автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Васильева, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора исторических наук Васильева, Ольга Юрьевна

Введение

Глава I

Государственно-церковная политика военного периода и первых послевоенных лет как объект исторического исследования

§ 1 Задачи исследования, терминология, методологическая основа

§ 2 Историография проблемы

§ 3 Характеристика источников

Глава II Государственно-церковные отношения в предвоенный период и первые годы Великой Отечественной войны

§ 1 Развитие отношений советского государства и Русской Православной Церкви в предвоенный период

§ 2 Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в первые военные годы

§ 3 Материальный вклад в дело Победы

§ 4 Особенности религиозной жизни на временно оккупированной территории

Глава III Новый государственно-церковный курс 1943 -1948 гг.

§ 1 Политические предпосылки перехода к новому курсу

§ 2 Создание системы православного церковного единства в ходе Второй мировой войны и после ее окончания как основное содержание внешнеполитических задач нового курса

Глава IV Международные аспекты государственно-церковной политики 1943 - 1948 гг.

§ 1 Отношения с Англиканской Церковью

§ 2 Отношения с православной эмиграцией в

Америке

§ 3 Методы противостояния политике Ватикана

§ 4 Государство, Русская Православная Церковь и экуменизм

§ 5 Укрепление позиций Московской Патриархии в Западной Европе, Китае и на Ближнем Востоке

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по истории, Васильева, Ольга Юрьевна

Перемены в государственно-политическом строе России повлияли на все аспекты духовной жизни общества. Демократизация общества затронула и религиозную сферу, что привело к изменению роли Церкви в жизни страны.

И сегодня, в конце второго тысячелетия, в условиях духовно нравственного кризиса, переживаемого Россией, Русская Православная Церковь может стать существенным фактором возрождения страны.

За последнее десятилетие произошли глубокие изменения во взаимоотношениях государства и Церкви, что нашло свое отражение в отношении Церкви с государственными и общественными институтами: Церкви и школы, Церкви и политических партий, Церкви и армии - всего гражданского общества в целом, в которое Русская Православная Церковь, с ее богатейшим опытом духовно-просветительской и благотворительной деятельности, традиционно вносит нравственные ценности.

Российское общество и формирующаяся новая российская государственность стоят перед необходимостью выработки новой концепции в своей политике отношений с Церковью, которая на сегодняшний день до конца не определена, о чем свидетельствует отклонение Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным 22 июля 1997г. принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации закона "О свободе совести и религиозных объединениях". В своем Заявлении по этому поводу Патриарх Московский и всея Руси сказал, что это решение президента ".вызвало сожаление в среде верующих Русской Православной Церкви"1, и подчеркнул, что "вызывает удивление критика упомянутого закона со стороны некоторых зарубежных го сударственных органов и религиозных объединений, которые никак не реагируют на наличие в ряде стран гораздо менее либеральных законов о религии, а подчас прямо или косвенно поддерживают эти законы. Это говорит о предвзятости и политике "двойного стандарта" в отношении России.2- Предвидя возможную негативную реакцию власти, Патриарх продолжает: ".новый закон, почти единогласно принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, уже пользуется широ-кои общественной поддержкой. Его окончательное отклонение может создать в России напряжение между властью и большин- . ством народа, что существенно затруднит движение нашего общества к миру и согласию."3 (Как известно, Федеральный закон был принят 26 сентября 1997.года^, и в нем отсутствовала * преамбула, упоминающая об уважении к православию, исламу, иудаизму, буддизму и иным, традиционно существующим в России религиям. Это можно рассматривать как правовое устранение Русской Церкви от ее традиционного, тысячелетним опытом апробированного государственно-строительного служения.) этой непростои ситуации сегодняшних дней становятся все более актуальными уроки истории взаимоотношений власти и Церкви. Их практическое значение заключается в том, что они позволяют учесть ошибки прошлого при таком непростом формировании новой концепции государственно-церковных отношений. Об этом говорил в своем недавнем выступлении на общеправославном совещании в Салониках митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Покуда Русская Православная Церковь пребывала в социальном "гетто", покуда голос ее не был слышен за церковной оградой, не было и тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня".5 Большинство из них берут свое начало в военные и послевоенные годы. Это и непростые отношения Русской Православной Церкви с экуменическим движением и с Всемирным Советом Церквей, истоки которых лежат в государственных замыслах 1946 года. Важными проблемами являются также отношения Московской Патриархии с Поместными Церквами, становление и укрепление которых в военные и первые послевоенные годы шло при непосредственном участии советского государства. Осложнились на рубеже 80-90-х годов межконфессиональных отношений между Православной и Католической Церквами. Причиной тому стала активизация Греко-католических церквей, которые начали восстанавливать свои приходы силовыми методами не только на Украине, но и в Румынии, Венгрии, Словакии. Акции по присоединению униатов к Православной Церкви прошли в этих странах в 1947-1948 гг. ка.к составные части сталинского общеполитического плана.

Особенно сильно проходило вытеснение, православия на Западной Украине. Попытки христианских Церквей и международных организаций приостановить разгром православия в Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской областях не увенчались успехом. Принятый в июне 1993г. в Баламанде (Ливан) документ, подписанный представителями Римско-католической и девяти Поместных Православных Церквей (кроме Иерусалимской, Элладской, Сербской, Болгарской и Чехословацкой), отмечал, что "история отношений между Православной Церковью и восточными католическими Церквами отмечена гонениями и страданиями. Каковы бы ни были эти страдания и вызвавшие V их причины, они ни в коей мере не оправдывают какой бы то ни было триумфализм; никто не имеет права превозноситься или использовать эти страдания в качестве аргументов, чтобы обвинять или поносить другую Церковь. Лишь Господь знает истинных своих свидетелей".6 Документ содержал также практические 1 рекомендации по преодолению напряженности между униатами и православными.

И сегодня, на наш взгляд, особенно актуальной является объективная оценка событий 1945-1948гг., когда советское государство, а не Русская Церковь, стремительно осуществило воссоединение греко-католиков Западной Украины и Закарпатской области с Московской Патриархией. Подобные мероприятия были проведены и в странах Восточной Европы, униаты которых тоже ничего не знают об истинных целях и их исполнителях. Так, к примеру, румынские верующие, в лице епископа Георгия Гутя, апостольского администратора для греко-католиков страны, обвиняют не Советское руководство, а Румынскую Православную Церковь, что она не опровергает утверждение о том, что Румынская униатская Церковь была присоединена в 1948 году к Румынской Православной Церкви «путем насилия и террора».7

И "ныне, когда Голос Церкви хорошо различим"8, ей необходимо знать историческую правду тех лет для диалога со своими оппонентами, в первую очередь, с Зарубежной Церковью, упрекающей Московскую Патриархию в пропаганде советских идей Языком Церкви как инструментом воздействия на Православные Церкви Восточной Европы в 1943 -1948гг. Анализ исторических событий пятидесятилетней давности и оценка позиции самой Церкви в военные и первые послевоенные годы являются основной задачей настоящего исследования.

Долгие годы новейшая история Русской Православной Церкви оставалась закрытой темой. Только с получением доступа к раннее закрытым документам стало возможным развивать новые подходы к изучению отечественной истории и по-новому, более глубоко, рассматривать вопросы взаимоотношений Церкви и советского государства, к которым, в частности, относится и политика Московской Патриархии в 1943-1948гг.

Церковь всячески использовала улучшения в отношениях с государственной властью для возрождения церковной жизни, фактически уничтоженной в предвоенные десятилетия, хотя многие обещания, данные Сталиным 4 сентября 1943 года на встрече в Кремле с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), так и остались невыполненными.

Создав видимость благополучия в государственно-религиозных отношениях, Сталин оставил за собой решение всех ключевых проблем государственной политики по отношению к Церкви и поставил ее под жесткий контроль новой структуры -Совета по делам Русской православной церкви, председателем, которого стал полковник госбезопасности Г.Г.Карпов. Одной из важнейших своих задач власть считала использойание Церкви в послевоенном переустройстве Европы.

Проделанный сравнительный анализ ранее закрытых источников с церковными материалами на страницах "Журнала Московской Патриархии" приводит к выводу, что истинных и ее »1 внешнеполитических целей нового курса, по-видимому, не знали не только иерархи Церкви, но и ответственные работники МИДа, МГБ и внешней разведки, на чьи плечи легли разработка и т конкретных мероприятии. Тысячи же верующих искренне считали, что государство по достоинству оценило патриотическую деятельность Церкви в войне. От кровавого террора конца 30-х годов власть пришла к торжествам по случаю 500-летия Автокефалии Русской Церкви в 1948 году. При чтении церковных материалов, освещающих празднества, чувствуется, что искренняя радость наполняла сердца православных, ничего не подозревающих об истинных причинах происходящего. За ширмой показного благополучия проводилась строго секретная государственная политика. ^ .

