автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Религиозно-философское учение аш`аритов

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Гулевич, Инна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Религиозно-философское учение аш`аритов'

Текст диссертации на тему "Религиозно-философское учение аш`аритов"

¿Г

' к/ х/ ~ с/ /

московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова Философский факультет

Диссертационный совет (Д.053.05.84)

На правах рукописи

ГУЛЕВИЧ Инна Николаевна

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ

А11ГАРИТОВ

Специальность: 09.00.06 - Философия религии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: Д.и.н., проф. Керимов Г. М.

МОСКВА-1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................3

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ АШАРИЗМА.... 9

§1. Ал-Ашлари - основоположник аш'аритского калама......................9

§ 2. Идейные источники аш'аризма.....................................................16

ГЛАВА II. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ И ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ МЕТОДЫ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АШ АРИТОВ...........................................................................................32

§ 1. Учение о Боге и его атрибутах.......................................................32

§ 2.Концепция человека и человеческих действий...............................50

§ 3. АнГ аризм и ал-матуридийа............................................................66

ГЛАВА III. ЭВОЛЮЦИЯ АШ АРИТСКОГО КАЛАМА В МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ.............................................................80

§ 1. Развитие анГаритского учения его последователями....................80

§ 2. Роль ал-Газали в развитии аш'аритского калама.........................98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................112

ПРИЛОЖЕНИЕ. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ...........................................117

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ...........................................................122

ВВЕДЕНИЕ

Ал-Ашларийа или аш'аризм является одной из основных школ калама. Появление аиГ аритской теологии в первой половине Х-го века было необходимой теологической рефлексией историко-духовной атмосферы арабского халифата тогдашнего времени, характеризовавшегося отступлением мутазилизма под давлением салафитов, враждебных применению рациональных методов в области мусульманского креда. V

Враждебные настроения салафитов усилились еще больше после офи-

V / 1

циального запрета мутазилизма при халифе ал-Мутаваккил^' (847-861). \ Этот запрет был политической предпосылкой для возникновения новой суннитской теологии, которая могла бороться с мутазилизмом, опираясь на исходные положения салафитов, используя одновременно рациональные методы. Эту задачу взял на себя ал-Аш"ари (873-975) -теолог, эпоним апГаритской школы калама.

Аш'аризм распространялся благодаря деятельности теологических школ, появившихся в Багдаде, Нишапуре и получил официальное признание в XII веке.

Аш'аритский калам имеет длительную историю, начинающуюся формированием аш" аритского учения в X веке и заканчивающуюся

л

деятельностью аш'аритов XVI века. За свою историю ашларизм проходил разные фазы развития, поэтому в апГаризме принято разделение аш'аритов на "ранних", живших до XII века, и "поздних", живших в ХП-ХУ1 веках. Произведения "поздних" характеризовались сближением калама с философией и играли большую роль в процессе перевода мусульманского наследия на латинский запад, так как через перевод этих произведений с арабского на латинский язык некоторые ашларитские идеи нашли свое отражение в Западной Европе.

Исходя из вышесказанного отметим, что актуальность теоретического анализа аш'аризма обусловлена: 1) необходимостью осмысления места и роли аш'аритского учения в истории калама и духовной атмосфере мусульманского Востока с X по XVI век; 2) важностью целостного исторического исследования аш'аризма, понимания существенных характеристик в различных фазах его развития, выявления его влияния на культуру Западной Европы в средневековый период; 3) недостаточной изученностью ашЛаризма в отечественной религиозно-философской литературе.

В связи с усилением влияния так называемого "исламского фактора" в современном мире, объективный анализ исламских проблем, в частности ацГаризма, представляется чрезвычайно актуальным.

Эпоха возникновения и распространения аш'аритского калама породила целый ряд теологов, таких как Абу Бакр ал-Бакиллани (ум. в 403 г.х.), Ибн Фурак (ум. в 406 г.х.), Абу Исхак ал-Исфра'ни (ум. в 418 г.х.), Абу ал-Кахир ал-Багдади (ум. в 429 г.х.), Абу Тайб Табари (ум. в 450 г.х.), Абу Бакр Байхаки (ум. в 458 г.х.), Абдулкасым Кушари (ум. в 465 г.х.), Абу Исхак Ширази (ум. в 467 г.х.), ал-Джувайни (ум. в 478 г.х.), имам Газали (ум. в 565 г.х.), Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 587 г.х.) и Др.

