автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Разработка системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Христиченко, Екатерина Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Разработка системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма"

Хрнстнченко Екатерина Юрьевна

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ПАРАМЕТРОВ И ХУДОЖЕСТВЕННО -КОНСТРУКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В АКСЕССУАРАХ

КОСТЮМА

Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

- 8 ДЕК 2011

005006583

На правах рукописи

Христиченко Екатерина Юрьевна

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ПАРАМЕТРОВ И ХУДОЖЕСТВЕННО -КОНСТРУКТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В АКСЕССУАРАХ

КОСТЮМА

Специальность 17.00.06 — «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Работа выполнена на кафедре художественного проектирования костюма федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина»

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Бастов Геннадий Александрович

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Петушкова Галина Ивановна

кандидат технических наук доцент • Бердникова Ирина Петровна

Ведущая организация: Центральный научно-исследовательский

институт кожевенно-обувной

промышленности. ОАО (ЦНИИКП)

Защита состоится «23» декабря 2011 г. в 1с1 часов на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина по адресу: 119071, Москва, ул. М. Калужская, 1. .

С диссертацией можно " ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина»

Автореферат разослан » ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор искусствоведения, проф.

Стор И.Н.

АННОТАЦИЯ

Настоящая диссертация представляет законченную научную квалификационную работу, в которой изложены теоретические положения, методика и методические рекомендации по вопросам системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма. В данной работе объектом исследования является исторический и современный ассортимент аксессуаров костюма, представляющих собой набор предметов, построенных по единым формообразующим параметрам и художественно-конструктивным характеристикам, что в данном исследовании является комплектом одежды.

Работа направлена на расширение, обновление, повышение конкурентоспособности и улучшение качества ассортимента аксессуаров костюма. На основе анализа и исследований формообразующих параметров ассортимента одежды разработана методика художественного проектирования комплекта, повышающая результативность работы дизайнера-проектировщика.

Суть метода заключается в адресной деятельности проектировщика, позволяющей при использовании разработанных автором классификационных таблиц, блок-схем, рекомендаций, программно-аппаратной платформы предпроектной и проектной ситуации, алгоритмов и базы данных комплексной информационной системы (КИС) проектирования комплектов аксессуаров костюма осуществлять новые проекты, отвечающие современным требованиям дизайна.

Разработанный автором метод эффективен и универсален, так как позволяет на этапах предпроектной и проектной ситуации осуществлять целенаправленную деятельность при значительном сокращении работы проектировщика с использованием автоматизированного набора предметов комплекта с заданными формообразующими параметрами и художественно-конструктивными характеристиками, соответствующими требованиям потребителя и моды.

Автор защищает:

1 Методику проектирования комплекта с учетом взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма.

2 Классификацию комплектов по виду, базу данных формообразующих и художественно-конструктивных признаков и их характеристики основных функций при организации автоматизированной системы проектирования аксессуаров костюма.

3 Программно-аппаратную платформу функций и алгоритм комплексной информационной системы (КИС) художественного проектирования комплекта.

/

/

4 Апробацию автоматизированной методики проектирования комплекта в программе «DESIGN COMPLECT».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Эффективное обновление и расширение ассортимента аксессуаров костюма является одной из важнейших задач повышения конкурентоспособности продукции. Практика дизайна этого ассортимента требует поиска более совершенных методов проектирования, акцентирования внимания на повышении удовлетворенности населения качеством продукция. Нет сомнений в том, что главенствующее значение при этом приобретает информационное обеспечение профессиональной деятельности, позволяющее прогнозировать и корректировать потребности рынка товаров, способствующие совершенствованию, разработке и внедрению инновационных методов проектирования и технологий, повышению качества продукции.

В исследование вопросов развития конструктивных форм и специфики художественного проектирования аксессуаров костюма, в установление возможных вариантов их взаимодействия во времени и пространстве существенный вклад внесли труды ученых, таких как: Зыбин Ю.П., Пармон Ф.М., Фукин В.А., Калита А.Н., Краснов Б.Я., Яковлев К.П., Любич М.Г., Зурабян K.M., Оятева Е.И., Кочеткова Т.С., Ключникова В.М., Козлова Т.В., Петушкова Г.И., Бастов Г. А., Бердникова И.П., Семенова В.В., Преображенская М.М., Браславский В.А., Третьякова C.B., Баландюк Н.М. и другие. В работе этих авторов рассмотрены и определены основные направления развития и производства аксессуаров костюма и исследованы вопросы преобразования форм предметов костюма на структурно-морфологическом, композиционном, конструктивном, статистическом и прогностическом уровнях, методы прогноза и применения системы модулирования, агрегатирования, а также унификации в промышленном ассортименте аксессуаров костюма.

Однако современные условия, характеризующиеся активным переходом к информационным технологиям проектирования и производства элементов предметной среды, усложнением и дифференциацией рынка и конкурентной борьбы, ускоренным процессом смены функциональных вещей престижными модными товарами, актуализируют потребность в четком понимании процесса "организации, качественной и эргономичной продукции, в установлении приоритетных задач деятельности дизайнеров массовой моды, в поиске инновационных подходов при разработке нового ассортимента предметов костюма.

