автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Бубнов, Юрий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Противоречивость секуляризационных процессов в ценностных установках российской молодежи"

МОСКОБСЖЛ С7ДЕКА ЛШЛА, (РДЕ1!Л'ШТЯЕРЬСЖОЯ РШИОДГИ И ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗШШ ГОСУДАРСТВЕНЕН! УНИВЕРСИТЕТ вкзгт М.В.ЛОМОНОСОВА

• СпбцязлизврсмпнкП .ооесе (Д 053.05.84) по ф1лосос§скпм яйукам.

Нэ правах ртгспион'

БУБНОВ «(раЗ. Алексангроппч

ПРОГИБОгЕЧИВОСТЬ СЕШЯЙШИОНШХ ПРОЦЕССОВ. В ЦЕИЮСШХ УСТАНОВКАХ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЯ!

Специальность 09.00.06 - Теория и история религии, сЕободсйшс.тая п атопэш

А в г ор в $ е р д г диосертацяа па соискание ученой отепвни кандидата фялософоких наук .

боскет 1992

Работа выполнена на кафедре философии Воронежского госудзг ственного университета.

Научный руководитель < - доктор философских наук, профессор

ГАДПШН Л.Л.

Официальные оппонента 'г? доктор философских наук, профессор .' / СВД1ЕНКО Ф.Г.'

' .кандидат философских наук, доцент . СОБОЛЕВ С.С,

Ведуцая оргавивацпя ~ Ворснежскзй лесотехнический институт, кафедра философия

. . • • Зашита состоится а 1992 года в час с.

нд заседании специаливированного совета /шифр Д 053.05.64/ по философским нвуквм в Московском государственном университете имени Ломоносова. .

Адрес: Москва, Ленинские гора, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филооофский факультет, II этаж, ауд. К ___

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова. '

Автореферат разослан " " г&^тп***^.^ 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета к.И.НИКОНОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОГН

Актуальность _текы дооледовпипя., В духовнсЯ хиппи роосийско-о общества, вступавшего л новую, демократическую' фазу своего вэснтия, происходят бур пи 0 и зачастую весьма противоречивые провеса. Существенному пересмотру подвергаются традиционные ценно-пше установки и идеалы, осуществляется мировоззренческая перв-эиентапяя личностного и обиественпого сознания. Все большее мес-э в общественно;) мани начинают занимать религия п церкоБь. Энэ-ггельны!» • ингерео к религиозным ценностям и идеалам проявляет можешь. И от того наскс.ько этот интерес примет $орму глубокой и >тачивоЯ тенденции завпоит в будущем духовный облик российского ¡иествэ, насколько ото общество будет иметь светский или сак-|лыш3 характер.

Актуальность выбора диссертантом объектом исследования про-воречивости секулярвзаоионных процессоз в ценностных установ-х российской молодежи обуславливается, прежде всего, потреб-стыо общества в решении проблем своего дальнейшего социального духовного развития. Невозможно объяснить в прогнозировать мно-е социальные процессы, не принимая во внимание действие в них ровоззренческого фактора. Социальная ориентация личности в зпз-гелъяоН мере зависит от того, какие ценностные установки лежат

основе, через какие ценностные установки она реализует свои жил, жизненный бинт, отношение к действительности.

Й§ШНё^й5Е5Йотанности_п2облемн. Исоледованиен процесса се-мризвпии в. разное время были заняты многие отечественные я затейные ученые. Среди них Э.Ауври, П.Бергер, Ф.О.Крденек, Н.С. [устин, Р.А.Лопаткин, Г.1Лайвр, Д.М.Уг^инович, П.Цуленер, И.Н. окоп и другие.

Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о том,

-что целый ряд вопросов, связанных с изучением секуляризэционнь'х процессов носят дискуссионный характер, Это прежде всего интерпретация самого понятия "секуляризация", разграничение сфер, в .которых она проявляется,' определение взаимосвязи меяду различными уровнями секуляриаацпониых процессов,' соотнокенае сакральных и се кулярннх аспектов в отдельных видах социальной практики,

Спецвзлыиое научных исследований,посвященных целостному анализу' секуляргзациqhhbx'процесоов в рамках ценностно-нормативной деятельности пока еие мало,

В работах-И,И,Акинчица, В.К.Ароенкина, А.И,Демьянова, 0,11, Крштопы .и В.И.Криштопы, М.Т.'Писманйка^ Б,А,Сапрыюша , 3,Н,Сар-дзкоез на основе .анализа, конкретно-ооциологических и теоретически исследований рассматривается сокращение воздействия религиозных данностей на обыденное сознание верующих, а также частично зетра» гввавтея вопросы секуляризации духовного мира современной недоделав'1. Наряду с этим, слабо еще разработана теоретическая основа ис следввовпй, направленных на определение , закономерностей я спеца*« .46сквх особенностей ценностно-нормативных регуляторов в контексте • сакральнотсекулярной деятельности, отсутствует в исследовательски . работах социологический анализ эволюции ценностных установок в со знании вору»»Л и неверующей молодежи.

