автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Проблема смысла жизни в рамках анализа человеческой целеполагающей деятельности

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Первушин, Анатолий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Проблема смысла жизни в рамках анализа человеческой целеполагающей деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема смысла жизни в рамках анализа человеческой целеполагающей деятельности"

москсбсмй ордена ленина и ордена трудового красного 31ыш1

педагопгческй: исшкэткршй университет !шш в.и.леша

Спсциаллиированный олвет К 053.03.Г) 7

На правах рукописи

ПЕРВ71ШЕ Анатолий Васильевич

ПРОБЛЕМ'» емасла ЖИЗНИ В раыш анализа чиюзвтакой шшюдагащей деятельности

Специальность 03.00.01 -диалектический и исторический м&териа-Епзм

А 3 1 О Р-Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени канзгадага философских наук

Моокза 1991

. Работа выполнена в ЛЪсеозскок. ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамена педагогическом государственном университете шеки В .И .Ленина

Научный руководитель доктор философских наук .профессор А.К.РЬЧКОВ

Официальные олсоаектн

доктор фглософскгх наук, профессор K.E.ff.i кандидат философских наук, доцент Н.§.Проценко

Ведущая организация: Московский государственный заочный шздагогачаскь! игатггут.

Занята состоится « 16* <7 р_1991 г.

в чае. ми. на заседании спесиализкроваакогс

совета К 053.01.07 по присуждению ученой степени кандидата-философских наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудо-еого Красного Знамени дедегогичесдом государственном университете имена В.й.Ленина по адресу: г.Москва,проспект Вернадского,д.88,ауд.$ 81С.

С диссертацией монно ознакомиться в библиотеке ШГ7 ям.В.Е.Ленина. Адрес института: 119435, Москва,ул.Малая ПирогоБская,д.1.

Ученый секретарь специализированного совета,кандидат философских наук, доцент

- 1 -

Общая характеристика работу. Актуальность темы исследования.

Существует устоявшееся представление,связктасщза проблему, смысла жисни с поискам: назначения человека,с ответом на вопроси: Зачем жить?,Как жить?,Стоит ли жить вообще? и т.п.. В рзм-.ках данного представления задачей становится полек такого норматива поведения.который бы оправдывая •человеческое существование, зацаьал человеческой жизни направленность,придавал он ей ценность. Основным противоречием,возникающим з реализации данного норматива .становится противоречие между личным и общественным в деятельности человека. Исследования в традиция подобия представлений практически не затрагивают в ходе анализа механизмы а процесс формирования самих сш;слоглзненкчх вопросов. Остается без обоснования и связь понятия смысл жизни с поисками назначения человека.

Для выявления оснований,на которых йазпруются емнелокирненике представления,необходимо проанализировать начальные форш человеческой пелеполагавдей деятельности. На наи взгляд,истоки вопроса о сшсле жизни кроются не столько в конфликте личного и общественного,сколько в процессе человеческой деятельности.порождающей этот конфликт. Процесс человеческого развития включает в себя такие условия и компоненты,уничтожение и подавление которых делает дальнейшее развитие невозможным,превращая тем самым человечеенре существование в проблему.

Поэтому,анализируя проблему смысла жизни,мы считаем необходп-мым рассматривать не столько конфликтные ситуации в человеческой жизнедеятельности,сколько сам характер и процесс этой жизнедеятельности,приводящие личность к смысдояазненным вопросам. Вопрос о смысле жизни Еытекаег из самой человеческой деятельности, порождается ею к единственно в ее процессе кожег находить свое разрешение.

Только конкретно-историческая анализ человеческой деягель-нсстя способен снять мистический покров с Бопроса,неразрешимость и взчность которого являются не столько его атрибутам/ сколько порождением абстрактно-умозрительного подхода его исследователей. '

Состояние исследования темы.

Основания.на которых базаруется анализ проблемы сшсла яизнз в исследованиях советских фйлософовдовольно многообразны. Среда аул южно выделить следующие:

1/ Смысл лизни как поиски или реализация пели жизни /на этих основаниях настаивают такие исследователи как: Стечкпн С.Я., Прокофьев -В.Н.,Егидес П.М. .Сержантов В.Ф. «Согоьонов Ю.В.,Шилов В.Н. .Гумннцкий Г.К.'.Комаров В.К./

2/ Смысл жизпз как поиски назначения человека /Сабиров В.Ш., Алексина Т.А.к Донченко А.П. .Малахов Б.А.,Джиоев О.И.,Буслов К.П., Шердаков В.Н. .Фролов К.Т./ "

3/ Смысл жизни как направленность целей или деятельности личности /Фоменко А.К..Сиренко. М.П..Коган 1.К..Попов Б.Н./ 4/ Смысл г.изни как ценность жизни /Согомонов D.B. .Саратовский Б.Я. .Вострова Т.к./.

Отдельные авторы связыЕаот решение проблемы смысла жизни с от -ветом на вопрос:"Зачем жить?" /Стечкин О.Я./,с поисками идеала /Шевченко В.И./,с мировззренческой ориентацией личности / /Бакштановскяй В.й./.с революционной деятельностью /Иванова Е.Я./, с "творчеством жизни" /Поссе В.А./,с осмыслением и украшением, жизни /Рожков Е./.

Ряд авторов ставят разрешение проблемы смысла жизни в зависимость от раскрытия сущности человека /Оролоь И.Т.,Попов Б.Н./.или Сущности'мира и жизни" /Рубинштейн М.М./..

Первые исследования по проблеме смысла жизни в советской философии появились уге в 20 -е годы. /Работы Поссе В.А.,Рож-кова Н. .Рубинштейна М.М./. Смысл жизни видится автора;.' данных раоот в "творчестве жизни" в соответствии с новыми идеалами, в поисках целей,которые оправдывали бы настоящее и придавали ценность будущему. В научных поисках этого периода нашла свое выражение неудовлетворенность настоящим и желание обрести устойчивость в жизни через приобщение к победившему и официально провозглашенному идеалу. Намечаются тенденции нравственного нигилизма в целеполагггоцей деятельности. Закладывается традиция решения проблеш смысла жизни методами естественных наук,путем классификации и обобщения накопленного материала.

С конца 20 -х и до качала 60 -х гг. проблема смысла жизни исчезает из работ советских философов. Появление ее в 60 -е годы обусловлено Поисками новых идеологем,способствующих манипулированию сознанием масс.-Так,одни авторы видят решение проблемы з том,чтобы направить жизнедеятельность человека в русло "общей направленности развитая социального бытия".другие пытаются придать смыслу жизни личностное содержание,связанное с обретением личного счастья. Тем не менее,и у последних личность оказывалась

в тотальной зависимости от "общих целей". Б целом для 60 -х годов характерно толкование смысла жизни как некоего общественного норматива,который гадает ккзнз отдельного человека цели„придает ей ценность,направляет к служению общественному благу. "Смысл жизни" выступает не -столько как научная проолема,скольку как указания я рекомендации "евшие" о необходимости каждому человеку принимать и реализозывать официально провозглашенные 5 обществе задачи.

- 70-е голь' не дали заветного изменения наметившихся ранге тенденций. Вместе с тем,усилилось внимание к проблеме смысла кязня в атеистической литературе. Характерной особенностью г¿'лотах публикаций стала довольно основательная критика понимания смысла жизни как заданного свыше или навязанного природе извне. Однако,ета критика,проводимая в традициях догматического марксизма, по сути дела, заменяла одни предустановленные человеку

сели другими,предустановленными же целями,одного господина /бога/

- на другого /природа,закон,государство и т.п./,оставляя рабство человека в рамках этих целей и перед зтим господством фактически неизменным.

'Б 80 -е года смысл жизни все чаще начинает связываться с поисками "назначения человека",приводящими,в конечном счете,к той у.е интеграции человеке в систему существующих ебиестзенных отношений с их заранее предустановленными целями.

Таким образом,если в персые годы советской власти в решении вопроса о смысле юзпи подчеркивалась активная роль человека в процессе изменения окружающего мира в соответствии с идеалами 2 целями революции,то в дальнейшем на первый плаз выходят охранительные тенденции,связанные с задачам подчинения образа жиз- -ни индивида потребностям командно-административной системы. Е борьбе с этим подавляющим и нивелирующим личность процессом начинает складываться концепция.подчеркивающая связь вопроса о смысле жизни с миром субъекта. Ко решение проблемы смысла жизни в условиях отчужденных общественных отношений связывается ее представителями с уходов ст мира,с возможностью для человека создавать свой внутренний микромир,чтобы наполнять аизнь напреходящим и отличным от требований официальной морали.смыслом» обрести личностпо значимые ценности.

В целом можно отметить,что в литературе, доепшяенной анализу врпроса о смысле жизни,основное внимание уделяется разрешению противоречия между личным и общественным в процессе- социализация

личности. -Хонкретпо-историческому же анадизу процессов,пороя-

■ дэпдих данное противоречив,выводящее на смислохизнекную проблематику,уделяется недостаточное внимание.

, ■ Е соответствии с этим.основной целью исследования является анализ становления скксложизнешых проблем в процессе складывания сдаслочязненннх ситуаций на ранних этапах человеческой целеродегавшей деятельности и их сеязь с формами индивидуального целеиолагания на современном этапе. Задачи'исследования.

1/.. Выявить связь решения проблемы смысла жизни с целеполагаю-щэё деятельностью человека.

