автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
"Запад - Восток" и Россия в художественном мире Андрея Белого

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Дубова, Марина Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Коломна
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему '"Запад - Восток" и Россия в художественном мире Андрея Белого'

Текст диссертации на тему ""Запад - Восток" и Россия в художественном мире Андрея Белого"

77' /,■:■■ /// У

Коломенский педагогический институт

На правах рукописи

Дубова Марина Анатольевна

"ЗАПАД-ВОСТОК" И РОССИЯ в художественном мире А.БЕЛОГО (романы "Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва").

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ДОКТОР\ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР К.Г. ПЕТРОСОВ

КОЛОМНА 1999

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................1-5.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

К истокам формирования мотива "Запад - Восток" в раннем творчестве А. Белого..................................................6-53

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Развитие мотива "Запад - Восток" в сириновской (1913г.) и берлинской (1922г.) редакциях романа А.Белого "Петербург"..........................................................54-131

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Трилогия "Москва" в контексте формирования историософской концепции писателя.....................................132-182

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................183-194

БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................195-209

ВВЕДЕНИЕ

Имя Андрея Белого, в течение длительного времени упоминавшееся вскользь лишь в общих курсах истории русской литературы, ныне привлекает все более пристальное внимание исследователей. Вызвано это необходимостью полнее, нежели это было сделано раньше, осмыслить своеобразие русской общественно-культурной жизни рубежа Х1Х-ХХ вв. и глубже оценить роль традиций и новаторства прежде всего в жанре романа.

В свете названной задачи фигура Андрея Белого приобретает исключительный интерес. Имя писателя, как правило, упоминается при обращении к творческому наследию символизма. Думается, что именно в этом контексте возможно прежде всего постижение логики становления и развития историософской концепции писателя и формирования его художественного мира. Как справедливо заметил Михаил Чехов, "время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами... он несся сознанием к средним векам, дальше - к древним культурам, и перед ним раскрывались законы развития, смысл истории, метаморфозы сознания"1. В этом смысле особый интерес приобретают многочисленные вопросы, связанные со вкладом писателя в историю русской литературы, и конкретнее - в эпоху, которую принято называть Серебряным веком русской культуры. Как известно, ее определяющей чертой явилось растворение философских идей в художественной литературе, в публицистике, в литературной критике и эссеистике. В этом ракурсе концептуальные построения Андрея Белого занимают важное место.

Выбор объекта исследования (становление триады "Запад -Россия - Восток" в художественном мире А. Белого) мотивируется тем,

1 Чехов МАЛитературное наследие.^ 2-хт.-М.,1986.Т.1. С.195.

что осмысление этого литератуного явления в настоящее время не может быть признано достаточно изученным.

Актуальность исследования определяется его основной целью: проследить становление историософских и художественных доминант в творческом сознании А. Белого и на этой основе доказать возможность и необходимость выявления органической связи трех романов писателя-"Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва". Они рассматриваются в сочетании как широкое эпическое полотно, посвященное раздумьям о судьбах родины в контексте реализации раннего замысла трилогии "Восток или Запад?"

Проблема места и роли темы России в творчестве А. Белого затрагивалась в той или иной связи в работах В.Александрова, Р.В.Иванова-Разумника, Д.С.Лихачева, Д.Максимова, В.Пискунова, Лены Силард, Н.Е.Тропкиной, Л.Долгополова, В.Ховина, А.Лаврова, Ю.Цивьяна, С.Бочарова, И.Искржицкой и др. Однако, фундаментального исследования, посвященного анализу названных романов А. Белого как целостной трилогии нет. Хотя традиционная для русской классической литературы оппозиция "Запад - Восток" является в творческом сознании писателя тем систематизирующим началом, которое, возникая в повествовании большинства его произведений, начиная с самых ранних, предопределило основу всего его творчества.

