автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему: Проблема патриотизма в представлениях и настроениях российских эмигрантов в 1920 - 1930-х гг.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Тарасов, Борис Юрьевич
Проблема патриотизма в современных условиях нашейны приобрела особую политическую актуальность в связи с глубоким кризисом национального самосознания, поразившим российское общество. Преодоление этого кризиса возможно только на здоровой основе патриотизма, на четко выраженной национальной идее, цель которой - объединить россиян в их служении Родине, вмлении своими действиями служить ее истинным интересам, помочь ее сплочению, преодолению центробежных тенденций, защите суверенитета.
Поиск на данном направлении выявляет огромную историографическую значимость проблемы патриотизма, ибо исторический опыт учит: существует большой объем отечественной литературы и публицистики в этой области. И здесь нельзя пройти мимо того, что до сих пор почти не изучен, не обобщен достаточно сложный и многообразный опыт трактовки и пропаганды русского патриотизма, накопленный в Русском Зарубежье. Именно здесь как бы интегрировались все известные формы патриотческих настроений, связанные с различными социальными слоями, политическими партиями и движениями. 4
Таким образом актуальность темы исследования в современных условиях определяется поисками общей национальной идеи, способной сплотить российское общество, находящееся в социальном и политическом кризисе.
В советской литературе тема российского зарубежья оказалась полузапретной, поэтому в проблемной историографии освещалась слабо, фрагментарно и тенденциозно. Ни о каком патриотизме в эмигрантской среде не могло быть и речи, так как между российским зарубежьем и СССР существовали непреодолимые разногласия на то, что есть собственно патриотизм. Советские идеологи в определении патриотизма видели преданность и любовь именно и исключительно к учению и целям коммунистической партии. В этих условиях «своим» был не тот, кто любит Россию, как этническое средоточие русской нации, признавая тысячелетний духовный и исторический путь развития, а тот, кто видел в России и в СССР лишь плацдарм для грядущей мировой революции. Эта точка зрения определила отношение к эмиграции в советской историографии как в ранний период - 20-х - 30-х гг., так и более поздний - вплоть до конца 80-х.
И в наши дни существует точка зрения о том, что истинный патриотизм невозможен вне пределов отечества. Но подобный взгляд представляется слишком категоричным, так как невозможно 5 не учитывать всей сложности свершавшихся в двадцатые -тридцатые годы общественно-политических процессов и отказывать эмигрантам в патриотизме только на том основании, что они не желали быть расстрелянными в подвалах НКВД.
Следует отметить, что патриотические воззрения русских эмигрантов чрезвычайно многообразны. Можно выделить политический патриотизм, с четко выраженными концепциями государственного устройства России, нельзя забывать и о своеобразном «романтическом» патриотизме, основанном на привязанности к своей родине, но не выработавшем никаких конкретных программ и целей. Патриотизм военных, гражданских лиц, наконец мессианский патриотизм - признаки которого имеются почти во всех перечисленных выше. Он основывался на представлении об особой роли России и русского народа в деле Православия и естественно, что при подобном взгляде на отечество невозможно было примириться с восторжествовавшей в нем властью воинствующих безбожников.
Мы определили патриотизм, как любовь к своему отечеству, готовность служить для его блага и процветания. Но понятие о том, что есть благо могут быть разными. В работе над диссертацией автор руководствовался именно таким отношением к тому, что есть собственно патриотизм русского зарубежья, под антипатриотизмом 6 понимая лишь деятельность людей и групп, стремившихся к национальной нивелировке России.
По разным оценкам в эмиграции в начале 20-х годов оказалось от 2 до 3 миллионов выходцев из России. Возникла, по существу, еще одна, зарубежная Россия, имевшая свои, пусть и условные, политические, военные и общественные структуры. На протяжении десятилетий существование русской эмиграции было тесно связано с теми событиями, что происходили в самой России. Мало того, эмиграция претендовала на то, что именно она является представительницей перед мировым сообществом истинной России, в то время как родина захвачена антинародным режимом советской власти. Естественно, что вместе с собой эмигранты увезли за границу свои политические идеи, пристрастия и антипатии во много раз усиленные недавними событиями гражданской войны, поражением, бегством из родной страны. «В общественном обозе Белых армий за границу ушел весь политический спектр дореволюционной России (кроме большевиков). от Мартова до Маркова. Борьба между этими флангами продолжалась и за границей».1 Все это нашло свое отражение в тех политических
1 Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994 г. стр. 25, 7 объединениях, которые были созданы или возрождены почти сразу после того, как была покинута Россия.
Однако, несмотря на всю значимость изучения истории эмиграции, в СССР эта тема оставалась нежелательной вплоть до недавнего времени. Для того было достаточно идеологических причин. Нередко приходится сталкиваться и с мнением о том, что эмиграция - своего рода «отрезанный ломоть» и не представляет интереса для изучения. Но всем своим существованием зарубежная Россия опровергает эту точку зрения. Как справедливо отмечают авторы книги «Российская военная эмиграция в 20-30-е гг.» « без нее (эмиграции -Б.Т.) невозможно создать объективное представление не только о феномене зарубежной России, но и процессах, происходивших в политической жизни в 1920-1930-е гг. л внутри СССР, а так же о его взаимоотношениях с внешним миром».
Эмигранты, принадлежавшие к разным сословиям, являлись представителями военных, политических, культурных кругов российского общества. Большинство из них воспринимали свой исход из отечества как временное явление. Они не желали ассимилироваться и раствориться в чужих народах, не теряя надежды на скорое возвращение домой. Ожидание возвращения растянулось на годы и десятки лет. Но будущее не было известно
2 Российская военная эмиграция в 1920-30-е годы. Нальчик, 1998 г. стр.6 8 тем русским людям, что сходили с палубы корабля, доставившего их из Крыма на турецкий берег. Среди неустроенности и лишений беженского существования только стремление к воссоединению с Родиной могло служить опорой и поддержкой. Эмигранты получили горькую возможность подвести итоги той непримиримой политической борьбы, что раздирала российское общество накануне революции. Отличительной чертой всей общественной жизни русского зарубежья является острое ощущение своей неразрывной связи с утраченной родиной, чувство патриотизма, пронизавшего подавляющее большинство политических движений эмиграции. Следует заметить, что сам патриотизм в русской эмиграции -особый политический и социально-психологический феномен. Вынужденное изгнание из России способствовало выходу на первый план этого понятия в большинстве программ политических партий и движений. Если до Октября многие вообще не упоминали о патриотизме, то эмиграция коренным образом повлияла на этот вопрос. Собственно, развитие патриотических идей в русском зарубежье может быть признано среди прочего как проявление инстинкта самосохранения. Как подчеркивал В.А. Мякотин, « Весь смысл существования русской эмиграции, как таковой, в ее отношениях с Родиной ». Только связь с Родиной, пусть хотя бы
3 Мякотин В.А. Родина и эмиграция // Русское прошлое : Историко-документальный альманах. Снб. 1994 г. кн. 5. С. 248-249. 9 посредством теоретических дискуссий, могла помочь эмигрантам сохранить их национально-корпоративную целостность. Кроме того, многие совершенно искренне переживали за будущее своей страны и пытались найти верный путь для государственного и национального развития России.
