автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие школьного образования калмыцкого народа в XIX-начале XX в.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Килганов, Виктор Викторович
введение.з
1лава 1. улусные школы.
1.1 Калмыцкий народ к началу XIX в.
Частное и домашнее обучение.
1.2. Первые "калмыцкие" училища.
Создание улусных школ.
1.3. Женское образование в Калмыкии в конце XIX века.
глава 2. родовые школы.
2.1. Появление родовых школ и их развитие.
2.2. Учительские кадры калмыцких родовых школ.
глава 3. конфессиональное оьучение.
3.1. Миссионерские школы.
3.2. Хурульное обучение.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Килганов, Виктор Викторович
Актуальность исследования. Проблемы образования всегда были в центре внимания человечества. Воспитание появляется с момента зарождения человеческого общества и будет существовать до тех пор, пока существует само человечество. Оно обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом; но мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности менялся и характер воспитания и образования.
Образование является важнейшей составляющей жизни любого общества. Всестороннее критическое осмысление имеющего опыта развития народного образования, использование всего лучшего из мирового опыта позволит успешно решать задачи, поставленные перед современным российским обществом.
Развитие образования, культуры любого народа является неотъемлемой частью его истории. История образования и культуры калмыцкого народа неразрывно связана с народным образованием и культурой России начиная со времени добровольного вхождения калмыков в состав российского государства.
В данной диссертации предпринята попытка ретроспективного изучения школьного образования в Калмыкии, при этом изучается связь калмыцкого образования с ^ общероссийским. В то же время говорится и об отличительных чертах калмыцких школ, порожденных особыми условиями кочевого образа жизни калмыцкого народа и особенностей его мировоззрения, связанного с влиянием ламаистского варианта буддийской религии.
Степень изученности темы. История становления и развития школьного образования в Калмыкии до сих пор разработана недостаточно. До революции освещение данной # темы ограничивалось тем, что отдельные исследователи приводили лишь некоторые сведения о просвещении калмыков. Специальные работы по этой тематике ограничиваются очерками Л.Д.Сил ьницкого1, Н.Спасского2, 11 Львовского1, С. Фарфоровского4. В них содержится большое количество фактического материала, в том числе и по хурульным школам, но при этом отсутствует его научный анализ. Названными авторами
1 Сильницкий А.Д. Краткий очерк состояния народного образования в Калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бьпом калмыков.//Журнал Министерства народного просвещения, 1907, №7.
2 Спасский II.Л. Образование калмыков в Астраханской губернии и меры его улучшения. - Астрахань, 1894.
1 Львовский II. Образование при хурулах // Православный благовсстник, 1898, №2.
Фарфоровский С. Народное образование среди калмыков Ьолыного ф Дербста в связи с их бытом и историей.// Народное образование, 1910, №6;
Фарфоровский С. Фольклор калмыков в связи с их современной культурой и бытом (из дневника этнографа). - СПб., 1913. нс вскрыты причины недостаточного развития народного образования калмыков.
Наибольшего внимания заслуживают работы A.M. Позднеева5, К.М. Аммосова6. Эти исследователи были теснее связаны с калмыцким народом и немало способствовали повышению его культурного и образовательного уровня.
Профессор Петербургского университета A.M.Позднеев неоднократно бывал в Калмыцкой степи, что позволило ему глубоко изучить состояние школьного образования у калмыков Астраханской губернии за период от создания первых школ в начале XIX в. до 1889 г. В результате изучения материалов находившегося в Астрахани Управления калмыцким народом и на основании личных наблюдений, сделанных им в поездке по Калмыцкой степи, А.М.Позднесвым был написан ряд работ, в которых он описал различные типы школ того времени. A.M. Позднеев изучил историю возникновения улусных школ, показал отношение к ним калмыцкого народа, назвал причины их недостаточного успеха. Кроме улусных школ его внимание привлекли калмыцкие народные школы, в то время называвшиеся "родовыми", а также конфессиональные школы
5 Позднеев A.M. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии. - СПб.,1889; он же. Исторический очерк развития русских школ у калмыков. - СПб., 1905; он же. Об образовании инородцев ламаитов. - СПб., 1905.
6 Аммосов К.М. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательном отношении. (Наблюдения, основанные на осмотре училищ в марте 1893). -Астрахань, 1893. хурульные и миссионерские. Отдельная работа посвящена русским школам.
К.М.Аммосов в работе, изданной в 1893 году и посвященной улусным школам. Автор не ограничился простой констатацией фактов, а обстоятельно проанализировал их учебно-методическую деятельность в начале 90-х годов XIX века. Он подверг критике практиковавшееся в этих школах бессистемное преподавание и внедрил в их деятельность разработанные им программы по двум основным предметам -русскому языку и арифметике. <*> Кроме того, вопросы воспитания и образования затрагивались в различных работах о быте, экономике, культуре и фольклоре калмыков. Среди них очерки M.11оволстона7, И.А.Житецкого8 и некоторые другие.
В конце XIX - начале XX в. статьи о школьном образовании в Калмыкии появились в журналах "Православный благовестник", "Вестник воспитания", "Журнал Министерства * народного просвещения", а также в газетах "Северная пчела",
Астраханские губернские ведомости", "Астраханский справочный листок", "Донская газета", "Ставропольские губернские ведомости".
7 Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк. - СПб., 1884. о
Житсцкий И.А. Астраханские калмыки (наблюдения, заметки). -Астрахань, 1892.; Он же. Очерки быта астраханских калмыков: этнографические наблюдения 1884-1886 гг. - М., 1893.
В работе И.Степного9, посвященной анализу школьного дела в Калмыцкой степи, показано состояние улусных и народных школ, их плохое материальное обеспечение, недостатки в организации учебного процесса. В этой же статье был поставлен вопрос о необходимости обучения калмыцких детей на родном языке учителями-калмыками.
