автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Радиотеатр в системе жанров радио

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Гааг, Наталья Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Радиотеатр в системе жанров радио'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Радиотеатр в системе жанров радио"

На правах рукописи

Гааг Наталья Анатольевна

ш

РАДИОТЕАТР В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РАДИО: ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Специальность 10.01.10. — журналистика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Воронеж-2014

005549705

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор

Лебедева Татьяна Васильевна

Официальные оппоненты

Сомова Елена Георгиевна,

доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", профессор кафедры электронных СМИ и новых медиа;

Ушакова Светлана Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент, ФГАОУ ВПО

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет», доцент кафедры журналистики

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»

Защита состоится 25 июня 2014 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.038.18 в Воронежском государственном университете по адресу: 394068, г. Воронеж, Московский проспект, 88, к. 211-а (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета и на сайте www.science.vsu.ru.

Автореферат разослан 22 мая 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета САм/М* Гладышева Светлана Николаевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В связи с возникновением новых форм и, как следствие, трансформацией жанровой структуры радио, вопрос о театральной (а зачастую - и постановочной) составляющей радийного контента приобретает особую актуальность. Возникает необходимость дать подробный и обстоятельный анализ того, какое влияние оказала радиотеатральная платформа на эволюцию жанров радио. Налицо все более активное использование постановочных элементов при формировании имиджа радиоведущих, в построении программ, в структуре эфирной сетки той или иной станции. Кроме того, современный радиотеатр активно проявляет себя на новой площадке — в интернете, ставшем дополнительным каналом трансляции радиоспектаклей, расширившим границы аудитории и давшим иные возможности для прослушивания. На сайте оффлайновых радиостанций, помимо каталога аудиоконтента, появляются текстовые аннотации, рецензии, форумы для общения, развиваются новые формы — аудиокниги, сайты так называемого «народного радиотеатра», где аудитория из пассивного слушателя превращается в активного создателя собственного художественного контента.

В своей работе мы исследуем образование принципов и специфических изобразительно-выразительных средств радиотеатра, их влияние на развитие структуры жанров радио в целом. Такой угол зрения позволяет говорить о новизне исследования. Также в диссертационной работе уделено внимание современному этапу радиотеатра, намечены пути его развития, предложена типологизация радиотеатра в интернете.

Степень научной разработанности проблемы. Истории радиожурналистики посвящены научные труды таких отечественных исследователей, как Ю. Бараневич, М. Глейзер, П. Гуревич, В. Олейник, В.

Ружников'. Особенное внимание жанрам и отдельным видам вещания в своих работах уделяли теоретики Т. Васильева, Т. Лебедева, В. Смирнов, А. Шерель, В. Ярошенко2 и практики Ю. Гальперин, Ю. Летунов, Б. Ляшенко, Л. Маграчев, Е. Синицын3 и другие. Непосредственно истории художественных жанров, развитию отечественного радиотеатра, его формам, специфическим средствам, программам, звучавшим в эфире Всесоюзного радио на разных этапах, посвящено достаточное количество книг4, сборников5, статей6 и

1 Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления, формирования, развития. — Киев-Одесса. 1978; Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963. - М„ 1965; Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: страницы истории. - М„ 1976; Олейник В.П. Радиопублицистика.- Киев, 1978; Ружников В.Н. Так начиналось. - М„ 1987.

2 Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. - СПб., 1992; Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. - М.: Аспект Пресс, 2012; Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. - СПб., 2002; Радиожурналистика. - М.: 2000: Смирнов В В. Жанровая система радиожурналистики. - Росгов-на-Дону, 2006; Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. - М.. 2002; Смирнов В.В. Практическая журналистика. — Ростов-на-Дону, 1997; Смирнов В.В. Радиоочерк. - Ростов-на-Дону, 1984; Смирнов В.В. Формы вещания. - М.. 2002; Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. - М., 1976.

3 Гальперин Ю.М. Внимание, микрофон включен! - М.: Политиздат, 1960; Гальперин Ю.М. В эфире - слово. - М., 1977; Гальперин Ю.М. Человек с микрофоном. - М., 1971: Гальперина Е.В. Драматургия речевых жанров. - М., 1990; Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон. -М., 1974; Летунов Ю.А. Скажи, земля круглая? - М., 1980; Летунов Ю.А. Что скажешь людям? -М., 1980; Ляшенко Б.П. Радио без тайн. - М., 1991; Маграчев Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью. -М., 1972; Синицын Е.А. «Я веду репортаж...». -М., 1983.

4 Анненкова Л.Н. Рассказы о героях. - М., 1984; Баталов А. Судьба и ремесло. - М., 1984; Верник Э.Г. Мой радиотеатр. - М., 2010; Марченко Т.А. Радиотеатр. - М., 1970; Марченко Т.А. Театр в каждом доме. - М., 1986; Меньшикова A.A. Радио - детям. - М., 1966: Музыря A.A. В эфире — радиостанция «Юность». — М., 1979; Музыря A.A. Искусство слышать мир. — М.. 1989; Плятт Р.Я. Без эпилога. - М.. 1991; Рубашкин А. И. Голос Ленинграда. - Л.. 1980; Толстова H.A. Внимание, включаю микрофон. - М., 1972; Шерель А. А. Рампа у микрофона. - М.. 1985; Фролов М.Л. И снова к микрофону выхожу... - Л., 1979; Фрольцова Н.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. - Минск. 2003; Шерель A.A. Там, на невидимых подмостках...Радиоискусство. Проблемы истории и теории. 1922-1941.-М„ 1993.

5 Диктор у микрофона. — М., 1959; Болотова Л.Д. Звуковое пространство радиопрограмм / Профессия — журналист: вызовы XXI века. - М., 2007; Звучащий мир. Книга о звуковой документалистике. - М., 1979; Материалы научно-практической конференции, посвященной творческому наследию И.Л. Андроникова на телевидении и в радиовещании. - М., 1991; Телерадиоэфир. История и современность. — М„ 2005; Радиоискусство. Теория и практика. — М.. 1983; Позывные тревог и надежд. «Маяк». 40 лет в эфире. - М., 2004; Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов). - М.. 1991.

'' Аксенов Н. Попадать в самую середину мишени // Советское радио и телевидение. - 1965. — № 3; Алексеева Н. Человек собирал слова... // Телевидение, радиовещание. — 1982. — № 3;

пособий7. Авторы этих работ - радиожурналисты, режиссеры, дикторы, актеры, принимавшие участие в создании радиопрограмм. В настоящее время развитию отечественного радиовещания, изменениям в системе жанров, современному эфиру посвящены пособия, подготовленные Фондом Независимого Радиовещания (ФНР)8, сборники «Основы мастерства. Опыт, практические советы»9. На эту же тему опубликованы отдельные интересные статьи в специализированных журналах «Журналист», «МедиаПрофи», на сайте www.radioportal.ru,www.relga.ru, полупрофессиональном web-pecypce для радиожурналистов Роёстанция и др. О нынешнем радио много пишет В. Сухарева10. Однако о современном состоянии радиотеатра, его направлениях и тенденциях, в частности, в интернете, исследований практически нет.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы изучить трансформацию жанров радиовещания с точки зрения наличия в них элементов радиотеатра. Для реализации цели предстоит выполнить следующие задачи.

1. Представить специфику радиотеатра как особого вида искусства в культурологическом и историческом аспектах.

Роберте Дж. Ток-радио завоевывает аудиторию // Телевидение и радиовещание за рубежом. — 1994. - № 9; Советское радио и телевидение, 1961, № 2; Советское радио и телевидение. -1964. — № 2; Советское радио и телевидение, 1966, № 5; Зайцева H.A. Звуковое оформление радиопередач на «Радио России» // Коммуникация в современном мире. 4.1. — Воронеж, 2007; Иоффе Р. Слушая — видеть // Советское радио и телевидение. - 1962. - № 7; Ковтун В. Сегодня в Ленинградском радиотеатре // Телевидение, радиовещание. - 1982. - № 4; Макаренко Н. У Чайковского. Музыкально-литературная композиция «Дом в Клину» // Телевидение, радиовещание. - 1976. - № 10; Мандельштам О.Э. Молодость Гете // Театр. -1989. - № 12; Моргачева О.Н. Жанры радиотеатра // Коммуникация в современном мире. -Воронеж, 2004; Музыря A.A. Радиофильм // Телевидение, радиовещание. - 1972. - № 3; Стребнева H.H. Радиоэфир: ожидания аудитории // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. 4.1. - М..2001; Чеботару А. Послушаем и поразмыслим вместе // Советское радио и телевидение. - 1969. - № 5; Шахназаров А. Запись спектакля на радио // В диапазоне современности. - М., 1984.

7 Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

8 Мастер радио. Вып. 6. Журналистика и диджеинг. - М., 2009; Норвежский опыт создания документальных программ // Мастер-радио. Вып.2. Документально-художественные жанры. - М., 2007; Варфоломеев В. Новости на информационно радио//Радио музыкальное, новостное, общественное. М., 2001; Хорошее радио. Как это делается. Полезные наставления на каждый день, собранные от разных авторов. — М., 2009.

' Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. Основы мастерства. Опыт, практические советы. - М., 2007.

I0http://wvvw.strana-oz.ru; wvvw.shovv-master.ru (дата обращения - 23.03.2013)

2. Исследовать влияние радиотеатра на развитие системы радиожанров.

3. Изучить самостоятельные жанры радиотеатра - «жанры мозаично-фрагментарного построения»: радиофильм, радиоплакат, радиокомпозицию.

4. Представить радиотеатр в структуре современного радиовещания, включая радиотеатр в интернете.

Объектом исследования стал процесс формирования радиотеатра как вида художественного вещания, его функционирование в сетке вещания и влияние на становление радиожанров, предметом — документально-художественная и аналитическая составляющие контента современного радиотеатра.

Гипотеза данного исследования базируется на представлении о том, что некоторые приемы, тенденции и специфические средства радиотеатра повлияли на формирование большинства жанров радио. Опираясь на факты истории отечественного радио, мы на конкретных примерах показываем, как при использовании того или иного жанра применяются методы радиотеатра: соединение документального и игрового начала, мозаично-фрагментарное построение, специфические изобразительно-выразительные средства. И приходим к выводу, что в современной радиожурналистике активно используются все модифицированные под влиянием радиотеатра жанры и формы передач, осваиваются новые площадки, что позволяет нам говорить о новом этапе развития отечественного радио.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На первом этапе своего развития отечественное радио ставило целью осуществить серьезный сдвиг в художественном просвещении населения. Первые радиоконцерты подготовили почву для организации регулярного музыкального вещания, для возникновения «нового искусства» - радиотеатра, который сочетал документальное и игровое начало. В конце 20-х - начале 30-х годов, несмотря на слабость технического оснащения, проводились активные

эксперименты в звуковом оформлении, в сфере радиодраматургии. Наряду с трансляциями из театров появились оригинальные радиоспектакли. Наметилась тенденция связи радиотеатра с публицистикой.

2. Влияние радиотеатра на развитие радиожанров выразилось в стремлении шире использовать диалог: уже в 20-х годах радио гораздо активнее, чем газеты, использует жанры интервью и беседы. Так называемые «живые трансляции» стали основой радиорепортажа. В отличие от газетного, ярким выразительным средством этого жанра на радио стали «звуковые картинки», создаваемые при помощи шумов, что помогало «показать» жизнь и облечь ее при этом в оригинальную драматургическую форму, сделать репортаж маленьким произведением искусства.

3. Очерк, существовавший в печатных СМИ, вышел на новый уровень документальности благодаря появлению звукозаписи с места события: в эфире появился живой голос героя. Усиливающаяся в настоящее время глубина драматизации очерка позволяет ему занять место между радиопублицистикой и радиодраматургией.

4. Став самостоятельным видом искусства, радиотеатр породил несколько новых жанров, впоследствии объединенных термином «жанры мозаично-фрагментарного построения» - это радиофильм, радиоплакат, радиокомпозиция. Названные жанры возникли благодаря соединению театра, эстрады, поэзии, публицистики; в современном эфире их место - между очерком и радиотеатром.

5. В настоящее время радиотеатр продолжает развиваться как самостоятельный жанр вещания и по-прежнему остается фундаментом для всей системы жанров радио. Элементы и формы радиотеатра активно используются на государственных и коммерческих станциях, у него появилась новая площадка — интернет, что позволяет говорить о его непреходящей актуальности.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования стали историко-культурный и сравнительно-исторический методы при системно-функциональном подходе.

Теоретическую базу нашего исследования составили труды названных выше исследователей, а также работы по теории журналистики А. Акопова, В. Горохова, А. Грабельникова, С. Корконосенко, Р. Овсепяна, Е. Прохорова, В. Ружникова, М. Стюфляевой, Д. Стровского, А. Тертычного, В. Тулупова.11

Особо выделим труды исследователей радиожурналистики — ее функциональных и жанровых особенностей, выразительных средств — Ю. Бараневича, В. Гаспаряна, Т. Лебедевой, Д. Любосветова, В. Олейника, В. Смирнова, А. Шереля12.

Эмпирической базой исследования послужили архивные радиопрограммы Всесоюзного радио, эфиры современных станций «Радио России», «Радио России. Культура», «Орфей», «Радио России - Санкт-Петербург» (с 2000-го года до нашего времени). Для сравнительного анализа выбраны ИМ-станции — «Радио 7 на Семи холмах», «Юмор РМ», «Наше радио»,

11 Акопов А.И. Методика типологических исследований периодических изданий. — Иркутск, 1985; Горохов В. М. Журналистское мастерство. — М„ 1981; Грабелышков A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. — М., 2001; Корконосенко С.Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. - М„ 2010; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. — М.. 2001; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 -начало 90-х годов). — М., 1996: Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество. - М., 1996; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. - М„ 2000; Ружников В.Н. Так начиналось. - М„ 1987: Стюфляева М.И. Человек в публицистике. - Воронеж. 1989: Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. - Екатеринбург. 1998; Тертычный A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998: Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж, 1996.

