автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Разработка метода создания цветовой схемы в руководствах по фирменному стилю
Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка метода создания цветовой схемы в руководствах по фирменному стилю"
На правах рукописи
Канюков Никита Владимирович
РАЗРАБОТКА МЕТОДА СОЗДАНИЯ ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ В РУКОВОДСТВАХ ПО ФИРМЕННОМУ СТИЛЮ
Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Санкт-Петербург - 2009
0034Т И=> ю
003471616
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»
Научный руководитель:
кандидат технических наук, доцент Петрова Светлана Георгиевна
Официальные оппоненты:
доктор технических наук, профессор Жукова Любовь Тимофеевна
доктор технических наук, профессор Магницкий Олег Николаевич
Ведущая организация:
ЗАО «СПН Огилви Паблик Рилейшнз», г. Санкт-Петербург
Защита диссертации состоится 17 июня 2009 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.236.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу. 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18, Инновационный центр, 1 этаж.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна".
Автореферат разослан «15» мая 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы
Одним из направлений дизайна является создание изделий в фирменном стиле для широкого круга организаций. Наличие фирменного стиля становится преимуществом компаний в конкурентной борьбе. По причине возрастающего значения визуальной идентификации, исследования в данном направлении являются особенно востребованными.
Частным вопросом разработки фирменного стиля является выбор фирменных цветов.
Фирменный стиль — это область, в которой большое значение имеет корректное использование цвета на различных носителях. Параметры цветов описываются в специальных инструкциях, которые в дальнейшем используются при производстве продукции. Процесс создания изделий, выполняемых в фирменном стиле, предполагает использование широкого диапазона технологий. Печатная продукция, видео материалы, упаковка, многостраничные периодические издания, предметы интерьера, шеЬ-приложения — всё это и многое другое изготавливается на основе инструкций, заключённых в «Руководство по фирменному стилю».
Процесс выбора цветовой схемы объектов дизайна в соответствии с замыслом автора или сложившимся стереотипом цветового решения на основе развёрнутых инструкций в руководстве по стилю обеспечивает преемственность оформления фирменных изделий и оптимизацию затрат на проектирование.
На сегодняшний день сведения о проектировании изделий с заданными параметрами цветов, которые содержатся в фундаментальной и периодической литературе, разобщены и дифференцированы в соответствии с научной и технической специализацией. Феномены цветового зрения относятся к области изучения физиологии человека, психологии. Технические методы для воспроизведения цвета с помощью печати и электронных устройств лежат в плоскости технических наук. Художественные аспекты обсуждаются в искусствоведческих работах и применяются в рамках практического решения творческих задач. Вопросы фирменного стиля, брендинга, оптимизации процессов дизайн-проектирования изделий находят отражения в методиках работы студий и рекламных агентств. В таких условиях наиболее важной проблемой является отсутствие научно-методического обеспечения, объединяющего достижения из различных областей знаний для проектирования параметров цветов фирменного стиля.
Цели и задачи исследования
Целью работы является разработка и научное обоснование метода создания цветовой схемы для «Руководства по фирменному стилю».
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
1. Исследовать наиболее эффективные методики записи данных о цветах для изделий дизайна и систематизировать имеющиеся научные достижения в области проектирования цветовых схем для фирменных стилей.
2. Провести анализ ряда «руководств по фирменному стилю» для определения оптимальной структуры данных о цвете.
3. Разработать и научно обосновать метод формирования цветовой схемы в цифровой среде для изделий дизайна и фирменного стиля предприятий.
4. Спроектировать и реализовать компьютерную программу для повышения производительности процесса проектирования цветовых шаблонов, применяющихся в руководствах по фирменному стилю.
5. Создать алгоритм автоматизированного программного анализа цветовой схемы цифрового изображения.
6. Сформировать рекомендации по внедрению метода на производствах и провести экспериментальную проверку разработанных методик.
Объекты исследования:
- образцы фирменной продукции;
- руководства по фирменному стилю;
-технологические процессы дизайн-проектирования.
Методы исследования
В работе использованы основные положения теории цвета, методы колориметрии, теория системного подхода к проектированию. Для определения критериев оценки цветовых стимулов использовались данные теории моделирования цветового восприятия.
В качестве основы для проектирования системы цветовоспроизведения использовалась рабочая станция, соответствующая международному стандарту ISO 3664 «Условия просмотра - полиграфии и фотографии». Эталонный носитель: отпечаток с коэффициентом отражения 89%; эталонное просмотровое оборудование: стандартная кабина ANSI РН2.30; окружение: среднее; освещение: CIE 065-осветитель; освещенность 2200 ± 470 lux; колориметрия: идеальное безбликовое измерение; наблюдатель: стандартный колориметрический двухградусный наблюдатель CIE 1931.
В качестве основы для проектирования системы цветовоспроизведения использовалась рабочая станция, соответствующая международному стандарту ISO 3664 «Условия просмотра - полиграфии и фотографии».
Программная среда разработки цветовых шаблонов включала операционную систему Windows ХР Professional, программные продукты Adobe CS3, браузеры Mozilla FireFox 5.0, Internet Explorer 8.0, Opera 9.6.
Разработанный алгоритм программы создания схем был реализован средствами языков программирования: action script 2.0, JavaScript, PHP, SQL, XHTML, XML, CSS.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. В исследовании использовались данные о модели цветового восприятия С1ЕСАМ02, опубликованные в 2004 году первым техническим комитетом Международной комиссии по освещению (МКО) ТС8-01 («Моделирование цветового восприятия в системах управления цветовоспроизведением»). На основе методик работы модели С1ЕСАМ02 предлагается новый подход к разработке цветовых схем, так как учитываются не только колориметрические значения исследуемого стимула (XYZ), но и эффекты локального контраста, светлотной и хроматической индукции, и ряд эффектов восприятия цвета.
2. Разработан оптимальный вид образцов цветовой схемы для оформления фирменной палитры в инструкциях по цвету с учётом законов восприятия неизолированного стимула. Исследования показали, что наибольшее влияние на эффективность применения фирменных палитр в руководстве по фирменному стилю оказывает форма образцов и структура колориметрических данных, описывающих цвет.
3. Создана компьютерная программа для разработки цветовой схемы, что является новым техническим решением в процессе проектирования руководства по фирменному стилю.
4. Рекомендован перечень цветовых координатных систем, обеспечивающий полноту данных при проектировании цветовых схем в цифровой среде для выбранных целей цветовоспроизведения (колориметрического, приоритетного, воспроизведения по восприятию).
5. Предложено применять при создании цветовых схем модифицированный набор уровней цветовоспроизведения, колориметрический уровень точности и визуальные образцы цветов: основного, фонового, окружения. Данный подход обеспечивает оптимальный уровень точности для описания цвета в руководствах по фирменному стилю.
6. Проанализированы существующие формы записи данных о цветах в государственных стандартах (ГОСТ 29319-92, ИСО 3668-76, ГОСТ Р.
51130-98, нормативного акта СанПиН 2.4.2.1178-02) и в ряде руководств по фирменному стилю для организаций различного профиля, рекомендована улучшенная структура инструкции о цвете.
7. Введено новое понятие «цвета рабочего окружения» для интерфейса программ проектирования цветов, что облегчает терминологическое определение элементов программы.
Практическая и научная значимость:
1. Предложен метод проектирования цветовых схем для руководств по фирменному стилю. Экспериментально доказана эффективность применения разработанных алгоритмов в практике проектирования фирменных цветовых палитр.
2. Разработана методика формирования цветовой схемы в цифровой среде с применением авторской компьютерной программы. Она применяется на этапе проектирования палитры, вёрстки инструкций по цвету, а также для автоматического анализа цветовой схемы цифрового изображения.
3. Сформулированы методические рекомендации, на основе которых может быть улучшена структура данных о цветах в нормативных актах и инструкциях по разработке фирменного стиля организаций различного профиля. Применение результатов исследования способствует снижению объема руководств по стилю и повышению общей эффективности процессов проектирования, связанных с разработкой изделий в заданном стиле.
