автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Роль церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии в России

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Пашкина, Надежда Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Роль церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии в России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии в России"

I. 4 10 3-1«

российский госудестшшай гвдагопяеский тшаш*

тот А.И.ГЕРЦЕНА

На правах рукописи

ПАШКИНА НАДЕЖДА. КОШТАНТЙНОВНА

РОЛЬ ЦЩЮВНО-ШКОДШОЙ ШКСЛН В УТБЕГВДЕНШ ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОССИИ /конец XIX - начало XX вв./

09.00.05 - научный атеизм, религия /история и современность/

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степони кандидата философских тук •

Санкт-Петербург - 1991

Работа выполнена на кафедре история религия и атеизма Российского государственного педагогического университета имени Л.И.Герцена

Научный руководитель - кандидат философских наук, .

доцент Л.Р.Харахорник

Официальнш. оппоненты - доктор философских наук,

профессор В Л'.Букин

.кандидат философских наук, доцент В.Г.Егоркин

Ведущая организации - Нижегородский государственный педагогический институт

еоетейтсй " г,

в 9/(' я чаоов на заседании специализированного совета К ИЗ. 05,10 по присуждении ученой степени кавдидата наук в Российское государственном педагогическом университете имени Л,И,Герцона по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб.р.Мойки, 48, корп.НО, ауд.339.

С диссертацией ыокно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета

Автореферат траэослан "¿к)" 1991. г.

Ученый секретарь ,1

специализированного совета Т.В.Цупко

оицдл ХШК1Ь:иЮТ)»£А РАБОТЫ

/Актуальность теми иссладоь..пия. Задачи коренного преоорй-

, ''-/ивами нашего общества, ноторне стоят перед советским наро--тарТАЦиД I

—— 1 находит сегодня свое нсражение в с здании принципиально новой идейно-политической ситуации в стране. Потребности дальнейшего общественного развития диктуют необходимость поиска радикально обновленных подходов в исследованиях, связанных с освещением исторического и культурного наследии прошлого. Пер естройка в мшлешш заставила по-новому взглянуть на характер воздействия Русской православной церкви на культурную жизнь общества, в том числе позволила более объективно оценить её влияние на образование и воспитание народа.

Демократические щонеоеи, происходящие в нашем обществе, с объективной необходимостью с^аественно изменили отношение советского государства к религии и церковным организациям, устранили дискриминацию по признаку религиозной принадлежности. Большое внимание уделяется вопросам духовности, морали, культуры, сохранения историко-культурных ценностей, соотношения религиозных и общечеловеческих ценностей. Б то же время иа^ подается рост интереса членов общества как н самой религии, так п ее истории, религиозному влиянию на различные аспекты общественной и частной жизни. Красноречивш свидетельством но-В101 подходов к проблеме стало празднование церковного юбилея 1000-летия введения христианства ну Руси, получившее но только ро-иигиозное, но и общественное, политическое звучание. Все это - реалии сегодняинеЛ жизни, неразрывно связанное с процессами демократизации, определяют актуальность темы диссертации.

Нормализация взаимоотношений государства и церкви предполагает более глубокое исследование широкого круга проблем, свчзаншк с исто] пей русской православно!'; церкви, иаучеиие исторической и [илигиозной литературой, особенно дореволюционной пори, ,г;нгк.й о(!!:1Прнге источники, богатун 1ш|ор;,:яшю для анализа (олн цщ К1«и н учч-зр ; :г?п» нрнвосллвпгГ. адоолса ни, укреплении .к-мтнскп-с 14 ¿г'?.^»!!:!, идоа.'нч), развитии народного ¡1 | !>ОВ ГТЧЫ.Ч ,

Ньн-эдипЛ спгуашт ь н .то V гране во геи к имил » ш част

I 'О I >■ • I ¡'а I' Ч.'В-'! О "!. 1Т!'.1Г> 1М ОСНОВ'; -цч \ : С-!"! I

общественного института - церкви. Отсюда - прн.'-мзы возврата к етарш идеалам: "Святой Руси", особой религиозности русского и других народов. Обьчнш явлением нашей жизни стали встречи с религиозными деятелями на различных уровнях, выступления представителей церкви по радио, телевидению и в прессе, пунк-ционировшше специальных курсов по изучении Библии, повсеместное открытие воскресных школ для детей, Чер^з все яти действия основным лейтмотивом проходят идеи об основополагающей роли христианства в становлении и развили» культуры, еозмож-ности приобщения к духовности только в ранках религии.

Происходящий в настоящее в|г ш процесс демократизации всех ейер жизни нашего общества ма?ет иметь одним из енота результатов и расширение возможностей для деятельности церковных организаций, возрождающих религиознее образование и воспитание детей.

Актуальность темы исследования вытекает из необходимости критики подобных тенденций и задач научного анализа роли церковного влияния на характер обучения в народной школе, а также определения ее места в системе народного просвещения дореволюционной России.

Необходимость научного анализа церковно-приходской иноли возрастает и в связи с задачей преодолеть прежний односторонний взгляд на просветительную деятельность православного духовенства только как на охранительную деятельность в интересах самодержавия и зацигы своего вероучения. Объективное исследование поставленной проблемы требует более углубленного изучения исторического значения церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии, а такие её общеобразовательной и воспитательной роли в просвещении народных масс царской России.

Состояние исследования проблемы. Исследование проблем сущности и назначения церковно-приходских школ началось ещё в дореволюционное время. В основном, это были работы, написанн-№ церковными авторами и сторонниками религиозно-школьного образования. В ряде работ проблемы церновно-приходских школ излагается с апологетических позиций, и поэтому они представляют интерес, в первую очередь, как источник эмпирических фактов. К ним относятся исследования Голубинского Е., Маккавейс-

- 4 -

кого Н., Платонова И., Победоносцева К.II., Сумарокова П., Ше-стакова П.Д., Шемякина В.И., Яблочкова М.Т.

Отдельные стороны просветительной деятельности духовенства были показаны в церковной периодической печати в статьях Анастасиева Л., Бержлобовича И., Олесницкого М., Остроумова М., Петрова Г., Рачинского С.А. и др.

В „вонх исследованиях aiiropu излагали церковно-школьное' дело с офищиальшос позиций, призывая к укреплению влияния' православной церкви на первоначальное народное образование, придавали огромное значение религиозному мотиву воспитания.

Обращаясь к дореволюционным источникам, немало материала по истории церковно-приходских школ дают работы Благовидова Ф., Миропольского С.И., а также синодальное издание "Риторического очерка развития церковных школ за истекшее 25-летие /1884-1909/".

Б отношении характеристики общего значения церковноприходских школ много вниман: я уделял протоирей Смирнов П., чьи труды неоднократно переиздавались в практических целях.

Б диссертации использованы материалы из разных периодических изданий, посвященные разработке частных исторических фактов по устройству церковно-приходских школ, вопросам методического характера по организации учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских школах. К ним относятся таккj журналы, как "Православный собеседник", "Христианское чтение", "Журнал Министерства Народного Просвещения", "Вера и церковь", "Народное образование" и др. Объектом критического анализа послужил журнал "Церковно-приходская школа", на страницах которого помещались ¡зпечатления, своеобразные отчеты, практические сов-ты в деле организации и упрочения церковно-приходских школ, т.е. специально посвященного ¡проблемам религиозного обучения и воспитания.

Обращение автора к материалам и Документам кз архив.ов Училищного Совета прй Синоде позволило создать более полную картину просветительной деятельное^И православного духовенства, получить подтверждений о пог!ытках церкви подчинить себе все первоначальное образование народа.

Изучение советской литературы показало, что церковноприходская школа является одной из недостаточно исследованных

- 5 -

сторон деятельности Русской православной церкви. В работах Грекулова Е.Ф., Дмитриева А.Д., Каменева С.П., Никольского И. М., Титлинова Б.В. дан критический анализ влияния церкви в целом на народное образованно, церковно-приходская школа показана исключительно с негативных позиций.

