автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Природа общественного идеала

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Лушкина, Татьяна Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Хабаровск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Природа общественного идеала'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лушкина, Татьяна Алексеевна

Введение.

ГЛАВА 1. Ценности и идеалы в структуре сознания человека и общества

1.1. Проблема идеала в истории философской мысли.

1.2. Ценности в составе общественного идеала.

ГЛАВА 2. Диалектика нравственного, эстетического, социального в общественном идеале

2.1. Роль субъективного фактора в формировании нравственного сознания

2.2. Антропологическая проблема в разрешении антиномии двух систем ценностей: идеального и материального.

2.3. Становление идеи единства общественного и эстетического идеала в истории философской мысли.

2.4. Сублимирующая функция идеала, его творческий характер.

2.5. Проблема зарождения, воплощения и реализации общественного идеала.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Лушкина, Татьяна Алексеевна

Актуальность диссертационного исследования.

Проблема общественного идеала является одной из стержневых в социальной философии. Роль общественного идеала как нормативного образа, определяющего деятельность человека и общества, раскрывается в системе факторов, составляющих духовную сферу. Общественный идеал выступает в качестве системообразующего принципа, пронизывающего все основные формы духовного освоения мира: правосознание, политическое, нравственное, эстетическое сознание, философию, религию. В современной философии остается проблематичной определенность и ясность идеала. Поиск оснований и форм, природа и смысл его значения остаются открытым вопросом. Именно это определило выбор темы диссертационного исследования.

Идеалы важны как необходимые основания выбора, аргументации и обоснования личностной позиции, они незаменимы в качестве определенных способов внутренней самоорганизации, идентификации и адаптации человека в мире. Неэкзистирующий идеал выпадает из темпоральных измерений бытия, разрывая нить, временных связок: «настоящее-будущее», «настоящее-прошлое», «прошлое-будущее», - и он не просто характеризует состояние мировоззренческой ситуации социума («духовный кризис», «падение нравов», «растление духа», и т.д.), но, в первую очередь, существенно сказывается на процессах социализации, адаптации, идентификации человека, на сфере общественного образования и воспитания. Бездействие нравственных идеалов и достаточно четких ценностных ориентиров в современных условиях усиливает состояние растерянности и чувство страха в хаосе бытия, ведь идеал выполняет в обществе наиважнейшие функции: прогностическую, познавательно-преобразующую, регулятивно-ориентирующую, коммуникативную, воспитательно-мировоззренческую, мотивационно-побудительную, предметнопрактическую. Главная функция общественного идеала - творческое преобразование социальной действительности, социальной системы в гуманистическом направлении. Современные мыслители склоняются к мнению

0 необходимости нравственной консолидации человечества.

Задачами философии на этапе разработки и реализации общественного идеала являются: определение сил, которые могут произвести конкретизацию содержания идеала, «начертание» образа и плана осуществления, прогнозирование и идеологическое сопровождение претворения этих образов и планов в жизнь. Современный мир нуждается в гармонизации духовной культуры. Для этого необходимо укрепление нравственных принципов и гуманизма, развитие социального партнерства и диалога, поддержка образования и одухотворение науки, религиозная терпимость и наполнение жизни духовными идеалами в противовес культивированию грубой силы, материальных ценностей и низменных инстинктов.

Обобщая современные исследования в области таких наук, как философия, социология, психология, педагогика, и учитывая динамику современного социума, мы предприняли попытку изучить природу происхождения и существования общественного идеала, обозначить его структуру и проследить возможности его реализации.

Степень разработанности проблемы

Основой для разработки концепции послужил богатый материал в области истории философии. Труды Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Декарта, Спинозы, Ницше, Канта, Гегеля, Вебера, Маркса1 позволили

1 Платон Государство. Законы. Политик. - М.: Изд-во «Мысль», 1998; Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - СПб.: Изд-во «Литература», 1998; Августин Аврелий Исповедь. - Симферополь.: Изд-во «Реноме», 1998; Декарт Р. Соч. в 2-х томах Философское наследие.- М.: Изд-во «Мысль», 1989; Спиноза Б. Этика. - Мн.: Харвест, 2001; Ницше Ф. Воля к власти опыт переоценки всех ценностей. -М.: REFL/book, 1994; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист. - Минск, 1997; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - Ростов на Дону.: Изд-во «Феникс», 2000; Кант И. Критика чистого разума. - М.: Изд-во «Мысль», 1994; Кант И. Критика способности суждения. - СПБ, 1898; Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х т. -M.: Изд-во «Мысль», 1970-1971; Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Изд-во «Мысль», 1990; Вебер М. Избранные проследить развитие общественных идеалов в истории цивилизации и определить базовые понятия и категории данного исследования.

В соответствии с логикой нашего исследования, изученную литературу можно разделить на группы. К первой группе можно отнести те работы, которые раскрывают смысл и значение ценностей в составе общественного идеала. Ценностный параметр определяет значимость, ценностное «измерение», положительное и отрицательное значение, акцентирует аксиологический план проблемы идеального в работах Гобозова, Гуревича, Дубровского, Дробницкого, Тугаринова, Здравомыслова.2

Концепции Риккерта, Виндельбанда, Вебера, Шелера рассматривают ценности как необходимое условие существования идеалов, как базовую категорию для понятия идеал. В результате анализа, удалось выяснить, что объективированная и субъективированная формы существования ценностей помогают представить общественный идеал в качестве главной диспозиции, занимающей высший уровень в структурной иерархии ценностей.