Степень разработанности проблемы. Первая попытка исследования теологии ал-Ашлари была связана с именем X. Гурабы1, изложившего фундаментальные вопросы теологии ал-Ашлари в ее взаимоотношении с мутазилизмом. Самые известные положения аш'аритского учения были так или иначе проанализированы в плане общих курсов мусульманской философии. Здесь необходимо упомянуть работы со-

Гураба X. Ал-Аш'ари. - Каир, 1953.

временных арабских историков философии, таких как Ахмед Амин2, Фахури и" Джар3, Абу Раийн4, X. Мурувве5.

Первая попытка исследования ашЛ аризма в целом была связана с именем А. Бадави6, который подробно рассматривал взгляды ал-Аш'ари, ал-Бакиллани и ал-Джувайни. Однако его работа носит описательный характер, и в ней вряд ли можно найти аналитику в полном смысле этого слова. В англоязычных источниках ценный вклад внесли А. Макдиси7 и Р. Касри8, концентрировавшие внимание на отношении аш'аритов к салафитам и позиции последних к аш'аризму. В работе Д. Макдоналда9 аш'аризм был рассмотрен в плане исследования мусульманской теологии. В остальных трудах аш'аризм был в основном проанализирован в русле общих курсов философии, как, например, в работах Шарифа М. М.10, Фахри М.11, Олри Д. Л.12. Французские востоковеды также внесли существенный вклад в изучение аш'аризма, среди них можно отметить Л. Гардийа13, Де Бора14, Кара де Во15, X. Корби-на16. Все они, за исключением Кара де Во, затрагивавшего каламские взгляды ал-Газали, рассматривали аш'аризм вкратце.

2 Ахмед Амин. Духр ал-ислам. Каир, 1961.

3 Фахури и Джар. История арабской философии. Т. 1. Бейрут, 1957.

4 Абу Раийн. История философской мысли в исламе. Бейрут, 1970.

5 Мурувве X. Материалистические тенденции в арабо-мусульманской философии. Бейрут, 1988. T. I.

6 Бадави А. Мусульманские течения. Бейрут, 1978. T. I.

7 Magdisi A. Ash'ari and the Ash'aries in Islamic Religion history: studia Islamic, vols. XVII P. 19-40.

8 Carthy R. M. The theology of Ash'ari Byrouth Imprimerie Catholigue. 1958.

9 Macdonald D. B. Development of muslim theology, 1. 1903.

10 Sharif M. M. (ed). A history of muslim philosophy. Weisbaden, 1963. V. I.

11 Fakhry Majid. A history of muslim philosophy. Weisbaden, 1963. V. I.

12 De Lacy O' Leary. Arabic thought and it's plas in history. L. 1953.

Гардийа JI. Философия религиозной мысли. Т. 1. Бейрут, 1978. (пер. с фр.).

14 Де Бор. История философии в исламе. Каир, 1957 (пер. с англ.).

15 Кара де Во. Ал-Газали. Бейрут, 1984 (пер. с фр.).

16 Корбин X. История мусульманской философии. Бейрут. 1983 (пер. с фр.).

В отечественной философской литературе до сих пор нет ни одной монографии, посвященной апГаритскому учению. Некоторые вопросы аш'аризма были рассмотрены Соколовым В. В.17, Тауфиком Ибрагимом, Сагадеевым А. В.18

Из вышеуказанных работ видно, что аш'аризм пока не анализировался как целостное учение в его историческом развитии и в плане его сравнения с другими суннитскими теологиями.

Целью работы является воссоздание существенных черт ашчаритского учения как целостной системы в плане его развития и взаимоотношения с основными религиозными и теологическими направлениями, выявление его исторического влияния.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

- Рассмотреть историко-идейные источники, под влиянием которых определялось формирование и развитие теологии ал-Аш'ари;

- Раскрыть основные понятия апГаритской теологии;

- Выявить место, занимаемое аш'аризмом в истории мусульманской теологии, сущность и отличие его от других теологических школ;

- Показать дальнейшее развитие учения ал-Аш'ари в работах его крупных последователей.

В своей диссертации автор делает акцент на неизученные или малоизученные аспекты аш'аризма. Кроме того, диссертант поставил перед собой задачу освещения исторического развития аш'аризма.

17 Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

18 Ибрагим Т., Сагадеев А. В. Статьи "Ал-Аш'ари", "Ал-аш'арийа", "Ал-Бакиллани", "Ал-Джувайни" // Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 // Под ред. Г. В. Мило-славского, Ю. А. Петросяна, М. Б. Пиотровского.

При написании работы автор столкнулся с трудностями, заключающимися в большом объеме произведений, с одной стороны, и почти полной неисследованностью темы на русском языке, с другой.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринят целостный философско-религиоведческий анализ феномена аш'аризма и его влияние на социальную и духовную жизнь не только мусульманского Востока, но и Западной Европы. Помимо этого автор рассматривает неосвещенные аспекты аш"аритского учения и дает им свою оценку. В диссертации подробно освещены социально-политические и идейные предпосылки возникновения аш'аризма, решение ал-Аш'ари проблемы соотношения разума и традиции. Автор исследовал доказательство ашларитами существования и единственности Бога, а также их аргументы об извечности сущностных атрибутов Бога. В диссертации подробно анализируются разные варианты концепции "касб" (присвоения). В связи с этим рассмотрен круг таких вопросов, как возможность повелевания Богом людьми в совершении невыносимых, невыполнимых действий, ашГаритское понимание прекрасного и безобразного, видение Бога в загробной жизни, аш"аритская концепция об имаме.

В диссертации освещаются отношение аш'аризма к ал-матуридийа, ал-тахавийа и позиция суннитов к аш'аризму, показывается дальнейшее развитие учения ал-АпГари его видными последователями. При этом автор уделяет внимание вкладу ал-Бакиллани и ал-Джувайни в развертывании концепции "касб" (присвоения) и концепции "модусов". Помимо этого освещается роль ал-Газали в развитии аш'аритских положений о речи Аллаха, о божественном знании, определяется его роль во внедрении аристотелевской логики в калам.

Методологическая основа исследования. При написании диссертационной работы мы руководствовались общей методологией исто-

рико-философского исследования, разработанной в ходе развития диалектики. Общая методология историко-философского процесса требует исследования философских и теологических систем в их непрерывности, противоречивости и детерминированности их развитием культуры. Из всех методологических принципов нам представляется наиболее важным принцип историзма и сравнительного анализа. При написании работы мы опирались на исследования зарубежных и русских философов, специалистов по мусульманской философии и теологии.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты имеют ценность для дальнейших исследований по истории мусульманской теологии, а также для понимания места и роли ашларитского учения в прошлом и настоящем. Положения данного исследования могут быть использованы в общих курсах истории философии и религии Ближнего и Среднего Востока.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в научных публикациях. Отдельные аспекты были освещены на аспирантском методологическом семинаре кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, приложения, в котором дан словарь введенных в оборот терминов, и библиографии.

Глава I.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ АШ АРИЗМА

§1. Ал-Ашари - основоположник ашаритского калама.

Удивительно, что такому мыслителю, как ал-Аш" ари, создавшему своим творчеством целую эпоху в истории мусульманской теологии, не посвящена хотя бы одна удовлетворительная монография. Книга Ибн Асакира "Выяснение лжи клевещущего на имама ал-АиГари" является единственным полным источником, воссоздающим облик ал-Аш'ари. Однако эта работа наполнена видениями, радостными вестями, стихотворениями, и в ней не отражены многие из важных моментов его жизненного пути.

Абу-л-Хасан лАбу Ибн Исма'ил ал-Аш'ари, известный арабский теолог, эпоним апГаритской школы калама, родился в 873 г. в городе Басре, где научная деятельность в это время достигла своей вершины. Ибн Асакир передает от Ибн Ворка, что отца ал-Аш'ари звали Беш-ром, поэтому мутазилиты называли его Абу Бешром. Средневековые авторы относят генеалогию ал-Аш"ари к Абу Мусе ал-Аш'ари (прадедушке Абу-л-Хасана), родившемуся в Йемене в 614 г. и присоединившемуся к пророку Мухаммаду в сражениях при Хайбра (в 628 г.) и Хунайане (в 630 г.), а также активно участвовавшему в руководстве и организации завоеваний Ирака и Ирана во время правления халифа "Умара Ибн ал-Хатаба.

Абу-л-Хасан ал-Ашлари жил в Басре около сорока лет, а затем переехал в Багдад, где и умер в 935 г. Он учился у своего отчима Абу лАли ал-Джубб'аи, главы мутазилитов Басры. Так раннему раскрытию

своих способностей он был обязан ал-Джубб"аи, с помощью которого Абу Хасан познакомился с каламом мутазилитов и, может быть, с другими религиозными дисциплинами. В дошедших до нас источниках вряд ли можно найти сведения об отношении юного ученика к своему учителю, а если мы и находим, то лишь в суннитских книгах, написанных в духе вражды к мутазилизму, где авторы пытаются изображать отношения ученика и учителя идейным противопоставлением, в котором ал-Аш'ари являлся фанатичным защитником ортодоксального ислама с раннего периода своей жизни.

Исторические факты убедительно доказывают, что ал-Ашлари был сначала усердным сторонником мутазилитского учения и верным помощником своего учителя с самого раннего возраста, и только достигнув сорокалетия (в 912-913 гг.), он отошел от мутазилизма. Это отречение было коренным переворотом в его взглядах. У Ибн Халкана мы находим, насколько нелегким было для него объявление этого переворота. После пятнадцатидневного домашнего уединения он отправился к мечети Басры и, поднявшись на возвышение, громким голосом созвал людей : "Кто меня знает, он уже узнал меня, а кто меня не знает, я уведомляю его о себе ... я раньше веровал в мутазилизм и утверждал сотворение Корана, и что Аллах не видится глазами, отрицая Его положительные атрибуты ... а сейчас я кающийся, отказывающийся, убежден в опровержении мутазилитов"19. Чем этот переворот был вызван и какое значение он имел? На эти вопросы мы основательно и подробно ответим в следующем параграфе.

Ал-Ашлари — автор многих сочинений и трактатов, часть из которых написал во время его следования мутазилизму, другая часть написана после отказа от бывших теоретических позиций и возвращения

19 Ибн Халкан. Вафийат ал-"айан. Т. 2. С. 446.

к ортодоксальному исламу. Ибн Асакир упоминал, что ал-АшЛари сам перечислял ряд своих сочинений в его книге "Умысел видения", написанной, видимо, после 320 г.х. (исламского летоисчисления). Из них следует отметить "Решающие слова в ответе атеистам и отходящим от религии философам, натуралистам, материалистам и антропоморфи-стам". Ибн Асакир упоминает далее книгу "Ал-муджес" (Очерки), состоящую из 12-ти глав, направленную против шиитов, людей, "признающих 'Али бин Али Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухамма-да"20, а также против мутазилитов относительно их взглядов на совершение человеком своих поступков, на отрицание божественных атрибутов и видения Аллаха человеческими глазами в загробной жизни. В этой книге есть одна глава, посвященная разногласиям относительно имен Аллаха, которая могла, если бы не была утеряна, исторически подтвердить, что отречение ал-Аш'ари от мутазилизма было вызвано его стремлением защитить аш-шафи'ийа (шафи'иты, последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII—IX вв. имамом Мухаммадом аш-ШафиХ который умер в 820 г.) наукой калама, опираясь на взгляды аш-Шафили в области ал-фикха (исламская доктрина о правилах поведения мусульманина, юриспруденция; исламский комплекс социальных норм, мусульманское право в широком смысле)21.

В книге "Очерки" содержится глава, где ал-Anf ари дает свое понимание о теле и критикует ал-муджассима (воплотителей), представляющих Аллаха в телесном виде. Здесь критика направлена, главным образом, на Хишама бин ал-Хакама (умер в Багдаде в 814 г.), определявшего Аллаха как тело. Остальные главы "Очерков" посвящены

20 Прозоров С. М. Аш-и'а // Ислам. С. 298.

21 Прозоров С. М. Ал-фикх // Ислам. С. 254.

критике ал-Балахи, ал-Джубб'аи и людей бид'а (новшеств, нововведений).

К числу работ, написанных ал-Ашлари, относятся так же "Ал-лума"" (Проблески), "Макалат ал-исламийн" (Трактаты мусульман и разногласия правоверных), "Китаб ал-джавабат фи ал-сифат "ан маса-ел ахл ал-зайг ва ал-шувахат" (Книга ответов о свойствах на вопросы людей отклоняющихся и сомневающихся), "Ал-мухтасар фи ат-таухид ва ал-кадар" (Краткая книга о монизме и предопределении).

Перу ал-Аш"ари принадлежат также некоторые книги, написанные в форме ответов на вопросы, поступавших к нему из разных мест, которым он и давал названия этих м