автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Проблема патриотизма в представлениях в настроенияхроссийских эмигрантов в 1920-1930-х гг. (по материаламэмигрантской прессы)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема патриотизма в представлениях в настроенияхроссийских эмигрантов в 1920-1930-х гг. (по материаламэмигрантской прессы)"
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Исторический факультет
На правах рукописи
РГБ ОД
Тарасов Борис Юрьевич к^« ■
Проблема патриотизма в представлениях а настроениях российских эмигрантов в 1920-1930-х гг. (по материалам эмигрантской прессы)
Раздел 07.00.00. - исторические науки Специальность - 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации па соискание ученой степени кандидата исторических паук
Москва 2000
Работа выполнена на кафедре Отечественной истории XX века исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
доктор исторических наук, профессор Валерии Михайловна Сеяунская
доктор исторических наук, профессор Георгий Михайлович Алексеев (Кафедра ОДПП, МГУ); кандидат исторических наук Александр Борисович Ручкин (центр образования и культуры «ГРИНТ»)
Ведущая организация - Московский педагогический государственный университет
Защита состоится_2000 г. на заседании
диссертационного совета К-053.05.27. по Отечественной истории в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Воробьевы горы, МГУ, 1 -Й корпус гуманитарных факультетов, ауд. 550
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Горького МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ).
Автореферат разослан_2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор исторических наук Н.В. Козлова
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема патриотизма в современных условиях нашей страны приобрела особую значимость в связи с глубоким кризисом национального самосознания, поразившим российское общество. Преодоление этого кризиса возможно только на здоровой основе патриотизма, на четко выраженной национальной идее, цель которой - объединить россиян в их служении Родине, в стремлении своими действиями служить ее истинным интересам, помочь ее сплочению, преодолению центробежных тенденций, защите суверенитета.
Поиск на данном направлении выявляет огромную историографическую значимость проблемы патриотизма. И здесь нельзя пройти мимо того, что до сих пор почти не изучен, не обобщен достаточно сложный и многообразный опыт трактовки и пропаганды патриотизма, накопленный в Русском Зарубежье. Именно здесь как бы интегрировались все известные формы патриотческих настроений, связанные с различными социальными слоями, политическими партиями и движениями. Одновременно, несмотря на оживление интереса в последше годы к проблеме русского зарубежья, определенные трудности представляет все же недостаточное количество научной литературы по данной теме. Из поля зрения историков нередко ускользает то обстоятельство, что, несмотря на свои внутренние разногласия, русское зарубежье представляет собой тем не менее единое целое. И признавая ценность изучения отдельных частей этого явления, все же ощущается недостаток в освещении проблем, свойственных зарубежью в целом. Одной из таких магистральных проблем и является тема патриотизма в эмиграции, вокруг которой, по
существу, и разгорались самые жаркие дискуссии. Обращение к этой теме, кроме ее научного значения ввиду малой изученности на сегодня в историографии, представляется актуальным и на фоне тех событий, что переживает российская государственность в наши дни. Тщательное и объективное изучение духовного наследия деятелей русского зарубежья можегг не только обогатить отечественную историческую науку, но и оказаться полезным в решении насущных современных проблем, стоящих перед обществом, когда тема патриотизма звучит с особенной остротой.
Предмет исследования. Предметом данного
исследования являются патриотические представления эмигрантов из России за период 20-30-х гг. XX века. В поле зрения автора находится широкий спектр вопросов, связанных с формированием в среде российского зарубежья патриотических идей и их развития от начала 1920-х гг. до кануна Второй мировой войны.
Хронологические рамки исследования охватывают период от начала 20-х гг. XX века - первых лет существования эмиграции до конца 30-х гг., кануна Второй Мировой Войны.
Задачи нсследовапия. В работе над диссертацией автор ставил перед собой следующие задачи: изучить вопрос, имело ли эмигршггское сообщество первой постреволюционной волны в своем общественном сознании чувство патриотизма в отношении покинутой родины и какова специфика выражения этого чувства в тех слоях эмиграции, где оно более всего проявлялось; дать характеристику политического спектра российских эмигрантов изучаемого периода и выявить его воздействие на дифференциацию основных тенденций в понимании и интерпретации русского патриотизма в зарубежье; показать историческую динамику патриотических настроений российских
эмигрантов и выявить основную тенденцию развития этих настроений за период 20-х - 30-х гг.
Источники. Тема кандидатской диссертации предполагает изучение целого ряда исторических источников, одним из наиболее важных среди которых является собственно периодическая печать, поскольку в своем исследовании автор, в первую очередь, ориентировался именно на этот комплекс источников.
Эмигрантская печать необычайно разнообразна и насчитывает сотни изданий, охватывающие весь спектр политического разделения зарубежной России, от ее крайне правого, до левого крыла. В силу указанной причины, в работе была поставлена задача уделить особое внимание не всей периодической печати эмиграции, что было бы затруднительно, а именно органам печати, по своей направленности отражавшим патриотические настроения как правой части русского зарубежья, так и либеральной, находившейся под влиянием «Последних новостей».
Одна за другой в российском зарубежье возникали организации, правые, центристские и левые. Вся полемика между ними велась в основном на страницах печатных изданий, активно издававшихся этими же организациями. Так, Русский архив в Праге зафиксировал до 1932 г. не менее 1005 названий присылавшихся туда эмигрантских журналов ( и это не считая газет I).1 При огромном рассеянии эмиграции в чужом мире печать была единственным связующим звеном, единственным местом выяснения позиций.
