автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бутина, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков"

На правах рукописи

Бутина Елена Александровна

РЕЦЕПЦИЯ ИДЕИ Э. ФОН ГАРТМАНА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - КАЧАЛА XX ВЕКОВ

Специальность 09.00.03 - история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

г 8 НОЯ 2013

Москгй,- 2013

005540169

005540169

Работа выполнена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Дмитриева Нина Анатольевна

Официальные оппоненты: Резниченко Анна Игоревна,

доктор философских наук, доцент ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» философский факультет, кафедра истории отечественной философии, доцент кафедры

Блауберг Ирина Игоревна, доктор философских наук, ФГБУН «Институт философии Российской академии наук» сектор современной западной философии, ведущий научный сотрудник

Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Защита состоится «16» декабря 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.06 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при ФГБОУ ВПО «Москсзский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

V&ss' - • Кузнецова Светлана Вениаминовна

>

в русской философии и культуре, а принцип историзма - вписать их в контекст эпохи. Структурированность и систематичность придает работе дескриптивный метод с элементами компаративистского и структурно-функционального анализа. Методолого-теоретической основой диссертационного исследования служит подход, разработанный в рамках «рецептивной эстетики». Использование филологического анализа (интерпретации) позволяет выявить философские идеи в литературных произведениях.

Научная новизна исследования:

- проведена историко-философская реконструкция рецепции идей Э. Гартмана в русской философской мысли; выявлены идеи и концепции Гартмана, реципированные на русской почве, а также имена тех русских мыслителей, которые принимали участие в процессе рецепции на разных ее этапах;

- на примере рецепции философии Э. Гартмана в России предложена и обоснована генеалогическая модель (этапы развития) философской рецепции;

- показано место и значение философских идей Э. Гартмана в интеллектуальном дискурсе конца XIX - начала XX вв. в России;

- введены в научный оборот архивные тексты русского философа

A.И. Огнёва из личного архива о. Саввы (Михалевича) как яркий пример рецепции философии Э. фон Гартмана в России.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Русская философия в конце XIX - начале XX вв. активно воспринимала и усваивала западные философские идеи. На примере рецепции идей Э. Гартмана можно видеть, что спектр отношения представителей разных философских направлений в России к тем или иным идеям немецкого философа включал в себя все оггенки рецептивности: от полного приятия до резко критического отторжения, от вольной, в том числе художественной интерпретации до создания собственных концепций с использованием лишь реципированного «вокабуляра».

2. Философия Э. Гартмана нашла большое количество откликов не только среди университетских философов, но среди русских интеллектуалов вообще, так как в ней затрагивался большой круг философских и экзистенциальных проблем. Гартмановские идеи значительно повлияли на изыскания некоторых русских мыслителей религиозного толка (К.Н.Леонтьева, Н.Ф. Фёдорова), способствовали формированию оригинальных философских концепций

B.C. Соловьёва, С.Н. Трубецкого, Д.Н. Цертелева, А.И. Огнёва, нашли отражение в художественных образах и эстетических концепциях русских писателей. Реципированные идеи Гартмана, таким образом, не только присутствовали, но и в некоторых вопросах (пессимизм, проблема реальности) задавали интеллектуальной дискурс в России в конце XIX - начале XX в.

3. История рецепции гартмановских философских идей в России демонстрирует активную включенность русских философов в европейскую «лабораторию идей», опыт функционирования которой, однако, не копировался, а творчески усваивался и перерабатывался в иной культурной среде, позволяя ее

Гартмана» представляет собой краткий обзор философской системы немецкого мыслителя, различные части которой вызвали отклик у русских мыслителей.

Эпиграф «Философии бессознательного» был в духе позитивистских исканий: «Спекулятивные результаты в соответствии с индуктивно-естественнонаучным методом», а методологическая платформа снабжена многочисленными примерами из естественных и точных наук, которые должны были удостоверить читателя в правильности выводов о бессознательном как первооснове мира.