В этом случае в современном промышленном ассортименте нерешенными остаются вопросы формирования аксессуаров костюма в комплекте ввиду отсутствия научно-обоснованных информационных данных и методики художественного проектирования комплекта. Это исключает

возможность применения современных средств автоматизированного проектирования изделий комплекта. Вместе с тем, до настоящего времени не систематизирован или недостаточно информативен материал о рациональных методах подбора или сочетаниях предметов комплекта, построенных на закономерностях развития формы. Это негативным образом сказывается на эффективности проектных решений и влечет за собой неоправданно большие материальные и трудовые затраты при низком уровне дизайна этих изделий и их низкой востребованности со стороны потребителя.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является повышение эффективности работы производства, улучшение качества и внешнего вида аксессуаров костюма с использованием системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов комплекта на основе обобщения, систематизации и автоматизации работ на этапе эскизного проектирования; кодированной базе данных при автоматизированном проектировании; разработки методики и алгоритмов художественного проектирования аксессуаров костюма с позиции закономерностей развития формы; повышении эффективности работы на стадии проектирования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности развития промышленного производства и формообразования аксессуаров костюма в ХХ-ХХ1 вв. для обобщения и определения закономерностей взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма, представляющих комплект;

• разработать системы классификации предметов комплектов по количеству, виду, базовым формам, ведущим конструкциям, цветовым характеристикам, видам отделки, технологии производства в качестве базы данных для автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• определить значимые формообразующие и художественно-конструктивные признаки, являющиеся базовой основой для проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• составить и разработать содержание основных функций формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в качестве базы данных в кодированном виде в режиме автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплектах;

• разработать программно-аппаратную платформу функций предпроектной и проектной ситуации художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• составить алгоритм комплексной информационной системы (КИС) художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• провести апробацию базы данных КИС художественного проектирования аксессуаров костюма на новой методической основе в программе «DESIGN COMPLECT».

Объект и предмет исследования

Объект исследования - исторический и современный ассортимент аксессуаров костюма промышленного производства.

Предмет исследования - процесс художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

Методы исследования

Методика художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте основана на глубоком анализе и систематизации знаний о гармонии формообразующих и художественно - конструктивных признаков. На определенных этапах работы использованы методы литературного, иллюстрационного анализа, методы математической статистики и априорного ранжирования признаков. В диссертационной работе применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в результате теоретических и экспериментальных исследований.

Исследования проводились с позиции общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи.

Также в данной работе активно использовались основные научные положения, разработанные учеными в области проектирования аксессуаров костюма МГТУ имени А.Н.Косыгина, МГУДТ, СПГУТД, ЦНИИКП, Минлегпрома, научные труды ВНИИТЭ, практический опыт промышленных предприятий и сетей розничной торговли, а так же зарубежная и отечественная профильная литература.

Кроме того, в диссертационной работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, моделирования, конструирования и проектирования промышленных форм аксессуаров костюма. - -

Научная новизна исследования:

В диссертационной работе, впервые в теории системного проектирования аксессуаров костюма, предложена концепция проектирования комплектов аксессуаров костюма при помощи систематизированного взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик.

В ходе исследования:

• подробно рассмотрены и выявлены особенности проектирования и формообразования промышленного ассортимента аксессуаров костюма в XX-XXI вв. с целью обобщения и выявления закономерностей взаимодействия

формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма, представляющих комплект;

•проведено теоретическое исследование процесса проектирования аксессуаров костюма и определены значимые формообразующие и художественно-конструктивные признаки, являющиеся базовой основой для эффективного решения задач по управлению качеством продукции и обеспечению высокого спроса на изделия;

• произведена классификация комплектов по ряду признаков комплектов, в частности, по количеству, виду, базовым формам, ведущим конструкциям, цветовым характеристикам, видам отделки в качестве базы данных для автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплекте для адресного проектирования с определением признаков, оказывающих существенное влияние на внешний вид предметов комплекта;

•разработано содержание основных функций формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в качестве базы данных в кодированном виде в режиме автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплектах;

•разработана программно-аппаратная платформа функций предпроектной и проектной ситуации художественного проектирования аксессуаров костюма для составления КИС автоматизированного проектирования комплектов аксессуаров костюма;

• определены основополагающие принципы КИС и ее алгоритм проектирования аксессуаров костюма и представлена апробация базы данных КИС на новой методической основе в программе «DESIGN COMPLECT».

Практическая значимость результатов исследования состоит в вариантности их широкого применения:

• как научной базы для специалистов промышленного производства художественного проектирования аксессуаров костюма при разработке концепции структуры перспективного ассортимента;

• как набора конкретных рекомендаций по формированию рациональной базовой структуры и формированию комплектов из существующих отдельных предметов аксессуаров костюма;

• как учебно-методической базы для обучения специалистов в области проектирования и производства аксессуаров костюма;

• как основы для совершенствования отечественной методики проектирования аксессуаров костюма;

• как основы для дальнейших теоретических исследований в области моды;

• как возможность для получения конкурентоспособных моделей аксессуаров костюма, отличающихся высокими характеристиками внешнего вида и соответствующих современным требованиям дизайна, без существенного изменения технологии производства изделий.

Апробация результатов исследования:

Работа выполнена в рамках тематического плана НИР МГТУ имени А.Н. Косыгина.

Достоверность полученных результатов подтверждается положительными оценками специалистов:

• ПАТЕНТ на промышленный образец № 71495. Зарегистрировано

в Государственном реестре промышленных образцов Российской федерации 16 августа 2009 г.;

• Межвузовской научно-технической конференцией аспирантов и

студентов «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» (ПОИСК 2011). - Иваново: ИГТА, 2011., Тема доклада «Особенности закономерности формирования костюма и его аксессуаров»;

• Международной научно-технической конференцией «Современные технологии и оборудование текстильной и легкой промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2009) - М.; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. Тема доклада «Структуризация метода приоритетного выбора аксессуаров костюма с учетом художественной согласованности»;

• Дипломом-справкой. Коллекция аксессуаров костюма в

комплекте Христиченко Е. Ю. экспонировались на выставке «Кожа. Обувь. Меха. Технология», Москва, с 17 по 20 сентября 2007 года в рамках стенда победителей конкурса Design-Shoes Lineapelle Award Russia;

• Дипломом-справкой. Коллекция аксессуаров костюма в

комплекте Христиченко Е. Ю." экспонировались на выставке LINEAPELLE, Боллонья, Италия с 16 по" 18 октября 2007 г.;

• Дипломом за 2-ое место в Международном конкурсе молодых

дизайнеров «LINEAPELLE» (Италия), публикация фотографий коллекции в каталоге выставки LineApelle 2007;

• Дипломом за 1-ое место в 12-ом Международном конкурсе

молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» 2007, Фестиваль обуви и Аксессуаров, номинация «Экзотика»;

• Дипломами в рамках конкурсов «MosShoes» 2005/06/07.

Структура и содержание диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключений по главам и выводам по работе в целом, списка литературы и приложения,

результаты изложены на 227 страницах, в том числе, работа содержит 68 рисунков, 16 схем и 15 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, отмечены научная новизна и практическая значимость выносимых на защиту положений.

Первая глава диссертации включает:

«Исследование общей ситуации и комплексный анализ проблем в сфере проектирования аксессуаров костюма в системе «комплект».

На основе исследования зарубежных и отечественных литературных источников рассмотрены и проанализированы основные этапы развития костюма и его аксессуаров в XX - начале XXI вв. Обозначены и определены понятия: одежда, костюм, комплект и ансамбль с целью выявления различий между этими видами групп. Обязательным этапом работы стали анализ и систематизация общих информационных данных по проектированию аксессуаров костюма, что позволило в общих чертах представить процесс проектирования комплектов и определить условия для универсального автоматизированного метода выбора параметров комплекта на этапах предпроектной ситуации.

Исследован вопрос цикличности моды, в том числе, подробно описаны виды модных циклов, что позволило проследить закономерность предпочтений и изменений формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик аксессуаров костюма за длительный период времени, составляющий более ста лет.

Обзор работ, исследование вопроса гармонизации предметов костюма, выявление общей закономерности развития и единства формы и содержания направлены на получение информации о взаимосвязи характеристик объектов и перспективы их развития с целью совершенствования процессов проектирования комплектов аксессуаров костюма.

... Вторая глава диссертации содержит:

«Определение значимых формообразующих и художественно — конструктивных признаков в проектировании аксессуаров костюма».

В связи с этим, для наглядности и более полного представления о внешнем виде аксессуаров костюма, анализ проводился комплексно, по наиболее существенным формообразующим параметрам и художественно-конструктивным характеристикам предметов комплекта: количеству, виду, базовым формам, ведущим конструкциям, цветовым характеристикам, видам отделки и технологии производства.

В связи с тем что формообразующие параметры и художественно-конструктивные характеристики влияют непосредственно на внешний вид изделий, в диссертационной работе потребовалось разработать классификацию комплектов по ряду наиболее значимых параметров.

В этом случае, в зависимости от наличия того или иного предмета комплект аксессуаров костюма было принято разделить (Схема 1) на 3 вида: минимальный, неполный и полный.

- минимальный комплект является базовым (Бк) в промышленном

производстве и состоит из двух предметов (костюм и обувь); -неполный комплект является частичным (Чк) в промышленном производстве и состоит из трех или четырех предметов (костюм, обувь и сумка);

-полный комплект (Пк) состоит из пяти и более предметов (костюм, обувь, сумка, головной убор и пояс).

виды КОМПЛЕКТА

Минимальный Неполный Полный

комплект комплект комплект

1

С^^ Условные обозначения комплекта

1 4 тг

Базовый комплект Частичный комп- Полный комплект

2пр.Бк лект 3-4 пр. Чк 5 пр. Пк

Составляющие предметы комплекта

Костюм+ Обувь

3 предмета

Костюм + Обувь

Сумка

Костюм+Обувь

Пояс

Костюм + Обувь

Головной убор

Костюм + Обувь

Прочие предметы

4 предмета

Костюм -Юбувь

Сумка+Пояс

коспом -Юбувь

Сумка+Гол. убор

Костюм -нОбувь

Сумка+Прочее

Коспои + Обувь

Пояс+Гол. убор

Костюм+Обувь

Пояс+Прочее

Костюм+Обувь

Гол. убор+Прочее

Коспом+Обувь

Сумка +Пояс + Головной у б ор

Костюм -Юбтвь

Сумка+Пояс + Прочее

Костюм -Юбувь

Сумка + Црочне пр.+Головной убор

Костюм -Юбувь

Пояс+ Прочее пр.+ Головной убор

Схема 1. Классификация комплектов аксессуаров костюма по количеству и виду предметов.

Результаты исследования, проведенные в данной работе, показали, что базовые формы аксессуаров костюма в подавляющем большинстве представляют собой различные вариации геометрических форм: трапеций, прямоугольников, окружностей и их комбинаций друг с другом. Исходя из этого, решающее значение в данном случае имеют не отдельные формы сами по себе, а закономерность их взаимосвязи друг с другом. Таким образом, было решено разделить комплекты и по количеству форм: с использованием одной базовой формы (1-ф.), с использованием двух базовых форм (2-ф.), с использованием трех базовых форм (3-ф.).

В этом случае автором разработана и предложена система художественного проектирования базовых форм предметов комплекта на основе принципа комбинаторики.

Для обеспечения возможности соразмерного сопоставления конструкций различных предметов комплекта по конструктивному признаку принято разделение различных предметов комплекта на три основные группы, включающие в себя все возможные варианты конструкций: закрытая конструкция (Зк), полузакрытая конструкция (ПЗк), открытая конструкция (Ок).

В данной работе комплекты делятся не только по виду, но и по количеству конструкций: с использованием одной базовой конструкции («1-к»), с использованием двух базовых конструкций («2-к»), с использованием трех базовых конструкций («3-к»),

Результаты проведенных исследований показали, что одной из значимых характеристик внешнего вида комплекта является цвет, поэтому в настоящей работе даны рекомендации колористических решений комплектов.

Исходя из того, что важным фактором, определяющим внешний вид комплекта является отделка в данной работе было принято решение рассмотреть орнамент и фурнитуру. В то время как орнамент характеризуется видом и размером, фурнитура определяется формой и размером. - . ~

Таким образом, при систематизации имеющихся данных составлена полная классификация комплектов аксессуаров костюма по формообразующим параметрам и художественно-конструктивным характеристикам.

На основе классификационных характеристик комплекта разработана программно-аппаратная платформа художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте, в рамках которой были выделены подготовительные и основные функции. Подготовительные функции решают задачи предпроектной ситуации и состоят в определении факторов.

