автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественно-эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80 - 90-х годов XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Карабанова, Надежда Валериевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕСТО ПОВЕСТИ В СИСТЕМЕ ПРОЗАИЧЕСКИХ ЖАНРОВ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МОРДОВИИ.
1.1. Эволюция и специфика жанра повести.
1.2. Русскоязычная повесть в системе прозаических жанров мордовской литературы.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО -ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКОВ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ МОРДОВИИ 80 -90-х ГОДОВ XX ВЕКА.
2.1. Жанрово-стилевые особенности современной мордовской повести.
2.2. Принципы художественного подхода к изображению конфликтов в современной русскоязычной прозе Мордовии (на примере повести о деревне).'.
2.3. Проблема становления и развития характера в произведениях мордовских писателей.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Карабанова, Надежда Валериевна
Кардинальные перемены, произошедшие в политической, социальной, духовной жизни нашего общества в последние два десятилетия XX века, оказали значительное влияние на развитие литературы.
Современный мир является одним из достоверных источников жизненных впечатлений и духовного опыта каждого художника слова. Следовательно, роль литературы как средства познания и преобразования общества определяется прежде всего силой и глубиной присущего ей исследовательского начала, ее способностью к художественной типизации и обобщению.
Под влиянием общественных перемен зачастую совершается эволюция как отдельного жанра, так и всей системы жанров. Лидирующий на одном этапе времени жанр на следующем может оказаться на периферии. Жанровое равновесие постоянно нарушается, так как является ответом на общесоциальные импульсы. Поэтому проблема жанра является актуальной в литературоведении, ибо это прежде всего проблема эволюции самосознания общества, его культуры, передачи опыта предшественников. Об этом писал С.П. Залыгин: "В жанровом самосознании искусства сказывается его самостоятельность и его отношения с эпохой, его понимание требований времени. Ведь не искусство само по себе, руководствуясь одним только своим интересом, определило, когда следовало появиться тому или иному жанру" (62, 244).
Современные литературоведы указывают на то, что жанр фиксирует изменения в духовной жизни общества и в то же время сам меняется вместе с ними, в жанрах и через жанр можно увидеть "движение времени". Жанр - это инструмент для широкого общекультурного анализа. Именно поэтому в диссертационном исследовании нами был избран жанровый подход к рассматриваемой проблеме.
Сегодня важно посмотреть на литературу как на историю жанров, хотя следует оговориться, что только к этому ее никто не сводит. Однако определенный интерес могут представлять этапы и развитие литературы в контексте истории литературных жанров.
Современной наукой доказана мысль, что жанры необходимо изучать системно, так как они не функционируют независимо друг от друга. Вместе с тем, чтобы определить содержание этой системы, важно знать особенности каждого отдельного жанра.
В этом плане наиболее интересным и дискуссионным представляется жанр повести, поскольку его границы "размываются . с обоих берегов" (82, 17), то есть как со стороны больших, так и малых эпических форм. Поэтому зачастую отнесение того или иного произведения к жанру повести должно быть дополнительно аргументировано. Несмотря на это, исследуемый жанр пользуется большой популярностью как среди самих художников слова, так и среди читателей, критиков и литературоведов. Оперативность, сравнительно небольшой объем, непосредственная связь с жизнью позволяют повести быстро реагировать на жизненные изменения, вместе с тем, представляя достаточно полный художественный анализ ситуации и воссоздавая типические характеры.
В работе сделана попытка проанализировать и обобщить различные концепции, представленные в современном литературоведении по теории жанра вообще и по жанру современной русскоязычной повести Мордовии, в частности.
Важно отметить, что современная русскоязычная литература Мордовии развивается в тесном содружестве с другими национальными литературами Поволжья. Рассматривая национальные литературы, необходимо подчеркнуть, что писателям Поволжья присуще острое чувство нового, умение подметить характерные черты времени, глубокий психологизм. Такое тесное соприкосновение литератур имеет важное значение, как считает известный мордовский критик и литературовед В.М. Макушкин, отмечая, что "осмысление национального художественного опыта в контексте лучших достижений русской и других литератур стало одним из методологических принципов мордовского литературоведения при оценке родной литературы, ибо только устремленность к высокой художественности и идейности обещает прогресс литературе" (103, 127).
Повести писателей Поволжья отличаются тематическим разнообразием, проникновением авторов в самую сущность проблем современности, обстоятельным раскрытием основных черт характеров сегодняшнего героя, разнообразием форм и стиля. К типологическим можно отнести следующие особенности жанра повести данного региона.
Во-первых, это наличие созвучных тем и проблем, поднимаемых художниками слова на страницах своих произведений. Так, например, жизненной основой произведений мордовского прозаика Г.Н. Петелина "На отшибе", "Односельчане", "Целительница Люба" и его марийского собрата Ю.Н. Артамонова "Весомый каравай", "Пастух", "Обильные хлеба" послужили современные процессы, происходящие на селе. Проблемам молодежи посвящены повести В.А. Петрухина "Методика обучения сольному пению", Н.Я. Тремасова "Нежности волчицы" и удмуртских писателей Г.Д. Алексеева "Одинокие" и Т.А. Архипова "Одолей себя".
Во-вторых, это общая тенденция тяготения жанра повести к романным формам. В мордовской литературе это проявляется в произведениях В.Д. Еремкина "Стряпухины", М.И. Брыжинского "Ради братий своих" и других. В марийской прозе "в художественном решении проблем, связанных с деревенской жизнью, трудом и бытом села, наиболее действенным, созвучным времени оказался жанр повести, насыщенный значительными элементами "романного мышления", ставшего своего рода "микророманом". Современная марийская повесть по своему аналитическому содержанию, по широте охвата больших пластов жизни и по глубине проникновений во внутренний мир личности все больше тяготеет к роману" (69, 333).
В-третьих, это наблюдающееся в современной повести обостренное внимание писателей к духовному началу бытия, к внутреннему миру человека, к стремлению всесторонне воссоздать в своих произведениях характер, проявляющийся не только в поступках, но и в нравственных оценках как самого себя, так и окружающих. Отсюда - подчеркнутый лиризм, характеризующий многие произведенияя исследуемого жанра.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в прозе писателей народов Поволжья находит воплощение все многообразие нашей жизни, сделаны определенные шаги к раскрытию многогранного характера героя.
Вместе с тем, современная русскоязычная повесть Мордовии обладает специфическими чертами, выявить которые мы попытались в своей работе.
Особенностью литературы Мордовии является ее существование на трех языках (мордовском-мокша, мордовском-эрзя и русском), что обусловливает целый ряд вопросов и проблем. Эта черта в литературе и ее влияние на культурную жизнь республики до сих пор остается предметом пристального внимания и оживленных дискуссий среди мордовских литературоведов. В предлагаемом исследовании рассматривается жанр русскоязычной повести, где значительный пласт художественных произведений тесно связан с национальными формами бытия, мировоззрения и мыслевыражения. В связи с этим встает вопрос о взаимовлиянии русскоязычной и мордовской литератур. Об этом справедливо, на наш взгляд, было замечено современным мордовским литературоведом Р.П. Васильевой: "Что касается мордовской литературы, то органичность, "безболезненность" существования ее в рамках русскоязычной традиции, обусловленная как благоприятными современными социальными условиями, так и глубинными историческими корнями, остроту проблемы национальной специфики вовсе не снимает, перспективу же ее анализа делает лишь плодотворнее" (32, 18).
В рамках исследования рассматривается период, представленный в русскоязычной литературе Мордовии такими писателями, как В.Д. Еремкин, JI.A. Замятин, В.А. Кижняев, Н.М. Мирская, Г.Н. Петелин, В.А. Петрухин и другие. Развитие русскоязычной литературы 80-90-х годов XX века позволяет говорить о новых тенденциях и явлениях, связанных с активным творчеством вышеназванных прозаиков.
Присуща ли русскоязычной повести национальная самобытность? В чем ее художественно-эстетическое своеобразие?
Современная русскоязычная повесть широко и многообразно отражает окружающую действительность. Особое звучание получают произведения, показывающие острые социальные противоречия нашего времени. Писатели соотносят свой нравственно-эстетический идеал с реальной действительностью, которая заставляет людей менять не только специальность, привычки, но зачастую и моральные принципы. Об этом повести В.А. Кижняева "Куковала кукушка", Г.Н. Петелина "Ему же холодно", "На отшибе", Н.Я. Тремасова "В семье не без урода" и другие.
Писатели стремятся раскрыть наиболее типичные черты своих современников. Этим и обусловлено напряженное внимание авторов к личности, характеру героя, его внутреннему миру, духовному облику, национальному характеру.
Русскоязычной литературе Мордовии присуще обостренное внимание к своим корням, к сельской жизни. Многие повести посвящены теме деревни. В них литераторы склонны обстоятельно, разносторонне исследовать жизнь современного села, стараясь показать самое существенное. Герои находятся в неразрывной связи с землей. Таковы произведения В.Д. Еремкина "Стряпухины", В.А. Кижняева "Куковала кукушка", Г.Н. Петелина "На отшибе", "Односельчане", "Целительница Люба", А.А. Утешева "Бабье лето" и другие.
Одной из художественно-эстетических особенностей русскоязычной литературы можно считать и появление нетрадиционных форм повести. Авторы стремятся к созданию оригинальных произведений, в которых часто происходит смешение жанровых и родовых признаков. Примером могут служить повести К.В. Смородина "Молодой специалист", В.Д. Еремкина "Стряпухины", Л.А. Замятина "Три часа до истины" и т. д.
Развитие повести в 1980-90-х годах нельзя отделить от процесса художественно-эстетического исследования человека. Художественные поиски, тесно связанные с этим процессом, интерес к человеческой судьбе были вызваны целым рядом жизненных обстоятельств. К ним можно отнести прежде всего проверку личности на изломах жестких кардинальных изменений, произошедших в нашей жизни в конце XX века. При художественном исследовании действительности с позиций историзма авторы не ограничиваются проблемами современности, они переосмысливают исторические события, а также обращают свой взгляд в будущее. Писатели с обостренным вниманием следят за способностью человека найти правильный путь, за его попытками извлечь уроки из пережитого. Поэтому современные авторы и утверждают в литературе идеал нравственно активной личности.
Актуальность работы связана с глубокими изменениями в политике, экономике, социальной сфере нашего государства, что влечет за собой переосмысление моральных и нравственных ценностей отдельно взятой личности и общества в целом. Все это находит отражение в русскоязычной повести Мордовии.
Актуальность настоящего исследования обусловлена еще и недостаточной разработанностью представленной проблемы в литературоведении и критике Мордовии. Несмотря на значительный пласт русскоязычной прозы, до сих пор не существует работ, где исследуемый жанр рассматривался бы целостно с художественно-эстетических позиций.
Разнообразие форм русскоязычной повести, ее тематики, проблематики требует отдельного рассмотрения и более глубокого исследования, что поможет выявить наиболее существенные черты эволюции данного жанра на современном этапе, установить своеобразие каждого анализируемого произведения и на основе этого определить общие тенденции развития исследуемого жанра.
Все вышесказанное определило цели и задачи диссертационного исследования. Цель работы состоит в том, чтобы выявить художественно-эстетическое своеобразие жанра повести в русскоязычной прозе Мордовии, проследить пути развития данного жанра на современном этапе.
Данная цель включает в себя решение следующих задач:
- выявить исторические предпосылки возникновения жанра повести в мордовской литературе;
- показать особенности данного жанра в русскоязычной прозе Мордовии;
-рассмотреть основные темы и проблемы, поднимаемые современными мордовскими писателями на страницах своих произведений;
- установить жанрово-стилевые особенности русскоязычной повести Мордовии 1980-90-х годов;
- выявить принципы художественного подхода к изображению конфликтов в современной повести о деревне;
- рассмотреть пути и средства воссоздания характера современного героя;
- дать развернутый идейно-художественный анализ конкретных произведений в контексте литературного процесса Мордовии.
Предметом исследования являются повести русскоязычных писателей Мордовии, изданные в 80-90-х годы XX века, авторы которых - В.Д. Еремкин, J1.A. Замятин, В.А. Кижняев, Н.М. Мирская, Г.Н. Петелин, В.А. Петрухин, К.В. Смородин, А. А. Соболевский, Н.Я. Тремасов и другие. Анализ привлеченного материала, связанного с развитием жанра повести в русскоязычной прозе Мордовии конца XX века, дается в общем контексте развития мордовской литературы.
