автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Пунктуация как средство ритмико-стилистической организации текста
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Яхнович, Наталия Игоревна
ВВЕДЕНИЕ.
ПРИМЕЧАНИЯ.
ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ПУНКТУАЦИИ.
ГЛАВА I. К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ПРИМЕЧАНИЯ.
ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РАННЕЙ АНГЛИЙСКОЙ
ПУНКТУАЦИИ
§1. Опыт изучения работ по пунктуации ХУ1-ХУШ в
§2. Зарождение и формирование системы английской пунктуации
ПРИМЕЧАНИЯ.
ЧАСТЬ П. ПУНКТУАЦИЯ И СТИЛЬ.
ГЛАВА I. ИНТЕЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЗА ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ
§1. К вопросу о стиле.
§2. О принципах ритмического построения текста периода Возрождения
§3. Особенности ритмико-стилистической организации
Литании мольбы" Томаса Мора
§4. О некоторых особенностях ритмико-стилистической организации "Печалей" Томаса Мора
ПРИМЕЧАНИЯ.
ГЛАВА П. ИНТЕЛЛЕКТИВНАЯ ПРОЗА ПЕРИОДА БАРОККО
§1. О принципах ритмико-стилистической организации текста в стилистике барокко (на материале философско-религиозной прозы Джона Донна).
ПРИМЕЧАНИЯ.
ГЛАВА Ш. ЭКСПРЕССИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПУНКТУАЦИИ
ПРИМЕЧАНИЯ.
Введение диссертации1991 год, автореферат по филологии, Яхнович, Наталия Игоревна
Изучение современной пунктуации невозможно без знания ее истоков, эволюции, особенностей развития в различных языках. Высокий уровень современных филологических исследований, изучающих текст преимущественно с точки зрения коммуникативных особенностей языка, не позволяет ограничиться одним лишь описанием действующей системы пунктуации или же сводом правил по употреблению знаков препинания. Простая константация больше не может удовлетворить исследователя синтаксиса: только внимательное изучение истории возникновения и развития английской пунктуации, выявление особенностей функционирования знаков препинания в ходе исторического развития языка может способствовать более глубокому осмыслению семиотической системы.
Сегодня, в условиях бурного развития филологической герменевтики, когда усилия лингвистов направлена на то, чтобы научиться как можно глубже понимать текст, видеть и воспринимать в нем все оттенки авторского замысла, интерес к проблемам пунктуации особенно велик.
При всем многообразии работ, посвященных вопросам пунктуации, представляется возможным выделить три основных подхода к проблеме:* I) логический (Ф.И.Буслаев, С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро); 2) синтаксический (Дж.К.Грот); 3) интонационный ( Л.В.Щерба, Л.А.Булаховский, А.М.Пешковский). Для данного исследования особую важность представляет последний из перечисленных аспектов - интонационный. Сущность его заключается в том, что пунктуация рассматривается как действенное средство выражения различных эмоциональных оттенков, как способ отражения ритмомелодики высказывания на письме. Так, например, в работах А.М.Пешковского убедительно показаны роль и значение пунктуации как средства графического выражения просодических модуляций устной речи, в том числе и для передачи не только синтаксических пауз, но и риторических, и 2 психологических,
Очевидно, что правильное филологическое прочтение текста возможно только при условии верного воссоздания авторской фразировки, основу которой составляет первоначальное членение на синтагмы - наименьшие смысловые единицы текста, оформленные просо3 дическими средствами. Синтагма по определению Л.В.Щербы, впервые предложившего данный термин, - это фонетическое единство, выражающее единое осмысленное целое в процессе речи-мысли.^ В работах Л.В.Щербы о пунктуации подчеркивается активная творческая основа 5 выделения синтагм. Синтагматическое членение носит субъективный характер, поскольку, являясь продуктом речевой деятельности человека, не воспроизводится в языке как данность, но происходит сугубо произвольно, в соответствии с авторским содержанием-намерением высказывания.
Сложившаяся практика взаимообразного использования понятий "синтагматическое членение" и "ритмическая организация текста" проиводит к выводу о том, что синтагма составляет фактическую основу ритма. В ходе специального изучения этого принципиально важного вопроса на кафедре английского языка филологического факультета МГУ была заложена основа нового направления исследования синтаксиса - ритмическая синтагматика: разработаны методы синтактико-стилистического анализа, конкретизированы типы ритмического строения, определена оптимальная модель ритма для текстов общенаучного регистра (т.н. "гармоническое разнообразие").
Кратко изложенные теоретические основы, разработанные в трудах основоположников советского языкознания и получившие в последние годы дальнейшее освещение в работах ведущих советских лингвистов, позволяют поставить вопрос о знаках препинания как средстве передачи в письменной речи основных ритмико-просодических особенностей изначального авторского прочтения текста и шире - о ритмико-стилистической природе пунктуации. Такой подход к исследованию проблемы интересен, прежде всего, в отношении 7 английского языка, в котором, как показывает практика, пишущему представляется фактически неограниченная свобода в выборе знаков препинания, что дает возможность сознательного использования пунктуации для создания различного рода ритмико-стилистических эффектов.
Таким образом, отправным моментом данной диссертации является попытка комплексного подхода к изучению английской пунктуации, предполагающего исследование по двум взаимообусловленным направлениям, а именно: I) пунктуация и ритм; 2) пунктуация и стиль. Аргументированно обосновать и проиллюстрировать на материале реальное существование прямой зависимости между способом применения знаков препинания и ритмико-стилистической организацией текста, немыслимой без учета эстетической стороны рече-творчества, - одна из основных задач проведенной научно-исследовательской работы.
В этой связи представлятся необходимым остановиться несколько подробнее на разъяснении вынесенных в название диссертации терминов "ритм" и "стиль", а также уточнить неоднократно используемые в работе понятия "риторика", "эстетика", "ёстети-. ческая организация текста".
