автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Данзанова, Аюна Аюшеевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг."

р да

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Диссертационный Совет К 113.36.02.

На правах рукописи

ДАНЗАНОВА АЮНА АЮШЕЕВНА

религиозная политика советского государства по отношению к буддизму в бурятии в 1920-30-е гг.

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических паук

Улан-Удэ-1998

Работа выполнена на кафедре исторического наследия Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Л.В.Курас

Официальные оппоненты: Доктор исторических наук, Б.В.Базаров

Кандидат исторических наук, доцент А.В.Дамдинов

Ведущая организация:

Иркутский государственный университет, кафедра современной отечественной истории

Защита состоится " 1993 т.ъ Ю часов

на заседании Диссертационного Совета К 113.36.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 при Бурятском государственном университете (670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24-а).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета

Автореферат разослан ЦСО^г^ 1998г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, кандидат исторических наук /

Григер Т.Б.

Буддизм, являющийся одной из древнейших мировых религий, прочно вошел во все области жизни большей части бурятского народа.

Буд дизм, распрострагошшийся на территории современной Бурятии в XVII в. , стал существенным и необходимым компонентом социальной, духовной и материальной жизни бурятского народа, сыграл огромную роль в его политической и духовной консолидации. Об огромном значении дацанов для консолидирующегося бурятского народа говорит тот факт, что они были не только культурно-просветительскими и общественно - политическими центрами, но фактически выступали в качестве повседневного нравственно-этического регулятора жизни бурятских семей.

После Октябрьской революции политика Советского правительства привела к тому, что к концу 30-х гг. все дацаны на территории Бурятии перестали функционировать, их служители подверглись репрессиям, имущество было разграблено, а сами дацаны разрушены. Помимо того, что безвозвратно исчезли произведения искусства, а также литературного, религиозного и философского творчества, была утеряна культурно-историческая связь между поколениями, преемственность духовно-нравственных ценностей.

Актуальность темы. В настоящее время назрела необходимость более объективного изучения религиозной политики Советского государства и ее последствий. Это связано и с современными отношениями церкви и государства. Процессы, происходящие в обществе, требуют для своего решения, изучения и использование опыта 20-30-х годов. Анализ религиозной политики в Бурятии в эти годы имеет актуальное значение не только в научном, но и в практическом плане, в определении поиска конкретных путей решения религиозных вопросов в Бурятии. Акутальность определяется также ее научно-теоретической значимостью, слабой разработанностью в отечественной историографии.

Как фактический материал, так и выводы, касающиеся этой проблемы, могут найти применение при дальнейшей разработке таких тем, как религиозные конфессии в Бурятии и России в 20-30-е гг., взаимоотношения государства и церкви.

Необходимость изучения продиктована и проблемой современных отношений государства и церкви, взаимоотношениями в самой буддийской конфессии Бурятии. Противоречия, возникшие между различными группами буддийских священнослужителей в этот период, помогут понять причины противоречий на современном этапе.

Историография проблемы. В первый период развития советской историографии - 1917- сер.ЗО-х гг. - появляется ряд работ, посвященных антирелигиозной борьбе. Работа первого секретаря обкома ВКП(б) БМАССР М.Н. Ербанова "Дамский вопрос в Бурятии" (Верхнеудинск, 1925) проводит экскурс в историю распространения буддизма среди бурят, доказывает эксплуататорскую сущность лам, в ней также указываются причины обновленческого движения в среде буддийского духовенства, его идеология. В заключении даются практические рекомендации органам власти на местах: партийным, комсомольским, профсоюзным организациям в сфере налоговой, экономической, культурно-просветительской политики по отношению к духовенству. На основе этой работы И Пленумом обкома РКП(б) от 22 мая 1925г. были выработаны и утверждены "Тезисы Буробкома по ламскому вопросу" (М., 1926), ставшие основным инструментом в борьбе с религией и духовенством в Бурятии. Подобная позиция проявлялась и в работах А. Оширова "Современное положение ламства в Бурятии и задачи дальнейшей работы с ним" (Верхнеудинск, 1925), "О бурятском ламаизме и борьбе с ним" (Антирелигиозник, 1930-Ж), где отмечается необходимость усиления налогового нажима на буддийское духовенство, особенно обращается внимание на лишение лам и хувараков земельных наделов. В 1930 г. в га-

зете "Антирелигиозник" появляется статья Б.Тогмитова "Ламаизм и бурятский национ&т-демократизм" (1930-Ш), в 1932г. "Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним" (Верхнеудинск, 1932). В этом же году из печати выходят брошюры А,Долотова "Происхождение и распространение ламаизма", "Ламаизм и война" и "Происхождение буддизма" (Верхнеудинск, 1932). В этих работах первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания населения, критическому анализу социальной роли буддийской церкви в истории Бурятии.

В 1920-е гг. был еще возможен относительный идеологический плюрализм и полемика с официальной точкой зрения. В середине 20-х гг. издаются работы известного бурятского общественного деятеля Б.Б.Барадина "Буддийские монастыри", "Беседы буддийских монахов" (Верхнеудинск, 1926), написанные по материалам научно-исследовательских экспедиций. В них предлагается типология буддийских монастырей, рассматривается иерархия духовенства и описывается быт монашествующих. „■-•;:

Большинство работ периода носит агитационно-пропагандистский характер и выдержано в духе существовавшей политической атмосферы.

Во втором периоде развития советской историографии - вторая половина 1930-х гг. - середина 1950-х гг. , - когда окончательно утверждаются коммунистическое мировоззрение и принцип партийности в исторической науке, полностью исчезает инакомыслие и альтернативность суждений. Этому предшествовало становление тоталитарного режима в стране, массовые репрессии населения. Концепция воинствующего атеизма становится единственно допустимой, поэтому, фундаментальных исследований по истории буддизма со второй половины 1930-х гг. не осуществлялось. Большинство публикаций по-прежнему сводилось к антирелигиозной пропаганде. В нескольких номерах газеты. "Бурят-Монгольская правда" печаталась статья секретаря обкома партии Б.Н.:

Вампилова "Тибетская медицина-оружие контрреволюционного ламства" (1937.3,5,23 июля). Автор статьи объявлял тибетскую медицину несостоятельной, реакционной. Особое негодовавание Вампилова вызывали контакты, сложившиеся у эмчи-лам с сотрудниками Всесоюзного института экспериментальной медицины. В 1938 г. в "Бурят - Монгольской правде" опуликована статья А.Кочетова "Ламы - агенты японской разведки" (1938. 3 марта) и ряд статей в журналах "Антирелигиозник", "Профсоюзы СССР" и др. (1938.Ш 7,8,9), (1938. N 2).

