автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Проблема гендера во французских женских журналах

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Теребилина, Мария Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблема гендера во французских женских журналах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема гендера во французских женских журналах"

На правах рукописи

ТЕРЕБИЛИНА Мария Владимировна

ПРОБЛЕМА ТЕНДЕРА ВО ФРАНЦУЗСКИХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ

Специальность 10.01.10 - «Журналистика»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 7 ПАР 20Ц

Москва-2014

005546486

005546486

Работа выполнена на кафедре теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Федотова Лариса Николаевна, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», профессор кафедры теории и истории журналистики

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, доцент Уразова Светлана Леонидовна, ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии», заведующая Научно-исследовательским сектором

кандидат филологических наук, доцент Никитин Михаил Иванович, НОЧУ ВПО «Институт гуманитарного образования и информационных технологий», заведующий кафедрой рекламы факультета рекламы и РЯ

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)

Защита диссертации состоится 25 апреля 2014 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

Автореферат размещен на сайте: http://www.rudn.ru Автореферат разослан 24 марта 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, /

кандидат филологических наук, доцент ¡¡г^12-^^ ) А. Е. Базанова

Общая характеристика работы

СМИ традиционно являются основной площадкой для публичного обсуждения тендерных проблем, под которыми понимается, прежде всего, «женский вопрос». Основными акторами в процессе гармонизации тендерных отношений являются издания для женской аудитории. И это понятно, если учесть, что в общем объеме информации общественно-политических изданий информация о женщинах представлена незначительно, что подтверждают исследования СМИ различных стран.

Франция является одной из стран, в которых проводится последовательная политика по ликвидации тендерной асимметрии. Тем не менее, вопрос о формировании средствами массовой информации образа женщины, адекватного ее роли в обществе и семье, и здесь стоит довольно остро. По оценкам французских организаций, отслеживающих соблюдение прав женщин, современные женские журналы транслируют стереотипные представления о женщинах, зачастую далекие от реальности. Такая роль женских журналов в тендерном дискурсе представляется нам особенно противоречивой, если учесть богатую историю французской прессы для женщин, которая в определенные периоды своего развития являлась едва ли не единственной трибуной, где звучали голоса женщин, обсуждавших серьезные общественные проблемы.

Французская пресса для женщин прошла долгий путь от первых газет для женского чтения середины XVIII века, выходивших эпизодически и посвященных темам моды и литературы, до современных журналов. Во второй половине XX в., когда во Франции практически исчезла феминистская пресса (после закрепления за французскими женщинами равных с мужчинами юридических прав), женские журналы стали представлять собой более узкоспециализированные издания, ориентированные на отдельные возрастные группы и социальные слои. Однако основные темы этих изданий остаются общими для всех, независимо от их «специализации»: мода, красота и похудение, дом и семья. Разумеется, в этих журналах затрагиваются и важные социальные проблемы, но лейтмотивом в них служат названные темы.

Актуальпость выбранной темы продиктована тем, что современные средства массовой информации, обладая мощным потенциалом по воздействию на массовое сознание, участвуют и в дискурсе по вопросам трансформации социальной роли женщины, который, в частности, присутствует и в содержании изданий для женщин. В этом смысле концентрация внимания исследователя на таких изданиях Франции особенно эвристична, так как пресса для женской аудитории появилась в стране более двух с половиной веков назад, и в огромной мере несет на себе печать изменений: как в целом в отражении общественно-политической проблематики, так и в эволюции этих изданий по презентации женских образов. Тендерные отношения в современном мире

являются своего рода лакмусовой бумажкой для констатации изменений идеологических, политических, моральных образцов, которые весьма подвижны в рамках национально-государственных образований. Представленность таких образцов в прессе весьма важна: ведь пресса в таких процессах играет роль не только отражателя реальных процессов по данной проблематике, но и роль организатора дискурса по ней. И - даже более глубоко - аудитория прессы, в ее сегменте, ориентированном на женскую аудиторию, получает возможность адаптироваться к социальным изменениям, касающимся роли женщин в социуме.

Сегодня женские издания, ориентированные на узкую читательскую аудиторию, - одна из самых предпочтительных категорий современной французской прессы для размещения рекламы. Это гарантирует им стабильность на рынке. Однако тесное сотрудничество с рекламодателями приводит, в конечном итоге, к зависимости от них: оно определяет тематику изданий для женской аудитории (мода, красота, дом, кулинария) и проблематику журналистских и рекламных материалов, в которых образ женщины зачастую создается под воздействием тендерных стереотипов. В большинстве случаев эти стереотипы связаны с трансляцией образа идеальной красавицы. Отметим, что красота всегда считалась именно феминной характеристикой, однако в последние десятилетия в западном обществе сформировался своего рода культ красоты (или, как его назвала Н. Вульф, «миф о красоте»), кстати, хорошо приживающийся и на современной российской почве. В соответствии с этим мифом «идеальная» красота, вписанная в жесткие рамки стереотипов, стала главным достоинством «настоящей» женщины. Контент-анализ материалов самого популярного во Франции женского журнала «Фам актюэль» (Femme actuelle), проведенный автором, выявил эксплуатацию образа идеально красивой женщины, а также представление приватной сферы деятельности в качестве основной для женщины, а профессиональной — в качестве второстепенной.

Говоря о степени разработанности темы, нужно подчеркнуть, что в тех случаях, когда исследование касалось общих тенденций развития прессы Франции, оно отчасти совпадало по объекту исследования с трудами наиболее известных российских авторов таких, как В. Е. Аникеев, Г. Н. Вачнадзе, А. С. Пую, В. С. Соколов, JI. Н. Сухорукова, Л. В. Шарончикова, в которых сообщаются некоторые сведения об изданиях для женщин, тем не менее, довольно важные. Изучению французской женской прессы посвящено в российской науке несколько диссертаций (например, Е. В. Есиной, Ж. А. Терпелец), авторы которых рассматривают лингвистические особенности журналов для женщин. Общие тенденции развития прессы Франции исследуются, разумеется, в трудах французских исследователей таких, как P. Albert, R. Cayrol, J.-M. Charon, G. Feyel, D. Lormier, L. Martin. В работах французских авторов - M. Bonvoisin,

M. Maignien, Н. Eck, С. Blandin, V. Soulier, E. Sullerot, а также других зарубежных исследователей (A. Kleinert, S. Van Dijk) - рассматриваются французские издания для женщин в историческом аспекте, то есть в контексте социально-экономических, политических и культурных изменений, происходящих во Франции. Кроме того, существует ряд монографий, авторы которых рассматривают творчество отдельных журналисток - сотрудниц женских изданий (L. Adler, Garree Е.), а также деятельность отдельных женских журналов (S. Giet, А.-М. Périer).

Тендерный подход, использованный автором в отношении французской женской прессы, предопределил также обращение к работам исследователей, рассматривающих теоретические аспекты феминизма, а также вопросы тендера, тендерных стереотипов и проблему их отражения в СМИ, в частности, в женских журналах - таких, как отечественные авторы: Н. И. Ажгихина, С. Г. Айвазова, О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина и др., а также зарубежные: С. де Бовуар, Ю. Кристева, JI. Иригарей, Э. Сиксу; С. Бем, Б. Фридан, Н. Вульф, М. Такс и др.

Кроме того, тендерные проблемы являются сегодня чрезвычайно актуальными, и вопрос о влиянии тендерных стереотипов на формирование женского образа в СМИ поднимается во французском обществе регулярно: в публикациях в ведущих французских периодических изданиях, в Интернет-источниках.

Таким образом, отдавая должное значительной исследовательской работе, следует отметить, что в научных трудах по французской журналистике ряд аспектов, касающийся прессы для женщин, остался незатронутым. Причем речь идет как об общих закономерностях развития изданий для женской аудитории, так и, в особенности, о проблематике современных журналов и представленном в них образе женщин.

Объектом исследования является французская пресса для женской аудитории.

Предметом исследования является образ женщины в современных французских женских журналах и роль тендерных стереотипов в его формировании.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента, когда во Франции появилось первое издание для женской аудитории (1758 г.), и до 2012 г., на статистических данных относительно французской женской прессы которого автор завершает исследование эволюции этого типа прессы. С 2012 г. совпадает также контент-анализ еженедельника «Фам актюэль», самого популярного издания для женщин Франции на сегодня.

Эмпирической базой исследования послужили тексты СМИ, отражающие процесс эволюции образов и стереотипов французской прессы для женщин в период с XVIII в. по XXI в.

Источником для контент-анализа современных женских изданий явились 53 номера (общей площадью 5316 полос) самого популярного во Франции журнала для женщин «Фам актюэль», представленные во Французской электронной библиотеке (www.Lekiosk.fr.), доступ к которой был предоставлен автору Медиатекой Французского культурного центра в Москве как владельцу абонемента Медиатеки, для изучения таких параметров вышеназванного журнала, как содержание материалов, визуальный ряд, тираж, обозначенные журналом характеристики аудитории, внешнее оформление. Также в качестве источников использовались: официальные статистические сборники, досье и отчеты различных организаций, отслеживающих тиражи, распространение СМИ во Франции, и структур, отслеживающих соблюдение прав женщин и степень адекватной репрезентации образа женщины в СМИ (Ассоциация по контролю распространения СМИ - ОЖД (ОГО), Комиссия по анализу образа женщин в СМИ, Министерство по Правам Женщин, Министерство Солидарности и Социальной Консолидации).

Целью предлагаемого диссертационного исследования стало выявление особенностей развития французской женской прессы (исторический срез), а также изучение особенностей репрезентации женщины на страницах газет и журналов Франции в сегменте женской прессы, главным образом, современной (филолого-социологический подход).

Для достижения указанной цели автору было необходимо комплексное решение следующих задач:

• дать анализ женской прессы как особой системы, фиксирующей в общественном сознании тендерные тенденции социума;

• изучить эволюцию женской прессы Франции и трансформацию образа женщины в ней;

• выяснить влияние тендерных стереотипов на формирование образа женщины в современных французских изданиях для женской аудитории на примере самого популярного из них, определить его тематику и проблематику.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринято комплексное изучение эволюции французских изданий для женской аудитории с момента их зарождения до современного этапа, а также впервые проведен анализ особенностей образа женщины, представленного в современных женских журналах, который дан на примере самого популярного из них. Научная новизна работы заключается также в изучении и включении в научный оборот значительного пласта ранее не исследованных французских источников - документов, широкого массива журналистских материалов по данной проблематике. В научных работах российских исследователей французской прессы не получил глубокого описания вопрос, касающийся одного из наиболее стабильных секторов

СМИ на современном медийном рынке Франции - женской прессы в контексте тендерной проблематики.

Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, внесением диссертантом определенного вклада в изучение роли и опыта французских изданий для женской аудитории, а также специфики этого сектора прессы в контексте презентации образа женщины, создаваемого под влиянием тендерных стереотипов. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области зарубежной журналистики, в частности, для исследователей французской прессы, в плане осмысления роли женских журналов и их влияния на общественное сознание, для понимания механизма информационного обеспечения равноправия мужчин и женщин.

Практическая значимость исследования заключается в попытке привлечения внимания к роли и значимости женщины в современном обществе, к эволюционному реформированию тендерных стереотипов; в демонстрации форматов повествования об этой проблеме как части профессиональной деятельности французских журналистов. Исследование предполагает привлечение внимания к проблеме репрезентации искаженных женских образов и в отечественных СМИ, созданных по модели зарубежных СМИ, в том числе французских. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при проведении занятий в высших учебных заведениях по специальности «История зарубежной журналистики», подготовке соответствующих разделов учебных курсов по тендерной проблематике, филологическим наукам, профессионального кодекса журналистов, а также в просветительской деятельности, направленной на преодоление тендерных стереотипов.

В работе над диссертацией были использованы общенаучные принципы познания в области истории, социологии и филологии: анализ, синтез, обобщение, сравнение данных, содержащихся в разных источниках, посвященных проблемам журналистики; методы, присущие теории журналистики, в том числе качественные и количественные методики изучения текстов (контент-анализ). Общеметодологический принцип, использованный автором в ходе исследования, характеризуется системным сочетанием культурно-исторического и социокультурного (тендерного) подходов.

Основные положения, выносимые на защиту:

• СМИ, в частности женские журналы, являются одним из основных трансляторов тендерных стереотипов;

• длительная история развития французской прессы для женской аудитории представляет собой пример взаимосвязи исторических и общественно-политических процессов с эволюцией изданий и репрезентацией в них женских образов, на которые, так или иначе, оказывали влияние тендерные стереотипы;

• самый популярный современный французский женский журнал эксплуатирует образ «идеально» красивой женщины, созданный под воздействием тендерных стереотипов, а также изображает приватную сферу деятельности приоритетной по сравнению с профессиональной реализацией женщины.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Статьи по теме исследования опубликованы в научных журналах, в том числе в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура работы определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, десяти параграфов, заключения, библиографии (231 наименование), а также приложений. Каждая глава работы сопровождается соответствующими выводами.

Основное содержание работы:

Во введении отражены актуальность и научная новизна исследования, степень научной разработанности темы исследования, дается характеристика источников, указываются цель, задачи исследования, методы, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Роль медийного пространства в тендерном дискурсе» анализируется тендерный подход в парадигме общественных и гуманитарных наук. Рассматривая проблему презентации женщин в СМИ, главным образом, в женских журналах, и, обращая внимание на особое место СМИ в процессе социализации, автор исследует роль медийного пространства в концептуализации понятия «гендер», его возможности в тендерном дискурсе, в закреплении и реформировании тендерных стереотипов.

В первом параграфе «Гендерные стереотипы и возможности СМИ в гендерном дискурсе» рассматриваются основные группы тендерных стереотипов (стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»).

Автор обращает внимание на то, что существование тендерных стереотипов, ориентирующих мужчин и женщин на разные жизненные стратегии и предлагающие разные пути и способы самореализации, определяет неравноценные социальные позиции мужчин и женщин (мужское доминирование и приоритет маскулинного перед феминным).

Стереотипы «мужского» и «женского» закрепляются специальными культурными приемами - через образование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, рекламу, СМИ и т.д. Причем последние не только закрепляют тендерные стереотипы, но приобретают всё более значимую роль в их формировании и реформировании. Учитывая значительную роль СМИ в формировании и закреплении тендерных стереотипов, необходимо в то же время подчеркнуть, что журналисты не только представляют стереотипные женские и мужские образы, но часто недооценивают, а потому замалчивают значимость тендерных проблем.

Во втором параграфе «Проблема репрезентации социальных ролей женщины средствами массовой информации» автор отмечает, что тендерный подход в СМИ предполагает изучение в первую очередь «женской» проблематики, в рамках которой в настоящее время прочное место среди тем, привлекающих внимание исследователей, заняла проблема формирования стереотипных образов женщин в СМИ и их влияния на аудиторию.