Научная новизна данной диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые сделана попытка представить целостную картину взаимоотношений советского государства и Церкви в 1943-1948 годах. Для этого исследуются и анализируются причины нового государственно-церковного курса в 1943 году, рассматривается практика его осуществления на местах. Впервые на основе новых архивных источников прослежены все направления внешнеполитического плана, в интересы которых была включена Русская Православная Церковь, сопоставлены существующие точки зрения по вопросу об отношениях Московской Патриархии к экуменизму в рассматриваемый период и дана оценка причин вступления Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей.

В процессе работы представилась возможность внести определенную ясность методологического и фактологического характера по таким вопросам, как влияние на- общественность стран-союзниц - Англии и США - по церковным каналам. Эти аспекты ранее в историографии не рассматривались. На основе новой обширной источниковой базы сделан комплексный анализ взаимоотношений СССР и Ватикана, в которых государство использовало исторически сложившиеся непростые отношения между Католической и Православными Церквами в своих целях.

Следует отметить, что рассмотрение отдельных вопросов выходило за хронологические рамки 1943-1948гг. Это было вызвано необходимостью целостного использования некоторых ключевых, малоизученных проблем, например: "Государство,

Русская Церковь и экуменизм

Кроме того, в работе дан краткий обзор истории взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви в 1917-1941 гг., так как без представления о них было бы затруднено понимание многих процессов новой государственно-церковной политики в военные годы и послевоенный период.

Собранный и проанализированный в диссертации материал по истории государства и Церкви в изучаемый период может быть использован при чтении курсов лекций по отечественной истории, истории Русской Православной Церкви, религиоведению, политологии в институтах, школах, в исследовательской работе светских и церковных научных центров, в лекционной просветительской работе.

Исследование указанных проблем в определенной степени будет способствовать решению ряда задач, стоящих сейчас перед Русской Православной Церковью: в отношениях с Всемирным Советом Церквей, для возобновления диалога с Католической Церковью по проблемам униатства, которые так и не решило Баламандское соглашение, а также для выработки мер, препятствующих внедрению государственных структур во внут-рицерковную деятельность.

Материалы диссертации могут быть использованы также при изучении современного состояния Русской Православной Церкви и перспектив ее влияния на общественную ситуацию в стране.

Проблема государственно-церковных отношений в СССР в целом, на наш взгляд, нуждается в комплексном изучении представителями различных гуманитарных дисциплин и в теоретических, и в конкретно-исторических направлениях.

Необходимость наметить методологические подходы к проблеме, проследить внутренние и внешние причины нового этапа в государственно-церковных отношениях в 1943-1948гг., определила выбор темы настоящего исследования.

Примечания

1. Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нового закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Журнал Московской Патриархии. 1997. N 8. С. 19.

2. Там же.

3. Там же. С.20.

4. Закон РФ "О свободе совести и религиозных объединениях" // Собрание законодательств Российской Федерации. 1997. N 39. Ст.4465.

5. Митрополит Кирилл (Гундяев). Кредит нашего доверия Всемирному Совету Церквей исчерпан. // Независимая газета-религия. Ежемесячное приложение. 1998. июнь. N6. С.9.

6. Комментарий Синодальной Богословской комиссии к документам диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами // Журнал Московской Патриархии. 1997. N 12. С.32.

7: Там же. С.28.

8. Митрополит Кирилл (Гундяев). Кредит нашего доверия Всемирному Совету Церквей исчерпан. // Независимая газета-религия. Ежемесячное приложение. 1998. июнь. N6. С.9.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая Отечественная война явилась поворотным моментом в истории Русской Православной Церкви. Вновь, как это часто бывало в российской истории, Церковь стала духовным консолидирующим началом в обществе.

Оценив моральный и материальный вклад Церкви в дело Победы в начальный период войны, советское государство уже в сентябре 1942 года пытается через установление связей Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью, прерванных в 1917 году, повлиять на английскую общественность для ускорения открытия второго фронта. Тогда же, используя церковные связи Московской Патриархии с православными приходами в США, власть добивалась активизации просоветских настроений среди многочисленной русской и украинской эмиграции.

В 1942 году эти обращения государства к Церкви носили эпизодический характер. Но уже в 1943 году, ставшим поворотным моментом в войне, руководство СССР столкнулось с новыми политические проблемами, а именно, послевоенным устройством Восточной Европы. В качестве одного из главных средств было выбрано воздействие на паству Поместных Православных Церквей Европы. Осуществить это было невозможно без помощи Русской Православной Церкви

Организационная структура Церкви была фактически уничтожена в предвоенные годы и требовалась новая государственно-церковная политика, основным содержанием которой должно было стать возрождение Русской Православной Церкви в СССР с дальнейшим привлечением ее к внешнеполитической деятельности по разным направлениям. Восстановление церковной жизни под жестким контролем государства происходило стремительно:

- 4 сентября 1943г. - встреча Сталина с митрополитами Сергием Страгородским), Алексием (Симанским), Николаем (Ярушевичем) в Кремле;

- 8 сентября 1943г. - начало работы Собора русских епископов (16 из 19 человек были доставлены из лагерей и ссылок).1 Состоялось избрание митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября в Богоявленском соборе прошла его интронизация;

- 14 сентября 1943г. СНК СССР утвердил создание Совета по делам Русской православной церкви, возложив на него задачу осуществления связи между правительством и Московской Патриархией;

- в сентябре 1943г. возобновилось издание "Журнала Московской Патриархии";

- 28 ноября 1943г. Совнарком разрешил открытие в Москве богословского института и пастырских курсов (в 1946г. они были преобразованы в духовную академию и семинарию);

- с февраля 1944г. начинается передача храмов Церкви. На освобожденных от фашистов территориях продолжают действовать общины, которые были созданы в период оккупации.

Эти мероприятия власти по восстановлению религиозной жизни в стране были позитивно оценены церковным руководством.

Укрепив Церковь, государство приступает к вовлечению ее во внешнеполитическую деятельность, используя традиционно непростые отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом, позиция которого к 1943 году становится откровенно враждебной по отношению к СССР. Стремление Римско-католической Церкви к влиянию на балканские страны привело к ответным мерам. Так, католической идее организации конференции Придунайских стран противостоял советский государственный план по созданию системы восточно-европейского православного единства под эгидой Московской Патриархии, а противодействие Ватикану стало ключевым направлением внешней политики Церкви.

После окончания Второй мировой войны перед странами-участницами антигитлеровской коалиции в числе прочих встала задача мирного урегулирования отношений с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Судьбы послевоенных Румынии и Болгарии волновали не только СССР, но и США, и Англию, рассчитывающих на укрепление своего влияния в этих странах.

Вследствие столкновения интересов двух политических систем (СССР и бывших союзников), подготовка мирных договоров с Румынией и Болгарией растянулась более чем на год - с сентября' 1945 до конца 1946 года и проходила в условиях напряженной дипломатической борьбы. Сталин добивался поддержки со стороны Православных Церквей Болгарии и Румынии политических сил, ориентированных на союз с СССР. В течение 1945-1946 гг. по линии Московской Патриархии были установлены связи и с Главой Болгарской Церкви митрополитом Стефаном, и с румынским Патриархом Никодимом. В результате проведенных переговоров и крупных займов2, полученных через Русскую Православную Церковь, Главы Церквей заявили о своей поддержке силам демократического фронта Болгарии и Румынии. (Хотя на митрополита Стефана оказывало влияние не только советское государство, но и Англия, используя его старые связи в экуменическом движении и обещая большую материальную помощь, однако, позиция Москвы оказалась сильней, и к 1948 году Глава Болгарской Церкви заявил о своей ориентации на СССР и Русскую Православную Церковь.)

Начавшаяся "холодная война" привела к усилению влияния американского протестантизма на европейское экуменическое движение. Начавшейся "американизацией христианства" были недовольны многие члены Всемирного Совета Церквей, считая, что противостоять этому сможет только союз Русской Церкви с Православными Церквами Восточной Европы, который окончательно сложился уже к весне 1946 года. Американцам не удалось навязать экуменическому движению антисоветские и антикоммунистические взгляды (это произошло позже, в 1948 году).

В том же 1946 году советское государство рассчитывало с помощью Англиканской Церкви обеспечить Русской Православной Церкви большое количество голосов в руководящих органах ВСЦ для влияния на экуменизм в нужном политическом направлении. Однако, этому помешали изменения в международной обстановке.

Вмешательство США во внутренние дела Греции и Турции в 1947 году СССР расценил как претензию США на руководство в международных делах и желание американского правительства занять лидирующие позиции в средиземноморском регионе. Ответным шагом СССР явилась попытка укрепления своего политического влияния на Ближнем Востоке.

По церковным каналам государственное воздействие на Иерусалимский, Александрийский и Антиохийский Патриархаты успешно осуществлялось с 1945 года после Поместного Собора в Москве с участием в нем Глав Восточных Церквей. Дальнейшему укреплению связей способствовала поездка на Ближний Восток Патриарха Алексия в 1945 году и митрополита Григория (Чуко-ва) в 1946 году. Эти поездки, санкционированные государством, были очень полезными для укрепления авторитета Московской

Патриархии.

15 мая 1948г. СССР признал государство Израиль, созданное на части территории Палестины. Советское государство сразу же вернуло Московской Патриархии Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, бывшую до этого времени в ведении "карловчан". Русская Церковь получила возможность, как и до 1917 года, осуществлять свое влияние на православное арабское население, укреплять православие на Ближнем Востоке и способствовать росту авторитета СССР. Часть земли и имущества Миссии правительство Израиля передало Советскому Союзу. (Вопрос об окончательной передаче не решен и до сегодняшнего дня.)

В период разрыва дипломатических отношений СССР с Израилем Миссия не прекращала своей деятельности и поддерживала связь Московской Патриархии с Иерусалимской Церковью.

Главный вывод из вышесказанного состоит в том, что при)) и нятие нового курса государственно-церковных отношении в 1943 году было связано, в первую очередь, с внешнеполитическими планами советского государства и с привлечением Русской Православной Церкви к их осуществлению.

К 1948 год удалось осуществить многие мероприятия этого плана: с Московской Патриархией объединилось большинство православных заграничных приходов, бывших ранее в "карловацкой" юрисдикции; усилилось влияние православия на Ближнем Востоке через восстановление связей с Антиохийским, Александрийским и Иерусалимским Патриархами, которые ориентировались в своей церковной и общественной деятельности на СССР и Русскую Церковь; в юрисдикцию Московской Патриархии была возвращена Палестинская Духовная Миссия, остававшаяся православным центром и проводником государственных идей в период разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем; удалось нанести ощутимый удар по позициям Ватикана, присоединив к Православной Церкви униатов СССР, Румынии и Югославии.

Но были и крупные неудачи: Церковь не смогла укрепить своих позиций во Всемирном Совете Церквей, что было бы чрезвычайно важно в условиях "холодной войны". С избранием в ноябре 1948 года проамерикански и антикоммунистически настроенного архиепископа Нью-Йоркского Афинагора Константинопольским Патриархом стало невозможным продолжение диалога со Вселенской Патриархией.

Интерес государства к Церкви как инструменту для проведения своей внешней политики падает к концу 1948 года. Это было связано с тем, что СССР становится атомной державой (официальное сообщение ТАСС газеты опубликовали 25 сентября 1949 года)3 и с тем, что появились новые средства воздействия на страны Восточной Европы.

В сентябре 1947 года был создан Коминформ - информационное бюро коммунистических партий как координационный центр строительства социализма в станах Восточной Европы по Советскому образцу.

Из этого следует другой вывод, что Русская Православная Церковь оказала государству значительную помощь, поддерживая и укрепляя его международный авторитет, способствуя проведению его внешней политики в период, когда США имело монополию на ядерное оружие.

Два важнейших вывода основаны на следующих результатах исследований:

- сделано комплексное обобщение и осмысление государственного опыта по использованию потенциала Русской

Православной Церкви во внешней политике СССР в 1943-1948 гг.;

- определены факторы, приведшие к изменению государственной политики в отношении Церкви в военные и первые послевоенные годы;

- проанализированы государственные методы воздействия на международную деятельность Московской Патриархии и ее регулирование, в нужных руководству страны направлениях, в период послевоенного переустройства Европы и первые годы начавшейся «холодной войны»;

- исследованы основные направления внешней политики, в которых использовалась Русская Церковь, ее духовный потенциал и ее международное влияние;

- проведен анализ и дана оценка сталинской идее создания системы православного единства как основного содержания «нового» курса по отношению к Церкви;

- исследованы отношения СССР с Ватиканом как ключевые во внешнеполитическом плане;

- проанализированы отношения государства и Церкви к экуменическому движению в 1946-1948 гг.

Первые признаки «охлаждения» в государственно- V церковных отношениях появились уже в августе 1948 года, когда Синод под давлением Совета по делам Русской православной церкви вынужден был принять решение о запрещении крестных ходов из села в село, недопустимости разъездов архиереев по епархии в период посевной и уборочной, запрещении молебствий на полях.4 С ноября 1946 года по март 1953 года не было официально открыто ни одного храма.

Сохраняя внешне ровные отношения с Русской Православной Церковью, власть пошла на ограничение ее влияния в обществе. А после смерти Сталина новое советское руководство, осудив прежний примиренческий курс государственно-церковной политики, встало на путь открытой конфронтации с Церковью.

 

Список научной литературыВасильева, Ольга Юрьевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные материалы ЦАМО РФ (Центральный Архив МО РФ)

2. Фонд 2-ой штурмовой инженерно-саперной Рогачев-ской краснознаменной бригады РГК. Оп.1. Д.8.2. Фонд тот же. Оп. 1. Д.26.3. Фонд тот же. Оп.1. Д.29.

3. Фонд 516 ООТП. Оп.182982. Д.1.

4. Фонд 516 ООТП. Оп.187899. Д.10.

5. Фонд 516 ООТП. Оп. 440789. Д.1.

6. Фонд 364 гв.тяж. САП. ОП.49660. Д.1.

7. Фонд тот же. Оп. 49660. Д.2.

8. Фонд тот же. Оп. 104301. Д.1.10.' Фонд тот же. Оп.104301. Д.5.

9. Фонд тот же. Оп.104301. Д.10.

10. Фонд тот же. Оп.116513. Д.10.

11. Фонд тот же. Оп.116513. Д.15.

12. Архивные материалы ГАПО (Государственный архив Псковской области)89. Фонд 1633. Оп.1. Д.1.90. Фонд 1633. Оп.1. Д.2.91. Фонд 1633. Оп.1. Д.4.92. Фонд 1633. Оп.1. Д.6.93. Фонд 1633. Оп.1. Д.7.94. Фонд 1633. Оп.1. Д.8.95. Фонд 1633. Оп.1. Д.19.

13. Архивные материалы АВП РФ (Архив внешней политики РФ)

14. Фонд 6. Оп.5. Пап.11. Д.99.108. Фонд 7. Оп.4. Пап.9. Д.5.

15. Фонд 7. Оп. 10. Пап.9. Д.39.

16. Фонд 7. Оп. 10. Пап.12. Д.145.

17. Фонд 7. Оп.10. Пап.23. Д.316.

18. Фонд 7. Оп. 12. Пап.10. Д.111. ИЗ. Фонд 7. Оп.21. Пап.7. Д.86.

19. Фонд 12. Оп.5. Пап.И. Д.494.

20. Фонд 12. Оп.6. Пап.9. Д.957.

21. Фонд 12. Оп.6. Пап.10. Д.1080.

22. Фонд 12. Оп.8. Пап.18. Д.126.1. Литература

23. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. 398с. Антирелигиозный сборник. М.: Безбожник, 1928. 143с.

24. Арсенкин В.К. Актуальные вопросы атеистической пропаганды. М.: Знание, 1969. 32с.

25. Балевиц З.В. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941-1944). Рига.: Зинате, 1967. 91с.

26. Барменков А.И. Свобода совести в СССР. М.: Мысль, 1986. 222с.

27. Безыменский Л.А. Разгаданные загадки третьего рейха: Книга не только о прошлом. М.: Изд-во Агентства печати новости, 1984. Т.2. 1941-1945. 400с.

28. Безыменский Л.А. Тайный фронт против фронта. М.: Изд-во Агентства печати новости, 1987. 276с.

29. Варичев Е.С. Православная церковь: история и социальная сущность.М.: Советская Россия, 1982. 191с.

30. Великая Отечественная война, 1941-1945: Энциклопедия / Гл.ред. М.М.Козлов. М.: Советская энциклопедия, 1985. 832с.

31. Верт Н. История Советского государства: 19001991. М.: Прогресс Академия, 1995. 543с.

32. Вещиков А.Т. Путь к атеизму. М.: Советская Россия, 1965. 160с.

33. Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР 1917-1968. М.: Прогресс, 1977. 251с.

34. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948. 192с.

35. Волков Ф.Д. Взлет и падение Сталина. М.: Спектр,1992. 335с.

36. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В.Сталина, в 2 кн. М.: Изд-во Агентства печати новости, 1989. Кн.2. 4.1. 432с.

37. Волокитина Т.В. "Холодная война" и социал-демократия в Восточной Европе 1944-46гг. М.: История-сервис, 1998. 223с.

38. Воронцов Г.В. Конституция СССР о свободе совести. Л. Знание. 1979. 36с

39. Воронцов Г.В. Массовый атеиз. Становление и развитие. Л.: Лениздат, 1983. 183с.

40. Вторая империалистическая война и церковь. Материалы к лекции. Л.: Безбожник, 1941. 28с.

41. Вторая мировая война: Итоги и уроки. М.: Воен-издат, 1985. 447с.

42. Геродник Г. Правда о Псково-Печерском монастыре. М.: Знание, 1963. 214с.

43. Гордиенко Н.С. Современное православие. М.: Мысль, 1968. 143с.

44. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987. 302с.

45. Гордун С. Русская Православная Церковь при Святейших аптриархаха Сергии иАлексии // Вестник русского христианского движения. 1990. N 158. СС. 82-142.

46. Государственно-церковные отношения в России (Материалы "круглого стола" в гуманитарном центре РАН). М.: РАГС, 1993. 244с.

47. Григорий (Чуков), архиепископ. Ленинград в дни Великой Отечественной войны // Журнал Московской Патриархии. 1944. N 10. С. 14-16.

48. Даниленко С.Т. Униаты. М.: Политиздат, 1972.223с.

49. Данилушкин М.Б., Никольская Т.К., Шкаровский М.В., священник Владимир Дмитриев, Кутузов Б.П. История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. 1917-1970. С-Пб.: Воскресение, 1997. Т. 1. 1020 с.

50. Джилас М. Лицо тоталитаризма. Пер. с серб.-хорв. М.: Новости, 1992. 541с.

51. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. М.: Политиздат, 1988. 381с.

52. Добрынин М. 50-летие епископского служения Святейшего Патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии. 1963. N 5. СС.66-71.

53. Добрычев В.П. В тени святого Юра. М.: Политиздат, 1971. 136с.

54. Жиромская В.Б. "Православный христианин" и "гражданин" Российской державы // Наука и религия. 1993. N9. СС.14-16.

55. Зуев Ю.П. Состояние и характер религиозности в социалистическом обществе / Религия в Советском обществе: причины сохранения и проблемы преодоления. М.: Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1989. С.3-28.

56. Исаев И.А., Омельченко О.Н. Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России / Сборник научных трудов Всесоюзного юридическо-. го заочного института. М.: ВЮЗИ, 1988. 167с.

57. Иннокентий (Павлов). Церковная жизнь Ленинграда во время блокады. 1941-1944. Л.: ЛДА, 1983. Машинопись. 20с.

58. История внешней политики СССР, 1917-1985: в 2 т. / Под ред. А.А.Громыко, Б.Н.Пономарева. М.: Наука, 1977. Т.1. 1917-1945. 519с.

59. История внешней политики СССР, 1917-1985: в 2 т. / Под ред. А.А.Громыко, Б.Н.Пономарева. М.: Наука, 1977. Т.2. 1945-1976. 678с.

60. Калинин Ю.А. Модернизм русского православия. Киев: Политиздат Украины, 1988. 75с.

61. Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945гг. Спб.: Спб.гос.техн.ун-т, 1995. 271с.

62. Клибанов А.И., Митрохин JI.H. Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988. 63с.

63. Клочков В.В. Религия. Государство. Право. М.: Мысль, 1978. 287с.

64. Кондакова Н.И. Церковь в условиях Великой Отечественной войны /Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (Материалы "круглого стола", посвященного 50-летию Победы). М.: РАГС, 1995. СС.40-48.

65. Кондакова Н.И., Майн В.Н. Интеллигенция России. 1941-1945. М.: Луч, 1995. 249с.

66. Копаница М.М. Критика концепции "коммунистического христианства"" современного русского православия. Харьков: Вишя школа, 1974. 145с.

67. Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и Церковь. 1917-1941 гг. Волгоград: Перемена, 1993. 217с.

68. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия в Хх веке. Киев. Вишя школа. 1988.179с.

69. Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941. Париж: Имка-Пресс, 1977. 615с.

70. Крахмальникова З.А. В поисках обещанного рая: очерки истории Русской Православной Церкви в XX веке. М.: 1993. 60с.

71. Кривошеин И. Мать Мария (Скобцова) // Журнал Московской Патриархии. 1970. N 5. СС.30-42.

72. Крупницкий Г.Б. Государство и религия. Сталино: Обл.кн.изд., 1959. 26с.

73. Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском обществе. М.: Политиздат, 1984. 255с.

74. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. Изд. 2-е, доп. М.: Мысль, 1975. 316с.

75. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире. М.: Знание, 1982. 64с.

76. Лобовик Б.А., Колодный В.Н., Филоненко Н.В. и др. Православие и современность: философско-социологический анализ. Киев: Наук.думка, 1988. 333с.

77. Материалы Поместного Собора 1945 года // Журнал Московской патриархии. 1943. N 2. С.3-85.

78. Материалы Собора епископов-1943 года // Журнал Московской Патриархии. 1943. N 1. С.3-35.

79. Мерцалов А.H., Мерцалов Л.А. Сталинизм и война: Из непрочитанных страниц истории (1930-1990-е). М.: Родник, 1994. 399с.

80. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. М.: Изд-во Отчий дом, 1994. 447с.

81. Митрополит Никодим (Ротов). Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви. Содоклад на Поместном Соборе 1971 года // Поместный Собор Русской Православной Церкви. 30 мая 2 июня 1971 года. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1972. СС. 31-35.

82. Митрополит Сергий (Страгородский). О деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны. Доклад на Соборе епископов 8 сентября 1943 года в Москве // Журнал Московской Патриархии. 1943. N 1. 327с.

83. Митрофанов Г. Православная церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. СПб.: Hoax, 1995. 117с.

84. Митрохин Л.Н. Марксисты и христиане // Коммунист. 1985. N 7. С.100-111.

85. Молоков В.А. Философия современного православия. Критический очерк. Минск: Высшая школа, 19687. 288с.

86. Московский Патриархат. 1917-1977. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1978. 88с.

87. Нежинский Л.Н. У истоков социалистического со-друдества. СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 40-х годов XX столетия. М.: Международные отношения, 1987. 272с.

88. Никольский Н.М.: История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. 445с.

89. Новиков М.П. Православие и современность. М.: Изд-во Моск.ун-та., 1065. 253с.

90. Одинцов M.И. Государство и церковь в России: XX век. М.: Луч, 1994. 271с.

91. Одинцов М.И. Еще одна попытка // Наука и религия. 1990. N 2. С.4-5.

92. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) / На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. СС. 29-71.

93. Патриарх Сергий и его духовное наследство. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1947. 335с.

94. Полосин B.C. Закон должен помогать духовному возрождению России // Наука и религия. 1993. N 9. СС.2-3.

95. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 509с.

96. Правда о религии в России. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1942. 457с.

97. Православное духовенство в Латвии. 1920 1940. Сборник документов. Рига: Латв.госуд.изд-во, 1962. 192с.

98. Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Париж: Имка-Пресс, 1977. 637с.

99. Русская православная церковь. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1980. 255с.

100. Русская православная церковь 988-1988. Очерки истории. 1917-1988. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. 111с.

101. Русская православная церковь. Устройство, положение, деятельность. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1958. 245с.

102. Советская внешняя политика,.1917-1945гг. Поиски новых подходов / Отв. ред.Нежинский Л.Н. М.: Международные отношения, 1992. 348с.

103. Спирин JI.M. Сталин и война // Вопросы истории КПСС. 1990. N 5. С.90-105.

104. Сталин и холодная война / Отв.ред.Чубарьян А.О. М.: ИВИРАН, 1997. 367с.

105. Суглобов Г.А. Союз кресте и меча (Церковь и война). М.: Воениздат, 1969. 145с.

106. Трухановский В.Г. Внешняя политика Англии в период Второй мировой войны (1939-1945). М.: Наука, 1965. 638с.

107. Тюрин Ю.П. Копье и крест. М.: Патриот, 1992.206с.

108. Флетчер У. Советские верующие. Социологическое исследование. 1987. N 4. СС.34-42.

109. Хиберт К. Бенито Муссолини. Биоргафия. Пер. с англ.'М.: Российская полит.энциклопедия, 1996. 416с.

110. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990 М.: Изд-во Московской патриархии, 1994. 252с.

111. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви. 1917-1997 М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 830с.

112. Шишкин A.A. Сущность и критическая оценка обновленческого раскола Русской православной церкви. Казань: Изд-во Казан.ун-та., 1970. 367с.

113. Шмеман А.Д. Богословская школа в СССР (19431955) // Вестник института по изучению СССР. Мюнхен. 1957. N 1. СС. 82-90.

114. Щапов Я.Н., Сахаров А.Н., Зимин A.A. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989. 719с.

115. Якунин Глеб, священник. В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина) // На пути к свободе совести. М.: Прогресс, 1989. С.176-184.

116. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 528с.

117. Chrysostomus J. Kirchengeschichte Russlands der neusten Zeit. Vol. 3. Munich-Salzburg, 1968.

118. Fletcher W. A Study in Survivai (The Church in Russia 1927-1943). London. 1965.

119. Fletcher W. The Russian Orthodex Church Underground 1917-1970. Oxford. 1971.

120. Kolarz W. Religion in the Soviet Union. London.1961.

121. Русская Православная Церковь в политике Советскогогосударства в 1943 1948 гг.07.0,0.02 От е ч е е Тв ён на % Ли То р и я.на Соискан.йё учёной степени доктора исторических наук