4. Разработанные методики формирования колористического решения могут быть использованы не только при работе над созданием фирменного стиля, но и при проектировании широкого круга объектов дизайна и художественных произведений.
Апробация работы
Результаты работы докладывались и получили положительную оценку на следующих международных, российских, региональных научных симпозиумах, конференциях и семинарах:
- вторая студенческая научно-учебная конференция «Моделирование явлений в технических и гуманитарных науках» (Санкт-Петербург, СПбГМТУ, 2004);
- вторая международная научно-практическая конференция вузов России «Развитие современного искусства: проблемы и перспективы дизайн-образования» (Санкт-Петербург, СПУТД, 2008);
- семинар на кафедре материаловедения и технологии материалов СПбГМТУ (Санкт-Петербург, СПбГМТУ, 2008);
- международная конференция «Современные методики реализации художественных проектов» (Санкт-Петербург, ЗАО «СПН Огилви Паблик Рилейшнз», 2008);
- всероссийская науч.-техн. конф. студентов и молодых учёных «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности» (Санкт-Петербург, СПГУТД, 2009).
Реализация результатов работы
Исследования проводились в период с 2003 по 2009 г.г. в рамках работы автора диссертации по проектированию изделий дизайна и оптимизации процессов дизайн-проектирования. Научные результаты внедрены в организациях: ЗАО «СПН Огилви Паблик Рилейшнз», ООО «Арт-Штайн Сту-дио», ООО «Нанолюкс Технолоджи», ООО «Микс Файт М1», ООО «Инвокс Паблишинг».
Научные результаты и предложенные методики, проектирования цветов для фирменного стиля использованы в учебном процессе государствен-
ного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в качестве методического материала на занятиях по специальности 261001 «Технология художественной обработки материалов».
Личный вклад автора состоит в выборе цели исследования, постановке задач, разработке метода создания цветовых схем в цифровой среде в соответствии с выбранными задачами цветовоспроизведения. Автором разработан, научно обоснован, апробирован и внедрён метод создания цветовых схем. С применением созданного алгоритма автором был реализован ряд проектов, в числе которых созданы руководства по фирменному стилю; полиграфические изделия; мультимедийные произведения; потребительские товары; макеты упаковки; видео продукция; интернет-сайты; образцы рекламной продукции; произведено оформление выставочных и концертных залов. Автором был проведён анализ полученных результатов и сформулированы рекомендации по практическому использованию и производственному внедрению методик исследования.
Публикация результатов. По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ, в том числе 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка на 74 наименования, содержит 154 страницы машинописного текста, включает 90 рисунков и 6 таблиц, а также приложение на одной странице.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются цели и задачи исследования, отражается научная новизна и практическая значимость работы. Даётся краткий обзор методики разработки цветов в практике дизайн-проектирования, указывается необходимость оптимизации алгоритма создания цветовых схем для фирменных стилей.
В первой главе исследования рассматриваются основные данные, связанные с восприятием человеком цвета окрашенных и самосветящихся поверхностей.
В соответствии с первой задачей исследования, на основе «модифицированного набора уровней цветовоспроизведения Фершильда» были выбраны колориметрическое, приоритетное цветовоспроизведение и воспроизведение по восприятию. Для создания методики, включающей полные данные о цвете вне зависимости от целей цветовоспроизведения, потребовалось учесть особенности каждого подхода.
При определении колориметрических координат цвета используется независимое цветовое пространство для преодоления ограничений гамута устройств (рис.1).
Рисунок 1 - Компрессия гаммы: а. диаграмма цветности CIE ху; б. цветовое пространство монитора; в. цветовое пространство принтера
Для работы с приоритетными цветами применяются «атласы цветов» Манселла, Pantone, каталог цветов ВЦАМлегпрома. Выбранные цвета используются в качестве эталонных в руководстве по стилю.
Запись информации о цвете в виде визуальных образцов фирменной палитры относится к «цветовоспроизведению по восприятию». Руководство по стилю (брендбук) применяется в качестве инструкций при создании объектов дизайна. В соответствующих разделах располагается текстовая и графическая информация о визуальных константах бренда, в том числе и о цветах.
Анализ руководств по стилю и классификация форм записи данных позволили в диссертационной работе определить направления оптимизации процесса создания цветовых схем.
Во второй главе рассматривается типовая структура руководства по фирменному стилю.
В результате анализа данных, характеризующих цвета фирменного стиля, можно сделать выводы о ключевых параметрах, влияющих на эффективность применения цветовых схем. Для оптимизации представления цветов нами были предложено следующее:
- цветовая схема должна включать данные о соотношении цветов;
- необходимо учитывать фоновый цвет, на котором размешается схема;
- образцы цвета целесообразно сопровождать текстовыми комментариями, включающими колориметрические значения и описание технологии производства.
В третьей главе исследования производится обзор наиболее распространённых средств создания цветовых схем. В процессе разработки фирменного стиля существуют различные способы представления данных о цвете. Наиболее эффективным способом разработки макета брендбука и фиксирования цветов для фирменного стиля является применение специализированных компьютерных программ (Adobe Kuler, Abobe CS4 Live Color, Color Lovers, Copaso, Color Schemer, myPANTONE Palettes 1.5, Color
Synth Axis 2.0). Анализ существующих аналогов показал, что разрабатываемая программа должна отвечать следующим требованиям:
- должен быть использован цветовой круг RGB (цветовой круг, разработанный МКО);
- фоновый цвет и цвет окружения образцов должны быть изменяемы;
- для адекватной передачи данных о распределении цвета в цветовой палитре необходима функция изменения пропорционального соотношения образцов;
- должен быть разработан инструмент для автоматического компьютерного анализа изображения, который мог бы определить количество использованных цветов, их соотношение.
Анализ литературных и патентных источников, а также ряда руководств по фирменному стилю выявил отсутствие стандартов или общепринятых методик записи данных о цветовых схемах. Таким образом, при рассмотрении технологии с позиций технической эстетики и оценки возможности её внедрения в процесс производства руководств по стилю и объектов дизайна выявляется необходимость создания научно-методической базы, которая позволила бы оптимизировать процесс записи данных о цветовых схемах для фирменного стиля.
Основой научного подхода является решение совокупности задач, рассмотренных в работе: систематизация технологических параметров описания цвета, установление теоретических связей и экспериментальных зависимостей между способами записи данных в руководство по фирменному стилю и обеспечение полноты информации о цветовой схеме.
В результате проведённых исследований нам удалось выявить наиболее эффективные методики записи данных о цветах для изделий дизайна и систематизировать имеющиеся научные достижения в области проектирования цветовых схем. Проведенный анализ руководств по фирменному стилю для определения оптимальной структуры данных о цвете позволил сформировать основные параметры для авторского алгоритма записи цветов.
В четвёртой главе излагается и научно обосновывается методика записи данных о цветовой схеме. На основе теоретических положений, представленных в первой главе, последовательно решаются задачи для достижения указанной цели.
Форма и размер образцов
При работе в рамках задачи проектирования цветовой схемы мы прибегаем к определению образца цвета как «неизолированного» (related color). Хант выделяет в поле зрения следующие составляющие: стимул, проксимальное поле, фон и окружение (рис. 2).
Рисунок 2 - Поле зрения: а-стимул; б - проксимальное поле; в - фон; г - окружение
Для визуальной оценки цветовых сочетаний, находящихся в рамках стимула и проксимального фона, необходимо учитывать эффекты локального контраста, светлотной или хроматической индукции, оконтуривания, «псевдосетки Германа».
Следует отметить, что математические модели, применимые для оценки результатов цветового восприятия (например, С1ЕСАМ02), могут использоваться только для «изолированных стимулов». Поэтому в нашем случае при решении вопросов прогнозирования восприятия цветовой схемы мы опираемся на положения теории цвета и экспериментальные данные.