Вопросы истории народной школы, теоретические проблемы содержания школьного образования в дореволюционной России поднимают в своих исследованиях Егоров С.Ф., Константинов H.A. и Струминский В.Я., Лещенко В.,'Литвак Б.Г., Ососков A.B. Частично касаются отп.-. проблем Зайончковский П.А., Куров М.П., Эвенчин С.Л.

Актуальность теми требует более тщательного анализа данной проблемы и ее всестороннего рассмотрения. Автор делает попытку дать целостную картину развития перковно-прнходской школы и pacKpiTTL ее значение в утверждении православной идеологии, показать просветительную роль духовенства.

Цель и задач» диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы дать объективный анализ исторической роли церковно-пртаодской школы как вспомогательной сили идеологического института Русской православной церкви, а также исследовать особенности ее влияния на просвещение народа.

Для достижения поставленной цели необходимо бшо решить следующие задачи:

- проследить становление и ополицию церковно-приходских школ,

- выяснить место и роль церковно-приходских школ в системе идеологических учреждений царской Focciih,

- выявить основные методологические принципы клерикалиэации начального народного образования,

- показать зависимость церковно-приходских школ от политики самодержавного государства и Русской П{>авослашюй церкви,

- рассмотреть противоречивый характер отношения общественности к церковно-приходским школам,

- проанализировать основные функции, <)с'чш и средства религи-озно-нравствеЯного воспитания и обучения в церковно-приход-ской школе, *

- показать положительную и отрицательную роль православного духовенства ö его просветительной деятельности,

- 6 -

- доказать общеобразовательное и воспитательное значение церковно-приходских школ в просвещении народа в дореволюционной России.

Результаты диссертационного исследования и их научная новизна. Настоящая работа является первой попоткой научного анализа роли церковно-приходских школ в утверждении православной идеологии в России конца,Х1Х-начала XX вв., предпринято* го без прежней односторонности и традиционной антирелигиозной предубежденности. Большое внимание диссертант уделял тем аспектам данной проблемы, которые не исследовались в советской литературе или исследовались недостаточно полно.

Научная новизна основных выводсв диссертации заключается в следующем:

- определены основные тенденции развития церковно-приходской школы как организационно-идеологического учреждения царской России ;

- в научный оборот вводится новый материал из архивов Синода, позволяющий дать более полную характеристику церяовно-лриход-ским школам, получить точное представление о школьной деятельности Русской православной церкви в 60-90-е годы XIX в. ;

- на конкретном фактическом материале прослежен процесс становления и эволюции церковно-приходских школ, выдвигается и обосновывается периодизация их развития в зависимости от социально-экономических я политических условий ;

- показана тесная взаимосвязь Русской православной церкви с царским правительством, определявшими основные направления клерикализации начального народного образования ;

- дается определение методологии клерикализации народного образования как специфической системы принципов и способов деятельности православной церкви в формировании религиозно-идеалистического мировоззрения и утверждении православной идеологии ;

- впервые церковно-приходская школа показана как общеобразовательный и воспитательный фактор просвещения народа.

Апробация работы. Материалы и выводы диссертационного исследования наши отражение в выступлениях на Герценовских чтениях в- ЬТПУ ям.А.».Герцена /1989, 1990 гг./, на регионально й- научной конференции в Баштрскои государственном универ-

- 7 -

ситете /г.У^а, 1990г./, использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентам)! МПУ им.А.И.Герцена, на занятиях в студенческом атеистическом клубе "Истина", а также представлены в двух публикациях.

Структура диссертации."Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается, актуальность темы диссертации, анализируется степень ее научной разработанности, формулируются цели и зад .чи исследования, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования.

• В первой главе - "Место церковно-приходских школ в системе идеологических учреждений дореволюционной России" раскрывается значение церковно-приходских школ в общей клерикализации, проводимой царским правительством и православным духовенством в пореформенной России. Исследуется ее становление и статус.

В первом параграфе - "Возникновение и эволюция церковноприходских школ" автор показывает, что на протяжении всей истории школьного образования в дореволюционной России православная церковь вела постоянную борьбу за свою руководящую роль в деле его организация, и : плоть до Октябрьской революции самый ответственный участок в системе народного просвещения -начальное образование - в основном находился в руках церкви.

Союз православия с самодержавием создал твердое убеждение, что церковное просвещение есть самое благонадежное и что религия есть опора трона. Это, выработанное опытом, убеждение легло в основу просветительной политики царского правительства, но^а оно в XIX веке вынуждено было вплот :ую заняться народным образованием.

Абтор, айализируя исторический путь начальной народной школы, отмечает, что именно XIX век, особенна его вторая полог 'на, характеризуется заметным ростом влияния церкви на общегосударственные дела,, и идея клерикал эации народного образования ярко проявилась на практике. В диссертации выделяются три основных, социально обусловленных этапа, которые церков-но-прюЬдская школа прошла в своем эволюционном развитии, и определяются их хронологические рамки:

- 8 -

1. Начало XIX века - вплоть до отмены крепостного права. Это был период, когда процесс возникновения и оформления цер-ковно-приходских школ протекал .очти стихийно - как ответ на объективно возникающую потребность. Благодаря сосредоточению ■ религиозно-воспитательных функций в руь.-Х духовенства, оно выступало как организатор обучения и воспитания народа. Б прямом смысле атого слова это еще не били церковно-приходские школы - они носили характер начальник народных училищ, открываемых при церквах и монастырях, где православному духовенству было предоставлено право обучения сельских детей закону божьему, чтению, письму и счету. Число этих училищ было весьма ограничено, а роль духовенства в основном, сводилась к законоучительству. Однако идеологи самодержавия стремились к повылению влияния духовенства в народном образовании.

2. 60-70-е годы XIX века. - Период умеренного преобразования и реформирования структуры начального народного образования с предоставлением епархиальному духовенству привилегированного права на просветите; ,ную деятельность. Этому способствовала крестьянская реформа 1861 года, которая породила некоторое падение религиозности и индифферентное отношение к всросам веры. Поэтому православное духовенство стремилось усилить свои позиции в гчейном влиянии на массы, а правительство, заинтересованное в сохранении и упрочении самодержавия, всячески содействовало распространению подчиненных духовенству начальных школ, поддерживая их "зданием специальных законоположений. С этого времени.церковно-школьное цело приняло более систематический характер, направленный на укрепление пошатнувшихся идеологических позиций церкви.

В этот же период происходит становление земско-министер-ских начальных школ, и идея общей клерикализации народного образования столкнулась с противоборством светских и религиозных начал в его руководстве.

3. 80-е годы - конец XIX века. Период энергичной деятельности Синода и правительства, направленной на укрепление и распространение церковно-приходских школ.

Реализация общей директивы на клерикализацию начального народною образования осуществлялась под непосредственным руководством обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева, » резуль-

- 9 -

татом его активной деятельности были утвержденные 13 июня 1884 года "Правила о церковно-приходских школах", на основании которых усиливается церковно-школьнад деятельность, и с этого момента наблюдается упрочение и заметный рост церковноприходских школ. Благодаря централизованному управлению, они приобретают организационную структуру с коикре но сформулированными целями и задачами, представленными в учебных программах.

Автор делает вывод, что иыо"но в этот период церковноприходская школа рассматривается ¡гак организационно-идеологическое учреждение царской России, фундаментальной основой которого служили идеалы христианского воспитания и обеспечение политической благонадежности подрастающего поколения.

Эволюционное развитие церковно-приходской школы показывает, что оно было социально обусловлено и зависело от конкретных общественно-экономических и политических условий. Православное духовенство, опираясь на помощь правительственно-дворянских кругов, укрепляло церковно-приходскую школу в интересах сохранения своих позиций. Поэтому эта школа, способствовавшая, с одной стороны, распространению элементарной грамотности в народе, с другой стороны, лризвана была обеспечить потребности самодержавного строя.

Во втором параграфе - "Государственная и церковная опека над церковно-пркходскиш школами" - анализируется деятельность правительства и церкви по упрочению церковно-приходских школ, в которых они видели силу, способствовавшую подчинить себе народные массы.

