автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Ренессанское мировоззрение: гуманистическая традиция в украинском обществе, XVI-XVII вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Дьяченко, Инна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Ренессанское мировоззрение: гуманистическая традиция в украинском обществе, XVI-XVII вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дьяченко, Инна Николаевна

Введение

Раздел I. Сущность гуманизма и формы его проявления

1.1. Категория гуманизма: история, современность, проблемы

1.2. Формы гуманизма как способа проявления человеческой сущности в процессе деятельности

Выводы к разделу I.

Раздел И. Феномен украинской гуманистической традиции

2.1. Исторический генезис украинского гуманизма

2.2. Украинский гуманизм - новая парадигма гуманизма

2.3. Социально-культурные предпосылки возрождения концепции украинской гуманистической философии в XV - XVII вв.

Выводы к разделу II.

Раздел III. Гуманистическая традиция в комплексе ценностей и принципов 122 мировосприя украинского общества эпохи Ренессанса

3.1.Взгляды на строительство государства и историософские взгляды украинских гуманистов эпохи национального Возрождения

3.2. Специфика гуманистического мировоззрения украинцев в системе народных духовных традиций

3.3. Мировоззренческий феномен украинского общества эпохи Ренессанса в контексте национальной гуманистической традиции

Выводы к разделу III.

Выводы

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Дьяченко, Инна Николаевна

Актуальность темы. Актуальность темы исследования может быть с достаточной строгостью обоснована, если сначала установить меру актуальности, включив в неё три признака: во-первых, новизна сообщаемых фактов, призванных заполнить пробелы в нашей исторической памяти, актуализировать события, которые затерялись в лабиринтах истории; во-вторых эвристическое значение исследуемого материала с точки зрения проблем современности и поиск их решения; в-третьих, культурно-историческое значение исследования, то, насколько оно прямо и непосредственно обращено к традиции, которая пронизывает наше собственное бытие.

Конечно, было бы крайним и потому недопустимым проявлением ригоризма в науке требовать, чтобы каждое исследование для оправдания своей насущной необходимости обязано было иметь в себе все перечисленные признаки. Однако ясно, что степень актуальности той или иной работы будет во многом зависеть от того, какие признаки и в каком качестве характеризуют её с главной стороны.

Относительно темы данного исследования, посвящённого проявлениям украинской национальной гуманистической традиции в комплексе ценностей и принципов мировосприятия представителей разных социальных слоёв украинского общества в эпоху национального Возрождения, следует прямо сказать, что её историческая новизна безоговорочна, тогда как полезность (эвристичностъ) и культурно-историческое значение проблематичны.

Факт, что проблема теоретико-методологического обоснования понятий "украинский национальный гуманизм", "украинское национальное Возрождение", "отечественная гуманистическая традиция", выявление взаимосвязи этих феноменов с духом этноса, выяснение особенностей как гуманистической традиции Украины, так и национального Возрождения в сравнении с западноевропейским относится к малоисследованным страницам отечественной истории философии и социальной философии.

Поэтому каждое позитивное исследование, которое открывает для нас эту практически неизученную страницу историософии, в частности проявления украинского национального гуманизма в период отечественного Возрождения, без чего реконструированная историософическая картина отечественной философии окажется существенно неполной, заслуживает внимания как весьма актуальное. Вообще проблемы сущности гуманизма и исследование гуманистических целей общества приобретают извечно актуальный характер, поскольку связаны с такими вопросами, как самопознание человека, создание научно обоснованных экономических, социальных, духовных основ, необходимых для личностно-индивидуальных, реальных или потенциальных возможностей, для реализации его целей, потребностей, которыми должны предшествовать высокоэтичные гуманистические принципы. В условиях планетарного экологического кризиса-катастрофы мировая общественность энергично ищет конструктивные альтернативы опасным крайностям неосмотрительного научно-технического прогресса, который породил технократически мировоззренческую программу с её презрением к разнообразным формам духовности нерационалистического плана, наполняя категорию "гуманизма" содержанием, которое обрекает человека на самоизоляцию и разрушение. Крайне необходимым и даже спасительным ресурсом в этой общечеловеческой проблеме оказывается опыт предшествующих поколений, выкристаллизованный в национальных формах ментальности. Проблема механизма возрождения национальной культуры - важный содержательный аспект философии и морали современного взвешенного неоконсерватизма, который справедливо рассматривают как перспективную стратегию выхода человечества из глобальной кризисной ситуации.

Исследования категории украинского гуманизма и проблемы её реализации имеет важное значение для формирования и дальнейшего усовершенствования, с одной стороны, сущности и мировоззрения отдельной личности, а, с другой стороны, личностно-человечного общества, которое содержит в себе активизацию творческой инициативы субъекта-личности, которая, в свою очередь, будет содействовать прогрессу общества во всех формах жизнедеятельности, его борьбе за самосохранение и самовыживание, за решение социальных проблем.

Актуальность исследования названной темы обусловлена как потребностями практики, так и заданиями воспитания человека как патриота и гражданина независимого украинского государства.

С провозглашением независимости в Украине начался бурный процесс демократического государственного строительства, становления гражданского общества, национального возрождения, самой идентификации народа как политической партии. Центром всех этих процессов является человек. И от того, каким ценностным ориентирам он отдаст предпочтение, как трансформируется его мировоззрение, в каком соотношении национально-культурные доминанты соединяются со всемирными цивилизационными гуманистическими приоритетами, во многом будет зависеть морально-духовная атмосфера, общественно-гражданское единство, внутренний настрой человека на построение государства, рост его авторитета в мире, темпы и направленность реформ.

Разработанность проблемы. Исследованию сущности украинской гуманистической традиции и её роли в становлении ценностных ориентаций представителей украинского общества посвящена значительная исследовательская литература. Длительное время эта тема была не только популярной, но и запрещённой. Поэтому исследования в этом направлении ограничивались, работы запрещались, изданные труды сразу же зачастую попадали "под нож" или в спецфонды книгохранилищ. Сегодня доступ к литературе подобного типа открыт. Это даёт возможность провести соответствующую систематизацию, выделить в исследовании украинской национальной гуманистической традиции такие взаимосвязанные блоки:

- классические исследования украинской культурной традиции - письменные памятники, которые раскрывают её сущность и в то же время составляют её "плоть и кровь", входят в неё в качестве неотъемлемых составляющих, которые обобщают и продолжают зафиксированные фольклором и мифологией мироощущение и миропонимание, быт, производственные отношения, религиозные и философские взгляды праукраинцев, их взаимоотношения с природой, в семье, этничной общности и под. ( "Слово о полку Игореве", "Лггопис Руський", "Киево-Печерський Патерик", "Патерик сюфський", "1зборнж Святослава", "Остромирове Свангел1'е", "Житае Бориса 1 Пшба", произведения мыслителей митрополитов Иллариона и Климентия Смолятича, "Повчання дггям" Володимира Мономаха, "Галицько-Волинський л^опис", "Руська правда" Ярослава Мудрого, произведения подвижников веры Никона, Нестора, Сильвестра и др.;