В советской историографии 20-50-х годов вопрос о становлении и развитии школьного образования в Калмыкии выпал из поля зрения исследователей. Повое обращение к интересующей нас проблеме произошло в 60-е годы. Начиная с этого времени были изданы работы НЛП.Ташнинова10, В.У Килганова", В.Ф.Ефремовой.12
4 Степной И. Школьное дело Калмыцкой степи Астраханской губернии // Вестник воспитания. - М., 1911,№5.
10 Ташнинов H.LLI. К истории просвещения в Калмыкии // Национальные школы РСФСР за 40 лет. М., 1958; он же. Из истории народного образования в Большедербетовском улусе // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 2. Элиста, 1962; он же. Становление советской школы в Калмыкии в 1920 - 1929 гг. // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ, вып. 4.
Элиста, 1964; он же. Становление и развитие народного образования в
Элисте // Элиста. 100 лет. Прошлое. Настоящее. Будущее. Элиста, 1965; он же. Просвещение дореволюционной Калмыкии // Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград, 1967; он же. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста, 1969.
11 Килганов В.У. Становление школьного образования в Калмыкии. Элиста, 1968.
12 Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник НИИЯЛИ, 1968, №3; она же. Народные школы в Калмыкии в конце XIX - начале XX века // Развитие науки в Калмыцкой АССР. Ч. 3. Элиста, 1969; она же. Из истории религиозного образования в Калмыкии // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста, 1980; она же.
Наиболее обстоятельной является монография Н.Ш.Ташнинова, в которой исследована история становления и развития образования в Калмыкии с начала XVII в. до середины 60-х годов XX в. Автором рассмотрены культурное наследие народа и его традиции, школы Калмыкии в XVII-XIX вв., народные школы второй половины XIX - начала XX в. Однако большая часть этой работы посвящена советской школе.
В работе В.У.Килганова в равной мерс рассматривается как история возникновения школьного образования в Калмыцкой степи, так и его развитие в послереволюционный период (до 1925 г.). Несмотря на небольшой объем исследования, в нем дается характеристика школ светских и конфессиональных.
Вопросам народного образования в дореволюционной Калмыкии посвящены статьи и диссертация В.Ф.Ефремовой. При написании этих работ автором был привлечен широкий круг материалов из архивов г. Санкт-Петербурга. Исследователь рассматривает систему учебного процесса в школах Калмыкии посредством анализа учебных планов, программ и статистических данных. Однако следует заметить при этом, что В. Ф. Ефремова мало использовала материалы калмыцких архивов, что не могло не отразиться на полноте изученности поставленных ею проблем. Большая часть работ В.Ф.Ефремовой посвящена школе дореволюционного периода. Однако
Очерки по истории школьного образования в Калмыкии. Автореф. дис. к.п.н. JI., 1970. публикации В.Ф.Ефремовой характеризуются заметным методическим уклоном.
Работы Ц.К. Корсункисва посвящены проблемам образования калмыков в хурульных школах. Однако при наличии большого фактического материала в них отсутствует критический подход к используемым источникам.13
Материал о развитии народного образования в Калмыкии содержится в монографии Д.Ц.-Д. Поминханова14, а также в коллективных трудах «Очерки истории Калмыцкой АССР»15 и «Очерки истории Калмыцкой организации КПСС»16, которые представляют собой типичные образцы советской историографии.
Биографический очерк И.С.Немичева17 посвящен жизни и педагогической деятельности первой народной учительницы Калмыкии Т. Д. Юрковой. При ее написании автором привлекались архивные материалы, воспоминания се учеников и людей, работавших рядом с ней. Эта работа может быть отнесена к научно-популярным изданиям. Она не охватывает в полном
13 Корсункиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977; Он же. О преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин в калмыцких монастырских школах: XIX - начало XX в. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987.
14 Номинханов Д.Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста, 1986.
15 Очерки истории Калмыцкой АССР. В 2-х it. - М., 1967.
16 Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980.
17 Псмичев И. С. Народная учительница. Элиста, 1978. объеме имеющейся источниковедческой базы.
Все вышеназванные работы были написаны в 1960 - 80-е годы и отличаются вполне понятной методологической заданностью. Более того, В.Ф.Ефремова все дореволюционные исследования считает во многом ущербными. Она констатирует: "Однако поставленные отдельными просветителями проблемы не получили научного освещения вследствие ограниченности методологических основ исследования. Кроме того, многие дореволюционные источники отличаются явной тенденциозностью".18
Л между тем явной "тенденциозностью" отличаются как раз названные выше работы советских исследователей. Как показывает краткая характеристика этих работ, в них или совсем не рассматривается школьное дело в Калмыцкой степи в дореволюционный период, или ему уделяется явно недостаточное внимание.
Итак, в названных работах советского периода проблемы дорсволюционного развития школьного образования в Калмыкии практически не рассматриваются, являясь только частью исследований состояния образования ог середины XIX века до конца 60-х годов XX века. Уже соотношение положения образования до 1917 г. и советского периода показывает, что дореволюционный период школьного дела изображен мало и 1 Ефремова В.Ф. Очерки по истории школьного образования в Калмыкии. Авгореф. дис. к.п.н. JI., 1970. С.4. требует более тщательного изучения.
В 1997 году вышла в свет монография Л.Б.Панькина.19 В ней автор показывает связь образования калмыков с историей российского образования и культуры, подчеркивает связь современности с культурно-педагогическими традициями калмыков. Автор также предлагает концепцию развития калмыцкой национально-региональной системы образования.
Как отмечает автор предисловия к монографии А.Б.1 lain,кипа член-корреспондент Российской Академии Образования
В.В.Сериков: "Отстаивая образовательные права калмыков,
Л.Б.Панькин отыскивает пути оптимального взаимодействия национальных компонентов образования с общероссийскими образовательными стандартами и концепциями".20
21
В монографии Е.В.Сартиковой содержится характеристика состояния образования в Калмыкии к началу XX века, показана деятельность российских просветителей, описана роль светских и религиозных школ.
