автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Проблема национального единства в официальной идеологии республики Египет

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Мурсалов, Рамиз Алибала оглы
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Диссертация по философии на тему 'Проблема национального единства в официальной идеологии республики Египет'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мурсалов, Рамиз Алибала оглы

ВВЕДЕНИЕ стр .1

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Проблема национального единства и развитие идеологии национально-освободительного движения в Египте после июльской революции 1952г.

§ I. Социально-экономическое положение в Египте накануне июльской революции 1952г. стр .17

§ 2. 0 развитии идеологии национально-освободительного движения в Египте после июльской революции 1952г. стр .22

§ 3. я Национальное единство в общеарабском и египетском понимании стр .31

ГЛАВА ВТОРАЯ. Революционно-демократическая концепция национального единства и ее интерпретация в связи с некапиталистическим путем развития

§ I. Об отношении египетского революционных демократов к научному социализму стр .58

§ 2. Национальное единство и проблемы классов и классовой борьбы стр .71

§ 3. Об отношении к государству и его основным функциям стр .89

§ 4. Национальное единство и отношение к демократии и диктатуре стр .91

§ 5. Проблема национального единства в ее отношении к политическим партиям стр .115

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Об отношении марксистов арабских стран к революционно-демократической концепции общеарабского и национального единства стр .128

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Мурсалов, Рамиз Алибала оглы

В докладе "60 лет СССР" Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов отметил: "Молодые,освободившиеся от колониального гнета страны перевивают сейчас непростой период национального становления и социального развития. Тянут назад унаследованная от колониального прошлого отсталость, мевдоусобные раздоры и конфликты. Неокрепшим еще странам грозят многочисленные ловушки,расставленные неоколонизаторами. Однако, мы уверены, что решительное сопротивление империализму, продуманная стратегия экономического и социально-политического развития, взаимное уважение интересов и прав друг друга позволят народам этих стран преодо т леть то, что называют трудностями роста" ♦

В деле преодоления этих трудностей существенное значение приобретает позитивный исторический опыт освободившихся стран, накопленный ими как в ходе национально-освободительного движения, так и в процессе национального возрождения.Одним из вакней-ншх достиаений этого опыта является разработка стратегии, так -тики и идеологических основ национального и регионального единства.

Проблеме единства и солидарности народов Востока в антиимпериалистической борьбе большое значение придавал В.И.Ленин. В богатейшем ленинском теоретическом наследии содергштоя обширный комплекс глубоких идей и четких указаний, связанных с этой проблемой. Новаторское решение В.И.Лениным национального и нацио -нально-колониального вопросов органически включает в себя постановку и теоретическую разработку этой проблемы.

Выступив с новаторской идеей буркуазно-дамократической, национально-освободительной революции, В.И.Ленин поставил задачу объединения всякого революционного недовольства системой колони

I. "Правда" 22 декабря 1982г. ального порабощения и слияния его в единый поток борьбы против I империализма•

Эта задача вытекала из понимания освободительного движения угнетенных народов не только как резерва, но и как активного союзника социалистической революции. Уже в одной из своих ранних работ в статье "Национальный вопрос в нашей программе"Д903г,/ он проводил мыоль о необходимости единства борьбы угнетенных наций за свое освобокдение с борьбой рабочего класса за свержение самодервавия; Позднее, уке после Великой Октябрьской социалистической революции В.И»Ленин поставил эту задачу непосредственно перед мевдународным коммунистическим движением,

В связи с подъемом национально-освободительного движения в странах Востока под непосредственным воздействием победы Вели -кой Октябрьской социалистической революции ВЛ«Ленин подчерки -вал особую вашэсть единства всех антиимпериалистических оил в борьбе за ликвидацию системы колониального господствам Наиболее отчетливо это было выраЕено в его ответе на послание Индийской революционной ассоциации 20 мая 1920 г£ Он высоко оценил проявления солидарности и единства различных слоев индийского народа в борьбе за освобождение от колониального угнетения со стороны британского империализма, разжигавшего национальную и религиозную рознь по пресловутому принципу "разделяй и властвуй"¿Затем он писал: "Приветсвуем тесный союз мусульманских и немусульманских элементов» Искренне келаем распространения этого союза на всех трудящихся Востока. Только тогда, когда индийский, китайский,корейский, японский, персидский, турецкий рабочий и крестьянин про тянут друг другу руки и пойдут вместе на общее дело освобождения, только тогда обеспечена решительная победа над эксплуататорами"*

X. ВЛЯ.Ленин. Полн.собр.соч*, т,41»,сД22»

Ленинская постановка вопроса о единстве в национально-освободительном движении вытекала из его принципиальных оценок роли в нем различных классов и, в частности, национальной буржуазии колониальных и зависимых стран; В«И«Ленин подчеркивал, что она еще не исчерпала своих относительно прогрессивных устремлений и возможностей. В этом смыоле он указывал: "Сгнила западная буржуазия, перед которой стоит уже её могильщик - пролетариат, А в Азии есть еще буржуазия, способная предотавлять искреннюю, боевую, последовательную демократию, достойный товарищ великих деятелей конца ХУШ века во Франция"*

Следовательно, характер национальной буржуазии в странах Востока определяется прежде всего условием их исторического развития: в то время, как на Западе капитализм вступил в свою высшую стадию - стадию загнивающего капитализма, империализма, на Востоке - капиталистический способ производства еще только ут -верждался в борьбе о феодализмом, средневековьем и, поэтому»находился в процессе поступательного, восходящего развития; Этим обусловлены прогрессивные демократические, антифеодальные устремления местной национальной буржуазии.

Особенности национальной буржуазии стран Востока определяются соотношением, расстановкой классовых сил в этих странах,характером классовой дифференциации общества, уровнем классового самосознания различных социальных сил и, главным образом, трудящихся масс, - во всем этом страны Востока существенно отличаются от европейских стран. Но главное их отличие состоит в том, что в странах Востока еще не оформился рабочий класс как сила, непосредственно противостоящая буржуазии, как могучая революционная сила, угрожающая существованрю капиталистического строя и, следовательно, классовым интересам самой буржуазии. Поэтому, от

I. В•И.Ленин. Демократия и народничество в Китае, Полн, собр.соч, т.21» с.402, мечал Ленин, в то время, как европейская буржуазия "из страха перед растущим и крепнущим пролетариатом поддерживает все от- ( сталое, отмирающее, средневековое., соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство", - в Азии "везде растет, ширится и крепнет могучее демократическое движение, Буржазия там ЕЩЗ идет с народом против реакции"*.

Разумеется, степень прогрессивности национальной буржуазии, её демократических, антифеодальных и антиимпериалистических устремлений далеко не одинакова в разных странах Востока; это обусловлено конкретными условиями каждой страны, расстановкой в ней классовых сил, уровнем классового самосознания трудящихся масс* Кроме того, сама национальная буржуазия неоднородна по своему составу. Интересы и позиции различных её олоев не всегда и не во всем совпадают. Несмотря, однако, на это, общей особенностью и закономерностью развития национальной буржуазии в колониальных и зависимых странах являетоя то, что по своим позициям в отношении империализма и феодализма она в общем и целом может выступать как прогрессивная сила. Вместе с тем, Ленин предупреждал против переоценки прогрессивных возможностей национальной буржуазии.Он указывал, что как эксплуататорский класс, она непоследовательна и внутренне противоречива, пределы и характер её участия в демократическом, национально-освободительном движении обусловлены её собственными классовыми интересами. Пока это движение совпадает с её интересами, национальная буржуазия активно в нем участвует, представляя "искреннюю, боевую, последовательную демократию?¿Но как только движение преступает рамки, ограниченные её корыстными классовыми целями, она способна предать движение, пойти на со

I. В.И.Ленин. Полн.собр.соч.,т.23, с.166-167. глашение и компромисс о внутренней реакцией и империализмом против интересов своего народа*

Несмотря на такой противоречивый характер, двойственную природу национальной буркуазии, Ленин расценивал её роль в национально-освободительном двикении как прогрессивную, поскольку она в общем и целом боролась против империализма, против коло -ниального угнетения, ослабляла или подрывала феодальные устои, утверждая буржуазно-демократические порядки и по-существу, содействуя общественному прогрессу; Свою идеологию - национализм национальная буржуазия использует как идейно-политическое знамя с помощью которого она сплачивает все антиимпериалистические силы, хотя и пытается ограничить и подчинить себе активность маос^ чтобы направить движение соответственно своим классовым интересам, завоевать и укрепить свое влияние в массах»

Ленин показал, что главной социальной силой, на которую направлено воздействие идеологии национальной буржуазии в странах Востока и овладев которой она обретает серьезное общественное значение, является крестьянство - самый многочисленный, наиболее угнетенный и политически наименее развитый класс. "Главный представитель, - писал он, - или главная социальная опора этой, способной еще на исторически прогрессивное дело азиатской буржуа т зии - крестьянин"*.

Воздействие буржуазного национализма на сознание крестьянских масс обусловлено определенным, хотя и переходящим совпадением антиколониальных и антифеодальных устремлений национальной буржуазии и крестьянства. Активная роль национальной буржуазии в национально-освободительной борьбе создает ей известный авторитет среди трудящихся, её выступления от имени всей нации,все

I. В.И.Ленин. Демократия и народничество в Китае.

Полн.собр.соч. т.21.,о.402. го народа содействует укреплению её руководства национальным движением.

Формирование единства антиимпериалистических сил в условиях национально-освободительного движения во главе с национальной буржуазией имело под собой объективше социально-исторические основания: это было обусловлено прежде всего недостаточной политической зрелостью пролетариата и отсутствием революционных марксистских партий, а также крайне низким уровнем классового самосознания крестьянства, опутанного пережитками патриархально-крепостного строя и наиболее подверженного воздействию религиозного дурмана. Именно в силу того, что большинство народов Востока являются типичными представителями трудовой массы, - не рабочими, прошедшими школу капиталистических фабрик и заводов, а типичными представителями трудящейся, эксплуатируемой массы крестьян, которые страдают как от колониального, так и от средневекового гнета - именно поэтому национальная буредазия, как политически наиболее развитый класс, выступа® и гегемоном национально-освободительного движения, и руководящей силой национального единства. Однако такое положение имело место далеко не во всех колониальных странах Востока. В некоторых из них национальная бурждезия в оилу конкретных социально-исторических причин оказывалась неспособной эффективно руководить антиимпериалистической борьбой, и роль гегемона национально-освободительного движения выполняли другие класса или социальные слои, в частности, революционная демократия. В данном случае, именно она выступала цементирующей силой единства всех патриотических сил, 1режде всего, многомиллионных масс крестьянства. Эти функции в колониальных и зависимых странах еще не могли взять на себя революционные партии рабочего класса.

Отметив, что "всякое национальное движение может быть лишь буржуазно-демократическим", В.И«Ленин объяснял это тем, что "главная масса населения в отсталых странах состоит из крестьянства, являющегося представителем буржуазно-капиталистических отношений. Было бы утопией думать, что пролетарские партии,если они вообще могут возникнуть в таких странах, смогут, не находясь в определенных отношениях к крестьянскому движению, не поддерживая его на деле, проводить коммунистическую тактику и т коммунистическую политику в этих отсталых странах"1" «

В силу преобладания класса мелких производителей, над которыми тяготел колониальный и феодальный гнет, в силу слабого развития промышленности и недостаточной политической зрелости и организованности рабочего класса в странах Востока имелась социально-экономическая база для возникновения и широкого распространения мелкобуржуазной идеологии» Вековые чаяния народных масс, их антифеодальные устремления, их жажда национального и социального освобождения получали свое идеологическое выражение не только в идеологии национальной буржуазии, но и в форме общественно-политических учений революционной демократии.

Теоретическое осмысление и марксистско-ленинский анализ идеологических процессов, протекающих в развивающихся странах приобретает особую важность в современных условиях, когда "идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий"2.

Основанному на ленинских методологических принципах анализу сущности революционной демократии в странах колониального Востока, её роли в национально-освободительном движении посвящен ряд фундаментальных исследований К,Н.Брутенца, Р.А .Ульяновского, Г.Ф.Кима, Б.Г.Гафурова, О.В.Мартшшнаи других советских ученых.

В.И.Ленин.Полн.собр.соч^т.41,.с.243.

2. Материалы пленума ЦК КПСС -*М., 14-15 июня 1983 г., с .47,

10. в J»

В их трудах обстоятельно раскрыта и социальная база рево-' люционной демократии. Например, как отмечает К.Н.Брутенц, ив болев широком смысле революционная демократия - это политически пробудившиеся слои крестьянских масс, мелкой городской буржуазии и радикальной националистической интеллигенции, вставшие на позиции антиимпериалистической, антифеодальной, а также антика-питалистичеокой борьбы"*. При наличии в трудах указанных авто -ров и некоторых расхождений по частным вопросам дискуссионного xapaKispa, все они единодушны в признании одной из важнейших сторон деятельности революционной демократии в ряде,стран Востока, направленной на формирование и упрочение национального и регионального единства в антиимпериалистической борьбе. Б.Г.Гафуров отмечал: "Революционная демократия - это политическое течение, выделившееся из более аморфного, широкого и разношерстного политического течения - мелкобуржуазной демократий и сделавшее политический выбор в пользу социалистической перспективы.Она берет свои истоки в левом крыле мелкобуржуазной демократии, представляющем прежде всего, трудовое начало двойственной по своей природе мелкой буржуазии города и деревни. Именно поэтому она имеет возможность выступать от имени широких слоев трудящихся ряда р афро-азиатских стран .

Разумеется, соответственно различиям между национальной буржуазией и революционной демократией в странах Востока принципиально отличаются друг от друга и формируемые под их руководством типы национального или регионального единства, но это лишь подтверждает безусловную теоретическую значимость и практически -политическую актуальность исследования самой этой проблемы на основе марксистско-ленинской методологии.

I. К.Н.БрутешиСовременные национально-освободительные ре. волюции. МД 974, с.337.

2¿ Б.Г.Гафуров¿Актуальные проблемы современного национально-освободительного движенияЩ;Т976, о.207-208.

Именно такой задаче - анализу идейно-теоретических и политических основ национального единства в официальной идеологии на холившихся у власти в Египте революционно-демократических сил накануне и в первые два десятилетия его независимого развития и посвящена данная диссертация.

Изучение постановки и трактовки проблемы национального единства в Египте в пзриод Г.А.Насера обусловлено видным местом этой страны в изучаемый период в международном и арабском национально-освободительном движении, актуальностью решаемых в данный период в Египте проблем и для других освободившихся стран Востока. В самом деле, Египет, после революции 1952 г. и особенно в 60-70 гг; был передней линией национально-освободительной борьбы арабских народов. Здесь впервые в арабском мире были национализированы иностранные компании и местные частные предприятия, был создан мощный государственный сектор экономики, впервые провозглашен некапиталистический путь развития с социалистической ориентацией.

Опыт Египта, как наиболее крупного и развитого государства арабского мира, оказывал сильное влияние на ход событий в других арабских странах, ищущих пути дальнейшего развития.

Советскими востоковедами, социологами и философами написан ряд ценнейших трудов, посвященных вопросам внутреннего социально-экономического и идеологического развития молодых государств Востока вообще и Египта, в частности, борьбе угнетенных народов за национальное и социальное освобождение. В работах Б.Г.Гафурова,-Е.М.Примакова, Р.А.Ульяновского и др.хронологически охватывающих период от свержения монархического режима вплоть до наших дней, имеется обширный материал о характере и сущности некапиталистического развития, об эволюции взглядов египетских руководителей на классы и классовую борьбу, государство и т.д., об их отношениях т к общим закономерностям общественного развития*.

Одним из ценных трудов советских социологов, посвященных проблемам развивающихся стран является книга Мирского Г .И. -"Третий мир: общество, власть, армия"« M.I976, Хотя в книге рассматриваемые вопросы освещаются в масштабе всего развивающегося мира, автор останавливается и на таких важных вопросах жизни Египта, как роль армии в политической системе, предпосылки выхода армии на политическую арену и т.д«, здесь дается классификация организованных военными революционных и контрреволюционных переворотов, анализируется связь военных с обществом.

Автор охватывает большой исторический период, начиная от свержения монархического режима в Египте вплоть до конца насе-ровского периода;

В книге Ларькова А«М« - "Национально-освободительное движение на современном этапе" M.I968, автор, основываясь на досто -верных фактах, высказывает ценные мысли о развитии и углублении национально-освободительного движения в Египте, о распространении и эволюции здесь идей социализма, о формировании идеологии и мировоззрения египетских руководителей;

В книге "Социализм и национализм в Африке",МЛ972 г«,Марты-шинѫ«, исследуя внутренние проблемы Гвинеи, Сенегала, Танзании и других африканских стран, также коснулся египетской действительности. Освещая идеологические позиции лидеров африканского национально-освободительного движения, автор приводит ряд любопытных фактов« Однако, использованные им источники ограничиваются, главным образом, такими материалами, как книга Г.А.Насера "философия революции" Даир,1954/, "Хартия Национального Действия/ Каир»1982/,Программа Арабского Социалистического Союза Дайр,1962/ и некоторые другие«

I« Гафуров Б .Г; "Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения" M.I976. Примаков Е «М»"Восток после краха колониальной системы"МД982.Ульяновский P.A."Очерки национально-освободительной борьбы".M.I976 и др.

Настоящая диссертация, как отмечалось, ставит перед собой ' задачу изучения проблемы национального единства и её трактовки в официальной идеологии Египта в конкретно-хронологический период, а именно, о 1952 по 1970 гг^! Поскольку же взгляды египетских руководителей на национальное единство формировались в непосредственной связи с их отношением к основным принципам и положениям социализма, то возникала необходимость отвести этому вопросу отдельную главу.

Диссертация основывается, главным образом, на египетских и общеарабских источниках; К таковым относятоя программные доку -менты июльской революции 1952 г., книга Г.А.Насера "философия революции", Программа Национального Союза Д956/. Программа Арабского Социалистического Союза Д962/, Хартия Национального действия, Программа 30-го марта 1968 г., а также официальные выступления Г.А.Насера и других руководящих деятелей Египта.

Особенно примечательными являются сборник такстов выступ -лений Г.А.Насера в 1952-1959 гг., речь Г.А.Насера на конгрессе кооперативов от 22 февраля 1964 г., речь Г.А.Насера на международной пресс*-конфнренции в Каире I октября 1963 г* и др. Цен -ность этих материалов заключается в том, что они дают возмое-ность определить позицию египетских руководителей по тем или иным вопросам социально-политического и идеологического развития страны;

Важными источниками являются орган Центрального Комитета Арабского Социалистического Союза журнал "Ат-Талиа" /Авангард/ и другие популярные в Египте журналы, такие как "Аль-Катиб", "Руз-аль-Юсуф", "Аль««Хиляль" и др; На их страницах публикова -лись научно-популярные и теоретические статьи многих местных марксистов и революционно-демократически настроенных интеллектуалов, таких как Халед Мохи эд-Дин, Лотфи эль-Холи и ряда других прогрессивных деятелей, которые были освобождены из заключения в 1962 г; Ссылаясь на опыт своей совместной работы с Г.А»Насером и другими политическими деятелями и на официальные доку -менты, они часто выступали на страницах вышеуказанных журналов с теоретическими статьями, актуальность и важность которых выражены в их названиях: "ВЛ.Ленин и революционное насилие", "Г.А.Насер и революционная теория", "Понятие национального единства в Хартии национального действия", "Г.А;Насер и политическая организация /партия/" и т.д.1

Изучая процеоо формирования идеологических позиций египетских руководителей и их идейного размежевания, диссертант не ограничивается личными высказываниями египетских руководителей или же трудами прогрессивных авторов, он также привлекает ряд трудов местных буржуазных и буржуазно-националистических авторов, сторонников "арабского социализма", что позволяет показать, как реакционные элементы, пользуясь определенными неясностями и противоречиями во взглядах египетских руководителей, стараются исказить их подлинную сущность. Реакционные буржуазные идеологи пытались доказать египетской общественности, что в Египте отсутствуют объективные условия для революционного движения, что его возникновение в стране - явление, якобы, привнесенное извне. Они старались затушевать антагонистические противоречия египетского общества, насадить реформизм в национально-освободительном движении, притупить классовое самосознание трудового народа пропо -ведью идеи классового сотрудничества, "мира и братства" мевду эксплуататорами и эксплуатируемыми, обосновать исконно "арабский характер" провозглашенного в Хартии национального действия, социализма, его непричастность к научному социализму. К таким трудам можно отнести: Моойи эль-Мотии "Почему же арабский социализм?" Каир,1964, Абдель Монейм Шумейо "Демократичность Национального

Союза", Каир,1961, Яхья аль-Гамаль "Арабский социализм", Каир, 1963, Айиша Ратеб "Революция 23 июля 1952 г.",Каир,1969, Саад Абдель Фаттах Ашур "Народная революция", Каир,1965, Исмат Сейф ад-Дауля "Основы арабского социализма"»Каир,1964 и др.

Эти авторы, обрушиваясь на основы марксистско-ленинского учения о нации, революции, классах и классовой борьбе и т.д;,стараются доказать их неприемлемость к местным условиям.

Идеализируя роль и значение идеи национального единства в жизни арабских народов, доктор Исмат Сейф ад-Дауля в книге "Основы арабского социализма" пытается доказать, что до тех пор,пока не будет достигнуто национальное единство, нельзя ни заложить фундамента для построения социализма, ни претворить его в жизнь. Он настаивает на том, чтобы провозглашенное единство было осно -вой для социализма и отвергает положение, согласно которому именно социализм должен отать фундаментом такого единства. Другой египетский автор Моойи эль-Мотии в своей книге "Почему же арабский социализм?" клевещет на марксистскую теорию пролетарской диктатуры, противопоставляет пролетарскую диктатуру демократии,умаляет значение борьбы трудящихся за свои права, отстаивает идеи строительства социализма путем ограниченных социально-экономических реформ;

Как известно, внутренняя и внешняя политика пришедших к власти в результате июльской революции египетских руководителей по -стоянно находилась в центре внимания как прогрессивных, так и реакционных идеологов других арабских стран. В своих трудах они^со-ответственно своим социально-классовым позициям и интересам, по-разному подходят к оценке деятельности этих руководителей. К числу тааих трудов, использованных дисоертантом, относятся книги йльяса Фараха "Арабская революционная политика до и после военного поражения", Багдад,1970г, Абдель Габбар Урейма "Проблема р современного арабского общества?, Багдад,1972г. , Ахмеда Абдель о

Кадера "Социалистическая демократия", Багдад,1969г. и др.

Если Йльяс Фарах и Абдель Габбар Урейма, внимательно следя за политическими событиями в арабском мире, объективно оценивают политику прогрессивных египетских руководителей, их позитивную роль в общеарабском национально-освободительном движении,выступают за сближение провозглашенного в Хартии социализма с научным социализмом, то Ахмед Абдель Кадер считает, что "марксист -Сйий, материалистический социализм" непреемлем для арабского общества •

При освещении процесса эволюции взглядов египетских руководителей на те или иные важные теоретические вопросы, диссертант также использовал труды ряда европейских авторов, таких как Мансфилд П. "Египет времени Г.А.Насера", Лондон", 1965г.4, Роббе М.,Функ Н^, "Социалистическая мысль в Египте", Берлин, 1974 г» , Гарольд Ф., Мараин Г. "Хартия национального действия" в Египте", Берлин,1972 и др.

Использованные источники, марксистские исследования и немарксистская литература создают в совокупности необходимую фактологическую и теоретическую базу для относительно детального и сравнительно широкого рассмотрения проблемы египетского национального и общеарабокого единства на основе марксистско-ленинской методоло -гии. У\у- ^ « ^ „

ОТ. ^¿¿л су ЛЛ> ГДэ«» Оис ^^ (у

Яо№е ^ Рссп/с /7. « Зоггма&меДез ^ёл^ел ¿н

Ргоуг&тпт Лет!/оя /> Лоур&Ъгг!9¥£

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема национального единства в официальной идеологии республики Египет"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема регионального (арабского) и национального единства после достижения политической независимости стала для огромного арабского мира проблемой первостепенной важности, которая оказывает большое воздействие на все стороны политической, экономической, культурной жизни арабских стран. "Арабское единство стало голосом арабов на каждом языке, в каждом слове и на каждой трибуне, во всех частях великой арабской родины от залива Басры до берегов Атлантического океана. Об арабском единстве говорят короли и президенты, политики и парламентарии, партии, старики и моло -деаь, мужчины и женщины, богатые и бедные"

Проблема национального единства также продолжала стоять в центре внимания общественной и философской мысли египетского общества после достижения политической независимости. Достижение единства различных по своим социально-классовым позициям и интересам сил, как в рамках самого Египта, так и в общеарабском масштабе, имела чрезвычайно ванное значение для победы национально-демократической революции. По существу решение этой задачи предполагает сплочение всех сил, способных принять участие в революционном движении.

В первые годы своей власти, прогрессивно настроенные египетские руководители, стараясь укрепить внутренний антиимпериалистический фронт, ликвидировать вековую отсталость, достичь быстрого и всестороннего прогресса, призывали к единству всех сил нации как в Египте, так и в общеарабском масштабе.

fie располагая четкой идеологической платформой,не имея пока ясного представления о дальнейшем пути развития своей страны,египетские руководители не вникали в социально-классовую сущность

В дальн.: Мухамед Иззет Дарваза.Арабское единство.Бейрут,1958

э-того единства, старались достичь единства за счет "всех сил нации" (населения страны)»невзирая на их социально-классовые позиции и экономические интересы. Их взгляды на национальное единство были тесно связаны с их тогда еще не научным отношением к классам, к классовой борьбе, к государству, к другим социальным вопросам, особенно с их политикой "классового мира". Отрицая возможность и закономерность классовой борьбы в египетском обществе,они старались обосновывать отсутствие таких противоречий, которые мор ли бы привести к классовому столкновению. На этом основании египетские руководители предполагали создать прочный внутренний фронт антиимпериалистических сил за счет "всего народа",за исключением только лишь высшей компрадорской буржуазии и феодалов, которые египетскими руководителями считались опорой империализма внутри страны. Такое отношение к национальному единству без социально-классового содержания, часто приводило к игнорированию национальных интересов, к отрицанию роли классовой борьбы в общественном развитии, к извращению роли и функций государства, к представлениям о государстве, как регуляторе отношений между классами и т.д.

Египетские руководители питали иллюзии о возможности мирного сотрудничества между различными классами египетского общества,перевоспитания и подчинения национальной буржуазии общему плану социально-экономического развития страны. Они не ставили каких-либо конкретных, ясных задач перед провозглашаемым ими национальным единством как в рамках самого Египта, так и в общеарабском масштабе.

Египетские руководители, которые в основном являлись выходцами из рлелких и средних слоев египетского общества, старались достичь полной национальной независимости, государственного суверенитета, всестороннего развития без каких-либо коренных изменений в социально-экономической жизни и политическом строе общества,путем

классового сотрудничества и мира.

В ходе продолжения и углубления национально-освободительного движения, решения неотложных задач социально-экономического развития, более прогрессивная, радикальная часть египетских руководителей убеждалась в необоснованности своих представлений. Случаи колебания и уклонения высших слоев национальной буржуазии от углубления национально-освободительной революции, ожесточенные выступления местной реакции против проведения в стране социально-экономических преобразований, также как и происки империализма на деле показали, что иллюзии египетских руководителей насчет создания гармонического, безконфликтного общества являются необоснованными. Эти иллюзии радикально настроенных египетских руководителей сталкивались с ожесточенными контрдействиями как местной египетской, так и арабской реакции, проимпериалистических сил.

Колеблющаяся и склонная к соглашательству с империализмом национальная буржуазия оказывается не в состоянии последовательно вести борьбу за полное освобождение своей страны. Размах этой борьбы обычно отпугивает буржуазию, и она нередко переходит к сотрудничеству с империализмом.

Египетские руководители начинают искать дальнейшие пути развития своей страны. С одной стороны, неуклонно возрастающий авторитет, мощь мировой системы социализма, её место и роль на мировой арене, распространяющиеся в стране идеи марксизма-ленинизма,а с другой стороны - неспособность местного частного капитала обеспечивать растущие потребности социально-экономического развития, приводили наиболее прогрессивную, передовую часть египетских руководителей к выводу, что именно социализм может обеспечивать мобилизацию внутренних ресурсов, ускорение темпов социального прогресса.

Соответственно представлениям о характере дальнейшего пути развития страны, о путях укрепления внутреннего антиимпериалистического фронта, достижения национального возрождения,о структуре, классовом составе и задачах национального единства среди египетских руководителей происходил постепенный процесс размежевания. Их наиболее прогрессивная часть постепенно объективно отходила от своих прежних мелкобуржуазных иллюзорных представлений и переходила на позиции революционного демократизма. Представители этого течения связывали свою борьбу с борьбой трудящихся масс египетского общества, выступали за углубление демократических преобразований, за перерастание национальной революции в социальную, антикапиталистическую. Они выдвинули концепцию некапиталистического пути развития египетского общества.

Таким образом, на деле образовалось два идеологических течения. Прогрессивная, демократическая часть египетских руководите -лей,стремясь расширить свою опору среди трудового народа,осуществляла важные социально-экономические преобразования в их пользу,а в целях идеологического обоснования своей прогрессивной политики, входила в деловые контакты с местными марксистами. Создавались условия для активном деятельности египетских марксистов в официальных органах печати и других средств информации по распространению идей социализма. Другая же часть национальных деятелей - представителей мелкой буржуазии не нелала участвовать в углублении революционного движения, многие из них перешли на позиции открытого сотрудничества с империализмом, с монополистическим капиталом. Оба течения выдвигали национальное единство в качестве важнейшего условия обеспечения полной независипости страны. Однако, мелкобуржуазные националисты, не решаясь открыто выступать против развития страны по некапиталистическому пути, на словах выдвигали лозунг

строительства социализма, на деле же старались лишить его подлинного содержания, под ширмой национального единства распространяли идеи "арабского социализма", который, по их мнению, будет построен в условиях классовой гармонии и исключения классовой борьбы. Они идеализировали такие понятия как нация, национальное единство, национальные интересы. По их мнению, нация и национальные интересы не являются продуктами определенного этапа общест -венного развития, а представляют собой самую совершенную форму человеческого общежития.

Революционные же демократы старались связывать идею национального единства с официально принятым страной некапиталисти -ческим путем развития, с социалистической ориентацией. Они признали ошибочность своей прежней трактовки национального единства, необоснованность представлений о "социальном мире",о возможности мирного решения классовых противоречий в рамках национального единства, "монолитном" характере египетского общества. Они признали, что к египетскому обществу отнюдь нельзя относиться как к единому целому, что в нем существуют антагонистические классы,революционные и контрреволюционные силы, и эти силы неодинаково относятся к социальной революции,к осуществлению глубоких преобразований социально-экономического,политического и культурно-бытового характера.

Руководство Египта во главе с Г.Л.Насером старалось постепенно уточнить и конкретизировать такие понятия как "национальное единство" и "союз трудовых сил народа", "силы социализма", т.е. создать национальное единство за счет "трудовых сил народа"- рабочих, крестьян, солдат, прогрессивной интеллигенции,низших слоев национальной буржуазии,которые,по мнению революционных демократов, являются наиболее заинтересованными силами в проведении социалистической ориентации.

Естественно, развитие взглядов революционно-демократического руководства Египта на ряд социальных проблем, в том числе на классовый состав национального единства, сталкивалось с объективными социально-экономическими трудностями, унаследованными от прошлого, как неполное формирование классов, многоукладность экономики в стране и т.д.

В подобных,весьма слонсных обстоятельствах,революционные демократы не смогли дать четкого определения таких социальных категорий, как "крестьяне", "рабочие", "национальные капиталисты", не смогли окончательно определить четкий состав трудовых сил народа,из которых фактически доланы были состоять Арабский Социалистический Союз, Государственный аппарат и национальное единство в целом.

Национальная буржуазия,понимая растущую актуальность национального единства в жизни страны, пыталась проникнуть в него под ширмой "трудовых сил народа", а затем и в АСС.

Захватывая постепенно доминирующие позиции в Арабском Со -циалистическом Союзе и национальном единстве прздставители на -циональной буржуазии пропагандировали "единую национальную идеологию", пытались затушевать социальные противоречия. Целью выдвинутой ими программы "национального единства" стало не расширение социальной революции, не вовлечение масс на борьбу за свои права, а искусственное ослабление обостряющихся противоречий,попытки решения их "мирным путем", в своих узкоклассных интересах.

Революционно-демократическое руководство Египта предпринимало отчаянные попытки для того, чтобы преградить путь реакционным элементам в национальное единство, в руководящие государственные органы. Именно в целях устранения возникших в национальном единстве "центров силы" была принята программа 30 марта 1968г. о принципах национального действия на новом этапе,где от-

четливо подчеркивается руководящее положение трудовых сил народа в национальном единстве. Настаивая на необходимости очистки национального единства, Арабского Социалистического Союза и государственного аппарата от реакционных элементов, создания национального единства только за счет подлинных "трудовых сил народа", революционные демократы одновременно старались уточнить состав самого союза трудовых сил народа, разграничить элементы единства и борьбы внутри союза, ответить на вопрос о том, кто такие рабочие, крестьяне, национальные капиталисты, и на каких принципах они могут объединиться.

Подобный социально-классовый подход нашел свое отражение и в отношении египетских революционных демократов к антиимпериалистическому единству в общеарабском масштабе. Во взглядах египетских руководителей, ранее уделявших основное место в достижении арабского единства духовным,моральным факторам,игнорировавших подчинение этого процесса объективным закономерностям социально-экономического развития и полагавших,что ради укрепления независи -мости и достижения прогресса возможно национальное единство в любой момент, теперь наблюдались определенные сдвиги. Постепенно отходя от буржуазно-националистической идеологии, рассматривающей единство как механическое объединение различных арабских стран в единое целое, как возврат к былому "нормальному" положению ара -бов, революционные демократы стали подходить к арабскому единству как к части общеарабского освободительного движения,как к идее, продиктованной требованиями современного этапа. Таким образом, в идеологии египетского руководства понятие арабского единства, выходя за узко-национальные рамки, постепенно приобретало социаль -но-классовую окраску, приближалось к пониманию его антиимпериалистической направленности и социалистической ориентации.

Руководство Египта при Г.А.Насере по мере упрочения курса на некапиталистическое развитие все больше отходило от национализма, старалось сплачивать все социальные силы страны на патриотической основе, оно трактовало социализм уже не как общество всеобщего благоденствия, а кек общество, создание которого возможно путем классовой борьбы трудящихся за свои права, национальную независимость, демократию и прогресс.

Революционные демократы открыто признали неспособность Арабского Социалистического Союза объединить все национальные силы на равных основаниях, постепенный переход доминирующего положения здесь в руки национальной буржуазии и возможность превращения этого союза в буржуазно-националистическую организацию. Они призваг ли к созданию социалистической партии внутри Арабского Социалистического Союза, в которую, по их мнению, должны были входить подлинные сторонники социализма. Эта партия должна была иметь на каждом предприятии свои ячейки и комитеты, с помощью которых руково-дилоббы деятельностью трудящихся масс.

В период после 1967г., в связи с военным поражением,необходимостью мобилизации всех внутренних сил для освобождения оккупированных земель, экономическими трудностями и т.д., идея национального единства приобретала еще большую актуальность. Это естественно, ибо, как отмечал еще в свое время Ф.Энгельс»"Пока жизнеспособный народ скован чужеземным захватчиком, он, по необходимости, направляет все свои силы, все свои стремления, всю свою энергию против внешнего врага, пока его внутренняя жизнь остается, таким образом, парализованной, он не в состоянии бороться за социальное освобождение"

Внутренняя реакция, воспользовавшись известными трудностями, возникшими после поражения, особенно активно стремиллсь затормо-

I. К.Маркс»Ф.Энгельс,соч.т.18,с.555.

зить процесс социально-экономических преобразований, добиться возврата утерянных ею позиций с тем, чтобы в конечном счете,столкнуть страну с пути прогрессивного социального развития на рельсы по западному, т.е. капиталистическому пути.

Революционно-демократическому руководству Египта приходилось преодолевать постоянные попытки консервативных сил извратить прогрессивный характер национального единства использовать его в своих увкоклассовых целях. Пропагандируя национальное единство-за счет мелких и отчасти средних слоев общества, однако революционные демократы старались "не увлекаться одними лишь национальными проблемами, не пренебрегать коренным проблемам социально-экономического развития, определить место и роль каждого класса в революционном движении, конкретизировать состав подлинных трудовых сил

народа". Они старались связывать идею национального единства с политическим курсом страны, с социалистической перспективой.

Нужно отметить, что наиболее прогрессивная часть египетских руководителей в процессе поисков наиболее целесообразного пути социально-экономического прогресса, лишь приблизилась к восприятию отдельных положений и принципов марксизма-ленинизма. Провозглашенный в Хартии национального действия "социализм", разумеется, нельзя называть научным социализмом. Однако, как отмечал в свое время В.И.Ленин, "Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшествзнни-

ками". Именно с этих позиций, исходя из условий конкретного исторического этапа развития египетского общества, следует подойти к оценке заслуг египетской революционной демократии. Египетское руководство при Г.А.Насере прошло долгий путь идеологического форми-

1. Фуад Мупси.Г.А.Насер и революционршя теория.Ат-Талиа,сентябрь, 1971.

2. В.И.Ленин.Полн.собр.соч.т.2.,с.178,

.рования, за сравнительно небольшой временный период оставив мелкобуржуазные, националистические взгляды, оно постепенно перешло на позиции революционного демократизма, в понимании ряда соци -ально-экономических проблем, вплотную подошло к маркойзму-лени-низму, вступило б тесные деловые контакты с египетскими марксистами, что в немалой мере способствовало распространению в стране идей научного социализма.

Опыт египетского руководства при Г.А.Насере убедительно показал теоретическую несостоятельность и практический вред упований на возможность достижения прочного единства различных по своим социально-классовым позициям и экономическим интересам сил на национальной основе, раскрывает классовую подоплеку появления концепций "арабского социализма", стремления буржуазных идеологов под прикрытием этой концепции навязывать своей стране по существу капиталистическое будущее, показывает, что только марксизм-ленинизм является надежным ключом к познанию самых сложных явлений и процессов социальной жизни, закономерностей развития современного мира.

Этот опыт покгзал также, что с победой национально-освободительной борьбы, изгнанием империалистов, достижением национальной независимости и государственного суверенитета, автоматически не решаются стоящие перед строй неотложные социальные и национальные задачи. В освободившихся, развивающихся странах проблема нацио -нального единства после изгнания империалистов приобретает еще большую социально-политическую значимость и актуальность.

Имевшие м-зсто непосредственно в посленасеровский период негативные изменения в жизни Египта, наглядно продемонстрировали те внутренние противоречия, от которых египетское руководство при Г.А.Насере не успело освободиться. Такой исход событий в Египте был обусловлен рядом объективных обстоятельств, прежде всего,фак-

торами социально-экономического и политического характера, такими как продолжающийся процесс формирования классов,империалистическая угроза и подрывная деятельность,необходимость и сложность сочетания национально-освободительных задач с социально-демократическими в революционном процессе. Перед лицом подобных явлений, египетское руководство было вынувдено опираться на многочисленную и разношерстную мелкую буржуазию, колебание которой между революцией и контрреволюцией общеизвестно. Признание прогрессивной роли национальных капиталистов и предоставление им определенных привилегий привели к появлению и росту прокапиталистически настроенных,-оппортунистических, бюрократических элементов, которые,постепенно проникая в государственный аппарат, изменили здесь соотношение сил б сбою пользу. Во-вторых, негативный поворот событий в Египте объясняется отсутствием идейной ясности, непоследовательностью прог -раммы и позиций самих руководителей. Они не смогли полностью порвать со своими прежними мелкобуржуазными убеждениями и иллюзиями, освободиться от внутренних противоречий, очистить свои ряды от реакционных элементов.

Негативные изменения, имевшие место в Египте после 1970 года, позволяют сделать вывод, который можно распространить и на другие арабские страны,идущие по пути некапиталистического развития. Прогрессивное руководство этих стран, в том числе и революционно-демократическое, в силу сложившихся обстоятельств, не может полностью порвать с мелкобуржуазной идеологией, на которую оно первоначально опиралось. В силу исторически сложившейся расстановки сил внутри страны им приходится опираться на массу различных слоев национальной буржуазии, продолжают подвергаться давлению со стороны империализма и его пособников в регионе. В таких конкретных условиях всегда сохраняется угроза для прогрессивных завоеваний, достигнутых народами и руководствами этих стран. Поэтому, необходимо

.осторожно определять потенциальные возможности революционно-демократического руководства арабских стран, не следует их переоценивать, надо учитывать, что выход этих стран на путь некапиталистического развития еще не гарантирует их последовательного продвижения по пути социалистической ориентации.

Опыт насеровского руководства Египта указал на возможность в определенных условиях отрицательной эволюции мировоззрений революционно-демократических руководств развивающихся стран,на промежуточный, переходный характер их позиций, на зависимость эволюции их мировоззрений от характера их связей с другими политическими партиями и организациями внутри своей страны.

