО. Ф. бЗ.Оп. 1. Д. 25. Лл.48-50.

323. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 312 б. Лл.15 15 об.

324. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 154. Лл.212-213.155 ■

325. ГАКО. Ф. 236. On. 2. Д. 112. Лл.З 16.

326. Судницын А.Н. Речь, произнесенная на торжественном акте по случаю 150-летнего юбилея Тобольской духовной семинарии //ТЕВ. 1893. №21-22. С.403 -422.

327. ГАКО. ФИ-235. On. 1. Д. 204. Л. 11.

328. Мангилева А.В. Указ. соч. С.42, 44.

329. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 199. Л.6.

330. Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 101.

331. РГИА.Ф. 832. Оп.1. Д. 72. Л.2.

332. ТЕВ. 1893. №21-22. С. 403-422

333. Freeze G.L. The Parist Glergy in Nineteenth Century Russia: Crisis Reform, Counter Reform. Princeton, New Jersey, 1983. P.455.

334. TEB. 1897. № 6. C. 106-107.

335. ТФГАТО. Ф. 61. Оп.1. Д. 18. Лл.15-16.

336. TEB. 1897. № 6. C.106-107.

337. TEB. 1887. № 13-14. C.157.37. Там же. С. 153

338. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург, 1898. Т.45. С. 175.

339. Тимофеев В.П. Указ. соч. С.21-26.

340. Кормчий. 1896. № 15. С.220.

341. Улыбина Л. О церковных библиотеках Тобольской епархии // Тюменская правда. 25.12.1991. С.З.

342. Кормчий. 1896. № 15. С.220.

343. ТЕВ. 1887. № 13-14. С.158.39. ТЕВ. 1897. № 13. С.25-30.

344. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.11. Л.З.

345. ГАГШ. Ф.212. Оп.1. Д.422.Л.9.42. Там же. Л. 11.

346. ГАОПДКО. Ф.6966. Оп.1. Д.З. Лл.2,4.

347. Емельянов К. О результатах опытов посева улучшенных сортов овощей в 1901 г. в Тобольской губернии./Ютдел сельского хозяйства и кустарной промышленности Тобольских губернских ведомостей. № 9. 1.07.1903. С.82.

348. Берлинских В. А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX в.// Вопросы истории. 1998. № 10. С.134-138.

349. ГАКО. ФИ-92. Оп.1. Д. 10. Л. 173.

350. Чернышев С.Ф. Русские на Исети. Шадринск, 1999. С. 154,158.

351. Мозин М. Белозерский просветитель // Тобол. Курган, 1996. Выпуск 1. С.155-156.

352. Гендель В. Знаменские.// Курган и курганцы. 26.06.1997. С.З.

353. Агеева Е.А. Приходская жизнь и история староверия по церковным летописям второй половины XIX в.//Уральский сборник. История. Культура. Религия. Выпуск III. Екатеринбург, 1999. С.4.

354. Агеева Е.А. Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям XIX начала XX B.//http://www. krotov. ru

355. Софронов В. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998. С. 166.

356. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1.Д.177. Л.З.

357. РГИА. Ф.832. Оп.1. Д.72. Лл.З-Зоб.

358. Матисон А.В. Генеалогия православного приходского духовенства России XVIII начала XX вв. История рода Мощанских. М., 2000. С.97.

359. Мангилева А.В. Указ. соч. С. 189-190.

360. Руководство для производства дознаний и следствий по делам о проступках священно-церковнослужителей и справочная книжка по предметам церковно-епархиального суда. Сост. П. Колыбалов. Екатеринбург, 1914. С.35-36.58. Там же. С.37.

361. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.312 б. Лл.24 об. 25.

362. Там же. Лл.23 об. 24, 28 об. - 29.61. ГАКО. Оп.1. Д. 199. Л.16.157

363. Руководство для производства дознаний и следствий. С.44.

364. ТЕВ. 1.09.1882. № 17. С.197.

365. Матисон А.В. Указ. соч. С.69-70.

366. Руководство для производства дознаний и следствий. С.45.

367. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Лл.1 об. -2.

368. Тобольский адрес-календарь на 1901 г. Тобольск, 1900-1901. С.81-1 18

369. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Л. 14.

370. Щапов Я.Н. Макариевские премии в дореволюционной России и их возрождение. 1917 1997// http: // www.irxtercon.ru

371. РГИА. Ф.834. On.4. Д.1134. Лл.12-12 об.

372. Мангилева А.В. Указ. соч. С.243.

373. ГАКО. Ф.236. Оп.2. Д.108. Лл.З об. 4.

374. ГАКО. ФИ-235. Оп.1. Д.204. Л. 14.

375. Мангилева А.В. Указ. соч. С.84.

376. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.10. Лл.1-10.

377. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.11. Лл.1-5.

378. ТЕВ. 16.07.1899. № 14. С.254, 263.

379. РГИА. Ф.1109. Оп.1. Д.115. Лл.3-3 об.

380. ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д. 154. Л.ЗЗ.

381. Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в России. Лейпциг, 1866. С.388.