В целом же в научной литературе по вопросам образования калмыцкого народа исследуемый нами период изучен недостаточно. Именно поэтому проблема школьного образования до 1917 г. и должна быть показана более обстоятельно.
14 Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997.
2,)Сериков В.В. К читателю // Панькин А.Б. Образование для калмыков.
Элиста, 1997.
21Сартикова П.В. Образование Калмыкии: истоки и становление. Элиста, 2000.
Цель диссертации состоит в историческом анализе становления и развития различных видов школ, существовавших в Калмыкии в XIX-начале XX века.
Задачи исследования сформулированы на основе цели и заключаются в следующем: а) осветить состояние частного образования Калмыцкой степи в указанный период; б) раскрыть причины необходимости открытия первых «калмыцких» училищ в Астрахани и Санкт-Петербурге и необходимости создания улусных школ; в) изучить состояние женского образования в Калмыкии в конце XIX века; г) проследить развитие родовых (народных) школ и отношение к ним калмыцкого народа; д) раскрыть причины неудовлетворительного положения с учительскими кадрами в родовых школах и изучить меры, которые предпринимались для исправления этого положения; с) показать состояние конфессионального обучения: миссионерских и хурульных школ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1802 г. по 1917 г. В начале XIX в. в Астрахани было открыто калмыцкое училище, положившее начало системе официальных учебных заведений в Калмыкии. Эта система существовала наряду с другими образовательными учреждениями и была ликвидирована после 1917 г.
Методологической базой диссертации послужил комплекс принципов и методов познания, используемых современной исторической наукой. Основополагающими принципами являются научность и историзм. Они позволяют взглянуть на прошлое беспристрастно, оценить его с позиций объективности и общечеловеческих ценностей.
Также были применены специальные исторические методы исследования:
1) историко-генетический, позволивший проследить эволюцию форм и видов просвещения калмыцкого народа;
2) историко-сравнительный, с помощью которого была прослежена эффективность различных типов школ, существовавших в Калмыцкой степи в XIX-начале XX века.
Источииковая база исследования представлена широким кругом источников разнообразного характера, как опубликованных, так и находящихся в архивах.
К опубликованным источникам относятся сборники документов: «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года»; «Протоколы учредитсл ьного съезда Федерации национальных и территориальных союзов учителей и других деятелей по народному образованию»; «Из истории движения за национальную школу в Калмыкии».
Другим видом источников, использованных в работе, явились материалы периодической печати: газет «Астраханский справочный листок», «Ставропольские губернские ведомости»; журналов «Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Православный благовсстник». Страницы газет и журналов содержат публикации как по общим вопросам образования калмыцкого народа, так и по частным его проблемам.
Привлеченные при написании диссертации архивные документы базируются на материалах Национального архива Республики Калмыкия (далее - НА РК). Основной массив этого вида источников сосредоточен в фонде Управления калмыцким народом (ф.9). К ним относятся отчеты улусных попечителей, переписка Главного попечителя калмыцкого народа с министерствами и другими органами государственной власти Российской империи.
Научная новизна данного исследования заключается в современном научном анализе постановки школьного дела в Калмыкии. В частности, в диссертации впервые предпринята попытка всестороннего изучения истории школьного образования калмыцкого народа в досоветский период. До сих пор в научных исследованиях о школах Калмыкии главное внимание уделяется советской школе. Между тем знание истории вопроса помогает современной педагогике Калмыкии увидеть его ретроспективный характер, который необходим для правильной постановки педагогического процесса в современной ш коле.
Исследование показало, что образовательную политику царского правительства нельзя трактовать только как "реакционную и антинародную". Приводимые факты свидетельствуют о том, что чиновники губернской администрации способствовали распространению грамотности среди калмыцкого населения, в том числе и женщин.
Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на имевшее место стремление к христианизации калмыков, власти вовсе не чинили препятствий калмыцкому народу в исповедании его традиционной религии.
В диссертации отмечается, что отдельные представители * русской интеллигенции были крайне озабочены низким уровнем обучения в существовавших официальных школах и в силу своих возможностей предпринимали меры по повышению его качества.
Калмыцкий язык преподавался почти во всех школах и это опровергает утверждения советских исследователей о полном его запрете.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы данного исследования могут быть т использованы в качестве основы для новых научных исследований по проблемам образования, создания обобщающих трудов по истории Калмыкии, а также для разработки общих и специальных курсов в школах и высших учебных заведениях.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественной истории Калмыцкого государственного университета.
Основные положения диссертации докладывались на ряде научных и научно-практических конференций: «Этноиедагогика калмыков и развитие национальной школы» (Элиста, 1995); «Проблема эволюции русской литературы XX века» (Москва, 1998); «Образование и развитие многонационального государства в России: сущность, формы и значение» (Элиста, 2002).
По результатам исследования подготовлен ряд научных публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие школьного образования калмыцкого народа в XIX-начале XX в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги рассмотрения вопроса о становлении и развитии школьного образования калмыцкого народа в XIX -начале XX века, отметим основные, наиболее распространенные типы школ в Калмыцкой степи.
Калмыцкие школы возникли еще тогда, когда не возникла в России даже мысль о необходимости образования для калмыцкого народа. А.М.Позднеев писал: "В самом деле, прежде чем мы сознали лежащий на нас долг культурного воздействия на калмыков и необходимость распространения между ними русской грамотности, наша администрация преследовала ближайшую цель, - она озадачивалась, путем правильного школьного обучения, приобрести себе искусных переводчиков, толмачей и вообще чиновников, которые владея инородческим и русским языками, могли бы впоследствии с меньшими затруднениями ознакомиться с бытом калмыков и тем оказать
279 значительные услуги правительству".