В "Словаре лингвистических терминов" читаем: "Ритм - это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в произведении речи"8 Определение проф. О.С.Ахмановой идеально вписывается в предложенное Э.Бенвенистом универсальное правило: понятие "ритм" применительно к любому явлению и процессу, основанному на повторении.^ Этот вывод можно считать краеугольным камнем ; современной теории ритмической организации речи, поскольку он определяет методику любого исследования в обсласти ритмопро-содии.
Выводы Э.Бенвениста об универсальной природе ритма оказались созвучными и нашему пониманию принципов ритмической организации, что нашло выражение в детальном ритмико-синтаксическом анализе материала, проведенном с учетом следующих параметров:
I/ членение на синтагмы;
2/ чередование ударных и безударных слогов;
3/ длина синтагмы;
4/ чередование женских, мужских и дактилических клаузул;
5/ синтаксический параллелизм;
6/ лексические и звуковые повторы (анафорические, зачины, аллитерация и т.д.);
7/ стилистические фигуры.
При разборе материала также учитывались принципы построения предложения-периода, определяемые нормами классической и средневековой риторики.
Как показало исследование,*^ знаки препинания упротребляются не только для передачи на письме собственно синтаксических отношений, но и сознательно используются пишущим для передачи смысловых и экспрессивных оттенков речи, обеспечения выразительности текста. Пунктуация служит прекрасным ориентиром для читающего, помогая понять и смысл высказывания, и то, как и какими ритмо-просодическими средствами следует оформить воспроизведение написанного. В этом смысле пунктуация тесно смыкается с понятием "стиль".
Стиль - это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания.^
При рассмотрении такого сложного вопроса как стиль в пунктуации было бы целесообразно, на наш взгляд, учитывать особенности различных лингвистических факторов: I) индивидуальный авторский стиль; 2) данный функциональный стиль и 3) исторический стиль. Исторический стиль рассматривается в исследовании как проявление определенной экспрессивной направленности, общей для различных проявлений творческой деятельности человека в конкретный исторический период. На объективной основе анализа материала в работе предпринимается попытка выявления наиболее общих законов построения произведения, относящихся к различным видам искусств - литературе, музыке, архитектуре, книжной миниатюре, - но выполненных в едином стиле, будь то барокко,рококо или классицизм. Таким образом,работа выходит за рамки собственно лингвистического исследования и приобретает более широкое филологическое звучание.
Возникает закономерный вопрос: что выступает в качестве критерия при определении стилевой принадлежности произведения? Исходя из приведенного выше определения стиля можно заключить, что общая стилевая направленность произведений обуславливается, помимо определяющего единства общественно-исторического содержания, и устойчивым единством отвечающих содержанию художественно-образных принципов, средств, приемов. Иными словами, особенности стиля находят выражение на двух взаимосвязанных уровнях: уровне "содержания" и уровне "организационно-структурной формы", создаваемой совокупностью отвечающих содержанию выразительных средств. Из сказанного логично заключить, что одним из средств воссоздания характерных особенностей определенного стилевого направления на уровне структурной организации текста является пунктуация.
В предлагаемой диссертации неоднократно используются созвучные понятия "риторика" и "эстетика", требующие терминологического разграничения.
Эстетика традиционно определяется как красота, художественность в оформлении, организации.^ Эстетическая организация присуща любому тексту, в котором реализуется функция воздействия. Лингвистической основой эстетически организованного произведения речи является его ритмическая структура, фразировка, обусловленная тем или иным выбором возможных просодических вариантов оформления высказывания. Там, где есть выбор, где есть свободная вариация,
13 там есть эстетика.
Эстетическая организация текста предполагает сознательное отношение автора к тому, что он говорит и как он говорит, каким образом используются лингвстические средства, находящиеся в его распоряжении. Подлинно филологическое прочтение текста означает, прежде всего, проникновение в его эстетическую организацию, что неотделимо от верного воспроизведения ритмопросодической структуры, отвечающей авторскому содержанию-намерению.
Различие между риторикой- теорией выразительной речи, изучаю
14 щей наиболее эффективные способы ее построения » ' - и эстетикой подобно отношению "общего" и "частного". "Эстетика", "эстетически организованная речь" - понятия универсальные, основанные на сознательном выборе, на свободной вариации. Риторика, напротив, подразумевает подчинение установленным канонам, композиционное оформление текста и использование риторических фигур в строгом соответствии с принятыми нормами. х х х
Настоящая работа посвящена проблемам реализации ритмико-стилистических возможностей английской пунктуации в период ее становления.
АКТУАЛЬНОСТЬ исследования определяется необходимостью рисширения и уточнения наших знаний по истории английской пунктуации. К сожалению, приходится константировать, что существующие многочисленные издания по теории и практике пунктуации основываются главным образом на привлечении современного лингвистического материала. Обращение к ранней английской пунктуации носит отрывочные характер и обычно ограничивается описанием пунктуационных особенностей произведений отдельных авторов. Иначе говоря, существует определенное противоречие: начиная с ХУ1 в., накоплен обширный материал по проблемам английской пунктуации,представленный в грамматических трактатах, справочниках,пособиях по практике пунктуирования и риторике, однако, до сих пор этот теоретический и практический материал должным образом не осмыслен и не обобщен, т.к. полностью отсутствуют научные принципы его систематизации. Фактически нет работ, представляющих эволюцию системы английской пунктуации, ее зарождение и развитие.
В то же время в 80-90-х годах появился ряд публикаций структуралистского толка, рассматривающих пунктуацию как замкнутую
15 систему, не имеющую выхода в устную форму речи. Нередко авторы пытаются подтвердить правильность своих выводов, ставящих пунктуацию вне связи с диеремикой звучащей речи, обращением к диахроническому синтаксису, объясняя возникновение пунктуации лишь процессами интеллектуализации и стандартизации письменной формы речи. Типичны утверждения о том, что первоначальная ориентация письменного текста не обязательное прочтение вслух, на декламирование становится ненужной с введением книгопечатания (поскольку с этого времени письменная форма речи стремительно развивается по своим собственным законам и окончательно отрывается от устной) и по мере
16 распространения практики чтения "про себя" . Сам факт появления работ по пунктуации, построенных на структуралистском подходе, поднимает вопрос о ее сущности на уровень методологической значимости, заставляет вернуться к проблеме возникновения и становления семиотических средств и делает актуальным обращение к опыту лингвистических изысканий на ранних стадиях развития английского языка.
