автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Русская Православная Церковь и ее деятельность в Енисейской губернии

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Терскова, Аида Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Русская Православная Церковь и ее деятельность в Енисейской губернии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская Православная Церковь и ее деятельность в Енисейской губернии"

005012558

ТЕРСКОВА Аида Александровна

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ (1861 г. - февраль 1917 г.)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 2 Г.1А? 2072

Улан-Удэ-2012

005012558

Работа выполнена на кафедре истории и политологии Юридического института ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Рогачев Александр Георгиевич

доктор исторических наук, доцент Николаев Эдуард Афанасьевич доктор исторических наук, доцент Цыремпилова Ирина Семеновна

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 003.027.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. М. Сахьяновой, 6.

Автореферат разослан 27 января 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Жамсуева Д.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Церковную общественную деятельность в пореформенный период в отечественной исторической науке только начинают изучать. Особенно активно эта проблема освещается на региональном материале, в связи с возможностью привлечения ранее не изученных источников. Исследование проблемы становления и развития Русской православной церкви (РПЦ) и ее деятельности в Енисейской губернии в 1861 -1917 гг. представляется актуальным, поскольку позволяет восполнить пробел в истории РПЦ Восточной Сибири и в России в целом, а также более глубоко проанализировать повседневную просветительскую и попечительскую практику православной церкви в регионе.

Русская православная церковь сегодня совместно с другими конфессиями проводит обширную общественную работу, участвует в региональных и общероссийских конференциях, открывает новые приходы, воскресные школы для детей и взрослых, благотворительные учреждения. Она стремится найти свое место в современном российском обществе, занять более активную гражданскую позицию. На современном этапе необходимо осмысление опыта церковной деятельности и ее исторической роли для более плодотворной совместной работы общества и церкви. Разработка поставленной проблемы дает возможность осознать успехи и ошибки церковной деятельности во второй половине XIX - начале XX вв. и перенести данный опыт на современную систему взаимоотношений Церкви и общества.

Степень изученности темы исследования. В историографии проблемы деятельности Православной церкви во второй половине XIX - начале XX вв. можно выделить четыре периода: дореволюционный (середина XIX в. -1917 г.), советский (1917 г. - начало 1990-х гг.), современный период (с 1991 г. - до настоящего времени) и зарубежная историография. Внебогослужебная деятельность духовенства рассматривалась в дореволюционной историографии в рамках общей истории православной церкви синодального периода и обозначалась как часть проповеднических обязанностей клира, состоящих го

работы в приходских школах и братствах, миссионерской деятельности. В этом ключе были написаны труды священника И.С. Беллюстина и светских исследователей Е.Е. Голубинского, А.П. Доброклонского, П.В. Знаменского.

Вопрос о роли Православной церкви в культуре и жизни России поставил П.Н. Милюков в своем исследовании «Очерки по истории русской культуры» (Москва, 1996). Он дал характеристику Сибири как динамично развивающегося региона и выступил с резкой критикой церковной политики в России. Историк утверждал, что, являясь частью бюрократического аппарата, Церковь выполняла не цивилизаторские задачи миссионерства, а государственные и полицейские функции. Исходя из этого, приходскую внебогослужебную работу П.Н. Милюков оценивал как неудовлетворительную, что существенно отличало работу историка от других исследователей.

Исследователи В.А. Кривошапкин, А.П. Степанов, Н.М. Ядринцев рассматривали вопрос о деятельности Православной церкви на территории Сибири в связи с освоением и заселением региона, хозяйственной активностью русских. История Енисейской епархии была впервые представлена в издании «Краткое описание приходов Енисейской епархии» (Красноярск, 1916), которое явилось ярким примером регионального варианта церковной летописи.

В целом дореволюционные авторы обозначили основные направления церковной деятельности во второй половине XIX - начале XX вв., уделив особое внимание церковному законодательству, характеристике условий жизни и обязанностей православного духовенства, вместе с тем деятельность РПЦ в Сибири была освещена незначительно в рамках общероссийской истории Церкви.

Исследования, касающиеся Православной церкви, в советский период проводились, основываясь на марксистско-ленинских взглядах на религию и роль Церкви в обществе. Советские историки утверждали, что Православная церковь, находясь в тесном союзе с государством, оправдывала феодальную идеологию и помогала сохранять крепостное право в России.

В 1917 - 1953 гг. изучение истории Церкви в Советском Союзе отошло на второй план. Работы А. Введенского, Л. Титлинова, Е. Грекулова, Г. Рыбкина были наполнены резкой критикой церковной деятельности и носили пропагандистский антицерковный характер. В них были раскрыты вопросы антиреволюционной борьбы клира в начале XX в., а также охарактеризована материальная база церковного хозяйства. Общественная работа приходского духовенства определялась как промонархическая и охранительная, консервативная, косная и антинародная. Подчеркивались замкнутость и кастовость сословия, отрешенность его от народа, оппозиционность крестьянства по отношению к приходским священникам.

Интерес к деятельности РПЦ возрос с середины 1950-х гг. на волне «оттепели» и некоторого ослабления идеологического контроля со стороны партийно-государственного аппарата. Труды С.С. Дмитриева, Е.Ф. Грекулова, Л.И. Емелях также были наполнены критикой Церкви, но теперь исследователи стремились выявить причины кризиса во взаимоотношениях Церкви и общества в начале XX в., сделав основной акцент на сферу политики. В этот же период появились немногочисленные диссертационные исследования И.А. Булыгина, Н.Д. Зольниковой, Л.Ю. Плаксина, Г.Г. Фруменко, Л.П. Шорохова, которые в большинстве своем касались вопросов монастырского землевладения в XVI - XVIII вв. и раскрывали крепостнический характер хозяйств отдельных монастырей.

70-е гг. XX в. характеризовались новизной междисциплинарной ситуации. Под влиянием идей третьего поколения школы «Анналов» центральными предметами исследования стали человек и общество. «Новая история» привлекала методы социологии, демографии и использовала количественный метод. В статьях Л.В. Островской была сделана попытка определить влияние православной веры на крестьянские традиции и подчеркивалось, что языческие верования в народной среде сохранились до начала XX в.

Новая волна интереса исследователей к истории Русской православной церкви связана с празднованием тысячелетия Крещения Руси. В трудах

5

П.Н. Зырянова, Н.М. Никольского, в коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» под редакцией А.И. Клибанова (Москва, 1989) и других изданиях признавалось глубокое проникновение православия в мировоззрение русских людей, значительность его влияния на историю дореволюционной России. Авторы в целом остались на антиклерикальных позициях, рассматривая роль и функции Церкви в истории России.

В монументальном труде «История Сибири с древнейших времен до наших дней» под редакцией А.П. Окладникова было рассмотрено развитие культурной и общественной жизни Сибири в пореформенный период, не затрагивая вопроса деятельности Церкви во второй половине XIX - начале XX вв. Подобное отношение к данной теме объяснялось ее неизученностью и критическим отношением советской исторической науки к деятельности духовного сословия в целом.

Исследование истории Церкви с позиции критики советскими учеными позволило выявить и проанализировать проблемы внутри РПЦ и в ее взаимоотношениях с государством и обществом, показать всю сложность положения духовного сословия в период революций начала XX вв., охарактеризовать идейные течения среди духовенства. С другой стороны, советские историки не стремились раскрыть причины кризиса РПЦ во второй половине XIX в. исходя из социальных, экономических или культурных предпосылок. Они трактовали все явления, происходящие внутри Церкви, исключительно политическими причинами, что существенно снижало глубину исследования.

Наиболее значимые монографии, вышедшие за рубежом по истории Православной церкви в России, принадлежали перу A.B. Карташева, ИХ Смолича и Г.Л. Фриза (Paris, 1959; Leiden, 1964; Princeton, 1983). Работы русских эмигрантов A.B. Карташева и И.К. Смолича значительно превосходили по глубине и объему охваченных источников труды советских авторов, однако никаких значительных новых выводов они не принесли, повторив во многом мнение дореволюционных исследователей.

6

Несколько особняком среди зарубежных исследований стоит труд американского историка Г.Л. Фриза. В своей работе он впервые применил социологический метод в изучении духовного сословия России и разделил его на страты, составив более детальное представление о быте и образе жизни православного причта.

На современном этапе ученые отошли от марксистской идеологии и, опираясь на опыт западной методологии, особенно школы «Анналов», расширили поле исторического исследования, продолжив изучение истории повседневности и ментальности русских людей. Историки М.М. Громыко, В.А. Зверев, О.Ю. Яхшиян, Л.А. Тульцева, A.C. Жулаева, С.С. Крюкова, Е.А. Дегальцева на региональном материале начали разрабатывать вопросы влияния православной веры на хозяйственную деятельность крестьян, семью, быт, межличностные отношения. Дальнейшее утверждение междисциплинарного подхода, использование в исследованиях методов этнографии, психологии позволили обратить внимание на изучение различных сфер деятельности Церкви: церковного прихода и общины (Кузнецов C.B.), культового зодчества (Дулов A.B.), православных обрядов и традиций русских («Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: этнографические исследования и материалы» (Москва, 2002), «Православная жизнь русского крестьянина XIX - XX вв.: итоги этнографических исследований» (Москва, 2001)), миссионерской деятельности (Сафронов В.Ю.), работы церковно-приходских школ (Паныпина Н.К.) и церковно-приходских попечительств (Панкрат Т.В.).

Другую группу исследований сегодня составили труды по социальной истории России, духовное сословие все чаще являлось предметом изучения наряду с дворянством, крестьянством, купечеством. В этой области работы принадлежат Б.Н. Миронову, Т.Г. Леонтьевой, Ю. М. Гончарову и другим авторам.

На рубеже XX - XXI вв. возрос интерес к истории Церкви периода XIX -начала XX вв. В монографиях и статьях П.Н. Зырянова, Т.Г. Леонтьевой,

7

A.B. Сушко, C.B. Римского, B.A. Федорова, С.Л. Фирсова раскрыты внутрицерковные проблемы, вопросы правового оформления церковной деятельности, церковно-государственных отношений, работы духовных образовательных учреждений и монастырей. Деятельность клира обозначена как недостаточная и неактивная, причины чего историки видели в государственном давлении и отсутствии денежных средств на общественную работу в приходах.

Еще одна особенность исторической науки сегодня заключается в том, что появилось большое количество исследований, касающихся истории Православной церкви в отдельных регионах России. Работы О.Ю. Бабушкиной (Зауралье), Л.К. Дрибас (Восточная Сибирь), A.B. Скутнева (Вятская епархия), А.Г. Любарец (Ярославская епархия), Д.А. Ивочкина (Смоленская губерния) основаны на обширном материале региональных архивов, который впервые был введен в научный оборот.

В целом современная историческая наука, опираясь на православную интерпретацию истории, отказалась от критики Церкви, обвиняя государство в церковном кризисе начала XX в., уделяя особое внимание изучению духовного сословия и отдельных аспектов церковной деятельности.

Интерес к жизни Енисейской епархии и ее приходов заметно вырос лишь во второй половине 1990-х гг. после возрождения Красноярской и Енисейской епархии. Священнослужители Г. Персианов и Г. Фаст, а также краеведы Л.П. Бердников, И.Ф. Потапов, Ю.В. Болдырев, A.C. Борисов начали разрабатывать отдельные вопросы из истории РПЦ в Енисейской губернии, уделив внимание устройству и организации приходов и монастырей в епархии, органов епархиального управления, материальному обеспечению клира, сведениям о знаменитых подвижниках и святых сибирской земли. Особо следует отметить конференцию «Церковь и государство: прошлое и настоящее» (Красноярск, 2001) и конференцию «Рождественские образовательные чтения» (Красноярск, 2004, 2005), которая уже десятый год проходит в г. Красноярске под покровительством епископа Красноярского и

8

Енисейского. В сборниках конференций размещены статьи по вопросам миссионерской деятельности (Мирошникова Т.И.), истории епархии (Чернышев В.В.), участию духовенства в культурной жизни г. Красноярска (Броднева A.B.) и межконфессиональным вопросам (Доброновская А.П.). Благотворительная деятельность священнослужителей в Енисейской губернии рассмотрена в диссертации и статьях Т.А. Катциной, в которой она дала ей негативную оценку, и в монографии И.П. Павловой «Социальное попечение в России в годы Первой мировой войны» (Красноярск, 2003). Организация работы церковно-приходских школ (ЦПШ) в губернии освещена в диссертации H.H. Наумовой, где историк обозначила основные проблемы и успехи в сфере начального образования в Енисейской и Иркутской губерниях, а также выделила этапы становления ЦПШ и школ грамотности. В диссертации А.П. Доброновской получили освещение вопросы межконфессиональной политики РПЦ в 20-е гг. XX в. Необходимо подчеркнуть, что церковная история в регионе сегодня, так же как и общероссийская, посвящена изучению разных направлений церковной деятельности во второй половине XIX - начале XX вв.

К середине 2000-х гг. был накоплен обширный материал по истории Православной церкви в Сибири. Особенно значительный вклад в изучение истории Церкви в Восточной Сибири внесли ученые Иркутского государственного университета, где вышла монография под редакцией профессоров A.B. Дулова и А.П. Санникова «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII - начале XX вв.» (Иркутск, 2006). При поддержке епархиальных властей вышла работа ¡фаеведа Ю.В. Болдырева «История православия на берегах Енисея (сборник статей)» (Красноярск, 2008), в которой была сделана попытка обобщить весь накопленный материал по истории Енисейской епархии. Несмотря на то, что данный труд основан на обширных архивных материалах и был очень полезен при написании диссертации, он носит публицистический характер.