Индивидуально-личностные и общественные идеалы как взаимодействие единичного и общего как проявление субъектно-объектных отношений произведения,- М.: Изд-во Прогресс, 1990; Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Изд-во «Юрист», 1994; Маркс К., Ф.Энгельс Сочинения т.21. - 2-е изд. - М.:Изд-во «Политиздат», 1961.

2 Гобозов И.А. Введение в философию истории. - М.: Изд-во «Теис», 1999; Гуревич П.С. Социальная мифология. - М: Изд-во «Мысль», 1983; Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М.: Изд-во «Мысль» 1983; Дробницкий О.Г. Наука и ценности: Состояние проблемы и ее постановка/ Филос. Науки. - М.:1973г.,№4.; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М. 1986; ЗдравомысловА.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР, т.2; Дробницкий О.Г. Наука и ценности: Состояние проблемы и ее постановка//филос. науки. - 1973, №4; Он же Проблема ценностей и марксистская философия//Вопросы философии 1966, №7; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. - JI. 1968; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Под ред. В.А.Ядова JI. 1979; Автореферат диссертации 669 Юречко О.Н. «Мир ценностей как фактор социализации человека» (87.6 9102). 2001; автореферат диссертации 740 Голубкова О.А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление (87 6630) 2000.

3 Виндельбанд В. Философия культуры. - М.: Изд-во РАН ИНИОН, 1994; Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. - М.: Изд-во «Юристь», 1995; Вебер М Избранные произведения. - М.: Изд-во «Прогресс», 1990; Вебер М. Избранное. Образ общества,- М.: Изд-во «Юрист», 1994; Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий,- СПб.: Изд-во «Наука», 1997; Риккерт Г. О системе ценностей. - М.:Изд-во «Логос» т.1, 1914; Шелер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во «Гнозис», 1994. зафиксированы в исследованиях: И. Берлина, З.Баумана, Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Поломошнова.4

Антиномичность двух систем ценностей: идеального и материального, аксиологический аспект общественного идеала исследуются в работах Астафьева, Бердяева, Бергсона, Вышеславцева, Соловьева, Фромма, Шопенгауэра, Ясперса, Хайдеггера.5 Труды этих мыслителей можно отнести ко второй группе источников.

Нравственно-этический аспект поставленной темы раскрывается в произведениях Гусейнова А.А., Брентано Ф., Ницше Ф., Спинозы Б., Франка C.JL, Франкла В., Вышеславцева Б.П., Хабермаса Ю, Оссовской М. .6

В зарубежной философии активно проводится мысль о том, что проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи. На этом особенно настаивали М. Шелер, А. Бергсон, К.Ясперс, Э. Фромм, А. Маслоу. В отечественной философии с ними перекликаются идеи С.Л.Франка, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

4 Дубровский Д.И. Проблема духа и тела «Вопросы философии» №10 2002; Российская академия наук; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах, - М.: Изд-во «Политиздат», 1968; Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Изд-во Политической литературы, 1991: Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М.: Изд-во «РОССПЭН», 1996; Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии» 2000, №5; Поломошнов А.Ф. Сб. ст. Перспективы философской мысли на Юге России. - Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦВШ, 2002; Сборник научных статей по материалам международной научной конференции «Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века». - Хабаровск.: Изд-во ХГПУ, 2001; Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М.: Изд-во «Логос» 2002.

5 Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. - М.: Изд-во «Москва», 2000; Бергсон А. Творческая эволюция. - М.: Изд-во TEPPA - Книжный клуб. Канон-Прес-Ц, 2001; Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М.: Изд-во «Флинта», 1999; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Изд-во «Республика», 1994; Соловьев B.C. Философская публицистика Соч. в 2-х томах. - М.: Изд-во «Правда», 1989; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1991; Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Изд-во «Ad. Marginem", 1997; Фромм Иметь или быть,- М.: Изд-во «Прогресс», 1990; Шопенгауэр А. Избранные произведения. - M.: Изд-во «Просвещение», 1992; Ясперс К. Духовная ситуация времени. - М.: Изд-во АН СССР М. ИНИОН, 1990.

6 Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. - СПб.: Изд-во «Алетейя» 2000; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.:Изд-во «Республика», 1994; Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. - М.:Изд-во Московского университета, 1974; Этическая мысль. Научно-публицистические чтения 1991. - М.: Изд-во «Республика».,1992; Идеал и утопия и критическая рефлексия. - М.:Изд-во «РОССПЭН», 1996; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - Ростов на Дону.: Изд-во «Феникс», 2000; Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая проблема. - Хабаровск., 2001; Спиноза Б. Этика - Мн.: Изд-во «Харвест», 2001; Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - M.: Изд-во «Прогресс», 1981; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Изд-во «Прогресс», 1990; Франк С.Л. Смысл жизни. - Брюссель.: Изд-во «Жизнь с Богом», 1992; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - М.: Изд-во «Наука» 2000; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали.- М.: Изд-во «Прогресс»,1987.

Особый интерес вызвали у нас труды Бердяева, Франка, Вышеславцева, Шпета, Шелера, Соловьева, Лосского, Хайдеггера, Ясперса Чаадаева7, где общественный идеал представлен в образе народного духа, призванного «собрать Вселенную в идее».