Одним из ключевых решений при проектировании цветовой схемы стало применение формы образцов, учитывающей взаимное влияние цветов.
Рассматривая задачу оптимизации размещения цветов, мы получили следующие результаты. Для примера укажем способ формирования палитры для исходных пяти цветов фирменного стиля (рис. 3).
Рисунок 3 — Вид цветовой палитры для пяти цветов
Мы включили в алгоритм описания цветовой схемы параметр фонового цвета. Адаптируя термин Б. Ханта — «окружения в поле зрения» — для применения в проектировании цветовой схемы, нами был предложен термин «рабочего окружения» (рис. 4, в).
Разработанная цветовая палитра приняла вид, включающий:
- прямоугольные цветовые образцы с изменяемым соотношением (рис. 4, а);
цвет фона будущего изделия (рис. 4, б);
- цвет окружения схемы (рис. 4, в).
б
в
Рисунок 4 - Вид цветовой палитры в соответствии с разработанным алгоритмом: а - прямоугольные цветовые образцы с изменяемым соотношением; б - цвет фона будущего изделия; в - цвет рабочего окружения
На рис. 4 показана цветовая палитра, организующая данные о пяти цветах в единой структуре. Указанный вид цветовой схемы обеспечивает объединение данных о предположительной пространственной компоновке цветов в изображении и пропорции, в которой они должны быть использованы. Красный цвет (рис. 4, б) обозначен как фоновый, о чём свидетельствует перенесение данных о нём в нижнюю строку. Благодаря размещению во второй строке, фоновый соседствует с остальными четырьмя цветами, что создаёт условия для более корректной оценки цветового сочетания с учётом эффектов восприятия. Фон окружения в данном примере нейтральный, что обосновывается требованиями стандарта ISO 3664 («Условия просмотра -полиграфии и фотографии») по спецификации фонов для просмотра отпечатков и изображений на CRT-мониторах.
Цветовая схема помещается в рамках печатной публикации или прилагается в качестве электронного макета. Следует принимать во внимание цвет окружения и фона (страницы или фона на мониторе), так как это может оказывать существенное влияние на восприятие основных цветов. Согласно ISO 3664, «...Область, непосредственно окружающая изображение, должна быть нейтральной, предпочтительно темно-серой или чёрной...». В литературе можно найти рекомендацию по использованию в качестве фона белого цвета в случае, если конечный результат планируется распечатывать с белой кромкой из незапечатанной поверхности. Или, напротив, если цвета будут использоваться в экранной презентации, то фон можно делать тёмным.
В четвёртой главе также рассматриваются примеры применения на практике разработанной методики. Объединение данных о цветах по указанному алгоритму позволило нам решить ряд задач при проектировании художественных стилистических параметров серии изделий дизайна.
Для вёрстки статей журнала «Инвокс» использовалось руководство по стилю, включающее образцы цветов квадратной формы. Информация о количественном соотношении цветов, преобладающей гамме была вынесена в текстовые комментарии, что усложняло процедуру создания вёрстки. Помимо ознакомления с цветовой схемой в виде образцов, разработчик вынужден был читать текст, написанный в свободном стиле и содержащий рекомендации к фонам и основным цветам. Это замедляло работу ввиду того, что
отсутствовала стандартизация подачи информации о цветовой схеме. Применение в руководстве по стилю журнала «Инвокс» улучшенного алгоритма записи данных о цветовых схемах позволило уменьшить объем инструкций на 13,2 %. Практика использования показала удобство размещения информации по указанному алгоритму.
Данные о значениях цвета применялись в процессе вёрстки издания, чтобы придать внешнему виду статьи нужный колорит. На рис. 5 даны три примера использования цветовой схемы для достижения единства графического оформления серии разворотов журнала.
В первом примере показана серия статей в двух выпусках журнала, оформленных в чёрно-коричневой гамме на белом фоне (рис. 5, а).
Цветовой шаблон указан слева от изображения макетов разворотов. В следующем пункте показан вариант, при котором цветовая схема применяется для оформления всех страниц в рамках одной статьи (рис. 5, б).
В рамках исследования в нескольких номерах статьи были оформлены в гамме, содержащей сдержанные основные цвета и яркие акценты (рис. 5, в).
Рисунок 5 - Оформление статей журнала «Инвокс» с использованием серии цветовых схем
Выбор цветовых систем
Для спецификации параметров цветовой схемы помимо образцов цвета для визуальной оценки, созданных по указанному выше алгоритму, следовало выбрать колориметрические координатные системы. Для более полной характеризации цвета мы определили ряд наиболее распространённых цветовых систем: RGB, CMYK, HEX, Pantone. Как правило, значения в указанных системах получаются не автоматическими расчетами по известным формулам, а выбираются на основе данных отпечатков и изображению на мониторе. Указанные значения были рекомендованы к применению для обеспечения полноты данных о цветах.
В качестве экспериментальной проверки был разработан фирменный стиль, включающий данные о цветах в указанных координатных системах (табл. 1). На основе инструкций в руководстве при создании ряда продукции были использованы технологии офсетной (рис. 6, а), цифровой печати (рис. 6, б, г), а также образцы мультимедийной (рис. 6, в) и текстильной продукции (рис. 6, д). Различные комбинации значений позволили фиксировать в руководстве по стилю цветовые схемы для всего перечня продукции компании.
Таблица 1 - Значения фирменных цветов для компании «Нанолюкс» в рамках эксперимента по выбору колориметрических параметров цветов
Образец Колориметрические значения Комментарий к цвету
цвета
■ H 206, S 85, V 74; R 27, G 117, В 188; С 85, M 50, Y 0, К 0; HEX 1B75BC; Pantone DS 203-2C Основной синий
■ H 77, S 73, V 67; R 136, G 117, В 188; Основной зелёный
С 40, M 0, Y 100, К 20; HEX 88AC2E; Pantone DS 300-1С
■ H 77, S 0, V 50 Основной серый
■ С 80, M 60, Y 60, К 100 Чфный фоновый для полиграфии (глубокий черный)
■ R 0, G 0, В 0 Чёрный фоновый
СО, MO, Y0, К 100 для медиа и цвет текста
■ HEX 07 ADIA Дополнительный зелёный для web
■ Pantone metallic 877 С Специальный металлизированный серый для полиграфии
13
:J£. / ti., я
a
Рисунок 6 - Оформление серии продукции с использованием данных о цветах в цветовых координатных системах: а - офсетная печать, CMYK, Pantone; б -цифровая печать, RGB и CMYK; в - мультимедийная продукция, RGB, HEX; г - цифровая печать, CMYK; д - текстиль, Pantone.
Текстовый комментарий к палитре и образцам цвета
В силу ограничений гамута монитора и печатных устройств далеко не все цвета могут быть внесены в руководстве по стилю в виде образцов для визуальной оценки. Учитывая вышесказанное, становится очевидной необходимость преодоления ограничения цветовоспроизводящих устройств при создании руководства. Для внесения параметров цветов, которые не могут быть напечатаны или отображены на мониторе, мы считаем целесообразным размещать текстовые комментарии к технологии производства.
Компьютерная программа для проектирования цветовой схемы
Изложенная методика описания параметров цветовой схемы нашла отражение в разработанной нами компьютерной программе, которая призвана ускорить процесс формирования данных о палитре фирменного стиля для вёрстки брендбука. Изменяемая форма образцов, колориметрические данные о параметрах цветов и текстовые комментарии к технологии производства объединены в алгоритм, частично автоматизирующий и упрощающий процесс создания инструкции по стилю.
Общая структура интерфейса программы представлена на рис. 7.