Реализуя триединство "Запад - Россия - Восток" в трехчастной структуре "Востока или Запада?", А.Белый, оценивая в мемуарной трилогии с позиций прожитых лет этапы своего духовного и идейного формирования, воссоздает процесс становления зародившегося в детском сознании интереса к вопросу о месте Москвы и Петербурга в истории России в одну из центральных художественных доминант его творчества.

Целью работы (выявление структурно-функционального значения триады "Запад - Россия - Восток" в художественном мире А.Белого) определены задачи диссертации:

- прояснить социокультурные причины формирования мотива "Запад -Восток" в раннем творчестве А.Белого;

- проследить основные этапы формирования историософской концепции писателя и ее воплощение в художественном творчестве;

- в ходе сравнительно - типологического анализа ранней, сириновской (1913-1914гг.) и поздней, берлинской (1922 г) редакций романа "Петербург" и последнего романа" Москва"(1925-1930 гг.) проследить эволюцию в художественном осмыслении автором проблемы "Запад -Восток";

- установить историософские доминанты, на основе которых три романа А.Белого - "Серебряный голубь", "Петербург" и "Москва" представляется возможным объединить в широкое эпическое полотно, представляющее собой реализацию раннего авторского замысла, трилогии "Восток или Запад?";

- выявить в названных произведениях писателя основные уровни решения и средства художественного воплощения проблемы "Запад -Восток" и обосновать их соотношение в каждом из романов и в трилогии в целом;

- проследить контактные и типологические связи мифопоэтической концепции А.Белого с русской литературной традицией, соответственно с "петербургским" и "московским" текстами русской классической литературы и определить новаторство художественных открытий писателя.

Поставленные задачи автор предполагает решать с опорой на принципы сравнительно - типологического, историко-проблемного и проблемно-тематического анализа. Сравнительно-исторический, сравнительно-

3

сопоставительный и контекстуальные методы сочетаются в диссертации с принципами системности и целостности анализа.

Методологической, теоретической и методической основой

диссертации являются труды классиков отечественной и зарубежной филологии и философии: Вл.Соловьева, Ф.Ницше, Г.В.Вернадского, А.Веселовского, Н.Бердяева, Г.Шпета, М.Бахтина, В.Жирмунского, А.Лосева, Ю.Лотмана, М.Гаспарова, Д.Лихачева, В.Топорова, И.Брагинского и др.

Научная новизна диссертации определяется выбором объекта исследования - выявить определяющую роль триады "Запад - Россия -Восток" в художественном мире А. Белого и доказать возможность целостного рассмотрения трех романов писателя в плане вариативной реализации раннего замысла трилогии "Восток или Запад?" Идея России в рамках традиционной оппозиции "Восток - Запад" исконно является одной из важнейших черт русской культуры. Она предопределила и художественное миросозерцание, воплотившееся в интересующих нас романах. Безусловно, невозможно не признать обширности и многоаспектности проблемы " Запад-Россия-Восток", издавна ставившейся в трудах самого разного характера. В них она нередко приобретала диаметрально-противоположные толкования: "новая" Европа - "старый" Восток, "деятельный" Запад - "мечтательно-созерцательный" Восток, "гниющий" Запад - "спящий" Восток. Включившись в дискуссию по проблеме России, писатель с опорой на отечественное и мировое философское наследие создал свою теорию "русского пути" и, что важнее, утвердил триединство "Запад-Россия-Восток" как художественную доминанту своего творчества, как смысловой стержень, который объединил романы А..Белого в трилогию, посвященную раздумьям о России.

Размышлениям о тайне "русской души" отдали дань практически все крупные мыслители рубежа Х1Х-ХХ веков от О.Шпенглера до Вл.Эрна. Антиномическое единство в "духе" и "теле" России Востока и Запада в итоге предопределило проблематику всей русской культуры Серебряного века. В рамках этой дискуссии поэтапно складывалась и отшлифовывалась оригинальная концепция А.Белого, ставящая вопрос об исторической судьбе России, находящейся на границе двух миров, взаимоотношения между которыми определяют ее место и роль в мировой истории.