Наиболее полное раскрытие тема патриотизма получила в работах и высказываниях правого лагеря эмиграции. Долгое время именно правых было принято считать главными противниками советской России. Это действительно так. Но консервативные деятели были именно врагами советской власти, но ни в коем случае не врагами самой России, в служении которой видели свое истинное предназначение. Неверной является и преобладавшая долгое время в историографии точка зрения на консервативный фланг зарубежья как на реваншистский. Большинству правых было чуждо стремление к реставраторским целям. В «Часовом» и в «Возрождении» неоднократно подчеркивалось, что совершенный возврат к дореволюционному прошлому России невозможен. И идеологи РОВ С и близкие к ним представители правых партий и движений пытались сформулировать в своих программах принципы развития российской государственности с учетом тех изменений, которые внесло время.
10
Одновременно следует отметить, что в свете обозначенной темы диссертации идеи левого фланга эмиграции не всегда могут быть признаны собственно патриотическими. Особенно это касается социалистических партий, поскольку в своих политических программах они ориентировались в первую очередь на интересы интернационального рабочего класса, утверждая, вслед за основателями русского социалистического движения, что национальный вопрос «должен совершенно исчезнуть перед важными задачами социальной борьбы».4
Именно на этой почве - принципиального отношения к тому, на каких основах должна будет развиваться освобожденная от большевиков Россия и разгорались самые жаркие дискуссии среди эмигрантских общественных деятелей. Левым и либералам, стремившимся сделать Россию соответственно или составной частью нивелированного в национальном и самобытном смысле интернационала или парламентского строя западного образца, противостояло стремление правых отстоять государственность России и позволить ей развиваться, пусть с учетом изменившихся обстоятельств, но по пути национальному и самобытному. Консервативные деятели во многом справедливо упрекали либералов в исконной нелюбви русской интеллигенции к понятиям
4 Лавров П.Л. Вперед!- Наша программа. Избранные статьи на социально-политические темы в 8 томах. М., 1934. Т.2. с.ЗО.
11 национализм» и «патриотизм», в свою очередь часто объединяя эти понятия. Неизбежно в этих спорах затрагивались сами определения понятий того, что есть на самом деле «национализм» и «патриотизм». Ошибкой либералов и социалистов, на наш взгляд, являлось то обстоятельство, что они часто не хотели признать разницы между собственно «национализмом» и «шовинизмом» как таковым. Увлечение интернационализмом и космополитизмом, желание «превратить Россию в Америку»5 мешало либеральным деятелям понять всю сложность и многозначность процессов государственной и национальной жизни, неподдающихся привнесенным извне теориям.
В работе над диссертацией автор ставил перед собой следующие задачи: изучить вопрос, имело ли эмигрантское сообщество первой постреволюционной волны в своем общественном сознании чувство патриотизма в отношении своей покинутой родины и какова специфика выражения этого чувства в тех слоях эмиграции, где оно более всего проявлялось. Дать характеристику политического спектра российских эмигрантов изучаемого периода и выявить его воздействие на дифференциацию основных тенденций в понимании и интерпретации русского патриотизма в зарубежье. Показать историческую динамику
5 Ященко A.C. «Сумерки Европы» //Новая русская книга. Ежемесячный критико-библиографический журнал. Берлин, 1923 г. №2. С. 2-5.
12 патриотических настроений российских эмигрантов и выявить основную тенденцию развития этих настроений за период с 20-х -до конца 30-х гг. * *
Как уже отмечалось, тема русской эмиграции долгое время была одной из наименее изученных в отечественной исторической науке и для того имелись свои идеологические обоснования.
Препятствием в исследовании являлась и недоступность довольно многочисленного комплекса исторических источников, находившихся на хранении в государственных архивах.
Следует обратить внимание на сам принцип отбора исторической литературы по избранной теме диссертации. Дело в том, что вплоть до настоящего времени чрезвычайно слабо разработана проблемная историография русского зарубежья, что справедливо отмечает В.М. Селу некая в своей работе «Проблема интеграции эмигрантов в российском зарубежье между двумя мировыми войнами в отечественной историографии» ( Вестн. МГУ, сер. 8. История. 1998. №1. С.З ) Это касается и проблемы патриотизма в эмиграции. Подобное положение вещей значительно усложнило историографический поиск в работе над исследованием. Потребовалось привлечение разнообразной литературы, на первый
13 взгляд не имеющей прямого отношения к теме, с целью извлечения из нее упоминаний о проблемах патриотизма среди эмигрантов. При написании историографического обзора автор исходил из упомянутых объективных обстоятельств, при этом наибольшее внимание уделяя историографии русского зарубежья западноевропейского региона. Материалы по другим регионам, как например дальневосточному или северо-американскому привлекались в той мере, в какой это было необходимо для воссоздания достаточно полного представления о рассматриваемой проблеме.
Несмотря на все увеличивающееся количество исследований по проблемам эмиграции, все же эта тема еще недостаточно освещена в научной литературе. Поэтому сами источники обретают еще большее значение для исторической науки, их изучение требует особого внимания и тщательности.
Важный комплекс источников - архивные материалы. Следует отметить, что значительное число архивов эмигрантов находится за рубежом. Но и в России в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) содержится значительный массив источников по теме русского зарубежья. В первую очередь это фонды Русского Заграничного исторического архива (РЗИА).6
6 Павлова Т.Ф. Русский заграничный исторический архив в Праге // Отечественная история. М., 1992 г. № 11.
14
Рассекречивание этих материалов произошло в 1987 году и с этих пор они стали доступны исследователям. Среди документов особенное значение имеют такие типы источников, как -делопроизводство РОВС, приказы главнокомандования, схемы организаций РОВС, информационные сводки, протоколы заседаний, переписка, пропагандистские и политические материалы, касающиеся общественных движений в эмиграции, периодические издания.7
Значительный интерес для исследования представляет информация архивных источников о политических настроениях эмигрантов, их экономическом и юридическом положении, численности и т.д.
Следует так же упомянуть о комплексе исторических материалов, который представляют собой регулярные аналитические обзоры состояния эмиграции, составлявшиеся при Генеральном штабе РККА. В этих документах содержится большой фактический материал, непосредственно связанный с темой, характеристика политических настроений эмиграции.8
7 ГАРФ. Ф. 5826.
Контрреволюционные вооруженные силы за рубежом и на территории Советской России. (Состояние, организация и деятельность) 1922-1923 гг.
15
Здесь же необходимо сказать и о тех изданиях архивных материалов, которые были осуществлены в последнее время. Так, в 1996 году в Рыбинске вышел в свет документальный альбом «Крестный путь Русской армии генерала Врангеля»,9 в котором содержится собрание ценных фотографий, связанных с историей Белого движения, а так же материалы о жизни генерала П.Н. Врангеля и его соратников в эмиграции.
В 1998 году вышло двухтомное издание «Чему свидетели мы были.».10 Это чрезвычайно ценный комплекс источников, представляющий собой переписку царских дипломатов за период 30-х годов. В письмах анализируются политические и общественные события в эмиграции, характеризуется внутренняя жизнь русского зарубежья с точки зрения членов знаменитого «Совещания послов», что является в своем роде уникальной возможностью ознакомиться с частным отношением активных деятелей эмиграции к той или иной проблеме.
Русская военная эмиграция 20-30-х гг.»11 - еще одно издание, включающее в себя довольно обширный комплекс источников, связанный непосредственно с военной частью
9 Крестный путь Русской армии генерала Врангеля (из семейного архива Апраксиных-Котляровских). Рыбинск, 1996 г.
10 Чему свидетели мы были.Переписка бывших царских дипломатов. 1934-1940. Сборник документов в двух книгах. М., 1998г.
Русская военная эмиграция 20-30-х гг. в 2-х тт. М., 1998 г.
16 эмиграции. Ценность этого издания велика потому, что военные и количественно и качественно играли значительную роль в жизни русского зарубежья.
Тема кандидатской диссертации12 предполагает изучение целого ряда исторических источников, среди которых, кроме перечисленных материалов к исследованию, одним из наиболее важных является собственно периодическая печать, поскольку в своем исследовании мы, в первую очередь, ориентировались именно на этот комплекс источников.
Эмигрантская печать необычайно разнообразна и насчитывает сотни изданий, охватывающие весь спектр политического разделения зарубежной России, от ее крайне правого, до левого крыла. В силу указанной причины, в работе была поставлена задача уделить особое внимание не всей периодической печати эмиграции, что было бы затруднительно, а именно органам печати, по своей направленности отражавшим патриотические настроения как правой части русского зарубежья, так и либеральной, находившейся под влиянием «Последних новостей».
К сожалению, несмотря на то, что некоторыми наиболее выдающимися деятелями эмиграции были открыто названы причины поражения Белого движения, заключавшиеся в его
12 Проблема патриотизма в представлениях и настроениях российских эмигрантов 1920-х -1930-х гг. XX века. (По материалам эмигрантской прессы.)
17 духовном разъединении, несмотря на то, что неоднократно предпринимались попытки эмигрантов разных партий и групп объединиться, составить единое целое, борющееся за благо России, достичь этого не удалось. Как писал П.Б. Струве, оценивая сложившуюся политическую ситуацию в эмиграции: «.с одной стороны стоят доктринеры-монархисты. выступающие за реставрацию, на другом конце находятся доктринеры-республиканцы, видящие необходимость установления в России республиканского строя»13
Одна за другой возникали организации : правые, центристские и левые. Вся полемика между ними велась в основном на страницах печатных изданий, активно издававшихся этими же организациями. Так, Русский архив в Праге зафиксировал до 1932 г. не менее 1005 названий присылавшихся туда эмигрантских журналов ( и это не считая газет !).14 При огромном рассеянии эмиграции в чужом мире печать была единственным связующим звеном, единственным местом выяснения позиций.
Несмотря на столь широкий политический спектр, многие исследователи отмечают, что в результате леволиберальный фланг эмиграции оказался в лучших условиях, чем право-консервативный.
13 Струве П.Б. Дневник политика // Возрождение, 1926 г. 3 июня.
14 Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994 г. стр. 29.
18
Около 90 % эмигрантских газет, возникших в 20-е гг. были февралистскими.15
Наиболее известными ежедневными газетами были два парижских издания : левые «Последние новости» (1920-1940) под редакцией М.Л. Гольдштейна и затем левокадетского лидера П.Н. Милюкова, и возникшее позже правоцентристское «Возрождение» (1925-1936, затем до 1940 г. еженедельник), выходившее первые полтора года под редакцией П.Б. Струве, а затем - Ю.Ф. Семенова. По данным Р. Гуля тираж «Последних новостей» достигал 40 000 экземпляров.16
Эти газеты занимали прямо противоположные друг другу позиции, и являлись соответственно трибуной для отстаивания своих взглядов сторонниками либерального и правоцентристского крыла российского зарубежья. Однако здесь необходимо заметить, что работа с этими источниками представляет и известные трудности. И «Последние новости» и «Возрождение» были в первую очередь не политическими газетами, поэтому львиную долю на их страницах занимают материалы, не имеющие прямого отношения к общественно-политическим баталиям в эмиграции. Все это требует тщательной работы с упомянутыми изданиями.
15 Р.Гуль : Я унес Россию, Нью-Йорк. 1984, т. 2, с. 91
16 Там же. С. 86.
19
В политическом спектре между «Возрождением» и «Последними новостями» распологались все крупные ежедневные газеты : «Руль» в Берлине (1920-1931; под ред. В.Д. Набокова, И.В. Гессена; эта газета представляла взгляды правого крыла кадетов); «За свободу» в Варшаве ( основана в 1920 г. Б.В. Савинковым под названием «Свобода», в 1921-1932 гг. под ред. Д.В. Философова); «Сегодня» в Риге (1919-1940, ред. М.И. Ганфман, затем М.С. Мильруд и Б.И. Харитон).
Слева от газеты П. Милюкова стояли эсеровские издания : ежедневная газета «Дни» А.Керенского (1922-1933, Берлин, затем Париж; в 1933-1936 гг. превратилась в еженедельник «Свобода»), а так же газета, ставшая потом ежемесячным журналом «Воля России» ( 1920-1932, Прага).
Еще левее располагались меньшевики ( их лидер Ф.И. Дан) издававшие с 1921 г. «Социалистический вестник» и выходивший поочередно до 1936 г. в Берлине, Париже и Нью-Йорке. Несмотря на малочисленность, меньшевики имели большое влияние в западной советологии. Одна из причин этого была в их хорошем знании партийных верхов в СССР, откуда через единомышленников поступала информация.
Правый фланг, несмотря на распространенность своих воззрений в эмиграции, таких средств влияния и тиражей не имел.
20
Да и становление его прессы, за редкими исключениями ( как, например, выходивший в Берлине «Призыв» 1919-1920), произошло позже.
Ежедневные газеты правого фланга имели лишь местное значение: например «Новое время» в Белграде ( выходило с 1921 г. до начала 1930-х гг. и «Русь» в Софии (1922-28 гг., ред. : И. Калинников, С.С. Чазов).
Уйдя из «Возрождения», П.Б. Струве издавал еженедельники «Россия», затем «Россия и славянство» ( 1928-1934), но они большого распространения не получили. Как впрочем и весьма примечательный по своему замыслу «журнал волевой идеи» -«Русский колокол» под ред. И.А. Ильина (вышло 9 номеров с 192730 гг.).
Из военно-политических изданий выделяется долгожитель «Часовой» (1929-1941; 1947-1988; Франция, с 1936 г. - Бельгия; ред. В.В. Орехов. ) являвшийся выразителем взглядов руководства РОВСа. На страницах этого журнала находила свое отражение официальная позиция лидеров Обще-Воинского Союза, публиковались заявления лидеров правого лагеря, освещалась общественная жизнь эмиграции. Изучая тему патриотизма в эмигрантской среде исследователь не может обойти своим
21 вниманием такой важный источник, каким является журнал «Часовой».
Еще правее распологались издания : «Царский вестник» 1928-1940; «Русский голос» (1931-1941). Особое значение имел журнал «Двуглавый орел», связанный с Высшим Монархическим Советом ( 1920-22; 1926-31 гг.; Берлин, затем Париж).
Среди «толстых» журналов эмиграции «правых» почти не было. Первым возникла «Грядущая Россия» в Париже. Ей на смену пришли «Современные записки» (1920-40, Париж, основанные Н.Д. Авксентьевым, И.И. Бунаковым и др.) В «толстый» ежемесячник превратилась эсеровская «Воля России» (1922-1932, Прага).
Из религиозно-философских журналов наиболее известны «Путь» Н. Бердяева, «Вестник РСХД», вышедший в 1929 г. тиражом 1500 экз. и к 1939 г. достигший 5000 экз. и «Новый град» под ред. И Бунакова (1931-1939).
Более консервативные церковные издания отличались скромностью и малым распространением. Влияние Церкви шло через храмы и пастырство, а не через печать. Выходила «Православная Русь» - 2 раза в месяц с 1928 г. (сначала в словацком Ладомирове, а с 1947 г. в Джорданвилле), содержащая немало ценных статей.
22
Менее известные печатные органы имелись почти у всех союзов и обществ : « Иллюстрированная Россия» (1924-39 гг., Париж) «Евразийская хроника» (1925-37), «Еврейская трибуна» (1920-24 гг.), «Военная быль», «Морские записки», «Казачий путь», «Музыка» и т.д.