12 Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления, формирования, развития. — Киев-Одесса, 1978: Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. - М.. 2000; Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. - М., 2012: Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике творчества радиожурналиста. — М., 1979; Олейник В.П. Радиопублицистика Проблемы теории и мастерства. - Киев, 1978; Радиожурналистика. - М.. 2000; Смирнов В.В. Актуальные проблемы журналистики. - Ростов-на-Дону: Старые русские, 2000.

«Эхо Москвы», «Маяк» и другие. Также мы изучали сетевые версии вышеобозначенных радиостанций.

Были исследованы специализированные интернет-ресурсы: национальный российский аудиофонд — «Старое радио», «АудиоТеатр.РФ»; тематические сайты, среди которых выделим «Литературное радио», «Русский мир»; интернет-ресурсы, где звучат радиоспектакли для детей, «Детское радио», «Детское радио - Чикаго», «Детство.ру», «Тырнет - Детский интернет», поисковую систему детских сайтов AGAKIDS; сайт компании «Букворечник», портал — «Радиотеатр»: от радиоспектаклей до аудиоблогов», интернет — радио «Драма», размещенный на полупрофессиональном web-ресурсе для радиожурналистов Рос1станция; группы о радиотеатре, размещенные в социальных сетях; авторские блоги; специальные сайты-форумы («Клуб любителей аудиокниги»).

Заметную часть источников составили радиопрограммы региональных радиостанций («Европа Плюс - Орел», курганское FM-радио «За облаками», радио «Маяк — Каменск-Уральский», радио «Абакан» и др.), радиопрограммы журналистов «Радио России — Воронеж» (с 1990-х годов до нашего времени). Эта станция и послужила площадкой для апробации некоторых приемов современного радиотеатра, о которых мы говорим в своей работе.

Также в качестве источников мы использовали книги с опубликованными передачами - Ю. Летунова «Скажи, земля круглая?», М. Фролова «И снова к микрофону выхожу...»13, книги сценариев «КОАПП», «Путешествие в страну литературных героев» и другие.

Научное значение диссертации заключается в возможности представить современную систему радиожанров во всей полноте, наметить пути ее дальнейшего обновления с учетом современных технологий. Кроме того, диссертантом предпринята попытка изучить использование традиций

13 Летунов Ю.А. Скажи, земля круглая? - М.: Русский язык, 1980; Фролов M.JI. И снова к микрофону выхожу... - Л.: Лениздат, 1979.

радиотеатра на современном этапе его развития, в частности, в новом информационном пространстве — интернете.

Практическое значение работы определяется описанием современных тенденций, направлений отечественного радиотеатра, его сохраняющейся взаимосвязи с жанрами радиожурналистики. Эти результаты могут быть использованы как на практике — при создании определенных художественных радиопрограмм, так и в учебном процессе - при работе в творческих лабораториях по радиорежиссуре и радиодраматургии.

Научная апробация. Основные положения и выводы диссертации были изложены в 3 статьях научного журнала «Вестник ВГУ. Филология. Журналистика», входящего в перечень Высшей аттестационной комиссии; в статьях, опубликованных в научно-практическом альманахе «Акценты. Новое в массовой коммуникации»; в докладах и сообщениях на Международных и Российских конференциях в Москве (2002, 2013 гг.), Санкт-Петербурге (2009 г.), Минске (2004 г.), Воронеже (2000 г., 2002 г., 2008 - 2012 гг.), Старом Осколе (2005 г.). Общее количество научных публикаций по теме исследования — 21. Они используются при чтении лекций по курсам «История электронных СМИ», «Основы радиорежиссуры», «Основы радиодраматургии», «Звукорежиссура на радио», в процессе работы студенческой радиостанции «Навигатор», которая является экспериментальной практико-ориентированной площадкой факультета журналистики Воронежского государственного университета, а также в материалах автора, которые звучат на «Радио России -Воронеж».

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 161 наименование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дано обоснование цели исследования и его задач, представлены методы и охарактеризована актуальность, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая и эмпирическая база, дан краткий обзор изученности проблемы, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, выдвинуты положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Радиотеатр в структуре радиовещания» состоит из трех параграфов.

В параграфе «История возникновения нового искусства -радиотеатра» исследуются первые радиопрограммы отечественного радиовещания. Прежде всего, это радиоконцерты, которые подготовили почву для организации регулярного музыкального вещания. В эфире стали появляться литературно-музыкальные радиомонтажи на историко-революционные темы. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. на радио были созданы крупные музыкальные коллективы. Социологическое исследование того периода показало, что соотношение литературных и музыкальных материалов в эфире сложилось таким образом: 50,5 % — пение, 45,5 % - оркестровая и инструментальная музыка, 3,8 % - чтение и театрально-драматические передачи14. Первый радиоспектакль «Вечер у Марии Волконской» прозвучал в эфире 25 декабря 1925 г., этот день и стал днем рождения отечественного радиотеатра. Первые радиоспектакли (назовем также «Люлли - музыкант») подчеркивали жанровую преемственность, идущую от передаваемых комплексных радиоконцертов. Производились активные эксперименты со звуковым оформлением, велись поиски оригинальной радиодраматургии. Постепенно именно эта творческая работа, со звучащим словом, привлекала на радио актеров, режиссеров, писателей. Наметилась тенденция связи радиотеатра с публицистикой. Появились спектакли, где в основе была реальная история: «"Красин" спасает

14 Шерель А. А. Рампа у микрофона. - М.: Искусство, 1985. - С. 82.

"Италию"», «Днепрострой». В 1930-х гг. появляются новые жанры: радиофильм, документальная драма, драма «под репортаж». Вместе с тем, становится ясно, что радиотеатр нуждается в оригинальном литературном материале.

Во втором параграфе «Радиотеатр как вид художественного вещания. Развитие радиодраматургии» мы исследуем различные способы работы над текстовой основой постановок, рассматриваем само понятие «радиопьеса», обращаем внимание на опыт отечественных и западных драматургов. Появившийся в 1920-х гг. жанр радиопьесы синтезировал в себе достижения радиожурналистики, литературы, театральной драматургии и музыкальной композиции. Первые радиопьесы потребовали фона — музыкального, шумового, играющего роль декораций. Термины «звуковые декорации» и «голосовой грим» возникли позднее, но сами декорации уже были в первых радиопьесах. С другой стороны, особые требования предъявлялись к актерам: при отсутствии жестикуляции, мимики, грима они были обязаны создать «видимый» портрет героя и передать его характер. Эти требования были общими для пьес всех разновидностей, написанных для радио. Развитие жанра проистекало непросто, особенно в СССР. Ведь его творцы (драматурги, режиссеры), в отличие от тогдашней идеологически ангажированной прессы, позволяли себе рискованные эксперименты и творческие поиски, а участники дискуссий о дальнейшем развитии игровых форм на радио нередко прибегали к откровенному манкированию «линией партии». В результате творческих поисков многих отечественных и зарубежных режиссеров выработались основополагающие принципы и законы построения художественного текста на радио. Успех новаторских работ в эфире В. Мейерхольда, Э. Гарина, О. Абдулова открыл путь к более смелой работе с текстом выпускаемых в эфир произведений, в частности, дал возможность активно использовать монтаж.

