автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Юдина, Вера Ивановна
  • Ученая cтепень:
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии"

. — Г1 -] На правах рукописи

'10 V.)

ЮДИНА Вера Ивановна

ПРОБЛЕМА "ВОСТОК - ЗАПАД" В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ (на материале исследований художественной культуры XIX -первой половины XX вв.)

17.00.08 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 1995

На правах рукописи

ЮДИНА Вера Ивановна

ПРОБЛЕМА "ВОСТОК - ЗАПАД" В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ (на материале исследований художественной культуры XIX -первой половины XX вв.)

17.00.08 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 1995

Работа выполнена на кафедре художественной культуры Российского государственного педагогического университета ии. А.И.Герцена.

Научный руководитель - доктор искусствоведения,

профессор Л.М.Мосолова

Официальные оппоненты: - доктор философских наук,

профессор Э.П.Юровская кандидат искусствоведения, доцент Г.К.Щедрина

Ведущая организация - С.-Петербургская государственная

Академия культуры

Защита состоится 28 ноября 1995 года в 15 часов на заседании Диссертационного Совета К 113.05.02 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена (191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус б, ауд. 42).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан октября 1995 года.

Л *

Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат искусствоведения ^ У Дробышева М.Н.

КГЭ.Зак.153.Тир.110. 19.10.95

Диссертация представляет собой исследование становления и развития культурологической проблемы "Восток - Запад" в русской науке об искусстве XIX - первой половины XX вв.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема "Восток - Запад" является одной из наиболее дискуссионных проблем XX века. Несмотря"на достаточно длительную историю своего существования, она до сих пор привлекает пристальное внимание ученых. Нынешний этап характеризуется ее распространением из области научно-теоретического исследования в различные сферы практики - политическую, экономическую, духовную, художественную и др. В свою очередь, новые процессы развития культуры стимулируют дальнейшую научную разработку проблемы "Восток - Запад" .

В современных культурологических исследованиях сложивсаяся ситуация характеризуется эпитетами "глобализация", "интернационализация", "общепланетарное мышление", что на первый взгляд как бы "снимает" вопрос "Восток - Запад" с повестки дня и выдвигает на его место концепцию единого культурного пространства. Однако теория современного поликультурного общества не только не отринула проблему "Восток - Запад", а, напротив, выявила в ней те аспекты, которые заставили зазвучать ее по-новому и определили отличительные особенности нынешнего этапа ее развития. Пример тому - сочетание разнонаправленных, но взаимодополняющих векторов современной культуры, тенденций объединительных, в частности, в сфере коммуникации, научных технологий, и дифференцирующих, к числу которых следует отнести, например, идею "два Запада".

Многообразие позиций по данному вопросу в научной и кассовой печати говорит о дискуссионно-публицистическом характере современного этапа исследования проблемы "Восток - Запад". В таких условиях возникает необходимость определить, в чем состоит ее научный смысл.

Несмотря на многостороннее и пристальное внимание современной науки к проблеме "Восток - Запад", ее историографический аспект остается еще недостаточно исследованной областью культурологии. Вместе с тем, он позволяет проанализировать предпосылки современного состояния данного вопроса, выявить истоки нынешней множественности позиций в его разработке и, в целом, проследить пути становления культурологической проблемы "Восток - Запад".

В различных областях - общественно-исторической, философской, филологической, искусствоведческой - накоплен многочисленный и разнообразный с фактической, исторической, теоретической точек зрения материал по проблеме "Восток - Запад". Его культурологическое исследование выявляет различные методологические подходы в ее осмыслении, определяет характер и степень их научной продуктивности.

ОБЪЕКТОМ диссертационного исследования стала русская наука об искусстве XIX - первой половины XX вв.

ПРЕДМЕТ исследования - взаимодействие Востока и Запада как культурологическая идея, разрабатывающаяся в исследованиях художественной культуры данного периода.

ЦЕЛЬ работы заключается в том, чтобы на основе историографи-| ческого анализа отечественных исследований памятников искусства I и художественной культуры XIX - первой половины XX вв. создать целостное представление о движении культурологической мысли в изучении взаимодействия восточных и западных традиций в художественных процессах и выявить историко-культурные предпосылки современного осмысления проблемы "Восток - Запад".