Подводя итоги степени научной разработанности темы диссертации «Русская православная церковь и ее деятельность в .Енисейской губернии

9

1861 г. - февраль 1917 г.», необходимо подчеркнуть, что комплексного исследования истории церкви, охватывающего все сферы церковной деятельности в Енисейской губернии в 1861 - 1917 гг., проведено не было. Вместе с тем необходимо более подробное изучение условий организации благотворительной, образовательной, попечительской работы духовенства и специфики взаимодействия населения и Церкви в пореформенный период на фоне общей истории России.

Объектом исследования является Русская православная церковь и ее деятельность во второй половине XIX - начале XX вв.

Предмет диссертационного исследования - система организации и финансирования церковных учреждений, монастырей и приходского причта в регионе, а также процесс взаимодействия Церкви и общества в Енисейской губернии в 1861 - феврале 1917 гг.

Цель диссертационной работы - осуществить комплексный научный анализ и показать целостную картину становления и развития деятельности Русской православной церкви и духовенства в Енисейской губернии во второй половинеXIX -началеXXвв.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- изучить особенности системы органов управления РПЦ и монастырей в Енисейской губернии;

- дать характеристику изменениям, происходящим в духовном сословии региона, для составления более полной картины взаимоотношений населения и православного клира;

выявить особенности образовательной, просветительской и благотворительной деятельности священников и монахов в губернии.

Хронологические рамки исследования определены 1861 - февраль 1917 гг. Это период, когда Енисейская и Красноярская епархия начала функционировать на территории губернии, и основная, наиболее активная деятельность епархиального духовенства приходилась на это время. Рубежом

определена Февральская революция 1917 г., которая завершила синодальный период в истории РПЦ.

Территориальные рамки исследования ограничены Енисейской губернией, в которую входили Красноярский, Ачинский, Енисейский, Минусинский, Канский уезды, а также две отдельные территориальные единицы: Туруханский край и Усинский пограничный округ.

Методологическая основа исследования. Основой диссертационного исследования стали принципы историзма и объективности. Принцип историзма предполагает рассмотрение событий исследуемого периода в контексте тех исторических условий, в которых они развивались. Процесс становления РПЦ в Енисейской губернии происходил под влиянием государственных реформ второй половины XIX в., а также на фоне меняющейся экономической и культурной ситуации в Сибири. Принцип объективности предполагает всесторонний анализ комплекса источников и требует изучения истории Православной церкви в регионе с точки зрения объективных закономерностей социально-экономического и политического развития России.

В диссертации нашел применение культурно-исторический подход, позволивший определить основные особенности развития социально-культурного пространства России в пореформенный период, а также рассмотреть общественную деятельность духовного сословия как динамичное явление, обнаружив его зависимость от исторической обстановки. Историческая антропология позволила воссоздать условия жизни, быт, представления духовного сословия и членов их семей, а также определить влияние этих явлений на организацию общественной работы среди населения региона. В работе были использованы традиционные специально-научные методы исторического исследования. Историко-генетический метод позволил последовательно воспроизвести основные тенденции в развитии РПЦ в пореформенный период и конкретные факты истории Церкви в регионе в их развитии и взаимосвязи. Описательный (нарративный) метод раскрыл административную структуру православной церкви, систему взаимодействия

И

церковной администрации и населения. Сравнительно-аналитический метод помог проанализировать условия, в которых разворачивалась общественная деятельность клира, специфику и направления работы, обозначить основные проблемы во взаимоотношениях клира и местного населения. Биографический метод, изучающий индивидуальный путь человека, позволил показать через биографии отдельных пастырей, как менялись на протяжении второй половины XIX - XX вв. социальная значимость и общественные возможности духовенства. Метод клиометрии, или количественный метод, позволил составить социологическую и демографическую характеристику духовенства как социальной группы, более основательно обосновав особенности его формирования и механизмы взаимодействия с населением.

Источниковая база исследования представлена комплексом опубликованных документов и архивных материалов, которые были впервые выявлены, систематизированы и проанализированы в данной работе. Основные документы, освещающие деятельность Православной церкви в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX вв., находятся в Государственном архиве Красноярского края (далее - ГАКК), в фондах Красноярского краевого краеведческого музея, а также в фондах Научной универсальной библиотеки Красноярского края.

Все источники можно разделить на пять групп: законодательные и нормативные акты; статистические материалы; делопроизводственная документация; периодические издания и дневники.

Законодательные акты, касающиеся деятельности Православной церкви в России, опубликованы в Полном Собрании законов Российской империи, в сборнике «Российское законодательство X - XX вв.», изданы отдельными брошюрами. Решения епархиальных архиереев публиковались в официальном издании епархии - «Енисейских епархиальных ведомостях» и были обнаружены в фонде Ф. 674 «Енисейской духовной консистории», а также в фондах духовных правлений (Ф. 592, Ф. 658) и отдельных благочиний (Ф.700, Ф.701, Ф.708). Законодательные и нормативные акты отразили общие

12

положения, распоряжения и рекомендации властей в отношении управления и организации Церковью своей деятельности, не раскрывая местных особенностей деятельности пастырей в регионе.

Статистические материалы представлены «Обзорами Енисейской губернии» (Красноярск, 1882, 1889, 1899 и другие), «Статистическими обзорами Енисейской губернии» (Красноярск, 1905, 1909, 1912), материалами «Первой Всеобщей переписи населения Российской империи, 1897 г.», а также «Памятными книжками Енисейской губернии» (Красноярск, 1889, 1890, 1909). С их помощью были проанализированы некоторые количественные и качественные изменения в составе сословий в регионе.

Самым многочисленным и наиболее сохранившимся видом источников являлась делопроизводственная документация. Она сохранилась в фондах ГАКК Ф. 674 «Енисейская духовная консистория», Ф. 564 «Енисейский губернский архиерейский дом Енисейской духовной консистории», а также в фондах монастырей региона Ф.104 «Красноярский Знаменский мужской скит», Ф. 594 «Туруханский Троицкий монастырь». Отчеты, рапорты, распоряжения, сведения, предоставляемые как духовной консисторией, так и церковноприходскими школами, церквями, монастырями, подавались ежегодно, позволяя отследить качественные и количественные изменения в числе школ, приходов, богаделен. Эти материалы формировали основу для годовых отчетов епископов, составлявшихся для Синода и содержащих сводную информацию по всей епархии.

Документы, позволяющие проанализировать возраст, образование, семейное положение причта, - это клировые ведомости церквей Енисейской губернии, послужные и посемейные списки священнослужителей. Материалы, характеризующие социальный состав монашествующих, их возраст, службу в монастыре, находились в послужных списках монашествующих. Эти виды документов помогли дать качественную и количественную характеристику духовному сословию в епархии.