Третий параграф «Формирование системы изобразительно-выразительных средств радио» посвящен компонентам создания «звукового

образа»15. Правильно их подобрать и соединить — задача журналиста, режиссера, звукорежиссера, артистов. Средства создания образа на радио составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом. Первая группа — это натуральные, то есть природные выразительные средства радио: слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, то есть имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Вторая группа выразительных средств, называемых техническими (реверберация, голосовой грим и монтаж) мобильна, то есть выбор выразительных средств может зависеть только от журналиста. В параграфе подробно представлены функции каждого выразительного средства, приведены примеры их использования в радиоспектаклях прошлых лет и современных радиопостановках, намечены тенденции использования изобразительно-выразительных средств.

Вторая глава «Развитие жанров радиожурналистики под воздействием радиотеатра» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Диалогизация эфира. Развитие жанров интервью и беседы» мы отмечаем факторы, повлиявшие на развитие жанров и форм вещания на радио: опыт «Радиогазеты РОСТА», массовые выступления у микрофона государственных деятелей. В первых радиоконцертах, помимо классической музыки, звучали фельетоны, куплеты, частушки на злободневные темы. Диалогизация эфира складывалась и из первых форм общения радио с аудиторией - радиобесед, радиоперекличек, радиомитингов, радиособраний. Важный этап диапогизации - появление жанров интервью и беседы. Рассматривая вопрос о том, какие факторы влияли на их развитие, мы особо отмечаем использование в этих жанрах изобразительно-выразительных средств радио, влияние радиотеатральных принципов, которые используются и в современном радиоэфире радиостанций «Маяк», «Эхо Москвы», «Радио

15 См.: Шерель A.A. Эволюция средств художественной организации материала в радиожурналистике. - М., 1981.

России». Анализируя современные интервью, беседы, ток-шоу в «прямом эфире» отмечаем, что активная диалогизация эфира привела к «психологической перестройке» в сознании слушателей16. Аудитория стала принимать активное участие в обсуждении программ, а порой и сама стала моделировать тему беседы. Особое внимание уделено роли журналиста в интервью и беседе. Обращаясь к примерам прошлых лет (Д. Кабалевский, И. Андроников), мы исследуем поведение и амплуа современных ведущих, работающих в этом жанре.

Во втором параграфе «Трансформация радиорепортажа. От «живых трансляций» к современному репортажу» поэтапно прослежена история жанра. Одни исследователи считают, что репортаж появился с открытием магнитной записи, другие — задолго до ее появления, а первой его формой были так называемые «живые трансляции». Поэтапно рассмотрены выразительные средства жанра. Одним из первых естественных выразительных средств репортажа стали звуковые картины. Позже добавилось звучащее слово. Понятие «звуковые картины» со временем конкретизировалось в документальные шумы. Таким образом, у жанра выработались свои изобразительно-выразительные средства: слово, музыка, документальные шумы и монтаж. Исследуя структуру построения репортажа, его компоненты, мы обращаем внимание на использование звуковых документов.

В данном параграфе мы подробно исследуем «песню-репортаж» как уникальный жанр, созданный бардом и журналистом Ю. Визбором. Выделяем его главный принцип — соединение документального факта и игрового начала, который применяется и в документально-художественных жанрах. Как мы уже отмечали, первые истинно радийные репортажи родились из «живых трансляций». Главное их отличие от репортажа газетного - не только одномоментность с событием, но и создание с помощью звука своеобразных «сценических площадок»: звуковых картин происходящего. «Звуковые

Олешко В.Ф. Заложники гласности? - Свердловск: РАФИС, 1991. - С. 5.

площадки» активно используются в драматургии построения современных радиорепортажей.

В третьем параграфе «Разновидности радиоочерка» исследуется адаптация литературного текста к звучанию, так как исторически очерк пришел на радио из печати. Мы выделяем специфические характеристики, которые наметились сразу - употребление разговорной лексики; построение фразы, рассчитанной на чтение; рассказывание и восприятие на слух. Первыми авторами радиоочерков стали известные писатели и журналисты-газетчики, но, выступая, они использовали метод «читая — рассказывать». В литературном и журналистском лексиконе даже появилось понятие «очерк для радио». С появлением звукозаписи на месте события в эфире появился живой, звучащий голос героя. Начинает складываться звуковой образ: из авторского текста, записей, сделанных на месте события, шумов, музыки. Особое внимание уделено документальным записям героя, так как очерк находится между радиопублицистикой и радиодраматургией. Исследованы такие виды радиоочерка, как собственно радиоочерк, очерк сплошной импровизации, постановочный, или игровой очерк, а также его разновидности — «очерк в письмах» и фичер.

В параграфе «Жанры мозаично-фрагментарного построения»

подробно анализируем несколько самостоятельных жанров радиотеатра: радиофильм, радиоплакат, радиокомпозицию. Общее в них то, что в каждом из названных жанров короткие публицистические, поэтические и музыкальные фрагменты подогнаны друг к другу плотно, как мозаика. Мы исследуем жанры радиокомпозиции и радиофильма в контексте развития системы жанров радиовещания и влияния на них радиотеатра, подробно рассматриваем каждый вид радиокомпозиции - литературную, литературно-музыкальную, документальную. Анализируя примеры прошлых лет и современных радиокомпозиций, мы приходим к выводу, что деление радиокомпозиции на виды, которые нам предлагают теоретики радио А. Шерель, В. Смирнов,

сегодня весьма условно. Меняется сама драматургия построения, тональность, радиокомпозиция отходит от прямой публицистичности, патетики, которыми были перегружены тексты 1960 - 1980-х гг. Но вопрос степени соотношения документального и художественного начала, волновавший первых исследователей радио, сегодня по-прежнему актуален. Особое внимание в параграфе мы уделяем жанру — радиофильм. Один из ведущих жанров радио вызывал много споров у теоретиков. Мы пытаемся разобраться в его природе, выразительных средствах, структуре построения. Рассматривая историю жанра на конкретных примерах с момента его появления до сегодняшнего дня, мы приходим к выводу, что на современном радио, пусть не в таком объеме, он начал появляться в эфире.

Достаточно много внимания мы уделяем фигуре ведущего, использованию изобразительных средств и темам современных художественных передач.

Третья глава «Радиотеатр сегодня» состоит из двух параграфов.

В параграфе «Литературные радиосериалы. Художественно-музыкальный арсенал «чтений с продолжением» представлен исторический опыт зарождения литературного театра у микрофона. Зарождалась форма «чтения с продолжением», которая позволила максимально сохранить авторские размышления, не дать исчезнуть из-за сокращений обаянию литературного первоисточника. «Литературные чтения» стали многосерийными. Особое внимание мы уделяем развитию радиотеатра в 90-е годы, когда пошатнулась система отечественного радиовещания, когда популярный еще недавно жанр радиотеатра был попросту забыт. В новом радиопространстве намечаются свои тенденции — появляются многосерийные радиоспектакли, сериалы, в частности, «Дом 7, подъезд 4». В рассматриваемом параграфе мы разводим понятия «чтение с продолжением», «сериал», «серия». Каждое понятие сопровождаем определением и примерами программ государственных и коммерческих станций, отмечаем различия и тенденции.