2/. Разработать-основные понятия проблемы исследования. 3/. Логический и критический анализ традиционных представлений о смысле жизни.

4/. Исследовать проблему смысла нязни аод утлом зрения теории

■ отчуждения.

5/. Еыделить типичные формы смыслокизненных ситуаций на прима-ре и в ходе параллельного анализа античного и библейского тисов целеполагавдей деятельности.

Методологической основой работы является концепция деятельности и отчуждения,изложенная К.Марксом з "Зкоьомлко-философских рукописях 1844 г."."Немецкой идеологии","Снятом семействе..." Результаты исследования и кх научная новизна.

■ Деятельностный подход к исследованию проблемы смысла жизни позволил выявить связь понятия "смысл жизни" с процессами мадеятедьяоетной рефлексии цели мзни,

- показано,что традиционные представления о смысле низни имеют в своей основе процесс отчуждения субъекта от деятельности;

- выделены условия и механизмы формирования проблемных смы-слонизнекных ситуаций. Предложен вариант их классификации на основе связи с этапами л типами целеполагавдей деятельности;

- проделан сравнительный анализ емнеложлзненных ситуаций ан-1 тачного и библейского типов целеполагавщей деятельности;

- осуществлена проекция исторических форм емнеложизненных ситуаций на современный уровень исследования емкелокизненных проблем. Зто позволило выявить историческую и типологическую обусловленность этих исследований.

Положения выносимые на задитт.

1. Смысл жлзки есть рефлексия цели жизки в процессе осуществления человеком своей деятельности. ? условиях отчужденных общественных отношений рефлексия цели кнзнп сводится к поискам

человекок своего назначения с тек,чтобы придать своему отчужденному существованию ценность и направленный характер.

2. Сведение "сшсла жизни" к отчужденной фоше рефлексии цел? жизни /к поискам назначения человека/ всегда несет на себе печать отчуждения человека от деятельности,а,будучи провозглашенной в качестве общезначимого норматива,такая фор;/.а становится составной частью идеологии отчуждения.

3. Индивидуальна* целедолагашая деятельность в качестве пер-еой своей фазы выступает как воспроизведение исторических отчужденных форм этой деятельности

4. Развитие человеческой целгиолггаюцей деятельности выступает как процесс становления и разрешения проблеукнх скксложизнен-ных ситуаций.

5. Античный и библейский типы целеполагансей деятельности порождает сходные фор,и стшсложизнеккых ситуаций,обусловливая, однако,различную степень их проблегаюсти и ее разрешения.

Практическая значимость результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве методологических ориентиров в исследовании проблемы смысла жизни, а также в практической педагогике /лекциях,семикаpax и т.п./.

Апробапгя диссеотагаонкого исследования. Результаты работы были изложены в тезисах докладов на XXII всесоюзной научней студенческой конферении.4 /Нсвосибирск-1384/, в выступлениях на методологических се:/л^арах каф.философии '.!Ш7, на Ленинских чтениях /апрель 1SS1 г./,а также в статьях "Скисл жизни как рефлексии дели жизни в условиях отчужденного состояния человеческого общества","Исторические формы смысложизяек-ных ситуаций в античном и библейском типах целеполагакпей деятельности".

. " ССЗОБЗЗЗ СОДЕРЕАВС РАБОТ!'. Диссертация состоит из введения,трех глав и заключения.

В 1-й главе,озаглавленной "К.'/аркс об истории как форме пеле-полагащей деятельности",делаевся попытка представить историческое развитие как форму целеполагаяцей деятельности человека, отчуждающего на первом /"предисторяческом",по-Марксу,/этапе свои суиностные силы и функцию субъекта деятельности,что порождает индивидуальную человеческую чувственность и подготавливает условия для снятия отчуждения на 2-м гтапе. Отчуждая свои сул-ностнке силы,человек создает'царство "чуждых сущностей",позво-л=шдих господствовать над другим человеком с целью удовлетворения своих "сроексрысгных потребностей".

Процесс господства над человеком его отчужденных опредмеченных .сущностных сил и превращение индивидуальной жизни в цель человеческого существования приводят к тому,что человеческая история начинает представать в ее непосредственном созерцании как "какая-то особая личность,которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей". Человек аз субъекта деятельности и развития общества превращается в объект процессов экономического развития,имеющего свои собственные,но еде не познанные законы движения. Так человек начинает творить самого себя как человека своим трудом,но характер его труда,его отчужденной деятельности создает у него представление о своей целепслагаюаей деятельности как о навязываемой ему извне деятельности чуждых ему сил. 'Всякая попытка свободной реализации целеполагавщей деятельности в условиях превращения этой деятельности в господствующую над человеком,вышедшую из-под его контроля.идуяую вразрез с его ожиданиями и сводящую на нет его расчеты,порождает противоречие между целью и результатом,делает практически невозможной свободную реализацию целеполагавщей деятельности, ставит под вопрос саму возможность деятельности,прерывает ее, заставляет человека перейти от деятельности по реализнции цели к рефлексии самой, цела. В этом состоянии рефлексии человек начинает осознавать и даже обосновывать зависимость своей це-леполагающей деятельности от внешних,чуждых и препятствующих ей сил. Он Начинает пытаться угадать цели этих чуждых сил, чтобы занять свое место либо в процессе их самодвижения,либо в борьбе с ними и их "целями".

