автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Проблема природы и противоречий национальных отношений в творческом наследии мыслителей русского зарубежья, 20-40 гг. XX века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Горидько, Марина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Проблема природы и противоречий национальных отношений в творческом наследии мыслителей русского зарубежья, 20-40 гг. XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Горидько, Марина Ивановна

Введение 3

Глава 1. Теоретичие предплки и овные факторы развития взглядов мителей ркого зарубежья нащво национального вопр и природу противоречий национальных отношений 14

1.1. Теоретичие предплки воззрений мителей - эмигрантов по проблеме природы и противоречий национальных отношений 14

1.2. овные факторыановления взглядов мителей ркого зарубежья по проблеме природы и противоречий национальных отношений 43

Глава 2. овные идеи и концептуальные дижения мителей ркого зарубежья по проблеме природы и противоречий национальных отношений (20-40 гг. XX века) 57

2.1. овные взгляды мителей ркой эмиграции по национальному вопр и природе национальных отношений 57

2.2. Мители ркого зарубежья о противоречиях национальных отношений 74

2.3. Вопр войны и путей преодоления военных конфликтов в ркой зарубежной ми 20-40 гг. XX в 97

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Горидько, Марина Ивановна

К духовным богатствам России с полным правом можно отнести творческое наследие мыслителей русской эмиграции с его богатством идей, целым спектром убеждений и мировоззренческих позиций. Восстановление целостной картины истории отечественной социальной мысли является, на наш взгляд, теоретическим ключем к оптимизации поиска путей современного возрождения России. В этом смысле историко-философское изучение наследия русской эмиграции можно назвать весьма важным делом, так как нельзя приуменьшить значимость обретения прочных духовных оснований, которые мы находим в произведениях русских мыслителей по самым острым проблемам социальной жизни России. Ибо опирающиеся на глубинную русскую философскую традицию работы мыслителей эмиграции «первой волны» содержат рефлексию русского национального сознания, как оно представлялось им исторически и современно в эпоху между двумя мировыми войнами.

Очень метко сказал о существе русской эмиграции И. А. Ильин «Мы сами-живые куски России»1. Сохраненное национальное чувство русских и их убеждение в своей принадлежности к великой нации, несомненно, охранили их от полной денационализации и ассимиляции.

Богатое научное наследие, оставленное российской эмиграцией 20-40-х гг., представляет большой интерес с точки зрения изучения истории процесса становления российского национального самосознания. В эпоху кризиса и социальных катаклизмов интеллектуальная элита русского зарубежья обратилась к пересмотру и переоценке традиционных представлений о своей нации, о её месте среди других наций, попыталась постичь смысл российской истории, приблизиться к пониманию природы национальных отношений и противоречий, особенностей конфликтов и войн, зарождающихся и на национальной почве. Понимание национального вопроса и патриотизма не было пронизано у них желанием «под предлогом любви к народу удержать его на пути национального эгоизма», напротив, это было, говоря словами B.C. Соловьёва, понимание национального вопроса в традиционном для русских смысле «не о существовании, а о достойном существовании» и о «настоящем патриотизме, исключающем национальное самомнение»2.

1 Ильин И. А. Родина и мы. - Белград, 1926, с. 1

2 См.: Соловьёв B.C. Соч. -М., 1989. T.I, с. 261

Исследуя наработки в этой области мыслителей русской эмиграции, нужно отдавать себе отчет в том, что результаты введения в научный оборот малоизвестных и совсем неизвестных источников и знание, приращенное путем обращения к этим материалам, как «историческая справка о прошлом, конечно, не предскажет будущего, но она, по словам М. Ростовцева - видного публициста русской послеоктябрьской эмиграции, - «позволит яснее и трезвее посмотреть на настоящее и уяснить себе контуры совершающегося, может быть, основные линии возможного будущего».1

Замыслы и результаты творчества мыслителей русского зарубежья в области проблем, связанных с изучением национального вопроса, были достойны современной им эпохи.

Далеко не все они могли быть реализованными в жизни в силу самых различных обстоятельств, но притягательным для современных исследователей (в том числе и диссертанта) останутся основательность и полнота постановки вопросов, напряженность поиска ими путей к духовному обновлению России.

И средства исцеления должны поэтому касаться именно этих глубин, самых основ миросозерцания и жизни, ибо то, что разыгралось в России, есть явление не только социально - политического порядка, а нечто гораздо более страшнее, захватывающее и А опустошающее самые недра народной души и национального духа» - писал Н. Арсеньев, нацеливая своих товарищей по изгнанию на решение задач, связываемых с будущим народа России, что представлялось возможным через познание истинной природы национальных отношений и анализ конфликтогенных факторов в её судьбе.

Глубина постижения противоречий, конфликтов и войн мыслителями русского зарубежья стала возможной на основе тщательной переоценки ими национального вопроса, который в многонациональной России был важнейшим и судьбоносным. Поэтому основу диссертации составили источники - работы мыслителей русского зарубежья, внесшие свой вклад в развитие темы судеб России в связи с вопросами противоречий в национальных отношениях. Нельзя не согласиться с В В. Зеньковским и не отметить «явные устремления к системе, к единству и обоснованности в высказываниях»3 многих из рассматриваемых авторов. Однако искать готовые ответы в трудах мыслителей минувших эпох на «вызовы современности» не представляется нам

1 Ростовцев М. Национальное и мировое государство/ Русская мысль, №10, 1915, с. 19// Российский Военный Сборник (далее - РВС) Выпуск №8. - М., 1994, с.5

2 Арсеньев Н. Живые камни/ Евразийский временник. Кн.З. - Берлин, 1923, с. 52

3 Зеньковский В.В. О мнимом материализме русской науки и философии. - Мюнхен, 1956, с. 53-54 правомерным. Да, в произведениях философов, принадлежащих истории, в том числе -ближайшей, есть выдающиеся мысли и чрезвычайно ценные рассуждения. Но совершенно очевидно, что ответы на наши вопросы должны быть найдены нашими современниками. Совершенно прав, на наш взгляд, В В. Вейдле, написавший, что «нельзя смешивать духовного наследства минувших поколений ни с теми условиями, в которых оно создавалось, ни с теми, в которых оно передается новым поколениям».1

Сложность историко-проблемного анализа в нашем случае состоит и в том, что каждая эпоха накладывает свой мировоззренческо - идеологический и методологический отпечаток на подходы к изучению ключевых вопросов и проблем и исследователь должен проводить своеобразную «дактилоскопию» источников, чтобы не видеть в истории л философии лишь «войну материализма с (ложным) идеализмом» , тем более что идеализм в русской философии выступает чаще всего в качестве начала нравственного, «согласно которому в основе нравственности лежат идеальные, изначально духовные побуждения и принципы», что решающее значение в ней придавалось поэтому «нравственной интуиции и экзистенциальному состоянию духа (вере, любви)»3

Данное диссертационное исследование опирается на достаточно обширную источниковую базу, представленную трудами не только философов русского зарубежья, но и работами представителей военной элиты русской эмиграции в 20-40 гг. (H.H. Головин, А.И. Деникин, П.И. Залесский, А.К. Баиов, и др.) Нельзя не согласиться с А.Е. Савинкиным: «свободная военная мысль достигает небывалых для того времени вершин, приобретает выстраданный национально-патриотический характер».4 Однако автор диссертации далека, от мысли представить тексты писателей русской эмиграции в качестве безукоризненного примера анализа современной им эпохи или примера бесспорности суждений. Напротив, надо сказать, что изучаемые тексты изобилуют противоречиями и полны заблуждений той эпохи. Не избежали мыслители послеоктябрьской эмиграции и тенденциозности в освещении национального вопроса, противоречий в оценках национальных отношениях, в описании военных конфликтов, как впрочем, этого не удалось избежать подавляющему числу мыслителей, стремившихся передать образ современной им эпохи или же передать характерные черты тех

1 Вейдле В.В. Задача России. - Нью-Йорк, 1956, с. 12

2 Митрохин Л.Н Философия и религия/ Вопросы философии, 1989, №9, с.25

3 Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону, 1995, с. 144-145

4 Савинкин А.Е. Возрождение русской военной доктрины/РВС, вьш.З. - М.,1994, с.15 социальных идеалов, в которые уверовали они сами и пытались обратить в свою веру других.

Словом, философия России богата и многообразна в своей истории и долгожданное обретение широкого спектра идей и мнений интеллектуальной элиты русского зарубежья открывает новую, благотворную перспективу для выработки оптимальных путей к совершенствованию российского общества.