Автор рассматривает проблему формирования образа женщины в СМИ и репрезентации ее социальных ролей, анализируя три параметра: 1) объем информации о женщинах в общем объеме информации; 2) образ женщины, транслируемый СМИ; 3) доступ женщин к СМИ.

В контексте проблемы объема информации о женщинах в общем объеме информации, автор отмечает, прежде всего, что СМИ традиционно устроены «по мужскому образцу»: они разводят материалы по традиционным рубрикам, отводя женщине приватную сферу, а мужчине -публичную. Кроме того, результаты исследований СМИ разных стран свидетельствуют о том, что материалам о женщинах отводится меньше площади в газетах и эфирного времени на радио и ТВ, в том числе в таких странах, где создано множество организаций, борющихся с проявлением тендерной асимметрии, как, например, Франция (менее 40 % по данным на 2008 г. и 2011 г.).

Недостаток информации о женщинах в общем объеме информации усугубляется еще и тем, что СМИ транслируют искаженные образы женщин. Исследователи медиа, как отечественные, так и зарубежные, свидетельствуют о крайней устойчивости тендерных стереотипов применительно к репрезентации женщин. Через масс-медиа идет поток информации, соответствующей идее «истинного» предназначения женщины в обществе, заключающегося в выполнении материнских обязанностей и обслуживающих функций (в семье и даже в сексуальных отношениях). Изображение женщины в качестве сексуального объекта в СМИ и рекламе уже в течение нескольких десятилетий остается актуальной проблемой во многих странах мира.

Со стереотипной репрезентацией представителей обоих полов в СМИ связана также проблема привлечения женщин в качестве свидетелей, а мужчин - в качестве экспертов. Кроме того, во французских медиа женщины в пять раз чаще по сравнению с мужчинами представлены безымянными или с указанием только имени (без фамилии), в том числе, когда речь идет о женщинах-политиках. Они в три раза чаще, чем мужчины, представлены в контексте семейных связей, их выступления в большинстве случаев сводятся к вопросам обустройства дома, а их профессиональная деятельность принимается во внимание в меньшей степени, нежели их женская «роль».

Что касается доступа женщин к СМИ, этот аспект включает в себя два параметра: представленность женщин как тендерной группы для выражения мнений и доступ женщин к профессиональной деятельности в СМИ. В отношении представленности женщин как тендерной группы для выражения мнений и интересов отметим существование в СМИ такого явления, как тендерная цензура, которая представляет собой цензуру, направленную на ограничение или даже на недопущение к дискуссии женщин, на искажение их реального положения. Тендерная цензура существует не только в традиционных обществах, но также и в Северной Америке и Европе, несмотря на то, что журналистская профессия феминизируется — данная тенденция наблюдается в большинстве стран мира. В то же время, доля женщин среди руководителей и владельцев СМИ растет не так быстро, как число женщин-журналистов, нигде в мире она не превышает 20 %.

В третьем параграфе «Женские журналы как основные акторы в процессе закрепления гендерных стереотипов» автор обращает внимание на особую роль женских журналов в тендерном дискурсе. Уже в течение нескольких десятилетий и отечественные, и зарубежные исследователи неоднократно выступали с критикой женских журналов, однако издания для женщин по-прежнему закрепляют стереотипные представления о женщинах не менее основательно, чем другие СМИ.

Так же, как и в общественно-политических изданиях, стереотипными женскими образами в прессе для женщин являются образы красавицы, сексуального объекта и домохозяйки. Мода, красота, диета - главные темы, обсуждаемые в течение всего года в этих журналах. Разумеется, на их страницах затрагиваются и важные социальные проблемы, однако им отводится незначительная площадь, и лейтмотивом в изданиях для женщин служат названные темы.

Проблемами преодоления тендерного разрыва в СМИ и трансляции стереотипных образов женщин озабочены многие общественные организации, профессиональные союзы и ассоциации. По мнению автора, решение данных проблем имеет особое значение в секторе женских журналов. Результаты проведенного автором контент-анализа материалов

самого читаемого во Франции женского журнала «Фам актюэль» (Femme actuelle) за 2012 г. свидетельствуют о трансляции искаженных женских образов и о недостаточном внимании к реальным проблемам женщин в указанном издании. Однако прежде чем обратиться к результатам данного контент-анализа, автор прослеживает эволюцию французской прессы для женщин.

Во второй главе «Эволюция французских периодических изданий для женской аудитории» автор изучает и анализирует развитие французской прессы для женщин с момента ее возникновения во второй половине XVIII в. до 2012 г. Автор поднимает вопрос эволюции образа женщины в данном секторе прессы сквозь призму социальных трансформаций, происходивших на протяжении двух с половиной веков во французском обществе. Особое внимание уделяется истории феминистской прессы и ее роли в изменении социального статуса женщины во Франции.

В первом параграфе «Возникновение и начальный этап развития женской прессы» рассматривается эволюция французской периодики для женской аудитории с момента ее появления в 1758 г. до 1870 г. в контексте исторических, социально-политических и экономических событий.

Со времени своего появления в виде рекламного бюллетеня «Курье де ля Нувоте» (Courrier de la Nouveauté, 1758) и на протяжении XVIII-XIX вв. женская пресса искала свой путь. Первые «издания для дам» обращались, главным образом, к темам литературы и моды. Голос этих изданий был серьезным, морализаторским. Их аудитория состояла лишь из нескольких тысяч избранных женщин, принадлежащих к аристократической и буржуазной элите - единственным слоям общества, которые умели читать и располагали временем для этого занятия. Поэтому в указанных изданиях транслировались следующие женские образы: жена/спутница известного мужчины (хранительница семейного очага), хозяйка литературного салона.

В период между революциями умонастроения быстро менялись, старые стереотипы открыто подвергались сомнению и критике. В эти переломные для Франции моменты (1789, 1830, 1848) стали появляться феминистские издания, создававшиеся исключительно женщинами. Именно в феминистских изданиях концепт «женщина» заменил концепт «дама». По мере развития этого сектора прессы табуированные темы, впервые затронутые феминистками, постепенно становились общими для всех женских изданий, читательская аудитория которых неуклонно росла.

Вполне закономерно, что под воздействием феминистского движения пресса для женщин разделилась на две группы. В первую вошли феминистские издания-борцы за права женщин: «Фам либр» (La Femme libre), «Вуа де Фам» (La Voix des femmes) и др. Вторую составила периодика, в которой женщина изображалась в традиционной роли

хранительницы очага: «Пти Курье де Дам» (Le Petit Courrier des Dames), «Журналь де Дам э де Мод» {Le Journal des Dames et des Modes) и др.

Во втором параграфе «"Золотой век" французской прессы для женщин» рассматривается и анализируется насыщенный событиями период, на который пришелся пик популярности французских изданий для женской аудитории.

С установлением в 1870 г. Третьей республики начался «золотой век» французской женской прессы, продлившийся до 60-х гг. XX в. Бурному развитию женских журналов, начавшемуся в 70-е гг. XIX в., значительно поспособствовал закон 1881 г., который гарантировал абсолютную свободу печати. В этот период появилось значительное количество изданий для женщин: первый массовый прикладной журнал «Птит Эко де ла Мод» (Le Petit Écho de la Mode, 1880-1983), феминистские газеты - «Ситуаеи» {La Citoyenne, 1881-1891) и редактируемая талантливой журналисткой M. Дюран «Фронд» (La Fronde, 1897-1905), прикладные журналы по рукоделию «Жарден де Мод» (Le Jardin des Modes, 1918-1997) и «Мод э Траво» (Modes et Travaux, 1919-н.в.), первый журнал, посвященный обсуждению личных проблем, «Конфиденс» (Confidences, 1938-н.в.), элитарный ежемесячный журнал «Вотр Боте» (Votre Beauté, 1932-н.в.) и, наконец, еженедельник «Мари-Клер» (Marie Claire, 1939-н.в.).

