автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза русскоязычных писателей Мордовии 60-90-х годов ХХ века
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Тростина, Марина Александровна
Актуальность исследования
Одной из особенностей литературного процесса в Мордовии является развитие литературы на трех языках - мордовском-эрзя и мордов-ском-мокша и русском. "Своеобразие её /мордовской литературы - М.Т./ определяется главным образом тем, что она развивается как на родном /мокша-мордовском и эрзя-мордовском/ языке, так и на русском", -справедливо отвечает и М.Г. Имяреков [154,с.247]. Двуязычие в литературе и его влияние на общественную и культурную жизнь республики неоднократно становились предметом дискуссий мордовских литературоведов, ибо процессы взаимообогащения духовными ценностями, взаимопроникновения культур разных народов наиболее активно происходят именно в литературе [118; 183; 142]. Недаром профессор Н.И. Черапкин заметил, что "интенсивный взаимообмен духовными сокровищами, возникающий на базе тесного экономического и политического сотрудничества братских народов нашей страны и на основе идейной общности их интересов, становится важнейшим фактором, движущим развитие литературы" [234, с.7].
История взаимоотношений русского и мордовского народов уходит своими корнями в далекое прошлое. Национально-культурные взаимосвязи русских и мордвы были и остаются предметом особого внимания как историков, этнографов, лингвистов, так и литературоведов [179; 190; 191; 189; 232].
Однако по сей день нет однозначных мнений по вопросу о месте русскоязычной литературы в общем литературном процессе Мордовии. В ряде работ литературоведов и критиков республики поднимается важная проблема глубокого и всестороннего изучения творчества русскоязычных писателей республики как одного из носителей регионального своеобразия [85; 121]. "Безусловно, более пристальное внимание критики к русской литературе Мордовии во многом бы содействовало углубленному изучению процессов творческого взаимовлияния, устранению тех просчетов, которые нередко встречаются в произведениях русских литераторов Мордовии", - подчеркивает А.В. Алешкин [85, с.59].
Процессы взаимодействия и взаимовлияния литератур в нашей стране идут повсеместно. "Десятки больших и малых литератур живут, движутся, развиваются одновременно, в полном смысле слова взаимодействуя друг с другом", - отмечает Ю.Б. Кузьменко [174, с.259]. Данное взаимодействие осуществляется прежде всего между литературами, развивающимися на одной территории, причем "на развитие каждой братской литературы влияют как самобытные национальные традиции и особенности современной жизни русского народа, так и те общие закономерности, которыми обусловлен ход всесоюзного и мирового литературного развития"[110, с.85].
Вопрос о взаимодействии национальных литератур является составной частью вопроса о национальном многообразии отечественной литературы, который успешно изучается современным литературоведением. "Проблема народных и национальных - то есть своенародных, присущих определенному народу - основ литературы и культуры в целом приобрела за последние годы давно уже невиданную остроту и всеобщность," - считает В.В. Кожинов [166, с.95]. Многое сделали и делают в этом плане Г.А. Белая, Г.И. Ломидзе, М.Н. Пархоменко, Ю.И. Суровцев, Л.А. Теракопян и др. [103; 178; 202; 221; 223]. Развитие литературы рассматривается ими в ее связи с национальной культурой, так как "литература - неотрывная часть культуры, ее нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи, - писал М.М. Бахтин. - Ее недопустимо скрывать от остальной культуры и, как это часто делается, непосредственно, так сказать, через голову культуры соотносить с социально-экономическими факторами. Эти факторы воздействуют на культуру в ее целом и только через нее и вместе с нею на литературу" [102, с. 329].
Говоря о русскоязычной литературе какого-то из национальных регионов, как нам представляется, следует рассматривать ее в двух аспектах: как литературу, влияющую на развитие национальной литературы и культуры в целом, и как литературу, испытывающую на себе влияние национальной культуры и литературы. Такое влияние обнаруживается и в идейно-тематическом, и в художественно-стилистическом планах. "Укрепляющаяся год от года разветвленная система взаимодействий не имеет ничего общего с унификацией, нивелировкой, напротив, она обогащает советские литературы новыми средствами выразительности, пробуждает к росту скрытые творческие потенции и служит тем самым более полному выявлению и раскрытию национального начала," - пишет JT.A. Теракопян [223, с.365].
Тесно взаимодействуя с национальной литературой, русскоязычная литература Мордовии естественно вливается в общий литературный процесс республики и региона и становится его важной составной частью, развивающейся по сложившимся здесь закономерностям. Однако не всегда при изучении национальной литературы литературоведами и критиками уделяется должное внимание роли русскоязычной литературы в литературном развитии республики. Отметим, что, обратившиськрус-скоязычной литературе, мы подразумеваем под ней прежде всего творчество писателей-билингвов, то есть писателей мордовской национальности, использующих русский язык как язык творчества. В их произведениях не могли не отразиться "национальное мировосприятие и национальный стиль" [118, 119] /об этом речь пойдет далее.-М.Т./, как, впрочем, и в творчестве русских писателей Мордовии, формирующемся в национальной среде и впитывающем в себя происходящие в ней явления. Поэтому в нашем исследовании мы условно в целях сравнения и сопоставления отнесли к русскоязычной литературе и русскую литературу республики.
Среди русскоязычных прозаиков Мордовии есть немало поистине талантливых, одаренных художников слова (М. Петров, М. Брыжин-ский, В. Косыркин, А. Утешев, Т. Якушкин и др.) Поэтому мы вполне солидарны с А.Г. Бочаровым, который считает, что "поступательное движение литературы складывается благодаря успехам отдельного произведения, отдельного мастера, отдельного направления, открывших новую тенденцию, новую возможность, новые изобразительные средства, которые становятся общим достоянием" [110, с. 17]. Эту мысль разделяет и М.Б. Храпченко, утверждающий, что "привнося в литературу "свое", талантливый писатель увеличивает общее достояние, духовные ценности, принадлежащие народу" [232, с.68].