Рисунок 7 - Основные части интерфейса авторской программы для проектирования цветовой схемы фирменного стиля: а— цвета схемы, сверху - основные, в нижней полосе - фоновый: б - цветовой круг МКО RGB для выбора параметров цветов; в - регуляторы для настройки цвета в системе HSV и поля ввода колориметрических значений; г - текстовый комментарий к выбранному цвету; д - рабочее окружение цветовой схемы; е - текстовый комментарий ко всей цветовой палитре
Изложенные и обоснованные решения по организации структуры данных, описывающих фирменную палитру, позволили внедрить их в алгоритм программы. В результате последовательных организованных действий по созданию цветовой схемы в нашей программе можно сформировать развёрнутую инструкцию для руководства по фирменному стилю. Вся информация подготавливается на этапе проектирования в программе, а затем автоматически генерируется бланк, включающий описание схемы (схематическое изображение на рис. 8).
а 1 2 3
б * £
В I 3 J <
■1
1
ul-
■I
Рисунок 8 — Основные части компоновки данных о цветовой схеме в руководстве по фирменному стилю: а - основная схема с нумерацией цветов, б - название цветовой схемы и текстовый комментарий, в - образец цвета из основной схемы; г -текстовый комментарий к данному цвету; д — колориметрические значения цветов
Анализ цветовой схемы изображения
Для повышения точности работы с цветовыми шаблонами был разработан алгоритм анализа изображения для получения цветовой схемы. В ис-
следовании приводится пример, когда цветовая схема логотипа должна была быть размещена в руководстве по стилю (рис. 9).
♦V nanolux"
Nanolux Technology Ltd.
Рисунок 9 - Цветовая схема в применении к логотипу
С помощью разработанной программы были получены данные о количественном соотношении цветных пикселей изображения (рис. 10). На основе найденных значений автоматически была сформирована палитра использованных в изображении цветов (рис. 11).
Рисунок 10 - Гистограмма распределения цветов в изображении логотипа
Рисунок 11 - Палитра, созданная в авторской программе на основе количественных данных о соотношении цветов в логотипе
В результате работы описанного алгоритма количественное соотношение цветов отображается в виде цветового шаблона и может быть размещено в вёрстке страницы руководства по стилю (рис. 12).
Рисунок 12 - Компоновка образца цветовой схемы и колориметрических данных в руководстве по стилю
В результате проведённого исследования был разработан, научно обоснован и апробирован метод создания цветовой схемы для руководства по фирменному стилю.
В процессе проведённых экспериментов были достигнуты следующие результаты:
- разработана методика проектирования цветовой схемы, включающая формирование визуального образца палитры и структурирующая текстовые данные и колориметрические параметры для размещения в руководстве по фирменному стилю;
создана компьютерная программа, облегчающая процесс создания цветовой схемы в цифровой среде и включающая возможность автоматического анализа цветовой палитры цифровых изображений;
- исследованы особенности практического применения разработанного алгоритма выбора цветовых сочетаний. Сформулированы рекомендации по оптимизации процесса проектирования цветов для руководств по фирменному стилю.
В заключении отражены основные результаты работы, сформулированы общие выводы и перспективные направления развития темы:
1. Разработан метод формирования цветовой схемы в цифровой среде для изделий дизайна и фирменного стиля предприятий, включающий: а - постановку задачи по уровням точности и целям цветовоспроизведения; б - применение программ для создания образцов; в - запись полученных значений с учётом технологам производства.
2. Разработан алгоритм компьютерной программы, повышающей производительность процесса проектирования цветовых шаблонов, применяющихся в руководствах по фирменному стилю.
3. Усовершенствованы алгоритм оформления цветовой схемы и форма записи колориметрических данных.
4. Разработан и апробирован шаблон для вёрстки, повышающий эффективность применения инструкций по стилю.
5. Определено понятие и предложен термин «цвета рабочего окружения» для интерфейса программ проектирования цветов, что облегчает терминологическое определение элементов программы.
6. Разработан алгоритм автоматизированного программного анализа цветовой схемы цифрового изображения.
7. Разработан и научно обоснован метод формирования образцов цветовой схемы с учётом моделей цветового восприятия.
8. На основе анализа современных методов описания цвета сформулированы рекомендации, позволяющие повысить эффективность процесса проектирования палитр для изделий дизайна.
Указанная методика записи данных о цветовых схемах может быть использована в процессе изготовления различных изделий дизайна на стадии проектирования цвета в цифровой среде.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Статьи в журналах, входящих в «Перечень» ВАК РФ:
1. Канюков, Н.В. Использование шаблонов Word [Текст] / Н. В. Канюков // Дизайн. Материалы. Технология. - 2008. - Вып. 3 (7). - С. 92-93.
2. Канюков, Н.В. Цветовые шаблоны в полиграфии для детей [Текст] / Н.В. Канюков, С. Г. Петрова, Ю. М. Лиленков, И. В. Мишуков // Дизайн. Материалы. Технология. - 2008. - Вып. 3. - С. 22-27.
Статьи:
3. Канюков, Н. В. Компьютерное моделирование с применением Flash технологии [Текст] / Н. В. Канюков // Моделирование явлений в технических и гуманитарных науках. Вторая студенческая научно-учебная конференция. Сб.тезисов докладов - СПБ. : Изд-во СПбГМТУ, 2004, - С. 46-48.
4. Канюков, Н. В. Цветовые тренды в продукции для молодежи [Текст] / Н. В. Канюков // Инвокс - 2005. - Вып. 4. - С. 40-45.
5. Канюков, Н. В. Практика формирования цветовой схемы в цифровой среде [Текст] / Н. В. Канюков // Инвокс - 2004. - Вып. 3. - С. 12-20.
6. Канюков, Н.В. Модели восприятия цветов в проектировании цветовой схемы фирменного стиля [Текст] / Н. В. Канюков // Sprayit - 2001. — Вып. 1.-С. 32-33.
7. Канюков, Н. В. Классификация руководств по фирменному стилю [Текст] / Н. В. Канюков // Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности. Всероссийская науч.-техн. конф. студентов и молодых учёных. Сб. трудов аспирантов и докторантов - СПб.: Изд-во СПГУТД, 2009. - С. 180-188.
АВТОРЕФЕРАТ
РАЗРАБОТКА МЕТОДА СОЗДАНИЯ ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ В РУКОВОДСТВАХ ПО ФИРМЕННОМУ СТИЛЮ
Канюков Никита Владимирович
Подписано в печать 06.10.08. Формат 60 х 841/16 Б.кн.журн. П.л. 1. Гарнитура шрифта Times New Roman Тираж 100. Заказ 36123
ЗАО "Типография "Взлет" г. Санкт-Петербург, Колпинский р-н, пос. Саперный, тер. пред. «Балтика», лит.Ф.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Канюков, Никита Владимирович
Содержание.
Введение.
1. Состояние вопроса цифрового цветовоспроизведения.
1.1 Природа цвета.
1.1.1 Параметры цвета.
1.1.2 Смешение цветов.
1.2 Цветовые координатные системы.
1.2.1 Манселловский атлас цветов.
1.2.2 Цветоспектральная координатная система.
1.2.3 Цветовые именные системы.
1.3 Аппаратно-независимое цветовоспроизведение.
1.3.1 Контроль цвета.
1.3.2 Модели цветового восприятия.
1.3.3 Атласы цветов Pantone. История и практика применения.
1.3.4 Реализация принципа атласа цветов в цифровой среде.
1.3.5 Электронные цветовые библиотеки.
Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Канюков, Никита Владимирович
Необходимость исследований, посвящённых вопросам цвета, на сегодняшний день представляется очевидной. Появление цветной фотографии и кинематографа, цветного телевидения, многокрасочной печати, цветных дисплеев компьютеров и мобильных устройств ставит перед исследователями и разработчиками новые задачи в области цветового воспроизведения.
Явление цвета многогранно. Феномены цветового зрения относятся к области изучения физиологии человека, психологии. Технические методы для воспроизведения цвета с помощью печати и электронных устройств лежат в плоскости технических наук. И, наконец, результаты, которые могут быть достигнуты с помощью работы с цветом, на протяжении веков постигаются художниками.
Дизайн находится на стыке различных дисциплин. Сегодня вопрос получения новых методов работы с данными является не менее важным, чем получение самих новых данных, исследования материалов и развитие техники.
В данной работе рассматривается комплекс вопросов, связанных с методом проектирования значений цветового стимула1. Нашей задачей станет выбор цвета и его параметров. В большинстве случаев требуется сделать объект многоцветным, для чего необходим метод фиксирования группы выбранных цветов.
Традиционно эта задача решалась нанесением пигмента или применением цветных материалов в изделии. К примеру, в живописи художник знал о тех изменениях, которые произойдут с восприятием цвета после нанесения краски с палитры на поверхность картины. Результат был контролируемым, и материал служил творческим задачам художника. Существуют процессы, где нанесение пигмента происходит посредством специальных приспособлений (к примеру, с помощью печатного станка). Кроме того, изделие может производиться непосредственно из материала, уже имеющего определённый цвет. В подобных случаях целесообразно говорить о
1 Цветовой стимул — видимое излучение, попадающее в глаз и вызывающее ощущение либо хроматического цвета, либо ахроматического. палитре» не как о физическом объекте, содержащем образцы пигментов. Палитра будет рассматриваться в более общем смысле, как совокупность цветов, которыми обладает данный образец готовой продукции.
Задача формирования физического воплощения такой палитры становится более сложной. Процесс производства многих изделий из различных областей искусства и промышленности включает большое количество последовательных этапов обработки. Каждый этап работы может влиять на конечный цвет изделия. Как же должна выглядеть палитра и какие данные об изделии включать на первичной- стадии проектирования? Ведь именно на этой стадии должны быть заданы параметры производства.
Очевидным является тот факт, что для каждого процесса в отдельности будут свои нюансы записи и свои допустимые отклонения от заданного цвета. Как бы точны ни были параметры производства и высока квалификация сотрудников, цвет изделий будет варьироваться в пределах партии. Либо, при единичном производстве, он всегда будет отличаться от заданного в палитре на стадии проектирования. Здесь нужно пояснить, что помимо объективных физических параметров образцов следует учитывать условия просмотра, в которых производится оценка соответствия цвета.
В качестве примера можно привести практическую задачу. Предположим, вследствие повреждения окраски двери автомобиля требуется её полная замена. Одной из важных задач становится поиск соответствия цвета корпуса автомобиля и новой двери. Если при изготовлении и проверки образца на соответствие цвета не будет учтен эффект метамерии , может случиться, что в цеху (при свете ламп накаливания) цвет совершенно идентичен, но при солнечном свете он будет казаться разным [1].
Другой областью, для которой обеспечение единства параметров цвета на различных носителях может иметь существенное значение, является фирменный стиль предприятий. Для иллюстрации актуальности проблем в этой области можно упо
2 Метамерные цвета (метамеры) — излучения или краски, которые имеют различный спектральный состав, но визуально воспринимаются одинаковыми. i к мянуть о параметрах цветов флага Российской Федерации. Технические требования к изготовлению флага регламентируются стандартом ГОСТ Р. 51130-98. В соответствующем разделе стандарта упомянуты каталоги цветов ВЦАМлегпрома и атлас Pantone, тем не менее, точных ссылок на цвета флага и методы контроля не даётся И
Итак, перед разработчиком палитры будущего изделия встаёт несколько ключевых вопросов. Цвета должны быть заданы на стадии проектирования макета. Нужно учитывать влияние технологии производства и условий просмотра на цвет. И, конечно же, сведения о проектируемых цветах должны быть зафиксированы в удобной для использования форме. Главной целью нашего исследования был поиск оптимальной формы записи данных о цвете с учётом указанных требований.
Одним из ключевых вопросов, связанных с разработкой значений цветовых стимулов, является выбор среды проектирования. Для художника это физические материалы в рабочем пространстве мастерской, для литейщика — лаборатория, в которой можно оценить цвет материалов. Применительно к дизайн-процессам, среда разработки палитры зависит от технологии, по которой производится то или иное изделие.
Для конкретизации области нашего исследования следует обозначить, о какой технологии, и, как следствие, о какой среде разработки далее пойдёт речь. Несмотря на многообразие существующих областей производства объектов материального и информационного пространств, можно выделить одну из важнейших тенденции последних десятилетий. Происходит стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы производства. Автоматизация на фабриках, бурное развитие среды компьютерных издательских систем, появление цифровых печатных технологий, всеобщее внедрение цифровых стандартов передачи данных. Все эти процессы не могли не повлиять на среду разработки объектов дизайна и в том числе на методику работы с цветом.
Учитывая сказанное, нельзя не отметить, что всё большее число дизайнеров во всём мире, вне зависимости от рода деятельности, используют информационные технологии. Сегодня компьютер может быть использован для работы с текстом, изображениями, звуком, для хранения и обработки других данных [3].
Всё больше становится областей, в которых компьютер не просто является одним из звеньев производственной цепи. Во многих производственных процессах на всех этапах - от создания продукции до конечного пользователя - все технологии являются информационными. В первую очередь, это касается таких специалистов как программисты, web-разработчики, дизайнеры интерфейсов электронных систем - результаты их труда можно видеть только на компьютере. Частично компьютер применяется на этапах разработки печатной продукции, фотографий, кинофильмов, телевизионной продукции.
Метод моделирования цветовых схем будет рассматриваться в нашей работе с учётом требований цифровой среды. Предмет и объект исследования
Предмет исследования — область проектирования цветов для фирменного стиля. В качестве объектов исследования были выбраны образцы фирменной продукции различных компаний, а также «Руководства по фирменному стилю». Фирменный стиль — это область, в которой большое значение имеет корректное использование цвета на различных носителях. Параметры цветов описываются в специальных инструкциях, которые в дальнейшем используются при производстве продукции. Изделия, выполняемые в фирменном стиле, охватывают широкий диапазон существующих технологий. Печатная продукция, видео материалы, упаковка, многостраничные периодические издания, предметы интерьера, web-приложения — всё это и многое другое производится на основе инструкций, заключённых в «Руководство по фирменному стилю». Можно выделить четыре ключевых направления в проектировании констант фирменного стиля3:
- печатная продукция (к ней обычно относятся: корпоративные атрибуты и полиграфические рекламные материалы);
3 Константы фирменного стиля — элементы фирменного стиля, которые являются постоянными и не меняются ни при каких обстоятельствах в заданных пределах. Описываются в «Руководстве по фирменному стилю».
- экранная продукция (презентации, телевизионная реклама);
- сувенирная продукция (кружки, ручки, зажигалки, и пр.);
- интерьеры (оформление выставочных стендов, торговых площадей, офисов компаний).
Разрабатывая цветовую палитру для фирменного стиля, мы будем опираться на типовой процесс разработки стиля в цифровой среде. Мы спланировали и провели испытания метода проектирования фирменных цветовых схем в проектах: а) Создание макетов для вёрстки четырёх номеров многостраничного периодического издания «Инвокс» и руководства по фирменному стилю журнала. б) Создание фирменных стилей и руководств по фирменному стилю для организаций и проектов ООО «Центр современных речевых технологий «ИГРО», ООО «Микс Файт М1», ООО «Арт-Штайн Студио», ООО «Нанолюкс Технолоджи», для «Немецкого культурного центра им. Гёте»: фестиваль
Хип-Хоп Алл Старз» (Hip-Hop All Stars), концерт группы «Калча Кандела» («culture candela»), сети магазинов «Платинум», ОАО «КЦТЛ», детского анимационного сериала «Мишуня и друзья».
Руководство по фирменному стилю» является многостраничным отпечатком, дополненным электронными макетами на цифровом носителе.
Большое внимание в работе будет уделено структуре этого документа и методам, благодаря которым руководство может помочь достичь точности цвета на разных этапах производства фирменной продукции.