К началу Второй мировой войны во Франции сформировалось три основных типа женских изданий: 1 ) консервативный прикладной журнал; 2) популярный журнал; 3) журнал нового типа, созданный по американской модели.

В качестве примера первого типа изданий приведем еженедельник «Птит Эко де ла Мод», который был невероятно популярен в начале XX в. Стабильно высокие показатели распространения были обусловлены, прежде всего, прикладным характером издания: там печатали выкройки, схемы по вязанию, - таким образом, журнал «Птит Эко де ла Мод» можно назвать прообразом современных изданий для рукодельниц. Однако, в отличие от последних, в названном журнале присутствовали новости литературы, культуры, кроме того, печатался роман с продолжением, что также способствовало росту популярности «Птит Эко де ла Мод». Высокие тиражи издания обеспечивала и рекламная поддержка. Консервативность журнала заключалась в стремлении сохранить за женщиной ее традиционную тендерную роль хранительницы семейного очага, кроме того, журнал был совершенно аполитичным, как мы можем судить по его содержанию.

Второй тип изданий представлен журналом «Конфиденс», основоположником популярной в будущем (после Второй мировой войны) так называемой «прессы сердца». Он был полностью посвящен обсуждению личных проблем читательниц (на основе их писем), что

обуславливало его сентиментальный характер и, как следствие, популярность среди женщин, особенно с невысоким уровнем образования.

Основоположником третьего типа изданий явился еженедельник «Мари-Клер», представлявший собой компромисс между массовым и элитарным изданием. На его обложке было впервые изображено в цвете лицо женщины крупным планом, что, на наш взгляд, дало первый толчок развитию индустрии красоты и тиражированию образа идеально красивой женщины. Тем не менее, именно «Мари-Клер» всегда был умеренно феминистским изданием и предназначался эмансипированным женщинам. Традиционными рубриками издания, сохранившимися в нем и сегодня, являлись мода, литература, музыка, советы, касающиеся семейной жизни, интервью с известными людьми.

Знаковым событием для женской периодики, произошедшим после Второй мировой войны, является выход в свет еженедельника «ЭЛЛЬ» (ELLE, 1945-н.в.), который вскоре после своего появления стал самым популярным женским изданием в Четвертой республике. Довольно быстро журнал наряду с чисто женскими темами стал обсуждать и социальные проблемы, особенно касающиеся эволюции нравов, вырабатывая новую формулу женского издания. Успех, сопутствовавший журналу в 50-60-е гг., был результатом синтеза его редакционной формулы и коммерческой и маркетинговой деятельности. В течение многих лет «ЭЛЛЬ» оставался единственным журналом, оформленным по последнему слову полиграфии. Также журнал стал первым изданием, печатающим цветные рекламные объявления.

Наряду с умеренно феминистскими журналами «ЭЛЛЬ» и «Мари-Клер», целевой аудиторией которых являлись эмансипированные женщины, в XX в. продолжали развиваться издания, адресованные главным образом женщине-матери и домохозяйке. Среди них назовем журнал «Птит Эко де ля Мод», переименованный в «Эко де ла мод», и издание «Фам д'Ожурдюи» (Femmes d'Aujourd'hui). Своеобразная «раздвоенность» сектора женской прессы в трудные послевоенные годы свидетельствовала о противоречивости потребностей женщины той эпохи: с одной стороны, попытки эмансипации и стремление к самореализации, трансформации традиционных тендерных ролей, с другой стороны, тяга к спокойной, комфортной жизни в роли матери семейства.

С увеличением числа женщин, не согласных занимать предписанное им в обществе место, и по мере признания их гражданских прав, идеологическая и партийная пресса для женской аудитории развивалась в качестве альтернативы феминистским журналам. Ежемесячник «Эко де Франсэз» (L'Écho des Françaises), издание организации «Католическое действие», в 1960-е гг. выходил самым большим тиражом из всех французских журналов - 2 миллиона экземпляров.

Особой популярностью среди женщин в послевоенные годы во Франции пользовалась созданная «Наполеоном женской прессы» Чино дель Дука так называемая «пресса сердца» (журналы «Ну Дё» (Nous Deux), «Конфиденс») - публикации сентиментальных рассказов с обязательным счастливым концом. Однако период невероятного успеха этих журналов стал заключительным этапом «золотого века» французской женской периодики.

В третьем параграфе «Тенденции развития женской прессы во второй половине ХХ-пачале XXI вв.» исследуется период, на который пришелся кризис в секторе женской прессы, а также эволюция изданий для женщин во Франции в последние десятилетия.

В 1960-х гг. издания для женской аудитории потеряли около 2 миллионов читательниц, что повлекло за собой общее снижение продаж в среднем на 20 %. Одной из причин происходящего являлся рост доступности, массовости радио и телевидения, с которыми приходилось конкурировать всем печатным изданиям. Другие причины кризиса женской прессы лежат более глубоко - в событиях, происходящих во французском обществе, в частности, в стремительном изменении условий жизни и общественной роли женщин (доступ их значительной части к высшему образованию; оторванность работающих женщин от дома; революция нравов - легализация контрацепции и т.д.). Женская пресса не успевала за глубокими социальными трансформациями, наиболее явственно обнаружившимися в мае 1968 г., события которого повлекли за собой возникновение радикального Движения за освобождение женщин (Mouvement de liberation des femmes, MLF), которое во Франции называют «второй волной» феминизма.

Во избежание своего исчезновения на фоне деятельности Движения за освобождение женщин старые женские издания (даже умеренно феминистские) предприняли немедленные попытки модернизации, которые провалились, и положение женских изданий оставалось сложным, особенно в 1973-1976 гг., которые исследователи называют «черными годами» в истории французской женской прессы. Продолжало снижаться распространение основных женских изданий, что обуславливалось увеличением разрыва между интересами читательниц и содержанием журналов.

Только к концу 70-х гг. распространение женской прессы в целом перестало снижаться. Этот период стабилизации рынка женских журналов характеризуется следующими особенностями:

1) адаптацией и модернизацией элитарных изданий, положение которых в 60-70-е гг. XX века пошатнулось в связи с изменением женского менталитета;

2) недолговременным, но значимым, расцветом феминистской периодики;

3) созданием специализированных журналов для небольших целевых групп (часто выпускаемых после серьезных маркетинговых исследований);

4) постепенное, но систематическое снижение распространения популярных женских журналов.

С середины 80-х гг. XX в. положение женских журналов стало относительно стабильным. В тот период в корне изменилась идеологическая концепция женских элитарных изданий: они стали совершенно аполитичными, провозгласив окончание борьбы женщин за свои права, и создали образ «новой» женщины, сочетающей феминизм и женственность. Обновление формул женских журналов привело к исчезновению старых изданий, таких как «Птит Эко де ла Мод» (Le Petit Écho de la Mode), отмеченных католическими традициями. В то же время в 80-е гг. было создано несколько журналов, которые являются весьма успешными и сегодня: «Мадам Фигаро» {Madame Figaro, 1980) -приложение к известной газете «Фигаро» (Le Figaro), ежемесячный журнал «Прима» (Prima, 1982) и еженедельник «Фам актюэль» (Femme actuelle, 1984) - издательские проекты группы «Приема Пресс», филиала немецкой группы «Грюнер унд Яр», а также журнал «Группы Мари-Клер» «Авантаж» (Avantages, 1988).