Если на государственных станциях («Радио России», «Культура») практически не звучат оригинальные радиосериалы, написанные на злобу дня, поднимающие актуальные проблемы, адресованные той или иной группе слушателей, то на FM-станциях, причем, региональных, они все чаще выходят в эфир. Обилие подобных сериалов объясняется несколькими причинами — его легко создавать, здесь нет сложной драматургической, актерской и звукорежиссерской работы, он связан с жизненными реалиями, а значит, будет находить отклик у аудитории и приносить коммерческую выгоду.

В параграфе «Радиотеатр в интернете» мы сознательно отказались от исследования истории развития радио в «глобальной паутине», нас интересуют тенденции и характеристики радиотеатра, что приобрел или потерял он на новой информационной площадке. Мы рассматриваем интернет-ресурсы согласно структуре, предложенной А. М. Шестериной17.

1. Зарегистрированные СМИ

— Сетевые версии традиционных СМИ. Из действующих радиостанций, где регулярно звучат сегодня радиопостановки, радиосериалы, художественное чтение, мы выделяем «Радио России», «Радио России. Культура», «Орфей», «Детское радио». Рассматриваем сайт каждой станции более подробно.

— ОпИпе-СМИ (только в сети) Одним из самых глобальных интернет-проектов, где представлено большое количество архивных и новых радиопостановок, является национальный российский аудиофонд «Старое радио» (http://staroeradio.ru/). Его сложно назвать СМИ, здесь нет редакции, постоянно обновляющейся информационной ленты, но с другой стороны, на «Старом радио» есть «потоковое вещание», где согласно четкой эфирной сетке выходят определенные программы — это радиопостановки, музыкально-литературные композиции, театр у микрофона, оперетты, детские сказки, басни, литературные чтения, стихотворения, а также свыше двух с половиной

17 Шестерина A.M. Основы Интернет-журналистики. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. - С.31.

тысяч музыкальных произведений. Еще один похожий интернет-проект, посвященный радиотеатру, открылся в 2013 г. Это сайт «АудиоТеатр.РФ» (http://fonofond.ru/). В отличие от ресурса «Старое радио», где можно прослушать спектакль или радиокомпозицию полностью, на «АудиоТеатр.РФ» выложена лишь короткая звуковая дорожка («трейлер») по несколько минут. Если слушателю нравится, он может купить спектакль, заказав его непосредственно на сайте. Отдельно мы обозначили несколько тематических сайтов. Литературное радио (http://litradio.ru/about/) — это первый интернет-радиопроект, полностью посвященный современной русской литературе. Интернет-радио «Русский мир» (http://www.iTm.fm/) создано для тех, кто интересуется русским языком и культурой. Радиотеатр представлен в двух программах «Театр у микрофона» и «Литературная гостиная».

Отдельной группой стоят интернет-ресурсы, где звучат радиоспектакли для детей («Детское радио» — раздел «Старого радио»; «Детское радио — Чикаго»; ресурс «Тырнет — Детский Интернет»). В основном это старые записи, отечественный «золотой» аудиофонд. Самый мощный интернет-ресурс для детей - это поисковая система детских сайтов АвАКГОЗ. Существует достаточно большое количество сайтов, посвященных радиотеатру или частично обращающих на него внимание, но эти сайты не имеют свидетельства о регистрации СМИ.

2. Другие ресурсы (портал, база данных, катаюг)

Одним из интересных ресурсов, обратившихся к специфике радиотеатра, стал сайт компании «Букворечник». В 2010 г. творческое содружество актеров, режиссеров и художников решило создать аудиоспектакпи для детей всех возрастов «от 5 до 95 лет». В проекте принимают участие многие актеры, чаще всего они это делают бесплатно. Еще один портал — «Радиотеатр»: от радиоспектаклей до аудиоблогов» (www.radiotheater.ru). Портал нацелен не столько на возможность аудитории обращаться к каталогу лучших произведений прошлого, сколько на создание новых аудио-форм: виртуальных

спектаклей, поэтических мелодекламаций, аудиокниг, аудиочтений, аудиоблогов и т.п. Каждый слушатель мог стать виртуальным участником спектакля в качестве сценариста, одним из актеров или самостоятельно начитать (записать) любое понравившееся произведение или его отрывок на театральном форуме, прямо не отходя от компьютера. Портал «Радиотеатр» — стопроцентное «детище» интернета. Жизнедеятельность его, к сожалению, под вопросом. На момент написания работы архив программ не обновлялся почти год. Заслуживает интереса и проект интернет-радио «Драма», размещенный на полупрофессиональном web-pecypce для радиожурналистов Рос1станция. Здесь выкладывались, а иной раз и создавались в режиме он-лайн любительские радиоспектакли. На этом же ресурсе мы познакомились с достаточно любопытной художественной формой, своего рода «звуковыми историями» — это короткие зарисовки, рассказанные исключительно с помощью звуков и музыки. Подобные эксперименты неоднозначны по идейному и техническому воплощению, возможно, в перспективе они дадут новое направление в развитии радиотеатра.

Помимо обычного, сетевые СМИ активно используют ресурс Web 2.0 — это социальные сети, блоги и другие формы функционирования гражданской журналистики. Основные платформы - «В контакте» и «Facebook». Мы выделяем здесь специализированные, созданные в социальной сети «В контакте». Наряду с любительскими: «Радиотеатр», «Пластинки нашего детства», «Сокровища нашей фонотеки», «Радионяня», «Телеканал «Культура» и т.п., есть вполне профессиональные «Радиотеатр и театр у микрофона» (http://vk.com/radioteatr_teatr_u_mikrofona).

Кроме того, выделяется ряд так называемых авторских сайтов. Организаторами и администраторами выступают актеры, музыканты, писатели. «Репертуар» подобных ресурсов весьма неоднозначен. В большей степени здесь представлены работы этого человека, но есть и спектакли,

радиокомпозиции других авторов, видимо, для объема и большей концепту альности.

В этом же параграфе рассмотрена современная модификация «чтений с продолжением» - аудиокнига.

В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты работы, излагаются основные выводы диссертационного исследования, намечаются перспективы развития радиотеатра.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ:

1. Гааг H.A. Радиодраматургия: основные принципы и законы создания программ / H.A. Гааг // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - Воронеж. - 2010. - № 2. - С. 161-168.

2. Гааг H.A. Рождение радиотеатра / H.A. Гааг // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. — Воронеж. — 2012. — № 2. — С. 157-163.

3. Гааг H.A. История радио: развитие собственных специфических изобразительно-выразительных средств / H.A. Гааг // Вестн. Воронеж, гос. унта. Сер. Филология. Журналистика. — Воронеж. — 2013. —№. 2. — С. 122—133.

Статьи, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских, международных конференций:

4. Сычина (Гааг) H.A. Российскому радиотеатру - 75 лет (Театр для миллионной аудитории. Факты, события, мнения) / Ж.С. Гаспарян, H.A. Сычина (Гааг) // Акценты. Новое в массовой коммуникации: альманах. -Воронеж, 2000. - Вып. 3-4 (20-21). - С. 78-96.