Изучение ранней английской пунктуации вызвано также необходимостью обоснования анализа пунктуации как системы, которая характеризует в общем и целом ритм и стиль изложения использующего ее субъекта. Достаточно самого беглого взгляда на существующие немногочисленные работы по данной тематике, чтобы убедиться в том, что практически все они ограничиваются изучением индивидуальной пунктуационной манеры определенного автора или отдельного произведения. В то же время назрела необходимость в работах более широкого обобщающего характера, наглядно демонстрирующих, как практика пунктуирования сополагается с изменением норм стилистики изложения, и непосредственно связывающих пунктуацию с такими понятиями как "ритм" и "стиль". Таким образом, вопрос о пунктуации как средстве ритмико-стилистической организации текста стоит сегодня особенно остро.
НОВИЗНА работы обусловлена новизной осбуждаемых в исследовании проблем. В данной диссертации впервые выдвинуто и осуществлено практически предложение проследить ризвитие английской пунктуации со времени возникновения (к.ХУ - н.ХУ1 вв.) до окончательного оформления в конкретную филологическую систему (к.ХУШ в.), определить характер и основные тенденции ее развития. Предлагаемая периодизация процесса становления английской пунктуационной системы основывается на выделении особенностей функционирования знаков препинания в письменных текстах ХУI - ХУШ вв., связанных с преобладанием на определенных этапах развития данной семиотической системы т.п. "ритмической" или "грамматической" функций пунктуации.
Определяющим методом данного исследования является диахронический подход к проблеме пунктуации. Изучение всего многообразия работ по проблеме пунктуирования, изданных начиная с ХУI в., в комплексе с детальным лингвопоэтическим анализом огромного массива материалов при опоре на достижения современной науки в области синтаксиса явилось той теоретической и практической базой, на основе которой оказалось возможным выделение нескольких этапов развития ранней английской пунктуации.
Отправным моментом данного исследования является понимание пунктуации как средства ритмико-стилистической организации текста. В работе применяется расширенное толкование понятия "стиль", учитывающее взаимодействие различных слагаемых стиля в пунктуации, в том числе и исторического стиля. Это направление исследования даст реальную возможность (опираясь на теорию разграничения функций языка) выявить изменения в соотношении смысловых и экспрессивных элементов в системе семиотических средств выражения в период их зарождения и развития, позволяет связать каждую из противопоставляемых тенденций пунктуации - т.н. "ослабленную" и "усиленную" ипс1ег51:орр 1 пд V 5 . оуегБ^рр 1 пд ) - с определенной литературной традицией, с исторически обусловленным стилевым направлением в развитии словесно-художественного творчества.
Целью диссертации является определение основных тенденций развития английской пунктуации в период становления, что требует решения следующих задач:
- изучение максимально широкого языкового материала и критическое осмысление имеющихся работ по практической пунктуации (ХУI - ХУШ вв. ) ;
- 12
- выявление различных типов пунктуации, анализ их общих и особенных черт;
- периодизация процесса становления системы английской пунктуации;
- соположение практики пунктуирования с изменением стилистики изложения (на основе лингвостилистического анализа интел-лективной прозы периода Возрождения и барокко);
- проведение филологического эксперимента по сопоставлению ранней и современной манеры пунктуирования.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в том, что, во-первых, данное исследование вносит вклад в развитие филологической герменевтики, а, во-вторых, в нем определены основные тенденции развития английской пунктуации периода становления .
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ проведенного исследования определяется тем, что его вывод и рекомендации могут быть реально использованы при проведении ритмико-стилистического анализа произведений словесно-художественного творчества. В работе показано, как практически действуют предлагаемые рекомендации.
Практическая сторона настоящей работы заключается также и в том, чтобы научить студентов-филологов пользоваться пунктуацией как средством, облегчающим восприятие информации, помогающим не только достаточно точно и легко выразить свою мысль, но и сделать речь более образной, эмоционально воздействовать на адресата. В диссертации содержатся некоторые рекомендации общего характера, позволяющие оптимально использовать пунктуационную разметку для выражения содержания-намерения.
Основные выводы исследования могут быть использованы в практике обучения студентов навыкам письменной речи, а теоретические положения работы - в курсе лекций по истории языка, современному синтаксису и стилистике.
Выводы диссертации открывают новые возможности при обучении студентов филологическому чтению и подлинному пониманию произведений словесно-художественного творчества.
ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных в ходе исследования результатов подтверждается большим объемом изученного материала.
МАТЕРИАЛОМ исследования послужила английская интеллективная проза ХУ1 - ХУШ вв.: трактаты по философии, истории, праву, описания научных опытов, путевые заметки, различные издания Библии. Чрезвычайно полезным для понимания особенностей развития системы английской пунктуации оказалось обращение к опыту лингвистических изысканий по теории и практике пунктуирования (ХУI -ХУШ вв.): грамматическим трактатам, словарям, учебникам, практическим руководствам по пунктуированию. Это позволило увидеть проблему "изнутри", т.е. обратиться к рассмотрению особенностей пунктуации каждого исторически определенного периода с позиции критического осмысления существовавших в то время норм и правил пунктуирования. Выводы диссертации основываются также на скурпулезном анализе функционирования знаков препинания как в тексте самих исследуемых работ по пунктуации, изданных в ХУI - ХУШ вв., так и в привлеченном в них иллюстративном материале. Реальную помощь для понимания связи между пунктуацией и ритмомелодической организацией текста изучаемого периода оказали практические руководства но декламации и риторике (ХУ1 - ХУШ вв.).