- историко-философские, философско-литературные, педагогические памятники-исследования украинской гуманистической традиции - работы Ю. Дрогобыча ("Прогностична ощнка 1483 року"), П. Русина ("Про прихщ зими"), С. Кленовича ("Роксолашя"), С. Пекалида ("Опис Острога"), П. Беринды ("Лексикон словеноросысий альбо 1меш тлумачення"), С. Ориховского ("Про турецьку загрозу"), В. Загоровського ("Духовний запоев"), И. Вишенского ("Книжка"), Г. Смотрицкого ("Ключ царства небесного"), К. Транквиллиона-Ставровецкого ("Зерцало богослов1я"), И. Борецкого ("Протестащя"), И. Копинского ("Послания"), Ф. Прокоповича ("Натурфтософ1я або ф1зика"), С. Кулябка ("Етика"), Г. Кониского ("Етика"), М. Козачинского ("Моральна фшософш, або Етика"), Я. Домбровского ("Дшпров1 камеш"), Л. Барановича ("Марсове поле"), И.Мазепы ("Писания"), П. Орлика ("Вивщ прав Украши") и др.;

- философско-этические, литературно-моральные украиноведческие (и одновременно украинские культуроведческие) работы Г. Сковороды, И. Котляревского, М. Максимовича, М Костомарова, П. Кулиша, М. Гулака, В. Антоновича, М. Драгоманова, А. Потебни, П. Житецкого, И. Франко, И. Нечуя-Левицкого, Леси Украинки, Я.Д. Яворницкого, А. Крымского, М. Туган-Барановского, В. Хвойки;

- методологически-философские исследования В. Винниченко, М. Возняка, Д. Донцова, А.Косива, А. Кульчицкого, Б. Костяковского, Н. Зерова, С. Ефремова, В. Липинского,

И. Мирчука, П. Тычины, М. Хвылевого, В. Шаяна и др.;

- украиноведческие исследования О. Воропая, Ю. Бойко, И. Багряного, Е. Маланюка, А.Ольжича, А. Оглоблина, Л. Силенко, И. Слепого, Ю. Шевелёва, Д. Чижевского,

А. Шептицкого; "Енциклопед1я украшознавства", В. Кубиёвича и 3. Кузели; сборники материалов и документов "УкраТнська сусшльно-пол1тична думка в XX скштп" Т. Гунчака и Р. Сольчаника; литературные труды и художественные произведения

A. Довженко, И. Дзюбы, О. Гончара, Л.Костенко, И. Светличного, В.Стуса, Е. Сверстюка,

B. Симоненко, Д. Павличко, М. Рыльского;

- исторические исследования Н.Аркаса, Д.Баглия, Д.Яворницкого, Д. Дорошенко, М.Грушевского и др.;

- современные украиноведческие труды В.Д. Барана, А.К. Бычко, И. В. Бычко,

М. Брайчевского, Ю.И. Вильчинского, Б.Г. Гаврилишина, B.C. Горского, О. Забужко, Л. Зализняка, Д.М. Козака, В.Г. Кременя, A.C. Кульчицкого, М.И. Михальченко, В. А. Смолия, ГШ. Толочко, Ю.И. Шаповала, В.И. Шинкарука и др.

К проблеме украинского национального возрождения главным образом обращались философы и литературоведы. В конце XIX - начале XX вв. Возрождение толковали как движение исключительно западноевропейское (Я. Бурхард, А. Пипин), со второй половины 50-х годов начался решительный пересмотр этой позиции, который завершился созданием концепции "всемирного Возрождения" (М. Конрад, И. Голенищев-Кутузов).

В 70-80-е годы в историко-философских кругах дебатировалась теория каузальной зависимости инновационных процессов, утверждалось, что элементы, тенденции, явления гуманизма были у всех восточнославянских народов, но не консолидировались в целостный этап (Д. Наливайко, П. Сас, О. Дзюба и др.). В современной отечественной историко-философской литературе доминирует мысль о господстве "узкого" понятия Возрождения, культуры вообще, в то же время общее признание уже получил подход к культуре, гуманизму в широком понимании как к способу социального бытия, определённой знаковой системе отношений между человеком и миром, который универсально охватывает весь умственный контекст конкретной эпохи (В. Ничик, Я. Стратий, М. Русин, И. Огородник, Н. Яковенко, И. Бычко, В. Шевчук, В. Литвинов, М. Кашуба, О. Старовойт и др.). Современная зарубежная украинистика, хотя в целом скептично оценивает наличие украинского национального Возрождения с его собственной гуманистической традицией, однако делает определённые шаги в решении обозначенной проблемы (Г. Хеннель, Ю. Кот, И. Ортинский и др.).

Несмотря на чрезвычайно большой объём литературы, анализ украинской гуманистической традиции, её места и роли в формировании ценностных ориентации представителей украинского общества XVI-XVII вв. эпохи Возрождения нельзя считать исчерпывающим. Процесс осмысления этой тематики фактически только начинается. Необходимо попытаться найти ответы на насущные вопросы: относительно сущности понятий "украинский национальный гуманизм", "украинское Возрождение", существует ли взаимосвязь между этими феноменами и духом этноса, через какие механизмы осуществляется это взаимовлияние, в чём проявляется уникальность украинской гуманистической традиции, каким образом могут взаимодействовать современный гуманизм украинцев и их наследие, какое место займёт украинский гуманизм в мировой гуманистической концепции и др.

Объектом диссертационного исследования является украинская национальная моровоззренчески-гуманистическая традиция.

Предметом является мировоззренческий феномен украинского общества эпохи Возрождения.

Целью диссертационного исследования является раскрытие специфических черт украинской гуманистической традиции и альтернативности отечественного ренессансного мировоззрения в сравнении с западноевропейским.

Данная цель обусловила постановку таких взаимосвязанных задач:

- осмысление сущности украинского гуманизма и формы его проявления в контексте ренессансного мировоззрения украинского общества;

- постижение места и роли в украинской гуманистической традиции духовных архитипов творчества отечественных гуманистов от Иллариона до П. Орлика;

- осмысление жизненного потенциала национальной гуманистической традиции эпохи Возрождения;

- определение философских основ украинского мировоззренчески-гуманистического феномена и его связей с духовным приобретением человечества;

- осмысление мировоззренческого феномена "гени русью нащя польська" украинского общества эпохи Возрождения;

- определение путей и средств повышения эффективности возрождения собственной гуманистической традиции в современный период.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в раскрытии сущности, форм проявления, места и роли украинской национальной гуманистической традиции вообще, творческого наследия украинских гуманистов в частности, в формировании духовного мира, мировоззренческого феномена, ценностных ориентации представителей украинского общества эпохи Возрождения как руководящей, смысло-жизненно-конструктивной роли.

На защиту выносятся следующие положения, которые содержат в себе элементы научной новизны:

- формирование мировоззренческих ориентаций современного украинского общества происходит под влиянием разнообразных социокультурных, мировоззренческих, политико-правовых и идеологических потоков, которые концентрируются вокруг идеи независимости украинского государства, практики его утверждения и развития, противоречий переходного этапа жизнедеятельности общества. Духовной основой этой идеи является глубинная украинская национальная гуманистическая традиция. От неё, как из источника, проистекают главные ориентации в образовании современного государства, мировоззрение, знания и опыт украинца. Возрождённая и очищенная от противоречивых наслоений истории украинская национальная гуманистическая традиция предстаёт в качестве духовной основы формирования мировоззрения как людей эпохи Возрождения, так и подрастающих поколений и общественного роста молодёжи;

- украинская гуманистическая традиция — это синтез сознательного, бессознательного и подсознательного; она охватывает собой комплекс идей, взглядов, чувств, норм поведения, ценностей, обычаев и под., а также представляет собой своеобразный исторический стержень национальной культуры, основу и главный источник её развития в современных условиях и в перспективе; она начинает свой отсчёт от древних верований Киевской Руси, проходит через все перипетии украинского народа и предстаёт выкристаллизованной в творчестве украинских гуманистов эпохи национального Ренессанса;