1 Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994 г. стр. 29.
Наиболее известными ежедневными газетами были два парижских издания : левые «Последние новости» (1920-1940) под редакцией М.Л. Гольдоггейна и затем левокадетского лидера П.Н. Милюкова, и возникшее позже правоцентристское «Возрождение» (1925-1936, затем до 1940 г. еженедельник), выходившее первые полтора года под редакцией П.Б. Струве, а затем - Ю.Ф. Семенова. По данным Р. Гуля тираж «Последних новостей» достигал 40 ООО экземпляров.2
Эти газеты занимали прямо противоположные друг другу позиции, и являлись соответственно трибуной для отстаивания своих взглядов сторонниками либерального и правоцентристского крыла российского зарубежья. Однако здесь необходимо заметить, что работа с этими источниками представляет и известные трудности. И «Последние новости» и «Возрождение» были в первую очередь не политическими газетами, поэтому львиную долю на их страницах занимают материалы, не имеющие прямого отношения к общественно-политическим баталиям в эмиграции. Все это требует тщательной работы с упомянутыми изданиями для выявления необходимых сведений.
В политическом спектре между «Возрождением» и «Последними новостями» распологались все крупные ежедневные газеты: «Руль» в Берлине (1920-1931; под ред. В.Д. Набокова, И.В. Гессена; эта газета представляла взгляды правого крыла кадетов); «За свободу» в Варшаве ( основана в 1920 г. Б.В. Савинковым под названием «Свобода», в 1921-1932 гг. под ред. Д.В. Философова); «Сегодня» в Риге (1919-1940, ред. М.И. Ганфман, затем М.С. Мильруд и Б.И. Харитон).
5 Те» ка. С. Кб.
Слева от газеты П. Милюкова стояли эсеровские издания : ежедневная газета «Дни» А.Керенского (1922-1933, Берлин, затем Париж; в 1933-1936 гг. превратилась в еженедельник «Свобода»), а так же газета, ставшая потом ежемесячным журналом «Воля России» (1920-1932, Прага).
Еще левее располагались меньшевики (их лидер Ф.И. Дан) издававшие с 1921 г. «Социалистический вестник» и выходивший поочередно до 1936 г. в Берлине, Париже и Нью-Йорке.
Правый фланг, несмотря на распространенность своих воззрений в эмиграции, таких средств влияния и тиражей не имел. Да и становление его прессы, за редкими исключениями ( как, например, выходивший в Берлине «Призыв» 1919-1920), произошло позже.
Примечателен в этом ряду «Русский колокол» под ред. И.А. Ильина (вышло 9 номеров с 1927-30 гг.). На страницах этого издания - «журнала волевой идеи» - как гласил подзаголовок, получили свое выражение взгляды такого видного общественного деятеля эмиграции, каким являлся И.А. Ильин.
Из военно-политических годаиий выделяется журнал «Часовой» (1929-1941; 1947-1988; Франция, с 1936 г. - Бельгия; ред. В.В. Орехов. ) являвшийся выразителем взглядов руководства РОВСа (Русского Обще-Воинского Союза). На страницах этого журнала находила свое отражение официальная позиция лидеров Союза, публиковались заявления лидеров правого лагеря, освещалась общественная жизнь эмиграции. Изучая тему патриотизма в эмигрантской среде исследователь не может обойти своим вниманием такой важный источшпс, каким является журнал «Часовой».
Церковные издания отличались скромностью и малым распространением. Выходила «Православная Русь» - 2 раза в месяц с 1928 г. (сначала в словацком Ладомирове, а с 1947 г. в Джорданвилле), содержащая немало ценных статей.
Менее известные печатные органы имелись почти у всех союзов и обществ : « Иллюстрированная Россия» (1924-39 гг., Париж) «Евразийская хроника» (1925-37), «Еврейская трибуна» (1920-24 гг.), «Военная быль», «Морские записки», «Казачий путь», «Музыка» и т.д.
Конец 20-х гг. и начало 30-х были ознаменованы новыми течениями в политической жизни Русского Зарубежья. В первую очередь речь идет о движении фашизма в Италии и Германии и об отношении к нему в русской эмиграции. Собственно фашизм разделил эмиграцию пополам, вызвав ко времени начала Второй мировой войны в ее среде два основных течения : пораженцев и оборонцев. Русские организации в той или иной степени ориентировавшиеся на фашизм возникли во многих странах: в Германии, Франции, США, на Дальнем Востоке. Все они имели свои печатные издания, служащие теперь весьма важными источниками по истории русской эмиграции и представлениях о патриотизме в ее среде.
Среди изданий этой группы эмиграции можно отметить : газету «Сигнал» - печатный орган Русского Национального Союза Участников Войны (РСНУВ); еженедельник «Голос России» ( 1936-1958) и, после его закрытия, «Наша газета» освещали деятельность так называемого «движения штабс-капитанов», созданного братьями Солоневичами, бежавшими в 1934 г. из советсткого концлагеря. Это движение действовало в согласии с
позицией Национально-Трудового Союза Нового Поколения (НТСНП)иРНСУВ.