5. Сычина (Гааг) H.A. Страницы истории радиотеатра / H.A. Сычина (Гааг) // Журналистика конца XX века: материалы науч.-практ. конференции студентов и аспирантов 17, 18 ноября 2000 г. / Под ред. В.В. Тулупова. -Воронеж, 2000. - С. 47-50.

6. Сычина (Гааг) H.A. Жанры радиотеатра / H.A. Сычина (Гааг) // Коммуникация в современном мире: материалы науч.-практ. конференции, 1315 мая 2001. / Под ред. В.В. Тулупова. - Воронеж, 2001. - С. 84-86.

7. Сычина (Гааг) H.A. Радиотеатр: история и современность / H.A. Сычина (Гааг) // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: в 2 ч. Ч. 2.-М., 2002.-С. 16-18.

8. Сычина (Гааг) H.A. Влияние радиотеатра на развитие жанров радиожурналистики / H.A. Сычина (Гааг) // Коммуникации в современном мире: материалы науч.-практ. конференции, 13-15 мая 2002. / Под ред. В.В. Тулупова. - Воронеж, 2002. - С. 134-135.

9. Сычина (Гааг) Н. А. Радиотеатр вчера и сегодня / H.A. Сычина (Гааг) // Журнашстыка — 2004. Тезисы науч.-практ. конференции. — Минск, 2004. - С. 324-326.

10. Сычина (Гааг) H.A. Анализ утренних радиопрограмм. Оптимальная модель «радиоутра» / H.A. Сычина (Гааг) // СМИ и журналистика: прошлое, настоящее, будущее. - Старый Оскол, 2005. - С. 55-57.

11. Гааг H.A. Старые мехи и новое вино? (Очередная революция радиостанции «Маяк») / H.A. Гааг // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания / Сост. A.M. Шестерина. — Воронеж, 2008. - С. 158-163.

12. Гааг H.A. Третья попытка / H.A. Гааг // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания: в 2 ч. Ч. 1. / Сост. A.M. Шестерина. - Воронеж, 2009.-С. 194-198.

13. Гааг H.A. Не мужчина, а облако в штанах / H.A. Гааг // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания: в 2 ч. 4.2. / Сост. A.M. Шестерина. -Воронеж, 2009. - С. 50-61.

14. Гааг H.A. К нам едет аудит / H.A. Гааг, Ю.А. Оганесова, A.A. Шульгин // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания: в 2 ч. 4.2. / Сост. A.M. Шестерина. - Воронеж, 2009. - С. 35-38.

15. Гааг H.A. Монолог - ведущая форма литературно-художественных жанров / H.A. Гааг // Коммуникация в современном мире: мат. всерос. науч,-практ. конференции «Проблемы массой коммуникации» 11—13 мая: в 2 ч. 4.2. / Под общ. ред. В.В. Тулупова. — Воронеж, 2009. - С. 5-7.

16. Гааг H.A. Радиотеатр - столица и провинция / H.A. Гааг, Ю.А. Оганесова // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвуз. науч.-практ. конференции- СПб.: СПбГУ, 2009. — С. 15-18.

17. Гааг H.A. Страницы истории. Радиодрама - продолжение следует.../ H.A. Гааг // Коммуникация в современном мире: мат. всерос. науч.-практ. конференции «Проблемы массой коммуникации» 12—14 мая 2010: в 2ч. 4.2. /Под общ. ред. В.В. Тулупова. - Воронеж, 2010. - С. 11-14.

18. Гааг H.A. Концепция студенческого радио (на примере радио «Навигатор», факультета журналистики ВГУ) / H.A. Гааг // Коммуникация в современном мире: мат. всерос. науч.-практ. конференции «Проблемы массовой коммуникации» 12—14 мая 2011: в 2ч. 4.2. / Под общ. ред. В.В. Тулупова. - Воронеж, 2011. - С. 12-14.

19. Гааг H.A. «Второе» дыхание радиотеатра / H.A. Гааг // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. Выпуск III. / Сост. А.М. Шестерина. — Воронеж, 2012. - С. 22-31.

20. Гааг H.A. Радиотеатр в Интернет - шаг в будущее / H.A. Гааг // Проблемы массовой коммуникации: мат. всерос. науч.-практ. конференции, 1112 мая 2012 г.: в 2ч. 4.1. / Под общ. ред. В.В. Тулупова. - Воронеж, 2012. - С. 117-119,

21. Гааг H.A. Образование для журналиста / H.A. Гааг // Особенности подготовки журналистов для работы в конвергентной редакции. / Под ред. И.Н. Денисовой. - М.: МГУ, 2013. - С. 20-22.

Подписано в печать 07.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографической лаборатории факультета журналистики ВГУ 394068, Воронеж, Хользунова, 40-а Тел. (473) 274-52-71

 

Текст диссертации на тему "Радиотеатр в системе жанров радио"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201459032 ГААГ Наталья Анатольевна

РАДИОТЕАТР В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РАДИО: ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Специальность 10.01.10. - журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Лебедева Татьяна Васильевна

Воронеж-2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................3

I. РАДИОТЕАТР В СТРУКТУРЕ РАДИОВЕЩАНИЯ

I.I. История возникновения нового искусства - радиотеатра....................12

I.II. Радиотеатр как вид художественного вещания. Развитие радиодраматургии.........................................................................28

I.III. Формирование системы изобразительно-выразительных средств

радио..........................................................................................46

Краткие выводы по первой главе.......................................................70

II. РАЗВИТИЕ ЖАНРОВ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ РАДИОТЕАТРА

II.I. Диалогизация эфира. Развитие жанров интервью и

беседы........................................................................................72

II.II. Трансформация радиорепортажа. От «живых трансляций» к

современному репортажу................................................................90

II.III. Разновидности радиоочерка....................................................114

II.IV. Жанры мозаично-фрагментарного построения.............................141

Краткие выводы по второй главе......................................................171

III. РАДИОТЕАТР СЕГОДНЯ

III.I. Литературные радиосериалы. Художественно-музыкальный арсенал

«чтений с продолжением»..............................................................174

III.II. Радиотеатр в интернете..........................................................200

Краткие выводы по третьей главе....................................................220

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................223

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................232

ВВЕДЕНИЕ

За свою более чем восьмидесятилетнюю историю радиотеатр претерпел множество изменений. Многие теоретики - с появлением телевидения — предсказывали смерть радио, и в первую очередь радиотеатру. Но «звучащее искусство» выдержало конкуренцию. Переломным моментом стали 1990-е годы, когда исчезло единое пространство вещания, когда переход к рыночной экономике заставил уделять большое внимания рентабельности программной политики радиостанций, когда творчество ушло на задний план. Возрождение радиотеатра было мучительным и сложным, но благодаря эволюции контента государственных станций («Радио России», «Культура», «Эхо Москвы», различные проекты многих БМ-станций, интернет-проекты) открылась новая страница в истории этого уникального искусства.