Подобные взгляды, созвучные приведенным ранее, выдвигают современные исследователи: Г.Н.Банников, И.Берлин, А.В.Борзенко, Л.Е.Бляхер, И.А.Гобозов, Д.И.Дубровский, В.В.Ильин, И.М.Ревич, Н.Столович, С.В.Туманов. 8

В связи с обозначенными аспектами особую значимость для нашего исследования приобретает проблема мотивации деятельности в соответствии с потребностями, целями, интересами. Разобраться в многообразии социальных характеров, выяснить психологические факторы, влияющие на поведение человека помогают исследования З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, А.Менегетти, Д.И.Дубровского, А.Н.Леонтьева, А.П.Назаретяна9, в которых раскрывается

7 Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Изд-во «Республика» 1992; Франк СЛ. Смысл жизни. -Брюссель.: Изд-во «Жизнь с Богом», 1992; Шелер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во «Гнозис», 1994.; Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Изд-во Высшая школа. 1991.; Ясперс К. Духовная ситуация времени. - М.: Изд-во «ИНИОН», 1990; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991; Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М.: Изд-во «Флинта», 1999., Бердяев Н.А. Русская проблема. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.: Изд-во «СВАРОГ и К», 1997.; Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Философская публицистика. - М.:Изд-во «Правда» 1989; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Изд-во «Республика», 1994; В.С.Соловьев Чтение о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание Добра.- Мн.: Изд-во «Харвест», 1999; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Изд-во «Республика», 1994; Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. - М.: Изд-во «Правда», 1991; Шпет Г.Г. Сочинения. - М.: Изд-во «Правда», 1989.

8 Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии» 2000г. №5; Бляхер Л.Е. Виртуальные состояния социума или шансы и риски открытого общества в России. - М.: Изд-во «Магистр», 1997; Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии, ВПШ АОН, 1963; Ильин B.B. Политическая антропология. - М.: Изд-во Московского Университета, 1995; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. - М.: «Республика», 1994; Туманов C.B. Общественный идеал: Диалектика развития. - М.: Изд-во МГУ, 1986; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1980; Дубровский Д.И. Обман. - М.: Изд-во «РЭЙ», 1994; Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая проблема. - Хабаровск, 2001; Банников Г.Н. Новый взгляд на разум и политику. - Хабаровск: Изд-во Приамурского географического общества, 1998.

9 Юнг К.Г. Психологические типы. - Мн.: Изд-во «Харвест», 2003. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.-М, 1989; Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Мн.: Изд-во «Поппури», 1998; Фромм Э. Душа человека. - М.: Изд-во «Республика», 1992; Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Мн.: Изд-во «Поппури», 1998; Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. - M, 1992; Фромм Иметь или быть - М.:Изд-во «Прогресс», 1990; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг,- М.: Изд-во «Высшая школа», 1980; Дубровский Д.И. Обман. - М.: Изд-во «РЭЙ», 1994; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - M.: Изд-во «Политиздат», 1977; Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - Воронеж.: Изд-во «МОДЭК», 1999.; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Изд-во «Смысл», 1999; А. Менегетти роль бессознательного в жизни и деятельности человека, корни и природа личностной и общественной психологии, сущность самосознания личности.

К третьей группе источников отнесены работы, посвященные исследованию эстетического аспекта общественного идеала. Эстетический идеал рассмотрен как элемент общественного идеала в трудах следующих авторов: Платон, Аристотель, А.Августин, Гегель Ф., Лифшиц М.А., Мурай В.М., Столович Л.Н., Фролов И.Т., Шпет Г.Г., Татаркевич В.О., Шимунек Е. и тт« 10 др.

Четвертая группа включает источники по анализу социального аспекта общественного идеала. Сюда мы относим работы Т.Мора, Ф.Бэкона,

Т.Кампанеллы, Шахназарова Г.Х. Баталова Э.Я.11

Проблема реализации общественного идеала - наиболее актуальная и важная задача современности. Это хорошо понимали, каждый в свое время,

10

Г.В.Г.Гегель, В.С.Соловьев, П.И.Новгородцев Н.А.Сетницкий, С.В.Туманов. В их трудах проявляется способность человеческой мысли определить цели,

Мудрец и искусство жизни. - М.1992; Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - М.: 2001. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Курс лекций. - М.: Изд-во «Наследие», 1996; Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. - М: Изд-во «Недра», 1991.

10 Платон Диалоги Федон, Пир, Федр, Парменид/ общ. Ред. А.Ф.Лосева. - М.: Изд-во. «Мысль», 1999; Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - СПб.: Изд-во «Литература», 1998; Августин Аврелий Исповедь. - Симферополь.: Изд-во «Реноме», 1998; Гегель Г.Ф.В. Эстетика т.1. - М.: Изд-во «Искусство», 1968; История Эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М. 1962; Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. - М.: Изд-во Московского университета, 1964; Лифшиц M.A. Поэтическая справедливость НПО Российская книжная палата ТОО «Фабула» издательский центр, 1993; Мурай B.M. Эстетический идеал. - M., 1999; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. - M.: Изд-во «Республика», 1994; Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. - M.: Изд-во «Прогресс», 1981.; Фролов И.Т. Коммунистический идеал человека и пути к нему. - M.: Изд-во «Знание» РСФСР, 1979; Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. - M.: Изд-во «Прогресс», 1980; Шпет Г.Г. Сочинения. - М.: Изд-во «Правда», 1989.