К делопроизводственной документации относятся журналы заседаний Епархиальных съездов духовенства (Красноярск, 1883, 1909, 1914), которые содержали сведения о духовных учебных заведениях, о средствах на их содержание, о количестве стипендий. Большой интерес для исследования данной темы представляли опубликованные отчеты и обзоры благотворительных обществ и братств в Енисейской губернии. В них были сосредоточены сведения о деятельности общественных организаций, о доходах организаций, о составе членов, о количестве призреваемых, получивших помощь. Ограниченность данного вида источников заключалась в том, что обзоры и отчеты составлялись по строгой схеме, не позволяя раскрыть механизм функционирования изнутри общественных объединений, отражая только внешнюю работу организаций.

Для изучения истории епархии незаменимым источником явились региональные периодические издания второй половины XIX - начала XX вв. -«Енисейские епархиальные ведомости» (Красноярск, 1884, 1896, 1901 и т.д.) и «Енисейские губернские ведомости» (Красноярск, 1881, 1914). На страницах журналов были размещены отчеты благотворительных организаций епархии, журналы заседаний съездов духовенства, статьи на злобу дня: о социализме, о кооперативных организациях, о школьном обучении, о воспитании детей, о борьбе с алкоголизмом. Особенно важно, что через периодику можно было проследить полярные мнения по одному и тому же вопросу, хотя статьи часто были излишне эмоциональны.

Дневники и записки представителей духовного сословия сохранились в фонде Ф. 561 «Никодим - первый епископ Енисейский и Красноярский». В фонде дневники самого епископа Никодима, которые частично опубликованы, статьи по социальным и философским вопросам, проповеди, дневники протоиерея кафедрального собора Василия Касьянова.

В целом собранные архивные материалы, опубликованные документы и периодика во всей своей совокупности позволили решить поставленные в

исследовании задачи, представить картину становления Русской православной церкви в регионе и ее общественной деятельности.

Научная новизна исследования. Впервые изучены не отдельные аспекты церковной деятельности, а представлена целостная картина становления РПЦ в Енисейской губернии в 1861 - 1917 гг. Определены обстоятельства, сдерживающие церковную деятельность в епархии; охарактеризованы изменения, происходящие в духовном сословии в регионе; установлены подробные количественные данные и динамика развития различных сфер деятельности духовенства Енисейской епархии; выявлены особенности участия духовного сословия в работе всесословных общественных организаций и участия населения в работе церковных обществ; дана подробная характеристика сословному составу монашествующих и экономическому положению монастырей региона, раскрыты особенности участия монастырей в содержании епитимцев и несовершеннолетних преступников, а также охарактеризована образовательная деятельность обителей. В научный оборот были введены ранее не изученные архивные документы, которые позволили воссоздать картину жизни православной церкви в губернии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту;

1. Правительство способствовало росту общественной работы в приходах, но церковная деятельность была осложнена некоторыми обстоятельствами в регионе. Церковь не обладала самостоятельностью на местах, лишенная для этого законодательной и финансовой возможности. Инициатива священников и епархиальных властей ограничивалась регламентациями и запретами. Также внебогослужебная работа причтов затруднялась из-за малочисленности последних и многочисленности населения приходов Енисейской губернии.

2. Служители Церкви Енисейской и Красноярской епархии имели невысокий уровень образования и зависели материально от своих односельчан, что ухудшало взаимоотношения причта и населения. В середине XIX в. духовенство пополнялось за счет своего сословия, а в начале XX в. в нем увеличилась доля представителей податных слоев населения. Эта же

15

закономерность прослеживалась и в среде черного духовенства. Вместе с тем наблюдался процесс выхода из сословия детей священнослужителей. Преодоление сословной замкнутости духовенством к началу XX в. было общероссийским явлением, свойственным и духовному сословию Енисейской губернии.

3. В обозначенный период увеличилась численность монастырей и монашеского сословия и наблюдался процесс «расслоения» монастырских обителей в Енисейской губернии, выделения среди них более богатых монастырей. Доходы обителей во многом зависели от их географического положения и поддержки населения.

4. Просветительская деятельность епархиального духовенства приобретала разнообразные формы и была направлена на воспитание детей, на противодействие пьянству, на распространение основ православного учения и знаний, на привлечение взрослого населения приходов к сотрудничеству с Церковью. Вместе с тем данная деятельность приходского причта охватывала незначительное количество населения и неохотно поддерживалась им.

5. Благотворительная деятельность Церкви была направлена в первую очередь на обеспечение сословных интересов, что объяснялось идеологической изолированностью духовенства, малочисленностью сословия, бедностью сельского населения, отсутствием инициативы на местах. Расширялась церковная благотворительность в период народных бедствий и в годы Первой мировой войны.

6. Общественная деятельность монастырей была связана с особенностями сибирского региона: монастыри использовались как места заключения епитимцев, принимали участие в образовательной деятельности, но по причине своей материальной несостоятельности уклонялись от участия в благотворительной работе.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что исследование, представляя целостную картину церковной деятельности в Енисейской губернии, ликвидирует пробел в истории РПЦ Восточной Сибири

16

во второй половине XIX - начале XX вв. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов, курсов лекций и семинаров по истории Енисейской губернии, краеведению, истории Сибири, а также по истории РПЦ, благотворительности и образовательной деятельности. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть полезны органам церковной и гражданской власти для построения совместной социальной политики.

Апробация. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на региональной конференции «VI Рождественские образовательные чтения в Красноярске, Патриотическое служение и православное образование» (Красноярск, 2005), на межвузовской конференции «Проблемы социально-экономического развития Сибири» (Красноярск, 2009) и на международной научно-методической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации» (Уссурийск, 2009).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений, которые включают в себя таблицы, словарь специальных слов, список архиереев, возглавляющих Енисейскую епархию в 1861 -1917 гг., и ряд фотографий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность поставленной проблемы, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, хронологические и территориальные рамки, представлен анализ историографии, дана характеристика источниковой и методологической базы, определена новизна и практическая значимость исследования.

Глава I «Русская православная церковь и духовное сословие Енисейской губернии 1861 г. - февраль 1917 г.» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе даны структура и основные особенности функционирования и финансирования РПЦ в регионе. Енисейская и

17

Красноярская епархия была образована в 1861 г. Во главе епархии стоял епископ, назначаемый Синодом. В пределах своей епархии архиерей обладал административной, судебной и хозяйственной властью над вверенным ему духовенством. На Енисейской кафедре за означенный период сменилось девять епископов. В распоряжении епископа находилось епархиальное управление, состоящее из духовной консистории, Училищного совета по делам церковноприходских школ, духовных учебных заведений, благотворительных и просветительских учреждений и периодических епархиальных съездов духовенства. Все учреждения в епархии возникали по распоряжению Синода или с его особого разрешения, их деятельность жестко контролировалась. Епархиальными властями также строго регламентировалась деятельность благочинных настоятелей (благочиния - округа епархии, всего 21 в начале XX в.) и приходских священников.

Енисейская епархия, имея обширную территорию, была малонаселенной, однако вторая половина XIX в. характеризовалась притоком населения в регион, в результате чего на один приход в епархии приходилось до 2500 человек. Приходы были многочисленные, а в большинстве приходов причт состоял из священника и псаломщика. Для оживления приходской жизни правительством и Синодом рекомендовалось создавать приходские попечительства, школы и братства, усилив общественную работу духовенства в приходах.

Финансы всех церковных учреждений епархии состояли из средств, отпускаемых казной, Синодом, и местных сборов, которые составляли значительную часть бюджета Енисейской епархии. Расходование сумм, как оставшихся от собственных сборов, так и отпускаемых казной, до мелочей регламентировалось государством. Это приводило к тому, что невозможно было самостоятельно принимать решения и пользоваться какой-либо экономической свободой на местах.

Во втором параграфе охарактеризованы изменения, происходящие в духовном сословии Енисейской епархии. После образования новой епархии

18

сюда направилось большое количество приезжих священнослужителей из Калужской, Ростовской, Воронежской, Курской губерний. Постепенно процент приезжих среди духовенства Енисейской епархии уменьшился. Согласно подсчетам, приведенным в диссертации, можно утверждать, что с середины и до 80-х гг. XIX в. служители Церкви в губернии на сто процентов были выходцами из духовного сословия. Однако в начале XX в. в духовное сословие стали активно вступать крестьяне, казаки и мещане для повышения своего социального статуса. Иносословные среди православного причта составили в начале XX в. одну треть. Церковнослужителями часто становились бывшие сельские учителя. Дети священнослужителей стремились получить светское образование и стать врачами, военными или государственными служащими. Такие перемены стали возможны после церковных реформ Александра II. Для Сибири, как и для России в целом, в пореформенный период был характерен процесс уменьшения процентной доли духовенства в составе населения. Доля духовного сословия в социальной структуре населения Сибири составляла 1,2 %, а в Енисейской губернии (1896 г.) - 0,3%.

Служители культа к началу XX в. в Енисейской губернии не обладали достойным уровнем образования, хотя в епархии действовали Красноярское и Енисейское духовные училища и Красноярская духовная семинария. В России количество священнослужителей, получивших семинарское образование, составляло 63%, в Иркутской епархии (1880 г.) - 79 %, в Забайкальской епархии в (1905 г.) - 69%. В Енисейской губернии причт, получивший семинарское образование, в начале XX в. составил лишь 30%.

Важным для понимания особенностей быта и жизненного уклада духовного сословия является вопрос о его материальном обеспечении. Доходы семей сельского причта были невелики и складывались из нескольких пунктов. Православный причт в городах владел большими средствами. Осложняли взаимоотношения причта и прихожан материальная зависимость духовенства от паствы и особенно строгие морально-этические нормы, предъявляемые обществом духовенству.

В третьем параграфе дана общая характеристика монастырей и монашеского сословия Енисейской губернии в 1861 - 1917 гг. В губернии в обозначенный период действовали шесть монастырей и один скит. Во второй половине XIX в. наблюдались феминизация монашества (чаще возникали женские общины) и рост монастырских доходов. В Енисейской и Красноярской епархии наибольшие доходы имели монастыри, расположенные около г. Красноярска, обители Туруханска и Енисейска были бедны. Основные доходы монастыри получали от своей хозяйственной деятельности и земельных владений.

Монашество было самой малочисленной категорией населения в губернии. В мужских монастырях Енисейской губернии в конце XIX в. наблюдалось резкое сокращение выходцев из духовного сословия. Эти данные противоречат общероссийской тенденции, которая заключалась в том, что в мужских монастырях во второй половине XIX в. резко возросла доля выходцев из духовенства, уменьшилась доля купцов, крестьян, разночинцев, мещан. В Енисейской губернии в начале XX в. наблюдался рост представителей крестьянства в мужских монастырских обителях. Дворяне, почетные граждане, казачество представлены были незначительно среди монашествующих и послушников монастырей. Среди монахинь и белиц женских монастырей уменьшилась доля представительниц духовного сословия, значительно выросло число монахинь из крестьян, что подтвердило общероссийскую тенденцию в регионе. В монастырях вовсе не было дворянок или дочерей почетных граждан.

Глава II «Просветительская и попечительская деятельность Русской православной церкви в Енисейской губернии 1861 - 1917 гг.» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе исследована деятельность духовного сословия в общественных организациях, расположенных в городах региона. Знакомство провинции с организованной самодеятельностью произошло в пореформенный период. Общественные организации охватывали прежде всего сферы

20

социальной защиты и просветительства. Общественных организаций, действующих под руководством Церкви, было в регионе немного. Среди 20 общественных учреждений Красноярска в 1905 г. на долю церковных общественных организаций приходилось всего три организации (без учета ЦПП). К ним относились «Попечительство о бедных духовного звания», «Братство Рождества пресвятой Богородицы», «Общество во имя святого князя Александра Невского». Благотворительная деятельность духовенства была направлена прежде всего на поддержку собственного сословия, а затем уже на обеспечение иных социальных групп. Благодаря работе благотворительных организаций духовенству удавалось собирать средства на обучение, проживание малообеспеченных учеников духовных училищ, поддерживать сирот и вдов из духовного сословия. Исходя из подсчетов, приведенных в диссертации, можно утверждать, что духовенство было представлено незначительно в общественных всесословных организациях в городах губернии, составляя только 3,5% среди членов-жертвователей, так же как и среди членов церковных общественных организаций, представители иных сословий составляли 3,5%. Большее значение благотворительная деятельность церкви приобретала в период бедствий и войн. В годы Первой мировой войны под председательством епископа Никона развернулась обширная благотворительная деятельность церховно-приходских попечительских советов.

Просветительская деятельность духовенства в г. Красноярске осуществлялась через церковно-приходские и три воскресные школы для взрослых, библиотеку-читальню при «Братстве Рождества пресвятой Богородицы». Она включала в себя катехизаторскую, миссионерскую и образовательную деятельность, но охватывала незначительную часть населения.

Во втором параграфе охарактеризована деятельность сельского причта в приходах Енисейской губернии. Для оживления приходской жизни и для улучшения материального благосостояния клира было рекомендовано создавать в приходах с 1864 г. церковно-приходские попечительства (ЦПП).

21

Рост приходских попечительств в губернии пришелся на начало XX в. В 1912 г. в Енисейской губернии уже действовало 87 попечительств, что составляло 28% приходов. Особенно массово приходские попечительские советы создавались с началом Первой мировой войны, охватывая 84% приходов. Капиталы попечительств складывались из частных пожертвований и были невелики. Средства расходовались на ремонт и украшение храмов, на церковно-приходские школы и содержание причтов, на покупку банковских билетов для увеличения капиталов попечительства. Развитию благотворительности в приходах также в начале XX в. могли способствовать кредитные кооперативные товарищества, которых в регионе было образовано 25, но духовенство отказалось от создания подобных учреждений.

С 1884 г. в регионе возникают церковно-приходские школы (ЦПШ). К 1897 г. в губернии действовало 108 ЦПШ, охватывающих около половины приходов, в 1912 г. - 212 ЦПШ на 315 приходов, охватывая 67 % приходов в 1убернии. Из-за плохого финансирования школ, из-за непригодных помещений, из-за недобросовестного отношения прихожан к обучению своих детей приходские школы не смогли кардинально переломить ситуацию и повысить общую грамотность населения. Просветительская деятельность приходского причта осуществлялась также через внебогослужебные собеседования, создание церковных библиотек и наставления в вопросах воспитания детей, внутрисемейных отношений. Кроме того, заботясь о моральном облике прихожан, священнослужители в приходах боролись с пьянством, создавая общества трезвости. Удалось установить наличие шести обществ трезвости: трех сельских (Минусинский и Ачинский уезды) и трех городских (Красноярск, Минусинск, Енисейск). Общества трезвости были локальны и немногочисленны (не более 150 человек), свою деятельность редко распространяли за пределы прихода. Кроме пропаганды трезвого образа жизни, в этих объединениях занимались просвещением населения и благотворительностью.

В третьем параграфе охарактеризовано взаимодействие монастырей и общества в регионе. В пореформенный период еще активнее власть стала привлекать монастыри к благотворительной и образовательной работе. Общественная деятельность монастырских обителей была связана с особенностями сибирского региона. Правительство до конца XIX в. использовало монастыри Енисейска и Туруханска в качестве мест заключения для епитимцев и представителей духовенства, преступивших закон. Епитимцы нарушали образ жизни обителей своим недостойным поведением и приносили много беспокойств монахам. После отмены данных обязанностей для сибирских монастырей власти вновь постарались привлечь монастыри для размещения и содержания в них несовершеннолетних преступников, от чего монастыри уклонились. Большая потребность была в губернии в образовательных учреждениях, поэтому монастырские обители достаточно охотно брали на себя обязанности по просвещению местного населения и созданию училищ в Туруханске и Енисейске. Тому способствовал высокий уровень грамотности среди монашествующих: в женских монастырях неграмотных монахинь и послушниц на протяжении всего периода было около половины, тогда как в мужских монастырях грамотность всегда была достаточно высока - от 76 до 100%.

В годы Первой мировой войны монастыри губернии оказывали денежную помощь фронту, был организован детский приют при Красноярском Успенском монастыре, но в мирное время монастыри избегали участия в мирской деятельности, настаивая, что она разрушала традиционный монастырский уклад.

В заключении подводятся итоги исследования.

Православная церковь во второй половине XIX - начале XX вв. оставалась в экономической и политической зависимости от государства. Церковная деятельность в Енисейской губернии сдерживалась жесткой государственной регламентацией церковной жизни и ее доходов, малочисленностью церковных принтов и многочисленностью приходов. Проведенные во второй половине

23

XIX в. реформы позволили духовенству преодолеть сословную замкнутость и несколько изменили свое материальное положение, но восстановить авторитет среди населения и улучшить взаимоотношения причта и прихожан не удалось. Реформы второй половины XIX в. способствовали тому, что священники в сельских приходах стали учителями, миссионерами, попечителями, пропагандистами трезвого образа жизни. К благотворительной и просветительской работе были привлечены и монастырские обители. Церковная внебогослужебная деятельность, масштабы которой возросли в пореформенный период, проводилась за счет средств населения, что сдерживало ее рост в регионе. Не способствовали также расширению церковной деятельности в епархии идеологическая изолированность духовенства, неготовность его к общественной деятельности.

В четырех приложениях содержится 11 таблиц, иллюстрирующих материалы диссертационного исследования и раскрывающих динамику роста церковных учреждений в регионе, словарь специальных слов, список архиереев Енисейской епархии и ряд фотографий, наглядно дополняющих работу.

Основные публикации автора по теме диссертации

Научные статьи в журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК):

1. Терскова A.A. Особенности деятельности духовенства в общественных организациях Енисейской губернии во второй половине Х1Хв. I A.A. Терскова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».-Архангельск:Изд-воПГУ,2010. -№7.- С. 87-91. -0,3п.л.

2. Терскова A.A. Духовное сословие Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. / A.A. Терскова // Вестник КГПУ им. В.И. Астафьева.- Красноярск: Изд-во КГПУ, 2010. - № 1. - С. 236 - 242. - 0,4 п.л.

Статьи в других изданиях:

3. Терскова A.A. Миссионерская деятельность в Енисейской губернии/ A.A. Терскова // VI Рождественские образовательные чтения в Красноярске.

24

Патриотическое служение и православное образование: сборник материалов. -Красноярск: Епархиальная типография, 2005. - С. 67 - 70. - 0,25 п.л.

4.Терскова A.A. Духовное сословие России во второй половине XIX -начале XX вв. (на документах и материалах Енисейской губернии)/ A.A. Терскова // Проблемы социально-экономического развития Сибири: материалы межвузовской научно-практической конференции Выпуск IV, посвящ. 75-летию Красноярского края. - Красноярск: Изд-во КрИСЭН, 2009. - С.266 -272. - 0,4 п.л.

5.Терскова A.A. Особенности семей православных священнослужителей во второй половине XIX - начале XX вв. (на документах и материалах Енисейской губернии) / A.A. Терскова //Человек в российской повседневности: история и современность: сборник статей II международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009.- С.272-275. -0,25 п.л.

6. Терскова A.A. Роль православных монастырей в жизни общества во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере Енисейской губернии) / A.A. Терскова // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы XI международной научно-методической конференции. - Уссурийск: Изд-во УГЛИ, 2009. - С. 54 - 56. - 0,18 п.л.

7.Терскова A.A. Участие духовенства Енисейской губернии в благотворительной деятельности в период Первой мировой войны / A.A. Терскова, А.Г. Рогачев // Россия в мировом сообществе цивилизаций: история и современность: материалы VI международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - С. 19 - 22. -0,25 п.л.

Санитарно-эпидемиологическое заключение №24.49.04.953.П.000381.09.03 от 25.09.2003 г. Подписано в печать 26.01.2012 Формат 60x84/16. Бумага тип №1 Печать - ризограф. Усл. печ. л. 1,0 Тираж 100 Заказ №1579 Издательство Красноярского государственного аграрного университета 660017, Красноярск, ул. Ленина, 117

 

Текст диссертации на тему "Русская Православная Церковь и ее деятельность в Енисейской губернии"

61 12-7/312

Министерство сельского хозяйства РФ Департамент научно-технической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет»

На правах рукописи

ТЕРСКОВА АИДА АЛЕКСАНДРОВНА

Русская Православная Церковь и ее

\ ТВ—4? ^

деятельность в Енисейском губернии

(1861 г, - февраль 1917 г.)

Специальность 07,00.02 - отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, юр, Рогачев Александр Георгиевич

2012

\

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................... ........................3

ГЛАВАI

Русская Православная Церковь ш духовное сословие Енисейской губернии 1861 г. - февраль 1917 г,

1.1. Административное устройство и экономическое положение Енисейской и Красноярской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. .......................................................................................35

1.2. Духовное сословие Енисейской губернии в пореформенный период.........................................................................................56

1.3. Монастыри и монашество в Енисейской губернии 1861 - 1917 гг. .................................................................................................78

ГЛАВА II

Просветительская и попечительская деятельность Русской Православной Церкви в Енисейской губернии 1861 - 1917 гг.

2.1.Особенности организации общественной работы духовенством в городах Енисейской губернии 1861 - 1917 гг. ......................................89

2.2. Общественная, благотворительная и просветительская деятельность духовенства в сельских приходах Енисейской губернии во

второй половине XIX - начале XX вв................................................ПО

3.2 Благотворительная и просветительская деятельность монастырей Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. ............ ,.135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................154

ПРИМЕЧАНИЯ.................................................................. 162

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................187

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................217

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Период второй половины XIX -начала XX в. в Восточной Сибири был охарактеризован бурным социально-

экономическим развитием и ростом общественной самодеятельности. На фоне этих перемен и в рамках государственной политики Русская Православная Церковь (РПЦ), чье присутствие в регионе стало более значимым с образованием ряда новых епархий, в том числе и Енисейской епархии, расширила свою внебогослужебную деятельность, Церковную общественную деятельность в пореформенный период только начинают изучать в отечественной исторической науке. Особенно активно эта проблема освещается на региональном материале, в связи с возможностью привлечения, ранее не изученных источников. Исследование проблемы становления и развития Русской Православной Церкви и ее деятельности в Енисейской губернии в 1861 - 1917 гг. представляется актуальным, поскольку позволяет восполнить пробел в истории РПЦ Восточной Сибири и в России в целом,, а также более глубоко проанализировать повседневную просветительскую и попечительскую практику Православной Церкви в регионе.

Русская Православная Церковь сегодня совместно с другими конфессиями проводит обширную общественную работу, участвует в региональных и об I церос с и й с к их конференциях, открывает новые приходы, воскресные школы для детей и взрослых, благотворительные учреждения. Она стремится найти свое место в современном российском обществе, занять более активную гражданскую позицию. В светском государстве, каким сегодня является Российская Федерация, необходимо осмысление опыта церковной деятельности и ее исторической роли для более плодотворной совместной работы общества и Церкви. Разоаботка поставленной проблемы дает возможность осознать успехи и ошибки церковной деятельности во

второй половине XIX - начале XX вв. и перенести данный опыт на

современную систему взаимоотношений Церкви и общества, Исходя из сказанного, важным и актуальным обстоятельством является социальная направленность исследования.

Степень научной разработанности проблемы. В историографии проблемы деятельности Православной Церкви во второй половине XIX -начале XX вв. можно выделить четыре этапа: дореволюционный период (середина XIX в. - 1917 г.), советский период (1917 г. - начало 1990-х гг.), зарубежная историография и современный период (с 1991 г, - до настоящего времени). Внебогослужебная деятельность духовенства рассматривалась в дореволюционной историографии в рамках общей истории Православной Церкви синодального периода. Общественная деятельность священнослужителей в приходах только начинала развиваться, поэтому в литературе она обозначалась как часть проповеднических обязанностей. Исследователи, рассматривая вопрос распространения православия на территории России, говорили о росте числа приходских школ, об активной миссионерской работе священников, об их проповеднической и образовательной деятельности. Одна из первых работ по истории РПЦ середины XIX в. принадлежала священнику И.С. Белдюстину1. Автор описал в ней быт и бедственное материальное положение современного ему духовенства, охарактеризовал реформу православного прихода, проводимую в России, и сложности, связанные с организацией начального образования на местах, Эта книга получила отклик в печати, и вслед за ней последовал ряд работ светских исследователей. Авторы в большинстве своем были профессорами Казанской и Московской духовных академий, которые разрабатывали и читали курсы по истории Русской Православной Церкви .

Значительный вклад в исследование истории РПЦ синодального периода внес А.П. Доброклонекий. Он уделил большое внимание анализу церковного законодательства, подчеркнув, что правительственная политика второй половины XIX в. способствовала расширению общественных и

приходских обязанностей клира, укрепила правовые позиции духовенства в обществе. Приходская работа священников рассматривалась исследователем в рамках духовного просвещения населения, борьбы с сектантством и расколом, не выделялась как самостоятельный объект исследования. А.П. Доброклонский пришел к выводу, что «реформы способствовали улучшению умственного и нравственного состояния приходского духовенства»3, но никаких замечаний по поводу государственной политики и кризисных явления внутри РГЩ высказано автором не было. Достижением этого труда явилось то, что исследователь постарался осветить церковную жизнь не только в центральных губерниях, но и на окраинах империи, дав общие сведения о деятельности Церкви в Сибири. А.П. Доброклонский и многие его коллеги, будучи преподавателями духовных академий, с критикой церковно-государственных отношений не выступали. Они ограничивались замечанием о том, что Православная Церковь, проводя политику, необходимую государству, и находясь под его защитой, не способна была преодолеть отчужденность и недоверие населения, пережить сложности во взаимоотношениях с государством и обществом.

Первым среди профессиональных историков вопрос о роли Православной Церкви в культуре и жизни России поставил в своем монументальном исследовании П.Н. Милюков4. Он подробно рассмотрел историю взаимоотношений Церкви и государства, негативно оценив ее деятельность в революционных событиях начала XX в. Исследователь обозначил степень влияния Церкви на формирование литературы, русского искусства, на развитие цивилизации России в целом. В исследовании П.Н. Милюкова дана характеристика Сибири, как динамично развивающегося региона, куда активно устремилось население во второй половине XIX в. Однако автор выступил с резкой критикой церковной политики в регионе и в России в целом. Он утверждал, что, являясь частью бюрократического аппарата, Церковь выполняла не цивилизаторские задачи миссионерства, а государственные и полицейские функции. Исходя из этого,

приходскую внебогослужебную работу историк оценивал как неудовлетворительную. Как доказательство своей правоты ГШ. Милюков рассмотрел вопрос участия Церкви в организации церковно-приходских

школ и пришел к выводу, что насаждение правительством подобных учреждений негативно сказалось на уровне образования населения. Столь резкая критика церковной политики была не характерна для данного периода., что существенно отличало работу историка от прежних исследований. Однако, обозначив кризисные явления во взаимоотношениях общества и Церкви, ГШ. Милюков не обратил внимание на причины отрицательного отношения к духовенству и проблемы, существующие внутри Русской Православной Церкви.

До февральской революции 1917 г. сибирские исследователи рассматривали вопрос о деятельности Православной Церкви на территории региона в связи с освоением Сибири, ее заселением, хозяйственной активностью русских, особенностями быта местного населения5. История Церкви и ее подвижников, деятельность духовенства освещались только в контексте данных вопросов.

Самая полная информация по истории Енисейской епархии была представлена в издании «Краткое описание приходов Енисейской епархии», которое явилось ярким примером регионального варианта церковной летописи6. Книгу выпустило в 1916 г. «Историко - церковное археологическое общество», целью которого было сохранение церковных древностей на территории Енисейской губернии. Данный труд был написан с одобрения епархиальных властей одним из членов общества, преподавателем Красноярской духовной семинарии И.В. Фигуровским. Он издавался дважды до революции 1917 г, и был переиздан в Красноярске в 1995 г. Работа содержит подробные сведения обо всех приходах Енисейской и Красноярской епархии, материалы по истории строительства храмов, о работе в приходах церковно-приходских школ, братств, богаделен, о церковном причте и его доходах. В данном труде сосредоточен значительный

фактический материал по истории становления церковной власти в Енисейской губернии, ценный для нашего исследования.

В целом дореволюционные авторы обозначили основные направления церковной деятельности во второй половине XIX - начале XX вв., уделив особое внимание развитию церковного законодательства, характеристике условий жизни и обязанностей православного духовенства, подчеркнув некоторые проблемы, существующие внутри РПЦ, однако большинство исследователей не анализировали причин кризисных явлений и не стремились давать оценок взаимоотношениям Церкви и государства. Подобная критика прозвучала только в труде ГШ. Милюкова, тогда как остальные авторы были выходцами из духовных учебных заведений и не допускали подобных оценок правительственной политики.

Исследования деятельности Православной Церкви в советский период проводились, основываясь на марксистско-ленинских взглядах на религию и роль Церкви в обществе. Советские ученые полагали, что религия помогала сохранять и поддерживать определенный тип экономических отношений и действовала в интересах господствующего класса. Церковь стремилась успокоить массы и проводила конформистскую политику. Историки исходили из того, что религия являлась идеологическим компонентом политической борьбы и не способствовала сплочению общества и его солидарности. Основываясь на этих положениях, советские историки утверждали, что Православная Церковь, находясь в тесном союзе с государством, оправдывала феодальную идеологию и помогала сохранять крепостное право в России.

В 1917 - 1953 гг. изучение истории Церкви и религиозных верований отошло на второй план в Советском союзе. Работы на этом этапе были наполнены резкой критикой церковной деятельности и носили пропагандистский атеистический характер . Отрицая в целом церковную деятельность как необходимую и полезную обществу, историки рассматривали вопросы идейно-политической направленности в работе

духовенства, антиреволюционной борьбы клира в условиях революций начала XX в., а также характеризовали материальную базу церковного хозяйства.

Деятельность духовенства советскими историками оценивалась в связи с проведением консервативного государственного курса в идеологической, образовательной и политической сферах. Исходя из этого, вся общественная работа приходского клира определялась как промонархическая и

охранительная, консервативная, косная и антинародная. Подчеркивались замкнутость и кастовость духовенства, отрешенность его от народа, оппозиционность крестьянства по отношению к приходским священникам.

Интерес к деятельности РПЦ возрос с середины 1950-х гг. на волне «оттепели» и некоторого ослабления идеологического контроля со стороны партийно-государственного аппарата. На данную ситуацию повлияло также то, что советское правительство в период Великой Отечественной войны пошло на некоторые уступки в отношении РПЦ и ослабило критику церковной деятельности, Стали появляться новые труды, которые уже не имели столь агрессивной атеистической направленности . Исследователи подчеркивали, что Православная Церковь в России в пореформенный период утратила авторитет среди населения, не имея поддержки в своей общественной работе. Исследователь Е.Ф. Грекулов один из первых проанализировал причины кризиса во взаимоотношениях Церкви и общества, сделав основной акцент на сферу политики. Причины он видел в необразованности и консервативности православного клира, его оторванности от интересов народа, в союзе Церкви и государства, в смыкании духовенства с элитой общества.

В это же время появились немногочисленные диссертационные исследования, которые в большинстве своем касались вопросов монастырского землевладения в XVI - XVIII вв., раскрывавшие крепостнический характер хозяйств отдельных монастырей9. Молодые ученые не затрагивали проблемы взаимодействия Церкви и общества.

70-е гг. XX в. характеризовались новизной междисциплинарной

ситуации. Под влиянием идей третьего поколения школы «Анналов» центральными предметами исследования стали человек и общество. «Новая история» привлекала методы социологии, демографии и использовала количественный метод. В советской исторической науке появились первые исследования, касающиеся влияния православия на сознание крестьян XIX в. Здесь впервые православие исследовалось как культурный феномен, а не часть самодержавной идеологии Российской империи10. В статьях Л.В. Островской была сделана попытка определить влияние православной веры на крестьянские традиции, и подчеркивалось, что изжить языческие верования в народной среде не удалось вплоть до начала XX в. Этот тезис подтверждал основную идею советской исторической школы о том, что Православная Церковь не имела достаточного влияния на население империи и не могла успешно взаимодействовать с обществом.

Новая волна интереса исследователей к истории Русской Православной Церкви связана с празднованием тысячелетия крещения Руси. Вновь созданные труды были по-прежнему критичны, однако в них признавалось глубокое проникновение православия в мировоззрение русских людей, значительность его влияния на историю дореволюционной России11. Одна из основных работ принадлежит крупному исследователю ГШ. Зырянову. Автор поставил перед собой задачу показать контрреволюционную деятельность Церкви в союзе с самодержавием в годы первой русской революции. Всю общественную работу, по мнению историка, Церковь направляла на укрепление самодержавия и усмирение народа. Однако автор стремился раскрыть особенности кризиса внутри РПЦ, которые проявились в конфликтах между епископатом и священниками, между самими клириками, в индифферентности масс по отношению к религии. Историк отказался от тезиса о том. что все духовенство было исключительно консервативным, и выделил обновленческое течение в среде священнослужителей, которое выступало за реформы и раскололо единые

ряды клира. Несмотря на критическое отношение к церковной деятельности начала XX в., П.Н. Зырянов пришел к выводу, что Церковь была способна к обновлению. В его исследовании был дан более глубокий анализ противоречий во взаимоотношениях внутри духовного сословия, а также

между священнослужителями и властью.

В 1989 г. вышла коллективная монография «Русское православие: вехи

12

истории» под редакцией А. И. Клибанова . Она по две л. а итоги советского периода истории Церкви. Авторы в целом остались на антиклерикальных позициях, рассматривая роль и функции Церкви в истории России,

подчеркивали, что советской исторической науке удалось «освободить церковную историю от конфессиональной предвзятости и поставить ее в контекст гражданской истории»13. В книге подробно освещены вопросы миссионерской и хозяйственно-экономической деятельности Церкви в пореформенный период, а также е