Уже в 80-х гг. женская пресса Франции подверглась массивному проникновению иностранного капитала: развернувшийся в конце XX в. процесс глобализации мировой экономики охватил также средства массовой информации, и сектор женских журналов активно включился в этот процесс. Иностранные группы прессы скупали французские журналы (пример - поглощение созданного в 1919 г. журнала «Мод э Траво» (Modes et Travaux) английской группой «Эмап»). Иностранный капитал проникал на французский рынок и другим путем: издательские группы переносили на французскую почву версии своих национальных изданий и создавали новые журналы, которым удалось закрепиться на этом, казалось, перенасыщенном рынке. Особенно успешными оказались проекты немецких медиахолдингов, главным образом упомянутые выше журналы «Прима» и «Фам актюэль» группы «Приема Пресс».

Основные тенденции развития французских женских журналов в последние десятилетия:

• углубление сегментации читательской аудитории по возрастным и социопрофессиональным группам (при этом, однако, сосредоточенность всех изданий главным образом на одних и тех же темах: красота, мода, кулинария),

• концентрация большинства изданий в руках нескольких медиагрупп,

• снижение тиражей и распространения почти всех женских журналов (в настоящее время к ним относят более 40 наименований).

Тем не менее, у двух изданий, еженедельников «Версьон Фемина» (Version Femina, 2002) и «Фам актюэль», показатели тиража и распространения остаются довольно высокими. Однако журнал «Версьон Фемина» не продается ртдельно, а добавляется в качестве бесплатного приложения к «Журналь дю Диманш» {Journal du Dimanche) и 34 ежедневным французским региональным газетам (по воскресеньям). Таким образом, распространение «Версьон Фемина» (более 3 млн. экз.) подразумевает суммарное распространение указанных газет, что не позволяет исследователям назвать этот журнал самым популярным французским изданием для женщин. Этот титул уже почти 30 лет носит «Фам актюэль».

В настоящее время женская пресса представляет собой второй сегмент периодических изданий (после телевизионных еженедельников), имеющих широкое распространение на медийном рынке Франции. Женские журналы имеют преимущество на рекламном рынке перед другими журналами: крупные издатели могут «продавать» аудиторию рекламодателям, величина которой, а также ее географический охват превосходит читательскую аудиторию любых других специализированных изданий; одновременно эта аудитория сегментирована по социальным, культурным категориям, а также стилю жизни, интересам, возрасту и т.д. Однако активное сотрудничество с рекламодателями влияет на редакционную политику женских журналов, отражается определенным образом на их тематике, содержании, что в конечном итоге приводит к закреплению женскими журналами тендерных стереотипов. Некоторые аспекты этого влияния рассмотрены автором в третьей главе.

В третьей главе «Социальная роль женщины как объект дискурса в современных французских женских журналах на примере материалов еженедельника «Фам актюэль» (Femme actuelle)» автор представляет результаты контент-анализа, проведенного по материалам журнала «Фам актюэль». Учитывая тематику и проблематику статей и рекламных материалов в исследуемом издании, автор выделяет основные черты представленного в нем женского образа, созданного журналистами и специалистами по рекламе под очевидным влиянием тендерных стереотипов. Автор предпринимает попытку осмысления системного негативного воздействия тендерных стереотипов на развитие современных женских журналов во Франции в целом.

В первом параграфе «Журнал «Фам актюэль» как информационное сопровождение социальных ролей женщины и его языковые особенности» рассматривается рубрикация, тематика и проблематика журналистских и рекламных материалов самого популярного (с 1986 г.) французского издания для женской аудитории «Фам актюэль». Автор обращает внимание на то, как тематика исследуемого журнала соотносится с определенным стилем и выбором

языковых средств, языковыми особенностями, характерными для французских женских журналов в целом.

В параграфе приводятся количественные результаты контент-анализа материалов, опубликованных в журнале в 2012 г. Автором были проанализированы все 53 номера (5316 полос) журнала «Фам актюэль», вышедших в 2012 г., из них 26 номеров (2492 полосы), отобранные на основе случайной выборки, послужили материалом для контент-анализа журналистских статей и рекламы, опубликованных в издании за указанный период.

В качестве единицы счета контент-анализа автор выделил журнальную полосу, в качестве смысловой единицы контент-анализа журналистских материалов - число статей определенной тематики, в качестве смысловой единицы контент-анализа рекламы — число рекламных материалов товара(ов) и/или услуг(и), предназначенных для использования в определенной жизненной сфере (также соответствующей тематике статей).

Учитывая, что постоянными рубриками исследуемого издания являются «Новости», «Мода - Красота», «Здоровье - Психология», «Дом - Кухня», «Календарь событий», автор распределил все материалы по четырем тематическим блокам, в значительной степени коррелирующим с рубрикацией журнала: 1) красота и мода; 2) дом и семья; 3) культура и общество; 4) досуг.

Согласно результатам контент-анализа журналистских материалов «Фам актюэль», наибольшее число статей в издании посвящено женщине-хозяйке, жене и матери (13,2 % от общей площади издания), а последнее место занимают статьи для женщины-красавицы (5,6 %). Однако результаты контент-анализа, посвященного тематике рекламных материалов в исследуемом издании, кардинальным образом изменяют представление о содержании «Фам актюэль»: абсолютным лидером по количеству полос, отведенным под соответствующую рекламу с учетом скрытой рекламы занимают товары для поддержания красоты и новинки моды (29,5 %), товары для домохозяйки и матери занимают второе место (19,3 %).

Суммирование показателей авторских и рекламных материалов соответствующих тематик позволяет судить об общем тематическом разделении площади в журнале «Фам актюэль»: красота и люда - 35,1 %, дом и семья - 32,5 %, досуг - 18,8 %, культура и общество — 10 %, (плюс 3,6% - первая полоса журнала (обложка), полоса с содержанием и редакторской колонкой (обычно третья или пятая в номере), а также полторы полосы, где печатаются бланк подписки и выходные данные, что в сумме дает 100 %).

Таким образом, исходя из рубрикации и тематики журнала «Фам актюэль», а главное — из количества полос, отведенных соответствующим

авторским и рекламным материалам, мы можем говорить о трансляции тендерных стереотипов исследуемым изданием и наличии определенных составляющих образа женщины, представленного на его страницах. Итак, перечислим женские качества в порядке убывания их значимости (в соответствии с редакционной политикой издания).

Женщина «Фам актюэль»:

• Красивая, стройная, стильная, следующая модным тенденциям.

• Хорошая хозяйка; жена (или женщина, состоящая в неофициальных отношениях с мужчиной) и мать.

• Активная — интересующаяся общественной жизнью, международными событиями, работающая, а также путешествующая.

Во втором параграфе «Эксплуатация образа красивой женщины в журнале «Фам актюэль» и составляющие этого образа» исследуется стереотипизация и мифологизация идеальной красоты в женских журналах на примере «Фам актюэль», который ярко демонстрирует эксплуатацию понятия «красота» в качестве основной характеристики женщины, о чем свидетельствует как визуальный ряд издания в целом, так и лидирующее положение рубрики «Красота» (первая после новостей), а также наибольшее количество полос, отведенных данной теме: 33,7 в номере, что соответствует 35,1 % от средней общей площади издания. Эти страницы заполнены авторскими материалами рубрики «Красота», которые, как правило, представляют собой скрытую рекламу товаров, предназначенных для достижения красоты и ее поддержания, а также прямой рекламой этих товаров.