Враждебный тон этих публикаций связан с ужесточением религиозной политики, а также сопротивлением духовенства и верующих политике Советской власти.

Только в начале 1950-х гг. появляются работы К.М.Герасимовой "Ламаизм в Забайкалье во второй половине XIX в. - нач. XX в.", А.Атархановой "Происхождение и религиозная сущность ламаизма" (Улан-Удэ, 1952), рассматривающие происхождение и религиозную сущность буддизма, его теорию и практику. В них осуществляется попытка отойти от позиции воинствующего атеизма, что связано с изменением государственной политики по отношению к церкви, произошедшим в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Третий период развития отечественной историографии - вторая половина 60-х - начало 90-х гг. - характеризуется расширением и углублением будцологических исследований в связи с деятельностью сектора Будцологии Бурятского комплексного научно-исследовательского института. Наиболее фундаментальным иссле-дованием по истории буддизма в Бурятии явились труды К.М.Герасимовой, рассматривающие эволюцию его теоретических концепций от синкретизма с народными верованиями до обновленчества "Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX - нач. XX вв." (Улан-Удэ, 1957),

"Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства" (Улан-Удэ, 1964).

Политическая деятельность буддийских священнослужителей в первые десятилетия Советской власти рассматривается в трудах В.С.Овчинникова "К вопросу об антисоветской деятельности ламаистского духовенства", "Борьба партийных организаций с реакционной деятельностью ламаистского духовенства (1917-1938 гг.)" (Чита, 1968). Деятельность духовенства в этих работах оценивается однозначно -антисоветская и реакционная. Такая же оценка служителей культа в трудах К.Ф.Шулунова "Происхождение реакционной сущности ламаизма", Р.Е.Пубаева, Б.В.Семичева "Происхождение и сущность буддизма-ламаизма", Д.Ракшаева "Буддизм и его реакционная сущность" (Улан-Удэ, 1955), (Блокнот агитатора, 1960. N7).

История борьбы партийной организации Бурятии с ламаизмом в первые десятилетия Советской власти, этапы культурной революции в стране рассматриваются б трудах Б.Н.Баторова (Труды Бур.с/х ин-та, 1969). Период второй половины 50-х - 60-е гг. был достаточно плодотворным в изучении различных аспектов буддизма, во многом это связано с деятельностью сектора буддологии БИОН СО АН СССР, многочисленными экспедициями, проведением конференций, семинаров, хотя в 60-е гг. большое значение придается атеистической работе.

В 1970 г. состоялся П зональный семинар лекторов - атеистов Сибири с участием специалистов из Калмыкии, Тувы, Хакассии, Якутии, Агинского, Усть-Ордынского и Таймырского автономных округов, а также представителей из Москвы, по материалам которого в 1971 г. вышел сборник "Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества" (Улан-Удэ, 1971).

Критике идеологии буддизма и церковной организации посвящены статьи В.С.Овчинникова "Современная идеология и тактика ламаистского

вероучения в СССР", "Реакционная сущность идеологии ламаизма", "Ламаистская церковь" (Забайкальский краеведческий ежегодник, 1971. Вып.5).

В 1970-80-е гг. появляются общетеоретические труды по истории и философии буддизма. Монография А.Н.Кочетова "Ламаизм" (М., 1973) -крупнейшее исследование ламаизма как специфической ветви северного буддизма, его истории, философии, этики, ритуалов.

В 1974 г. Бурятским филиалом БИОН был подготовлен и выпущен 2-й том "Очерков истории культуры Бурятии" (Улан-Удэ, 1974), в котором определенное внимание уделено проблеме буддизма.

В работе В.Б.Цыбикжапова "Ламаизм в Бурятии (опыт этно-социо-логического анализа)" (Л., 1978) значительное место отводится критическому рассмотрению целей и задач буддийской церковной организации, а также формам и методам идеологии буддизма, дан краткий исторический обзор, а также характеристика обновленцев и консерваторов как двух с виду враждующих, но по существу одинаково контрреволюционных лагеря.

Анализ законодательной базы в 20-е гг. проводит в своей статье "Осуществление в Бурятии ленинского декрета " Об отделении церкви от от государства и школы от церкви" Б.Н.Баторов. Статья вошла в совместный труд ученых СССР и МНР, занимающихся проблемами ламаизма, в сборник "Строительство социализма и утверждение научно-материалистического, мировоззрения (в регионах распространения ламаизма)" (М., 1981). Автор характеризует лам как контрреволюционную силу, все действия которых были направлены против Советской власти.

Вопросам преодоления религиозных пережитков и необходимости дальнейшего развития атеистического воспитания посвящены работы Т.М.Михайлова "Советский образ жизни и преодоление религиозных пережитков" (Улан-Удэ, 1988), а также религиозных образований у бурят-"Преодоление религиозных пережитков в Бурятии" (Улан-Удэ, 1987).

В 1989 г. вышла работа Г.Д.Басаева и С.Я.Ербановой "М.Н.Ербанов" (Улан-Удэ, 1989), где дается оценка роли духовенства в рамках коммуни -стической идеологии.

Возникновение, история развития, культурно-просветительская деятельность буддийских монастырей, их роль в общественной жизни, а также судьба дацанов рассматривается в статье Л.К.Минерта "Бурятские буддийские монастыри (дацаны) при Советской власти" (Новосибирск, 1990).

В 1991 г. по результатам научной конференции опубликован сборник "250-летие официального признания буддизма в России" (Улан-Удэ, 1991).