Актуальность исследования, во-первых, обусловлена тем, что для многонациональной России судьбоносным является решение национального вопроса, выработка концепции, определяющей возможности гармоничного развития межнациональных отношений и выявление противоречий национальных отношений, служащих установлению истоков кризиса и войн, что является приоритетной задачей философии в исследовании реалий современного мира.

Второй аспект актуальности связан с возрастающей потребностью в установлении устойчивых связей с отечественными мыслителями прошлого и воссоздании целостной картины истории отечественной истории мысли по проблеме природы и противоречий национальных отношений в связи с тем, что вовремя не исследованные и не разрешенные противоречия совместной жизнедеятельности народов в границах Российской Империи и СССР, привели к распаду могущественного государства как в результате объективных причин, так и политических ошибок.

Третий аспект актуальности продиктован необходимостью введения в научный оборот неисследованных ранее текстов мыслителей и военных писателей эмиграции, которые послужат расширению нашего понимания процессов истекшего XX века, а так же будут полезны для поиска и обретения путей к воплощению идеалов социального единства и развития России.

Степень разработанности темы. Осознавая основой «стратегии» предпринятого исследования потребность в воссоздании панорамы развития русской зарубежной философии в период между двумя мировыми войнами, автор данной диссертации обратилась к научным разработкам в литературе как творческого наследия русской послеоктябрьской эмиграции в целом, так и работ по проблемам, наиболее близким к теме, вынесенной в название данного исследования.

Так как тема диссертационного исследования достаточно сложна именно в силу своего композиционного построения (природу и особенности национальных отношений и их противоречий нам необходимо раскрыть на материале творческого наследия плеяды авторов русского зарубежья, являвшихся сторонниками различных взглядов в силу особенностей их жизненного пути - философы, общественные деятели, военные) нам необходимо было оценить научную литературу темы именно по степени приближенности к обозначенной нами проблеме.

Надо сказать, что в отечественной и зарубежной литературе представлено достаточно большое количество исследований, в которых проведен анализ взглядов мыслителей русского зарубежья по самому широкому кругу вопросов. Однако среди них ещё мало работ, в которых были бы подвергнуты анализу (или хотя бы прокомментированы) социально-философские воззрения мыслителей эмиграции, тем более их взгляды по национальному вопросу и проблеме войны. Не будет преувеличением сказать, что тема вынесенная в название диссертации является мало изученной в отечественной философской мысли, что взгляды русских мыслителей-эмигрантов по национальному вопросу, национальным отношениям изучены не достаточно, а мысли и идеи целой плеяды авторов и вовсе почти не известны. Что же касается зарубежных авторов, специально исследовавших идеи русских мыслителей «изгнанья» по национальному вопросу, то их диссертанту найти не удалось. Хотя надо отметить, что взгляды Н. А. Бердяева по национальному вопросу в контексте русской идеи затрагивал B.AnimarH.1

В борьбе идей представители советской науки отстаивали позицию, согласно которой национальный вопрос признавался самым сложным и драматическим вопросом в истории человечества, что определялось в частности и историческими традициями, и идеологическим, и психологическим наследием прошлых эпох, и другими факторами. Субъективный фактор так же учитывался и это приводило к пониманию природы националистических предрассудков, национальной вражды, недоверия между народами. Однако бесспорным считалось окончательное решение национального вопроса в СССР, бесконфликтное сосуществование в братской семье народов.2 Вопрос о специальных исследованиях конфликтов на этнической или религиозной почве поэтому актуально не стоял. Конечно, они были в реальной жизни, но носили большей частью латентный характер. Следовательно, эмигрантский опьгг социально-философских размышлений по национальным вопросам ценности представлять не мог и он не изучался.

Отсутствие преемственности, в том числе относительно эмигрантской немарксистской ветви отечественной философской традиции, отрицательно сказалось на современном опыте аналитического осмысления тех противоречий и конфликтов, которые проявились в связи с кризисом федерации и распадом СССР, возникновением суверенных государств из бывших союзных республик. Наращивание знаний в этой области должно опираться, следовательно, и на прочные духовные основания, которые обретают, и это

1 B.Animar H. Der Russishe Idee in der Sosial philosophie N. Berdiajews. - Mexico Stadt, 1978 См.: Рогачёв П.М., Свердлин M.A. Патриотизм, классы, революция. - M., 1979, с.53-57

Смирнов Г.Л., Советский человек. - М., 1980, с.171-172, 285-288 становится очевидным, современные исследователи, обращающиеся к взглядам мыслителей русской эмиграции. В изданной в 1993 году книге «Русский вопрос в национальной политике. XX век.» авторы - A.C. Барсенков, А.И. Вдовин, В.А. Корецкий1 на основе обширного исторического материала и современных исследований была предпринята попытка переосмысления истории межнациональных отношений в России и СССР. Одними из первых в постсоветский период они обратились к проблеме противоречий национальных отношений и, устанавливая истоки кризиса и причины потрясений и конфликтов современной России, использовали в своём социально-философском исследовании результаты анализа ранее невостребованных идей мыслителей русского зарубежья.

В книге «Русская идея и евреи»2 (1994 г.) весьма ценно было обращение к сочинениям русских религиозных мыслителей B.C. Соловьёва, П.П. Федотова, С.Н. Булгакова, а также идеям E.H. Трубецкого и H.A. Бердяева, которые полагали, что национальная идея в многонациональной стране способна сыграть интегрирующую роль лишь в том случае, ерли будет наполнена позитивным духовным содержанием. Авторы сборника, разделяя эту мысль, рассмотрели проблемы природы национализма, и шовинизма, обострения противоречий национальных отношений в традициях русской религиозной философии, т.е. как следствие оскудения веры в Бога и утраты истинной духовности.

Безусловно, ни упрощение, ни схематизация в понимании взглядов деятелей русского зарубежья, ни выспренное восхищение и попытка использовать их в качестве руководства к действию сегодня не должны иметь места. В этой связи нельзя не согласиться с опасностью, отмеченной В.А. Тишковым3, связанной с «возвращением имен» и широкой публикацией текстов русских философов к.ХЕХ - первой трети XX в. с их идеями о «нацие-строительстве», так как «ревитализацией этих идей питается проблематика русского национализма» сегодня. Да, практически каждая проблема, с которой сталкивается современное человечество, имеет глубокие корни в истории мысли, ибо в различные эпохи те или иные мыслители оставили свои подходы в понимании природы вещей и явлений, устанавливая свою степень исторической истинности в понимании существа вопроса.

Многие положения исследований по проблеме зла и насилия (поднятую мыслителями русского зарубежья) таких авторов как В.П. Кошарный, Г.И. Ефимов, Д.А.

1 Барсенков A.C., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике. XX век. - М., 1993

Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство, антисемитизм, национализм. Сборник статей (Составитель З.А. Крахмальникова). - М.: Наука, 1994

Тишков В.А. Что есть Россия? (Перспективы нацие-строительства)/Вопросы философии, №2, 1995, с.3-15

Сысуев, M.B. Загребин1 были весьма ценны диссертанту для анализа поставленных научных задач и формулирования новых идей. В творчестве русских эмигрантов «первой волны» проблема природы и противоречий национальных отношений, а также войн, возникающих на их почве, тесно связана с проблемой насилия и зла. Перечисленные авторы в своих работах рассмотрели мировоззренческие основы творчества мыслителей русского зарубежья и отметили значение православной интерпретации указанных идей, в характеристике ими зла и природы насилия.

Обращают на себя внимания и яркие, содержательные работы П.Г. Евдокимова, К.И. Власенко, Б.Ф. Сикорского. А.И. Зимина2, в которых приводится анализ текстов мыслителей зарубежья с учетом их политической и методологической неоднородности и различной научной ценности. К тому же в указанных исследованиях впервые оказался выделенным аспект противоречий национального самосознания, представленный в трудах мыслителей послеоктябрьской эмиграции.