Свою аргументацию в «Философии бессознательного» Гартман строит на рассмотрении феноменов (инстинктивного поведения, рефлексов, функционирования внутренних органов, восстановительных процессов в организме), допускающих телеологическую трактовку. Эта трактовка, по мнению немецкого философа, не нуждается в верификации экспериментальными средствами, так как ее истинность обосновывается имманентной волей, которая содержит репрезентацию (или идею) того результата, который должен быть достигнут.

Другая стратегия, которую применяет Гартман в своем подходе к бессознательному, предполагает наличие двух атрибутов - воли и представления, образующих изначальное единство. И хотя, казалось бы, рассматривать различие атрибутов по отношению к абсолютному бессознательному нужно лишь как умозрительное, немецкий метафизик настаивает на реально существующей обособленности воли и идеи на предонтологическом уровне, т. е. в добытийственном мире (ничто). Мир вместе с бессознательным возникает из-за ошибки идеи как носителя онтологического и воли как потенциальности воления. В попытке уйти от материалистического объяснения сознания Гартман декларирует волю и идею как общее начало, причем в этом случае первоначальным является бессознательное, а сознательная деятельность не что иное, как «продукт бессознательного духа и воздействия на него материи».

В гносеологии Гартман выделяет три возможные точки зрения на субъект-объектную оппозицию: наивный реализм, трансцендентальный идеализм и трансцендентальный реализм, объявляя себя приверженцем последней. Его интерес к механизму познания выразился в разработке системы категорий.

В этике Гартман объявляет условиями нравственности автономию воли и пессимизм и указывает три уровня моральных принципов в нравственном сознании: субъективные (мораль вкуса, чувства и разума), объективные (принцип общего блага, культурного развития и нравственного миропорядка) и абсолютные (монистический, религиозный принципы и принцип абсолютный телеологии), венчает которые моральный принцип спасения, или «негативный абсолютно-эвдемонистический принцип морали».

В своей трактовке пессимизма немецкий философ формулирует концепцию трех стадий иллюзий: первая характеризуется невозможностью достижения счастья при жизни человека, вторая - в трансцендентном мире, третья - в будущем для всего людского рода. Пессимистическое мировоззрение

требует, согласно Гартману, новой пантеистической религии. В философии религии Гартман отрицает богочеловеческую суть в Иисусе Христе, считая его реально жившей исторической личностью и примером проявления умозрительного принципа искупления.

В третьем параграфе первой главы «Первое знакомство в России с учением Э. фон Гартмана» рассматривается интеллектуально-исторический фон начала рецепции в России гартмановских идей и первая реакция на них русских мыслителей.

Отклики на «Философию бессознательного» Гартмана появились в России через четыре года после выхода в Германии первого издания (ноябрь 1868) этой работы. Первые рецензии выходят из-под пера представителей народничества: П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, А. Соловьева, по своим философским взглядам близких позитивизму. Главной мишенью критики была гартмановская идеалистическая метафизика, иррационализм и пессимизм. Кроме того, по мнению Лаврова, Гартману не хватает логичности в построении своих суждений и строгости в привлечении результатов естествознания. В «бессодержательной схоластике» Гартмана Лавров видит кризисные явления западноевропейской философии.

Н.К.Михайловский поставил себе задачу показать несостоятельность «теоретического идеализма» Гартмана, поскольку это направление ведет, по мнению русского философа, к падению нравов, дает неоправданные надежды и мечты; «философия бессознательного» как пример призыва к самоубийству, поэтизации гибели, небытия опасна для молодых умов, воспитывает поколение Фаустов - эгоцентристов, отгородившихся своими желаниями от общественных проблем и тем способствующих утверждению капитализма.

Университетская философия в лице П.Г. Редкина, Ф.А. Зеленогорского, Г.Е. Струве и М.И. Каринского тоже отреагировала на новую философскую систему. Для Редкина, поначалу гегельянца, увлекшегося затем позитивизмом, метафизика Гартмана, возможно, оказалась переходным этапом от ранних увлечений диалектикой к контовской философской системе. Русский мыслитель пленился статьей Гартмана «Naturforschung und Philosophie», в которой философия трактуется как метафизика, а идея о превосходстве философии на другими науками и ее способности синтезировать их результаты схожа с гегельянской.

Ф.Ф. Зеленогорский находит в «Философии бессознательного» ряд неточностей, возникших из-за отсутствия в этой работе Гартмана критического подхода и четких определений вводимых понятий, а также из-за наличия противоречий в логике построения. Мысль Г.Е. Струве протекает в том же русле, что и у Зеленогорского, но охватывает весь спектр философских идей Гартмана - от онтологии до этики. Струве дает достаточно высокую оценку его книге, но наличие лакун и противоречивых суждений снижают общее позитивное впечатление русского критика, М.И. Каринский сомневается в оригинальности системы Гартмана, замечая в «Философии бессознательного» сильное влияние идей А. Шопенгауэра.

мира» как союзе людей против «слепой силы природы», под которой понимается бессознательное Гартмана и воля Шопенгауэра, должна рассматриваться как поиск возможностей восстановить мировое равновесие. Цель конференции мира - «возвращение к жизни», «воскрешение». Леонтьев, как и Федоров, остро чувствовал, катастрофизм своего времени. Идея прогресса признавалась Леонтьевым антихристианской, и он для подтверждения собственной мысли апеллировал к Гартману как авторитетному философу. Русский философ принимает гартмановскую концепцию о необходимости пессимизма для религиозного обновления, поскольку потребность в вере возникает только при бедственном положении человека.

В своих философских исканиях обращался к текстам Гартмана и С.Н. Булгаков. В христианском учении о трехипостасности Божией и сотворении мира словом, а также в философских системах Ф. Шеллинга, B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, А. Шопенгауэра и особенно Э. Гартмана находит «идею о конкретном синтезе алогического и логического в сверхлогическом единстве жизни» («Философия хозяйства»). Булгаковское понимание жизни предполагает «мистическую глубину переживания», и потому наиболее ценной в построении Гартмана русский философ считает шеллингианскую мысль о слепом интеллекте; бессознательное же понимается им как сверхсознательное.

За концептуальную близость бессознательного к абсолютному разуму Гартман подвергался нападкам со стороны представителей Церкви. В центре внимания критической богословской мысли было понятие Бога в традиции идеалистической философии.

Бессознательное вызвало полемику и в психологической среде. Психологи-физиологи отверти гартмановскую концепцию бессознательного. Однако позитивистский пафос сочинений Гартмана подтолкнул

B.В. Велямовича к созданию работы «Психофизиологические основания эстетики». Вопрос о личных предпочтениях в прекрасном автор этой книги, опираясь на учение Гартмана, решает с позиции полового подбора и половой любви, вульгаризируя тем самым решение проблемы эстетического вкуса. В связи с учением Гартмана возникает также вопрос о роли бессознательного в творчестве (П.Д. Боборыкин, В.А. Болтина, С.С. Корсаков, А.И. Фаворский).

Пессимистическое направление, представленное А. Шопенгауэром и Э. Гартманом, быстро овладевало умами поколения 1880-90-х гт. Этот процесс попытался объяснить физиолог И.И. Мечников. Против стремления к смерти он выдвигает теорию ортобиоза: пессимизм можно преодолеть, если помочь человеку стать гармоничной личностью и продлить ему жизнь.

Вопрос о реальности, поднятый на «стадии» адаптации идей

C.Н.Трубецким в 1890 г., станет затем одной из главных тем исследовательского этапа 1910-20-х гг. Трубецкой находит истоки гносеологии Гартмана в гегелевской философии. В отличие от поздних реципиентов Трубецкого не интересует соотношение наивного реализма, трансцендентального идеализма и трансцендентального реализма. Русский

мыслитель «отвлеченному идеализму» Гегеля и Гартмана противопоставляет собственную мировоззренческую позицию «конкретного идеализма».

Во втором параграфе второй главы «Место философских идей Э. Гартмана в творчестве русских писателей» показано, что не только в философских кругах в России обратили внимание на систему немецкого философа. Реконструкция рецепции философских идей писателями затруднена из-за ' близости учений Э. Гартмана и А. Шопенгауэра и зачастую невозможности получить точные указания на философские источники вдохновения писателя и/или поэта в художественном тексте.

Тем не менее удалось установить, что к идеям немецкого философа для решения своих творческих задач обращались Л.Н. Андреев, И.Ф. Анненский, Н.А. Арнольди, М.П. Арцыбашев, А. Белый, Д.Д.Бурлюк, В.Я. Брюсов, В.В. Вересаев, А.М. Горький, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Б.Л.Пастернак К.К. Случевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Эртель.

В 1880-90-х гг. широко обсуждалась тема пессимизма, поскольку главным ее вопросом был вопрос о ценности человеческой жизни. В состоянии душевного кризиса 1870-х гг. Л.Н.Толстого записывает в дневнике: «и Гартман<,> и Шопенгауэр прав». Свои экзистенциальные поиски русский писатель представляет в «Исповеди» и «Крейцеровой сонате» и приходит к выводу о необходимости прекращения жизни, остановки движения и прогресса. Но уже 1880-е гг. окрашены в творчестве Толстого иной краской. В трактате «О жизни» философы-пессимисты уличены в ханжестве и лицемерии.

Надо отметить, что Гартман тоже в свою очередь читал Л.Н. Толстого и представил свои размышления о его художественном методе в статье «Будущность литературы». Немецкий философ был знаком и с другим русским писателем - К.К. Случевским, которого впоследствии считали предтечей Серебряного века. В повести Случевского «Профессор бессмертия» также заметен след гаргмановских идей. В начале произведения главный герой, врач П.И. Абатулов, настроенный позитивистски, отрицает мистичность материи и высмеивает Гартмана и Шопенгауэра, но, пережив личную трагедию, приходит к религии.

Замысел показать пессимиста в литературе возникал и у К.Н. Леонтьева, к сожалению, так и не осуществленный. Образы рафинированных интеллектуалов, не способных к решительным действиям, представил поклонниками гартмановских идей А.И. Эртель в романе «Смена» и рассказе «Серафим Ежиков». Таких представителей этого поколения В.В. Воровскии назовет «лишними людьми». Единственным выходом для таких типажей, с точки зрения целого ряда писателей (Л.Н.Андреева, М.П. Арцыбашева, В .Я. Брюсова, М. Горького и А.П. Чехова), является самоубийство или сумасшествие.

Но не только тема смерти и пессимизма связана с именем Гартмана в русской литературе. Идеи немецкого философа внесли вклад в разработку собственного писательского метода и в поиски философских оснований для своей художественной концепции. Так, А. Белый одним из элементов теории

 

Текст диссертации на тему "Рецепция идей Э. фон Гартмана в русской философской мысли конца XIX - начала XX веков"

ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

На правах рукописи

04201450579

Бутина Елена Александровна

РЕЦЕПЦИЯ ИДЕЙ Э. ФОН ГАРТМАНА В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Специальность 09.00.03 - история философии Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Дмитриева Нина Анатольевна

Москва-2013

Содержание

Введение 3

Глава 1. Исторические условия и методологические основания

философской рецепции учения Э. фон Гартмана в России 20

1.1. Философская рецепция: ее сущность и место в истории русской философии 20

1.2. Основные философские идеи Э. фон Гартмана 35

1.3. Первое знакомство в России с учением Э. фон Гартмана 63

Глава 2. Адаптация философских идей Э. фон Гартмана

русскими мыслителями 83

2.1. Опыты адаптации идей Э. фон Гартмана русскими философами 83

2.2. Место философских идей Э. Гартмана в творчестве русских писателей 142

Глава 3. Исследовательский этап рецепции философии Э. фон

Гартмана в России 171

3.1. Подводя итоги: критическое осмысление учения Гартмана

русскими философами 176

3.2 Поиски «путей реализма» русскими философами 192

3.3. А.И. Огнёв как исследователь и критик философии Э. фон Гартмана 211

Заключение 231

Библиографический список 236

Введение

Актуальность исследования. Непосредственное внимание к проблеме рецепции идей, подходов и концепций и ее первые теоретические и методологические разработки впервые возникли не в области философии, а в русле филологических исследований. Однако вопросы, связанные с рецепцией философских идей, уже, по крайней мере, полтора ' столетия явно или опосредовано присутствуют в философских исследованиях, в особенности историко-философских.

Проблема рецепции учений иноязычных мыслителей в русской философии связана с актуальными и сегодня вопросами об уникальности исторического пути России и особенностях складывания русской культуры, т.е. с вопросом самоидентификации. Наиболее остро данные вопросы стояли в последней трети XIX - начале XX века - в период интенсивного формирования в России собственной философской традиции. Этот процесс шел параллельно с процессом выработки философского языка и механизма высказывания философских идей, образования философских течений и направлений. Ориентиром в этом процессе служили, в основном, западные учения, вызывавшие неоднозначную оценку у молодых российских философов и, как результат, бурную полемику, что побуждало их к апробации идей и формулированию собственных концепций.

Одним из западных философских учений, привлекших пристальное внимание русских философов, было учение Эдуарда фон Гартмана. Рецепция идей Гартмана в России связана с поиском альтернативных концепций в период всеобщего увлечения позитивизмом и в первую очередь с исканиями B.C. Соловьева, а также со специфическим политическим фоном, который обусловил быстрое усвоение философских оснований пессимистического мировоззрения, пропагандируемого А. Шопенгауэром и Э. Гартманом. Реакционный политический курс, взятый русским правительством, оправдывался западными пессимистическими учениями.

Близостью идей Шопенгауэра и Гартмана определяется основная сложность

исследования, так как иногда разграничить влияние и, соответственно, рецепцию конкретного философа при отсутствии прямых ссылок на него очень трудно, а подчас практически невозможно. Но размытость отражения идей немецких философов-пессимистов в русском «зеркале» вовсе не подразумевает идентичность самих идей.

Однако проблемное поле, связанное с рецепцией гартмановских идей гораздо шире, чем это кажется на первый взгляд. Оно включает в себя также вопрос о культурно-историческом значении научно-технического прогресса и основаниях русского модернизма, полемику о методах познания и спор об онтологической сущности бессознательного и многие другие. При очерчивании проблемного поля обнаруживаются лакуны в современном представлении о месте философских идей Э. Гартмана в русском философском дискурсе.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается прежде всего в том, что без исследования и осмысления рецепции философских идей Э. Гартмана в России вся картина русской философии и культуры последней трети XIX -начала XX вв. окажется неполной, а наше понимание особенностей ее развития -недостаточным, многие русский философ, ученый или художник был знаком с его идеями, проявлял интерес к его философской системе или даже страстно увлекался ей.

Степень научной разработанности

Необходимо сразу же оговориться, что фундаментального русскоязычного (аутентичного или переводного) исследования о философии Э. Гартмана в России до сих пор нет. В 2010 г. издательство URSS переиздало основной труд Гартмана - «Философию бессознательного»1, представляющий собой подробный перевод-пересказ, выполненный в 1873 г. со 2-го немецкого издания (всего же состоялось

1 Гартман Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного / Пер. со 2-го нем. изд., предисловие и введение A.A. Козлова. Т. 1: Бессознательное в явлениях телесной и духовной жизни. М.: Тип. Грачева и Ко, 1873. - 322 с. Переиздано: М.: КРАСАНД, 2010. -322 с. Он же. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного / Пер. со 2-го нем. изд., предисловие и введение A.A. Козлова. Т. 2: Метафизика бессознательного. М.: Тип. Грачева и Ко, 1875. - 430 с. Переиздано: М.: КРАСАНД, 2010. - 430 с.

11 прижизненных изданий, исправленных и дополненных) русским философом A.A. Козловым. Полного, терминологически выверенного перевода этого труда на русский язык по-прежнему не существует. В 2011 г. на переиздание этой книги откликнулись современный отечественный критик, литературовед М.Е. Бойко2 и поэт A.A. Витухновская, что можно рассматривать как начало возрождения в России интереса к гартмановской философии бессознательного.

Упоминаний о Гартмане в обширной литературе, посвященной русской философии, достаточно много. Вместе с тем философию Гартмана российские исследователи рассматривают часто лишь в связи с конкретными концепциями или отдельными идеями, формировавшими российский интеллектуальный контекст к. XIX - н. XX вв. Вписывая учение Гартмана в этот контекст, исследователи, однако, его неизбежно фрагментируют, поскольку рассматривают только ту его сторону или часть, которая находится в тесной связи с идеями того или иного интересующего их русского философа. Например, указали связь с философской системой B.C. Соловьёва указывали А.Ф. Лосев3, E.H. Трубецкой4, Т.Г. Масарик5, К.В. Мочульский6, Н.В. Мотрошилова7, Е.А. Прибыткова8, С.Б. Роцинский9, Е. Симова10 и другие. Для соловьевоведов вопрос об

2 БойкоМ. Предел Эдуарда фон Гартмана // НГ Ex libris. 2010. 11 ноября. URL: http://www.ng.ru/ng_exlibris/2010-ll-ll/6_philosophy.html (Дата обращения 15.10.2013) Вместе с А. Витухновской М. Бойко разрабатывает теорию «аннигилизма», истоки которой, по версии авторов, можно найти у Э. Гартмана.

3 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. С. 203-205.

4 Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьева. Т.1. М.: Тов.тип. А.И.Мамонтова, 1913. С. 49-50.

5 Масарик Т.Г. Россия и Европа: Эссе о духовных течениях в России. Т.II, кн. II, части 2-5; Кн. III, часть I. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 264, 270, 282-283, 304.

6 Мочульский К. В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение// Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995. С. 75-77,87-90, 95, 101, 113.

7 Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, JI. Шестов. М.: Республика, Культурная революция, 2006. С. 75-77.

о

Прибыткова Е.А. В поисках «этического минимума»: Г. Еллинек, Э. ф. Гартман, Вл. Соловьев // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2006-2007 [8]. М.: Модест Колеров, 2009. С. 307-345. Она же. Владимир Сергеевич Соловьев о нравственном призвании права // Вопросы философии. 2011. №8. С. 98-110. Она же. Искусство добра и справедливости: от Э. фон Гартмана к Вл. Соловьеву // Соловьевские исследования. 2008. Вып. 16. С. 129-149.

9 Роцинский С Б. Формирование основ онтологии всеединства // Соловьевские исследования. Вып. 3 (27). 2010. С. 4-12.

соотношении идей русского и немецкого мыслителей до сих пор является открытым.

Перекличку в философских исканиях К.Н. Леонтьева заметили

С.Н. Трубецкой11, Ю. Иваск12, C.B. Зубов13, А. Валицкий14, А.Р. Геворкян15, в

футурологической концепции Н.Ф. Федорова - С.Г. Семенова16, в идее

вселенского чувства И.И. Лапшина - В.В. Большакова17.

Также И.А. Андреева и A.B. Гулыга обращают внимание на рецепцию идей

философов-пессимистов (Шопенгауэра и его популяризатора Гартмана) в России

на С.Н. Булгакова, В.В. Розанова и других русских идеалистов . Стоит отметить, что до сих пор отдельного издания посвященного рецепции Шопенгауэра в России нет.

Такой же принцип выборочное™ присущ исследователям-литературоведам. Так, М.С. Гус19 характеризует философские построения, в том числе и Гартмана, в окружении которых созревали литературные замыслы Ф.М. Достоевского. Н.Я. Берковский20 и В.В. Кожинов21 указывают на интерес Ф.И. Тютчева к

10 Сгшова Е. Соловьов за Едуард фон Хартман или Соловьов и Едуард фон Хартман // Владимир Соловьов и западноевропейската философска традиция. София: ИК «КОТА», 2001. С. 101-107.

11 Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // Константин Леонтьев: pro et contra. Том I.

СПб.: Изд. Русского Христиан, гуманит. ин-та, 1995. С. 157.

12

Иваск Ю. Константин Леонтьев // Константин Леонтьев: pro et contra. Том II. СПб.: Изд. Русского Христиан, гуманит. ин-та, 1995. С. 466, 535.

13 Зубов C.B. Парадоксы Константина Леонтьева. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2007. 2-е изд. С. 46.

14 Валицкий А. История русской мысли от просвещения до марксизма / Пер. с англ. В.Л. Махлина. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. С. 331.

15 Геворкян А.Р. Пессимизм и религия // Вопросы философии. 1998. № 1. С. 166.

16 Семенова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров. М.: Пашков дом, 2004. С. 373-374.

17 Большакова В.В. И.И. Лапшин о психологии мистического познания и «вселенского чувства» // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 2. С. 82-93. Большакова В.В. И.И. Лапшин о проблеме единства и индивидуальности сознания человека // Ученые записки Волго-Вятской академии государственной службы. Гуманитарные науки. 2008. № 2. [Интернет-издание] URL: http://ranhigs-nn.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/07/lapshin2_08.pdf (Дата обращения 15.10.2013)

18 Гулыга А.В., Андреева И.С. Шопенгауэр. М.: Мол. Гвардия, 2003. С. 321-354.

19 Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. М.: Художественная литература, 1971. С. 266267, 269 и др.

20 Берковский Н.Я. Книга о Тютчеве, изданная в Финляндии // Русская литература. 1967. № 2.

гартмановской системе в связи с Шеллингом и пессимизмом. Литературоведы М.С. Агурский22 и Д.А. Балика23 отмечают влияние Гартмана на М. Горького, И.А. Дергачев24 - на Д.Н. Мамина-Сибиряка, Г.В. Петрова25 - на И.Ф. Анненского, М. Горький26, Л.Н. Афонин27 и Пак Сан Чжин28 - на

29

Л.Н. Андреева, Е.С. Грачевская - на В.М. Гаршина, Иванова Г.Д. - на японского писателя Мори Огайя30. Л.Н. Назарова31 указывает, что А.И. Эртель неслучайно для характеристики своего героя очерчивает в романе круг чтения, в который входит Э. Гартман. В.В. Боровский обратил внимание на все поколение Серебряного века, воспитанное на шопенгауэровско-гартмановском пессимизме, назвав его представителей «лишними людьми»32.

В 1929 г на Э. Гартмана ссылается К.С. Бакрадзе33 в связи с критикой диалектического метода Гегеля. В том же году выходит статья В. Асмуса в

С. 192.

21 Кожиноъ В.В. Пророк в своём отечестве. Федор Тютчев - Россия век XIX. М.: Алгоритм, 2001. С. 399.

22 Агурский М. С. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. №8. С. 55,59, 60.

23 Балика Д.А. Горький над страницами философских книг (По неизданным материалам) // Новый мир. 1938. № 8. С. 257-258.

24 Дергачев И.А. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. Критико-биографический очерк. Свердловск, 1981. С. 155.

-ус

Петрова Г.В. Творчество Иннокентия Анненского. Учебное пособие. Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2002. С. 20.

26 Горький М. Предисловие к роману Андреева «Сашка Жегулев» // Литературное наследство. Т. 72: Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М.: Наука, 1956. С. 402.

27 Афонин Л.Н. Леонид Андреев. Из неопубликованного. Орел: Изд. Александр Воробьев, 2008.

С. 49.

28

Пак Сан Чжин. Панпсихизм в драматургии Л.Н. Андреева. Диссертация на соискание научное степени кандидата филологических наук. СПб., 2007. С. 5. (На правах рукописи)

29 Грачевская Е.С. Творчество В.М. Гаршина в контексте идей А. Шопенгауэра - Э. Гартмана // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 3 (41). С. 67-69.

30 Иванова Г.Д Мори Огай. М.: Наука, 1982. - 246 с.

31

Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература конца XIX - начала XX веков. Л.: Наука, 1979. С. 101.

32 Боровский В.В. Лишние люди // Воровский В.В. Статьи о русской литературе. М.: Художественная литература, 1986. С. 124.

33 Бакрадзе К.С. Проблема диалектики в немецком идеализме // Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Т. 1. Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1981. С. 28-263.

«Большой советской энциклопедии»34, где философия Гартмана представлена как «огромный шаг назад» по сравнению с гегелевской системой. В 60-е с критикой

35

Гартмана в сравнении с Гегелем выступит М.М. Розенталь . В 1967 г.

36

А.П. Шептулин представляет гартмановскую концепцию в истории развития философских категорий. В Полемика народников о метафизике и идеализме, а, соответственно, и об учении Гартмана, была описана В.А. Малининым37. В 1960-ее гг. появилась словарная статья о Гартмане Б.Э. Быховского в Философской энциклопедии38 и в 1970-ее гг. выходит его же публикация о немецком философе в БСЭ39, а также в 1980-е гг. в Философском энциклопедическом словаре40. В 70-е гг. XX в. в связи с проблемой иррационализма о Гартмане вспоминают Ю.Н. Давыдов41 и Г.Н. Велиев42, в связи с шопенгауэровским учением -И.С. Нарский43; Э.В. Ильенков упоминает Гартмана в полемике с Нарским о понятии «идеального»44. В 1973 г. Е.С. Линьков45 в обзоре литературы о

34 Асмус В. Эдуард Гартман // Большая советская энциклопедия. Т. 14. М.: АО «Советская энциклопедия», 1929. С. 644-647. Надо отметить, что во втором издании БСЭ статья о Гартмане будет предельно краткой и перечисляет только основные труды философа. См.: Эдуард Гартман // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Под ред. Б.А. Введенского. Т. 10. М.: ГНИ «Большая Советская энциклопедия», 1952. С. 254.

35 Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. С. 310, 311, 328, 359.

36 Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.: Наука, 1967. С. 55-56.

37 Малинин В.А. Философия революционного народничества. М.: Наука, 1972. С. 51, 52, 56, 69, 70, 84, 159, 169.

38 Быховский Б.Э. Гартман Эдуард // Философская энциклопедия. Т. 1. М.:ГНИ «Советская энциклопедия», 1960. С. 326.

Быховский Б.Э. Гартман Эдуард // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 6.. М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1971. С. 134-135. Кол. 390-391.

40 Быховский Б.Э. Гартман Эдуард // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н.[ и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 102.

41 Давыдов Ю.Н. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы // Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании: Реф. сб. М.: ИНИОН, 1979. Вып. 1С. 113-118.

42 Велиев В.Г. Проблема бессознательного в философии иррационализма // Ученые записки Азербайджанского университета. Серия исторических и философских наук. Баку: Изд-во АзерГУ. 1978. № 3. С. 11-17.

43 Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века. Учеб. Пособие. М: Высшая Школа, 1976. С. 547-550.

44 Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 230.

45 Линьков Е.С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1973. С. 10.

Г.Ф.Й. Шеллинге представляет точку зрения Гартмана на позитивную философию. Словарные статьи «Гартман Эдуард» публикуются в 1970 г. в «Кратком философском словаре»46, а в 2000-х в Новой философской энциклопедии47. Для издания 1999 г. «Новейшего философского словаря»

48

В.И. Овчаренко пишет статью о Гартмане, а для переиздания 2000 г. -A.A. Легчилин и Т.В. Медведок49.

Непосредственно вопрос о рецепции Э. Гартмана на русскую философскую мысль был поставлен О.Н. Грищенко50 в 1993. В своем обзоре исследователь рассматривает широкий круг литературы периода знакомства и адаптации, но, к сожалению, не делает выводов о значении гартмановских идей для русской философии.

51

Специалист в области психологии Ф.В. Басин в труде «Проблема бессознательного» (1968) отдает должное немецкому философу лишь в том, что понятию «бессознательное» Гартман отдал всю свою жизнь. Басин признает тот факт, что в кругах интеллигенции, настроенной иррационалистически, в конце XIX в. идеи Гартмана были весьма популярны, но решение вопроса о «бессознательном», по его словам, с позиции гегелевского объективного идеализма историк психологии считает неадекватным и не рассматривает его. A.C. Выготский же еще в 1930-х гг. отметил, что «Гартман и Мюнстерберг в проблеме бессознательного соответствуют Гуссерлю и Павлову в проблеме

46 Гартман Эдуард // Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К Пантина.