ГЛАВА I

К ИСТОКАМ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВА "ЗАПАД-ВОСТОК" В РАННЕМ

ТВОРЧЕСТВЕ А, БЕЛОГО.

Непреходящее для русской истории значение проблемы "Запад-Восток" обусловлено, кажется, изначально - самим географическим положением России: раскинутостью посреди Европы и Азии. Думается, что уже в этом кроется зародыш общественно политических, духовных и религиозных различий. Именно они в своей совокупности ведут к столкновению восточных и европейских начал в пределах России, обусловивших непреходящий трагизм ее существования и одновременно придающих неповторимо-своеобразный колорит ее жизни.

Вопросом о природе и истоках первого русского государства Киевской Руси был заложен в свое время краеугольный камень в многовековое существование в русской историко-философской мысли

« II II V

двух соперничающих концепции русского пути - западнически и славянофильской. За это время множество русских и зарубежных исследователей отдали свою дань решению проблемы определения пути России в мировом сообществе. Каждый, поставивший перед собой этот вопрос, неминуемо обращался к трем ключевым периодам Российской истории: эпохе Киевской Руси, периоду монголо-татарского нашествия и петровских реформ, пытаясь в них найти объяснение современным своеобразным событиям русской жизни.

Уже в средние века в связи с тем, что Русь начинает восприниматься как самодостаточная структура, как значительная часть христианского мира, зарождаются отдельные идеи, которые наиболее завершенное обоснование получают в поздних концептуальных построениях на тему места и роли России в мире. У их истоков, пожалуй, стоит теория монаха Филофея о "Москве-третьем Риме", основные

постулаты которой были изложены в "Третьем послании Мунехину на звездочетцев" (1523г или 1524г)1. Это учение о святой Руси, о всемирном, универсальном значении России уже свидетельствовало о зрелости русского национального самосознания. В XVI веке отдельные идейные постулаты теории уже проникли в официальные документы и литературные произведения ("Повесть о белом клобуке", "Повесть о зачале Москвы" и др.),в дальнейшем (XVII век) отражаясь в публицистике и церковной литературе. Однако, в нынешнем понимании, какие-либо концепции, касающиеся судьбы России, отсутствуют. Пока проблема "Запад- Восток" преимущественно является фактом исторической действительности, и лишь в XIX веке она становится важнейшим предметом горячих литературно-философских споров. Однако, уже в XVIII веке в культурной жизни страны существенное место занимают размышления о России, хотя и преимущественно в социальном плане, намечается разделение общества на соперничающие направления, получившие окончательное оформление в следующем, XIX веке, - славянофилы и западники (нигилисты и масоны), появляются литературные произведения (например, "Письма русского путешественника" (1801 г) Н.М Карамзина), в которых опосредованно возникают размышления о современной российской действительности в сравнении с западными образцами. Здесь нет возможности говорить о том, как ставилась проблема "Запад-Россия-Восток" в творчестве русских и зарубежных исследователей, писателей и философов, предшественников А.Белого, как правило, хорошо ему знакомых. Ограничимся лишь некоторыми соображениями о роли антиномии "Восток - Запад" в общественно-литературной жизни России XIX века. По мере развития национального самосознания в России XIX

1 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2. (вторая пол. Xi Y-XVI вв.) часть 2. Л.:Наука,1989.