В связи с этим определяются ЗАДАЧИ исследования:

- выявить имманентную развитию русской культуры проблему "Восток - Запад" в искусствоведческих концепциях XIX - первой половины XX вв.;

- выделить основные этапы ее разработки в исследованиях художественной культуры;

- установить специфический характер смысловой модификации этой проблемы;

- проследить обусловленность основных вариантов рассматриваемой проблемы социокультурным контекстом;

- определить методологические подходы в ее исследовании, важные как в искусствоведческом, так и в культурологическом аспектах ;

- показать значение наиболее крупных исследований в этой области, предпринятых русскими учеными указанного периода;

- выявить в историко-теоретическом наследии проблемы "Восток - Запад" подходы, актуализируемые сегодня.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Историография проблемы "Восток - Запад" имеет в России давнюю традицию, так как сама проблема формировалась в полемике различных позиций. Яркий пример тому - работа Н.Страхова 1850 г. "Борьба с Западом в нашей литературе (исторические и критические очерки)".

В целом же работы историографического характера по данной проблеме можно классифицировать по отдельным научным сферам: проблема "Восток - Запад" в истории философии, общественно-политической мысли, востоковедении, искусствознании и др.

Следует отметить, что к данному вопросу обращались практически все русские мыслители XIX - первой половины XX вв. - от П.Я.Чаадаева до евразийцев. Поэтому среди имеющихся работ, посвященных историографии проблемы "Восток - Запад" в отечественной науке, основное место занимают исследования русской философской и общественно-политической мысли. В диссертации в качестве отправных выделены работы Н.Бердяева, В.Зеньковского, кн. Е.Трубецкого, Н.Сетницкого, А.Лосева, В.Сербиненко, Е.Раш-ковского, В.Хороса и др.

В определении многостороннего характера культурологической проблематики соотношения Востока и Запада исходными послужили концепции Н.Рериха, В.Чалояна, Л.Гумилева, Г.Гачева и др.

В сфере художественной культуры проблема "Восток - Запад" заявила о себе в полную силу в работе Н.И.Конрада "Запад и Восток" . С той поры появилось множество посвященных данной теме публикаций, в которых получили дальнейшее развитие его идеи и методологические принципы. Сложилась целая "конрадовская" традиция в исследовании проблемы "Восток - Запад". Она представлена работами В.Жирмунского, И.Брагинского, Т.Григорьевой, Е.Завадской, Л.Ремпеля, М.Петрова, Н.Шахназаровой и др.

Различные уровни исследования данного вопроса - "персональный" (в творчестве отдельного художника), типологический, методологический - затрагивают Л.Аннинский, Д.Белкин, Л.Кессель, Н.Коган, Ю.Лотман и др.

Отдельные аспекты истории отечественной науки об искусстве, важные с точки зрения анализа культурологической проблематики соотношения Востока и Запада, представлены в исследованиях М.Алпатова, Б.Пиотровского, И.Орбели, В.Лазарева, Г.Вагнера, Г.Вздорнова, Г.Стернина, Д.Сарабьянова и др.

В ряде публикаций, в частности, в работах А.Лелекова, М.Кагана, Е.Хилтухиной, Л.Мосоловой, Е-Челышева, выделяются методологические аспекты исследования проблемы "Восток - Запад" в художественной культуре в целом.

Однако в современной научной литературе отсутствуют специальные работы, в которых бы рассматривалась трансформация проблемы "Восток - Запад" применительно к исследованиям художественной культуры. Непосредственное отношение к данной проблематике в историографическом аспекте имеет работа Л.И.Ремпеля "Искусство Руси и Восток как. историко-культурная и художественная проблема" .

Анализ литературы показывает, что становление культурологической идеи соотношения Востока и Запада еще не стало темой отдельного научного исследования. В этом плане русское искусствознание XIX - первой половины XX вв. может служить материалом и основой для изучения данного вопроса.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертации:

- впервые осуществлена попытка систематизации взглядов отечественных ученых по проблеме соотношения художественных культур Востока и Запада;

- выявлено поэтапное становление культурологической проблематики востоко-западных связей в исследованиях по истории искусства и художественной культуры в целом;

- выделены два основных варианта проблемы "Восток - Запад" в отечественном искусствознании и культурологии XIX - первой половины XX вв. - локальный и глобальный - и прослежена их обусловленность социокультурным контекстом;

- показано значение отечественной науки в разработке данной идеи;

- определены основные методологические подходы исследования проблемы "Восток - Запад", и причины ее актуализации.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации заключается в том, что отдельные ее положения и выводы могут быть использованы при междисциплинарном исследовании проблемы "Восток - Запад" , а так же для развития идеи о многоотраслевом пути становления российской культурологии. Вместе с тем, осознание выявленных традиций отечественной культурологии может помочь в

разработке стратегии развития художественной культуры России как-особого синтетического типа культуры, и, в определенной мере, в формировании современного самосознания россиян.