Новый период отечественной историографии - 90-е гт,- связан "с распадом СССР и появлением нового Российского государства, когда начинается более широкое исследование по истории религий в России, в том числе и буддизма. Появляются работы, посвященные изучению отдельных дацанов на территории России. Это книги и статьи А.И.Андреева "Буддийская святыня Петрограда" (Улан-Удэ, 1991), "Из истории Петроградского буддийского храма" (Ориент. Альманах. Вып.1. С-Пб., 1992), "Агван Доржиев и судьбы буддийской религии в СССР" (Реверс. Философско-религиозный и литературный альманах. М., 1952. Вып.1). Историю известного традициями тибетской медицины Ацагатского дацана изучает Г.С.Митыпова в монографии "Ацагатский дацан (1825-1937гг.) история, события, люди" (Улан- Удэ, 1995).

Интерес к личности Агвана Доржиева в последние годы все более возрастает, об этом свидетельствуют публикации различных научных и научно-популярных изданий. Среди них статьи В.В.Бараева "Нерушимый утес" (Буддизим, 1992), Е.А.Белова "На заре российско-тибетских отношений" (Азия и Африка сегодня, 1994.N4), Л.К.Минерта "Посол Далай-ламы и реформатор буддизма" (Азия и Африка сегодня, 1995.N 11), И.К. Сафоновой "Мысли о сокровенном" (Байкал, 1993 .N4), С.Цыбиктаровой "Храма Шамбалы строитель" (Священный Байкал; Улан-

Удэ, Спед.номер), Б.В.Базарова и Ю.П.Шагдурова "Агван Доржиев. Последние страницы жизни" (Байкал, 1991.ЫЗ), В.Раднаева "Агван Доржиев - религиозный деятель и политик" (Народы Азии и Африки сегодня, 1995 .N5).

Проблемы обновленческого движения бурятского ламаистского духовенства в 1917-1930-е гг., его влияние на культуру региона, общие и специфические черты ламаизма в Бурятии и Монголии нашли отражение в статье Н.Л.Жуковской "Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты" (Альманах "Буддийский мир".М., 1994).

Вопрос о предпосылках обновленческого движения в бурятском ламаизме затрагивается в брошюре Ю.С.Ширапова "Бурятская интеллигенция и общественно-политическая мысль Бурятии в начале XX века" (Улан-Удэ, 1993).

В 1992 г. коллектив авторов: Л.Л .Абаева, В.П. Андреев, Э.П.Бахаев и др., под общей редакцией Н.Л. Жуковской опуликовал "Словарь по буддизму" (М., 1992), в котором наиболее полно освещаются основные понятия, категории и явления религии.

В 1994г. в г.Улан-Удэ прошла научно-практическая конференция "Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность", где сложному периоду для светской и духовной интеллигенции, в эпоху господства воинствующего атеизма 20-30 гг., поиску нравственных ориентиров, попытке сохранить религию посвящены статьи Ю.СШирапова, ЭЛ. Хамагановой. Целый ряд статей посвящен жизни и деятельности Агвана Доржиева.

Проблемы общественно-политической жизни в Бурятии 1920-50-х гг. отражены в монографии Б.В.Базарова (Улан-Удэ, 1995), который в антирелигиозной политике государства в 1920-30-х гг. находит как позитивные так и негативные моменты.

Антирелигиозная кампания в Бурятии на рубеже 20-30-х гг., методы ее проведения и результаты рассмотрены в монографии Д.Л.Доржиева "Социально-политический протест и вооруженнное выступление крестьянства" (Улан-Удэ, 1996). Автором делается вывод, что антирелигиозная кампания рубежа 20-30-х гг. в Бурятии была составной частью политики коллективизации и раскулачивания.

В статьях Ш.Б.Чимитдоржиева, Г.Р.Галдановой, А.В.Дамдинова "Бурятский буддизм: история и идеология" (Улан-Удэ, 1997) освещается ис -тория буддизма в Бурятии, его проникновение, функционирование, взаимодействие с местной традицией и русской культурой.

В статье Ю.П.Шагдурова, которая опубликована в сборнике "Исследования по истории Сибири, Центральной и Восточной Азии" (Улан-Удэ, 1998), проведено исследование положения • религиозных конфессий в Бурятии в 20-30-е гг.,

Таким образом, в 90-е гг. наметилась тенденция более глубокого и всестороннего изучения истории буддизма в России. -

Цель и основные задачи исследования. Учитывая недостаточную изученность темы о положении и судьбе буддийской конфессии в Бурятии в 20-30-е гг., а также ее актуальность, научно-теоретическую и практическую значимость, в данном исследовании ставится цель освещения политики Советского государства по отношению к буддийской церкви и репрессивных мероприятий по отношению к священнослужителям. Исходя из указанной , цели, диссертацией поставлены следующие конкретные задачи:

-рассмотреть религиозную политику Советской власти в 20-е годы и проанализировать результаты осуществления законодательных актов по вопросам религии;

-остановиться на роли государства в обновленческом движении буддийского духовенства, показать взаимоотношения и противоречия между различными группами священнослужителей;

-осветить основные направления государственной антирелигиозной политики в конце 20-х первой половины 30-х годов;

-исследовать репрессивную политику Советской власти во второй половине 30-х годов, связанную с массовыми гонениями на религию, церковь и духовенство и выявить ее результаты.

Объектом исследования явилась политика государства в отношении буддийской конфессии в Бурятии в 20-30-е гг., история взаимоотношений государства и церкви.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1923 г. но 1940 г. Начальная временная граница этого периода связана с образованием Бурят-Монгольской АССР. Конечная Грань определяется 1940 г., когда в республике в результате проведения массовых гонений на церковь были ликвидированы все дацаны, подвергнуто репрессиям большинство священнослужителей.

Территориальные рамки исследования. Республика Бурятия в границах до 1937 г.

Методология исследования. Основными принципами исследования стали принципы исторической науки: объективность и историзм, которые позволяют видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи и приводить всесторонний анализ и оценку фактов. Принцип объективности позволяет понять основные ценности противоборствующих сторон, в данном случае буддийской конфессии Бурятии и государства, а также рассмотреть и проанализировать позитивные и негативные моменты исторического процесса. Принцип историзма - традиционный принцип исторического исследования, который требует конкретного изучения

общественных явлений в их развитии и изменении, всестороннего исследования связи и взаимосвязи каждого из этих явлений с другими.

Методика исследования. При анализе проблем, связанных с политикой и деятельностью государства в отношении буддийской конфессии Бурятии в 1920-30-е гг. применялась совокупность методов, в числе которых основными были следующие:

-исторический метод, который позволяет рассматривать изучаемое явление в развитии;

-сравнительно-исторический метод как разновидность исторического, который позволяет в сравнении выявлять достоинства и недостатки.

Источниковуто базу исследования составили опубликованные и неопубликованные документальные материалы. Важными источниками являются сборники постановлений, резолюций советских и партийных органов власти: "КПСС в резолюциях и конференциях", "Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма,- документов КПСС и советского государства", "Архивы Кремля. Политбюро и церковь" (документы политбюро первой половины 20-х гг), "Законодательство о религиозных объединениях РСФСР", "Законодательство о религиозных культах", "Положение и Устав об управлении и о внутренней жизни буддийского духовенства".

Основными неопубликованными источниками являются документы Национального архива Республики Бурятия и Архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия. В них изучены материалы 5 фондов. Большая часть документальных материалов по теме находится в Национальном архиве Республики Бурятия (НАРБ): в фонде N р-248 (Совет Министров Бурятской АССР) сосредоточены постановления и распоряжения ЦИК и СНЕС БМАССР, касающиеся религиозных вопросов, переписка республиканских органов власти с центральными и бурпредставите-

льствами других регионов, имеются документы о регистрации религиозных обществ, о действующих и закрытых молитвенных зданиях, протоколы заседаний БурЦИКа о ликвидации зданий культа по БМАССР, протоколы общих собраний граждан по закрытию дацанов. В фонде N 475 (Президиум Верховного Совета Бурятской АССР) в описях 1,2,3,6,7 также сосредоточены постановления БурЦИКа и СНК БМАССР по религиозным вопросам, договоры о передаче группам верующих дацанов и дацанского имущества в аймаках республики. Документы, касающиеся деятельности Агвана Доржиева, его переписка с центральными и мееттшми органами власти, находятся в фонде N 643 (Агван Доржиев). Там же сосредоточены протоколы Духовных Соборов буддийского духовенства Бурятии в 20-е гг. Резолюции и постановления бурятского обкома РКП(б). Бурревкома, Антирелигиозной комиссии, айкомов и райкомов ВКП(б), докладные записки и директивные письма по антирелигиозной работе имеются в бывшем партийном архиве Бурятского обкома ВКП(б) - фонд N 1.

В архиве УФСБ были использованы дела из секретного оперативного фонда N 3, в которых помимо справок, статистических данных по состоянию ламства в республике, докладных записок, донесений сотрудников ведомства, содержатся подробные данные о количестве культовых зданий, численности священнослужителей и верующих не только буддистов, но и других религиозных конфессий Бурятии, а также планы оперативных мероприятий по борьбе с ними.

Научная новизна и практическая значимость работы состоит в том, что впервые предпринята попытка комплексного изучения важной исторической проблемы, слабо разработанной в отечественной историографии. В ней поставлены и на основе разнообразных источников освещены основные вопросы истории взаимоотношений государства и буддийской конфессии 20-30-х гг.

Практические результаты исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории Бурятии, истории религий, по истории буддизма в Бурятии. Они могут быть использованы в преподавании истории Отечества в вузах и школах, при разработке исторических курсов, в краеведческой работе.

Апробаыия работы. Результаты исследований были изложены в докладах и выступлениях на международной (Улан-Удэ, 1998), всероссийской (Новосибирск, 1998) и республиканских (Улан-Удэ, 1997,1998) научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, библиографического списка диссертации.

Краткое содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, научная новизна и практическая значимость, показывается степень разработки данной проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, дано обоснование исследуемого периода и региона, характеристика источников.

Первая глава - " Формирование руководством БМАССР принципов государственной политики по отношению к буддийской церкви в республике" - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - " Становление законодательной базы БМАССР по религиозному вопросу"- показан процесс формирования юридической основы существования религиозных обществ.

После образования в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР, правовое положение буддийского духовенства и буддийской церкви должно было оп -ределяться общим советским законодательством: идеологией нового госу-

дарства, сопротивлением духовенства, материальными трудностями Советской власти.

Постановление ЦИК и СНК об отделениеи церкви от государства в Бурятии, принятое 17 декабря 1925 г. за N 221, объявляло достоянием на -рода все храмы и богослужебное имущество буддийско - ламаистского культа. В этом законодательном акте решались, в основном, вопросы о правовой форме существования буддийской церкви, национализации дацанов, дацанского имущества и о возрастном цензе приема детей в хувараки. Постановление запрещало посвящение в духовное звание, обучение религии, прием в ламаистскую общину лиц, не достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетним, принятым до этого постановления, предоставлялось право возврата в мирское состояние.

Отделение церкви от государства и придание церковным религиозным обществам юридического статуса частного общества определяло и обязанности лам в отношении государственных налогов. Ламы платали подоходно-имущественный налог по категории "Б" - лиц, получающих доход от личного труда, не по найму.

С 1928 г. начинается более жесткая политика по отношению к духовенству и религии. Она привела к существенному сокращению численности бурятских лам. 10 августа этого же года ЦИК БМАССР направил всем председателям АИКов, РИКов инструкцию, в которой рекомендовалось проведение комбинированной системы мероприятий по борьбе с ламством.

Таким образом, в середине 20-х гг. ЦИК и СНК республики принимают законодательные акты, признающие права буд дийской церкви, но анализ документов партии и правительства позволяет сделать вывод, что политика Советской власти носит ярко выраженный антирелигиозный характер. Это проявляется в комбинированных мероприятиях

экономического, политического, культурного плана, причем экономическим мероприятиям уделяется наибольшее внимание.

Во втором параграфе - " Роль государства в обновленческом движении в Бурятии в 1920-е гг."- рассматривается раскол в буддийской церкви и позиция государства по отношению к противоборствующим сторонам.

В основе внутрицерковной борьбы и раскола духовенства лежали политические мотивы. Отношение к Советской власти стало центральным вопросом, Споры консерваторов и обновленцев по догматическим вопросам, по существу, перешли в вопрос о признании или непризнании Советской власти.

В религиозную борьбу были втянуты не только ламы, но и миряне. Однако, в конфликтах между консерваторами и обновленцами не все было определено политическими мотивами. Чисто религиозная сторона раскола заключалась в том, что верующие консерваторы и обновленцы - каждый посвоему спасали веру от безверия, которое широко пропагандировалось Советским государством.

К концу 1924 г. обновленческая реформа принимает все более формальный характер и в большинстве дацанов она была сведена к избранию хидских советов. Серьезная борьба началась в 1925г. в связи с известным постановлением ЦИК и СНК республики.

Советская власть пыталась использовать раскол в буддизме в своих

целях.

Итогом обновленческого движения в 1923-1929 гг. явилось то, что основная масса духовенства не желала приспосабливаться к новому строю, даже в плане обновленческих реформ. Многие приняли обновленчество формально, ради своих интересов, не признавая его существа. Немалая часть духовенства оставалась безразличной к проведению реформы.

Таким образом, вслед за расколом православной церкви произошло аналогичное разделение в среде буддийского духовенства на сторонников реформы, стремившихся примирить вероучение с советской действительностью и приблизить его к первоначальному буддизму, и их противников. Горячие дискуссии, споры, взаимные обвинения - были характрны для буддийских соборов. Позиция государства в этой полемике была очевидной: предпочтение отдавалось обновленческому движению, хотя это и не афишировалось. В секретных директивах и циркулярах ЦИК и СНК республики даются рекомендации и указания местным органам власти о поддержке обновленцев, о передаче им храмов, культового имущества. Но этот союз государства и обновленцев был временным, а именно, уничтожив консерваторов при помощи обновленцев, затем ликвидировать их самих. Вражда между обоими течениями всячески подогревалось властями. В результате, обновленческая реформа была сведена к формальным мероприятиям, и к началу 30-х гг. обновленческое движение изживает себя. Борьба между консерваторами и обновленцами привела, в конечном счете, к поражению буддизма в целом. Победителем в этой борьбе оказалось государство.

Вторая глава - "Изменения в государственной религиозной политике БМАССР в 1930-е гг. и судьба буддийской церкви" - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Прекращение официальной деятельности буддийской церкви в республике в конце 20-х гг. - первой половины 30-х гг." рассматривается усиление антирелигиозной политики государства, являвшейся составной частью кампании коллективизации сельского хозяйства. В этот период были выработаны мероприятия, направленные против церкви, что нашло выражение в резолюции за N 46 от 12-13 августа 1929 г. " Об антирелигиозной работе".

Фронтальная атака на церковь началась в 1930-31 гг. На духовенство и наиболее активных верующих обрушились судебные и внесудебные расправы. Такая политика привела к волне недовольств, прокатившейся по всей стране. Как отмечалось в информации работников местных органов внутренних дел, нередко эти возмущения носили " характер массовых выступлений", в которых принимали участие "середняки, бедняки, женщины, демобилизованные красноармейцы и даже представители сельских властей".

Политика Центра диктовала и политику на местах. В начале 30-х годов усиливается борьба государства с буддизмом и другими религиозными конфессиями на территории Бурятии. Местное население, недовольное аграрной политикой партии и усилившейся антирелигиозной борьбой, начинает объединяться вокруг дацанов. В 1930 г. ЦИК БМАССР подготовил директивное письмо " О мероприятиях по усилению борьбы с ламством", исходя из которого была выработана целая система "комбинированных мероприятий культурно-социального, политического и экономического характера". Суть этих мероприятий выражалась в одновременном комплексном нажиме органов власти на ламство и использованием методов экономического воздействия и прежде всего налоге бложения.

Прямым следствием преследований духовенства стал непрерывно нараставший процесс выхода священнослужителей из дацанов и церквей, все чаще сопровождавшийся сложением сана. В результате такой политики количество лам постоянно сокращалось.

Политика раскулачивания и раскрестьянивания привела к многочисленным мятежам в Бурятии, в которых активную роль играло буддийское духовенство. По данным НКВД вооруженные выступления, возглавляемые буддийским духовенством, имели место в Тункинском, Агинском, Мухоршибирском, Хоринском, Селенгинском и других аймаках.

Таким образом, с 1929 г. начинаются массовые гонения на церковь. Антирелигиозная кампания конца 20-х - первой половины 30-х гг. стала одним из первых сильных ударов по религии и церкви. Задачи кампании сводились к радикальному ослаблению позиций религии в Бурятии, борьбе с религиозностью населения. Вся кампания, особенно ее формы и методы проведения, носили ярко выраженный репрессивный характер.

Во втором параграфе -" Усиление преследований ламства и верую-щих-будцистоь второй половины 30-х гг." - продолжается рассмотрение антирелигиозной политики государства, подведены ее итоги. Несмотря на жесткую политику правительства, направленную против религии, во второй половине 30-х гг. в Бурятии отмечается всплеск религиозной активности населения и духовенства. Это связано с принятием в 1936 г. новой Конституции СССР и экспедициями Ленинградского института экспериментальной медицины в Забайкалье, а также открытием тибетской клиники в Лениграде.

Все это вызвало вполне понятные опасения со стороны властей. В докладной записке от 20 февраля 1937г. представителя ЦС СВБ СССР Кузнецова М.П. секретарю обкома ВКП(б) Ербанову говорилось: "В связи со сталинской конституцией церковники, ламы, попы, начетчики спекулируя 124, 125, 136 статьями конституции, распространяют самые нелепейшие слухи, они говорят, что "церкви должны возвратить верующим, сосланных попов вернуть", "дацаны теперь собственность лам".

В целом, законодательная основа государства была направлена на подрыв и в конечном итоге на ликвидацию институтов буддийской конфессии - дацанов. В числе методов воздействия использовались меры как экономического, так и политического характера: усиление налогового обложения, лишение избирательных прав, закрытие ремесленных мастерских в дацанах, которые обслуживали и окрестное население, запрещение заниматься лечением методами тибетской медицины,

выселение за пределы республики, прямые репрессии. В результате этих мер большая часть лам, лишенная средств существования, устраивалась на работу как в республике, так и за ее пределами. НКВД БМАСССР полностью контролировал все перемещения лам и имел исчерпывающие данные о местах их постоянного проживания и работы. В Улан-Удэ бывшие ламы трудились на ЛВРЗ, стеклозаводе, мясокомбинате, мелькомбинате, военном производственном складе, аэропорте. По районам республики - на стройках райкомхозов, школах, больницах, на поденной работе. Вне республики - станция Зима, Черемхово, Белая, Черновские копи, Петровский Завод, Бада, Могзон, Ингода, Дарасун, Сретенск, Нерчинск, Шилка, Канск, ст.Карымская, Оловянная.

Несмотря на целенаправленную политику в отношении буддийской конфессии большинство населения республики оставалось на религиозных позициях, что нашло отражение в докладной записке бюро ОК ВКП(б) в 1936г.

Антирелигиозная полигика государства пришла к своему логическому завершению. К 1940г. в республике не осталось ни одного действующего дацана.

Таким образом, вторая половина 30-х гг.- период жесткой репрессивной политихи Советского государства против Буд дийской церкви. Осо -бой остроты борьба с духовенством приобрела в 1937-1938 гг. В Бурятии был принят ряд постановлений ЦИК и СНК БМАССР, а также обкома ВКП(б) об ужесточении налогообложения и свертывании деятельности служителей культа. Наряду с закрытиями дацанов и дух ана в органами НКВД проводились карательные мероприятия против лам. Священнослужители обвинялись в шпионаже в пользу Японии, различных диверсиях и разложенческо- вредительской работе в колхозах и совхозах.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы, даны практические рекомендации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Буддизм в Бурятии в 1920-30-е гг. // Банзаровские чтения - 2. Материалы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Доржи Банзарова,- Улан-Удэ: БИОН СО РАН, 1997. - 0,3 п.л.

2. НКВД и буддийские дацаны. // Из истории спецслужб в Бурятии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию ВЧК-ФСБ. - Улан-Удэ, 1997,- 0,5 п.л.( в соавторстве).

3. К вопросу о репрессиях ламства в Бурятии в 1920-30-е гг.// Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. Тезисы Всероссийской научной конференции,- Новосибирск, 1998,- 0, 25 п. л. (в соавторстве).

4. Обновленческое движение в Бурятии в 1920-е гг. // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. Материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию образования Республики Бурятия, Улан-Удэ, 1998.- 0,25 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг."

Бурятский государственный университет

На правах рукописи

ДАНЗАНОВА АЮНА АЮШЕЕВНА

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К БУДДИЗМУ В БУРЯТИИ В 1920-30-е гг.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Курас Л.В.

Улан-Удэ

1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..........................................................................................................3-37

Глава 1. Формирование руководством БМАССР принципов

государственной политики по отношению к Буддийской церкви в республике.....................................................................38-85

§ 1. Становление законодательной базы БМАССР по религиозному

вопросу...........................................................................................38-66

§ 2. Роль государства в обновленческом движении в Бурятии

в 1920-е годы.................................................................................67-85

Глава II. Изменения в государственной религиозной политике в БМАССР в 1930 годы и судьба Буддийской церкви..............................86-130

§ 1. Прекращение официальной деятельности Буддийской церкви в

республике в первой половине ЗОх годов...............................86-114

§ 2. Усиление преследований ламства и верующих буддистов во

второй половине ЗОх годов....................................................115-130

Заключение...............................................................................................131-138

Приложения..............................................................................................139-146

Библиографический список диссертации.............................................147-162

Введение

Буддизм, являющийся одной из древнейших мировых религий, прочно вошел во все области жизни большей части бурятского народа.

Буддизм, распространившийся на территории современной Бурятии в XVII в., стал существенным и необходимым компонентом социальной, духовной и материальной жизни многих бурятских родов, сыграл огромную роль в их политической и духовной консолидации. Об огромном значении дацанов для консолидирующегося бурятского народа говорит тот факт, что они были не только культурно-просветительскими и общественно-политическими центрами, но фактически выступали в качестве повседневного нравственно-этического регулятора жизни бурятских семей.

После Октябрьской революции антирелигиозная политика Советского правительства привела к тому, что к концу 30-х гг. все дацаны на территории Бурятии перестали функционировать, их служители подверглись репрессиям, имущество было разграблено, сами дацаны разрушены. Был нанесен огромный ущерб. Помимо того, что безвозвратно исчезли произведения искусства, а также литературного, религиозного и философского творчества, была утеряна культурно-историческая связь между поколениями, преемственность духовно-нравственных ценностей.

Актуальность темы. В настоящее время назрела необходимость более объективного изучения религиозной политики советского государства и ее последствий. Это связано и с современными отношениями церкви и государства. Процессы, происходящие в обществе, требуют для своего решения изучения и использования опыта предшествующего периода, в частности 20х и 30-х годов. Исторический анализ религиозной политики в Бурятии в 20е-30е годы имеет актуальное значение не только в научном, но и в практическом плане, в определении перспектив и поиска конкретных путей решения религиозных вопросов в Бурятии. Определяется также ее научно-теоретической значимостью, слабой

разработанностью в отечественной историографии. Как фактический материал, так и выводы, касающиеся этой проблемы, могут найти применение при дальнейшей разработке таких масштабных тем, как религиозные конфессии в Бурятии и России в 20-30-е гг., взаимоотношения государства и церкви.

Данная тема должна по праву занять одно из ведущих мест в комплексе проблем изучения, без которой, невозможно полное исследование истории Бурятии.

Необходимость изучения продиктована и проблемой современных отношений государства и церкви, взаимоотношениями в самой буддийской конфессии Бурятии. Противоречия, возникшие между различными группами буддийских священнослужителей в этот период, помогут понять причины противоречий на современном этапе.

Таким образом, актуальность исследуемой нами темы определяется прежде всего ее научно-теоретическим и практическим значением.

Степень изученности темы. Отечественная историография взаимоотношений государства и церкви, истории религиозных конфессий в советское время делится на несколько периодов. Первый период: 1917г. - первая половина 30-х гг., второй период: вторая половина 30-х гг. - первая половина 50-х гг., третий период: вторая половина 50-х гг. - 1991г., четвертый период: 90-е гг.

Первый период: 1917г.- первая пол.ЗО-х гг. Проблема религии и церковных организаций поднимается сразу же после Октябрьской революции. Это связано с принятием в то время новой для России концепции атеизма материализма, согласно марксистско-ленинскому учению, что нашло выражение в издании первых законодательных актов Советского государства "Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918г.

В Бурятии этот период начинается с 1925 г., когда происходит процесс оформления законодательной базы Бурят-Монгольской АССР по религиозным вопросам и принимается постановление ЦИКа и СНК республики " Об отделении церкви от государства" от 17 декабря 1925г. В связи с принятием законода-

тельных актов во второй половине 1920-х гг. по отношению к религии разворачивается агитационно-пропагандистская кампания, направленная на искоренение религиозности населения. В это время появляется ряд работ, посвященных антирелигиозной борьбе. Работа первого секретаря обкома ВКП(б) БМАССР М.Н. Ербанова (1), написанная на основе классовых изменений, проводит экскурс в историю распространения буддизма среди бурят, доказывает эксплуататорскую сущность лам (приводятся сведения о доходах служителей культа различных дацанов республики), в ней также анализируются причины появления обновленческого движения в среде буддийского духовенства, его идеологии. В заключении даются практические рекомендации органам власти на местах: партийным, комсомольским, профсоюзным организациям в сфере налоговой, экономической, культурно-просветительской политике по отношению к духовенству. На основе этой работы II Пленумом обкома РКП(б) от 22 мая 1925г. были выработаны и утверждены "Тезисы Буробкома по ламскому вопросу" (2), явившиеся основным инструментом в борьбе с с религией и духовенством в Бурятии. Подобная позиция проявлялась и в других работах исследуемого периода. В 1928г. появляется работа А. Оширова (3). В 1930г. - работа того же автора "О бурятском ламаизме и борьбе с ним" (4). В работах А. Оширова отмечается необходимость усиления налогового нажима на буддийское духовенство, особенно обращается внимание на лишение лам и хувараков земельных наделов. В работе "Современное положение ламства..." дается более объективная оценка культурных достижений буддизма: "Дацаны являются мощными центрами лам-ской культуры. В них сосредоточены изучение буддийских догм, философии, тибетской медицины, астрономии и т.д. Имеются библиотеки и типографии. В дацанах имеются прекрасные художники, мастера. В дацанах мы видим театральные представления"(5).Но признание этого факта не изменило политики местных органов власти по отношению к церкви. В 1930г. в газете "Антирелигиозник" появляется статья Б. Тогмитова (6)., в 1932г. "Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним" (7).В этом же году из печати вы-

ходят брошюры А. Долотова.(8). В этих работах, как и в других, более позднего периода первостепенное значение придавалось задаче атеистического воспитания населения, критическому анализу социальной роли буддийской церкви в истории Бурятии.

В 1920-е гг. был еще возможен относительный идеологический плюрализм и полемика с официальной точкой зрения. В середине 20-х гг. издаются работы известного бурятского общественного деятеля Б.Б.Барадина (9), написанные по материалам научно-исследовательских экспедиций в первом десятилетии XX в., в которых разрабатывается типология буддийских монастырей, рассматривается иерархия духовенства и описывается быт монашествующих.

Таким образом, большинство работ вышеуказанного периода нельзя назвать в прямом смысле научными исследованиями, это скорее агитационно-пропагандистские публикации, выдержанные в духе существовавшей политической атмосферы, не выходящие за рамки партийной линии по антирелигиозному вопросу.

Второй период: вторая половина 1930-х гг. - середина 1950-х гг. В этот период окончательно утверждаются коммунистическое мировоззрение и принцип партийности в советской исторической науке. Со второй половины 1930-х гг. полностью исчезает инакомыслие и альтернативность суждений в отечественной истории, этому предшествовало становление тоталитарного режима в стране, массовые репрессии населения. Концепция воинствующего атеизма становится единственно допустимой, поэтому фундаментальных исследований по истории буддизма во второй половине 1930-х гг. не осуществлялось. Большинство публикаций по-прежнему сводилось к открытой антирелигиозной пропаганде. Особенно это касалось борьбы с тибетской медициной, которая прочно удерживала позиции среди широких масс населения. Так, в нескольких номерах газеты "Бурят-Монгольская правда" печаталась статья секретаря обкома партии Б.Н. Вампилова (10). Автор статьи объявлял тибетскую медицину несостоятельной, более того, реакционной. Особое негодование Вампилова вызывали

контакты, сложившиеся у эмчи-лам с учеными, в том числе и с сотрудниками Всесоюзного института экспериментальной медицины. "Дацаны - он назвал -"центрами морально-бытового разложения и рассадниками эпидемий". Выдвигалось и обвинение политического характера о том, что ламы занимались шпионажем в пользу Японии. Никаких доказательств по обвинениям в статье не приводилось. В 1938г. в "Бурят-Монгольской правде" появилась очередная разоблачительная статья А. Кочетова (11). Статьи подобного характера Вампилова Б., Кочетова А., Даурского В. появлялись и в журнальных изданиях - "Антирелигиозник", "Профсоюзы СССР" (12). Враждебный тон этих публикаций связан с ужесточением, прежде всего, в общесоюзном масштабе антирелигиозной политики, а также фактами сопротивления духовенства и верующих политике советской власти.