Б настоящее время необходим «ной, свободны?! от различных ■ • идеологических пристрастии, теоретически;' и социологический ана-

I Акгнчий И.Й, .Поросль отреэачног: ветви, - М., Т985; Арсенкин ••В.К. Кризис религиозности и молодежь.-- М., I9S4; Демьянов Л.И Религиозность: тенденции и особенности проявления. - Боронек, IS84; Кпиштопа С.И., Криштопо Б.И, Атеистическая направле'нност: цеиюстей социалистического общества,'- Киев, I3G7} Писмаиин М.Т. Индивидуальная религиозность и ее проявления. - М., 1934; Сапрыкин З.А. Трудовой коллектив и взрутеие,- - ?«., 1969; Щер-даков Ь.К. Цллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. - U., 1962 и др.

13 секуляризационних процессов, протекают* я различных сферах ¡птг-ыюоти российской молодом, который позволяет проолэдить шлектическуа связь между коренными общественными изменениями I исеми их трудностям и противоречия!"!! и дянэглмсоЯ ценпостннх шептаний в молодежном познании.

ШЗЫ^ЗД^Е^ШУШШШШЬ Цель диссертации состоит в то-., обы выявить основные тенденции мировоззренческих ориеята: ■ временной российской молодежи, раскрыть противоречивый харак-р ее ценностных установок и идеалов. Для достижения поставлен-й целя представляется . 'вобходимым решить следующие.задачи:

- произвести историко-логический анализ процессов сакралл-ий и йекуляризвцва я на основе этого анализа выработать удо-этворяюте современным научным требованиям определения этих

ШтиП; _

- выявить специфику развития секуляризационных процессов

протяжении отдельных исторических периодов российского обше-!а, включая и современность;

- вокрить содержание взаимосвязи ценностно-нормативных ре-лторов и основ сакрвльно-секулярной деятельности, по линии орой формируются ценностные установки российской молодежи

- проследить тенденции в эволюции ценностных установок у дстав-телей современного молодого поколения;

- проанализировать на основа конкрстно-соцвологическвх во-цований динамику ценностных установок в сознании повременной увщей молодежи.

Методологической основой дисоерта-ли явились Положения,в здн .¿еретического религиоведения, позволяющие в эмпирических гедованиях-опираться на достижения различных научных нвпраэ-!й. 3 работе над диссертацией автор использовал произведения

классиков немецкой <1«лооо'Т®в и социологии, п-которых рассматриваются вопросы, связанное с ионпманпем процесса секуляризации и ш-■ хэвяэмом его функционирования на протяжении отдельных исторических эпох (Г.Гегель и М.Взбер), з также представителе';! диалектике-материалаотяческоВ йплософии К.Маркса, 'КОпгельсо, В.И.Ленинэ, Г.В.Плеханова и дп.-.тих, в которых анализируется хчжсзпо сакроль-"йых й секулярних традиций в общественном сознании, роль социальных фэкторовв в снижении и увеличении действенности элементов религиозного комплекса.

При вапЯсанзи работы диссертант такл;е обращался к произвела ниям русских философов С.Булгакова, В.Розанова, Л.Лосева, П.Чар-даева. . , ',

¡1з работ современных зарубежных философов, социологов и тес логов (П.Бергера, Ф. Кауфмана, Г.Майера, П.Цуленера) автор. и спаи 'эолал они г анализа секуляризации. в условиях современного западне то сбшествэ, где церковный института все более теряют право выражения морального единства общества, и это право постепенно перехода! к другим общественным организациям и институтам.

'В диссертаций учтены положение основных законодательных актов о религиозных организациях и объединениях в РСФСР, использован обширный фактический материал периодической печати, рвзулып га ксякрбгно-ооадологячвских исследований, проведенных в последние годы в нашей стране, в том чиоле материалов, полученных в XI де исследования состояния и динамики религиозности населения Це1 трально-Черноземных областей, проводившегося, учеными кафедры философии Воронежского государственного университета.

Рабочие гмотезы и основные выводы диссертационного исслед вания во многом опираются на конкретные данныа анкетного опроса молодеет Воронежской* Тамбовской, Липецкой областей, организова ного автором в 1988-1991 г!г.

Для ¡¡рождения конкретно—социологического всолздолапая овто-;о.ч р?"сэбо?оц специальный инотрушнторпй, тря социологические гпкотн1, изданных в г.Всропоа» л 1983 и 1990 годахсбпям тиражом

:5СС та.