Деятельности НТСНП уделяли страницы «Часовой», «Россия и славянство», харбинские «Русское слово» и «Харбинское время». С 1932 г. в Софии начала выходить ежемесячная союзная газета «За Россию», однако после 1934 г. власти под давлением советского посольства ее несколько раз запрещали. Часто приходилось менять ее название : «За новую Россию», «За родину». После 1940 г. газета стала выходить в Белграде с прежним названием ( ред. До 1933 г. Ф.А. Мельников, до 1939 г. Д.М. Завжалов, затем A.C. Казанцев). Выходили издания НТСНП и в других странах: «Смена» в Шанхае, «Меч» в Варшаве, «Обзор печати» в Лионе, «Костер» в Париже.
В Германии в 1935 г. возникло Российское Национальное и Социальное Движение (РНСД). Газетами этой организации были : «Голос РОНДа», «Пробуждение России», «Девятый вал».
Фашистское движение в Харбине - РФО - Российская Фашистская Органанизация с 1932 г. начала издавать ежемесячный толстый журнал «Нация» ( ред. О.В. Константинов, Г.В. Тараданов), затем еженедельную газету «Наш путь» (1933-38 гг., ред. К.В. Родзаевский).
Другой важный комплекс источников - архивные материалы. Следует отметить, что значительное число архивов эмигрантов находится за рубежом. Но и в России в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) содержится значительный массив источников по теме русского зарубежья. В первую очередь это фонды Русского Заграничного
исторического архива (РЗИА).3 Среди документов особенное значение имеют такие типы источников, как — делопроизводство РОВС, приказы главнокомандования, схемы организаций РОВС, информационные сводки, протоколы заседаний, переписка, пропагандистские и политические материалы, касающиеся общественных движений в эмиграции, периодические издания.4
Следует также упомянуть о комплексе исторических материалов, который представляют собой регулярные аналитические обзоры состояния эмиграции, составлявшиеся при Генеральном штабе РККА. В этих документах содержится большой фактический материал, непосредственно связанный с темой, характеристика политических настроений эмиграции.5
Здесь же необходимо сказать и о тех изданиях архивных материалов, которые были осуществлены в последнее время. Так, в 1996 году в Рыбинске вышел в свет документальный альбом «Крестный путь Русской армии генерала Врангеля»,6 в 1998 году вышло двухтомное издание «Чему свидетели мы были...».7 Это чрезвычайно ценный комплекс источников, представляющий собой переписку царских дипломатов за период 30-х годов. «Русская военная эмиграция 20-30-х гг.»8 - еще одно издание,
1 Павлова Т.Ф. Русский заграничный исторический архив ■ Праге // Отечественная
история. М„ 1992 г. № 11.
4 ГАРФ. Ф. 5826.
Контрреволюционные вооруженные силы и рубежом н на территории Советской
России. (Состояние, организация и деятельность) 1922-1923 гг.
' Крестный путь Русской армии генерала Врангеля (ю семейного архива Апраксиных-Котляровских). Рыбинск, 1996 г.
7 Чему свидетели мы были...Переписка бывших царских дипломатов. 1934-1940. Сборник
документов в двух кнкгах. М., 1998г. Русская военная эмиграция 20-30-5 гг. в 2-х тт. №, 1998 г.
включающее в себя довольно обширный комплекс источников, связанный непосредственно с военной частью эмиграции.
Важное место среди источников по данной теме принадлежит комплексу мемуарной литературы, переписке общественных деятелей зарубежья. Поскольку эти источники созданы непосредственными участниками общественно-политической жизни российской эмиграции, то здесь исследователь может найти обширный материал, связанный с темой диссертации, с идеями патриотизма в Русском Зарубежье, а именно то, как их понимали представители различных политических движений. Представляется необходимым упомянуть наиболее значимые труды, принадлежащие видным деятелям Русского Зарубежья. Это воспоминания А.И. Деникина,9 П.Н. Врангеля,10 Н.В. Савича,11 И.В. Гессена,'2 П.В. Жадана,13 Романа Гуля,14 Г. Мейера15 и многие другие.
Для лучшего понимания изучаемой проблемы чрезвычайно интересными могут оказаться работы такого крупного мыслителя каким был И.А. Ильин.16 Идеолог новой национальной России, Ильин без сомнения является одной из самых ярких и, одновременно, неоднозначных фигур Русского Зарубежья.
Отличительной чертой многих из перечисленных изданий является то, что почти все они изданы в России в начале 90-х годов, в тот период, когда наблюдался повышенный интерес в
' Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990 г.
10 Врангель ПЛ. Воспоминания. В 2-х тт. М., 1992г.
" Савич Н.В. Воспоминания. - Спб., 1993 г.
п Гессен И.В. Годы иъ-нання. Париж, 1979 г.
Жадан П.В. Русская судьба: записки члена НТС о гр*жд»нской и Второй Мировой Войне. М.. 1991 г.
14 Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1984 г.
15 Мейер Г. У истоков революции. Франкфурт-на-Майне, 1971 г.
обществе и в науке к теме русской эмиграции, не ослабевающий и поныне.
Степень научной разработанности темы. Следует обратить внимание на сам принцип отбора исторической литературы по избранной теме диссертации. Дело в том, что вплоть до настоящего времени чрезвычайно слабо разработана проблемная историография русского зарубежья, что справедливо отмечает В.М. Селунская в своей работе «Проблема интеграции эмигрантов в российском зарубежье между двумя мировыми войнами в отечественной историографии» (Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 8. История. 1998. № 1.) Это касается и проблемы патриотизма в эмиграции. Подобное положение вещей значительно усложнило историографический поиск в работе над исследованием. Потребовалось привлечение разнообразной литературы, на первый взгляд не имеющей прямого отношения к теме, с целью извлечения из нее упоминаний о проблемах патриотизма среди эмигрантов. При написании историографического обзора автор исходил из упомянутых объективных обстоятельств, при этом наибольшее внимание уделяя историографии русского зарубежья западно-европейского региона Материалы по другим регионам, как например дальневосточному или северо-американскому привлекались в той мере, в какой это было необходимо для воссоздания достаточно полного представления о рассматриваемой проблеме.