С 1971 г. новое руководство Египта начало вести самую широкую пропагандистскую клмпанию против насеризма. Была расформирована "авангардная партия" в рамках AGG, запрещен выпуск прогрессивного журнала "Ат-Талиа", члены его ред.коллегии были арестованы. К руководству информационными органами пришли ярые противники политики Г.А.Насера. Кроме периодической печати, которая фактически превратилась в орудие диверсионной деятельности против всех прогрессивных явлений, достигнутых при руководстве Г.А.Насера, в стране начало публиковаться множество книг реакционных идет

ологов.

В стране усилилась идеологическая конфронтация. Философ Тау-фик аль-Хаким, которого Г.А.Насер считал идеологом революции, в 1974г. написал книгу "Возвращение сознания",где все завоевания революции 1952г. сводились на нет. Идеологические колебания были заметны в эти годы и в творчестве Рашада Рушди,Мустафы Махмуда,Мусы Салема,Шейха Халэда Мухаммеда Халеда. Наоборот, вердые

В дальн.: Ибрагим Саада."Русские идут".Каир,1971.

В дальн.:Луис Фуад."Семь масок насеризма".Каир,1971.

В дальн.:Фарук Дкауда."Куда ушли богатства Египта?"Каир,1972.

В дальн.:Абдель Метааль эль-Джабари."Насеризм на скамье

подсудимых".Каир,!972г. и т.д.

традициям революции идеологи Махмуд Амин аль-Алим, Лотфи эль-Холи, Абдель Лахмеди Шаркауи, Ахмед Аббас Салех, Халед Мохи эд-Дин, Мурад Вахби, Филипп Галлаб и многие другие еще теснее сплотились вокруг принципов революции;

В 1972г, было принято решение упразднить генеральные организации, осуществлявшие контроль за государственными предприятиями. Их места заняли так называемые высшие советы, куда был открыт широкий доступ представителям частного капитала. В январе 1972 г.,в результате решения президента не продлевать срок действия декрета "о политической изоляции" от 1962г., были восстановлены в правах 12 тыс.человек, которые, подпав под действие аграрного и других прогрессивных законов, были отстранены от политической жизни. Все это привело к еще большему ослаблению роли трудящихся в политической жизни страны. Хотя здесь официально не был отменен закон о предоставлении 50$ мест в AGG рабочим и крестьянам, однако пропагандируемая в рамках AGG идея "множества трибун" - ( способствовала переходу доминирующих позиций'в руки египетской буржуазии. Садатовский курс, направленный на поощрение деятельности частного капитала, привел к ослаолению антикапиталистической тенденции, к изменению соотношения социальных сил в пользу частных собственников и разных эксплуататорских слоев, резко отразился и во внешне-политическом курсе правительства, в постепенной изоляции Египта от арабского национально-освободительного движения.

Как известно, примиренческая политика египетского руководства, его согласие на сепаратное урегулирование ближневосточного конфликта, которое фактически было на руку империализму-сионизму, исключение с повестки дня палестинского вопроса и,наконец,денонса -ция договора о мирз и дружбе с Советским Союзом, привзли к ослаблению антиимпериалистической направленности арабского единства, обострили разногласия между самими арабскими странами. В этом сы-

грало роль такав отношение египетского руководства к социалистическим государствам. В различных арабских странах, а танке в самом Египте раздавались трезвые голоса, призывающие к объективной оценке отношения к мировому социализму во главе с Советским Союзом. Достаточно сослаться на высказывания видных египетских государственных и общественных деятелей по этому вопросу, содержащиеся в изданном в Бейруте в 1975г. сборнике "Из истории советско-египетских отношений". Многие из этих авторов занимали высокие руководящие посты в правительстве Г.А.Насера и принимали непосредственное участие в становлении и развитии советско-египетского сотрудничества, такие как А.Хигази и А.Сидки - бывшие премьер-министры, М.А.Зайят - первый секретарь ЦК АСС, Х.Исмаиль - советник президента по национальной безопасности и т.д. Они отмечали, что политика посленасеровского руководства Египта была направлена против национальных интересов как египетского народа, так и народов других арабских стран и наносит ущерб их прогрессивному развитию. Трактовки вопросов национального единства, национальных интересов, национальной революции и т.д. начали принимать все более демагогический характер и стала объектом осуждения со стороны прогрессивной общественности, в том числе марксистов арабских стран. "Понятие "общенациональная революция", - писал В.И.Ленин, - должно указывать марксисту На необходимость точного анализа тех различных ин тересов различных классов, которые сходятся на известных, определенных, ограниченных общих задачах. Ни в коем случае не может служить это понятие для того, чтобы затушевывать, заслонять изучение классовой борьбы в ходе той или иной революции. Подобное употребление понятия "общенациональная революция" есть полный отказ от марксизма и возврат к вульгарной фразе мелкобуржуазных демократов или мелкобуржуазных социалистов"

I. В.И.Ленин.Полн.собр.соч.т.15,с.276-277.

События, происшедшие в Египте после 1970 г. с еще большей наглядностью указали на значение правильного решения проблемы национального единства для успешного завершения национально-освободительной революции, на значение роли политической власти, еще раз подтвердили справедливость положения марксизма-ленинизма о классовой сущности государственной власти, то, как многое зависит от того, кто стоит у власти. Продвижение египетского руководства при Г.А.Насере от буржуазно-националистического понимания и решения проблемы национального единства к революционно-демократическому её пониманию принесли значительные успехи всему движению, укрепили и расширили позиции прогрессивных сил, события же, происшедшие в период после Г.А.Насера, в свою очередь, показали, что узко-националистические тенденции в решении проблемы национального единства приводят лишь к большему обострению социальных противоречий, к изоляции правящих кругов от широких масс внутри страны, от мирового революционного движения в глобальном масштабе.

I. ТРУДЫ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЭЛА-ЛЕНИНИЗМА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КПСС И СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

1. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд.Ц,т.8.,с.115-217.

2. Маркс К. Критика Готской программы. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд.Ц, т. 19., с. 9-32.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. - Сочинения, изд.И,т.4.,с.419-459.

4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд.Ц,т.20.,с.5-326.

5. Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд.Ц,т.20.,с.339-626.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения,изд.II,т.21,

с.269-317.

7. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочи-нения,изд.Ц,т.4,с.322-339.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи»частной собственности и государстве. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения,изд.Ц,т.21.,

9. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к щуке. - Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, изд.ТТ,т.Т9.,с.185-230.

10. Ленин В.И. Дез тактики- социал-демократии в демократической революции. - Полн.собр.соч.т.Ц,с.1-131.

11. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. - Полн. собр.соч.т.41,с.1-104.

12. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономизации".-Полн.собр.соч.т.45,с.356-362.

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн.соб.соч. ' т.18.с.7-384.

14. Ленин В.И; Государство и революция. - Поли,собр.соч.т.33; с.1-12.

15. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. - Полн.собр. соч.т.25,с.255-320.

16. Ленин В.И. От какого наследия мы отказываемся? - Полн.собр. соч.т.2,с.505-550.

17. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. - Полн.собр. соч.т.36,с.165-208.

18. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. - М.,Политиздат,1982.

19. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - "Коммунист",!! 3,1983.

20. Пономарев Б.Н. Реальный социализм и его международное значение. - М.,Политиздат,1982.

21. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. - М.,Политиздат,1983.

2. ОШЩАЛЬНО-ДОКЖЕНТАЛЬШК МАТЕРИАЛЫ

1. Программа КПСС. Политиздат. М.,1971.

2. Материалы ХХУ съезда КПСС, М.»Политиздат,1976.

3. Материалы ХХУТ съезда КПСС., М.»Политиздат,1981.

4. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. -Документы и материалы. М.,1969.

5. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. - 22 ноября 1982г.

6. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. - 14-15 июня 1983.

7. Программа "Лиги освобождения". - Каир,!952.

8. Программа "Национального Союза". - Каир,1956.

9. Программа "Арабского Социалистического Союза". - Каир,1962. 10. Программа "30-го марта". - Каир,1968.

3. МОНОГРАФИИ, СБОРНИКИ.

1. Аваков P.M. Развивающиеся страны: научно-техническая революция и проблема независимости. - М.,1976, 295с.

2. Аваков P.M. Развивающиеся страны: закономерности,тенденции, перспективы. - М.,1974, 463с.

3. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей. - М.,1982, 336 с.

4. Беляев И.П.»Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. -М.,1981, 368с.

5. Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. - М.,1979, 159с.

6. Брутенц К.Н. Социалистическая ориентация освободившихся стран./ М.,1982, 310с.

7. Брутенц К.Н. Современные национально-освободительные революции. - М.,1974, 552с.

8. Гаврилов Ю.Н. Национально-освободительное движение: перспективы развития. - М.,1981, 85с.

9. Гафуров Б.Г. Ленин и национально-освободительное движение в странах Востока. - М.,1970, 504с.

10.: Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения. - М.,1976, 279с.

11. Капица Л.М. Воздействие двух мировых систем на освободившиеся страны. - М.,1982, 224с.

12. Каримов Т.Б. О сущности социально-экономических преобразований в некоторых арабских странах социалистической ориентации. Вестник московского университета 1974, II 4.

13. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке. - М.,1975, 324с.

14. Косухин Н.Д. Формирование идейно-политической стратегии в африканских странах социалистической ориентации. - М.,1980, с.260.

15. Кива A.B. Страны социалистической ориентации: основные тенденции развития. - М.Д978 287с.

16. Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному - М., 1982, 296с.

17. Ким Г.Ф., Шабшина Ф.И. Пролетарский интернационализм в революции в странах Востока. - М.,1967, 399с.

18. Ким Г.Ф. Социально-политические аспекты современных напио-нально-осЕОбодительных революций. - М.,1982, 296с.

19. Ким Г.Ф., Кауфман A.C. Ленинизм и национально-освободительное движение. - М.,1969, 288о.

20. Зарубеншый Восток и современность: Основные проблемы и тенденции развития стран Зарубежного Востока. - в 3-х томах,М., 1981.

21. Ларьков A.M. Национально-освободительное движение на современном этапе. - М.Д968, 64с.

22. Левковский А.И. Мелкая буржуазия: облик и судьбы класса. -М. 1978, 192с.

23. ЛеЕКОЕСКИй А.И. Третий мир о современном мире. - М.,1970,120с.

24. Левковский А.И. Социальная структура развивающихся стран.-М.,1978, 221с.

25. Ленин З.И. Развитие арабской общественной мысли (I9I7-I945).-М. 1979, 198с.

26. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. - М.,1972, 268с.

27. Ленинизм и борьба против буржуазной идеологии и антикоммунизма на современном этапе. - М.,1970, 303с.

28. Ленинизм, классы и классовая борьба в странах Востока. - М., 1973, 348с.

29. Махмуд Амин аль-Алим. Идейные бои. Перевод Сагадеева A.B., М.,1974, 406с.

30. Мартншин О.В. Африканская революционная демократия. - М., 1981, 264с.

31. Мартышин О.В. Социализм и национализм в Африке. - М.,1972, 407с.

32. Медведко Л.И. К Востоку и Западу от Суеца. - М.,1980,.

33. Мирский Г.И. Армия и политика в странах Азии и Африки, - М., 1970, 349с.

34. Мирский Г.И. "ТРЗТИЙ МИР" общество,власть,армия. - М.,1976, 407с.

35. Национализм в современной Африке. - М.,1983, 264с.

36. Национальное и интернациональное в жизни народа. - Материалы межреспубликанской научной конференции. - В 4-х томах, Киев,1970.

37. Национально-освободительное движение на пороге 80-х. С кем оно? - М.,1982, 268с.

38. Некапиталистический путь развития стран Африки. - М.,1967, 374с.

39. Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. - М.,1971, 290с.

40. Обцее и особенное в историческом развитии стран Востока. -■ М.,1966, 248с.

41. Онан Э.С. Идеологическая деятельность независимых государств Африки. - М,,1971, 203с.

42. Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. Критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций "третьего пути" развития. - М. 1982, 255с.

43. Проблемы развития стран современного Ближнего и Среднего Востока. - М.,1981, 180с.

44. Примаков I2.M. Восток после краха колониальной системы. - М., 1982, 208с.

45. Селезнев Л.И. Национально-освободительные революции современ-. ной эпохи. - Л.,1972, 158с.

46. Селезнев Л.И. Развивающиеся страны е борьбе за экономическую независимость. - Л.,1975, 151с.

47. Современные идеологические проблемы стран Азии и Африки. -М.,1970, 189с.

48. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока. - М.,1978, 326с.

49. Социалистическая ориентация освободившихся стран. - М.,1982, ЗТОс.

50. Стар.ушенко Г.Б. Социалистическая ориентация в развивающихся странах. - М.Д977, 192с.

51. Старушенко Г.Б. Нация и государство в освобождающихся странах.-М.,1967, 294с.

52. Симония H.A. Об особенностях национально-освободительных революций. - М.,1968, -90с.

53. Симония H.A. Страны Востока: пути развития. - М;;,1975, 384с.

54. ТарабринЕ.А. Новая схватка за Африку. - М.,1972, 319с.

55. Троицкий E.G. Немарксистские концепции социализма и борьба

за общественный прогресса в странах Азии и Африки. - М.,1974, 336с.

56. Троицкий E.G. Социальные истоки и сущность концепций непролетарского социализма в странах Азии и Африки. - М.,1971,47с.

57. Тягуненко БД. Проблемы современных национально-освободительных революций. - М.,1969, 352с.

58. Ульяновский P.A. Очерки национально-освободительной борьбы.-М.,1976, 478с.

59. Ульяновский P.A. Социализм и освободившиеся страны. - М.,1972, 557с.

60. Ульяновский P.A. Современные проблемы Азии и Африки. - М», 1978, 295с.

61. Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. - M, 1980, 286с.

62. Чиркин В.Е. Буржуазная политология и действительность развивающихся стран. - М.,1980, 183с.

63. Идеология революционных демократов Африки. - М.,1981, 288с.

64. Искендеров A.A. Национально-освободительные движения: проблемы, закономерности и п рспективы. - М.,1970, 392с.

65. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М.,1982, 236с.

66. Хан Г.Б. Некоторые проблемы некапиталистического пути развития. - Алма-Ата, 1971, 156с.

67. Абдель Кадер Ахмед. Демократия шу социализм. - Багдад,1969.

68. Аль-Исми Шибли. В арабской революции. -*Каир,1969. '

VW\ с ¿\r-Dlijf * ^ » S

69. Аль-Урейм Абдель Габбар. Проблема современного арабского

общества. - Багдад,1969.

т\ с «Ц^о-ь оис ^¿¿мЬ

70. Ахмед Сувейлим аль-Омари. Исследования в арабском обществе.-Каир,1960.

71. Ахмед Маана. Тайны раскольнического движения в Сирии. - Ка-ир,1961. .

72. Ас-Сеййид Амин. Враги арабского национализма. - Каир,1963.

73. Ильяс Фарах. Идеология новой левизны в мире. - Багдад,1971.

74. Ильяс Фарах. Будущее арабского революционного движения. -Багдад,1972. . »

75. Ильяс Фарах. Арабская революционная политика до и после военного поражения. - Багдад,1970. и „

76. Аль-Азми Мухаамэд Абдалла. Демократичность арабского национализма. - Каир,1959.

77. Ботрос Ботрос Гали. Арабский национализм и особенности арабского общества. - Каир,1960.

78. Абдель Гади аль-Факики. Наш арабский социализм в теории и практике. - Бейрут,1967. ^

79. Абдель Азиз Иззат. Социальные особенности новых революционных законов. - Каир,1961.

80. Абдель Монейм Шумейс. Демократичность Национального Союза.>

Каир,1961. ^.

* 2>1а1!Л "

81. Абдель Рахман Нусайр. Социальная справедливость,- Каир,1961.

82. Асеф Сидки. Социалистические преобразования в ОАР. - Каир,

83. Гамаль Абдель Насер. Философия революции. - Каир,1954.

84. Сарват Акаша. Наш союз - творческая философия. - Каир,1959.

85. Итуи Фаузи. Гамаль Абдель Насер. - Бейрут,1970. ^

86. Хафез Махмуд. Взгляды на философию революции. - Каир,!961.

87. Саад Абдель Фаттах Ашур. Народная революция. - Каир,1965.

88. Саад Абдель Фаттах Ашур. Революция 23 июля и достижение национальной независимости. - Каир,!965.

89. Сулейман Махмуд Шаммауи. Политическое развитие арабского общества. - Каир,!962.

90. Сулейман Махмуд Таммауи. Июльская революция !952 года среди •

мировых революций. - Каир,!964.

\<П1 ге А ^зШ)**** ьЧЦ

9!. Айиша Ратеб. Июльская революция !952 г. - Каир,!962.

92. Фадель Заки Мухаммед. Американская стратегия на Ближнем Востоке. - Багдад,!968.