Тем не менее, результаты исследования могут применяться не только для проектирования корпоративных цветовых сочетаний. Разработанные шаблоны и программа для формирования цветовой палитры могут также использоваться в широком диапазоне задач проектирования в цифровой среде. К примеру, в материаловедении (покрытия, пластмассы, текстиль и пр.) цветовые шаблоны необходимы для спецификации параметров цветов.
Практическая значимость
Практическая значимость работы и основные научные результаты состоят в следующем:
- предложен метод проектирования цветовых схем для руководств по фирменному стилю;
- экспериментально доказана эффективность предложенного метода проектирования цветовых схем для руководств по фирменному стилю;
- разработана методика формирования цветовой схемы для фирменного стиля в цифровой среде с применением авторской компьютерной программы;
- разработан алгоритм автоматизированного компьютерного анализа цветовой схемы изображения.
Автором введены в практику:
- методика компьютерного анализа цветовых схем изображений;
- компьютерная программа для проектирования цветовых схем;
- алгоритм организации процесса вёрстки руководства по фирменному стилю.
Алгоритм и программа для разработки цветов для фирменных стилей были внедрены в организациях: ООО «Арт-Штайн Студио», ООО «Нанолюкс Технолод-жи», ООО «Микс Файт М1», ООО «Центр современных речевых технологий «ИГРО», ОАО «КЦТЛ». Научные результаты и предложенные методики проектирования цветов для фирменного стиля использованы в учебном процессе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета в качестве методического материала на занятиях по специальности 261001 «Технология художественной обработки материалов».
Апробация работы
Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Второй международной научно-практической конференции вузов России «Развитие современного искусства: проблемы и перспективы дизайн-образования» СПУТД, (Санкт-Петербург, 2008 г.), на научном семинаре на кафедре материаловедения и технологии материалов СПбГМТУ (Санкт-Петербург, 2008 г.).
Новизна исследования
Определено, что наибольшее влияние на эффективность применения цветовых шаблонов в руководстве по фирменному стилю оказывает форма образцов и структура данных о цвете. Автором разработан оптимальный вид цветовой схемы для оформления широкого перечня объектов фирменного стиля.
В данной работе предложено новое техническое решение в организации процесса проектирования цветовой схемы, а также разработана компьютерная программа «Цветовое руководство» для систематизации и ускорения процесса разработки цветовой схемы и цветовых шаблонов дня руководства по фирменному стилю.
Определены основные параметры цвета, обеспечивающие полноту данных, необходимую для применения при проектировании цветовых схем в цифровой среде.
Разработана структура раздела о цвете для руководств по фирменному стилю, обеспечивающая взаимодействие цифровой среды разработки и широкого круга технологических процессов производства.
Впервые показано, что процесс анализа и проектирования цветовых схем для фирменного стиля и широкого круга объектов дизайна может производиться в специализированной компьютерной программе.
Введено новое понятие «цвета рабочего окружения» для интерфейса программ проектирования цветов, что облегчает терминологическое определение элементов программы.
Цели и задачи исследования
Целями работы являются:
- структурирование современных данных относительно раздела о цвете в «Руководстве по стилю»;
- формирование алгоритма построения палитры для проектирования цветов изделий дизайна в цифровой среде.
Задачами работы являются:
- выбор наиболее эффективных из существующих методов проектирования цветов для изделий дизайна;
- выбор оптимальной структуры данных о цвете для «Руководства по фирменному стилю» на основе анализа существующих брендбу-ков;
- разработка метода формирования цветовой схемы в цифровой среде для изделий дизайна и фирменного стиля предприятий.
Методика разрабатывается с учётом следующих аспектов:
- необходим учёт точности результатов в соответствии с задачами, для которых производится выбор цвета (уровни цветовоспроизведения и уровни точности);
- требуется учесть гамут ограничения устройств печати и вывода цветовой и графической информации;
- в расчет должны быть приняты условия просмотра в процессе выбора цветов и оценки результатов;
- следует предусмотреть возможность практического применения полученных значений цвета в процессе создания объектов дизайна в различных областях промышленности;
- разработка компьютерной программы, повышающей производительность процесса проектирования цветовых шаблонов, применяющихся в руководствах по фирменному стилю. Результатом применения данной программы должно стать ускорение процесса создания раздела о цвете в типовом брендбуке;
- усовершенствование алгоритма представления и записи данных об образцах цветовой схемы. Образцы цвета должны иметь: изменяемую ширину и дополнительные данные с характеристиками цвета для более эффективного использования в широком спектре продукции (максимальная площадь заполнения цвета и данные о предполагаемой технологии производства).
Разработка алгоритма автоматизированного программного анализа цветовой схемы цифрового изображения. Этот алгоритм, реализованный в виде компьютерной программы, необходим для повышения точности метода проектирования цветовой схемы.
Данная работа поможет систематизировать имеющиеся научные достижения в области проектирования цветовых схем. Практически разработанная методика позволит оптимизировать процесс создания раздела о цвете в руководстве по фирменному стилю.
Научные положения, выносимые на защиту а) Метод формирования цветовой схемы в цифровой среде для изделий дизайна и фирменного стиля предприятий включает следующие стадии: постановку задачи — по уровням точности и целям цветовоспроизведения, применение программы для создания образцов, запись полученных значений с учётом технологии производства. б) Процесс разработки раздела о цвете для руководств по фирменному стилю может быть оптимизирован при использовании специализированной компьютерной программы. Программа позволяет генерировать цветовые схемы и экспортировать полученные данные в формате html4 для вёрстки руководств по стилю. в) Алгоритм представления и записи данных об образцах цветовой схемы должен включать следующие элементы:
1) Изменяемую ширину образцов цвета.
2) Изменяемый цвет фона будущего изделия в рамках схемы.
3) Изменяемый цвет «рабочего окружения».
4) Текстовые комментарии к каждому цвету и к схеме в целом. д) Алгоритм записи данных о цветовой схеме создан с учётом условий просмотра будущего руководства по стилю. Структура описания схемы, разработанная в рамках данного исследования, соответствует поставленной задаче. е) Для повышения точности фиксации цветовых схем цифровых изображений разработан алгоритм автоматизированного программного анализа. Этот алгоритм позволяет использовать данные о цветах, полученные из изображений, для разработки новых цветовых схем для фирменных стилей.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
4 HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык разметки гипертекста») является приложением SGML (стандартного обобщённого языка разметки) и соответствует международному стандарту ISO 8879.
Статьи в журналах, входящих в «Перечень» ВАК РФ:
1. Канюков, Н.В. Использование шаблонов Word [Текст] //Дизайн. Материалы. Технология.- 2008. - № 3 (7). - С. 92-93.
2. Канюков, Н.В. Цветовые шаблоны в полиграфии для детей [Текст] /Н.В. Канюков, С. Г. Петрова, Ю. М. Лиленков, И. В. Мишуков //Дизайн. Материалы. Технология.- 2008. - № 3 (6). - С. 22-27.
Статьи:
3. Канюков, Н. В. Компьютерное моделирование с применением Flash технологии [Текст] /Моделирование явлений в технических и гуманитарных науках. Вторая студенческая научно-учебная конференция //Сб.тезисов докладов - СПБ.: СПбГМТУ, 2004, - С.46-48.
4. Канюков, Н. В. Цветовые тренды в продукции для молодежи [Текст] //Инвокс - 2005. - №4 (4). - С.40-45.
5. Канюков, Н. В. Практика формирования цветовой схемы в цифровой среде [Текст] // Инвокс - 2004. - №3 (3). - С. 12-20.
6. Канюков, Н.В. Модели восприятия цветов в проектировании цветовой схемы фирменного стиля [Текст] // Sprayit - 2001. -№1(1). - С.32-33.
7. Канюков, Н. В. Классификация руководств по фирменному стилю [Текст] /Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности. Всероссийская науч.-техн. конф. студентов и молодых учёных //Сб. трудов аспирантов и докторантов - СПб.: СПГУТД, 2009. -С.180-188.