Представленный в работе материал может быть применен при чтении соответствующих разделов курса художественной культуры, истории искусствознания и отечественной культурологии и, кроме того, в подготовке региональных учебных программ по культурологии для вузов И 13КОЛ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Задача комплексного анализа историографии проблемы "Восток - Запад" и характер "первоисточников" - из области искусствознания, культурологии, философии, литературоведения, мифологии, фольклористики - обусловили обращение к различным методам, как специальным , так и общенаучным.

Анализ проблемы "Восток - Запад" с точки зрения системного подхода позволил представить ее в совокупности отдельных исторических и синхронических вариантов, исследовать ее семантическую трансформацию, особенности содержания, место, роль отдельных модификаций проблемы в их социокультурной обусловленности и преемственном развитии.

При исследовании частнонаучного аспекта проблемы взаимодействия искусства Востока и Запада использован формально-стилистический метод. Анализ процесса развития проблемы в рассматриваемый исторический период в целом и на отдельных его этапах вызвал обращение к сравнительно-историческому методу.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация объемом //¿2- машинописных страниц состоит из введения , двух глав, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор данной темы для научного исследования, показывается ее актуальность, для чего анализируются некоторые современные направления и тенденции в разработке проблемы "Восток - Запад". Здесь же охарактеризована степень научной исследованности проблемы, сформулированы цель и задачи диссертации, определены методы изучения

вопроса, новизна, а также теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава диссертации "Идея национальной самобытности русской художественной культуры как семантический узел проблемы "Восток - Запад" в отечественном искусствознании XIX - начала XX вв." посвящена становлению и развитию культурологической проблематики востоко-западных связей в русской науке об искусстве прошлого - начала нынешнего века. Это потребовало:

- учета социокультурного контекста, тех явлений художественной практики, которые обусловили постановку проблемы "Восток - Запад" в русской науке (параграф 1 "Становление востоко-западной проблематики в исследованиях русской художественной культуры");

- обращения к собственно искусствоведческому анализу восто-ко-западных связей, что прослеживается в историческом, формально-стилистическом планах (параграф 2 "История русского искусства как история взаимодействия культур Востока и Запада. Основные этапы, тенденции, стилевые особенности");

- выявления на этой основе тех культурологических аспектов проблемы "Восток - Запад", которые представлены в исследованиях историков искусства, художественных критиков этого периода (параграф 3 "Культурологические аспекты проблемы "Восток - Запад" в исследованиях искусства").

В первой главе диссертации процесс становления и развития культурологической проблемы "Восток - Запад" в недрах отечественной науки об искусстве XIX - начала XX вв. прослеживается в корреляции с ведущики тенденциями общественной нысли этого времени .

Самоопределение русской куль-гуры стало центральным вопросом, волновавшим общественность и требовавшим научного анализа. В поисках ответа на него русская философия XIX века выявила куль-турогенный характер связи России с Востоком и Западом, представила обобщенный уровень осмысления дихотомии "Восток - Запад" с точки зрения ее значимости для русской культуры. Своеобразие исследования этого вопроса в искусствознании заключалось в том, что он прослеживался на уровне конкретного артефакта. Произведения русского искусства представляют собой реальные "свидетельства" востоко-эападного синтеза. Поэтому в исследовании со-

держательных и стилистических особенностей отдельных художественных- памятников , - в -воссоздании-исторической - картины развития--------------

русского искусства в целом, в противостоянии различных художественно-эстетических ориентации отечественная наука об искусстве не могла не обнаружить проблемный характер идеи "Восток - Запад" .

Наряду с этим, в искусствоведческом анализе конкретного художественного памятника выявляется поистине культуротворческое . значение взаимодействия восточных и западных художественных традиций. Это свидетельствует об осмыслении культурологической проблематики соотношения Востока и Запада в недрах искусствознания XIX - начала XX вв.

В первом параграфе первой главы рассматриваются те явления художественной жизни России XIX века, которые обусловили становление востоко-западной проблематики в отечественном искусствознании и художественной критике данного периода.

Первая половина XIX века стала периодом формирования русской художественной школы, обретения ею национального статуса в ряду других европейских школ, имевших к тому времени достаточно длительную историю. Такие области практики, как система художественного и музыкального образования, театральной и выставочной деятельности, определили полемический характер обсуждения вопроса о соотношении культур России и Европы в художественной критике (статьи В.Стасова). Осознание соответствия собственной культуры европейскому (что воспринималось равнозначным цивилизованному) уровню во многом показательно для этапа становления национальной художественной школы, для определения ее самоценности. Это было связано с проблемой "Восток - Запад", так как и российской общественности, и отечественной науке предстояло ответить на вопросы - является ли Россия европейским государством или представляет собой Восток, лишь "повернувшийся" к Западу?

Появившиеся в это время в России работы западных исследователей (в частности, Виолле ле Дюка) зачастую уподобляли русское искусство восточному. Это стимулировало исследование искусства Востока в его связях с Русью . Публикации работ Н.Васильева, П.Успенского, Н.Симакова по культуре и искусству Востока стали подлинным открытием для русского читателя, но не могли карди-

нально изменить господствовавшего в обществе мнения о нем как о чуждом мире экзотики и варварства, противоположном в своей основе русской традиции.

"Европоцентризм" русской культуры XIX века обусловил выдвижение на первый план идеи "Россия и Европа" и наложил свой отпечаток на понимание значения восточной культуры для нее. Художественная публицистика запечатлела господствовавшие в это время настроения: ориентацию общественного мнения на Запад и отс-траненно-ознакомительное отношение к Востоку.

Первые попытки определить специфику русского искусства через соотношение в нем восточных и западных элементов предприняла историко-археологическая наука: две ее основные концепции - теория заимствования и теория национальной самобытности - отразили основные точки зрения на проблему культурного взаимодействия России с Востоком и Западом. В сущности, эта тема стала сквозной для русского искусствознания XIX века. Исторические и теоретические аспекты ее изучения анализируются во втором параграфе первой главы диссертации.

При всем различии акцентов трактовки русского искусства, которые представлены в работах Ф.Буслаева, В.Стасова, Н.Кондакова, Н.Лихачева, Д.Айналова и других ученых, следует отметить те общие позиции, которые важны с точки зрения исследуемой проблемы. Это:

- единая сфера научных интересов, локализованная проблемами специфичности художественной культуры России;

- исследование русского искусства в контексте межкультурных, прежде всего востоко-эападных, связей и проистекающее отсюда использование сравнительных методов анализа.

В их работах история русского искусства предстает как процесс перманентно перекрещивающихся взаимодействий культур Востока и Запада, а его своеобразие определяется через соотношение в нем западного и восточного компонента в конкретные периоды истории культуры России.

Роль смыслового ядра, которую выполняет дихотомия "Восток -Запад", позволяет систематизировать отдельные положения, которые, не получив еще самостоятельной разработки, наметились в отечественном искусствознании. Например, основные этапы истории

русского искусства, характерные тенденции, стилистические особенности. Выявляются те аспекты и стороны искусствоведческого

анализа, "~где-- проблема --"Восток----- - Запад"- проступает, наиболее

рельефно. В частности, такой сферой стала художественная форма, стилистика, на исследование которой искусствоведение этого периода направило свое основное внимание. Следует также отметить культурологическое значение типологии древнерусского искусства с точки зрения востоко-эападного взаимодействия в работах Ф.Буслаева, Н.Кондакова и других ученых.

В отечественном искусствознании XIX - начала XX вв. выявляются различные варианты трактовки проблемы "Восток - Запад" . Наряду с узловым вопросом о связи и взаимодействии Востока и Запада как специфической детерминанты культуры России, в исследовании искусства в общеисторическом контексте акцентируются такие модификации основной проблемы, как "Россия - Восток", "Россия - Запад", "Россия и славянский мир". Их семантика определяется историко-культурными параметрами.

Так, в анализе курганных древностей античного периода на юге России и славянских в центральных районах и Сибири ученые отмечают равное значение и восточных, и западных праобразов.

Для формирующегося церковного искусства особенно важен вопрос о связи и преемственности с Востоком, прежде всего христианским. Однако проблема культуры Востока во всей полноте слагающих ее компонентов для русского искусствознания, как и в целом для общественной и гуманитарной науки этого времени, еще не получила самостоятельного звучания, а входила составной частью в анализ специфических особенностей русского искусства. Так, Восток нехристианский понимался как некое множество формально отличных, несвязанных друг с другом культур, элементы которых сохраняют свою "особость" в русской культуре и в связи с этим равнозначны для нее.