11 Баталов Э.Я. В мире утопии. - M.: Изд-во политической литературы, 1989; Мор Т. Утопия , Каган Ю.М., Осиновский И.Н. - М.: Изд-во «Наука», 1978; Бэкон Ф.Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. - М.:Изд-во «Акад. наук СССР», 1962; Идеал и утопия и критическая рефлексия. - М.:Изд-во «РОССПЭН», 1996; Кампанелла Т. Город солнца. - М.:Изд-во «Акад. Наук СССР», 1954; Шахназаров Г.Х. Фиаско футурологии (критический очерк немарксистских теорий общественного развития). - M.: Изд-во политической литературы, 1979.

12 A.K. Горский Н.А. Сетницкий Библиотека духовного возрождения в 20-ти томах. - M.: Изд-во «Раритет», 1995; Ильин В.В. Политическая антропология. - M.: Изд-во Московского Университета, 1995; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - M.: Изд-во «Пресса», 1991.; Туманов С.В. Общественный идеал: Диалектика развития. - M.: Изд-во МГУ, 1986. задачи, выверить пути, подобрать средства для реализации идеала и воплотить его в действительность.

Оценить влияние общественных идеалов на смысл исторического процесса помогают произведения Бергера П. Лукмана Т., Бердяева Н.А., Вазюлина В.А., Гегеля Г.В.Ф., Т. Гоббса, Н.Макиавелли, Поломошнова А.Ф., Туманова С.В., Хальбвакса М., О. Шпенглера, КЛсперса.13

Однако, мы не встречали исследований, которые были бы посвящены именно обобщению всего многообразия функций и аспектов общественного идеала, изучению его синтетического характера, проявляющегося как в сложности структурирования, так и в перипетиях его реализации, а также анализу диспозиции «замысел - результат» при развертывании человеческой деятельности, ориентированной на воплощение идеала. Названные обстоятельства мы и учли при формулировке темы, цели и задач диссертационного исследования.

Методологическая основа диссертационной работы.

Категориальный каркас исследования составляют понятия: «ценности», «идеалы», «смысл», «синтез», «система», «реализация». Данные категории помогают сформулировать критерии оценки места, роли и значения идеалов;

13 Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Изд-во «Медиум», 1995; Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философской человеческой судьбы. - М.: Изд-во «Мысль», 1990; Бердяев Н.А. Русская проблема. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.:Изд-во «СВАРОГ и К», 1997; Вазюлин В.А. Логика истории вопросы теории и методологии. - М.: Изд-во Московского университета, 1988; Гегель. Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб.: Изд-во «Наука», 1993; Гоббс Т. Левиафан. - М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1936; Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. - М.:Изд-во «Мысль», 1997; Поломошнов А.Ф. Сб. ст. Перспективы философской мысли на Юге России. - Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦВШ, 2002; Туманов С.В. Общественный идеал: Диалектика развития. - М.: Изд-во МГУ, 1986; Хальбвакс М. Социальные классы и морфология . - СПб.: Изд-во «Алетейя» 2000; Шпенглер О. Закат Европы. - Мн.: Изд-во «Харвест», 2000; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991; Автореферат диссертации 711 Карташов А.В. «Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества (87.6 6937, 6938), 2001г.; диссертация Васильевой Н.А. «Теоретическая модель феномена выбора: социальный идеал и реализация» (Электронный ресурс): Теоретико - методологический аспект (Из фондов Российской Государственной библиотеки) (05/0199/0501999048). они служат инструментами для определения сущности, специфики и функций данного феномена.

В исследовании мы прибегаем к комплексу смежных дисциплин: психологии, этики, эстетики, социологии. Определяющим в диссертационной работе является метод структурного и системного анализа, сравнительно — аналитический метод. Данные методы позволяют увидеть поливариантную структуру общественного идеала, который есть одновременно и символ, и смысл.

Экзистенциально-феноменологический подход позволяет воспринимать идеал в качестве стимула, помогающего сохранить целостность личности и общества, в виде смыслообразующего принципа, мотивирующего жизнь и деятельность людей, оказывающего стимулирующее вдияние на все сферы деятельности людей. Смысл жизни личности, смысл жизни страны, смысл исторического развития составляют духовное содержание эпохи.

С экзистенциальной точки зрения общественный идеал есть всегда выбор определенных ценностей и смыслов, свободное самосозидание, саморазвитие, самоопределение личности - это всегда синтез смыслов, это, как правило, субъективная оценка, переживание событий, эмоциональный отклик на проблемы бытия. Выбор идеала сопряжен с развитием познавательной, творческой, практической и созидающей деятельностью людей.

Единство субъективного и объективного проявляется во взаимопроникновении индивидуального и всеобщего. Субъектоцентристский подход позволяет говорить об усилении субъективного фактора и его влиянии на формирование и возрождение нравственного сознания.

Размышляя относительно природы идеала, нельзя обойтись без теоретического противопоставления идеального и реального бытия, должного и сущего, желаемого и действительного. Общественный идеал это -преобразовательный процесс, имеющий определенные стадии развития.