Благодаря церковной и государственной опеке, церковноприходская школа получила прочное место в системе идеологических учреждений дореволюционной России, имея свое управление и материальную базу. Все усилия Синода были направлены на то, чтобы полностью монополизировать начальное народное образование в руках духовенства. Поэтому он тщательно заботился о своих школах, способствовал их реорганизации и упрочению, усматривая в этом дело государственной важности.

Б диссертации отмечаете;., что православное духовенство, получив долгожданную поддержку со стороны государства, стремилось положить прочное церковное основание первоначальному

- 10 -

образованию детей и по возможности внести дух церковности и православия в другие школы. Об этом свидетельствовала и переписка между обер-прокурором Синода К.П.Победоносцевы!/ и министром народного просвещения И.Д.Деляновш, из анализа которой автор усматривает общность та взглядов на народную школу. Это благоприятствовало ряду совместно выработанных представлений, обеспеч!..:авшкх преимущественнее положеш" церковио-приходских школ во всей системе начального народного образования. >

Диссертант, оценивая роль К.П.Победоносцева как активного поборника насаждения православной идеологии в массах, кон-стати; зт, что он проводил довольно жесткую политику в этом вопросе, требовал предоставления духовенству преобладающего участия в народном образовании. В то ке время он являл" реформатором школьного дела, основоположником нового типа церковно-приходских школ. Победоносцев, сознавая объективную необходимость народного просвещения, отождествлял его с ростом духовно-нравственных начал народа, которые якобы могла воспитать только церковь. Отсюда - его непосредственная забота о реорганизации церковно-приходских школ с одновременным вытеснением светских школ. Придавая огромнее значение религиозному фактору в воспитании, отводя обучению грамоте второстепенное место, Победоносцев олицетворял собой идейного зал?1тника монархического режима. Под его непосредственны!,! влиянием бю. принят ряд законоположении в отношении церковно-школьного образования, сыгравших важное значение в его развитии.

Таким образом, благодаря интенсивной школьной политике, проводимой Синодом при непосредственной государственной опеке, церковно-приходекгл школа обрела к концу XIX в. статус вспо-могательк^го идеологического учреждения, вццернанного в духе общих интересов Русской православной церкви и внутренней государственной политики царского правительства.

И третьем параграфе - "Отношение общественности к церко-вно-приходским школам" автор показывает, что процесс клерика-лизации, захлестнувший начальное Народное образование к концу XIX века, проходил в условия* осложнекйй социально-политической обстановки. Появле1ше церковйо-пркЬсодских школ было встречено весьма недружелюбно значительной -чйс^ьи общественности, которая вступила в борьбу с ^е{эко®ью Й области просвещения

- II -

народа. Здесь четко .просматривались три основные силы: либеральная буржуазия, радикальная мелкая буржуазия и пролетарская демократия.

Одной из главных причин этого неприятия било то, что русская общественность, особенно ее буржуазные элементы, не вполне устраивала политика клернкализации начального народного образования, так как она была заинтересована, в первую очередь, в развитии грамотности и образования народа в соответствии с потребностями отечественной промылленностн. в связи с этим общественность /либералы, земства, газеты/ зачастую открыто выражала свое опасение за судьбу прос :ещения русского народа, вворенного попечительству духовенства.

Зеыское либералыю-с/ржуазное движение нашло свое выражение, главным образом, в эеыских учреждениях народного образования, отражавших реформаторские тенденции буржуазии, основательно "расшатывавших фундамент, на котором держались министерство народного просвещения и духовное ведомство.

В то же время отношение либерально настроенной части общества, особенно мелкой радикальной буржуазии, било достаточно противоречивым и проявлялось в признании равн.правия и самостоятельности земско-министерских и церковно-пркходских школ. Однако преобладающее положение здесь получил взгляд на земскую школу как прогрессивную и полезную силу гля просвещения народа. Либеральные круги, видя неспособность церковноприходской иколы поднять образовательный уровень народа на должную высоту, требовали полной передачи дела народного образования в руки земств.