Однако созданные с этой целью "калмыцкое" училище в Астрахани и особый класс калмыцкого языка в Санкт-Петербурге не принесли желаемых результатов. Причины неудач этих учебных заведений заключались либо в недостаточной подготовке их выпускников, либо нежелании последних служить в Калмыцкой степи.
7 7U
Правительство пришло к выводу, что переводчиков и толмачей для Калмыцкой степи лучше готовить из калмыков. В 1847 году было утверждено "Положение об управлении калмыцким народом", в котором говорилось: "Для распространения между калмыками русского языка, а также для приготовления способных переводчиков и толмачей учреждается при Астраханской палате государственных имуществ училище. на 50 воспитанников из калмыков.".280
Но только 1 декабря 1849 г. было открыто специальное училище в Астрахани. До 1892 г. обучение в этом училище велось без определенной программы. В 1892 г. планы и программы были утверждены. Но в связи с тем, что учащиеся, поступавшие в астраханское училище, были плохо подготовлены для обучения в нем, напрашивался естественный вывод, что нужно создавать школы в глубинах Калмыцкой степи.
Первые улусные школы появились в 1854 г., хотя мысль об их создании возникла за 15 лет до этого. Официальное же разрешение на их открытие было дано только в 1858 г. Структура улусных школ и обучение в них определялись "Инструкцией для содержания воспитанников улусных школ", согласно которой улусные школы создавались при улусных управлениях. Эти школы стали готовить учеников, которые в дальнейшем должны были продолжить обучение в астраханском калмыцком училище. Неудовлетворительное обеспечение учительскими кадрами и плохая материальная база улусных школ не способствовали быстрому развитию образования в Калмыцкой степи, однако не стоит и преуменьшать значение этих школ. Они положили начало дальнейшему росту улусных школ.
В целом улусные школы по своим программам, методам обучения в какой-то мере соответствовали начальным училищам России. Соглашаясь с тем, что улусные школы при своем создании преследовали чисто практическую цель - подготовку для поступления в астраханское калмыцкое училище, из которого выходили переводчики и толмачи, вместе с тем нельзя не видеть, что они сыграли значительную роль в просвещении и культурном росте калмыков. Они, как и астраханское калмыцкое училище, создавали первые предпосылки для овладения калмыками русским языком, а посредством его для приобщения к культуре России. Они на определенном этапе сыграли положительную роль в распространении грамотности в Калмыцкой степи.
Наряду с улусными школами в Калмыцкой степи появились и школы другого типа. Они возникли прежде всего благодаря стремлению населения обучать детей вблизи родных очагов. Родовые (народные) школы создавались непосредственно в населенных пунктах некоторых аймаков. Школы содержались на средства аймачных обществ.
Одной из главных трудностей в работе родовых школ была непродолжительность учебного года, которая вызывалась характером занятий родителей. Занятия начинались поздней осенью, когда калмыки возвращались с летних кочевий и заканчивались ранней весной, когда они вновь отправлялись на летние пастбища. Учебный план родовых школ регламентировался непродолжительностью учебного года. Так же как и в улусных школах, сложным было и положение с учительскими кадрами.
Народные школы, как правило, были рассчитаны на приходящих учеников, но в некоторых из них все-таки были интернаты, хотя условия содержания в них детей были очень плохими из-за недостатка средств из общественного капитала.
• Родовые школы получили в Калмыцкой степи большее распространение, чем улусные, в силу большей дешевизны их содержания и приближенности к местам обитания самих степняков. Хотя эффективность их была не очень высока, они все же сыграли свою положительную роль в развитии просвещения. Некоторые исследователи приравнивали их к школам грамоты, "этому самому низшему типу начальной школы
К I
• в системе образования в царской России".' По даже если и согласиться с этим утверждением, все же не стоит принижать их роль. Первоначальное обучение в родовых школах было, в известной мерс, подготовительной ступенью для дальнейшего обучения в улусных школах, а для лучших учеников и в калмыцкой астраханской школе. Несомненным плюсом родовых школ было и то, что в них могли учиться дети всех сословий.
Л ?Х 1
Это подчеркивалось А.М.Позднеевым: "В калмыцкие родовые школы принимаются дети калмыков всех сословий, нс моложе 8-лстнсго возраста".282
Конфессиональное обучение, как отмечалось в данной работе, следует разделить на миссионерское и хурульнос. Миссионерские школы возникли как результат попыток христианизации калмыков. В этом большую роль играл астраханский епархиальный комитет, который видел в создании миссионерских школ нс столько средство просвещения, сколько средство для распространения православия среди калмыков.
Незначительное же число миссионерских школ, уровень подготовки в них нс позволяет говорить о каком-нибудь заметном влиянии этих школ на развитие образования в Калмыцкой степи. Попытки созданя миссионерских школ в Калмыцкой степи были еще в 17 веке, но наиболее плодотворной в этом смысле стала деятельность астраханского епархиального комитета во второй половине XIX века. Миссионерские школы
• нс были популярными среди калмыцкого населения. Добиться этого нс удавалось даже тогда, когда в миссионерских школах вводилось изучение калмыцкого языка. По типу обучения их можно соотнести с церковно-приходскими школами России.
Более ранними и более популярными в Калмыцкой степи были хурульные школы. Они создавались при хурулах, где детей обучали гелюнгп (священники). В хурульные школы поступали
2 Н^ дети из тех аймаков, на территории которых находился данный хурул. Обучение велось на тибетском языке, чуждом калмыкам, и носило догматический, схоластический характер.
Хурульные школы долгое время были если не единственными, то наиболее распространенными в калмыцкой степи. Они сохранялись и в XIX веке, когда появилось уже большое количество светских школ. Популярность хурульных школ во многом объяснялась огромным влиянием духовенства на жизнь калмыцкого народа.
Таковы основные типы школ, существовавшие в Калмыцкой I степи в XIX - начале XX века.