Динамика идеала проявляется в его силе и в способности к реализации. Наиболее важной нам видится задача воплощения общественного идеала в действительность и способ существования вышеназванного в смысле национальной идеи. В связи с этим считаем ценным концептуальное видение современных идеалов в монографиях Ф.Гегеля, Н.А.Сетницкого и С.В.Туманова, где дана подробная разработка, описан механизм действия и динамика развития общественного идеала как процесса.

Категорию общественный идеал мы рассматриваем в историческом контексте, используя исторический подход. Историко-философский анализ позволяет проследить смену общественных идеалов, их особую логику и взаимосвязь в общественном развитии. Общественный идеал выступает в качестве доминанты личностного и общественного развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются: диалектический подход в работах И.Канта, Ф.Гегеля, Н.А.Сетницкого., С.В.Туманова. Феноменологический анализ ценностей и идеалов осуществлен на основе концепций М.Шелера, М.Хайдеггера, С.Л.Франка, Б.П.Вышеславцева, Г.Г.Шпета, Н.А.Бердяева, К.Ясперса, В.С.Соловьева, М.Лифшица, Э.Фромма.

В целом, мы подчеркиваем субъектно-объектный характер ценностей и идеалов и рассматриваем их как взаимодействие и взаимопроникновение индивидуально-личностных и общественных.

Объектом диссертационного исследования является общественный идеал как феномен личностного и общественного сознания, катализатор деятельности.

Предметом диссертационного исследования является структура общественного идеала, проявляющаяся в его поливариантности, как элемента индивидуального и общественного сознания и мотива деятельности.

Цель диссертационного исследования — выявить синтетическую природу общественного идеала, как феномена сознания и смыслообразующего принципа деятельности.

В рамках обозначенной цели мы ставим следующие задачи:

• показать поливариативность структуры общественного идеала;

• исследовать ценностный уровень образования общественного идеала, фундирующий его структуру;

• подчеркнуть диалектическую природу происхождения и существования общественного идеала, центрирующего и синтезирующего различные элементы: ценностный, нравственный, эстетический, социальный и др.;

• проанализировать антиномию идеального и материального, должного и сущего, рационального и эмоционально-чувственного, идеального и реального, желаемого и действительного, конструктивного и деструктивного в общественном идеале;

• представить эстетический идеал в качестве образа совершенства и формы существования общественного идеала, стимулирующего чувство прекрасного и стремление к совершенствованию, к сублимации, к творчеству;

• проследить диалектику общественного идеала, заключенную в возможности воплощения, реализации, в действенности идеала;

• рассмотреть смыслообразующее значение общественного идеала для прогрессивного развития индивидуального и общественного сознания.

Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлена синтетическая природа и поливариативная структура общественного идеала; раскрыта смыслообразующая природа общественного идеала; проведен анализ взаимозависимости рационально-логического и эмоционально-чувственного аспектов общественного идеала; рассмотрено единство становления общественного и эстетического идеала, выявлен сублимирующий, возвышающий характер общественного идеала в качестве образа и образца совершенства; прослежена историческая динамика общественного идеала в аспекте расширения возможности его реализации.

На защиту выносятся следующие положения:

Ценностный аспект является определяющим в составе общественного идеала, фундирует другие элементы в его структуре.

Применительно к теоретическому исследованию идеала антропологическая проблема проявляет себя в антиномии двух систем ценностей: идеального и материального, должного и сущего, рационально-логического и эмоционально-чувственного.

Смыслообразующая природа общественного идеала выражает себя в мотивах, «стимулах», «катализаторах» созидательной деятельности; высшим достижением которой является совершенствование духовности. Общественный идеал представляет собой не застывшую форму, но многообразный развивающийся процесс, отражающий диалектическое единство рационально-логического и эмоционально-чувственного; познавательного и ценностного; этического и эстетического. Велика роль общественного идеала в развитии творческого потенциала, интуитивно-чувственного способа познания действительности. Необходимо отказаться от мнения принципиального рационализма о том, что воображение — низший уровень познания. Предлагается рассматривать влияние интеллектуального и эмоционального факторов в диалектическом единстве, не игнорируя ни один из вышеназванных.

7. Общественный идеал поливариативен, но он всегда есть оценочный принцип, образец совершенства, сублимирующий энергию человека, повышающий уровень сознания.

8. Общественный идеал - доминанта, способная кардинально проявлять себя в характере и направленности общественного развития.

Научно-практическая значимость исследования.

Диссертационное исследование призвано способствовать более полному представлению о природе происхождения и способах существования общественного идеала. Попытка исследовать природу общественного идеала есть попытка нахождения новых путей и возможностей совершенствования общественных отношений. От понимания механизма существования и развития общественного идеала, во многом, зависит определение путей и методов социального прогнозирования, что в свою очередь ведет к совершенствованию духовно-материальных процессов.

Результаты исследования могут быть использованы в гуманитарно-образовательных целях, а также для преподавания курсов социальной философии, политологии, культурологии, проведении социологических исследований, в социальном проектировании и прогнозировании.

Апробация исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражения в публикациях автора следующих изданий: Сборник научных трудов «Актуальные вопросы правовой политики в современных условиях» (Хабаровск, 2003); Материалы XI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Государство и дети» (Санкт-Петербург, СПбГПУ, 2004);

Научно-теоретический журнал «Социально-гуманитарные науки на Дальнем Востоке» (Хабаровск, 2005); Материалы международного симпозиума «Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии» (Хабаровск, 2005).