Собственно изучение белой эмиграции в СССР, несмотря на все ограничения, началось уже с 20-х гг. В отечественной периодической печати нередко печатаются мемуары участников
" Ильвя ПЛ. Собрание сочинений в 2-х тт. Ростов, 1991 г.
белого движения и видных деятелей зарубежья. В этой связи можно назвать такие журналы, как «Пролетарская революция», «Красный архив», «Война и революция», «Летопись революции», «Военный вестник» и другие. По данным советского историка Н.А. Шермана, в СССР за период 20 - 30-х гг. было издано около 60-ти книг по теме эмиграции.17 Недостатком этих публикаций являлась излишняя тенденциозность в подборе материалов, а так же их неудовлетворительная научная обработка
Положительной чертой таких изданий следует отметить регулярную публикацию сведений о выходе в свет эмигрантской литературы. Эти данные помогали советским исследователям ориентироваться в довольно обширном мире литературы зарубежья.
Изменения происходят в конце 20-х - начале 30-х гг., когда тема российской эмиграции становится запретной, а те редкие упоминания, что и существуют, носят исключительно негативный оттенок. Это объясняется как изменениями в политической ситуации внутри страны, так и осложнением внешнеполитической обстановки, назреванием нового мирового конфликта, в котором большая часть русского зарубежья готовилась занять антисоветские позиции.
Вторая половина 50-х и начало 60-х гг. принесли некоторое усиление внимания как общества так и науки к теме эмиграции. Появляется книга Д.Мейснера, работника Русского Заграничного исторического архива. 18 В книге приводятся многие запрещенные прежде материалы, которые помогали несколько
1Шрнан ПЛ. Советская историография гражданской войны в СССР (1920-1931). Харьков, 19(4.
" Мейсиер Д. Миражи н действительность. Записки эмигранта. 1966 г.
расширить представление как о самом российском зарубежье, так и о проблеме патриотизма в эмигрантской среде.
70-е гг. стали периодом более пристального изучения русского зарубежья. В отечественной историографии тема эмиграции поднималась рядом ученых, но, к сожалению, подчас рассматривалась слишком односторонне и предвзято. Это можно отнести к исследованиям Г.З. Иоффе и Г.Ф. Барихновского,19 атак же Л.К. Шкаренкова20 и В.В. Комина.21 Представленная авторами на достаточно богатом фактическом и источниковом материале, политическая жизнь и патриотические устремления русской эмиграции обрисованы необъективно, с явным умалением достоинств и положительного значения эмиграции как явления.
В 80-е годы, вместе с переменами в общественно-политическом сознании, в СССР происходит изменение и в отношении к теме российской эмиграции. Она выходит на страницы публицистических изданий, занимает все большее место в изданиях научных. Этот период отмечен появлением работ Мухачева Ю.В.,22 Тесемникова В.А.23 и некоторых других. Начинается постепенное преодоление предвзятого отношения к русскому зарубежью. Исследователи, освобождаясь от идеологических установок, пытаются представить объективную картину прошлого, что, правда, удается еще не всегда. В этом ряду
" Иоффе ГЛ. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977 г.
20 Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции //Вопросы истории, 1976 г. №5
31 Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977. 33 Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства
в СССР. М., 1982 г.
аРоссийская эмшряцня в ГОгсслч.ни(1519-1945гг.)//Есирь.ы кстэрь«. 1985. № 1С.
следует отметить работы М.Г. Вавдалковской14, отличающиеся большей объективностью.
Девяностые годы явились переломными в отечественной исторической науке, и по теме российской эмиграции в том числе. Выходят в свет как отдельные монографии, так и сборники работ, проводятся круглые столы историков. Так, существенный вклад в отечественную проблемную историографию внесла Международная научная конференция на тему «Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940», состоявшаяся в Москве в сентябре 1993 г. Материалы конференции были опубликованы под одноименным заглавием в двух книгах в 1994 г. В первом томе сосредоточены статьи по истории, философии, науке, генеалогии, во втором - по литературе и искусству. Следует отметить работы таких исследователей, как В.М. Селунская - Проблема : Российское зарубежье XX века, М.Г Вандалковская - Задачи изучения эмигрантской исторической науки, О.Н. Михайлов - О литературе российского зарубежья, Ю.А. Поляков - Российское зарубежье: проблемы истории.25
В исследованиях Н.Е. СоничевоЙ и Ю.И. Коваленко24 рассматриваются многие животрепещущие вопросы по истории русской эмиграции в 20-е - 30-е гг.
Лучшему пониманию идей знаменитого философа-эмигранта И. А. Ильина помогает работа Я.В. Шабанова.27
" Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, A.A. Кюеветгер: история и политика. - М., 1992 г. н Она же: Историческая наука российской эмиграции : «евразийский соблазн». М„ 1997 г.
" Все в сборнике «Проблемы изучения истории Российского зарубежья. -М, 1993 г.