Особенно хотелось бы отметить исследование В Н. Бадмаева , которому одному из первых в отечественной исследовательской практике удалось целенаправленно проанализировать проблему национальной идентификации, как она рассматривалась в работах философов русского зарубежья, выявить эвристическую значимость их методологических и содержательных установок. Однако выполненное как социально-философское исследование В.Н. Бадмаева выражает стремление излишне актуализировать теоретическое наследие русской эмиграции, которое ведь, несомненно, принадлежит истории, если иметь в виду решение современных вопросов национальной идентификации. К заслугам автора надо отнести тщательное исследование понятийно-терминологического аппарата национальной проблематики в трудах философов российского зарубежья. Ибо основное внимание автор сосредоточил на рассмотрении понятия «национальная идентичность» (большая часть работы выполнена на материале источников социально-философского наследия евразийцев). Это сложное и многоплановое понятие рассматривается диссертантом в философско-антропологическом

1 Кошарный В.П. Революция как проблема русского религиозно-философского сознания первой половины XX в. (историко-фолософский анализ)/Автореферат дис.д-ра филос.наук. -М., МГУ, 1995; Ефимов Г.И Проблема зла и насилия в нравственной философии Бердяева Н.А./Автореферат дис.канд.филос.наук. - М.,1993; Сысуев Д.А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии Ильина И. А./ Автореферат дис,. канд. фил ос. наук - Саранск, 1996; Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии Ильина И.А./ Автореферат дис. канд.филос.наук. - М., 1996

Евдокимов П.Г. Проблема национального самосознания в истории общественной мысли. -Волгоград, 1990; Власенко К.И. О национальном характере русской философии/ Вестник Моск.Госуд.университета, сер.4, Философия, №4, 1990; Сикорский Б.Ф. Бердяев о роли национального характера в судьбах России./ Социально-политический журнал, №9, 1993; Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание/ Социс. №2, 1996

Бадмаев В.Н. Национальная идентификация как философская проблема (по материалам наследия русского зарубежья)/ Автореферат дис. канд. фил ос. наук. - М., 1996 аспекте как процесс осознания принадлежности к определенной нации, национальной культуре и как осмысление национальных особенностей в определении путей развития нации. Впрочем сам термин «национальная идентификация» мыслители русского зарубежья не применяли. Поэтому «определение» основных подходов мыслителей русского зарубежья к национальной проблематике рассмотрено В.Н. Бадмаевым в целом. Наконец, заметим, что противоречия национальных отношений не являлись предметом его исследования, как и конфликтогенные факторы в национальном сознании, в межнациональных взаимодействиях.

Диссертанту важно было так же обнаружить предшественников по исследованию проблемы войны в творческом наследии мыслителей русского зарубежья. Таковыми являются, прежде всего, С.Г. Киселёв, И.А. Дырин, В.А. Огребков.1

С.Г. Киселёву впервые удалось уяснить принципиальные особенности военно-философских взглядов русских философов, их истоки, сущность и эволюцию мысли. Он провел тщательный анализ взглядов «философов нового религиозного сознания» по проблеме войны, но ограничился в .основном, работами доэмигрантского периода творчества рассматриваемых мыслителей (в соответствии с обозначенным в названии темы периодом - начало XX века). Автор не затронул взглядов H.A. Бердяева, В.Ф. Эрна, С.Н. Булгакова, C.JI. Франка) по национальному вопросу и противоречиям национальных отношений, он лишь рассмотрел их идеи относительно «смысла войны».

В данном обзоре нельзя не отметить работу И. А. Дырина, в которой впервые в отечественной науке был представлен результат политологического осмысления и реконструкции военной доктрины, выработанной мыслителями русского зарубежья в 2040-х гг. XX века. Значительный интерес для диссертанта представляет затронутый И.А. Дыриным вопрос о «национализме» представителей белого движения, который фактически послужил одной из причин их поражения в гражданской войне, а так же, основанное на анализе текстов военных писателей русской эмиграции «первой волны», понимание главного свойства военной доктрины - её национального характера. Методологические подходы И.А. Дырина к анализу вновь вводимых в научный оборот текстов военных мыслителей оказали существенное влияние на диссертанта. Они таковы: 1) Умение видеть в трудах мыслителей русского зарубежья, помимо недостатков, ряд достоинств, которые проявляются в том, что мысль представлена в контексте многовековой духовной культуры России, что в ней обозначены истоки ряда «сквозных» тем и проблем, не утративших своей актуальности. 2) Необходимость стремиться к

1 Киселёв С.Г. Проблема «смысла войны» в русской религиозно-идеалистической философии начала XX века./Автореферат дис.канд.филос.наук. - М., 1990; Дырин И.А. Военно-политическая мысль русского зарубежья 20-40-х годов XX века о военной доктрине/ Автореферат дис.канд.политол.наук. - М., 1996; Стребков В.А. Вопросы войны и мира в русской философской мысли конца XIX - начала XX века. - М.: Труды СГУ, Выпуск №6,1998 синтезу всего лучшего в развитии отечественной мысли разных периодов истории по «судьбоносным» проблемам для того, чтобы разработать реальные рекомендации по реформированию страны, а также для реального развития отечественной мысли в преддверии XXI века.

Для В.А. Стребкова является характерным выделение проблемы смысла войны в творчестве B.C. Соловьёва, В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева. Автор акцентирует внимание на их идеях о сосредоточении в войне противоречий разного рода, а так же о влиянии войны на морально-психологическое состояние общества. С точки зрения настоящего исследования вызывает интерес утверждение В.А. Стребкова о противоречивости пацифизма как в теоретическом плане, так и в вопросе влияния идей пацифизма на общественное развитие, на практику межнациональных отношений. В своей статье В.А. Стребков доказывает, что в ряде работ (В.В. Розанова - «Война и русское возрождение» - 1915 г., и И.А. Ильина - «Наши задачи» - 1922 г.) русских мыслителей была впервые поставлена проблема геополитического и геостратегического равновесия, что было значительным опережением мысли своего времени. Впрочем, также как и их обращение к проблеме гуманизации войны.

Для диссертанта чрезвычайно важным и значимым с точки зрения уяснения истинного значения культурного наследия военных мыслителей русского зарубежья является предпринятое в 1992 г. и осуществляемое по сей день издание «Русского Военного Сборника» под редакцией А.Е. Савинкина, его предисловия и вводные статьи1. Большим подспорьем для исследователя надо считать изданный в рамках этого Сборника аннотированный указатель к русской зарубежной государственно-патриотической и военной мысли, составленный И.В. Домниным, в котором особо выделены и работы мыслителей, посвященные национальной проблематике. Статьи ИВ. Домнина2, посвященные духовному смыслу русской военной эмиграции являются ценными в плане литературы темы диссертации, т.к. обогащают пониманием значения, места и роли наследия военных мыслителей русского зарубежья в отечественной истории идей о национальной безопасности, национальный военной доктрине, и военной политике, о войне, об истоках истинного патриотизма и путях возрождения России.

1 См.: Савинкин А.Е. Возрождение русской военной доктрины/РВС, Вып.З. - М.,1994,с.10-30; Онже. Отечествоведческая традиция в русской армии и её современное измерение/ РВС, Вып.4, с.305-321; Онже. Военное мировоззрение народа, государства, армии/ РВС, Вып. 5, с.5-21; Онже. Защита России/ РВС, Вып. 6, с.7-11; Онже. Возрождение христолюбивого воинства/ РВС, Вып. 12. -М., 1997, с. 435-481

См.: Домнин И.В. Аннотированный указатель русской зарубежной государственно-патриотической и военной мысли/ РВС, Вып.6. - М.,1994, с.197; Онже. Военная грань российской эмиграции/ РВС, Вып.5, с. 12-48; Онже. Духовный смысл русской военной эмиграции./ Душа Армии. Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы. - М., 1997, с. 10-11; Он же. Русское военное зарубежье: дела, люди и мысли (20-30-е годы)/Вопросы истории, №7, 1995, с. 109-120

Итак, анализ имеющихся публикаций и диссертационных исследований показывает, что проблема природы и противоречий национальных отношений в творческом наследии русских мыслителей эмиграции разработана в современной научной литературе не достаточно. Данное исследование представляет из себя первую попытку анализа взглядов творческой элиты эмиграции «первой волны» по проблеме природы и противоречий национальных отношений и военных конфликтов, возникающих на этой почве.

Объектом данного диссертационного исследования является социально-философское, общественно-политическое и военно-научное творчество русской эмиграции в 20-40-е гг. XX века.

Предметом выступают достижения мыслителей русского зарубежья в области проникновения в природу и противоречия национальных отношений и войн, возникающих на этой почве.

Целью диссертации является проведение историко-философского, историко-проблемного анализа творчества представителей русской послереволюционной эмиграции в аспекте осмысления природы национальных отношений и противоречий национального сознания и межнационального взаимодействия. В соответствии с предметом, поставленной целью и недостаточной разработанностью темы диссертации решались следующие задачи:

- Установление истоков и предпосылок формирования взглядов русских мыслителей послеоктябрьской эмиграции по национальной проблематике.

- Определение факторов, повлиявших на становление их мировоззренческих позиций и формирование подходов к изучению национальных отношений, национального сознания.

- Проведение анализа выдвинутых ими идей по национальному вопросу, противоречиям национальных отношений.

- Изучение проблемы войны как крайней формы проявления противоречий в межнациональных взаимодействиях отраженной в творчестве мыслителей русского зарубежья.

- Установление значения вклада мыслителей послеоктябрьской эмиграции в теорию противоречий национальных отношений.

Методологические основы. Для определения методологических основ диссертации большое значение имели традиционные принципы научного исследования: комплексный подход в сочетании с конкретно-историческим подходом в работе с текстами источников, принцип единства исторического и логического, диалектический и эвристический подходы. Особенности постановки темы диссертационного исследования диктовали автору рассмотрение источниковой базы с точки зрения историко-проблемного подхода.

Впрочем, говоря о методологии диссертационного исследования по проблеме природы и противоречий национальных отношений в творческом наследии русской эмиграции «первой волны» нельзя не согласиться со словами Г.Г. Шпета: «Философия приобретает национальный характер не в ответах - научный ответ, действительно, для всех народов и языков один, а в самой постановке вопросов, в подборке их, в частных модификациях».1

Диссертант, конечно же, стремилась подходить к феномену русского зарубежья в области национального вопроса и противоречий национальных отношений, анализировать творческие достижения русских изгнанников адекватно представлениям их эпохи. Отдавая себе отчет в неисчерпаемости смыслового многообразия, автор диссертации стремилась к возможно более полной актуализации ранее неизвестного, невыясненного, отброшенного «за ненадобностью», но представляющего несомненный научный интерес.

Источниковая база диссертации представлена произведениями мыслителей, внесших свой вклад в разработку проблемы природы и противоречий национальных отношений в русском зарубежье 20-40-х гг. XX в., а также работами их идейных учителей и предшественников. Причём, осознавая невозможность в рамках одного диссертационного исследования уделить внимание всем представителям русского зарубежья, чьё творческое наследие содержит мысли по национальной проблематике, выбор персоналий был сделан по следующим критериям: В первую очередь, были подвергнуты анализу те суждения мыслителей, которые имели концептуальный характер, и в работах которых по проблемам природы и противоречий национальных отношений можно было обнаружить стремление к системности в изложении взглядов. Во-вторых, в диссертации были преимущественно рассмотрены суждения тех мыслителей, чья точка зрения осталась малоизученной или неизвестной вовсе, но достойной внимания. Исходя из поставленных задач исследования, представляется важным рассмотреть мнения не большинства представителей какого-то одного течения, отдавая ему предпочтение, а показать подходы к проблеме разных по своим убеждениям и методологическому инструментарию авторов.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав (5§), заключения, списка источников и литературы, использованных при разработке темы. Общий объем диссертации составляет 143 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема природы и противоречий национальных отношений в творческом наследии мыслителей русского зарубежья, 20-40 гг. XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование публикаций мыслителей эмиграции первой волны позволяет нам сделать следующие теоретические обобщения и выводы:

В современном поиске путей возрождения России существует историко-философская и общественная потребность в аккумулировании наиболее ценных идей мыслителей, представивших русское зарубежье в 20-30-40-е годы XX века. Диссертант убеждена в необходимости соединения всех ветвей отечественной истории мысли по национальной проблематике - дореволюционной, эмигрантской, советской и современной для наиболее объективной картины развития научных представлений, наследии послеоктябрьской эмиграции содержится теоретический материал в виде размышлений, идей и концепций, проливающих свет на природу и противоречия национальных отношений, а так же межнациональных столкновений и войны. Безусловно, это знание представляет ценность с точки зрения восстановления полноты отечественной истории мысли и как своеобразный мыслительный материал должно быть воспринято в качестве теоретической предпосылки при разработке современной теории природы и противоречий национальных отношений.

Ощущение духовной связи с отечеством для мыслителей послеоктябрьской эмиграции было возможно через воссоединение с отечественной философской традицией и эта связь, как нам представляется, была определяющей в их творчестве.

Несомненно, к теоретическим предпосылкам исследования представителями русского зарубежья природы и противоречий национальных отношений относится славянофильское учение о национальном призвании и национальности. Сущность отношения их к учению славянофилов выразил H.A. Бердяев, назвав концепцию A.C. Хомякова концентрированным национальным самосознанием, высказавший мнение, что идеи о национальном призвании России благодаря славянофилам стали достоянием широких кругов российской общественности. В своих размышлениях Г.В. Флоровский отдавая дань уважения славянофилам, поддерживая их протест против скороспелого усвоения чужого национального опыта, отмечал главное противоречие их доктрины -цель человеческой жизни и общечеловеческий идеал были «вдвинуты» в узконациональную историчесую перспективу. Он был убеждён, что рассуждая о национальном призвании нашего народа, важнее всего центр. тяжести видеть не в славянской, а в его православной особенности, причём приемство этой идеи Флоровский вёл от Одоевского и Киреевского. Евразийство, по мнению Г.В. Флоровского, вело свою генеалогию через славянофилов, Ф.М. Достоевского и B.C. Соловьёва, что является важным положением для формирования суждений о сущностных особенностях их подходов к проблеме природы и противоречий национальных отношений.

Восприятие мыслителями послеоктябрьской эмиграции идей Ф.М. Достоевского выражалось в том, что они разделяли и развивали мысль о том, что всем народам необходимо разрабатывать национальные задачи, не противореча интересам всего человечества, они унаследовали от него идею о возможности реализовать миссию русского народа только в стремлении к всемирности и всечеловечности, идею о разведении понятий национальность и национальная исключительность, так как на основе этой исключительности возникает определенного рода противостояние общечеловеческим идеалам. Например, И.А. Ильин находил подтверждение своим мыслям в идеях Ф.М. Достоевского о том, что агрессивные «новые национальности», которые приводит к действию среда, обозначенная как «полуинтеллигенция», являются источником обострения противоречий национальных отношений и катастрофы, связанной с оскудением духа в человечестве.

Ценными, по мнению диссертанта, являются идеи, высказанные H.A. Бердяевым в начале XX века, оказавшие влияние на целое поколение «мыслящих людей» России, которые в эмиграции внесли свой вклад в разработку теории природы и противоречий национальных отношений. К числу таких идей нужно отнести идею о путях преодоления оторванности интеллигенции от народа, мысль о размежевании национальной идеи и национализма, идею о необходимости отказа от космополитизма и отвлеченного отрицания отечества, а так же его разоблачение черносотнической идеологии и природе искажений национального сознания.

Концепция B.C. Соловьёва по национальному вопросу послужила основой для пробуждения научного интереса к данной проблематике, его суждения заложили фундамент того направления мысли, которое было развито и продолжено представителями интеллектуальной элиты русской эмиграции. Особенно большое влияние оказали следующие идеи B.C. Соловьёва: о национальном мессианстве, об опоре на личность в понимании истинного национализма, его критике церковного национализма, его призывы к вселенскому освобождению духа из плена натуралистической национальной стихии.

Проблема природы и противоречий национальных отношений была поставлена в начале XX века и основные подходы к разработке основных аспектов были предложены П.Н. Милюковым, М.И. Ростовцевым, П.Б. Струве, H.A. Гредескулом, Б.Н. Чичериным, С.Н. Булгаковым, H.A. Бердяевым. Можно заключить из анализа источниковой базы диссертации, что опосредованное воздействие на мыслителей русского зарубежья оказали идеи М.В. Петрашевского, П.Н. Ткачёва, П.Л. Лаврова, В.И. Ленина в частности для построения антитезы, а так же можно с уверенностью утверждать, что большинство мыслителей русского зарубежья были знакомы с зарубежными исследованиями по национальному вопросу К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Бауэра, М. Вебера и Э. Дюркгейма, с идеями сторонников «расовой теории».

Свидетельством духовной связи идей мыслителей русского зарубежья 20-40-х гг. XX в. с мыслями E.H. Трубецкого является их идейная созвучность. E.H. Трубецкой сделал значимые для своего времени выводы о существовании тенденции государства подчинять духовное экономическому, что способно извратить духовный облик человека, он предположил, что природа конфликтов и противоречий связана с природой самого государства, а истинная природа войн состоит из рабства и угасания духа, в воплощении начал зверочеловечества, к числу которых он относил и неодухотворенный национальный инстинкт, убедительно показывая, что только более высокие побуждения человеческой природы ведут к упрочению и гармонизации человеческого общежития.

Знание теоретических предпосылок взглядов мыслителей русского зарубежья помогает проследить их эволюцию и позволяет точнее определить значение их вклада в разработку проблемы природы и противоречий национальных отношений.

На становление взглядов мыслителей русского зарубежья по проблеме природы и противоречий национальных отношений оказал влияние ряд факторов, среди которых их духовный фактор является важнейшим, определившим творческий поиск. Появился он в особом качестве духовной и душевной чуткости к актуальным проблемам жизни, в сознании недостаточности слишком отвлечённого - спекулятивного мышления для рассмотрения коренных проблем человеческого бытия, в присущем специфическом панморализме русских мыслителей эмиграции, которые верили в нравственные пути всечеловеческого спасения, преодоления противоречий, в защите общечеловеческих норм и ценностей, нашедших выражение в христианстве и православии в первую очередь.

Отсюда, в творчестве русской эмиграции - требование углублённой работы над собой, перевода внешних явлений во внутренний план личности, отнесение внешних событий к имеющим вторичную природу, на том основании, что они определяются событиями, совершающимися во внутреннем духовном опыте. (И.А. Ильин, H.A. Бердяев, Г.В. Флоровский)

Важно отметить, что в эмиграции именно понимание внутреннего смысла и действительной размерности явлений социальной жизни привело мыслителей к постижению природы противоречий (в том числе и национальных) и корней кризисов, смут, конфликтов и войн в судьбе России. Фактор революции и её осмысление в эмиграции послужил основой для пересмотра итогов всего предшествующего русского исторического процесса, основой для углублённого анализа национального вопроса и противоречий национальных отношений. Значительным оказалось также воздействие фактора войны - мировой и гражданской. По мнению мыслителей русского зарубежья, именно мировая война обострила вопрос о русском национальном сознании, «проявила» скрытые ранее противоречия.

Мировоззрение русского офицерства, его идеологические особенности, сформированные под воздействием участия в войнах - мировой и гражданской, как показано в диссертации, определяли отношение военных писателей к проблеме национальных отношений, а так же войны. Автор диссертации установила, что осмысление в изгнанье причин поражения белого движения обострило интерес мыслителей эмиграции к проблеме национального самосознания своего народа.

Воздействие личностно-биографического фактора сказалось в особой остроте, нюансированности подходов к проблеме природы и противоречий тех мыслителей, которые в связи с своим происхождением «на себе» прочувствовали межнациональные трения.

К числу факторов диссертант относит и так называемый «комплекс неполноценности», обостривший интерес к проблеме противоречий национальных отношений, внешнеполитический фактор, в том числе и практику решения национального вопроса в советской России, так как всеми средствами мыслители «изгнанья» стремились сохранять духовную связь с оставленным отечеством через сопереживание, сочувственное духовное делание». Онтологическое осмысление связи с родиной привело к осознанию национальных задач, к стремлению познать духовный характер своего народа, оценить перспективы развития России как многонационального государственного единства.

Национальный вопрос трактовался мыслителями русского зарубежья, как совокупность вопросов, в результате осмысления которых становится ясной эволюция нации и основные тенденции её развития. Предметом внимания мыслителей «изгнанья» стали вопросы об особенностях национального самосознания, условиях складывания нации, вопрос об истинном воплощении идеи нации, истоках формирования народного характера и менталитета, что способствовало постижению природы национальных отношений.

По мнению диссертанта, попытка переоценить понятие национальной идеи и национализма относилась в большей степени к методам, а не к целям. Весьма показательной в этом плане является концепция П.Н. Милюкова созданная уже в 20-х гг. в русском зарубежье. Основные положения её включали: неприятие и космополитической и националистической постановки национального вопроса; признание интернационализма несовершенной формой компромисса в национальном вопросе между космополитизмом и национализмом; необходимость трактовки национальности «изнутри», в отличие от интернационализма, где национализм трактуется извне, не как цель сама по себе, а как средство для некоей посторонней цели; критику иррациональных и метафизических подходов к пониманию нации, дистанцирование от упрощенного отношения к сосуществованию различных национальностей; приверженность федеративному устройству России, понимание пагубности лозунга «единой и неделимой России».

Для представителей евразийского течения были характерны взгляды по национальному вопросу, исходящие из желания обособить российский национализм в силу воздействия особых геополитических условий. Истинным они признавали такой национализм, который исходит из самобытной национальной культуры или направлен к таковой, согласно концепции Н.С. Трубецкого и П.М. Бицилли. Диссертант отмечает, что самодавлеющее самопознание мыслители-евразийцы считали основой для мировоззрения «истинного» националиста. Понимание ими закона многообразия национальных культур основывается на естественности факта множественности национальных различий и пагубности попыток уничтожить национальное многообразие. В диссертации отмечено, что мыслители были едины в неприятии национального дробления, переходящему за известный органический предел». Важное место в концепции занимает аргументация объяснения главного противоречия закона многообразия национальных культур, в силу которого человек способен воспринять вполне только создания той культуры, к которой он принадлежит сам. Диссертант полагает, что открытое противоречие - своеобразное ограничение человеческого мышления, вызванное неспособностью выхода и преодоления шор чувственного опыта является ступенью приближающей нас к знанию о противоречиях национальных отношений. Русские мыслители в эмиграции выражали тревогу по поводу европеизации, навязывающей универсальные стереотипы, невелирующие национальные различия. П.Н. Савицкий выделял два слоя в русском национализме: прикладнический и вселенский, который существует в русском национализме в отличие от других наций. Характерной чертой исследования Савицким духовного характера является его обращенность к вопросу об идее-правительнице народа, которую народ обретает благодаря духовному самосознанию и духовному опыту интеллигенции. В исследованиях П.М. Бицилли национальное самосознание трактуется как коллективная душа, а нация как психологическая величина. П.М. Бицилли обращает внимание на то, что нация никогда не пребывает однородной и неизменной, но сохраняет известное тождество самой себе. Он вывел закономерность, согласно которой чем более полно осуществлена идея нации как культурного и геополитического целого, тем сильнее её самоограничение, т.е. отсутствует тенденция к присвоению чужих территорий. П.М. Бицилли полагал, что нацию возможно понять только через культуру, тем самым редуцируя проблему природы национальных отношений к культурологической проблеме.

У Г.В. Флоровского мы обнаружили разграничение национальной идеологии: на два типа: основанную на этике и на антропологии. Он развил концепцию Н.С. Трубецкого об «истинном и ложном национализме». Истинным был назван этический национализм, так как, по его мнению, истинная идея нации всегда обгоняет уровень духовного развития и зовет к самосовершенствованию всю нацию. Диссертант показывает, что не на русской и не на славянской особенности, а на православной особенности лежит центр тяжести в размышлениях Г.В. Флоровского. H.A. Бердяев объясняя суть неприятия национальной политики СССР, считал, что свобода самоопределения национальностей является не борьбой за национальное бытие, а способом борьбы за политические и социальные идеалы, за отвлеченное равенство и свободу. H.A. Бердяев выдвигал принцип существования в истории сложной иерархии национальностей, когда каждая национальность в разные периоды своего существования имеет разные права, согласно которым сама природа национальности предполагает наличие противоречий национальных отношений. Онтологическое ядро нации заключается, по его мысли, в религиозной основе, а противоречивость национального сознания, лишенное онтологической основы, рождает противоречия национальных отношений. Глубоко продуман H.A. Бердяевым был вопрос о взаимоотношениях нации и государства, причем он отмечал, что государство не является определяющим признаком бытия нации, но именно через государство раскрывает нация все свои потенции. Диссертант выявила историко-научную ценность предложенной Бердяевым типологии национализма. Им были выделены национализм, основанный на идеализации стихийных свойств народа -отрицательный тип и положительный - творческий, призывающий к самокритике и перевоспитанию во имя национального бытия.

Констатировавший в 30-е годы глубокий национальный кризис Ильин И.А., отверг идею введения единого стандарта в оценке наций, признавая естественность человеческих и национальных различий, выдвинул идею о необходимости духовно-осмысленного патриотизма, призывая духовно обосновывать и облагораживать инстинкт национального самосохранения, что является задачей, не потерявшей своей актуальности и сегодня.

Таким образом, понимание мыслителями русского зарубежья природы национальных отношений основывалось на выработанных ими подходах к постижению природы нации. С точки зрения институционального подхода нация предстаёт специфической общественной группой, в отличие от народа, в большей мере связанной с институтом государства, а значит и с гражданской власти, что не может не отражаться на уровне организации национальных отношений внутри многонационального государственного объединения, уровне возможностей воплощения идеи нации во вне и т.д. С другой стороны, мыслители русской эмиграции, предложив культурологический подход в понимании природы нации, обнаружили, что природа национальных отношений в большей мере связана с системой взаимодействия культур, взаимообмена социокультурными нормами, ценностями, возможного на основе приятия факта множественности национальных различий. Сторонники психологизаторского подхода-были склонны связывать природу национальных отношений с некой совокупностью устойчивых во времени и пространстве эмоциональных черт, образцов поведения в отношении «чужих», с закреплением в истории традиционных форм и видов межнационального общения. Согласно христианскому православному толкованию природы нации русскими религиозными мыслителями-эмигрантами, она предопределена свыше и, таким образом, природа национальных отношений обусловлена уровнем духовного развития наций, их открытостью для нравственного совершенствования и соблюдения общечеловеческих морально-этических норм.

Источником противоречий национальных отношений большинство мыслителей русского зарубежья признавали национальное самосознание, которому, как они полагали, имманентно присущи противоречия, которые и продуцируют противоречия бытийствования народа, конфликты в межэтническом взаимодействии. Многие мыслители пришли к этому, анализируя «смуты» в истории России. (П.Б. Струве, П.Н. Милюков, П.П. Сувчинский, ПИ. Залесский) Ими было отмечено в периоды кризисов в России сопряжение противоречий и борьбы национальной и классовой, экономической и политической, но в качестве основы выступало кризисное национальное самосознание. Мы привели его характерные черты, обнаруженные русскими мыслителями-эмигрантами, одной из них было желание найти «образ врага» или «козла отпущения». Нами были проанализированы размышления мыслителей о «еврейском вопросе», который, как нам представляется, выступал индикатором взглядов мыслителей по природе противоречий национальных отношений. Весьма ценными являются прокомментированные размышления, проясняющие механизм зарождения антисемитизма в России (П.И. Залесский, Я. А. Бромберг, М.В. Вишняк, A.B. Карташов).

Анализ высказываний А.И. Деникина, П.И. Залесского позволил сделать вывод о том, что межнациональные противоречия в военной среде виделись им отражением противоречий всего общества, но имели свои особенности, причём острота противоречий имела тенденцию к затуханию и исчезновению в период военных действий. Следует отметить, что вопрос о противоречиях национальных отношений в военной и армейской среде был впервые исследован именно мыслителями эмиграции, и в настоящее время он является не достаточно изученным.

Идею Б.П. Вышеславцева об определённой устойчивости народного характера диссертант считает достаточно убедительной в качестве средства для обоснования возможных аналогий выявленных противоречий национального самосознания в различные периоды русских «смут», родовые признаки которых были приведены диссертантом. Для позиции П.Б. Струве был характерен акцент на роли национального сознания в истории России, причём он констатировал, что к кризису привёл недостаток национального самосознания и в интеллигенции, и в народе. О роли интеллигенции в распространении сверху национальной идеи и вызванных этим противоречиях размышляли многие мыслители русского зарубежья. (П.Б. Струве, П.Н. Милюков, H.A. Бердяев, H.A. Ильин).

Результаты анализа типологии отклонений развития национального чувства, которую вывел П.Н. Милюков, позволяют сделать вывод о том, что данная типология не потеряла своей актуальности до сих пор. В типологии П.Н. Милюкова обращают на себя внимание верно указанные случаи гипертрофии национального чувства; а именно: когда национальное чувство вырождается в стремление к захватам во внешней политике, когда происходит консервация исторически сложившегося воплощения своей нации, идиализация прошлого нации, и, наконец, когда чувство национальной гордости или национальной обиды оттеняют на второй план другие чувства и потребности. Мы пришли к выводу, что на основе понимания мыслителями сущности национализма, русские мыслители смогли наиболее адекватно судить об особенностях противоречий национальных отношений.

Диссертант установила, что H.A. Бердяев выделил характерные черты национализма. Он признал, что национализм языческого происхождения, так как опирается на природные стихии. Высшей ценностью национализм признаёт нацию и государство, причём H.A. Бердяевым были разведены понятия национализм и патриотизм, полагая, что национализм стал возможен вследствие ослаблении веры в Бога. Отношение к национализму, по мысли H.A. Бердяева, необходимо как к сформировавшейся идеологической доктрине, с учётом того, что национализм через нацию связан с культом могущества государства с культом насилия, жаждой войны.

Вопрос об отношении мыслителей русского зарубежья к конкретному проявлению противоречий между нациями рассмотрен на примере анализа размышлений Н.С. Трубецкого и Г.П. Федотова о противоречиях русско-украинских отношений. Оба мыслителя были едины в своей убеждённости в важности гармоничных отношений между двумя братскими народами и об опасности недооценки сложности их и негативного воздействия на судьбу России. Для концепции Г.П. Федотова было характерно видение отрицательных особенностей национального чувства - сплетённость в нём низменных и благородных аффектов, понимание неустойчивости национального сознания, глубоко осознанное представление опасности сепаратистских тенденций в России постсоветской.

Мы показали, что И. А. Ильин , высказал суждения о природе извращения национального чувства, она по его мнению психологическая и духовная. Описанные им два типа извращённого национального чувства сохранили свою актуальность и по сей день: первое связано с тем, что национальное чувство прилепляется к не главному в жизни и культуре своего народа, а другое превращает утверждение своей культуры в отрицание чужой.

Противоречия национальных отношений, по мнению большинства мыслителей русского зарубежья, являются порождением национального сознания и самосознания. Ими была отмечена характерная особенность противоречий национальных отношений -их «сплетённость» с социальными противоречиями разного рода. Однако базовой особенностью противоречий на национальной почве, по мнению мыслителей русской эмиграции, является духовная основа, оскудение религиозной веры в народе, гипертрофия своей национальной исключительности, что осложняет взаимодействие наций и народностей, создаёт предпосылки к войнам, ведёт к разрушению личности и общества.

Диссертант делает акцент на достигнутом русскими мыслителями эмиграции уровне размышлений о природе войны, которая представлялась им проистекающей из совокупности противоречий, национальные противоречия в которой играют далеко не последнюю роль. Г.П. Федотов подчеркивал, что война питается по преимуществу национальными страстями и акцентирует внимание на психологическом факторе в генезисе войны. К размышлениям Г.П. Федотова о войне принадлежит мысль о том, что на войне зло может стать роковым внутренним законом, ибо происходит извращение сознания, и становится возможен деформирующий личность в сложный переход от святого чувства к низменному. На основе размышлений о войне В.В. Зеньковский сделал вывод о метафизической катастрофе в человечестве, так как по его мнению, зло внедрилось в природу человека. Однако нам представлялось важным подчеркнуть непреходящую значимость мысли Г.В. Флоровского о том, что в чистое зло ни народы, ни личности никогда не превращаются. На наш взгляд, не утратил своей ценности описанный И. А. Ильиным механизм превращения положительного чувства патриотизма во зло, разжигания межнациональных противоречий на основе инстинктивного патриотизма; который приводит, по мысли Ильина, к межнациональным столкновениям и войне.

Большинство рассматриваемых автором диссертации концепций и суждений русских мыслителей объединяет стремление познать глубинное содержание целей и задач ведения вооружённой борьбы, обращённость к анализу последствий конфликтов и войн для личности и общества, выделение первоочередной необходимости идейного обоснования ведения вооружённой борьбы и понимание того, что народ не должен и не смеет противопоставлять себя своей армии. По мнению диссертанта, в размышлениях A.B. Геруа интерес представляет мысль об опасности самообразования самочинных вооружённых организаций, служащих целям развала государства, которая приобрела особую актуальность в связи с межэтническими столкновениями в республиках бывшего СССР. Три причины, влияющие на принятие решения воевать, выделяет A.B. Геруа: идеалы, принципы, выгоды. Большинство русских мыслителей эмиграции указывают на несколько условий, которые важно учитывать для обеспечения удачного ведения войны: это важность идейной подготовки интеллигенции и обработка всей толщи народной массы, влияние на поражении в войне пропаганды врагов.

В диссертации акцентировано внимание на том опасном состоянии толпы, где человек становится стихией, верно описанное русскими мыслителями (A.B. Геруа, H.H. Головин, С.Н. Булгаков). Фундаментом национальной безопасности и боеготовности в представлении мыслителей русского зарубежья строится на определённом уровне культуры и особом состоянии духа. (А.И. Деникин, A.B. Геруа, П.И. Залесский, А.К. Баиов). Война в размышлениях русских мыслителей предстает как стихия, но они настаивали на том, что человечество не должно отказываться от попыток урегулирования даже стихии. Два пути устранения возможности войны видели мыслители эмиграции: устранение причин самой войны, и путь компромисса, охраняемого стратегическим равновесием сил обеих сторон. Признавая войны сосредоточением разных человеческих побуждений, характеризующих противоречивую сущность самого человека, русские мыслители акцентировали внимание на аспекте лично-нравственного отношения к войне. Опираясь на отечественную традицию, представители военной элиты эмиграции большое значение предавали человеку как главному фактору войны, высоко оценивая личность на войне, роль высшего командного состава в обеспечении моральной составляющей боеготовности, называли главным качеством офицера - интеллигентность. (H.H. Головин, Е.Э. Месснер, А.К. Баиов, А.И. Деникин). Несомненно важны размышления H.H. Головина об условиях превращения в толпу. Они таковы: уничтожение индивидуальности, единение на основе одного чувства или инстинкта и увеличение восприимчивости ко внушению за счет усиления взаимодействия чувств. Несомненно эти особенности представляют интерес с точки зрения понимания действий личности в межнациональных конфликтах. В диссертации отмечен вклад в разоблачение фашистской идеологии на кануне II мировой войны, показанный на примере анализа идей H.A. Бердяева, А.И. Деникина, Г.П. Федотова. Антивоенной концепции П.А. Сорокина присуще понимание войны как растраты биологического фонда наций, не утрачена и по сей день значимость его призыва к миру и к совершенствованию личностей членов общества, которое ведет к совершенствованию социальной жизни, материальному и духовному процветанию наций и народностей. Нравственное обоснование стратегии войны диссертант находит в концепции А. К. Баиова и А. К. Керсновского. Настоятельное стремление создать для России военную доктрину, являющуюся гранью национальной доктрины, вызывала воплощение таких положений, которые несли в себе отпечаток гуманизма и истинного духовного патриотизма.

Нельзя не отметить определённый драматизм, присущий истории судеб идей мыслителей русского зарубежья по проблеме природы и противоречий национальных I отношений. Вынужденный изоляционизм русской диаспоры в Европе был обусловлен стремлением отстоять от интерконфессионализма и денационализации традиции православия и великой русской национальной культуры, а так же приверженностью к ретроспективному анализу (не актуальному для научных и общественных кругов Европы) Российских проблем, так как в прошлом они искали и, как мы убедились, находили истоки и корни тех проблем, которые являются судьбоносными для будущего оставленной родины. Поэтому на европейскую мысль идеи русских мыслителей влияния не оказали.

Однако нельзя отрицать значения активного протеста против антисемитизма, расизма, нацизма и фашизма мыслителей, сотрудничавших в журналах «Путь», «Новый град», получивших общественный резонанс в Европе, и, в первую очередь, речь идет об идеях H.A. Бердяева, Г.П. Федотова.

В Советской России идеи «изгнанников» не могли распространяться в силу действия идеологического табу, их критика советской национальной политики в СССР не была услышана, их вклад в разработку теории противоречий национальных отношений оценен и востребован не был, т.к. в официальном толковании все противоречия сглаживались и стирались в процессе строительства социализма. Наследие белоэмиграции вызывало неприязнь из-за того, что доминировало в общественном мнении огульное представление обо всех представителях военной элиты как о врагах изменниках Родины.

Рассматриваемая проблематика помогает восстановить преемственность и полноту отечественной мысли, что само по себе имеет ценность и отражает специфический духовный и интеллектуальный настрой эпохи вступления в новый век и третье тысячелетие. Однако возвращение идей русских мыслителей не означает их ревитализации, ибо мы не предлагаем заменить одни субъективные оценки другими, не считаем правомерным прямое заимствование опыта и идей иного времени. Опора на всё ценное в отечественной философской традиции нужна нам для более глубокого осмысления реалий современной жизни, для выработки адекватных подходов в разрешении тех противоречий, которые существуют в многонациональной России сегодня.

Наследие русской эмиграции нуждается в осмыслении и не заслуживает герметизации. Соблазн вычеркнуть это наследие из истории и из памяти появляется только при деформации смысла, целей, задач творчества мыслителей русского зарубежья.

Поэтому историко-научная значимость работы, проведенной диссертантом, заключается в том, что она может способствовать раскрытию панорамы духовных исканий наших соотечественников в XX веке, позволяет приблизиться к пониманию истинного смысла их «духовного делания». Значимость работы определяется тем, что результаты её выявляют потребность в дальнейшей историко-научной разработке ряда вопросов, исследовании персоналий, расширении хронологических рамок темы, целенаправленного исследования проблемы межнациональных конфликтов и войн и т.д. Возможностью использовать некоторые положения, оценки и рекомендации, выработанные диссертантом в качестве материала, полезного для разработки лекционного курса истории философии, социальной философии, для совершенствования подготовки офицерского состава объясняется научно-практическая значимость данного диссертационного исследования.

 

Список научной литературыГоридько, Марина Ивановна, диссертация по теме "История философии"

1. Арсеньев Н Б Жлвые камни. / Евразийский временник. Кн.З Берлин, ! 923 -18 с

2. Баиов А.К. Начальные основы строительства будущей Русской Армии /Русский колокол. 1929, №8, с.6-13, №3 - 1930, С.21-29//РВС, Вып. №6, с. 148-166.

3. Болтунов А Д. О воинском воспитании/Военный сборник, 1928, Кн.9, с. 80-115/РВС, Вып.№6, ГА ВС, 1994, с. 167-186.

4. БромбергЯ.А. Запад, Россия и еврейство. Прага: Изд-во Евразийцев, 1931 - 196с.

5. Вейдле В.В. Задача России. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956 - 230с.

6. Вишняк М.В. Национальные вопросы в России/Современные записки. Кн.35. -Париж, 1928, с.437-473.

7. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер/Вопросы философии. №6, 1995, с. 111-121.

8. Геруа A.B. Полчища. София, ¡923 - 434с./РВС, Вып.№6, с, 134-141.

9. Гредескул Н. Россия и её народы/Отечество, пути и достижения национальных литератур России. Т.Т.- Петроград, 1916,с.32-102/ РВС, Вып.№3, М„ ГА ВС, 1994,с.53-70

10. Грулёв М.В. Записки генерала-еврея. Париж, 1930-250с.

11. Данилов Ю.Н. Россия в мировой войне 1914-1915 гг. -Берлин, 1924 397с.

12. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т.З. Берлин: Слово, 1921 — 271с., Т.4 -244с.; Онже. Путь русского офицера. - М.: Современник. 1991 — 300с.; Он же Этика войны/Русский инвалид, №7, 1931, с.2-3.

13. Зайцов A.A. 1918 г. Очерки по истории русской гражданской войны. Белград, 1934 - 275с.

14. Залесский П.И. Возмездие. Берлин, 1925 - 280с.; Он же. Записки по.украинскому вопросу. - Париж, 1921 -39с.

15. Зеньковский В.В. Зло в человеке/Путь, №56. Париж, 1938, с.26; Он же О мнимом материализме русской науки и философии. - Мюнхен, 1956, с.50-54; Он же. Пять месяцев у власти (15 мая - 19 октября 1918г.) Воспоминания. - М., 1995.

16. Карташов A.B. На путях к вселенскому собору Париж: YMCA-PRESS, 1932-140с.

17. Керсновский A.A. Философия войны Белград, 1939 - 91с.

18. Краснов П.Н. Душа армии. Берлин, 1927 - 158с

19. Месснер Е.Э. Полуинтеллигентное офицерство/Знамя России, 1938, №2-3, с.8-9// РВС, Вып.№6. М., ГА ВС, 1994, с. 187-195.

20. Милюков П.Н. Национальный вопрос/ Происхождение национальности и национальные вопросы в России. Прага: Свободная Россия, 1925 - 192с.; Он же Эмиграция на перепутье. - Париж, 1926 - 136с.

21. Муравьёв В Н. Национальная идея (1918)/Независимая газета, 13 января 1993, с.8.; Онжс Рев племени/Из глубины. Сборник статей о русской революции.-М.,1990,с.190-194

22. Пио-Ульский E.H. Русская эмиграция и её значение в культурной жизни других народов. Белград, 1939 - 60с.