Необходимость всестороннего изучения художественного своеобразия русскоязычной литературы республики и, в частности, её жанровых разновидностей, поэтики, тематики и проблематики, национально-стилевой самобытности и составляет актуальность избранной нами темы исследования.
Состояние научной разработанности проблемы
Пробла жанрового развития прозы писателей республики уже была предметом исследования мордовских литературоведов. Ученые неоднократно обращались к истории жанров в мордовской литературе, связывая ее с историей литературного развитик в целом. "Жанр живет настоящим, но постоянно помнит свое прошлое. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития," - писал М.М. Бахтин [99, с. 142].
Одной из первых наиболее крупных работ по изучению жанров мордовский прозы стало исследование Б. Кирюшкина "Мордовский советский роман" [162]. В дальнейшем история возникновения и развития романного жанра нашла отражение в работах A.B. Алешкина, Н.В. Зиновьева, В.М. Макушкина и др. [88; 152; 180]. Жанр повести в мордовском литературоведении исследовался А.И. Брыжинским, М.И. Мальки-ной, Т.И. Кубанцевым, В.Е. Соколовой и др. [132; 184; 217]. Истории становления и эволюции малых жанровых форм посвятили ряд своих трудов Г.И. Горбунов, Г.С. Девяткин, М.Г. Имяреков, Е.И. Чернов и др. [132; 143; 154; 236].
Помимо работ, посвященных истории формирования и развития отдельных жанров прозы, мордовские литературоведы создали ряд исследований эстетики и поэтики произведений писателей, их идейно-тематических и стилистических исканий, соотнося их с литературным процессом всей страны [86; 87; 154; 138; 218].
Наиболее значительные труды литературоведов и критиков ежегодно выходили в специальных сборниках, составляемых учеными НИИЛЯЖЭ [93; 94; 95; 199; 200; 204].
Bel вышеуказанные исследования посвящены в основном анализу произведений, созданных на мордовском языке. Говоря о творчестве русскоязычных прозаиков, литературоведы останавливаются лишь на самых значительных творениях /М. Петрова, Т. Якушкина и др./, практически »оставляя без внимания интересные произведения других писателей [115;152; 181].
Важный шаг в плане более глубокого изучения русскоязычной литературы республики был сделан в работах М.И. Малькиной, авторов сборника "Проблемы современной мордовской литературы" /1980/, Р.П. Васильевой и Н.Л. Васильевым [183; 205; 121]. В частности, авторы статьи "Русское слово у колыбели мордовской литературы" отмечают, что "в процессе формирования младописьменных национальных литератур неизмеримо велика роль русского языка, при помощи которого происходило не только взаимное знакомство и общение людей различных народностей, но и сближение во всех сферах экономической и культурной жизни, укрепление классовой солидарности" [205, с.41].
Обзор литературоведческих исследований по данной теме показывает, что до настоящего времени единой обобщающей работы по изучению прозы русскоязычных писателей, и определению её места в литературном развитии республики нет. Те же отдельные статьи, рассматривающие творчество лишь некоторых писателей, не создают цельного представления о художественном своеобразии и литературных процессах и явлениях, происходящих в русскоязычной прозе.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа конкретных художественных произведений русскоязычных авторов представить целостную картину развития русскоязычной прозы в 60-90-е годы.
Для более глубокого исследования традиций и новых тенденций в русскоязычной прозе республики мы ставим перед собой следующие задачи:
- определение тематики произведений;
- выявление основных тенденций в отражении нравственных конфликтов в произведениях;
- рассмотрение особенностей выражения авторской позиции в произведениях русскоязычных прозаиков;
- анализ жанровых признаков произведений;
- изучение художественных средств, используемых русскоязычными прозаиками;
- выявление основных закономерностей развития русскоязычной прозы на современном этапе;
- рассмотрение степени взаимообогащения русскоязычной и мордовской литератур в рамках общего литературного развития в республике.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили:
- труды известных отечественных литературоведов, исследующих проблему жанра, поэтики, анализа художественных текстов, в которых наиболее полно раскрываются основные тенденции развития многонациональной отечественной литературы как в идейно-содержательном, так и в художественно-стилевом отношении /Л.А. Аннинского, В.Г. Белинского, М.М. Бахтина, М.Б. Храпченко, А.Г. Бочарова, Л.Г. Гинзбург, В.В. Кожинова, Ю.Б. Кузьменко, С.И. Машинского, B.C. Синенко, Б.В. Томашевского, М.Б. Храпченко, В.Б. Шкловского и др./;
- труды мордовских литературоведов, посвященный пробемам становления и развития жанров художественной прозы в регионе, выявления динамики литературного процесса, взаимодействия и взаимовлияния русской и мордовской литератур, в т.ч. и русскоязычной литературы как особой ветви мордовской литературы в целом /A.B. Алешкина, П.Я. Бардина, А.И. Брыжинского, Р.П. Васильевой, Г.И. Горбунова, Н.В. Зиновьева, В.М. Макушкина, В.Е. Соколовой, Н.И. Черапкина, Е.И. Чернова и др./;
- публикации современных отечественных критиков и литературоведов в периодический печати, литературно-художественных сборниках, характеризующие литературный процесс 60-90-х годов.
Предмет исследования составили художественные произведения самых разных прозаических жанров /рассказ, очерк, новелла и т.д./, написанные как русскими, так и мордовскими писателями, использующими русский язык как язык творческого самовыражения: Т. Якушкиным, М. Петровым, В. Косыркиным, И. Пиняевым, А. Утешевым, Н. Мирской, А. Косенковым и др. Их произведения отличаются многообразием тематики, остротой постановки нравственных проблем, богатством художественных средств и способов создания образа.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в мордовском литературоведении проводится многоаспектный анализ одной из малоразработанных проблем - проблемы развития русскоязычной прозы с применением системно-целостного анализа творчества русскоязычных прозаиков республики на уровнях тематики, проблематики, художественного своеобразия. Данная работа призвана стать целостным исследованием, охватывающим современную русскоязычную литературу как часть общего литературного процесса Мордовии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлены и определены особенности развития русскоязычной литературы в условиях двуязычия, показан процесс взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур в сфере художественной литературы.