Только в начале 1950-х гг. появляются работы K.M. Герасимовой (13), А.Атархановой (14), рассматривающие происхождение и религиозную сущность буддизма, его теорию и практику. В них осуществляется попытка отойти от позиции воинствующего материализма, это связано с изменением государственной концепции по отношению к церкви, произошедшей в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Третий период: вторая половина 1950-х гг. - 1991 г. Его можно разделить на несколько этапов: 1) вторая половина 50-х - 60-е гг.; 2) 70-е - первая половина 80-х гг.; 3) вторая половина 80-х - 1991г.

Первый этап характеризуется расширением и углублением буддологиче-ских исследований. Большое развитие они получили с образованием Бурятского комплексного научно-исследовательского института в 1958 г., затем Бурятского филиала СО АН СССР в 1966 г., в котором, в 1967 г. был создан сектор буддо-логии. Наиболее фундаментальными исследованиями истории буддизма в Бурятии явились труды K.M. Герасимовой, рассматривавшие эволюцию его теоретических концепций от синкретизма с народными верованиями до обновленчества. Монография К.М.Герасимовой (15) посвящена проблеме взаимоотношения

буддийской церкви в Бурятии и царского правительства в России, а также влиянию буддизма на общественно-политическую жизнь бурят. В числе других проблем было рассмотрено возникновение "обновленческого" движения среди бурятского буддийского духовенства. Продолжением этого исследования явилась другая монография K.M. Герасимовой (16), в которой продолжалась разработка "обновленческого" движения в Бурятии с 1917 г. по 1930 г. В работе подробно исследуется история обновленчества в Бурятии, его суть, социальные и политические корни, организационное оформление. В монографии указывается на своеобразие обновленчества, обусловленное тем, "что развиваться ему пришлось не в той среде, которая его породила. Возникнув в период буржуазно-демократической революции, обновленчество оформилось как течение среди духовенства в условиях советского строя, поэтому оно является запоздалой буржуазной реформой в церкви и богословии" (17).Основной вывод двух монографий заключается в том, что обновленчество в ламаизме было вызвано "необходимостью изменения феодальной надстройки в процессе капиталистического развития в Бурятии", однако "в той части программы, которая предусматривала изменения культа и религиозной пропаганды применительно к запросам нового времени, она не состоялась"(18). В следующей работой K.M. Герасимовой (19), касающейся обновленческого движения, обращается внимание на идейные истоки обновленчества - философии раннего буддизма. В статье анализируется спор вокруг вопроса: буддизм-это религия или этико-фило-софское учение, а также сущность церковных обрядов.

Специфике культовой практики ламаизма ее теснейшей связи с шаманизмом посвящены статьи Н.Л. Жуковской (20).

Политическая деятельность буддийских священнослужителей в первые десятилетия Советской власти рассматривается в трудах B.C. Овчинникова (21). Деятельность духовенства в этих работах оценивается однозначно - антисоветская и реакционная. Такая же оценка служителей культа в трудах К.Ф. Шулуно-ва, P.E. Пубаева, Б.В. Семичева, Д.Ракшаева (22).

На рубеже 1950-60-х гг. выходят работы Г.И. Румянцева (23) и Б.Д. Дандарона (24) - в них составлены аннотированные каталоги, имеющие отношение к буддийским рукописям, которые хранятся в фондах институтов, музеев, архивов.

В 1962-67 гг. Бурятским комплексным научно-исследовательским институтом организованы экспедиции по изучению современного состояния буддизма у бурят, проживающих в Бурятской АССР и Читинской области. По итогам экспедиций в мае 1964г. состоялся зональный семинар по критике идеологии буддизма и шаманизма. Материалы семинара нашли отражение в сборнике "Критика идеологии ламаизма и шаманства" (25). В 1966г. в г. Улан-Удэ состоялась научно-практическая конференция, посвященная преодолению религиозных пережитков в быту и сознании людей, в результате, выпущены сборник "Вопросы преодоления пережитков прошлого в быту и сознании людей и становления новых обычаев, обрядов и традиций у народов Сибири".(26). Критический подход к нравственным доктринам буддизма проявился в работе К.А. Над-неевой (27). История борьбы партийной организации Бурятии по преодолению ламаизма в первые десятилетия Советской власти, этапы культурной революции в стране рассматривается в трудах Б.Н. Баторова (28).

Этап второй половины 50-х-60-е гг. был достаточно плодотворным в изучении различных аспектов буддизма, во многом это связано с деятельностью сектора буддологии БИОН СО АН СССР, многочисленными экспедициями, проведением конференций, семинаров, но в 60-е гг. большое значение придается атеистической работе. Этот период связан с новым наступлением государства на религию, после краткого религиозного ослабления антирелигиозной борьбы в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, проводились многочисленные совещания, семинары, на которых разрабатывались формы атеистической работы.

Второй этап: 1970-е - середина 1980-х гг. Начало этапа - первая половина 1970-х гг. явилась продолжением атеистической работы в республике. В 1970 г.

состоялся II зональный семинар лекторов-атеистов Сибири с участием специалистов из Калмыкии, Тувы, Хакасии, Якутии, Агинского, Усть-Ордынского и Таймырского автономных округов, а также представителей из Москвы. По материалам семинара в 1971г. вышел сборник "Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества" (29). В статье А.Н. Кочетова (30) анализируется социальная роль идеологии буддизма, определенная основными положениями его догматики, критикуется примиренческая позиция религии по отношению к социальному неравенству, дается негативная оценка обновленческого движения, деятельности ламства в 1920-30-е гг. Проблемы социальной функции ламаистской обрядности поднимается в статье K.M. Герасимовой (31), в ней говорится о необходимости для успешной пропагандистской деятельности "исторического, стадиального анализа той религии, которая бытует в данном районе".(32), причинами устойчивости буддизма среди бурятского населения отмечается то, что он "не только приспособился к национальным обычаям и культам, но разработал теорию унификации национальных, племенных и родовых культов" (33). Деятельности церковной организации ламаизма в Бурятии посвящена статья В. Цыбикжапова (34). В целом, все статьи сб