автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблема поколений в зеркале русской художественной культуры XIX - начала XX веков

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Безгрешнова, Алевтина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Проблема поколений в зеркале русской художественной культуры XIX - начала XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Безгрешнова, Алевтина Михайловна

Введение

Глава I. Теоретическая модель поколения в культурологии.

§ 1. Место проблемы поколений в философско-исторической, культурологической и социологической мысли.

§ 2. Понятие "поколение". Компоненты теоретической модели поколения.

Глава II. Возраст как характеристика поколения в художественной культуре XIX - начала XX веков.

§ 1. Детство. Изменение представления о детстве как о возрастной поколенческой характеристике.

§ 2. Молодость. Поколенческая периодизации истории культуры. . ••

§ 3. Зрелость как идеал поколения.

§ 4. Старость как "пограничная" возрастная категория в системе поколений.

§ 5. Тендерная характеристика поколений.

Глава Ш. Тема преемственность поколений в русской художественной культуре XIX - начала XX веков.

§ 1. Способы преемственности поколений.

§ 2. Семья как полилог поколений.

§ 3. Конфликт поколений и пути его разрешения.

§ 4. Энтелехия поколения в социально-психологической атмосфере эпохи. 201 Заключение 210 Библиография

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Безгрешнова, Алевтина Михайловна

Актуальность. Проблема "отцов и детей", поднятая, прежде всего, в русской литературе XIX в. - это и есть социокультурная проблема поколений, волнующая европейских и русских мыслителей более двух веков. Она является актуальной и сегодня. В нашей стране в условиях смены политической системы, ломки социальных связей, ослабления традиций налицо кризис в отношениях между поколениями, который ощущается во всех сферах общества. Проблемы противоречивого взаимодействия, чреватого конфликтом поколений, во многом определяют характер современной социальной ситуации. В России постепенный переход от общественного хаоса к новому порядку проходит трудно и болезненно, поэтому вполне закономерно стремление каждого человека обратиться к основам сосуществования с другими людьми: семье, взаимоотношениям с детьми, сверстниками, старшими современниками. Весьма важны особенности этих отношений, обращение людей к традициям мировой и отечественной культуры для определения их ценностных ориентиров, получения возможности осуществлять выбор, для решения накопившихся противоречий.

С другой стороны, именно разбалансированность системы социальных отношений, острая противоречивость ситуации, стремительность изменений российского общества требуют нового осмысления проблемы поколений.

Возможно, в самой необходимости выделения феномена поколения, в процессе определения содержания и теоретической значимости этого понятия, в нем самом заложена идея сохранения, продолжения, развития и обновления опыта, то есть та позитивная особенность характеристики общества и его истории, которая позволяет изучать историко-культурный процесс в режиме "щадящей объективности", что особенно важно для культуры России сегодня.

Обращение к теме поколений обусловлено и развитием науки. Категория "поколение" занимает важное место в научном исследовании системы социальной и культурной преемственности, процессов социализации нового поколения, а также структуры, динамики и закономерностей процесса развития культуры и общества в целом. До сих пор категория "поколение" рассматривалась в философии, социологии как вспомогательная составляющая при анализе крупных исторических периодов (в философии) или общественных (в социологии, конфликтологии, социальной психологии) процессов. Тема взаимоотношения поколений поднималась преимущественно в художественной литературе, литературоведении, публицистике. Поколение рассматривалось с разных точек зрения, анализировались разные аспекты этого явления, однако с точки зрения теории культуры эта проблема еще не достаточно освещена. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью построить теоретическую культурологическую модель поколения, выделив и сопоставив все элементы, связанные с содержанием этого явления, а также проследить динамику образного воплощения проблемы поколений в произведениях искусства, механизмы взаимодействия реального и художественного в контексте проблемы поколений.

Материал художественной культуры XIX века неоднократно привлекался для анализа темы конфликта "отцов" и "детей", семьи, возрастных характеристик персонажей и их прототипов, однако еще не применялся для ис-торико-кулыурологического анализа проблемы поколений. Обращение к художественной культуре XIX века обусловлено тем, что именно в указанный период происходит формирование и формулирование проблемы, а также тем, что генезис проблемы поколений в XIX веке, ярко отраженный в произведениях искусства, отмечен особым сближением их героев и реальных представителей поколений.

Цель работы: построить и применить теоретическую модель поколения для выявления качественного своеобразия историко-культурных процессов в России XIX - начала XX вв.

Задачи исследования:

- изучить историографию проблемы;

- провести сравнительный анализ определений понятия "поколение" в разных науках, рассмотреть генезис проблемы в философии, социологии;

- определить место проблемы поколений в культурологических науках и исследовать аксиологический аспект проблемы;

- выстроить теоретическую модель поколения на основе выделенных компонентов;

- проанализировать художественные тексты;

- изучить особенности развития проблемы поколений в культуре XIX - начала XX веков и проследить логику формирования художественных образов разных поколений;

- выявить роль ритма смены поколений в осуществлении культурного процесса;

- исследовать возможности "поколения" в качестве элемента периодизации истории культуры России XIX - начала XX веков.

Объект исследования. История культуры России XIX - начала XX веков.

Предмет исследования. Образы поколений в русской художественной культуре XIX - начала XX вв.

Гипотеза. Теоретическая модель поколения представляет собой эффективную эвристическую систему историко-культурологического исследования художественных процессов. Само выдвижение проблемы на передний план в искусстве и напряженность ее художественно-образного осмысления свидетельствует об экспоненциальном характере формирования "личностно-креативного" типа культуры в России XIX века.

Степень разработанности проблемы. Начало исследованию проблемы поколений было положено в философии конца XVIII - начала XIX века. Уже в работах И.-Г.Гердера и Дж.Вико, позже у И.Канта, Г.-В.-Ф.Гегеля, В.Пиндера, В.Дильтея понятию "поколение" уделяется значительное внимание. "Поколение" рассматривается в контексте философии истории как один из факторов осуществления исторического процесса, либо в качестве единицы периодизации истории. В середине XIX в. активно включилась в процесс осмысления понятия "поколение" социология. О.Конт, Э.Дюркгейм, позже -П.Сорокин, уделяли пристальное внимание ритму смены поколений, а также взаимоотношению разных поколений, процессам культурного наследования, преемственности и инноваций.

В начале XX века к исследованию проблемы поколений обратился Х.Ортега-и-Гассет. Он признавал важность разработки и использования категории "поколение", писал о неизбежности и необходимости конфликта поколений, а также типизировал поколения по их роли в истории и по степени реализованности внутреннего предназначения. Философ и социолог К.Мангейм предложил систематический анализ феномена поколения, суммировав результаты обсуждения темы на конец 1920-х годов. Наиболее интересен именно предложенный К.Мангеймом сравнительный анализ позиций представителей позитивистского и романтического направлений в их взгляде на проблему поколений. Сходное исследование провел и Э.Трельч, поместив проблему поколений в контекст разговора об историзме. К.Ясперс продолжил линию философско-исторической мысли, признавая важную роль поколения в анализе исторического процесса.

В 60-е годы XX в. наблюдается обострение интереса западной социологии, психологии и философии к проблеме поколений, вызванное событиями 1968 г. во Франции, ознаменовавшими пик молодежного движения. Именно эти события побудили обратиться к проблеме поколений последователя французской Школы Анналов П.Нора, рассмотревшего "поколение" как "место памяти". Так же как и К.Мангейм, П.Нора большое внимание уделил основным факторам, обусловливающим принципы ритма, формы и механизмов поколенческой преемственности - "социологической значимости биологических факторов". Возрастной проблематике посвящены работы другого французского исследователя Ф.Ариеса.

В 60-е - 70-е годы на первый план выдвигается круг проблем, получивших в литературе и массовом сознании известность как концепция "конфликта поколений", или "кризиса взаимоотношений между поколениями". Эта теория нашла отражение в работах З.Бжезинского, Л.Фойера, Т.Розака, Д.Белла, Г.Маркузе, Э.Фромма, Р.Миллса, П.Гудмэна и других авторов. Были выявлены технократические (З.Бжезинский); политические (Л.Фойер, Ш.Эйзенштадт); социальные (Э.Я.Баталов, И.С.Кон) причины конфликта поколений.

Философы, социологи и психологи 70-х годов склонны рассматривать "поколение" в контексте изучения процесса социализации (А.И.Афанасьева, В.И.Воловик, Г.Л.Смирнов, Д.А.Шевырногова); при исследовании демографических проблем (Б.С.Павлов, В.Ц.Урланис). Изучением поколения в рамках проблемы социального времени занимались В.А.Гайдис, О.Н.Ежов, В.П.Яковлев. Особо следует выделить работы И.С.Кона, посвященные социализации молодежи в результате осуществления "эстафеты поколений".

Русская философская и общественная мысль XIX и XX веков разрабатывала проблему поколений. Однако именно в русской художественной культуре проблема поколений получила максимальное выражение. В произведениях художественной литературы, публицистики, литературной критики XIX в. проблема поколений ставится крайне остро. Образы поколения (своего, нового, молодого, старшего), рассмотрение причин возникновения конфликта поколений - в произведениях А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, в работах П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, в философских трактатах Вл.С. Соловьева, Н.А.Бердяева, Н.Ф.Федорова, в многочисленных воспоминаниях.

Отечественное литературоведение XX в. фиксировало этот интерес к проблеме поколений, что особенно наглядно отразилось в статьях М.Гершензона, Л.Назаровой, А.Мазона, Г.Прохорова, С.Дурылина, Ф.Берелевича, В.Богучарского, А.Веселовского, Л.Долгополовой, А.Лаврова, В.Ильинского, В.Кулешова, В.Кунина, Ш.Левина, В.Познанского, Л.Суворова, М.Нечкиной, Л.Аннинского, М.Качурина и др.

Исследование традиции и возникновения способов передачи культурного опыта было предпринято в культурной антропологии, где тему поколений и их значения в процессе культурной преемственности затронули Дж.Дж.Фрэзер, Э.В.Тайлор, М.Мид. Так, М.Мид выстроила типологию культуры с точки зрения трансформации взаимоотношений между "отцами" и "детьми".

В связи с этой проблемой стоит обратить внимание и на исследование М.К.Петрова "Язык, знак, культура", в котором рассматриваются понятие социокода и механизмы трансляции и "трансмутации", непосредственно связанные с проблемой поколений.

В последние десятилетия XX века особое внимание в социологии и психологии уделялось изучению феномена и проблем молодежи. Исследования на эту тему предпринимались С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовским, А.И.Новиковым, А.С.Запесоцким, проблематика преемственности поколений поднималась в культурологическом ключе как передача культурного наследия (Л.Н.Коган); как конфликт культур (В.В.Большаков).

Материалы международной научно-практической конференции "Преемственность поколений: диалог культур" (Санкт-Петербург, 1996) предлагают широкий спектр областей, в которых актуально изучение проблемы поколений (политические процессы и общественное сознание, этнический фактор в массовом сознании, тендерные отношения, девиантное поведение молодежи и т.д.). О диалоге поколений как диалоге культур рассуждают М.С.Каган, С.П.Суровягин. Исследование способов преемственности и духовных основ поколений продолжено М.Уфимцевой, И.Болотиным, А.Пучковым.

В контексте социальной психологии в работах Б.Д.Парыгина, С.Н.Иконниковой, Э.П.Юровской, Л.М.Мосоловой, Э.В.Соколова рассматриваются такие явления, как социальная общность и "атмосфера эпохи" ("дух времени"), непосредственно связанные с проблемой поколений.

Следует обратить внимание на работы по тендерной проблематике (В.Чижова, К.Де Магд-Соэп), в которых особое место занимает тема поколений женщин в русской культуре.

Особое внимание возрастным характеристикам человека и специфике восприятия разных возрастов уделяет М.С.Каган в работе "Се человек. Жизнь, смерть и бессмертие в "волшебном зеркале" изобразительного искусства".

Методологическая основа и методы исследования.

Теоретическая часть данного диссертационного исследования основывается на единстве философско-культурологического и социологического подходов к решению обозначенных в диссертации проблем.

В определении культуры как способа бытия человека исследование опирается на труды М.С.Кагана, в понимании периодизации истории культуры - на работы К.Ясперса, П.Сорокина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, Г.К.Щедриной.

Большое методологическое влияние на диссертационную работу оказали труды, посвященные непосредственно проблеме поколений: "Проблема поколений" К.Мангейма (определение понятия "поколение" и социальной значимости этого явления), "Историзм и его проблемы" Э.Трельча (определение места поколений в периодизации истории), "Что такое философия?" Х.Ортега-и-Гассета (рассмотрение видов поколения по степени их активности и влияния в культуре), "Поколение как место памяти" П.Нора (выделение функции поколения как "места памяти", общая социокультурная характеристика явления). При изучении эволюции проблемы поколений в культуре важную роль сыграло исследование М.Мид "Культура и мир детства".

Для решения поставленных целей и вытекающих из них задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов: синхронического и диахронического - при анализе событий истории культуры России; генетического и генеалогического - при рассмотрении генезиса теоретического и художественного осмысления проблемы поколений; метода теоретического моделирования - при разработке теоретической модели поколения. А также специальных: культурно-исторического - при анализе явлений искусства и их восприятия представителями разных поколений; метода сравнительного анализа произведений разных видов искусства - при исследовании темы возрастных и тендерных характеристик представителей поколения; энтелехийного - при исследовании феномена энтелехии поколений; биографического - при обращении к судьбам представителей поколений: авторов и героев художественных произведений.

Научная новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые представлена теоретическая модель поколения, продемонстрированы возможности этой модели в анализе реальных историко-культурных событий и многообразия художественных произведений. В работе впервые сформулированы принципы поколенческой периодизации истории культуры XIX - XX веков. Определены универсальные способы преемственности поколений, проведен анализ тендерного аспекта проблемы и впервые на материале отечественной культуры рассмотрено явление энтелехии поколения. Вместе с тем раскрыты особенности экспоненциального развития и качественных состояний культуры России XIX столетия.

Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование может способствовать расширению теоретико-методологической и художественной базы историко-культурологических исследований. Результаты работы и полученные выводы могут быть использованы в дальнейшем научном изучении феномена поколения, а фактический материал - при подготовке вузовских курсов, ориентированных на проблематику изучения русской художественной культуры XIX века, а также при разработке спецкурсов, посвященных проблемам периодизации истории культуры России.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях "Этнология в педагогическом образовании: проблемы и перспективы" (17 - 20 мая 1999 г.), "Нравственное здоровье общества - основа выживания и развития" (13 - 14 апреля 2000 г.), "Ребенок в современном мире. Детство и творчество" (19 - 21 апреля 2000 г.), "Лупповские чтения" (12 мая 2000 г.), "Судьбы и карьеры художников XX века (12 - 15 июня 2000 г.), "Культура и образование Петербургского региона" (28 - 29 сентября 2000 г.), "Взаимодействие литературы и искусства в культуре XX века" (29 - 31 марта 2001 г.), "Пунинские чтения" (7 - 8 апреля 2001 г.), "Ребенок в современном мире. Отечество и дети" (18-20 апреля 2001 г.), в выступлениях на аспирантских семинарах, в публикациях тезисов конференций и научных статей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение понятия "поколение" как феномена культуры. Поколение как феномен культуры - это совокупность сверстников и современников, представляющая собой особую социально-историческую и социально-психологическую общность (судьбы, умонастроений, ценностных ориента-ций и переживаний), которая выделяется под влиянием исторических событий, идей и ценностей определенного типа культуры, занимает важное место и играет существенную роль в социальных и культурных процессах преемственности и изменения традиций.

2. Теоретическая модель поколения включает "статические" (относительно стабильные, так как система поколений динамична по определению) и "динамические" компоненты. К "статическим" компонентам относятся: возрастные "статусы" поколения (детство, молодость, зрелость, старость) и тендерная характеристика (выделение мужской и женской частей в пределах одного культурозначимого поколения). "Динамические" компоненты определяют ритм смены поколений и составляют суть системы культурной преемственности поколений. К ним относятся: способы преемственности поколений; семья как полилог поколений; конфликт поколений и "энтелехия" поколения.

3. Действие системы культурной преемственности поколений осуществляется различными историческими способами - образованием, религией и др. (их характеристика предложена А.Я.Пучковым и И.С.Болотиным). Характер сочетания этих способов в каждую эпоху взаимно определяется особенностями безусловного универсального способа преемственности поколений - социокультурного кода.

4. В произведениях искусства России XIX - начала XX веков выразительно раскрывается динамика развития проблемы поколений в следующих аспектах: тема возраста человека от детства до старости; характеристика "героев своего времени" - представителей разных поколений; тема взаимоотношений мужской и женской частей поколений; тема конфликта поколений; тема семьи. В связи с этим, можно говорить о влиянии процесса художественного раскрытия проблемы поколений на теоретическое осмысление этого явления.

5. Проблема поколений, в конечном счете, как доминантная проблема XIX века оказывается маркером формирования "личностно-креативного" (инновационного) типа культуры.

6. Формирование "личностно-креативного" типа культуры в России имеет экспоненциальный характер.

7. Эвристическую ценность имеет рассмотрение поколения в качестве способа периодизации истории культуры, занимающего промежуточное место в системе анализа макродинамики исторических типов культуры и персонологических исследований.

13

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема поколений в зеркале русской художественной культуры XIX - начала XX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ художественных текстов XIX века позволяет сделать вывод, t что проблема поколений (культурной преемственности, конфликта, осознания и осмысления принадлежности к своему поколению) вызывала большой интерес российского общества. Варианты решения проблемы поколений рассматривались как варианты путей развития России. Активизация социального компонента наследования и усиление роли культурной традиции способствовало тому, что поколение - естественный биологический феномен - преображалось в явление культуры, и благодаря особому характеру социально-психологической общности каждое поколение занимало в ней определенное место. В XIX веке эта "культуроцентрическая" эволюция поколения достигла пика, ознаменовавшегося максимальной концентрацией теоретического и художественного осмысления проблемы. Впоследствии "поколение", сформировавшееся к концу данного столетия как феномен культуры, стало одним из важнейших объектов философского, социологического, социально-психологического и культурологического анализа.

Одним из результатов диссертационного исследования явилось определение поколения как феномена культуры: Поколение как феномен культуры - это совокупность сверстников и современников, представляющая собой особую социально-историческую и социально-психологическую общность (судьбы, умонастроений, ценностных ориентаций и переживаний), которая выделяется под влиянием исторических событий, идей и ценностей определенного типа культуры, занимает важное место и играет существенную роль в социальных и культурных процессах преемственности и изменения традиций.

К становлению "поколения" как феномена культуры была причастна художественная практика, предоставлявшая во всем многообразии своих героев образы разных поколений и опыты их взаимодействия. Изучение произведений искусства позволило на богатейшем материале эпохи проследить становление проблемы поколений в русской культуре и проверить адекватность предложенной теоретической модели поколения явлениям и процессам культуры.

В ходе исследования было определено, что теоретическая модель поколения включает в себя "статические" и "динамические" компоненты. К "статическим" компонентам относятся: возрастные "статусы" поколения (детство, молодость, зрелость, старость) и тендерная характеристика (выделение мужской и женской частей в пределах одного культурозначимого поколения).

Динамические" компоненты определяют ритм смены поколений и составляют суть системы культурной преемственности опыта поколений. К ним относятся: способы преемственности поколений; семья как полилог поколений; конфликт поколений и "энтелехия" поколения.

Тема поколений, раскрытая в произведениях искусства, и реальная социальная ситуация России XIX - начала XX веков позволяют анализировать взаимодействие "статических" и "динамических" компонентов поколения, тем самым, получить представление о работе модели. В синхронном срезе, в условный отрезок времени, выбранный произвольно, в составе "возрастных" поколений оказываются представители определенных возрастных страт. Так, например, в 1860-м (как и в любом выбранном году) сосуществуют поколения "детей", "отцов", "дедов" (условно-возрастное обозначение). Ярче всего эта ситуация прослеживается в семье, но существует не только в ней. В этот период представитель каждого из указанных поколений причас-тен к нему посредством своего биологического возраста. Переход из одной возрастной категории в другую приводит его и в другое "возрастное" по статусу поколение.

С другой стороны, в диахроническом срезе существуют поколения социально-исторические (рождаясь в "диахроне", в "синхроне" они сосуществуют как "возрастные"), состав их определяется по году рождения и по опыту участия в исторических событиях, по характеру самоидентификации и т.д. Это поколения 20-х, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х и т.д. годов. Они привязаны к точке рождения и к точке становления ("конфирмации" по Л.Аннискому), которое осуществляется, как правило, на этапе молодости - этапе "детей", (собственно детский возраст формируют, в таком случае, "внуки" "отцов"). Каждое из этих поколений связано с предыдущими и последующими, "транслирует" и трансформирует часть культуры согласно своему или высшему замыслу (оба элемента присутствуют). "Поколение" находится в постоянном движении: меняя возрастные статусы, оно несет свою "программу". В точках пересечений вех синхронного и диахронического среза возникает особое напряжение, осуществляется передача опыта поколения - в семье (первоначальная стадия наследования, первоначальный опыт), посредством способов преемственности поколений, через конфликт или диалог (как результаты другого опыта), под влиянием энтелехии. Процесс этот непрерывен, он многоуровневый, многофазный, его стадии практически невозможно вычленить, поскольку имеет место "перехлест", обеспечивающий необходимую непрерывность и волнообразность ритма.

Сочетание условной статики (существующей в режиме сопоставления и в точке "отсчета" поколения) и всеохватывающей динамики создает мощный сплав поколений. "Прогрессирующее" осознание этой сложности явления "поколения" и процесса преемственности поколений русской культурой, русским искусством, в частности, в совокупности с оценкой полноты и сложности проявлений жизни человека: биологической, физиологической, социальной, культурной, предложенной в художественных произведениях, наглядно выражают тенденции роста проявлений русской культуры и динамики формирования личностно-креативного типа.

Применение теоретической модели поколения продемонстрировало ее эффективность для культурологического анализа произведений литературы, живописи, литературной критики, мемуаристики, публицистики и для изучения поколений героев и их авторов в ситуации особого сближения персонажей произведений искусства и реальных представителей поколений.

Исследование "динамических" компонентов теоретической модели позволило определить универсальные закономерности культурного наследования и специфические черты, характерные для российского опыта преемственности поколений.

В ходе исследования удалось выявить особую роль конфликта поколений в процессе трансляции и "трансмутации" культурной традиции, которая состоит в его способности содействовать разрешению исторического кризиса. Болезненный (в большей или меньшей степени) процесс внедрения нового и приведения этого нового в соответствие с традицией, возможная коррекция традиции в свете "проектов", предложенных молодым поколением, создает условия для усиления интенсивности процесса культурогенеза.

Изучение противостояния поколений XIX века позволило сделать заключение об экспоненциальном характере развития культуры столетия, при котором продуктивность культурного процесса зависит от уже накопленного багажа. За предельно короткие сроки - практически за два столетия - Россия проходит те "стадии" культуры, которые Европа преодолевала в течение всего предшествующего периода Нового времени. В этот отрезок происходит активнейшее приобретение новых социальных и культурных качеств, новых социальных структур. Роль поколений в этом процессе "интенсивизации" культуры оказвается весьма значительной.

В ходе работы над диссертацией удалось определить, что совокупность поколений может быть представлена как некая циклическая макросистема, в которой конфликт фигурирует как стимул и признак утверждения инновационных процессов культуры. Поколение как явление культуры выступает в качестве "испытательной модели истории", которая реализуется на уровне всей совокупности поколений и в случае каждого конкретного элемента этой системы.

Важным аспектом исследования стало рассмотрение поколения в качестве способа периодизации истории культуры, занимающего промежуточную область в системе анализа макродинамики исторических типов культуры и персоналогии.

 

Список научной литературыБезгрешнова, Алевтина Михайловна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Baring Maurice. The Russian people. - London, 1911.

2. Croves Ernest, Rutherford Ernest. The family and its social function. -Chicago, 1940.-631 c.

3. Family and individual development/ Vol. Ed. J.A. Meacham. Basel etc. Karger, 1985.- 114 c.

4. Goodman Paul. Growing up absurd. Problem of youth in the organized society. New York, 1962. - 297 c.

5. Irwin S. Age related distributive justice and claims on resources // Brit. j. Of sociology. L., 1996. - Vol. 47, 1. - P. 68 - 92.

6. Mead Margaret, Heyman Ken. Family. New York, 1965. - 208 c.

7. Scott J., Alwin D.F., Braun M. Generational changes in genderrole attitudes: Britain in a cross-national perspective // Sociology-Oxford, 1996. Vol. 30, №3.-P. 471 -492.

8. The family and its culture: An investigation in Seven East and West European countries/Ed by Manfred Biskup et al for the. Budapest, 1987.- 496 c.

9. The family: Its structure and functions/ Ed. By Rose Laud Coser. New York, St. Martin's press, cop, 1964. - 678 c.

10. Аверин Б. Детство, отрочество и юность в изображении JI.H. Толстого//Толстой JI.H. Детство. Отрочество. Юность. JL, Худож. Лит., 1979.

11. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука: Повесть К., 1987.

12. Аннинский Л. "Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники." К диалектике поколений в русской культуре//Литературное обозрение.- 1991. -№ 4.-С. 10-14.

13. Ариес Ф. Возрасты жизни//Философия и методология истории/Под ред. И.С. Кона. М„ "Прогресс", 1977. - С. 216 - 244.

14. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке/Пер. с франц.

15. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 1999. - 416 с.

16. Арнаудов М. Психология литературного творчества М., Прогресс, 1970.-654 с.

17. Бабаев Э. Сообщающиеся миры//Новый мир. 1988. - № 2. - С. 249 -253.

18. Балакина Т.И. История русской культуры. Экспериментальное учебное пособие. М., Изд. центр A3,1996. - 208 с.

19. Балашов Н.И. Русская интеллигенция в ее классическом виде как важный субъект формирования живой культуры России XIX XX вв.//Русская интеллигенция. История и судьба/Сост. Т.Б. Князевская. -М., Наука, 2000.

20. Белинский В.Г. Речь о критике//Избр. филос. соч.: В 2 т. М., 1948. -Т.1.

21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. - 785 с.

22. Белый А. Петербург// Сологуб Ф. Мелкий бес. Белый А. Петербург: Романы/Вступ. статья О.А. Клинга, коммент. JI.K. Долгополова. -Ставрополь, Кн. Исзательство, 1988. С. 269 - 564.

23. Бердяев Н. Русская идея//Самопознание: Сочинения/ сост., вст. ст., прим. М.А. Блюменкранца. М., ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 624 с. - С. 11 - 248.

24. Библия и русская литература: хрестоматия / Автор-составитель М.Г.Качурин. СПб., "Каравелла", 1995. - 584, илл. (Серия "Школьная библиотека").

25. Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. Материалы международного семинара. Санкт-Петербург, 14 17 ноября 1996 / Ред. В. Воронков и Е. Здравомыслова - СПб., 1997. - 223 с.

26. Блок М. Апология истории или Ремесло историка/Прим, и ст. А.Я. Гуревича, пер. Е.М. Лысенко. М., Наука, 1986

27. Болотин И.С. Духовные основы преемственности поколений: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. филос. н./МГУ им. М.В. Ломоносова.- М., 1993.-47 с.

28. Большой толковый социологический словарь в 2 т./Пер. с англ. М., Вече, ACT, 1999. - 528 с.

29. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. М., Научн. изд. "Большая Российская энциклопедия", СПб., "Норинт", 2001.

30. Бочков Н.П. Гены и судьбы. М., Мол. гвардия, 1990. - 255 с, ил. -(Эврика).

31. Брындина Г.В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. культурологии / СПбГУП. СПб., 1999. - 18 с.

32. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева//Повести. Рассказы. Л., Лениздат, 1980.

33. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки/Сост., вступ. ст., указ. С.Б. Михайлова. М., Современник, 1991. - 301 с. - (Серия мемуаров "Память).

34. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., Мол. Гвардия, 1990.

35. Взаимоотношение поколений в семье (Сб. статей)/Отв. ред. З.А. Янкова, В.Д. Шапиро. -М., Ин-т социол. Исслед., 1977. 190 с.

36. Воронина Л., Михайлова Т. Русская живопись XIX века. М., Рус. яз., 1990.-320 с.

37. Гайдне В.А. Проблема времени, возраста и поколений как предмет социологических исследований: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. М., 1980. - 16 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Философия истории//Философия истории. Антология/Сост., ред. и вступ. Ст. Ю.А. Кимлева. М., АО "Аспект Пресс", 1994.38