века обостренно чувствовалась потребность в осознании своей страны, себя, в осмыслении "собственного "я" через преломление различных веяний и традиций."1 Во многом переживаемое обществом настроение базировалось на благоприятной общественно-политической и культурной ситуации в стране. С одной стороны, огромный толчок в развитии общественной и духовной жизни России дала Отечественная война 1812 года. В ходе ее большое количество русских людей непосредственно приблизилось к европейской действительности, во многом импонировавшей им. Это в очередной раз привело к вспышке дискуссий на тему европеизации русской жизни. С другой стороны, невозможно обойти стороной тяготение лучших умов России к Азии ("ех orient lux"), обусловленное ощущением "близости или даже родства исторических судеб русских и сопредельных азиатских земель."2 Азиатская тема, являясь либо внешней средой биографии, либо внутренней потребностью, часто привнесенная личной судьбой, отражена в различной степени в творчестве русских классиков от Державина до Блока. Для многих из них (Радищева, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Чернышевского, Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Маяковского, Есенина и др.) Азия стала одним из главных условий их творческой и общественной деятельности. Петербургский и Московский научные центры занимались изучением исторического, экономического и общественного развития стран Европы и Азии. Сложившаяся в обществе духовная атмосфера оказалась благоприятной для актуализации в русской философской мысли начала XIX века вопроса о месте и роли России в мировом

1 Коган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема Запад-Восток в культурологии. М.: Наука, 1994.

2 Эйдельман Н.Я. Быть может за хребтом Кавказа... М.: Наука, 1990.С.10.

историческом процессе. Буквально все выдающиеся деятели русской' .' культуры, которые верили в будущее родины и не считали, что она обречена лишь бесконечно повторять чужие успехи и неудачи, пытались определить ее неповторимый путь в истории. Отметим, что "русская идея" развивалась не как монолитная идеологическая доктрина, а как живой и плодотворный спор, в котором было много участников, резко полемизировавших друг с другом. Однако, концептуально наиболее ярко обозначились три основных лагеря - славянофилы, западники и евразийцы. Все же остальные программы так или иначе примыкают к названным. Историко-философские искания XIX века явились именно тем социальным и духовным контекстом, который непосредственно повлиял на создание оригинальной теории Андрея Белого. Пожалуй, одним из первых в этом ряду стоит П.Я.Чаадаев (1794-1856гг). Выдвинутые им идеи нашли многоаспектное осмысление в наше время. Несмотря на традиционно закрепившееся за философом мнение, как об одном из основоположников западничества, его взгляды скорее следует рассматривать как истоки оформившегося к началу XX века идейного течения "евразийства". Характерным для концептуальных построений П.Я.Чаадаева является признание исконного деления мира, как географического, так и духовного, на Запад и Восток. Они, в свою очередь, есть относительно самостоятельные регионы, влияющие друг на друга, две идеи, "обнимающие весь жизненный строй человеческого рода"1. Однако, Чаадаев отмечает, что "человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами "запад" и "восток", обладает еще третьей стороной"2, которой, по его мнению, и является Россия, находящаяся между Европой и Азией. Таким образом философ

1 Чаадаев П.Я. Сочинения и письма: В 2-хТ.М.,1914.Т.2.С.12.

2 Чаадаев П.Я. Афоризмы и разные заметки. II Вопросы философии.- 1986.- N1-С.121.

утверждает, что мы "... как бы не входим составной частью в человечество, а существуем лишь для того, чтобы, преподать миру великий урок ... объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара ... мы не принадлежим ни к одному из известных семей человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни одного, ни другого, Мы стоим как бы вне времени..."1 Этот тезис получил оригинальную интерпретацию в дальнейшем (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Вл.Соловьев, А.Белый, евразийцы).

Безусловно, центральное место в истории русской философско-литературной мысли XIX века принадлежит ожесточенной полемике между представителями славянофильской и западнической концепций русского пути. Сторонники первого, как известно, разрабатывая христианское миропонимание, опирающееся на учение отцов восточной церкви и русское православие, идеализировали прошлое России и русский национальный характер. Славянофилы (И.В.Кириевский, A.C. Хомяков, Ю.В.Самарин, К.С.Аксаков) "высоко ценили самобытные особенности руской культуры и утверждали, что русская... жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути, отличному от пути западных народов... Россия призвана оздоровить западную Европу... помочь Европе в разрешении ее проблем..."2 Западники (Н.В.Станкевич, К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский и др.), наоборот; утверждали, что России следует учиться у европейской цивилизации и пройти тот