Постепенная смена культурных парадигм, переориентация русского общества на Запад вылилась в актуальную для XIX в. оппозицию "Россия и Европа". Это определило остро полемический характер художественной критики XIX века.

Кроме того, самостоятельное значение обрел вопрос о роли местного, славянского элемента в культуре России в его связях с

Западом и Востоком. Славянская основа русской культуры несет в себе такой симбиоз культурных течений, который позволяет и ее рассматривать в русле востоко-западных связей. Думается, что это может служить еще одним подтверждением "центральности" проблемы "Восток - Запад" для отечественной науки прошлого начала нынешнего вв.

Одним из оснований исторически обусловленного выделения отмеченных выше вариантов проблемы "Восток - Запад" явились ду- . ховно-мировоззренческие особенности, религиозно-конфессиональные и ментальные константы в культурах Востока, Запада, России. Не являясь объектом собственно искусствоведческого исследования, этот вопрос самостоятельной разработки в то время еще не получил. Однако его отдельные аспекты представлены в трудах Ф.Буслаева, Н.Кондакова, Н.Лихачева. Наиболее полно духовные основы русского церковного искусства рассмотрел кн. Е.Трубецкой в трех очерках о русской иконе, но не с позиции противопоставления менталитету иной культуры - западной или восточной, а с точки зрения типологической характеристики.

Не только социальный контекст, но и духовно-мировоззренческие особенности позволяют проанализировать историю художественной культуры на основе связей Востока и Запада. Это свидетельствует о том, что во второй половине XIX - начале XX вв. на базе искусствоведческого исследования проблема "Восток - Запад" развивается в направлении собственно культурологического осмысления .

В третьем параграфе первой главы выявляются культурологические аспекты проблемы "Восток - Запад" в работах историков искусства XIX - начала XX вв.

На данной стадии научного развития оппозиция "Восток - Запад" как отдельная, самостоятельная область исследования еще не существовала. Вместе с тем, роль смыслового ядра, которую она играла в науке прошлого века, не могла не сказаться на ее собственной разработке: уже в таком качестве можно выделить некоторые аспекты, свидетельствующие о ней как о зарождающейся особой научной проблеме. Ее культурологическая значимость в отечественной науке об искусстве заключалась в выходе из прикладного, искусствоведческого "лона" на уровень методологического обобщения основных проблей русской художественной культуры.

В искусствознании XIX - начала XX вв. центральное место занимало направление, сферу научных интересов которого составило

"изучение"русского искусстваг Исследуемая-им проблематика-нахо------

дилась в русле основных исканий отечественной науки этого времени - философии, филологии, историографии, которые были связаны с попытками определения национального своеобразия культуры России. Отечественная художественная культура анализировалась в широком контексте - как пространственном, так и временном. Вопрос о значении различных влияний в становлении русского искусства как самобытного явления мировой культуры находился в центре внимания исследователей, а воздействие Востока и Запада на него выявлялось как важнейшая его характеристическая особенность. Отсюда дихотомию "Восток - Запад" можно рассматривать как методологическую основу постановки и разрешения совокупности проблем русской художественной культуры.

Концентрация внимания ученых на внутрироссийской проблематике дает основание выделить локальный вариант в осмыслении проблемы "Восток - Запад". В данном разделе диссертации отмечены те его аспекты, которые выявляются в исследованиях искусства XIX -начала XX вв.: стилистический и тематический, диахронический и синхронический.

В заключении параграфа предпринята попытка установить качественные характеристики русского искусства, которые определяются на основе анализа востоко-западной проблематики в отечественном искусствознании, в особенности, его симбиотичность, проистекающая из особого геопространственного и культуротворческо-го статуса России. Ее суть заключается не просто в сосуществовании двух начал - восточного и западного, а в рождении на этой основе своеобразного, многокомпонентного, синтетически-синкретического "организма" - русской культуры.

В целом, следует отметить, что поставленные в отечественной науке об искусстве второй половины XIX - начала XX вв. вопросы исторического, теоретического характера - такие, как происхождение русского искусства, его истоки, основные этапы развития, качественные характеристики, специфические особенности, вопросы содержания и формы, и др. - разрабатывались с точки зрения вое-

токо-западного взаимодействия. Это позволяет раскрыть значение проблемы "Восток - Запад" не только для искусствознания, но и -шире - ее значимость как смыслового узла, "квинтэссенции" всей проблематики русской художественной культуры.