В связи с возникновением новых форм и, как следствие, трансформацией жанровой структуры радио, вопрос о театральной (а зачастую - и постановочной) составляющей радийного контента приобретает особую актуальность. Возникает необходимость дать подробный и обстоятельный анализ того, какое влияние оказала радиотеатральная платформа на эволюцию жанров радио. Налицо все более активное использование постановочных элементов при формировании имиджа радиоведущих, в построении программ, в структуре эфирной сетки той или иной станции. Кроме того современный радиотеатр активно проявляет себя на новой площадке — в интернете, ставшем дополнительным каналом трансляции радиоспектаклей, расширившим границы аудитории и давшим иные возможности для прослушивания. На сайте оффлайновых радиостанций, помимо каталога аудиоконтента, появляются текстовые аннотации, рецензии, форумы для общения, развиваются новой формы -аудиокниги, сайты так называемого «народного радиотеатра», где аудитория

из пассивного слушателя превращается в активного создателя собственного художественного контента.

В своей работе мы исследуем образование принципов и специфических изобразительно-выразительных средств радиотеатра, их влияние на развитие структуры жанров радио в целом. Такой угол зрения позволяет говорить о новизне исследования. Также в диссертационной работе уделено особое внимание современному этапу радиотеатра, намечены пути его развития, предложена типологизация радиотеатра в интернете.

Степень научной разработанности проблемы. Истории радиожурналистики посвящены научные труды таких отечественных исследователей, как Ю. Бараневич, М. Глейзер, П. Гуревич, В. Олейник, В. Ружников1. Особенное внимание жанрам и отдельным видам вещания в своих работах уделяли теоретики Т. Васильева, Т. Лебедева, В. Смирнов, А. Шерель, В. Ярошенко2 и практики Ю. Гальперин, Ю. Летунов, Б. Ляшенко, Л. Маграчев, Е. Синицын и другие. Непосредственно истории художественных жанров, развитию отечественного радиотеатра, его формам, специфическим средствам, программам, звучавшим в эфире Всесоюзного

1 Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления, формирования, развития. - Киев-Одесса, 1978; Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. 1917-1963. -М., 1965; Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание: страницы истории. -М., 1976.; Олейник В.П. Радиопублицистика.- Киев, 1978; Ружников В.Н. Так начиналось. -М., 1987.

Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. - СПб., 1992; Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. -М.: Аспект Пресс, 2012; Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат. - СПб.,2002; Радиожурналистика. - М.: 2000; Смирнов В.В. Жанровая система радиожурналистики. - Ростов-на-Дону, 2006; Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. - М., 2002; Смирнов В.В. Практическая журналистика. -Ростов-на-Дону, 1997; Смирнов В.В. Радиоочерк. - Ростов-на-Дону, 1984; Смирнов В.В. Формы вещания. - М., 2002; Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. - М., 1976.

Гальперин Ю.М. Внимание, микрофон включен! - М.: Политиздат, 1960; Гальперин Ю.М. В эфире - слово. - М., 1977; Гальперин Ю.М. Человек с микрофоном. - М., 1971; Гальперина Е.В. Драматургия речевых жанров. - М., 1990; Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон. - М., 1974; Летунов Ю.А. Скажи, земля круглая? - М., 1980; Летунов Ю.А. Что скажешь людям? - М., 1980; Ляшенко Б.П. Радио без тайн. - М., 1991; Маграчев Л.Е. Сюжеты, сочиненные жизнью. -М., 1972; Синицын Е.А. «Я веду репортаж...».-М., 1983.

радио на разных этапах, посвящено достаточное количество книг, сборников5, статей6 и пособий7. Авторы этих работ - радиожурналисты, режиссеры, дикторы, актеры, принимавшие участие в создании радиопрограмм. В настоящее время развитию отечественного радиовещания, изменениям в системе жанров, современному эфиру, посвящены пособия,

о

подготовленные Фондом Независимого Радиовещания (ФНР) , сборники

4 Анненкова J1.H. Рассказы о героях. - М., 1984; Баталов А. Судьба и ремесло. - М., 1984; Верник Э.Г. Мой радиотеатр. - М., 2010; Марченко Т.А. Радиотеатр. - М., 1970; Марченко Т.А. Театр в каждом доме. - М., 1986; Меньшикова A.A. Радио - детям. - М., 1966; Музыря A.A. В эфире - радиостанция «Юность». - М., 1979; Музыря A.A. Искусство слышать мир. - М., 1989; Плятт Р.Я. Без эпилога. - М., 1991; Рубашкин А. И. Голос Ленинграда. - Л., 1980; Толстова H.A. Внимание, включаю микрофон. - М., 1972; Шерель А. А. Рампа у микрофона. - М., 1985; Фролов M.JI. И снова к микрофону выхожу... - JL, 1979; Фрольцова Н.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. - Минск, 2003; Шерель A.A. Там, на невидимых

подмостках...Радиоискусство. Проблемы истории и теории. 1922-1941. - М., 1993.

5 Диктор у микрофона. - М., 1959; Болотова Л.Д. Звуковое пространство радиопрограмм / Профессия - журналист: вызовы XXI века. - М., 2007; Звучащий мир. Книга о звуковой документалистике. -М., 1979; Материалы научно-практической конференции, посвященной творческому наследию И.Л. Андроникова на телевидении и в радиовещании. - М., 1991; Телерадиоэфир. История и современность. - М., 2005; Радиоискусство. Теория и практика. - М., 1983; Позывные тревог и надежд. «Маяк». 40 лет в эфире. - М., 2004; Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов). - М., 1991.

6 Аксенов Н. Попадать в самую середину мишени // Советское радио и телевидение. -1965. -№ 3; Алексеева Н. Человек собирал слова... // Телевидение, радиовещание. - 1982.

- № 3; Роберте Дж. Ток-радио завоевывает аудиторию // Телевидение и радиовещание за рубежом. - 1994. - № 9; Советское радио и телевидение, 1961, № 2; Советское радио и телевидение. - 1964. - № 2; Советское радио и телевидение, 1966, № 5; Зайцева H.A. Звуковое оформление радиопередач на «Радио России» // Коммуникация в современном мире. 4.1. - Воронеж, 2007; Иоффе Р. Слушая - видеть // Советское радио и телевидение.

- 1962. - № 7; Ковтун В. Сегодня в Ленинградском радиотеатре // Телевидение, радиовещание. - 1982. -№ 4; Макаренко Н. У Чайковского. Музыкально-литературная композиция «Дом в Клину» // Телевидение, радиовещание. - 1976. -№ 10; Мандельштам О.Э. Молодость Гете // Театр. - 1989. - № 12; Моргачева О.Н. Жанры радиотеатра // Коммуникация в современном мире. - Воронеж, 2004; Музыря A.A. Радиофильм // Телевидение, радиовещание. - 1972. -№ 3; Стребнева H.H. Радиоэфир: ожидания аудитории // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. 4.1. - М.,2001; Чеботару А. Послушаем и поразмыслим вместе // Советское радио и телевидение. - 1969.

- № 5; Шахназаров А. Запись спектакля на радио // В диапазоне современности. - М., 1984.

п

Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

о

Мастер радио. Вып. 6. Журналистика и диджеинг. - М., 2009; Норвежский опыт создания документальных программ // Мастер-радио. Вып.2. Документально-художественные жанры. - М., 2007; Варфоломеев В. Новости на информационно

«Основы мастерства. Опыт, практические советы».9 На эту же тему опубликованы отдельные интересные статьи в специализированных журналах «Журналист», «МедиаПрофи», на сайте www.radioportal.ru, www.relga.ru, полупрофессиональном web-pecypce для радиожурналистов Роёстанция и др. О нынешнем радио много пишет В. Сухарева10. Однако, о современном состоянии радиотеатра, его направлениях и тенденциях, в частности в интернете, исследований практически нет.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы изучить трансформацию жанров радиовещания с точки зрения наличия в них элементов радиотеатра. Для реализации цели предстоит выполнить следующие задачи.

Представить специфику радиотеатра как особого вида искусства в культурологическом и историческом аспектах.

1. Исследовать влияние радиотеатра на развитие системы радиожанров.

2. Изучить несколько самостоятельных жанров радиотеатра, впоследствии объединенных термином «жанры мозаично-фрагментарного построения» - радиофильм, радиоплакат, радиокомпозиция.

3. Представить радиотеатр в структуре современного радиовещания, включая радиотеатр в интернете.

Объектом исследования стал процесс формирования радиотеатра как вида художественного вещания, его функционирования в сетке вещания и влияния на становление радиожанров, предметом - документально-художественная и аналитическая составляющие контента современного радиотеатра.

радио//Радио музыкальное, новостное, общественное. М., 2001; Хорошее радио. Как это делается. Полезные наставления на каждый день, собранные от разных авторов. - М., 2009.

9 Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. Основы мастерства. Опыт, практические советы. - М., 2007.

10 http://www.strana-oz.ru; www.show-master.ru (дата обращения - 23.03.2013)

Гипотеза данного исследования базируется на представлении о том, что некоторые приемы, тенденции и специфические средства радиотеатра повлияли на формирование большинства жанров радио. Опираясь на факты истории отечественного радио, мы на конкретных примерах показываем, как при использовании того или иного жанра применяются методы радиотеатра: соединение документального и игрового начала, мозаично-фрагментарное построение, специфические изобразительно-выразительные средства. И приходим к выводу, что в современной радиожурналистике активно используются все модифицированные под влиянием радиотеатра жанры и формы передач, осваиваются новые площадки, что позволяет нам говорить о новом этапе развития отечественного радио.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На первом этапе своего развития отечественное радио ставило целью осуществить серьезный сдвиг в художественном просвещении простых людей. Первые радиоконцерты подготовили почву для организации регулярного музыкального вещания, для возникновения «нового искусства» - радиотеатра, который сочетал документальное и игровое начало. В конце 20-х - начале 30-х годов, несмотря на слабости технического оснащения, проводились активные эксперименты в звуковом оформлении, в сфере радиодраматургии. Рядом с трансляциями из театров появились оригинальные радиоспектакли. Наметилась тенденция связи радиотеатра с публицистикой.

2. Влияние радиотеатра на развитие радиожанров выразилось в стремлении шире использовать диалог: уже в 20-х годах радио гораздо активнее использует жанры интервью и беседы, чем газеты. Так называемые «живые трансляции» стали основой радиорепортажа. В отличие от газетного, ярким выразительным средством этого жанра стали «звуковые картинки», создаваемые при помощи шумов, что помогало «показать» жизнь и облечь ее при этом в оригинальную драматургическую форму, сделать репортаж маленьким произведением искусства.

3. Очерк, существовавший в печатных СМИ, вышел на новый уровень документальности благодаря появлению звукозаписи с места события: в эфире появился живой голос героя. Усиливающаяся в нем в настоящее время глубина драматизации позволяет ему занять место между радиопублицистикой и радиодраматургией.

4. Став самостоятельным видом искусства, радиотеатр породил несколько новых жанров, впоследствии объединенных термином «жанры мозаично-фрагментарного построения» - это радиофильм, радиоплакат, радиокомпозиция. Эти жанры возникли благодаря соединению театра, эстрады, поэзии, публицистики, в современном эфире их место - между очерком и радиотеатром.

5. В настоящее время радиотеатр продолжает развиваться как самостоятельный жанр вещания и по-прежнему остается фундаментом для всей системы жанров радио. Элементы и формы радиотеатра активно используются на государственных и FM-станциях, у него появилась новая площадка - интернет, что позволяет говорить о его непреходящей актуальности.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования стали историко-культурный и сравнительно-исторический методы при системно-функциональном подходе.

Теоретическую базу нашего исследования составили труды названных выше исследователей, а также работы по теории журналистики А. Акопова, В. Горохова, А. Грабельникова, С. Корконосенко, Р. Овсепяна, Е. Прохорова, В. Ружникова, М. Стюфляевой, Д. Стровского, А. Тертычного, В.Тулупова11 и др.

11 Акопов А.И. Методика типологических исследований периодических изданий. -Иркутск, 1985; Горохов В. М. Журналистское мастерство. - М., 1981; Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы. - М., 2001; Корконосенко С.Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. - М., 2010, Корконосенко С.Г.. Основы журналистики. - М., 2001; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов). - М., 1996; Прохоров

Особо выделим труды исследователей радиожурналистики - ее функциональных и жанровых особенностей, выразительных средств - Ю. Бараневича, В. Гаспаряна, Т. Лебедевой, Д. Любосветова, В. Олейника, В.

1 9

Смирнова, А. Шереля.

Эмпирической базой исследования послужили архивные радиопрограммы Всесоюзного радио, эфиры современных станций «Радио России», «Радио России. Культура», «Орфей», «Радио России - Санкт-Петербург» (с 2000-го года до нашего времени). Для сравнительного анализа выбраны FM-станции - «Радио 7 на Семи холмах», «Юмор FM», «Наше радио», «Эхо Москвы», «Маяк» и другие. Также мы исследовали сетевые версии выше обозначенных радиостанций.

Были также исследованы специализированные интернет-ресурсы: национальный российский аудиофонд - «Старое радио», «АудиоТеатр.РФ»; тематические сайты, среди которых выделим «Литературное радио», «Русский мир»; интернет-ресурсы, где звучат радиоспектакли для детей. «Детское радио», «Детское радио - Чикаго», «Детство.ру», «Тырнет -Детский интернет», поисковую систему детских сайтов AGAKIDS; сайт компании «Букворечник», портал - «Радиотеатр»: от радиоспектаклей до аудиоблогов», интернет - радио «Драма», размещенный на полупрофессиональном web-pecypce для радиожурналистов Роёстанция;

Е.П. Журналистика. Государство. Общество. - М., 1996; Свитич Л.Г. Феномен журнализма. - М., 2000; Ружников В.Н. Так начиналось. - М., 1987; Стюфляева М.И. Человек в публицистике. - Воронеж, 1989; Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. - Екатеринбург, 1998; Тертычный A.A. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. - М., 1998; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. - Воронеж, 1996.

12 Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Проблемы становления, формирования, развития. - Киев-Одесса, 1978; Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. - М.,