Поиски смысла жизни в их традиционном понимании и являются, на наш взгляд,процессом такого "угадывания". Несмотря на все их многообразие,ах объединяет одно: представление о том,что цели человеческой жизни отчуждены от человеческой деятельности. Такие поиски смысла 'жизни можно охарактеризовать как отчужденную форму рефлексии цели или форму рефлексии цели жизни со стороны внешних,чуждых /отчужденных/ человеку /а,по-Марксу,отчужденных его собственных/ сил.

Таким образом,отчужденный характер человеческой деятельности заключается и в том,что функшя делеполагания еыяосится за пределы человеческой деятельности /отчуждается от ее действительного носителя/ и обретает отчужденного внечеловеческого "носителя". При переходе от одной формы деятельности к другой /как и в рамках самих форм этой деятельности/ в отчужденном обществе индивид нуждается в "сложных фокусах" рефлексии.

Одним из таких "фокусов" выступает рефлексия цели'жизни,сводящаяся в своей отчужденной форме к поискам человеком своего назначения /предназначения/ в мире земном,чтоОн придать этому миру и своей кизни направленность и ценность в "глазах" вне-человеческого носителя целеполагагаей функши. Человек в поисках смысла жизни выступает как суаестно,отчуждающее от себя своп собственную целеобразуздую функцию а реализуюаее ее как чуждую себе.внечелоЕеческую функцию. Его же собственная функция ограничивается ожиданием "озаренлл" извне или поясками результатов чужой /и е этом смысле знешяей/ целеобразующей и целепола-гающей деятельности. Ксли анализировать психологию такого человека,то можно заметить,что процесс целеобразования нередко сознательно выводятся им из сферы человечески разумного с тем, чтобы не лишиться этого "озарения" или состояния вечных поисков и как некоего высшего дара и как формы ухода от деятельности и действительности. Состояние,вводящее в качестве условия поисков смысла жизни запретность и запредельность для разума аиализа процесса целеобразования,порождает и санкционирует разрыв между целеобразующей и целереалнзувщей функциями в человеческой деятельности. Человек в этом состоянии обрекает себя на постоянное воспроизведете в своем существовании противоречия между целью г результатом,между индивидуальны;/, характером своего целеполйгания и его отчутленной общественной формой. Поиски смысла жизни становятся вечны?® спутниками человека,а смысл жизни - вечно повторяющейся и,в конечном итоге,неразрешимой проблемой.

МарксоЕа концепция снятия самоотчуждения могла бы стать и теоретической основой преодоления отчужденного состояния рефлексии целеполагаютей деятельности,основой для приведения в движение механизма диалектического взаимодействия целеобразующей к целе-реализушей функций в человеческой-деятельности. Ьто не значит, однако,что в ходе такого движения проблема смысла жизни получит свое окончательное и абсолютное разрешение,зто означает лишь, что она станет открытой для сферы разума,будет осознана как порожденная-человеческой деятельностью и не имеющая в прзяципг абсолютно неразрешимых форм своего существования.

2 Глава: "Категорияяьно-концэптуальнь'Ё анализ проблемы смысла жизни".'

Б денной главе в рамках концепции отчуждения анализируются традиционные представления,связывающие проблему смысла жизни с

поискали назначения /предназначения/,цели и ценности человеческого существования. ЗдесБ также вскрывается связь представлений о'смысле #жлзни с-направленностью личности как связь,от-чуждагацая личностное в пользу общественного. Б § а/ "Смысл жизни как назначение /значение/ человеческой жизни" показывается,что поиски смысла жизни как поиски назначения человека или как поиски,долженствующие придать его жизни значение.имеют в своей основе процесс отчуждения человека от деятельности и отчуждение человека от его человеческой сущности. Только вынесение человеческих "сущностных сил" за пределы его целеполагающей деятельности и придание этим силам нечеловеческой природы 'порохнает ситуацию,когда целеобразувдэя функция человеческой. деятельности передается'этим силам,оставляя .человеку лишь возможность заниматься поисками контакта с миром этих сил или ждать озарения "свыше", Эту свою отчужденную целеполз-гагощую деятельность,предстающую как деятельность сил нечелове-, ческих,человек и пытается анализировать,занимаясь поисками своего назначения /предназначения/ в жизни,пли,стремясь отыскать в жйэне ценности,которые придавали бы его жизни значение /в глазах этих высших сил/. При этом главное здесь не столько результаты поисков.сколько то отношение,в которое ставит себя человек самим фактом этих поисков. Отношением этим он ставит -себя в положение объекта этих внешних сил,что ведет к подавлению /или отчуждению/ его функции субъекта целеполагающей деятельности. Уход от деятельности в состояние рефлексии целей высших внешних сил ведет к тому,что человек обрекает себя на вечные поиски замыслов чужой деятельности,не будучи в состоянии реализовать даже эти замыслы. /Что и обусловливает,в частности,неразрешимость традиционных поисков ответа на вопрос о смысле жизни./ Следует заметить,что человек и в таком состоянии способен обрести гармонию с аамим собой /добить.ся равновесия между • своими целями и отчуждающей действительностью/,но эта гармония будет лишь его внутренним,мыслимым состоянием. При малейшей попытке выйги за пределы луха с тем.чтооы привести и материальный мир в соответствие со своей целью,гармония эта чаще всего будет разрушаться,т.к. отчужденное общественное состояние функционирует по законам не зависящим от воли и целей отдельного человека.

Поэтому в отчужденном обществе смысл жизни обретается лишь как внутреннее духовное состояние человека,состояние,исходящее из рефлексии дели "внешних сил"

Ееякая попытка игаестя сгл;слоя?знекнуя ситуации в мир материальной деятельности превращает эту ситуацию в проблемную,а человека в существо .утрачивающее внутреннюю гармонию с самим собой и борщееся вновь за ее обретение путем ухода из материального мира в состояние вечной рефлексии цели или путём борьбы за изменение материального мира в соответствии со своими целями. Если учесть,что е отчужденном обществе развитие идет независимо от целей отдельного индивида,то последний путь часто приводит к разочарованию в жизни,в избранном в лей пути. В § б/ "Смысл жизни как цель жизни" делается вывод,что сведение смысла жизни к понятию и состоянию силой цели,задающей деятельности ее результат,лишает человека его функции рефлексии пели, создавая чаше всего разрыв между уровней индивидуального и официально заданного целеполагания.что превращает человека в объект воздействия со стороны тех,кто устанавливает и задает общезначимую цель жизни. Подмена сшсла жизни процессом, реализации цели лишает человеческую жизнь смысла,вернее,насаждает ей смысл тех,кто отрефлексировал Еводимус пель. В вопросе об отождествлении сшсла жизни с ценностью и направленностью жизни /к в/ "Смысл жизни как ценность и направленность жизни"/ диссертант занимает позицию,сводящуюся к тому,что понятия эти характеризуют такую смысложизненную ситуацию,когда в общественном развитии задается процесс навязывания официальной цели членам общества,которые вынуждены для сохранения своего существования направить деятельность на реализацию официально провозглашенной цели,либо придать внешней их деятельности цели личностную ценность и окраску.

Вопрос о смысле жизни есть не первичный вопрос человеческого существования,а такой итог зтого существования,когорып свидетельствует о его нарастающей проблемкости. В работе делается попытка осмыслить различные варианты это2 проблемно ста:.

1. Рефлексия цели при отсутствии деятельности.

. Этот вариант жизни характерен для представителей любого религиозного тчения,лля большинства мыслителей-теоретиков гуманитарного склада,ведущих нераззвоенный образ жизни,для больных с парализованной способностью! к материальной деятельности и т.д. Еизнь такого человека полностью отождествляется с поисками сшсла жизни. Она полна сшсла э з то же время роспринимэется как бессмысленная в силу того.чтони одна из оа'рефлексированных

целей так и не реализуется /за исключением целей,связанных с самой рефлезсией цели или с ее подавлением/. Сведение цели жизни к рефлексии цели жизни является уделом многих мыслителей, которые.однако,не мсгут существовать вне оощества нуждаясь постоянно в его представителях,которые демонстрировали Оы им деятельную реализацию отрефлексированных голи целей. 2. Деятельность до реализации цели при отсутствии рефлексии этой пели.

Например:' коллектив,общество,государство/и др.объединения людей/ ставят перед своими членами цель,которая не обусловливается их внутренней потребностью. Цель в данном случае человеком не реф-лексируется.хотя и принимается к реализации. При реализации такой цели человек действует по составленным для него предписаниям и снимает с себя ответственность за все свои действия. Цель жизни становится внешним для человека фак -тором. Человек утрачивает способность к целеполагающей деятельности в силу того,что реализуемая цель яе удовлетворяет его потребности ж не отвечает уровню его целеполагания. Сохранение яе это? способности сопровождается и идет за счет формализации процесса реализации поставленной извне цели. В последнем случае способность к целеполагающей деятельности также частично утрачивается в силу ее формализации.

Для человека в данной ситуации проблема смысла жизни сводится в первую очередь,к проблеме свобода целеполагающей деятельности. Поэтому, в решении проблемы смысла жизни упор будет делаться таким человеком на его праве субъективного решения проблемы. Общество,подавляющее в своих членах эту направленность на "субъективизм" .обостряет тем самым для них и проблему смысла жизни. Если общество заставляет своих членов сделать общественные цели субъективно личными,то оно,вторгаясь в индивидуальное развитее человека,порождает противоречие между индивидуальным и общественным развитием человека,которое в проблеме смысла жизни преломляется в противоречие между истинным и ложным,подлинным и мнимым /и т.п./ смыслом жизни.

Частным случаем вышеизложенного варианта жизнедеятельности является 3. Еизнъ деятельная,но лишенная цэла. Такая жизнь ха -растеризует индивида с неразвитой способностью рефлексии цели. Целью жизни такого человека становится сама жизнь,ее процесс. Человек просто живет,не задумываясь над своей жизнью в силу беспрепятственного удовлетворения всех своих физиологических потребностей. Вто теп человека - потребителя,в жизни которого еще нет Еикагих проблем,в том числе и проблемы смысла жизни.

3 Главе: "Историко-типологичеекий анализ смысложкзйешшх

ситуаций в человеческой деятельности. В § 1 данной главы рассматривается вопрос о соотношении йнд5».~ вядуального и общественного смысла жизни /рефлексии дели хизнй/. Вводится принципиальное положение о том,что индивидуальное раз» витие человека есть всегда и его общественное развитие,даже в том случае,кома он игнорирует предписания,требования и ценности наличного для него общества. Человек есть исторически обвеет*- • венное существо,т.е. сущестЕо,разворачивающее в своем индивидуальном развитии исторические типы и формы своей цел.еполагаю -щей деятельности. Поэтому толкование человека как общественного существа.сводящееся к требованию адаптации индивида целям и задачам наличного для него общественного состояния есть не путь реализации общественной сущности человека,а есзго лишь идеологическая форма,санкционирующая процесс отчуждения от че -ловека его субъективно-деятельяостного начала и подчиняющая его господству тех или иных социальных сил. В ? 2 евожгся положение о ток,что человеческое развитие включает в себя изначально воспроизведение исторически существовавших типов целеполагагшей деятельности. Такое воспроизведение, если оно осуществляется сознательно.способно преодолевать и снимать исторические формы зависимости человека от отчуждающих его сущность и субъективное начало общественных отношений,создавая возможность для человека из объекта свсей истории превратиться в ее субъект.

В § 3 рассматриваются исторические типы целеполагаюией деятельности и формы емнеложнзяеякых ситуации. В условиях отчужденных оощестЕеннкх отношений препятствия в реализации свободной индивидуальной деятельности заставляют человека на Еремя отойти от нее,чтобы отрефлексировать цель. Рефлексией цели сопровождается здесь и всякий переход от одной формы деятельности к другой. Этот отход от деятельности и может быть обозначен как' вхождение в емкелотаазенкое.. состояние .задающее смысложизнеягную ситуацию.

Первые фор!,ш емнелогиэненных ситуаций были связаны с типамн •Делеполагающей деятельности,направленными на удовлетворение чисто физиологических материальных потребностей человека. Пбгмы Гомера и библейские книги "Пятикнижия" дают наглядное тому подтверждение.

Сила и насилие,как изначально наиболее действенные способы удовлетворения материальных потребностей,проникая во внутрисб-щикные отношения,ввиду распада родовой обйшш, порождают

ситуацию .делающую достижение материальной цели с их помощью недоступным Есем члени.: обпшяы. Это задает первую смысложизненнуа ситуацию,связанную с выбором средств и методов достижения материального благо'получия. Мы находим ее уже у Гесиода. Будучи выразителем интересов "населения разорившегося от распадения родовой общины",Гесиод противопоставляет силе и насилизв мирный труд,обосновывая его преимущества как способа обретения материального достатка. Путь праведного труда представляется Гесиоду разрешением создавшейся смисложизненной ситуации,ибо он,ка его взгляд,позволяет удовлетворить свои потребности и насильнику и его потенциальной жертве без риска для жизни. Логику своих рассуждений Гесиод подкрепляет внешним авторитетом,санкцией высших сил. Страх перед бога® .который у Гесиода выступает одним из аргументов,своей оборотной стороной имеет подавление субъективно-деятельноствого начала в человеке. Объективно зто способствует отчуждению от человека его функции субъекта деятельности. /Правда,чрезмерность проявления этой функции пока еще нуждается в некотором подавлении ее е интересах развития самого человеке,носителя этой функции,/ .

Б отличие от античного,библейский тип целеполагающей деятельности задает в качестве альтернативы насилию смирение /перед волей божьей,в первую очередь/. И здесь гарантией смирения выступает контроль со стороны "высших сил". Смирение и отдача себя во власть высших вненшЕХ сил задает формы разрешения смысло-жизненной ситуации,в которых достижение материального благополучия ставится в зависимость от води Еяешних сил. Данная смысло-жизненная ситуация порождает проблему божественной справедливости. Б кн. Иова эта проблема разрешается путем полной отдачи человека во власть Бога. Тем самым.рефлексия человеком цели своей жизни сводится к проникновению в тайны произвола высших сил,к поискам назначения жизни,задаваемого этими силами.

Особую разновидность разрешения первой формы смисложизненной ситуации дает Демокрит. В достижении материального благополучия он смешает акцент- из сферы облалазия .-материальными ценностями в область чувственного отношения к облалаемому. Основной упор он делает не на способах обретения благ,а на формировании чувства довольства "имеющимся. Раз "чувственно воспринимаемые тела существуют у словно, т. е. в зависимости от нашего мнения и чяттпгг телесных состояний",то состояние довольства ими можно добиться не только и не столько путем их приобретения,сколько формирование!:, настройкой чувственного аппарата,делающая и позволяющему

считать и наличный уровень материального достатка и удовлетворения самодостаточным.

В.условиях отношений господства и подчинения Демокрит пытается сознать универсальную сист'5)/у,обеспечивающую материальное благополучие и .благосостояние' человеку независимо от его имущественного и социального положения. Действительность,пс-Демократу это неподвластный воле человека мир атомов или сущностей. •Поэтому,чтобы сбрести гармонию с действительностью,человеку "ничего не остается как привести в соответствие с ней свои сели,желания и стремления. Чувственное восприятие человек должен научиться постоянно корректировать изменяющейся действительностью,?.е.наличным на дзнный момент уровнем материального достатка. Счастье человека "не в стадах и не е золоте",а в его душе,т.е. в его способности воспринимать, имеющееся как достаточное. "Благое состояние духа",основанное на гармонии стремлений человека с его действительностью - вот цель жизни.провозглашаемая. Демокритом.

Позиции Демокрита в принципе соответствует позиция библейского Яисуса.сынэ Сирахова,который разрешает соответствующую проблемную сшслояизненнук) ситуацию тем,что,нацеливая человека на любой результат его деятельности как удовлетворяющий его-потребности,просто снимает проблему божественной справедливости путем ликвидации у человека чувства неудовлетворенности и недовольства жизнью,подвластной только Богу.

Вторая форма смысложизненкой ситуации связана с именем Сократа. В целеполагающей деятельности Сократ акцентирует внимание не столько на обладаний материальными ценностями л благами,сколько на том - освобождает или закрепощает человека обладание ими. Для Сократа важно вести такой образ жизни,который бы делал хорошую жизнь человека.полностью зависимой от него самого,от его индивидуальной деятельности. Если целью жизни для Демокрита было достижение благосостояния путем ограничения стремления к обладанию материальными благами,т.е.путем ограничения мате-, риальных потребностей человека,то Сократ такое ограничение делает уже средством освобождения своих стремлений от гнета материальных потребностей,' средством переноса цели за пределы материального благосостояния,средством приближения к абсолютному,божественному знанию. Побочным результатом реализации такой уже внематериальной цели жизни становятся у Сократа моральное самосовершенствования.

Нринскн кязпи Сократа,ставящей человека над обстоятельствами, "Естуиает в противоречие с идущими в обществе процессами отчуждения от человека его человеческой сущности,отчуждения в целеполагающей деятельности человека его функции субъекта этой деятельности. Это противоречие превращает саму жизнь Сократа в проблему е условиях отчужденных общественных отношений,а его смысложззненную ситуацию - б проблемную.

Сохраняя., за собой право и функцию субъекта целеполагающей деятельности,Сократ вступает г противоборство с процессом общест-венно'го развития,что,по сути,сводит всю его деятельность к рефлексии цели жизни.

Сохранение для Сократа индивидуальной рефлексии цели жизни связано со страданием,г.е. с претерпеванием личностью отчуждакаего . давления со стороны общества. Таким образом,задается исторический прецедент.состоящий в том,что в условиях отчужденного общественного состояния лишь страдающая личность способна не утратить смысл жизни,т.е. сохранить себя в качестве субъекта личносгно значимой и рефлексируемой целеполагающей деятельности. •Нзль жизни Сократа состоит в том,чтобы ограничить материальные стремления для создания условий неограниченного духовного развития человека.которое способно,в конечном итоге,решить и проблемы материального благосостояния.