Идея востоко-западной детерминации русского искусства продолжает развиваться и в советском искусствознании первой половины XX века. Вместе с тем, как проблема культуры, она не могла не отразить новые тенденции общественной жизни и соответствующие им векторы культурной политики. Наряду с традиционными, в советской науке выдвигаются новые варианты осмысления проблемы "Восток - Запад".

XX век выявил дихотомию "Восток - Запад" как. особую культурологическую проблему, которая аккумулировала научные поиски ученых различных стран. Отечественная наука первой половины XX века дала свои решения проблемы востоко-западных взаимосвязей. Некоторые из них рассматриваются во второй главе диссертации "Традиции и новации в постановке проблемы "Восток -Запад" в XX веке".

Здесь, с одной стороны, анализируется традиционная линия разработки проблемы "Восток - Запад" в ее локальном варианте в работах советских искусствоведов (параграф 1 "Восточные и западные ориентиры в социокультурной практике 20 - 40-х годов и их отражение в советском искусствознании"). Наряду с этим, основное внимание уделено тем культурологическим концепциям, в которых искусство выступает как материал для исследования глобальных аспектов взаимоотношения культур Востока и Запада (параграф 2 "Типологический характер исследования проблемы "Восток - Запад" в советской науке 20 - 60-х гг.").

Преемственность с дореволюционной наукой прослеживается в работах 20 - 40-х гг., посвященных русскому искусству: ее основу составляет востоко-западная детерминация его характерных особенностей. Эта линия представлена исследованиями старшего поколения искусствоведов, которые работали и в советской России, и за рубежом - Н.Кондакова, Д.Айналова, И.Грабаря, а затем Н.Некрасова, М.Алпатова, Н.Брунова, Н.Воронина и др.

Вместе с тем, революционные тенденции социальной действительности, основные направления культурной политики тоталитар-

ного государства, в которой воплотилась новая идеология интер- национального. и__национального, обусловили модификации проблемы "Восток - Запад" на следующем этапе своего развития. В первом параграфе второй главы диссертации выделяются эне'лние и внутренние аспекты проблемы "Восток - Запад", важные для художественной практики и теории этого времени.

Знешние выразились в трансформации характерной для дореволюционной науки западной ориентации художественной жизни России XIX в. в противостояние России и возглавляемого ею Востока Западу. Но, в отличии от XIX в., новые реалии внесли сюда свои коррективы: это противостояние приобрело теперь прежде всего -идеологический характер. В самом общем плане идеологическая детерминанта как одна из культурсоставляющих основ советской эпохи определила модификацию проблемы "Восток - Запад" в межгосударственном, мировом масштабе в проблему "социализм - капитализм". Внешняя расстановка сил складывалась следующим образом: традиционному в культурологическом смысле миру Запада противостоял новый Восток - конгломерат культур, объединенных марксистским мировоззрением.

Внутри страны происходили такие процессы, культурный смысл которых можно уподобить союзной дифференциации на Запад и Восток. В роли первого выступала Россия, точнее, ее европейская часть, а также Белорусия и Украина. (Прибалтика всегда принадлежала к западному культурному кругу, да и в довоенное время она находилась на положении иногосударственного образования). В роли второго - все остальные регионы. Сложилась следующая ситуация. Культурная политика правительства была направлена на Восток, а ориентиром для нее служил столичный центр: его семантическое значение в конечном счете было связано с Западом как областью наиболее полной реализации культурных достижений. Таким образом, проблема "Восток - Запад" внутри страны отразила дилемму "столица - провинция".

В целом, политические, идеологические, социальные аспекты способствовали расширению смыслового диапазона культурологической проблемы "Восток - Запад". Это нашло отражение в художественной периодике 20 - 40-х гг., а также повлияло на развитие традиционного подхода к определению специфики русского искусс-

тва через его "включенность" в востоко-западные взаимосвязи (работы М.Алпатова, H.Коваленской, А.Некрасова и др.).