93. Мухаммед Кямиль Лейла. Политические строи. - КаирДЗб!.

94. Мухаммед Хасанейн Хейкаль. Абдель Насер и мир." - Бейрут,

95. Мухаммед Мустафа Шаабини. Позитивный нейтралитет, его основы и гуманистические особенности. - Каир,!960.

ул. (О.ЦЗЪЬ^-

96. Мустафа Абдель йатыф. НоЕая арабская идеология. - Каир,1964.

.97; Моойи эль-Мотии. Почему ке арабский социализм? - Каир,1954. 98. Надаи Аллуш. Революция и массы. - Бейрут,1962^

4. С Т А Т Ь И

1. Ибрагим Саад эд-Дин. Кто, по мнению Г.А.Насера, является народом? - Ат-Талиа,октябрь,1970.

2.; Ибрагим Саад эд-Дин. Арабская принадлевность Египта - условие

для достижения победы. - Ат-Талиа,ноябрь,1970.

3. Абу Сейф Юсиф. Идеологическая и социально-политическая платформа Хартии национального действия. - Ат-Талиа,октябрь,1971.

4. Абу Сейф Юсиф. Абдель Насер в борьбе против неоколониализма Ат-Талиа,октябрь,1972.

5. Ахмед Бага эд-Дин. Что мовно сказать о Социалистическом Союзе? - Аль-Ахрам, 30/8-1974.

6. Ахмед Бага эд-Дин. Что хотят арабы в действительности? т4 Аль-Ахрам, 5/6-1971.

7; Ас-0еййид Амин. Взгляды июльской революции на социальную борьбу. - Аль-Катиб,июль,1974. ^

8. Исмаиль Сабри Абдалла. Об определении рабочего и крестьянина.-А т-Т а лиа, май,1968.

9. Исмаиль Сабри Абдалла. Абдель Насер и арабский национализм.-А т-Т алиа, а прель 1971.

10. Исмаиль Сабри Абдалла. Действительность положения арабов.-

Ат-Т алиа,сентябрь,1970.

ХГ.1 Гаглаль эль-Утейфи. Арабский Социалистический Союз является коалицией партий или союзом Есех национальных сил? - Аль-Ахрам,9/4-1972. ЛЧ-

12. Гамаль эль-Утейфи. Как может произойти слияние классов в обществе трудового народа? - Аль-Ахрам, 9/4-1972.

14. Гамаль Магди Хасанейн. Социальная основа и историческая роль революции-!952 года. - Ат-Талиа,апрель,1971.

15. Джихад Абдель Малек Ауда. Массы и социальный прогресс. -

А т-Талиа,январь,1970.

16. Хусейн Шаалян. Национально-освободительное, движение. -Ат-Талиа,сентябрь,1971.

17. Хельми Ясен. Война не должна останавливать общественный прогресс. - Ат-Талиа,январь,1970.

18. Ахмед Абдель Джавад. Революционные силы и их роль в революционном движении. - Ат-Талиа,январь,1970.

Х9.: Халед Мохи эд-Дин. Гамаль Абдель Насер в борьбе против империализма. - Ат-Талиа,апрель,!971.

20. Халед Мохи эд-Дин. События 6 октября и их отражение в пробле-

ме национального единства. - Ат-Талиа,май,!974.

21. Хайри Азиз. О "свободе" и "свободном мире". - Ат-Талиа, июнь,1974.

22. Хайри Азиз. Отношение к арабской буржуазии. - Ат-Талиа, июнь,1972. а

23. Рифаат аль-Хайят, Теория единства. - Ат-Талиа, февраль, 1971.

24. Рифаат аль-Хайят. Средние слои и их: место в арабском обществе. - Ат-Талиа, март,1972.

25. Мурад Заки, Движение к единству и борьба внутри национального единства. - Ат-Талиа,январь, 1972.

26. Сами Хашаба. Египетская драма и мелкая буржуазия - Ат-Талиа, май,1971,

27. Саад Хайял, Государство, революция и ложные лозунги. -Ат-Талиа, март 19%,

29. Салах Иса."Демократия и концепция единой для всех идеологии.• Аль-Катиб»январь,1974.

30. Адиль Хусейн. Продолжение социальной революции - основное

условие для предотвращения агрессии. - Ат-Талиа,сентябрь,

ту^чдХио* < гс ч0Г9

31. Адиль Гонэйм. О проблеме нового класса в Египте. - Ат-Талиа, сентябрь,1967.

1- V ' " 1 ' '

32. Абдель Рахман аш-Шаркауи. Национальная революционная солидарность - главное условие победы. - Ат-Талиа,ноябрь,Т971.

33. Абдалла аль-Ирауи. Современная арабская идеология. - Ат-Та-лиа,декабрь,1971.

34. Абдель Монейм аль-Газзали. Рабочий тот, кто занят ручным тру*; дом. - Ат-Талиа,ноябрь,1974.

35. Фуад Мурси. Мелкая буржуазия, её классовое положение и идеологическая платформа. - Ат-Талиа,июль,1969.

36. ®уад Мурси. Абдель Насер и революционная теория. - Ат-Талиа, сентябрь,1971.

37. Фуад Мурси. Революция и контрреволюция. - Ат-Талиа, март, 1969.

, оъ^ «А Чх^»

38. Фатхи Абдель Фаттах. Крестьянин тот, кто занят в сельском хозяйстве. - Ат-Талиа,ноябрь,1974.

^ ! ¿и!» - оис

39. Кемаль ас-Сеййид. Паразитический капитал, его особенности и опасности. - Ат-Талиа, июль,1973.

40. Лотфи эль-Холи. Социализм и ислам. - Ат-Талиа, январь,1971.

41.' Лотфи эль-Холи. Действительное значение национального единства. - Ат-Талиа, се тябрь,Х972.

42. Лотфи эль-Холи. Вопросы, задаваемые семидесятым годом. -Ат-Т алиа,янва рь,1970.

\Ч с cWllfi ft C^WvJr Jb

43. Лотфи эль-Холи. Пути укрепления власти трудовых сил народа.-Ат-Талиа, октябрь,1965.

idxJUbJ» ud-LbJi ^JlVWO » Jy^^JJ

44. Лотфи эль-Холи. Свободные офицеры: их идеологическая плат-

форма. - Аль-Катиб,шаль,1Э74.

45. Лутфи аль-Фатям. В.И.Ленин и революционное насилие. -Ат-Талиа, апрель,1970.

46. Махмуд Амин аль-Алим. Более одного пути в социализм. -Аль-Хиляль, август,1964.

47. Мухаммед Фатхи Афия. Буржуазия третьего мира и капиталистический путь развития. - Ат-Талиа»ноябрь,1972.

48. Мухаммед Сеййид Ахмед. Абдель Наоер и друкба с Советским Союзом. - Ат-Талиа,апрель, 1971.

49. Мухаммед Хасанейн Хейкаль. Что такое насеризм? - Аль-Ахрам, 14Д-Х972. / / г u, "

50. Мухаммед Абдель Монейм Мортади. Мелкая буржуазия развивающихся стран, её возможности и перспективы. - Ат-Талиа, сентябрь,1972. «

51. Мишель Кямиль. Проблемы социальных сил внутри национального единства. - Ат-Талиа, март,1969.

52. Мишель Кямиль, Некоторые соображения о программе национального действия по укреплению внутреннего фронта. - Ат-Талиа, февраль 1971. » ^о^^Ц«*

53. Мишель Кямиль. Понятие и пути достижения единства трудовых сил народа.' - Ат-Талиа, январь,1968.

* ^ ^ чх^з с"

54. Мишель Кямиль. Разногласия внутри национального единства.-

Ат-Талиа, май, 1972.

55. Вади Амин. Особенности ленинского понимания нации. - Ат-Та-

лиа, апрельД970. » й Р

56. Юсеф Хаттар эль-Хелу. Национально-освободительное движение мевду буржуазным и ленинским пониманиями. - Ат-Талиа,январь, 1975.

5.период и час К а Я печать

1. "Правда"

2. "Коммунист"

3. "Вопросы философии"

4. "Проблемы мира и социализма"

5. "Народы Азии и Африки"

6. "Аль-Ахрам"

7. "Аль-Гумху рия"

8. "Аль-Ахбар"

9. "Ат-Талиа"

10. "Аль-Катиб"

11. "Роз аль-Юсеф"

12. "Ас-Сакафа"

13 "Лива уль-Ислам" 14. "Минбар уль-Ислам"