Кроме того, рост революционного движения, особенно в годы первой русской революции, привел к отходу народа от церкви, способствовал усилению негативного отношения к церковно-при-ходскйм школам со стороны се противников, сопровождался ростом индифферентного отношения к ним населения.

На основании вше сказанного диссертант ^елает вывод, что церковно-приходская школа, на которую правительство и духовенство делали ставку, на практике столкнулась с рядом проблем, социально обусловленных обстановкой в России. Еуржуаз-но-демократйческие тенденции в развитии общества требовали радикальных перемен во всех его областях, где народному

- 12 -

просвещению отводилась не последняя роль.

Анализ представленных воззрений на церковно-приходскуы школу убеждает, что клерикалиг цня народной школы не принесл« ожидаемых духовенством результатов. Идея и практика этого предприятия к концу XIX-началу XX вв. свидетельствовали, с одной стороны, об определяющем влиянии православной церкви на народное просвещение и создавали впечатление ее возросшей силы. С другой стороны, эти же факторы усугубляли рост религиозной индифферентности и трудности церкви в борьбе с ней.

Тем не менее, церковно-приходская школа явилась выражением общей линии государственной политики в области народного образования. Самодержавие способствовало уппочению обновленного типа церковно-приходских школ, главной задачей которых бшо религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, а также обучение его основам реальных знаний.

йо второй главе - "Формирование православного мировоззрения в церковно-приходских школах" исследуется религиозно мировоззренческое содержание учебчо-воспитательного процесса в этих школах, показано их общеобразовательное и воспитательное значение в просвещении народа.

В первом параграфе - "Мотодологические принципы клерикализации начального нарочного образования" диссергант дает определение методологии клерикализации народного образования как специфической системы принципов и способов деятельности православной церкви в формировании религиозно-идеалистического мировоззрения и утверждения православной идеологии. Специальная формализация содержащихся в этой области конкретных методов, приемов и предписаний определяла задачу накопления и передачи клерикального опыта церкви.

Религиозйо-идеалистическое мировоззрение, меня 1сь в зависимости от общественных изменений, оставалось господствующим в идеологии Российского государства и оказывало определяющее воздействие на все стороны жизни человека. Отсюда следует, что религиозное просвещение народа выступало как бы детер ■ пинангой е его духовной развитии, и поэтому религиозно-идеалистическое мировоззрение являлось методологической основой клерикализации народного образования вообще и начального в частности.

Автор оценивает клерикализацию народного образования как составную, часть деятельности церкви, выполнявшей определенный социальный заказ и подчинявшей себе политические и общественные инсэддауты, в том числе и церковно-приходские школы для формирования православного мировоззреш!я.

Учитывая то1? факт, что формирование религиозно-идеалис-тияеского. мировоззрения, христианской нравственности и верноподданического отношения к царскому престолу и православной церкви, определяло весь характер обучения и воспитания в цер-ковно-приходской школе, диссертант вццеляет следующие основные методологически«- принципы, характерные для клерикализации народного- образования в России конца Х1Х-начала XX вв.:

а/ исходное' цоложение христианства о всеобщей греховности человека *

б/ внедрение, церковности в обучение и воспитание.

Рассматривая эти принципы, автор показывает, что основополагающие идеи-, христианства вообще и православия в частности во все века обосновывали необходимость борьбы против рационализма, стихийного, материализма и атеизма. Особенно этот процесс оживился в России- во второй половине XIX века, в эпоху интенсивного- развития; капитализма, которому были присущи многочисленные пережитки крепостничества, сохранившие полицейский произвол- и деспотизм самодержавия. Клерикализация, к которой повернулось самодержавие, коснулась всей внутренней политики Российского государства, и православие, занимаясь апологией общественных идеалов господствующих классов, определило его социальные позиции следующими моментами: обожествлением самодержавия, сакрализацией- буржуазно-дворянских социально-нравственных идеалов, которые провозглашались христианскими, пропагандой социальной пассивности народных масс в целях предотвращения, их участия в революционном движении. Тем самым учение христианства- % греховности! человечества предопределяло его социальную;, нунцию, и моральног-этдаескую направленность. Провозглашая» бода» ^вр,|цом< всех изменений,, религия, начиная с детского возраста;,, ориентировала человека, на мистическое постижение божесвденных планов, выступая в роли охранительницы общечеловеческих, нравственных ценностей. Отсюда вытекало стремление власть, пр&дорлащих придать народному образованию

- 14 -

церковный характер.

