автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Смурова, Любовь Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Смурова, Любовь Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Исследование историко-культурологических процессов, предварявших введение понятия фрактал в практику междисциплинарных научных коммуникаций

1.1. Анализ гармонического баланса современного состояния пространственной и предметной среды, окружающей человека.

1.2.Исследование процессов видоизменения художественной формы в XX веке.

1.3.Рассмотрение основных этапов становления и развития «машинного искусства».

1.4.Изучение основных принципов построения фрактального изображения.

Выводы по главе.

Глава 2. Исследование геометрического аппарата, применяемого в процессе научного познания системы «костюм»

2.1.Сравнительный анализ и выявление принципиальных различий в концепциях классической геометрии Евклида и фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта.

2.2.0боснование применения фрактала в роли графического инструментария синергетики.

2.3.Выявление общности критериев организации сложных систем фрактал и костюм.

2.4.0боснование актуальности фрактального исследования системы «костюм».

Выводы по главе.

Глава 3. Выявление проблемных установок исследования теории системного проектирования костюма

3.1. Исследование процесса формирования основных положений теории системного проектирования костюма.

3.2. Обоснование видоизменения установок частнонаучного знания ТСПК в рамках синергетической метатеории.

3.3.Методико-теоретическое обоснование целесообразности применения новых синергетических категорий изучения сложной системы в рамках ТСПК.

3.4.Определение основных синергетических категорий системы костюм.

Выводы по главе.

Глава 4. Формирование методики фрактальной гармонизации костюма

4.1 .Разработка метода оценки фрактальной организации.

4.2 .Выбор критериев. фрактальной гармоничности.

4.3.Экспериментальная проверка теоретических выводов и апробация методики оценки фрактальной гармонизации костюма.

4.4.Разработка и апробация методики художественного проектирования костюма с использованием нелинейных творческих источников.

Выводы по главе.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Смурова, Любовь Васильевна

Цивилизационные процессы человечества, развивающиеся исключительно на основе научно-технических достижений, привели к глубокой атрофии человеческих способностей адекватного восприятия, оценки, сохранения и созидания духовных ценностей. Такие понятия как красота и гармония в наше время практически уничтожены как идеалы, преданы забвению разумом, увлеченным погоней за научно-техническими инновациями.

Начиная с XX века, искусства перестают быть изящными, а мода — красивой, что было терминологически узаконено в их названии.

Активное разрушение классических форм и принципов видения красоты в одежде вело к постепенному накоплению форм и способов бытия иной художественной культуры, формированию ее индустриального инструментария, формотворческой базы.

Культура, так и не достигнув полноты и зрелости, сменяется посткультурой — неким радикальным переходом через слои хаоса к иной форме организации бытия.

Критерии красоты и гармонии, которые доминировали в доньютоновской науке, начиная с Пифагора и заканчивая Кеплером, сменились трехсотлетней эпохой дисциплинарного знания.

Однако сегодня с появлением фрактала, явившим миру визуализацию процессов, долгое время игнорировавшихся классической математикой, стало очевидно, что произошел выход на качественно новый уровень изучения сложных систем. На сцене мирового познания появилась новая мировоззренческая концепция, которая предложила вместо аналитических построений заняться поиском общих закономерностей в разнообразных явлениях, изучением мира как системы, состоящей из многочисленных взаимозависимых, но при этом суверенных частей. Название новому направлению дало греческое слово «синергос», что означает вместе действующий - синергетика.

Законы гармонии могут быть переформулированы на синергетическом языке, как один из универсальных принципов эволюции сложных систем. Фракталы же выступили в качестве графического инструментария синергетики, более доступного для зрительно-ассоциативного восприятия, присущего творческому складу мышления. Взгляды, вырабатываемые современной наукой при решении многих задач, оказались созвучными размышлениям ученых и философов, живших много веков назад, в частности к мыслям и воззрениям, характерным для философских течений Древнего Востока. Зачастую совпадает не только общий подход, но и конкретные детали. Возникает вопрос: почему синергетика, опирающаяся на достижения современной науки, на диалектико-материалистическое мировоззрение, приходит к выводам, сделанным тысячелетия назад; а фрактал демонстрирует структуру схожую со многими произведениями искусств, признанных в истории человечества «красивыми» ?

Актуальность темы исследования определяется потребностями современной науки в новом подходе к исследованию особенностей гармонизации костюма:

• возникновением исследований в области синергетики и теории фракталов, обуславливающих необходимость использования новейших данных из этой области в исследовательском и учебном процессе художественного проектирования;

• недостаточной разработанностью терминологической базы, отражающей специфику современного уровня развития художественного проектирования;

• историческим моментом, предоставляющим возможность анализа переходных процессов рубежа веков, с позиций современников;

• потребностью педагогического процесса в адаптации современных компьютерных технологий, а также создании научно обоснованной теории фрактальной гармонизации;

• необходимостью более полного освоения ресурсов современных электронных технологий в сфере графического дизайна и швейного производства.

Данная работа направлена на решение вышеперечисленных задач и является первым трудом, обращенным к изучению процессов самоорганизации системы костюма на основе синергетического понятийного аппарата. Исследование, проведенное в диссертации, посвящено логико-методологическому анализу новой области научного знания, систематизирующим ядром которой является концепция фрактала.

Решение данного крута задач качественно повысит художественный уровень проектируемых изделий, а также будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки художников-стилистов.

Целью теоретической и практической работы является исследование феномена хаотической организации фрактальной структуры с точки зрения значимости его применения в процессе гармонизации структуры костюма. В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи:

• анализ специфики генезиса фрактальной концепции, исследование представления его в различных областях знания;

• анализ логических и методологических проблем, возникающих при становлении концепции фрактала в художественном проектировании;

• расширение понятийной базы теории системного проектирования костюма;

• изучение методологических возможностей принципов фрактальной гармонизации, основываясь на положениях теории синергетики;

• апробация полученных данных.

Объектом исследования являются бифуркационные процессы, протекающие в европейском костюме конца XX - нач. XXI века.

Предметом исследования являются модели европейского костюма pret-a-porter и haute couture, созданные модельерами ведущих домов мод Франции, Италии, Японии в различные периоды XX века/

Методологическую основу исследования составляют положения синергетической теории, системный подход, теоретические и практические разработки в области проектирования костюма. Для реализации поставленных задач применялись методы эмпирического (наблюдение, эксперимент) и теоретического (индукция, дедукция, эвристика) исследования. В качестве инструментария используется комплекс методов:

• литературно-аналитический метод;

• метод конкретно-исторического анализа;

• метод фрактального анализа;

• метод системного подхода;

• статистический метод сбора информации.

Теоретические основы исследования. Фундамент подобных исследований, заложенный Бенуа Мандельбротом, создателем самого термина «фрактал», еще в 70-е годы, получил сегодня дальнейшее развитие в работах многих ученых по физике, химии, геодезии, медицине. Многие авторы используют в своих трудах представления, связанные с фрактальной концепцией. Здесь стоит упомянуть таких зарубежных авторов как Е. Лоренса, Дж. Николиса, И. Пригожина; наших соотечественников В.И. Аршинова, В.Э.Войцеховича, Ю.А. Данилова, И.П. Ильина, Е.Н. Князеву, ЛМЛСосареву, И.В. Кузнецова, М.К. Мамардашвили, Н.Б. Маньковскую, В.В. Налимова, Н.Ф. Овчинникова, А.П. Огурцова, работы которых, выступили в качестве общего теоретического основания при нижеприводимом исследовании феномена современной моды.

На формирование идей диссертационного исследования оказали влияние философско-методологические работы ученых представителей неклассической и постнеклассической науки (В. Гейзенберг, И. Пригожин, Г.Хакен), современных философов науки (Э.Гурсель, И. Лакатос, М.Полани), эстетики (Ю.Б.Борев, А.Н. Наков), костюмологии (Т.В. Козлова, Р. А. Степучев).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В отечественной и зарубежной литературе пока нет специальных исследований -монографий, книг и диссертаций, посвященных рассмотрению костюма с позиций фрактальной концепции в рамках логико-методологических проблем. Впервые в истории теории системного проектирования костюма, поднято рассмотрение вопросов хаотической динамики, известной так же как теория фракталов, которая находится сегодня среди самых новых областей в современной науке синергетике. В ходе исследования в данной работе:

1. была поставлена задача адаптации синергетической мегатеории к частно-научному знанию, при помощи ее графического инструментария -фрактала;

2. сформулировано концептуальное обоснование нового синергетического подхода к гармонизации системы «костюм», а также введено понятие фрактальной гармонизации костюма;

3. впервые проведено рассмотрение хаотической организации микроуровня системы «мода» текущего сезона.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Классификация основных синергетических категорий сложной системы костюм

2. Методика фрактальной гармонизации костюма

3. Методика проектирования сложной системы "коллекция" с использованием не линейных творческих источников

Теоретическая и научно-практическая значимость результатов исследования. Собран значительный объем статистического и иллюстративного материала по процессу эволюции костюма в XX веке. Особенное внимание было уделено исследованию коллекций последних пяти сезонов (осень / зима 1999-2000, весна / лето 2000, осень / зима 2000 - 01, весна / лето 2001, осень / зима 2001 / 02) с целью выявления характеристик визуального отображения процессов хаотизации, предшествующих бифуркационной точке. Таким образом, были выявлены и обоснованы критерии, свидетельствующие о вхождении системы костюм в состояние нестабильности. А так же был создан и научно обоснован теоретический аппарат, позволяющий давать количественную оценку хаотическим изменениям (микрофлуктуациям), происходящим с системой костюм на минимально удаленном от наблюдателя отрезке времени.

На основе разработанного теоретического аппарата были разработаны:

• методика проектирования сложной системы "коллекция" с использованием не линейных творческих источников, которая может стать основой для работы художников предприятий текстильной промышленности и дизайнеров- проектировщиков НИИ текстильного профиля;

• методика фрактального исследования и гармонизации костюма, которая может найти применение при исследовании и анализе модных тенденций.

Способ числовой оценки фрактальной организации структуры костюма также может быть положен в основу компьютерных программ, что позволит значительно сократить время на обработку поступающей информации.

Результаты диссертационной работы также могут быть использованы в учебном процессе: при составлении лекции, при написании научно-методической литературы по дисциплине «Художественное проектирование костюма» для подготовки художников-стилистов по костюму в ВУЗах Текстильного профиля.

Апробация работы. Основные положения и содержание диссертации отражены в публикациях автора:

1. Смурова Л. В. Интеллектуальный помощник художника/ STEP №5,1999, С 86-87

2. Смурова Л. В. Неевклидова геометрия/ S №4(9), 2001, С 115-118

3. Смурова Л. В. К вопросу о фрактальной гармонизации костюма: выявление общности критериев организации сложных систем «фрактал» и «костюм»/ Справка о депонировании научной работы в ООО Легпроминформ за №4032-ЛП от 30.10.2001 г.

4. Смурова JI. В. Изучение эстетических свойств графического изображения фрактала/ Справка о депонировании научной работы в ООО Легпроминформ за №4033-ЛП от 30.10.2001 г. Идеи и предварительные результаты диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку:

• на расширенном заседании кафедры моделирования костюма и обуви ФПИ, МГТУ (7 декабря 1999 г, 11 октября 2000 г)

• на Всероссийской студенческой научной конференции «Актуальные проблемы развитая текстильной промышленности» (14—16 апреля 1998 г)

Методика художественного проектирования с использованием нелинейного творческого источника внедрена в учебный процесс на кафедре моделирования костюма и обуви ФПИ, МГТУ. Разработан курс лекций и практических упражнений по дисциплине «Художественное проектирование костюма», для специализации «художник-стилист», что подтверждено актом об использовании результатов диссертационной работы в учебном процессе.

Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы (161 наименований) на русском и иностранных языках и приложений (на 43 страницах). В тексте диссертации содержится 45 рисунков. Основной текст работы изложен на 150 страницах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы"

Общие выводы:

В работе «Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы» мы впервые проводим изучение, сопоставительный анализ и адаптацию ТСПК основных положений современного неклассического знания -синергетики. Закон гармонизации может быть переформулирован на синергетическом языке, как один из универсальных принципов эволюции самоорганизующихся систем.

Основной целью данного исследования мы видим возможность дать объяснение происходящим сегодня в моде процессам, приведшим искусственно созданную человеком систему «костюм» к резкому ухудшению ее функционирования, а отрасль, созданную человеком для прославления красоты и гармонии, к воспеванию хвалебных од эпатажу и китчу.

На основе методико-теоретического анализа проведенного в рамках данной работы получены следующие результаты.

1. Выявлено существование проблематики евклидианских категорий геометрии современного научно-исследовательского аппарата.

2. Дано обоснование принципиальных отличий познавательной значимости фрактала для изучения костюма.

3. Классифицирована роль фрактала в современной науке как:

• составной части математического блока синергетики;

• самостоятельного графического инструментария, визуализирующего основные понятия синергетики - хаос и порядок, переходные процессы и нелинейность.

4. Впервые доказана необходимость и произведено рассмотрение теоретико-методологической базы частно-научного знания теории системного проектирования костюма с позиций синергетики, структурообразующим ядром которой является категория фрактала.

• дано определение основных синергетических категорий системы «костюм».

• дано бифуркационное объяснение того, как усилиями одного человека может быть изменена в корне вся жизнедеятельность системы моды.

• выявлены визуальные критерии диагностирования состояние системы «костюм».

5. Представлена авторская аргументация необходимости переключения внимания с исследования закрытых систем «костюм» на открытые системы, описываемые при помощи фрактала;

6. Создана методология фрактальной гармонизации, позволяющая математически программным путем отслеживать и прогнозировать микрофлуктуации формы, определять уровень организации системы «костюм».

7. В ходе выявления оценочных критериев данной методики было проведено исследование объектов, признанных в истории искусств красивыми, в результате которого был сформулирован вывод о корреспонденции численных показателей уровня самоорганизации формы биологическим особенностям восприятия красоты, в частности определенному соотношению визуального хаоса и упорядоченности.

8. Впервые было проведено исследование хаоса (сверхсложной упорядоченности) современного этапа развития моды (сезон максимально приближенный к моменту настоящего исследования) на микроуровне системы «мода» (единичная форма костюма), которые ранее не укладывались в рамки линейной аргументации.

9. Доказано и подтверждено математически, что эпатажные дисгармоничные модели являются механизмами вывода на новые аттракторы эволюции системы «мода».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список научной литературыСмурова, Любовь Васильевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Attneave F. Some informatilnal aspects of visual perception. Psychol. Rev.,61

2. Barer R. Designing the future: the computer transformation of reality. London, Corp 1993

3. Epstein D. Beyond Orpheus. Studies in musical time. MIT Press, Cambridge, 1979. pp 14-15

4. Field M. Columbitsky M. Symmetry in chaos: A search for pattern in matematics, art and nature. London, 1995

5. Fisher G.H. Ambiguity of form: Old and new. Perception and Psychophysics. Oxford university press, Oxford, 1968

6. Fractals and chaos/ Ed. By A.J. Crilly, N.Y., 1991

7. Fractals and disordered systems/ Ed. By A.Bunde, Berlin., 1991

8. Ginsburg M. The Hat / Trends and traditions/ Studio Editions,1990/

9. Gombrich E.N. The sense of order. A study of the psychology of decorative art. Phaidon. Oxford, 1979

10. Goodman C. Digital visions. Computers and art. T-H., 1997r.

11. Historical costume of turkish women, Istanbul,Turkey, 1986

12. Hutchinson J. Deterministic and random fractals. Canberra, 1995

13. Lacosta A. Chaos, Fractals and noise. Stochaistic aspect of dynamics.NY, 1994

14. Lavier J. Costume and fashion. A concise history,Thames and Hudson LTD., London, 1995

15. Les Grands Dossiers de L'lLLUSTRATION/ La mode / Histoire dun siecle 1843-1944/ Le livre de Paris/ SEFAG, 1987

16. Mandelbrot B. The fractal Geometry of Nature. Freeman, NY., 1983

17. Masters of world painting in Soviet Museums /by Elena Marchenco/ Aurora Art Publishers, Leningrad, 1987

18. Packer W. The art of Vogue covers. Octopus Books Limited, London, 1980

19. Polhemus T. Style Surfing. What to wear in the 3rd millennium.Thames and Hudson LTD., London, 1996

20. Read H. A concise history of modern painting. Thames and Hudson,1995

21. Read Herbert. The innocent Eye. N. Y., Henry Holt and Company, 1947

22. Schuster M., Beisl H. Kunst-Psychologie "Wodurch Kunstwerke wirken" Du Mont, Koln,197823. VOGUE, Италия, март 2000г

23. Автомонова Н.Б. Кандинский. М., "Изобразительное искусство", 1993

24. Акилова З.Т.; Петушкова Г.И.; Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. М., Легпромбытиздат, 1993.С 6

25. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1986. С -9,3927 . Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М, 1994

26. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М, 1999

27. Баранцев В.Г. Сборник статей "Синергетика и методы науки", СПб "Наука", 1998.

28. Баушев В.Н. Психология восприятия зрительной информации: Учеб. Пособие / Баушев В.Н., Зубакова А.В./ Л., 1990

29. Безручко Б.П. "Мультистабильность и хаос в многомерных неавтономных диссипативных структурах" А/р

30. Белько Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме/ дис. к.т.н./ М., МГТА, 1998. С-4

31. Беляева-Экземплярская С. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М., Академия моды, 1996

32. Бенеш О. Искусство северного Возрождения. Его связи с современными духовными и интеллектуальными движениями. М., 1973 С 172

33. Беспалов Б.И. Психические механизмы визуального мышления. М: Изд-во МГУ, 1984

34. Богородский Ю.Л. Истоки мироздания.Ч1. М.: Издатель Купцова И.Л., 1999 г. С.191

35. Борев Ю.Б. Эстетика. /Т. 1,2 / — 5-е изд., допол. Смоленск: Русич, 1997. С 62

36. Бочкарев А.И. Природа в разных аспектах. Часть 5. Современное естествознание и гармония в хаосе.,Тольятти, П/П "Современник", 1997 С 40,

37. Браумгартнер Г. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика. /Красота и мозг/ Биологические аспекты эстетики/ М., Мир, 1995 С 171-190

38. Брун В, Тильке М. История костюма: От Древности до Нового времени. М.: Эксмо, 1996

39. Буткевич JI.M. Орнамент как процесс. Москва, 2000.С 311-312

40. Бычков В., Бычкова JI. XX век: предельные метаморфозы культуры./ "Полигнозис" 2000, N2. С 63-76; N3. С 67-85

41. В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович. Синергетическое знание — между сетью и принципами. Сборник статей "Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов" М.,"Прогресс", 2000

42. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб.: «Речь», 2000

43. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. Спб., 2000.

44. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989

45. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 1994. С 56

46. Визуальная культура. Визуальное мышление в дизайне. М., 1990, С 5

47. Виолле Ле Дюк Беседы об архитектуре. Т 1-2., М. 1937

48. Войцехович В.Э. Господствующие стили математического мышления./ Стили в математике: социокультурная философия математики/ под. ред Барбашева А. Г./ Спб.: РХГИ, 1999

49. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

50. Гароди Р. О реализме без берегов. М., 1961. С 116

51. Геман М. Постмодернистская критика: отечественный вариант // Вопросы искусствознания. 1994.№1

52. Герберт В. Франк Преломление науки в искусстве/Послесловие/ Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. "Красота фракталов. Образы комплексных динамических структур" М, "Мир", 1993г

53. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. Мю: Прогресс, 1988

54. Гилберт К.Э. Гельмут Кун История эстетики. Спб., Издательство "Алетейа", Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет".

55. Горбачева JI.M. Костюм XX века. От Поля Пуаре до Эммануила Унгаро. М. И-во "Гитис", 1996г, СЗ

56. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981. С4,146, 25

57. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. М., "Легкая индустрия", 1974

58. Гузявичуте Р.А. Исследование стабильных признаков проектирования одежды в XX веке/ Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.т.н./ М., МГТА, 1977. С-4

59. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика/ Нелинейные волны. Самоорганизация. М., Наука, 1983

60. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. Пер. с польск. М., Легкая индустрия, 1977. С 269-271, 146

61. Евин И.А. синергетика искусствам., 1993

62. Жученкова С.Н. Разработка принципов программирования цвета в костюме при проектировании коллекции/ дис. к.т.н./ М., МГТА, 1995.С-75

63. Ильин И.П. Постстуктурализм. Декоструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

64. Каган М.С. "Синергетика и культурология" Сборник статей "Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов" М.,"Прогресс", 2000

65. Кандинский В. О духовном в искусстве. -Нью-Йорк, 1967. С 33

66. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000

67. Капица С.П. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего., М, 1997

68. Каталог Государственного Русского музея/ 1920-1930. Живопись.-М., Советский художник, 1989. С 58

69. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976

70. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв./под ред. Морозовой Т.Г., Синюкова В.Д./ М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995

71. Кирсанова P.M. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. Калининград, 1997

72. Климонтович Ю.Л. Статистичекая теория открытых систем. М. ТОО «Янус», 1995

73. Клод Леви-Строс Путь масок. М., издательство "Республика", 2000 С.10

74. Князев Е.Н, Курдюмов В.П. "Синергетическое расширение антропного типа"\\ Сборник статей "Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов" М.,"Прогресс", 2000

75. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение — диалог с И.Пригожиным. Вопросы Философии, 1992 № 12 С 3-20

76. Ковтун Е. Русский авангард 1920-х—1930-х годов. /Аврора Паркстоун.-Сп-б.: "Аврора", 1996. С 13

77. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система./ Конспект лекций/ М.,МТИ,1980. С 22

78. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М., Легкая индустрия, 1975.

79. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М., Легпромбытиздат, 1987. С-157

80. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1987. С 6

81. Козлова Т.В.(под редакцией) Основы теории проектирования костюма. -М., Легпромбытиздат, 1988.84. козлова Т.В, Яковлева Н.Б., Автоматизация процесса проектарования одежды / учебное пособие / часть2 / М.: МТИ, 1989

82. Козловски И. Культура постомодерна. М.,1997

83. Комиссаржевский Ф. История костюма. Мн.: Литература, 1998

84. Коршунова Т.Т. Костюм в России 18- начала 20-го века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Ленинград. "Художник РСФСР", 1979,

85. Костюм народов Росии в графике 18-20 веков./автор составитель Штукатурова Н.М./М., ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990

86. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000

87. Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика. Белгород, 2000

88. Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михайлевская М.Б./ М., МГУ, 1975.

89. Кривцун О.А. Эстетика. М.,Аспектпресс, 2000.

90. Кроновер P.M. Фракталы и хаос в равновесных структурах. М, 2000

91. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М.: Ин-т психологии РАН (ИП РАН), 1999

92. Лакатос И. Методология научно исследовательских программ. Вопросы философии.— 1995. — №4 . С 37-44

93. Лало Ш. Введение в эстетику. М., 1915, С-100

94. Ламанова Н.П. О современном костюме. "Красная Нива", 1924,№ 27. С 662-663

95. Ламанова Н.П. О целесообразности костюма/ Из личного архива/ Цит. по Стриженова Т. Из истории советского костюма. М., Советский художник, 1972.С 50

96. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: Что такое постмодерн? /Общественные науки за рубежом. Сер 3. Философия. 1992. №5,6 С 102-114

97. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. — М Институт экспериментальной социологии., СПб.: Алетейя, 1998, С. 10

98. Липпер Р. Хрестоматия по ощущению и восприятию./ под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Михайлевская М.Б./ М., МГУ, 1975. С 300

99. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн. М. Институт экспериментальной социологии; Спб. : Алетейа, 1998. С 14

100. Майнер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже веков. \\ Сборник статей "Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов" М.,"Прогресс", 2000

101. Маньковская .Н.Б. "Эстетика постмодернизма", СПб., Алетейя, 2000

102. Маринко Т. Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. М.,1982

103. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов, /т.1/ М., АО "Академия моды", 1993. С-6

104. Мильман A.JI. Мода как форма театрализации жизни: Эстетические аспекты проектирования костюма / дис.канд.искусствоведения /М., 1998

105. Можнягун С. О модернизме. М.: "Искусство", 1970. С 73, С77

106. Моисеев Н.Н Универсальный эволюционизм// Вопр. Фил. — 1991 №3

107. Морли Ж. Одежда для работы и отдыха / Пер с англ. Комиссарова Е./ М.: Росмэн, 1994

108. Морозов А.Д. Введение в теорию фракталов. Н.Новгород, 1999 С. 55

109. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. М., 1997

110. Найсер У. Познание и реальность. М, 1981. С - 281, 295

111. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М: Наука, 1996

112. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С 235

113. От конструктивизма до сюрреализма./ Сборник статей. Рос. АН, Гос. инт искусствознания м-ва культуры РФ./ Отв. ред. Виноградова Б.Н., Коваленко Г.Ф./ М., Наука, 1996. С 43,

114. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. "Красота фракталов. Образы комплексных динамических структур" М, "Мир", 1993г

115. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М., Легпромбытиздат, 1994. С-40

116. Пауль.Г. Философские теории прекрасного и научное исследование мозга. /Красота и мозг/ Биологические аспекты эстетики/ М., Мир, 1995 С 15

117. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания.— Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996

118. Петрова Е.А. Оценка психологической комфортности одежды: Учеб. Пособие / Петрова Е.А., Коробцева Н.А./М., 1996

119. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М., 1981

120. Петушкова Г.И. Асимметрия в программированном формообразовании модного костюма. С., 1992

121. Пригожин И. Конец определенности. Время. Хаос и новые законы природы/ Пер. с англ. Данилова Ю.А./ Ижевск: Редакция журнала «Регулярная и хаотическая динамика», 1999

122. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

123. Пригожин И., Стендере И. Порядок из хаоса. М., 1986, С-431

124. Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне/ автореф.на соик.канд.искусствоведения/М., 1992

125. Пунин Н.В. Москве (Письмо)/ Искусство коммуны, 1919г, 9 фев/ цит.по Ковтун Е. Русский авангард 1920-х—1930-х годов. /Аврора Паркстоун,-Сп-б.: "Аврора", 1996

126. Рескин Дж. Радость на века и ее рыночная цена, или Политическая экономия искусства. М., 1902. Серия 1. - Кн. 8.

127. Речлер И., Селли Т., Маффеи JI. Обратим взгляд на искусство. /Красота и мозг/ Биологические аспекты эстетики/ М., Мир, 1995 С 191-226

128. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и познает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996

129. Рославец Е.А. Разрушение образа. О некоторых тенденциях современного зарубежного искусства./ Киев.: Мистецво, 1984. С 11-12, 79-80, 90

130. Рыбаков И. Н. Информационная культура личности и общественная организация. Синергетика: человек, общество, М. 2000

131. Рыбкина Е.А. Системный подход к созданию и построению коллекций одежды. М: МТИ, 1989

132. Рытвинская JI. Образно ассоциативная основа творчества художника модельера. М., 1980

133. Савельева И.Н. Теоретико-методические основы гармонизации народной одежды (традиции и аспекты современного проектирования) / А/р на соиск уч. степ д-ра искусстов / М., 1994

134. Санин АЛ. Синергетика. Спб.,2000 С. 67-69

135. Севостьянов Д.А. Практическая иконика. Новосибирск, 1995

136. Симонов П.В. Красота — язык сверхсознания. Наука и жизнь, 1989, №4, С-100-107

137. Синергетика в современном мире. М. Конф.Белгород, 2000

138. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов.Сб.ст/М., 2000

139. Соснин Э.А. Лазерная модель творчества (от теории доминанты к синергетике культуры) Томск, 1997

140. Степин В. С. Теоретическое познание. Структура. Историческая революция. М.,2000. С 21-29

141. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и переспективы техногенной цивилизации\\ Сборник статей "Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов" М.,"Прогресс", 2000

142. Стриженова Т. Из истории советского костюма. М., Советский художник, 1972. С 21, 74, 86

143. Тарасенко В.В. Метафизика фрактала/ Стили в математике: социокультурная философия математики. Спб, РХГИ, 1999

144. Тарасенко В.В. Человек кликающий (глобальная компьютерная сеть как философская проблема). Журнал "Планета ИНТЕРНЕТ" №4(6) 1997 с62

145. Тугендгольд Я. Александра Экстер как живописец и художник сцены. -Берлин, "Заря", 1922. С22

146. Федоров В.В. Символическое бытие архитектурных пространств. Тверь, 1999160

147. Филин В. А. Видеоэкология и архитектура. М.: Моск. центр "Видеоэкология", 1995. С-10-30

148. Фок В.А. Квантовая физика и строение материи. Л., 1965. С. 20.

149. Фрактальные объекты в математике, физике и биологии. Тез. докл. 25 апр. 1991г. Славянск.

150. Хакен Г. Информация и саморганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991, С 27

151. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985

152. Чэн Ш.-К. Принципы проектирования систем визуальной информации/ пер. с англ. Попова А.С., Швайковского А.ю, Шидарева Д.Р/ Под ред. Яншина В.В./ М.: Мир, 1994

153. Шабетник В.Д. Фрактальная физика. Наука о мироздании. М, 2000, С 32

154. Шаповалов В.И. Основные закономерности возникновения хаоса и появления новых структур. Волгоград, 1999

155. Экстер А. Вопрос о новой форме одежды. Ателье ? 1. С 3

156. Экстер А. Простота и практичность в одежде. — "Красная Нива", 1923,21. С 31

157. Экстер Александра. От импрессионизма к конструктивизму. Кат. выст-ки.- М., Советский художник, 1988. С 18

158. Элысина З.Б. О красоте и современности одежды. Ленинград, 1963. С 14

159. Детерминизм (от англ. — определено) — точка зрения, согласно которой эволюцией управляет некоторый набор правил, позволяющий из любого начального состояния порождать одну и только одну последовательность будущих состояний.

160. Диссипация (от англ. рассеивающие) обозначает переструктурирование чужого в свое и рассеивание лишнего.

161. Диссипативные структуры открытые нелинейные системы, где преобладают процессы размывания, рассеивания неоднородностей.

162. Информационные технологии особый вид компьютерных технологий, используемый для сбора, хранения, обработки, передачи информации и доведения ее до пользователя.

163. Неустойчивость это вероятностный характер распада сложноорганизованных структур в момент обострения

164. Нелинейное мышление возможность использовать креативные возможности синергетических эффектов

165. Флуктуация (от англ. fluctuation — флуктуация) колебание, отклонение изменение.

166. Хаос поведение системы, при котором первоначально близкие траектории экспоненциально разбегаются со временем.163