Структура и объем диссертации
Во введении даётся краткий обзор методики разработки цветов в практике дизайн-проектирования, указывается необходимость оптимизации алгоритма создания цветовых схем для фирменных стилей.
В первой главе исследования рассматриваются основные данные, связанные с восприятием человеком цвета окрашенных и самосветящихся поверхностей. Во второй главе представлен обзор ключевых вопросов фирменного стиля и существующие специализированные программы для разработки цветовых шаблонов на компьютере. Проводится исследование типовой структуры руководства по стилю и предлагается классификация брендбуков. Проводится анализ содержания инструкций по разработке объектов дизайна для определения закономерностей формирования цветовых шаблонов. В третьей главе исследования указаны этапы методики цветового проектирования при разработке алгоритма выбора цветов и атрибутов для палитры фирменного стиля. Далее рассматривается обратный алгоритм, который позволит анализировать цветовую схему изображения. В четвёртой главе исследуется практика применения алгоритма проектирования цветовых схем при разработке фирменных стилей.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка на 74 наименования, содержит 154 страницы машинописного текста, включает 90 рисунков и 6 таблиц, а также приложение на одной странице.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Разработка метода создания цветовой схемы в руководствах по фирменному стилю"
Результаты работы могут быть использованы в процессе изготовления различных изделий дизайна на стадии проектирования цвета в цифровой среде. В существующий алгоритм могут быть внедрены современные способы расчета цветового восприятия. Системы цветового восприятия цветов CIECAM-02 и цветового восприятия изображений iCAM или их модификации в обозримом будущем могут быть рекомендованы МКО для международного применения. Это позволит более точно и на научных основаниях прогнозировать результаты восприятия цветовых схем человеком.
Ожидается также, что будут разработаны более совершенные системы управления цветом для компьютерных систем. Тем не менее, актуальность развёрнутых инструкций по реализации цветовых схем сможет и тогда дать ценный материал для технологов производства и дизайнеров.
В конечном счёте, более точное соответствие цветов заданным параметрам позволит повысить эффективность процессов дизайн-проектирования и производить продукцию лучшего качества.
Заключение
В процессе работы над оптимизацией методов проектирования руководства по фирменному стилю были достигнуты следующие результаты: а) Разработан метод формирования цветовой схемы в цифровой среде для изделий дизайна и фирменного стиля предприятий.
Метод включает следующие стадии:
1) постановка задачи — по уровням точности и целям цветовоспроизведения;
2) применение программ для создания образцов;
3)запись полученных значений с учётом технологии производства. б) Разработана компьютерная программа, повышающая производительность процесса проектирования цветовых шаблонов, применяющихся в руководствах по фирменному стилю. в) Усовершенствован алгоритм представления и записи данных об образцах цветовой1 схемы. К числу особенностей программы можно отнести изменяемое соотношение площади образцов, возможность внесения дополнительных данных о максимальной площади цвета и технологии производства. г) Разработан алгоритм автоматизированного программного анализа цветовой схемы цифрового изображения. д) На основе анализа современных методов описания цвета сформулированы рекомендации, позволяющие повысить эффективность процесса проектирования палитр для изделий дизайна. •
Произведён анализ специальной литературы по вопросам цифрового цветовоспроизведения и изучены феномены цветового восприятия. Структурированы данные о типовой структуре руководства по стилю и задачах, решаемых цветовыми шаблонами для фирменного стиля. Исследованы существующие пути решения поставленных задач с применением современных информационных технологий. На основе полученных данных разработана авторская методика проектирования палитры фирменного стиля.
Предложен метод проектирования цветовых схем для руководств по фирменному стилю. Экспериментально доказана эффективность предложенного метода.
Разработано «Руководство пользователя для создания цветовой схемы», в котором излагается сущность принципа и порядок работы программы «Цветовое руководство».
Введено новое понятие «цвета рабочего окружения» для интерфейса программ проектирования цветов, что облегчает терминологическое определение элементов программы.
Выбранная программная среда позволяет иметь доступ к приложению с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Процесс разработки цветовой гаммы происходит в среде частичного «прямого соответствия» (WYSIWYG). Это означает, что в разработанной программе есть необходимые этапы проектирования, дополняющие нужную информацию о цвете, которая теряется при просмотре на экране монитора.
Список научной литературыКанюков, Никита Владимирович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. Айсмен, JI. Дао цвета Текст. / Айсмен JI. М. : Эксмо, 2008. - 5 с.
2. Агостон, Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне : пер. с англ. [Текст] / Агостон Ж. М. : Мир, 1982. - 25-36 с.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Арнхейм Р. М. : Прогресс, 1974. - 15 с.
4. Айзенберг, М. Менеджмент рекламы Текст. / Айзенберг М. М., 2006. - 36с.
5. Блэк, С. Паблик рилэйшенз. Что это такое? Текст. / Блэк С — М.: Мир, 1999. 5с.
6. Гуревич, М.М. Цвет и его измерение Текст. / Гуревич М.М. М. : — Издательство Академии наук СССР, 1950. - 5 с.
7. Шашков, Б.А. Цвет и цветовоспроизведение Текст. / Шашков Б.А. М. : Книга, 1986.- 25-36 с.
8. Луизов, А.В. Цвет и свет Текст. / Луизов А.В. Л.: Энергоатомиздат, 1989. - 5 с.
9. Джадд, Д. Цвет в науке и технике Текст. / Джадд Д., Вышецки Г.М. М. : -Мир, 1978.-8-9 с.
10. Железняков, В. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор Текст. / Железняков В. М. : ВГИК, 2000. - 55-56 с.
11. Шифман, Х.Р. Ощущение и восприятие Текст. / Шифман Х.Р. — СПб. : -Питер, 2003.-26-27 с.
12. Измайлов, Ч.А. Психофизиология цветового зрения Текст. / Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов A.M. -М. : Издательство Московского университета, 1989.- 17-19 с.
13. Иоханнес, И. Искусство формы Текст. / Иоханнес И. М. : Издатель Д.Аронов, 2001. - 40-41 с.
14. Луизов, А.В. Глаз и свет Текст. / Луизов А.В. Л. : Энергоатомиздат, 1983, — 15 с.
15. Раушенбах, Б. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. / Рау-шенбах Б. — СПб. : Азбука-классика, 2002. — 5 с.
16. Ормистон, Р. Цвет. Большая книга. Технические характеристики 92 цветов Текст. / Розалинд Ормистон, Майкл Робинсон М. : Арт-Родник, 2008. - 9 с.
17. Саттон, Т. Гармония цвета Текст. / Саттон Т., Вилен Б. М. : Астрель, 2005.- 19-20 с.
18. Уилан, Б. Гармония цвета. Новое руководство по созданию цветовых комбинаций Текст. / Уилан Б. М. : ACT, 2005. - 55 с.
19. Денисов, В. В Восприятие цвета Текст. / Денисов В. С., Глазова М. М. : Эксмо, 2008.-99 с.
20. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве Текст. / Миронова Л. -Минск : Беларусь, 2003. 102-105 с.
21. Домасев, М. Цвет. Управление цветом, цветовые расчеты и измерения Текст. / М. Домасев, С. Гнатюк СПб. : Питер, 2009. - 5-7 с.
22. Пауэлл, У. Ф. Цвет и как его использовать Текст. / Пауэлл У. Ф. М. : ACT, 2006. - 56 с.
23. Дягтярёв, М.А. Анализ и технологическое обеспечение свойств декоративно-защитных металлических плазменных покрытий. : дисс. . канд. тех. Наук : защищена 12.04.2008 : утв. 24.09.2000 Текст. / М.А. Дягтярёв. СПб. : Изд-во ГОУ ВПО СПб ГУТД, 2008. - 10 с.
24. Mollon, J.D. The Origins of Modern Color Science Текст. / J.D Mollon. — U.K., Cambridge. : Department of Experimental Psychology University of Cambridge, 2001.— 19-21 p.