Г.ппиая патозиа всоледоаэдвя. Научная новвзиа диссертация тредвдастся те», что в ней впервые п советской литературе в «ЬСаеияом я ояотематазрроваином виде выявляются основные тгчдеп-т развития секуллрззэсэоиных процессов на уровне обкествонного иядвгпдуельниго оозиавия""у специфической социальной группа рос-ийокого- обазстве - оовре"енной молодежи;

- уточнено определена» понятая"секуляризацил" во взанмосвя-в с понятия?,(и сакрализации, . лерикалйэацяи и атепзации;

- раскрыта специфика секуляризации в истории. России и совре-енного российского общества па основе сопоставления процессе:1 екуляризецни России а Западной Европы;

- показан противоречивый характер системы сэкрзльйо-секуляр-ого взаимодействия в роооивскоа обществе, раскрыты объективные

субъективные фактора &той противоречивости, дана оценка оообен-остей влияния указанных факторов в период ломки обиеотвевнвх от-оаоязй на современном этапе;

. - ¿водятся в научный оборот результаты ковкретно-социологи-зскнх не ледований, проведенных автором в Цеитрельйо-Черноезь.инх Злаотях России. •

Анкета "Экономические и содиально-цшштические ориентации молодели"; социологическая анкета "Нравственные установки мо-лодеав"; анкета "Соотношение религиозных'в материалистических представлений в сознании современной верующей молодежи".

9ШШ1Л22&8£Ц сост о

кт в том, что »сслрдсвздоэ »ро^о^ялооь в рзкквх разработки Восро СИВСКр!.' КОМПЛЕКСНО;! ГрОГр'ЗМЖ "Лар од и России •. воэрдадоняе и рвов тие". Тема: "Мора гушшэйцке оСаостиоияо'Л этзни. Социальные гарантии р. вашященкость человека. Гуманистические принципы сошшйь цого развития обцестза". Ьйтераали исслодосэнзя, сиводи и рекомендации нацелены на разработку гооударс?пенными органами России молодежной политики, с том, птоба ста политика строилась с учети процессов, происходящих в мировоззренческой отруотуре личности, сфера ее ценностных установок и вде.алов*

Теоретические полокекия диссертации позволяют также повысит; эффективность дальнейшей разработке учебного курса, по религиоведения-и расширять тематику гайдичш« лекций, посвященных развитию 'духовной культуры российского, .обоаотва,

Аттообацзп работ». Сзновв&о положения и результата диссерта-цпи были взлошш автором-к.виступлешш на научной сессии, проводимой в'Воронежском госуэдворсвтете в апреле 1991 года; Отдельные раздели двссермеда юодчвля отражение в тезисах автора на' Воеоовзной конференций "Кировоззрание в системе общественного со-•энания". Воронеж, 1988; меквузовской конференции: "Территориальная организация народного хозяйства крупного окономического района в условиях новых форм хозяйствования". Воронеж, 1990; научно-практической конференции, посвященной бО-лети» Воронежского инже-перио-стрсителького института. Воронеж, 1ЭЭ1.

Диссертация обс5,кдалась на заседании кафедры философии Воронежского государственного университета в декабре 1991 года, на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета и к. М.В.Ломоносова в. марте 1992 года и бклэ рекомендована, к зааяте.

Структура pafora* Диссертация состоят из введения» двух глав сзот" гараграфсз), эахадангя, бв блс сп^яческм о списка литера-урв по исследуемо" проблематике и прилояеотя.

ОСНОШОВ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во.пведодгд обосновывается актуальность я новизна темп, опаивается степень паучябц- разработанности исследуемой проблема, ¡газ'лзаптая мегояоясгучосйкс к теоретические оояйвн .работа, опре-глявгоя цели » задач:! исследояагшя, показывается теоретическая кручно-проктическая опечвкоогь диссертации, .

В rstteoii mme.• - "Методологический вкатав становления я раз-атвя секуляризационннх irpour-сов" автор ясслэдуот плючввуа оо~ зокультурныз обстоятельства, оквзпвеяв шяяппе но фар?л1рс£энпэ зкрально-секулярных .трйдьчзпЯ российского ебйзствз,

' В яеойрм параграф - "Историко-логйчеспое исследование сак- " 1льнс~секуляркого взаимодействий" *- осуществляется анализ пояя-!й сакрализация и секуляризации в связи о развитием укаванпнх )оцбссоз в. исторических судьбах различных народов западнойвро-(йойой хдаввлваации. . .

.Сйокяэшаяся в советской религиоведческой литературе нопцея-'я сажали йодии одаикчиметоя. рассмотрением ёэ исключительно в мгах рр-товозноЗ деятельности» Между тем, гонезяо сакральные, иоменов о последующем включением их в социальное взвймоде#о»вяв нет соутаотвлятьсз фрагментарно в мифологической фор?.©.,

Келзчкй в мифологий в 'баявшей njrti кеныаей.степени регтиоз- . го элемента пе дает нам осноаавйя отождествлять миф и религии,' нако ото позволило, йонотатируя отдельные их общие, свойства, вести -'тот. элемент из микологического ыда социальной практики тем самым Дать наиболее полное определение сакрализации.

Одним из еомэнтоз, присутствующих как в ми?«, так и в рели гий является продуцирование omni видами деятельности социальна, идеальных форы превратешюто типа, сювсих впоследствии *»говер-сальнвм осйсзэнпем для шогстсленивх вербальных определении та кого компонента религии как "сверхъестественное"..Опираясь на работу В.ИДобрепьксва и А.А.Радугнна "Петодслсгиоеские вопроси исследования религии"1 автор анализирует рээлзчкве аспекты ссцп ельного отражения, которые позволит ему сфор'-'улнрогт'ъ понятия "социальные идеальные йермя превракзийого типа", а также понят ''социальные .идеальные форм.ч религиозного типа". Б райках этого онвлйзз виявлязтея, что превракеинне идеальные формы не огрзннч. ваются в своем проявлении традиционным, религиозным образом. Они могут вуходять еэ границы религия в не совпадать о реальным бытием в системе гобой другой деятельности, где. процесо регуляции общественной зшзнй. осуществляется через неадекватные реальности символы. ' ;,'. '

Свойственная религиозному объекту иллюзорность приобретает оя им и тогда, когда отдельные его свойства домысливаются субъе: том через призму культовой мифологии, объективируясь при. этом в религиозном образе. Свое подтверждение эта точка зрения находит в исследовании эволюции религиозного элемента в таком системном .компоненте современной культовой мифологии как популистская мифология "дендизма".

Представляя собой определенную ступень метафизического сук дения, популистская мифология "вождизма" наполняет сверхчувстьн тельностыо' объект поклонения, связанным с чувственным, символическим предикатом. Этот факт позволяет сделать вывод о том, Что

t ДобрвнькЬв В.И., Радугин A.A. Методологические вопросы иосле довапия религии. М., 1989. •

окрсделение сгкр&дзэрцкя бэевруется не нэ определенных фуикцяо- • кх"ь'":х свойствах введенных и паяний оборот понятий "сверхъестественное", " сведенное" и т.п., а предполагает яошфвтну» нап-

раменнэсть ооциальпнх кдоэлымх форм религиозного типа, в которых галмеи глублчвЗ ввогазвдошпгё смысл их становления и функцао-нпроьенгя в разлачвах срезах социальной практики, Прачей, в с идеальнее взаимодействие этп превращение Форш вклкчзлтся не как простые 1я<»«зутопннв звенья субъектно-объектнсго' отношения, о как его регуляторы. С поэякз'Л такого подхода сакрализация представляется автору как щ чеоо регулятивного гклшения в социальное ввзикодеЯотвйе объективированных идеальных форм религиозного типа, • ; _ .

■5уиквдоналышв свойства сакрализация по отпошзтш к регулируемым объектам проявляются как в системе экономических., так и а системе социальных связей, Так, например, с развитием капитализма, протестантизм, превращаясь в главный фактор национального земосознаггия ряда звропейских государств выполняет функцию под-тер^ания стабильности торгоэсьпредпрлнимательскбй деятельности. . В то яе вреггя интегрированные в социально-политические структуры

религиозные института осуществляли интерпретация политических методов государственной власти й интересах определенных социальных трупп. Углубление политической и экономической меркантилязацяй леркозной практики, а также консервативная роль католической *еркзп, которую она издала 6 обшем процессе социального развития, шашиая основы феодального строя вызывали .недовольство' в ряде ев~ юпейсках государств. Поскольку з порйод средневековья монополия [еркви в структуре власти определялась прежде всего окопоянчео-:йм полог-емом как крупнейшего собственника земель и кзтервалЬ-;их богатств, то утверждение новых 'форм обгееотйэнкого устройства

предуоштрчеала первоначально отчуждение земель, имущество цвр-•козиах организаций». Этот проьроо получил название !'секудярвоа-■црл",'По мере лшаядацяя ёкояомаческих и политических привило-. Гй8 римско-католической церкви, секудярпвэция охватывает с^ру сознания, то есть все. бельке число индивидов начинали осмысливать (.тар в свою собственную ,тпэнь без шагает религиозннх интерпретаций.

' СЛиочая значение секуляризации в историческом процессе, автор диссертации нп основе анализ;; раэлвчякх подходов в определении данного феномена выводит. свс;о концепцию секуляризации, которая вредставлй'егся как процесс вытеснения из социального взаимодействия объективированных содпадашс идеальных форм религиозного тейэ, црявмияапм-к утверждении без-ррлигвозных светских структур в система бсциалыгой практики, в общественном и индивидуальном' сознании. Весь'псслздушай ход исследования опирается на оту концепцию секуляризации.

• ' Во ..втором парагуаЗа - "Специфика 'проявления процесса секуляризации в истории Россия" - прослеживаются истоки становления секуляризации,, ее сущность и генезис на длительном временном отрезке российской вс!гориа. ■

Исследование этого процесса построено на сравнительном анализе секуляризациоаных процессов Западной Европы и России.

Начиная со второй половины ХУ века появляются элементы «вв-болывэго сходства социально-политических процессов, происходящих в Вападной Европа и России. Это прежде всего утверждение абсолютистского государства, которое сопровождалось 'унификацией иерархической системы феодальной'зависимости. Исчезли все промежуточные структуры между центральной государственной властью и низшими звеньями оиотемн Вассалитета, прежде ограничивающей прерога-

типы верховной власти.

Однако если в Западной Епропе все возрастающий идефшй и копфесскоплдмшП плсраяпзи создавал объективные оонови для идей светского ьбоолатпотского государства, то в Госспи продолгллаук-реплягься церковно-полптпчэскпй концепция гармоничного врчимодсй-стввя государстве mi oí! и церковной власти. Ооуяеотвляемзе церкв.м «{•уккцип, сводимые часто до уровня свкралпзагаи битового уклада, сзособствоваяч формированию сакрзлъно-паяптйческрв культуры, которая свдаявзло больпуго- часть оофвяышх отиошзняЯ с религиозной сферой и приписывала религиозное значение большинству моделей поведения.

В этой связи, в отличиа от западноевропейской цивилизация, бистро развивающаяся в границах доминирупкей рациональности секуляризация общественного сознания в'России до ХУЛ века (в правовой понимании секуляризация в России началась в рамках рефор-лационного движения) одерживалась утвердившаяся единой иерархией

дерковаых ценностей.

Однако начиная о ХУП века в Россия, вместе с религиозным 'ипом общественного сознания, складывается тип оознайия Все бо- . :ее иопнтавашвм обмирщение. Проникновение культурных факторов апвдной Европы в общественную, кизнь России, способствовало раз-ынанив устоявиахся сакральных традиций. Одним из таких факторов тала наука, получившая..наибольшее развитие в период российского восвешенного абсолютизма и ставшая основой фефмвровйнйя материа-1с'1'ического мировоззрения у отдельных ооцяальнах слоев. ,

Усиливающаяся интериоризация западноевропейских оекулярннх >адиций различными социальными группами я внетитутвмй дополйй-юь складввашейся плюралвстчческой религиозной ситуацией, ко-грая порождала определенную форму оветского влияния на конфео-.

си опальные образования. В частности, вознпкпеэ з результате цер-KÓBvcro'- расколе сарообрядчестэо содержала резкую крптпку деятельности г^дгдашэх в духовных властвЗ как главных винсвнгков

тораеогва социального зла. В связи с ото:: критикой, часто сакр-з: вне компоненты старообрядческого движения•все более переиешзлго1 на периферия социальных интересов.

Существенную) роль в рсзэзткя секулг'рпзационных процессов в России сыграла гтеркогзная репормо 1721 годз. Принятый в ранках церковной реформы "Ддавйуй регламент" во многом обмкреал верхние И нийние DîEap церковной власти. Назначение не должности и увольнение ошшЭДоалужятелей, порядок управлений Церквьв, заведование tí распоряжение церковнш шуасотвс«. осу зствлялось о пб-иокш органа государственной ачссги - Святейшего синода во глз^ ев с царский упалкомоченний - обер-прокурором.'

Основнш,. наиболее суаеотленн..м объективным фактором аралыз форм секуляризадуй отало развитие капиталистических отношений. Они х/азрумглк патриархальный'уклад лизни населения России ¿ который был лескэ связка с религиозными здаазшавяия.

. Изменения в академическом строе,.вызванные развитием капитс лизма 'неизбежно вели к переоценке роля.й места церкьп в ялзни ос иествэ. Неизменная-поддержка русской православной царквьв феодальных порядков приводило к росту антиклерикальных настроений, потери "ее влияния в народа, Б I9Q&-I9I7 годах в России антиклерикальное движение крэстонц было связано с обйим революционным Движением, с щ^енкит ингэрйоамн сельских тружонников, Требова! вшх отобрать церковные, монастырские аеыля, ■

Особенно мощный импульс в развитей цроцесоа секуляризации дала февральская бургуззно-демократиче екая революция. В число приобразований Временного правительстваt направленных на обеспе-

¡ение свобод» совести входили отдельные рейор.та, затрагивающие гесто и роль церкви в сбшстве. Среди них - отпонз обязательного ;р?пэдавания гшконэ бо.чьего, передача ц«ркогно-приходских штел юд »риодгаодю йпшотеротва школ и т.д. _

Как тау.езш-'йст анализ исследуемо!! проблема, сложные г неод-юзтачнке по свое" сущности, социальные взмене'шя в российском ■ йсестге во многом ойределяля противоречивую оуиность секулярн-!з.ционннх процессов.

В третьей параграфа - "Особенности •секуллрпзацпошшх процесса на современном этапе развития российского обкеотва" - автор, юганавливается на наиболее 'апэчн^х объективных и субъективных )~кторэх секуляризации; прослеживает эволюцию зависимостей иидл-шдуальннх мировоззренческих установок «личности от группового оо-шэнзя и поведения; анализирует различные способы поведения моло-:ежп, которые способствуют оформлении как сакральных так я секу-шрных установок на всех структурных уровнях личности и ооциаль-юЭ группы.

В числе наиболее взяных в детерминационной системе секуляри-юцви Факторов автор рассматривает политические условия, научно-•ехническуп революции, производственнуи деятельность и социаль-|уя активность.

Знаменательным событием в реализации идей светского государева и легитимации принципиально новых взаимоотношений между го- . ^дарственными и религиозными организациями было принятие 23 января 1918 г. декрета Совета Народных Комиссаров "Об отделении ¡еркви от гос-ударогва и'школы от церкви". Однако, впоследствии, [од влиянием различных идеологических установок в развития гооу-.арствешэнх церковных отношенЕЗ бил признан путь администратвв-:о-команднога регулирования,'который препятствовал углублению

оекуяяриэапионних процессов, более того, способствовал ожквле религия.

Наиболее одаотвоииов влияние на все звенья секуляризэци1 оказизйвт ввучно-техгаческая револгция в связанная с ней yyCai вация. Культурная жизнь города заменяет созерцательную кресты . скую цивилизацию и ее религиозную предрасположенность техниче; кой цивилизацией,-. предполагаете й десаксалазацию икра,

однако процесс урбанизация монет также способствовать fe; ■ рованию аакралшне'гёорм миройоопряятпя с практической деятель; • тв» Являясь опецяфйческо-вовэденчзокоЯ формой, аяанимность roí

окого суйЗстртзаття при. отсутствия. аффективного социального кс роля часто становится, причиной обретения селы. :ого жителя к с£ ' ральиам структурам.

Учйтыйая сбиессцзологические факторы, когориа стимулируя или тормааяг преодоление религии, автор не упускает из поля зр ния более конкретные условия, обуславливавшее скулярвэациго. Ср да них - производственная деятельность в социальная активность Производстве!<нзя деятельность'расширяет область действите ного вйэния и соответственно сокращает сферу религиозно}) фанта а социальная активность обогащает межличностные отношения и те самым создаются благоприятные условия для вытеснения религиозп представлений в сознании верутеих. В то не время, очень ваано, какова атмосфера трудового коллектива в котором рвботает верую roiti¡ способствует ли она утверждению у личности творческого от аения к труду.' В противном слу°ае человек замыкается в узком м ре своих частных интересов, что консервирует его религиозность . Кроме того, и социальная активность сама по себе , не является з; логом преодоления религиозности. Только неформальное участие в различных видах общественной деятельности способствует секуляр]

■ТОЙ псмюняя и чс>1)е.',*.он!»7 ч?л"п<?кг.

После са'хергЪтельчого тялкгэ рядя с-.1т>сктп?г!»х п еубъеглив-•X «ИПТОРОТ 0Р?С."ЛЯрЧ30СЯ!1 ГОПРСГД-ИНОГО рОССб'к'КСГО сб.'сесг'Ез вв-р обретается к звоякппз яорисвг'оствП оекшршчс г^ровоззречче-их устогсягс: от гщипового сээвкшя я аогедепия. йгочеою ъскта ясс;:одоваг.'ья рм рэсегатриваетсл современная молодежь.

Особенностью ссвром91Л»сго этапа обпоствеппох-о рпглитпя ялля-

оя размывание традиционно;! модели группового чолк>зк8. Отмочаю-чоя в социологических исследованиях рзиияя росмшализацчя Молоха, позволяет констатировать расввряшуюоя возможность ба.ирра-эналыюго мировоззренческого манипулирования. Но, с другой с?о-•«•, прослокипается противоположная тенденция, связанная с оау-;ием своей индивидуальности. Ра ступай •автояомиэвция личности фоцассе дестабилизации связи с различными- соцнальтгст группа-позволяет ей активизировать личностное отношение к событиям, : >епляя тем сажи мировоззренческую ориентации индивйда на се кушу® форму существования человека в мире.