и Саничева Н.Е. На чужом берегу (к истории русской эмиграции в послеоктябрьский период. М„ 1991 г.; Коваленко IO.II. Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты-М, 1991 г.
" Шабанов Я.В. Белая идея и европейский фашизм в концепции ИЛ. Ильина. //В
сборнике «Традиции русской исторической мысли. Историософия. М., 1997 г.
Нельзя не отметить так же сборник работ по истории адаптации российских эмигрантов.18 Некоторые из помещенных в нем статей могут быть весьма полезны для изучения темы русского зарубежья. Так, например, статья В.Ф. Ершова29 посвящена источникам по проблеме социально-экономической адаптации российской военной эмиграции в 20-е - 30-е гг. Очень важна статья В.М. Селунской.30 В ней дан обзор наиболее актуальных вопросов изучения истории русского зарубежья первой половины XX века и в первую очередь освещена проблема историографического осмысления данной темы в отечественной науке.
Как уже говорилось выше, в отечественной историографии интерес к русскому зарубежью с особой силой вспыхнул только в последние годы. Появляются довольно крупные исследования, посвященные истории эмиграции в целом. Таковы работы Костикова В.В.,31 Башкирова Г.Б. и Васильева Г.В.32 В этом ряду следует особенно отметить книгу М. Назарова.33 Она является на сегодняшний день одним из наиболее полных обзорных исследований по российскому зарубежью от 1920-го года и вплоть до времен «холодной войны». В ней дан чрезвычайно интересный обзор не только наиболее заметных тенденций в развитии общественной жизни эмиграции, но и на богатом фактическом материале сделана попытка выявить некую общую идею, которая, несмотря на все противоречия, могла
" История российского зарубежья. Проблемы адаптации эмигрантов в Х1Х-ХХ в*. М., 1996 г.
8 История российского зарубежья ...с. 87.
30 История российского зарубежья ...с. 4
51 Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье... Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990 г.
31 Башкирок Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку. Рассказы о судьбах
эмиграции. М., 1990 г.
33 Никроа М- Миссия русской змкгращин. М, 1994 г
связывать эмиграцию в ее патриотическом отношении к своей родине. Много внимания в этой книге уделено истории НТС, что вполне объяснимо, если учесть партийную принадлежность автора к этой организации.
Непосредственно теме идейно-политических разногласий в среде русской эмиграции посвящена работа О.Ю. Олейника и B.C. Меметова.34 История российской эмиграции изучается группой исследователей под руководством профессора Е.И. Пивовара. Подготовленное этим коллективом издание35 вводит в научный оборот широкий комплекс источников по проблеме российской эмиграции и, в том числе - военной. Теме военной эмиграции посвящена и отдельная книга - Российская военная эмиграция в 1920-30-е годы. Нальчик, 1988 г.). Нельзя обойти вниманием и еще целый ряд исследований по этой теме, такие, как работы С.С. Ипполитова, C.B. Карпенко.36 Здесь же необходимо отметить работы В.Ф. Ершова и Е.И. Пивовара, посвященные политическим идеям эмиграции.37
Структура диссертации. Работа состоит га введения, трех глав и заключения.
" Олейиик О.Ю„ Меи (то» B.C. Интеллигенция, эмиграция, отечество : проблема патриотизма. Иваново, 1997.
33 Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной я Центральной Европе 20-х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения) Москва; Геттингсп, 1994.
Ипполитов С.С., Карпенко С.В., Пивовар E.H. Российская эмиграция в Константинополе в начале 20-х годов. (Численность, материальное положение, репатриация) // Отечественная история. 1993. М 5; Ершов В.Ф. Пивовар ЕЛ. Военно-учебные заведения и военно-научная мысль в белой эмиграции в 1920-30 гг. // Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. М., 1993.
Ершов В.Ф. Военно-полктичегкие доктрины белой эмиграции 1920-30-х гг. //Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы. М., 1993г. Ершов В.Ф., Пивовар Е.И. Белоэмигрантские концепции свержения бвлыаевшмп в СССР в 20-30-х гг. // Гуманитарное г.'5р»зс»«?в- т Росс* в: новыг rownuvm. И, 1995.
Введение. Во введении определяются предмет и задачи исследования, содержится определение актуальности темы, приводится анализ источников и историографии.
Первая глава - «Российское зарубежье первой постреволюционной волны: численность, состав, территория расселения» - состоит из двух параграфов.
В первом параграфе кратко рассматриваются общие вопросы, связанные с начальным периодом эмиграции. Анализируется общая численность беженцев, страны наибольшего расселения эмигрантов, их социальный статус и его изменение. Дается краткая характеристика основных групп российского зарубежья первой постреволюционной волны, рассматриваются вопросы различного бытового и социального устройства эмигрантов в разных странах. Приводятся данные по общей численности беженцев и репатриантов из России на период 19201922 гг. и дифференциация этих цифр в зависимости от страны расселения и изменения общественно-политической обстановки, социальной ситуации, а так же с течением времени.
Во втором параграфе приводятся основные сведения, касающиеся политической дифференциации российского зарубежья, так как этот вопрос находится в прямой связи с дифференциацией эмигрантов по проблеме патриотизма. В политическом смысле эмиграция никогда не представляла собой единого целого. Как писал П.Б. Струве, оценивая сложившуюся политическую ситуацию в эмиграции: «...с одной стороны стоят доктринеры-монархисты... выступающие за реставрацию, на другом конце находятся доктринеры-республиканцы, видящие
необходимость установления в России республиканского строя»38. Единства не было не только между либералами и правыми, но и внутри каждой из этих групп. В то время, как левые кадеты сближались с социалистами, правые кадеты все чаще заявляли о своей идейной близости с консервативным лагерем. Однако и среди консерваторов существовало немало противоречий. Одни свое патриотическое служение родине ввдели на основе непредрешенчества (ненавязывания из-за границы какого-либо государственного строя для России), другие - на основе лигитимгама ( сторонники провозглашения императора еще в эмиграции).