Блок-схема 2. Программно-аппаратная платформа функций художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

Факторы предпроектной ситуации:

-социологический (рассматривает вопросы общественной жизни

человека, групп и обществ); -эргономический (рассматривает вопросы взаимосвязи человека и

других элементов, в данном случае, аксессуаров костюма); -технологический (рассматривает приемы и методы, используемые при производстве изделий, аксессуаров костюма);

-экономический (рассматривает хозяйственную деятельность общества, а так же совокупность отношений, складывающихся в системе производства и потребления); -эстетический (рассматривает сущность и формы прекрасного в творчестве, природе и жизни). По завершении подготовительных функций, программа переходит на решение основных Основные функции, в свою очередь, решают задачи проектной ситуации и определяют параметры поиска предметов комплекта. На блок-схеме 2 представлена программно-аппаратная платформа функций художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

Блок-схема состоит из двух частей, формообразующих и художественно-конструктивных признаков и основных функций.

В группу формообразующих и художественно-конструктивных

признаков входят:

1 систематизация комплекта по количеству предметов;

2 выбор ведущих форм;

3 выбор количества ведущих форм;

4 выбор ведущих конструкций;

5 выбор количества ведущих конструкций;

6 выбор цветовой группы; - 7 выбор вида отделки;

8 выбор технологии производства. Каждый из этих признаков имеет структурное содержание:

1 базовый, частичный, полный комплект (Бк, Чк, Пк);

2 прямоугольная, трапециевидная, округлая формы (□, О, О);

3 одна, две,-три формы (1-ф, 2-ф, 3-ф);

4 закрытая, полузакрытая, открытая конструкции (Зк, ПЗк, Ок);

5 одна, две, три конструкции (1-к, 2-к, 3-к);

6 хроматические, ахроматические цвета (Хц, АХц);

7 орнамент, фурнитура (Оо, Фо);

8 ручная, машинная, комбинированная сборка (Рс, Мс, Кс). Полученные результаты научных исследований взаимодействия

формообразующих и художественно-конструктивных признаков и основных функций в аксессуарах костюма, позволяют дизайнеру-проектировщику найти их осознанное применение на этапе проектной ситуации. В данном случае эта система взаимодействия формообразующих параметров и

художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма представляет собой направленное последовательное действие проектировщика при проектировании качественных, построенных на закономерности развития форм, промышленных комплектов.

В третьей главе диссертации «Разработка комплексной информационной системы КИС художественного проектирования аксессуаров костюма. (Методика проектирования комплекта)», впервые предлагается новая методика художественного проектирования комплекта аксессуаров костюма. На основании проведенных исследований автор считает целесообразным подготовить новый вид информационных технологий на базе вычислительной техники. Информационные технологии -процесс, в рамках которого используется совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, то есть информационного продукта.

комплекте.

Решение вопроса построения программно-аппаратной платформы обеспечило условия для разработки алгоритма последовательных действий на этапе проектирования предметов комплекта, что позволило планировать комплект с учетом заданных параметров на основании результатов входной информации. Далее исследования показали, что наличие структуры программно-аппаратной платформы информационной базы данных позволяют составить алгоритм комплексной информационной системы художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте (Схема 3). Проведенные в диссертационной работе исследования и предложенные методические рекомендации позволили автору провести апробацию новой методики КИС художественного проектирования комплектов аксессуаров костюма с помощью программы «DESIGN COMPLECT». На основе полученных результатов работы программы «DESIGN COMPLECT» выявлено и доказано, что при применении КИС в проектировании аксессуаров костюма в комплекте возрастает общий уровень дизаина и улучшается внешний вид предметов комплекта, а также повышается эффективность деятельности на всех этапах от проектировщика до потребителя, включая всех участников процесса.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Выявлены особенности развития промышленного производства и формообразования аксессуаров костюма, характерные для XX-XXI вв. с целью обобщения и определения закономерностей взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма, представляющих комплект.

2. Разработана система классификации предметов комплектов по количеству, виду, базовым формам, ведущим конструкциям, цветовым характеристикам, видам отделки, технологии производства в качестве базы данных для автоматизированного проектирования аксессуаров

костюма в комплекте.

3. Определены значимые формообразующие и художественно-конструктивные признаки, являющиеся базовой основой для проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

4. Составлено и разработано содержание основных функций формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в качестве базы данных в кодированном виде в режиме автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплектах.

5. Разработана программно-аппаратная платформа функций предпроектной и проектной ситуации художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

6. Составлен алгоритм комплексной информационной системы (КИС) художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

7. Проведена апробация базы данных КИС художественного проектирования аксессуаров костюма на новой методической основе в программе «DESIGN COMPLECT».

ПУБЛИКАЦИИ:

1 Христиченко Е. Ю., Бастов Г. А., «Обувь трансформируемая», ПАТЕНТ на промышленный образец №м714995. Зарегистрировано в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации 16 августа 2009 г.

2 Христиченко Е. Ю., Бастов Г. А., «Особенности закономерности формирования костюма и его аксессуаров». Молодые ученые -развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК 2011): сборник материалов межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов. Часть 1. - Иваново: ИГТА, 2011., - С. 155-156.

3 Христиченко Е. Ю., Бастов Г. А., «Структуризация метода приоритетного выбора аксессуаров костюма с учетом художественной согласованности». Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной и легкой промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2009) - М.; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. - С. 354-355.

4 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Предпроектные условия для предприятий легкой промышленности при формировании ассортимента в системе «комплект»». // Кожевенно - обувная промышленность, - 2011 г., № 3. - С.31-32.

5 Христиченко Е. Ю., Бастов Г. А., «Вопросы взаимосвязи и классификации современного костюма в системе «комплект»». // Кожевенно - обувная промышленность, - 2011 г., № 3. - С.39-40.

6 Христиченко Е. Ю., Бастов Г. А., «Определение понятия «конструкция», выявление и классификация костюма и аксессуаров, спроектированных в системе «комплект» по конструктивному признаку», // Швейная промышленность, - 2011 г., № 5. - С.

7 Христиченко Е. Ю., Бастов Г. А., «Формирование концептуального подхода к проектированию костюма, и его аксессуаров в системе «комплект». Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной и легкой промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2011) - М.; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011. - С.

Подписано в печать 21.11.11 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Заказ 373 Тираж 80 ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Христиченко, Екатерина Юрьевна

Введение.

ГЛАВА

Исследование общей ситуации и комплексный анализ проблем в сфере проектирования аксессуаров костюма в системе «комплект».

1.1 Исторический анализ основных этапов развития костюма и его аксессуаров в XX - начале XXI вв.

1.2 Теоретико-методический анализ понятий: одежда, костюм, ансамбль, комплект.

1.3 Исследование вопроса цикличности моды.

1.4 Исследование вопроса гармонизации костюма и выявление общей закономерности развития и единства формы и содержания.

1.5 Анализ основных принципов связи элементов в костюме и его аксессуарах в системе «комплект».

Выводы по первой главе.

ГЛАВА

Определение значимых формообразующих и художественно конструктивных признаков в проектировании аксессуаров костюма.

2.1 Классификация костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по количеству и виду предметов.

2.2 Анализ законов формообразования и выявление базовых форм костюма и его аксессуаров в системе «комплект».

2.2.1 Классификация комплектов костюма и его аксессуаров по ведущим формам.

2.3 Определение понятия конструкция, выявление ведущих конструктивных основ и классификация костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по конструктивному признаку.

2.4 Анализ общих знаний о гармонии цвета и цветовых сочетаний.

2.4.1. Классификация комплектов костюма и его аксессуаров по цветовому признаку.

2.5 Определение основных видов отделки и декорирования материала.

2.5.1 Классификация комплектов костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по виду отделки.

2.6 Разработка программно-аппаратной платформы художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект».

Выводы по второй главе.

ГЛАВА

Разработка комплексной информационной системы КИС художественного проектирования аксессуаров костюма. (Методика проектирования комплекта).

3.1 Вопросы и ключевые принципы построения КИС (комплексной информационной системы) художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект».

3.2 Разработка алгоритма КИС художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров костюма в системе «комплект».

3.2.1 Исследование этапов алгоритма КИС художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по признаку - количество предметов.

3.2.2 Исследование этапов алгоритма КИС художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по признаку - количество и вид ведущих форм.

3.2.3 Исследование этапов алгоритма КИС художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по признаку - количество и вид ведущих конструкций.

3.2.4 Исследование этапов алгоритма КИС художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по признаку - цвет: цветовой тон, светлота, насыщенность.

3.2.5 Исследование этапов алгоритма КИС художественного проектирования и комбинаторики костюма и его аксессуаров в системе «комплект» по признаку - вид отделки.

3.3 Апробация методики КИС художественного проектирования и комбинаторики предметов комплекта в системе «комплект» с помощью программы «DESIGN COMPLECT».

Выводы по третьей главе.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Христиченко, Екатерина Юрьевна

Настоящая диссертация представляет законченную" научную квалификационную работу, в которой изложены теоретические положения, методика и методические рекомендации системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма. В данной работе объектом исследования является исторический и современный ассортимент аксессуаров костюма, представляющих собой набор предметов, построенных по единым формообразующим параметрам и художественно-конструктивным характеристикам, что в данном исследовании является комплектом одежды.

Работа направлена на расширение, обновление, повышение конкурентоспособности и улучшение качества ассортимента аксессуаров костюма. На основе анализа и исследований формообразующих параметров ассортимента одежды, разработана методика художественного проектирования комплекта, повышающая результативность работы дизайнера-проектировщика.

Суть метода заключается в адресной деятельности проектировщика, позволяющей, при использовании разработанных автором классификационных таблиц, блок-схем, рекомендаций, программно-аппаратной платформы предпроектной и проектной ситуации, алгоритмов и базы данных комплексной информационной системы (КИС) проектирования комплектов аксессуаров костюма, осуществлять новые проекты, отвечающие современным требованиям дизайна.

Разработанный автором метод эффективен и универсален, так как позволяет на этапах предпроектной и проектной ситуации осуществлять целенаправленную деятельность, значительно сокращая работу проектировщика, используя автоматизирований набор предметов комплекта с заданными формообразующими параметрами и художественноконструктивными характеристиками, соответствующими требованиям потребителя и моды.

Актуальность темы исследования.

Эффективное обновление и расширение ассортимента аксессуаров костюма является одной из важнейших задач повышения конкурентоспособности продукции. Практика дизайна этого ассортимента требует поиска более совершенных методов проектирования, акцентирования внимания на повышении удовлетворенности населения качеством продукции. Нет сомнений, что главенствующее значение при этом приобретает информационное обеспечение профессиональной деятельности, позволяющее прогнозировать и корректировать потребности рынка товаров, способствующие совершенствованию, разработке и внедрению инновационных методов проектирования и технологий, повышению качества продукции.

В исследование вопросов развития конструктивных форм и специфики художественного проектирования аксессуаров костюма, в установление возможных вариантов их взаимодействия во времени и пространстве существенный вклад внесли труды ученых таких как: Зыбин Ю.П., Пармон Ф.М., Фукин В.А., Калита А.Н., Краснов Б.Я., Яковлев К.П., Любич М.Г., Зурабян K.M., Оятева Е.И., Кочеткова Т.С., Ключникова В.М., Козлова Т.В., Петушкова Г.И., Бастов Г.А., Бердникова И.П., Семенова В.В., Преображенская М.М., Браславский В.А., Третьякова C.B., Баландюк Н.М. и другие. В работе этих авторов рассмотрены и определены основные направления развития и производства аксессуаров костюма и исследованы вопросы преобразования форм предметов костюма на структурно-морфологическом, композиционном, конструктивном, статистическом и прогностическом уровнях, методы прогноза и применения системы модулирования, агрегатирования, а также унификации в промышленном ассортименте аксессуаров костюма.