Конец 20-х гг. и начало 30-х были ознаменованы новыми течениями в политической жизни Русского Зарубежья. В первую очередь речь идет о движении фашизма в Италии и Германии и об отношении к нему в русской эмиграции. Собственно фашизм разделил эмиграцию пополам, вызвав в последствии, ко времени начала Второй Мировой Войны, в ее среде два основных течения, так называемых пораженцев и оборонцев. Многих из русских эмигрантов соблазняла мысль опираясь на фашисткие силы вернуться в Россию и с их помощью свергнуть власть коммунистов, чтобы затем строить национальную Россию. Русские организации в той или иной степени ориентировавшиеся на фашизм возникли во многих странах : в Германии, Франции, США, на Дальнем Востоке. Все они имели свои печатные издания, служащие теперь весьма ценными источниками по истории русской эмиграции и идей патриотизма в ее среде.
Одной из наиболее известных организаций был Русский Национальный Союз Участников Войны (РНСУВ), созданный в
23
1936 г. генералом Туркулом. Печатным органом этого движения была газета «Сигнал», выходившая два раза в месяц.
Еженедельник «Голос России» ( 1936-1958) и, после его закрытия, «Наша газета» освещали деятельность так называемого «движения штабс-капитанов», созданного братьями Солоневичами, бежавшими в 1934 г. из советсткого концлагеря. Это движение действовало в согласии с позицией НТСНП и РНСУВ.
НТСНП : Национально-Трудовой Союз Нового Поколения, создан в 1930 г. Его деятельности уделяли страницы «Часовой», «Россия и славянство», харбинские «Русское слово» и «Харбинское время». Публиковались материалы в варшавской газете «За свободу», в белградском «Русском голосе» и др. С 1932 г. в Софии начала выходить ежемесячная союзная газета «За Россию», однако после 1934 г. власти, под давлением советского посольства ее несколько раз запрещали. Часто приходилось менять ее название : «За новую Россию», «За родину». После 1940 г. газета стала выходить в Белграде с прежним названием ( ред. До 1933 г. Ф.А. Мельников, до 1939 г. Д.М. Завжалов, затем A.C. Казанцев).
Выходили союзные издания в других странах : «Смена» в Шанхае, «Меч» в Варшаве, «Обзор печати» в Лионе, «Костер» в Париже.
24
Особое место занимает «Русский колокол»- «журнал волевой идеи», благодаря своему редактору И.А. Ильину. Известный философ и общественный деятель, Ильин является одной из наиболее ярких фигур русской эмиграции, чьи идеи оказали огромное влияние на развитие и понимание патриотизма в эмигрантской среде.
В Германии в 1935 г. возникло Российское Национальное и Социальное Движение (РНСД) под руководством полковника Н.Д. Скал она ( этому предшествовало создание в 1933 г. РОНДа -Российского освободительного Народного Движения). Его руководителем являлся А.П. Пельхау-Святозаров. Газетами этой организации были : «Голос РОНДа», «Пробуждение России», «Девятый вал».
Фашистское движение в Харбине - РФО - Российская Фашистская Органанизация. Была образована в 1925 г. В 1931 г. она превратилась в партию. В 1932 г. начала издавать ежемесячный толстый журнал «Нация» ( ред. О.В. Константинов, Г.В. Тараданов), затем еженедельную газету «Наш путь» (1933-38 гг., ред. К.В. Родзаевский).
В США в 1933 г. была создана A.A. Вонсяцким так называемая Всероссийская Национал-Революционная партия (
25 название с 1935 г.) - издание : ежемесячный журнал «Фашист» ( 1933-1941).
Следует отметить, что исследователю нужно очень осторожно относиться к названиям тех или иных политических движений и их печатных изданий. Необходимо внимательно изучать их программы и общественную деятельность, исходя из обстоятельств и условий того времени, когда они создавались, отказавшись от многих стереотипов, свойственных дню сегодняшнему. Только в этом случае может быть найдена истина.
Важное место среди источников по данной теме принадлежит комплексу мемуарной литературы, переписке общественных деятелей зарубежья. Здесь исследователь может найти обширный материал, непосредственно связанный с темой диссертации, с идеями патриотизма в Русском Зарубежье, а именно то, как их понимали представители различных политических движений.
Среди литературы, созданной самими эмигрантами следует в первую очередь отметить мемуарные труды, являющиеся важными источниками по теме. Этот род литературы довольно широк. Воспоминания, написанные представителями совершенно разных политических движений, сословий и групп вместе дают возможность представить себе целую картину той общественной
26 жизни, тех идей и противоречий, которые существовали в эмигрантской среде.
Если приводить список всех имеющихся в распоряжении работ такого рода, то одним их перечислением пришлось бы занять много страниц. Тем не менее, представляется необходимым все же упомянуть наиболее значимые труды, принадлежащие видным
17 деятелям Русского Зарубежья. Это воспоминания А.И. Деникина, П.Н. Врангеля,18 Н.В. Савича,19 И.В. Гессена,20 П.В. Жадана,21 Романа Гуля,22 Г. Мейера23 и многие другие. Так, например, в книге П. Жадана приведены весьма ценные сведения о гражданской войне, эмиграции и, в первую очередь, НТС и его роли в борьбе против большевиков. Книга Жадана - это записки очевидца, но очевидца осведомленного, являвшегося активным участником описываемых событий.
Что касается книги Гессена,24 то это так же очень полезный труд для историка, исследующего проблемы русской эмиграции, особенно 20-30-х гг. Благодаря тому, что автор- активный участник
17 Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990 г.
18 Врангель П.Н. Воспоминания. В 2-х тт. М., 1992г.
19 Савич Н.В. Воспоминания. - Спб., 1993 г.
20 Гессен И.В. Годы изгнания. Париж, 1979 г.
21
Жадан П.В. Русская судьба: записки члена НТС о гражданской и Второй Мировой Войне. М., 1991 г.
22 Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1984 г.
23 Мейер Г. У истоков революции. Франкфурт-на-Майне, 1971 г.
24 Гессен И.В. Годы изгнания.
27 эмигрантской политической и общественной жизни, редактор «Руля», бессменный глава берлинского издательства «Слово», его книга содержит много материала, проливающего свет не только на саму жизнь эмиграции 1-й волны, но и на историю и деятельность различных эмигрантских печатных изданий. Говоря о Гессене нельзя не упомянуть и такой важный его труд, каким является знаменитый многотомный «Архив Русской Революции», создателем и редактором которого он был.25
Для лучшего понимания изучаемой проблемы чрезвычайно интересными могут оказаться работы такого крупного мыслителя
26 каким был Иван Александрович Ильин. Идеолог новой национальной России, Ильин без сомнения является одной из неоднозначных, но несомненно самых ярких фигур Русского Зарубежья.
Из обобщающих работ нельзя не отметить вышедшую в 1992
27 г. книгу члена НТСНП М. Назарова «Миссия русской эмиграции»,
28
Истории НТС посвящена так же статья А. Столыпина.
Об истории казачьих войск, их положении за границей идет
ЛЛ речь в очерке П. Краснова. Много полезной информации исследователь может найти в статье М.Родзянко.30
25 Архив Русской Революции - ред И.В. Гессена,: Берлин, 1921-1937 гг.
26 Ильин И.А. Собрание сочинений в 2-х тт. Ростов, 1991 г.
27 Назаров М. Миссия русской эмиграции. Ставрополь, 1992 г.
28 Столыпин А. НТС и эмиграция перед Второй Мировой войной. //Посев, 1980 г. № 10.
28
Отличительной чертой многих из перечисленных изданий является то, что почти все они изданы в России в начале 90-х годов, в тот период, когда наблюдался повышенный интерес в обществе и в науке к теме русской эмиграции, не ослабевающий и поныне. * *
Собственно изучение белой эмиграции в СССР, несмотря на все ограничения, началось уже с 20-х гг. В отечественной периодической печати нередко печатаются мемуары участников белого движения и видных деятелей зарубежья. В этой связи можно назвать такие журналы, как «Пролетарская революция», «Красный архив», «Война и революция», «Летопись революции», «Военный вестник» и другие. В книге «Российская военная эмиграция в 20 - 30-е гг.» приводятся данные советского историка H.A. Шермана, по подсчетам которого в СССР за период 20-х - 30-х гг. было издано
31 около 60-ти книг по теме эмиграции. Недостатком этих публикаций являлась излишняя тенденциозность в подборе материалов, а так же их неудовлетворительная научная обработка.
Положительной чертой таких изданий следует отметить регулярную публикацию сведений о выходе в свет эмигрантской
29
Краснов П. Казачьи войска : очерк от 1939 г. //Казачий круг, 1991 г. №1.
30 Родзянко М. Правада о зарубежной церкви. //Православная жизнь. Джорданвилл, 1976 г. №6.
29 литературы. Эти данные помогали советским исследователям ориентироваться в довольно обширном мире литературы зарубежья.
Изменения происходят в конце 20-х - начале 30-х гг., когда тема российской эмиграции становится запретной, а те редкие упоминания, что и существуют, носят исключительно негативный оттенок. Это объясняется как изменениями в политической ситуации внутри страны, так и осложнением внешнеполитической обстановки, назреванием нового мирового конфликта, в котором большая часть русского зарубежья готовилась занять антисоветские позиции.
Вторая половина 50-х и начало 60-х гг. принесли некоторое усиление внимания как общества так и науки к теме эмиграции. Появляется книга Д.Мейснера, работника Русского Заграничного исторического архива.32
70-е гг. стали периодом более пристального изучения русского зарубежья. В отечественной историографии тема эмиграции поднималась рядом ученых, но, к сожалению, подчас рассматривалась слишком односторонне и предвзято. Это можно отнести к исследованиям Г.З. Иоффе и Г.Ф. Барихновского,33 а так же JI.K. Шкаренкова34 и В.В. Комина.35 Представленная авторами на достаточно богатом фактическом и источниковом материале,
31 Ященко A.C. «Сумерки Европы» //Новая русская книга. Ежемесячный критико-библиографический журнал. Берлин, 1923 г. №2. С. 2-5.
32 Мейснер Д. Миражи и действительность. Записки эмигранта. М., 1966 г.
33 Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1977 г.
34 Шкаренков JI.K. Агония белой эмиграции //Вопросы истории, 1976 г. №5
30 политическая жизнь и патриотические устремления русской эмиграции обрисованы необъективно, с явным умалением достоинств и положительного значения эмиграции как явления.
В 80-е годы, вместе с переменами в общественно-политическом сознании, в СССР происходит изменение и в отношении к теме русской эмиграции. Она выходит на страницы публицистических изданий, занимает все большее место в изданиях
36 научных. Этот период отмечен появлением работ Мухачева Ю.В., Тесемникова В.А.37 и некоторых других. Начинается постепенное преодоление предвзятого отношения к русскому зарубежью. Исследователи, освобождаясь от идеологических установок, пытаются представить объективную картину прошлого, что, правда, удается еще не всегда.
38
В этом ряду следует отметить работы М.Г. Вандалковской , отличающиеся большей объективностью, особое внимание в которых уделено таким фигурам либерального направления в эмиграции, как П.Н. Милюков и A.A. Кизеветтер.
Девяностые годы явились переломными в отечественной исторической науке, и по теме русской эмиграции в том числе.
35 Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977.
36 Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М., 1982 г.
37 Российская эмиграция в Югославии (1919-1945 гг.) // Вопросы истории. 1988. № 10.
31
Выходят в свет как отдельные монографии, так и сборники работ, проводятся круглые столы историков. Так, существенный вклад в отечественную проблемную историографию внесла Международная научная конференция на тему «Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940», состоявшаяся в Москве в сентябре 1993 г. Материалы конференции были опубликованы под одноименным заглавием в двух книгах в 1994 г. В первом томе сосредоточены статьи по истории, философии, науке, генеалогии, во втором - по литературе и искусству. Следует отметить работы таких исследователей, как В.М. Селу некая - Проблема : Российское зарубежье XX века, М.Г Вандалковская - Задачи изучения эмигрантской исторической науки, О.Н. Михайлов - О литературе российского зарубежья, Ю.А. Поляков - Российское зарубежье : проблемы истории.39
В исследованиях Н.Е. Соничевой и Ю.И. Коваленко40 рассматриваются многие животрепещущие вопросы по истории русской эмиграции в 20-е - 30-е гг.
Лучшему пониманию идей знаменитого философа-эмигранта И.А. Ильина помогает работа Я.В. Шабанова.41
38 Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, A.A. Кизеветгер : история и политика. - М., 1992 г. и Она же: Историческая наука российской эмиграции : «евразийский соблазн». М., 1997 г.
39 Все в сборнике «Проблемы изучения истории Российского зарубежья. -М., 1993 г.
32
Нельзя не отметить так же сборник работ по истории адаптации российских эмигрантов.42 Некоторые из помещенных в нем статей могут быть весьма полезны для изучения темы русского зарубежья. Так, например, статья В.Ф. Ершова43 посвящена источникам по проблеме социально-экономической адаптации российской военной эмиграции в 20-е - 30-е гг. Очень важна статья В.М. Селунской. 4 В ней дан обзор наиболее актуальных вопросов изучения истории русского зарубежья первой половины XX века и в первую очередь освещена проблема историографического осмысления данной темы в отечественной науке.
Как уже говорилось выше, в отечественной историографии интерес к русскому зарубежью с особой силой вспыхнул только в последние годы. Появляются довольно крупные исследования, посвященные истории эмиграции в целом. Таковы работы Костикова В.В.,45 Башкирова Г.Б. и Васильева Г.В.46 В этом ряду следует особенно отметить книгу М. Назарова.47 Она является на сегодняшний день одним из наиболее полных обзорных
40 Саничева Н.Е. На чужом берегу (к истории русской эмиграции в послеоктябрьский период. М., 1991 г.; Коваленко Ю.И. Москва-Париж : Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты - М., 1991 г.
41 Шабанов Я.В. Белая идея и европейский фашизм в концепции И.А. Ильина. //В сборнике «Традиции русской исторической мысли. Историософия. М., 1997 г.
42 Источники по истории адаптации российских эмигрантов. М., 1997 г.
43 Источники по истории.с. 87.
44 Источники по истории.с. 4
45 Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. Пути и судьбы русской эмиграции. М. 1990 г.
46 Башкиров Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку. Рассказы о судьбах эмиграции. М., 1990 г.
47 Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994 г
33 исследований по русскому зарубежью от 20-го года и вплоть до времен «холодной войны». В ней дан чрезвычайно интересный обзор не только наиболее заметных тенденций в развитии общественной жизни эмиграции, но и на богатом фактическом материале сделана попытка выявить некую общую идею, которая, несмотря на все противоречия, могла связывать эмиграцию в ее патриотическом отношении к своей родине. Много внимания в этой книге уделено истории НТС, что вполне объяснимо, если учесть партийную принадлежность автора к этой организации. Впрочем, все это может быть только полезно исследователю, и никоим образом не нарушает ценности работы. Написанная живым языком, работа содержит богатый фактический материал, подкрепленный личным опытом автора, являющегося членом одной из наиболее видных эмигрантских организаций.
Непосредственно теме идейно-политических разногласий в среде русской эмиграции посвящена работа О.Ю. Олейника и B.C. Меметова.48 История российской эмиграции изучается группой исследователей под руководством профессора Е.И. Пивовара.
49 «
Подготовленное этим коллективом издание вводит в научный оборот широкий комплекс источников по проблеме российской
48 Олейник О.Ю., Меметов B.C. Интеллигенция, эмиграция, отечество : проблема патриотизма. Иваново, 1997.
49 Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов (гражданские беженцы, армия, учебные заведения) Москва; Гетгинген, 1994.
34 эмиграции и, в том числе - военной. Теме военной эмиграции посвящена и отдельная книга - Российская военная эмиграция в 1920-30-е годы. Нальчик, 1988 г.). Нельзя обойти вниманием и еще целый ряд исследований по этой теме, такие, как работы С.С. Ипполитова, C.B. Карпенко.50 Здесь же необходимо отметить работы В.Ф. Ершова и Е.И. Пивовара, посвященные политическим идеям эмиграции.51 * *
Несмотря на оживление интереса в последние годы к проблеме русского зарубежья, определенные трудности представляет все же недостаточное колличество научной литературы по данной теме. Это, в частности, отмечено и в работе В.М. Селунской: « Российское зарубежье первой половины XX века представляет для историка огромный объем неосвоенной информации. И, хотя в настоящее время в освещении этой темы наблюдается своеобразный бум, однако в историографической
50 Ипполитов С.С., Карпенко C.B., Пивовар Е.И. Российская эмиграция в Константинополе в начале 20-х годов. (Численность, материальное положение, репатриация) // Отечественная история. 1993. № 5; Ершов В.Ф. Пивовар Е.И. Военно-учебные заведения и военно-научная мысль в белой эмиграции в 1920-30 гг. // Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. М., 1993.
51 Ершов В.Ф. Военно-политические доктрины белой эмиграции 1920-30-х гг. //Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы. М., 1993г. Ершов В.Ф., Пивовар Е.И. Белоэмигрантские концепции свержения большевизма в СССР в 20-30-х гг. // Гуманитарное образование в России: новые горизонты. М., 1995.
35 лаборатории профессионального историка она не получила адекватного своей современной значимости выражения».52
Наибольшее внимание в последнее время уделяется военной эмиграции - исследуются ее численный состав, организационные структуры и т.д. Из поля зрения историков нередко ускользает то обстоятельство, что, несмотря на свои внутренние разногласия, русское зарубежье представляет собой тем не менее единое целое. И признавая ценность изучения отдельных частей этого явления, все же ощущается недостаток в освещении проблем, свойственных зарубежью в целом. Одной из таких магистральных проблем и является тема патриотизма в эмиграции, вокруг которой, по существу, и разгорались самые жаркие дискуссии. Попытке изложения основных взглядов на развитие России, распространенных в среде русского зарубежья, на то, что же есть истинный патриотизм в представлении эмигрантов той поры и посвящена данная работа. Обращение к этой теме, кроме ее научного значения ввиду малой изученности на сегодня в историографии, представляется актуальным и на фоне тех событий, что переживает российская государственность в наши дни. На фоне общественно-политических проблем, стоящих перед Российской
52 Селунская В.М. Некоторые актуальные вопросы изучения истории российского войны.зарубежья первой половины XX века. //В сборнике : «Источники по истории адаптации российских эмигрантов в Х!Х-ХХ вв.» М., 1997 г.
36
Федерацией, изучение идейного наследия русской эмиграции особенно важно. Тщательное и объективное изучение духовного наследия деятелей русского зарубежья может не только обогатить отечественную историческую науку, но и оказаться полезным в решении насущных современных проблем, стоящих перед обществом, когда тема патриотизма звучит с особенной остротой.
37
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема патриотизма в представлениях и настроениях российских эмигрантов в 1920 - 1930-х гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общественная жизнь русской эмиграции была чрезвычайно активной и насыщенной. Она заключала в себе разнообразие мнений и политических концепций. Вместе с тем, в подавляющем большинстве идеи эмигрантов первой послереволюционной волны следует признать патриотическими несмотря на их неоднородность. Естественно, что и либералы и консерваторы, республиканцы и монархисты, отстаивая свои взгляды на устройство России, тем не менее, при всей их протворечивости, четко определяли свою позицию как патриотическую. Теперь, по прошествии многих лет исследователи и все, кому небезразлична судьба своей страны и ее прошлое, могут оценивать концепции эмигрантов, исходя из собственного отношения к тем или иным событиям в истории России, при этом не забывая об объективности научного исследования.
В нашей работе мы попытались изложить политические концепции деятелей русского зарубежья, уделяя особое внимание ведущим силам, определявшим общественную жизнь эмигрантов. Были затронуты вопросы, касающиеся отношения к советской власти, к государственному устройству России в случае свержения большевиков.
165
Представляется точной периодизация формирования патриотических идей в рооссийском зарубежье, предложенная В.М. Селунской.1 Действительно, можно выделить три этапа, за которые эмигрантское сообщество не только оформилось формационно, но так же приобрело свои, сложившиеся и, в буквальном смысле слова выстраданные, общественно-политические концепции и, очень близко связанные с ними, патриотические воззрения. 1 этап: 19171922 гг. Начало исхода, формирование зарубежной диаспоры и ее основных политических полюсов. 2 этап: 1922 - начало 30-х гг. Очень сложный период, отмеченный весьма серьезными сдвигами в политической жизни всего мира. Это и полоса признаний советской власти западными демократиями, и утверждение в Италии и Германии фашистских режимов. Все это оказывало большое влияние на российское зарубежье, на его общественно-политическую жизнь, на те патриотические идеи, которые вызревали в эмиграции. 3 этап: 2-я половина 30-х гг., канун Второй Мировой войны. Возникают партии «оборонцев» и «пораженцев». Период, когда различные представления эмигрантов о патриотизме
Селунская В.М. Проблемы адаптации эмигрантов из России в Европейском зарубежье
20-30-х годов XX века: (По материалам эмигрантской мемуаристики) // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в Х1Х-ХХ веках: Сб. ст. М., 1996.
166 приобретают необратимую форму открытого, нередко вооруженного противостояния сторонников тех или иных идей.
Следует помнить, что противоречия либералов и правых, как было замечено выше, возникли не в эмиграции, а начались значительно раньше - до революции. С новой силой они обострились в период гражданской войны. Белое движение никогда не представляло собой единого целого, и многими именно эта причина признается решающей в поражении белых армий. В одном из номеров «Часового»2 описан случай из времен гражданской войны, когда один отряд белых обстрелял своих однополчан в то время, когда те запели гимн «Боже, царя храни». Это трагический случай необычайно характерен для понимания той непримиримости во взглядах, которая царила в русском обществе периода революции и была затем перенесена в эмиграцию.
Левые и либералы крайне неприязненно относились к правым, и те, в свою очередь, платили тем же. Представителям консервативных кругов было свойственно не только осуждение либеральных идей, которые они считали более вредными для России, чем сам большевизм. Правые, среди которых было немало военных, не скрывали презрительного отношения к левой интеллигенции, считая ее виновницей всех бед России.
167
Примечательно в этой связи небольшое стихотворение Валентина Горянского : .Плохо интеллигенту ночью, В сердце - горечь русских осин. Видит он себя воочью, И кается : сукин я, сукин сын».3 Особой остроты противостояние между правыми и либералами достигло во второй половине 30-х годов, когда стала очевидной возможность от абстрактных умозаключений перейти к действию. Приближалась Вторая Мировая Война и каждый эмигрант решал для себя, на чьей стороне он окажется. В то время, когда либеральная интеллигенция открещивалась от всякого сближения с врагами СССР, правые круги начинают активное сотрудничество с гитлеровцами. И конечно, делали они это не из симпатий к Гитлеру. Таким образом они полагали найти возможность послужить своему отечеству. При изучении темы патриотизма русского зарубежья необходимо давать себе отчет в том, что в представлении эмигрантов понятия России и СССР были не только не связанными, но противоположными. Поэтому, с нашей точки зрения, неправомерна оценка активных действий эмигрантов в
3 «Возрождение», 10 авг. 1935 г. стр. 3.
168 борьбе против СССР как заведомо антипатриотических. Освобождение России от большевиков любыми средствами - вот конечная цель многих эмигрантов, практическое воплощение их патриотических идей.
В консервативной печати нередки высказывания : «Русским приличествует одна ориентация - русская»,4 и : « Идея нации должна быть выше всех партийных идей, начиная с монархической и кончая социалистической».5 При этом не лишены некоторого смысла предположения о том, что активная оборонческая позиция либералов была вызвана в первую очередь не любовью к отечеству, а опасением, что в случае победы интервентов к власти в России придут правые и навсегда оттеснят либералов от правления страной.
Одновременно нельзя не отметить и крайне резких высказываний в правой печати против любых попыток вождей национал-социализма оправдать свою агрессивную политику по отношению не к большевикам, а собственно к русскому народу, намерения превратить Россию в сырьевой придаток Германии.6
В советской историографии было распространено отношение к эмигрантам, как к врагам, причем классовая вражда переносилась в область государственную, общенациональную. Подобная позиция представляется неверной, затрудняющей
4 «Часовой», № 197.
5 Из доклада ген. М.К. Дитерихса. «Часовой», № 60.
169 объективное изучение такого многообразного явления, как русское зарубежье.
Не вызывает сомнения искренняя заинтересованность эмигрантских общественных деятелей в благе своего отечества. При этом политическая активность русских эмигрантов может быть признана отчасти как своеобразный способ самосохранения. Потому что только связью с Россией, пусть хотя бы посредством своей патриотической позиции, было оправдано существование самой русской эмиграции. В противном случае она уже давно была бы растворена среди окружавших ее чужих стран и народов.
Однако в научной литературе подчас можно встретить несколько преувеличенное значение политической активности эмигрантов и того значения, которое они оказывали на Россию. Необходимо полностью давать себе отчет в том, что положение русских беженцев за рубежом было в большинстве случаев крайне плачевным. Во время изучения истории эмиграции 20-30-х гг. перед исследователем открываются трагические судьбы оторванных от родной земли людей, и в ином свете предстают многочисленные монархические и либеральные партийные съезды, за помпезным фасадом которых скрыты отчаяние и бессилие.
6 См. например статью «Руки прочь от России», «Часовой», № 56,
170
Русский Обще-Войсковой Союз являлся одной из наиболее многочисленных и сплоченных организаций русского зарубежья. Но знакомясь с материалами внутренней жизни РОВ С нельзя не заметить, насколько преувеличено представление об их активной террористической деятельности. Несколько десятков человек, перешедших границу СССР, из которых вернулись единицы. Одно-два громких дела и это в то время, когда за границей действовала разветвленная сеть ОГПУ! Конечно, ни одна, самая сплоченная организация не могла соперничать с мощью огромного тоталитарного государства. Последовательное устранение спецслужбами СССР генералов Кутепова и Миллера показало бессилие РОВС. На страницах «Часового» выражается благодарность европейской общественности, в ряде случаев осудившей похищение, и робкие упреки европейским правительствам, Лиге Наций в том, что они продолжают п взаимодействие с «правительством убийц». И это в то время, когда уже не оставалось сомнений, что французская полиция знала о готовящемся похищении ( в случае с генералом Миллером ) и могла ему помешать, но не сделала этого.
Эмиграция предстает перед нами не злонамеренной толпой реваншистов, как считалось долгое время, а людьми, искренне
171 болеющими за судьбу России и всеми помыслами своими связанными с Родиной.
Однако значение духовного наследия эмиграции необычайно велико и требует своего глубокого изучения. Русское зарубежье по разным оценкам составляло не менее полутора миллиона человек. Большинство из них были носителями традиционной военной, политической, интеллектуальной культуры дореволюционной России. Лишенные возможности непосредственно воздействовать на события внутри своего отечества эти люди составили столь обширное идейно-патриотическое достояние, применение которого может быть полезно и сегодня для обустройства внутренней государственной жизни России. Идеи многих общественных деятелей эмиграции актуальны и жизненны и должны быть востребованы теми, кто берет на себя смелость в наши дни заниматься политикой и выдвигает свои, не всегда разумные цели и задачи. Но следует так же учитывать и печальный опыт эмиграции, так и не сумевшей сплотиться, не сумевшей преодолеть свои внутренние распри и разногласия.
Список научной литературыТарасов, Борис Юрьевич, диссертация по теме "Исторические науки"
1. Возрождение» (1925-1936 ежедневная газета, затем до 1940 г.еженедельник), Париж.
2. Воля России» ( 1920-1932), Прага.1. Вестник РСХД», Париж.
3. Социалистический вестник» 1921-1936 г., Берлин, Париж, Нью-Йорк. «Царский вестник» 1928-1940; Париж.
4. Часовой» (1929-1941; 1947-1988; Франция, с 1936 г. Бельгия.)
5. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ: ВОСПОМИНАНИЯ, ДНЕВНИКИ, ПИСЬМА, СТАТЬИ, СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ.
6. Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж, 1980. Апанасенко Г. Политические течения в эмиграции // Сигнал. 1939. № 52. Апанасенко Г. Сдвиги в РОВСоюзе // Сигнал. 1938. № 34.
7. Вишняк М. Правда антибольшевизма // Новый журнал. 1942. № 2. Врангель П.Н. Воспоминания. В 2-х тт. М., 1992г. ГАРФ. Ф. № 5826.
8. Гессен И.В. Годы изгнания. Париж, 1979 г.
9. Григорий (Граббе), ей. К истории русских православных разделений з аграницей // Церковная жизнь. Нью-Йорк. 1985. № 1-2. Гуль Р. Я унес Россию. Нью-Йорк, 1984 г. Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1990 г.
10. Деникин А.И. Международное положение, Россия и эмиграция. Париж, 1934.
11. Жадан П.В. Русская судьба: записки члена НТС о гражданской и Второй Мировой Войне. М., 1991 г.
12. Кочаровский К. Зарубежье и отечество: В чем мы согласны что нам делать? Белград, 1937.
13. Легионер. Русские во французском Иностранном легионе // Часовой. Париж. 1931. №55.
14. Любимов Л. О масонстве и его противниках // Возрождение. Париж. 1934. ЗОсент.
15. Ольденбург С. Существо коммунистической власти // Возрождение. 1926. 6 апр.
16. Послание Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей православному русскому народу на родине // Православная Русь. Джорданвилл. 1974. № 20.
17. Родзаевский К. Отчет о моей 20-ти летней деятельности // Кентавр. 1993. №4.
18. Семенов Ю. Сущность и назначение Зарубежной России // Возрождение. 1926. 6 апр.
19. Соловьев B.C. Русская идея. // Русская идея. М., 1992.
20. Солоневич И. Народная монархия. М., 1990.
21. Струве П. Размышления о русской революции. София, 1921.
22. Туркул А. Русский Национальный Союз Участников Войны // Сигнал.1938. №32.
23. Флоровский Г. О патриотизме праведном и греховном // Русская идея. Т. 1.М., 1991.
24. Франк С. Крушение кумиров // Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. М., 1994. Цуриков Н. Советское правительство, иностранцы, война и позиция эмиграции. София, 1936.
25. Чему свидетели мы были.Переписка бывших царских дипломатов. 1934-1940. Сборник документов в двух книгах. М., 1998г. Штейфон Б. Военная деятельность Врангеля // Главнокомандующий Русской армией генерал барон П.Н. Врангель. Берлин. 1938.1. ЛИТЕРАТУРА:
26. Александрова С.А. Газета «Последние новости». Париж, 1920-1940 гг. //Россия и современный мир. 1994. № 2.
27. Аноприева Г.С., Ерофеев Н.Д. Народные социалисты //Кентавр. 1995. №1.
28. Базили H.A. Россия под советской властью. Париж, 1938.
29. Барихновский Г.Ф. Идейно-политический крах белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции (1921-1924). JL, 1978.
30. Баханов Е. Такая разная эта эмиграция //Книжное обозрение. 1993. № 36.
31. Берберова Н. Люди и ложи. Нью-Йорк. 1986.
32. Борисов В.П. Золотой век российской эмиграции // Вестн. Рос. Академии наук. 1994. Т. 64, №3.
33. Вандалковская М.Г. Некоторые аспекты адаптации научной и политической эмиграции (1920-30-е годы) // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX веках: Сб. ст. М., 1996.
34. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. М., 1992.
35. Верба И.А., Гусарова J1.0. С думой о родине на чужбине: Эволюция русских политических партий в эмиграции (1920-1940 гг.) // Кентавр. 1995. № 3.
36. Вилента И.В. Евразийство в современной отечественной историографии // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии: Тез. Докл. Межгос. Науч.-терет. Конф. Иваново, 1995.
37. Давыдов А.Ю. Политические группировки российской эмиграции в первой половине 20-х годов // Из истории российской эмиграции: Сб. ст. СПб, 1992.
38. Доронченков А.И. //Гуманитарные науки. 1998 г.
39. Дьяков В.А. «Русская идея» в эмигрантских изданиях 1920-1968 годов // Славяноведение. 1995.
40. Ершов В.Ф. Белоэмигрантские концепции восстановления российской государственности // Кентавр. 1995. № 4.
41. Иваницкая JI.А. Периодическая печать эмиграции как источник по истории российского зарубежья // Из истории российской эмиграции: Сб. науч. Ст. СПб., 1992.
42. Иоффе Г.З. Крах российской монархической контрреволюции. М, 1977. Казанцев А. Третья сила. Франкфурт-на-Майне, 1974. Карпов Г.Д. Российская эмиграция и вторая мировая война // Кентавр. 1994. №5.
43. Квакин A.B. Культурная миссия российской интеллигенции в эмиграции: к постановке проблемы // Культура российского зарубежья: Сб. статей. М., 1995 г.
44. Ковалевский П. Зарубежная Россия. Париж. 1971.
45. Комин В.В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин,1977.
46. Коробкова Н.П. Путь в эмиграцию: Историографический обзор // Вопросы политологии и политической истории: Сб. ст. Барнаул, 1994.
47. Краус Т. Н.В. Устрялов и национал-большевизм // Россия XXI. 1995. №11/12.
48. Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение евразийство ( 1917-1932 гг.). М., 1996.
49. Кувшинов В.А. Кадеты в России и в эмиграции // Новая и новейшая история. 1995. № 4.
50. Кулагина Г.М., Бочарова З.С. Идейно-политические аспекты возвращенчества (20-е гг.) // Культурное наследие российской эмиграции, 19171940: Материалы междунар. Науч. Конф. М., 1994.
51. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции // Вопр. Философии. 1992. № 9.
52. Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М., 1982.
53. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. М., 1994. Национальная правая прежде и теперь: Историко-социологические очерки: Ч. 1. Россия и русское зарубежье. СПб, 1992.
54. Нерсесиан В. Переговоры с руководством немецкой армии в 1938 году // Посев. 1995. №3.
55. Николаевский Б. Русские масоны и революция. М., 1990.
56. Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк. 1961.
57. Онегина C.B. Крах расчетов и иллюзий: («Внутрисоюзная» работа Всероссийской фашистской партии в Маньчжурии) // Кентавр. 1995. № 5.
58. Поливанов O.A. Психология русской эмиграции: (Наблюдение над мемуарами) // Из истории российской эмиграции: Сб. ст. СПб., 1992.
59. Полторацкий Н.П. Россия и революция: Русская религиозно-философская мысль XX в.: Сб. ст. Нью-Йорк, 1988.
60. Поляков Ю.А. Российское зарубежье: проблемы истории // Проблемы изучения истории российского зарубежья. М., 1993.
61. Постников Е.С., Бочарова З.С. Политическая дифференциация российского студенчества за рубежом // Интеллигенция, провинция, Отечество: проблемы истории, культуры, политики: Тез. Межгос. Науч-теорет. Конф. Иваново, 1996.
62. Прянишников Б. Незримая паутина. Нью-Йорк. 1979.
63. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 19191939. М„ 1994.
64. Родзянко М. Правда о Зарубежной Церкви // Православная жизнь. Джорданвилл. 1976. № 6.
65. Русская эмиграция во Франции (1850-1950-е гг.): Сб. науч. Ст. СПб.,1995.
66. Русские фашисты // Родина. 1992. № 11/12.
67. Русский фашизм в 30-е годы // Кентавр. 1993. № 5.
68. Сафронов Р.Ю. «Новый град» и идеи преобразования России // Культура российского зарубежья. М., 1995.
69. Селунская В.М. Проблема «Российское зарубежье XX века».: ее изучение и преподавание на историческом факультете МГУ //Проблемы изучения истории российского зарубежья: Сб. ст. М., 1993.
70. Селунская В.М. Проблемы адаптации эмигрантов из России в Европейском зарубежье 20-30-х годов XX века: (По материалам эмигрантской мемуаристики) // История российского зарубежья: Проблемы адаптации мигрантов в Х1Х-ХХ веках: Сб. ст. М., 1996.
71. Селунская В.М. Проблема интеграции эмигрантов в российском зарубежье между двумя мировыми войнами в отечественной историографии.Вестн. МГУ. Сер.8.история. 1998. № 1.
72. Смагина С.М. Российская политическая эмиграция 20-х годов: некоторые методологические аспекты // Русская эмиграция во Франции (18501950-е гг.): Сб. науч. ст. СПб., 1995.
73. Стефан Д. Русский фашизм: Фарс и трагедия в эмиграции, 1925-1945. М.,1992.
74. Столыпин А. На службе России: Очерки по истории НТС. Франкфурт-на-Майне, 1986.
75. Столыпин А. НТС и эмиграция перед второй мировой войной // Посев. 1980. №10.
76. Тарле Г.Я. История российского зарубежья: некоторые понятия и основные этапы // Проблемы изучения истории российского зарубежья. Сб. ст. М„ 1993.
77. Трушнович Я. Эмиграция и «революционное движение нового поколения» //Посев. 1990. № 2.
78. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. М., 1987.
79. Шкаренков Л.К. Российское зарубежье: заметки историка // Россия и современный мир. 1994. № 1.
80. Шулепова Э.А. Русские вне границ России: (Проблемы правового статуса, трудовой деятельности, образования российской эмиграции перовой волны // Культура российского зарубежья: Сб. ст. М., 1995.
81. Янов А. Учение Льва Гумилева// Свободн. Мысль. 1992. № 17.