Диссертант отмечает, что в соответствий -с основными представлениями христианства о сущности человека я -его положения в обществе решались задачи воспитания и обучения народа грайо-'гности, что определяло внедрение церковности ь ¿гчебно-воспи-тательный процесс и обязывало церковь всяческй укреплять -цер-ковно-приходскуп школу, особенно в ее идейном ю'шоше^ии, т.е. усилить в ней дух религиозности.

Во втором параграфе - "религиозно-нравственное -воспитание и обучение в церковно-приходской школе" - автор акцентирует внимание на главной задаче, стоявшей перед церковно-при-ходскими школами. Она била определена "Правилами" и законодательством, состояла в том, чтобы целенаправленно формировать православное мировоззрение у учащихся посредством воспитания религиозных и нравственных начал.

Составляя краеугольный камень церковно-приходской школы, религиозно-нравственное воспитание находило свое выражение Ь конкретных методах, средствах и функциях.

В диссертации подчеркивается, что использование психологического метода воздействия на личность ребенка выступало доминантой религиозного воспитания, центр тяжести которого был сосредоточен на воспитании религиозных чувств как мотивов к религиозной деятельности, направляемой и регулируемой ПрН мощи изучения религиозных предметов.

В свою очередь, воспитание религиозных чувств в сознании вослитуеыой личности зависело от воздействия различных воспитательных средств, среди которых автор обращает особое внимание на православное богослужение, участие детей в церковных обрядах и таинствах, их присутствие при совершении других рз~ лигиозных- действий. Анализируя эти средства, автор отыечае'т, что от степени их использования зависела вся постановка .рейи-гиозно-нравствешюго воспитания в церковно-приходской школе.

Специфический средством воспитательного воздействия здесь выступали предметы закона божьего, которые составляли основное содержание школьного курса. Проведенное исследований их мировоззренческой направленности позволило показать общую картину всего религиозного обучения в церковно-приходской школе. Подчеркивая, что закон божий - это совоиупяс'с'гъ тех

- Г5 -

предметов, посредством которых достигалось восприятие основных понятий и требований христианской религии, диссертант считает, что их идеологическое воздействие способствовало религиозному направлению всего характера обучения и воспитания.

Б связи с тем, что религиозно-нравственное воспитание выступало хранителем, ретранслятором, а также создателем религиозной идеологии, автор показывает взаимосвязь использовавшихся духовенством средств религиозно-нравственного воспитания с его функциями, напрямую зависевшими от потребностей церковно-приходской школы. Диссертантом акцентируется внимание на то, что формирование православного мировоззрения в условиях господства религиозной идеологии предполагало выполнение следующих функций религиозно-нравственного воспитания: мировоззренческой, аксиологической и воспитательной /нравственной/.

Рассматривая их взаимообусловленность, диссертант более подробно останавливается на воспитательной функции, отождествляя ее с нравственной, предполагавшей формирование личностного отношения учеников к религии, церкви, другим людям посредством того, что подчиненное положение моральных ценностей в религии ставилось в зависимость от отношения человека к богу.

Автор приходит к выводу, что религиозно-нравственное воспитание и обучение, составлявшее основу церковно-приходской школы, выступало главным регулятивом в формировании православного мировоззрения в сознании учащихся.

В третьем параграфе - "Обучение в церковно-приходской школе реальным знаниям как фактор просвещения народа" - диссертант доказывает, что церковно-лриходская школа, являясь составной частью всей системы народного образования в России, наряду с другими типами начальных школ /министерскими и земскими/, обучая светским предметам, выполняла и просветительную функцию, способствовала приобретению элементарного образования низшими слоями населения Российской империи.