Итак, в развитии школьного образования в Калмыцкой степи до 1917 года отмечаются два направления: правительственное и народное. Правительственное направление преследовало цель готовить чиновников, народ же стремился создать национальную школу, в которой готовили 61л грамотных людей. Лучшие русские сторонники массового образования • калмыков стремились понять и помочь им.
В исследованиях советских ученых постоянно подчеркивалось стремление правительства России препятствовать образованию нерусских народностей. Так, Н.Ш.Ташнинов настойчиво повторял: ". царские чиновники, ведавшие Калмыцким управлением, были по-прежнему ярыми противниками распространения просвещения среди калмыцкого народа".283
Мы видели, что дело обстояло совсем по-другому: и чиновники были разные, и правительство в целом стремилось к тому, чтобы "инородцы" приобщались к образованию, несмотря на то, что некоторые чиновники порой тормозили этот процесс. Что же касается русских учителей и учительниц, а также ученых-педагогов, то очень многие из них подвижнически служили делу просвещения народов России; они понимали, что их усилия должны привести к тому, чтобы сами народы поняли необходимость образования. Именно к такому выводу пришел A.M.Позднеев: "Истинно народное образование есть одна из самых существенных и живых сторон народной жизни. Его нельзя создать принудительно или искусственно. Оно требует сочувствия, стремления, доверия, усердного восприятия, человеческого самосознания и наконец пожертвований со стороны самого народа. народному образованию должен предшествовать запрос на него самого общества, запрос, в свою очередь, являющийся результатом известной степени развития общества, известной доли вступления народа в жизнь гражданскую".28'
281 Ташнинов П.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР.
Элиста, 1969. С.49.
281
Список научной литературыКилганов, Виктор Викторович, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Из истории движения за национальную школу в Калмыкии (к 60-летию Союза учителей «Хальмг Тангчин Туг»): Сборник документов и материалов. Элиста, 1967.
2. I. Статистические источники
3. Калмыцкая степь Астраханской губернии по исследованиям Кумо-Манычсской экспедиции. СПб., 1868 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. II. Астраханская губерния. Тетрадь 1-2. СПб., 18991904.1.. Периодичеекан печать
4. Астраханский вестник. 1 889, М«:2,6,1 1,1 7,37,145,156; 1900,3 198,3206,32 09,323 1,3233,3234,324 6,3253,3259,3270, 3317,3450.
5. Астраханские губернские ведомости. 1877,№13; 1890, №102.
6. Астраханский справочный листок. 1882, №№48,62; 1883,№№4,75,206; 1886, №№5,20,46,50,56,57,62,73,257; 1887, №№10,14,26,27,29,31,33,23 7,243,247,257,269.4. Восток. 1867, №3.
7. Русская школа, 1896, №5-6.
8. Саратовский дневник, 1 896, N'N': 6, 1 8 , 2 4 , 37 .
9. Северная пчела. 1841. 30 марта.
10. Ставропольские губернские ведомости. 1877. 28 февраля.
11. Астраханский справочный листок. 1881. 7 июля.
12. Опубликованные н сто ч н и к и.
13. Адрес-календарь Саратовской губернии на 1900 г.1. Саратов, 1900.
14. Большая советская энциклопедия. Т.13. -М.,1973.
15. Годичный отчет Комиссии народных чтений в г. Астрахани с 14.02.1882г. по 14.02.1883 г.//Астраханский, справочный листок, 1883,№73,75,77.
16. Доклады Саратовской губернской земской управы по народному образованию.- Саратов, 1898.
17. Журнал комитета Астраханской общественной библиотеки на 31 марта 1862 г.//Лстраханскис губернские ведомости, 1862, №16.
18. То же на 31 мая 1862 г.// Там же, 1862, №23.
19. Записка гласного Вольского уездного земского собрания графа А.Д. Нессельроде по вопросу об участии Вольского земства в деле народного образования.- Саратов, 1894.
20. Известия Общества ревнителей русского исторического просвещения. №2 от 20 октября 1900 г.
21. То же. №3 от 10 июня 1901 г.
22. То же. №5 от 26 февраля 1904г.1 1. Извлечение из отчета о состоянии народных чтений с 1,03.1885г. по I.C3,1886г. // Астраханский справочный листок, 1 886 №67
23. Извлечение из отчета общества трезвости за февраль 1900 г. // Астраханский Вестник, 1900, №3246
24. Извлечение из отчета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Астраханской епархии за 1893-1894 учебный год //Астраханские епархиальные, ведомости, 1900. Отдел неофициальный.
25. Из отчета общества трезвости за 1899 г. // Астраханский вестник, 1900, №3215.
26. Комиссия народных чтений в 1888/89 году. Некоторые сведения из отчета // Астраханский вестник, 1889, №№ 27, 28.
27. Народное образование в Саратовском уезде (Из отчета Саратовского уездного училищного совета за 1870-1871 учебный год).// Памятная книжка Саратовской губернии на 1872 г. Ч.2.- Саратов, 1872.
28. Настольная книга по внешкольному образованию. Сост. В.И. Чарнолуским. II изд., т. 1. СПб., 1913.
29. Отчет Астраханского епархиального училищного совета о состоянии церковных школ Астраханской епархии за 1899 г. // Астраханские епархиальные ведомости, 1990, №23.
30. Отчет комиссии народных чтений при Обществе саратовских санитарных врачей. Саратов, 1897.
31. Отчет комиссии народных чтений с 1 января 1900 по 1 января 1901 г. Саратов, 1901.
32. Отчет Общества взаимного вспоможения купеческих приказчиков в г. Астрахани за 1894г. Год тринадцатый. -Астрахань, 1 895.
33. Отчет о деятельности комиссии по устройству в г.Астрахани народных чтений за 1893 год. Астрахань, 1894.
34. Отчет о состоянии народных чтений в г.Астрахани за 1889/90 год. -Астрахань, 1890.
35. Отчет Саратовского епархиального училищного совета ошколах цсрковно-приходских и грамоты Саратовскойепархии за 1894/95 учебный год. Саратов, 1896.