В частности, идея национального своеобразия , представляющая смысловой центр всех культурологических изысканий отечественной науки XIX века, трансформировалась: она рассматривалась не только, а точнее, не столько по отношению к русской культуре, сколько к культуре народов СССР. Вопрос о национальном своеобразии рассматривался подчас только применительно к народному искусству, чему в определенной степени могла способствовать ле-'нинская теория двух культур. В 20 - 30-е годы развивается краеведение, появляются работы по народному творчеству, в том числе народным промыслам, отдельным художественным школам. При этом все отчетливее заявляет о себе тенденция уподобления русского искусства советскому.

В отдельных исследованиях 30 - 40-х гг. представлена типология востоко-западной детерминации русского искусства ( работы А.Федорова-Давыдова, Б.Михайловского и Б.Пуришева). Однако типологический подход оказался более развит не столько в области искусствознания, сколько культурологии, которая, обращаясь к искусству Востока и Запада, дала различные варианты исследования проблемы их взаимодействия.

Во втором параграфе второй главы анализируются и сопоставляются два подхода в исследовании проблемы "Восток - Запад", представленные культурологическими концепциями Н.Марра и Н.Конрада.

Трагическая судьба лингвистического учения Н.Марра, вероятно, предопределила отсутствие какого-либо научного интереса к культурологической концепции школы, которую он возглавлял. Это представляется неправомерным, особенно если учесть, что отдельные его взгляды на историю культуры разделяли такие корифеи отечественной науки, как В.Абаев, О.Фрейденберг, И.Франк-Каме-нецкий и другие ученые - филологи, культурологи, востоковеды.

В исследовании проблемы "Восток - Запад" в культурологической концепции Н.Я.Марра и его школы выделяются две линии - историческая и этнолого-филологическая.

Первая - историческая - представляет собой трансформацию классической в отечественной культурологии XIX века традиции

разработки проблемы национальной самобытности. Она проявляется в. работах, посвященных культуре Кавказа. Традиционность заключается в классическом подходе к определению типа"куль~уры через------- ---------

взаимодействие восточных и западных элементов, в главенствующей роли ментальных структур (религиозной доминанты), преобладании сравнительных методов исследования. Объясняемая исторически, эта линия основана на противополагании Запада и Востока как двух культурных миров.

Основу методологии этнолого-филологической линии проблемы "Восток - Запад" составляет стадиальный принцип развития мировой культуры. В коллективной монографии "Тристан и Изольда. От героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афрев-разии", опубликованной в 1932 году, развивается лейтмотив изначального единства культур Запада и Востока. Мифология, фольклор народов Европы и Азии, западные средневековые легенды рассматриваются как стадиальное переоформление первобытного семантического архетипа, образным выражением которого выступает Иштарь

богиня единой Афревразии. Этот образ трактуется как некий субстрат, основа общего культурного фонда единого древнего Вос-токо-Запада, источник всех последующих исторических и этнореги-ональных вариантов, предопределяющий единство процессуального развития культур Востока и Запада.

Для воссоздания картины стадиальности культуры в ее генети-ко-социологической обусловленности избран "регрессивный" путь исследования: движение от явления более известного вглубь истории . Попытки реконструкции архаических форм культуры через художественные памятники различных эпох и регионов позволяют рассматривать эту часть исследовательской программы цколы Н.Марра в рамках палеокультурологии.

Для Н.И.Конрада проблема "Восток - Запад" служит непосредственной реализацией концепции единства мировой культуры. Ее основой выступают не отдельные архетипы, не протогенетическое родство, а соотнесенность культуры и отдельных ее компонентов (художественного в том числе) с социальным контекстом. Это дает возможность, не ограничиваясь обоснованием непосредственного сходства отдельных явлений через генетические или исторические связи, выявить типологическое и динамическое единство культур Востока и Запада.

Такой подход осуществлен на основе методологически более близкой к традиционной - сравнительно-исторической - линии разработки проблемы "Восток - Запад".

В целом, культурологические концепции Н.Марра и Н.Конрада представляют как бы два "среза" проблемы "Восток - Запад" - соответственно, вертикальный и горизонтальный.

В первом случае Восток и Запад сосуществуют как бы параллельно, а их единство обнаруживается в сходстве стадий развития культуры. Каждая стадия предстает как система множества взаимоувязанных культурных традиций, преобразованных в соответствии с данным социально-мировоззренческим контекстом (множество в едином) .

Во втором случае во главу угла ставится конкрегно-специфи-ческое проявление общих закономерностей культуротворчества. Каждый исторический тип рассматривается как определенный этап развития культуры, имеющий специфическую этнорегиональную, восточную или западную, форму воплощения единых социально-исторических закономерностей (единство во множестве).