Необходимо отметить, что красота преподносится в качестве основного достоинства женщины, приоритетной жизненной целью которой, по «Фам актюэль», должно быть стремление стать привлекательной. При этом образ красивой женщины в журнале воспроизводится в соответствии со стереотипными представлениями об идеальной красоте, включающей в себя следующие составляющие: ухоженный внешний вид, стройность (точнее сказать, худобу), молодость, сексуальность и следование моде.

Эксплуатация в исследуемом издании образа идеально красивой женщины, вписанного в жесткие рамки стереотипов, во многом объясняется зависимостью редакционной политики журнала от рекламодателей, обеспечивающих ему стабильное положение на рынке, в данном случае представителей индустрии красоты, похудения и моды, которые заинтересованы в том, чтобы женщины постоянно стремились к достижению идеала красоты. При этом длительное лидерство журнала «Фам актюэль» в своем сегменте не означает, что темы красоты, моды и диет являются наиболее интересными для женщин (о чем свидетельствуют, в частности, опросы читательниц), а, скорее,

свидетельствует о том, что СМИ воздействуют на формирование потребностей аудитории в интересах рекламодателей. Кроме того, обратим внимание на отсутствие на рынке многотиражных альтернативных изданий для женщин, не возводящих красоту в культ, а также на устойчивость тендерных стереотипов, в соответствии с которыми женщине в мужской культуре традиционно отводится роль красавицы (в том числе красивого сексуального объекта, в связи с чем сексуальность оказывается обязательным компонентах! идеальной красоты современной женщины) и хранительницы домашнего очага. Неслучайным в данном контексте кажется то, что следующими за темой красоты по популярности в издании «Фам актюэль», являются темы создания домашнего уюта, кулинарии и семейных взаимоотношений.

В третьем параграфе «Приватная сфера как социальная граница полов» проводится обзор материалов «Фам актюэль» за 2012 г., в которых женщина представлена как участник приватной сферы деятельности.

Как показали результаты проведенного автором контент-анализа, тематика «Дом и семья» занимает в журнале «Фам актюэль» - после тематики «Красота и мода» — второе место по количеству отведенных ей полос: в среднем 31,2 полосы в номере, что соответствует 32,5% от общего (среднего) объема издания. При этом необходимо отметить, что количество авторских (журналистских) материалов, в которых женщина представлена как актор приватной (внутрисемейной) сферы деятельности, является наибольшим по сравнению со статьями, написанными на другие темы.

Из вышесказанного следует, что образ женщины-хозяйки, матери и жены по-прежнему является одним из наиболее популярных в текстах современных СМИ, в частности, французского журнала для женской аудитории «Фам актюэль». Таким образом, на страницах исследуемого издания образ женщины транслируется в соответствии с ее традиционными тендерными ролями, и приватная сфера деятельности репрезентируется как преимущественно женская.

Исходя из анализа содержания статей «Фам актюэль», в которых женщина представлена как актор приватной сферы жизни, можно говорить о следующих особенностях освещения в исследуемом издании данной проблематики. Повседневная работа по дому в большинстве случаев представляется как творческое оформление интерьера и создание кулинарных шедевров. Тем не менее, поскольку действительность, так или иначе, отражается в любом СМИ, содержание текстов «Фам актюэль» свидетельствует о том, что домашний труд по-прежнему остается трудоемким и преимущественно женским занятием.

Что касается репрезентации взаимоотношений женщины и мужчины в исследуемом журнале, мы можем говорить о ее двух основных аспектах. С одной стороны, на нее оказывают ощутимое влияние тендерные

стереотипы - женщина представлена в качестве сексуального объекта, кроме того, женский образ транслируется в рамках патриархатных стереотипов, связанных с представлениями о второстепенной роли женщины в семье (паре) и социуме в целом. Однако с другой стороны, очевидна трансформация традиционных ценностей, выражающаяся в предпочтении физиологической составляющей отношений женщины и мужчины перед духовной, а также пренебрежение нормами морали и нравственности, соблюдение которых - в соответствии с двойными тендерными стандартами - требуется в большей степени от женщин, нежели от мужчин. Но проявлением еще более устойчивого тендерного стереотипа в сфере межличностных отношений является репрезентация женщины на страницах журнала «Фам актюэль» в роли заботливой, нежной, любящей матери, готовой жертвовать собой, своими амбициями ради детей.

В четвертом параграфе «Расширение социального пространства для женщины: в поисках компромисса» рассматриваются особенности образа работающей женщины, транслируемого журналом «Фам актюэль». Несмотря на то, что материалы, посвященные проблемам профессиональной реализации женщин, значительно уступают в журнале «Фам актюэль» по количественным показателям материалам о красоте и частной жизни, занимая в среднем около 1 % от общей площади номера, автор считает необходимым уделить особое внимание образу работающей женщины, представленном на страницах исследуемого издания. Автору представляется важным выделить характерные особенности образа женщины-профессионала, в частности, по причине тесной связи репрезентации тендерной роли работающей женщины с тендерной ролью матери.

" Прежде всего, отметим, что авторы исследуемого издания нередко поднимают вопрос о дискриминации женщин в сфере труда. Однако несмотря на открытую феминистскую позицию авторов статей, посвященных данной проблеме, которые пропагандируют предоставление равных возможностей в сфере труда независимо от половой принадлежности, непосредственно трудовая деятельность женщины представлена в журнале «Фам актюэль» в духе традиций патриархатного общества: как нечто второстепенное в ее жизни, — в противоположность семейным обязанностям и созданию домашнего уюта. Кроме того, авторы «Фам актюэль» нередко изображают женщин в рамках популярного стереотипа, представляющего их как некомпетентных сотрудниц, даже на работе обеспокоенных, прежде всего, своей красотой и личными проблемами. Более того, подобные статьи не просто воспроизводят и тиражируют данный стереотип, они закрепляют его в качестве нормы женского поведения на работе и поощряют стремление женщин к сокращению рабочего времени, снижению профессиональной активности

и т.п. И поэтому трудовая деятельность женщины часто представлена в журнале не как способ самореализации, гарантия экономической независимости или занятие интересным делом, а как связанная с бесконечными неприятностями и мешающая спокойной жизни трудовая повинность. Таким образом, проблематика статей, посвященных трудовой деятельности женщины, сводится к поиску компромисса между ее профессиональной деятельностью и семейной жизнью.

В заключении подведены итоги исследования и обобщены основные выводы, полученные в ходе работы.

Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих научных публикациях общим объемом 2,2 п. л.

Статьи, опубликованные в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК:

1. Теребилина М. В. Французская пресса для женщин: два века истории // Вестник РУДН. Серия Литературоведение. Журналистика. - М., 2013.-№ 1.(0,6 п. л.)

2. Теребилина М. В. Эксплуатация образа красивой женщины во французском журнале «Фам актюэль» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. -№ 12 (30). Часть II. (0,6 п. л.)

3. Теребилина М. В. Тенденции развития французской женской прессы на рубеже XX-XXI вв. К Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар, 2014. -№ 1. (0,4 п. л.)

Научные публикации в других изданиях:

1. Теребилина М. В. Репрезентация взаимоотношений женщины и мужчины во французском журнале «Фам актюэль» // Система ценностей современного общества: сборник материалов XXXII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013. (0,3 п. л.)

2. Теребилина М. В. Образ работающей женщины во французском журнале «Фам актюэль» // Современная филология: теория и практика : материалы XIV международной научно-практической конференции, г. Москва, 27 декабря 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. (0,3 п. л.)