Ограничение анализируемых текстов интелективной прозой ХУI -ХУШ вв. связано с тем, что I) именно данная разновидность английского языка послужила основой формирования стиля научного изложения; 2) большинство имеющихся публикаций по проблемам пунктуации основано на изучении произведений художественной литературы; 3) данный хронологический интервал охватывает период становления системы английской пунктуации.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из Введения, двух Частей, Заключения, Списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Пунктуация как средство ритмико-стилистической организации текста"
Выводы Дж.Нанберга об отсутствии регламентированной системы пунктуирования в ХУ-ХУПвв., о недостаточной разработанности системы норм и правил пунктуации того времени, о неустойчивости синтаксической организации предложения хотя и кажутся поспешными и неубедительными, однако стимулируют поиск научно обоснованного, конкретного ответа на поставленные вопросы. Сам факт появления работы о пунктуации, полностью построенной на структуралистском подходе к исследованию, заставляет вернуться к проблеме возникновения и становления системы семиотических средств и делает актуальным обращение к опыту лингвистических изысканий на ранних стадиях развития английского языка. Продолжая обзор литературы по данной проблеме, представляется интересным и поучительным проследить развитие системы английской пунктуации по грамматическим трактатам, учебникам и практическим руководствам ХУ1-ХУШвв., т.е. посмотреть на особенности пунктуации каждого исторически определенного периода глазами современников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование, представляется необходимым сделать следующие замечания.
Методологической основой изучения системы английской пунктуации, ее возникновения и развития послужило учение В.В.Виноградова об основных функциях языка: общения, сообщения и воздействия. Сложное диаликтическое единство двух функций языка - сообщения и воздействия - составляет сущность функции общения в широком смысле слова. Рассмотрение процесса становления семиотической системы знаков препинания в свете учения о функциях языка и функциональных стилях вносит ясность в решение проблемы о сущности английской пунктуации.
Теоретической опорой исследования явилось понимание синтаксиса как учения о построении речи, как единства коллигации и колло-кации. Экспрессивная пунктуация, будучи проявлением общеязыковой категории экспрессивности,состоятельна лишь в совокупности с другими составляющими выразительной речи, включая выбор слов и их сочетание, синтаксическую и ритмическую организацию высказывания. Нельзя забывать и о том, что экспрессивность речи немыслима без учета эстетической стороны речетворчества.
В качестве отправного момента исследования пунктуации выделена взаимосвязь и взаимообусловленность устной и письменной форм речи. В данной работе знаки препинания рассматриваются как средство графической реализации диеремики устной речи и, более того, как носители информации о ритмомелодике высказывания. Еще в период становления английской пунктуации предпринимались попытки определить характер связи между пунктуацией и просодической организацией текста, установить конкретное временное значение каждого знака препинания, а также существующее между ними соотношение длительности. Чрезвычайно полезным для понимания особенностей развития системы английской пунктуации оказалось обращение к грамматическим трактатам, эссе, учебникам и практическим руководствам ХУ1 - ХУШ вв.
Диахронический подход к исследованию позволяет реально оценить произошедшие в ходе исторического развития языка изменения, коснувшиеся и семиотической системы знаков препинания. Возвращение к истокам пунктуации, к периоду ее возникновения и становления обогащает наши знания и корректирует представления о природе, характере и тенденциях развития данного лингвистического явления.
Выбор ритмо- и стилеобразующих свойств пунктуации в качестве предмета научного изучения обусловлен насущной необходимостью повышения культуры письменной речи студентов-филологов. Языковое образование предполагает как постоянное обращение к англоязычной литературе по специальности, так и чтение художественных произведений в оригинале. Вполне понятно стремление изучающих английский язык к перенесению в собственную письменную речь наиболее эффектных способов ритмико-стилистической организации используемых в качестве учебного материала текстов. Однако, необходимо иметь в виду, что к изучению индивидуальной авторской манеры пунктуирования следует подходить достаточно осторожно, не копируя механически, не подражая, но используя экспрессивные возможности пунктуации с долей здравого смысла.
В этой связи на первый план выдвигается проблема разграничения экспрессивной и формально-логической манеры пунктуирования. Одна из задач современной методики преподавания - показать иностранцу, изучающему английский язык, какие особенности ритмико-стилистической организации текста могут быть положены в основу собственного речетворчества: как следует оформить на письме текст
- 167 публичного выступления, речи, статьи или аннотации. Важным подспорьем в этом может и должен стать принцип целесообразности и уместности использования знаков препинания в зависимости от конкретных целей и задач, содержания высказывания, жанра.
Обучение филологическом чтению, то есть восприятию произведений словесно-художественного творчества во всем объеме их формы и содержания немыслимо без учета особенностей стилистической пунктуации. Изучение текста на основе соположения характерных черт авторской пунктуации со стилистикой изложения может оказать неоценимую услугу при решении задач филологической герменевтики .
Проделанная научно-исследовательская работа по сопоставлению произведений различных видов искусств - архитектуры, живописи, музыки, литературы, - выдержанных в едином стилистическом ключе, позволяет подняться на новую ступеньку научного обобщения. Универсальность общественного сознания, всеобщий характер законов восприятия, познания и созидания, общность мышления, органичное единство идеалов и устремлений проявляются на каждом этапе исторического развития в едином способе художественно-образного отражения действительности. Единая экспрессивная направленность, объединяющая различные виды искусств в конкретный исторический период, и есть стиль определенного искусстоведческого течения, направления. Стилевая направленность произведения словесно-художественного творчества проявляется на формально-структурном уровне и через пунктуацию.
В результате ритмико-стилистического анализа значительного объема материала обнаружена общая закономерность пунктуации текстов, относящихся (соответственно) к двум независимым стилевым направлениям - Ренессанс и барокко. Предпринятая попытка расширенного толкования специфических особенностей данной семиотической системы позволяет судить о стилеобразующих свойствах пунктуации на качественно новом уровне.
Результаты проведенного исследования могут быть кратко представлены следующим образом:
1. При разработке положений советского языкознания о сущности "интонационного" подхода к изучению пунктуации, сформулированных и разъясненных в работах ведущих советских языковедов, был сделан вывод о том, что существует прямая зависимость между способом расстановки знаков препинания и ритмико-стилистической организацией текста, немыслимой без учета эстетической стороны речетворчества. Изучение пунктуации как средства ритмико-стилистической организации текста представляет собой серьезную научно-изыскательскую работу, способствующую решению задач филологической герменевтики.
2. Предлагаемый подход к проблеме позволяет проследить основные тенденции развития ранней английской пунктуации (ХУI— ХУШ вв.), прошедшей путь от в высшей степени эмоциональной, экспрессивной - к информативной.
3. Система английской пунктуации в процессе становления проходит несколько стадий развития, обусловленных преобладанием "ритмической" либо "грамматической" функции пунктуации.
4. Для каждого исторически определенного периода существует своя норма пунктуации, объективно отражающая доминирующую в данный отрезок времени стилистику изложения.
5. Понятие "стиль" в отношении пунктуации предполагает наличие различных языковых категорий, а именно: I) индивидуальный авторский стиль; 2) данный функциональный стиль и 3) исторический стиль. Инными словами, пунктуация как средство ритмико-стилистической организации текста способна не только передавать своеобразие творческой манеры отдельного автора, его индивидуальный стиль, но и воссоздавать особенности просодической организации, присущей определенному стилевому направлению письменного творчества.
Перед ритмической текстологией стоит целый ряд задач, требующих скорейшего разрешения. Вероятно, это возможно лишь при условии постоянного привлечения новых методов и подходов, поиска неординарных аспектов исследования. В рамках данной работы сделан лишь первый шаг на пути исследования ритмико-стилистической организации интеллективного текста, определены основные тенденции развития ранней английской пунктуации. Хотелось бы, чтобы работа в этом направлении была продолжена. Так, представляется небезынтересным проследить динамику процессов, лежащих в основе изменения функционирования знаков препинания в период ХУШ - XX в. Кроме того, представляется целесообразным дополнить исследование в области стилистической пунктуации анализом стилевых направлений, оставшихся за рамками данной работы (рококо, классицизм, модернизм и т.д.). Такая постановка проблемы могла бы в значительной мере способствовать решению задач филологической герменевтики, придав исследованию ритмико-стилистических возможностей пунктуации целостность и завершенность.
Список научной литературыЯхнович, Наталия Игоревна, диссертация по теме "Германские языки"
1. Адмони В.Г., Сильман Т.И. Отбор языковых средств и вопросы стиля //Вопросы языкознания. - 1954, № 4. - С.93-100.
2. Актуальные проблемы культуры речи: Сб. статей /Под ред. В.Г. Костомарова и Л.И. Скворцова. М., 1970. - 403с.
3. Александрова Л.В. Ритм как средство организации авторского стиля /на материале работ Б.Рассела "Принципы математики" и "Автобиография. Б Рассел"/: Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1991. 179с.
4. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. М.,1984. 211с.
5. Александрова О.В. Синтаксические диеремы в системе речи: Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1981. - 370с.
6. Александрова О.В. Синтаксические диеремы и уровни большого синтаксиса //Теория и практика изучения современного английского языка /Под ред. О.В.Александровой, С.Г.Тер-Минасовой. М.,1985. С.4-14.
7. Александрова О.В., Шишкина Т.Н. Фразировка как синтактико-сти-листическая проблема //Вопросы языкознания. 1982, № I. - С.21-27.
8. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М., Искусство, 1949, т.2. - 410с.
9. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Философия языка у А.А.Потебки //Очерки по истории лингвистики. М., 1975. - С.387-406.
10. Антипова A.M. Ритмическая организация английской речи: Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1980. - 447с.
11. Античные теории языка и стиля /Под ред. 0.М.Фрейденберг. -М.-Л., 1936. 334с.
12. Лрапиева Л.У. Теория и практика системы знаков препинания в современном английском языке: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1985. - 23с.
13. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. -Л., 1981. 294с.
14. Ахманова О.С. Синтаксис как диалектическое единство коллигации и коллокации. М., 1969. - 183с.
15. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., Советская энциклопедия, 1969. - 607с.
16. Ахманова О.С. Стилистика языка и стилистика речи //Проблемы лингвистической стилистики /Тезисы докладов 26-28 марта 1969. -4.1. МГПИИЧ им.М.Тореза.
17. Ахманова О.С., Гвишиани Н.Б. О задачах научной текстологии //Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранныхязыков. М., 1981. - Вып.5. - С.3-8.
18. Ахманова О.С., Гинзбург P.C. К вопросу о диалектике языка и мышления //Проблемы теории познания и логики. М., 1968. -Вып.1. - С.134-145.
19. Ахманова О.С., Натан Л.Н., Полторацкий А.И., Фатюшенко В.И. О принципах и методах лингвистического исследования. М., 1966. - 184с.
20. Ахманова О.С., Шишкина Т.Н. Общенаучный стиль как основа международного общения. 1-ая Всесоюзная конференция по теории и практике перевода //Функциональный стиль научной и технической литературы. 19-20 июня, 1975, Каунас. - С.261-262.
21. Беглиев М.Б. Предицирующая пауза как выражение субъективно-предикативных отношений на уровне динамического синтаксиса: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1979. - 142с.
22. Бенвенист Э. Понятие "ритм" в его языковом выражении //Общаялингвистика. М., 1974. - С.377-385.
23. Бонди С.М. О ритме //Контекст. 1976. - М., 1977. - С.100-130.
24. Будагов P.A. К вопросу о языковых стилях // Вопросы языкознания. 1954, № 3. - С.54-68.
25. Будагов P.A. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.-367с.
26. Будагов P.A. Что такое научный стиль? //Русская речь. М., 1970. - С.48-55.
27. Васильев Ю.А. 0 влиянии композиционно-смысловой организации научного текста на его языково-стилистические характеристики //Стиль научной речи. М., 1978. - С.75-94.
28. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики //Вопросы языкознания. 1955, № I. - С.60-87.
29. Виноградов В.В. 0 понятии стиля языка. АН СССР /ОЛЯ, 1955. -Т.14, Вып.4. - С.305-321.
30. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения /На материале русского языка/ //Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. - С.88-154.
31. Виноградов В.В. Синтаксические взгляды и наблюдения академика Л.В.Щербы //Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. - С.488-516.
32. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1963. 255с.
33. Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа //Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. -С.73-85.
34. Волнина И.А. 0 специфике научного стиля //Язык и стиль научной литературы. М., Наука, 1977. - С.26-34.
35. Всеобщая история архитектуры /Под ред. Б.П.Михайлова. М.,1963. Гальперин И.Р. К проблеме дифференциации стилей речи //Проблемы современной филологии. - М., 1965. - С.68-73.
36. Гальперин И.Р. Речевые стили и стилистические средства языка //Вопросы языкознания. 1954, № 4. - С.76-86.
37. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения //Вопросы методологии. -М., 1986. 280с.
38. Гвишиани Н.Б., Магидова И.М. Прагматическая лингвистика, прагма-лингвистика и лингвистическая прагматика //Вопросы языкознания. -1978, № 3. С.43-48.
39. Глушко М.М. Лингвистические особенности современного английского общенаучного языка //Функциональный стиль общенаучного языка и методы его исследования /Под ред.О.С. Ахмановой и М.М.Глушко. -М. , 1974. С.7-24.
40. Глушко М.М. Функциональная характеристика научного стиля //Текстология английской научной речи. М., 1978. - С.7-34.
41. Глушко М.М. Язык английской научной прозы. Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1980. - 336с.
42. Диалектика единичного, особенного и всеобщего в науке о языке /Под ред. О.С.Ахмановой и Н.Б.Гвиашиани. М., 1980. - 221с.
43. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. М., Искусство, 1980. -T.I - 319с.; Т.2 - 318с.
44. Долгова О.В. Семиотика неплавной речи. М., 1978. - 264с.
45. Долгова О.В. Синтаксис как наука о построении речи. М., 1980.
46. Долинская Л.Д. Лексико-синтаксический способ выражения модальности в связи с функциональной перспективой и ритмической орга-зацией текста: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1976. - 126с.
47. Жинкин Н.И. Механизм речи. М., 1958. - 370с.
48. Жирмунский В.М. 0 ритмической прозе //Теория стиха. Л., 1975. -С.569-586.
49. Золотова Г.А. О характере нормы в синтаксисе //Синтаксис и норма. М., 1974. - С.145-176.
50. Из лингвистического наследия академика Л.В.Щербы //Вопросы языкознания. М., 1970, № 6. - С.84-94.
51. Иконников С.Н. Стилистический анализ текста. Киев, 1982. -191с.
52. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М., Высшая школа, 1983. 317с.
53. Каджарова М.М. Композиционно-стилистические особенности английского эссе первой половины ХУШв.: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1983. - 24с.
54. Каминскене Л.Г. Членение текста на сверхфразовые единства в словесно-художественном творчестве: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1977. - 24с.
55. Кожина М.Н., Котюрова М.П. 0 некоторых тенденциях функционирования единиц синтаксиса в русской научной речи (к вопросу об эволюции научного стиля) //Стиль научной речи. М., 1978. - 279с
56. Кожина М.Н. 0 специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. - 213с.
57. Кожина М.Н. Сопоставительное изучение научного стиля и некоторых тенденций его развития в период НТР //Язык и стиль научной литературы. М., Наука, 1977. - С.3-26.
58. Коченов В.Т. Реализация функций сообщения и воздействия в современных научно-исторических текстах: Автореф.дисс. . канд. филол. наук. М., 1987. - 24с.
59. Кухаренко В.А. Принципы лингвистического исследования индивидуально-художественного стиля //Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1973. - С.286-290.
60. Лингврстилистические исследования научной речи //Сб. статей. -М., 1979. 263с.
61. Лингвостилистические особенности научного текста //Сб. статей. -М., 1981. 179с.
62. Мальчевская Т.Н. Синтаксическая компрессия как ведущий признак сокращенно-описательной разновидности письменной научной речи //Стиль научной речи. М., 1978. - С.58-75.
63. Микоян A.C., Тер-Минасова С.Г. Малый синтаксис как средство разграничения стилей. М., 1981. - 214с.
64. Милованова Н.Я. Экспрессивность в стиле научной прозы: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Баку, 1982. - 24с.
65. Миндрул О.С. Фонетика английского языка. М., 1986. - 44с.
66. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1985. - 231с.
67. Музыкальная энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1982, тт.1-6.
68. Научная литература. Язык, стиль, жанры /Отв. ред. М.Я.Цвиллинг.-М., 1985. 336с.
69. Неличенко Н.Ф. К проблеме ритмических единиц текста //Ритмическая и интонационная организация текста /Сб. научных трудов МГПИИЯим.М.Тореза. М., 1982. - Вып.196. - 252с.
70. Николаева Н.Е. Ритмическая синтагматика как основа синтактико-стилистического анализа научного текста /на материале английского языка: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1986. - 189с.
71. Основные направления научной работы на кафедре английского языка филологического факультета МГУ. Научная конференция, посвященная ХХУ1 съезду КПСС /Под ред. 0.С.Ахмановой и др. М., 1981. - 178с.
72. Особенности стиля научного изложения //Сб. статей. Отв. ред. Е.С.Троянская. М., 1976. - 264с.
73. Особенности языка научной литературы //Сб. статей.Отв. ред. В.Н.Ярцева. М., 1965. - 195с.
74. Падохина О.А. О роли эмоциональных и экспрессивных средств в языке научной литературы /на материале французской лингвистической литературы: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. -Л., 1982. 16с.
75. Панфилов В.З. Взаимоотношения языка и мышления. М., 1971. -232с.
76. Перекальская Т.К. Абзац как средство членения научного текста: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1976. - 22с.
77. Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы //Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., 1939. - C.I33-I6I.
78. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. - 511с.
79. Пешковский A.M. Школьная и научная грамматика. М., 1925. -100с.
80. Пражский лингвистический кружок //Сб.статей. М., 1967. - 560с.
81. Разинкина Н.М. Об экспрессивности синтаксиса английской научной прозы XIX и ХХвв. //Язык и стиль научной литературы. М., 1977. - С.89-108.
82. Разинкина Н.М. Стилистика английской научной речи /элементы эмоционально-субъективной оценки/. М., 1972. - 165с.
83. Романова С.С. Ритмическая организация текста как средство разграничения британского и американского вариантов английского языка в стиле научного изложения: Автореф. дисс. . канд. филол, наук. М., 1985. - 22с.
84. Синтаксис как диалектическое единство коллигации и коллокации /Под ред. 0.С.Ахмановой. М., 1969. - 183с.
85. Скорикова Т.П. Некоторые особенности ритмико-интонационного членения устного научного текста //Лингвостилистические особенности научного текста. М., 1981. - 207с.
86. Смирницкий Д.И. Синтаксис английского языка. М., 1957. - 286с.
87. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика /сложное синтаксическое целое/. М., 1973. - 214с.
88. Стилистико-грамматические черты языка научной литературы /Сб. статей. М., 1970. - 132с.
89. Стиль научной речи /Сб. статей. Отв. ред. Е.С.Троянская. М., 1978. - 279с.
90. Терешкина Р.К. К вопросу об авторской речевой индивидуальности в научных текстах //Лингвостилистические особенности научного текста. М., 1981. - C.I03-II2.
91. Тер-Минасова С.Г. Синтагматика речи: онтология и эвристика. -М., 1980. С.95-103.
92. Тер-Минасова С.Г. Синтагматика функциональных стилей и стилизация преподавания иностранных языков. М., 1986. - 152с.
93. Тер-Минасова С.Г. Синтагматика функциональных стилей: Дисс. . д-ра филол. наук. М., 1980. - 328с.
94. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959. - 535с.
95. Троянская Е.С. 0 природе лингвистических признаков текстов, характеризующих различные функциональные стили //Лингвостилистические исследования научной речи. М., 1979. - С.202-224.
96. Функциональный стиль научного языка и методы его исследования /Под ред. 0.С.Ахмановой и М.М.Глушко. М., 1974. - 178с.
97. Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М., 1986. -127с.
98. Чаковская М.С. Функция воздействия и функция сообщения как текстологическая проблема //Современные проблемы английской филологии. -Ташкент, 1978. С.143-156.
99. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М., 1955. - 398с.
100. Швецова O.A. К проблеме становления научного стиля в английском языке //Язык научной литературы. М., 1975. - С.3-25.
101. Становление жанра статьи в английской научной литературе //Язык и стиль научной литературы. М., 1977. - С.34-47.
102. Шишкина Т.Н. К вопросу о ритмическом построении речи: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1974. - 137с.
103. Шишкина Т.Н. 0 некоторых принципах построения эстетически организованной речи //Теория и практика изучения современного английского языка /Под ред. О.В.Александровой, С.Г.Тер-Минасовой.1. М., 1985. С.145-152.
104. Шишкина Т.Н. 0 принципах метрического построения речи //Современные проблемы английской филологии. Ташкент, 1978. - С.53-63.
105. Щерба J1.B. Русский синтаксис. Курс лекций 1924-1925гг. //Вопросы языкознания. М., 1970, Г- 6. - С.84-95.
106. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык //Избранные .работы по русскому языку.- М., 1957. - C.II3-I29.
107. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1948. - 280с.
108. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., Наука, 1974. - С.241-243.
109. НО. Язык и стиль научной литературы /Сб. статей Отв. ред. М.Я.Цвил-линг. М., Наука, 1977. - 296с.
110. Язык научной литературы /Сб.статей. Отв. ред. М.К.Пигальская.•-М., Наука, 1975. 269с.
111. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. М., 1963. - 286с.
112. AKhmanova 0. Linguostylistics: Theory and Method. M., 1972. -1 96p.o
113. Aklimanova U. The Principles and Methods of L i nguos ty 1 i s t i c s . -M., 1 970 . 93p.
114. Akhmanova 0. Word-combination: Theory and Method. M. , 1974. 1 29p.
115. Akhmanova 0., Mikael'an G. The Theory of Syntax in Modern Linguistics. The Hague - Paris, 1969. - 149p.
116. Akhmanova 0., Minajeva L., Mindrul 0. The Prosody of Grammar and the Grammar of Prosody //The Bulletin of the Phonetic Society of Japan. Tokyo, 1980, April, N 163. - P.12-15.
117. Alexandrova 0. Major Syntax. M., 1981. - 45p.
118. An Outline of English Phonetics /Ed. by 0.Akhmanova, L.Minajeva. M., 1973. 139p.
119. Arapieva L. The Theory and Practice of English Punctuation. -Grozny, 1 985 . 1 23p.
120. Allardyce P. Stops or, How to Punctuate. London, Fisher, 1884. - 80p.
121. Ash J. Grammatical Institutes. London, 1763. - 142p.
122. Bacon Fr. Essays. London, 1625. - 215p.
123. Baugh A.C. History of the Englisn Language. London, 1959. -P.27.
124. Bicknell A. The Grammatical Wreath; or a Complete System of English Grammar. London, 1790. - 340p.
125. Bigellow M. Punctuation and other typographical matters. -Boston, 1881. 112p.
126. Blair H. Lectures on Rhetoric and Belles-Lettres. London, 1783. - 500p.
127. Brown G. The Grammar of English Grammars. New York, 1851. -1102p.
128. Browne Th. Hydriotaphia (1658). New-York. 1973. - 107p.
129. Burn 0. APractica 1 Grammar of the English Language. Glasgow, 1766. - 275p.
130. Butler Ch. The English Grammar (1634) //Neudrucke Fruneuengli-scher Grammatiken. Max Niemeyer, 1910. - 87p.
131. Campbell G. The Philosophy of Rhetoric. London, 1776. - 500p.
132. Carey G.V. Mind the Stop. Cambridge, 1980. - 130p.
133. Churchille T.0. A New Grammar of the English Language. London, 1823. - 454p.
134. Clark D.L. Rhetoric and Poetry in the Renaissance. New York, 1 922 .
135. Collins F.H. Authors'and Printers' Dictionary. London, Hum-phley Milford, 1905. - P.301-308.
136. Comstock A. Elocution and Model Speaker. Philadelphia, 1815. P. 21 7-380 .
137. Croll M.W. Style, Rhetoric and Rhythm. Princeton, Univ.Press, 1966. - 450p.
138. Crystal D. Prosodic Systemsand Intonation in Eng 1 i sh.-Cambr i dge , 1969. 381p.
139. Daines S. Orthoepia Anglicana (1640) //A Scolar Press Facsimile: English linguistics /1500-1800/. Menston, Scolar Press, 1967, No 31 .
140. Donne J. LXXX Sermons (1640). California, Univ. Press, 19531962, V.2. - 263p.
141. Donne J. The Prebend Sermons (1628). Cambridge (Mass.), Harvard Univ. Press, 1971. - 361p.cL
142. Encyclopedia Britanica. New York-London-Toronto, 1980, 15th ed.
143. Felton 0. A Concise Manuel of English Grammar. Salem, Mass., 1843. - 145p.
144. Fowler H.W. The King's English. Oxford, 1919. - 383p.
145. Fries Ch. Shake spearian Punctuation //Language and Literature. -Michigan Univ. Pub 1 . , 1 925, V.1. P.65-86.
146. Galperin J.R. Stylistics. M., 1971. - 343p.
147. Gill A. Logomonia Anglicana (1619). Stockholm, Uppsala, 1972, V.2. - P.150-155.
148. Gordon I.A. The Movement of English Prose. London, 1966. - 182p.
149. Hall E. The Union of the Two Noble and Illustre Fameliesof Lancestre and Yorke (1548) //Studies in the style and narrative technique of E.Hall's Chronicle. N.Y., 1965. - 868p.
150. Hart J. An Orthographie (1569). Menston, 1969. - P.44-50.
151. The Holy Bible /Old and New Testament/. Edinburgh, 1799.
152. Husband T.F. Punctuation, its Principles and Practice. London, 1 905 .
153. Jamieson A. A Grammar of Rhetoric and Polite Literature. -Newhaven, 1820. 345p.
154. Johnson S. A Dictionary of the English Language. Philad., 1818, V.1 , 2.
155. Jonson B. The English Grammar (1640). Menston, 1972.- 60p.
156. Lennie W. The Principles of English Grammar. Edinburgh-London,1881 , 81 st ed. P. 1 59- 1 65 . xy
157. Levi's on J. Punctuation and the Orthographic Science: a Linguistic Analysis. City University of New York, 1986. - 180 p.
158. Lidgate J. The Works. London, 1929. - 217p.
159. Linguistics and Style /Ed. by J. Spencer. London, 1964. - 109p.
160. Lipsky A. Rhythm and distinguishing Characteristics of prose Style. N.Y., 1 967 .
161. Lowth R. A Short Introduction to English Grammar (1762) //Scholar Press facsimile. Menston, 1967. - 132p.
162. Lyly J. Euphues, the Anatomy of Wit, (1578). London, by M.Croll and H.demons, 1 91 6 . - 473p.
163. Monboddo J.B. Origin and Progress of Language. Edinburgh, 1 774, V.1 , 2 nd Ed. - 381p.
164. More Th. Conscience Decides (Letters and Prayers, 1534-1535).- London, 1 971 . 1 20p.
165. Mulcaster R. Elementarie (1582). Oxford, Clarendon Press, 1925.
166. Murray L. English Grammar Adapted for different Classes of Learners.- York, England, 1795. 284p.
167. Nashe Th. Pierce Penilesse his Supplication to the Diuell (1592) //The Works of Th. Nashe. Oxford, 1958, V.I, 415p.
168. Nunberg G. The Linguistics of Punctuation. Leland Stanford Univ., USA, 1990. - 140p.
169. Nutting R. A Practical Grammar. Montpelier, Ut, 1826, 3d ed.- 144p.
170. Ong W.J. Historical Backgrounds of Elizabethan and Jacobean Punctuation Theory. London, 1944. - P.349-360.
171. Partridje A.C. John Donne: Language and Style. London, 1978.- 2 5 9 p .
172. Partridge A.C. Orthography in Shake^speare and Elizabethan Drama. London, 1964. - 200p.
173. Partridge E. Notes on Punctuation. Oxford, 1959. - 20p.
174. Pecock R. The Folewer to the Donet. London, 1924. - 263p.
175. Pollard A.W. Shakespeare's Fight with the Pirates, and the Problems of the Transmition of his Text. Cambridge, Univ. Press, 1920. - 1 10p.
176. Puttenham G. The Arte of English Poesie (1589). tfent, Univ. Press, 1 970. - 358p.
177. Ryden M. An Introduction to the historical study of English Syntax. Stockholm, 1979. - 58p.
178. Scelton R. Modern English Punctuation. London, Pitman, 1949. - 282p.
179. Shakespeare W. //The Works of W.Shakespeare. London, Knight, 1844.
180. Sheridan Th. A general dictionary of the English language, to which is prefixed a rhetorical grammar. London, 1780. - 480p.
181. Sheridan Th. Lecters on Elocution. London, 1762. - 185p.
182. Simpson Ev. A Note on Donne's Punctuation //The Review of English Studies. 1928, No 4. - P.295-300.
183. Simpson P. Shakespearian Punctuation. London, 1911. - 107p.
184. Taylor E. Sermons (1651). Oxford, 1951. - 180p.
185. Thompson E.M. Essay on Punctuation and Latin Paleography. -London, 1912.
186. Turner G.W. Stylistics. Harmondsworth, 1973. - 256p.
187. Ullman S. Language and Style: Collected Papers. Oxford, 1964. - 270p.
188. Ward W. A Practical Grammar. York, England, 1799. - 79p.
189. Warner A. A Short Guide to English Style. London, 1961. - 198p.
190. Whimsatt W.K. The Prose Style of Samuel Johnson. New Haven, 1941 . - P. 15-49.
191. Wilson J. Essays critical and imaginative. Edinburgh, 1857, V.8. - P.390-409.