Теория и методология диссертационного исследования основывается на концепциях жанра повести, разработанных в отечественном литературоведении. Нами рассматривается история зарождения и эволюции русской и мордовской повести, основное внимание уделяется ее развитию на современном этапе. В связи с этим методологической и теоретической основой диссертации послужили труды известных отечественных литературоведов: М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, А.С. Бушмина, И.Ф. Волкова, В.М. Головко, Н.А. Гуляева, В.В. Кожинова, А.И. Кузьмина, И.К. Кузьмичева, H.JI. Лейдермана, А.Г. Погрибного, Г.Н. Поспелова, B.C. Синенко, Н.П. Утехина, В.Е. Хализева, М.Б. Храпченко, JI.B. Чернец, В.Б. Шкловского и других.
Мы опираемся и на достижения мордовских литературоведов и критиков: А.В. Алешкина, А.И. Брыжинского, В.В. Горбунова, Г.И. Горбунова, Г.С. Девяткина, В.И. Демина, Б.Е. Кирюшкина, В.М. Макушкина, М.И. Малькиной, В.Е. Соколовой, Н.И. Черапкина и других.
В соответствии с поставленными задачами в диссертационном исследовании на основе сравнительно-типологического и историко-функционального подходов были рассмотрены повести русскоязычных писателей Мордовии 1980-90-х годов. Это позволило выявить их художественно-эстетическое своеобразие.
Научная новизна исследования состоит в том, что работа является первым опытом изучения жанра повести в контексте современной мордовской литературы. В ней впервые представлен многоаспектный анализ произведений исследуемого жанра, выявлены его художественно-эстетические особенности и прослежены пути развития русскоязычной повести в литературе Мордовии на современном этапе.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что теоретические положения, конкретный материал и выводы проведенного исследования могут быть использованы учителями-словесниками при изучении мордовской литературы в национальных общеобразовательных школах, преподавателями вузов на лекциях и семинарах по мордовской литературе, при разработке курсов по выбору, при написании студентами курсовых и дипломных работ, при создании учебных пособий и учебников для вузов и национальных общеобразовательных школ.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были обсуждены на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева. Основные положения исследования излагались в докладах и сообщениях на научных конференциях МГПИ имени М.Е. Евсевьева, на заседаниях кафедры литературы, в тезисах и статьях научных изданий, а также в периодической печати Мордовии.
Структура и объем диссертации определены спецификой исследованных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем машинописного текста составил 190 страниц.
Список научной литературыКарабанова, Надежда Валериевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Автор. Жанр. Сюжет: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Грешных. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 1991. -124 с.
2. Акимов В.М. Где же искать ответ? // Звезда. 1968. - №5. - С. 207-213.
3. Акимов В.М. Человек и время. "Путевая проза", "деревенская проза": Открытия и уроки. JL: Сов. писатель, 1986. - 245 с.
4. Алешкин А.В. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 192 с.
5. Алешкина С.А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX начала XX века: Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Саранск: МГУ, 1990. - 16 с.
6. Андреев А.Н. Жанрообразующий аспект формы художественных произведений: К проблеме жанра // Некоторые вопросы изучения славянских языков и литератур. Минск, 1990. - С. 64-67.
7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Худ. лит-ра, 1957. - 184 с.
8. Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 96. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 191 с.
9. Аспект-1990. Исследования по мордовской литературе: идейно-эстетические проблемы и художественные традиции: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 102. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 117 с.
10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Худож. лит-ра, 1975. 502 с.
11. Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. -318с.
12. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т. М.: Худож. лит-ра, 1977.
13. Березина В.Г. Белинский дополняет афоризм Вольтера: К проблеме современности литературных жанров // Русская литература. Л., 1991. -№3 . - С. 101-102.
14. Боборыкин В.Г. Проза-1985 (Новое в жизни, науке, технике. Литература.)-М.: Знание, 1986.-60 с.
15. Богданов А.Н. Повесть // Литературная учеба. 1988. - №5. - С. 169-170.
16. Большой энциклопедический словарь. Изд-е 2-е, перераб. и доп. - М.: Большая российская энциклопедия; СПБ "Норинт", 1999. - 1456 с.
17. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 190 с.
18. Брыжинский А.И. Не остуди сердце свое // Советская Мордовия. 1989. -14 сентября. - С. 4.
19. Брыжинский А.И. Оставь в наследство доброту // Советская Мордовия. -1985,- 19 сентября.-С. 4.
20. Брыжинский А.И., Пашутина О.В., Чернов Е.И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. -592 с.
21. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (5090-е годы): Дис. ученой степени доктора филолог, наук. Саранск, 1995. -313 с.
22. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (5090-е годы). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.
23. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза: Движение жанра. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 232 с.
24. Буало. Поэтика искусства. М., 1967. - 356 с.
25. Бугров В.И. О поисках завтрашнего дня: О фантастике всерьез и с улыбкой. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1981. - 223 с.
26. Бурлина Е.Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.- 165 с.
27. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. - 334 с.
28. Васильев Л. Что есть счастье // Советская Мордовия. 1987. - 3 декабря.
29. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1970.-496 с.
30. Васильева Р.П. Этностилевая функция фольклорных элементов в русскоязычных художественных произведениях// Аспект-1989. Исследования по мордовской литературе: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 96. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. С. 17-26.
31. Василевский А.Т. О содержательности жанровых форм как критерии. Классификация жанров // Вопросы русской литературы. Львов, 1970. -Вып. 15.
32. Введение в литературоведение / Под ред. Т.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. - 527 с.
33. Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины // Под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 2000. -527 с.
34. Взаимодействие жанров в художественной системе писателя: Межвуз. сб. науч. тр. / Под. ред. Пуришева Б.И. М.: МГПИ, 1982. - 177 с.
35. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение "Владос", 1995. -256 с.
36. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989. - 250 с.
37. Волькенштейн В.М. Драматургия. М.: Сов. писатель, 1960. - 338 с.
38. Вопросы мордовской литературы: Труды. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975.-Вып. 51.-199 с.
39. Воробьев Н.Я. Художественное моделирование, конфликты, теория игр // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - С. 348372.
40. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.-246 с.
41. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х т. М.: Искусство, 1968.
42. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. лит-ра, 1977. -433 с.
43. Головко В.М. Повесть как жанр эпической прозы. М.; Ставрополь, 1997,- 117 с.
44. Головко В.М. Поэтика русской повести. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.- 191 с.
45. Горбунов В.В. Голос жизни (Заметки о современной мордовской литературе) Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. - 58 с.
46. Горбунова Е.Н. Идеи. Конфликты. Характеры. М.: Искусство, 1960. -508 с.
47. Горланов Г. О судьбах народных // Советская Мордовия. 1990. -31 марта.
48. Горловский А.С. Проза-1980. (Новое в жизни, науке, технике. Литература.) М.: Знание, 1981. - 64 с.
49. Гуляев Н.А. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Высшая школа, 1985.-271 с.
50. Дворецкий А.В. Проблема литературных жанров в русской критике "накануне Белинского" // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1989. - С. 22-31.
51. Девяткин Г.С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. -216 с.
52. Демин В.И. Традиции и жанры мордовской сатирической литературы: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Саранск: МГУ, 1993. - 16 с.
53. Дремов А. Художественный образ. М.: Сов. писатель, 1967. - 408 с.
54. Еремкин В.Д. Рядом шептались колосья: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.- 84 с.
55. Еремкин В.Д. Стряпухины: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992,-304 с.
56. Жанровое многообразие художественной литературы: Межвуз. сб. науч. тр. / Под. ред. Т.Д. Белова. Саратов, 1991. - 144 с.
57. Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII XIX вв.: Сб. науч. работ / Под ред. А.И. Груздева. - Л.: ЛГПИ, 1974. - 190 с.
58. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1996. -440 с.
59. Жулинский И.Г. Человек в литературе. Общественные ценности и проблема художественного характера. Киев: Наук. Думка, 1983. - 303 с.
60. Залыгин С.П. Литературные заботы. М.: Искусство, 1972. - 355 с.
61. Замятин Л.А. Дорога жизни // Вдохновение: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 25-87.
62. Замятин Л.А. Три часа до истины // Созвездие: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - С. 126171.
63. Замятин Л.А. Последний поиск: Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.-240 с.
64. Захаров В.И. Система жанров Достоевского: типология и поэтика. М.: Знание, 1985.-354 с.
65. Зиновьев Н.В. Идейно-эстетическое своеобразие и жанрово-стилевые поиски мордовской прозы о современной колхозной деревне // Проблемы развития современной мордовской литературы: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 72. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - С. 55-64.
66. Иванюк Б.П. К проблеме теоретической истории жанра // Автор. Жанр. Сюжет. / Под ред. В.И. Грешных. Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 1991.-С. 3-10.
67. История марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989. -365 с.
68. История мордовской литературы / Под ред. Н.И. Черапкина. Саранск: МГУ, 1981.-385 с.
69. История мордовской советской литературы в 2 т. / Под. ред. В.В. Горбунова, А.Е. Кирюшкина, В.М. Пискунова. Саранск, 1968-1971.
70. Калинина JI.O. Проблема жанра в теоретических работах В. Соколова // Размышления о жанре. М.: Просвещение, 1992. - С. 113-125.
71. Каторова A.M. Введение в литературоведение: Курс лекций. Саранск: МГПИ, 1999. - 155 с.
72. Кижняев В.А. Куковала кукушка: Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.-288 с.
73. Киричек П.Н. Неоткрытые острова: О русской ветви мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - 88 с.
74. Кожинов В.В. Жанр // Литературный энциклопедический словарь. М., 1988.-С. 107.
75. Кожинов В.В. Повесть // Краткая литературная энциклопедия: в 9-ти т. -М., 1962-1978. Т. 3. - С. 814-815.
76. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990. - 542 с.
77. Козак А.И. Драматическое как эстетическая проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1977. - 16 с.
78. Комина Р.В. Современная советская литература: Художественные тенденции и стилевое многообразие. М.: Высшая школа, 1978. - 176 с.
79. Конторович В. Полемические мысли об очерке // Вопросы литературы. -1966,- №21,-С. 34-41.
80. Кросс Я., Смелков Ю. На чем стоит повесть // Литературное обозрение. -1975.-№ 10.-С. 17.
81. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984. - 111 с.
82. Кузьмичев И.К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи. М.: Современник, 1973. - 336 с.
83. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. - 208 с.
84. Кузнецов Ф.Ф. Самая кровная связь: Судьба деревни в современной прозе. -М., 1987.-345 с.
85. Левинтова Е.Н. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре // Общая стилистика и филологическая герменевтика. -Тверь, 1991.-С. 21-35.
86. Левитан Л.С. Цилевич Л.М. Сюжет и идея. Рига: Звайгзне, 1973. - 277 с.
87. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития литературной прозы в 60-70-е годы. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. 254 с.
88. Лейдерман Н.Л. Испытание войной (Некоторые особенности конфликта в современной художественной прозе о Великой Отечественной войне) // Человек и общество. Проблемы современной советской литературы. -Свердловск, 1966. Сб. 47. - С. 73-105.
89. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории "жанр" // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976. - Вып. 3. -С. 3-17.
90. Липовецкий М.Н. "Свободы черная работа": Об артистической прозе нового поколения // Вопросы литературы. 1989. - № 9. - С. 3-45.
91. Литвиненко Н.А. "Потенциал восприятия" и эволюция литературных жанров // История литературы и художественное восприятие. Тверь, 1991.-С. 126-134.
92. Литвинов В.М. Проза-1984. (Новое в жизни, науке, технике. Литература.)-М.: Знание, 1985.-64 с.
93. Литературная теория и художественное творчество: Сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1979. - 147 с.
94. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Новый мир. -1969. -№ 9.-С. 167-184.
95. Лихачев Д.С. Неравнодушная проза // Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984. - С. 3-4.
96. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -352 с.
97. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.
98. Лурье А.Н. Литература и современность: Проблемы и характеры. Л.: Знание, 1981. - 36 с.
99. Макеев Ю. Почерк молодых // Советская Мордовия. 1982. -19 января.
100. Макушкин В.М. Начало пути. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. -148 с.
101. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.
102. Малькина М.И., Кубанцев Т.И. Повесть: обновление традиций // Современная мордовская литература 60-80-е годы в 2-х ч. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - Ч. 1,-С. 134-158.
103. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа М.: Наука, 1986. - 320 с.
104. Мирская Н.М. Проходной балл: Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - 272 с.
105. Михайлов АД. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. -М.: Наука, 1986. -348 с.
106. Михайловская Н.Г. Стиль русскоязычной литературы Севера и Дальнего Востока. М.: Наука, 1984. - 160 с.
107. Мордовская литература последних лет / Под ред. В.Е. Кирюшкина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. 280 с.
108. Мотяшов И. Жизненная правда и художественный вымысел. М.: Искусство, 1960. - 80 с.
109. На пути роста: Сборник литературно-критических статей. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 247 с.
110. Наровчатов С. Необычное литературоведение. М.: Дет. лит-ра, 1981.- 366 с.
111. Неверов А.В. Молодая проза: время, проблемы, герой (Новое в жизни, науке, технике. Литература.). М.: Знание, 1985. - 64 с.
112. Нефед В.И. Размышления о драматическом конфликте. Минск, 1970,- 143 с.
113. Николаев П. А. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении. М.: МГУ, 1983. - 366 с.
114. Николаев П. А. Советское литературоведение и современный литературный процесс. М.: Худож. лит-ра, 1987. - 332 с.
115. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Сов. писатель, 1974. - 520 с.
116. Новикова Е.Г. Проблемы малого жанра в эстетике И.С. Тургенева // Проблемы метода и жанра. Томск, 1978. - С. 12-24.
117. Носов В.Н Проблема жанра в трудах представителей социологического направления в литературоведении 1920-х годов // Литературный процесс и творческая индивидуальность. Кишинев: Штиинца, 1990.-С. 56-74.
118. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути: от М. Горького до В. Шукшина. - М.: Современник, 1977. - 479 с.
119. Озмитель Е.К. Теория литературы. Фрунзе: Мектеп, 1986. - 172 с.
120. Осовский О. Е. За горизонтом повседневного // Мордовия. 1991. -25 октября. - С. 11.
121. Очерки жанров мордовской литературы (1972-1973). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - Вып. 65. - 176 с.
122. Парнов Е.И. Современная научная фантастика. М.: Знание, 1968. -99 с.
123. Петелин В.В. Мятежная душа России: Споры и размышления о современной русской прозе. М.: Сов. Россия, 1986. - 380 с.
124. Петелин Г.Н. Знакомство: Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 176 с.
125. Петелин Г.Н. На отшибе: Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996.-400 с.
126. Петрухин В.А. Выкуп // Черный узел: Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - С. 271-328.
127. Петрухин В.А. Избранник: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-88 с.
128. Петрухин В.А. Методика обучения сольному пению: Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 176 с.
129. Петрухин В.А. О времени и о себе // Советская Мордовия. 1986. -5 августа.
130. Погрибный А.Г. Художественный конфликт и развитие современной советской прозы. Киев: Вища школа, 1981. - 199 с.
131. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов. писатель, 1983. - 367 с.
132. Попова Е.А. Пространственно-временная организация жанра повести// Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. Волгоград, 1996. - С. 309-311.
133. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. -271 с.
134. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.
135. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. М.: Высшая школа, 1997.-С. 309-315.
136. Поэтика жанров русской и советской литературы / Под ред. С.Ю. Баранова. Вологда: Волог. гос. пед. ин-т, 1988 - 136 с.
137. Проблемы жанров современной мордовской литературы / Под ред. А.И. Брыжинского. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 201 с.
138. Проблемы литературных жанров: Материалы VI науч. межвуз. конф. / Под ред. Н.Н. Киселева. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1990. - 234 с.
139. Проблемы развития современной мордовской литературы / Под ред. А.И. Брыжинского. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. - 172 с.
140. Проблемы современной мордовской литературы / Под ред. Н.И. Черапкина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. - 272 с.
141. Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе / Под ред. Л.П. Кременцова. -М.: МОПИ, 1991. 108 с.
142. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. - 565 с.
143. Русские повести XIX века в 3 т. М,- Л., 1950. - Т. 1.
144. Савостьянов Е.И. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1977. - 311 с.
145. Сальников Ю., Бардин П. В памяти народной // Советская Мордовия,-1981.-3 сентября.
146. Синенко B.C. Внутренняя организация художественного произведения. Уфа: Башк. гос. ун-т, 1984. - 77 с.
147. Синенко B.C. О повести наших дней (Новое в жизни, науке, технике. Литература.). М.: Знание, 1971.- 48 с.
148. Синенко B.C. Особенности жанровой системы современной советской литературы. Уфа: Башк. гос. ун-т, 1980. - 44 с.
149. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов: Вопросы поэтики и типологии жанра // Проблемы жанра и стиля. Уфа: Башк. гос. ун-т, 1970. - Вып. 44. - С. 47-68.
150. Скобелев В.П. Слово далекое и близкое: Народ герой - жанр: Очерки по поэтике и истории литературы. - Самара, 1991. - 278 с.
151. Смородин К.В. Молодой специалист // Созвездие: Литературно-художественный сборник. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. - С. 56-92.
152. Соболевский А.А. Прощание навсегда: Повести и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. - 232 с.
153. Современная мордовская литература (60-80-е годы) в 2-х ч. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. - Ч. 2. - 320 с.
154. Современная советская проза / Под ред. В.И. Кочетова. М.: МГУ, 1990.- 187 с.
155. Соколова В.Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта в мордовской повести о деревне. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. -148 с.
156. Соколова В.Е. Художественные искания в мордовской прозе 60-80-х годов // Аспект 1990: исследования по мордовской литературе: Идейно-эстетические проблемы и художественные традиции. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 81-98.
157. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Проблемы и методы изучения жанра. Л., 1974. - С. 169-232.
158. Страшнов М.В. Жанр // Литературная учеба. 1987. - № 2. - С. 231232.
159. Строганов М.В. Автор герой — читатель и проблема жанра. -Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1989. - 84 с.
160. Суровцев Ю.И. Родные братья, но не близнецы // Звезда. 1968. -№5,-С. 198-207.
161. Суровцев Ю.И. Роман и время // Литературная газета. 1967. -1 февраля. - № 5.
162. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы / Под ред. Г.Л. Абрамовича. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962-1965. - Кн. 1-3.
163. Терентьев А. Чаша весов // Молодой ленинец. 1982. - 29 января.
164. Тимофеев Jl.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976.448 с.
165. Типология жанров и литературный процесс. СПб: Образование, 1994,- 116 с.
166. Ткачев П.И. Границы жанра. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - 207 с.
167. Тремасов Н.Я. Отказ от земного: Повести. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-256 с.
168. Тремасов Н.Я. Нежности волчицы: Повесть. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-96 с.
169. Трефилова Г. Динамика жанровых форм и некоторые стилевые тенденции прозы // Современная советская литература в духовной жизни общества развитого социализма. М., 1980. - С. 194-236.
170. Уланов Э.А. О некоторых критериях определения жанров прозы // Поиски нового в изучении литератур народов СССР. Улан-Уде, 1991. -С. 85-92.
171. Уманская А.Б. Функциональные свойства категории жанра // Размышления о жанре. М., 1992. - С. 37-47.
172. Урбан А.А. Фантастика и наш мир. Л.: Сов. писатель, 1972. - 255 с.
173. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. — М.: Искусство, 1970. -225 с.
174. Утехин Н.П. Введение // Современная русская советская повесть. Л.: Наука, 1975.-264 с.
175. Утехин Н.П. Дуэль. Повести русских писателей. М.: Правда, 1990. -588 с.
176. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. - 185 с.
177. Утехин Н.П. Принципы типологии эпических форм и проблема жанра повести: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1975. - 30 с.
178. Утехин Н.П. Современность классики. М.: Современник, 1986. -379 с.
179. Утешев А.А. Бабье лето: Повесть и рассказы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 232 с.
180. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. -325 с.
181. Филологические заметки / Под ред. В.Е. Осовской. Саранск: МГПИ, 1993.-Вып. 2.-90 с.
182. Филологические заметки / Под ред. О.Е. Осовского. Саранск: РИК "Трио", 1994.-Вып. 3.-112 с.
183. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -448 с.
184. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки о русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1971. - 293 с.
185. Хабин В.Н. Литературный жанр как типологическая категория // Проблемы литературных жанров / Под ред. Н.Н. Киселева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. - С. 6-8.
186. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. М.: Высшая школа, 2000. -398 с.
187. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит-ра, 1979. - 446 с.
188. Чепинога А.И. В поисках жанровых границ рассказа // Вопросы литературы, языка и библиотековедения. Фрунзе, 1965. - С. 176-192.
189. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. - 199 с.
190. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.
191. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 148 с.
192. Шатин Ю.В. Три аспекта жанровой теории // Проблемы литературных жанров / Под ред. Н.Н. Киселева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. -С. 5-6.
193. Шкловский В.Б. Избранное: В 2-х т. М.: Худож. лит-ра, 1983.190
194. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы: В 2-х т. -М.: Худож. лит-ра, 1966.
195. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. - 383 с.
196. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост, В.И. Новиков М.: Педагогика - Пресс, 1998. - 424 с.
197. Эсалнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 183 с.