В Библии прослеживается тенденция ограничить материальные стремления человека лишь для того.чтобы на базе этого слабого и ограниченного"челоЕека тела" культивировать его антипод -- всесильного и неограниченного абсолютно ничем и никем Бога. Человек,отказавшийся от своего материального олагополучия и своих материальных стремлений оказывается в рабстве у своего собственного,отчужденного от него.духа в лице посредников г представителей етого духа.

Различие целей обусловливает и различие проблекностп смыслоказненных ситуапгй. Проблемой Сократа была борьба между личным и общественным нормативами в целеполагающей деятельности. Сохранив личную рефлексию цели жизни,Сократ сохранил и смысл своей жизэт, Проблемой человека,исповедующего принципы Библии,становится борьба между присущим ему от рождения правом и функцией субъекта цела полагагще Я деятельности и отрицанием за нал атого права в лице а со стороны йога. Сохранение смысла жизни связано здесь с отказом от личной воли и деятельности.Однако условием такого сохранения становится непременное проявление и соблюдение

в человеческой лизни прилгана божественной справедливости.

В целом можно выделить две исторические формы смксложизнен-ных ситуаций:

1. Связана с выбором методов и средств достижения материального благополучия.

Разрешение проблемности этого типе ситуации ведет:

либо к утопическим попыткам создать справедливое сообщество равных тружеников в услодиях становления социально-классовых отношений /Гесиод/;

- либо к подавлению физиологических стремлений к обладанию материальными ценностями путем активизации разумного начала в целеполагающей деятельности человека /Декокрит/;

- либо к перенесению центра тяжести в достижении материального благополучия из области человеческой в сферу сверхчеловеческой деятельности /"Пятикнижие"/.

2. Связана со сиеной цели жизни и переходом к коеой стадии з целеполагающей деятельности.

Разрешение проблемности этого типа ситуации ведет:

- либо к попыткам человека сохранить свою сущность и функцию субъекта деятельности в условиях,отчуждавших эту сущность и функцию,общественных отношений путем ухода от отчуждающего влияния обшестЕа в создаваемую разумом особую,субъективно значимую микросреду существования,противостоящую ходу общественного развития /Сократ/;

- либо к отчуждению человеком своей сущности и субъективного начала вместе с передачей носителю этого отчужденного начала

и ответственности за человеческое существование /Ков-Екклезиаст--Новый Завет/;

- либо к раздвоению существования человека в саду непоследовательности в проведении акта сачоотчуждекия /религиозная практика/. Если в подтверждение тезиса о том,что в своем индивидуальном развитии человек изначально воспроизводит исторические типы целеполагающей деятельности и форлы смысложизненных ситуаций, обратиться к современным исследованиям проблемы смысла жизни,

то следует заметить,что:

- все исследования,связывающие смысл жизни со стремлением к обретению человеком счастья,как результата удовлетворения его потребностей путем добросовестного труда или участия в созидательной деятельности на благо общества,связаны с проблемностью исторически первой,-из выделенных наш,- формы смысложизненной ситуация;

~ с позицией Демокрита б целеиодагаицей деятельности связаны все попытки перенести центр тязеоти из сферы обладания ценностями жизни в область формирования чувственного отношения к обладаемому;

- второй исторической форме смыслояпзненной ситуации соответствуют все стремления решить проблему смысла лизни путем ухода от существенного воздействия в свой микромир,путем создания мкро среды обитания с отличнчми от обшественных ценностями жизни;а текг.е все попытки Евести для обретения смысла жизни надличностного носителе или "верховного судью и покровителя" человеческой целеполагахадей деятельности. Б Заключении подчеркивается,что в диссертации проведен анализ 1 лишь начальных форм смысложизнеаных ситуаций и связанной с их развитием проблемности. Античный тип целеполагающей деятельности представлен именами Демокрита и Сократа /Платона/ ввиду того, что они представляют наиболее полно и последовательно исследуемую нами проблематику. По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. "Категорнаяь ный анализ понятая "смысл жизни".// Сб.докладов

XXII всесоюзной научной студенческой конференции "Студент 'и научно-технический прогресс",Новосибирск,1984 г.

2. "Смысл жизни как рефлексия цели жизни в условиях, отчужден-

ного состояния человеческого общества.// .'ЛГУ им.Б.X..Тенина. -М.- 1931..Рук.деп.г КНИОН АН СССР, £ 45456 от 18.10.1951 г.

3. "Исторические формы смнслохлзненшх ситуаций в античном к

библейском типах целеполагающей деятельности.// '.ИГУ к?/. В.И.Ленина.- М. ,1991. ,Туа.леи.е ШПОН АН СССР, Л 45457 от 18.10.1991 г.