Важное место в диссертационной работе занимает исследование асмости мировоззренческих ориентация молодежи от различных ообов ее'поведения. Возросшая социальная активность молодого ' ' олония оказывает противоречивое воздействие на его мировоззрек- ; кие ориентиры. Отсутствие постоянных преград на пути обществен- . о развития, наличие его положительных результатов создает объев- ' ную основу для творческого осмысления молодежью существующих уляранх способов самореализации* Но возникает и такая ситуа-, когда нематериализованные "социальные ожидания" приводят к очарованно молодых людей или к поиску альтернативных путей обменного развития, основчваюш'хся часто на иррациональном от-

ношении к действительности.

• диссертации - "Динамике состояния ценностна

установок молодежи в процессе секуляризации" - посвящена, цр мужественно- обобщению в теоретическому осмыслении данных конк него ооци'логического исследования, щ-оведекзого автором. Цре ряет это обобщение параграф "Роль ценностной установки в ценн НО-нсрматйЕной регуляции'сакрольно-секуляркоЯ деятельности". Ценностные установки форщруются в вроцессв .общественное

■ развития в гнтеркоризируются личностью в ходе ее. оитстенэтиче го становления. Рефлексия молодежного соэнэвгл на происходят;!

■ российском обыестве события пороядает. противоречивое состояни . их ценноотных установках. Наступает процесс переосмысления це

теЗ .в ооответотвли с существушвми социокультурными обстоятел вага.

У не;-вторых представителей молодого поколения этот проце

сопровождается формированием такого психологического состоянн к

которое располагает их восприятию религиозной ценностно-норма ной регуляции. По их мнению, именно религия в силу своей абсо ной определенности и универсального набора личноотно-эмоциона ных средств становится аффективным регулятором в условиях утл ляюлегося ценностного релятивизма, экономической и политическ нестабильности. Зто один из путей конкретного проявления свое разно« диверсификации, т.е. усиления.многообразия религиозных ностей, их проникновение в секуляркукз среду в перемешивание с культурой, мораль®, политйг ой,

Усвоение молодежью религиозных ценноотных установок част Приводит к амбивалентному состоянии уровня ее активности. Для которой части молодого поколения.обращение крашгии является нравственным поиском, своеобразной формой социальной активное1

:яе, кок покппчпаят ссинологические исследования, яроведешше ?рсм ш 53<трон-;.?скс>! зовпяо "Аитоген'яш" в 1989 году, руководило* ?етягг!0зпа.'.'я тральтехв прянсшпамп стараотся устраниться • текеяяя г.'псгпх социально-экономических р политических проблем то рбцестяэ.

Во. втором параграфе. - "формирование ценностных уотансяок сов-мтой иояодежя в*процессе сокуляризацги" - рассматриваются чо-яриаму сякралько-сскулярясй деятельности основные тенденции мированпя ценностных установок российской молодекыо; обобкатот-мот'ериалы социологического исследования и формулируются крэт-внводн.

Используя данные анкетного опроса, автор устанавливает неко-ие закономерности формирования светских ценностных установок вязи с повышение» социальной зрелости в образовательного уров-молодежи. В частности, среди студентов больше респондентов, ентирушихся' на такие ценности как образование, работа по сдельности, семья и т.д. Для более зрелого'молодого человека ре-иозпыз ценности все чаще теряют способность быть аффективным дством в регуляции различных сфер его жизнедеятельности.

Повышенный интерес к религиозным ценностям среди учащихся 'сдавливается рядом специфических особенностей, связанных с ¡хологией подросткового возраста. Так, например, в сознании и гедении школьников младшего возраста прослеживается подражание фипм, особенно родителям. Соответственно, участие родителей в пьтосых мероприятиях часто служит образцом поведения и для де-

. Анализ результатов социологических исследований позволяет ?ору выделить приоритеты, фигурировавшие в опросе учащихся, гденческой и работающей молодели. Общую иерархию основных прио-сетннх ценностей у молодого поколения составили образование,

трудовая деятельность, отдельные стороны досуговой сфера.

В результате проведенного исследования была выявлена степе! воздействия указанных выше ценностных установок на формирование, мировоззренческой убежденности молодежи. Например, обращает на себя внимание то обстоятельство, что с повышением образовательнс го уровня, социальным вызреванием личности, повышается ее матер! диетическое миропонимание. По данным исследования среди студенте 4-го курса химического факультета Воронежского гооуниверсигета г 6,2$ .больше {»верящих в счастливые и. несчастливые приметы, чем среди первокурсников, на 6,7/« - в знахарство в гадание. Однако неверным было бы утверждение о прямолинейности мировоззренческой направленности учебМо-восвитательного процесса. У некоторых студентов старших курсов, по мере освоения учебных дисциплин, появляется вера во что-то таинственное и сверхъестественное. Наличие пр отав орет в ости секулярйзационных процессов можно наблюдать я на .уровне других ценностных приоритетов молодежи.

В конце параграфа рассматривается зависимость между занижен ними критериями в оценке духовных ценностей и мировоззренческим индифферентизмом определенной части молодого поколения, который я&тяется показателем неполноты секуляризации его сознания. Так, среди студентов не проявляющих интереса к восприятию нового в искусстве и литературе, количество индифферентной молодежи составило 16,45?, что на 7,3$ выше тех опрошенных, у которых етот в» терас присутствует.

~ "Социологический ,аналнь размывания религиозных Ценностных установок в сознании верующей молодежи". На материале конкретного социологического исследования йоказывается, что сознание и поведение современного молодого верующего характеризуется эклектичным сочетанием религиозных и светских елемен-

оз, которые в реальной жизни тесно переплетаются.

Раздвоенность сознания и поведения верующей молодежи отражать нэ ее ценностных установках. Отсутствие целостного религиоз-ого мировоззрения у современного верующего способствует формиро-1зн;;и в его сознании динамичной гетерогенной шкалы ценностей,все олее иепктывеетих обмирщение.

Более успешно осуществляется развитие сокуляризвционьлх про- . ;ессов в ценностных установках у верующих, в. сознании которых, эк замечает А.К.Демьянов "происходит постоянная борьба между увствауп и идеями: идеи зовут к духовным подвигам и личному спз-енто, чувства, наоборот, влекут к земному очастьп и блегоподу-ия'"-. Кап показывав? социологические исследования, такой тип ерувдеЯ молодом наиболее расположен к разиьвзнию традиционного омплскса религиозных ценностей, постепенному вытеснению ралигя-эного сознания с^тскимз элементами, В ходе анкетного* строоа 2,2$ молодых респондентов, входящих-в эту группу, отметили, что х религиозность заметно ослабевает, причем происходит вто, в ервую очередь, в угасании воры в бога. В то яе время ножно отме« ить, что процесс деформации идеи бога на всегда равнозначен со-рзгаенпю ее. личностного значения для современного молодого ворута-эги. Если само содержание сверхъестественного теряет предметную знноъгь для человека и отодвигается за пределы его кязй-ннйго зита,.то некоторые свойственные ему ГЬуншии, например, утешигияь-э-компеноационнвя продолжает импонировать обыденному сознанию и э оценочной школе может быть продвинута далеко впбр д.

Итак, исследование секуляризации в. сфере ценностных'установи российской молодежи показывав!-, что этот процесс имеет для- .

Демьянов А.К. Религиозность: тенденции к особенности проявления. - Вороне», К64. С.72.

лектвчески противоречивое развитие. На одних структурных уровн секуляризации наблюдается размывание религиозных ценностных ус иовоп в сознании молодого поколения, на других - наряду с отхр от религии имеют место в силу определенных социальных условий, традиций и т.д. ослабление секуляризыши духовного мира соврем ной молодея», а также затухание этого процесса и обращение к р ГИОЕНнм ценностям. Наиболее заметно, например, влияние традицв йн соэйанйе сельской молодежи» Одной из особенностей сельских традиций было П В некоторой мере остается в настоящее врега -ориентация на неизменное повторение сложившихся образцов повед нйя. Интериоризаруя принципы организации сельской жизни, молод человек вместе с тем воспринимает Как нечто естественное, релип озние ценности, под влиянием которых длительное время формиров! лиев эти'Принципы.

в_зи™ченим диссертация, по-водятся итоги исследования» и: лагэются обобщающие выводы, намечаются пёрепективы' дальнейшего изучений проблемы, даются некоторые практические рекомендации.

. Основное содержание диссертации отражено в следующих публ! нациях автора:

1. Роль социальной практики в размывании основ религиозно! . мировоззрения верующих // Шровоазрение в системе общественной

сознания / Тезиса Всесоюзной конференций, - Воронеж. Ч.П. 1988. - О,? п.л.

2. Миграционная подвижность как социально-этическая Проблс ма // Территориальная организация народного хозяйства крупного экономического района в условиях новых форм хозяйствования / Те висы межвузовской конференции. Воронеж, 1990. - 0,2 п.л.

3. Эаолстдтл гуманизма в система ролпгио?чоЗ яелтвлъноотн // агорпмн (•»y-i'Jo-remreecKpS коифзр-эввЕв, ясяяешгаов 60-лстви jpo'ww.orc »'пг-еиерпо-строятельпого института. / Тоэвор доглз-та. - Вороне-?, 199Г. - 0,2 п.л.

?аказ 259 от 24.6.22г. тир. ХООэкз. формат 00x90,Объём 1пл.

Офсетная' лаб. BIT. .