Однако, современные условия активного перехода к информационным технологиям проектирования и производства элементов предметной среды, усложнения и дифференциации рынка и конкурентной борьбы, ускоренного процесса смены функциональных вещей престижными модными товарами, актуализируют потребность в четком понимании процесса организации, качественной и эргономичной продукции, установление приоритетных задач деятельности дизайнеров массовой моды, поиск инновационных подходов при разработке нового ассортимента предметов костюма.

В этом случае, в современном промышленном ассортименте нерешенными остаются вопросы формирования ассортимента аксессуаров костюма в комплекте, ввиду отсутствия научно-обоснованных информационных данных и методики художественного проектирования комплекта. Это исключает возможность применения современных средств автоматизированного проектирования изделий комплекта. Вместе с тем, до настоящего времени не систематизирован или недостаточно информативен материал о рациональных методах подбора или сочетаниях предметов комплекта, построенных на закономерностях развития формы. Это негативным образом сказывается на эффективности проектных решений и влечет за собой неоправданно большие материальные и трудовые затраты, при низком уровне дизайна этих изделий и их низкой востребованности у потребителя.

Автор защищает:

1 Методику проектирования комплекта с учетом взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма.

2 Классификацию комплектов по виду, базу данных формообразующих и художественно-конструктивных признаков и их характеристики основных функций при организации автоматизированной системы проектирования аксессуаров костюма.

3 Программно-аппаратную платформу функций и алгоритм комплексной информационной системы (КИС) художественного проектирования комплекта.

4 Апробацию автоматизированной методики проектирования комплекта в программе «DESIGN COMPLECT».

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является повышение эффективности работы производства, улучшение качества и внешнего вида аксессуаров костюма с использованием системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов комплекта на основе обобщения, систематизации и автоматизации работ на этапе эскизного проектирования; кодированной базе данных при автоматизированном проектировании; разработке методики и алгоритмов художественного проектирования аксессуаров костюма с позиции закономерностей развития формы; повышении эффективности работы на стадии проектирования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• выявить особенности развития промышленного производства и формообразования аксессуаров костюма за период XX-XXI вв. для обобщения и выявления закономерностей взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма, представляющих комплект;

• разработать системы классификации предметов комплектов по: количеству, виду, базовым формам, ведущим конструкциям, цветовым характеристикам, видам отделки, как базу данных для автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• определить значимые формообразующие и художественноконструктивные признаки, являющиеся базовой основой для проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• составить и разработать содержание основных функций формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик, как базу данных в кодированном виде в режиме автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплектах;

• разработать программно-аппаратную платформу функций предпроектной и проектной ситуации художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• составить алгоритм комплексной информационной системы

КИС) художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте;

• провести апробацию базы данных КИС художественного проектирования аксессуаров костюма на новой методической основе в программе «DESIGN COMPLECT».

Объект и предмет исследования

Объект исследования - исторический и современный ассортимент аксессуаров костюма промышленного производства.

Предмет исследования - процесс художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

Методы исследования

Методика художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте основана на глубоком анализе и систематизации знаний о гармонии формообразующих и художественно - конструктивных признаков.

На определенных этапах работы использованы методы литературного, иллюстрационного анализа, методы математической статистики и априорного ранжирования признаков. В диссертационной работе применены общенаучные методы анализа и формальной логики, необходимые для формулировки заключений и выводов, полученных в результате теоретических и экспериментальных исследований.

Исследования проводились с позиции общеметодического системного подхода, позволяющего рассматривать предметы и явления во взаимосвязи.

Так же в данной работе активно использовались основные научные положения, разработанные учеными в области проектирования аксессуаров костюма МГТУ имени А.Н.Косыгина, МГУДТ, СПГУТД, ЦНИИКП, Минлегпрома, научные труды ВНИИТЭ, практический опыт промышленных предприятий и сетей розничной торговли, а так же зарубежная и отечественная профильная литература.

Кроме того в диссертационной работе применялись основные теоретические положения промышленного дизайна, технической эстетики, моделирования, конструирования и проектирования промышленных форм аксессуаров костюма.

Научная новизна исследования:

В диссертационной работе, впервые в теории системного проектирования аксессуаров костюма, предложена концепция проектирования комплектов аксессуаров костюма при помощи систематизированного взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик.

В ходе исследования:

• подробно рассмотрены и выявлены особенности проектирования и формообразования промышленного ассортимента аксессуаров костюма за период ХХ-ХХ1 вв. с целью обобщения и выявления закономерностей взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма, представляющих комплект; проведено теоретическое исследование процесса проектирования аксессуаров костюма и определены значимые формообразующие и художественно-конструктивные признаки, являющиеся базовой основой для эффективного решения задач по управлению качеством продукции и обеспечению высокого спроса на изделия; произведена классификация комплектов по ряду признаков комплектов по: количеству; виду; базовым формам; ведущим конструкциям; цветовым характеристикам; видам отделки, как база данных для автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплекте, для адресного проектирования с определением признаков, оказывающих существенное влияние на внешний вид предметов комплекта; разработано содержание основных функций формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик, как база данных в кодированном виде в режиме автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплектах. разработана программно-аппаратная платформа функций предпроектной и проектной ситуации художественного проектирования аксессуаров костюма, для составления КИС автоматизированного проектирования комплектов аксессуаров костюма; определены основополагающие принципы КИС и ее алгоритм проектирования аксессуаров костюма и представлена апробация базы данных КИС на новой методической основе в программе «DESIGN COMPLECT».

Практическая значимость результатов исследования состоит в вариантности их широкого применения:

• как научной базы для специалистов промышленного производства художественного проектирования аксессуаров костюма при разработке концепции структуры перспективного ассортимента;

• как набора конкретных рекомендаций по формированию рациональной базовой структуры и формированию комплектов из существующих отдельных предметов аксессуаров костюма;

• как учебно-методической базы для обучения специалистов в области проектирования и производства аксессуаров костюма;

• как основа для совершенствования отечественной методики проектирования аксессуаров костюма;

• как основа для дальнейших теоретических исследований в области моды;

• как возможность получить конкурентоспособные модели аксессуаров костюма, отличающиеся высокими характеристиками внешнего вида и соответствующие современным требованиям дизайна, существенно не изменяя технологию производства изделий.

Апробация результатов исследования

Работа выполнена в рамках тематического плана НИР МГТУ имени А.Н. Косыгина.

Достоверность полученных результатов подтверждается положительными оценками специалистов:

• ПАТЕНТ на промышленный образец № 71495. Зарегистрировано в Государственном реестре промышленных образцов Российской федерации 16 августа 2009 г.;

• Межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов «Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности» (ПОИСК 2011). - Иваново: ИГТА, 2011., Тема доклада «Особенности закономерности формирования костюма и его аксессуаров».

• Международной научно-технической конференцией

Современные технологии и оборудование текстильной и легкой промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2009) - М.; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. Тема доклада «Структуризация метода приоритетного выбора аксессуаров костюма с учетом художественной согласованности».

• Дипломом-справкой. Коллекция Христиченко Е.Ю. аксессуаров костюма в комплекте экспонировались на выставке «Кожа. Обувь. Меха. Технология», Москва, с 17 по 20 сентября 2007 года в рамках стенда победителей конкурса Design-Shoes Lineapelle Award Russia;

• Дипломом-справкой. Коллекция Христиченко Е.Ю. аксессуаров костюма в комплекте экспонировались на выставке LINEAPELLE, Боллонья, Италия с 16 по 18 октября 2007 г.

• Дипломом за 2-ое место Международного конкурса молодых дизайнеров «LINEAPELLE» (Италия), публикация фотографий коллекции в каталоге выставки LineApelle 2007.

• Дипломом за 1-ое место в 12-ом Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла» 2007, Фестиваль обуви и Аксессуаров, номинация «Экзотика».

• Дипломами конкурсов «MosShoes» 2005/06/07

Публикации:

1 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Предпроектные условия для предприятий легкой промышленности при формировании ассортимента в системе «комплект»». // Кожевенно - обувная промышленность, - 2011 г., № 3. - С.31-32.

2 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Вопросы взаимосвязи и классификации современного костюма в системе «комплект»». // Кожевенно - обувная промышленность, - 2011 г., № 3. - С.39-40.

3 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Определение понятия конструкция, выявление и классификация костюма и аксессуаров, спроектированных в системе «комплект» по конструктивному признаку», // Швейная промышленность, - 2011 г., № 5.

4 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Обувь трансформируемая», ПАТЕНТ на промышленный образец №м714995, Зарегистрировано в Государственном реестре промышленных образцов Российской Федерации 16 августа 2009 г.

5 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Особенности закономерности формирования костюма и его аксессуаров». Молодые ученые -развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК 2011): сборник материалов межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов. Часть 1. - Иваново: ИГТА, 2011., - С. 155-156.

6 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Структуризация метода приоритетного выбора аксессуаров костюма с учетом художественной согласованности». Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной и легкой промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2009) - М.; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. - С. 354-355.

7 Христиченко Е.Ю., Бастов Г.А., «Формирование концептуального подхода к проектированию костюма и его аксессуаров в системе «комплект». Тезисы докладов Международной научно- технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной и легкой промышленности» (ТЕКСТИЛБ-2011) - М.; ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2011.

Структура и содержание диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключений по главам и выводам по работе в целом, списка литературы и приложения. Основные результаты изложены на 227 страницах, в том числе, работа содержит 68 рисунков, 16 схем и 15 таблиц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка системы взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик в аксессуарах костюма"

Общие выводы по работе

1. Выявлены особенности развития промышленного производства и формообразования аксессуаров костюма за период XX-XXI вв. для обобщения и выявления закономерностей взаимодействия формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик предметов костюма, представляющих комплект.

2. Разработана система классификации предметов комплектов по количеству, виду, базовым формам, ведущим конструкциям, цветовым характеристикам, видам отделки, технологии производста, как база данных для автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

3. Определены значимые формообразующие и художественно-конструктивные признаки, являющиеся базовой основой для проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

4. Составлено и разработано содержание основных функций формообразующих параметров и художественно-конструктивных характеристик, как база данных в кодированном виде в режиме автоматизированного проектирования аксессуаров костюма в комплектах.

5. Разработана программно-аппаратная платформа функций предпроектной и проектной ситуации художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

6. Составлен алгоритм комплексной информационной системы (КИС) художественного проектирования аксессуаров костюма в комплекте.

7. Проведена апробация базы данных КИС художественного проектирования аксессуаров костюма на новой методической основе в программе «DESIGN COMPLECT».

 

Список научной литературыХристиченко, Екатерина Юрьевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Бастов Г.А., Художественное проектирование изделий из кожи. Легпромбытиздат. М., 1995. 208 с.

2. Козлова Т.В., Костюм. Теория художественного проектирования. МГТУ имени А.Н. Косыгина. ООО «Совьяж Бево» Москва 2005. 380 с.

3. Бескоровайная Г.П., Корягин И.С., Методика проектирования многоассортиментных промышленных коллекций одежды в системе «комплект». Статья в журнале «Швейная промышленность».

4. Шершнева Л.П., Гордеева Т.А. Разработка технологии проектирования мелкосерийных многоассортиментных потоков // «Швейная промышленность». 2008. - № 1. - с.45 - 46.

5. Р.В. Захаржевская «История костюма» РИПОЛ классик Москва 2008 г.

6. Каталог одежды «Harrods. Courtesy The Stapleton Collection 1909».

7. Козлова T.B., Основы теории художественного проектирования костюма: Учебник для вузов Текст. / Т.В. Козлова. М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 е.: ил.

8. A.A. Васильев «Европейская мода три века» 2-е издание, исправленное и дополненное. Изд. «СЛОВО» Москва 2007 г.

9. Козлова Т.В. Стиль в костюме XX века. Текст. / Т.В. Козлова, Е.В. Ильичева. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003 160 с.