При всех различиях культурологической трактовки проблемы "Восток - Запад" в теориях Н.Марра и Н.Конрада такие особенности, как типологический характер исследования, а также новый ракурс в ее осмыслении, который характеризуется переносом внимания с локального, внутрироссийского, аспекта на метауровень -мировой культуры как самостоятельного явления, позволяет выделить глобальный, или интернациональный вариант проблемы.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, определяется значение проблемы "Восток - Запад" для развития русской культурологической мысли XIX - первой половины XX вв.

Историография отечественного искусствознания и культурологии выявляет константный характер проблемы "Восток - Запад" в русской науке XIX - XX вв. Причина этого заключается в дихотомич-ности, "востоко-западности" русской культуры, обусловленной ее особым "месторазвитием". Отсюда тема взаимосвязей Востока и Запада является сквозной в отечественной науке, вплоть до современного этапа ее исследования.

______Формы_осознания этой проблемы различны. Первоначально ее осмысление подчинялось общим вопросам самоопределения русской культуры.. Культурологическая разработка идеи востоко-западного характера России осуществлялась и конкретизировалась в лоне различных наук. В силу специфики объекта своего исследования наука об искусстве находилась на передовых позициях этого процесса. Искусствознание прошлого века было сконцентрировано на конкретном художественном памятнике, рассматривало его как факт определенной культурной эпохи. Культурологический аспект этих исследований заключался не только в учете социально-культурного контекста и историко-культурной эволюции искусства, но и во внимании к личностнону фактору художественного творчества, в выявлении за отдельными произведениями искусства тех связей и зависимостей, которые определяют бытие культуры.

В концепциях исследователей XX века собственно искусствоведческий анализ становится основой для культурологического обобщения. У Н.И.Конрада и его последователей дихотомия "Восток Запад" была представлена как самостоятельная культурологическая проблема. Суть такого ее качества заключалась в том, что Восток и Запад рассматривались не как территориально-географические категории, а как два мира культуры с присущими каждому из них особыми характеристиками мировосприятия, типа мышления, ментальными особенностями.

Таким образом, наряду с константностью, устанавливается исторический характер обсуждения проблемы "Восток - Запад" в отечественной культурологии. Это сказывается, в том числе, и в трансформации того смыслового диапазона, который охватывается данной оппозицией, в трактовке основных категорий - "Восток", "Запад", в осмыслении характера связи между культурами.

В заключении также рассматривается развитие традиций исследования проблемы в современной культурологии.

Исследование эволюции культурологического осмысления проблемы "Восток - Запад" в рамках изучения художественной культуры России, как представляется, может иметь двустороннее значение. Во-первых, анализ развития отдельной проблемы позволяет проследить некоторые существенные этапы становления культурологии как

особой науки, определить характерные методологические подходы в ее конституировании, выявить их взаимообусловленность социально-историческими факторами. Во-вторых, выделение в рамках искусствознания узлового вопроса о связи Запада и Востока в истории русского искусства дополняет общую картину развития науки об искусстве, выдвигает отдельные направления исследовательской проблематики.

Историографический аспект в изучении проблемы "Восток - Запад" позволяет проследить взаимосвязь двух уровней - частного и общего, рассмотреть искусствоведческую платформу как базу для синтетического решения общекультурных проблем.

Основное содержание работы отражено в публикациях:

1. Проблема "Восток - Запад" в русской культурологии //Метаморфозы культурных форм: Тезисы докладов молодых культурологов Санкт-Петербурга. - СПб.: Образование, 1994. - С. 61 - 63.

2. О некоторых методических материалах курса "Мировая художественная культура" //Проблемы многоуровневой подготовки сельского учителя: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Орел: ОГПИ, 1994. - С. 148 - 150.

3. Ф.И.Буслаев о генезисе русской культуры //Тезисы 8-й межву- > зовской научной конференции молодых ученых. - Липецк: ЛГПИ, 1994. - С. 88.

4. Идея этнокультурного центра в культурологической концепции Н.Я.Марра // Проблемы изучения регионально-этнических культур России и образовательные системы: Тезисы международной конференции. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1994. - С. 22 - 24.

5. Некоторые методологические аспекты анализа русского искусства в связи с проблемой "Восток - Запад" //Тезисы межвузовской аспирантской конференции. - СПб.: СПбГАК, 1995г. - С. 69 - 70.