Теоретические положения, конкретный материал и выводы, сделан
10 ные в работе, могут быть использованы учителями-словесниками при изучении национальной литературы в общеобразовательных школах, преподавателями вузов в ходе чтения курса по современной мордовской литературе, при разработке спецсеминаров и спецкурсов, связанных с проблемами русскоязычной региональной прозы, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы, финно-угорских литератур Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, сделаны также доклады на научно-практических конференциях в Мордовском госуниверситете /1996, 1997, 1999, 2000г.г./
Тема исследования нашла отражение в опубликованных тезисах в "Материалах научной конференции Мордовского госуниверситета им. Н.П. Огарева" /1999/ и статьях в журналах "Вестник Мордовского университета" /1993/, "Сятко" /1997/, "Материалах II Всероссийской конференции финно-угроведов" /2000/.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза русскоязычных писателей Мордовии 60-90-х годов ХХ века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительной особенностью современной русскоязычной прозы Мордовии является широта тематики, богатство принципов художественного исследования жизни, жанровое многообразие, детальное исследование духовного мира современника, судьбы героев и острая постановка сложных социально-нравственных вопросов времени.
В прозе русскоязычных писателей обращает на себя внимание глубокий художественный анализ сложных и противоречивых коллизий, стремление, независимо от жизненного материала, к широкому осмыслению закономерностей развития современной действительности. Обращаясь к тому или иному этапу истории, к той или иной сфере человеческой деятельности, писатели соотносят их с историей нашего Отечества в целом.
Весьма разнообразны жанровые формы русскоязычной прозы 6090-х годов. Здесь и широкие эпические повествования /М.Петров "Красный колосс"/, и повести-хроники /М. Дерябин "Чубаровы"/, и т.д. Всем им свойственно сопряжение истории и современности. В жанровом движении русскоязычной, как, впрочем, и всей мордовской литературы в целом, происходит непрерывный процесс обогащения новыми подходами, взглядами на актуальные социально-нравственные проблемы.
Авторы в большинстве своем сами являются свидетелями и участниками описываемых событий. Историко-исследовательский принцип повествования часто сочетается в их произведениях с воспоминаниями, полемическими выводами, умозаключениями, сопоставлениями. Это приводит к взаимопроницаемости различных жанрово-стилевых структур. Прав A.B. Огнев, когда отмечает, что "новые отношения литературы с действительностью вызывают существенные изменения в системе жанров, и эти изменения небезразличны для периодизации, так как они - в числе других признаков - свидетельствуют о новом этапе в развитии искусства слова" [197, с.11].
Так, нередко в творчестве литераторов /В.Петрухина, Г. Балабаева, А. Соболевского и др./ взаимодействуют публицистика и философская проза. "Философское мироощущение с первой до последней строчки сквозит в творчестве Александра Соболевского и Геннадия Балабаева," -подчеркивает особенность творчества русскоязычных прозаиков П.Н.Киричек [159, с.5]. Писатели, словно отодвигая сюжет на второй план, углубляются в раздумья о чувствах патриотизма, национального достоинства, о вечных человеческих ценностях, наполняя произведения внутренними монологами, рассуждениями и т.д.
События последних десятилетий четко наметили в русскоязычной прозе и тенденцию к документализму. В произведения различных жанров включаются документальные сведения, даты и даже выдержки из газет и т.п. Это дает писателям возможность наиболее достоверно показать реальных героев и события. Так, в центре изображения В. Блинова /художественно-документальная повесть "Недорисованный портрет"/ -один из периодов жизни и творчества талантливого мордовского скульптора С.Эрьзи. Писатель ввел в повествование отрывки из документов, газетных статей, дневника героини.
Новые тенденции появились и в прозе о героическом пришлом народа. В произведениях русскоязычных писателей /Ф. Андрианова, Г.Балабаева, М.Петрова и др./ проявились характерные для современной прозы черты: многопроблемность, усиление художественного интереса к психологической сущности героя, его внутренней жизни, гуманистический пафос, лиризм.
Особый интерес вызывает у литераторов история мордовского народа, судьбы выдающихся его представителей. Н.В. Зиновьев по этому поводу верно замечает: "В последние годы в литературе наметилась тенденция более глубокого осмысления истории, культуры мордовского народа, героя нашего времени, положительного идеала" [153, с.З]. Писатели нередко обращаются к осмыслению многотрудного опыта народной истории, социальной и духовной жизни нации, к утверждению преемственности великих традиций её культуры.
Исследуя тему Великой Отечественной войны, русскоязычные прозаики решают в своих произведениях в исторической перспективе большие национальные и общечеловеческие проблемы /гуманизм, гражданский подвиг, национальный характер, народные судьбы/. Художники слова /А.Инчин, А.Соболевский, С.Фетисов, М.Глебов и др./ пристально всматриваются в духовный мир русского человека на войне, вписывают в летопись войны новые, недостающие страницы.
В прозе русскоязычных писателей Мордовии 60-90-х годов интенсивно развивается тема деревни. Стремление литераторов к эпической полноте изображения жизни села реализуется ими в различных жанровых формах. Рассказы И.Лиханова, И.Макаева, повести В.Еремкина, А.Утешева, романы В.Кижняева, М.Брыжинского, В.Косыркина и др. проникнуты неподдельной правдой, искренностью и глубоким пониманием нужд и чаяний труженика земли, трудностей борьбы. Своеобразные и по масштабу охвата исторического материала и по сюжетно-композиционной структуре произведения этих лет о деревне имеют общую черту - бережное, внимательное отношение к лучшим народным традициям и социальному опыту крестьянства как наследству, которое должно прочно вписаться в историю эпохи.