10. Эдмонда Шарль-Ру «Время Шанель» издательство «СЛОВО» 2007 г.

11. A.A. Васильев «Красота в изгнании» Изд. «СЛОВО» Москва 2011 г.

12. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б. Тимашева З.Н. Основы художественного оформления одежды. М., 1988.

13. Козлова Т.В. Основная терминология теории костюма. М., 1979 г. 40 с.

14. Орленко Л.В. «Терминологический словарь одежды».М., Легпромбытиздат, 1996г.

15. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото., Арт-Родник, Taschen., 2008 г., 720 с.

16. Кристиан Диор. Диор о Dior., Автобиография., Изд. «СЛОВО» Москва 2001 г. 232 с.

17. Козлова Т.В. «Обувь и костюм» М., 1967 г., 97 с.

18. Самый современный атлас мировой моды., Изд. ACT, Астрель., 2009 г., 600 с.

19. Д-Ю. Ермилова., История домов моды., Академия 2004 г., 288 с.

20. Петушкова Г.И. «Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии». Автореферат диссертации кандидата технических наук. М., 1984г. -21с.

21. Васютинский «Золотая пропорция». -М., 1990 г., 238 с.

22. Краткий словарь по эстетике М., 1963 г., 240 с.

23. С.И. Ожегов, Словарь русского языка., Государственное издательство иностранных и национальных словарей., М., 1963 г. - 369 с.

24. Т.В. Козлова обувь и костюм М., 1967г., 97 с.

25. Минервин Г.Б. и др. «Художественное проектирование». М.: Просвещение 1979г. -172с.

26. Макарова Т.П., Мода как процесс формообразования информационнознаковых систем в костюме., М., 2004 г.

27. Мерцалова М.Н., Костюм разных времен и народов., М., Академия моды, 2001.,-432 с.

28. Пармон Ф.М., Композиция костюма. / Ф.М. Пармон: учебник для вузов., М.: Легпромбытиздат, 1997 г. 318 с.

29. Вольфганг Брун, Макс Тильке., История костюма от древности до Нового времени., / Вольфганг Брун, Макс Тильке: перевод с немецкого Г.А. Светличной., М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1998 г.

30. Егоричева Е.В. Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, М., 2003 г.

31. Горбачева Л.М., Костюм XX века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. Текст. / JI.M. Горбачева. М.: Гиттис, 1996.

32. Sproles, G. Analyzing Fashion Life Cycles Principles and Perspective / G. Sproles // Journal of Marketing. - 1981. - 45. - P. 116 - 124.

33. Аннет Линч, Митчелл Штраусе., Изменения в моде. Причины и следствия. Изд. Гревцов Паблишер., 2009 г., 280 с.

34. Nystrom, P. Economics of Fashion / P. Nystrom New York: Ronald Press Company, 1928.

35. Колин Гейл, Ясбир Каур., Мода и текстиль. Рождение новых тенденций., Изд. Гревцов Паблишер., 2009 г., 240 с.

36. Rogers, Е. Diffusion of Innovations / Е. Rogers. New York: The Free Press, 2003.

37. Никола Уайт., FASHION бизнес. Теория, практика, феномен., Изд. Гревцов Паблишер., 2008 г., 272 с.

38. Rroeber, A. On the Principle of Order in Civilization as Exemplified by Changes in Fashion / A. Kroeber // American Anthropologist, New Series. -1919.

39. Carter, M. Fashion Classics from Carlyle to Barthes / M. Carter. Oxford: Berg, 2003.

40. Юнийя Кавамура., Теория и практика создания моды. Изд. Гревцов Паблишер., 2009 г., 192 с.

41. Robinson, D. The Economics of Fashion Demand / D/ Robinson // Quarterly Journal of Economics. 1961.

42. Lowe, J. Cultural Pattern and Process: A Study of Stylistic Change in Women's Dress / J. Lowe, E. Lowe // American Anthropologost, New Sesies. 1982.

43. Айльхауер X., Альтенбург У. «Мода между спросом и предложением» (пер. с нем.) М., Легкая и пищевая промышленность, 1983 г., 52 с.

44. Мода и стиль: Современная энциклопедия Текст. / Ред. Коллегия: М. Аксенова, Е. Дукельская, Т. Евсеева., М.: Аванта +, 2002 г., 482 с.

45. Ерчак А.И., О взаимосвязи цены и качества товаров в розничной торговле и обоснованности ее учета со стороны потребителей Текст. / А.И. Ерчак., Маркетинг в России и за рубежом, 2004. №5.

46. Козлова Т.В., Обувь и костюм Текст. / Т.В. Козлова М.: Легкая индустрия, 1967. 98 с.

47. Козлова Т.В. Художественное проектирование костюма., М., 1982 г., 144 с.

48. Бастов Г.А., Художественное проектирование изделий из кожи.,М., -1987 г., 70 с.

49. Понсар A.B., Бастов Г.А. «Одежда и обувь из валяльно-войлочных материалов с позиции современного дизайна костюма», ТекстильнаяIпромышленность. 2004г., №9, -С.74.

50. Бастов Г.А., Московская школа дизайна: костюм и текстиль., М., ВНИИТЭ, - 1994 г.

51. Гофман А.Б., мода и люди. Новая теория моды и модного поведения., М., 2000 г. 224 с.

52. Петушкова Г.И., Структурообразование легкой женской одежды на основе методов симметрии., Автореферат диссертации кандидата технических наук., М., 1984 г., 21с.

53. Бастов Г.А., Соболева Л.П., Общие закономерности композиции для художников модельеров обувной промышленности.

54. Сомов Ю.С., Композиция в технике., М., 1987 г., 288 с.

55. Гузявичуте P.A., Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX века., Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, М., 1977 г., 206 с.

56. Рыбкина Е.А., Мода и промышленность., М., 1988 г. 50 с.

57. Минервин Г.Б. «Архитектоника промышленных форм» Вып. 1. Техническая эстетика и эстетика промышленных форм. М., 1970 г.,54 с.

58. Камышный Н.И. «Основы художественного конструирования». М., 1970 г., 81 с.59