автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Роль народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Сартикова, Евгения Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Роль народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа"

.. РОССИЙСКАЯ АКЩШЯ НАУК ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

4

На правах рукописи

! САРТИКОВА ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА

} - и "

РОЛЬ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ОТСТАЛОСТИ КАЛ1МЩОГО НАРОДА /С НАЧАЛА XI В. ДО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ/.

Специальность: 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1995 г.

Диссертация выполнена в Центре по изучению истории отечественной культуры Инстатута российской истории Российской Акадешш наук.

Баучннй руководитель: доктор исторических наук, • - профессор Ю. с-БОРИСОВ

(Официальные оппоненты: . д.и.н. Нрасовицкая

Тамара Юсуфовна к.и.н. Цувьмичев • Ацдрей Дмитриевич

Ведущее учреждение: -Институт этнологии и - антропологии-РАН —

Защита состоится " " • • 199 {у г. в' '"

_^_час. на заседании специализированного повета д. 002.33.01 Института российской истории РАН по адресу: 117036,:г...Ыосква, ул. Дм. Ульянова, 19.

С диссертацией можно ознакомиться е научной библиотеке Института российской истории РАН.

Автореферат разослан

Учёный секретарь /\ \' 7 - . специализированного повета П^ ^ А.А.Овсянников

к.и.н.

и

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования.

Повышенный интерес к глубинным истокам культурно-исторического и духовного наследия стал феноменом нашего времени. Он-заключается в осознании уникальности и неповторимости каждой национальной культуры как части общечеловеческой. Происходит возрождение народов и их культур, что в очень большой степени зависит от национальной.системы образования.

Бародное образованг^ просвещение представляет собой ту сферу 2гзнедеятольности общества, недооценка которой /"остаточный принцип"!/ породила негативные последствия и лродолжа- , ет крайне отрицательно сказываться в настоящее время. Очевидными стали последствия не только недостаточной нашей обращенности к лучшему мировому опыту, но и забвение опыта нашей школы на большом историческом пути её развития.

Обращение к историческому прошлому школы мокет сегодня ^дать импульс, для новых идей, позволит, критически ОсМЫслив_ имеющийся опыт, вернуть "хорошо забытое старое", которое будет способствовать решению задач, стоящих перед нашим обществом.

совершенно очевидно, что народное образование является компонентом большинства "узлов" сложного механизма существования и выживания малых этноров в составе большого многонационального государства, созданного великим народом.

Тема исследования рассматривается на материале Калмыкия. Это тоже не случайно. Калмыцкий народ на своём опыте Испытал тягчайшие последствия расшатывания фундаментальных основ сУ- ■ шествования любого этноса: и колониальное прошлое, и противоречия большевистской модернизации, и тяжёлые эксперименты в

ойласги языковой политики, и многое другое.

Под аккомпанимент лозунгов о "братстве народов" калмыки прошли через все муки геноцида: трагические жертвы революции, и грааданской войны, насильственную коллективизацию, полити-

- - N

ческие репрессии* голод и эпидемии, депортацию, ликвидацию государственности и аннексию территории в 1943-1957 годах.

В результате этого калмыцкий народ понёс огромные чело- . веческие жертвы и оказался на грани вырождения. Абсолютное болышнство калмыков не владеет родным языком. Были закрыты национальные школы, вводился единый государственный - русский язык. Уничтожены духовные и материальные ценности буддизма, т.е. приобщенности народа к одной из-древнейших цивилизаций. Разрушены и разорены большинство хурулов, узрачены обычаи и традиции народа.•

.В этих условиях неизмеримо, возрастают .роль и значение национальной системы образованна как важной предпосылки возрождения языка и самобытных основ национального мировосприятия, обогащения интеллектуального потенциала, подъёма экономики и духовной культуры калмыцкого народа."

Многие негативные явления в жизни нашего общества в полной мере затронули и школу. Картина как положительных,- так и отрицательных моментов в жизни школы позволяет пополнить об-------щие представления о процессе культурных преобразований конкретной картиной его протекания на региональном уровне.

'В этой связи весьма важным представляется исследование местных особенностей развития школьной гДстемы как неотъемлемой части общего процесса, протекавшего в стране» Без этого невозможно раскрыть всю сложность и противоречивость прово-

\

дивйейся "культурной револщш".

В данной работе предпринята попытка показать, насколько оИотема народного образования в Калмыкии могла обеспечить решение двух принципиальных задач духовного воспроизводства малого этноса: преемственность его уникальной традиционной культуры и органическое восприятие Всё новых достижений цивилизации. Только на этом пути возможно исклотить как угрозу асси-„миляцшо этого этноса в инокультурной среде, так и опасность ' его самозамыкания, ведущего к прогрессирующей отсталости.

Опыт калмыцкого народа в этом отношении является одновременно и специфическим, и типичным для России. специфичность его состоит прежде всего в том, что формирование духовного своеобразия калмыков в ходе движения их кочевых племён из Западной Монголии в прикаспийские степи происходило в ХУЛ веке в значительной мере на основе сохранения ламаисТского варианта буддийской культуры, создавая, временами утрачивая и вновь воссоздавая свою национальную государственность в рамках России, калмыцкий народ проявил достойную уважения стойкость и . верность многовековым традициям. Калмыкия - единственное государство в Европе, унаследовавшее традиции буддизма как духовной основы одной из древнейших на земле цивилизаций. Отсвда, в частности, вытекает необходимость обстоятельного изучения системы религиозного /ламаистского/ образования, -его места в культуре калмыков.

'Типичность же и значение калмыцкого опыта с°сТ0ит в спо-робнор.ти народа, не- теряя своих национальных особенностей, воспринимать зеликую русскую культуру.

Этот процесс не был таким безоблачным, как. недавно писало

большинство авторов. До революций 1917 г. внедрение русской культуры сопровождалось попытками русификации и принудительной христианизации калмыков. В советское время /особенно с конца 20-х г.г./ влияние русской кулмуры былоч деформировало госУДарсТвенно-идеологическими и по сути централизаторско-унитарными приоритетами большевизма. Именно с ними было связано пренебрежение и враждебность властей в отношении национальных традиций как русского, так и других народов. Наиболее агрессивным выражением этого было стремление к уничтожению всех религий, включая буддизм.

Таким образом, народное образование рассматривается в данном исследовании не только само по себе и даже не просто как одна из отраслей культуры, но и как региональная подсистема жизнедеятельности калмыцкого общества в общероссийских ' рамках. Такой подход к народному образованию в- развернутом виде осуществляется впервые.

Хронологические рамки исследования - с начала XX века до Второй мировой войны. Начальный хронологический рубеж/1900 г./ связан не только формально с началом XX века, но и с вступлением русского царизма в полосу кризиса, повлекшего за собой-три революции, падение самодержавия и гражданскую войну. Всё это, естественно, отразилось и на колониальной политике,' в том числе, в сфере народного образования. В этих условиях получило большой импульс национальное самосознание народов России, усиление лх тяги к.просвещению.'

Ьавершапций хронологический рубеж /1939 г./ связан, во-первых, с завершением полосы послереволвдионных школьных реформ и определенной стабилизацией как организационной системы

народного образования, так и учебного процесса- Во-вторых, с ростом образовательного уровня населения Калмыкии и социальными последствиями этого процесса - рождением калмыцкой советской интеллигенции, т.е. той интеллектуально-профессиональной структуры, которая гарантировала дальнейшее Успешное развитие» если бы не натолкнулась на репрессии 30-х и геноцид 40-х годов.

Конец 30-х годов - это веха, знаменующая вадпий уровень народного образования калмыков накануне войны. Далее начался упадок культуры, вызванный войной, а затем - в её ге рамках -разразилась и катастрофа депортации.

В общих хронологических рамках диссертации выделены и внутренние вехи.

С одной стороны, подход к теме "переступает" через прежнее идеологическое "табу"; воздвигшее непроходимуг стену в Истории медцу "до" и "после" 7 ноября 1917 г. г; другой стороны, автор не игнорирует огульно разницу между этими периодами. Она существует, но и не возводится в абсолют. с. принципиальной точки зрения время градцанской войны /1917-1920 г.г./, когда вопросы о власти, собственности, направлении духовного развития ещё не были решена!, допустимо отнести к периоду последнего кризиса Российской империи, начало которого, совпало с приходом нового века.

Для Калмыкии такая периодизация имеет очень существенное дополнительное основание, ибо в ноябре 1920 г. она получила ;татус автономной области, а в 1935 г. преобразована в Калмыц-сую АспР. Естественно, что это также имело значение для формирования национальной системы образования.

исследование ведётся в нынешних территориальных рамках калмыцкой Агп?. О чем связан принципиальный выбор исследования именно Калмыкии, сказано вше. Что хе касается собственно географии, автор исходил из того, что данное исследование -лишь часть работ по истории современной Калмыкии и,естественно, стремился дать сопоставимый материал. Вместе с тем, в работе рассматривается и состояние народного образования в других районах'более или менее компактного проживания калмыков на территории Россга» характеризуется образовательный уровень калмыцкого народа в целом.

Задачей исследования является анализ сУЩества тех реальных сдвигов в области образования, которые приобретали специфически идеологическую форму, заданную коммунистической направленность» большевистской модернизации страны.

Такая установка конкретизирована выделением следующих основных целей исследования. Их две и они взаимоувязаны. Во-первых, необходимо рассмотреть механизм народного образования, его структуру и иерархию, системный характер, логику формирования и "переналадки" соответственно запросам времени. Это помогает чётко определить, как действуют звенья той "организационно-интеллектуальной машины", на входе в которую находится "естественный" /неграмотный или неквалифицированный/ чело- , век, а на выходе из каждого очередного звена - "человек культурный" , имеющий определенный, гарантированный обществом уро-

Вторая цель исследования - показать динамику роста образовательного уровня населения Калмыкии /в первую очередь калмыков/ и социальные последствия этого процесса /особенно формирование национальной интеллигенции/.

В совокупности выполнение этих задач позволит выяснить ■ решающую роль народного образования в процессе духовной адаптации автономного малого этноса к условиям окружающей его инонациональной культурной среды большого /основного "титульного"/ народа.

Автор в максимально возможной мере^ использовал труды предшественников в исследовании темы: как общие работы"по истории народного образования в России, так и исследования непосредственно по истории-Калмыкии и народного образования на

г

территории республики.

советская историография школы и педагогики дореволюционной России имеет в своем арсенале немало ценных работ, посвященных народному образованию и педагогической мысли последней трети XIX - начала XX в.в.* Большая часть этих работ сконцентрирована на.проблеме развития педагогической науки в России в'период империализма, на разных аспектах данной проблемы, не получивших ранее освещения в историко-педагогичес.кой литературе.

I Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в.в. М.: Педагогика, 1990; Вопросы истории школы и педагогики дореволщионной России. Сб. науч. тр. Под ред. Э.Д.Днедроза. М.: НИИ ОН, 1978; Гуманистические идеи, со-циалвно-педагогические эксперименты, бюрократические извращения; в развитии отечественной школы. Межвуз. сб. науч. тр.-СПб.: Образование, 1993; Егоров г,.Ф. Теория образования в педагогике РоссВД начала XX века: Историко-педагогический • -очерк. М.: Педагогика, 1987; йураковский Г. В. Из истории просвещения в дореволщионной России /очерю^. М.: Педагогика," 1978; Вопросы теории и истории педагогики, сб. 0т. под ред. З.И.Равкина. йсикар-Ола, 1969; йз истории дореволщионной и' советской школы и педагогики. Под ред. А.И.шскунова. Калинин, 1971; Народное образование и педагогическая мысль России конца1 и начала империализма: малоисследованные проблемы и источники. сбЛлауч. тр. под ред. о.Л.¿непрова. И., 1980; . ОпОсКов A.B. Начальное образование в дореволюционной России /1861-1917/.. U.: Просвещение, 1982; Очерки истории школы и педагогической мысли народов сссР: конец XIX - начала XX в.в. т.: Педагогика, 1991; Паначин Ф.Г. Учительство и революци-

в РОсо-ии /Ш - нач- в-в-/- :Педагогика,

Углубленное изучение истории становления и развития советской системы народного образования и прежде всего общеобразовательной школы началось в середине 50-х годов в трудах историков Ф.Ф.Королева, 3.И.Равкина* и других.

становление советской школы отражено в обора трудах по истории народного образования и советской культуры, вышедших в 50-60-х годах^, а также в обобщающих удах по истории советской школы и педагогики довоенного периода^ и советской 4

культуры.

В работах А. Е. Иванова рассмотрена история предреволюционной высшей школы, в публикациях £о. Борисова исследованы проблемы народного образования, в том числе кризисные явления советской школы, в исследованиях В.Р.Лейкиной-свирской кят

' с

характеристика интеллигенции начала XX века1'.

1 Королев Ф.Ф. Очерки по ид тории советской школы и педагогики /1917-1920 г.г./ М., 1958; он же. советская школа в период социалистической индустриализации. Ы., 1959; Королев Ф.Ф., Корнейчик Ф.Ф., Равкин ЗЛ1. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1925 г.г.

2 Дейнеко М.Ы. 40 лет народного образования в пслР. М., 1957; Народное образование в гпсР- М., 1957; Народное образование в ППГ.Р. М., 1987; Кш И. П. 40 лет советской культуры. Н., 1957; Культурная революция в гг.оР./1917-1965 г.г./. Ы., 1967

3 Очерки истории школы и педагогической мысли народов ппсР. 1917-1941 г.г. Ы-. 1980.. . , .....

4 Великая октябрьская социалистическая револщия и становление советской культуры. 1917-1927 г.г. М., 1985; поветская культура: история и современность. М., 1983; советская культура: 70 лет развития. Ы., 1987.

5 Борисов й-Р.. Развитие сети вузов и техникумов в пгсР в .1917-1920 г.г. // строительство советского государства. Ы., . 1972; Он же. Народное, образование и обороноспособность

страны 7/ Духовный потенциал победы соьетского народа в.Великой Отечественной войне. 1941-1945 г.г. М., 1990; .Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX века. М., 1991; Дейкина-свирская В. Р. Русская интеллигенция в 19001917 г.г. К., 1981.

Работы Т.А^КрасОвицкой, Г.П.Макаровой, А. й-Фомина посвящены развитию национальных школ^. Особую актуальность для наиболее отсталых народов национальных окраин России имела ликвидация массовой неграмотности. Эту задачу необходимо было решить в первую очередь. Естественно, что проблемам ликвидации неграмотности и малограмотности населения посвящена р

обширная литера тура.

В историографии советской кулмуры большое место зани-

1 Красовицкая Т.Ю. Документы первых государственных органов по руководству просвещением национальностей Рг.ФсР- 19171922 г.г. //.советские архивы. 1975. Ä 4; Она не. Национальная политика в области просвещения народов РсФсР- 19171922 г.г. // Великий Октябрь и национальный вопрос.-Ереван, 1977; Она же. Основные тенденциив в тормировании государственного аппарата защиты культурных интересов нерусских

народов РсФсР /7 Духовный потенциал победы советского народа в Великой Отечественной войне. I94I-I945 г.г. М., 1990; Она же. Проблемы государственного руководства национально-•' культурным строительством в Рс№/1917-1925 г.г./: Дис. док. ист. наук. М., 1992; Она же.-Власть и культура: исторический опыт организации руководства национально-культурные строительством/ Ы., 1992; Макарова Г. П. Народный комис-

?ариат по делам национальностей РсфсР. I9I7-I923 г.г. М., 987; Фомин А.й. Организация руководства просвещением на--циональных меньшинств в первые годы советской власти // История СССР- 1984. К 4.

2 Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР- м., 1963; Бондарев Д.А. Ликвидации неграмотности /цифры, такты, перспективы/. М.-Л., 1929; Иванова A.M. Что сделала советская власть по ликвидации неграмотности взрослых. М., IS49; Куманев В. А. масс°вый культурный поход за ликвидацию неграмотности в советской деревне-/1928-19&/. История сссР. 1958. X 5; Он лее. Револщия и просвещение масс- -М., 1973; Он же. Культурный прогресс ранее отсталых Hapo-v дов СССР /развитие массового просвещения в 20-е годы/ // со- . ветская культура: история и современность. М., 1983; Шумейко В.М.-За ¿плошную грамотность. М., 1930; Ненароков А.П.

К вопросу об уровне грамотности народов России в предоктябрьский период //«.советская культура: история и современность; И., 1983. X

мает литература по истории советской интеллигенции^.

Историография национально- культурного строительства в отдельных регионах дополняет, а порой и восполняет пробелы в общей истории культурного строительства России2.

Перед исследователями национально-культурного строительства стоит задача повышения уровня исследований, учёта новейших достижений историографии, расширения источниковой базы.

Эти требования относятся и к изучении роли народного образования в создании условий преодоления культурной отсталости калмыцкого народа.

состояние народного образования Калмыкии в начале XX века и до револгции 1917 года изучено очень слабо. В отдельных публикациях дореволщионных Исследователей в краткой форме приводились отдельные сведения о просвещении среди калмыков.

Г Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. М., 1987; Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции. I9I7-I927 г.г. М., 1985; Каралетян P.O. становление и развитие интеллигенции как особого социального слоя. М., 1974; Куманев В. А. судьбы советской интеллигенции /30-е года/ // История СССР. 1990. й I; советская интеллигенция. История Формирования и роста. I9I7-I965. М., 1968; Красильников с.А., поснин В. П. Интеллигенция сибири в период борьбы за победу и утверждение советской власти. 1917- лето 1918. Новосибирск, 1985; «едшин с. А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972; Он же. Партия и интеллигенция. М., .1983 и др. .

2 Асочаков В. А. Культурное строительство в Хакасии/1917-1937/. Абакан, 1983; Афанасьева А.И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии. 1918-1927. Петрозаводск, ;1983; Безносиков Я.Н. Рассвет над Коми почерк истории культурного строительства в Кию АссР. Сыктывкар, 1986; Исакова й.В. Культура народов севера. Новосибирск, 1989; Измаилов А;Е. Культурная революция в Дагестане: исторический опыт и современные проблемы. Ростов-на-Дону, 1984; Кайг.с,розов Г.Ш. . Нормирование социалистической интеллигенции на северном Кавказе. Ы. 1983; Сергеев Т.с; социалистическая культура Чувашии. Чебоксары, 1984; Он же. Культуш советской Чувашии. Чебоксары, IS89; Таяшиноз Н.Ш. Очерки Иотории-просвещения Калмыцкой АслР. алидта, 1969; Техиав В.Д. К р.ияывдш вершинам. Орджоникидзе, IS88; Халадл с.А. Культура, роаден-ная Октябрем. Угоа, 1987 и др.

Литература о развитии школьного дела среди калмыков до рево-лидии ограничивалась краткими очерками Н.АмыосОва, А.М.Позд-неева, А.Д.сильницкого, Н.Спасского, с-В.Фарфоровского*. Эти авторы не претендовали на теоретические обобщения, но по горячим следам событий зафиксировали реальные результаты состояния школьного дела в Калмыкии без попытки проанализировать цричины, тормозившие рост просвещения калмыцкого народа. По своей сути эти книги сегодня явлшотся источниками, хотя, ра-■ зумеется, они требуют критического анализа.

Историей просвещения дореволюционной Калмыкии занималась В. Ф. Ефремова^. Она рассматривала развитие народных школ в Калмыкии в конце XIX - начале XX в.в., историю религиозного образования /что очень интересно/. Но небольшой объём этих работ не позволил мобилизовать здесь значительный фактический материал, однако заслугой автора является привлечение внимания к

1 Аммосов Н. Калмыцкие улусные училища в учебно-вос.питатель-ном отношении. Астрахань, 1893; Позднеев A.M. Записка о преобразовании учебной части у калмыков Астраханской губернии. СПб., 1889; Он же. Об-образовании инородцев-ламаитов. сПб., 1905; Он же. Исторический очерк развития русс™х школ у калмыков. сЛб., 1905; пильницкий А. Д. Краткий-очерк состояния начального образования в калмыцкой степи Астраханской губернии в связи с современным бытом калмыков. пПо., 1907; спасский Н. Образование-калмыков Астраханской губернии и меры

к его улучшению. М., 1894; Он же. Очерки школьного образования у калмыков. СПб., 1907; Фарфоровский п.В. Народное образование у калмыков ставропольской губернии. Ставрополь;. 1908; Труды особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. сБб., 1905; архимандрит Гурий /Степанов/ Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён. Казань, 1915.

2 Ефремова В.Ф. йз истории просвещения дореволюционной Калмыкии // Вестник КНиЯ МИ. 1968. Ус 3; Она же. Народные школы Калмыкии в конце XIX - начале XX веков // Развитие науки в Калмыцкой АсоР. сшиста, 1969; Она не. из истории религиозного образования в Калмыкии // Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. сошста, 1980.

истории народного образования. Работы Ц.К.Корсункиева, Н. Львовского пое.вященн проблемам образования калмыков в хурульных школах*. _ • '

Литература ¿0-30-х годов - освещает вопро^ народного образования в Калмыкии на общесоциологическоы уровне^.

П середины 60-х годов начинается научная разработка истории культуры Калмыкии. Отличительной особенностью изучения культуры калмыцкого народа является то обстоятельство, что оно велось, главным образом, по отраслевому принципу, то есть исследовались отдельные компоненты культуры - история науки,

1 Корсункиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977; Он se.. О преподавании гуманитарных и естественно-научных дисциплинах в калмыцких монастырских школах: XIX - начало XX в.в. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Зшс.та, 1987; Львовский

Н. Образование при хурулах // Православный благовеотник. 1893. К 2.

2 Порох В.Ш--0 калмыцкой школе «егодняшнЕго дня в-связи -с эко-

номическим положением области // Ойратские известия. 1922.

& 3-4; Борисов Т.К. Калмыкия: краткий социально-политичес-

кий и социально-экономический-очерк. Астрахань, 1924; Глу-

хов й.К. От патриархальщина к социализму.-Астрахань, 1926;

Фонштейн В.Е. 1рамотносТЬ и культурно-просветительные учреж-

дения Калмобласти // Калмыцкая область. 1926. Л I; Долгин

Г. А. Народное образование в автономной Калмыцкой области за

10 лет /1917-1927 г.г./ // Калмыцкая область за 10 лет Октябрьской революции. Астрахань, 1927; Отчет Областного исполнительного комитета Автономной области калмыцкого трудового народа УШ областному съезду советов за период с I апреля 1927 г. по I сентября 1928 г. описта, 1928; В помощь просвещенцу Калмыкии, сборник А I. Элиста, 1929; В помощь просвещенцу Калмыкии, сборник & 2-3. Элиста, 1930; Очередные задачи летнего культпохода в Калмббласти. Зииста, 1930; Отчёт Президиума Облисполкома калмыцкого трудового народа ■ о своей деятельности-за время с I.II.¿28-по I.0I.30 г.г. Элиста, 1930; сборник инструкций к директив по Б0еобучу и ликбезу в Калмыкии. Злиста, 1931; -Колин Н. Культитурм в Калмн-

- кии // Просвещение национальностей. 1931. & 9; лройдо Г. И. Первые итоги и задачи культштурма в Калмыцкой области. Саратов,- 1932; Он же. Об итогах и очередных задачах культурного строительства в Калмыцкой области // Ка культурном фронте. 1932. te 1-2; ¡Материалы к отчету Катао йлз о полкома к-Iо-летаю автономной поветской Калмыкии. I920-I9S5 г.г. Зяиг-та, 1935; Калмыцкая АссР. Элиста, 1936 а др.

литературы, искусства, народного просвещения^. В 1967 году был издан сборник документов и материалов "Из истории движения за национальную школу в Калмыкии"2 и сборник научных статей "Из истории культурного строительства в Калмыцкой АппГ3.

Непосредственно истории развития народного образования посвящены монографии Килганова В.У. "становление школьного образования в Калмыкии" и Ташнинова Н.Ш. "Очерки истории просвещения Калмыцкой АссР".

В этих монографиях история культурного строительства представлена как поступательное движение от успеха к успеху, не отражены трудности общего и национально-специфического характера. Ныне разворачивающийся процесс обновления культуры, духовной_жизни общества требует анализа не только

достижений, но и трудностей, издержек и нерешенных проблем

-1 ■ ' ■ • в развитии культуры, в частности, народного образования Калмыкии.

В этих научных трудах затрагивались вопросы истории

<

культуры республики в той мере, в какой это требовалось для освещения основной темы исследования. Так, в названных работах

1 Три туз X. Музыкальная культура Калмыцкой Аг.г.Р. М., 1965; 1рошин И. Изобразительное Искусство советской Калмыкии. Элиста, 1965; История калмыцкой литературы. М., 1980; Кил-ганов В.У", становление школьного образования в Калмыкии. . Элиста, 1968; Ташнинов Н.Ш. Очерки и0тории ппосвешения Калмыцкой АспР- Злиста, 1969, ... .

2 Из истории движения за национальную школу в Калмыкии /к 60-летию союза учителей "Халшг Тангчин Туг"/. - сб. док-в и материалов. Злиста, 1967.- 100.с-

3 Из истоши культурного строительства в Калмыцкой АгсР.-Злиста," 1967.- 80 с-

приводятся данные о численности школ республики в разные годы, освепеетсД их роль в развитии культуры Калмыкии. В этих исследованиях главным образом приводились количественные ха- . рактеристики и замалчивались противоречия, трудности в развитии школ в республике, слабые стороны в их деятельности, сейчас ПОЯВИЛИСЬ ВОЗМОЖНОСТИ ПО-НОВОМУ ОсМЫсЛИТЬ дяннрй цроцесс, вскрыть имевшие место недостатки. Для своего времени /конец 60-х г.г./ указанные работы стали заметным явлением в республике, поскольку ввели в научный оборот ряд фактических данных об Успехах народного образования в Калмыкии в годы советской власти. Авторы в то время были лишены возможности дать всесторонний анализ противоречий в изучаемой ими области знаний.

Определённый материал о развитии народного образования содержится в более общих работах: монографии Д.Ц.-Д.Номинха-нова "Очерки истории культуры калмыцкого народа"*, а также в коллективных трудах "Очерках истории Калмыцкой АссР"2 и "Очер-

q

ках истории Калмыцкой организации КПсс" . Это, в целом, характерные образцы советской историографии периода "развитого социализма".

Таким образом, приходится констатировать, что научное изучение истории народного образования в Калмыкии даже в традиционном ключе находится в зачаточном состоянии. Общая оценка результатов школьной реформы, как правило, завышена, многие факты замалчивались, игнорировались расхождения между намеченными задачами реформы и их реализацией,- -внимание акцента7 ровалось только на положительных результатах становления и"

1 Номинханов Д.Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа.-Элиста: Каш. кн. изд-во, 1969.-' 13а с.

2 Очерки истории Калмыцкой АссР. опоха социализма.- М. : Наука, -1970.- 432 с-; Дооктябрьский период.- К. : -Наука, 1967.- 479 с.

3 Очерки истории Калмыцкой организации КПсс.- слиста, 19Б0.-451С.

развития советской системы образования.

Эта историографическая ситуация вынудила автора уделить большое внимание сбору первичного материала, его конкретно-историческому анализу и лишь на этой основе строить историко-социологические, концептуальные сУЗДения.

Актуальной проблемой сегодняшнего дня является необходимость наиболее полно и беспристрастно использовать все доступные источники, чтобы, по возможности объективно, показать процесс становления и развития системы народного образования в Калмыкии с начала XI в. до Второй мировой войны, рассматривая его в единстве и взаимосвязи, т.к. и0тория развития регионального звена системы образования до сих пор сградает значительной неполнотой и нуждается в дальнейшем изучении.

Илточншсовую базу диссертации составляет широкий вруг как опубликованных, так и архивных источников разнообразного характера.

К опубликованным источникам относятся прежде всего "Директивы ВКЦ/б/ и постановления советского правительства о народном образовании, сборник документов за I9I7-I947 г.г." /М.-Л., 1947/, "Народное образование в СССР: общеобразовательная школа, сб. док-в. I9I7-I923 г.г."/М., 1974/, материалы первой Всеобщей переписи населения 1897 г. и всесоюзных переписей . населения 1926 г., 1937 и 1939 годов. Протоколы учредительного съезда Федерации национальных и территориальных союзов учи. телей и других деятелей по народному образованна /сПб., 1907/ и др.

История народного образования Калмыкии отражена з следующих сборниках и документах: Первый Общекалмыцкий съезд

поветов. Протоколы. Злиста, 1971; Из Иотории движения за национальную школу в Калмыкии, г.й. док-в и материалов. Элиста, 1967; Установление и упрочение советской ласти в Калмыкии. 0<5. док-в. Элиста, 1973; Кануков Х.Б. Избранные статьи, речи • и выступления. Злиста, 1973; сборник инструкций и директив по Всеобучу и ликбезу в.Калмобласти. Элиста,- 1931; Сериалы к докладу Пюрбеева А.П. "О советском, хозяйственном и культурном строительстве Калмыцкой АссР". Зписта, 1936; Национально-государственное строительство в Калмыцкой Асе? /июль 1920 - июнь 1937 г.г./. Об. док-в и материалов. Элиста, 1981.

Комплекс привлеченных архивных документов базируется, в основном, на фондах Национального архива Республики Калмыкия. Среди них следует выделить основные: ф. 9 - Управление калмыцким народом /183&-1917/, в частности, отчёты Главного управления-калмыцким народомь. отчёты улусных попечительств, доклад-' ные записки и рапорты государственных чиновников, справки и переписку Главного попечителя Калмыцкого Управления с министерствами царского правительства.

Документальный комплекс фонда Управления калмыцким на' родом представляет собой делопроизводственную документацию ряда сменявших друг друга фондообразователей - ККД*, сКУ2, Отделения ордынских народов АДГИ3 и УКН^. Эти фонды являлись • местными исполнительно-распорядительншш учреждениями коллеги-, ального типа, сейчас они являются частью комплекса Отдела до-револщионных фондов- ЦГА РК. Из .них наиболее значителен по

1 ККД - Комиссия калмыцких дел

2 сКУ - совет калмыцкого управления . . .

3 АПГй - Астраханская палата государственных имуществ

4 УКН - Управление калмыцким народом

объёму фонд Управления калмыцким народом, насчитывавший более 6 тыс- дел.

В силу делопроизводственного происхождения выделяется целый ряд однотипных видов источников, таких как журналы, отчёты, акты, прошения, жалобы, постановления, циркуляры и т.д. Из Всех видов отчётной документации УКН выделяйтся сводные годовые отчёты. Они представляют собой как бы обобщение текущей отчетной документации местных органов управления Калмнки-.: ей.

В Канцелярии главного попечителя калмыцкого народа сосредотачивался следующий материал для сводного отчёта: годовые отчеты улусных сУДОв; годовой отчёт ламы калмыцкого народа, отчёты заведующих архивом, школами и т.д. Вышеперечисленная документация составляла постоянный круг источников, без кото-рнх невозможно .было создать сводный отчёт пр управлению калмыцким народом. Отчёты отражают в наиболее обобщенной и компактной форме отдельные стороны деятельности управления и состояния Калмыцкой стеги за каждый истекший год.

При системном, комплексном подходе к изучению образования целесообразно обращение к возможно большему числу фондов. Разделы работы о просвещении в Калмыкии в советское время написаны на основе отчётных материалов областного отдела народного образования /ф,- Р-25, с* 1935 г. - Наркомпрос КАог.Р/. Калмыцкого облисполкома /ф. Р-3, с 1935 г. - оНК КАооР/и ряд других фондообразователей. . ■ . . .

Немало документов по Исследуемой теме отложилось в ЦГА РФ. Большой интерес представляют докладные записки, обзоры, протоколы и заключения различных комиссий, включающие данные

по Калмыкии. Наиболее значительные комплексы документов отложились в фондах Варкомцроса ВпФпР и его главков, а также комитета по просвещению национальных меньшинств при НКП РпЗпР. Архивные документы, хранящиеся в ЦГА РФ, в сочетании с материалами НА РК не только дополняют, во-и восполняют Историю образования Калмыкии.

Одно из важнейших мест в её изучении принадлежит периодической печати. В центральных газетах и журналах "Жизнь национальностей", "Просвещение национальностей" и других часто появлялись материалы, характеризующие прошлое и настоящее культуры калмыцкого народа, усилия государства по укреплению её материальной базы, преодолению трудностей, вызванных национальными особенностями развития культуры в Калмыкии. Наиболее широко эти процессы отражены в местной периодической печати /"Ойратские известия"-, "Вестник Калмыцкогсгобкома БКЦ/б/; "Известия Калмыкии" и др./.

Научное значение /иордедовательг-кая новизна/ ди^ертадии состоит не только в попытке дать системное представление о развитии народного образования в Калмыкии почти за первые четыре десятилетия XX века /а значит и введение в научный оборот новых фактов, источников, и переосмысление Дфёжнш^концетщй: русгИфикатбрлтх^'До революции, фанатично-балыпевистских в советское время/. Главный смысл исследования.*- в попытке.рассмотреть развитие национального народного образования как один ,из механизмов, использование которого позволяет малому народу • сохранить себя и свою культуру в инонациональной среде "великой империи"......

Практическое значение исследования.

1&к как в работе делается одна из первых попыток по-новому осмыслить процесс развития народного образования в Калмыкии, отбросив в сторону старые стереотипы в оценке итогов и методов проведения "культурной революции" в Калмыкии, то нам представляется возможным Использовать данную работу при написании обобпрющих работ по истории Калмыкии. Кроме того, данное исследование может быть использовано при чтении курса лекций, спецкурсов, в просветительской и научно-популярной работе. Исследование данной темы имеет фундаментальное значение и в плане решения такой актуальной задачи, стоящей перед историками Калмыкии, как создание многотомной "Истории Калмыкии".

Вместе с тем-теоретически наиболее значимые части исследования, а также практические уроки, вытекающие из проанализированного исторического опыта, могут быть суммированы в записках для государственных органов, занимающихся национальной политикой, а также для Министерства просвещения РФ и Министерства народного образования Республики Калмыкия.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении определяется актуальность темы, излагаются* её научная новизна- и значимость, формулируются цели и задачи исследования, дается обзор и анализ Использованного комплекса -источников и литературы. •

Первая глава "Просвещение калмыков в условиях кризиса и падения царизма /1900-1920 г.г./" состоит из 3 параграфов.

В первом параграфе "состояние.народного образования к

началу XX ве. Деятельность просветителей" основное внимание уделяется характеристике состояния народного образования на территории, населенной калмыками, к началу XX века. При этом характеризуется как государственная политика, так и деятельность просветителей калмыцкого народа, работавши непосредственно в его среде. Заработанные ими программы и методики не утратили принципиально-гуманитарного и практического значения до настоящего времени.

. Во втором параграфе "Ламаистская церковь и хурульные школы" внимание уделено противоречивому функционированию религиозных хурульных школ, которые являлись древнейшим типом народного образования в Калмыкии. Критерии этого религиозного ученичества были своеобразны, однако их уровень нельзя не приз- . нать достаточно высоким для того времени. Религиозное образо-.вание калмыков ориентировалось ва высокий уровень, соответствующий качеству традиционной культуры. Однако на деле существовали резкие противоречия, а порой и пропасть между потребностями сохранения древней культуры, относительно высокими нормативами хурулъного образования и практикой. '

В третьем параграфе "пветские школы" характеризуется деятельность светских школ, основная специализация которых - освоение русского языка. Обращает на себя внимание также преподавание родного языка, -которым владел на бытовом уровне каждый школьник. В данном случае речь шла о привитии некоторых навыков грамотной калмыцкой речи. Министерство народного просвещения России руководствовалось концепцией "инородческого образования через самих же просвещенных инородцев"* /инородцами

ГНА НС, ф. 9. оп. 4, д. 76?, л. 55.

называли народы России нерусского происхождения/. Власти вели сознательный курс-ма формирование слоя грамотных лвдей из коренного населения, которые могли бы выполнять функции обслуживания управления на местах, быть опорой правительства и в этом направлении вести культурно-воспитательную работу в среде своего народа, в том числе работать учителями в школах дйя калмыков. Такая политика проводилась царским правительством и в ряде районов проживания средних и малых народов России: казанских татар, чувашей, и др.

Разумеется, все просвещенческие действия были частью колониальной политики царизма. Однако они способствовали повышению общего культурного уровня отсталых народов и регионов, содействовали росту грамотных и активных лвдей в среде коренного населения.

Вторая, глава- "армирование советской сИстемы народного , образования /20-30-е г.г./ состоит из 4 параграфов.

В первом параграфе "Характерные черты и основные направления "строительства системы народного образования" показаны характерные черты и принципы советской системы народного образования: идеологический приоритет; классовый подход; директивное* /сверху/ планирование и административно-командное проведение преобразований, а также форсированное расширение масштабов "культурного строительства".

У "исполнителей" это порождало очковтирательство и приписки в отчетности- о результатах сменявших друг друга "кампаний" по "максимально" быстрой ликвидации культурной отсталости масс-

К 1920 г. эта система полностью сложилась, проста проверку в центральных районах страны и в качестве руководящий но-

дели была перенесена в Калмыкию.

В 20-30-е годы одним из важнейших условий стала ликвидация неграмотности взрослого населения. Об этом речь идет во втором пашграте "Кампании по ликвидации массовой неграмотности населения и их результаты". Устранение этого зла было насущной задачей. Ликбезовские кампании несли на сэбе Все родимые пятна большевистского подхода к решению социальных проблем. Ликбез был максимально идеологизирован /читать и писать учились по большевистским лозунга^- Кампании велись поспешно, военнизированными, нередко грубыми методами. В результате, через некоторое время возникали массовые рецидивы неграмотности. И тем не менее следовавшие одна за другой кампании ликбеза позволили поднять уровень элементарной культуры взрослого населения, большинство которого в силу Условий свое й-- жизни- не могло пойти в общеобразовательную школу.

Следующее звено системы народного образования рассмотрено в третьем параграфе "создание государственной советской школы". Большевики обоснованно считали, что она должна быть обязательной дан детей. Однако попытки достичь этого в 20-е г. провалились и лишь с 1950 г. стала неуклонно проводиться работа по обязательному образованию подрастающих поколений.1

Деятельность общеобразовательной неполной средней и средней школы развивалась легче: в меру возможностей и на добровольной основе, хотя в перспективе большевики имели в виду.и здесь введение принципа обязательности.

Четвертый Пяраграш "становление профессионального образования. Рождение калмыцкой советской интеллигенции" посвящен

изучению профессионального образования - от подготовки "кадров массовых профессий" до формирования слоя специалистов высшей квалификации. При этом деятельность профессиональных учебных заведений характеризуется с точки зрения приоритетов,^ диктуемых потребностями самосохранения народа. Так, для преодоления массовых эпидемий, пресечения ставшей традиционной высокой смертности населения необходимо было готовить медицинских работников из местного населения. Для более широкого развития народного образования и победы над безграмотностью столь же приоритетной была подготовка учителей-калмыков. Экономика нуждалась в специалистах-животноводах и т.д.

Эти приоритеты не всегда чётко и точно ощущались, что сказывалось на жизненных интересах народа.

В заключении сформулированы общие выводы исследования. Показатели переписей, охвативших в целом несколько более четырех десятилетий с начала XX столетия, рассмотренных в диссертации, отражают картину удельного веса грамотных в Калмыцкой степд. Калмыцкой АО, Калмыцкой ArrJP: 1897 г. - 2,6; 1920 г. - 9.2; .1926 г. - 26,3; 1939 г. - 70,8. Налицо принципиальный рост уровня грамотности населения, то-есть того элементарного качества, без которого невозможна современная цивилизация. - •

У калмыков, как и других малых народов ггг.Р, не было . выбора. . А если учесть действительно потрясающую культурную отсталость, то развитие идеологизированной государственной советской школы сопровождалось всё же ростом общей и национальной культуры.

Однако ближайшая реальная перспектива оказалась страшнее: геноцид. Это явление выходит за хронологические рамки исследования, но его. нужно учитывать. Именно такой учёт позволяет сделать важный вывод: одна и та же система вначале вытащила народ из пропасти, а потом сама же, в еще более грубой форме попыталась его туда столкнуть. '

Ьдесь и сказались достигнутые сдвиги. Народ 0тал грамотнее, культурнее. Появились свои специалисты: педагоги, *

медики, работники сельского хозяйства, деятели национального искусства - профессионалы. Появилась своя интеллигенция -советская с присущими ей родовыми признаками, но впервые ставшая влиятельной социальной группой, естественно, заинтересованной в развитии национального сознания. Всё это и помогло народу пережить национальную трагедию. Однако потерн были исключительно велики.

По положение не безвыходное. Реабилитация репрессированного народа, восстановление национальной государственности и современный курс на возрождение национальной культуры дают уверенность, что будет восстановлено цивилизованное соотношение национальной духовности и великой русской культуры, которая сама по себе никогда не была агрессивной. .

Жизнь поставила перед современной калмыцкой шкалой большие задачи. !Шк родилась в современной Калмыкии концепция возрождения национальной школы.

Развитие национальной системы образования для нашей республики, нашего народа, пережившего трагедию депортации, геноцида, имеет особое измерение как Ускоритель возрождения национальной культуры, жизнестойкогТИ этноса, приобщения

молодых поколений к духовным ценностям, традициям и обычаям предков, в органической связи с РУссКой культурой и мировой цивилизицией.

Методологические и теоретические положения диссертации изложены в следующих публикациях: .

1. История библиотечного дела в Калмыкии /20-30-е годц/ // Вклад молодых ученых и специалистов в социальво-зкономи-ческое развитие Калмыцкой АппР. Тезисы У респ. конйз.,

ч. Л. Зяипта, 1989. г.. 79-80.

2. История библиотечного дела в Калмыкии // Вопросы социально-экономического и культурного развития общества: исто- ' рический опыт и современность. Материалы к УШ респ. конф. молодых ученых и специалистов. Улан-Удэ, 1989. г.. 84-87.

3. Культура Калмыкии: прогнозы и перспективы /роль народного образования/ - в печати; I п.л.

4. Реформы Президента Республики Калмыкия: проблема приоритета личности - в печати; 0,75 п.л.

5. Концепция выживания малых народов и"место в ней народного образования: к постановке-проблемы - в-печати; 0,5 п.л. ..