23. Путь. Орган русской религиозной мысли под ред. Бердяева H.A., Изд. религ,-филос. акад. Париж, репринт. - М.: Информ-Прогресс, 1992, Кн.1 - 752с.

24. Розанов В.В. Война 1914 и Русское Возрождение. Изд.2-е. Петроград, 1915, с. 108127

25. Ростовцев М. Национальное и мировое государство/Русская мысль, №10, 1915, С.19-31//РВС, Вып.№8. -М.: ГА ВС, 1994, с.5-17, 173.

26. Савицкий ПН. Идея воспитывает личность/Евразийский временник, Кн.З. — Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1923, с. 10-15.

27. Свечин М. Записки старого генерала о былом. Ницца, 1964 - 205с.

28. Станкевич В. Судьбы народов России. Берлин, 1921 - 374с.

29. Соловьёв B.C. Еврейство и христианский вопрос/Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство. Антисемитизм. Национализм. Сб.статей (Сост. Крахмальникова З.А.) М.: Наука, 1994, с. 16-61 ; Онже, Сочинения. - M., 1989.

30. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956, T.I -396с., Т.2 - 429с.; 0нже. Записки прапорщика-артиллериста - Прага: Пламя, 1926 — 262с.; Он же, Мысли о России/Современные записки. - Париж, 1923, с. 21.

31. Струве П.Б. Исторический смысл и значение русской революции и национальные задачи/Из глубины. Сборник статей. -М., 1990, с.235-250.

32. Сувчинский П.П. К преодолению революции/Евразийский временник, Кн.З. -Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1923, с.39-98.

33. Таубе М. А. Вечный мир или вечная война? Мысли о «Лиге Наций». Берлин, 1992, с.60-105.

34. Трубецкой Е Н Воспоминания. София, 1921 - 195с.; Он же Два зверя: старое и новое. -М., 1918, с.5-21; Он же. Смысл жизни/Русские философы (конец XIX - середина XX в.): Антология, - М., 1994, с.244-372.

35. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998 - 432с.; Онже, На путях (утверждения евразийцев). Кн.2. - М., 1922, с. 103-291; Онже. Пути русского богословия. 2-е изд. - Париж: УМСА-РИЕЗБ, 1981-599с.

36. Франк СЛ. Духовные основы общества/Русское зарубежье. Лениздат, 1991; Онже, Смысл жизни/Предисл. Сенокосова Ю.П.//Вопр. философии, №6, 1990, с.68-131.

37. Штейфон Б.А. Национальная военная доктрина/Вестник военных знаний. 1933, №4(20), с.28-33.

38. Эрн В.Ф. Меч и крест. М., 1915, с.5-21

39. Ященко АС. Сумерки Европы/Новая русская книга: Ежемесячный критико-библиографический журнал. Берлин, 1923, №2, с.2-5.

40. Адамович Г.В. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961 - 18с.

41. В. Animar H. Der Russishe Idee in der Sosial philosophie N. Berdiajews. Mexici Stadt, 1978.

42. Бадмаев В Н. Национальная идентификация как философская проблема (по материалам наследия российского зарубежья)/Автореферат дис.канд.филос.наук. М., 1996-23с.

43. Барсенков АС., Вдовин А.И., Корецкий В.А. Русский вопрос в национальной политике. XX век. М.: Московский рабочий, 1993 - 160с.

44. Бауэр О. Народ и его судьба (отрывок из книги австр.теоретика «Национальный вопрос и социал. демократия» 1907УНовое время, 1992, №5, с.57-59.

45. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. -- Иью-Иорк: Изд-во им. Чехова, 1956387с.

46. Вдовин А.И. Российская нация (к нынешним спорам вокруг национальной идеи),/Кентавр, №3, 1995, с.3-11.

47. Власенко К.И. О национальном характере русской философии/Вестник Московского государственного университета, 1990, с.40-52.

48. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. Часть П. М.: Наука, 1994 - 248с.

49. Гаджиев К.С. О природе конфликтов и войн в современном мире/Вопросы философии №6, 1997, с.3-11.

50. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988 - 448с.

51. Геллнер Э. Нации и национализм: (глава из кн.изд. в Англии в 1983г.)/Вопросы философии, №7, 1989, с. 119-131.

52. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. М., Т.20, с. 10-20.

53. Дырин И.А. Военно-политическая мысль русского зарубежья 20-40-х годов XX века о военной доктрине/Автореферат дис. .канд.политол.наук. М., 1996 - 23с.

54. Евдокимов П.Г. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли. Волгоград, 1990 - 323с.

55. Ефимов Г.И. Проблема зла и насилия в нравственной философии H.A. Бердяева/ Автореферат дис. .канд.филос.наук. -М.: РАУ, 1993 -20с.

56. Жиляев M.JI. Социально-философский анализ последствий войн и военных конфликтов/Автореферат дис. .канд. филос.наук. М., 1996 - 21с.

57. Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина/ Автореферат дис. канд.филос наук. М., 1996 - 22с.

58. Киселев С.Г. Проблема «смысла войны» в русской религиозно-идеалистической философии начала XX века/Автореферат дис. канд.филос.наук. М. 1990 - 25с.

59. КлаузеевицК. О войне. М., 1937, Т.Т.

60. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971 - 347с.

61. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990 - 464с.

62. Кошарный В.П. Революция как проблема русского религиозно-философского сознания первой половины XX века (ист-филос, анализ)/Автореферат дис.д-ра филос. наук. М.: МГУ, 1995 - 25с.

63. Кувшинов В. А. Кадеты в России и в эмиграции/Новая и новейшая история, №4, 1995, с.44-63.

64. Куницын Г.И. Самоопределение наций история и современность/Вопросы философии, №5, 1989, с.66-86; Онже, Культура русского зарубежья. - М., 1995 - 220с.

65. Лавров П. Л. Национальность и социализм/Избранные сочинения на социально-политические темы; В 8 т. М., 1934, Т.2, с.20-45.

66. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, Т.30, с. 121, Т.44, с.39, 249.

67. Любимов Л.Д. На чужбине. М., 1963 - 351 с.

68. Поппер К. Открытое общество и его враги. -М., 1991, Т.П, с. 61-87.

69. Постников Т.П. Библиография русской революции и гражданской войны (1917-1921).-Прага, 1938.

70. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994 - 296с.

71. Рогачёв П.М. Свердлин М. А. Патриотизм, классы, революция. М., 1979.

72. Ромен Роллан Ответ Константину Бальмонту и Ивану Бунину/Собр.соч. Т. 13. М., 1958, с.161-168.

73. Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство, антисемитизм, национализм. Сборник статей (Составитель Крахмальникова З А ). М.: Наука, 1994 - 244с.

74. Русские философы (Конец ХТХ середина XX века). Антология. Вып.2/Сост. Неволин Б., Филонова Л.Г. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1994 - 424с.

75. Смирнов Г.Л. Советский человек: Формирование социалистического типа личности. М., 1980 - 463с.

76. Современная философия: «Словарь и хрестоматия». Ростов-на-Дону, 1995. с. 133-168.

77. Стребков В.А. Вопросы войны и мира в русской философской мысли конца XIX -начала XX века. М.: Труды СГУ, Вып.6, 1998, с.25-35.

78. Сысуев Д.А. Проблема насилия и справедливости в нравственной философии И.А. Ильина /Автореферат дис. .канд.филос.наук. Саранск, 1996 - 22с.

79. Тишков В. А. Что есть Россия? (Перспективы нацие-строительства)/ Вопросы философии, №2, 1995, с.3-17.

80. Ткачёв П.Н. Революция и принцип национальности. По поводу «записок южнорусского социалисга»/Соч. в 2-х томах. М., 1976, Т.2, с.302-323. Тойнби Дж. Постижение истории. - М., 1991., Трахо Р. Черкесы. - М., 1956 - 143с.

81. Ушаков А.И. История гражданской войны в литературе Русского Зарубежья. М.,1993.

82. Фостер Л. А. Библиография российской зарубежной литературы (1918-1968). Т.Т-2. -Бостон, 1970.

83. Хесли В. Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий /Политические исследования, №6, 1996, с.39-51.

84. Шкарёнков Л.К Агония белой эмиграции. Изд. 2-е. М., 1986 - 272с. Шпет Г. Очерк развития русской философии. 4.1. - Пг., 1922, с.8.