автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Рецепция романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ленхобоева, Татьяна Робертовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Рецепция романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рецепция романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века"

На правах рукописи 1%!-

ЛЕНХОБОЕВА Татьяна Робертовна

Рецепция романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века

Специальность 10.01.01 Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

г 1 ноя 2013

Улан-Удэ-2013

005539442

Работа выполнена на кафедре русской литературы ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Затеева Татьяна Владимировна (ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»)

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Воронченко Татьяна Викторовна (ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

кандидат филологических наук, доцент Вахненко Екатерина Евгеньевна (ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Алтайская

государственная академия образования им. В.М. Шукшина»

Защита состоится 11 декабря 2013 г. 12.30 на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5, 1110 ауд.).

Автореферат разослан «09» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета канд. филол. наук

А

■у' / Жорникова М.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

На современном этапе одной из основных задач филологической науки является изучение вопроса научной рецепции в отечественном и зарубежном литературоведении с учетом всех особенностей восприятия.

Творческая деятельность И.С. Тургенева началась на рубеже 1830-1840-х годов. Почти сразу писатель приобрел репутацию живописца общественных нравов, психолога. Главным детищем Тургенева стали шесть романов, воссоздавшие атмосферу современной ему общественной и духовной жизни России на протяжении почти полувековой истории XIX века и ставшие неотъемлемой частью духовной жизни мыслящей России. Тургенев принадлежит к тем великим писателям, чьи произведения сразу переводились на другие языки и обогатили русскую культуру и мировую литературу.

К началу XXI в. тургеневедение - одно из мощных направлений в отечественной филологической науке, созданное усилиями исследователей многих поколений. Начав формироваться одновременно с выходом в свет первых произведений писателя, оно по-прежнему сосредоточено на решении задачи - углублять и расширять научные представления о тургеневском творчестве. Одним из современных способов ее решения является рецептивный подход к изучению творчества писателя. Особое место в тургеневедении занимает рецепция романов И. С. Тургенева - важной вехи в истории русской романистики, достигшей расцвета во 2-й половине XIX века.

Одним из основных направлений современного литературоведения является исследование вопросов методологии. Состояние «методологического кризиса, когда до сих пор полностью не осмыслена и не создана научно обоснованная и выверенная типология в области накопившегося методологического знания»1, актуализирует проблему создания методологической парадигмы, связанной с изучением особенностей рецепции творчества И. С. Тургенева в отечественном и зарубежном литературоведении.

Научный интерес к данной теме обусловлен, во-первых, стремлением отечественных литературоведов выявить новые грани романистики писателя; во-вторых, необходимостью определить особенности англоязычных исследований, которые являются составляю-

1 Кузьмичев И. К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. - Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 1999. — 152 с.

щей иноязычной рецепции творчества русского классика. По справедливому утверждению Л.В. Чернец, «эта критика не лучше и не хуже русской, просто она другая — вследствие другого контекста восприятия анализируемых и оцениваемых произведений. И она полезна и поучительна как дополнение и по большей части корректив к пристрастным интерпретациям отечественных публицистов, как напоминание о самом масштабе таланта, творения которого переживут его время, поскольку это не отзыв только на злобу дня»2. Кроме того, рецепция творчества И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении к настоящему моменту представляет собой настолько богатую и разнообразную методологическую картину, что до настоящего времени не подвергалась описанию и систематизации.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью систематизации многообразия научных подходов и отдельных исследовательских стратегий в изучении романистики писателя в разные периоды Тургеневедения. Это позволит полнее осмыслить социальный и экзистенциональный характер, художественное своеобразие романов И.С. Тургенева. Анализ специфики иноязычной рецепции также призван способствовать обогащению современного тургеневедения новыми методологическими установками.

Изучение эволюции восприятия романного творчества Тургенева в отечественном и зарубежном литературоведении, помимо выявления самоценных фактов, имеет исключительное значение для определения перспективы изучения тургеневских романов в XXI веке. Все перечисленные установки определяют актуальность работы.

Степень изученности темы. В отечественном литературоведении романы И.С. Тургенева изучены широко и многоаспектно. К осмыслению роли и места тургеневских романов в истории русской и мировой литературы, исследованию в них соотношения исторического и вечного, бытийного начал и изучению романной поэтики обращались критики и литературоведы разных мировоззренческих и эстетических ориентаций. В числе основных методологических подходов к изучению творческого наследия Тургенева выделяются:

2 Чернец Л. В. И. С. Тургенев в оценке западной критики (Ю. Шмидт, Э. Ген-некен) // Сравнительное литературоведение. Россия и Запад. — С. 169-170.

биографический подход3, сравнительно-исторические исследования4; изучение мировоззрения, метода и стиля писателя ; исследование жанровой специфики и поэтики романов .

С учетом специфики данной работы диссертант считает необходимым назвать труды отечественных литературоведов 2-й половины XX века, в которых романы писателя рассматриваются в контексте истории и теории русского романа: раздел в академическом двухтомном издании «История русского романа», монографии Г .А. Вялого, JI.H. Назаровой, H.A. Вердеревской, В.М. Марковича, А.Я. Эсалнек, В.А. Недзвецкого, Н.Д. Тамарченко7 и др. В англоязычном литературоведении основными являются исследования

3 Петров С. М. И. С. Тургенев. Творческий путь. - Москва, 1961 ; Желвакова И. А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. - Москва, 1968 ; ЧалмаевВ. А. Иван Тургенев. - Москва, 1986 ; Лебедев Ю. В. Тургенев. - Москва, 1990 ; и др.

4 Курляндская Г. Б. Тургенев и русская литература. - Москва, 1980 ; Тюхова Е. В. Достоевский и Тургенев. Типологическая общность и родовое своеобразие. -Курск, 1981 ; Назарова Л. Н. Тургенев и русская литература кон. XIX -нач. XX вв. - Ленинград, 1979 ; и др.

5 Цейтлин А. Г. Мастерство Тургенева-романиста. - Москва, 1958 ; Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. - Москва; Ленинград, 1962 ; Шаталов С. Е. Проблемы поэтики Тургенева. - Москва, 1969 ; Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. - Тула, 1972 ; Муратов А. Б. И. С. Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). - Ленинград, 1972 ; Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. - Ленинград, 1975 ; Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - Москва, 1979 ; Ванникова Г. Э. Тургенев и Россия. - Москва, 1986 ; Пустовойт П. Г. Тургенев - художник слова. - Москва, 1987 ; Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека). - Свердловск, 1989 ; Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. - Ленинград, 1990 ; и др.

6 Шаталов С. Е. Проблемы поэтики Тургенева. - Москва, 1969 ; Батюто А. И. Тургенев-романист. - Москва, 1972 ; Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. - Ленинград, 1975; Курляндская Г. Б. Структура повести и романа И. С. Тургенева 1850-х гг. - Тула, 1977 ; Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. - Москва, 1979 ; Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30-50-е гг.). - Ленинград, 1982.

История русского романа : в 2 т. - Москва ; Ленинград, 1962,1964 ; Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм, - Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1962 ; Вердеревская Н. А. Русский роман 40-60-х годов XIX века. - Казань, 1980; Эсалнек А. Я. Типология романа. - Москва, 1991; Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века. - Москва, 1997 ; Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра.—Москва, 1997.

Э. Аллен, Дж. Костлоу, Р. Фриборн, Г. Фелпс, Л. Шапиро, А. Но-улс8 и другие.

Объект исследования - рецепция романов И. С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины

XX века.

Предмет исследования — исследовательские стратегии в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века, позволяющие создать точную картину восприятия романов И. С. Тургенева.

Материалом исследования явились работы отечественных и англоязычных литературоведов 2-й половины XX века, посвященные изучению романов И.С. Тургенева.

Цель диссертационного исследования — определить особенности исследовательских стратегий в изучении романистики И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века.

Задачи исследования:

- определить значение для тургеневедения 2-й половины XX века начального периода в изучении-романов И.С. Тургенева в русском и англоязычном литературоведении;

- выявить специфику рецепции романов писателя в отечественном литературоведении 2-й половины XX века, установив основные этапы развития литературоведческой мысли;

- определить особенности восприятия романов И.С. Тургенева в англоязычном литературоведении во 2-й половине XX века;

- выявить черты общности в методологических подходах отечественных и англоязычных литературоведов к интерпретации романов И.С. Тургенева;

- наметить перспективы изучения романистики И.С. Тургенева в

XXI веке.

Поставленные задачи обусловливают необходимость краткого обращения к научной литературе, посвященной рецептивному и историко-функциональному подходам. Учитывая имеющийся опыт осмысления проблемы рецептивных, историко-функциональных

8 Phelps G. The Russian novel in English fiction. — London, 1956 ; Freeborn R Turgenev : The Novelist's Novelist. A study. - Oxford, 1960 ; Shapiro L. Turgenev, his time and art. - New York, 1978 ; Costlow J. Worlds withing worlds : The novels of I. Turgenev. - Princeton, 1988 ; Knowles A. I. Turgenev. - Boston, 1988 ; Allen E. Beyond realism / Turgenevs poetics of Secular Salvation. — Stanford, 1993.

исследований филологической науке9, автор диссертации считает возможным привлечь внимание к основным положениям теории восприятия, которые составляют методологическую основу исследования литературоведческой рецепции художественного явления.

Теоретической основой исследования явились труды по теории восприятия А. А. Потебни, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина,

A. П. Скафтымова, Ю. Б. Борева, Ю. М. Лотмана, М. Б. Храпченко; по проблемам методологии отечественного и зарубежного литературоведения - исследования П. А. Николаева, И. П. Ильина, Е. А. Цургановой, А. С. Козлова, А. В. Дранова; по истории и теории русского романа Н. А. Вердеревской, В. М. Марковича, А. Я. Эсалнек,

B. А. Недзвецкого, Н. Д. Тамарченко.

9 Академические школы в русском литературоведении. - Москва, 1975 ; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -Москва, 1975 ; Большакова А. Ю. Образ читателя как литературоведческая категория // Известия АН. Сер. Литературы и языка. - 2003. - С. 17-26 ; Борее Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения «Медного всадника». -Москва, 1981 ; Борев Ю. Б. Эстетика [Электронный ресурс] - URL : http : // www.sbiblio.com; Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики : пер. с нем. - Москва, 1988 ; Драпов А. В. Рецептивная эстетика // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США : концепции, школы, термины. - Москва, 1999. - С. 127-139 ; Егорова Л. П. Основы литературоведческой интерпретации [Электронный ресурс] // Л. П. Егорова. - Режим доступа : http://www.vestnik.vsu.ru/pdf7hyman/2005/01/ egorova.pdf; Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие. - Изд. 7-е, испр. - Москва, 2005 ; Зинченко В. Г., Зусман

B. Г., Кирнозе 3. И. Методы изучения литературы: системно-синергетический подход. - Москва, 2011 ; Лихачев Д. С. Литература - реальность - литература: статьи. — Ленинград : Советский писатель, 1984. - 272 с. ; Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера-история. - Москва, 1996 ; Николаев П. А. История русского литературоведения. - Москва, 1980; Осъмаков Н. В. Русская литература в историко-функциональном освещении. -Москва, 1979 ; Потебня А. А. Теоретическая поэтика. - Москва, 1989 ; Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс. - Саратов, 1975 ; Его же. История русской литературной критики. - Москва, 2002 ; Романова Г. Интерпретация литературного произведения // Литературная учеба. - 2004. - Июль-август. -

C. 154—163 ; Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. - Москва, 1996 ; Сравнительное литературоведение: Россия и Запад. XIX век. - Москва, 2008 ; Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - Москва, 1977 ; Чернец Л. В. «Как слово наше отзовется...» Судьбы литературных произведений. - Москва, 1995 ; Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. -1994.-№ 12.-С. 97-10.

Методологическая основа работы. В исследовании рецепции романного творчества И. С. Тургенева автор диссертации опирается на метод рецептивной эстетики, историко-функциональный, сравнительно-исторический методы как соответствующие поставленной в работе цели.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена первым обращением к целостному анализу литературоведческой рецепции романного творчества И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века. Автором диссертации проанализирован обширный ряд оригинальных научных публикаций, изданных в Великобритании и США. В диссертации впервые систематизированы и сопоставлены методы и подходы в изучении романов И.С. Тургенева, сложившиеся в отечественном и англоязычном литературоведении. В работе апробированы принципы анализа русской и англоязычной рецепции.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отечественном и англоязычном тургеневедении 2-й половины XIX века - 1-й половины XX века, в рамках биографического, формального, сравнительно-исторического, психологического, интуитивного и социологического подходов («реальная» критика, эстетическая критика, С. А. Венгеров, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Ю. А. Айхенвальд, П. Н. Сакулин, JI. В. Пумпянский и др.) были сформированы основные направления в изучении творчества и жанровой специфики романов Тургенева, заложившие основы для системного изучения романистики писателя в последующий период.

2. Во 2-й половине XX века отечественное тургеневедение апробировало качественно новые исследовательские стратегии в системном изучении романистики И. С. Тургенева, основанные на изучении широкого спектра вопросов - художественного метода (Г. А. Бя-лый), генезиса и эволюции жанра романа (А. И. Батюто, Г. Б. Кур-ляндская, В. М. Маркович), идейно-содержательной проблематики (С. М. Петров), типологии тургеневского героя (В. М. Маркович), художественного мастерства (А. Г. Цейтлин, П. Г. Пустовойт, С. Е. Шаталов), способствовавшие открытию философско-этического смысла и специфики поэтики творчества писателя.

3. Англоязычное литературоведение 2-й половины XX века в изучении романов И. С. Тургенева развивало структурные (Р. Фри-борн, Дж. Костлоу, А. Ноулс) и герменевтические (Г. Фелпс, Э. Ал-лен) подходы, связанные с распространением метода «новой критики» и содействовавшие открытию в нем новых содержательных и формальных аспектов.

4. Общность в восприятии романов И. С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении во 2-й половине XX века обусловлена стремлением ученых ввести романы Тургенева в мировой литературный контекст, исследовать природу художественного мастерства в романистике писателя.

5. В то же время специфика научной рецепции обусловлена социокультурными особенностями развития литературоведческой науки в разных странах. Усилия отечественного Тургеневедения 2-й половины XX века были сосредоточены на выявлении и изучении философских смыслов, составляющих оригинальность и значение романов И.С. Тургенева, типологической общности романов и их образной системы, романной поэтики. В англоязычной литературоведческой традиции этого периода более сильной оказалась тенденция к интерпретации («медленному прочтению») текстов Тургенева, исследованию художественной структуры его романов.

6. Перспективными направлениями в изучении романистики Тургенева в XXI веке являются текстологический, структурный, мифопоэтический, интертекстуальный, герменевтический, аксиологический подходы, направленные на уточнение жанровой и внут-рижанровой типологии и поэтики романов писателя.

Теоретическое значение результатов диссертации: проведенное исследование позволяет расширить и одновременно конкретизировать представление о методологических аспектах изучения романного творчества И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века. Автором предложены принципы анализа рецепции творчества писателя, позволяющие выявить специфику отечественного и англо-американского тургене-ведения. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы рецепции творчества писателя.

Практическое применение результатов диссертации заключается в возможности их использования при подготовке научных работ, в курсах истории и теории русской литературы, при дальнейшей разработке проблемы восприятия художественного произведения, при ведении спецкурса «Творчество И.С. Тургенева в оценке отечественного и зарубежного литературоведения».

Степень достоверности и апробация результатов.

Достоверность материалов диссертационной работы, полученная соискателем, подтверждается применением метода рецептивной эстетики, историко-функционального, сравнительно-исторического методов. Подобное изучение вполне обоснованно и отвечает требованиям целостного подхода к исследованию рецепции романов

И. С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении.

Научные положения, сформулированные в диссертации, обоснованы литературоведческими трудами по теории восприятия А. А. Потеб-ни, Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, А. П. Скафтымова, Ю. Б. Бо-рева, Ю. М. Лотмана, М.Б. Храпченко; по проблемам методологии отечественного и зарубежного литературоведения — исследованиями П. А. Николаева, И. П. Ильина, Е. А. Цургановой, А. С. Козлова, А. В. Дранова; по истории и теории русского романа — Н. А. Верде-ревской, В. М. Марковича, А. Я. Эсалнек, В. А. Недзвецкого, Н. Д. Та-марченко.

Основные положения работы были представлены в форме докладов на различных научных конференциях в период с 2011 по 2013 год: XVII Международная конференция «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2013), ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, сотрудников и аспирантов Бурятского государственного университета (Улан-Удэ, 2011, 2012, 2013 гг.).

Основные положения диссертации отражены в 5 статьях общим объемом 2,5 печ.л., из них 1,5 печ.л. — в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры русской литературы ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертация посвящена исследованию особенностей рецепции романов И.С. Тургенева в отечественном и англо-американском литературоведении 2-й половины XX века. Полученные результаты соответствуют пунктам 3, 5, 6, 8, 18 паспорта специальности 10.01.01 - Русская литература.

Объем и структура исследования: текст работы состоит из введения, трех глав, заключения и литературы и занимает 187 страниц. Литература содержит 262 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, объясняется выбор материала, формулируются цель и задачи исследования, определяются предмет и объект, методологические основания и научная новизна, раскрывается теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования, формулируются ос-

новные положения, выносимые на защиту, указываются соответствие диссертации области исследования специальности, формы апробации и реализации ее основных трудов.

В первой главе «Интерпретационные модели рецепции романов И. С. Тургенева 1850-х годах в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века» представлен анализ литературоведческой рецепции отечественных и англоязычных тургеневедов о первых романах писателя - «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

В параграфе 1.1. Становление и развитие рецепции творчества И. С. Тургенева в русской критике и литературоведении 2-й половины XIX века - 1-й половины XX века систематизированы основные тенденции в изучении романов И. С. Тургенева в указанный период в отечественной и англоязычной критико-литературо-ведческой мысли. Важность данного экскурса обусловлена необходимостью определить генезис и характер рецепций творчества И.С. Тургенева в целом и его романистики в частности, предопределивших своеобразие исследовательских стратегий во 2-й половине XX века.

В разделе 1.1.1. диссертант обращается к литературно-критическим публикациям, отразившим множественность подходов к анализу и интерпретации творчества Тургенева, обусловленных различными идеологическими и эстетическими направлениями и сложностью художественного мира писателя и способствовавших расширению и обогащению диапазона интерпретаций романов. Предметом дискуссий являлись идейная проблематика романов и система романных персонажей.

Труды критиков 2-й половины XIX века Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева, А. В. Дружинина, Н. Н. Страхова, Н. К. Михайловского, П. Л. Лаврова стимулировали процесс становления и интенсивного развития первых научных подходов в изучении романов И. С. Тургенева в последующий период. Так, представителями «реальной» критики 2-й половины XIX века в оценке произведений И. С. Тургенева акцент был сделан на проблеме героя, которая будет решаться на протяжении всего двадцатого столетия. По мнению Т. В. Затеевой, «одной из главных проблем в русской литературе XIX века стала проблема героя, ищущего пути обновления жизни, воплотившиеся в романе. Проблема ге-

роя, возродившаяся в 1850-1870-х годах, в полной мере отразила интерес писателей к личности и ее связям с окружающей средой»10.

На рубеже Х1Х-ХХ веков в работах С. А. Венгерова, И. И. Иванова, Д. С. Мережковского, Д. Н. Овсянико-Куликовского, М. О. Гершегоо-на, Ю. И. Айхенвальда были заложены научные основы изучения двойственной природы личности и творчества писателя, осуществлен переход к литературоведческому анализу и интерпретации его произведений.

Опираясь на традиции демократической критики XIX века и принципы социологического литературоведения, советское литературоведение 1930-1940-х годы сформировало представление о Тургеневе как классике русской литературы, создателе актуальных общественно-политических романов. Вместе с тем в работах П. Н. Са-кулина и Л. В. Пумпянского был заложен фундамент для продуктивного типологического изучения романистики Тургенева.

Раздел 1.1.2. посвящен анализу особенностей рецепции англоязычного тургеневедения во 2-й половине XIX века — 1-й половине XX века, представленной в начальный период писательской критикой, создатели которой сквозь призму субъективного восприятия творчества русского писателя формировали основы собственного метода (У. М. Теккерей, Дж. Мур, Г. Джеймс, Д. Голсуорси и др.). Характерной для англоязычного тургеневедения этого периода явилась исследовательская стратегия американского писателя Г. Джеймса, осмыслившего Тургенева с позиции критерия объективности, предполагающего осознанное стремление писателя-критика верно понять «чужое слово» в свете собственных творческих исканий и практики, как мастера, в совершенстве владевшего искусством психологической прозы.

Основным вектором рецепции авторов первых монографических исследований в англо-американском литературоведении рубежа XIX—XX веков (Э. Гарнетт, Р. Гетман, Дж. Рид, Э. Синклер, С. Льюис, С. Тернер) - явилось изучение различных сторон романистики писателя с позиций выработанного представления о нем как летописце своего времени, выдающемся художнике-реалисте, под мощным воздействием художественных открытий которого проходило становление и развитие реализма в английской и американской литературе, и создателе романов политической направленности.

10 Затеева Т.В. Концепция личности как жанрообразующий потенциал народнического романа // Вестник Бурят, госуниверситета. — Вып. 10. Филология. — 2010.-С. 179.

В параграфе 1.2. «Романы «Рудин», «Дворянское гнездо» н «Накануне» в оценке российских тургеневедов» проанализированы особенности рецепции первых романов Тургенева в отечественном литературоведении 2-й половины XX века.

Диссертант отмечает, что в рецепции исследователей начала 2-й половины XX века (Н. М. Ефимовой, А. Ф. Захаркина, П. Г. Пиро-гова, А. Г. Цейтлина) в целом преобладало признание Тургенева выдающимся писателем-реалистом, признание исторической роли тургеневских романов в жизни русского общества, их значения для развития социалистической литературы. Акцент на социально-политической проблематике первых романов, идейно-художественной значимости их главных героев стимулировал читательский и исследовательский потенциал и способствовал формированию новых концептуальных подходов к изучению романистики писателя в течение 2-й половины XX века. Расширение тургеневедческого спектра проявилось в углублении системного представления об особенностях структуры, образной системы и поэтики романов, их жанровой характеристики. Анализ монографий А. И. Батюто, Г. А. Вялого, Г. Б. Курляндской, В. М. Марковича, П. Г. Пустовойта, С. Е. Шаталова и других работ позволил диссертанту сделать вывод о становлении классической парадигмы и специфике исследовательских стратегий при рецепции первых романов писателя.

Обоснование вопроса о генезисе и жанровой природе романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» с позиций методологии сравнительно-исторического и историко-функционального литературоведения позволило А. И. Батюто определить основные жанровые координаты тургеневского романа и на основании характера типизации сделать вывод о его отличии от повести. Данное утверждение явилось новым не только для тургеневедения того времени, но и означало качественно новый поворот в изучении жанровой специфики русской романистики в целом и романа И. С. Тургенева в частности. Значимыми выводами ученого стали положения о новом — романном — типе героя тургеневской эпохи как жанровой доминанты романа и его «общественном самосознании» как характе-рообразующей черты; о специфике сюжетно-композиционной структуры романа, проявившейся в большей, по сравнению с повестью, стройности, четко налаженной внутренней взаимозависимости ее элементов. В настоящее время солидность доказательной базы исследования А. И. Батюто является общепризнанным фактом и позволяет современным тургеневедам, работающим в области жан-

рологии, углублять представления ученого о специфике тургеневского романа.

Заданный А. И. Батюто исследовательский вектор был реализован в фундаментальных исследованиях романистики И. С. Тургенева В. М. Марковича и Г. Б. Курляндской. В рецепции В. М. Марковича романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» впервые были осмыслены как единое жанровое целое -«классический тургеневский роман». Значимость работы ученого обнаруживается также в первом в истории отечественного литературоведения обосновании вопроса о корреляции реализма Тургенева с творческими принципами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, способствующей дальнейшему изучению романов писателя в контексте русской литературы XX века; в исследовании проблемы генезиса и типологии, образной системы, поэтики тургеневского романа. Весомость концепции В.М. Марковича придали выводы о метафизическом характере первых романов писателя, рассмотренных в единстве «локальной конкретности» и «вечных вопросов»; о наличии в них сверхсмыслов; о новых формах трагического, предполагающих возвышение «обыкновенного» героя до «уровня высокой трагедии» и вошедших в русскую романистику благодаря именно Тургеневу, возобновившему лермонтовскую линию литературного развития, и давших импульс к развитию отечественного герменевтического тургеневедения. Таким образом, В. М. Марковичем была решена актуальная задача, стоявшая перед советскими тургеневедами в 1970-1980-е годах, - доказать, что в русском классическом романе конкретно-историческое содержание нераздельно соединено с универсальным. Логика исследовательской стратегии Г. Б. Курляндской, сосредоточенной на изучении основных компонентов поэтики тургеневского романа в его соотнесенности с повестями 1850-х годах, привела к созданию типологии романных героев на основе степени близости их к народу. Актуализация широкого круга вопросов об идейно-эстетических связях между повестями и романами писателя, романтических тенденциях в творческом методе писателя-реалиста, принципах создания характеров и специфической формы тургеневского психологизма получила развитие в концепции идейно-эстетической целостности тургеневских романов в рецепции С. Е. Шаталова и П. Г. Пустовойта.

Смена исследовательской парадигмы в 1990-е гг. нашла отражение в рецепции ученых ранних тургеневских романов. Ее своеобразие было обусловлено, с одной стороны, апелляцией к накопленному классическим тургеневедением опыту в сравнительно-

сопоставительном и типологическом изучении романов писателя и проявилось в создании новой, с позиции структуры тургеневского романа внутрижанровой типологии в работе Н. Д. Тамарченко. С другой - произошедшие в эти годы в отечественном литературоведении изменения, связанные с переосмыслением отечественной тургеневедческой традиции и активным усвоением достижений зарубежной филологической науки, определили становление рецепции, актуализировавшей структурно-семиотические исследования, способствующие углублению философской проблематики тургеневской романистики. Рецепционный вектор стратегий С. М. Аю-пова, Л. Н. Иссовой был направлен на системное исследование языка и стиля писателя как «первичного уровня» в синтезе с другими «уровнями» - системой образов, сюжетом, композицией, на осмысление «всеобщей идеи», растворенной в повествовательном строе, через постижение эстетической организации романов, на реализацию метода «сквозного» подхода, актуализировавшего проблему функционирования философских мотивов, корректирующих представление о художественном мире писателя как сложной идейно-эстетической системе.

В параграфе 1.3. «Англоязычное литературоведение о романах И.С. Тургенева 1850-х - начала 1860-х годов» проанализированы наиболее значимые образцы англоязычной рецепции, посвященной первым трем романам И.С. Тургенева и продемонстрировавшей различные подходы к их изучению. Автор диссертации отмечает наличие в восприятии романистики русского писателя англо-американскими учеными нескольких этапов, свидетельствующих о его широком методологическом спектре, в котором традиционные подходы коррелируют с новыми. Незатухающий интерес к романам писателя во 2-й половине XX века обусловил особенности и новизну рецепции тургеневских романов.

Выявление влияния русского романа на английскую и отчасти американскую литературу в аспекте рецептивной эстетики осуществил Г. Фелпс. Исследование особенностей творчества И.С. Тургенева сквозь призму личности и биографии писателя в русле психоаналитического литературоведения провел Ф. О'Коннор. Плодотворность традиции «новой критики» в рассматриваемый период проявилась также в исследовании Р. Фриборна, выдвинувшего перспективную для английского тургеневедения концепцию сбалансированности в романах писателя социальных, исторических психологических и общечеловеческих мотивов как отличительной черты

его мастерства и беспристрастности наблюдателя, которая дает Тургеневу право называться «романистом для романистов».

Следование методологии «другого прочтения» («another reading) позволило Дж. Костлоу и Э. Аллен сосредоточиться на исследовании структуры романов Тургенева и через осмысление хронотопа романного сюжета выйти на их философскую проблематику.

Во второй главе «Концептуальное многообразие рецепций романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века» определены особенности восприятия наиболее известного в отечественной и иноязычной среде романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

В параграфе 2.1. «Рецепция романа «Отцы и дети» в трудах российских литературоведов» выявлены основные методологические установки отечественных тургеневедов.

Снижение полемического характера публикаций и преимущественное позиционирование романа «Отцы и дети» как остросоциального произведения в рецепции 1950-х гг. (Е. С. Архипов, Б. В. Рождественский, Н. П. Лощинин) стимулировали исследовательскую стратегию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», своеобразие которой в последующие десятилетия выразилось в становлении нескольких векторов, способствующих углублению представления о социальной и идеологической проблематике романа (Г. А. Бялый, С. М. Петров, П. Г. Пустовойт); осмыслению его философского уровня и концепции личности героя (В. М. Маркович, Г. Б. Кур-ляндская, В. А. Недзвецкий); его историко-функциональному изучению (Ю. В. Троицкий).

Стремление к актуализации общественно-политического значения романа, характерное для рецепции Г. А. Бялого, С. М. Петрова и П. Г. Пустовойта, нашло отражение в концепции ученых, основанной на признании романа «Отцы и дети» произведением, в котором Тургенев показал переломный момент русской истории. Абсолютным достоинством рецепции явился системный анализ образа главного героя, его философско-нравственных убеждений. В рамках социально-идеологической рефлексии убедительное обоснование получил тезис о возможной принадлежности Базарова к демократическому движению 1860-х гг. Актуализация возможностей сравнительно-типологического метода в рецепции Г. Б. Курляндской проявилась не только в осмыслении ученым образа Базарова в метафизическом аспекте, но и в определении его как трагической личности. Безусловным плюсом рецепции Г. Б. Курляндской явилось фундаментальное обоснование литературной традиции внутреннего

раздвоения, ведущей начало от пушкинского романа «Евгений Онегин».

Новаторский характер рецепции романа «Отцы и дети» В. М. Марковича проявился в постановке вопроса «Кто такой Базаров?». Углубление тезиса о концепции трагического и интерпретация главного тургеневского романа как синтеза вечного и сиюминутного, преходящего и непреходящего начал имели следствием определение трагического начала в образе Базарова, обусловившее его общечеловеческий смысл. В понимании конфликта в романе как столкновения между «равнозаконными», но несовместными правдами — революционностью и человечностью, разрешаемого закономерной, но одновременно восстанавливающей утраченную гармонию смертью героя, В. М. Маркович коррелирует с современниками И. С. Тургенева Д. И. Писаревым и Н. Н. Страховым, первыми высказавшими мысль о героической смерти Базарова. Развитие концепции трагического героя в романе «Отцы и дети» было продолжено Ю. В. Лебедевым, активизировавшим идею раздвоенности Базарова как убежденного противника романтических чувств и в то же время страстного влюбленного.

1990-е годы в российском литературоведении, характеризующиеся кардинальной сменой исторической, идеологической, культурной парадигм, отмечены интенсивным ростом интереса к истории и теории русского романа. В рецепции В. А. Недзвецкого и Н. Д. Тамарченко, открывших своими исследованиями новый - постклассический -период в отечественном тургеневедении, на материале текстов русских классических романов, в том тесле романа «Отцы и дети», был сформулирован ряд положений современной жанрологии.

Актуализация проблемы целостности романа «Отцы и дети» в широком литературном контексте (от А. С. Пушкина до Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого) определила специфику и значимость рецепции Н. Д. Тамарченко, основанной на опыте сравнительно-сопоставительного, генетического и формального литературоведения. Мысль ученого о типологическом своеобразии романа «Отцы и дети» получила развитие в исследовании субъектных сфер романа; соотношения двух тенденций: «чистой объективности» и «чистой абсолютной субъективности», понимаемой как тенденции «к утверждению чисто художнического авторского видения, восприятия героя и жизни на вершинах философско-эстетического созерцания. Убежденность в схождении указанных противоположностей у Тургенева в философско-этическом значении темы смерти позволила Тамарченко определить произведение «Отцы и дети» как особый

тип послеиушкинского романа, тем самым расширив его редепци-онную картину. Положенная в основу рецепции В. А. Недзвецкого концепция тургеневского романа как «персонального» романа способствовала выявлению трех его основных элементов: процесса испытания романного героя, мифологизма романа и его персональной характеристики.

Научный потенциал Тургеневедения последнего десятилетия XX века обнаруживается также в ряде статей, отразивших широкий спектр методологических подходов и частных исследовательских практик - от текстологических, сравнительно-сопоставительных до структурно-семиотических - в изучении романа «Отцы и дети» (Е. М. Конышев, О. А. Разводов, В. А. Беглов, В. А. Громов, О. Ф. Ко-белев, Е. А. Козеев, Н. С. Никитина, А. И. Батюто и др.).

В параграфе 2.2. «Восприятие романа «Отцы и дети» в англоязычном литературоведении» представлен анализ интерпретационных установок «Отцов и детей» в англоязычной научной мысли.

В ходе проведенного анализа диссертант выявил преобладание в исследовательских стратегиях англо-американских тургеневедов метода «новой критики», позволившего совершить отдельные «прорывы» в осмыслении частных вопросов, связанных с восприятием романа «Отцы и дети» в первые десятилетия 2-й половины XX века, о чем свидетельствует рецепция Р. Хара, сделавшего акцент на противоречивости образа Базарова, и Р. Фриборна, использовавшего в исследовании структуры и принципов организации последнего из «четырех великих романов» Тургенева и его повествовательного мастерства метод «закрытого прочтения» текста.

Расширение исследовательской парадигмы в 1970-1990-е годы связано с рецепцией Гиффорда, сочетавшего в изучении социального контекста произведения, в анализе идеологического и политического аспектов романа традиции «новой критики» и социологического литературоведения. Широкие возможности социологического литературоведения в восприятии романа «Отцы и дети» были использованы Л. Шапиро, выделившим в нем три тематические части: конфликт между «представителем нового поколения» Базаровым и братьями Кирсановыми; столкновение между радикальными теоретическими взглядами главного героя и его человеческой натурой; противоречие между Базаровым и родителями, - составившими своеобразие структуры тургеневского романа. Рецепция ученого, с одной стороны, свидетельствовала о верном понимании тематики произведения, с другой - обнаружила недооценку значения для общей концепции романа темы любви. Принципы «новой критики»,

положенные в основу стратегии Дж. Костлоу, позволили в контексте традиционной интерпретации романа «Отцы и дети» как идеологического произведения продолжить исследование проблемы то-поса и его роли в раскрытии психологизма персонажей произведения.

В третьей главе «Основные тенденции в интерпретации поздних романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века» диссертантом выявлена специфика восприятия поздних романов Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении.

В параграфе 3.1. «Особенности интерпретации романов «Дым» и «Новь» в отечественном литературоведении» изучены методологические установки в рецепции последних романов Тургенева в отечественном литературоведении.

В разделе 3.1.1. выявлены особенности восприятия романа «Дым» - от полемического истолкования его идейной проблематики и интерпретации образной системы в советском литературоведении в течение длительного времени до осмысления его философ-ско-этического содержания на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

Своеобразие характерной для социологического литературоведения общественно-политической трактовки романа «Дым» проявилось в рецепции С. М. Петрова, А. Б. Муратова и П. Г. Пусто-войта в 1960-1970-е гг. Главное отличие в исследовательских векторах обнаружилось в полемике о главном герое тургеневского романа. С. М. Петров и П. Г. Пустовойт, определив в качестве главного персонажа Литвинова, акцентировали внимание на его социальной характеристике как «обыкновенного» героя. В рецепции А. Б. Муратова главным героем является Потугин. Дискуссионный характер рецепции романа «Дым» стимулировал развитие тургеневедческой мысли в последующее десятилетие, обнаружившей себя в углубленном изучении его нравственных коллизий. Ярким примером нового подхода к восприятию романа «Дым» явилась научная стратегия Ю. В. Манна, оригинальность и новизна которой заключаются в дальнейшей актуализации полемики в исследовании системы персонажей романа в сочетании с аналитической работой над образом главного героя Литвинова, в котором были акцентированы черты «обыкновенности». Рецепция Манна имела еще одно важное последствие для современного тургеневедения: в ее проблемный круг был включен вопрос о мифопоэтических мотивах в сюжетно-композиционной структуре романа «Дым». Данный вектор рецеп-

ции Ю. В. Манна, по мнению диссертанта, предопределил продуктивное развитие мифопоэтики в XXI веке.

В 1990-е годы в изучении романа «Дым», также как и других произведений писателя, обнаружил себя еще один исследовательский вектор, связанный с его рассмотрением в свете структуралистских установок. Активность такого подхода была обнаружена диссертантом в рецепции Л.Н. Иссовой.

В разделе 3.1.2. рассмотрены рецепционные векторы романа «Новь».

Принципиальное новаторство в рецепции С. М. Петрова, Г. А. Вялого, Г. Э. Винниковой романа «Новь» в 1960-1970-е годы выразилось в общности методологического подхода, позволившего ученым сформулировать основные положения об идейной эволюции писателя в поздний период творчества, о художественном своеобразии романа и его общественно-политическом контексте, о связях романа с современной Тургеневу романистикой, о типологии тургеневских героев. Эти и другие идеи обусловили широкий диапазон рецепции романа в последующие десятилетия.

Рецепционная картина романа «Новь» в 1980-е годы складывается из актуального исследования Г. Б. Курляндской творческих связей Тургенева с другими классиками русской литературы, вводящего романы писателя в мировой литературный контекст; системного анализа Н. Ф. Будановой, вобравшего в себя характеристику черновой и окончательной редакций романа; анализ нелегальной народнической печати как важнейшего источника произведения; интерпретацию романа в свете тургеневской концепции Гамлета и Дон Кихота; качественно новой концепции Ю. В. Манна, обнаружившего в романе широкие символические и культурно-исторические подтексты, обусловленные признанием Гамлета и Дон-Кихота основными типами тургеневских героев; осмысления А. И. Батюто идейной концепции романа в контексте идеологической полемики между славянофилами и западниками. Логическим завершением истории рецепции романа «Дым» стали новые исследовательские стратегии Р. О. Охунова, Г. И. Романова, Т. Л. Селетрина, А. А. Слинько.

Возрастающий к концу века методологический плюрализм в интерпретации романа «Дым» позволил окончательно развенчать миф о нем как творческой неудаче писателя и заложить векторы для дальнейшего изучения поздних романов И. С. Тургенева.

Параграф 3.2. «Оценка романов «Дым» и «Новь» в англоязычном литературоведении» представляет анализ рецепции романов «Дым» и «Новь» в англоязычном литературоведении.

Как показывает проведенное исследование, два последних романа И. С. Тургенева «Дым» и «Новь» англо-американским тургеневеде-нием в целом были признаны неудавшимися. Примером рецепции 1960-х годов стала оценка Р. Фриборна романов «Дым» и «Новь» как политического памфлета. К тезису о творческой неудаче, постигшей И. С. Тургенева в последних двух романах, впоследствии обратится американский ученый А. Ноулс, повторив, по сути, опыт предшественников в их интерпретации как документа социальной значимости, в котором отразилась современная писателю общественная жизнь. Общим местом литературоведческой рецепции ученых 19601980-х годов стали последовательная критика романной формы произведений, типичности характеров персонажей, анализ вопроса о западничестве писателя. Вместе с тем методологическая установка представителей «новой критики» позволила выявить сильные стороны позднего романного творчества Тургенева. В целях установления своеобразия англоязычной рецепции романов «Дым» и «Новь» диссертант обратился к работам, наиболее наглядно демонстрирующим своеобразие исследовательских векторов.

Так, в рецепции американского исследователя А. Ярмолинского роман «Дым» был представлен как воплощение комплекса радикальных течений в России — от утопизма Н. Г. Чернышевского и «нигилизма» Д. И. Писарева до славянофильств. Типичный для «новой критики» акцент на поэтике романа обусловил один из самых оригинальных выводов ученого о тематической близости «Дыма» с романом «Отцы и дети», основанной на «подведении итогов своему времени» - общине, артели, естественным наукам, социализму, феминизму, революции, русской миссии, - и связанной у писателя с символическим образом дыма.

Традиция осмысления символики романов «Дым» и «Новь» была заложена Гиффордом, продемонстрировавшим в своей рецепции интерес к разным сторонам романного творчества Тургенева и одним из первых в англо-американском литературоведении указавшим на символическое значение их заглавий в сравнении с более конкретными заглавиями ранних романов.

В Заключении подведены основные итоги диссертации, указаны важнейшие тенденции в развитии тургеневедения во 2-й половине XX века. Анализ методологических установок и индивидуальных исследовательских стратегий в отечественном и англоязычном литературоведении позволил установить общность и одновременно национальную специфику научной мысли разных стран. Обращение к массиву отечественной критико-литературоведческой рецепции ро-

манистики И.С. Тургенева подтвердил гипотезу о сложившемся системном характере советского и российского тургеневедения, проявившемся в индивидуальных стратегиях, опирающихся на сложившиеся научные традиции и представленных широким спектром исследований, выявляющих ее смысловое богатство и художественное своеобразие и определяющих ее место и значение в истории мировой литературы. Анализ англоязычной рецепции романов Тургенева указанного периода позволил сделать вывод о востребованности иноязычного тургеневедения, углубляющего новыми подходами представление об их различных чертах и свойствах. В то же время многообразие представленных научных стратегий позволяет наметить возможные перспективы развития современного тургеневедения, среди которых основными являются мифопоэтический, интертекстуальный, герменевтический, текстологический подходы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в реферируемых изданиях:

1. Ленхобоева Т. Р. Рецепция творчества И. С. Тургенева в «Спасском вестнике» (2004, 2005) / Т. В. Затеева, Т. Р. Ленхобоева // Вестник Бурят, гос. ун-та. - 2013. - Вып. 10. Филология. -С. 92-98.

2. Ленхобоева Т. Р. Рецепция творчества И. С. Тургенева в английском литературоведении 50-60 -х гг. XX в. / Т. В. Затеева, Т. Р. Ленхобоева И Вестник Бурят, гос. ун-та. - 2013. - Вып. 10. Филология. - С. 98-103.

3. Ленхобоева Т. Р. Творчество И. С. Тургенева в оценке Г. Джеймса / Т. Р. Ленхобоева // Вестник Бурят, гос. ун-та. Язык. Литература. Культура. - 2012. - № 1. - С. 93-99.

4. Ленхобоева Т. Р. Творчество И. С. Тургенева в имманентной критике Ю. И. Айхенвальда / Т. Р. Ленхобоева // Художественный текст: варианты интерпретации : материалы XVII Международной научно-практической конференции. - Бийск: Изд-во АГАО им. В.М. Шукшина, 2013. - С. 116-124.

5. Ленхобоева Т. Р. Рецепция героического в романах И. С. Тургенева в современном литературоведении / Т. Р. Ленхобоева // Вестник Бурят, гос. ун-та. Язык. Литература. Культура. - 2013. -Вып. 1.-С. 108-115.

Подписано в печать 08.11.13. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 1,33. Тираж 100. Заказ 628.

Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com

Отпечатано в типографии Издательства БГУ 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, За

 

Текст диссертации на тему "Рецепция романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века"

ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201 ^-51254

ЛЕНХОБОЕВА ТАТЬЯНА РОБЕРТОВНА

РЕЦЕПЦИЯ РОМАНОВ И.С. ТУРГЕНЕВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И АНГЛОЯЗЫЧНОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 2-й половины XX века

10.01.01 - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Затеева Т.В.

Улан-Удэ-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................... 3

ГЛАВА I. Интерпретационные модели рецепции романов И.С.Тургенева 1850 - н. 1860-х гг. в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века.................................... 21

1.1. Становление и развитие рецепции творчества И.С. Тургенева в русской и англоязычной критике и литературоведении 2-й половины XIX в.-1-й половины XX в............................... 21

1.2. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» в оценке российских тургеневедов...................................................... 34

1.3. Англоязычное литературоведение о романах И.С.Тургенева

1850-н. 1860-х гг. ........................................................... 68

ГЛАВА II. Концептуальное многообразие рецепций романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX в.......................................... 87

2.1. Рецепция романа «Отцы и дети» в трудах российских литературоведов............................................................... 87

2.2. Восприятие романа «Отцы и дети» в англоязычном литературоведении............................................................ 116

ГЛАВА III. Основные тенденции в интерпретации поздних романов И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX в................................................................... 124

3.1. Особенности интерпретации романов «Дым» и «Новь» в отечественном литературоведении....................................... 124

3.2. Оценка романов «Дым» и «Новь» в англоязычном литературоведении........................................................... 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................... 157

ЛИТЕРАТУРА........................................................................ 163

ВВЕДЕНИЕ

Художественное творчество признанного классика русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева, - от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе» - отражает напряженные поиски писателем «своего» жанра. Читателям трудно представить себе историю" русской литературы XIX в. без наполненных возвышенной любовью к России его рассказов и очерков, трогательным и нежным чувством влюбленности повестей, напряженными нравственно-философскими раздумьями о судьбе «русских скитальцев» романов.

Творческая деятельность И.С. Тургенева началась на рубеже 18301840-х гг. и длилась до последних дней его жизни в 1883 г. Почти сразу писатель приобрел репутацию «общественного» писателя, «летописца времени», психолога и живописца нравов. Его главным детищем стали шесть романов, которые охватывают жизнь России на протяжении почти полувека и рассмотренные вместе могут быть названы эпопеей. Каждый из них является как бы логическим продолжением предыдущего - именно так воспринимал их, прежде всего, сам писатель. Публикация каждого романа, с потрясающей точностью свидетельствовавшего о перипетиях в развитии русского общественного сознания, демократического движения и в целом - исторического пути России, воспринималась современниками как событие огромной художественной и социальной значимости. Они сразу становились неотъемлемой частью духовной жизни мыслящей России. Известно, что самыми интересными для Тургенева были переходные эпохи в истории человечества - именно в них он стремился услышать последнее слово уходящего времени и первое слово грядущих лет. На этом даре абсолютного исторического слуха построена драматургия всех его романов. Герои Тургенева вырывались из книжных рамок в живую, реальную жизнь, захватывая воображение его современников. Вокруг романов писателя кипели литературные страсти, развертывалась полемика, а читатели и критики раскалывались на противоположные лагеря.

«Крестным отцом» И.С. Тургенева, благословившим его на художественное творчество, стал В.Г. Белинский, давший высокую оценку раннему творению начинающего автора: «Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, - все это показывает "в" авторе" кроме дара~тв0рчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его» [Белинский, с. 68].

К началу XXI в. тургеневедение - одно из мощных направлений в отечественной филологической науке, созданное усилиями исследователей многих поколений. Начав формироваться одновременно с выходом в свет первых произведений писателя, оно по-прежнему сосредоточено на решении важной задачи - углубить знания о тургеневском творчестве [Данилевский]. Одним из современных способов ее решения является рецептивный подход к изучению творчества писателя. Особое место в тургеневедении занимает рецепция романов И.С. Тургенева - важной вехи в истории русской романистики, достигшей в середине XIX в. своего расцвета.

В настоящее время определить объем написанного о тургеневских романах не представляется возможным1; более того, когда речь идет о признанном классике, такая постановка вопроса вряд ли уместна. Для исследователей гораздо важнее продолжать научный поиск, ведущий к новым открытиям в тургеневедении.

Вместе с тем, материал исследования - наиболее репрезентативная критическая и научная литература о романистике И.С. Тургенева, созданная во 2-й половине XX в., - является доступным для систематизации и анализа в рамках диссертационного исследования в отличие от творчества A.C. Пушкина, Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, где анализ возможен лишь при выделении конкретного аспекта творчества.

1 Жекулин Н. Библиография Тургенева. 1983-2000 гг. // Режим доступа: turgenev.org.rme-book/bibliography/index.html.

На современном этапе одной из основных задач тургеневедения является изучение вопроса рецепции в отечественном и зарубежном литературоведении с учетом всех особенностей научного восприятия.

В определении общей концепции восприятия личности и творчества писателя важной составляющей является его иноязычная рецепция. Так, развивая мысль критика 2-й половины XIX в. П.Л. о важности иностранной критики для функционирования литературного произведения [П.Л., с. 909-916], Л.В. Чернец справедливо пишет: «Эта критика не лучше и не хуже русской, просто она другая - вследствие другого контекста восприятия анализируемых и оцениваемых произведений. И она полезна и поучительна как дополнение и по большей части корректив к пристрастным интерпретациям отечественных публицистов, как напоминание о самом масштабе таланта, творения которого переживут его время, поскольку это не отзыв на злобу дня» [Чернец, 2008, с. 169-170]. Данную точку зрения, на наш взгляд, можно с полным правом распространить на литературоведческие исследования.

Одним из основных направлений современного литературоведения является исследование вопросов методологии - одной из наиболее важных областей науки. В своем определении методологии мы следуем за И.К. Кузьми-чевым: «Методология - это наука о методах исследования, о наикратчайших путях к сути изучаемого явления. Сфера методологии - это та достаточно устойчивая среда, в которой арсенал средств, методов, принципов и ориента-ций имеется в наличии, готов к применению, а не изготовляется для каждого случая отдельно» [Кузьмичев, с. 30].

Современное состояние методологии гуманитарных наук, и в частности, филологии, можно свести к концепции, которая базируется на понятии «методологический кризис» (утверждение И.К. Кузьмичева и В.В. Селиванова: «Современный этап развития гуманитарного знания указывает на то, что научные исследования вступили в тяжелую полосу кризиса» [Селиванов, с. 127].

В.В. Селиванов определяет следующие признаки кризиса гуманитарного знания: во-первых, ослаблено влияние на современную науку классических традиций гуманитарных школ второй половины XIX — первой половины XX века; во-вторых, усилено влияние на гуманитарные науки наук, связанных с исследованием природы и техники (теория информации, синергетика и др.), что указывает на отсутствие самостоятельного развития собственно гуманитарной методологии и попытки возместить отсутствие этого развития заимствованиями исследовательских технологий из негуманитарного сектора исследований; в-третьих, в гуманитарных исследованиях искусственно завышена роль субъективного фактора, порождающего высокую степень произвольности высказываний и наблюдений, опирающихся исключительно на саморефлексию автора, что возводит в правило необъективность результата, отменяет обязательность надежной аргументации; в-четвертых, отсутствие в гуманитарной науке последних десятилетий крупных научных открытий, масштабных концептуальных решений, направленных на познание духовного мира человека и общества, законов общественного развития; в-пятых, неустойчивость терминологического языка в области гуманитарных наук и частичная утрата культуры пользования традиционными понятиями и категориями, отработанными в философии и науке XIX — начала XX вв. [Селиванов, с. 127]. Можно указать и на другие признаки кризиса, но достаточно вышеназванных, чтобы убедительно показать необходимость решения проблемы методологии в современном литературоведении.

Для нашего исследования концептуально важным является замечание И.К. Кузьмичева о том, что «до сих пор полностью не осмыслена и не создана научно обоснованная и выверенная типология в области накопившегося методологического знания» [Кузьмичев, с. 31]. Поэтому акцент в диссертационной работе сделан именно на создании методологической парадигмы, связанной с изучением творчества И.С. Тургенева.

Кризис методологии и отсутствие систематизации методологических подходов обусловил в последнее время появление работ, посвященных науч-

ной рецепции творчества писателей, направленных на упорядочивание, обобщение имеющихся данных, на анализ критических статей и монографий с выявлением оригинальности представленного исследования, а также на выявление перспективных путей дальнейшего изучения2.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью систематизации многообразия научных методов и частных интерпретационных методик, которые использовались при изучении творчества писателя в целом и его романистики в частности в разные периоды тур-геневедения, что позволит полнее осмыслить наиболее яркие исследовательские векторы и индивидуальные особенности отдельных стратегий в отечественном литературоведении. Кроме того, в эпоху открытого межкультурного диалога резко возрастает интерес к проблеме восприятия творчества русского писателя иностранными критиками и литературоведами.

Анализ специфики иноязычной рецепции призван способствовать обогащению современного тургеневедения новыми методологическими установками. Интерес к романистике И.С. Тургенева в странах Западной Европы и США датируется временем выхода первых переводов его произведений за рубежом. Более того, по мнению современных литературоведов3, становле-

2

Адам Е.А. Рецепция драмы А.П. Чехова "Три сестры" в немецкоязычных странах: диссертация ... канд. филол. наук. - Томск, 2008; Белоногова Е.С. Личность и творчество В.А. Жуковского в рецепции англоязычной культуры: диссертация ... канд. филол. наук. -Томск, 2009; Двойнишникова Т.Ф. Женские образы Ф. М. Достоевского: итоги и перспективы изучения (на материале русского и англоязычного литературоведения 1970-2000-х гг.): диссертация ... канд. филол. наук. - Улан-Удэ, 2006. -299 е.; ЗабелинаЛ.Н. Рецепция творчества А.П. Чехова в Италии: диссертация ... канд. филол. наук. - Тверь, 2009; Бабичева Ю.Г. Рецепция творчества И.А. Гончарова в отечественном и англо-американском литературоведении: методологический аспект: диссертация ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2010; Миллионщикова Т.М. Творчество Ф.М. Достоевского в американском литературоведении конца XX - начала XXI в: диссертация ... канд. филол. наук. М., 2011.

Ощепков А.Р. Тургенев и Запад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://w\v\v.litdefrance.ru; Николюкин А.Н., Взаимосвязи литератур России и США: Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка. - М., 1987; Кириллова Т.Д. Американская литература конца XIX -начала XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.book-download.org; Николенко М.П. И.С. Тургенев и Г. Джеймс в «доме со многими окнами» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология». -2010. -№1(7).

ние и развитие реализма в английской и американской литературе проходило под мощным воздействием художественных открытий русского писателя.

Изучение эволюции восприятия романного творчества Тургенева в отечественном и зарубежном литературоведении, помимо выявления самоценных фактов, имеет исключительное значение для определения перспективы изучения тургеневских романов в XXI веке. Все перечисленные установки определяют актуальность работы.

Степень изученности темы. В отечественном литературоведении романы И.С. Тургенева изучены широко и многоаспектно. К осмыслению роли и места тургеневских романов в истории русской и мировой литературы, исследованию в них соотношения исторического и вечного, бытийного начал и изучению романной поэтики обращались критики и литературоведы разных мировоззренческих и эстетических ориентаций. В числе основных методологических подходов к изучению творческого наследия Тургенева выделяются: биографический подход4, сравнительно-исторические исследования5; изучение мировоззрения, метода и стиля писателя6; исследование жанровой спе-

«г

цифики и поэтики романов .

4 Петров С.М. И. С. Тургенев. Творческий путь. - М., 1961; Желвакова И. А. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. - М., 1968 ; Чалмаев В А. Иван Тургенев. - М., 1986 ; Лебедев Ю.В. Тургенев. - М., 1990 ; и др.

5 Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. - М., 1980; Тюхова Е.В. Достоевский и Тургенев. Типологическая общность и родовое своеобразие. - Курск, 1981 ; Назарова JJ.H. Тургенев и русская литература кон. XIX - нач. XX вв. - Л., 1979 ; и др.

Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста - М., 1958 ; Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М.; Л., 1962 ; Шаталов С.Е. Проблемы поэтики Тургенева. - М., 1969 ; Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева-романиста. - Тула, 1972 ; Маркович В.М. Человек в романах И. С. Тургенева. - Л., 1975 ; Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей» (60-е годы). - Л., 1972 ; Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М., 1979 ; Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. - М., 1986 ; Пустовойт П.Г. Тургенев - художник слова. - М., 1987 ; Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека). - Свердловск, 1989 ; Батюто А.И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. -Л., 1990 и др.

7 Шаталов С.Е. Проблемы поэтики Тургенева. - М., 1969 ; Батюто А.И. Тургенев-романист. - М., 1972 ; Маркович В.М. Человек в романах И. С. Тургенева. - Л., 1975 ; Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х гг. - Тула, 1977 ; Шата-

С учетом специфики данной работы диссертант считает необходимым назвать труды отечественных литературоведов 2-й половины XX века, в которых романы писателя рассматриваются в контексте истории и теории русского романа: раздел в академическом двухтомном издании «История русского романа», монографии Г.А. Бялого, JI.H. Назаровой, H.A. Вердеревской, В.М. Марковича, А.Я. Эсалнек, В.А. Недзвецкого, Н.Д. Тамарченко8 и др. В англоязычном литературоведении основными являются исследования Э. Ал-лен, Дж. Костлоу, Р. Фриборн, Г. Фелпс, JI. Шапиро, А. Ноулс9 и другие.

Объект исследования - рецепция романов И. С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века.

Предмет исследования - исследовательские стратегии в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века, позволяющие создать точную картину восприятия романов И. С. Тургенева.

Материалом исследования явились работы отечественных и англоязычных литературоведов 2-й половины XX века, посвященные изучению романов И.С. Тургенева.

Цель диссертационного исследования - определить особенности исследовательских стратегий в изучении романистики И.С. Тургенева в отечественном и англоязычном литературоведении 2-й половины XX века.

лов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М., 1979 ; Маркович В.М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. (30-50-е гг.). - JL, 1982 ; Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Д., 1975.

История русского романа : в 2 т. - Москва ; Ленинград, 1962,1964 ; Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм, - M. ; JI., 1962 ; Вердеревская Н.А. Русский роман 40-60-х годов XIX века. - Казань, 1980; Эсалнек А.Я. Типология романа. - М., 1991; Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. - М., 1997 ; Тамарченко Н.Д Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики