автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Творчество Виктора Александровича Гартмана, 1834-1873
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Мутья, Наталья Николаевна
Введение.
Глава 1. Жизненный и творческий путь
В.А. Гартмана.
Глава П. Архитектурное творчество.
Ранние архитектурные проекты.
Работа над Мануфактурной (1870) и
Политехнической (1872) выставками.
Постройки для семьи Мамонтовых.
Доходные дома.
Глава Ш. Театрально-декорационное творчество.
Балет Ю. Гербера "Трильби" (1871).
Опера М. Глинки "Руслан и Людмила". Опера А. Серова "Вражья сила" (1871).
Глава 1У. Декоративно-прикладное творчество.
Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Мутья, Наталья Николаевна
Актуальность темы. Цели и задачи диссертации. Проблемы русского искусства второй половины XIX века всегда привлекали к себе внимание искусствоведов. По названному вопросу существует обширная библиография. Несмотря на это, есть немало тем, в том числе и монографических, которые недостаточно исследованы. Одной из них является творчество Виктора Александровича Гартмана.
Его имя сегодня известно немногим. Но в свое время эта яркая, талантливая личность сыграла значительную роль в развитии определенного этапа русской художественной культуры. Он проявил себя в самых разных областях от архитектуры до декоративно-прикладного искусства, работал для театра, был замечательным рисовальщиком, иллюстрировал книги. В. В. Стасов, высоко ценивший талант Гартмана, помимо прочего считал его превосходнейшим акварелистом.
С именем Гартмана связано зарождение фольклорного варианта русского стиля в архитектуре третьей четверти XIX века. Ему же принадлежит оформление нескольких театральных постановок, одна из которых, "Руслан и Людмила" произвела впечатление на И.Е. Репина, и, в какой-то степени, вдохновила его на замысел картины "Садко".
Имя Гартмана прочно связано с именем композитора М.П. Мусоргского. Последний, побывав на посмертной экспозиции произведений Гартмана, под впечатлением от нее написал свои знаменитые "Картинки с выставки".
Современникам В. Гартман был известен как автор проекта оформления Всероссийской Мануфактурной (1870) и 4
Политехнической (1872) выставок. Разрабатывал он и образцы мебели и других предметов декоративно-прикладного искусства в "русском стиле". Во многих аспектах его деятельность предвосхитила и труды членов Абрамцевского кружка в области архитектуры, декоративно-прикладного искусства, находки театральных постановок Гартмана будет развивать В. Васнецов в декорациях, созданных для Частной оперы С. Мамонтова.
Возможно оценка творчества Гартмана современниками, в частности Стасовым, который говорил, что "ни у кого из русских архитекторов не было до сих пор такой фантазии, изобретательности и новизны, как у него",1 была несколько завышенной, но и забвение его несправедливо. В связи с вышеизложенным становится особенно актуальным изучение творческого наследия В.А. Гартмана. Поэтому целью работы является исследование творчества этого мастера, определение его места в истории русской художественной культуры второй половины XIX века. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. выявить, по возможности, все произведения Гартмана и определить их хронологическую последовательность, для этого определить наличие и проработать изобразительные (рисунки, чертежи и т.д.) и письменные (архивные материалы, периодическая печать XIX века) источники;
2. сравнить, по возможности, произведения Гартмана с работами предшествующих и современных ему авторов;
3. выявить этапы в творческом развитии Гартмана;
4. рассмотреть вопрос художественного универсализма творчества Гартмана;
5. обозначить место Гартмана в истории русской культуры второй половины XIX века. 5
Мы обращаем внимание прежде всего на графическое наследие Гартмана.
Общий обзор источников и литературы. Документальных сведений о жизни и творчестве Гартмана сохранилось немного. В списке архивных дел проработанных нами фондов мы приводим лишь наиболее значимые и информативные для характеристики творчества мастера.
Наиболее интересным для выявления биографии Гартмана является личное дело, находящееся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург).
В этом же архиве хранятся документы, содержащие сведения о работе Гартмана над оформлением Всероссийской мануфактурной выставки.
Некоторые личные письма художника хранятся в Российской Национальной библиотеке (фонд В.В. Стасова).
Большой фактологический материал содержится в подготовительных записках Н. Собко к каталогу персональной выставки Гартмана (Архив Собко, РНБ).
Интерес для исследования творчества Гартмана представляют критические материалы, помещенные в периодических изданиях второй половины XIX - начала XX века, как специализированных, например, журнале "Зодчий", так и издаваемых для широкого круга читателей газетах и журналах: "Всемирная иллюстрация", "Голос", "Иллюстрированная газета", "Пчела". В статьях и заметках, напечатанных в этих изданиях, отмечается талант Гартмана как архитектора, акварелиста, театрального художника, создателя оформления Всероссийской мануфактурной и Политехнической выставок.
В 70-е годы XIX века выходит только одна монографическая статья о В.А. Гартмане. Она была написана 6
В.В. Стасовым. Критик характеризует в ней Гартмана как самого талантливого архитектора того времени. Такая трактовка вызвала обратное действие - вместо признания в среде архитекторов заслуг Гартмана возникло некоторое неприятие его творчества. Большой интерес представляет и каталог посмертной выставки Гартмана, составленный в 1874 году Н. Собко.
Отношение критики к творчеству Гартмана проявилось неоднозначно. Уже в конце XIX века многие его произведения рассматривались как проявления "петушиного" стиля. Да и впоследствии, в 1902 году, А. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке", исследуя процесс развития декоративно-прикладного искусства, писал: "Только с тех пор, как Васнецов дал свои спокойные, прекрасные образчики, стало ясно, как далеки были от истинно русской красоты сухие академические пародии, а также вся превозносимая Стасовым абракадабра "петушиного стиля", изобретенного Гартманом и Ропетом и развитого до последних пределов безобразия их слабосильными подражателями вроде Богомолова, Шервуда и Парланда. Чудовищная пестрота, нарочитая тяжеловесность и нелепость их произведений ничего не имеют общего с высоким, благородно спокойным, монументальным, а подчас уютным и затейливым творчеством тех древнерусских людей, которые создали мощные стены Кремля, дивные соборы Ярославля и Владимира и такую массу всевозможных, поразительных по мысли и изяществу, предметов".2 Эта негативная позиция привела к тому, что впоследствии имя Гартмана стало постепенно забываться и приумолялся его вклад в развитии русского искусства.
На протяжении всего XX века искусство второй половины XIX века рассматривалось также неоднозначно. Это 7 относится не только ко всему периоду, но и к творчеству отдельных представителей искусства того времени.
Деятельность Гартмана достаточно многогранна. О нем писали историки архитектуры, музыковеды, театроведы, исследователи, занимающиеся изучением истории выставочного дела, театрально-декорационного искусства.
В 50-е годы нынешнего столетия о Гартмане упоминает в своем исследовании о театрально-декорационном искусстве второй половины XIX века Ф.Я. Сыркина. Она обратила внимание на становление реализма в театральных постановках того времени. В связи с этим, спектакли, носящие эклектичный характер оформления, не входили в круг ее интересов, и она несколько игнорировала подобные постановки. Гартман же работал над спектаклями, в которых был ярко выражен эклектический подход в оформлении. Сыркина отмечает те спектакли, в создании которых принимал участие Гартман, но не рассматривает их.
В 70-е годы у историков архитектуры постепенно начинает вызывать интерес период историзма.
Как уже отмечалось выше, имя Гартмана связано с развитием "русского стиля". Практически ни одно исследование об архитектуре второй половины XIX века не обходится без более или менее серьезного освещения этого явления в русской архитектуре и деятельности Гартмана, который был одним из зачинателей "русского стиля". Е.И. Кириченко в статье "Три мастера", посвященной творчеству М.Д. Быковского, В. А. Гартмана, Ф.И. Шехтеля, считает, что деятельность Гартмана характеризует целый этап в русской архитектуре, совпадающий с пореформенными 18601870 годами.3 Этот же автор в своем труде "Русская архитектура 1830-1910-х годов" отмечает, что "Виктор Алек8 сандрович Гартман - одна из самых ярких фигур в архитектуре пореформенной поры и самый последовательный представитель демократического фольклорного направления "русского" стиля".4 Е.А. Борисова в труде "Русская архитектура второй половины XIX века" отмечает проекты, постройки и выставочные сооружения Гартмана, выполненные в "русском" стиле. О Гартмане упоминает и В.Г. Лисовский в исследовании "Национальные традиции в русской архитектуре XIX - начала XX века". В контексте темы исследования он давал следующую характеристику этому явлению во второй половине XIX века: "Одной из наиболее характерных особенностей движения за "национальный стиль" можно считать образовавшуюся в его рамках теснейшую связь архитектурно-строительной практики, исторических исследований и теории. Можно также утверждать, что "национальному стилю" в большей мере, чем эклектике в целом, были свойственны унаследованные от первой половины XIX века романтические черты. Только во второй половине столетия романтический пафос "национального стиля" был направлен не против классицизма, а против эклектики в ее общеевропейском варианте, утвердившемся и в России. Однако методы решения архитектурных задач, применявшихся сторонниками "национального стиля" были эклектичными по существу, а романтический "накал" создававшихся ими композиций ощущается далеко не всегда и в разной степени -в зависимости от того с какой творческой индивидуальностью или с каким конкретным произведением мы сталкиваемся".5 Одними из наиболее интересных построек этого времени он называет сооружения Гартмана. 9
Можно отметить, что изучены отдельные постройки Гартмана в "русском" стиле, но не изучены пути прихода Гартмана к этому стилю.
В последнее время исследуется и такое многогранное явление в русской культуре как выставки. Уделяется большое внимание и выставочной архитектуре. Этому вопросу посвящена диссертация Ю.А. Никитина "Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX - начала XX веков".6
Интересна и статья Е.И. Кириченко "К вопросу о пореформенных выставках России как выражения исторического своеобразия архитектуры второй половины XIX века". Здесь она отмечает то, что для более полного представления об архитектуре того времени недостаточно только искусствоведческих методов исследования. "Думается, лишь сочетание культурологического и художественного анализа, соотнесение архитектурных форм с исторически меняющимся представлением о прекрасном, а того и другого - социальными и культурными процессами в состоянии помочь раскрытию специфики эстетически выразительного в зодчестве второй половины XIX в."7 . И хотя в задачу статьи и не входило дать анализ архитектуре выставок, она привлекает внимание многогранностью исследования такого феномена в культуре России того времени как выставки.
Об участии Гартмана в Мануфактурной выставке упоминает и А.Л. Пунин в исследовании "Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века".8
В этих трудах отмечается деятельность Гартмана как архитектора Всероссийской мануфактурной и Политехнической выставок. Но практически не рассматривается во
10 прос о создании Гартманом минивыставок - экспозиций товаров различных фабрик и заводов.
Уделялось внимание и работе Гартмана в области декоративного искусства. До недавнего времени к этому виду изобразительного творчества второй половины XIX века относились несколько предвзято. В обобщающем многотомном труде о русском декоративном искусстве, изданном под редакцией А.И. Леонова, этому периоду даются в основном негативные оценки. К примеру, в статье, посвященной изделиям из драгоценных металлов, отмечается следующее: "Стремление создать в прикладном искусстве свой национальный русский стиль и в связи с этим углубление интереса к древнерусскому искусству, к народному творчеству, нарастающее на протяжении всей второй половины XIX века и особенно своеобразно проявившееся в конце столетия и начале XX века, вызывает к жизни возврат таких давно отживших, ушедших из быта форм утвари, как братины, ковши, чары и чарки, высокие стопы. Повторенные в сильно искаженном виде, они используются в качестве декоративных сосудов как юбилейные подношения. Серебряные солонки делаются в форме деревянной солоницы с перекинутым через нее вышитым полотенцем, сосуды для вина - в виде деревянного ковша с мелкими ковшиками, черпаками или в форме деревянной бадьи, стянутой обручами."9
В настоящее время к декоративному искусству периода историзма подходят более объективно, рассматривая его развитие во всех аспектах.
Опять-таки нет исследования, посвященного деятельности Гартмана в этой области искусства. Отмечаются лишь отдельные его эскизы и изделия, изготовленные по ним.
11
Музыковеды проявляют также интерес к творчеству Гартмана. Чаще всего это происходит в связи с созданием М.П. Мусоргским музыкального произведения "Картинки с выставки", посвященного творчеству Гартмана. Не умоляя достоинств работ музыковедов в области музыкальных изысканий, хочется отметить некоторые неточности фактологического плана, касающиеся работ Гартмана - прообразов музыкальных характеристик Мусоргского. К примеру, В.А. Васина-Гроссман замечает следующее: " До выхода в свет нового издания "Картинок с выставки" лишь очень немногие могли знать, что диалог богатого и бедного еврея, психологическая и социальная острота которого уже более ста лет восхищает слушателей, полностью "придумана" Мусоргским. У Гартмана это два совершенно независимых произведения, отличающиеся и по формату, и по технике выполнения ("Богатый еврей в меховой шапке" - карандаш, сепия, лак. "Старик" - карандаш, акварель). Первая из картинок - явно портрет (это подчеркивается и ее овальной формой), очень закончена и отделанна. Вторая - скорее этюд, набросок чем портрет. Бытовые "приметы" - палка, на которую опирается сидящий старик, чем-то набитый мешок, лежащая на нем измятая шляпа, - видимо, указывают на его профессию старьевщика. Мусоргский свел вместе людей, изображенных Гартманом порознь, сделал одного из них униженным просителем, а другого - неприступным гордецом, вероятно заимодавцем, неумолимым, как шекспировский Шейлок".10 В действительности же вторая акварель представляет собой "Итальянца старика в красном жилете, отдыхающего возле своей ноши"11 . И хотя высказывание Васиной-Гроссман из-за этой неточности не изменяет содержания музыкальной характеристики, список гартмановских
12 работ, легших в основу музыкального произведения Мусоргского, требует уточнения. Следует отметить, что ошибка появилась ранее - еще со статьи Э. Фридман, которая сопровождала факсимильное издание "Картинок с выставки"12 . Рисунок же с изображением "Бедного сандомирского жида", некогда принадлежащий Мусоргскому и, очевидно, являющийся действительным прообразом музыкальной "зарисовки", созданной композитором, нам, к сожалению, не известен.
Уже в работе Васиной-Гроссман отмечается то, что в упоминаемом нами факсимильном издании "Картинок с выставки", сопровождающимся репродукциями работ Гартмана, отбор последних "слишком уж строг: не воспроизведена, например, картинка, изображающая развалины замка, на том основании, что на ней нет трубадура, поющего песню"13. Японские исследователи истории создания Мусоргским "Картинок с выставки" идут по другому пути - они приводят практически все сохранившиеся акварельные работы Гартмана, которые хотя бы мало-мальски соответствуют названию музыкальных пьес. К примеру, пьесу "Старый замок" они "иллюстрируют" изображениями и замка в Периге (путевая зарисовка пенсионерских лет Гартмана), и замков Черномора (эскизы декораций к опере М. Глинки "Руслан и Людмила") . Не обходится и без социологизма - пьесу "Быдло" они соотносят не столько с изображением телеги с волами, сколько со сценой военной экзекуции перед церковью в Белостоке, где наказуемый уподоблен скоту.
Упоминает о том, что Гартман работал над оформлением опер исследователь истории русского оперного театра А. Гозенпуд. Не касаясь художественной стороны работ Гартмана, он дает информативный материал о них.
13
Многогранная деятельность Гартмана оставила глубокий след в разных видах изобразительного искусства. Однако, до сих пор нет исследования, которое бы содержало характеристику художественного универсализма творчества Гартмана. Решение этой задачи мы себе и ставим целью.
В основном наше исследование будет строиться на изучении графического наследия Гартмана. Именно оно в настоящее время дает наиболее полное представление о многообразии его творчества.
Его эскизы, проекты, чертежи, зарисовки хранятся во многих музеях России. Среди них: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Институт Русской литературы (Пушкинский дом) , Научно-исследовательский музей Академии художеств, отдел рукописей Российской национальной библиотеки, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им A.B. Щусева, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Всероссийский музей A.C. Пушкина.
Сведения о домах, над созданием внутреннего убранства которых работал Гартман, содержатся в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
14
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Виктора Александровича Гартмана, 1834-1873"
Заключение.
В итоге настоящей работы впервые изучено в своей совокупности творческое наследие В.А. Гартмана, архитектора фольклорного направления "русского стиля" второй половины XIX века, театрального художника, художника прикладника.
В ходе исследования нами была уточнена дата рождения Гартмана - не 23 апреля 1834 года, а 24 мая того же года.
На наш взгляд можно выделить два периода в творчестве Гартмана. Первый период с 1857 по 1869 год -пробы в области практического строительства, окончание Академии художеств, изучение исторического наследия европейской архитектуры прошлого и поисков современных архитекторов во время пенсионерской поездки, первые самостоятельные проекты в русском стиле.
Еще учась в Академии художеств Гартман работал как архитектор-практик при своем дяде архитекторе А. Гемилиа-не - Гартман был его старшим помощником при строительстве дома Мясникова, одной из самых удачных построек середины XIX века в духе "Растрелли". Гартман проявил свой инициативный характер в создании проекта застройки Румянцевской площади. Опыт практической работы и самостоятельного проектирования окажет большое воздействие на формировании будущего архитектора феерических проектов.
Гартман работает совместно с М. Микешиным над созданием архитектурной части памятника 1000-летию России.
Гартману были тесны рамки профессии архитектора - он расписывает комнату в "помпеевском вкусе" в доме Мясникова, иллюстрирует литературные произведения, создает многочисленные зарисовки жанровых сцен, портретов-типажей
131 людей различных сословий и национальностей. Все это говорит о предпосылках универсализма его творчества.
Проект библиотеки на получение большой золотой медали он решает под сильным воздействием классицизма, особенно ясно это проявляется в разработке плана, но в интерьерах уже ощутимы черты эклектики.
Во время пенсионерской поездки Гартман знакомится с достижениями европейских архитекторов в области создания новых конструкций, новых типов сооружений. Полученные знания он впоследствии применит в своих проектах и постройках. Изучал Гартман и архитектуру прошлого. Нами впервые приводится в прилагаемом каталоге наиболее полный список эскизов ^Ье Лиможского собора, сделанных Гартманом.
Казалось бы, Гартмана привлекает все многообразие стилевых направлений эпохи историзма. Но уже первый его самостоятельный проект - "Городские ворота для Киева" -говорит о том, что у него постепенно вырабатывается стремление к проектированию в "русском" стиле.
Вторая половина XIX века - это время расцвета "русского стиля" в русском искусстве. Именно в этот период Россия переживает период реформ. Свершается отмена крепостного права, осуществляется реформа местного самоуправления, проводятся городская реформа и реформа судопроизводства, военная реформа. Происходит рост самосознания нации. Наблюдается тяга к воссозданию "времен связующей нити" между искусством средневековой Руси и Нового времени, прерванной петровскими реформами. Историки проявляют интерес к прошлому своей страны. Литераторы в своих произведениях обращаются к изображению народного быта древней Руси. Крестьяне становятся героями живописных по
132 лотен, скульптурных произведений. Композиторы изучали русский музыкальный фольклор. Архитектура, декоративно-прикладное искусство также не оставались в стороне от увлечения народным искусством. Но если для XIX века аналогом официально понятой народности был русско-византийский стиль, то в третьей четверти XIX века им становится фольклорный вариант русского стиля. Гартман становится его ярким выразителем.
Гартман формировался как архитектор под влиянием творчества A.M. Горностаева, преподававшего тогда в Академии художеств. Горностаев был одним из предвозвестников демократического направления русского стиля. На Гартмана оказало воздействие и творчество Резанова, особенно его проект оформления русского отдела на Международной' выставке 1867 г. в Париже в "русском" стиле. Но именно произведениям Гартмана суждено будет стать наиболее оригинальными творениями в этом стиле, что подтверждал уже его проект "Городских ворот для Киева".
Второй период - с 1869 по 1873 год - самостоятельная работа Гартмана не только в области архитектуры, но театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусств, рекламного дела.
С именем Гартмана связано создание Всероссийской мануфактурной выставки (Петербург, 1870). В работе Гартмана над архитектурой выставки сказался опыт его знакомства с новыми конструкциями, полученный во время пенсионерской поездки. Он смог соединить русский стиль с этими новыми конструктивными решениями. Однако, целостного стилевого решения ему создать не удалось. Фасад основного здания выставки был решен в стиле позднего французского
133
Возрождения, в отличии от внутреннего убранства - решенного в фольклорном характере.
Гартман внес много нового в оформление минивыставок продукций различных предприятий. Он создает как традиционные объекты для представления товаров, такие как: витрины, шкафы, так и нетрадиционные, близкие к скульптуре поп-арта - гигантские свечи, сахарные головы, рельсовые "сияния". В своих экспозициях Гартман учитывает многогранную направленность этих минивыставок - рекламную роль, просветительскую характеристику, объекта праздничного времяпрепровождения.
Неординарные проекты Гартмана витрин, шкафов, киосков, наряду с проблемой недостатка экспозиционных площадей, необходимых для большого числа экспонатов, способствовали возникновению на последующих выставках отдельных павильонов.
Проекты Гартмана переделки зданий Соляного городка под музей прикладных знаний, позволили нам высказать предположение, что Гартман один из первых предлагает строительство музейных зданий в "русском стиле", что впоследствии станет характерной чертой архитектуры второй половины XIX века.
Для Московской Политехнической выставки (1872) Гартман создает павильон. Военного музея и Народный театр. Опять-таки эти проекты отличались интересными конструкциями (оба сооружения были сборно-разборными) и образностью архитектурного замысла, решенного в "русском стиле". Павильоны, возведенные по проектам Гартмана, наряду с подобными строениями других архитекторов, столь удачно вписывались в старинный сложившийся ансамбль застройки Моек
134 вы, что было решено реконструировать центр города. Новые постройки были возведены в русском стиле.
Гартман работал и над выставками не носящими характера всероссийских. В прилагаемом нами каталоге работ Гартмана впервые приведен список эскизов к Охотничьей выставке (?) (ГРМ).
Гартман работал и над проектированием Зоологического сада в Москве (1872) . Этот проект связан с развитием выставочной архитектуры. Он близок по своему решению и к работами Ф. Шехтеля для антрепренера Лентовского (сад "Эрмитаж", архитектурная часть коронационного торжества 1883 года и мн. др.).
Вплоть до XX века сохраняется традиция возведения выставочных павильонов в русском стиле, чему немало способствовала и деятельность Гартмана в области выставочной архитектуры.
В диссертации впервые собран воедино сохранившийся материал по проектированию Гартманом построек для семьи Мамонтовых. Наиболее полно проиллюстрированы этапы работы над дачей Ф.И. Мамонтова в селе Кирееве. Уточнены названия эскизов, потеряли свою безадресность чертежи деталей, обозначенные в издании "Мотивы русской архитектуры" (1875), просто как "детали загородного дома". В действительности, они относятся к чертежам деталей загородного дома Мамонтова. Нами приведены и фотографии этой несохра-нившейся постройки.
Прием облицовки здания типографии А.И. Мамонтова изразцовыми плитами и кирпичом роднит это решение Гартмана с поисками архитекторов "кирпичного" стиля - его современниками, и с поисками архитекторов модерна - представителями последующего этапа развития архитектуры. Подобный
135 же прием он предлагал и для оформления фасада доходного дома Дольникова в Москве.
Гартман один из первых стал возводить в "русском стиле" сооружения гражданской городской архитектуры.
Работы Гартмана окажут большое влияние на развитие архитектуры последующих времен в области выставочного и музейного строительства, в постройке загородных дач, доходных домов. Его фантастические проекты в "русском" стиле, основанные не на сухом археологизме, являются переходным звеном от эклектики к неорусскому стилю конца XIX - начала XX века.
В диссертации собран многогранный материал о театрально-декорационном творчестве Гартмана. Нами были исследованы собрания эскизов Гартмана к театральным постановкам, хранящиеся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургской театральной библиотеке, Всероссийском музее A.C. Пушкина, Российской национальной библиотеке, Институте русской литературы; архивные документы РГИА, Русского музея, СПбГМТиМИ; периодическая печать того времени. В прилагаемом каталоге впервые приведен полный список гарт-мановских эскизов декораций, костюмов, бутафории к балету "Трильби" Ю. Гербера (1871), опере "Руслан и Людмила" М. Глинки (постановка 1871 года), опере "Вражья сила" А. Серова (1871). Нами доказано, что ряд костюмов к балету Гербера был сделан действительно по рисункам Гартмана. Также атрибутирован ряд театральных эскизов Гартмана к опере "Руслан и Людмила" ("Головной убор дев из свиты Черномора, в индийско-русском стиле" (СПб., Театральная библиотека. Э 2084. Л. б, ранее значилась как работа неизвестного художника), "Костюм невольниц Черномора"
136
СПб., Театральная библиотека. Э 2084. Л. 5, ранее значилась как работа неизвестного художника), "Прозрачный намет, опускающийся над Людмилой, когда она падает в обморок при появлении Черномора" (СПб., Театральная библиотека, Э 2083. Л. 10, ранее значилась как работа П.А. Григорьева) . Мы уточняем, что эскиз трона Черномора (СПб., Театральная библиотека. Э 2083. Л. 16), ранее приписываемый Гартману, принадлежит неизвестному художнику; эскиз Черномора (СПб., Э 2083. Л. 1), ранее приписываемый Гартману, принадлежит М. Шишкову. Нами определены сюжеты и даны названия многим рисункам Гартмана. Мы впервые публикуем большое количество фотографий театральных эскизов Гартмана. Также приводим фотографии с зарисовок тех действий спектаклей, над которыми работал Гартман, воспроизведенные по печатным изданиям второй половины XIX века.
Наиболее удачными из театральных эскизов Гартмана являются зарисовки, созданные им под воздействием "русского" стиля. Это эскизы костюмов и бутафории к операм "Руслан и Людмила", "Вражья сила".
Проанализировано влияние работы Гартмана на театральных художников последующих времен, как работающих в Императорских театрах, так и в частных. Гартман оказал воздействие на творчество П. Григорьева, художников Абрамцевского кружка. Мы впервые вводим в научный оборот многие эскизы для театральных постановок, созданные А. Шарлеманем, В. Прохоровым, П. Григорьевым. Мы считаем, что сравнение работ Гартмана с работами этих художников расширяет представления о его творчестве, а также дает более полную картину развития театрально-декорационного искусства периода эклектики, периода во многом еще неизученного.
137
Гартман творил в области музыкального театра. Его работы, в отличии от работ художников, творящих в драматическом театре и тяготевших более к созданию декораций и костюмов передвижнического толка, носили феерический, романтический характер. И именно этой образностью они более близки к произведениям театральных художников последующих времен.
В диссертации впервые детально изучена деятельность Гартмана в области декоративно-прикладного искусства. Гартман создавал эскизы для ювелирных изделий; изделий быта из золота, бронзы; изделий из стекла; мебели; изразцов. Если вначале своей деятельности в этой области искусства Гартмана привлекали разные стилистические направления историзма - известны его эскизы ювелирных изделий в "египетском", "персидском" стилях, то впоследствии он становится ярким приверженцем утверждения "русского стиля". Нами приведены фотографии с проектов Гартмана для декоративно-прикладного искусства, снимки с изделий, изготовленных по его проектам. Нами были атрибутированы изображения блюда и солоницы, исполненные по эскизам Гартмана; высказано предположение, что эскизы канделябра и часов в виде избушки на курьих ножках создавались для интерьера комнаты в "русском" стиле дома А. Полежаева.
Гартман расширяет круг источников мотива. Он использует графическое наследие прошлого, народную вышивку и ткачество, деревянную резьбу и в проектах для изделий из стекла, и в создании бронзовых подсвечников и часов и мн. др. Гартман сотрудничает как с государственными предприятиями - например, Императорским стекольным заводом, так и с частными - ювелирной фабрикой Сазикова.
138
Создания Гартмана всегда образны. Опоэтизированность "русского стиля" в изделиях декоративно-прикладного искусства, созданных по проектам Гартмана, роднит их с поисками в этой области искусства художников Абрамцевской мастерской, мастерских Талашкина, которые также обращаются к истокам народного творчества.
В диссертации нами поднят вопрос и о универсализме творчества Гартмана. Немаловажной чертой такой многогранности интересов явилось то, что его работы во всех видах искусства создавались в основном под "знаком" "русского" стиля.
В диссертации рассмотрен и вопрос о влиянии Гартмана на художественную культуру второй половины XIX века. Многогранная деятельность Гартмана оказала значительное влияние на архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационную живопись, музыку, живопись второй половины XIX века. Здесь можно вспомнить произведения И. Ропета, М. Микешина, П. Григорьева, М. Мусоргского, Е. Репина.
Творчество В.А. Гартмана формально по своим приемам соответствовало искусству эклектики. Но по своей опоэти-зированности русского народного искусства, выразившейся в его архитектурных, театральных проектах, проектах для декоративно-прикладного искусства, оно связывало искусство второй половины XIX века с романтизмом предшествующего времени и одновременно с поисками деятелей искусства конца века и последующих времен.
Положения диссертации были обсуждены на научно-практической конференции "Философия и педагогика" (г. Нижневартовск, 1999. Нижневартовский государственный педагогический институт).
139
Список научной литературыМутья, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"
1. Абызова E.H. Модест Петрович Мусоргский. М. : Музыка, 1986.
2. Альбом древностей при Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. СПб., 1870.
3. Альтшуллер А. Я. Спектакль в контексте истории. // Спектакль в контексте истории. Л., 1990. С. 3-14.
4. Арензон Е.Р. "Абрамцево" в Москве. К истории художественно-керамического производства С.И. Мамонтова. // Музей 10. М.: Советский художник, 1989. С. 95-102.
5. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX начала XX века. Справочник. Под общей редакцией Д.М. Кирикова. СПб.: Пилигрим, 1996.
6. Базунов С. А. М.И. Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность. // Федор Волков,. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб.: ЛИО Редактор, 1996. С. 195-258.
7. Базунов С.А. А.Н. Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность. // Федор Волков. Щепкин. Глинка. Даргомыжский. Серов. СПб.: ЛИО Редактор, 1996. С. 333-410.164
8. Балашша И., Гал Д.Ш. Русская и советская опера. Путеводитель по операм. Книга 3. М.: Советский спорт, 1993.
9. Балетная хроника. "Золотая рыбка". // Иллюстрированная газета. 1867. № 45. С. 315.
10. Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Тт. 1-7. СПб.: Изд-во ред. журн. "Строитель", 1902-1908. Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т.п. СПб., 1903.
11. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX в. Л.: Художник РСФСР, 1984.
12. Бартенева М.И. Николай Бенуа. Л.: Стройиздат, 1985.
13. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.
14. Блюдо и солонка, поднесенные Государю Императору с хлебом и солью от Астраханского городского общества городским головою. // Всемирная иллюстрация. 1872. Т. 7. № 171. С. 236-237.
15. Богомолова М.Т. Бутафория. // Школа изобразительного искусства в 10-ти вып. Вып. 9. М.: Издательство академии художеств СССР, 1963. С. 139-180.
16. Божерянов И.Н. Иллюстрированная история русского театра. В 2-х тт. СПб., 1903. Т. 1.
17. Борисова Е.А. Архитектура. // Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой. Эпоха и стиль времени. М.: Наука, 1996. С. 84-110.
18. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. М.: Наука, 1979.
19. Борисова Е.А. Русская архитектурная графика XIX века. М.: Наука, 1993.165
20. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб.: "Дмитрий Буланин", 1997.
21. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990.
22. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.: Искусство, 1993.
23. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. М.: Academia, 1928.
24. Васина-Гроссман В.А. Михаил Иванович Глинка. М.: Музыка, 1979.
25. Васина-Гроссман В.А. Мусоргский и Виктор Гарт-ман. // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М.: Наука, 1984. С.37-51.
26. Верещагина А.Г. В.Г. Шварц. J1.M., 1960.
27. Верещагина А.Г. Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы. М.: Искусство, 1990.
28. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: АОЗТ "Кольна", 1995.
29. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Из наследия петербургских мастеров. J1.: Художник РСФСР, 1984.
30. Вражья сила", опера А.Н. Серова. // Всемирная иллюстрация. 1871. № 127. С. 363.
31. Всероссийская художественно-промышленная выставка. Москва. 1882. СПб. М., Гоппе, 1882.
32. Выставка в Императорской Академии художеств. 1У. Жанр и пейзаж. // Всемирная иллюстрация. 1869. Т. 2. № 49. С. 366. ( о картине Маковского "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади").
33. Гартман. // Архитектура СССР, 1939. № 5. С. 71.166
34. Гартман. // Биографические сведения о членах Академии и вообще о художниках, умерших в 1870-1873 гг. СПб, 1874. С. 19-22.
35. Гартман. // БЭС. 2-е изд. М., 1952. Т. 10. С. 254.
36. Гартман. // В.Г. Власов. Стили в искусстве. Т. 2. Словарь имен А-Л. СПб.: АОЗТ "Кольна", 1996. С. 230232.
37. Гартман. // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е 1917 годы). Иллюстрированно-библиографический словарь. М. : "КРАБиК", 1998. С. 70-71.
38. Гартман. // Художники народов СССР. Библиографический словарь. В б-ти тт. Т.2. М.: Искусство, 1972. С. 418.
39. Гартман. // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон. СПб., 1892. Т. УШ. С. 156.
40. Гартман. // Энциклопедический словарь. Гранат. М. Т. 12. С. 578.
41. Гартман В.А. Записка о возможности иметь городу Москве, при сравнительно небольшой затрате, прочное здание, приспособленное в помещение крытого рынка. М., 1871.
42. Гартман В.А. Мотивы русской орнаментики. Вступительная статья В.В. Стасова. М., 1873.
43. Гиляровская А. Русский исторический костюм для сцены. М.-Л.: Искусство, 1945.
44. Глинка М.И. Записки. М-Л. : Academia, 1930.
45. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени. // Н.В. Гоголь. Собр. соч. в б томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. Т. 6. С. 39-59.167
46. Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. (18571872). Л.: Музыка, 1971.
47. Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. (18731889). Л.: Музыка, 1973.
48. Горелов М.И. Матвей Андреевич Шишков. 18311897. // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. Под редакцией А.И. Леонова. М.: Искусство, 1971. Т. 1. С. 629-640.
49. Горелов М.И. Михаил Ильич Бочаров. 18311895. //Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. Под редакцией А.И. Леонова. М.: Искусство, 1971. Т. 2. С. 473-482.
50. Горюнов B.C., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. СПб.: Стройиздат, 1992.
51. Государственный музей архитектуры им. A.B. Щусева. Краткий путеводитель. М.: Московский рабочий, 1988.
52. Даль Л. Обзор русского орнамента. // Зодчий. 1876. № 7. С. 77-78.
53. Даль Л. Строительная деятельность Москвы. // Зодчий. 1876. № 4. С. 39-41.
54. Давыдова М. Очерки истории театрально-декорационного искусства ХУШ начала XX в. М.: Наука, 1974.
55. Друскин М.С. Очерк по истории танцевальной музыки. Л.: Ленинградская филармония, 1936.
56. Дургин В. Грим. // Школа изобразительного искусства в 10-ти вып. Вып. 9. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. С. 243-386.168
57. Журавлева JI.С. Талашкино. Очерк-путеводитель. М. : Изобразительное искусство, 1989.
58. Заметка о выставке. // Всемирная иллюстрация. 1870. № 72. От 16 мая. С. 366.
59. Зарубин В.И. Большой театр. Первые постановки опер на русской сцене. 1825-1993. М. : Эллис Лак, 1994.
60. И.Б. В. Гартман. 1834-1873. // Искусство строительное и декоративное. 1903. № 1-2. С. 9-15.
61. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. М. : Стройиз-дат, 1997.
62. Иллюстрированное описание мануфактурной выставки 1870 г. СПб.: Издание Германа Гоппе, 1870.
63. История русского искусства. Искусство второй половины XIX века. В 2-х тт. М.: Изобразительное искусство, 1980. Т.2. кн. 1.
64. Кириков Б.М. Архитектурная графика петербургского модерна в собрании Музея истории г. Ленинграда. // Музей 10. М.: Советский художник, 1989. С. 134-146.
65. Кириченко Е.И. Русский интерьер 70-90-х годов XIX в. // Декоративное искусство СССР. 1971. № 3. С. 24-31.
66. Кириченко Е.И. Архитектор И.П. Ропет. // Архитектурное наследие. № 20. М.: Издательство литературы по строительству, 1872. С. 85-93.
67. Кириченко Е.И. Три мастера. // Зодчество 2 (21) . Сборник союза архитекторов СССР. М.: Стройиздат, 1978. С. 145-161.
68. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910х годов. М.: Искусство, 1982.
69. Кириченко Е.И. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре второй половины169
70. XIX в. 11 Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М. : Наука, 1982. С. 109-162.
71. Кириченко Е.И. К вопросу о пореформенных выставках России как выражении исторического своеобразия архи-тектурны второй половины XIX века. // Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. М.: Наука, 1984. С. 83-136.
72. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986.
73. Кириченко Е.И. Театральные работы Ф.О. Шехтеля 1880-х годов в музеях Москвы. К вопросу о позднем романтизме театральных работ и неоромантизме архитектурных работ в стиле модерн. // Музей 10. М.: Советский художник, 1989. С. 162-173.
74. Кириченко Е.И. Архитектура. // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М.: Наука, 1991. С. 125-176.
75. Кириченко Е.И. Васнецов и неорусский стиль (Архитектурные работы художника и русское искусство конца XIX начала XX века). // Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926. Сборник статей. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. С. 5-24.
76. Кириченко Е.И. Русский стиль. М. : Издательство "Галарт"; ООО "Издательство ACT-ЛТД", 1997.
77. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18 первой половине 20 вв. М.: Большая российская энциклопедия, 1995.
78. Кисунько В. О некоторых чертах становления историзма в русской культуре второй половины XIX века. // Взаи170мосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М.: Наука, 1982. С. 6-59.
79. Константин Коровин вспоминает. Составители книги, авторы вступительной статьи и комментариев И.С. Зиль-бернштейн и В.А. Самков. М.: Изобразительное искусство, 1990.
80. Коршунова Т.Т. Костюм в России ХУШ начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Л.: Художник РСФСР, 1979.
81. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1 и ХУП столетиях. М.: Республика, 1992.
82. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М.: Просвещение, 1996.
83. Крамской И.Н. Письма и статьи в двух томах. М. : Искусство, 1965. Т. 1.
84. Красовская В. Русский балетный театр второй половины XIX века. М.-Л.: Искусство, 1963.
85. Красовская В. История русского балета. Л. : Искусство, 1978.
86. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. М.: Детская литература, 1991.
87. Кудряшев К.В., Байзетцер Л. Проблемы изобразительного языка архитектора. М.: Стройиздат, 1985.
88. Кузнецова Э.В. М.М. Антокольский. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1989.
89. Ларош Г.А. Художественные статьи в 5-ти вып. Выпуск 1. Глинка. М. : Музыка., 1974.
90. Лисовский В. Г. Академия художеств. СПб.: ООО "Алмаз", 1997.171
91. Лисовский В.Г. Национальные традиции в русской архитектуре XIX нач. XX века. Л.: Знание, 1988.
92. Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Л.: Стройиздат, 1976.
93. Литвиненко Н.Г. Театр. // Русская художественная культура второй половины XIX века. Диалог с эпохой. Эпоха и стиль времени. М.: Наука, 1996. С. 60-83.
94. Лясковская O.A. Илья Ефимович Репин. М.: Искусство, 1982.
95. Мануфактурная выставка. // Всемирная иллюстрация. 1870. № 69. От 25 апреля 1870 г. С. 314.
96. Мариинский вчера, сегодня, всегда. СПб.: АО "Арсис", 1993.
97. Маслова E.H. Памятник "Тысячелетию России". Л.: Лен-издат, 1977.
98. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по Высочайшему соизволению А. Прохоровым. СПб., 1881-1885.
99. Мотивы русской архитектуры. Издание и литография А. Рейнбота. СПб., 1875.
100. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972.
101. Михаил Иванович Глинка. Альбом. Составитель, автор вступительной статьи и текста A.C. Розанов. М. : Музыка, 1987.
102. Михеева JI.B. Эдуард Францевич Направник. М. : Музыка, 1985.
103. Московская Политехническая выставка. Военный отдел. // Всемирная иллюстрация. 1872. № 185. С. 38, № 186. С. 50, № 192. С. 150.
104. Музей-заповедник "Абрамцево". Очерк-путеводитель. М.: Изобразительное искусство, 1988.
105. Мусоргский М.П. Письма и документы. Собрал и приготовил к печати А.Н. Римский-Корсаков при участии В.Д. Комаровой-Стасовой. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1932.
106. Мусоргский М.П. Картинки с выставки. Факсимиле. Автор вступительной статьи Э. Фридман. М.: Музыка, 1975.
107. Мутья H.H. Эскизы В. Гартмана к опере М.И. Глинки "Руслан и Людмила". // К исследованию русского искусства. Новые материалы. Сборник научных трудов. 4.1. СПб., 1998. С. 30-39.
108. Мутья H.H. Отражение общественно-философский идей второй половины XIX века в русском театре. // Педагогика и философия. Материалы региональной научно-практической конференции. Нижневартовск, 17-19 мая 1999 года. Нижневартовск, 1999. С. 124-125.
109. Никитин Ю.А. Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX начала XX веков . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. J1., 1979.
110. Николаева Т.Н. Виктор Шретер. J1.: Лениздат, 1991.
111. Образцов Г.А. В.В. Стасов и русское искусство. СПб., 1998.
112. О Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. // Всемирная иллюстрация. 1870. № 59 от 14 февраля 1870. С. 127-129.
113. Описание памятника 1000-летия России, сооруженного в Новгороде 8 сентября 1862 г. Новгород: Типография Новгородского губернского правления, 1893.
114. Орлова A.A. Труды и дни М.П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М., 1963.
115. Островский А.Н. Театр и жизнь. М.: Школа-Пресс, 1995.
116. От Александра Брюллова до Ивана Фомина. Каталог выставки. Автор вступительной статьи В.Г. Лисовский. Л.: Искусство, 1981.
117. Отчет Императорской Академии художеств за 1859-60 гг. СПб., 1860.
118. Отчет Императорской Академии художеств за 1861-62 гг. СПб., 1862.174
119. Отчет Императорской Академии художеств с 15 сентября 1868 г. по 2 ноября 1869 г. СПб., 1870.
120. Отчет Императорской Академии художеств со 2-го ноября 1869 по 4-е ноября 1870 г. СПб., 1871.
121. Отчет Императорской Академии художеств с 4-го ноября 1872 по 4-е ноября 1873 г. СПб, 1874.
122. Очерки истории русской театральной критики. Вторая половина XIX в. Под редакцией А.Я. Альтшуллера. JI.: Искусство, 1976.
123. Памятник тысячелетию России. Автор-составитель А.Я. Басыров. Jl.: Лениздат, 1983.
124. Пастон Э.В. "Снегурочка" Васнецова в контексте эстетической направленности Абрамцевского художественного кружка. // Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926. Сборник материалов. М., 1994. С. 85-99.
125. Первая поездка Ильи Муромца. // Всемирная иллюстрация. 1869. № 3. С. 39-42.
126. Петербургские письма. // Иллюстрированная газета. 1871. № 6 от 11-го февраля. С. 93-94. (Об опере "Руслан и Людмила и балете "Трильби").
127. Петипа М. Мемуары Мариуса Петипа. Солиста Его Императорского величества и балетмейстера Императорских театров. СПб. : Предприятие Санкт-Петербургского союза художников, 1996.
128. Петров П.Н. Сборник материалов для истории императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1866. ч. Ш.
129. Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало ХУШ века октябрь 1917 года. Обозрение-путеводитель. СПб. 1994.175
130. Плещеев А. Наш балет (1673-1896). СПб, 1896.
131. Плотников В.И. Картина "Садко" и борьба за Репина в русской художественной критике 1870-х годов. // Проблемы развития русского искусства. Вып. III. JI., 1972. С. 31-47.
132. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. JI.: Художник РСФСР, 1987.
133. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х-начала XX века. М.: Искусство, 1970.
134. Попова 3. Дуга, топоры и рукавицы. // Наука и жизнь. 1969. № 8. С. 80-83.
135. По поводу новой постановки "Руслана и Людмилы", оперы Глинки. // Всемирная иллюстрация. 1872. № 157. С. 11.
136. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. М.: Музыка, 1986.
137. Пунин А.Л. Архитектурные памятники Петербурга. Вторая половина XIX века. Л.: Лениздат, 1981.
138. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л.: Лениздат, 1990.
139. Путеводитель по С.-Петербургу. СПб.: "Икар", 1991. Репринтное воспроизведение издания 1903 года.
140. Рахманова М.П. Музыка. // Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М.: Наука, 1991. С. 45-91.
141. Розанова Ю. История русской музыки. Т. П. Вторая половина XIX века. Книга третья. П.И. Чайковский. М.: Музыка, 1981.
142. Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. М.-Л.: Искусство, 1948. Т. 1. 1871-1876.176
143. Руслан и Людмила. Большая волшебная опера в 5 действиях. Музыка М. Глинки. СПб. Типография И.Н. Каца. 1898.
144. Руслан и Людмила. Буклет (Мариинский театр). Составитель буклета М.Г. Малкиель. СПб., 1994.
145. Русское декоративное искусство. Т. 3. Девятнадцатый начало двадцатого века. Под редакцией А.И. Леонова. М.: Искусство, 1965.
146. Русские императорские театры на Венской Международной музыкальной и театральной выставке. // Ежегодник императорских театров. Сезон 1891-1892. СПБ., 1893. С. 271-281.
147. Русская музыкальная литература. Выпуск П. Л.: Музыка, 1978.
148. Русское и советское художественное стекло Х1-ХХ века. Каталог выставки. Л., 1989.
149. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М. : Издательство Московского университета, 1989.
150. Сегал A.A. Декорация. // Школа изобразительного искусства в 10-ти вып. Вып. 9. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. С. 9-82.
151. Сегодня на сцене Большого театра. М. : Искусство, 1976.177
152. Селиванов В.В. Мебель. // Школа изобразительного искусства в 10-ти вып. Вып. 9. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. С. 83-138.
153. Серов А. Избранные статьи. М., 1957.
154. Смородинова Г.Г. Золотое и серебряное дело Москвы рубежа XIX и XX веков. Из собрания Государственного исторического музея. // Музей 10. М. : Советский художник, 1989. С. 58-71.
155. Собко Н.П. В.А. Гартман, архитектор. Биография и каталог всех произведений его. СПб., 1874.
156. Собко Н.П. 25 лет русского искусства. Иллюстрированный каталог художественного отдела всероссийской выставки в Москве 1882 г. СПб., 1882.
157. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. М., Хромолитография Ф. Дрегера, 1848-1853.
158. Стасов В. Виктор Александрович Гартман. // В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб., 1894. Т. 2. ч. 4. Стб. 125-140.
159. Стасов В. Выставка Гартмана. // В.В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб., 1894. Т. 1. ч. 2. Стб. 493-500.
160. Стасов В. Мое знакомство с Гартманом. // Пчела. 1875. №1. С. 13-15.
161. Стасов В. Музей Глинки. // Ежегодник императорских театров. Сезон 1892-1893 гг. СПб, 1894. С. 551-555.
162. Стасов В. На выставках в Москве. // В.В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб., 1894. Т. 1. Кн. 2. Стб. 715-722.
163. Стасов В. Нынешнее искусство в Европе. // В.В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб., 1894. Т. 1. ч. 2. Стб. 403-494.178
164. Стасов В. О постановке "Руслана и Людмилы". // В.В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб., 1894. Т.З. Стб. 291.
165. Стасов В. Опера Глинки в Праге. // Стасов. Избранные сочинения в 3-х тт. М. : Искусство, 1952. Т. 1. С. 156-160.
166. Стасов В.В. Письма к родным. Т. 1. ч. 2. (18621879). М.: Государственное музыкальное издательство, 1954.
167. Стасов В. По поводу новой постановки оперы "Руслан и Людмила". // В.В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб, 1894. Стб. 286-291.
168. Стасов В. Руслан и Людмила Глинки. К 50-летию этой оперы на сцене. // Ежегодник императорских театров. Сезон 1891-1892 гг. СПб., 1893. с. 289-342.
169. Стасов В. Русский народный орнамент. Вып. 1. Шитье, ткани, кружево. СПб., Общество поощрения художников, 1872.
170. Стасов В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1884-1887.
171. Стасов В. Художественные заметки о выставке 1870 г. (в Соляном городке) . // В.В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб, 1894. Т. 1. ч.2. Стб. 269-298.
172. Стасов В. Художественные заметки о Политехнической выставке в Москве. // В. Стасов. Собр. соч. в 4-х тт. СПб., 1894. Т. 1. ч.2. Стб. 355-388.
173. Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-е -1890-е годы. Каталог выставки. СПб.: АО "Славия", 1996.
174. Столыпин Д. Музыкальное обозрение. // Всемирная иллюстрация. 1871. № 114. С. 159-162.179
175. Стругова О.Б. Мебель в "русском стиле". Из собрания Государственного Исторического музея. // Музей 10. М. : Советский художник, 1989. С. 103-114.
176. Суздалев П.К. Врубель. М.: Советский художник, 1991.
177. Суслова A.B., Славина Т.А. Владимир Суслов. JI. : Стройиздат, 1978.
178. Сыркина Ф.Я. Русская реалистическая театральная декорация второй половины XIX века. Автореферат. М., 1951.
179. Сыркина ,Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века. М.: Искусство, 1956.
180. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М.: Искусство, 1978.
181. Сыркина Ф.Я. О некоторых проблемах театрально-декорационного искусства. // О художниках театра, кино и телевидения. JI. : Художник РСФСР, 194. С. 50-63.
182. Толстой А.К. Проект постановки на сцену трагедии "Смерть Иоанна Грозного". // А.К. Толстой. Собр. соч. в 4-х тт. М.: Правда, 1980. Т. 3. С. 445-479.
183. Трильби (балет). // Всемирная иллюстрация. 1871. Т. 5. №123. С. 299.
184. Указатель Всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. в Санкт-Петербурге. СПб., 1870.
185. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. М. : Искусство, 1975.
186. Художественный металл в России ХУП нач. XX века. Каталог выставки (ГЭ) . J1. : Искусство, 1981.
187. Художественное стекло. Альбом по материалам выставки в Государственном Эрмитаже. JT.: Советский художник, 1967.180
188. Черкашина M.Р. Александр Николаевич Серов. M.: Музыка, 1985.
189. Чернова А.Д. Костюм. // Школа изобразительного искусства в 10-ти вып. Вып. 9. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. С. 181-242.
190. Шах-Азизова Т. Реальность и фантазия ("Снегурочка" А.Н. Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX в.). // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М.: Наука, 1982. С. 219-263.
191. Шелковников Б. А. Художественное стекло. Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1962.
192. Шелковников Б. Русское художественное стекло. Л.: Советский художник, 1969.
193. Шумова М.Н. Русская живопись середины XIX столетия. М.: Искусство, 1984.
194. Costumes Suisse. Альбом цветных литографий. Б.м., б.г.
195. Mare de Eric. The London Dore Saw. A Victorian Evogftion. London, 1973.
196. Книга японских исследователей о творчестве M. Мусоргского и В. Гартмана (на японском языке). 1992.1811. Список архивных дел
197. Российский государственный исторический архив
198. Ф. 40. Оп. 1. Д. 22. Всеподданнейший доклад министра финансов М.Х. Рейтерна. (1870). ( Мануфактурная выставка).
199. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22346. Дело о командировании балетного дирижера Московских театров, Гербера, для сочинения музыки нового балета "Трильби", а на место него здешнего дирижера Богданова. (1870-1871).
200. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22372. Монтировка балета "Трильби".1870).
201. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22423. Дело об увеличении оклада музыканту Герберу и о выдаче 300 рублей за балет "Трильби".
202. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22493. Дело об ангажементе танцовщицы Гранцовой. (1871-1883).
203. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22720. Монтировки разных пьес.1871) (Монтировка оперы "Вражья сила" А.Н. Серова. Лл. 13-15(об)).
204. Ф. 497. Оп. 2. Д. 22721. Требования на аксессуарные вещи и сметы для балетов Дон Кихот, Дочь Фараона, Трильби и проч. (1871).
205. Ф. 497. Оп. 2. Д. 23533. О разрешении Министра Двора на выдачу вдове архитектора Гартман оригиналов рисунков костюмов и декораций, сделанных для дирекции ее мужем. (1874) .
206. Ф. 4 97. Оп. 4. Д. 3084. Афиши императорских театров Санкт-Петербурга. (1870).
207. Ф. 4 97. Оп. 4. Д. 3085. Афиши Императорских театров Санкт-Петербурга. (1871).182
208. Ф. 560. Оп. 38. Д. 159. Доклад министра финансов о наградах. (1872). (Политехническая выставка).
209. Ф. 789. Оп. 3. Д. 108. Переписка о представленном на рассмотрение Академии проекте архитектора Гартмана застройки Румянцевской площади на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Записка Гартмана о проекте. (1860).
210. Ф. 789. Оп. 5. Д. 229. Дело канцелярии Императорской Академии художеств о выдаче содержания ученикам и пенсионерам. (1866).
211. Ф. 789. Оп. 7. Д. 25. Об участии Академии художеств в Российской мануфактурной выставке 1870 г. в г. Санкт-Петербурге .
212. Ф. 789. Оп. 14. Д. "Б" 57. Личное дело. Бочаров Михаил Ильич.
213. Ф. 789. Оп. 14. Д. 12 "Г". Личное дело. Гартман Виктор Александрович.
214. Ф. 789. Оп. 14. Д. 54 ЛЛГ". Личное дело. Григорьев Павел Алексеевич.
215. Ф. 789. Оп 14. Д. 89 "Г". Личное дело. Горностаев Иван Иванович.
216. Ф. 789. Оп. 14. Д. 9 "Ш". Личное дело. Шарлемань Адольф Иосифович.
217. Ф. 789. Оп. 14. Д. 88 "Ш". Личное дело. Шишков Матвей Андреевич.
218. Ф. 789. Оп. 34. Д. 81. О приобретаемых библиотекой Академии художеств рисунках В.А. Гартмана. (1908).
219. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей.183
220. Ф. 708. № 119. Собко Н.П. Архив Н.П. Собко. Виктор Александрович Гартман архитектор. Биография и каталог всех произведений его. Материалы к работе. (1873).
221. Ф. 738. № 21. Архив В.В. Стасова. Альбом рисунков славянского и восточного орнамента.
222. Ф. 738. № 40. Архив В.В. Стасова. Рисунки образцов русской вьттттивки из его собрания. (1900) .
223. Ф. 738. № 122. Архив В.В. Стасова. Гартман В.А. -Стасову В.В. от 23 июня 1873 г. Москва.
224. Ф. 738. № 189. Архив В. Стасова. Три письма В.Г. Перова к В.В. Стасову, (апрель-ноябрь 1874 г.) (О проведении выставки Гартмана в Москве).
225. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.27. № КП 7719/2. Подневный репертуар Мариинского театра. (1860-1917).
226. Русский музей. Отдел рисунка.
227. Сысоев К.Е. Виктор Александрович Гартман. (Неопубликованная статья). (Экземпляр этой статьи имеется в ГНИМА).
228. Научно исследовательский архив Академии художеств.
229. Ф. 25. Оп. 1. Рукописи В.И. Репиной. Д. 1988. Черновики воспоминаний В.И. Репиной о заграничной командировке. (1938).1841. Диссертации
230. Горюнов B.C. Истоки эклектизма и теория архитектуры второй половины XIX века. JI., 1985. Архив Академии художеств. Ф. 11. Оп. 1. Д. 1139. Д. 1140.
231. Никитин Ю,А, Развитие архитектуры выставочных павильонов и их комплексов в России XIX начала XX вв. JT., 1979. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Архив Академии художеств. Ф. 11. Оп. 1. Д. 1047.
232. Нестерова Е.В. Русско-французские художественные связи второй половины XIX века. JI., 1981. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Архив Академии художеств. Ф. 11. Оп. 1. Д. 1066, Д. 1067.
233. Яковлева H.A. Система жанров русской реалистической живописи XIX века. JI., 1987. Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Архив Академии художеств. Ф. 11. Оп. 1. Д. 1271.185