В параграфе представлен широкий спектр политических и общественных движений в среде эмиграции, отстаивавших свои взгляды на патриотизм.
Вторая глава - «Русская военная эмиграция и Русская Православная Церковь за границей как центры кристаллизации патриотических представлений» - состоит го двух параграфов.
В перпом параграфе на фоне складывания за рубежом такого важного общественно-политического фактора, какой представляла собой русская военная эмиграция, дан анализ патриотических представлений, отразившихся в программе Русского Обще-Воинского Союза (РОВСа). Военная эмиграция являлась одной из наиболее многочисленных и организованных частей российского зарубежья. С первых лет своего пребывания за рубежом военные создают общественные организации, целью которых являлась пропаганда патриотизма, сплочение эмигрантов на основе любви к родине и готовности служить тем идеалам,
31 Струм П.П. Дисвнн« (гслнтикя II Возроязенке, 1926 г. 3 нюня.
которые представлялись единственно верными лидерам военной эмиграции. В 1924 году был образован Русский Обще-Воинский Союз. В него вошло большинство из существовавших до этого времени обособленно групп и организаций, представлявших военную эмиграцию. Это были военные организации, объединявшие своих членов на основе принадлежности к отдельным воинским формированиям : кадетским и юнкерским училищам, кавалерийским, артиллерийским и другим полкам и т.д. - этот вид военных организаций был одним та наиболее распространенных и многочисленных. Были распространены союзы, основанные по территориальному признаку. Они включали в себя военных разных частей и специальностей, но проживавших в одной местности. Отдельную и весьма многочисленную категорию русских военных сообществ составляли казачьи объединения. Кроме перечисленных организаций существовало множество других, делившихся на военно-благотворительные, мемориальные, на организации, объединявшие своих участников по принципу обладания теми или иными наградами и т.д.
Отдельную категорию организаций, находившихся в ведении военных, представляли собой военно-учебные заведения. Возникнув еще в тот период, когда шла гражданская война, в эмиграции они приобретают еще большее значение. Кадетским и юнкерским училищам, а так же обществам, подобным "Русским витязям" со стороны командования армии, а затем и РОВСа уделяется пристальное внимание и забота. В этих учебных заведениях преподавали грамотные офицеры, в большинстве своем профессора дореволюционных военных академий, и они воспитывали своих учеников в лучших традициях старой
императорской армии, вместе с профессиональными навыками прививая им чувство патриотизма, любви к своей родине.
В параграфе исследуется политическая программа РОВСа, содержащая положения, в которых отражено понимание патриотического служения Родине руководителями РОВ-Союза:
1 Непримиримая борьба с коммунистической властью, поработившей Россию и полное отрицание каких бы то ни было с нею компромиссов.
2 Вера в силу духа Русского народа, который только и вправе, при обеспечении своего свободного волеизъявления, указать формы будущей Государственной власти.
3 Армия является олицетворением Национал-Русской идеи, причем будущая Россия представляется Великой и единой Суверенной Державой.
4 Будущая Россия объединит на равных началах, как тех, кто боролся с большевиками, так и тех, кто должен был выносить на себе весь гнет ненавистной коммунистической власти.
В параграфе рассматривается вопрос взаимодействия представителей военной эмиграции с другими группами российского зарубежья по проблеме патриотизма.
Во второй параграфе, посвященном рассмотрению церковного раскола в эмиграции, исследуется воздействие этого явления на формирование патриотических представлений эмигрантов. Рассматривается роль Русской Православной Церкви за границей в укреплении и распространении православия, как источника патриотизма для многих групп российского зарубежья.
История Русской Православной Церкви в послереволюционное время и вплоть до нынешних дней представляет собой крайне противоречивое явление, подходить к которому нужно с
чрезвычайной осторожностью, учитывая весь комплекс моральных и политических проблем, с этим явлением связанный. Однако для нашей работы имеет значение сам факт образования в зарубежье нескольких ветвей русского православия соответственно служивших духовной основой для разных и нередко прямо противоположных друг другу групп эмиграции.
К одной из ветвей относятся те епархии, которые признали в свое время лояльность по отношению к советской власти. Сейчас это заграничные приходы Московской патриархии.
Основой второй ветви стала епархия, возглавлявшаяся митрополитом Евлогием (Георгиевским). Эта епархия неоднократно меняла свой статус, принадлежа в разное время то юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, то обращаясь за покровительством к Московской Патриархии, и, в конце концов, оказавшись в подчинении у Константинопольского Патриарха. Представители этой ветви православия так выразили свою позицию : « Мы не национальная церковь, мы просто верующие христиане.»39
По своему сложились пути и Русского Православия в Северной Америке. Американская Православная Церковь была провозглашена самостоятельной после Второй Мировой Войны. Для нашей темы важным является то обстоятельство, что ни Американская митрополия, ни даже Западно-Европейская, «парижская», не оказали такого влияния на общественную жизнь эмиграции, на отношение эмиграции к России, как собственно Русская Зарубежная Церковь.
Русская Православная Церковь за границей, или «карловацкая», как часто называют ее противники, до 1926 года, т.е. до времени выхода из нее митрополита Евлогия, объединяла все православное зарубежье. В период 1935-1946 годов, т.е. в период
воссоединения с Американской епархией - 95% всех зарубежных приходов.
Нужно отметить то обстоятельство, что причины, приведшие русские епархии за рубежом к разделению лежат не только и не столько в области канонической. Одной из важных причин раскола было разное отношение к будущему политическому устройству России и к роли Церкви в государстве вообще. В параграфе предпринимается попытка исследования содержания основных противоречий между разными крыльями эмигрантской Православной Церкви.
Третья глава - «Политическая дифференциация российского зарубежья по вопросу патриотизма» - состоит из трех параграфов.
В первом параграфе анализируется деятельность и общественно-политические программы социал-демократических кругов эмиграции и так называемого «пореволюционного движения». Представителей этой часта российского зарубежья, несмотря на довольно сильные расхождения друг с другом в воззрениях на патриотизм, на понимание того, что есть благо для России, объединяет в то же время положительная оценка советского этапа в истории отечества, признание положительной роли большевиков. Однако, если движению «сменовеховства» было присуще практически всецело поддерживать власть большевиков, что и повело в дальнейшем к возвращению многих представителей этого движения в советскую Россию, то евразийцы более осторожно относились к происходящему на родине. Они давали положительную оценку фактическому объединению отечества большевиками, рассматривая это как первый этап
" Б«3[)кя1кнй В» НгтгрЕ!.!5//С!:м:;>о-1?оетек«. Исэоск5ирея. 1551 г. М 2. С. 6.
грядущего возрождения России на обновленных началах «христианской правды».
Но евразийцы негативно относились к идеологическим установкам коммунистической власти, проводя тождество между Третьим Интернационалом и Третьим Римом, считая и ту и другую позицию «патриотизмом греховным».
Различные движения в среде российского зарубежья так же пытались совместить завоевания октябрьской революции с традиционными общественными и религиозными институтами, как например с демократией и христианством ( в слачае с национал-максимализмом) и монархией ( в программе младороссов).
Собственно социалисты в эмиграции, к которым относятся меньшевики, правые и левые эсеры, а так же отдельные общественные деятели зарубежья, как А.Ф. Керенский и другие, имеют касательное отношение к теме патриотизма в среде эмиграции. Это объясняется спецификой политических воззрений этого крыла зарубежья, отстаивавшего в первую очередь интересы международного рабочего класса Однако и они внесли свой вклад в развитие патриотических представлений. Наиболее четко это проявилось в среде правых эсеров, в своей программе особе выделявших важность пропаганды патриотизма
Второй параграф посвящен анализу философии И.А. Ильина, оказавшего большое влияние на многие правые и национал-патриотические движения в российском зарубежье. Рассматриваются воззрения философа на патриотизм, на то, каким образом он представлял себе развитие национальной идеи России. Так же в параграфе исследуется деятельность национал-патриотических движений и партий российского зарубежья 30-х
гг. XX века. Среди них Русский Национальный Союз Участников Войны (РСНУВ), Русское Национальное Социальное Движение (РНСД), Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП).
Третий параграф посвящен исследованию проблемы патриотизма в российском зарубежье накануне Второй Мировой Войны. Это период наиболее жесткого размежевания эмигрантов из России. Возникают течения так называемых «оборонцев» и пораженцев». Одна часть эмиграции выступает против любой поддержки возможной интервенции в Россию, провозглашает программу защиты отечества в надвигающейся войне, другая - за сотрудничество с набирающей силу Германией. Терпят крушение попытки правых деятелей эмиграции совместить свои патриотические представления с агрессивной политикой фашизма. Руководители РОВСа отказываются от официального союза с нацистами, в то время, как некоторые из военных эмигрантов готовится вступить в ряды гитлеровских армий.
Русский Общевоннский Союз к началу 30-х годов оставался одним из наиболее многочисленных и сплоченных объединений эмиграции. Однако и внутри РОВС происходили изменения, вызванные переменами в жизни Европы. События начала 30-х годов, в особенности появление на политической сцене германского национал-социализма, вселило в русскую эмиграцию новые надежды.
РОВС предпринимает попытки сближения с лидерами НСДАП, предполагая в дальнейшем активное сотрудничество в будущей войне против советской власти, которая представлялась многим эмигрантам неизбежной. Однако впоследствии руководство РОВС начинает предпринимать шаги, направленные против
вовлечения русских военных в деятельность собственно германских националистических движений, или русских эмигрантских организаций, прямо связанных с гитлеровцами.
Официальный орган РОВСа журнал «Часовой» в лице его редактора В.В. Орехова занял активную позицию неприятия новоявленных русских национал-социалистов. Орехов прямо заявлял, что идеи расизма и свастика не могут быть применены к России, которая всегда существовала на качественно иных основах — многонациональное™ и Православия.40 Германский нацизм рассматривался как временный попутчик в борьбе с коммунизмом в России. Эту позицию разделяли многие деятели эмиграции консервативного лагеря, которым противостояли левые и либералы, выступавшие против всякого сотрудничества с интервентами и за защиту Родины от любых посягательств извне. Следует отметить, что, несмотря на большое число всевозможных политических движений в эмиграции, по сути, всех их можно разделить собственно на «пораженцев» и «оборонцев», что, в свою очередь, проистекало из более раннего времени, из разного отношения к большевизму и революции вообще. Правые отвергали советскую власть и выступали за борьбу с ней любой ценой (примечательно высказыване С. Ольденбурга о большевиках, как не о плохом русском, а как об антинациональном правительстве, для свержения которого хороши все средства).41
Либералы же не были столь категоричны в отношении к советской власти, считая бльшевистский режим своего рода республикой с недостатками, и надеялись в будущем на перерождение советской власти и ее переход к нормальному
40 Часовой. Брюссель, 1933 г. Лк 105.
41 Ольдепбург С Существо коммунистической власти //Возрождение. 1926. б апр.
республиканскому строю западного образца. Исходя из этого, они выступали за оборону СССР от посягательств Германии. ' Противоборство мнений выплескивалось на страницы газет и журналов. Правый лагерь своей важнейшей задачей считал объединение эмиграции на почве аотиболыпевизма, создание единого фронта для активной борьбы с советской властью. Получила распространение идея создания «возрожденческой партии» на самой широкой платформе. Но главным препятствием на этом пути являлись либералы, отрицавшие возможность вмешетельства извне в дела СССР.
В параграфе анализируются истоки той сложной и трагической ситуации, когда патриотические представления эмигрантов заставили их оказаться с оружием в руках по разные стороны фронта со своими соотечественниками.
В заключении подведены основные итоги и изложены общие выводы исследования по теме диссертации.
Общественная жизнь русской эмиграции заключала в себе большое разнообразие мнений и политических концепций. Вместе с тем, в подавляющем большинстве идеи эмигрантов первой послереволюционной волны следует признать патриотическими, несмотря на их неоднородность. Естественно, что и либералы и консерваторы, республиканцы и монархисты, отстаивая свои взгляды на устройство России, тем не менее, при всей их протворечивости, четко определяли свою позицию как патриотическую.
Следует помнить, что противоречия либералов и правых, как было замечено выше, возникли не в эмиграции, а начались значительно раньше - до революции. Левые и либералы крайне неприязненно относились к правым, и те, в свою очередь, платили тем же. Представителям консервативных кругов было свойственно
осуждение либеральных идей, которые они считали более вредными для России; чем сам большевизм. Особой остроты противостояние между правыми и либералами достигло во второй половине 30-х годов, когда стала очевидной возможность от абстрактных умозаключений перейти к действию. Приближалась Вторая Мировая Война и каждый эмигрант решал для себя, на чьей стороне он окажется. В то время, когда либеральная интеллигенция открещивалась от всякого сближения с врагами СССР, правые круги начинают активное сотрудничество с гитлеровцами. На основе изучения источников, в первую очередь периодической печати эмиграции, представляется верным вывод о том, что делали они это не ш симпатий к Гитлеру. Таким образом они полагали найти возможность послужить своему отечеству. При изучении темы патриотизма русского зарубежья необходимо давать себе отчет в том, что в представлении эмигрантов понятия России и СССР были не только не связанными, но противоположными. Поэтому, с нашей точки зрения, неправомерна оценка активных действий эмигрантов в борьбе против СССР как заведомо антипатриотических. Освобождение России от большевиков любыми средствами - вот конечная цель многих эмигрантов, практическое воплощение их патриотических идей.
В консервативной печати нередки высказывания : «Русским приличествует одна ориентация - русская»/2 и : « Идея нации должна быть выше всех партийных идей, начиная с монархической и кончая социалистической».43 При этом не лишены некоторого смысла предположения о том, что активная оборонческая позиция либералов была вызвана в первую очередь не любовью к отечеству,
43 «Часовой», М197.
41 Из доклада ген. М.К. Дктерихс*. «Часовой», № (0.
а опасением, что в случае победы интервентов к власти в России придут правые и навсегда оттеснят либералов от правления страной.
Следует так же отметить, что в научной литературе нередко можно встретить преувеличенное значение политической активности эмигрантов и того практического значения, которое они оказывали на Россию.
Однако, вместе с тем, значение духовного наследия эмиграции необычайно велико и требует своего дальнейшего глубокого изучения. Русское зарубежье по разным оценкам составляло не менее полутора миллиона человек. Большинство из них были носителями традиционной военной, политической, интеллектуальной культуры дореволюционной России. Лишенные возможности непосредственно воздействовать на события внутри своего отечества эти люди составили столь обширное идейно-патриотическое достояние, применение которого может быть полезно и сегодня для обустройства внутренней государственной жизни России. Но следует так же учитывать и печальный опыт эмиграции, так н не сумевшей сплотиться, не сумевшей преодолеть свои внутренние распри и разногласия.
В библиографии содержится перечень исследовательской литературы и источников, использованных при написании диссертации.
Работы по теме диссертации :
1. Тарасов Б.Ю. Книга ((Россия в изгнании» и основные проблемы изучения истории российской эмиграции в современной науке. // Теоретические проблемы
исторических исследований. №3. М., МГУ, 2000. - 0.5 п.л.
2. Тарасов Б.Ю. Философия И.А. Ильина и национал-патриотическое движение в среде русской эмиграции в 30-е годы. Деп. в журнале Общественные науки и современность 26.09.2000. № 404. - 0.9 п.л.
Типография ордена «Знак почет«» издательств» МГУ 119899, Моим, Воробьевы гори. Заказ № Тираж ЮО эю. ¡373"