автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции"
На правах рукописи
НИЗОВА Анна Владимировна
Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции
Специальность 09.00.05 - Этика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
цщр»
I 003071775
Тула 2007
Работа выполнена на кафедре философии и культурологи Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Фанис Афтахович Гисматов
доктор филологических наук, профессор Вячеслав Петрович Океанский
Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент
Владимир Владимирович Варава
кандидат философских наук Ольга Алексеевна Печенкина
Ведущая организация: Ивановский государственный университет Защита диссертации состоится « 25 » мая 2007 года в_
часов на заседании регионального Диссертационного совета ДМ 212.270.02 в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого по адресу. 300026, г. Тула, просп Ленина, 125.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.
Автореферат разослан 2007 года.
Автореферат размещен на сайте www.tspu tula ru
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук Н Н. Михайлюкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы и темы исследования. Проблема смерти в ее этическом измерении является чрезвычайно сложной и многоплановой Бинарная оппозиция «жизнь-смерть» в рамках классического рационализма предопределила включенность ее составляющих в социокультурный контекст как изолированных автономных явлений, с присущим оттенком негативности и даже непристойности темы смерти и всего того, что так или иначе с ней связано Игнорирование смерти, в конечном счете, привело к тому, что образ ее неизменно был вытеснен на периферию индивидуального и общественного сознания, а сама смерть стала восприниматься как безусловный биологический конец, естественное истощение витальных функций организма человека Смерть есть отрицание жизни как наивысшей ценности и в этом аспекте понимается как безусловное зло, поэтому стратегия жизни должна быть направлена на максимальное ее продолжение всеми доступными средствами - такова в общем виде «классическая» концепция смерти, выработанная в рамках западноевропейского рационализма Неклассическая философия, которая, собственно, актуализировала проблему смерти, определив ее особый онтологический статус, выработала свою «нетрадиционную» поливариантную концепцию смерти, в разработке которой особое место принадлежит М Хайдеггеру
В настоящее время в рамках биоэтических дискуссий в осмыслении проблемы смерти происходят существенные изменения. Биоэтика -интеграционная междисциплинарная наука, которая исследует смерть как проблему метафизики и одновременно, в силу своего прикладного характера, намечает пути решения конкретных проблемных ситуаций, порождаемых биомедицинской практикой Совмещение теоретического и конкретно-прикладного уровней исследования проблемы смерти позволяет дистанцироваться от сугубо одностороннего ее изучения в пользу выработки общего исследовательского подхода Так, например, одной из первостепенных задач биоэтики выступает определение универсального общенаучного критерия смерти, тогда как в науке сегодня превалирует традиционное натуралистическое понимание смерти как прекращения жизнедеятельности организма. Вопрос о необходимости дефиниции смерти является определяющим в решении таких биоэтических проблем как трансплантация органов и тканей человека, а так же допустимость применения различных форм эвтаназии Данная проблема по сути своей затрагивает один из фундаментальных мировоззренческих вопросов о сущности человека вообще и не может быть решена в узких рамках какой-либо одной из областей знания
Сегодня считается установленным, что смерть как биологический феномен представляет собой не одномоментный акт, а процесс, состоящий из нескольких стадий или фаз Современные психологи выделяют стадии так называемой психологической смерти (с1у1п§), непосредственно
предваряющие биологическую смерть (death) и указывают на особое значение предсмертия для самого человека, оказавшегося перед лицом смертельной болезни Результаты медико-психологических исследований психологии терминальных больных позволяют по-новому взглянуть на традиционные религиозные представления об умирании и смерти Религия и медицина - те области, которые изначально занимали ведущее место в решении вопросов, связанных с умиранием и смертью Однако последние достижения медицины и, в частности, биомедицины, наметили существенный разрыв между этими областями, обнажив те противоречия, которые призвана сгладить биоэтика
Религиозное сознание сегодня выступает одним из полноправных участников процесса формирования биоэтического мировоззрения, в котором Православная Церковь заняла свое определенное место В вопросе об отношении к умиранию и смерти наиболее ярко проявляется несоответствие между нормами христианской морали и существующей биомедицинской практикой, которое привело сегодня к постановке вопроса о приемлемости активной эвтаназии как одного го способов решения проблемы смерти Православная традиция рассматривает умирание и смерть в перспективе воскресения, выражающего наиболее полно идею бессмертия человека, личностного активного бытия в загробном мире Выводы современной танатологии о существовании феномена НДЕ (near-death experience) или опыта «околосмертных» переживаний у реанимированных людей, переживших клиническую смерть, дополняют традиционные религиозные концепции о «жизни после смерти» и формируют особое отношение к смерти, которое предполагается включить в контекст этического анализа
Основу представленной в работе проблематики составляют нравственные конфликты и противоречия, возникающие в области репродуктивных технологий, контрацепции, генной инженерии, клонирования, трансплантологии и особенно тех областей, которые непосредственно касаются проблем умирания и смерти — определение критериев физической смерти, практика эвтаназии, паллиативная помощь терминальным больным, а так же их осмысление с точки зрения Православия. Актуальность представленной проблематики обусловлена социальной необходимостью в создании целостной концепции «Православной биоэтики» в странах с доминирующим православным вероисповеданием (особенно для России) и благоприятных условий для полноправного диалога различных традиций и культур.
Степень разработанности проблемы. Необходимость принятия неоспоримого факта неминуемости смерти для каждого человека, как окончания его индивидуального земного существования, явилась тем фактором, который определил одно из центральных положений темы смерти во многих сферах общественного сознания, которые выработали
свои определенные трактовки и способы выражения соответствующих им символических форм Символическая атрибутивность смерти, от древнейших заупокойных культов, обрядов инициаций, всевозможных форм ритуальной смерти до вполне сложившихся танатологических систем, определяла включенность индивида в сложный процесс освоения смерти Отсюда - многообразие меняющихся на протяжении всей человеческой истории образов смерти, которые неизбежно включаются в общий социокультурный контекст. Многовековая история взаимоотношений человека со смертью стала объектом пристального изучения ученых различных областей знания как один из важнейших компонентов истории ментальности Среди них необходимо отметить работы Ф Арьеса, М Вовеля, Ж Бодрийяра, М Фуко, Ф Хуземана, В. Янкелевича, Э Тайлора, М Элиаде, А. Тойнби, А. Кестлера, отечественных исследователей С Токарева, С Рязанцева, А. Лаврина, П Гуревича, Ю. Смирнова, В Сабирова, В Минеева, В Нефедова, В Рабиновича, М Федоровой и др
Предложенная Ф Арьесом «горизонтальная» схема (М Федорова) восприятия смерти в рамках нашего исследования заслуживает особого внимания. Автор выделяет пять основных этапов в длительном процессе изменения отношения человека к смерти от абсолютного принятия ее как явления чисто обыденного, в силу своей естественной неизбежности, до полного вытеснения из массового сознания всего того, что, так или иначе, даже отдаленно, напоминает человеку о смерти и тех явлениях и процессах, которые ее сопровождают Такое резкое неприятие смерти характерно для современного человека Его истоки, по мнению Арьеса, в особом отношении к умирающему больному, которое сложилось еще в конце 19 века - стремление любыми способами скрыть наступление смерти сначала от самого больного, дабы не разрушать иллюзию выздоровления, а со временем от его близких и родных, оградив их, тем самым, от безобразных картин умирания, сопровождающихся запахом пота, испражнений и т. п Привычное место умирания дома в окружении родственников, часто с присутствием у постели священника, переносится в больничную палату со специализированной аппаратурой и квалифицированным персоналом, где смерть допустима и все еще сохраняет свою «нормальность» Однако даже здесь врачи и медперсонал отодвигают смерть не только всевозможными лекарствами и препаратами, но и вынуждают самого больного «разыгрывать» неведение относительно своего тяжелого состояния, умалчивая его смертельный диагноз Долгие годы, как известно, принцип «лжесвидетельства» по отношению к умирающему больному будет лежать в основе профессиональной врачебной этики Таким образом, эти тенденции легли в основу нового этапа в осмыслении человеком смерти, который Арьес называет «триумфом медикализации» когда врач и медицинский персонал приобретают, по сути,
неограниченную власть над жизнью и смертью человека, тогда как само умирание и смерть тщательно скрываются от глаз окружающих за стенами больничной палаты.
Однако во второй половине 20 века подобная ситуация умалчивания и сокрытия смерти существенно изменяется Причиной тому послужило появление танатологии — уникального и довольно специфического культурного явления, открывшего новые горизонты в осмыслении феномена смерти и определении ее роли и места в структуре человеческого бытия В начале 1970-х годов на Западе появляется огромное количество публикаций и книг, посвященных исследованиям смерти и тех процессов, которые ей предшествуют Большинство авторов подобных изданий были психологами и психотерапевтами Одной из главных причин повышенного внимания к теме умирания и смерти явилось развитие реаниматологии, рассматривающей, в качестве исходных, понятия клинической (обратимой) и биологической (необратимой) смерти С появлением все большего числа людей, перенесших состояние клинической смерти, встала проблема лечения, реабилитации и восстановления их психической деятельности С другой стороны, впервые внимание широкой общественности было направлено на самого умирающего, на то состояние, в котором он пребывает в последние моменты жизни, оставшись, как правило, один на один со своей смертельной болезнью. Своеобразным толчком к появлению такой литературы явилась, вышедшая еще в 1957 году, книга американского психолога-клинициста и психиатра Германа Фейфеля «Значение смерти», а классической для танатологии стала книга Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании», в которой впервые исследование смерти было представлено в двух аспектах смерть как свершившийся акт (death) и смерть как процесс умирания (dying) Исследованию необычных состояний реанимированных после клинической смерти больных, их осмыслению и интерпретации были посвящены работы Р Моуди, С Грофа, Д Хэлифакс, К Осиса, Э Харальдсон, Д Уиклера, М Ровслинга, Р Нойеса, JI Уотсона, К Ринга, М Сабома, А Ландсберга, Ч Файе, П Калиновского имн др
Осмысление современных «околосмертных» опытов всецело зависит от нашей собственной готовности принять реальность описанного в них потустороннего мира. Для многих «вернувшихся» подобная реальность открылась лишь в пограничной ситуации «near-death», тогда как для человека верующего она не вызывает ни малейшего сомнения Православное христианство, основываясь на текстах Священного Писания, трактуемых во всем контексте христианского учения, а так же святоотеческом наследии, разработало свое учение о смерти и загробном существовании души, в свете которого православный христианин сможет понять и оценить современные опыты Особое внимание следует уделить трудам святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника,
архиепископа Иоанна (Максимовича), о Серафима Роуз а, о С Булгакова, свящ Н. Василиадиса, так же заслуживают внимания сборник «Вечные загробные тайны Как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки» (Сост Игумен Антоний, 1908), книга монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти По учению Православной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки», сокращенная версия которой представлена в журнале «Наука и религия» (за 2004 год)
Необходимо отметить, что первое серьезное исследование феномена «околосмертных» переживаний было предпринято еще в 19 веке профессором геологии Альбертом Хеймом Пережив катастрофу в горах, едва не закончившуюся для него трагически, Хейм заинтересовался субъективными переживаниями, сопровождающими человека в пограничных ситуациях между жизнью и смертью Это побудило его в течение многих лет собирать и записывать рассказы и наблюдения людей, переживших подобное состояние, которые обладали удивительным сходством, независимо от конкретных обстоятельств, их сопровождавших Заметим, что нередко побудительной причиной появления подобных наблюдений, был субъективный опыт самих авторов, их описывающих Удивительным по своему содержанию и глубине визионерских видений является опыт К Г Юнга, изложенный им в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления», который по своему ярчайшему художественному описанию можно соотнести с известнейшими литературными произведениями Среди них наиболее популярна широко цитируемая современными авторами повесть Л Н Толстого «Смерть Ивана Ильича», где блестящим литературным языком описана динамика психологического состояния умирающего человека Поразительное сходство с данными танатологических исследований психологии терминальных больных очевидно Особого внимания заслуживают автобиографические описания индивидуально-симптомативных ощущений околосмертного состояния выдающихся русских философов В Розанова («Лучинка») и С Булгакова («Моя болезнь»)
Необходимо отметить, что для русских философов проблема смерти актуализируется, прежде всего, как духовно-нравственная проблема Философский опыт размышлений о смерти, представленный в художественных, поэтических и собственно философских произведениях ХЕХ-ХХ веков, составляет базис русской философской танатологии Среди них особо следует отметить произведения Ф Достоевского, Л Толстого, В Соловьева, Н Федорова, В Розанова, С Булгакова, С Трубецкого, П Флоренского, Н Бердяева, Г Флоровского, Н Лосского, Л Карсавина, И Ильина и др
Увеличению числа публикаций по проблемам смерти способствовали бурные дискуссии о критериях ее диагностики и
определения. С принятием нового критерия - «смерти мозга» - особую актуальность приобрели проблемы трансплантации органов и тканей человека и эвтаназии, которые и по сей день являются центральными темами танатологических, этико-правовых, социальных, философских и особенно биоэтических дискуссий Большинство из них представлено на страницах журналов «Человек», «Вопросы философии», «Философские науки», а так же в сборниках статей под общим названием «Фигуры Танатоса»
Философский подход к проблеме дефиниции смерти определяет те методологические принципы, основываясь на которых наука, и, в частности, медицина будут разрабатывать те или иные критерии смерти Научная разработанность проблемы в конечном итоге зависит от той философской концепции смерти, которая превалирует на данный момент. Выделение умирания (ёуггщ) как важной стадии процесса смерти заслуживает особого философского рассмотрения В рамках классической философии смерть лишена какой бы то ни было конкретности, она не персонифицирована, а сам процесс умирания определяется выработанной в данной социокультурной среде «приемлемой» моделью смерти Неклассическая философия впервые открывает смерть как субъективную реальность осознающего смерть субъекта - «смерть моя», сконцентрированную на глубоко личностном внутреннем переживании смерти как «самой сокровенной возможности» (Хайдеггер) Экзистенциальный анализ смерти наиболее ярко являет себя в онтологии М Хайдеггера Подлинной характеристикой человеческого бытия выступает, по Хайдеггеру, бытие-к-смерти, именно смерть выражает законченную возможность «незавершенного» человеческого существования В противоположность Хайдеггеру, Ж Сартр и А. Камю рассматривают смерть как разрушающий индивидуальность обезличивающий феномен, погружающий человека в поток бессмысленного существования Э Левинас исследует феномен смерти в пространстве коммуникативного взаимоотношения с Другим. В рамках психоанализа исследование смерти представлено двумя вариантами концептуализации - на уровне индивидуального (3 Фрейд) и коллективного (К Г Юнг) бессознательного, которые в дальнейшем были развиты в работах Г. Маркузе, Э Фромма, Ж Лакана, а так же в исследованиях по трансперсональной психологии С и К Гроф, Д Хэлифакс и др Особого внимания заслуживают разработки психоделической терапии умирающих раковых больных, проводимые в рамках программы «Спринт Гроув» С Грофом и его коллегами. В работах философа-постмодерниста Ж Бодрийяра, который переводит рассмотрение смерти в плоскость социального, история человеческого общества предстает как история трех этапов вытеснения «симуляции» смерти, зависящих от изменений в законе стоимости Амбивалентность жизни и смерти маскируют, по Бодрийяру, три типа дискурсов - экономический, психоаналитический и
лингвистический - выталкивая смерть из социального пространства. Эпистемологический анализ М Фуко акцентуапизирует смерть в качестве предмета социокультурной политики В своем труде «Рождение клиники» Фуко указывает на парадоксальное открытие медицины, смерть, как главная составляющая «концептуальной троицы» жизнь-болезнь-смерть, оказывается единственно достоверным источником познания живого.
Особого внимания заслуживает оригинальная система танатологии французского философа В Янкелевича, который раскрывает антиномичное не-бытийное содержание смерти, представленной как событие до, во время (умирание) и после смерти.
В рамках биоэтики, философия, наряду с религией, медициной, психологией, правом, оказывается равноправной участницей научного дискурса, в полной мере ответственной за решение проблем жизни и смерти человека Философско-этическим и методологическим проблемам биоэтики посвящены работы отечественных исследователей JI Коноваловой, Б Юдина, И Фролова, А Гусейнова, Р Апресяна, Е Дубко, В Назарова, П Тшценко, В Тихоненко, А. Иванюшкина, И Силуяновой, Р Карпинской, Г Царегородцева, А Огурцова, А Орлова, И Зеленковой и мн др. В своих работах эти авторы, безусловно, обращаются и к проблеме смерти, определяя, тем самым, ее центральное положение в контексте биоэтики Проблемы умирания и смерти особо актуализируются в работах Ю Хен, Ф Кондратьева, Л Коноваловой, А Иванюшкина, И, Силуяновой, А Гнездилова, Д Матяш, а так же зарубежных исследователей Д Уиклера, Ф Фут, Д Рейчелз, П Сандерс, Д Хамфри, X Энгельхард и мн др Анализу правового обеспечения отечественного и зарубежного здравоохранения посвящены работы М Малеиной, Ф Нежметдиновой, Н Ислановой Ведущим зарубежным изданием по проблемам биоэтики является 5-ти томная американская Encyclopedia of Bioethics 2nd edition Edited by W T Reich New York Macmillan, 1995
Живой интерес к биоэтической проблематике проявляют современные богословы Особо следует отметить многочисленные разработки и рекомендации католических теологов относительно всех сфер биомедицины Католическая Церковь на сегодняшний день приобрела устойчивую традицию публичного обсуждения биоэтических проблем, по многим из которых выработана конкретная позиция, отраженная в своде официальных ее документов Важнейшие из них энциклика Папы Павла VI — Humane vitae, Хартия работников здравоохранения, подготовленная Папским Советом по апостольству среди работников здравоохранения, энциклика Папы Иоанна Павла П - Evangelium vitae Именно на почве Католицизма возникает феномен «христианской биоэтики», благодаря многочисленным разработкам теологов, которые не оставляют без внимания ни одну биоэтическую проблему Особого внимания заслуживает учебник «Биоэтика» католических авторов Э Сгречча и В Тамбоне, а так
же издаваемая в России с 2002 года «Католическая энциклопедия», в которой рассматриваются некоторые биоэтические проблемы Крупным исследованием религиозных оснований современной биомедицинской практики в Европе является сборник «Медицина и права человека Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали», вышедший в России в 1992 году.
Отношение Православной Церкви к проблемам биоэтики нашло свое отражение в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», текстах Заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии, документах Комиссии Православной Церкви в Америке по медицинской этике, Православно-христианской Ассоциации медицины, психологии и религии (OCAMPR), Православной ассоциации биоэтических исследований (АОЕВЕ, Париж) и др Среди авторов, рассматривающих медико-биологическую деятельность в контексте православного вероучения, особо следует выделить работы митрополита Антония Сурожского, В Ф Войно-Ясенецкого, И Силуяновой, протопресвитера И Брека, протопресвитера С Харакаса, диакона А Кураева, священников С Филимонова, М. Першина, М Обухова, Н. Балашова, православных авторов А Бочарова и А Чернышева и мн др. В целом, среди публикаций по тем или иным биоэтическим проблемам и их православному осмыслению преобладают статьи в таких журналах как «Человек», «Альфа и Омега», «Церковь и время», в зарубежных изданиях St. Vladimir's Theological Quarterly, Christian Bioethics, специально посвященном проблеме эвтаназии сборнике Choosing Death. Active Euthanasia, Religion, and Public Debate Edited by Ron P Hamel - Philadelphia Trinity Press International, 1991; а так же электронных изданиях Библиотеки православного христианина «Благовещение» (http //www wco ru/bibliol. сайтов Православного медицинского сервера (http //www pms orthodoxy ru). Христианского Медицинского Сервера (http //www cmserver oral. Первого Московского хосписа (http //www hospise ru). специально посвященного борьбе с абортами сайта православного медико-просветительского центра «Жизнь» (http .//www pms orthodoxy ru/zhizn/mdex htm) и др
Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является этико-философский анализ проблем, порождаемых биомедицинской практикой, в частности, выявление специфики постановки и решения проблемы смерти в биоэтике и в Православной традиции В ходе исследования решаются следующие задачи
1. Проанализировать научные и научно-ориентированные практические исследования феномена НДЕ и их влияние на формирование отношения к смерти современного человека 2 Рассмотреть Православное учение об умирании и смерти
3 Выявить специфику основных биоэтических проблем и пути их решения с точки зрения Православной Церкви
4 Проанализировать биоэтические дискуссии по проблеме эвтаназии в современной литературе
Объектом исследования является феномен смерти в его этическом измерении
Предметом исследования является выявление особенностей соотношения между нормами христианской морали и современной биомедицинской практикой
Научно-практическая значимость работы. Представленное исследование использовалось для составления лекций по курсу «Биоэтика в контексте религиозного сознания» для специальности «религиоведение», а так же может быть использовано при подготовке лекционных курсов по этике, социальной философии, методологии и философии науки, концепций современного естествознания, психологии и психотерапии
Методологические основания исследования. Диссертация построена на ряде проблемно-теоретических методов исследования Сравнительно-исторический метод позволяет выделить основные подходы к биоэтической проблематике Междисциплинарный статус биоэтики и ее прикладной характер позволяют раскрыть взаимодействие основных категорий, идей и понятий выработанных как в рамках философии, этики, так и в рамках других областей знания, вовлеченных в исследование представленной проблематики (религии, медицины, социологии, психологии, права), через системный и диалектический методы Так, исследование диалектики взаимодействия биоэтики и религиозного сознания позволяет проследить процесс формирования Православной биоэтики в рамках современной прикладной этики Методы социологического и этико-психологического исследования определяют особый статус хосписа как организации, способа коммуникативного взаимодействия
Теоретическими предпосылками для работы послужили фундаментальные исследования феномена смерти, предпринятые в работах М Хайдеггера, В Янкелевича, Ф Арьеса, Ф Хуземана, специальные исследования по проблемам биомедицинской этики, рассматривающие различные способы и пути их решения современных отечественных авторов Л. Коноваловой, А Гусейнова, Р Апресяна, И Силуяновой, зарубежных православных авторов С Харакаса и И Брека, междисциплинарные работы, позволяющие рассматривать биоэтику в аспектах методологии, материалы круглых столов, философских и богословских дискуссий по обозначенным проблемам
Научная новизна исследования заключается в целостном этико-философском анализе проблемы смерти в аспекте современных
исследований в биоэтике, на основе которого представлены характеристики и взаимодействия научных и религиозных концепций биоэтики.
Основные положения, выносимые на защиту:
1 В диссертационном исследовании выявлено, что в настоящее время Православная биоэтика оказывает значительное влияние на процесс формирования биоэтического мировоззрения Анализ позиции Православной Церкви показывает, что она выработала свое отношение ко многим биоэтическим проблемам, относительно которых нет точных указаний ни в Священном Писании, ни в святоотеческом Предании, что определило перспективу внутри-православного диалога в решении некоторых биоэтических проблем.
2. Определено, что выводы современной танатологии о существовании феномена НДЕ, полученные благодаря развитию реанимационной практики, дополняют религиозные концепции о «жизни после смерти» и формируют особое отношение проблеме смерти, которая воспринимается не как одномоментный акт, а как процесс перехода Данный процесс имеет временную протяженность и состоит из нескольких последующих стадий, или фаз, каждая из которых имеет свои особенности
3 Мы считаем, что «проблема смерти в биоэтике», определяемая как процесс перехода, имеет ярко выраженное этическое содержание
4 В диссертационном исследовании мы приходим к выводу, что Православная Церковь имеет свое особое представление смерти, она сохранила консервативное отношение ко всем биоэтическим вопросам, которые связаны с умиранием и смертью Единственным вопросом, не имеющим однозначного отношения среди православных богословов, является вопрос о приемлемости критерия мозговой смерти, что соответствует с выводами современных исследований психологии терминальных больных, которые совпадают с православным осмыслением умирания и смерти (концепция «смерти как стадии роста»).
5 Определено, что хосписное движение, основанное на христианских идеалах служения и милосердия, выступает единственной альтернативой активной эвтаназии и возможностью дня подлинной христианской кончины
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в научных публикациях и прошли апробацию на Международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке- этика, религиоведение, педагогика» (С -Петербург—Шуя, 2003), научно-практической конференции «Шереметевские чтения» (Иваново, 2003), научно-практической конференции «Проблема насилия в современном обществе» (Иваново, 2004), Межвузовской научно-практической конференции «Истина и пути ее постижения» (Иваново, 2006), Межвузовской научной конференции «Сохранение и развитие культурного
и образовательного потенциала Ивановской области» (II областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области», Иваново-Шуя, 2006), Международном научном симпозиуме «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» памяти А. Тарковского (Шуя, 2006), на заседаниях кафедры философии и культурологи Тульского государственного педагогического университета им Л. Н Толстого, одна статья опубликована в рецензируемом ВАК научном журнале «Вестник Тамбовского Университета (Серия Гуманитарные науки)», а так же ряд статей опубликованы в сборниках научных трудов «В движении к открытому научному пространству интеграция наук» (Шуя, 2006), «Наука и образование глазами молодых ученых» (Шуя, 2004-2006)
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, введения, заключения и библиографии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы настоящего диссертационного исследования, раскрывается степень ее научной разработанности, формулируются цели и задачи, оценивается научная новизна исследования, указываются методологические основания и практическая значимость работы
В первой главе «Мировоззренческие основы современной танатологии» предметом исследования является анализ двух важнейших аспектов рассмотрения проблемы смерти в рамках современной танатологии научных и научно-ориентированных практических исследований феномена НДЕ и религиозной (православной) традиции осмысления умирания и смерти При этом рассматривается возможность их совмещения, позволяющая выявить определенный мировоззренческий подход для дальнейшего осмысления и решения конкретных биоэтических проблем, связанных с умиранием и смертью
В первом параграфе «Феномен НДЕ как танатологический феномен» анализируется «околосмертный» опыт реанимированных людей, переживших состояние клинической смерти, как один из ярчайших феноменов современной танатологии, задающий смысловой акцент в восприятии смерти на уровне миропонимания
Обзор танатологической литературы показал существующее разнообразие способов фиксации и теоретического обоснования такого иррационального явления как внетелесные ощущения в пограничных состояниях между жизнью и смертью Сравнительный анализ опытов клинической смерти реанимированных больных, пограничных опытов умирания и близости к смерти, описанных в современной, традиционной религиозной и оккультной литературе, выявляет поразительное сходство описываемых в них ощущений, что позволяет следовать определенной
ступенчатой схеме этапов и событий их сопровождающих. Предложенная Р Моуди, «теоретическая модель», включающая 15 общих элементов, составляющих последовательное описание опыта, представляется наиболее полной
Установив факт наличия подобных переживаний в современных околосмертных опытах, наука оказалась перед сложной задачей поиска путей их рационального объяснения и интерпретации в рамках выработанного мировоззрения Так появились всевозможные естественнонаучные и психологические трактовки предсмертных феноменов, объясняющие причины их появления воздействием лекарственных препаратов, кислородным голоданием, повреждениями нервной системы, переживанием длительной изоляции, влиянием архетипных представлений мн др Попытки рационального объяснения феномена НДЕ заслуживают внимания, однако специфика самого предмета исследования выводит его за рамки чисто эмпирического познания, обнаруживая узость естественнонаучного подхода к человеку как биологическому организму Традиционная научно-материалистическая концепция смерти, признающая сознание функцией мозга, со смертью которого бесследно исчезает и личность, уже не соответствует современному уровню научного знания Феномен НДЕ или опыт мини-смерти открыл перед человеком, привыкшим всецело отождествлять себя со своим телом, перспективу сознательного существования «вне». Смерть стала восприниматься не как одномоментный акт, а как процесс перехода из одного состояния в другое, имеющий определенные свойства и продолжительность, а так же свои индивидуальные черты
Попытки философского обоснования, предпринимаемые в рамках существующей мировоззренческой парадигмы, возвращают нас, по сути, к извечному философскому вопросу о соотношении духовного и материального начал в человеке Сегодня эти попытки ярко иллюстрируют всевозможные гипотезы о существовании «астрального тела», так называемой «второй системы» или энергетического двойника, выполняющих функции носителя разделяемого «Я» человека (Л Уотсон, А Налчаджян и др) Специалисты тех или иных областей знания все больше склоняются к той философской концепции, которую можно охарактеризовать как материалистический дуализм (К Ламонт). Однако на практике эти идеи неизменно приводят к распространению всевозможных методик анамнеза, нацеленных на выявление возможных прошлых жизней человека
Современные свидетельства о переживаниях в состоянии НДЕ дополняют традиционные христианские представления о сознательном личностном бытии души за порогом физической смерти, опровергая, тем самым, оккультное учение о перевоплощении.
Во втором параграфе «Православная традиция об умирании и смерти» анализируется христианский опыт умирания, смерти и загробного существования, фиксирующий относительно длительное пребывание человека за порогом физической смерти
Христианская танатология открывает смерть как ужасную метафизическую катастрофу, изменившую существование человека во вселенной Следствием первородного греха явилось онтологическое преобразование человеческого естества, изначально наделенного душевным и телесным бессмертием сначала смерть вошла в него как смерть духовная, которая ознаменовала отлучение человеческой души от Бога, а затем — как смерть телесная - грядущее со временем разлучение души и тела Смерть -трагическая неизбежность для каждого человека Власть смерти и греха преодолевается Иисусом Христом - воплощенным Богом, посланным в мир с этой божественной миссией
Православное христианство, основываясь на текстах Священного Писания, трактуемых во всем контексте христианского вероучения, а так же святоотеческом наследии, разработало свое учение о загробном существовании души Согласно этому учению, душа человека, после разлучения с телом, продолжает свое личностное бытие в новых условиях существования — мире духовном — она деятельна, ясно ориентируется в условиях своего нового существования и обладает особым духовным видением, которое знаменует собой переход человека в вечность «Посмертный» опыт К Икскуля, опубликованный архиепископом Никоном в «Троицких листках» в 1916 году под названием «Невероятное для многих, но истинное происшествие», представляется наиболее последовательным и содержательным описанием истинно православного опыта загробного существования
В диссертации показано, что учение об Ангелах и духах является одной из составляющих православного учения о посмертной судьбе души Знаменитая полемика двух Отцов церкви свт Игнатия Брянчанинова и свт Феофана Затворника относительно природы таких существ, демонстрирует всю сложность богословских интерпретаций, далеко выходящих за рамки привычного противопоставления материи и духа О явлениях Ангелов и бесов в час смерти и о возможности для человека вступать с ними в контакт, существует масса свидетельств как в Священном Писании, так и святоотеческой литературе Для православного христианина важно не поддаться на искушения падших духов, являющихся чувственным образом и иногда принимающих вид Ангелов света Мир ангельский возможно постичь только духовным зрением, которого удостаиваются праведники В этом положении — одно из направлений содержательной критики современных опытов, предпринятой о С Роузом, который склонен относить часть описываемых опытов к проискам дьявола
Рассмотрено, что прохождение воздушных мытарств - одно го ключевых событий православного загробного опыта, именуемое в святоотеческой литературе «частным судом», посредством которого решается участь всякой души до Страшного Суда. Наиболее подробное и последовательное описание мытарств находим в житии св Василия Нового, в частности, в рассказе блаженной Феодоры, которая упоминает двадцать мытарств, соответствующих земным грехам человека Согласно Православному вероучению, прохождение воздушных мытарств бьюает в третий день после смерти, а в течение первых двух душа пребывает в тех местах, которые связаны с земной жизнью человека Минуя мытарства, душа направляется для поклонения к Богу, после чего, в течение шести дней, созерцает райские обители. На девятый день, после второго поклонения Богу, душа направляется в ад, где пребывает до сорокового дня На сороковой день душа в третий раз возносится для поклонения Богу, Который решает ее дальнейшее местопребывание до всеобщего воскресения, согласно земным заслугам человека (в аду или раю) Это временное местопребывание души может быть изменено благодаря молитвам об усопшем и особенно поминовением на Божественной литургии Православная Церковь установила правило особо поминать усопших в течение сорока дней после смерти (сорокоуст), особенно в третий, девятый и сороковой дни
Вопрос о «местонахождении» христианского Неба и ада требует особого богословского осмысления для более полного прояснения загробной участи души Епископ Игнатий Брянчанинов одним из первых указал причину существенных расхождений между многочисленными определениями рая и ада и истинным православным учением Многообразие существующих трактовок, согласно епископу Игнатию, восходит к учению Декарта о совершенной невещественности духов и их независимости от времени и пространства Православные источники говорят о нахождении Неба и рая «вверху», тогда как ад располагается «внизу», под землей Так как, согласно православному учению об Ангелах, Ангелы и души ограничены в пространстве, то и пребывают они неизменно в одном определенном «месте» - либо на земле, либо в аду или раю Христианский рай и ад представляют собой иную реальность, нежели посюстороннее временное пространство Однако, как показывает многочисленное количество примеров из Священного Писания, святоотеческого Предания, и особенно агиографических источников, иногда эти две реальности находят точки соприкосновения в особых пограничных опытах Так, один из наиболее подробных и долговременных христианских опытов Неба принадлежит св Андрею Христа ради юродивому (9 век), который, по преданию, созерцал невидимый мир около двух недель
Всеобщим Судом и Воскресением мертвых, по преданию, произойдет обновление мира, когда наступит вечное Царство Небесное и
души как праведников, так и грешников воссоединятся со своими преображенными телами Подобно телам, преобразится и сам мир - это будет новый неизменный период вечной загробной жизни целостного человека как духовно-душевно-телесного существа
Таким образом, православное христианство утверждает о непрерывности личного сознательного бытия человека за порогом физический смерти В христианском учении о воскресении наиболее полно отразилось ключевое положение о бессмертии уникальной и неповторимой человеческой личности и перспектива ее существования в Вечности Те истины об умирании и смерти, которые открыли человеку Священное Писание и святоотеческое Предание не являются полным и исчерпывающим ответом на вопрос о посмертной судьбе души, так как в христианстве смерть понимается как великая недоступная разуму тайна Поэтому православный христианин призван уже в повседневной жизни думать о смерти, переживать страх и надеяться на спасение В этом аспекте в христианстве проблема умирания и смерти рассматривается как сотериологическая
Во второй главе «Человек перед лицом смерти: Православное христианство и биоэтика» исследуется диалектика взаимодействия биоэтики и Православной Церкви в решении конкретных проблем, порождаемых современной биомедицинской практикой, особенно тех из них, которые непосредственно связаны с умиранием и смертью Представляется, что Православное христианство должно стать тем неизменным источником ценностных оснований, на которых будут приниматься те или иные решения относительно насущных биоэтических проблем
В первом параграфе «Биоэтика в социокультурном контексте Православия» на основе рассмотрения религиозно-нравственных аспектов конкретных биоэтических проблем, представлена позиция Православной Церкви относительно способов и путей решения каждой из них Предметом исследования в рамках данного параграфа выступают проблемы, связанные с регулированием деторождения (проблема абортов), контрацепцией и стерилизацией, искусственным осеменением и оплодотворением m vitro, суррогатным материнством, медико-генетическими методами диагностики и лечения наследственных заболеваний, в частности, пренатальной диагностикой, а так же клонированием, донорством и трансплантацией органов и тканей человека, определением критерия смерти, лечением душевнобольных
Всякое размышление о человеческой жизни в ее религиозно-этическом измерении, несомненно, должно учитывать ту антропологическую перспективу, которую открывает Священное Писание и святоотеческое Предание
Жизнь каждого человека, как носителя Божественного образа, наделяется в Православном христианстве непреходящей ценностью, это — Божий дар, священная реальность, наивысшее выражение созидательной деятельности Творца, во всей полноте своей находящая в Боге начало и завершение Причастность человеческой природы Божественной, определяет ее как личность и в этом отношении опыт христианства свидетельствует о высочайшем ее достоинстве Принцип священности жизни реализуется посредством синергии или соработничества Богу, в непрерывных усилиях сберечь подлинную святость жизни.
Православная этическая мысль наделяет человека моральной ответственностью за свою жизнь, ее сохранение и продолжение В своем повседневном опыте православный христианин призван заботиться о собственном здоровье, как и само общество необходимо должно заботиться о каждом своем члене Современная медицина в понятие «здоровья человека» вкладывает определенный смысл, исключающий всякий духовный компонент, тогда как в Православной мысли речь идет о целостной личности, ее телесном и душевном здоровье В процессе лечения особое значение приобретает осознание человеком природы и смысла его болезни.
Биоэтическая проблематика выходит далеко за рамки традиционной медицинской этики Религиозно-нравственной оценки требуют такие проблемы, относительно которых нет точных и четких указаний ни в Священном Писании, ни в традиционной богословской литературе Среди христианских конфессий первыми заявили о своей позиции католики Именно на почве Католицизма возникает феномен «христианской биоэтики», благодаря многочисленным разработкам теологов, которые не оставляют без внимания ни одну биоэтическую проблему. Выступив с критикой эволюционистской антропологии, католики предложили свое понимание христианской биоэтики как антропологии человеческого достоинства, которую можно охарактеризовать как «онтологически обоснованный персонализм» (Э Сгречча) Принцип моральной автономии для протестантов является основополагающим в решении конкретных проблем биомедицины В отличие от Католической, Протестантская Церковь не располагает таким множеством официальных документов, затрагивающих непосредственно биоэтические проблемы Отсутствие таких документов всецело компенсируется поиском единственно правильных, в этическом плане, решений, обретаемых «каждым самостоятельно, без посредников» (Ж.-Ф Колланж) По словам исследователя И. В Силуяновой, Православная Церковь не стремится создать какую-то специальную концепцию «христианской биоэтики», православный священник Вл Зелинский указывает на то, что Православие подступает к биоэтике оставаясь еще на «добиоэтаческом» и в каком-то смысле дорациональном уровне; д-р медицины Э Андерсен вообще ставит
под сомнение существование православной медицинской этики Однако в последнее время некоторые православные богословы относят биомедицинскую этику к ряду богословских дисциплин и говорят о «православной медицинской этике, или биоэтике» (С Харакас, И Брек и др ) Исследователи Д Сотирова и С Попова рассматривают Православную традицию как идейно-культурную среду формирования и распространения прикладной этики, в том числе биоэтики
Анализ, предпринятый в рамках данного параграфа, показал, что на сегодняшний день Православная Церковь выработала свою позицию по отношению ко многим биоэтическим проблемам относительно которых нет определенных и ясных указаний ни в Священном Писании, ни в святоотеческом Предании, которая может служить основанием для формирования особого направления - Православной биоэтики И даже если среди представителей православной этики сходные предпосылки, подчас, приводят к различным выводам, например, в вопросах контрацепции, искусственного оплодотворения или трансплантации, важно, что все они так или иначе направлены на поиск нравственно оправданных решений, наиболее созвучных «разуму Церкви» Единственным приоритетом в выборе того или иного решения является отношение к человеческой жизни как к дару Божьему, основанное на принципах синергии, святости и священности жизни Сама возможность внутри-православного диалога в осмыслении тех или иных биоэтических проблем, определяет их богословскую перспективу и открывает пространство для плодотворного взаимодействия Церкви и медицины в поиске единственно приемлемых в нравственном отношении способов решения вышеуказанных проблем
Во втором параграфе «Эвтаназия как способ решения проблемы смерти. Нравственный опыт хосписов» рассматриваются современные биоэтические дискуссии по проблеме эвтаназии в контексте Православного осмысления умирания и смерти
В вопросе об отношении к умиранию и смерти наиболее ярко проявляется несоответствие между нормами христианской морали и существующей биомедицинской практикой, которое привело сегодня к постановке вопроса о приемлемости активной эвтаназии как одного из способов решения проблемы смерти Появление идеологии эвтаназии яркий пример секуляризации мышления, не способного осознать значения страданий, умирания и смерти для самого человека Этика утилитаризма явилась одной из идейных основ концепции «качества жизни», согласно которой физические страдания выступают как наиболее отрицательная ценность - их необходимо предельно минимизировать и, если не удается, прекратить, дабы обеспечить больному «достойную смерть» - легкую и безболезненную Этот «гуманистический» принцип отразился в «Манифесте эвтаназии», опубликованном в журнале «The Humanist» за 1974
год, который по праву считают одним из идейных источников сторонников эвтаназии
На терминологическом уровне современные определения эвтаназии сводят к двум ее видам - активной и пассивной, или буквально - «помочь умереть» и «дать умереть» В последнее время в научный оборот вводят понятие «поддерживаемое самоубийство», которое отличается от активной эвтаназии формой участия в нем врача Кроме того, принята градация «добровольной» и «непреднамеренной» (невольной) эвтаназии Понятие «социальной» эвтаназии восходит к прагматико-утилитаристской традиции, ее особенность состоит в том, что выбор предоставляется не индивиду, а обществу, которое вправе рассматривать целесообразность затрачиваемых средств на лечение тяжелобольных, например, находящихся в длительной коме, которые в результате эвтаназии могли бы бьггь сохранены для лечения тех, кто потенциально может выздороветь и вернуться к своим социальным обязанностям Дерек Хамфри - автор скандально известных книг-руководств для самоубийц, предлагает «автоэвтаназию» как один из способов рационального суицида Полемика известных отечественных исследователей П. Тшценко и Б Юдина относительно приемлемости термина «рациональное самоубийство» возвращает нас, по сути, к вопросу о роли самодетерминации человеческого поведения, которая по-особому осмысляется Православным христианством Отношение Православного христианства к самоубийству однозначно - это один из самых тяжких грехов, который не может быть прощен В «Основах социальной концепции РПЦ» эвтаназию называют убийством или самоубийством, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент.
Вопрос о человеческом страдании и о его смысле приобретает особое звучание в Православии Больного доводит до отчаяния не столько ожидание собственной смерти, сколько мысль о предстоящих невыносимых и «бессмысленных» страданиях (один из главных аргументов защитников эвтаназии). Еще Ницше отмечал, что для человека не само страдание является проблемой, а отсутствие ответа на вопрос- «к чему страдать»'' Осознавая всю сложность определения границы между «переносимыми» и «невыносимыми» страданиями, Православное христианство учит об искупительной ценности страдания, его синергийной роли, особенно в завершающей стадии земной жизни
Современный человек, живущий в секуляризованном мире, предпочитает легкую и мгновенную смерть (например, во сне) Православный христианин страшится внезапной смерти и считает ее наказанием Божьим. Смерть открывает перед человеком ворота в пространство вечности и человек должен приблизиться к ней духовно подготовленным. Смертельная болезнь дает ему такую возможность Православные христиане испрашивают у Господа за богослужением «христианских кончины, безболезненны, непостыдны, мирны» Под
«непостыдной кончиной» понимается подготовка к смертному исходу, «который рассматривается как духовно значимый этап в жизни человека» («Основы социальной концепции РПЦ») Концепция «смерти как стадии роста», автором которой является психолог доктор Элизабет Кюблер-Росс, близка к христианскому осмыслению умирания и смерти В рамках такого понимания смертельной болезни принцип «лжесвидетельства» по отношению к умирающему больному оказывается неприемлемым
Хоспис - единственное место, где смерть человека обладает тем нравственным смыслом, о котором так много пишут православные богословы и современные психологи Не только с христианской, но и просто с человеческой точки зрения недопустимо лишать человека последней возможности духовного роста В этой связи, единственной действенной альтернативой всех форм «поддерживаемого самоубийства» является хосписное движение, основанное на христианских идеалах служения и милосердия Специфическая хосписная философия требует особого рассмотрения в рамках поставленной проблемы Ее основная заслуга — в преодолении устоявшейся в современной культуре тенденции отрицания и игнорирования смерти и тех процессов, которые ей предшествуют, а так же в особом восприятии смерти как достойной стадии жизни
В заключении подводятся итоги, формулируются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования по данной проблеме
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1 Низова А В Православие, эвтаназия и умирающий больной // Вестник Тамбовского Университета Серия. Гуманитарные науки Вып 2 (46) - Тамбов, 2007 - 0,4 п л
Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:
2 Низова А В Любовь в духовном становлении личности по творениям апостола Павла // Образование в 21 веке этика, религиоведение, педагогика Сборник научных трудов / Под ред И Ю Добродеевой - Шуя «Весть», 2003 - 0, 2 п л
3. Низова А В Эволюционная этика- новые аспекты развития // Наука и образование глазами молодых ученых Сборник научных работ Выпуск 5. - Шуя «Весть», 2004 - 0,2 п л
4. Низова А В. Православная Церковь о «грехе детоубийства» // Проблема насилия в современном обществе Сборник статей и тезисов докладов / Сост. В Н Волков - Иваново РГГУ, 2004 -0,2 п. л
5 Низова А В Феномен НДЕ как танатологический феномен // Наука и образование глазами молбдых ученых Сборник научных работ Выпуск 8 - Шуя. «Весть», 2006 - 0,3 п л
6 Низова А В Биомедицинская этика как богословская дисциплина // Наука и образование глазами молодых ученых. Сборник научных работ. Выпуск 7 - Шуя «Весть», 2006 - 0,3 п л
7. Низова А В Мертвое тело как инструмент познания жизни // Истина и пути ее постижения Сборник научных статей и тезисов докладов / Сост В Н. Волков - Иваново РГТУ, ИГХТУ, 2006 -0, 1 п. л
8 Низова А В Человек перед лицом смерти Православное христианство и биоэтика // Глобальный кризис метакультурные исследования Материалы международного научного симпозиума «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» памяти Андрея Тарковского 3-4 апреля 2006 года. В 2-х томах Т 1 - Шуя, 2006. - 0, 1 п л
9 Низова А В Христианское отношение к смерти // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: Материалы межвузовской научной конференции (II областной фестиваль «Молодая наука — развитию Ивановской области», г. Иваново, 25-27 апреля 2006 г) - Иваново-Шуя Издательство «Весть» 2006. - 0, 1 п л.
10 Низова А В Исцеление тела и спасение души // Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области- Материалы межвузовской научной конференции (II областной фестиваль «Молодая наука - развитию Ивановской области», г Иваново, 25-27 апреля 2006 г.). - Иваново-Шуя: Издательство «Весть» 2006. - 0, 1 п л
11. Низова А В Философия ухода, или acceptable style of facing death // В движении к открытому научному пространству интеграция наук. Сборник научных трудов — Шуя Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006 - 0, 1 п л
Подписано к печати 20 04 2007 г Формат 60x84/16 Бумага ксероксная Печать ризография Гарнитура Тайме Уел печ листов 1,4 Тираж 100 экз. Заказ № 1440
Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» 155908, г. Шуя Ивановской области, ул Кооперативная, 24 Телефон (49351) 2-65-94 E-mail SwaneFF@vandex ru www sgpu.tpi ru
Отпечатано в типографии ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» 155908, г Шуя Ивановской области, ул. Кооперативная, 24
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Низова, Анна Владимировна
Введение.
Глава 1. Мировоззренческие основы современной танатологии.
1.1. Феномен НДЕ как танатологический феномен.
1.2. Православная традиция об умирании и смерти.
Глава 2. Человек перед лицом смерти: Православное христианство и биоэтика.
2. 1. Биоэтика в социокультурном контексте Православия.
2. 2. Эвтаназия как способ решения проблемы смерти. Нравственный опыт хосписов.
Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Низова, Анна Владимировна
Общая характеристика работы Актуальность темы исследования
Проблема смерти в ее этическом измерении является чрезвычайно сложной и многоплановой. Бинарная оппозиция «жизнь-смерть» в рамках классического рационализма предопределила включенность ее составляющих в социокультурный контекст как изолированных автономных явлений, с присущим оттенком негативности и даже непристойности темы смерти и всего того, что так или иначе с ней связано. Игнорирование смерти, в конечном счете, привело к тому, что образ ее неизменно был вытеснен на периферию индивидуального и общественного сознания, а сама смерть стала восприниматься как безусловный биологический конец, естественное истощение витальных функций организма человека. Смерть есть отрицание жизни как наивысшей ценности и в этом аспекте понимается как безусловное зло, поэтому стратегия жизни должна быть направлена на максимальное ее продолжение всеми доступными средствами - такова в общем виде «классическая» концепция смерти, выработанная в рамках западноевропейского рационализма. Неклассическая философия, которая, собственно, актуализировала проблему смерти, определив ее особый онтологический статус, выработала свою «нетрадиционную» поливариантную концепцию смерти, в разработке которой особое место принадлежит М. Хайдеггеру.
В настоящее время в рамках биоэтических дискуссий в осмыслении проблемы смерти происходят существенные изменения. Биоэтика -интеграционная междисциплинарная наука, которая исследует смерть как проблему метафизики и одновременно, в силу своего прикладного характера, намечает пути решения конкретных проблемных ситуаций, порождаемых биомедицинской практикой. Совмещение теоретического и конкретноприкладного уровней исследования проблемы смерти позволяет дистанцироваться от сугубо одностороннего ее изучения в пользу выработки общего исследовательского подхода. Так, например, одной из первостепенных задач биоэтики выступает определение универсального общенаучного критерия смерти, тогда как в науке сегодня превалирует традиционное натуралистическое понимание смерти как прекращения жизнедеятельности организма. Вопрос о необходимости дефиниции смерти является определяющим в решении таких биоэтических проблем как трансплантация органов и тканей человека, а так же допустимость применения различных форм эвтаназии. Данная проблема по сути своей затрагивает один из фундаментальных мировоззренческих вопросов о сущности человека вообще и не может быть решена в узких рамках какой-либо одной из областей знания.
Сегодня считается установленным, что смерть как биологический феномен представляет собой не одномоментный акт, а процесс, состоящий, из нескольких стадий или фаз. Современные психологи выделяют стадии так называемой психологической смерти (dying), непосредственно предваряющие биологическую смерть (death) и указывают на особое значение предсмертия для самого человека, оказавшегося перед лицом смертельной болезни. Результаты медико-психологических исследований психологии терминальных больных позволяют по-новому взглянуть на традиционные религиозные представления об умирании и смерти. Религия и медицина - те области, которые изначально занимали ведущее место в решении вопросов, связанных с умиранием и смертью. Однако последние достижения медицины и, в частности, биомедицины, наметили существенный разрыв между этими областями, обнажив те противоречия, которые призвана сгладить биоэтика.
Религиозное сознание сегодня выступает одним из полноправных участников процесса формирования биоэтического мировоззрения, в котором Православная Церковь заняла свое определенное место. В вопросе об отношении к умиранию и смерти наиболее ярко проявляется несоответствие между нормами христианской морали и существующей биомедицинской практикой, которое привело сегодня к постановке вопроса о приемлемости активной эвтаназии как одного из способов решения проблемы смерти. Православная традиция рассматривает умирание и смерть в перспективе воскресения, выражающего наиболее полно идею бессмертия человека, личностного активного бытия в загробном мире. Выводы современной танатологии о существовании феномена НДЕ (near-death experience) или опыта «околосмертных» переживаний у реанимированных людей, переживших клиническую смерть, дополняют традиционные религиозные концепции о «жизни после смерти» и формируют особое отношение к смерти, которое предполагается включить в контекст этического анализа.
Основу представленной в работе проблематики составляют нравственные конфликты и противоречия, возникающие в области репродуктивных технологий, контрацепции, генной инженерии, клонирования, трансплантологии и особенно тех областей, которые непосредственно касаются проблем умирания и смерти - определение критериев физической смерти, практика эвтаназии, паллиативная помощь терминальным больным, а так же их осмысление с точки зрения Православия. Актуальность представленной проблематики обусловлена социальной необходимостью в создании целостной концепции «Православной биоэтики» в странах с доминирующим православным вероисповеданием (особенно для России) и благоприятных условий для полноправного диалога различных традиций и культур. Степень разработанности проблемы
Необходимость принятия неоспоримого факта неминуемости смерти для каждого человека как окончания его индивидуального земного существования, явилась тем фактором, который определил одно из центральных положений темы смерти во многих сферах общественного сознания, которые выработали свои определенные трактовки и способы выражения соответствующих им символических форм. Символическая атрибутивность смерти, от древнейших заупокойных культов, обрядов инициаций, всевозможных форм ритуальной смерти до вполне сложившихся танатологических систем, определяла включенность индивида в сложный процесс освоения смерти. Отсюда -многообразие меняющихся на протяжении всей человеческой истории образов смерти, которые включаются в общий социокультурный контекст. Многовековая история взаимоотношений человека со смертью стала объектом пристального изучения ученых различных областей знания как один из важнейших компонентов истории ментальное™. Среди них необходимо отметить работы Ф. Арьеса, М. Вовеля, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ф. Хуземана, В. Янкелевича, Э. Тайлора, М. Элиаде, А. Тойнби, А. Кестлера, отечественных исследователей С. Токарева, С. Рязанцева, А. Лаврина, П. Гуревича, Ю. Смирнова, В. Сабирова, В. Минеева, В. Нефедова, В. Рабиновича, М. Федоровой и др. Предложенная Ф. Арьесом, схема восприятия смерти, включающая пять этапов от древней «прирученной смерти» до современной «перевернутой» или «медикализированной» смерти заслуживает особого внимания в рамках нашего исследования.
Появление во второй половине XX века такого специфического культурного явления как танатология, которая выделилась в самостоятельную науку из сферы медицины, открыло новые горизонты в осмыслении феномена смерти. В начале 1970-х годов, в частности, на Западе появляется огромное количество исследований, посвященных проблемам умирания и смерти, авторами которых были в психологи и психотерапевты, заявившие об особом психологическом значении предсмертного состояния для человека. Своеобразным толчком к появлению такой литературы явилась, вышедшая еще в 1957 году, книга американского психолога-клинициста и психиатра Германа Фейфеля «Значение смерти», а классической для танатологии стала книга Э. Кюблер-Росс «О смерти и умирании», в которой впервые исследование смерти было представлено в двух аспектах: смерть как свершившийся акт (death) и смерть как процесс умирания (dying). Исследованию необычных состояний реанимированных после клинической смерти больных, их осмыслению и интерпретации были посвящены работы Р. Моуди, С. Грофа, Д. Хэлифакс, К. Осиса, Э. Харальдсон, Д. Уиклера, М. Ровслинга, Р. Нойеса,
JI. Уотсона, К. Ринга, М. Сабома, А. Ландсберга, Ч. Файе, П. Калиновского и мн. др.
Православное христианство, основываясь на текстах Священного Писания, трактуемых во всем контексте христианского учения, а так же святоотеческом наследии, разработало свое учение о смерти и загробном существовании души, в свете которого православный христианин сможет понять и оценить современные «околосмертные» опыты. Особое внимание следует уделить трудам святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Феофана Затворника, архиепископа Иоанна (Максимовича), о. Серафима Роуза, о. С. Булгакова, свящ. Н. Василиадиса, так же заслуживают внимания сборник «Вечные загробные тайны. Как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки» (Сост. Игумен Антоний, 1908), книга монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. По учению Православной Церкви, по предчувствию общечеловеческого духа и выводам науки», сокращенная версия которой представлена в журнале «Наука и религия» (за 2004 год).
Необходимо отметить, что первое серьезное исследование феномена «околосмертных» переживаний было предпринято еще в XIX веке профессором геологии Альбертом Хеймом. Пережив катастрофу в горах, едва не закончившуюся для него трагически, Хейм заинтересовался субъективными переживаниями, сопровождающими человека в пограничных ситуациях между жизнью и смертью. Это побудило его в течение многих лет собирать и записывать рассказы и наблюдения людей, переживших подобное состояние, которые обладали удивительным сходством независимо от конкретных обстоятельств их сопровождавших. Заметим, что нередко побудительной причиной появления подобных наблюдений был субъективный опыт самих авторов, их описывающих. Удивительным по своему содержанию и глубине визионерских видений является опыт К. Г. Юнга, изложенный им в своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления», который по своему ярчайшему художественному описанию можно соотнести с известнейшими литературными произведениями. Среди них наиболее популярна широко цитируемая современными авторами повесть JI. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», где блестящим литературным языком описана динамика психологического состояния умирающего человека. Поразительное сходство с данными танатологических исследований психологии терминальных больных очевидно. Особого внимания заслуживают автобиографические описания индивидуально-симптомативных ощущений околосмертного состояния выдающихся русских философов В. Розанова («Лучинка») и С. Булгакова («Моя болезнь»).
Необходимо отметить, что для русских философов проблема смерти актуализируется, прежде всего, как духовно-нравственная проблема. Философский опыт размышлений о смерти, представленный в художественных, поэтических и собственно философских произведениях XIX-XX веков, составляет базис русской философской танатологии. Среди них особо следует отметить произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, Н. Федорова, В. Розанова, С. Булгакова, С. Трубецкого, П. Флоренского, Н. Бердяева, Г. Флоровского, Н. Лосского, Л. Карсавина, И. Ильина и др.
Увеличению числа публикаций по проблеме смерти способствовали бурные дискуссии о критериях ее диагностики и определения. С принятием нового критерия - «смерти мозга» - особую актуальность приобрели проблемы трансплантации органов и тканей человека и эвтаназии, которые и по сей день являются центральными темами танатологических, этико-правовых, социальных, философских и особенно биоэтических дискуссий. Большинство из них представлено на страницах журналов «Человек», «Вопросы философии», «Философские науки», а так же в сборниках статей под общим названием «Фигуры Танатоса».
Философский подход к проблеме дефиниции смерти определяет те методологические принципы, основываясь на которых наука, и, в частности, медицина будут разрабатывать те или иные критерии смерти. Научная разработанность проблемы в конечном итоге зависит от той философской концепции смерти, которая превалирует на данный момент. Выделение умирания (dying) как важной стадии процесса смерти заслуживает особого философского рассмотрения. В рамках классической философии смерть лишена какой бы то ни было конкретности, она не персонифицирована, а сам процесс умирания определяется выработанной в данной социокультурной среде «приемлемой» моделью смерти. Неклассическая философия впервые открывает смерть как субъективную реальность осознающего смерть субъекта - «смерть моя», сконцентрированную на глубоко личностном внутреннем переживании смерти как «самой сокровенной возможности» (Хайдеггер). Экзистенциальный анализ смерти наиболее ярко являет себя в онтологии М. Хайдеггера. Подлинной характеристикой человеческого бытия выступает, по Хайдеггеру, бытие-к-смерти, именно смерть выражает законченную возможность «незавершенного» человеческого существования. В противоположность Хайдеггеру, Ж. Сартр и А. Камю рассматривают смерть как разрушающий индивидуальность обезличивающий феномен, погружающий человека в поток бессмысленного существования. Э. Левинас исследует феномен смерти в пространстве коммуникативного взаимоотношения с Другим. В рамках психоанализа исследование смерти представлено двумя вариантами концептуализации - на уровне индивидуального (3. Фрейд) и коллективного (К. Г. Юнг) бессознательного, которые в дальнейшем были развиты в работах Г. Маркузе, Э. Фромма, Ж. Лакана, а так же в исследованиях по трансперсональной психологии С. и К. Гроф, Д. Хэлифакс и др. Особого внимания заслуживают разработки психоделической терапии умирающих раковых больных, проводимые в рамках программы «Спринг Гроув» С. Грофом и его коллегами. В работах философа-постмодерниста Ж. Бодрийяра, который переводит рассмотрение смерти в плоскость социального, история человеческого общества предстает как история трех этапов вытеснения «симуляции» смерти, зависящих от изменений в законе стоимости. Амбивалентность жизни и смерти маскируют, по Бодрийяру, три типа дискурсов - экономический, психоаналитический и лингвистический -выталкивая смерть из социального пространства. Эпистемологический анализ М. Фуко акцентуализирует смерть в качестве предмета социокультурной политики. В своем труде «Рождение клиники» Фуко указывает на парадоксальное открытие медицины: смерть, как главная составляющая «концептуальной троицы» жизнь-болезнь-смерть, оказывается единственно достоверным источником познания живого.
Особого внимания заслуживает оригинальная система танатологии французского философа В. Янкелевича, который раскрывает антиномичное небытийное содержание смерти, представленной как событие до, во время (умирание) и после смерти.
В рамках биоэтики, философия наряду с религией, медициной, психологией, правом, оказывается равноправной участницей научного дискурса, в полной мере ответственной за решение проблем жизни и смерти человека. Философско-этическим и методологическим проблемам биоэтики посвящены работы отечественных исследователей JI. Коноваловой, Б. Юдина, И. Фролова, А. Гусейнова, Р. Апресяна, Е. Дубко, В. Назарова, П. Тищенко, В. Тихоненко, А. Иванюшкина, И. Силуяновой, Р. Карпинской, Г. Царегородцева, А. Огурцова, А. Орлова, И. Зеленковой и мн. др. В своих работах эти авторы, безусловно, обращаются и к проблеме смерти, определяя тем самым ее центральное положение в контексте биоэтики. Проблемы умирания и смерти особо актуализируются в работах Ю. Хен, Ф. Кондратьева, JI. Коноваловой, А. Иванюшкина, И, Силуяновой, А. Гнездилова, Д. Матяш, а так же зарубежных исследователей Д. Уиклера, Ф. Фут, Д. Рейчелз, П. Сандерс, Д. Хамфри, X. Энгельхард и мн. др. Анализу правового обеспечения отечественного и зарубежного здравоохранения посвящены работы М. Малеиной, Ф. Нежметдиновой, Н. Ислановой. Ведущим зарубежным изданием по проблемам биоэтики является 5-ти томная американская Encyclopedia of Bioethics. 2nd edition. Edited by W. T. Reich. New York: Macmillan, 1995.
Живой интерес к биоэтической проблематике проявляют современные богословы. Особо следует отметить многочисленные разработки и рекомендации католических теологов относительно всех сфер биомедицины. Католическая церковь на сегодняшний день приобрела устойчивую традицию публичного обсуждения биоэтических проблем, по многим из которых выработана конкретная позиция, отраженная в своде официальных ее документов. Важнейшие из них: энциклика Папы Павла VI - Humane vitae; Хартия работников здравоохранения, подготовленная Папским Советом по апостольству среди работников здравоохранения; энциклика Папы Иоанна Павла II - Evangelium vitae. Именно на почве Католицизма возникает феномен «христианской биоэтики», благодаря многочисленным разработкам теологов, которые не оставляют без внимания ни одну биоэтическую проблему. Особого внимания заслуживает учебник «Биоэтика» католических авторов Э. Сгречча и В. Тамбоне, а так же издаваемая в России с 2002 года «Католическая энциклопедия», в которой рассматриваются некоторые биоэтические проблемы. Крупным исследованием религиозных оснований современной биомедицинской практики в Европе является сборник «Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддистской религиозной морали», вышедший в России в 1992 году.
Отношение Православной Церкви к проблемам биоэтики нашло свое отражение в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», текстах Заявлений Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии, документах Комиссии Православной Церкви в Америке по медицинской этике, Православно-христианской Ассоциации медицины, психологии и религии (OCAMPR), Православной ассоциации биоэтических исследований (АОЕВЕ, Париж) и др. Среди авторов, рассматривающих медико-биологическую деятельность в контексте Православного вероучения, особо следует выделить работы митрополита Антония Сурожского, В. Ф. Войно-Ясенецкого, И. Силуяновой, протопресвитера И. Брека, протопресвитера С. Харакаса, диакона А. Кураева, священников С. Филимонова, М. Першина, М. Обухова, Н. Балашова, православных авторов А. Бочарова и А. Чернышева и мн. др. В целом, среди публикаций по тем или иным биоэтическим проблемам и их православному осмыслению преобладают статьи в таких журналах как «Человек», «Альфа и Омега», «Церковь и время», в зарубежных изданиях St. Vladimir's Theological Quarterly, Christian Bioethics, специально посвященном проблеме эвтаназии сборнике Choosing Death: Active Euthanasia, Religion, and Public Debate. Edited by Ron P. Hamel. - Philadelphia: Trinity Press International, 1991, а так же электронных изданиях Библиотеки православного христианина «Благовещение» (http://www.wco.ru/biblio'), сайтов Православного медицинского сервера (http://vvww.pms.orthodoxy.ru'). Христианского Медицинского Сервера (http://www.cmserver.org), Первого Московского хосписа (http://www.hospise.ru'), специально посвященного борьбе с абортами сайта православного медико-просветительского центра «Жизнь» (http://www.pms.orthodoxy.ru/zhizn/index.htm) и др.
Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является этико-философский анализ проблем, порождаемых биомедицинской практикой, в частности, выявление специфики постановки и решения проблемы смерти в биоэтике и Православной традиции. В ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Проанализировать научные и научно-ориентированные практические исследования феномена НДЕ и их влияние на формирование отношения к смерти современного человека.
2. Рассмотреть Православное учение об умирании и смерти.
3. Выявить специфику основных биоэтических проблем и пути их решения с точки зрения Православной Церкви.
4. Проанализировать биоэтические дискуссии по проблеме эвтаназии в современной литературе.
Объектом исследования является феномен смерти в его этическом измерении. Предметом исследования является выявление особенностей соотношения между нормами христианской морали и современной биомедицинской практикой.
Научно-практическая значимость работы. Представленное исследование использовалось для составления лекций по курсу «Биоэтика в контексте религиозного сознания» для специальности «религиоведение», а так же может быть использовано при подготовке лекционных курсов по этике, социальной философии, методологии и философии науки, концепций современного естествознания, психологии и психотерапии.
Методологические основания исследования. Диссертация построена на ряде проблемно-теоретических методов исследования. Сравнительно-исторический метод позволяет выделить основные подходы к биоэтической проблематике. Междисциплинарный статус биоэтики и ее прикладной характер позволяют раскрыть взаимодействие основных категорий, идей и понятий, выработанных как в рамках философии, этики, так и в рамках других областей знания, вовлеченных в исследование представленной проблематики (религии, медицины, социологии, психологии, права), через системный и диалектический методы. Так, исследование диалектики взаимодействия биоэтики и религиозного сознания позволяет проследить процесс формирования Православной биоэтики в рамках современной прикладной этики. Методы социологического и этико-психологического исследования определяют особый статус хосписа как организации, способа коммуникативного взаимодействия. Теоретическими предпосылками для работы послужили фундаментальные исследования феномена смерти, предпринятые в работах М. Хайдеггера,
B. Янкелевича, Ф. Арьеса, Ф. Хуземана; специальные исследования по проблемам биомедицинской этики, рассматривающие различные способы и пути их решения современных отечественных авторов JI. Коноваловой, А. Гусейнова, Р. Апресяна, И. Силуяновой, зарубежных православных авторов
C. Харакаса и И. Брека; междисциплинарные работы, позволяющие рассматривать биоэтику в аспектах методологии; материалы круглых столов, философских и богословских дискуссий по обозначенным проблемам. Научная новизна исследования заключается в целостном этико-философском анализе проблемы смерти в аспекте современных исследований в биоэтике, на основе которого представлены характеристики и взаимодействия научных и религиозных концепций биоэтики.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в научных публикациях и прошли апробацию на Международной научно-практической конференции «Образование в XXI веке: этика, религиоведение, педагогика» (С.-Петербург-Шуя, 2003), научно-практической конференции «Шереметевские чтения» (Иваново, 2003), научно-практической конференции «Проблема насилия в современном обществе» (Иваново, 2004), Межвузовской научно-практической конференции «Истина и пути ее постижения» (Иваново, 2006), Межвузовской научной конференции «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (II областной фестиваль «Молодая наука -развитию Ивановской области», Иваново-Шуя, 2006), Международном научном симпозиуме «Глобальный культурный кризис Нового времени и русская словесность» памяти А. Тарковского (Шуя, 2006), на заседаниях кафедры философии и культурологи Тульского государственного педагогического университета им. JI. Н. Толстого; одна статья опубликована в рецензируемом ВАК научном журнале «Вестник Тамбовского Университета (Серия: Гуманитарные науки)», а так же ряд статей опубликованы в сборниках научных трудов «В движении к открытому научному пространству: интеграция наук» (Шуя, 2006), «Наука и образование глазами молодых ученых» (Шуя, 20042006).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из двух глав, включающих четыре параграфа, введения, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема смерти в биоэтике и Православной традиции"
Заключение
Настоящее диссертационное исследование было предпринято с целью этико-философского анализа проблем, порождаемых биомедицинской практикой, в частности, выявления специфики постановки и решения проблемы смерти в биоэтике и Православной традиции. В ходе реализации поставленной цели были исследованы социо-культурные предпосылки, формирующие определенное отношение к смерти в рамках современной танатологии (религиозная и научно-ориентированные концепции смерти); проанализированы основные проблемные ситуации, возникающие в связи с бурным развитием биомедицины, особенно те из них, которые непосредственно касаются проблем умирания и смерти, а так же представлена их оценка, отражающая отношение к каждой из них Православной Церкви.
Результатом проделанной научной работы явились следующие основные выводы:
1. В диссертационном исследовании выявлено, что в настоящее время Православная биоэтика оказывает значительное влияние на процесс формирования биоэтического мировоззрения. Анализ позиции Православной Церкви показывает, что она выработала свое отношение ко многим биоэтическим проблемам, относительно которых нет точных указаний ни в Священном Писании, ни в святоотеческом Предании, что определило перспективу внутри-православного диалога в решении некоторых биоэтических проблем.
2. Определено, что выводы современной танатологии о существовании феномена НДЕ, полученные благодаря развитию реанимационной практики, дополняют религиозные концепции о «жизни после смерти» и формируют особое отношение проблеме смерти, которая воспринимается не как одномоментный акт, а как процесс перехода. Данный процесс имеет временную протяженность и состоит из нескольких последующих стадий, или фаз, каждая из которых имеет свои особенности.
3. Мы считаем, что «проблема смерти в биоэтике», определяемая как процесс перехода, имеет ярко выраженное этическое содержание
4. В диссертационном исследовании мы приходим к выводу, что Православная Церковь имеет свое особое представление смерти, она сохранила консервативное отношение ко всем биоэтическим вопросам, которые связаны с умиранием и смертью. Единственным вопросом, не имеющим однозначного отношения среди православных богословов, является вопрос о приемлемости критерия мозговой смерти. Выводы современных исследований психологии терминальных больных совпадают с православным осмыслением умирания и смерти (концепция «смерти как стадии роста»).
5. Определено, что хосписное движение, основанное на христианских идеалах служения и милосердия, выступает единственной альтернативой активной эвтаназии и возможностью для подлинной христианской кончины.
На основании вышеизложенных выводов можно выделить одно из перспективных направлений дальнейшего исследования обозначенных проблем.
Мы предполагаем, что в перспективе будущего исследования необходимо обратиться к внутриконфессиональному (православие, католицизм, протестантизм) диалогу в рамках христианской биоэтики и определить основные подходы и пути решения тех или иных биоэтических проблем и их специфику относительно конкретных вероучительных расхождений.
Список научной литературыНизова, Анна Владимировна, диссертация по теме "Этика"
1. Альмедер Р. Реинкарнация // Жизнь после смерти: сборник / Под ред. П. С. Гуревича. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 230-248.
2. Апресян Р. Г. Идея морали. М.: «Сварог», 1995. - 348 с.
3. Архиепископ Амвросий. Православие и медицина аспекты современной деятельности // Церковь и медицина: взаимодействие в сохранении духовного и физического здоровья человека. Материалы конф. -Иваново: Б. и., 2002. - 36 с.
4. Архиепископ Василий (Кривошеин). Ангелы и бесы в духовной жизни // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1995. -№22.-С. 132-157.
5. Архиепископ Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти // Иеромонах С. Роуз. Душа после смерти. М.: «Лепта-Пресс», 2003. - 458 с.
6. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Григория Паламы. М., 1996.-288 с.
7. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле. М., Саввино-Сторожевский монастырь, «Центр Благо», 2001. - 160 с.
8. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс Академия», 1992. - 528 с.
9. Баев А. «Геном человека»: некоторые этико-правовые проблемы настоящего и будущего // Человек. 1995. - №2. - С. 4-13.
10. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: на краю исследовательской ойкумены? // Этика: новые старые проблемы: К 60-летию А. А. Гусейнова: сб. науч. тр. / Отв. ред. Р. Г. Апресян. М.: Гардарика, 1999.-С. 91-107.
11. Барбур И. Этика в век технологии: Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. - 380 с.-15412. Батай Ж. Внутренний опыт: Пер. с фр. СПб.: АХЮМА: Мифрил, 1997. -334 с.
12. Бахтиарова В. О. Состояние здоровья детей, родившихся в результате экстракорпорального оплодотворения и искусственного осеменения: Дис. .канд. мед. наук. / НЦАГиП РАМН. М., 1993. - С. 123-125.
13. Белорусов С. Психология страха смерти // Альфа и Омега. 1997. -№3(14).-С. 308-324.
14. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и словарем. М.: Российское Библейское Общество, 2001. - 292 с.
16. Биоэтика // Католическая энциклопедия. Т. 1. А-3. М., Издательство Францисканцев, 2002. - С. 589.
17. Биоэтика: принципы, правила, проблемы / РАН, Рос. нац. ком. по биоэтике, Ин-т человека; Отв. ред. и сост. В. Н. Игнатьев. М.: Эдиториал УРСС, 1998.-470 с.
18. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. - №10. - С. 3-25.
19. Бирюкова М. В. Интеграция знаний в биоэтике : Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09. 00. 01. Барнаул, 2004. - 24 с.
20. Бочаров А. С. Очерки современной церковной психологии / А. С. Бочаров, А. В. Чернышев. Решма: Редакция «Свет Православия», 2004.-298 с.
21. Бочаров А. С., Чернышев А. В. О небесном и земном. Актуальные вопросы современной медицины, психологии и философии в свете Православия. М., «Паломншеь», 2001. - 159 с.
22. Булгаков С. Н. Моя болезнь (январь 1926) // Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1991. - 165 с.
23. Булгаков С. Н. Православие. М.: Фолио, 2001. - 472 с.25