- содержательно украинская национальная гуманистическая традиция включает (интегрирует) в себя такие линии, как любовь к родной Земле, к труду, авторитет матери, родителей, жизнеспособность и жизнелюбие, аристократизм духа, заботливость, ласковость, интровертность; сущность украинской гуманистической традиции определяет украинская национальная идея суверенности украинского народа - признание природного права украинского народа на самоопределение и поиск его оптимальных форм, основа украинской гуманистической традиции - идеи общечеловечности, свободолюбия, жизнелюбия, патриотизма, развитые украинскими гуманистами эпохи Ренессанса; - идеал отечественного Возрождения - философ, который чувствует и понимает, что только в единстве со всем миром человек способен самореализоваться, он должен быть счастлив независимо от того, сколько он будет знать об окружающем мире. Методом достижения этой цели является антидиалектическая (алогичная) система мышления; центральное место в процессе выявления сущности украинского гуманизма занимает синтетичный метод, который путём генерализации понятия органической жизни как абсолютной и безусловной первоосновы бытия постулирует основу всех форм проявления гуманизма - любовь к жизни. Он объединяет рациональное и иррационально-экзистенциальное понимание человеческой сущности, поскольку заставляет человека не только углубиться в личные экзистенции, но и размышлять о его феноменальности. Этот подход по-иному ставит проблему украинского национального гуманизма вообще и в эпоху Возрождения в частности, которые базируются на осуществлении собственной сущности в сопоставлении её с высшими идеалами.

Теоретическая и методологическая основы диссертации. Фундаментальные достижения классической и современной мировой философии, которые касаются проблем мировоззренчески-гуманистического освоения действительности. По мере исследования результаты разрабатываемой автором концепции также включались в теоретико-философскую основу диссертационной работы, поскольку содействовали обогащению, теоретических и мировоззренческих подходов постижения данной проблематики. Мыслители при исследовании данной проблемы обращали внимание на сущность категории гуманизма (украинского в частности) или Ренессанса, исследуя её отдельные составляющие части, автор делает попытку осмыслить проблему с позиции синтетичного подхода, предложенного Н. Маисурадзе, который ориентируется на гуманизацию отдельных личностей и всего общества.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что, основываясь на научных положениях учёных философов, автор, раскрывая сущность украинского гуманизма, подчёркивает основную форму его проявления - любовь к жизни, предлагает синтетично-методологический подход, который состоит в свободном интеграционном методе исследования проблемы украинской национальной гуманистической традиции эпохи собственного Возрождения. Результаты могут быть практически использованы

- для дальнейшего историко-философского исследования украинского Возрождения, творчества украинских гуманистов и под.; для подготовки лекционных и семинарских курсов по истории отечественной философии; для чтения спецкурсов "Украинское национальное Возрождение: история, современность, перспективы", "Теория и методология историко-философских исследований".

Апробация работы. Ряд положений диссертации опубликованы в сборниках научных статей и в журнале "Вюник Кшвського ушверситету", "Днях науки -1998". Отдельные результаты исследования автор докладывала на научно-практических конференциях: "Тези наукових питань з нагоди 60-р1ччя вщ дня народження А.С.Канарського", Кшв, 1996; "Звягель древнш 1 в1чно молодий", Новоград-Волинський, 1995; "Малинщина у простор! 1 чаЫ", Малин, 1996; "Духовшсть молодо! людини", Житомир, 1997; на Всеукраинском симпозиуме "Подшля 1 Волинь в контекст! ютори украшського национального Вщродження", Каменець-Подольський, 1996.

Структура диссертации продиктована логикой исследования, вытекающей из общей цели и системы главных задач. Диссертация состоит из вступления, трёх разделов, выводов, списка использованной литературы. Объём текста на украинском языке - 152 страницы, список литературы занимает 21 страницу и содержит 329 наименований.

 

Список научной литературыДьяченко, Инна Николаевна, диссертация по теме "История философии"

1. Люди / явления антагонисты: "Дурний, глупий" - 383 вар., "Брехати, обманювати" - 197, "Ледачий, л1нивий"- 125, "Злий, зло, зл1сть" - 106, "Злод1й, злод1йство" - 73, "Боятися"-73, "Красти" - 60. Вместе- 1017 вариантов (18,9%).

2. Ворастные и половые параметры человека: "Ж1нка"-241 , "Дитина, д1ти" -144, "Баба"-131, "Д1вчина, д1вка" -104, "Старий"-98, "Чолов1к, муж"- 88, "Вк"-42 . Вместе - 848 вариантов (15,8%).

3. Жизненная позиция: "Жити"-110, "Смерть"-105, "Хвалитися, хвальба" - 98, "Вмирати" - 79, "Здоров'я"-62, "CMIX, насм1хатися" - 59, "XoTiTH"-51, "Життя, живий, жити" - 44. Вместе - 669 вариантов (12,4%).

4. Софийность: "Розумний, мудрий, розум, ум, глузд" - 327, "Знати"-91. Вместе - 547 вариантов (10,2%).

5. Тело человека: "Голова"-172, "Око,оч1"-95, "Язик"-89, "Руки" - 83, "Серце"-76. Вместе - 515 вариантов (9,6%).

6. Семья: "Женитися"-90, "Мати, мама, ненька" - 83, "Батько, тато, отець" - S6, "Батько й д1ти" - 5, "Виходити, 1ти зам1ж, в1ддаватися" - 75, "Р1д, родина" - 52, "Сирота"-49. Вместе - 448 вариантов (8,3%).

7. Общение: "Слово"-125, 'Товорити"-123, "Казати, сказати, розказувати" - 79, "Мовчати"-39. Вместе - 366 вариантов (6,8%).

8. Моральные качества: "Добр!, добро, л1пше" - 170, "Любов, кохання"- 125, "Душа"-52. Вместе - 347 вариантов (6,4%).

9. Пьянство: "Пити, випивати, пропивати"- 109 , "П'яниця,п'яний"-87. Вместе- 191 вариант (5,4%).

10. Отдых (психофизический): "Сон,спати"-118. Вместе - 118 вариантов (2,2%).

11. Человек: "Людина, чолов1к"- 109. Вместе - 109 вариантов (2,0%).

12. Украинцы очень уважают умных людей и ум. Ум представляет не только интеллект, а и высокую моральность, человечность и волевые качества (4-ая тематическая группа).

13. Очень распространён среди украинцев культурный код телесно-анатомического сорта. Кроме прямого значения, он употребляется как средство моделирования социума и его отдельных фрагментов (5-ая тематическая группа).

14. Если предьщущая группа посвящена сомавитальной реальности, то шестая тематическая группа описывает семью - ковитальную общность. Украинский мир держится на семье - это его радость и боль, тревога и надежда.

15. Украинская душа не грешит болтливостью, когда речь идёт о высоких моральных качествах человека. Это - признак благородной сдержанности и душевного целомудрия (8-ая тематическая группа).

16. Тематизация человека как особенной сущности и ценности — свойство абстрактно-обобщающей способности народного мышления (11-ая тематическая группа).

17. Ауробиндо Шри и Мать. Духовная эволюция человека: Пер. с англ. - К.: Внд-во "Трансп Украины", 1995. - 95с.

18. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1865. - Т.1. - 445с.

19. Антична культура i В1тчизняна фшософська думка. - К.: Знания, 1990. -48с.

20. Андрущенко В., Михальченко М. Сошальна ф1лософ1я. - К.: ВМП "Руб'жон", 1997.-398с.

21. Антонович В. Курс лекц1й з 1сторпукраТнсько1 культури. - К.: Либщь, 1993. - 588с.

22. Абрамович Дм. Киево-Печерський патерик: Репринтне видання. - К.: Час, 1991. - 280с.

23. Антология мировой философии: в 4-х т. - М.: Мысль, 1969. - 355с.

24. Антонович В. Про козацьк! часи на УкраТш. - К.: Либщь, 1991. - 166с.

25. Акты Юго-Западной России. - - Пб., 1882, - T.I2. - 209с.

26. АЮЗР. - -Пб., 1879. - Т.4. - 255с. 11 .АЮЗР. - -Пб., 1830. - Т. 11 - 169с.

27. Августин. Захиридион, или о Вере, надежде и Любви: Пер. с латин. - К.:Вид-во "УЦИММ - ПРЕСС" : СП. "ИСА", 1996. - 441с.

28. Аверинцев Идеи эстетического воспитания. - М.: Наука, 1997. - 248с. П.Андреева И.С. Авторитет философии и философия человека // Диалог. - 1990. -№17.-С. 86-88.

29. Антолопя польськоТ поези/ Ред. Бажана: В 2-х т. - К.: Дн'тро, 1979. - 463с.

30. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - М.: Мысль, 1984. - 594с.

31. Андрущенко В.П., Губерський Л.В., Зуев В. Проблема гуман1зму в сучасн1й ф1лософ!Т. - К.: Глобус, 1994.-64с. Б

32. Басин Е. Творчество и эмпатия // Вопросы философии. - 1986. - №2. - 35.

33. Братко-КутинськиГ1 О. Феномен УкраТни. - К.: Вид-во "ВЧК", 1996. - 214с.

34. Берков П.Н. Русско-польские литературные связи в XVI - XVII в. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1958.-163с.

35. Б1лецький 0.1. Матер1али до вивчення icropiT украТнськоТ лiтepaтypи. - К.: Рад. школа, 1959.-358с.

36. Брагина Л.М. Гражданский гуманизм и античная этико-политическая мысль // Античное наследие в культуре возрождения. - М.: Искусство, 1984. - 285с.

37. Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - №1. - 111.

38. Бiлoдiд Ю.1. Фiлocoфiя: украТнськиП cвiтoглядннй акцент. - Житомир: "Пoлiccя", 1996.-189 с.

39. BaTiHa 1.Д. KocMi3M як сошокультурний феномен: Автореф. дис... канд. философ, наук: 09.00.05 / 1н-т фiлocoфiT iM. Г.С. Сковороди. - К., 1996. - 25с.

40. Барокко в славянск11х культурах: Сб. ст. -М.: Наука, 1982. -351с.

41. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989.-270с. ЗЗ.Бердяев Н.А. О назначении человека. Самопознание: Опыт философ, автобиограф. -М.: Мысль, 1991.-318с.

42. Бичко I.B. №цше i УкраТна // Фiлocoфcькa i сошолопчна думка. - 1994. - №9,10

43. Богуславский В.М Скептицизм в философии / Ред. З.А. Каменский. - М.: Наука, 1990. - 272с. Зб.Борисенко В.Й. Нариси icTopiT УкраТни: В 2-х ч.: Навч. пос!бник. - К.: КДП1, 1993. -Ч.П: УкраТна козацька. - 204с.

44. Й0Г0 ж. Нариси icropiT УкраТни: В 2-х ч.: Навч. noci6HHK. - К.: КДП1, 1993. - Ч.1: До середини XVII ст. - 115с.

45. Burtt E.A. Types of Religious Philosophy. -N.-V Нафег and Brothers, 1939. - 353c. В

46. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. — М. - Л.: Искусство, 1930.- 259с.

47. Валла Л. Об истинном и ложном благе: О свободе воли / Ред. Л.Х.Горфункель. - М.: Наука, 1989.-474с.

48. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М.:Наука, 1991. - 270с.

49. ЙОГО ж. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520с.

50. Второзаконие30.15/Б!бл1я.-Ауап8апотугу. Helsinki: Mikkeli, 1991.-С. 100-130.

51. Ващенко Г. Виховний iдeaл. - Полтава: "Полтавський в1сник", 1994. - 190с.

52. Волков Г. Три Лика культуры: Историко-философские очерки. - М.: Мол. гвардия, 1986.-335с.

53. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. - М.: Знание, 1990. - 62с.

54. Веселовский А.Н. Избранные статьи. - Л.:Изд-во ЛГУ, 1939. - 119с.

55. В03НЯК М.С. IcTopin украТнсько! л1тератури: У 2-х кн. - Льв1в: Св1т, 1992. - Кн. 1: IX - XVII ст.-691с.

56. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. - М.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 624с.

57. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2-х т.: Пер. с нем.. - T.I. - М.: Мысль, 1975.-532с.

58. Горак Г.1. Ф!лософ1я: курс лекшй К.: ТОВ "В!льбор", 1997. - 269с. Зб.Голенищев-Кутузов И.Н. Гуманизм у восточных славян. Украина и Белоруссия. - М.: Наука, 1963.-308с.

59. Грушевський М.С. Нарис icropiY украУнського народу. - К.: Либ!дь, 1991. - 397с.

60. Голении1ев-Кутузов И.Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV- XVI ст. - М.: Худ. литерат., 1973. - 480с.

62. Горський B.C. Нариси з icTopiT ф!лософсько1 культури КиТвсько! Pyci. - К.: Наук, думка, 1993.-163с.

63. Гр!нченко Б.Д. Словник украТнськоУ мови: В 4-х т. - К.: Вид-во АН УРСР, 1958. - Т.2.: 3-Н. - 573с.

64. Горський B.C. 1стор1я украТнсько» ф1лософГ1: Курс лекшй: Навч. пос1бник. — К.: Наук. думка, 1996.-28бс.

65. Гарнцев М.А. Проблема человека в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). - М.: Изд-во МГУ, 1987 - 214с.

66. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения: Избран, работы: Пер. с ит.- М.: Прогресс, 1986.-394с.

67. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества' Пер с нем. - М.: Наука, 1977.-703с.

68. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990.-335с.

69. ЙОГО ж. Сощальне середовище та 1сторико-фшософський процес. - К.: Наук, думка, 1969. - 184с.

70. Горфункель А.Х, Философия эпохи Возрождения: Учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1980.-368с.

71. Григорьян Б.Т, Философия о сущности человека» - М.: Политиздат, 1973, - 319с.

72. ЙОГО ж. Философская антропология: критический очерк. -М. : Мысль, 1982. - 188с.

73. Гордаенко О.А. Фшософсько-психолопчна концепщя людини Epixa Фромма: Автореф. канд. фшософ. наук: 09.00.05 / Кшв. ун-т 1м. Тараса Шевченка. - К., 1997. - 22с.

74. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история: Учебное пособие. - М.: Наука, 1988. - 188с. 79,Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М.: Искусство, 1989, - 366с.

75. Гришв 0.1. Нащонально-духовне вщродження: 1стор1я i сучасш проблеми. - HbBiB: Вид- во "Micionep", 1995. - 222с.

76. Гр1нченко Б.1. Словник украшсько! мови / Сост. Редакщя ж-лу "Киевская Старина", — К,: Партвидав, 1907, - Т,1,: А-Ж. - 501с.

77. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Мысль, 1989. - 764с.

78. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". - М.: Мысль, 1993. - 176с. д

79. Дашкевич Я. Укршна на меж! М1Ж Заходом i Сходом (XIV - ХУШ ст.) // ЗНТШ. - TCCXXII: пращ {сторико-фшософсько! секщ1. - Льв1в: Вид-во ЗНТШ, 1991. - С . 28 -45 .