При исключительном положении религиозных предметов обучение детей реальньм знаниям сопровождалось, в основном, их практическим усвоением. Отсюда следует * что церковно-приходс-кая школа имела как бы две стороны: одну, обращенную к церкви и её идеалам, а другую - обращенную к реальной действительнос-

- 16 -

ти, так как школа, несмотря на ее церковность, не могла бтъ па пределами материальных и житейских потребностей народа. Поэтому просвещение народа было обусловлено объективной необходимостью приобретения им элементарного образования с целью его практического использования в обеденной газни.

Диссертантом проведен детальный анализ учебного плана церковн -приходских школ и включенных в него учебных программ по светским предметам. Это позволило оценить цсрковно-приход-скую лжолу как общеобразовательное учреждение, дававшее первоначальные сведения с элементами историко-гуманистических п естественно-научных знаний.

Рассматривая предметы историко-гуманистического цикла, автор отмечает, что они вплотную соприкасались с религиозными предмета!.«!. Неся в себе общеобразовательные элементы, отечественная история, литература, русский язык и другие предметы з то же время были целиком подчинены религиозному влиянию и находились в полной зависимости от церковного характера обучения.

Предметы естественно-научного цикла - география, природоведение, содержавшие элементы ботаники, зоологии, физики, химии, а также математические науки - арифметика, начальные, понятия геометрии - представляли собой формальную сторону этих наук и выполняли как образовательную функцию, так и сп -собствовали приобретению практических навыков, необходимых в крестьянском деле.

В диссертации подчеркивается, что обучение светским предметам получило определенное распространение в практике цер-ковно-приходских :сол, и га образовательная деятельность, таким обра..ом, служила источником народного просвещения. Исходя из того, что церковно-приходская школа зачастую была единственным местом приобретения грамоты крестьянами, автор считает, что она выполняла, несомненно, позитивную роль в образовании народа. При выгодном положении церковно-приходских школ, получение тех элементарных светских знаний, которые они давали, свидетельствует о практическом значении этих пкол в деле просвещения народа. Автор считает, что онй йграли положительную роль в культурном развитии России, но, получив религиозную направленность, церковное просвещение приобрело противоречивый

- 17 -

характер. То позитивное, что могли 6ц донести до'населении Российской империи общеобразовательные предметы, было отодвинуто на второстепенный план и подчинено ]>ешению, в первую очередь, религиозных задач, направленных на формирование у пи драстаицего поколения религиозно-идеалистического, православного мировоззрения.

Сравнивая учебные программы церковно-приходекпх школ с министерскими программки, авто^ обращает вч;шшше на их равноценность в отношении общеобразовательного содержания и приходит к убежденны, ч.о усиление клернкализации народного образования сказалось на всей системе е о организации в России конца ХК-иачола XX вв.

По мнению автора, пс_ ¡говно-приходская школа была необходима православной церкви, во-перык, для того, чтобы создать благоприятные условия в целях утверждения православной идеологии, и, во-вторых, для того, чтобы "полезные знания" били обращены только к материальным и житейским потребностям народа. Церковь не ставила перед собой в качестве первостепенной задачу общеобразовательного и культурного роста народа, улучшения его материального благосостояния и быта, 1к , тем не менее, она объективно оказывала положительное воздействие в этом отношении посредством преподавания в церковно-приходсксИ школе основ исторпко-гуманистпческих и естественно-научных знаний.

Ь диссертации впервые делается вывод, что церкоино-прл-ходская школа, существуя как общеобразовательное учреждение, представляла собой особую форму просветительно!, деятельности Русской православной церкви, что явилось неоспоримо позитивным вкладом в дело первоначального образования народа.

В заключении обобщаются итоги исследования, содержатся краткие выводы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Начальная школа и церковь в дорш олюцлонной России // Блокнот агитатора. - Хабаровск, 158У. - I' 21. - С.28-25.

2. Роль Русской православной церкви в борьсе за воспитание религиозной личности в начально!) народной школе /к.XIX-п. XX вв./ //Атеизм, религия, культура, личность /Тез. докл. рох иональней науч. конференции/, - Уфа, 1990. - С.№-9?.