Отдельные положения работы выносились для обсуждения на научных конференциях: Третья Международная научная конференция творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (Хабаровск, 2003); 62-ая Межвузовская научно-техническая конференция творческой молодежи «Научно-технические проблемы транспорта, промышленности и образования» (Хабаровск, 2004); Межрегиональная научно-практическая конференция ученых, преподавателей, представителей общественных организаций Дальнего Востока России «Общество, человек, власть: перспективы взаимодействия» (Хабаровск 2003, 2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Природа общественного идеала"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что общественный идеал является сложным, многообразным явлением, которое с рационально-логической точки зрения характеризуется как конструкция, модель, схема. А с эмпирической как цель деятельности, эмоционально-чувственный образ, феномен личностного и общественного сознания.

Общественный идеал представляет собой результат единства познавательного и ценностного аспектов отношения к действительности, причем, определяющей стороной этого единства, является ценностная установка. Идеал возможен при условии существования ценностной иерархии, это предельная ценность, образ совершенства, стержень системы, ядро, вокруг которого концентрируются другие элементы.

Наиболее важной нам видится задача воплощения и реализации общественного идеала и способ его существования в качестве национальной идеи. Общественный идеал на протяжении долгого времени воспринимался исследователями только с позиций идеального. Недстаточное внимание к проблеме реализации идеала приводило к тому, что он либо превращаля в утопию, либо трансформировался, либо вообще исчезал. Необходимо приложить максимум усилий для воплощения общественного идеала в жизнь. Это сложная задача, но она предполагает конкретные действия. Только практика может стать критерием оценки торетических изысканий, но прежде чем что-то делать, человек должен понять смысл того, что предполагается сделать. Смысл всегда есть вопрошание : «Как быть? Что дёлать?» Это вопрос задавали себе люди на протяжении многих веков, и каждый раз он разрешался по-своему, в зависимости от исторических условий и конкретного времени.

1995,- С.304.

В современных условиях духовного кризиса проблема реализации общественного идеала видится нам наиболее значимой для разрешения противоречий общественного процесса. Исторический подход к проблеме общественного идеала предполагает охват всего исторического процесса в целом, выявление определенных закономерностей.

При логическом исследовании, можно отметить, что общественный идеал — это наиболее сложно сконструированный феномен сознания. Наше исследование было направлено на выявление закономерностей в природе зарождения и функционирования общественного идеала. Выявив поливариантную структуру данного феномена, его функциональные возможности и способность синтезировать различные элементы, мы пришли к выводам, что общественный идеал возможен только при наличии определенных компонентов, реализующихся в действительности.

Признаком становления общественного идеала является формирование определенной системы отношений между отдельными элементами, неразрывное единство эстетического, нравственного, политического, экономического идеалов (и др.), частичная реализация которых позволяет говорить об определенной логике развития духовных аспектов бытия, активно влияющих на смысл исторического процесса.

Попытка исследовать природу общественного идеала есть попытка нахождения новых путей и возможностей совершенствования общественных отношений. От понимания механизма существования и развития общественного идеала, во многом, зависит определение путей и методов социального прогнозирования.

 

Список научной литературыЛушкина, Татьяна Алексеевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Введение в экзистенциализм. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.

2. Августин Аврелий Исповедь. Симферополь.: Изд-во «Реноме», 1998.

3. Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. — 1973. №4.

4. Аристотель Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. СПб.: Изд-во «Литература», 1998.

5. Аристотель Метафизика. Ростов на Дону.: Изд-во «Феникс», 1999.

6. Артемов В.М. Свобода в системе приоритетных ценностей современного образования/В.М. Артемов//Философия и общество. — 1998.

7. Астафьев П.Е. Самосознание нации и единство мировоззрения. М.: Изд-во «Москва», 2000.

8. Баталов Э.Я. В мире утопии. М.: Изд-во политической литературы, 1989.

9. Банников Г.Н. Новый взгляд на разум и политику. Хабаровск.: Изд-во Приамурского географического общества, 1998

10. Бауман 3. «Индивидуализированное общество» М.: Изд-во «Логос», 2002.

11. Бергер П. ЛукманТ. Социальное конструирование реальности. М.: Изд-во «Медиум», 1995.

12. Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии» 2000, №5

13. Бергсон А. «Творческая эволюция». М.: Изд-во «ТЕРРА - Книжный клуб. Канон-Пресс-Ц, 2001;

14. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры (Материалы «круглого стола») / Л.П.Буева // Вопросы философии 1996. - №2.

15. Бердяев Н.А. «О человеке, его свободе и духовности». М.: Изд-во1. Флинта», 1999.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Изд-во «Республика», 1993

17. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философской человеческой судьбы. -М.: Изд-во «Мысль», 1990.

18. Бердяев Н.А. Русская проблема. Основные проблемы русской мысли XIX века и началаХХ века. Судьба России. М.: Изд-во «СВАРОГ и К», 1997.

19. Бляхер JI.E. Виртуальные состояния социума или шансы и риски открытого общества в России. М.: Изд-во «Магистр», 1997.

20. Брентано Ф. «О происхождении нравственного познания». СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000.

21. Борзенко А.В. Проблема цели в общественном развитии. М.: Изд-во «ВГПИАОН», 1963.

22. Щ 22 Большой толковый словарь русского языка. М.: Изд-во «Норинт», 1998.

23. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т., изд. 2, М.: Изд-во «Мысль», 1977.

24. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. — М.: Изд-во «Акад.наук СССР», 1962.

25. Вазюлин В.А. Логика истории вопросы теории и методологии. М.: Изд-во Московского университета, 1988.

26. Васильева Н.А. Теоретическая модель феномена выбора: социальный идеал и реализация (Электронный ресурс): Теоретико — методологический аспект (Из фондов Российской Государственнойбиблиотеки) (05/0199/0501999048).

27. Виндельбанд В. Философия культуры. М.: Изд-во РАН ИНИОН, 1994.

28. Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. М.: Изд-во «Юристь», 1995.

29. Вебер М. Избранные произведения. М.: Изд-во «Прогресс», 1990

30. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: - Изд-во «Юрист», 1994.

31. Великие мыслители Востока. М.: Изд-во КРОН-ПРЕСС, 1998.

32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Изд-воа!1. Республика», 1994.

33. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет в 2-х т. М.: Изд-во Мысль, 1970-1971.

34. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Изд-во «Мысль», 1990

35. Гегель. Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб.: Изд-во «Наука», 1993.

36. Гегель Г.Ф.В. Эстетика т.1. М.: Изд-во «Искусство», 1968.

37. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Изд-во «Теис», 1999.

38. Гоббс Т. Левиафан. М.: Изд-во «Соцэкгиз», 1936.

39. Голубкова О.А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление 740 (87 6630), 2001г.

40. Горский А.К. Н.А. Сетницкий Библиотека духовного возрождения в 20-ти томах. М.: Изд-во «Раритет», 1995.

41. Гуревич П.С. Социальная мифология. — М.: Изд-во «Мысль», 1983.

42. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Московского университета, 1974.

43. Давидович И.Е. Теория идеалов. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦВШ, 1983

44. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Изд-во «Русский язык. Медиа», 2003, т.2.

45. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Изд-во «Наука», 1993.

46. Декарт Р. Соч. в 2-х томах Философское наследие. М.: Изд-во «Мысль»,1989.

47. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Изд-во «Мысль», 1983.

48. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела // Вопросы философии. Российская академия наук. 2002. №10. Дубровский Д.И. Обман -философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994.I

49. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Изд-во «Высшая школа», 1980.

50. Дробницкий О.Г. Наука и ценности: Состояние проблемы и ее постановка//Филос. науки. 1973, №4.

51. Дробницкий О.Г. Проблема ценностей и марксистская философия/ТВопросы философии 1966, №7.

52. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

53. ЗдравомысловА.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР, т.2 — М, 1966.

54. Ильин В.В. Политическая антропология. М.: Изд-во «Московский университет», 1995.

55. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Изд-во «Политиздат», 1968.

56. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М.: Изд-во «Искусство», 1984.

57. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Изд-во «Политической литературы», 1991.

58. Идеал и утопия и критическая рефлексия. М.: Изд-во «РОССПЭН», 1996.

59. История Эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962.

60. Калинников JI.A. Структура идеала как носителя активности общественного сознания. Калининград.: Изд-во Гос. ун-та //Вып.4. 1970.

61. Кампанелла Т. Город солнца. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1954.

62. Камю А. Бунтующий человек. М: Изд-во Политической литературы, 1990.

63. Кант И. Сочин. В 6-ти т. под ред. Асмуса.- М.: Изд-во «Мысль», 1964.

64. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Изд-во «Мысль», 1994.

65. Карташов А.В. Автореферат диссертации 711 «Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества (87.6 6937, 6938), 2001г.

66. Кассирер Э. Техника политических мифов./Юктябрь. №7, 1993

67. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Светлый миф о частной собственности//Социально-гуманитарные знания. 2003 №3

68. Корсаков С.Н. Цивилизационный кризис и перспективы новой идеологии в России//Полигнозис,1999, №4

69. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М. 1974, №127.

70. Краткий философский словарь. М.: Изд-во «Проспект», 2001.

71. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах, том 1. М.: Изд-во «Мысль», 1979.

72. Лазарева Л.П. Педагогическая поддержка саморазвития жизнеустойчивости будущих специалистов технического профиля/ Л.П.Лазарева. Хабаровск.: Изд-во ДВГУПС, 2000.

73. Лармин О.В. Эстетический идеал и современность. М.: Изд-во Московского университета, 1964.

74. Лекторский В. А. Идеалы и ральность гуманизма / В. А. Лекторский//Вопросы философии. 1994. - №6.

75. Лекторский В.А. Духовность и рациональность: круглый стол/ В.А.Лекторский//Вопросы философии. 1996. - №2.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во «Политиздат», 1977.

77. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. Воронеж.: Изд-во «МОДЭК», 1999.

78. Лифшиц М.А. Поэтическая справедливость НПО Российская книжная палата ТОО. М.: Изд-во «Фабула», 1993.

79. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2-х т. М.: Изд-во1. Соцэкгиз», I960.

80. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Изд-во «Республика», 1998.

81. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Изд-во «Республика», 1994.

82. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2т. / А.С.Макаренко. -М.: Изд-во «Педагогика», 1977.

83. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Изд-во «Мысль», 1997.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения т.21. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1961.

85. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Изд-во «Смысл»,1999.

86. Маслоу А. Психология бытия/ А.Маслоу. М., 1997.

87. Мор Т. Утопия, Каган Ю.М., Осиновский И.Н. М.: Изд-во «Наука», ф 1978.

88. Мурай В.М. Эстетический идеал. М.: Изд-во «Наука», 1966.

89. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Курс лекций. М.: Изд-во «Наследие», 1996

90. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М: Изд-во «Недра», 1991

91. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М.: Изд-во «Наследие», 2001.vf^ 93 Ницше Ф. Воля к власти опыт переоценки всех ценностей. М.: Изд-во1. REFL/book", 1994

92. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист. Минск.: Изд-во «Поппури», 1997.

93. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ростов на Дону.: Изд-во «Феникс»,2000.

94. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: -Изд-во «Пресса», 1991.

95. Новгородцев П.И. сочинения. М.: Изд-во «Раритет», 1995

96. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности //Социология в СССР, -т. 1.-М., 1966.

97. Платон Диалоги Федон, Пир, Федр, Парменид/ общ. Ред. А.Ф.Лосева. -М.: Изд-во «Мысль», 1999

98. Платон Государство. Законы. Политик. М.: Изд-во «Мысль», 1998

99. Поломошнов А.Ф. Сб. ст. Перспективы философской мысли на Юге России. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКНЦВШ, 2002

100. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство: исследование политической мифологии. М.: Изд-во «Ладомир», 1999.

101. Ревич И.М. Человечность как философско-антропологическая проблема. -Хабаровск, 2001.

102. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Санкт-Петербург.: Изд-во «Наука», 1997.

103. Риккерт Г. О системе ценностей. М.: Изд-во «Логос».т.1, 1914.

104. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубенштейн. — М., 1989,-2т.

105. Рубинштейне.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики/ С.Л.Рубинштейн//Вопросы философии. 1989.-№4.

106. Розанов В.В. Собрание сочинений В.В. Розанова. М.: Изд-во «Республика», 2001.

107. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Изд-во «Республика», 1992.

108. Сборник научных статей по материалам международной научной конференции Запад Восток: образование и наука на пороге XXI века. -Хабаровск: Изд-во «ХГПУ», 2001.

109. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. Философская публицистика. М.: Изд-во «Правда», 1989.

110. В.С.Соловьев Чтение о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание Добра. Мн.: Изд-во «Харвест», 1999.

111. Социальная философия: Словарь. М.: Изд-во «Академический Проект», 2003.

112. Социалистический образ жизни. Политико-экономический справочник. М., 1986.

113. Социальная философия: Словарь/Сост. И ред. В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов.- М.: Изд-во «Академичекий проект», 2003.

114. Спиноза Б. Этика,- Мн.: Изд-во «Харвест», 2001,

115. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. М.: Изд-во «Республика», 1994.

116. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Изд-во «Голос», 1996.

117. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Изд-во «Прогресс», 1981.

118. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во 1968.

119. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности под ред. В.А.Ядова. Л., 1979.

120. Туманов С.В. Общественный идеал: Диалектика развития. М.: Изд-во МГУ, 1986.

121. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Изд-во «Прогресс», 1990.

122. Франк С.Л. Духовные основы общества. М: Изд-во «Республика», 1992.

123. Франк С.Л. Смысл жизни. Брюссель.: Изд-во «Жизнь с Богом», 1992.

124. Философская энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1962.

125. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Минск: Изд-во «Поппури», 1998.

126. Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во «Республика», 1992.

127. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики.- М.: Изд-во «Прогресс», 1992.

128. Фромм Э. Иметь или быть. М.:Изд-во «Прогресс», 1990.

129. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. СПб.: Изд-во «Питер», 2001.

130. Фролов И.Т. Коммунистический идеал человека и пути к нему. М.: Изд-во «Знание», 1979.

131. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М. Изд-во «Наука», 2000.

132. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия и ее анализ. О лекциях Ю.Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции. М.: Изд-во «Academia», 1995.

133. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991.

134. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Изд-во «Республика», 1993.

135. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Изд-во «Ad. Marginem", 1997.

136. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000.

137. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М.: Изд-во «Правда», 1991.

138. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Изд-во «Знание», 1994.

139. Шахназаров Г.Х. Фиаско футурологии (критический очерк немарксистских теорий общественного развития). М.: Изд-во политической литературы, 1979.

140. Шелер М. Избранные произведения. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.

141. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. М.: Изд-во «Прогресс», 1980.

142. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Изд-во «Просвещение», 1992.

143. Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1989.

144. Шпенглер О. Закат Европы. Мн.: Изд-во «Харвест», 2000.

145. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения 1991.- М.: Изд-во «Республика»,1992.

146. Юречко О.Н. Мир ценностей как фактор социализации человека 669 (87.6 9102).

147. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Мн.: Изд-во «Попурри», 1998.

148. Юнг К.Г. Психологические типы. Мн.: Изд-во «Харвест», 2003.

149. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М.: Изд-во «ИНИОН», 1990.

150. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.:Изд-во 1991.

151. Яценко В.Г. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977, № 275.