80. Дзюба Е.Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским. (Вторая половина XVI - первая половина XVII века). -К. : Наук, думка, 1987. - 132с.

81. Далог культури: Матер1апи Перших наук, читань пам'ятт Д.Чижевського. Кировоград, Кшв, 17-19жовт. 1994р. /Ред. Л.Довга. -К.: Респ. асоц. украхнознавщв, 1997,- 149с.

82. Ддалог культур: Украина у св1товому контекстт: Матер1али Перших м1жнарод. фшософ.- культуролог, читань. Льв1в, 25 - 26 KBIT. 1996р. / Ред. О.Черепанов. - Льв1в: Каменяр, 1996. - 174с.

83. Диалог в философии: традиции и современность: Межвузовский сборник. /Ред. М.Я.Корнеев. -СПб.: Изд-во СпбГУ, 1995. - 192с.

84. ДОЛГОВ К. Ренессанс и политическая философия Макиавелли // Новый мир. - 1981. - №7.-С. 55-65, 187.

85. Доброхотов А.П. Категории бытия в классической западно-европейской философии. - М.: Наука, 1986.-248с.

86. Давня украТнська л1тература: Хрестомат1'я / Упоряд. М.М.Сулима. - 3-те вид. - К.: Осв1та, 1996.-65бс.

87. Darrow The Best of Humanism. - Buffalo: Prometheus books, 1973. - 154c.

88. Дрогобич Ю. Прогностична оц1нка поточного 1483 року// УкраУнськ! гуман1сти епохи Вщродження: Антолопя: У 2-х ч. / Ред. В.М.Н1чик. - К.: Наук, думка, "Основи", 1995. -С. 119-125. Е

89. Енциклопед1я украУнознавства: Репринтне вщтворення видання 1955-84 роюв- К.: Глобус, 1993. - Т . 1: А-Г. -395с.

90. EncykIopedia katolicka: В 12-ти т. - Lublin, 1993. - Т . VI: A-G. - 1455s. е

91. Ежегодник философского оби1ества СССР. 1989 - 1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы / Ред. И.Т.Фролов. - М.: Наука, 1990. - 334с. Ж

92. Жуковичь О. О неизвестных сочинениях Иософата Кунцевича. - СПб., 1910. - 133с.

93. Жиомек Я. Ренессанс. - Варшава, 1976. - 290с.

94. ИОГО ж. Братства та ix роль в розвитку украТнськоТ культури XVI - XVIICT. — К.: Наук. думка, 1960.-249с.

95. Идейные связи прогрессивных мыслителей братских народов (XVII - XVIII вв.) /Ред. В.М Ничик. -К.: Наук, думка, 1978. - 191с. ПО.Избранные произведения прогрессивных польских мысл1ггелей. - М.: Наука, 1956.-884с.

96. П.Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. — 4б4с.

97. Идеи гуманизма в литературах Востока. - М.: Наука, 1967. - 255с. 113Лстор1я фЬософиУкраТни: Хрестомат1я: Навч. пос1бник/Упорядники: М.Ф.Тарасенко, М.Ю Русин, А.К.Бичко. - К.: Либ1дь, 1993. - 560с.

98. История философии: В 4-х т. - М.: Академия наук СССР. - Т.2. - 712с.

99. История философии и культуры / В.С.Горский, Ю.В.Кушаков, В.Ферстер. - К.: Наук. думка, 1991.-288с. К

100. Кушаков Ю.В. Историко-философская концепция Л.Фейербаха: теория, методология, конкретные результаты. -К. : Вища школа, Вид-во КДУ, 1981.- 166с.

101. Канипн Ю.М., Ткачук З.Ю. Украшська мр1я. - К.: ТОВ "Лексикон", 1997. - 149с.

102. Кант И. Сочинения: В 6-ти т. - М.: Мысль, 1965. - Т.4: Трактаты и письма. - 588с.

103. Кондзьолка В.В. Ф1лософ1я i и !стор!я. - Льв1в: Б.в., 1997. - 167с.

104. Камю А. Вибран! твори: У 3-х т.: Пер. з фр.. - X.: СП "Ф1Л10", 1997. - 444с.

105. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблемы человека в истории науки и философии: Межвуз. сб. науч. тр.. — Л.: ЛГПИ, 1990. - 166с.

106. Карась А. Душа культури i дух мислення. // ЗНТШ. - Т.ССХХП. - Льв1в: Вид-во ЗНТШ, 1991.-С. 216-247.

107. Кашперский В.И. Отражение и функция: Роль процессов отражения и детерминации развивающихся систем: философ. - методолог, анализ. - Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1989.-229с.

108. Кессиди Ф.Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. - М.: Академия художеств, 1963. — 164с.

109. Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. - М.: Наука, 1989. - 285с.

110. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. - М.: Наука, 1991. -88с.

111. Конрад Н.Й. Запад и Восток. - М.: Наука, 1972. - 495 с.

112. Канипн Ю.М. Шлях арив: УкраТна в духовтй icTopii людства: Роман-есе. - К.: УкраТна, 1997.-324с.

113. Кирило ТранквЫон-Ставровецький. Зеркало богослов1я о сотворению чолов1ка, котр1й малим миром нарицаеться // Гстор1я ф1лософГ1 Укра.|ни. ХрестоматЫ: Навч. пос1бник /Упорядники: М.Ф.Тарасенко, М.Ю.Руснн, А.К.Бичко, та in. - К.: Лнбщь, 1993. - 560с.

114. Кашуба В.М. Розвиток прогресивноК ф1лософсько1 думки рос1йського, украУнського, б1лоруського народ1в у XVII - XVIII ст. - К.: Молодь. 1978. - 167с. 13Т.Куликов СБ. Иллюзорная реальность: О тайнах мира и человеческой психики. — X.: Прапор, 1997.-46с.

115. Кононенко П.П. Свою УкраУну люб1ть: про питания генезису украУнськоУ нацп, мови, держав и, культури. - К.: ЛТД "Тв!м 1нтер", 1996. - 220с.

116. Козуля О. Жтки в icropli УкраУни. - К.: Укр. Центр духовноУ культури, 1993. - 256с.

117. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. - М.: Мысль, 1983.-326с.

118. Коляда r.I.-3 icropii румунсько-украТнських друкарських зв'язк1в // У1Ж. - 1964. - №1. -С . 15.

119. Крип'якевич I. До icropii украУнського книгодрукарства .// УкраУнська книга. — 1938. - №2. -С . 112-116.

120. Кульчицький О. Основи фiлocoфiУ i фiлocoфiчниx наук. - Мюнхен - Льв!в: Вид-во УкраУнського В1льного Ун!верситету, 1995. - 163с.

121. Krymskyj S. Nowe potrzeby duchowosci / Colloguia Communia: ukrainska przestrzen filozoficzna wczoraj i dzis / Red. J. Mizinska, M.Krakowsky. - Lublin: Wyd-wo Ekotnzynieria, 1998.-S. 107-119. Л

122. Людина i CBir: П{дручник / Ред. Л.В. Губернського, А.О. Приятельчука. - К.: УкраУнський центр духовноУ культури, 1999. - 512 с.

123. Липинський В. Рел1пя i церква в icTopiy УкраУни. - К.: Вид-во "Рада", 1995. - 94с.

124. Лизанчук В.В Завжди пам'ятаП: Ти - УкраУнець. - Льв1в: Вид-во : "За вiльнy УкраУну", 1997.-252с.

125. Лазарев В.В Становление философского сознания нового времени / Ред. ДВ.Джохадзе. - М.: Наука, 1987. - 135с.

126. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Кн. I. Разум. Духовность. Традиции. - М.: ЛГУ, 1991. - 254с.

127. Литература и общественное сознание Запада" Сб. наук, трудов / Ред. Т.Н.Денисова. - К.: Наук, думка, 1990. - 268с.

128. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977. - 207с.

129. Лосев I.B. 1стор1я i теор{я св1товоУ культури: европейський контекст. - K.Либiдь, 1995.-224с.

130. Любащенко В. Елементи вiльнoдyмcтвa в iдeoлoriУ ранньоУ РеформашУ на УкраУн1 // Секуляр1зац1я духовного життя на УкраТн! в епоху гуманизму i Реформаци: 36. наук. праць. - К.: Наук, думка, 1991. - 280с.

131. Лоренц К. Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются полемические статьи о возможных последствиях современной науки. — М.: Политиздат, 1989. - 107с.

132. Липа Ю. Призначення УкраТни: 1Сторико-психолопчн1 основи формування украТнськоТ ментальност!. -Льв1в: Вид-во Тов-ва укр. мови т. Т. Шевченка "Просв1та", 1992. -270с.

133. Литвинов В.Д. Проблема государства в трудах Ст.Ориховского // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья: Историко-философские очерки: Сб. науч. трудов. - К.: Наук, думка, 1988. - 323с.

134. ЙОГО ж. УкраТна на перелом1 1657 - 1659. Зам1тки до icTopii УкраУнського державного буд!вниитва в XVII стол1тп // УТЖ. - 1992. - №2. - 16. •*

135. Lamont The Philosophy of Humanism. -New York: FrederickUngar, 1982.- 182p. M

136. Мано.ха И.П. Человек и потенциал его бытия: Опыт синтезирования онтолог. и психолог, познават. техник. - К.: Вид-во "Стимул", 1995. - 252с.

137. Морен Э. Утраченная парадигма: Природа человека: Пер. с фр. - К.: Вид-ча група "КАРМЭ" - "СИНТО", 1995. - 222с.

138. Miж двох Bornie. Друга половина XVI перша половина XVII ст. / Ред. 1.0.Ворончук. - К.: УкраТна, 1996.-441с.

139. М1жнародний конгрес украТтст1в (3, 1996; Харюв) Ф1лософ!я. 1стор{я культури. OcBiTa. - X.: Вид-во "ОКО", 1996. - 408с.

140. Майборода ОМ. Критика сучасиих буржуазних iнтepпpитaцiй взаемозв'язюв 3axiflH0T та CxiflHOi Свропи доби фeoдaлiзмy // 1ст. дocлiджeнь icTOpif заруб!жних краТн: Респ. Miжвiд. 36. / АН УРСР. -Вип.П. - К.: Наук, думка, 1985. -91с.

141. Макаров А. Cвiтлo украУнського барокко. - К.: Мистецтво, 1994. - 287с.

142. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII - XVIII вв. - М.: Мысль, 1969. - 297с.

143. Миллер И.С., Нарский И.С. Польская философская и общественная мысль эпохи Возрождения // Польские мыслители эпохи Возрождения, - М.: Наука, I960. — 498с.

144. Мор Т. Утопия: Пер. с лат. - М.: Изд-во АН СССР, 1978. - 270с.

145. Малахов В. Християнська мораль i шея нащонального Вщродження i сучасн! кол1з11 // MaTCpiann науково-практичноТ конференцп. Формування основ .християнськоТ морал! в процес! духовного Вщродження УкраТни. - Кн. 2. - Острог, 1996. - 60 - 86.

146. Mediaevalia Ukranica: ментальн1сть та 1стор1я щей / АН Укр. Археограф. Ком'1с1я, 1н-т укр. археографп/ Ред. Г.В.Боряк. - К.: Б.в., 1992. -ТЛ. - 121с.

147. Mediaevalia Ukranica: ментальн!сть та icтopiя 1дей / АН Укр. Археограф. Koмiciя, 1н-т укр. apxeoфaфi•l/ Ред Г.В.Боряк. - К.: Б.в., 1993, - Т. П. - 216 с.

148. Маисурадзе Н. Феномен свободы и пути ее реализации. - Тбилиси: Мецниереба, 1997.-262с. Н

149. Наливайко Д.С. УкраТна i европейське В1дродження // BiT4H3Ha. — 1972. - №5. — 194.

150. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в.: Учебн. Пособие. - М.: Высшая школа, 1974.-383 с.

151. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. -Л . : ЛГУ, 1979. - 167с.

152. НицшеФ. Сочинения: В 2-х т . -М. : Мысль. 1990.-Т.2.-829с. Пб.Нестеренко В.Г. Вступ до фiлocoфi•1: онтолопя людини: Навч. noci6. - К.: Вид-во ryManiTapn. тт. "A6pic", 1995. - 335с.

153. Нз'дьга Г. Перш! мапстри i доктори // Жовтень. - 1982. - №3. - 15.

154. Наливайко Д.С. Стан1слав Opixoвcький як укра'шський латиномовний письменник В!дродження // УкраУнська л1тература XVI - XVII ст. та !нш! слов'янсью лiтepaтypи. -К.: Наук, думка. 1984. - 500с.

155. Нов11ченко Л., Русатвський В., Толочко П. УкраТнська нашональна культура: минуле, сучасне, майбутне. - К.: Либщь, 1990. - 198с.

156. Нечуй-Левицькии I. Св1тогляд украТнського народу: Еск1з украТнсько! м1фолоп1. - К.: Обереги, 1992.-86с.

157. Ноубель Д. Осмысливая современность: современные мировоззрения и поиск истины. - К.: Изд-во "МАХШ", 1998. - 448с.

158. Нудьга Г. Не б1йся CMepri: Пов1сть-есе, 1сторичний нарис. - К.: Рад. письменник, 1991.-431с.

159. Пам'ятки братських шкш на Укра1н1 (юнець XVI - початок XVII ст.): Тексти i дослщження . -К. : Наук, думка, 1988. -566с.

160. Пашук А.У. ГВишенський - мислитель i борець. - Льв1в: CBIT, 1990. - 176с.

161. Перцев А.В. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 195с.

162. Поляков Л.В. Философские идеи в Древней Руси. Историко-философский очерк. — М.: Знание, 1988.-64с.

163. Принципи морального життя: Пер. з пол. - Льв!в: Св!чадо, 1996. - 32с. 206.11латон. Собрание соч.: В 4-х т. - М.: Мысль, 1990. - T.I.: Государство. - 360с.

164. Платон. Диалоги: Пер. с древнегреч.. - М.: Мысль, 1986. - 607с. 208.11латон. Т!мей // Асмус В.П. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1976. -С. 174-259. 209.11латон и его эпоха. - М.: Наука, 1979. - 287с.

165. Пеггров А. Походження украЛнського народу. - К.: Либ!дь, 1992. - 235с. 211.11лачиндаС. Словник давньоукра1нсько1м!фологй.-К.: Укр. письменник, 1993.-63с.

167. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. - К.: Наук, думка, 1985. - 166с.

168. Поучения Вл. Мономаха детям // Льтопись по Лаврентьевскому списку. - СПб., 1897.-С. 232-246.

169. Писарева Е.Ф. О скрытом смысле жизни: Сб. работ. — К.: ТОВ "Изумруд, скрижаль", 1997.-463с.

170. Паршин В.Ф. Фундаментальные законы Творца Вселенной. - Запарожье: Видавець, 1997.-416с.

171. Проблеми сошальноТ фшософИ: 36. наук. ст. - Суми: ВВП "Мр1я", ЛТД 1997. - 123 с.

172. Проповщь Кирила Туровського на пров1дну нед1лю // Калаидовичь К. Памятники рос1йсько1 словесност! XII с. - М., 1821. - 10 - 15.

173. Полное собрание русских летописей. - СПБ., 1862. - Т. - 58.

174. ПаславськиП IB. 3 icTopit розвитку ф1лософських шей на УкраТн! в к1нш XVI - перш1й третий! XVII ст. - К.: Наук, думка, 1984. - 169с.

175. Пот1й I. Поучение одного к своей Руси // Unia brzeska: geneza, dzieje i konskwencje w kulturze narodow slowian'skich. - Krakow: Universitas, 1994. - S. 345 - 357.

176. Присл1в'я та приказки. Людина. Родинне життя. Риси характеру / Упор. М.Пазяк. - К.: Наук, думка, 1990. - 528с.

177. Паскаль Б. Мысли: Пер. с фр., - М.: Вид-во "RELF - book". - К.: ТА "Airland", 1994.-523с.

178. Пpиcлiв'я та приказки: взагмини м!ж людьми / Упор. М.Пазяк. - К.: Наук, думка, 1991.-440с.

179. Перетц В.Н. "Освобожденный Иерусалим" Т.Тассо в украинском переводе конца XVII - начала XVIII в. // Перетц В.Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI - XVII веков. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1928. - 190с.

180. Polska - Ukraina 1000 lat sasiedztwa. - Przemysl, 1994. - T.2. - 259s.

181. ПЛОХИЙ C.H. Папство и Украина. Политика римской курии на украинских землях в XVI - XVII вв. - К.: Либiдь, 1989. - 223с. Р

182. Радьяр Д. Планетаризация сознания: От индивидуального к целому: Пер. с англ.. - К.: Вид-во "Ваклер", 1995. - 302с.

183. РОГОВИЧ М. До джерел вищоУ oceiTH. - К.: Наук, думка, 1972. - 156с.

184. Рибчин I. reoncHxiwHi реакшУ i вдача украУнця. - Мюнхен, 1996. - 38с.

185. Ранцингер Й. Введение в християнство. - Брюссель: "Жизнь с Богом", 1988. - 318с.

186. Развитие русского права в XV - первой половине XVII в. - М.: Наука, 1986. - 172с. с

187. Соколов В.В. Средневековая философия: Учебн. Пособие для философ, фак. и отд- ний ун-тов. - М.: Высшая школа, 1979. - 448с.

188. Старовойт I.C Захщноевропейська та украанська ментальносп; зб1г i своерщносп. Фшософсько - 1сторичний аналЬ: Автореф. дис. д-ра филос. наук. 09.00.03 / 1н-т фшософи НАН Укра1ни. - К., 1997. - 31с.

189. Сартр Т.К. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.-398с.

190. Секуляризащя духовного житгя на Украдш в епоху гуманЬму i Реформащк 36. наук. праць / Ред. Гришв. - К.: Наук, думка, 1991. - 260с.

191. Сергеев К.А., Слинин Л.А, Природа и разум: Античная парадигма. - Л.: ЛГУ, 1991.-240с.

192. Славянское Возрождение: Сб. статей, материалов / Ред. Никитин - М.: Наука, 1996.-248с.

193. Соколов.В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1962. - 168с.

194. Соловьев Э.Ю, Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М.: Политиздат, 1991, -430с.

195. СтепанянцМ.Т. Человек в традиционном обществе Востока: Опыт компаративистского подхода; Материалы международного симпозиума "Концепция человека в традиционных обществах Востока // Вопросы философии. - №3. — 140-151.

196. Стратий Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины ХУП века. -К. : Наук, думка, 1981. - 209с.

197. Сумма философий: Философский ежегодник / Ред. А.В.Перцев. - Екатеринбург: Изд- во Урал, ун-та, 1991. - 144с.

198. Сумцов Н.Ф. Сташслав Ор1ховськии // Киевская старина. - 1888. - Ноябрь. - Т.23. - 163-256.

199. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: очерки из истории гуманистической и реформацнонной мысли. — М.: Наука, 1978. — 237с.

200. Сведенборг Е. Про небеса, про св1т дух1в i про пекло. - К.: УкраТна, 1993. - 334с.

201. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр. Биограф, повеств. / Состав, и ред. Н.Ф.Болдырев. - Челябинск: Урал, 1996. - 398с.

202. Сумерки богов / Ред. А.А.Яковлев - М.: Политиздат, 1990. - 398с.

203. Сичивиця О.М. Фшософськ! п1дходи до проблеми людини: Конспект лекшй is курсу. — Льв1в:ЛЛТ1, 1993.-44с.

204. Семенов A.M. Досконал1сть як форма доброчесного життя людини в гуман1стичжй фшософи XIV - XVI ст.: Автореф. канд. философ, наук: 09.00.05 / Льв1в. держ. ун-т т. Т.Франка. - Льв1в, 1998. - 16с.

205. Скрипник М. 1дейне пщгрунтя украТнського романтизму // ЗНТШ. - T.CCXXII. - Льв1в: Вид-БО ЗНТШ. 1991. - 201 - 216.

206. Стратий ЯМ. Проблеми натурфилософии в философской мысли Украины, XVII в. - К.: Наук, думка, 1981. - 208с.

207. Соболевский А.И. Сочинения Григория Скибинского. - М., 1914. - 276с.

208. С1чинський В. Чужинш про Украшу. - К.: Либщь, 1990. - 53с. 25б.Свенц1цька В., Сидор О. Спадщина в1юв. - Льв1в: Св1чадо, 1990. - 70с.

209. Stender V. J. Not By Desing. - Buffalo: Prometheus, 1988. - 189p. T

210. Табачковський В.Г. Людське св*1товщношення: данн1сть чи проблема?. - К.: Наук. думка, 1993.-173с.

211. Типология и периодизации культуры Возрождения: Сб. ст. / Ред. В.И.Рутенбурга. - М.: Наука, 1978.-280с.

212. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности: логико-философский анализ. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 176с.

213. Тавризян Г.М. Техника. Культура Человек. - М.: Наука, 1986. - 200с.

214. Трофимчук О. Л1тературний текст бароко як в!дображення св1тогляду добп // Mediaevalia Ukrainica: ментальн1стьта 1стор1я 1дей. - К.:Б.в.,1996. - Т . II. - 125с.

215. Туровський К. Притча про сл1пого i кривого // 1стор!я ф'шософп УкраУни: Хрестомат1я: Навч. пос1бник / Упорядники М.Ф.Тарасенко, М.Ю.Русин, А.К.Бичко. - К.: Наук. думка, 1993.-560с.

216. Тейар де Шарден. Феномен человека. - М.: М1сль, 1987. - 285 с. У

217. УкраУнськ1 гуман1сти епохи Вшродження: Антолопя: У 2-х ч. / Ред. В.М.Н|чик. - К.: Наук, думка, "Основи", 1995. -430с.

218. У истоков общности философских культур русского, украинского, болгарского народов / Ред. В.С.Горский. - К.: Наук, думка, 1983. - 166с.

219. УкраТнське сакральне мистецтво: традишТ, . сучасн1сть, перспективи. — Льв'!в: "Св'тдо", 1996.-164с. 271,УкраТна: мннуле, сучасне, майбутне: Матер1али конф., 16 березеня, 1996р. - Льв1в:Б.в., 1997.-103с.

220. УкраТнська духовна поез1я XVII - XX ст. Антолопя / Ред. Рязанов. - К.: Наук. думка, 1996.- 160с.

221. УкраТнська щея. Перш! речники. - К.: ТОВ. "Знания" Украины, 1994. - 180с.

222. Укра1нська л1тература XIV - XVI ст: Апокрифи; Апофаф'1я; Паломницьк! Твори; 1стор!ограф1чн1 твори; Полем1чн1 твори; Перекладн! твори; Поетичн! твори. — К.: Наук. думка. 1988.-597с.

223. Укра1нська л1тература XVII ст.: Синкрет. пнсемн1сть. Поез!я. Драматурпя. Белетристика / Упор. В.1.Крекотень. - К.: Наук, думка, 1987. - 608с.

224. UIewicz. Sarmacja. Studium z problematyki sldwianskiej XV - XVII w. - Krakow: Universitas, 1950.-430s.

225. Укра1на i Польша в пер1од феодал1зму: 36. наук праць. - К.: Наук, думка, 1991. - 135с.

226. Unia brzeska: geneza, dzieje i konserwencje w kulture narodow slowianskich: Zbir. prac. / Red. Ryzard Luzny. - Krakow: " Universitas", 1994. - 561s.

227. Укра1Нська душа: 36. Наук. пр. - К.: МП "Фен1кс", 1992. - 190с. Ф

228. Философия гуманизма: гуманистическое "содержание" проблем марксистско- ленинской философии. — К.: Вища школа, 1987. - 296с.

229. Ф1лософ1я Вщродження на УкраТн! /Ред. М.В.Кашуба. - К.: Наук, думка, 1990. -334с.

230. Фшософсько-антрополопчш читання '96 / Упоряд. В.Г.Табачковський. - К.: Вид-во "Стилос", 1997.-174с.

231. Фромм Э. Иметь или Быть?: Пер. с англ.. - К.:Изд-во "Ника - центр": фирма "Вист- с", 1998.-392с.

232. Ф1лософськ! проблеми буття: сучасн1сть: Зб1рн. наук. пр. / Ред. М.О.Качуровський. — Суми: ВВП: "Мр1я" - 1 , ЛТД, 1996. - 104с.

233. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сборн. наук. трудов/Ред. А.В.Лукьянова. -М. : Изд-во УДН, 1996. - 156с.

234. Философия и история культуры: Сборн. ст. / Ред. В.А.Карпушин. - М.: Наука, 1985.-319с.

235. Философия эпохи ранних буржуазных революций / Ред. В.В.Лазарев. - М.: Наука, 1983.-583с.

236. Фролов И.Т. Человек - наука - гуманизм (философско-публицистический очерк проблемы). - М.: Знание, 1982. - 64с.

237. Фромм Э. Душа человека. - М.: Мысль, 1992. -430с.

238. Фрейд 3. Избранное. - М.: Мысль, 1990. - 447с.

239. Феномен Петра Могили: Б!ограф1я. Дяльшсть. Позишя / В.Климов, А.Колодний, А.Жуковський / Ред. В.Климов. - К.: Дн1про, 1997. - 267с.

240. Ф!лософськнй метод: перед лицем нових парадигм / Ф!лософськ1 пошуки, вип. I - II. Льв1в - Одеса: Cogito - Центр Свропи, 1997. - 235с.

241. Философский словарь/ Ред. И.Т.Фролов, - М.: Политиздат, 1986. - 578с.

242. Ф11лософскин энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 505с. X

243. Харьковщенко А. Соф1нн1сть киУвського християнства. - К.: Наук, думка., 1996.-98с.

244. Хамитов Н.В. Философия человека: поиск пределов. Пределы мужского и женского: введение в метаантропологию: Курс лекций для ВУЗ. - К.: Наук, думка, 1997. - 171с.

245. Хрякова Н.В. Гуманисты и государство в Северной Италии в первой половине XV века: / По материалам трактата К.Сакко "Семидеус": Автореф. канд. философ, наук: 09.00.05 / ЛГУ. - Л., 1989. - 14с.

246. Храмова В. До проблеми украУнсько! ментальносп // Украднська душа: 36. наук. пр. — К.: МП"Фешкс", 1992. - 190с.

247. Hennel — Chynczewska Т. Ostrogski Konstanty Wasyl. Polski slownik biograficzny. — Ossolineun, 1979. - T. XXIV. - S. 489 - 495.

248. Hennel-Chynczewska T. "Rus zostawic w Rusi" // PH. - 1978. - T.78. - zesz. 3. - S. 535-546. Ц

249. Цимбaлicтий Б. Родина i душа народу // Украгнська душа: 36. наук. пр. - К.: МП "Фешкс", 1992. - 190с. ЗОб.Цицерон М.Т. Философские трактаты: Пер. с лат.. - М.: Наука, 1985. - 382с. Ч

250. Чайка Т. Стародавш прообрази украГнсько! морально! св1домосп / Фипософська думка. - №9, 10. - 1994. - 228.

251. Чалоян В.К. Восток - Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. - М.: Наука, 1979. - 213с.

252. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. - Рига: Зинатне, 1991.-303с. ЗЮ.Чиколини Л.С. Эразм Роттердамский и его время. - М.: Наука, 1989. - 276с.

253. Чанышев А.Н. Аристотель.-М.: Мысль, 1981.-200с.

254. З.Шевчук В.О. Вшродження i Реформац1я в укра'шсьюй культур! XV - XVII ст. // Ф1лософська i сошолопчна думка. - 1989. - №4.

255. Шелер М. Человек и история / Человек: образ и сущность. - М.: Мысль, 1991. — 1б1с.

256. Шопэнгауэр А. Свобода воли и нравственность. -М. : Республика, 1992. -448с.

257. Шпенглер О. Закат Европы: образ и действительность: Очерки морфологии мировой истории: Пер. с нем. - Попурри, 1998. - 674с.

258. Шлемкевич М. Душа I п1сня // УкраТнська душа: Зб!рн. наук. пр. - К.: МП "Фен1кс", 1992.-190с.

259. Щекалов И.Й. Средневековая философия в Западной Европе: Конспект лекций. - X.: ХГУРЕ, 1994.-23с. ю

260. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов; теория и практика самопознания: Пер. с англ.. - К.: Держ. б1бл!отека для юнацтва, 1996. - 382с.

261. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - 1988.-№1.-С. 137-184. Я

262. Яковенко Н.М. УкраТнська шляхта з к!нця XIV - до середини XVII ст. Волинь i Центральна УкраТна. - К.: Наук, думка, 1994. - 586с.

263. Г1 ж. "Чолов1к добрий" i "чолов1к злий": з icTopii ментальних установок УкраТни - Pyci к1нця XVI - середпни XVII ст. // Mediaevalia Ucrainica: ментальн1сть та icTopin щей. -К.:Б.в., 1992.-T.I.-121с.

264. Янчук В.Е Проблемы философии истории в средневековой философской мысли русского, украинского, белорусского народов. - К.: Наук, думка, 1987. - 314с.

265. Jablonowski А. Polska XVI w. - Warszawa, 1889. - 330s.

266. Ярошовець B.I. Гумажстичний зм1ст методолоп! П1знання: Автореф. д-ра фшософ. наук: 09.00.01 /КиУв. ун-т1м. Т.Шевченка. - К., 1996. -46с.

267. Яковенко Н.М. "Gente Ruthenus natione polonus" cвiтoглядний феномен УкраТни-Pyci //Матер{али Mi>KHapoflHoi наук. конференшТ "В.Липинський: icтopикo-пoлiтичнa спадщина i сучасна Укра'ша" вiд 2-6.06.1992. - К.: Фiлaдeльфiя, 1994. - 284с.