36. То же за 1895/96 учебный год. Саратов, 1897.
37. То же за 1896/97 учебный год. Саратов, 1898.
38. То же за 1898 год. Саратов, 1899.
39. То же за 1899 гражданский год. Саратов, 1900.
40. Отчет Саратовской Покровской воскресной школы, за 1893/94 и 1894/95 годы. Саратов, 1895.
41. Отчет Царицынского отделения Саратовского духовно-просветительского союза за 1824-1895 год. Царицын, 1895.3 8. Памятная книжка Астраханской губернии на 1882 год. -Астрахань, 1 882.
42. Памятная книжка Астраханской губернии на 1890г. -Астрахань, 1 889.
43. Памятная книжка Астраханской губернии на 1891 год. -Астрахань, 1891,
44. Памятная книжка Астраханской губернии на 1896 год.-Астрахань, 1 896.
45. Обзор Астраханской губернии за 1898 г. (прил. к всеподданнейшему отчету). Астрахань, 1895.
46. То же за 1894 г. Астрахань, 1895.
47. Полное собрание законов Российской империи. Собр.второе. T.XXXYIII. Отд.1, 1863г. СПб., 1866.
48. ПСЗРИ, собр. третье, т. YI1I, 1 888. СПб., 1890.
49. ПСЗРИ, собр. третье, т. IX, 1889г. СПб., 1891.
50. ПСЗРИ, собр. третье, т. XIY, 1894г. СПб., 1898.
51. Положение народного образования в Саратовской губернии за время существования в ней земских учреждений. Вып.1. Вольский уезд. Саратов, 1894.
52. Положение народного образования в Саратовской губернии за время существования в ней земских учреждений по 1895 год /1866-1895/ .Вып.2. Петровский уезд. Саратов, 1897.
53. Правила о бесплатных народных библиотеках Общее! ни рсниителеи русского исторического просвещении и iiummiu императора Александра III -1>еч места, бе» года.
54. Правила о бесплатных народных чпшльних и о порядке надзора за ними от 15 мая 1890г. // Правительственный вестник, 1890, №126.
55. Правила пользовании книгами in бибииоюки КПЧ и Астрахани // Астраханский вестник, IKK*), JSH2.
56. Саратовский календарь па 1873 год. Сараюп, 1872.
57. Саратовский календарь на 1874 год. Саратов, 1873.
58. Сведения о второй женской воскресной школе ча декабрь 1861 май 1862г. // Астраханские губернские ведомости, 1862, №№3, 7, 10, 17, 20, 24.
59. Свод материалов о деятельности Саратовского губернского земства в сфере народного обрачованпя. Саратов, 1897.
60. Систематический каталог общеобрачонателмюй библиотеки Астраханского у правления рыбными и тюленьими промыслами на 1899 г. Астрахань, 1900.
61. Собрание постановлении Святейшего Синода относительно устройства духовных семинарий и училищ согласно требований Выс. утв. 14 мая 1867 г. духовно-училищпых уставов. 1867-1874. СПб., 1 875.
62. Статистический обзор Астраханской губернии ча 1897 год. // Памятная книжка Астраханской губернии на 1899г. -Астрахань, 1899.
63. То же за 1899 год. // Памятная книжка Астраханской губернии на 1901г. Астрахань, 1901.
64. Статистический обзор Саратовской губернии с отчетом губернского статистического комитета за 1893 г. Саратов, 1894.
65. То же за 1894 г. Саратов, 1895.
66. То же за 1895 г. Саратов, 1896.
67. То же за 1896 г. Саратов, 1897.
68. То же за 1897 г. Саратов, 1898.
69. То же за 1898 г. Саратов, 1899.
70. То же за 1899 г. Саратов, 1900.
71. То же за 1900 г. Саратов, 1901.
72. Статистические сведения об Астраханской губернии за 1888 г.//Г1амятная книжка Астраханской губернии на 1890 г. -Астрахань, 1 889.
73. Статистические сведения об Астраханской губернии за 1889 г.//Памятная книжка Астраханской губернии на 1891 г. -Астрахань,1891.
74. То же за 1 89 1 г.//Памятная книжка Астраханской губернии на 1893 г.- Астрахань, 1893.
75. Статистические сведения по начальному народному образованию в Российской империй за 1896 год. СПб., 1898.
76. Статистические сведения по начальному народному образованию в Российской империи. Вып. II (данные 1898г.) СПб., 1900.
77. Узаконения о бесплатных народных библиотеках (читальнях) с приложением примерных их уставов, составленных Петербургским комитетом грамотности. Второе дополненное издание. СПб., 1898.
78. Устав Владимирского общества трезвости. Астрахань, 1898.
79. Устав Общества взаимного вспоможения бывших воспитанников Саратовского Александровского училища. -Саратов, 1895.
80. Устав Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. СПб., 1897.
81. Устав Общества Саратовских санитарных врачей. Саратов, тип. Ищенко, без года.
82. Устав Саратовских городских читален. Саратов, 1895.
83. Энциклопедический словарь издательства Ф.А.Брокгауз -И.Л. Ефрон, 1890. Т.40. С.595-596.1. Г». ЛИТЕРАТУРА
84. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы и их нужды. // Русская школа, 1896, №4.
85. Аммосов К. Калмыцкие улусные училища в учебно-воспитательном отношении (Наблюдения, основанные на осмотре училища в марте и апреле месяцах 1893г.). -Астрахань, 1 893.
86. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.
87. Бакунин В. Описание истории калмыцких народов, а особливо из них торгоутского и поступков их ханов и владельцев.- Элиста, 1995.
88. Беляева П.К. Комиссия по организации общеобразовательных чтении для рабочих г. Москвы. // Проблемы истории СССР. М., 1977, выи.6.