25. Mascheroni, E. Ogilvy Brand Guidelines Текст. / E. Mascheroni. — N.Y. : SPN Ogilvy Public Relations, 2008. — 12,18,22,23,26,28 p.
26. Пожарский, А.О. Разработка метода оптимизации цветовых характеристик триады для цветной печати : автореферат дис. . кандидата технических наук : защищена 12.02.2007 : утв. 24.06.2007 Текст. / А.О. Пожарский. — Москва : Изд-воМГУ,2007.- 17-19 с.
27. Шалимова, JI. А. Феномен цвета в культуре рекламы : автореферат дис. . кандидата философских наук : защищена 03.03.2006 :утв. 12.04.2006 Текст. / Л. А. Шалимова. — Великий Новгород : Изд-во НГУ, 2007. 20 с.
28. Счетчиков, И. Е. Эволюция фирменного стиля в проектной культуре XX века : автореферат дис. . кандидата технических наук : защищена 17.06.2006 : утв. 01.09.2006 Текст. / И. Е. Счетчиков. — М. : Изд -во Моск. гос. ин-та культуры, 2005. -8-10 с.
29. Павловская, Е. Э. Дизайн рекламы. Теоретические и методологические проблемы проектного творчества : автореферат дис. . доктора искусствоведения : защищена 09.06.2003 :утв. 01.09.2003 Текст. / Е. Э. Павловская. — М. : Изд-во МГУ, 2003.- 12-17 с.
30. Боброва, Е. А. Маркетинговые стратегии вовлечения покупателей во взаимодействие с брендом : автореферат дис. кандидата экономических наук : защищена 03.10.2008 : утв. 01.11.2008 Текст. / Е. А. Боброва. — СПб. : Изд-во СПбГУ,2008. 9 с.
31. Яньшин, П. В. Психосемантика цвета : автореферат дис. . кандидата технических наук : защищена 18.05.2008 : утв. 01.09.2008 Текст. / П. В. Яньшин. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008. 7 с.
32. Боне, K.JL Современная реклама Текст. / K.JI Боне, Арене В.Ф. — М. : МТ-Пресс, 2006. — 116 с.
33. Болт, Г. Практическое руководство по управлению сбытом Текст. / Г. Болт. — М. : МТ-Пресс, 2001. 5-8 с.
34. Браверман, А. Маркетинг и полный хозрасчет Текст. / А. Браверман — М. : Тисса, 2005. 115-117 с.
35. Вербило, А.Н. Как готовить рекламу в газете Текст. / Вербило А.Н — Киев : Авеню-пресс, 2000. 47-51 с.
36. Веркман, К. Дж. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие Текст. / К. Дж. Веркман — М. : Киот, 2003. 198 с.
37. Иванов, Ю.П. Все о маркетинге: Сб. материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб Текст. / Пер. П.Е. Патрушева — М. : МТ-Пресс— 1992. 98 с.
38. Гермогенова, Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации Текст. / Л. Ю. Гермогенова. — М. : Финансы и статистика, 2001. 6 с.
39. Глушакова, Т. И. Реклама в малом бизнесе Текст. / Т. И. Глушакова, Я. Рожков. — М. : Наука, 1996. 55 с.
40. Гольман, И. А. Практика рекламы Текст. / Гольман И. А., Добробабенко Н. С. — Новосибирск., 2001. 64 с.
41. Дейян, А. Реклама Текст. / А. Дейян — М. : Алма, 1993. 15 с.
42. Дейян, А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи Текст. / А. Дейян, А. Троадек, Л. Троадек. — М. : Алма, 2001. 84 с.
43. Демидов, Е. В. Подготовка рекламных текстов органами научно-технической информации: / Е. Демидов. — М.: МТ-Пресс, 2005. 65 с.
44. Демидов, Е. В. Реклама как вид социальной деятельности (философко-методический анализ): автореф. дис. канд. филос. Наук : защищена 12.02.1982 : утв. 24.06.2000 Текст. / Е. В. Демидов. Барнаул : Изд-во ААЭП, 1982. - 20 с.
45. Добробабенко, С. Фирменный стиль: Принципы разработки, использования, оценки / С. Добробабенко. —М. : Эксмо, 2006. 77 с.
46. Доганов, Д. Исследование рекламных терминов Текст. / Д. Доганов — М. : София, 2005.- 101-102 с.
47. Завьялов, С.Е. Формула успеха: маркетинг Текст. / С. Е. Завьялов, В. Е. Демидов. — М. : София, 1998. 200-201 с.
48. Денисов, В. С. Восприятие цвета Текст. / В. С. Денисов, М. В. Глазова. — М. : Эксмо, 2008. —7-10 с.
49. Брайд У. Новое пособие по созданию цветовых комбинаций Текст. / У. Брайд. — М. : ACT, 2005.- 19 с.
50. Леса, С. Гармония цвета: Полный справочник. Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций Текст. / Л.Савахата, К. Элдридж. — М. : ACT, 2005 — 69 с.
51. Каневский, Е. М. Эффективность рекламы Текст. / Е. М. Каневский. — М. : ACT, 2000. 76 с.
52. Картер, Г. Эффективная реклама Текст. / Г. Картер. — М. : ACT, 2001.56 с.
53. Котлер, Ф. Основы маркетинга Текст. / Ф. Котлер. — М. : Прогресс, 1990. -99-100 с.
54. Котлер, Ф. Управление маркетингом Текст. / Ф. Котлер. — М.: Экономика, 1999.- 305-307 с.
55. Лебедев, А. Н. Экспериментальная психология в российской рекламе Текст. / А. Н. Лебедев, А. К. Боковиков. — М., Астрель, 1995. 25-36 с.
56. Маджаро, С. Международный маркетинг Текст. / С. Маджаро. — М. : ACT, 2003. 65-68 с.
57. Мерсер, Д. ЮМ: управление в самой преуспевающей корпорации Текст. / Д. Мерсер. — М. : Эксмо, 1999. 88-89 с.
58. Мескон, М., Основы менеджмента Текст. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М. : ACT, 2002. 87 с.
59. Назаров, Н. Некоторые аспекты теории маркетинга Текст. / Н. Назаров. — М. : ACT, 2006.—-21-28 с.
60. Ноздрева, Р.Б., Маркетинг: как побеждать на рынке Текст. / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. — М. : Эксмо, 2005. 55 с.
61. Огилви, Д. Откровения рекламного агента Текст. / Д. Огилви. — СПб. : Питер, 1994. 109, 145, 116 с.
62. Огилви, Д. Исповедь рекламного агента Текст. / Д. Огилви. — СПб. : Питер, 2000. 41 с.
63. Фатхуллин, Л. 3. Основы рекламы и маркетинга Текст. / Л.З. Фатхуллин. —Уфа : Юрта, 2000. 105-110 с.
64. Балабанов, И.Т. Покупка за чашкой чая Текст. / И.Т. Балабанов. М. : Финансы и статистика, 1993. - 144 с.
65. Почепцов, А. С. Имиджмейкер Текст. / А. С. Почепцов. — Киев : М-пресс, 1995.-28-30 с.
66. Ветвинов, Л.Д. Процесс создания рекламы Текст. / Л.Д. Ветвинов. — М. : Эксмо. — 1993 —5 с.
67. Ривс, Р. Реальность в рекламе Текст. / Ривс Р. — М. : ACT, 2003. 9 с.
68. Фершильд, М.Д. Модели цветового восприятия Электронный ресурс. / http://shadrin.rudtp.ru/Personal/ShadrinarticlesFairchild.htm
69. Клее, П. Педагогические эскизы» Пауля Клее Электронный ресурс. / www.art-stein.ru/books/klee.html
70. Матюшин, М. В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний / Матюшин М. В. — М. : Д. Аронов, 2007.— 19, 22, 38 с.
71. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости Электронный ресурс. / www.art-stein.ru /books/tochka.html
72. Лебедев, А. Ководство Электронный ресурс. / http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/