Теребшшна Мария Владимировна (Российская Федерация) Проблема тендера во французских женских журналах

Диссертационное исследование посвящено истории и современному состоянию французской прессы для женской аудитории. Автор исследует трансформацию образа женщины в ходе эволюции женских журналов и роль тендерных стереотипов в формировании этого образа. Особое внимание уделяется проблематике и тематике современных французских женских журналов: автор представляет результаты контент-анализа самого популярного издания в данном секторе прессы, «Фам актюэль» (Femme actuelle), на основе которого формулирует основные черты женского образа, транслируемого данным изданием, и приходит к выводу о закреплении им тендерных стереотипов.

Terebilina Maria Vladimirovna (Russian Federation) The problem of gender in French feminine magazines

The dissertation research is devoted to the history and the state-of-the-art of French press for female reader. The author investigates the transformation of woman's image in the course of development of women's magazines and the role of gender stereotypes in the building of this image. The special attention is paid to the issues in focus and remit of modern French women's magazines: the author presents the content analysis results of the most read title in this branch of press, Femme actuelle, upon which the author articulates the main features of woman's image transmitted by the title and recognizes that it consolidates gender stereotypes.

Подписано в печать:

19.03.2014

Заказ № 9410 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Проблема гендера во французских женских журналах"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

На правах рукописи

04201453963 Теребилина Мария Владимировна

ПРОБЛЕМА ТЕНДЕРА ВО ФРАНЦУЗСКИХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ

Специальность 10.01.10- «Журналистика»

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Федотова Лариса Николаевна

Москва - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................4

ГЛАВА 1. РОЛЬ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА В ТЕНДЕРНОМ ДИСКУРСЕ.................................................................................14

1.1. Тендерные стереотипы и возможности СМИ в тендерном дискурсе..................................................................................................................14

1.2. Проблема репрезентации социальных ролей женщины средствами массовой информации.....................................................................24

1.3. Женские журналы как основные акторы в процессе закрепления тендерных стереотипов...................................................................35

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ЖЕНСКОЙ АУДИТОРИИ......................................44

2.1. Возникновение и начальный этап развития женской прессы.............44

2.2. «Золотой век» французской прессы для женщин............................55

2.3. Тенденции развития женской прессы во второй половине ХХ-начале XXI вв.........................................................................................70

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ КАК ОБЪЕКТ ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ ЖЕНСКИХ ЖУРНАЛАХ НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА «ФАМ АКТЮЭЛЬ» {FEMME ACTUELLE)........................................94

3.1. Журнал «Фам актюэль» как информационное сопровождение социальных ролей женщины и его языковые особенности........................94

3.2. Эксплуатация образа красивой женщины в журнале «Фам актюэль» и составляющие этого образа............................................................110

3.3. Приватная сфера как социальная граница полов...........................130

3.4. Расширение социального пространства для женщины: в поисках компромисса...............................................................................146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................158

БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................163

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................185

ВВЕДЕНИЕ

СМИ традиционно являются основной площадкой для публичного обсуждения тендерных проблем, под которыми понимается, прежде всего, «женский вопрос». Основными акторами в процессе гармонизации тендерных отношений являются издания для женской аудитории. И это понятно, если учесть, что в общем объеме информации общественно-политических изданий информация о женщинах представлена незначительно, что подтверждают исследования СМИ различных стран.

Франция является одной из стран, в которых проводится последовательная политика по ликвидации тендерной асимметрии. Тем не менее, вопрос о формировании средствами массовой информации образа женщины, адекватного ее роли в обществе и семье, и здесь стоит довольно остро. По оценкам французских организаций, отслеживающих соблюдение прав женщин, современные женские журналы транслируют стереотипные представления о женщинах, зачастую далекие от реальности. Такая роль женских журналов в тендерном дискурсе представляется нам особенно противоречивой, если учесть богатую историю французской прессы для женщин, которая в определенные периоды своего развития являлась едва ли не единственной трибуной, где звучали голоса женщин, обсуждавших серьезные общественные проблемы (в данном контексте под дискурсом мы понимаем совокупность вербальных манифестаций, устных или письменных, отражающих определенную идеологию или мышление1).

Французская пресса для женщин прошла долгий путь от первых газет для женского чтения середины XVIII века, выходивших эпизодически и посвященных темам моды и литературы, до современных журналов. Во второй половине XX в., когда во Франции практически исчезла

1 Дискурс // Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». — М.: Информация — XXI век, 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vwvw.owl.ru/gender/042.htm (дата обращения: 02.03.2013).

феминистская пресса (после закрепления за французскими женщинами равных с мужчинами юридических прав), женские журналы стали представлять собой более узкоспециализированные издания, ориентированные на отдельные возрастные группы и социальные слои. Однако основные темы этих изданий остаются общими для всех, независимо от их «специализации»: мода, красота и похудение, дом и семья. Разумеется, в этих журналах затрагиваются и важные социальные проблемы, но лейтмотивом в них служат названные темы.

Актуальность выбранной темы продиктована тем, что современные средства массовой информации, обладая мощным потенциалом по воздействию на массовое сознание, участвуют и в дискурсе по вопросам трансформации социальной роли женщины, который, в частности, присутствует и в содержании изданий для женщин. В этом смысле концентрация внимания исследователя на таких изданиях Франции особенно эвристична, так как пресса для женской аудитории появилась в стране более двух с половиной веков назад, и в огромной мере несет на себе печать изменений: как в целом в отражении общественно-политической проблематики, так и в эволюции этих изданий по презентации женских образов. Тендерные отношения в современном мире являются своего рода лакмусовой бумажкой для констатаций изменений идеологических, политических, моральных образцов, которые весьма подвижны в рамках национально-государственных образований. Представленность таких образцов в прессе весьма важна: ведь пресса в таких процессах играет роль не только отражателя реальных процессов по данной проблематике, но и роль организатора дискурса по ней. И — даже более глубоко - аудитория прессы, в ее сегменте, ориентированном на женскую аудиторию, получает возможность адаптироваться к социальным изменениям, касающимся роли женщин в социуме.

Сегодня женские издания, ориентированные на узкую читательскую аудиторию, - одна из самых предпочтительных категорий современной французской прессы для размещения рекламы. Это гарантирует им стабильность на рынке. Однако тесное сотрудничество с рекламодателями приводит, в конечном итоге, к зависимости от них: оно определяет тематику изданий для женской аудитории (мода, красота, дом, кулинария) и проблематику журналистских и рекламных материалов, в которых образ женщины зачастую создается под воздействием тендерных стереотипов. В большинстве случаев эти стереотипы связаны с трансляцией образа идеальной красавицы. Отметим, что красота всегда считалась именно феминной характеристикой, однако в последние десятилетия в западном обществе сформировался своего рода культ красоты (или, как его назвала Н. Вульф, «миф о красоте»), кстати, хорошо приживающийся и на современной российской почве. В соответствии с этим мифом «идеальная» красота, вписанная в жесткие рамки стереотипов, стала главным достоинством «настоящей» женщины. Контент-анализ материалов самого популярного во Франции женского журнала «Фам актюэль» {Femme actuelle), проведенный автором, выявил эксплуатацию образа идеально красивой женщины, а также представление приватной сферы деятельности в качестве основной для женщины, а профессиональной - в качестве второстепенной.