В освоении "деревенской" тематики внимание писателей все чаще привлекает форма своеобразной художественной хроники, в которой повествование ведется от лица, непосредственно связанного с селом /В.Еремкин "Оставь в наследство доброту"/. При этом органично соединяются достоверность изображения с лирико-публицистическими раздумьями, затрагивающими широкий круг проблем прошлого и современности. Именно эти имел в виду М.Б. Храпченко, когда говорил, что "процессы воздействия литературы тесно связаны с той правдой жизни, которую она несет в себе, но, конечно, никак не сводятся, собственно, к информации, какой бы значительной она ни была" [231, с.25].
Своеобразие сюжетов и конфликтов отличает произведения русскоязычных писателей на "производственную" тему. Авторы повествований о рабочем классе и людях производства /Т. Якушкин, А.Косенков, А.Цапко и др./ ставят сложные социально-нравственные вопросы. Как взаимосвязаны высокий уровень развития техники, производства, в котором участвует рабочий, и его духовный мир, как влияет экономическое благополучие на нравственный уровень человека? На эти и другие вопросы и пытаются ответить герои произведений.
В результате исследования прозы русскоязычных писателей Мордовии мы пронаблюдали, что влияние национальной культуры и литературы на творчество русскоязычных прозаиков выразилось в отражении следующих моментов:
- создание образа национального героя в произведениях на военную тематику /А. Инчин "Партизанский характер", А. Соболевский "Командир подземного гарнизона", С. Фетисов "Хмара" и др./, причем герой наделен яркими чертами мордовского национального характера: силой духа, упрямством и упорством в достижении цели, любовью к родной земле, чувством юмора;
- воспроизведение ярких страниц истории родного края, включающее в себя создание образов реальных исторических деятелей и определение их роли в описываемом историческом эпизоде /М. Петров "Боярин Российского флота", М. Брыжинский "Ради братий своих" и др./;
- создание образа исторического деятеля, деятеля искусства, выходца из мордвы и отображение его роли в истории государства и т.д. /В. Блинов "Недорисованный портрет", М.Петров "Румянцев-Задунайский" и др •/;
- противопоставление сильного женского характера безвольному, бездеятельному мужскому /А. Соболевский "Замкнутый круг", Г.Петелин "Я докажу", Т. Якушкин "Лысая гора" и др./ объясняется существующим в мордовской литературе и уходящим корнями в мифологию мордвы культом женщины;
- воспевание образа женщины-матери /А. Соболевский "Материнская слеза", Н. Мирская "Родные" и др./ также связано с культом женщины в мордовской литературе и мифологии, как и
- создание образа земли-кормилицы как живого организма, дышащего, живущего, сочувствующего и сопереживающего человеку /М.Брыжинский "Поклонись борозде", В. Кижняев "Поздняя весна", Г.Петелин "Мастер Никифор" и др./;
- изображение процесса хлебопечения как своего рода искусства /А.Инчин "Партизанский характер", В. Кижняев "Хлеб" и др./ объясняется особым вниманием мордовских прозаиков к профессии земледельца, хлебороба;
- создание картин природы как средства раскрытия душевного состояния, внутреннего мира персонажа /В. Медянкин "Горький запах полыни", В. Косыркин "Крестьяне" и др./;
- включение этнографических элементов, описаний мордовских обрядов, примет, праздников, верований, а также пословиц, частушек, плачей и т.д. в произведения о жизни села в целях создания народного колорита /М. Брыжинский "Поклонись борозде", В. Косыркин "Крестьяне" и др •/;
- отражение истории строительства и ввода в действие крупных промышленных объектов республики /А. Цапко "Заринское дело", Т.Якушкин "Лысая гора"/.
Анализ выбранных нами текстов позволяет сказать, что в каждом рассказе, повести или романе можно четко выделить лишь отдельные грани и стороны разветвленного авторского замысла, художественно цельного в своей основе. Мы не ставили целью в рамках данной работы охватить все многообразие русскоязычной прозы Мордовии, а стремились проследить наиболее характерные особенности её тематики и проблематики, поэтики, системы жанров состоящих в тесном взаимодействии и взаимопроникновении, как с мордовской, так и со всей отечественной литературой в целом.
Список научной литературыТростина, Марина Александровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Айтматов Ч. Плаха : Роман. М.: Известия, 1990. - 297 с.
2. Аксенова В. Без любви : Рассказы. Пьеса. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.- 112 с.
3. Акулинин А. Крепость на Цне : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.-240 с.
4. Андрианов Ф. Вижу зеленый : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-304 с.
5. Андрианов Ф. Зарево над Рузаевкой. Кн. 1-2 : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 368 с.
6. Андрианов Ф. Мера вины твоей : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 173 с.
7. Андрианов Ф. Спроси свою совесть : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. - 222 с.
8. Астафьев В. Людочка. М.: Б.И., Б.Г. /1990/. - 80 с.
9. Балабаев Г. Одна жизнь у каждого : Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - 224 с.
10. Бирюков В. Ветла : Рассказ // Просторы: Лит.-худ. сб. Саранск, 1988. - С. 21-24.
11. Бирюков В. Встреча в Будапеште : Рассказ // Светлое небо: Лит.-худ. сб. Саранск, 1988. - С. 156-159.
12. Бирюков Н. Риск княгини Яновской : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.-208 с.
13. Бирюков Н. Слово чекиста : Рассказы и повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 152 с.
14. Блинов В. Недорисованный портрет : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 160 с.
15. Брыжинский М. Поклонись борозде : Роман. Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1988.-400 с.
16. Брыжинский М. Ради братий своих : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 280 с.
17. Буртынский А. Авария : Рассказы и очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 118 с.
18. Буртынский А. Беглецы : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 120 с.
19. Винтина М. Подруги : Сборник очерков о женщинах Мордовии. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. 78 с.
20. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М.: Советская Россия, 1990. - 432 с.
21. Гоголь Н.В. Мертвые души : Поэма. М.: Худож. лит., 1985. - 368 с.
22. Гончаров И.А. Обыкновенная история : Роман в двух частях / Вступит, статья В. Розова. М.: Худож. лит., 1987. - 319 с.
23. Глебов М. Ушла девчонка на фронт : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - 88 с.
24. Дерябин М. Чубаровы : Повесть в 2-х кн. Кн. 1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 368 с.
25. Дерябин М. Чубаровы : Повесть в 2-х кн. Кн. 2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - 152 с.
26. Егоров В. Камни растут и светят : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 375 с.
27. Еремкин В. Не остуди свое сердце : Повесть. Рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. -240 с.
28. Еремкин В. Оставь в наследство доброту : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 152 с.
29. Еремкин М. Зори на Алатыре : Этюды о рыбалке. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 72 с.
30. Ефремов А. Аленина борозда : Рассказ // Просторы: Лит.-худ. сб. -Саранск, 1989.-С. 104-106.
31. Ефремов А. Мать вспоминает о сыне : Рассказ // Зори мокшанские:
32. Лит.-худ. сб. Саранск, 1980. - С. 216-219.
33. Журавлев Ю. Неделя до отпуска : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 192 с.
34. Закруткин В. Матерь человеческая : Повесть // Закруткин В. Повести. М.: Худож. лит., 1974. - С.
35. Инчин А. Корпус генерала Наумова, или схватка с Абвером. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. 512 с.
36. Инчин А. Партизанский характер : Рассказы и бывальщины. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. 320 с.
37. Инчин А. Шумят леса Хинельские : Докум.-худож. повесть. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. 330 с.
38. Кижняев В. В родника : Рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.-112с.
39. Кижняев В. Поздняя весна : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.-334 с.
40. Кижняев В. Теплое лето : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1992.-352 с.
41. Косенков А. А завтра снова понедельник : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. - 108 с.
42. Косенков А. Запоздавшее откровение : Рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 88 с.
43. Косенков А. Как улетают жар-птицы : Повести и рассказы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 272 с.
44. Косенков А. Молодость дается только раз : Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 222 с.
45. Косенков А. Под парусом : Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 320 с.
46. Косыркин В. Крестьяне : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1993.- 400 с.
47. Лиханов И. Жизнь продолжается : Рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 64 с.
48. Макаев И. Ритмы времени : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.- 128 с.
49. Медянкин В. Горький запах полыни : Повести. Саранск: Изд-во предпр. «Кворум», 1992. 160 с.
50. Мирская Н. Проходной балл : Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 272 с.
51. Некрасов Н.А. Избранные сочинения / Сост., вступ. статья и примеч. Н. Скатова. М.: Худож. лит., 1987. - 607 с.
52. Петелин Г. Знакомство : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.- 176 с.
53. Петров М. Боярин Российского флота : Ист. роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 456 с.
54. Петров М. Красный колосс : Полит, роман в трех книгах. Кн. 1. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 448 с.
55. Петров М. Красный колосс : Полит, роман в трех книгах. Кн. 2. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. 384 с.
56. Петров М. Красный колосс : Полит, роман в трех книгах. Кн. 3. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. 432 с.
57. Петров М. Румянцев-Задунайский : Ист. роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. - с.
58. Петрухин В. Избранник : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-88 с.
59. Петрухин В. Методика обучения сольному пению : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 176 с.
60. Петрухин В. Распахнутое небо : Рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-76 с.
61. Пиняев И. Я люблю тебя : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.-392 с.
62. Скороходов Н. По запутанным следам : Очерки о работниках милиции. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 136 с.
63. Соболевский А. Командир подземного гарнизона : Повесть.
64. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 248 с.
65. Соболевский А. Любовь великая : Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - 304 с.
66. Соболевский А. Прощание навсегда : Повести и рассказы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. 232 с.
67. Троепольский Г. Белый Бим Черное Ухо : Повесть. М.: Дет. лит.,1985.-222 с.
68. Утешев А. Бабье лето : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.-232 с.
69. Фетисов С. Домик на окраине : Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 150 с.
70. Фетисов С. Место в жизни : Рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. - 54 с.
71. Фетисов С. Хмара : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. -344 с.
72. Цапко А. Заринское дело : Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1986.-200 с.
73. Шеянов А. Край света, до востребования : Повести и рассказы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. -216 с.
74. Ширяев А. Наследники : Очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964,- 78 с.
75. Шмырев Н. Родная земля : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-368 с.
76. Шолохов М. Донские рассказы. М.: Дет. лит., 1980. - 222 с.
77. Шолохов М. Судьба человека : Повесть. М.: Сов. Россия, 1985. -128 с.
78. Якушкин Т. Зеленая долина : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.-382 с.
79. Якушкин Т. Испытание : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.- 264 с.
80. Якушкин Т. Ветка яблони : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1969.- 336 с.
81. Якушкин Т. Грушица у дороги : Роман. Саранск: Мордов. кн. издво, 1979.-432 с.
82. Якушкин Т. Лысая гора : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.344 с.
83. Янюшкин И. Вишни зацветут завтра : Роман. Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1989.-236 с.
84. Янюшкин И. Одоление : Роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983.328с.1.
85. Акимов В.М. Человек и время : «Путевая проза», «Деревенская проза» : Открытия и уроки. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1986.-245 с.
86. Алексин А.Г. О себе писать трудно // Советские писатели. Автобиографии: Том 5/ Сост. С. Колов. М., 1988. - С. 28-36.
87. Алешкин A.B. Лирика русских поэтов Мордовии // Вопросы мордовской литературы. Саранск, 1975. - С. 59-74.
88. Алешкин A.B. Мордовская литература // Вестник мордовского университета. -1991. № 3. - С. 26-30.
89. Алешкин A.B. Реальности ускоренного развития и эстетический потенциал мордовской литературы// Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе. Саранск, 1989. - С. 4-17.
90. Алешкин A.B. Роман : обстоятельства и характеры // Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Саранск, 1991. - С. 120-134.
91. Андреев Ю.А. Волшебное зрение. Специфика литературы в современных преломлениях. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1990.-431 с. 90.
92. Андреев Ю.А. Необходимость героя / Положительный герой в книгах последних лет/. Л.: Знание, 1987. - 32 с.
93. Аннинский J1.A. Локти и крылья : Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы, М.: Сов. писатель, 1989. - 320 с.
94. Апухтина В.А. Современная советская проза / 60-е начало 70-х годов/: Учеб. пособие для филолог, фак. ун-тов. - М.: Высш. школа, 1977. - 176 с.
95. Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе / Сост. и отв. ред. A.B. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 192 с.
96. Аспект-1990. Исследования по мордовской литературе / Сост. и отв. ред. A.B. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-120 с.
97. Аспект-1991. Исследования по мордовской литературе / Сост. и отв. ред. A.B. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 340 с.
98. Бакланов Г.Я. Автобиография // Советские писатели. Автобиографии: Том 5 / Сост. С. Колов. М., 1988. - С. 73-76.
99. Бардин П.Я. Я живу в Мордовии/О прозе Сергея Фетисова/ // Современная мордовская литература. 60-е 80-е годы: В 2-х частях. -4.2.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - С. 250-253.
100. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - С. 5-25.
101. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель,1963.-313 с.
102. Бахтин М.М. Слово о романе// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. - С. 72-233.
103. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - С. 392-427.
104. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Бочаров. -М.: Худож. лит., 1979,- 432 с.
105. Белая Г.А. Литература в зеркале критики : Современные проблемы. М.: Сов. писатель, 1986. - 365 с.
106. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя// Белинский В.Г.Собр.соч.:В2т.-М., 1959.-Т. 1.-С. 118-165.
107. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 2 т. М., 1959. - Т. 1. - С. 473-531.
108. Богомолов И.С., Миминошвили P.C. Брат, ты братством силен : Очерки лит. взаимосвязей. К 50-летию образования Союза писателей СССР. М.: Сов. писатель, 1985. - 431 с.
109. Бондарев Ю.В. О себе // Советские писатели. Автобиографии: Том 5. -М., 1988.-С. 92-96.
110. Бондаренко В.Г. Не причастные мысли: /Очерки/. М.: Современник, 1989. - 222 с.
111. Бочаров А.Г. Литература и время : Из творческого опыта прозы 6080-х годов. М.: Худож. лит, 1988. - 383 с.
112. Бочаров А.Г. Чем жива литература?. : Современность и литературный процесс : Монография. М.: Сов. писатель, 1986. -400 с.
113. Брыжинский А.И. В братском содружестве // Родные напевы : Лит.-худ. сб. Саранск, 1986. - С. 217-225.
114. Брыжинский А.И. В едином строю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.- 120 с.
115. Брыжинский А.И. Поиски и движение жанра повести // Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы /50-90-е годы/. Саранск, 1995. - С. 80-126.
116. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы /50-90-е годы/. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.
117. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза: /Движение жанра/. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 232 с.
118. Брюсов В.Я. Владимир Соловьев. Смысл его поэзии // Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1975. - С. 218-230.
119. Ванюшев В.М. Проблемы национального и интернационального в младописьменных литературах Поволжья. М.: Наука, 1975. - 175 с.
120. Васильева Р.П. К вопросу о художественном билингвизме // Проблемы жанров мордовской литературы. Саранск, 1987. - С.117.126.
121. Васильева Р.П. Национальное мировосприятие и национальный стиль // Аспект-1991. Исследования по мордовской литературе. -Саранск, 1993.-С. 27-48.
122. Васильева Р.П. Этностилевая функция фольклорных элементов в русскоязычном художественном произведении // Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе. Саранск, 1989. - С. 1726.
123. Васильева Р.П., Васильев H.J1. Основные тенденции развития. Русская литература Мордовии // Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 2. Саранск, 1993. - С. 203-250.
124. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -404 с.
125. Виноградов В.В. Общие вопросы стилистики // Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981. - С. 102-117.
126. Виноградов В.В. О художественной прозе // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. - С. 56-97.
127. Власенко А.Н. Расцвет : О современной литературе народов РСФСР. М.: Сов. Россия, 1984. - 224 с.
128. Волков И.Ф. Теория литературы : Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Просвещение; Владос, 1995. - 256 с.
129. Воробьев H.H. Принцип историзма в изображении характеров и классическая традиция. М.: Наука, 1978. - 264 с.
130. Воронов В.И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов : Статьи. М.: Сов. писатель, 1984. - 384 с.
131. В поисках нового содержания. Советская литература 70-х первой половины 80-х годов. М.: Сов. писатель, 1989. - 407 с.
132. Ганчин А.Д. Очерк: на подступах к реальности // Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 1. Саранск, 1991. - С. 158165.
133. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Сов. писатель, 1979.222 с.
134. Горбунов Г.И. Жизнь, герой, литература. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976.- 120 с.
135. Горбунов Г.И. Жизнь деревни как главный объект изображения современной мордовской прозы // Ученые записки № 64 Мордовского гос. ун-та им. Н.П. Огарева. Саранск, 1968. - С. 4471.
136. Горький М. Как я учился писать // Горький М. О литературе. М., 1980.-С. 219-250.
137. Горький М. О литературе. М.: Сов. Россия, 1980. - 478 с.
138. Горький М. Предисловие / к «Сборнику пролетарских писателей»/ // Горький М. О литературе. М., 1980. -С. 19-113.
139. Горький М. Разрушение личности // Горький М. О литературе. М., 1980.-С. 49-98.
140. Гребенцов Г.С. К проблеме формирования жанров мордовской прозы // Проблемы жанров современной мордовской литературы. -Саранск, 1987.-С. 127-132.
141. Гусейнов Ч.Г. Проблема двуязычного художественного творчества в советской литературе // Единство, рожденное в борьбе и труде. М., 1972.-С. 300-316.
142. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. - 181 с.
143. Давыдов Ю. Документ. Эпоха. Вымысел // Лит. обозрение. 1979. -№6. -С. 103.
144. Двуязычие в мордовской литературе // История мордовской литературы : Учебник для филол. фак-тов / Отв. ред. Н.И. Черапкин. -Саранск, 1981. С. 330-348.
145. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-216 с.
146. Дедков И.А. Живое лицо времени : Очерки прозы семидесятых -восьмидесятых. М.: Сов. писатель, 1986. - 389 с.
147. Добролюбов H.A. Когда же придет настоящий день // Добролюбов H.A. Литературная критика. М., 1972. - С. 43-90.
148. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М.: Наука, 1991.- 379 с.
149. Егорова Л.П. В семье единой : Рус. сов. проза в ее связях с жизнью народов СССР. М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
150. Закономерности воздействия национальных языков и литератур: /Сборник/ Науч. ред. H.A. Андрамонова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.- 166 с.
151. Заморий Т.П. В поисках героя-современника : Героич. начало в современ. прозе. Киев: Наук, думка, 1990. - 184 с.
152. Зиновьев Н.В. Актуальные аспекты изображения современной колхозной деревни в прозе Приволжско-Приуральского региона // Проблемы жанров современной мордовской литературы. Саранск, 1987.- 13-24.
153. Зиновьев Н.В. Хозяева земли. Современный герой мордовской прозы // Зиновьев Н.В. Человек и время. Саранск, 1995. - С. 56-85.
154. Зиновьев Н.В. Человек и время : Мордов. лит. и нац. шк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 272 с.
155. Идейно-художественное многообразие советской литературы 60-80-х годов: /Сб. ст./. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 197 с.
156. Имяреков М.Г. Мордовская литература на современном этапе // Примокшанье мое : Лит.-худ. сб. Саранск, 1982. - С. 247-258.
157. Имяреков М.Г. Нравственные искания в мордовской прозе // Горение : Лит.-худ. сб. Саранск, 1986. - С. 225-234.
158. История русской советской литературы : Учеб. пособие для филол. спец. вузов / Е.П. Бахметьева, В.В. Бузник, П.С. Выходцев и др. М.: Высш. шк., 1986. - 630 с.
159. Карбаева H.A. Женские образы в современном мордовском романе // Проблемы жанров ^современной мордовской литературы.1. Саранск, 1987.-С. 39-56.
160. Кейроль Ж. Чтение и персонаж // Человек читающий. Писатели XX в. о роли книги в жизни человека и общества. М., 1990. - С. 361364.
161. Киричек П.Н. Неоткрытые острова : О рус. ветви мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 88 с.
162. Киричек П.Н. Сопротивление факта // Советская Мордовия, 1991. -16 мая.
163. Кирюшкин Б.Е. Мордовский роман на пути к зрелости // Советский многонациональный роман. М., 1985. - С. 335-346.
164. Кирюшкин Б.Е. Мордовский советский роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 183 с.
165. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. М.: Наука, 1983.-335 с.
166. Кожинов В.В. Голос автора и голоса персонажей // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1990. - С. 95-104.
167. Кожинов В.В. Национальная литература: прошлое или будущее // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1990. - С.
168. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.-544 с.
169. Кожинов В.В. Ценности истинные и мнимые // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990. - С. 60-67.
170. Комина Р.В. Современная советская литература /Худ. тенденции и стилевое многообразие/ : Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1978. - 176 с.
171. Кравченко Ю.М., Пересулько Т.К. Время и люди. Социально-нравственные проблемы советской прозы. К.: Лыбидь, 1990. - 180 с.
172. Крамов И.Н. В зеркале рассказа. М.: Сов. писатель, 1979. - 296 с.171. «Круглый стол» : Национальные культуры и межнациональные отношения // Д. Урнов, А. Дмитриева, Е. Завадская, В.
173. Бикмухаметов, Н. Надъярных, М. Мушинский, А. Тамм, В. Непомнящий, М. Шукуров, У. Беэзыныш, И. Ланкутис, Я. Караев // Вопросы литературы. 1989. - № 8. - С. 3-76.
174. Кубанцев Т.Н. Литература финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 35 с.
175. Кубанцев Т.И. Становление жанров мордовской литературы в условиях творческих взаимосвязей литератур народов СССР // Проблемы жанров современной мордовской литературы. Саранск, 1987.-С. 3-12.
176. Кузьменко Ю.Б. Современная литература : Закономерности становления и развития : Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -288 с.
177. Латынина А.Н. За открытым шлагбаумом : Лит. ситуация конца 80-х: /Сб. ст./. М.: Сов. писатель, 1991.-335 с.
178. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ имени A.A. Жданова, 1983. - 350 с.
179. Ломидзе Г.И. В поисках истины и человечности // Дружба народов. 1981. - № 6. - С. 221.
180. Ломидзе Г.И. Патриотизм и интернационализм советской многонациональной литературы : Ст. разных лет. Тбилиси: Мерани, 1985.-296 с.
181. Лузгин A.C. В тесном соседстве : Хозяйство и материальная культура русского населения Мордовии : Ист.-этногр. очерки. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. 188 с.
182. Макушкин В.М. Мордовский советский роман // Край мордовский : Лит.-худ. сб. Саранск, 1978. - С. 219-228.
183. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.
184. Малькина М.И. Если внимательно вглядеться /исторический романы Михаила Петрова/ // Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 1. Саранск, 1991. - С. 210-226.
185. Малькина M.И. Сколько языков у мордовской литературы? // Встречи-90 : Публицистика. Саранск, 1990. - С. 43-62.
186. Малькина М.И., Кубанцев Т.И. Повесть : обновление традиций // Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 1. Саранск, 1991.-С. 134-158.
187. Машинский С.И. В спорах о романе // Машинский С.И. Слово и время. М., 1975. - С. 520-529.
188. Машинский С.И. Слово и время. М.: Сов. писатель, 1975. - 560 с.
189. Мережковский Д.С. Акрополь // Мережковский Д.С. Избранные литературно-критические статьи. М., 1991. - С. 108-126.
190. Многоязычие и литературное творчество / Отв. ред. акад. М.П. Алексеев. JI.: Наука, 1982. - 340 с.
191. Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 240 с.
192. Мордва : Историко-культурные очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-624 с.
193. Мордва : Историко-этнографические очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 336 с.
194. Мусаев K.M. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. Баку, Элм, 1989. - 180 с.
195. Нагибин Ю.М. Автобиография // Советские писатели. Автобиографии. Том 5. М., 1988. - С. 327-333.
196. Надъярных Н.С. Интернациональное содружество литератур. М.: Знание, 1984.-64 с.
197. Национальное и интернациональное в советской литературе : Сб. статей / Ред. кол.: Ломидзе Г.И. и др. М.: Наука, 1971. - 518 с.
198. Николаенко Н.И. С временем сверяя шаг. Нравственные искания в современной советской прозе. Киев: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1984.- 104 с.
199. Огнев A.B. О периодизации русской советской прозы // Жанрово-стилевые проблемы советской литературы : Сборник научныхтрудов. Калинин, 1985. -С. 3-31.
200. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М.: Просвещение, 1978. -208 с.
201. Очерки жанров мордовской литературы: /1972-1973/. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 174 с.
202. Очерки жанров мордовской литературы /1974-1975/. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - 168 с.
203. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. М.: Просвещение, 1978. - 287 с.
204. Пархоменко М.Н. Роман семидесятых. М.: Худож. лит., 1987. - 334 с.
205. Петрухин В.А. Начало /О рассказах Кижняева В. «В родниках»/ // Сов. Мордовия. 1981.-27 сентября.
206. Проблемы развития современной мордовской литературы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 172 с.
207. Проблемы современной мордовской литературы / Сост. и общ. ред. проф. Н.И. Черапкина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. - 272 с.
208. Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе : Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. М.: МОПИ, 1991.- 108 с.
209. Семенова С.Г. Звери, люди и новое мышление // Перспектива-89: Советская литература сегодня : Сборник. М., 1989. - С. 138-170.
210. Синенко B.C. Тенденции художественного синтеза и переходные формы литературы // Синенко B.C. Особенности жанровой системы современной советской литературы. Уфа, 1986. - С. 20-36.
211. Синенко B.C. Эпическая тенденция в литературе 60-80-х годов // Синенко B.C. Особенности жанровой системы современной советской литературы. Уфа, 1986. - С. 37-48.
212. Синенко B.C. и др. Советская проза 80-х годов. Герои и проблемы : Учебн. пособие. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1990. - 88 с.
213. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л.И. Тимофееви C.B. Тураев. M.: Просвещение, 1974. - 509 с.
214. Снитко О.И. Люди и миры: о бренности человеческого существа и вечности земного бытия / Художественная формула «герой -антигерой» в современной прозе Мордовии/ // Вестник Мордовского университета. 1996. - № 3. - С. 23-26.
215. Советские писатели. Автобиографии : Том 5 / Сост. С. Колов. М.: Худож. лит., 1988.-527 с.
216. Советский многонациональный роман / Сост. Г.И. Ломидзе, С.М. Хитарова. М.: Наука, 1985. - 398 с.
217. Современная мордовская литература. 60-80-е годы. Ч. 1 / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Мордовской ССР; Редкол.: A.B. Алешкин /отв. ред./, А.И. Брыжинский, Р.П. Васильева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 240 с.
218. Соколова В.Е. Конфликты и характеры : Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972,- 148 с.
219. Соколова В.Е. Художественные искания в мордовской прозе 60-80-х годов // Аспект-1990. Исследования по мордовской литературе. -Саранск, 1990.-С. 81-97.
220. Стаднюк И.Ф. Страницы биографии // Советские писатели. Автобиографии. Том. 5. М., 1988. -С. 438-447.
221. Станкевич Н.В. Моя метафизика // Мир и эрос : Антология философских текстов о любви. М., 1991. - С. 243.
222. Суровцев Ю.И. В 70-е и сегодня. Очерки теории и практики современного литературного процесса : Монография. М.: Сов. писатель, 1985. - 576 с.
223. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика : Учеб. пособие / Вступит, статья Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
224. Теракопян JI.A. Параллели и пересечения : Совр. проза: герои, проблемы, конфликты. М.: Худож. лит., 1984. - 367 с.
225. Толстой J1.H. Что такое искусство? // Толстой JI.H. Поли. собр. соч.: В 20 т. М., 1983.-Т. 15.-С. 41-221.
226. Торшин A.A. Жанр и сюжет /к характеристике стилевого своеобразия современной военной повести/ // Взаимодействие метода, стиля и жанра в советской литературе : Сб. научн. тр. -Свердловск, 1988.-С. 115-122.
227. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. JI., 1978. - с.
228. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр /современный советский рассказ/. М.: Знание, 1987. - 112 с.
229. Утехин Н.П. Современная русская советская повесть. JL: Наука, 1975.- 140 с.
230. Флобер Г. Письмо к Амели Боске от 20 августа 1866 года // Флобер Г. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит., 1956. - Т. 5. - С. 247.
231. Хайлов А.И. Грани рассказа // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971. - С. 200-231.
232. Храпченко М.Б. Время и жизнь литературных произведений // Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т. М., 1981. - Т. 3. - С. 222-257.
233. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя // Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4- т. М., 1981. - Т. 3. - С. 64-96.
234. Циркин A.B. Русско-мордовские отношения в X-XIV вв. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 111 с.
235. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. - 196 с.
236. Черная Н.И. Позиция писателя и развитие романных форм / АН УССР. Ин-т лит. им. Т.Г. Шевченко; Отв. ред. И.А. Дзеверин. -Киев: Наук, думка, 1990. 164 с.
237. Чернов Е.И. Формирование жанров // Чернов Е.И. История мордовской литературы. Саранск, 1993. - С.16-33.201
238. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. Письма : В 12 т. -М., 1975.-Т. 2.
239. Чигринов И.Г. Первое воспоминание // Советские писатели. Автобиографии. Том 5. М., 1988. - С. 483-490.
240. Шагалов A.A. Верность человеку труда : Проза 70-80-х годов о рабочем классе. М.: Худож. лит., 1987. - 334 с.
241. Шкловский В.Б. О новелле // Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. -М., 1983.-Т. 1.-С. 8-13.