89. Борисов П.И. Волшебный фонарь в народной школе (по данным Александрийского уезда за 1 889-1 895гг.). Херсон, 1896.
90. Бюлср Ф. Кочующие и оседло живущие в Астраханской губернии инородцы. //Отечественные записки. Т.47, 1846,7.8; 1847, №7.
91. Вахтеров В.П. Народные чтения.// Русская школа, 1896,4.12.
92. Вахтеров В.П. Сельские воскресные школы и повторительные классы. М., 1896.
93. Веселовский Б. История земства за сорок лет. СПб., 1909, т. I.1 1. Виноградов Л.П., Пиналов С.Л., Чернявский Г.И. История культурно-просветительской работы в СССР. -Харьков, 1970. 4.1-2.
94. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. -Л., 1934.
95. Гаршин Л. К вопросу о народных чтениях по сельскому хозяйству.- Харьков, 1902.
96. Герасименко Г.Л. Земское самоуправление в России. -М., 1990.
97. Голубев В. Народное образование в Саратовской губернии. Прил. к №11-12 "Саратовской земской недели" за 1902 г.
98. Гурий (Степанов). Очерки но распространению христианства среди монгольских племен. Казань, 1915.
99. Дронов И.Т. Первые воскресные школы в России. // ВИ, 1970, №6.
100. Дронов И.Т. Школы взрослых в конце XIX века. // Вечерняя средняя школа, 1967, №6.
101. Дуброва Я.П. Быт калмыков Ставропольской губернии до издания законов 15 марта 1892 г. Казань, 1892.
102. Ефремова В.Ф. Из истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник института. Калмыцкий НИИЯЛИ. Элиста, 1968, №3.
103. Ефремова В.Ф. Народные школы Калмыкии в конце XIX в начале XX в // Развитие науки в Калмыцкой АССР.- Элиста, 1969.
104. Ефремова 13.Ф. Очерки по истории школьного образования в Калмыкии. Дисс. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. Л., 1969.
105. Житецкий И.Л. Астраханские калмыки (наблюдения,заметки). Астрахань, 1892.
106. Житецкий И.Л. Очерки быта астраханских калмыков:этнографические наблюдения 1884 1886 гг. - М., 1893.
107. Жураковский Г.И. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.
108. Зезина М.Р. История русской культуры. М., 1990.
109. Зеленко 13.А. Практика внешкольного образования в России. М. - Г1г., 1923.
110. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635 -1758). М„ 1964.
111. Иакинф (Бичурии П. Я.). Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. СПб., 1834.
112. Известия по народному образованию. СПб., 1907, 4.XIV.
113. Ильминский И.И. Система народного и, в частности, инородческого образования. СПб., 1889.
114. Источниковедение истории СССР. Под ред. И.Д. К о вал ьч ен ко. М., 1981.
115. Казанский И. Народное образование в Астраханской губернии. // Русская мысль, 1898, №№ 4-8.
116. Казанцев П. Задачи внешкольного образования. Вын.1. Саратов, 1904.
117. Килганов В.В. К вопросу о становлении советской школы в Калмыкии // Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Элиста, 1997.
118. Килганов В.В. Школьное образование в Калмыкии в XIX веке // Проблемы всеобщей и отечественной истории. -Элиста, 1997.
119. Килганов В. В. О роли русской культуры и литературы в просвещении калмыков (по роману A.M. Амур-Санана «Мудрешкин сын») // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Вып. 5. М., 1998.
120. Килганов В. В. Проблема женского образования в Калмыкии в XIX веке// Актуальные проблемы экономики, истории, нрава Калмыкии. Элиста, 2001.
121. Килганов В.У. Становление школьного образования в Калмыкии. Элиста, 1968.
122. Кичиков A.III. Калмыцкий язык // Кра1кия литературная энциклопедия. Т. М., 1966.
123. Климочкина II. Народные университеты в России. // Паука и религия, 1969, JSVi.
124. Корольков К. Жизнь и царствование императора Александра III. 1881-1894. Киев, 1901.
125. Корсункисв Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977.
126. Корсункисв Ц.К. О преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплин в калмыцкихмонастырских школах
127. Корф Н.А. Образовательный уровень взрослых грамотных крестьян//Русская мысль, 1881, кн. 10.
128. Костенков К.11. О распространении христианства среди калмыков // Миссионерский сборник. Астрахань, 1910.
129. Краткий исторический очерк 10-летнего существования в г. Астрахани народных чтений (18821892). Астрахань, 1 892.
130. Крылов Л. Умственное и нравственное развитие донских калмыков и особенности их быта. Новочеркасск, 1873.
131. Кулаков П.Е. Инородцы и инородческий вопрос на нижегородской всероссийской ярмарке. // Русское богатство, 1886, Л!» 12.
132. Лазаревич Э.А. Популяризация науки в России. М., 1981.
133. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в.- М., 1971.
134. Лемке М.К. Очерки освободительного движения. -СПб., 1908.
135. Лихачев В. Народное образование в Астраханской губернии (I807-I90I). // Памятная книжка Астраханской губернии на 1904г. Астрахань, 1904.
136. Львовский II. Происхождение и история калмыков 1>ол ыпедербстовского улуса // Ученые записки императорского Казанского университета. Казань, 1898.1. Кн. 5, 6.
137. Львовский II. Образование при хурулах //
138. Православный благовсстник, 1898, №2.
139. Медынский Fi.II. История русской педагогики. М.,1936.
140. Миронов Б.П. Грамотность в России 1797-1917 годов. И История СССР, 1985, №4.
141. Михайлова М.В. Просветительские и педагогические организации дореволюционной России. М., 1993.
142. Морозова К.II. Культурно-просветительская роль Саратовского земства в 1866-1890г. Саратов, 1988.
143. Народные библиотеки. // Русская школа, 1896, №1.
144. Настольная книга по внешкольному образованию. Сост. В.И. Чарнолуский. 2-е изд., т. I. СПб., 1913.
145. Небольсин Г1. Очерки быта калмыков Хошсутовскогоулуса. СПб., 1852.
146. Невский В.Л. Внешкольное образование во всеобщейистории. Культурно-исторические наброски. Кострома, 1921.
147. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник.- Омск, 1992.
148. Нсмичсв И.С. Народная учительница. Элиста, 1978.
149. Нсфедьев II. Подробные сведения о волжских калмыках. -СПб., 1839.
150. Никольский II.В. Основы инородческого просвещения. Казань, 1919.
151. Обзор начального народного образования в Саратовской губернии за 1900/1901 учебный год. Саратов, 1901.
152. Остроумов Т.Н. Исторический очерк Астраханской 1-й мужской гимназии за время с 1806 по 1914 год. -Астрахань, 1914.
153. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. Ульяновск, 2000.
154. Очерки истории Калмыцкой АССР. Доок i и f> риск nil период. М., I 967.
155. Очерки истории Киимыцкой организации КПСС, -Элиста,1980.
156. Очерки истории школы и недш oi ичоскоМ мысли пародов СССР. Конец XIX начало XX и, - М,, 1*^1.
157. Очирон И. Лсчрнчпискио калмыки и ич жоиомическоо состояние в 1915 г. Acipaxain. 1925.
158. Наллас 11.С. I ly i спюс п»ие по разным провинциям Росс п iic ко I о I осудирс i ил. СИГ»,, I/M I /SS.1Ь. Пальмой 11.11. Очерки метрик к и ч м ы цми о парой* м время пребывания и России. Асфпчит.,
159. Пальмой 11.11. Эиоды по m-iopnn прнпичжгкнч калмыком. 4,V,- Aci рпчппь, I'M?,
160. Пат.кии А.1>. Обративши* для кичммми» ( н v i v * к v», реалии, перспективы). Элиста, 1997.
161. Позднеев A.M. Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал
162. Министерства народного просвещения, 1866, 4.XIV.
163. Позднеев Л.М. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астрахапскои губернии. СПб, 1889.
164. Позднеев Л.М. Об образовании инородцен-лммаи iон. СПб., 1905.
165. Попов А.И. Кршкие замечании о прпнолжскич калмыках. СПб, 1839.
166. Прозрителев Г. Поенное прошлое пиших калмык1. Ставрополь, 1912.
167. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в
168. России в XIX и начале XX в. // Исторические записки, т. 37. М., 1951.
169. Савченко A.M. История культурно-просветительской работы в СССР. М., 1970.
170. Сартикова Г.В. Образование Калмыкии: истоки и становление. 'Jjihcui, 2000.
171. Снлмшцкип А. Краткий очерк состоянии начального образования у калмыков // Журнал Минне lepci на народного просвещения, 1907, Х"7.
172. Современные вопросы и нужды в деле просвещения инородцев. Сборник статей по инородческому делу. СПб, 1907.
173. Спасский II.Л. Об-лзование калмыков в Астраханской губернии и меры его улучшения. Астрахань, 1894.
174. Страхов II.Л. Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов. СПб., 1810.
175. Стеблев Л.П. Очерки культурной истории России в XIX веке. М., 1910.
176. Струнина J1. Первые воскресные школы в Киеве. -Киев, 1 898.
177. Сусеев II.П. Народное здравоохранение // Элиста. 100лет. Прошлое. Настоящее. Будущее. Элиста, 1965.
178. Ташнинов II.Ш. К истории просвещения в Калмыкии //
179. Национальные школы РСФСР за 40 лет. М., 1958.
180. Ташнинов II.Ш. Из истории народного образования в Бол ьшедербетовском улусе // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. Элиста, 1962, вып.2.
181. Ташнинов II.111. Становление советской школы в Калмыкии в 1920 1929 гг // Записки Калмыцкого НИИЯЛИ. - Элиста, 1964, вып.4.
182. Ташнинов 11.111. Становление и разните народного образования в Элисю // ' )л и с i а. 100 лсь Прошлое. Настоящее. Будущее. Элиста, 1965.
183. Ташнинов II.III. Просвещение дореволюционной Калмыкии // Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград, 1967.
184. Ташнинов 11.III. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста, 1969.
185. Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. СПб., 1905.
186. Труды съездов улусных попечителей 1904, 1907, 1908 годов. Астрахань, 1910.
187. Тулупов Н.В. Народные чтения в городах и селах. // Русская мысль, 1902, №3-4.
188. Указания по вопросу о народных чтениях, организуемых попечительствами о народной трезвости. Сост. А.Шумахер. СПб., 1898.
189. Фарфоровский С. Народное образование среди калмыков Большого Дербета в связи с их бытом и историей // Народное образование, 1910, №6.
190. Фарфоровский С. Фольклор калмыков в связи с их современной культурой и бытом (из дневника этнографа). -СПб, 1913.
191. Фрид Л.С. Культурно-просветительская работа в России в дооктябрьский период. М., 1956.
192. Чарнолуский В.И. Земство и народное образование. -СПб., 1910.
193. Кочс1Конл Г.А. Просвещение крестьянства как проблема политики и деятельности правительства, общественности России в 1874-1904 гг. (по материалам европейской части страны). Дисс. .канд. ист. наук. -Оренбург, 1999.
194. Лнберман А.А. Пнституг земских начальников. 18891905. Дисс. .канд. ист. наук. М., 1976.
195. Пархоменко Т.Д. Культурно-просветительская деятельность в России (конец XIX в.-191 7 г.). Дисс. .канд. ист. наук. М., 1987.
196. Турганова О.В. Культурно-просветительская деятельность Самарского земства во 2-й половине XIX -нач. XX в. Дисс. .канд. ист. наук. Самара, 1999.
197. Хачсньян Л.JI. Общественные организации Нижнего Поволжья на рубеже XIX-XX веков. Дисс. .канд. ист. наук. Волгоград, 1 999.