Говоря о степени разработанности темы, нужно подчеркнуть, что в тех случаях, когда исследование касалось общих тенденций развития прессы Франции, оно отчасти совпадало по объекту исследования с трудами наиболее известных российских авторов таких, как В. Е. Аникеев, Г. Н. Вачнадзе, А. С. Пую, В. С. Соколов, Л. Н. Сухорукова, Л. В. Шарончикова, в которых сообщаются некоторые сведения об изданиях для женщин, тем не менее, довольно важные. Изучению французской женской прессы посвящено в российской науке несколько диссертаций (например, Е. В. Есиной, Ж. А. Терпелец), авторы которых рассматривают

лингвистические особенности журналов для женщин. Общие тенденции развития прессы Франции исследуются, разумеется, в трудах французских исследователей таких, как Р. Albert, R. Cayrol, J.-M. Charon, G. Feyel, D. Lormier, L. Martin. В работах французских авторов - M. Bonvoisin, M. Maignien, H. Eck, С. Blandin, V. Soulier, E. Sullerot, a также других зарубежных исследователей (A. Kleinert, S. Van Dijk) - рассматриваются французские издания для женщин в историческом аспекте, то есть в контексте социально-экономических, политических и культурных изменений, происходящих во Франции. Кроме того, существует ряд монографий, авторы которых рассматривают творчество отдельных журналисток - сотрудниц женских изданий (L. Adler, Garree Е.), а также деятельность отдельных женских журналов (S. Giet, А.-М. Périer).

Тендерный подход, использованный автором в отношении французской женской прессы, предопределил также обращение к работам исследователей, рассматривающих теоретические аспекты феминизма, а также вопросы тендера, тендерных стереотипов и проблему их отражения в СМИ, в частности, в женских журналах - таких, как отечественные авторы: Н. И. Ажгихина, С. Г. Айвазова, О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина и др., а также зарубежные: С. де Бовуар, Ю. Кристева, Л. Иригарей, Э. Сиксу; С. Бем, Б. Фридан, Н. Вульф, М. Такс и др.

Кроме того, тендерные проблемы являются сегодня чрезвычайно актуальными, и вопрос о влиянии тендерных стереотипов на формирование женского образа в СМИ поднимается во французском обществе регулярно: в публикациях в ведущих французских периодических изданиях, в Интернет-источниках.

Таким образом, отдавая должное значительной исследовательской работе, следует отметить, что в научных трудах по французской журналистике ряд аспектов, касающийся прессы для женщин, остался незатронутым. Причем речь идет как об общих закономерностях развития

изданий для женской аудитории, так и, в особенности, о проблематике современных журналов и представленном в них образе женщин.

Объектом исследования является французская пресса для женской аудитории.

Предметом исследования является образ женщины в современных французских женских журналах и роль тендерных стереотипов в его формировании.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента, когда во Франции появилось первое издание для женской аудитории (1758 г.), и до 2012 г., на статистических данных относительно французской женской прессы которого автор завершает исследование эволюции этого типа прессы. С 2012 г. совпадает также контент-анализ еженедельника «Фам актюэль», самого популярного издания для женщин Франции на сегодня.

Эмпирической базой исследования послужили тексты СМИ, отражающие процесс эволюции образов и стереотипов французской прессы для женщин в период с XVIII в. по XXI в.

Источником для контент-анализа современных женских изданий явились 53 номера (общей площадью 5316 полос) самого популярного во Франции журнала для женщин «Фам актюэль», представленные во Французской электронной библиотеке (www.Lekiosk.fr.), доступ к которой был предоставлен автору Медиатекой Французского культурного центра в Москве как владельцу абонемента Медиатеки, для изучения таких параметров вышеназванного журнала, как содержание материалов, визуальный ряд, тираж, обозначенные журналом характеристики аудитории, внешнее оформление. Также в качестве источников использовались: официальные статистические сборники, досье и отчеты различных организаций, отслеживающих тиражи, распространение СМИ во Франции, и структур, отслеживающих соблюдение прав женщин и степень адекватной

репрезентации образа женщины в СМИ (Ассоциация по контролю распространения СМИ - ОЖД (ОГО), Комиссия по анализу образа женщин в СМИ, Министерство по Правам Женщин, Министерство Солидарности и Социальной Консолидации).

Целью предлагаемого диссертационного исследования стало выявление особенностей развития французской женской прессы (исторический срез), а также изучение особенностей репрезентации женщины на страницах газет и журналов Франции в сегменте женской прессы, главным образом, современной (филолого-социологический подход).

Для достижения указанной цели автору было необходимо комплексное решение следующих задач:

• дать анализ женской прессы как особой системы, фиксирующей в общественном сознании тендерные тенденции социума;

• изучить эволюцию женской прессы Франции и трансформацию образа женщины в ней;

• выяснить влияние тендерных стереотипов на формирование образа женщины в современных французских изданиях для женской аудитории на примере самого популярного из них, определить его тематику и проблематику.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринято комплексное изучение эволюции французских изданий для женской аудитории с момента их зарождения до современного этапа, а также впервые проведен анализ особенностей образа женщины, представленного в современных женских журналах, который дан на примере самого популярного из них. Научная новизна работы заключается также в изучении и включении в научный оборот значительного пласта ранее не исследованных французских источников — документов, широкого массива журналистских материалов по данной проблематике. В научных работах российских исследователей французской прессы не получил глубокого

описания вопрос, касающийся одного из наиболее стабильных секторов СМИ на современном медийном рынке Франции - женской прессы в контексте тендерной проблематики.

Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, внесением диссертантом определенного вклада в изучение роли и опыта французских изданий для женской аудитории, а также специфики этого сектора прессы в контексте презентации образа женщины, создаваемого под влиянием тендерных стереотипов. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области зарубежной журналистики, в частности, для исследователей французской прессы, в плане осмысления роли женских журналов и их влияния на общественное сознание, для понимания механизма информационного обеспечения равноправия мужчин и женщин.

Практическая значимость исследования заключается в попытке привлечения внимания к роли и значимости женщины в современном обществе, к эволюционному реформированию тендерных стереотипов; в демонстрации форматов повествования об этой проблеме как части профессиональной деятельности французских журналистов. Исследование предполагает привлечение внимания к проблеме репрезентации искаженных женских образов и в отечественных СМИ, созданных по модели зарубежных СМИ, в том числе французских. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при проведении занятий в высших учебных заведениях по специальности «История зарубежной журналистики», подготовке соответствующих разделов учебных курсов по тендерной проблематике, филологическим наукам, профессионального кодекса журналистов, а также в просветительской деятельности, направленной на преодоление тендерных стереотипов.

Методы исследования. В работе над диссертацией были использованы общенаучные принципы познания в области истории, социологии и

филологии: анализ, синтез, обобщение, сравнение данных, содержащихся в разных источниках, посвященных проблемам журналистики; методы, присущие теории журналистики, в том числе качественные и количественные методики изучения текстов (контент-анализ). Общеметодологический принцип, использованный автором в ходе исследования, характеризуется системным сочетанием культурно-исторического и социокультурного (тендерного) подходов.

Основные положения, выносимые на защиту:

• СМИ, в частности женские журналы, являются одним из основных трансляторов тендерных стереотипов;

• длительная история развития французской прессы для женской аудитории представляет собой пример взаимосвязи исторических и общественно-политических процессов с эволюцией изданий и репрезентацией в них женских образов, на которые, так или иначе, оказывали влияние тендерные стереотипы;

• самый популярный современный французский женский журнал эксплуатирует образ «идеально» красивой женщины, созданный под воздействием тендерных стереотипов, а также изображает приватную сферу деятельности приоритетной по сравнению с профессиональной реализацией женщины.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. Статьи по теме исследования общим объемом 2,2 п. л. опубликованы в научных журналах, в том числе в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттест